Саамы карелия. "Жители окраинной земли": кольские саамы. Саамы в художественной литературе

Саамы - один из наиболее своеобразных и даже загадочных уральских народов. По языку они довольно близки (хотя не до степени взаимопонимания) к прибалтийско-финским народам, однако по своим историческим судьбам, традиционной культуре, антропологическому типу и, наконец, происхождению саамы резко отличаются от них и, в общем-то, стоят особняком среди уральских народов вообще.Самоназвание саамов (в зависимости от диалекта) - саамие, сапме/сабме, саамм и т.п., родственно названию одной из группы финнов, хяме , а слово finn изначально означало именно саамов. Этим совпадениям не следует удивляться: история прибалтийско-финских народов тесно переплетена. Ещё тысячу лет назад саамы жиле на юге нынешней Финляндии, и именно проникновение туда с юга новых насельников - суоми и хяме - стало виной заметного отступления саамского ареала к северу.Впервые саамы упоминаются, очевидно, у Тацита (I век н.э.), под именем Fenni - народ, живущий далее на восток от эстиев, не знающий земледелия и ведущий кочевой образ жизни - видимо, именно по этой причине и возник этноним finn-, от германского корня со значением ‘находить, искать’ (гот. fin?an, швед. finna, нем. finden). Затем этот этноним встречается в VI веке у Прокопия Кесарийского (Skrithifinoi), у Равеннского географа (Sirdifenni и др.), у Иордана (Finni, Screrefennae) и в VIII веке у Павла Диакона (Scritofini) - эти формы отражают, видимо, германское (скандинавское) словосложение с первым компонентом от древнескандинавского skrida ‘ходить на лыжах’; речь в этих источниках также идёт о предках саамов.В сочинении Саксона Грамматика «О деяниях данов» (ок. 1100 г.) и в скандинавских сагах по крайней мере с рубежа XII-XIII веков появляется другое название саамов: др.-норв. Lappir (множ.ч.) - и их страны: лат. Lappia, используемое и сегодня в большинстве европейских языков (шв., англ. lapp ‘саам’, ф., кар. lappi ‘тж’ и т.д.). Происхождение этого имени нельзя считать окончательно выясненным, но представляется вполне приемлемой гипотеза Эркки Итконена, по которой lapp представляет собой перевод на древнешведский язык старого (ныне исчезнувшего) племенного самоназвания саамов, зафиксированного ещё в «Grammatica Lapponica» (1743) Хенрика Ганандера, wu?wi?sh :, которое являлось, видимо, производным от саамского слова со значением ‘клин, вставка в одежде’ - ср. шв. lapp ‘лоскут ткани, кожи’ (откуда семантически - ‘клин, вставка (в одежде, обуви)’. не очень ясно, о каком именно клине идёт речь, но обращает на себя внимание то, что с лову с таким же значением ‘клин’ возможно возводить и самоназвание води, и др.-рус. этноним Чудь. Финско-карельское название саамов lappi было заимствовано из скандинавских языков, и, очевидно, перешло в др.-рус. язык в форме Лопь (в источниках - по крайней мере с середины XIII века), отсюда рус. лопари - старое название саамов.Важно, что уже самые ранние источники говорят о саамах как о народе, не знающем земледелия, охотничьем, ведущем подвижный образ жизни. Это согласуется с данными этнографии, однозначно свидетельствующими о длительном сохранении у саамов не только охотничье-рыболовческого в своей основе хозяйства, но и соответствующих ему архаичных форм социальной организации, материальной и духовной культуры: системы территориально-хозяйственных объединений-сийд с общими поселениями в виде так называемых «зимних деревень» и сезонным обитанием малых групп на промысловых угодьях; связанных с этой системой форм жилища (стационарная полуземлянка, так называемая веж’ и переносное жилище типа чума, кувакса ); особых саней, сохраняющих форму лодки (так называемая «саамская кережка»; своеобразного, очень хорошо приспособленного к условиям Субарктики национального костюма; института шаманов-нойдов; культ священных камней-сейдов. Саамы, таким образом, резко отличаются в культурном отношении от своих соседей - прибалтийских финнов, скандинавов, русских.Не менее своеобразен и антропологический (расовый) тип саамов - они принадлежат к так называемой лапоноидной расе, которая характеризуется низким ростом, сочетающимся с большой длиной туловища относительно ног, относительно слабо (на европеоидном фоне) развитым третичным волосяным покровом, относительно более тёмной, чем у их соседей - прибалтийских финнов и скандинавов - окраской волос и глаз (при этом саамы безусловно принадлежат к светлоокрашенным популяциям, они более светловолосы и светлоглазы, чем монголоиды и южные европеоиды), особенностями строения черепа: брахи- или мезокранией, очень низким уплощённым (на европеоидном фоне) лицом с широким лбом и относительно маленькими размерами глазниц, слабо выступающими носовыми костями, низкой переносицей и вогнутой формой спинки носа.Сочетание в этом типе европеоидных и монголоидных черт раньше было принято объяснять результатом древнего смешения северных светло-окрашенных европеоидов и сибирских монголоидов в лесной зоне Восточной Европы, однако исследования последних десятилетий позволяют отказаться от этой точки зрения и принять гипотезу, высказанную уже полвека назад Виктором Валериановичем Бунаком - о сохранении в антропологическом типе саамов расовых черт древнейшего населения севера Евразии, обитавшего в верхнем палеолите в предледниковой зоне и представлявшего собой особый неспециализированный расовый тип, в котором не развились до конца ни европеоидные, ни монголоидные особенности. По-видимому, лапоноидный тип следует рассматривать как западный вариант более широкого древнего комплекса, представленного сегодня также так называемыми сублапоноидным, субуральским и уральским типами, распространёнными в лесной и субарктической зоне Евразии от Фенноскандии до Енисея преимущественно у народов, говорящих на языках уральской языковой семьи (от саамов до селькупов), и их соседей. Для всех этих типов характерно противоречивое сочетание монголоидных (прежде всего - уплощённое лицо, низкий рост, слабое развитие третичного волосяного покрова, относительно слабое выступание носа, в большинстве случаев - вогнутая или прямая форма спинки носа) и европеоидных (прежде всего - светлая пигментация, низкое по монголоидным масштабам и - опять-таки по монголоидным масштабам - относительно профилированное лицо) признаков, восходящее, по-видимому, к древнейшему неспециализированному типу населения севера Евразии, который можно называть древнеуральской расой. Следует полагать, что ещё с неолитического времени происходила постепенная метисация носителей древнеуральского типа с северными европеоидами на западе, в Прибалтике и на территории Европейской России, и с континентальными (в основном - байкальскими) монголоидами на востоке, в Средней и Западной Сибири и на Урале. В наиболее чистом виде этот архаичный тип сохранился на западе у саамов (лапоноидная раса), а на востоке у манси (уральская раса). Очевидно, сохранение столь архаичного антропологического типа на севере Фенноскандии связано с тем, что местное население развивалось в условиях относительной изоляции, что находит себе подтверждение и в данных палеобиогеографии и археологии.По всей видимости, саамы являются прямыми потомками древнейшего (по крайней мере - неолитического) населения Северной Европы. Не исключено, что население это первоначально говорило не на финно-угорском, а на так называемом палеоевропейском языке неизвестной генетической принадлежности: в саамском языке обнаруживается достаточно мощный пласт слов (в том числе и относящихся к т.н. базовой лексике: , например ‘вода’, ‘земля’, ‘дерево’, ‘камень’, ‘ветер’ и др.), не имеющих надёжных параллелей в уральских языках, да и в языках каких-либо других семей. Возможно, что переход живших в Фенноскандии палеоевропейских предков саамов на финно-угорский язык, близкий раннему прибалтийско-финскому происходил в течение I тыс. до н.э. - I тыс. н.э. вследствие усиливающегося влияния с востока (в эпоху поздней бронзы и раннего железа), и завершился окончательно лишь в позднем средневековье, в эпоху сложения современной этнической территории саамов и связанных с ней внутрисаамских миграций и контактов.Следует полагать, что ещё в конце I тысячелетия н.э. территория современных Финляндии, Карелии и значительная часть Русского Севера были заняты относительно редким населением, говорившем на (древне-)саамских диалектах (Микко Корхонен считал даже возможным говорить о "южно-саамской" группе диалектов, противопоставляемой "северно-саамской" - той, с которой мы имеем дело сегодня).Это население постепенно было частично вытеснено на север, частично ассимилировано продвигавшимися с юга финнами, карелами и русскими. Первоначально (в XIII-XVI веках) это продвижение на территории современной Финляндии носило характер торговой экспансии, связанной с основанием факторий, сбором более или менее систематических податей мехами с охотничьего саамского населения. О масштабах этой экспансии и степени влияния южных торговцев на образ жизни саамского населения центральной Финляндии свидетельствует происходивший в это время процесс образования больших саамских зимних деревень в этом регионе, явно обусловленный развитием торговли. Постепенно складывается так называемая ‘лопарская система налогообложения’ - система зависимости определённых групп саамов от определённых торговцев, которая в XVI веке приобрела уже вполне официальные формы. Начиная со второй половины XVI века (на Русском Севере - ещё раньше) саамские земли начинают систематически осваиваться приходящими с юга земледельцами, практиковавшими подсеку, площадь лесных угодий резко сокращается и саамское население, лишённое возможности ведения традиционного хозяйства, ассимилируется или уходит на север.Очевидно, в период, когда охотничье-рыболовческое саамское население нынешних Карелии и Финляндии начало испытывать всё усиливающееся давление с юга, на северо-западе саамской территории, в горной тундре Северной Норвегии саамы переходят к крупномасштабному оленеводству (не ранее XIII века): хотя содержание прирученных ездовых оленей и оленей-манщиков для охоты на диких северных оленей было известно предкам саамов, видимо, издревле (в источниках олени у саамов упоминаются с конца IX века), широкое распространение крупного выпасного оленеводства и специализированного кочевого образа жизни у саамов имело место лишь в XVI-XVIII веках (первые письменные свидетельства - с середины XVI века), что позволило саамам широко расселиться в горной тундре Скандинавии, проникнув довольно далеко на юг во внутренних районах Норвегии и Швеции. Вероятно, эти процессы были связаны с экономическим и этносоциальным кризисом лесных саамов в Финляндии и Карелии в условиях постепенного освоения их земель южными соседями, а также - с истреблением диких северных оленей в силу интенсификации промысловой охоты на них вследствие втягивания саамов в систему северноевропейской торговли (ср. аналогичные и почти одновременные процессы у тундровых ненцев).Так, к XVIII-XIX векам сформировалась в основном сегодняшняя этническая территория саамов, и на базе древнего саамского «лесного» (охотничье-рыболовческого) уклада сложилось в общих чертах оленеводческое хозяйство с соответствующими ему формами материальной и духовной культуры и социальной организации, характерное сегодня прежде всего для саамов внутренних (горно-тундровых) районов Швеции и Норвегии, финских саамов районов Утсйоки, Муонио, к западу и северу от оз. Инари, в значительной мере - и для некоторых групп саамов Кольского полуострова. В то же время некоторые саамские группы сохраняют более архаичный экономический уклад с меньшей долей оленеводства (или почти полным его отсутствием), базирующийся на озёрном и речном рыболовстве и охоте (саамы Инари, речные саамы на севере Норвегии, лесные саамы лесной зоны Шведской и Финской Лапландии, отчасти - кольские саамы, доля оленеводства у которых сократилась в силу конкуренции с оленеводами коми-ижемцами, переселившимися на Кольский п-ов во второй половине XIX века). У другой части саамов, издревле населявшей морское побережье Норвегии и представляющей собою, возможно, потомков создателей ещё мезолитических прибрежных культур Фосна и Комса, крупное оленеводство не получило распространения, и сохранился хозяйственный уклад, базирующийся на морском рыболовстве - это так называемые ‘морские’ или ‘береговые саамы’ Норвегии, составляющие сегодня самую крупную (более 15 тыс. человек) культурно-хозяйственную группу в составе саамов.Таким образом, на протяжении последних тысячелетий саамы находились в непрерывном контакте с прибалтийскими финнами и со скандинавами, что отражено в наличии значительного слоя прибалтийско-финских и древнескандинавских (затем - норвежских и шведских) заимствований в саамском языке. Контакты с русскими были более поздними, русские заимствования проникли в основном в кольско-саамские диалекты. Ряд ненецких слов, обозначающих специфические ненецкие реалии (например - названия таких видов одежды как малица, совик, пимы) попали в кольско-саамские диалекты вместе с этими реалиями от ненцев, переселившихся в конце XIX века на Кольский п-ов вместе с коми-ижемцами. Кроме того необходимо отметить, что саамы могли иметь какие-то более ранние контакты с ненцами, скорее всего - через Канин и Кольский полуострова: канинских ненцев местные русские до сих пор называют лопарями .Вместе с тем, следует сказать, что предполагавшаяся ранее некоторыми исследователями особая близость лексики саамского и самодийских языков, на основании чего даже выдвигалась гипотеза о самоедоязычности протосаамов до их перехода на финно-угорскую речь, не выдерживает критики: объём сепаратных саамско-самодийских лексических параллелей не столь значительно превышает объём сепаратных схождений между любыми другими произвольно взятыми группами уральских языков, чтобы можно было говорить об особых отношениях. Лучшее сохранение части прауральской лексики в саамских и самодийских языках, занимающих северную периферию уральского ареала и функционировавших в близких природных условиях вполне естественно.Примерно с XIII века саамы Карелии и Кольского полуострова (по крайней мере - его южного, Терского берега) попадают в зависимость от Новгорода. Примерно с этого же времени южные группы скандинавских саамов становятся данниками Швеции и Норвегии. Однако систематический интерес к нынешним саамским землям проявляется, и их реальное включение в состав этих государств происходит позднее - в XVI-XVII веках. В это же время начинается обращение саамов в христианство (лютеранство на западе, православие - на востоке), с чем связаны, в частности, первые опыты создания саамской письменности в Скандинавии (книги печатаются по-саамски в Швеции с начала XVII, в Норвегии - с XVIII века). В обращении русских (кольских) саамов в православие большую роль сыграл Печенгский монастырь (1550–1764 гг.). В настоящее время саамы Норвегии, Швеции и Финляндии - лютеране, саамы Кольского п-ва и небольшая группа саамов-сколтов, переселённых после выхода Финляндии из второй мировой войны и утери ею территории Печенги (ф. Petsamo) в район оз. Инари, - православные.В конце 1980-х годов общая численность саамов была около 50 тысяч, из них - в Норвегии 30 тыс. человек, в Швеции 15 тысяч, в Финляндии 3 тысячи и в России 1,8 тыс. человек. Последние десятилетия отмечены подъёмом национального самосознания саамов, ростом влияния национальных организаций как внутри соответствующих гоударств, так и на международном уровне.


Саамы - малочисленный северный народ. Их численность по разным подсчетам колеблется от 60 до 80 тысяч человек. Представителей этой народности можно встретить на территории Финляндии, Швеции, Норвегии и России. Согласно данным Всероссийской переписи населения, предоставленным в 2010 году, на территории РФ насчитывается около 1800 саамов. Несмотря на малочисленность, саамы стремятся сохранять самобытность, соблюдать древние обычаи и свои особенности быта.


Лапландинцы, лопари, саамы

Столь малочисленный народ несколько раз за историю своего существования менял название. Традиционно саамов относят к фино-уграм, но многие ученые склоняются к тому, что прямыми их предками были представители более древней народности - псковской чуди.


Русские и скандинавы ввели свои названия саамов «лопари», «лопь», «лапняне». Чуть позже их нарекли «лапландинцами», а территорию, на которой они обитали - Лапландией. Впоследствии самоназвание саамы стало наиболее распространенным и закрепилось в сознании современников.


Перемены в их размеренную жизнь внесла вторгшаяся цивилизация, особенно сильно на традиционной культуре саамов отразились Великая Октябрьская революция и советские колхозы. Им пришлось ломать свои устои и осваивать новый образ жизни. Но сейчас многие саамы объединяются в группы, чтобы сохранить оставшиеся самобытные традиции и возродить утраченные.

Особенности саамов

Ученые и путешественники, которым довелось встречаться с саамами, описывают их по-разному. Судя по их наблюдениям, саамы имеют небольшой рост, худощавы и жилисты. Среди них сложно встретить упитанных людей, это связано с особенностями питания. Крупный череп, большие голубые глаза, покатый лоб, плоский нос, темные волосы - именно таким является обобщенный портрет представителей этой народности. Они ловкие, быстрые и выносливые, что обусловлено их полукочевым образом жизни.


Саамы осторожны, недоверчивы и подозрительны ко всему незнакомому - их замкнутость и среда обитания накладывают определенный отпечаток на психическое и эмоциональное развитие. Они хитры, порой бывают жадными и эгоистичными. В то же время, исследователи отмечают их верность и преданность партнеру, честность, гостеприимство. Обладают саамы и развитыми умственными способностями. Это подтверждает тот факт, что они сами полностью обеспечивают себя всем необходимым.


Традиционные занятия, блюда, наряды

Вплоть до XVII века единственными занятиями саамов были ловля рыбы и охота. А позже произошло активное развитие оленеводства, которое для многих стало основным промыслом. Саамы, живущие на побережьях, занимаются ловлей ценных видов рыбы. Также распространен пушной промысел.

Традиционная еда саамов - блюда из оленины, рыбные продукты. Большинство с удовольствием пьют оленье молоко и употребляют продукты, созданные на его основе.


Национальной одеждой мужчин и женщин является юпа (куфт) - суконная или холщовая рубаха прямого кроя. Мужчины подвязывали его кожаным поясом, на котором традиционно висели нож, огниво, кошелек и амулеты. Они также носили рубахи из яркого ситца в комплекте с суконными или кожаными штанами. Женщины наряжались в рубахи или сарафаны из сатина, дополнялся комплект передником. Зимой основой гардероба становилась одежда из шкур оленей и утепленные суконные шапки. Летом же голову замужней женщины украшает похожая на кокошник шамшура, а девушки носят повязку в виде цилиндра. В качестве обуви выступают каньги, основу которой составляют мех или замша из оленей шкуры. В холода используют яры - высокие меховые сапоги.

Религия саамов отличается в зависимости от их места проживания. В Скандинавских странах основная масса верующих исповедует лютеранство, в России - православие.

Жизнь современных саамов в Финляндии и в России

В последнее время в России уделяется немало внимания проблемам и сложностям существования и развития малых народов. Но тем не менее, саамы в Финляндии проживают в чуть более лучших условиях. Там существует культурная автономия, которая защищает права саамов как старейших жителей Финляндии. Их образ жизни, культурные и религиозные обычаи, национальные традиции защищены законом.


Российские саамы тоже стремятся к изучению своих корней. Молодые представители этой народности все активнее проявляют интерес к изучению родного языка, исторических фактов, культурных обычаев.

Необычные факты о саамах


Для возрождения и популяризации родного языка при поддержке зарубежных саамов в России было создано саамское радио. Его работа основана на энтузиазме активных представителей этого малого народа и позволяет привлечь общественность к проблеме исчезновения исторических диалектов.

У финских саамов существовала очень популярная единица измерения - поронкусема. Она обозначала расстояние, которое олень способен пройти без остановки до опорожнения, и равнялась приблизительно 7,5 км. В настоящее время это слово используется для обозначения заранее неизвестного расстояния.


Саамы имеют свою футбольную сборную, которая в 2006 году одержала победу на чемпионате мира по футболу среди непризнанных сборных.

Саамы, как и представители других северных народов, в древности кастрировали оленей зубами. Такой способ делал животных более послушными, но в отличие от полного удаления ножом, не влиял на выработку тестостерона, который помогает оленям набирать необходимую мышечную массу. Да и во времена неразвитой ветеринарии этот способ был более стерильным, чем оставление открытых ран.


Один из трагических эпизодов в истории саамов отражен в полнометражном фильме. Он был снят в 2008 году и носит название «Восстание в Каутокейно».

Кажется невероятной история о том, как .

Опыт стран Балтийского региона в области науки, высоких технологий и общественных институтов изучает вся Европа, а страны Скандинавского полуострова считаются одними из самых благополучных на континенте. Тем более парадоксально, что на территории этих стран рядом с современными городами и ухоженными деревушками живет народ, сохранивший тот уклад жизни, который он вел испокон веков. На протяжении долгих столетий рядом со стремительно развивающимися народами Северной Европы живут саамы, которые передовым технологиям предпочитают выпас оленей, рыбную ловлю и охоту.

Саамы, финны или лопыри?

Саамы – очень древний народ, возраст этого этноса насчитывает не менее 5000 тысяч лет. В письменных источниках первое упоминание о саамах датируется первым веком нашей эры.

Современные представители этого народа называют себя «сами» и «саами», но откуда произошло это самоназвание доподлинно неизвестно. Согласно наиболее распространенной версии, саами – топоним балтийского слова «zeme» — земля. Считается, что именно с этим самоназванием связано и финское название Финляндии – Суоми.

Ранее же другие народы Европы называли саамов иначе. Так, древнеримский историк Тацит называет их «fenni» и пишет о том, что это народ, «живущий далее на восток от эстиев, не знающий земледелия и ведущий кочевой образ жизни». Такое название народа — «fenni» — вероятнее всего происходит от немецкого корня со значением «находить», «искать» (finden). Более поздние историки и этнографы пишут о саамах, используя тот же этноним «finn». Византийский писатель VI века Прокопий Кесарийский называет этот народ «Skrithifinoi», более поздний географ из Равенны называет саамов «Sirdifenni», готский писатель Иордан называл их «finni», и т.д. Вполне очевидно, что и само название страны Финляндии происходит от этого народа, названного на немецкий лад.

Также саамов называли «lapp». Именно под таким названием они встречаются в скандинавских сагах и именно так этот народ назван в «Деяниях даннов» — монументальном труде, написанном датским писателем Саксоном Грамматиком на рубеже XII-XIII вв. Считается, что такое название происходит от перевода на древнешведский язык одного из старых (ныне исчезнувших) самоназваний саамов, которое было производным от слова со значением клин, вставка в одежде. Со шведского же слово «lapp» переводится, как лоскут ткани, кожи. Ученые до сих пор не могут придти к однозначному ответу, о каком клине идет речь. На Руси саамов также называли производным существительным именно от «lapp» — лопырями. В древних новгородских и московских источниках также саамов называют терской лопью.

Вероятнее всего, именно от этого слова и происходит название территорий, на которых проживают саамы — Лапландия (другие варианты – Лаппония и Лаппоника), что переводится, как «земля лопарей».

Где находится Лапландия?


Саамы севера Норвегии, фюльке Трумс, 1928

Многие ошибочно полагают, что земля саамов – Лапландия – находится в пределах какого-то одного государства. Зачастую это название связывают либо со шведской провинцией Лапланд, либо с финской провинцией Лаппи. На самом же деле Лапландией называют территорию, на которой проживают саамы, и она располагается в пределах четырех стран: в Финляндии, Швеции, Норвегии и России.

Сами саамы называют свою землю не Лапландией, а Сампи, что дословно переводится, как «Земля саамов», а словом Лапландия саамскую территорию называли скандинавы и русские.

Столицей Лапландии считается город Рованиеми, который располагается на территории Финляндии в 940 км от Хельсинки. Население Рованиеми составляет порядка 60 тысяч человек и, разумеется, далеко не все жители этого города — саамы. Рованиеми — древний город: первые поселения на его территории возникли в IX веке, а в письменных источниках он упоминается, начиная с середины XV столетия.

Сегодня этот город, расположенный в 8 км от полярного круга в месте слияния рек Оунасйоки и Кемийоки, пользуется невероятной популярностью среди туристов. Это неудивительно, ведь город окружен горнолыжными курортами, а также здесь располагается резиденция финского деда Мороза – Йоулупукки.

Имеют лапландцы и свой флаг, который они вывешивают на неофициальных торжественных мероприятиях, а также свой национальный гимн, которым стала песня одного из древних саамских родов.

Сколько саамов на Земле?

Саамы – один из самых малочисленных народов Европы. Сегодня их общее количество едва достигает 100 тысяч человек, расселившихся на территории четырех стран. Большая часть саамов проживает в горной местности Норвегии и в Швеции. В Финляндии насчитывается порядка 8 тысяч саамов, а в России проживает всего-навсего 1,8 тысяч представителей этого народа.

Столь малая численность саамского населения России удивляет уже потому, что в давние времена саамы занимали практически весь Кольский полуостров. В наши же дни, согласно данным переписи населения 2010 года, здесь проживает не более 1770 саамов и лишь 13% от этого числа сохранили свой традиционный уклад жизни. Численность саамов стремительно сокращается: за последние десять лет саамское население России уменьшилось на 11%. Причем сокращение численности этого народа на территории России началось еще в позапрошлом веке из-за повального алкоголизма, частых эпидемий, браконьерской охоты русских на оленей и частичной ассимиляции. Не изменилась ситуация и сегодня.

Саамы России говорят на трех языках, причем все они вскоре могут стать «мертвыми». Так, носителями йоканьгско-саамского языка считается всего лишь 10 человек, коллта-саамский язык помнит 20 человек и чуть лучше ситуация – хотя все равно критическая – с кильдинским саамским: на этом языке разговаривает порядка 500 человек. А бабинско-саамский язык уже сегодня перешел в разряд «мертвых» — на этом языке больше никто не разговаривает.

В Финляндии, Швеции и Новрегии саамское население находится в менее плачевном состоянии.

Так, например, в Финляндии права саамов, как старейших коренных жителей этой страны, обеспечиваются культурной автономией. Разница положения саамов в России и в других странах заключается в том, что права этого народа в Скандинавии законодательно закреплены, а у самих саамов есть свой парламент, без согласия которого не принимаются никакие законодательные акты, затрагивающие жизнь лапландцев.

На саамских языках и в Скандинавии разговаривают довольно мало, но отмечается рост интереса к этим языкам со стороны молодежи. Популяризации саамских языков способствует и государственная поддержка, благодаря которой существуют курсы по изучению этих языков и диалектов.

Кто такие саамы?


Антропологический (расовый) тип саамов однозначно не определен до сих пор. Одни ученые склоняются к тому, что саамы относятся к монголодиной расе, другие утверждают, что саамы – палеоевропейцы. Согласно еще одной версии, этот народ относится к так называемой лапоноидной расе. Эта раса характеризуется низким ростом, большой длиной туловища относительно ног, довольно слабо развитым, в сравнении с народами европеоидной расы, третичным волосяным покровом и более темной, чем у их соседей – прибалтийских финнов и скандинавов – окраской волос и глаз. Представителям лапоноидной расы также характерен широкий лоб и относительно маленькие размеры глазниц, слабо выступающие носовые кости, низкая переносица и вогнутой формы спинка носа.

Таким образом, получается, что лапоноиды сочетают в себе как черты, характерные для европеоидной расы, так и те черты, которые характерны для монголоидной расы. Тем не менее, принято считать, что лапоноиды приобрели эти черты не в результате смешения двух рас, а, напротив, сохранили в своем антропологическом типе черты древнейшего населения северной Европы. То есть, лапоноиды – это неспециализированный расовый тип, в котором никогда не были до конца развиты ни европеоидные, ни монголоидные особенности.

Лапоноидный тип – это западный вариант более широкого древнего комплекса, который сегодня представлен сублапоноидным, субуральским и уральским типами, которые распространены в лесной и субарктической зонах Евразии. Народы, относящиеся к этим типам, имеют сходство не только внешнее, но и языковое. В наиболее чистом виде этот архаичный тип сохранился на востоке – это народ манси и на западе в лице, собственно, саамов.

Сегодня саамы разговаривают на финно-угорском языке, но считается, что раньше этот народ изъяснялся на так называемом палеоевропейском языке, генетическая принадлежность которого не установлена. Эта гипотеза выстраивается на основании того, что в так называемой базовой лексике (вода, земля, дерево, камень и т. д.) сохранившихся до сегодняшнего дня саамских языках содержится существенный пласт слов, не имеющих параллелей ни в уральских языках, ни в языках каких-либо других семей. Кстати сам саамский язык, несмотря на малочисленность этого народа, сохранил огромное количество диалектов, которые так сильно разнятся, что их можно называть с некоторой натяжкой отдельными языками.

Как саамы расселялись в Северной Европе

Современные границы расселения саамов простираются от северной Норвегии и Швеции до Кольского полуострова в России. Общая площадь территории, на которой живут саамы, равняется примерно 400 тысячам кв. км. Раньше же территории, на которых проживали саамы, были значительно больше.

На таком огромном пространстве саамы, естественно, не представляли собой единого этнического массива. В зависимости от степени и скорости адаптации к конкретным природным условиям и от изменчивости этногеографической ситуации формировали протосаамские группы. Причем на севере Европы они были более монолитными, чем на юге, где саамы были гораздо более малочисленны и жили маленькими группками.

Начиная с I тысячелетия нашей эры коренное саамское население современных Финляндии, Карелии и севера России было частично ассимилировано и вытеснено продвигающимися с юга финнами, карелами и славянами. Первоначальное продвижение этих народов на территории саамов носило торговый характер. Развитие торговли отразилось и на образе жизни этого народа: у кочевников стали появляться зимние деревни, в которые приплывали соседние народы торговать.

В середине минувшего тысячелетия – в XV-XVI веках — на саамов накладывают оброк, которые те должны были выплачивать мехами и шкурами, а пришедшие с юга земледельцы начинают осваивать территорию, сокращая лесные угодья и тем самым вынуждая саамов ассимилироваться или уходить дальше на север.

Возможно, именно с приходом земледельцев с юга коренным жителям Севера Европы пришлось отказаться от своих традиционных промыслов – охоты и рыболовства – в пользу оленеводства. Впрочем, известно, что саамы приручали оленей еще в IX веке, но теперь они были вынуждены именно этот промысел сделать основным в обеспечении своей жизнедеятельности. Благодаря переходу к оленеводству, саамы расселились в неблагоприятной для земледелия горной тундре Скандинавии.

Все эти процессы привели к тому, что к XVIII-XIX векам была окончательно сформирована современная этническая территория саамов, а охотничье-рыболовческий уклад жизни был практически полностью вытеснен оленеводством. Впрочем, некоторые саамские группы до сих пор сохранили более архаичный уклад жизни.

Традиционный быт саамов


На ярмарку в Швеции

Самобытный язык саамов также характеризует и ключевое отличие этого народов от других жителей Европы. В их речи есть слова, описывающие и землю, и воду, и снег, и тишину, но зато они не знают такого глагола, как «владеть». Саамы не понимают, зачем присваивать что-то, если можно взять во временное пользование вместе с остальными.

Многовековое влияние на саамов со стороны норвежцев, шведов, датчан и русских так и не сумели исправить этот народ, который живет на Севере Скандинавии и России гораздо дольше, чем цивилизованные европейцы. На протяжении всей их истории саамов пытались «окультуривать» — насильно учить, обращать в христианскую веру, заталкивать в многоквартирные дома и лишь в последнее столетие европейцы поняли, что невозможно саамов заставить «пить из чаши цивилизации» против их воли. Большинству из них попросту не нужны блага современной цивилизации.

Испокон веков саамы вели полукочевой образ жизни, промышляя охотой, рыболовством, а позднее - оленеводством, и большинство из них так и не изменило, несмотря на все попытки соседних народов, своим привычкам.

Во время кочевий лапландцы живут в остроконечных жилищах, которые покрываются оленьими шкурами. Называется такой тип жилья на саамской языке кувакс или ковас. Есть у саамов и постоянные жилища — коту, которые представляют собой остроконечное шестигранное сооружение из бревен. Также строили саамы и тупе или пырту - то есть, рубленые из бревен дома, рассчитанные на одну или две семьи.

Места своих стоянок саамы называют погостами. Главный критерий при выборе погоста - обилие ягеля, которым питаются олени. На протяжении года саамы кочуют от одного погоста к другому, а каждые 15-20 лет место погоста меняется на абсолютно новое.

Традиционная одежда саамов приспособлена, главным образом, для длительного пребывания на открытом воздухе, что неудивительно для кочевого народа. Наибольшей популярностью среди саамов пользуются гакти и юпа - традиционная верхняя суконная одежда, а также печок - верхняя зимняя одежда, сшитая из двух оленьих шкур мехом наружу, которая из-за своей плотности не продувается ветром. Также саамы носят торк - зимнюю одежду, которая, наоборот, сшита мехом внутрь.

Зимой саамы ходят на скользящих лыжах, которые они называют «савех», камусных подволоках — «колас», «каллк», и непарных лыжах. По воде саамы передвигаются на стянутых древесным корнем небольших дощатых лодках, которые называются «вэнс» и на больших дощаниках — «карабасах».

Рацион саамов существенно разнится в зависимости от времени года. Летом они предпочитают рыбу, а зимой - мясо. Основой рациона саамов служат рыба, птица, млекопитающие, молоко и различные ягоды (голубика, морошка, черника и т. д.). Также саамы собирают сосновую кору и чагу с березы. Из чаги - болезненного нароста на стволах березы - саамы делают заварной напиток, который они пьют также часто, как мы - чай.

С давних времен саамы известны, как искусные ремесленники. Корзины, сплетенные умельцами этого народа, получались настолько прочными и плотными, что их использовали вместо ведер - они могли удерживать воду. Также к традиционным ремеслам саамов относят прядение и обработку шкур, кожи, кости, рогов и дерева. Из музыкальных инструментов у саамов наибольшей популярностью пользуются свистковые флейты, шаманский бубен, а также колокольчики – «келл» — которые подвешиваются на шею вожака стада оленей

Верования саамов


Сейды - священный камень саамов

Этот древний народ славится неторопливым бытом и философским отношением к жизни. Не только уклад жизни саамов отличен от той жизни, что ведут жители суетливых городов – само время в представлении этого народа течет по-другому.

Саамы считают, что существует не четыре, а пять времен года: зима, весна, лето, осень и каамос. Пятое время года – это таинственный период, когда на землю саамов опускается полярная ночь, которая длится с середины декабря до конца января. В это время днем приходят волшебные сумерки, а по ночам саамское небо озаряется таинственным северным сиянием. В представлении саамов, это сияние связано с отблесками снежинок, которые взметает в воздух сказочная лиса, охотящаяся далеко за горизонтом.

Саамы, как и любой другой народ древности, были склонны одухотворять окружающий их мир. В основе их верований лежали анимистические представления. Все в мире, по мнению саамов, имеет душу – и животные, и растения, и камни. В мире саамов духи обитают повсюду – на земле, в воде, в воздухе, в подземном царстве. Эти духи повелевали силами природы, а в случае непочтения к ним могли вызвать болезни и несчастья. Поэтому саамы старались жить в гармонии с природой: боялись обидеть землю и просили прощения у убитых медведей.

Также этот народ почитал священные камни, которые они называли сейдами и приносили им жертвоприношения. Саамы верили, что живущие в священных камнях духи покровительствуют им и помогают в охоте, рыболовстве и разведении оленей. Особенно почитаемым духом у саамов был Пырт-хозин или домашний дух, который считался покровителем домашнего очага. Для того, чтобы не гневить этого духа рядом с очагом в жилище саамов всегда выделялось «чистое место», которое тщательно убиралось и никогда не заставлялось предметами быта.

Также саамы поклонялись небесным светилам и обожествляли различные явления природы. В верованиях саамов был развит материнский культ, нашедший свое отражение в представлениях о Матерях Природы: Мадер-акка (старшая мать) и трех ее дочерях – Сар-акка (она помогала женщинам при родах), Укс-акка (оберегала жилище) и Юкс-акка (покровительствовала детям мужского пола). Среди покровителей промыслов также преобладали женщины, а особым уважением пользовалась Луот-хозик – покровительница оленьих стад. Именно к ней обращались с молитвой пастухи, отпуская оленей летом на вольный выпас. Помогала оберегать Луот-хозик оленьи стада еще одно женское божество – Рази-айка – «родительница травы».

Также у саамов было развито шаманство. Шаманов называли нойдами, и они предсказывали будущее, могли насылать и лечить болезни. Чаще всего шаманами становились мужчины, наследуя свои способности по наследству от отца. Впрочем, шаманству можно было и научиться. Специальной одежды у нойдов не было, а обряды они совершали посредством жертвоприношений и игры на бубне овальной формы, поверхность которого была густо покрыта рисунками, имевшими сакральное значение.

Самым известным культовым местом саамов считается остров Укко на озере Инариньярви. Вплоть до 50-х годов минувшего века там приносились жертвы духам. Впрочем, саамы до сих пор считают это место царством богов, поэтому они его не посещают и не советуют другим направляться на остров.

Саамы долго хранили свои традиционные верования, хотя первые попытки массового обращения этого народа в христианскую веру начали предприниматься еще в XVI веке. Причем процесс христианизации носил жесткий и принудительный характер: саамам запрещали разговаривать на их родном языке, а их специфическое пение считалось ужасным грехом, так как представители христианского духовенства воспринимали его как разговор с дьяволом.

Веком позднее христианизировать саамов стали пытаться посредством не кнута, а пряника. В результате в Скандинавии появилась саамская письменность, но сами представители этого народа по-прежнему не спешили предавать веру своих предков. Тем не менее, спустя века христианство все же укоренилось среди этого народа и сегодня саамы Норвегии, Швеции и Финляндии преимущественно исповедуют лютеранство, а саамы России – православие.

Впрочем, некоторые саамские роды так и не приняли христианства или приняли его лишь формально, на деле сохранив мировоззрение своих предков.

Сегодня наблюдается рост интереса к саамской культуре, традициям и верованиям, что приводит и к возрождению совсем недавно практически утерянных обычаев этого народа.

Саамы сегодня


Саамские дети

Многие саамы до сих пор сохраняют прежний уклад жизни: занимаются выпасом оленей, рыбной ловлей и охотой. Тем не менее, многовековое соседство с русскими и скандинавами не могло не привести к тому, что значительное количество саамов все же переняло образ жизни более развитых соседей и интегрировалось в европейское общество.

Причем среди тех саамов, которые кочевью предпочли жизнь в городах, есть по-настоящему выдающиеся личности. Это и ученые, и политики, и музыканты, и даже звезды кинематографа. Так, например, знаменитая актриса, лауреат премии «Оскар» и обладательница многих других наград Рене Зеллвегер по материнской линии имеет саамские корни.

Много среди саамов уважаемых в мире политиков. Это и Уле Хенрих Магга – первый председатель постоянного форума ООН по вопросам коренных народов, и Хельга Педерсен, занимавшая с 2005 по 2009 года пост министра рыбного хозяйства Норвегии, а сегодня являющаяся парламентским лидером Рабочей партии этой страны.

Внесли саамы свой вклад и в музыкальную сферу. К примеру, Мари Бойне Персен – норвежская певица саамского происхождения, в чьем творчестве умело сочетается традиционная саамская музыка и элементы джаза и рока. Она пользуется большой популярностью в Норвегии и выпустила уже около десяти альбомов.

Заметны саамы также в науке. Ларс Леви Лестадиус – шведский ботаник, чей вклад в изучение флоры севера Европы признается всей научной средой Европы, тоже выходец из саамского народа.

Саамы – не только один из самых малочисленных народов Балтийского региона. Это еще и один из самых необычных и загадочных народов Севера Европы: споры вокруг языка и расовой принадлежности этого народа до сих пор будоражат умы ученых. Несмотря на долгий контакт с пришлыми народами, коренные жители этой местности предпочли не играть по правилам чужаков – завязывать вражду и воевать за территории, а просто ушли дальше в леса и горы – туда, где им не будут неусидчивые скандинавы и русские мешать жить так, как они жили испокон веков. Конечно, влияние пришлых народов на саамов оказалось достаточно сильным, но все же этот народ смог сохранить свои обычаи, благодаря чему сегодня их можно считать уникальным народом для Балтийского региона.

В начале марта я первый раз попал за Полярный Круг. Мы много ездили по Кольскому полуострову и Мурманской области. Кроме современных городов, музеев, предприятий, уникальной техники всегда интересно окунуться в национальный колорит и традиции местности. В Мурманской области это саамы. Они издревле кочевали с оленями по полуострову и жили в куваксах.

Практически в те далекие времена удалось попасть и мне...

Наиболее полный отчет в видеоверсии:

Подписывайтесь на мой канал в Ютюб - https://www.youtube.com/c/MasterokST

Итак, вот перед вами Кольский Полуостров, а мы находимся вот там, где желтое солнышко. Красная полоска начинается как раз от Мурманска.

Фото 2.

Лапландцы - один из самых таинственных народов северной Европы. Более современное его название - саамы. Возраст этого этноса насчитывает не менее 5000 лет. Ученые до сих пор спорят, кто такие лапландцы, и откуда они пришли. Одни считают этот народ монголоидным, другие доказывают, что лапландцы - палеоевропейцы. Язык саамов относят к финно-угорским языкам, но сами лапландцы имеют десять диалектов саамского языка, которые настолько отличаются друг от друга, что могут называться самостоятельными. Это даже затрудняет общение одних лапландцев с другими.

Лапландцев осталось немного - около 60 тысяч человек. Больше всего саамов живет в Норвегии, меньше всего - в России. У нас их осталось около 1900 человек.

Фото 3.

Испокон веков саамы жили вольной полукочевой жизнью. До XVII века они охотились и ловили рыбу, позже занялись оленеводством, которое стало для саамов основным занятием. Женщины славились умением украшать одежду и утварь бисером. Во время кочевий лапландцы жили в остроконечных жилищах куваксах или ковас, которые покрывались оленьими шкурами (в общем чумы по нашему).

Фото 4.

Существовали и постоянные жилища: коту или башня, представлявшие собой остроконечное шестигранное сооружение из бревен, и тупе, пырту - рубленный из бревен дом, в котором жили одна или две семьи. Стоянка саамов называлась погост. Со временем саамы стали жить в скандинавских домах, избах и даже в ненецких чумах.

Не далеко от саамского поселения Ловозеро есть этнографическое местечно - Самь-Сыйт. В переводе это значит «саамская деревня». Здесь хранят традиции древнего народа саами (или саами, или лопарей) — коренного народа Мурманской области, который населял Кольский полуостров, а также северную Норвегию, Швецию и Финляндию.

Фото 5.

Иван Головин, руководитель Саамской общины: "Род у меня один из самых богатых, до революции которые были, и занимался торговлей с Норвегией - ладьи туда ходили, мои предки этим занимались. Также он занимался оленеводством".

Фото 6.

И как мне показалос Ивану со своими товарищами удалось создать тут очень атмосферное место. Как только проходишь через калитку, сразу встречаешь свободно разгуливающего лося Васю.

Фото 7.

Он еще маленький, ласковый. Бегает за хозяином как собачка. На виде это хорошо видно.

Фото 8.

Вырастет больше двух метров в холке и саамы на нем будут ездить как на лошади:-) Вот примерно так:

Фото 9.

Деревенька находится в лесу, в очень живописном месте.

Фото 10.

А что это под ногами тут валяется:

Фото 11.

А-а-а-а, тут кролики под ногами бегают! Ну пошлите смотреть деревню.

Фото 12.

Нас пригласили в жилище обвешенное шкурами и Виталий Круть (оленевод, житель деревни) рассказал немного о саамах.

Фото 13.

Этот древний народ славится неторопливым бытом, созерцательностью и философским отношением к жизни. Время у саамов течет по-другому, не так, как в суетливых городах. Несмотря на попытки христианизации, лапландцы до сих пор остаются шаманистами, поклоняются культовым местам предков - «сета», где обитают духи. Сета часто становятся скалы или озера причудливой формы. Самым известным культовым местом саамов считается остров Укко на озере Инариньярви.

Вплоть до 50-х годов прошлого века там приносились жертвы духам. До сих пор лапландцы считают это место царством богов, сами туда не ездят и другим не советуют. Саамы считают, что в Лапландии 5 времен года, а не 4: зима, весна, лето, осень и Каамос - таинственное время полярной ночи, которое длится с середины декабря до конца января. В это время днем наступают волшебные синие сумерки, а по ночам небо Лапландии озаряется таинственным северным сиянием, которое можно видеть почти каждую ночь. Сами лапландцы считали, что в небе сияют снежинки, которые взметает в воздух своим магическим хвостом сказочная лиса, бегущая по своим делам далеко за горизонтом.

Сами лапландцы называют свою страну Сапми, что на одном из диалектов означает «Земля саамов». Название же Лапландия когда-то давно придумали скандинавы и русские. Они называли саамов «лопарями», «лапнянами» или «лопью». От этих слов и возникло название народа - лапландцы, и название страны - Лапландия.

Опять кролики под ногами...

Фото 14.

Общие сведения о народе и традициях получены. Пошли смотреть все своими глазами и проникаться атмосферой и культурой...

Фото 15.

Еще кролики...

Фото 16.

Саами всегда веровали в духов и поклонялись идолам, без репрезентации этого аспекта «Самь-Сыйт» не обошлась бы. Каждый идол здесь имеет свое предназначение — на любовь, на счастье, на удачу, на судьбу, на здоровье — и, согласно верованиям коренных народов, может исполнять желания и уберегать от бед.

Нам было предложено оставить монетку богам и попросить их о желаниях и потребностях.

Фото 17

Только просили по китайской традиции не втыкать монетки в идолов, а просто класть рядом. Китайцев то очень много! Вот это я удивился встретив в Мурманской области такое количество китайских туристов.

Фото 18.

Что их тут привлекает? Самобытность? Морозы? Снег?

Идем мимо идолов.

Фото 14.

Нам уже успели расказать множество историй, как люди положив монетку и попросив решали свои проблемы, находили то, что потеряли, выздоравливали и все такое.

Фото 15.

В давние времена лапландцы занимали весь Кольский полуостров. Их численность стала сокращаться еще до революции из-за эпидемий, алкоголизма, браконьерской охоты пришлых людей на оленей, промышленного освоения земель и частичной ассимиляции. С тех пор положение их не улучшилось. За последние десять лет численность лапландцев сократилась еще на 11%.

Только 13 % из них занимаются рыбной ловлей, охотой и оленеводством. Лапландцы России говорят на трех языках: это йоканьгско-саамский, на котором говорят не больше десяти человек, кильдинский саамский, который знают почти 500 человек, и колтта-саамский, который помнят 20 лаплдандцев. Колтта больше распространен в Финляндии - там на нем говорят 400 саамов.

Фото 16.

Раньше лапландцы России говорили еще и на бабинском-саамском, но теперь на нем уже никто не разговаривает. Больше всего саамов живет в селе Ловозеро, которое называют столицей русской Лапландии. В последнее время саамы предпринимают попытки самоорганизоваться, наладить быт, справится с безработицей. Налаживают культурные связи с финскими лапландцами, пытаются сохранить культуру и языки. Саамские языки преподают в нескольких школах и в техникуме.

В городах Мурманск, Апатиты, Мончегорск существуют курсы саамских языков, решается вопрос с преподаванием языка в университете в Мурманске. Мурманская государственная областная научная библиотека собирает лингвистические и справочные материалы по саамам, каждый год 22 мая проходит День саамского слова. Одно время саамы возлагали надежду на организацию туристического бизнеса, но до сих пор эта идея остается в стадии проекта.

Фото 17.

Следующее место остановки - собачки Хаски. Ну и милые же они создания!

Фото 18.

Туристы прямо не нарадуются такому душевному приему. Эти собаки от природы такие ласковые?

Фото 19.

Но все это круто выглядит конечно на природе и на просторе, а не в стенах квартиры.

Фото 20.

А многие просто готовы забрать их с собой.

Фото 21.

Фото 22.

В деревеньке есть еще песцы. Даже не знаю, для чего их тут выращивают - для развлечения туристов или для шапок.

Фото 23.

Вот еще красавец!

Фото 24.

Фото 25.

Нам выдали кусочки хлеба для кормления оленей. Я уж не знаю, то ли они настолько любят хлеб, то ли просто голодные, но они бросались на хлеб просто толпой.

Фото 26.

Как собачки подбегали и утыкались носами в поисках хлеба.

Фото 27.

То ли они еще не взрослые особи, то ли просто вид оленей тут такой мелкий - в общем я думал что олени все же как то крупнее.

Фото 28.

Вот смотрите у оленя во рту кусок хлеба.

Фото 29.

И все смотрят и смотрят...

Фото 30.

Если поднять случайно руки вверх, то олень закинет копыта тебе на плечи и будет тянуться за руками.

С такой толпой оленей кажется, что они рогами махают и тычут во все стороны. Кажется что вот вот проткнут тебя рогом. Но на самом деле у оленей в рогах много нервных окончаний и кровеносных сосудов. Олени хорошо контролируют положение своих рогов в пространстве и им не очень приятно ими куда то тыкаться и упираться. Потому Виталий просил нас небеспокоиться о рогах - никаких травм не будет.

Фото 31.

Дикого северного оленя Кольского полуострова относят к номинальному подвиду Rangifer tarandus tarandus L. - европейский северный олень. По ряду морфологических признаков они больше сближаются с европейскими лесными северными оленями, которых относят к подвиду fennicus. Это дало основание считать, что кольские олени произошли от лесных считают, что fennicus, заселивший Фенно-Скандию после окончания ледникового периода, вряд ли мог быть предком кольского оленя, поскольку тундровые олени существовал на этой территории ещё задолго до появления здесь лесных. С учётом этого довода можно прийти к заключению, что современные кольские олени появились от смешения тундровых и лесных оленей. При этом по внешнему облику эти олени, всё-таки, больше тяготеют к tarandus.

В прошлом дикий северный олень водился на Кольском полуострове в изобилии, но к 20-30-м годах XX столетия, вследствие его интенсивной добычи, он оказался на грани исчезновения и сохранился в двух очагах обитания - на западе и востоке полуострова.

Фото 32.

Домашних оленей Мурманской области относят к одному из экоти-пов ненецкой породы.

В прошлом примитивным домашним оленеводством в Фенно-Скандии и на Кольском полуострове занимались саамы. Ими была одомашнена лесная форма северного оленя. Саамы научились разводить северных оленей, по меньшей мере, 1000 лет назад, хотя, как полагают, первыми приручили этих животных на севере Европы норманны. Оленеводство саамов носило примитивный характер. Оленей в стадах было немного. В летний сезон они почти без всякой охраны находились на вольном выпасе, зимой использовались в качестве транспорта или применялись на охоте как "манные" для привлечения диких оленей.

Фото 33.

В 1887 году на Кольский полуостров в район Ловозера с Печоры переселились 4 семьи коми-ижемцев. С собой они привели 5 тыс. тундровых оленей, которых перегнали с Малоземельской тундры. Ижемские олени заметно отличались от саамских оленей более тёмным окрасом. Со временем саамские и ижемские олени перемешались и в стадах стали преобладать гибридные особи. Сейчас всё поголовье домашних северных оленей приобрело консолидированный породный состав. Основная масса домашнего оленя выпасается в центральной части Кольского полуострова севернее р. Поной и почти не заходит в область распространения дикого северного оленя.

На Крайнем Севере развитие оленеводства остановилось на отметке в 50 тысяч голов в год. Ранее максимальная численность стада приближалась к отметке 150 тысяч.

Фото 34.

А вот и исполнилась моя давняя мечта - прокатится на оленьей упряжке. На видео процесс показан подробнее.

Фото 35.

Каждый годы подбирают и тренируют оленей для езды в упряжке.

Фото 36.

Беленький вон совсем маленький - уставал больше всего. Но говорят это ничего страшного, никакого вреда животному нет.

Фото 37.

Наступило время обеда. Нам принесли суп из форельки и гуляш из оленины и чай из ягеля. Я собственно не гурман, мясо вкусное, но при случае бы не отличил от говядины.

Основной пищей саамов зимой было оленье мясо. В прошлом, когда на Кольском полуострове в изобилии водились дикие олени, в пищу употребляли их мясо, позднее, с развитием домашнего оленеводства,- преимущественно мясо домашнего оленя. У саамов и раньше не было зафиксировано употребление в пищу сырого оленьего мяса, как это имело и имеет место у ненцев и некоторых других оленеводческих народов. Однако спасаясь от цинги, саамы пили сырую оленью кровь и ели мороженое сырое мясо. Обычно же мясо оленя варили в котле, слегка приправляя бульон мукой или ягодами. Ели, как и большинство северных народов, сначала мясо, а затем суп. Мясо также поджаривали на специальных палочках над огнем. Чтобы сделать запасы, вялили мясо, нарезав тонкими ломтиками, над костром или на воздухе.

Иногда в прошлом ели мясо медведя, хотя долго сохранялись следы ритуального отношения к медведю и его мясу.

Летом основной пищей саамов являлась рыба. Предпочтение отдавалось озерной рыбе - сигу, налиму, щуке, окуню и другим. Рыбу варили и ели перед ухой. Рыбу также жарили, нанизав на палочки, над костром или перед камельком. Как и мясо, вялили рыбу на воздухе. Заимствовали от русских секреты приготовления рыбы, запеченной в тесте. Это блюдо можно было приготовить только в русской печи, и это могли делать только саамы, жившие в избах.

Традиционным блюдом был суп из куропаток.

Фото 43.

Растительная пища в рационе саамов занимала довольно скромное место. Из покупной муки пекли лепешки. В пищу употребляли внутренний слой сосновой коры, которую сушили, толкли и ели с рыбным или мясным супом.

Пищевой рацион скандинавских и Кольских саамов мало отличался. Однако у зарубежных саамов было широко распространено доение важенок, поэтому большее значение у них имели молочные продукты. У Кольских саамов доение важенок носило случайный характер.

Отличие имеется и в пристрастии к напиткам: если Кольские саамы любят чай, который пьют по нескольку раз в день, то скандинавские саамы предпочитают кофе. В данном случае налицо влияние соседних народов, а также имеющегося в продаже ассортимента товаров..

А вот в столовой стояло чучело молодой россомахи. Они тут бегают в этих местах. Мало того, Виталий нам рассказал, как не так давно застрелил особо наглого медведя буквально в 400 местрах от этой столовой.

Я решил, что вечером гулять тут особо не буду.

Фото 44.

Не знаю, этого ли мишку тогда подстрелили, но я на всякий случай с ним сфоткался. Уж очень он напомнил мне "упоротого лиса" кто помнит.

Что еще тут есть из развлечений - вот огромная горка.

Фото 53.

А вот мы разбились на две команды и сейчас будет играть в игру - перетяни палку. В коричневых куртках, кстати, китайцы.

Фото 46.

Тянули, тянули... в общем наша команда проиграла. Потом еще играли в футбол шкурой, но это вы можете посмотреть на видео в начале поста.

Фото 47.

Опять кролик под ногами...

Фото 48.

Эти места упоминаются и в современной художественной литературе. В книге современного российского писателя Андрея Буторина «Север» (2010) рассказывается о саамском племени, выжившем после ядерной войны. Главному герою, Нанасу, предстоит совершить путь от Ловозера до Видяево, а после — до Полярных Зорь. Книга является частью серии Вселенная Метро 2033. В 2011 году вышел роман-продолжение — «Осада рая». А в 2013 году вышел последний роман трилогии — «Дочь небесного духа», где главные герои возвращаются в Ловозеро, а затем на место гибели Надиного отца.

Фото 49.

Еще кролик...

Фото 50.

А вот Василий в естественной среде обитания. Зачем мы пошли в лес и как за нами увязался Василий смотрите на видео.

Фото 51.

Природа тут просто изумительная. Я бы хотел посмотреть на все это летом, но мне сказали, что летом тут особо нечего делать и не так красиво как зимой. Это правда?

Фото 52.

Очень хотелось переночевать вот в таком вот куваксе. Там собствено все есть для этого: очаг, настилы, шкуры. Но холода стояли достаточно серьезные и мы все же не решились. Теперь вот жалею.

Фото 38.

Новечали мы вот в тех домиках на дальнем плане тепле и с банькой:-)

Фото 41.

В общем это очень интересное место. Всем, кто окажется в этих краях безмерно рекомендую.

Фото 42.

Вот такой кадр: тишина и безмятежность.

Фото 54.

Тут фотки в большом формате -

...у них нет ни оборонительного оружия, ни лошадей, ни постоянного крова над головой; их пища - трава, одежда - шкуры, ложе - земля; все свои упования они возлагают на стрелы, на которые, из-за недостатка в железе, насаживают костяной наконечник. Та же охота доставляет пропитание как мужчинам, так и женщинам; ведь они повсюду сопровождают своих мужей и притязают на свою долю добычи. И у малых детей нет другого убежища от дикого зверя и непогоды, кроме кое-как сплетенного из ветвей и доставляющего им укрытие шалаша; сюда же возвращаются фенны зрелого возраста, здесь же пристанище престарелых. Но они считают это более счастливым уделом, чем изнурять себя работою в поле и трудиться над постройкой домов и неустанно думать, переходя от надежды к отчаянью, о своем и чужом имуществе; беспечные по отношению к людям, беспечные по отношению к божествам, они достигли самого трудного - не испытывать нужды даже в желаниях...

Публий Корнелий Тацит (Publius Cornelius Tacitus). «О происхождении германцев и местоположении Германии» 98 г. I в. н.э.

Всё сказанное Тацитом о феннах относится к лопарям (лопь, лапландцы) - предкам современных саамов...

О саами


Флаг и гимн саами

Your browser does not support HTML5 audio + video.

С аамы (лопари) - небольшой народ Севера Европы численностью около 31 тыс. человек. Основная масса саамов населяет Север Норвегии, Швеции и Финляндии (свыше 29 тыс. человек). Часть саамов живет в России, на Кольском полуострове (1,9 тыс. человек).

Самоназвание Кольских саамов - саами, саамь, саме, скандинавских - самелатс, самек. Свое название "лопари" народ получил, по-видимому, от соседей - финнов и скандинавов, от которых его восприняли и русские. Впервые название Лаппия (Lappia) мы встречаем у Саксона Грамматика (конец XII в.), а в русских источниках термин лопъ появляется с конца XIV в. Одни исследователи (Т. И. Итконен) производят слова "лопь", "лопарь" от финского lape, lappea - сторона, другие (Е. Итконен) связывают его со шведским lapp - место.

В последние годы как в литературе, так и в быту лопарей стали часто называть по их самоназванию - саамами.

Саамский язык относится к финно-угорской семье языков, но занимает в ней особое место. Лингвисты выявляют в нем субстрат, восходящий, по их мнению, к самодийским языкам.

Современный саамский язык распадается на ряд диалектов, различия между которыми довольно значительны. Исследователи делят всех саамов в языковом отношении на две ветви: западную и восточную. К последней относятся наряду с некоторыми группами саамов Финляндии (инари и сколтами) и саамы Кольского полуострова, которые говорят на трех диалектах: большинство - на иоканьгском и кильдинском, меньшая часть - на нотозерском. Саамы России знают сейчас также и русский.

У саамов можно выделить четыре основных хозяйственно-культурных типа. К первому относится наиболее многочисленная группа горных саамов, живущих преимущественно в Швеции, в небольшом числе - в Норвегии и Финляндии. Они занимаются главным образом горным оленеводством и ведут кочевую жизнь. Вторая группа - оседлые приморские или береговые саамы, к которым принадлежит большинство саамов Норвегии. Их основное занятие - морское рыболовство: летом и осенью - промысел семги, а весной - прибрежный лов трески. Третья группа саамов - так называемые лесные. Они населяют в основном лесные области Швеции и Финляндии и занимаются преимущественно охотой на дикого северного оленя и пушных зверей, а также лесным оленеводством. Образ жизни их полукочевой.

Саамы Кольского полуострова представляют собой совершенно самостоятельную этнографическую группу, которую называют Кольскими саамами (лопарями). Их можно отнести к четвертому типу, определяющемуся сочетанием оленеводства, рыболовства и охоты и полукочевым, а последние десятилетия оседлым образом жизни.

Древняя история лопарей в настоящее время изучена еще недостаточно. Археологические раскопки, проводившиеся на территории Кольского полуострова, главным образом на его северном побережье и отчасти в южных районах, привели к открытию целого ряда стоянок, характеризующих деятельность человека в этих местах в разные периоды его истории.

На крайнем северо-западе Кольского полуострова, на полуострове Рыбачьем, Б. Ф. Земляковым и П. Н. Третьяковым в 1935 г. открыта своеобразная культура арктического палеолита, распространенная также на территории Северной Норвегии (культура Комса). Стоянки Кольского арктического палеолита, расположенные по древним береговым линиям, датируются примерно VII-V тысячелетиями до н. э.

Исследованием Кольского неолита занимались Г. Д. Рихтер, С. Ф. Егоров, А. В. Шмидт, Г. И. Горецкий. В последние годы значительная работа в этом направлении проведена Н. Н. Гуриной.

Неолитические памятники Кольского полуострова датируются III-II тысячелетиями до н. э. Древнее население, оставившее их, было, вероятно, полубродячими рыболовами и охотниками на морского и сухопутного зверя. В северных, прибрежных районах полуострова выявлены остатки поселений как летних, сезонных, расположенных на берегу моря, так и осенне-зимних, рассчитанных на более длительное пребывание людей и отстоящих от моря на расстоянии 3 или 4 км. В местах этих последних поселении найдены остатки жилищ полуземляночного типа. По мнению Н. Н. Гуриной, население стоянок было предками современных саамов.

Древняя культура Кольского полуострова обнаруживает сходство с неолитическими памятниками Карелии, главным образом северо-восточного побережья Онежского озера. Исследователи считают, что заселение Кольского полуострова древними людьми происходило с территории Карелии и, по всей вероятности, из ее северо-восточной части. Широкое заселение Кольского полуострова началось, по мнению археологов, не ранее конца II тысячелетия до н. э.

Впервые о лопарях Кольского полуострова под именем финнов упоминает скандинавский путешественник Оттар, который побывал на берегах Белого моря в IX в.

В русских источниках название лопъ, как уже говорилось, появляется только с конца XIV в., а до этого встречаются названия тре, тръ, т. е. Терская сторона. С XV в. начинают появляться сведения о лопарях в грамотах, актах, новгородских писцовых книгах и других письменных документах (упоминания о "дикой и лешей лопи", "лоплянах" и т. п.).

В далеком прошлом и еще в XVI-XVII вв. предки Кольских саамов занимали значительно большую территорию, населяя земли современной Карелии. Об этом свидетельствуют топонимика, а также новгородские писцовые книги, в которых упоминаются лопские погосты в Заонежье. С продвижением карелов на север лопари были постепенно вытеснены с этих земель. Но еще в середине XVIII в., как можно судить по сохранившимся от того периода рукописным картам, в Северной Карелии существовало два лопарских погоста - Орьезерский, на р.Чумче, к западу от Ковдозера, и Пяозерский, на юго-восточной оконечности Ругозера. Существование Пяозерского погоста в конце XVIII в. отмечал и Н. Озерецковский, где, по его сообщению, проживало 78 душ лопарей мужского пола.

Документы более позднего времени отмечают Кольских саамов расселенными уже только в пределах Кольского полуострова. В конце XIX - начале XX в. саамы населяли почти весь Кольский полуостров, за исключением части Терского берега - от Кандалакши до р. Пялицы, где преобладало русское население.

Родовой состав Кольских лопарей неизвестен. В одном из документов первой половины XVII в. имеется указание, что в погостах центральных, восточных и северо-восточных районов Кольского полуострова (Вороненском, Ловозерском, Семиостровском, Иоканьгском и Понойском) живет так называемая терская лопь. Все остальные лопари, населяющие районы к западу от нее, относятся к кончанской лопи. По мнению В. В. Чарнолуского,. к терским лопарям относятся не все из вышеназванных в составе терской лопи, а наиболее восточные из них: иоканьгские, каменские, понойские и сосновские, отличающиеся общими особенностями культуры. Ловозерские же, семиостровские и вороненские лопари составляют особую, так называемую срединную группу, отличную от терской. Лопари западных районов Кольского полуострова (кончанская лопь, по терминологии XVII в.), составляют третью группу, которая, как в языковом, так и отчасти в культурном отношении не представляет единого целого.

Первое проникновение новгородцев на берега Белого моря и на Кольский полуостров относится к XII в. Первое упоминание об уплате дани населением Терского берега новгородцам относится к 1216 г. В конце XIII и в начале XIV в. новгородцы полностью освоили Кольскую Лапландию.

В дальнейшем, с XV в., с падением Новгорода Лапландия начинает тяготеть к Московскому Великому княжеству, а затем входит в состав образовавшегося Русского государства. С этого времени начинается христианизация лопарского населения. От 1526 г. имеется летописное известие о крещении "дикой лопи" Кандалагской губы, где была поставлена церковь Рождества Ивана Предтечи. Большую роль в распространении христианства среди лопарей сыграл Печенгский монастырь, основанный в 1550 г. Трифоном, прозванным Печенгским. В 1556 г. два лопарских погоста, Печенгский и Мотовский, со всеми угодьями уже значились за Печенгским монастырем, пожалованной грамоте царя Ивана Грозного, а лопари этих погостов входили в число монастырских крестьян. Кроме этого монахи Печенгского монастыря постепенно осваивали близлежащие промысловые угодгя, Печенгский монастырь просуществовал до 1764 г.

Распространение христианства среди Кольских лопарей связано также с деятельностью Соловецкого монастыря. На Мурманском берегу монастырь имел угодья в Кильдинском погосте, Териберской губе и других местах.

К этому времени, т. е. ко второй половине XVI в., относится начало христианизации терских лопарей. На востоке полуострова, как явствует из грамот царя Ивана Грозного от 1575 и 1581 гг., в устье р.Поноя была построена церковь Петра и Павла. В XVII в. в районах расселения терских лопарей появляются угодья Антониево-Сийского монастыря (на р.Еконги). Крестного и Воскресенского монастырей (на реках Еконге и Поной).

Религиозная и миссионерская деятельность монастырей очень скоро уступила место хозяйственной и торговой. Монастыри стали важными торговыми и хозяйственными центрами в крае. Вместе с поморскими купцами монастыри являлись главными потребителями продукции местных промыслов (оленеводства, пушного, рыболовного и морского) и эксплуататорами местного населения.

В общественной жизни саамов долгое время и еще в начале XX века сохранялись пережитки первобытнообщинного строя. Все саамское население Кольского полуострова состояло из ряда обществ (Ловозерского, Семиостровского, Иоканьгского и др.), представлявших, по-видимому, какие-то территориальные объединения. Каждое саамское общество имело свое поселение - погост. Большинство обществ имело по два погоста: летний и зимний.

Погосты были, по всей вероятности, экзогамны. Статистических данных мы не имеем, так как этим вопросом никто не занимался, но, по рассказам, еще в первые десятилетия XX в. браки предпочитали заключать между жителями разных погостов.

У саамов в пережиточной форме сохранялся обычай общего распределения добычи, а также обычай взаимопомощи. Все промысловые угодья и охотничьи территории, как свидетельствуют материалы конца XIX - начала XX в., были разделены между погостами с правом наследственного владения.

В то же время у саамов в начале XX в. наблюдалось в какой-то мере имущественное расслоение и социальное неравенство. Наемного труда как такового в саамском обществе не было, но у крупных стадчиков коми малооленные саамы работали пастухами, отдавая свои небольшие стада им на выпас.

Саамы были широко втянуты в систему товарно-денежных отношений. А. Я. Ефименко описывает кабальную зависимость саамов от Кольских и поморских купцов, которые "захватили в свои руки снабжение лопарей предметами продовольствия, а также орудиями рыбной ловли, солью, порохом и всем необходимым. Самый взнос государственных податей и повинностей с лопарских обществ торговцы приняли на себя. В результате лопари превратились в неоплатных должников Кольских и поморских торговцев". Последние за ничтожную арендную плату пользовались лучшими местами рыбной ловли, за бесценок скупали продукцию рыбного и пушного промысла.

В конце XIX - начале XX в. территория расселения лопарей в административном отношении делилась на две волости: Понойскую (с управлением в селе Поное) и Кольско-Лопарскую (с управлением в г. Коле). Волости включали в себя лопарские селения-погосты. В Понойскую волость входили лопари, населявшие северо-восточные пределы Кольского полуострова, погосты: Сосновский, Каменски й, Иоканьгский, Лумбовский и Куроптевский.

Все остальные лопари, населявшие земли к западу от них, относились к Кольско-Лопарской волости, включавшей в себя следующие погосты: Экостровский, Кильдинский, Бабенский, Мотовский, Пазрецкий, Печенгский, Ловозерский, Вороненский, Семиостровский, Сонгельский.

Установление Советской власти на Кольском полуострове произошло в феврале 1920 г. В 1927-1928 гг. сельсоветы Мурманского округа, расположенные в пределах обитания лопарей, были преобразованы в туземные саамские советы, действовавшие на основе "Временного положения об управлении туземных народностей и племен северных окраин РСФСР", утвержденного ВЦИК и СНК РСФСР в 1926 г. В середине 1930-х годов на основной территории расселения Кольских лопарей было выделено два национальных района - Саамский и Ловозерский, население которых состояло кроме лопарей из коми, ненцев и русских.

В настоящее время большая часть саамского населения живет в Ловозерском районе (в 1964 г. он был объединен с Саамским).

Кольские саамы в конце XIX-начале XX в. жили не изолированно, а довольно тесно общались и местами жили чересполосно с другими народами. Прежде всего это были русские, общение с которыми насчитывает уже около восьми столетий.

Кроме русских в зоне расселения лопарей в конце XIX - начале XX в. жили карелы и финны (главным образом на юго-западе полуострова), а также коми-ижемцы и ненцы (преимущественно в восточных районах). Ижемцы и ненцы переселились вместе со своими оленьими стадами на Кольский полуостров в конце 80-х годов XIX в. из Ижемско-Печорского края, где перед этим прошли сильные эпизоотии, вызвавшие массовые падежи оленей.

В последующие десятилетия XX в. национальный состав Мурманской области становится еще более смешанным. Однако саамы не только не растворяются в среде другого населения, но довольно стойко сохраняют родной язык и свое этническое самосознание.

Саамы - народ крайне самобытной культуры. Его редкое своеобразие, трудно поддающееся объяснению, сделало этот народ своего рода этнографической загадкой и с давних пор привлекало к себе внимание исследователей.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: