Зверь строит дом с бассейном. «Дом мы строим для зверей, будет всем им веселей». Занятие по конструированию в старшей группе. Если это внешний бассейн, тогда идеальным будет место

Не только люди думают о том, как обустроить свои дома. И если вы считаете, что птицам и насекомым абсолютно безразлично, где жить, вы сильно ошибаетесь. Сегодня Лайф #Дом покажет самые красивые и необычные дома, построенные животными, а также расскажет, какие из "архитектурных инноваций" братьев наших меньших использовал человек.

Обыкновенный общественный ткач

"Общественным" ткачом миниатюрная птичка называется потому, что живёт большими колониями - от ста особей и больше. Как правило, эти пернатые обитают в Южной Африке и способны строить дома, со стороны напоминающие большие стога сена, до 8 метров в высоту.

Несмотря на внешнюю небрежность, внутри такого "стога" находиться сложно: все гнёзда по-особенному структурированы, а их число может доходить до 300. К тому же в каждом из них живёт сразу пара птиц вместе с потомством.

В общем доме "общественных" ткачей поддерживается постоянный микроклимат, а все входы защищены от хищников специальными поперечными палочками.

Архитектор Руслан Кирничанский провёл "строительную" параллель между людьми и птицами:

"Ткач строит ячейки-квартиры, так же как люди строят социальное жильё, но если посмотреть с другой точки зрения, то ткач выбирает для строительства безопасное место - выше уровня земли, чтобы не допустить возможности пробираться хищникам к потомству. Люди ещё в древности взяли этот способ на вооружение и строили крепости и поселения на возвышенностях (холмах), чтобы иметь возможность увидеть раньше приближение недругов и обеспечить оборону".

Термиты

Термиты живут колониями в несколько миллионов особей, и те грандиозные насыпи высотой до 6 метров, что мы можем наблюдать в Африке или Латинской Америке, на самом деле только внешняя, наземная часть жилища такой колонии.

Термиты строят свои дома из собственной слюны и измельчённого дерева, образующих быстро затвердевающую смесь. Внутри термитник невероятно сложно устроен: в нём множество отдельных соединённых между собой камер для яиц и молодых личинок, особей-рабочих и особей-солдат (у термитов сложная кастовая система), а также своя система вентиляции, поддерживающая внутри термитника постоянный микроклимат.

Термиты продемонстрировали людям возможность организации мощной естественной вытяжки. Кроме каналов для прохода термиты строят воздушные шахты, позволяющие свободно циркулировать воздуху. При этом насекомые создают для некоторых помещений свой микроклимат.

Этот принцип помог людям в строительстве добывающих шахт и в организации тоннелей. Также "наработки" термитов применяют в строительстве метро, где необходима частая замена отработанного воздуха".

Рыжий печник

Небольшая птичка, обитающая в Латинской Америке, во время строительства гнезда переносит около 5 килограммов глины. Рыжие печники живут парами и место для строительства будущего гнезда тоже выбирают вместе.

Рыжие печники напоминают молодожёнов, которые решили начать возведение своего дома. Для этого они вместе выбирают участок и сообща начинают его строить".

Бобры

Бобры редко живут в одиночку, обычно это семья от пяти до восьми особей, причём дети продолжают жить с родителям до двух лет.

Бобры - истинные природные архитекторы: они сооружают фантастические конструкции, которые не способна сдвинуть с места вода. Бобровые навыки пригодились при строительстве плотин и ГЭС".

Бумажные осы

Своё название этот вид насекомых получил потому, что строит гнёзда, по виду очень напоминающие бумажные горшочки. Причём бумажные осы способны сооружать многоуровневые постройки, окружённые специальной оболочкой, защищающей потомство от дождя и холода.

вход" для самой осы.

Архитектор Руслан Кирничанский рассказывает о том, что видами ульев при проектировании своих юрт, возможно, вдохновлялись кочевники:

"Бумажные осы демонстрируют возможность строительства жилья из подручных материалов. Так, если перевернуть осиное гнездо, оно напоминает юрты и шалаши, которые ставят кочевники в степях, потому что такая форма конструкции лучше всего спасает от ветра".

Красноухий свистун

Самцы красноухих свистунов (равно как и другого похожего вида - атласных шалашиков) не умеют красиво петь и не обладают красивым оперением. Поэтому, чтобы привлечь самку в брачный период, они строят красивые дома-шалаши. Притом что никакого отношения к гнёздам эти шалаши не имеют, а используются только в период спаривания, самка же высиживает яйца в гнезде на дереве.

дом" различными цветными предметами. Чем красивее дом, тем больше шансов получить внимание самки. Особенно "пернатых девушек" привлекает синий цвет, поэтому самцы стараются принести к своему домику как можно больше предметов этого оттенка: от пластиковых крышек до шариковых ручек.

Архитектор Руслан Кирничанский считает, что люди почерпнули много навыков в строительстве именно у этих пернатых:

"Навыки красноухого свистуна направлены на привлечение внимания и передачу впечатления для самки, которая, увидев странную конструкцию, попадает под обаяние неказистого самца. Этот приём можно отнести к крупным застройщикам, которые возводят жилые комплексы сомнительного качества, но привлекательного вида и, завладев вниманием покупателей реализуют им свои квартиры".

Коралловые рифы

Кораллы (или, точнее, колонии коралловых полипов), в отличие от всех предыдущих "домов" нашего списка, никто не строит, а то, что мы видим, когда ныряем с аквалангом в Красное море, это "скелет", оставшийся после гибели множества живых полипов.

домом" для множества тропических видов рыб и млекопитающих.

Архитектор Руслан Кирничанский считает, что ещё древние города строились по принципу организации коралловых рифов:

"Кораллы - это пример лаконичной самоорганизации среды. На пустом, но благоприятном для проживания месте формируется поселение, которое начинает расти и в итоге превращается в огромный город. По этому принципу строились все древние города".

Игровой классный час во 2 классе «Мир животных»

Цели : развивать у учащихся познавательный интерес к окружающей среде; пополнить знания о животном мире.

Ход игры

I. Вступительное слово учителя.

ПЛАНЕТА-ДОМ

Есть одна планета-сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелетных,

Лишь на ней одной цветут

Ландыши в траве зеленой,

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивленно.

Береги свою планету -

Ведь другой, похожей, нету.

Я. Аким

Учитель . Сегодня мы с вами немного поиграем, выявим самых активных и любознательных. Наша игра называется «Мир животных».

Что включает в себя понятие «животный мир»?

Что нужно животным для жизни?

В лесу живет много зверей, птиц, насекомых, иных животных. Животный мир леса очень богат. Какие условия для них имеются в лесу?

Назовите животных по ярусам (животные нор, наземные звери и птицы, обитатели кустарникового яруса, обитатели крон и т.д.).

Земля - наш общий дом, ведь и растения, и животные живут в определенных местах, только там, где удобно и где они привыкли жить.

«Это мы, люди, - пишет М. Пришвин, - можем поменяться этажами, лесные обитатели этого не делают». Животные строго придерживаются своего яруса. - Какая же польза от лесных зверей и птиц?

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни...

В. Берестов

II. Основная часть игры.

В игре участвуют две команды.

1-й этап - «Разминка».

Учитель по очереди задает вопросы командам. За каждый правильный ответ -10 очков.

1-я команда

1) Кто собирает яблоки спиной? (Еж.)

2) Какая ягода бывает черной, красной, желтой? (Смородина.)

3) Кто спит вниз головой? (Летучая мышь.)

4) Что случается с пчелой после того, как она ужалит? (Умирает.)

2-я команда

1) Кто бежит, выставляя вперед задние ноги? (Заяц.)

2) Какая птица самая большая? (Страус.)

3) Что теряет лось каждую зиму? (Рога.)

4) Сколько ног у паука? (Восемь.)

2-й этап - «Заморочки из бочки».

Команды по очереди достают из бочки «заморочку» (вопрос) и отвечают на него. За каждый правильный ответ -10 очков.

1) Сколько крыльев у жука? (Четыре.)

2) Животное, которое строит дом на реке? (Бобр.)

3) Прилет каких птиц означает начало весны? (Грач.)

4) Родилась в воде, живет на земле? (Лягушка.)

5) Какой гриб носит название лесного хищного зверя? (Лисичка.)

6) Какое животное почти все время проводит под землей? (Крот.)

7) Трава, которую на ощупь могут узнать даже слепые? (Крапива.)

8) Какое животное в сказке превращается в царевну? (Лягушка.)

9) О каком животном написана книга «Му-Му»? (Собака.)

10) Какой породы был пес Артемон? (Пудель.)

3-й этап - «Гонка за лидером».

Суть этапа Щ какая команда быстрее ответит на вопрос. За каждый правильный ответ — 5 очков.

1) У кого уши на ногах? (Кузнечик.)

2) Маленькая лошадь? (Пони.)

3) Самое длинноногое животное? (Жираф.)

4) Кошка с кисточками на ушах? (Рысь.)

5) Мама ягненка? (Овца.)

6) Городское заведение для зверей? (Зоопарк.)

7) Братцы зайцев? (Кролики.)

8) Кто лечит животных? (Ветеринар.)

9) Какая птица строит гнезда на крыше домов? (Аист.)

12) Хищная ночная птица? (Сова.)

14) Самый крупный хищник? (Белый медведь.)

15) У каких птиц крылья покрыты чешуей? (Пингвины.)

16) Какая птица в нашей стране летает быстрее всех? (Стриж.)

17) Она похожа на тетрадь в линию? (Зебра.)

18) Кто легко меняет свою окраску? (Хамелеон.)

19) Самое крупное в мире млекопитающее? (Кат.)

20) Насекомое, способное поднимать вес, больше собственного? (Муравей.)

III. Заключительная часть.

Подведение итогов; награждение участников.

Когда ты идешь по тропинке лесной,

Вопросы тебя обгоняют гурьбой.

Одно «почему» меж деревьями мчится,

Летит по пятам за неведомой птицей.

Другое - пчелой забралось на цветок,

А третье - лягушкою скок в ручеек.

«Что» мышкой шныряет под листьями в норах,

«Кто» ищет в кустах притаившийся шорох,

Сидит «отчего» на зеленом листке,

«Куда» полетело верхом на жуке,

«Зачем» вслед за ящеркой влезло на пень...

Вопрос за вопросом, и так - целый день.

Пойдем-ка, дружок, по тропинке вдвоем

Ответы искать под зеленым шатром.

Постарайтесь из книг, познавательных телепередач еще больше узнать о жизни животных и растений.


Большинство животных находят себе жилище в укромных местах, пещерах на деревьях, под землей или в норах. Некоторые из них занимают чужое жильё. Но птицы, муравьи, пчелы и другие представители фауны строят свои гнезда, ульи или колонии для отдыха, для разведения и выращивания потомства. Существуют животные, которые невероятно тщательно относятся к процессу строительства, обустройства жилья, как настоящие архитекторы. Предлагаем обзор самых лучших архитекторов животного мира и их безупречные строения.

На планете Земля есть и другие животные достойные быть в списке самых талантливых архитекторов. Например, бобры, прекрасные строители дамб, которые способны перегородить русло реки и создать для себя пруд. В своем жилище из веток и грязи бобру тепло и безопасно. Муравьи - великолепные строители, способные в короткие сроки соорудить жилье для своих колоний под землей. Суслики талантливы в строительстве нор с системой ходов, которые создают целые города на несколько сот гектаров земли, где живут сотни особей. Пчелы - прекрасные умельцы в строительстве восковых сот для хранения меда и выращивания потомства. Хитрые пауки с секретной дверцей, которая крепится на шелковых нитях и мгновенно открывается, тоже способны построить целую систему туннелей.

10. Обыкновенный ткач


Птичка живет в Южной Африке, Намибии и Ботсване. Обыкновенные ткачи строят свои коммунальные гнезда из веток и травы на деревьях или других объектах, например, телефонных столбах. Их гнезда считаются самыми большими среди построенных птицами, в них могут разместиться несколько поколений, сотни пар птиц. Гнезда считаются коммунальными, так как одно большое состоит из множества отдельных гнездышек. В центре конструкции очень тепло, там птички собираются ночью, а во внешних гнездах температура днем составляет 7-80С, если снаружи 16-330С. Внешне сооружение напоминает стог сена, вход в гнезда расположены внизу конструкции.

9. Муравьи-портные/ Паук-листокрут




Всем известно, что муравьи живут колониями в муравейнике на земле или дереве, как красный европейский муравей. Муравей-ткач в Центральной Африке и Юго-Восточной Азии строит гнезда из живых листьев, которые крепит друг к другу шелковыми нитями. В таком коконе живет целая колония. Конструкция водонепроницаемая. Очень похожее жилище есть у паука-листокрута из Австралии. Единственное отличие состоит в том, что паук использует уже мертвый лист, скручивает его и выстилает шелковыми нитями. Лист располагается в центре паутины.

8. Шалашник с полуострова Чендравасих




Шалашник живет на полуострове Чендравасих в Индонезии. При строительстве гнезда самец использует траву и веточки. Строит он его в виде шалаша на земле, чтобы привлечь потенциальную самочку для создания семьи. Построить шалаш – это не конечная цель самца. Он также занимается дизайном интерьера и прилегающей территории, украшая все ягодами, цветами, жуками и другими яркими объектами для большей привлекательности. Самочка посещает гнездо, оценивает обстановку и уровень ответственности самца и принимает решение о создании семьи.

7. Термиты


Термиты в дикой природе северных районов Австралии демонстрируют непревзойденный архитектурный талант, сооружая термитники высотой до 10 м из грязи, переработанной ими глины, слюны и экскрементов. Эти сооружения оснащены туннелями, продуманной системой кондиционирования и расположены с севера на юг для правильной регуляции температуры. Их сооружения занимают акры земли. Кроме этого, там находится плесень, в которой они разводят потомство.


Известно, что пауки плетут паутину, но некоторые из них пошли еще дальше, например, как паук-листокрут или отдельные виды пауков Техаса и Канады, которые плетут паутину размером в несколько гектаров. Но паук, у которого в домике есть секретная дверь, превзошел всех. Живет он под землей в норке, которую роет сам. Используя почву, растительность и шелковистые нити, он сооружает дверцу для своей норки. Она можнет открываться и закрываться, и паук может молниеносно поймать жертву из засады. Когда дверца закрыта, то она хорошо замаскирована.

5. Индийский ткач / Оропендула-Монтецума




Индийский ткач живет в Индии и юго-восточной Азии. Птичка известна тем, что строит элегантные висячие гнезда. Но эти домики не являются необычными.


Далеко от этих мест в Карибском регионе другая птица, Оропендула-Монтецума, строит подобные висячие гнезда из травы и виноградной лозы для колонии из 30 особей. Они строят гнезда на высоких деревьях в лесу, в посадках или на плантациях, что и отличает их от индийских ткачей, которые свои гнезда размещают на колючих деревьях над водой.

4. Бумажная оса




В то время как большинство ос не строят гнезд и предпочитают зантиимать чужое, бумажные осы строят элегантное жилище из пережеванных растений, древесины или стеблей, которые скрепляют вместе при помощи смолы, слюны и шелковистых нитей. Некоторые виды используют грязь. В гнезде есть соты с ячейками, как и у пчел в улье. Снаружи соты находятся в коконе из своеобразной бумаги. Гнездо за ножку крепится к ветке дерева. Осы распространяют вокруг гнезда особый запах, который отпугивает муравьев, которые не прочь воровать яйца. Гнездо строится в укромном месте.

3. Рыжий печник/ Ласточки




Дроздовый певун или рыжий печник использует грязь или навоз для строительства чаш на верхних частях кроны деревьев, столбов, где готовое гнездо высушивается на солнце. В результате получается прочное жилище и место для выращивания потомства. Гнездо не подвластно ветру и в любую погоду пригодно для жилья. Многие виды ласточек тоже используют грязь и слюну для строительства гнезд. Они строят свои гнезда колониями вблизи жилища человека. Размер гнезд ассоциируется с количеством яиц, снесенных видами ласточек.

2. Сфецида


Сфецида строит свои элегантные гнезда в форме цилиндричной трубки похожей на трубки органа или панфлейту из грязи и рвотных масс на основаниях мостов, стенах, скалах и других поверхностях. У осы гнездо получается простой формы, в виде амфоры, затем гнезда соединяются вместе при помощи грязи. В гнезде сфециды находится множество ячеек не для размещения яиц, а для «узников», например, пауков, чтобы они не могли сбежать сфецида их парализует. Затем ее личинки съедают добычу.

1. Майская муха




Майская муха – это подводный архитектор в своем роде. В состоянии личинки муха с трудом передвигается в ручьях, прудах и других пресных водоемах, где и обитает в песке, подводных растениях, там, где может укрыться. Все, что найдет, муха крепит к своему кокону при помощи шелковистых нитей, вырабатываемых ее железами. В таком закамуфлированном убежище личинка растет, питается и дышит. Вокруг себя она ставит «сети» для ловли добычи.
Если же животное не может побеспокоиться о себе само, тогда человек обустраивает ему

Наталья Степановна Савостьянова
«Дом мы строим для зверей, будет всем им веселей». Занятие по конструированию в старшей группе

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Заиграевский детский сад «Сказка»

конспект

образовательного события

по образовательной области «познание. познавательно – исследовательская и продуктивная (конструктивная ) деятельность»

«ДОМ МЫ СТРОИМ ДЛЯ ЗВЕРЕЙ ,

БУДЕТ ВСЕМ ИМ ВЕСЕЛЕЙ »

(СТАРШАЯ ГРУППА )

Воспитатель : Савостьянова Наталья Степановна

п. Заиграево 2013 год

Цель : закреплять умение строить дом из деревянных кубиков, используя ранее полученные умения и навыки, воспитывать желание помогать, быть нужным, учить работать в коллективе, уметь решать проблемы, мыслить, делать выводы, радоваться, воспитывать интерес к занятию .

Интеграция образовательных областей : художественное творчество, познание, социализация, коммуникация, художественная литература, физическая культура.

Воспитатель : Ребята, беда случилась в нашем лесу,

Зима слишком холодна и суровая она,

Там зверюшки замерзают , от мороза убегают.

И сегодня они в детский сад прибежали,

Нужно нам их здесь согреть, пожалеть,

Будем мы им помогать .

Что – то нужно предпринять!

Дети : Мы им дом построим ,

Пусть они в нем живут,

Своих деток берегут.

Дети : А какие зверята прибежали из леса ?

Воспитатель : А кто пришел из леса к нам, мы с вами узнаем, если загадки отгадаем.

1 загадка : Маша в сказке с ним играет,

Им там ловко управляет,

Ну а он такой большой,

Дружит с нею он одной?

(Медведь)

2 загадка : В сказках Пушкина живет

И там песенки поет!

(Белка)

3 загадка : Дед Мазай его спасал,

Чтобы там он не пропал.

(заяц)

Воспитатель : Вы загадки отгадали,

Всех зверюшек вы назвали .

Знаю я, что вы и я

(хором) Вместе дружная семья!

Воспитатель : Вот, ребята, у нас есть и деревянные кубики и пластмассовые и поролоновые. А как вы думаете, из какого материала нам лучше построить дом для зверят ?

1 ребенок : Дом из дерева прочней,

Будет он для них теплей !

2 ребенок : Если б был у вас кирпич,

Мы бы выбрали его,

Ведь кирпич он не горит,

Прочностью всех удивит.

3 ребенок : Вы не спорьте, друзья,

Раз уж нету кирпича.

Будем строить деревянный .

В таком доме я живу.

Там тепло и хорошо,

И уютно и светло!

4 ребенок : Может, спросим у зверюшек , что им лучше и теплей.

(стук в дверь. Появляется лесная фея с белкой, зайчиком и медведем в руках)

Лесная фея : Узнала я, что случилась беда

И скорей поспешила сюда.

Сейчас я палочкой взмахну

И зверюшек в говорящих превращу,

Чтоб чудеса сейчас свершились,

Ваши глазки быстро закрылись !

(дети закрывают глаза, выходят белка, заяц, медведь)

Лесная фея : А теперь, друзья, пора

Можно открывать глаза

(Дети открывают глаза, радуются зверям , здороваются с ними)

Звери : Очень рады мы, ребята,

Что заботой окружили,

Нас согрели, накормили.

Чтобы зиму пережить,

Будем в любом доме жить .

5 ребенок : Будет дом вам деревянный ,

Не печальтесь, не грустите.

Сядьте вместе, отдохните.

Про себя вы расскажите.

Белка : Дружно мы в лесу живем,

Некогда нам там лениться,

Нужно шишек запасти

И в дупло их унести.

Заяц : Чтобы волк не догнал.

Я быстро шубку поменял !

Медведь : Ну а я стал замерзать,

Белку с зайцем стал я звать.

Чтобы в «Сказку» к вам прийти,

И чтоб нам вы помогли.

Воспитатель : Зверятам помощь так нужна ,

За дело взяться нам пора!

(Дети начинают строить дом из деревянных кубиков, советуются, как сделать лучше, высказывают свои идеи, тихонько переговариваясь между собой)

Воспитатель : Для чего человеку нужен дом?

Дети : 1. если дом есть у тебя, это очень хорошо.

Значит, ты кому – то нужен.

В доме ты с семьей живешь,

Своих близких бережешь.

2. Дом – это где ты можешь отдохнуть, уединиться, без дома нам никак нельзя. Где дом, там и твои друзья.

3. каждый ребенок или зверенок

Должен иметь, конечно, свой дом,

И тогда всегда, везде

Будет мир на всей земле !

Дети : Ну вот и все, дом готов!

(Дети самостоятельно построили дом , в ходе работы уточняла, на какую геометрическую фигуру похож кубик, кирпичик, прошу показать, какая деревянная фигура похожа на треугольник, цилиндр)

Звери : Спасибо, ребята,

Вы очень добры.

Мы зиму здесь поживем,

Как потеплеет, в лес уйдем,

Заботу вашу не забудем ,

И благодарны всегда будем !

Заяц : Вы лесок к нам весной приходите,

И друзей своих приводите!

Воспитатель : Я рада, ребята, что вы все дружны,

Зверятам из леса вы помогли .

И вместе их спасли от беды!

Лесная фея (подает детям макет домика для игры)

Домик вам я подарю

И вас всех благодарю!

Вы умны и все дружны,

Вы проблему зверей решили ,

Чем меня вы удивили.

И желаю вам я всем ,

Когда нужно, помогай,

В беде друзей не оставляй!

(Дети и зверята говорят «Спасибо» и прощаются с лесной феей)

Воспитатель : Ребята, а давайте поиграем с нашими зверятами .

Белка, медведь и заяц садятся на стульчики и засыпают. Вокруг мы ставим елочки и говорим, идя по кругу)

Мы из «Сказки» , мы гуляли.

Вдруг зверят мы увидали .

Все они под елкой спят,

И на нас не глядят.

Мы вокруг все их ходили

И зверят мы всех будили .

Ну – ка, зверюшки , все вставайте,

И нас скорее догоняйте!

(зверята просыпаются и догоняют детей)

Звери : Поиграли мы на славу, но пришел час прощаться. Спасибо за домик! Приходите к нам в гости!

Прощаемся со зверятами .

Викторина по окружающему миру (3 класс) по теме: "Лес"

- Здравствуй, лес, дремучий лес, полный сказок и чудес!
Ты о чём шумишь листвою ночью тёмной, грозовою?
Что нам шепчешь на заре, весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится? Что за зверь? Какая птица?
Всё открой, не утаи: ты же видишь, мы свои.
С. Погореловский

Учитель: Лес – дом для растений и животных, как для нас – наши квартиры. И этот дом, как и наши дома, - тоже многоэтажный.

Первый гейм – "Ярусы леса"

1.Зимой и летом одним цветом. (Ель)
2.У меня длинней иголки, чем у ёлки.
Очень прямо расту в высоту. (Сосна)
3.Клейкие почки, зелёные листочки.
С белой корой расту под горой. (Берёза)
4.Что за дерево стоит – ветра нет, а лист дрожит? (Осина)
5.В сенокос – горька, а в мороз – сладка. Что за ягодка? (Рябина)
6.Красненькая Матрёшка, беленькое сердечко. (Малина)
7.Беленькие горошки на зелёной ножке. (Ландыш)
8.Синенький звонок висит, никогда он не звенит. (Колокольчик)
9.Мягок, а не пух, зелен, а не трава. (Мох)
10.Как называется фундамент в лесном доме. (Почва)

Учитель: Почему лес напоминает многоэтажный дом? Но ведь в этом доме кто- то должен жить.

Второй гейм - "Лесные жители"

1.Зимой спит – летом ульи ворошит. (Медведь)
2.Без крыльев, а быстрее птицы с дерева на дерево перелетает. (Белка)
3.Зубовато, серовато, по полю рыщет, телят, овец ищет. (Волк)
4.У кого из зверей хвост пушистей и длинней? (Лиса)
5.Маленький, беленький по лесочку прыг – прыг, по снежочку тык – тык. (Заяц)
6.Далеко мой стук слышится вокруг, червякам я враг, а деревьям друг. (Дятел)
7.Загорелись, как пожар, на рябине кисти.
Катится навстречу шар из осенних листьев.
Ты его не узнаёшь? Приглядись – ка! Это …(Ёж)
8.Есть на речке лесорубы, в серебристо – белых шубах.
Из деревьев, веток, глины строят прочные плотины.(Бобры)
9.В воде родится, а воды боится. (Стрекоза)
10.Над цветком порхает, пляшет,
Веерком узорным машет. (Бабочка)

Учитель: Чем же ещё богат лес?

Третий гейм – «Дары леса»

1.Растут на ветке группками, покрытые скорлупками. (Орехи)
2.На припёке у пеньков много тонких стебельков, Каждый тонкий стебелёк держит алый огонёк. (Земляника)
3.И на горке, и под горкой, под берёзой и под ёлкой,
Хороводами и в ряд в шляпках молодцы стоят. (Грибы)
4.Бусы красные горят, из кустов на нас глядят.
Бусы эти не простые, виноградинки лесные. (Брусника)
5.Злая, как волчица, жжётся, как горчица!
Что это за диво?
Это же - … (Крапива)
6.Не балует дуб детей, одевает без затей:
Все в его семейке носят тюбетейки. (Жёлуди)
7.Каждой весною лапы еловые
Старые лампы меняют на новые. (Шишки)
8.С моего цветка берёт пчёлка самый вкусный мёд. (Липа)
9.Тонкий стебель у дорожки, на конце его – серёжки.
Нам он, как хороший друг, лечит ранки ног и рук. (Подорожник)

10.Царь грибов на толстой ножке – самый лучший для лукошка.
Он головку держит смело, потому что гриб он… (Белый)

Учитель: Человек многим обязан природе, лесу. Чем же дорог лес? Для чего он нужен людям?

(Ответы детей заранее написаны на плакате или сделана презентация)

Лес – это наше богатство!

Лес – это дом для зверей и птиц.

Лес – это кладовая, щедро отдающая свои дары.

Лес – это зелёный наряд нашей Земли. Там, где лес, всегда чистый воздух.

Предварительный просмотр:

ВИКТОРИНА - ПУТЕШЕСТВИЕ “ЖИВАЯ ПРИРОДА” (3 класс)


Форма : викторина-путешествие, урок-игра.
Цели :

  1. Пробудить интерес к урокам окружающего мира
  2. Воспитывать наблюдательность
  3. Развивать мыслительную деятельность.

Оборудование : жетоны, карточки-задания в конверте, грамзаписи песен о природе (“Пропала собака”, “Люси”, “В лесу родилась елочка” и др.), медаль из фольги “Друг природы”, приз или грамота, осенние листья.

Учитель : Сегодня мы с Вами проведем необычный урок-викторину по теме: “Живая природа”. Отправимся по лесной тропинке, будем делать несколько остановок. Все дети примут участие, и мы сможем поощрить самого лучшего друга природы. За каждый правильный ответ на каждой остановке свой жетон получит тот ученик, который не только правильно ответит, но и выполнит все правила поведения в лесу.

Остановка 1 . “Зеленый друг”

Нарисована таблица “Лес”, на столе карточки лежат под номерами.

  1. Какие хвойные деревья и кустарники растут в наших лесах?
  2. Какое хвойное дерево на зиму сбрасывает свои листья-иголки?
  3. Кому нужны дуплистые деревья?
  4. Какое растение называют заячьей капустой?
  5. Какую ягоду называют северным гранатом?

Правильные ответы :

  1. Ель, сосна, лиственница, можжевельник, пихта, кедр.
  2. Лиственница.
  3. В дуплах старых деревьев гнездятся птицы, живут звери.
  4. Кислицу, трилистник.
  5. Костянику.

Остановка 2 . “Остроглаз”

  1. Как по клюву различить молодого грача и взрослого?
  2. Какая птица умело подражает голосам многих птиц?
  3. Кто кукует (самец или самочка)?
  4. Почему у березы молодые листочки клейкие?
  5. Что означает “плач” березы весной?

Правильные ответы :

  1. У взрослого грача основание клюва белое.
  2. Скворец.
  3. Самец.
  4. Смолистые вещества защищают листья от заморозков.
  5. Сокодвижение.

Остановка 3 . “Музыкальная пауза”

Звучат отрывки песен, необходимо продолжить песню.

Остановка 4 . “Лесная аптека”

  1. Какое болотное растение можно использовать вместо йода и ваты?
  2. Какая ягода заменяет лимон?
  3. Листья какого растения можно приложить к ране?
  4. Какую траву любят кошки? При каких болезнях она применяется?
  5. Какими лечебными свойствами обладает мать-и-мачеха?

Правильные ответы :

  1. Торфяной мох или сфагнум.
  2. Клюква содержит лимонную кислоту.
  3. Подорожника.
  4. Валериану. При сердечно-сосудистых заболеваниях, при неврозах.
  5. Отвар из цветков и листьев мать-и-мачехи - хорошее средство от кашля.

Остановка 5 . “Маленькие тайны природы”

  1. Почему крапива жжется?
  2. Как называется гнездо белки?
  3. Назовите хищное насекомое, питающееся в воздухе.
  4. Зайчиха может приносить приплод два-три раза в году. Как называют зайчат каждого выводка?
  5. Какой зверь строит дом с бассейном?

Правильные ответы :

  1. В острых волосках на листьях крапивы есть муравьиная кислота. При прикосновении к коже кончик волоска ломается, стенки волосков делают ранку на коже, жидкость выливается в ранку и вызывает жжение.
  2. Гайно. Шарообразное снаружи гнездо замаскировано листьями, ветками ели, внутри выстлано мхом, травой и т.д. У заботливой матери-белки бывает от трех до пяти гнезд.
  3. Стрекоза.
  4. Зайчата 1 выводка: “настовики”, т.к. они появляются, когда на снегу есть наст; летние зайчата - “колосовики” или “травники”; осенние - “листопадники”.
  5. Бобр.

Итог викторины

Учитель : Кто получил жетоны - встаньте. Молодцы! Посчитаем, кто же победитель. Если равное количество жетонов набрали несколько человек, выберем победителя, кто первый ответит:

  1. Какая охота разрешена в лесу в любое время года?(фотоохота )
  2. Каковы причины лесных пожаров?(молния, не потухший костер, окурок )
  3. Паук усиленно плетет сети к какой погоде?(к сухой ).

Лучший друг природы _________________. Победитель викторины получает медаль “Друг природы”, приз или грамоту.

Другие ребята получают за данные жетоны на остановках в память об уроке-викторине - осенние листья.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: