Юрия Стоянов — биография и личная жизнь актера. Судьба Юрия Стоянова. Жизнь вне "Городка" Вы хотели бы, чтобы дочь пошла по вашим стопам

Среди юмористов отдельное место занимает такой замечательный актер, как Юрий Стоянов. Биография, личная жизнь и творчество артиста интересуют многих поклонников его таланта. Наибольшую известность он получил как создатель и исполнитель одной из двух главных ролей в передаче «Городок». Но на счету Юрия также множество замечательных работ в театре и в кино.

Детство и родители актера

Юрий Стоянов появился на свет 10 июля 1957 года в селе Бородино Одесской области. Родители будущего актера не имели никакого отношения к искусству: отец работал врачом-гинекологом, а мать - завучем в школе.

Планы на будущее сына у них были вполне определенные - отец хотел, чтобы наследник пошел по его стопам. А мать Юры, узнав, что уже со второго класса он начал подтрунивать над учителями, пародируя их повадки, пригрозила выбросить его из окна, если он не прекратит. На что Юрий заявил: «Не надо меня выкидывать, мамочка, ты еще будешь мной гордиться» .

Учеба и первые шаги в профессии

Юра влюбился в театр еще в младших классах. Тогда он начал участвовать во всех школьных постановках, занимался в поэтической студии и в музыкальной школе по классу гитары. Родители отдали сына на сабельное фехтование, чтобы он сбросил лишний вес. Юрий не только подтянул фигуру, но и получил звание мастера спорта.

В подростковом возрасте Юра поступил в драматический кружок при Одесской киностудии и тогда осознал, что его настоящее призвание - это актерство. С тех пор юноша начал активно готовиться к поступлению во ВГИК. Мечта сбылась с небольшими вариациями - талантливого парня зачислили на актерский факультет ГИТИСа. Соседом по комнате у Стоянова был знаменитый впоследствии Виктор Сухоруков.

Несмотря на все старания, во время учебы Юрий не смог выделиться среди остальных студентов. Сам молодой человек оценивал себя адекватно и понимал, что он не блещет особым талантом, но упорно шел к своей мечте. За год до получения диплома Стоянова распределили в Большой Драматический Театр имени Товстоногова. Там актер проработал 17 лет, но большими ролями похвастаться не мог. Всего один раз он получил главную роль в постановке «Амадеус» .

Профессиональная деятельность

Заметная актерская карьера началась у Юрия Стоянова в 1990 году, когда состоялась их историческая встреча с Ильей Олейниковым. Артисты познакомились на съемках юмористического фильма «Анекдоты». Они много работали совместно до «Городка»:

  • вели небольшое шоу «Кергуду»;
  • были авторами рубрики в комической передаче «Адамово яблоко».

«Городок» - путь к славе

Через три года Стоянов и Олейников решили создать собственную юмористическую передачу, которую назвали «Городок». Актеры тогда и не подозревали, что это станет новой вехой на пути к славе. Трудно найти человека, который не видел бы этот проект. Передача превратила актеров в настоящих любимцев публики.

Творческий тандем оказался невероятно удачным - за 19 лет было выпущено в эфир 250 выпусков юмористического шоу. Актеры вдвоем играли все роли в мини-спектаклях. Стоянову доставались все женские персонажи, так как Олейников носил пышные усы и на даму походить не мог при всем желании.

Передача четырежды была удостоена престижной премии «ТЭФИ» как лучшее телевизионно-развлекательное шоу. Городок также стал первой передачей, которую увидели жители стран Европейского Союза.

«Городок» выходил в эфир каждые выходные вплоть до смерти Ильи Олейникова в 2012 году. Юрий Стоянов тяжело переживал смерть своего друга.

Фильмография актера

Передача «Городок» сделала Стоянова знаменитым и ему, наконец, начали предлагать роли в кинофильмах. Одной из заметных стала роль в картине «Ландыш серебристый», где Стоянов сыграл вместе с Александром Цекало и Олесей Железняк.

В кинофильме «12» Никиты Михалкова Юрию досталась драматическая роль. Ему пришлось играть в компании таких корифеев, как Маковецкий, Гармаш, Ефремов, Михалков. После этого Стоянову чаще стали предлагать роли, но большинство из них по-прежнему были комедийными. Он сыграл в фильмах:

  • «Человек у окна»;
  • «Бальзаковский возраст, или все мужики сво…»;
  • «Можете звать меня папой» и других.

Стоянова, как мастера перевоплощений, пригласили стать членом жюри в пародийном шоу «Один в один». Сам он продолжает изображать известных личностей. Например, во время Новогоднего шоу-2015 Стоянов выступил в образе Элтона Джона, а затем спародировал западных политиков Трампа и Меркель.

Личная жизнь

Юрий Стоянов о личной жизни рассказывает неохотно, но известно, что впервые юноша влюбился еще на первом курсе ГИТИСа. Его избранницей стала Татьяна Догилева. У Юрия и Татьяны был бурный роман, но через некоторое время пара рассталась. Первой женой Стоянова стала Ольга Синельченко, выпускница театроведческого факультета ГИТИСа. В 1978 году молодые люди сыграли в Одессе скромную студенческую свадьбу.

В этом же году на свет появился первенец, которого назвали Николаем. Второй сын Алексей родился через два года. Когда младшему ребенку исполнилось пять лет, родители разошлись. Ольга с двумя сыновьями уехала из Питера в Москву и начала новую жизнь. Она снова вышла замуж и сейчас живет во Франции. Женщина даже сменила фамилию и отчество своим сыновьям, чтобы ничего не напоминало ей о прежнем браке. На вопросы журналистов Ольга отвечает, что «не знает, кто такой Юрий Стоянов».

Дети Юрия Стоянова поддержали мать в ее решении и не поддерживают никаких отношений с отцом. Оба они носят фамилию и отчество своего отчима Максима Юрьевича Хлопова. Старший сын Николай является успешным бизнес-консультантом и часто дает интервью в различных СМИ. Многие даже не догадываются, что он сын известного актера. Второй сын Алексей, которому сейчас 36 лет, окончил факультет журналистики МГУ, сейчас организует экстремальные походы в горы в Сочи.

Со второй женой Мариной Стояновой актер прожил восемь лет. Многие считают, что этот брак разрушился из-за того, что Марина так и не родила ребенка. Поговаривали, что девушка еще в юности дала зарок не иметь детей. Во втором браке с Владимиром Ереминым женщина так и не забеременела.

Расставание во втором браке было таким болезненным , что Стоянов дал себе слово больше никогда не влюбляться. Но жизнь диктует свои правила, и актер вскоре встретил свою нынешнюю жену Елену.

Нынешняя семья

Сейчас Юрий Стоянов о семье говорит только с восторженными интонациями . По его словам, сейчас он безумно счастлив. Со своей третьей супругой Еленой он живет почти 20 лет. Они вместе воспитывают двух дочерей от первого брака женщины. А в 2003 году родилась общая дочь - Екатерина Юрьевна Стоянова.

Сейчас известному актеру и юмористу 60 лет , но он ведет очень активный образ жизни. Ведь человеку столько лет, на сколько он себя чувствует. Его любимым увлечением является рыбалка. Юрий выезжает на природу надолго, захватывая большое количество снаряжения. Это времяпрепровождение дает ему отдохнуть от шума мегаполиса и зарядиться энергией для творчества. Стоянов по-прежнему любим зрителями, и это дает ему силы и вдохновение для работы.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Этого актёра только ближе к 40 годам узнали и полюбили зрители. Лишь в это же время он встретил свою настоящую любовь. Сейчас Юрий Стоянов многими признан как лучший в России комедийный актёр. Но он никак не может «наиграться» и осваивает новые, не только смешные роли.

В чём секрет успеха Стоянова? Какую роль в поворотах его судьбы сыграли Одесса, родители, великий актёр Павел Луспекаев и артисты-современники — Виктор Сухоруков и Илья Олейников? Подробности — далее.

1957 год. 10 июля в семье строгой учительницы литературы, украинского языка и врача-гинеколога, болгарина по национальности, рождается мальчик Юра. Родители молодые, проходят практику после окончания вузов в селе Бородино Тарутинского района, под Одессой. Рождаться на свет сыну гинеколога было не так уж сложно и непредсказуемо. Папа сам принимал роды. Позже супруги переехали в легендарный город – столицу юмора, и Юра навсегда пропитался «фирменной» одесской самоиронией.

Неуспокоенный характер и взгляды на жизнь достались Стоянову от отца, а интересная внешность и стройная фигура – от матери. Это позже, уже взрослым актёром, он переболел желтухой и резко располнел. А в юности был гармонично сложен.

Юрий был единственным сыном и жил в атмосфере любви и понимания. Однако мечты о профессии актёра у Юры появились рано и совершенно самостоятельно. Как шутит сам актёр, он знал наизусть названия всех книг отца по гинекологии, хранившихся в доме (их было 1200!). Хотя ещё ничего в самой гинекологии не понимал. Но знал всегда, что его призвание — артист, даже если эта профессия не вызовет понимания у родителей.

Отступать некуда – впереди Москва

Стоянов Юрий был уверен, что если и становиться актёром, то только в Москве. С выбором места обучения у него тоже не было вопросов – ГИТИС! Будучи уже взрослым, он признавался, что просто не знал других вариантов. В расшифровке ГИТИСа значилось слово «институт», и это было ценно для него как одессита.

«Щепка», к примеру, имела статус училища, а МХАТ и вовсе школы. Юрий опасался, что его поднимут на смех на родине, узнав, что он не в вуз поступил, а обратно в школу. Он так и представлял своих знакомых, как они в недоумении спрашивают: «Шо, у нас в Одессе своих ПТУ нету?»

О том, что оказался в ГИТИСе, Стоянов никогда не жалел. Его курс был очень сильным: талантливые студенты и сильный педагогический состав. Самая молодая актриса – ставшая популярной потом Татьяна Догилева. А самый взрослый сокурсник – Виктор Сухоруков, в будущем культовый актёр 90-х, исполнитель одной из центральных ролей в фильме «Брат-2».

С Виктором Стоянов прожил в одной комнате общаги весь период обучения в вузе. Именно от него он узнал азы профессии и первые уроки жизни.

«Второй Луспекаев»

С Сухоруковым у актёра ещё не раз пересекались пути. Сразу после института их обоих пригласили в ленинградские театры на конкретные роли в спектаклях. Стоянов оказался в театре, признанным лучшим в стране, – Большом драматическом (БДТ). Им руководил Георгий Товстоногов, считавшийся среди коллег гением.

Много надежд артист связывал с поступлением в труппу. Но его путь к успеху был трудным, полным призрачных надежд получить хоть когда-нибудь заметную роль в театре.

Наиболее значимые роди в БДТ были сыграны им в 3 спектаклях.

  1. «Смерть Тарелкина».
  2. «Пиквикский клуб».
  3. «Амадеус».

Но основное время, 17 лет, он играл роли без слов. Этому предшествовал случай, которому Стоянов придаёт особое значение.

Товстоногов однажды произнёс роковую фразу: «Стоянов – это второй Павел Луспекаев». Сравнение это Юрий воспринял двояко: был польщён и смущён одновременно, понимал, что от него ожидают чего-то особенного, но развернуться не дают.

Сам он восхищался актёрской органикой и человеческой энергетикой Луспекаева, считал его уникальным и неповторимым артистом. Поэтому считал, что быть вторым таким же невозможно!

Товстоногов начал «мариновать» молодого актёра, не предлагая ему условий для самореализации. О Георгии Александровиче говорили, что он часто выдерживал своих актёров, как дорогое вино. Подолгу не давал им главные и даже второстепенные роли, чтобы они потеряли спесь и страстно захотели сыграть уже что-то стоящее. Но только обычно он ставил подобные эксперименты над человеком в течение трёх-четырёх лет. А со Стояновым перестарался…

Юрий получал роли лишь в массовках. Если «везло», то в эпизодах без слов или безымянную роль музыканта. Весь театр знал его как «парня с гитарой». Это постоянное музицирование имело практическую пользу: за время работы в театре Юрий виртуозно овладел инструментом.

Но однажды после очередного предложения выйти на сцену в новом спектакле с он развернулся и ушёл из театра. Начался период разочарования и неопределённости дальнейшего пути. Он совпал с большими политическими переменами в стране, а, как следствие, в жизни всех россиян.

«Городок»: всенародная слава и любовь

На волне больших перемен Стоянов оказался на телевидении, где открыл авторскую программу, совершенно перевернувшую российский мир юмора. Передача состояла из маленьких мизансцен на двоих актёров. Они задумывались как мини-спектакли, но тут же превращались в анекдоты и расходились по всей стране.

Однако каждый выпуск «Городка» заканчивался вовсе не весёлой одноимённой песней — хитом 90-х. Анжелика Варум пела её с неприкрытой тоской в голосе, и в тексте звучала ностальгия по детству и юности. Зачем «жителям» «Городка» понадобилась такая лирика? У Стоянова своё понимание юмора, не отделимого от юмора России. По его мнению, это юмор людей, преодолевающих боль и большие беды. В этом преодолении — вся история России.

Идея создания передачи принадлежала Олейникову. Он понял, что со Стояновым может горы свернуть и дал своему новому другу то, чего у того не было давно или даже никогда: уверенность в себе и своих творческих способностях, обожание своей работы и возможность прилично зарабатывать на жизнь семьи.

В «Городке» на счету у Юрия Стоянова около 500 выпусков и огромное количество образов. О таком разнообразии в театре и мечтать было бы невозможно. Среди них около 3 000 женских! И здесь, в своей передаче, Юрий был ещё и режиссёром. После успеха «Городка» актёра стали приглашать в кино и телефильмы. И не только на комедийные образы.

Первым фильмом, где Юрий Стоянов снялся в серьёзной роли, стал «Ландыш серебристый». за ним последовали роли в кинолентах: «Заяц над бездной», «12» и в сериале «Белая гвардия». Особенно высоко кинокритики оценивают глубокое исполнение ролей Стояновым в фильмах «12» и «Человек у окна».

Спустя 15 лет после разрыва с БДТ Юрий Стоянов появляется и на сцене театра – МХТ. Он сыграл в пьесе с символическим названием «Перезагрузка», созданной современным автором Ильёй Илькиным. Зритель видит необычную историю про то, как в теле мальчика возрождается 50-летний человек, отягощённый воспоминаниями своей прежней жизни. Режиссёр спектакля Игорь Коняев утверждает, что без Стоянова эта постановка не получилась бы.

Личная жизнь артиста

Первая семья появилась у Стоянова ещё в студенческие годы, вопреки совету отца жениться не раньше 27 лет. Жена Ольга родила ему двух сыновей. Но прожив 5 лет вместе, они расстались. Потом была жена Марина – жизнерадостная и самодостаточная женщина. Рожать детей она боялась, семейным очагом заниматься не слишком хотела. Отношения дали трещину.

Но всё-таки Юрий Стоянов нашёл свою счастливую судьбу в лице Елены. Вместе они уже 12 лет. На момент встречи с Юрой у неё было две дочери. Она развелась, вышла замуж за Стоянова и родила ещё дочь. Юрий сегодня воспитывает её и двух падчериц, поддерживает отношения с одним из сыновей. Второй принял сторону матери и отдалился от отца.

Интересные факты из жизни Юрия Стоянова

  1. Юрий родился в один день с Ильёй Олейниковым – 10 июня, но с разницей в 10 лет.
  2. Идея сделать «Городок» родилась после того, как Стоянов и Олейников вместе с ещё одним приятелем-актёром после очередного праздника сняли юмористические сценки в домашней обстановке. Это были бесшабашные шутки «без купюр». Олейников, пересмотрев видео на трезвую голову, констатировал Стоянову: «А мы пара!» – и предложил сделать совместный творческий проект.
  3. Стоянов однажды уговорил Олейникова сбрить усы, чтобы тот, как и он сам, мог играть роли женщин в «Городке». Но ужаснулся несуразному виду своего друга и махнул рукой на эту затею.
  4. После увольнения из театра Стоянов каждый день приезжал к проходной театра на новой иномарке, взятой у друга из автосалона. Делал вид, что это его транспорт и как бы спрашивал совета, стоит ли её покупать. «Это были понты. Одесса прорезалась», – иронично признавался актёр.

С 2001 года Юрий Стоянов официально народный артист Российской Федерации. Но по-настоящему народным он стал ещё тогда, когда стали безумно популярны его первые выпуски «Городка».

Другие награды:

  • телевизионные премии «Тэффи» за телепередачу «Городок»;
  • приз XIХ государственного фестиваля «Виват кино России!» (2011) за лучшую мужскую роль («Человек у окна»);
  • Российская Национальная актерская премия имени Андрея Миронова «Фигаро» (СПб, 2013).

Юрий Стоянов сейчас. Новости об артисте

В настоящее время Юрий Стоянов востребованный актёр театра МХТ им. А. П. Чехова. Зрители ходят «на Стоянова», и в зале нет свободных мест.

9 сентября 2018 года на малой сцене, в камерной обстановке, состоится показ спектакля «Игра в городки». Это история, во многом автобиографическая, была написана Ю. Стояновым и И. Олейниковым совместно.

До последнего дня жизни выдающегося артиста Илья Олейникова компаньоны были вместе, не остановили ни одной съёмки передачи. Их наблюдения за жизнью, личные переживания вылились в постановку на сцене, в которой теперь участвует один Юрий. Но его лучший друг незримо присутствует рядом с ним.

В роли Кочкарёва Стоянов выйдет на сцену МХТ 20 сентября 2018 года. Постановка с успехом идёт с 2010 года. Одной из партнёрш Юрия является популярная российская актриса Ирина Пегова.

Заключение

Юрий Стоянов, несмотря на уникальный комедийный дар, в жизни человек ранимый и ироничный. Когда его спрашивают, какие люди больше всего повлияли на его судьбу, он называет 5 людей: свою маму, Виктора Сухорукова, Павла Луспекаева, Илью Олейникова и третью жену Лену. О влиянии близких и любимых людей можно догадаться. А вот о влиянии любимого актёра Павла Луспекаева Юрий говорит с особым чувством.

Нелюбитель «сытого юмора», Стоянов до сих пор ощущает в своей душе те самые свои голодные, во всех смыслах, 17 лет в роли «второго Луспекаева». Может, поэтому теперь он Стоянов, и только Стоянов. № 1, единственный и неповторимый.

На Малой сцене МХТ имени Чехова появилась «Игра в «Городки», поставленная по одноименной книге Юрия Стоянова. Воспоминания народного артиста о всенародно любимой юмористической телепрограмме выпустило в прошлом году издательство «Эксмо». На одном из вечеров мхатовцы прочитали несколько глав - успех оказался огромным. Тогда решили подготовить спектакль, в котором заняты только мужчины - все знаменитые и популярные, среди них и сам автор. Они меняются текстами, одни фрагменты исчезают, другие появляются, мелькают новые герои, звучат истории, не вошедшие в издание, - каждый показ становится неповторимым. «Культура» расспросила Юрия Стоянова о премьере, исполнителях и о том, как рождались его писательские труды.

культура: «Игра в «Городки» - Ваша вторая книга, о дебютной, признаюсь, я и не знала.
Стоянов: Первая называлась «До встречи в «Городке», мы писали ее вместе с Илюшей Олейниковым. Каждый, независимо от другого, вспоминал важное о себе, что происходило до того, как мы пересеклись. Это был томик-перевертыш с символическими макетом и версткой. От одной обложки - его история, от второго корешка - моя. Они соединялись посередине - фотографиями. Отдельными и общими.

Мы решили сделать книжку, когда у нас появилась небольшая пауза. Но и в помине не было желания осчастливить мир повествованием об уникальной судьбе артиста. Бог нас миловал, и звездная болезнь прошла стороной. Во-первых, мы хорошо помаялись до того, как стали узнаваемыми. Во-вторых, возраст уже был не тот, чтобы медные трубы нанесли непоправимый урон характеру.

культура: То есть голова не закружилась, но захотелось продолжить мемуары?
Стоянов: Ту книгу считаю действительно биографической, вторую - нет. Хотя, конечно, я рассказываю о том, что знаю и что случалось со мной. Но, по сути, это делает любой пишущий человек. Да и роли артиста, даже если он играет Гамлета или что-нибудь из Мольера или Островского, все равно в огромной степени основаны на его личном жизненном опыте.

Все-таки «Игра в «Городки» выдержана в жанре рассказа, и у нее есть «референсы» - писатели, которым я не подражаю, но точно знаю: если бы не любил Марка Твена, Чехова и Довлатова, то эта книга никогда бы не появилась. В нее я включил фрагменты из первой - для хронологического соответствия жизни, чтобы сохранить временную последовательность. Но чем дальше от начала удалялся, тем больше появлялись просто новеллы, навеянные реальными случаями.

культура: Мемуаров сейчас множество, и большинство из них наговариваются на диктофон, а потом литературный помощник превращает их в текст.
Стоянов: Ни та, ни другая книга - не надиктованы. Они написаны, первая - рукой, вторая - при поддержке гаджетов; планшет или ноутбук всегда таскаю с собой. Работал во время коротких отпусков, в основном в Финляндии, которую обожаю. Соблазнов крайне мало: озеро, лес, лодка и тишина. Там я писал эти коротенькие актерские рассказы подолгу - часов по 8–10 в день.

культура: Их не назовешь актерскими байками.
Стоянов: Такое определение меня бы оскорбило. Позволю себе смелое высказывание: думаю, что «Игра в «Городки» больше литература, чем первая книжка. Она и писалась иначе. У «До встречи» был уникальный литредактор Светлана Дружинина - представитель вымирающей профессии. Ее вклад - огромный, она работала с человеком, который никогда ничего не писал. Во всяком случае, с целью опубликовать это.

культура: Вы имеете в виду себя или Илью тоже?
Стоянов: Она была нашей общей поддержкой. «Игра» написана без помощи - и в этом принципиальное отличие. То есть замечательный редактор у меня был - мы работали на удаленном доступе. По скайпу я высылал текст, он ставил пару запятых и комментировал: «Я так смеялся, так смеялся, все замечательно...» или «Я так плакал, так плакал, очень хорошо...» Мне эта форма работы тоже понравилась.

культура: Книга получилась ироничной, какой-то невероятно чистой и легкой, даже в печальных эпизодах.
Стоянов: Мама моя, прочитав, вздохнула: «Что ж ты так и не научился себя любить?» Один замечательный сценарист сказал: «Отчего вы все время стесняетесь? Почему не напишете о том, что сыграли, об отношении к вам в мире, а не только в родной стране, как создали совершенно уникальный продукт, которого не было, нет и уже не будет на телевидении?» Но тогда это был бы не я.

культура: Все-таки Вы пишете о том, что происходило на самом деле. Привирали или правда и только правда?
Стоянов: Это не документальная проза. То, что касается непосредственно меня, моих родственников, - правда почти абсолютная. Я бы сказал - моя правда или мое отношение к ней. Когда проходит время, то какие-то факты становятся более выпуклыми. Может и немного занести, но только в сторону любви к человеку, но не ненависти. Могу сделать героя лучше, смешнее, обаятельнее или несчастнее, но не хуже. Принцип домысла - только такой. А поскольку, надеюсь, это какая-никакая, а литература, то я имею право, особенно в диалогах, подчинять речь актерским законам, чтобы почувствовал читатель характер персонажа.

культура: Книга быстро исчезла с полок книжных магазинов. Ощущаете себя популярным писателем?
Стоянов: Очень не люблю формулировок. Да и не писатель я, а пишущий артист. Это все-таки разное. Мне важно не только то, как рассказы читаются, но и как они звучат.

культура: Действительно, их хочется произносить вслух.
Стоянов: Этого я и добивался. Вот и получились рассказы для сцены.

культура: Вы остроумно исполняли их на бенефисных встречах с публикой, потом - вместе с актерами на мхатовском вечере и вот теперь подготовили репертуарный спектакль для Малой сцены МХТ имени Чехова...
Стоянов: Когда мы начали инсценировать книгу, то получилось, что практически ничего не надо придумывать - литературный прием автоматически становился сценическим ходом. Я имею в виду перепады эмоций, сломы настроений. После дозы смеха обязательно присутствует достаточно грустный финал. На сцене это делается элементарно - не только абзацем звучащего текста, но печальной мелодией, соответствующей в моем понимании данному фрагменту. Она как бы вытекает из повествования. Это может быть Брамс или Бриттен, моя музыка или знакомый мотив из программы «Городок», а то и просто народная песня, русская или украинская.

Сложилась очень легкая история. Пришел художник, мы с ним быстро решили: раз восемь рассказов, то пусть будет и восемь торшеров. Придумали подзаголовок - «Говорят и показывают мужчины». Восемь артистов, все мои друзья, которых я очень люблю: Станислав Любшин, Авангард Леонтьев, Коля Чиндяйкин, Стас Дужников, Валерий Трошин, Юрий Кравец, Игорь Золотовицкий. Все феноменально работают. Могу о каждом написать.

Кажется, мы добились того, что в спектакле нет и намека на творческий вечер автора или бенефис актера. Даже с перебором. Зрители спрашивают, почему Любшин говорит «дорогой Юра», ведь он должен сказать «дорогой Слава». То есть они решили, что каждый из нас - автор своего рассказа. Вот этого я и хотел. Просто счастлив, что есть люди, которые так и не поняли, что они слушали рассказы, написанные мною. Значит, «Городок» и все, что со мной в нем произошло, - не только факты моей биографии, а энциклопедия жизни большой страны на конкретном историческом отрезке. Его вместе со мной во многом очень похоже прожили артисты, читатели, зрители.

культура: На сайте Художественного театра режиссер спектакля не обозначен принципиально?
Стоянов: В программке спектакля написали, что Юрий Стоянов. Но какая режиссура нужна, чтобы произнести фразу: «Давно это было, Майкл Джексон еще был черным, а моя зарплата белой»?

культура: В литературе своих кумиров Вы назвали, а есть ли тип театрального действа, на который ориентировались, создавая вечер литературных миниатюр?
Стоянов: Сравнил бы это - и только потому, что Вы просите, - со способом существования на сцене Ираклия Андроникова. Пример дальний и нескромный, но его рассказы слушаешь и не понимаешь - это правда или вымысел, исследование нравов или лукавый анекдот. Все жанры смешаны, поданы личностью, украшены обаянием. Если кто-нибудь назовет наш спектакль «литературно-драматической композицией», то мне покажется, что я попал в страшный сон. Я бы назвал то, что получилось, невероятно смешной историей, в финале которой кто-то обязательно заплачет.

культура: Как строится спектакль?
Стоянов: Для меня принципиально, чтобы мы все читали текст по бумаге. Конечно, временами отрываясь от нее и играя. Опыт показывает: либо надо знать назубок, либо читать. Нельзя быть чуть-чуть беременным. Нас всех «убил» на показе Станислав Любшин. Выходит он, самый старший из нас, и выдает наизусть. Единственный. Мы на него все накинулись: «Дядя Слава, ты что нас подставляешь?» Он отвечает: «Учите, детки, учите, хорошая литература, я легко запомнил...» Мы меняем рассказы, меняемся ими, добавляем те, которых нет в книге. Такой читает Авангард Леонтьев - «Не может быть» о моей поездке в сегодняшнюю Одессу.

культура: Вы же оттуда родом и рассказывали нашим читателям, что счастливы повторять биографию Жванецкого: одессита, влюбленного в родной город, работавшего в Петербурге и живущего в Москве.
Стоянов: Потому сам я не могу читать о своем визите в любимый город. Как-то Гарик не смог прийти, и я решил попробовать, но не осилил: ком в горле давит, не могу и все, грустно очень. Повернулся и протянул листы партнеру - дочитай, мол. Такое тоже может случаться на этом спектакле.

культура: Вы начинали в БДТ у Товстоногова, а как попали в МХТ к Табакову?
Стоянов: Я бы не пошел ни в один другой театр. Мне сейчас понятно, что я - человек, тяжело адаптирующийся в любом коллективе. Мне было хорошо только в том месте и том мире, которые мы создали вместе с Ильей. Мы с ним были отравлены независимостью, опьянены ею. И для меня входить в обстоятельства чудовищного рабского подчинения кому-то - некомфортно. Моя жизнь мужчины, занимающегося женским, невероятно зависимым делом, в обстоятельствах театра была неуспешна и непродуктивна. Память об этом навсегда у меня в порах. Поэтому в эту воду входить второй раз не хочется.

культура: И все-таки Вы заняты в спектаклях МХТ.
Стоянов: Сейчас уже никто не считает меня приходящим, связанным с театром только договором. У меня два названия, скоро появится третье - недавно попал в новую постановку к Игорю Золотовицкому. Занят бываю во всех спецпроектах - песенных, поэтических, юбилейных. Понимаете, какая странная штука: могу работать только тогда, когда меня любят и мне ничего не нужно доказывать. Тогда я свободен и выдаю нужный результат. А сдавать экзамены ненавижу и не буду. Никогда. Хватит, все уже сдал. В Художественном - демократичная атмосфера, славная труппа, мне со всеми очень комфортно, и со стариками, и с молодыми, и с моим поколением. В Художественном мне клево.

культура: Как развивались отношения с Олегом Павловичем?
Стоянов: Наш роман длинный, из многих эпизодов. Олег Павлович неоднократно приглашал меня для всяких разговоров. Каждый раз я его подводил или находил повод, чтобы подвести. Он хотел, чтобы я работал в театре и был репертуарным артистом. А я уклонялся, ссылаясь на разные причины. Иногда спрашивал при встрече: «Ну что, Юрий Николаевич, вы уже удовлетворили свои материальные запросы?» Поступало от Табакова и предложение играть все его роли. Пришлось сказать, что я доедаю только 1 января и только оливье. Потом он спросил: «А что ты играл, сынок, в БДТ?» Я перечислил. Он удивился: «Я же видел «На всякого мудреца довольно простоты», но тебя не помню. Странно... - и после большой паузы продолжил: - Обычно хороших артистов я всегда запоминаю». Тут уже спросил я: «А вы сейчас какого артиста пригласили свои роли играть?» В ответ прозвучало: «Уже очень хорошего». Да и прав Олег Павлович. Был бы я тогда хорошим, не искал бы себя на стороне. Никогда.

Фото на анонсе: Виталий Белоусов/РИА Новости

В Центральном Доме актера прошел творческий вечер Юрия Стоянова "Неформат". О БДТ, Товстоногове, "Тихом Доне" и выстреле Басилашвили поведал Стоянов под непрекращающийся хохот зала.

Всем желающим задать вопросы Юрию Стоянову Сергей Глинка обязательно передаст микрофон, - пообещали директора Дома актера Игорь Золотовицкий и Александр Жигалкин, вручая актеру букет.

Уж и не знаю, кто был на сцене, но микрофоны подавал Глинка, - тут же сострил Стоянов.

На сцену Стоянов вышел с двумя гитарами-"подругами", как выразился актер. "Подруг" у него четырнадцать штук. Первую гитару 11-летнему Юре Стоянову подарил дедушка. Он нашел ее в магазине "Березка" в городе Киеве, но купить инструмент без валютных "чеков" было нельзя. Гитара стоила девять долларов. Дедушка умолил продавщиц помочь ему.

И они нанесли на заднюю деку гитары большую царапину и "развалютили" ее. Гитара стала стоить 9 рублей 47 копеек, потому что рубль был дороже доллара, - ностальгически вспоминал Стоянов.

Актер исполнил жалостливый городской романс про несчастную любовь, который он когда-то услышал в родной Одессе: "Следы твоих ног целовал и чуть на тебя не молился".

- "Чуть" - это очень по-одесски звучит, - прокомментировал актер. - Молился бы, но чуть…

Юрий Стоянов рассказал о годах, когда он служил в ленинградском театре БДТ им. Горького под руководством знаменитого режиссера Георгия Товстоногова. Каждая история неизменно сопровождалась дружным смехом.

Мы играли в Омске спектакль "Тихий Дон". Это была моя вторая роль в массовке после трех лет простоя, - поведал Стоянов. - Начало спектакля было таким. В вагоне-"теплушке" трясутся казаки, якобы проезжая по железнодорожному мосту через реку. В это время актер Толя Галичев срывал с себя папаху и орал: "Дон-батюшка! Дон!". Я тоже был в костюме казака, но почему-то попросил сделать себе пейсики и надел круглые бабелевские очечки. Я точно знал, когда Толя закричит, и ровно за секунду до его вопля тихо спросил, картавя: "Пгостите, пожалуйста, вы не подскажете, как эта река называется?". "Дон!" - закричал Толя… После спектакля Товстоногов сказал мне: "Юра, я вам желаю добиться такой же реакции в зале, какой вы сегодня добились на сцене. Это очень плохой признак, когда смеются на сцене и не смеются в зале".

Это был первый разговор Стоянова с Мастером. Второй состоялся в городе Ереване на гастролях в 1980 году при не менее казусных обстоятельствах. У Стоянова закончились деньги, актер два дня не ел, а до зарплаты оставалась еще дней шесть. Пришлось Стоянову посылать телеграмму отцу. Папа денег, конечно, выслал. Вечерний спектакль закончился поздно. Стоянов еле дотерпел до шести утра. В ресторане гостиницы "Интурист" актер заказал себе шашлык, красную икру, фаршированные яйца и еще много закусок. Только собрался все съесть, как вдруг в дверях появился Товстоногов. Пришел позавтракать в шесть утра. Он подошел, долго оценивал стол "бедного" молодого актера, спросил, можно ли присоединиться. Георгий Александрович заказал чай, два яйца и творог. "Говорят, вы хорошо показываете нашего начальника отдела кадров, - поинтересовался у Стоянова Товстоногов. - Покажите и мне". "Ипполит побледнел". Начальником отдела кадров в театре, который не вылезал из-за границы, был номенклатурный работник "одной серьезной организации". "С комом в горле и весь мокрый", Стоянов кое-как изобразил кадровика. "Слухи о вашем комедийном даровании очень сильно преувеличены", - резюмировал Товстоногов.

В процессе вечера Юрий Стоянов исполнил несколько песен своего сочинения, написанные по разным поводам. Чего только он не придумывал - "да все, что не могло пригодиться артисту никак". Например, написал эпитафию самому себе "на полном серьезе", заканчивающуюся словами: "Явив на свет двоих детей, в наследство дал им только внешность". А что еще мог дать артист, играющий в массовке, в те времена?

Я писал песни вместо того, чтобы пойти к Товстоногову и сказать: "Я очень хочу сыграть Моцарта и знаю, что могу", - продолжал Стоянов. - Во-первых, я не хотел, а во-вторых, не знал, что могу.

Но Моцарта в спектакле "Амадеус" Стоянов все-таки сыграл. Сальери играл народный артист СССР Владислав Стржельчик. 60-летний актер выходил в старом халате, говорил скрипучим голосом, кашлял, шамкал, "гипертрофировал старость", потом вдруг скидывал халат, под которым был потрясающий камзол, и бросал в зал реплику, достойную Сары Бернар: "Мне 34 года!". Однажды Стржельчик вышел на сцену "выпимши".

К концу первого акта он говорил такое, что я тут не могу это повторить, а это было сказано со сцены БДТ, - вспоминал Стоянов. - "Моцарт, умоляю, уйди!" - грохотал Стржельчик. "Витя, убери его, а то я его убью!" - это уже реплика из-за кулисы.

Самые смешные и одновременно грустные гастроли были у театра в Индии. Всех искололи уколами, но многие актеры все равно заболели экзотическими болезнями. В Индию БДТ привез очень востребованную в Бомбее в 39-градусную жару пьесу Чехова "дядя Ваня" и спектакль "Ханума". Между спектаклями актеров отвезли на остров с выдолбленным в скале храмом невероятной красоты.

Сотни тысяч индусов построили этот храм буквально на костях, - изобразил экскурсовода Стоянов. - И тут раздается реплика помощника завпоста Юры: "Ну, молодцы, в общем! Собрались и сделали!".

Вспомнил Стоянов трагикомичную историю, связанную со спектаклем "Дядя Ваня". Роль дяди Вани играл Олег Басилашвили. В одной из сцен он стрелял из пистолета. Звук выстрела имитировал за кулисами некто Леша, ударяя увесистым молотком по листу железа, на который в один "прекрасный" день невовремя ступила нога начальника пожарной охраны. Молоток опустился ему аккурат на большой палец ноги.

- В гробовой тишине, вместо выстрела над залом пронеслось …, - выдержал мхатовскую паузу Стоянов. - Простое русское слово, одинаковое на всех языках стран СНГ. Так еще называют женщин первой древнейшей профессии.

С некоторой грустью вспомнил Стоянов реплику Кирилла Лаврова в ответ на его уход из БДТ в 1995 году:

- "Стоянов ушел из БДТ - это и хорошо, и плохо. Хорошо, потому что ушел. Плохо, потому что теперь у него будет больше времени на эту свою пошлятину - "Городок", - сказал Лавров. Но никто из труппы не рассмеялся.

Один из зрителей, почувствовав в словах Стоянова затаенную обиду, поинтересовался, простил ли он Лаврова.

Я и не обиделся. А как он должен был к этому относиться, если в первых трех выпусках передачи на канале "Россия" в бегущей строке внизу слово "агентство" было написано без буквы "т"? - спросил, в свою очередь, Стоянов. Актер признался, что когда он увидел "концерт Илюши Олейникова со "скромным" и "тонким" названием "Смех-шок", то подумал: "Неужели я буду в этом участвовать?". И через год уже был в этом концерте.

- За двадцать лет сотрудничества у нас было всякое, - ответил на вопрос о дружбе между соавторами "Городка" Стоянов. - Мы ругались, мирились, жили семьями, снимались вместе в кино. В кино же нельзя сниматься по отдельности! В результате мы пришли к выводу, что хорошее партнерство больше весит, чем красивые слова о дружбе.

Дама из Челябинска призналась Стоянову в любви и поблагодарила его за тонкие и добрые женские образы, которые он создал в "Городке".

Играть женщин - это не сложный актерский хлеб, поверьте, - поблагодарил Стоянов. - Но я убежден, что женщины лучше, чем мужчины, потому любые интриги, даже крайней степени подлости, у женщин, как правило, мотивированы любовью, а не карьерой и баблом.

Выходные по случаю 8 марта завершились словами, нашедшими отклик в сердце каждой женщины, сидевшей в зале.

Анна Горбашова, обозреватель

За спиной у 58-летнего создателя легендарного «Городка» Юрия Стоянова все, о чем может мечтать человек его профессии: 4 премии ТЭФИ, «Золотой орел», награждение Орденом Почета и звание народного артиста. На вопрос журналистов о личной жизни весельчак с широко распахнутыми, немного печальными глазами предпочитает отмалчиваться.

Впрочем, в одном из своих последних интервью Юрий Стоянов все же поведал об успехах двух падчериц — Ксении и Анастасии, дочерей от предыдущего брака третьей жены Юрия Елены. А также рассказал о характере младшей — 13-летней Кати — общей дочери Стояновых. По иронии судьбы, о родных сыновьях артиста из автобиографических источников известно лишь: «Дети от первого брака: Николай и Алексей Стояновы». Участием в жизни некогда мальчишек, а теперь взрослых мужчин, артист похвастаться не может.

Life78 удалось узнать, почему Николай и Алексей сменили фамилию Стоянов на Хлопов, как сложилась судьба сыновей и бывших жен после развода с любимцем публики.
Первой супругой тогда еще безызвестного юноши Юры Стоянова была выпускница театроведческого факультета ГИТИСа Ольга Синельченко. В 1978 году возлюбленные сыграли скромную студенческую свадьбу на родине жениха в Одессе. В том же году после переезда в Петербург в молодой семье появился первенец Николай. Спустя два года, второй сын — Алексей. Николаше, так ласково называли в семье старшего, было около пяти лет, когда мама с папой решили развестись. В окружении Стоянова поговаривали, что начинающий актер БДТ увлекся редактором литературной части театра Мариной Венской. Именно с этим связывают внезапное решение законной супруги Ольги уйти от мужа. Девушка с двумя сыновьями переехала жить в Москву. Остаться в хороших отношениях с Синельченко, Стоянову не удалось. Болезненное расставание родителей стало следствием отсутствия каких бы то ни было отношений сыновей с родным отцом.- Это не Юра не общается с детьми, а дети не общаются с ним. Это, скорее всего, была проекция Ольги. Она с детьми уехала от него. Пока был жив отец Юры, они еще поддерживали связь, потому что он обожал Ольгу, он души в ней не чаял, и внуков он обожал. Даже после развода Николай Георгиевич приезжал к Ольге и детям в Москву, а после его смерти 1993 году они перестали общаться. Алеша однажды приехал в гости к бабушке и там они встретились с Юрой, вроде как начали общение хоть какое-то, а Николаша категорически не общается с отцом, не может простить отца, - рассказывает подруга детства артиста, которая поддерживает теплые отношения с ним и его матерью Евгенией Леонидовной Стояновой.

Сейчас первая жена Ольга Синельченко снова замужем, проживает во Франции. Новый супруг женщины — некогда профессор кафедры №40 «Физика элементарных частиц» НИЯУ МИФИ, доктор физико-математических наук Максим Юрьевич Хлопов. Слышать про бывшего мужа Ольга не хочет. Когда по просьбе Life78 подруга женщины попросила ее рассказать об отношениях с бывшим мужем, Ольга написала: «Я не знаю, кто такой Юрий Стоянов».

После развода Синельченко дала сыновьям фамилию «нового папы» и даже сменили их отчество. Николай Юрьевич Стоянов теперь зовется Николаем Максимовичем Хлоповым, Алексей Юрьевич также числится с фамилией Хлопов и новым отчеством.Старший сын Стоянова — ныне 38-летний Николай Хлопов - закончил МГУ, после получил степень MBA в области электронного бизнеса и управления инновациями. Сейчас молодой человек является партнером британской компании THI, занимается бизнес-консультированием. Примечательно, что бизнесмен часто дает интервью и выступает экспертом в различных СМИ. Однако журналисты даже не подозревают, что за успешным мужчиной по фамилии Хлопов, скрывается сын народного артиста.
Сейчас Николай женат, его супруга Виктория преподает театральный дизайн в Британской высшей школе дизайна и в ГИТИСе.
Младший сын актера 36-летний Алексей Хлопов так же окончил факультет журналистики МГУ, работал в телекомпании ВИД.Сейчас развивает свою компанию «Йете Гид Бюро» — организует экстремальные походы в горы в Сочи. Алексей также женат. С супругой Анастасией воспитывает сына Романа, внука Юрия Стоянова.

Второй брак автора и создателя «Городка» не подарил ему ни детей, ни внуков. Именно с этим связывают расставание артиста с Мариной Анатольевной Венской. В кулуарах БДТ тогда ходили легенды о том, что в юности Дуня (так называли Марину Венскую все близкие) поклялась не заводить детей. Впрочем, мама Венской эти слухи отрицает.- Такого обета она не давала, это я когда-то говорила, что больше всего на свете, я боюсь быть бабушкой. Ну ладно, раз боишься - посмотрим, — говорила Марина. Она еще девчонкой была. Детей у Марины нет, зато есть собака алабай по кличке Фанта, - рассказывает мама Марины Нелли Константиновна.

После развода со Стояновым, Венская вышла замуж за актера Владимира Еремина. В послужном списке артиста более 60-ти фильмов. Второму супругу Марина Венская также не родила ребенка.

Я Юру люблю, у меня хорошие отношения с ним и с его мамой Евгенией Леонидовной, я называю ее Геничка, — поделилась с Life78 Нелли Константиновна.

Два или три года назад она приезжала в Ленинград, Юра нам устроил встречу в кафе. И Марина с Юрой в нормальных отношениях. Последний раз виделись, когда умер Илюша Олейников, Дуня ходила поддержать Юру.

В отношениях с третьей женой Еленой Юрий Стоянов, наконец, обрел счастье и семейное спокойствие. Отсутствие общения с родными детьми актеру компенсировали теплые отношения с падчерицами. В 2003 году Елена подарила супругу дочь Екатерину.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: