Что значит качать маятник. Маятник практической стрельбы. Передавай бабушка приехала. в помощи не нуждаемся

Предлагаю такой мысленный эксперимент. Представьте себе стол и на нем музыкальный метроном. Перед нами точка опоры и некий рычаг, двигающийся в одноплоскостном пространстве относительно центральной оси. Совершенно справедливо эту периодично двигающуюся конструкцию можно назвать «маятником».

Далее, предположим, что этот стол с «маятником» находится в каюте лайнера, совершающего трансатлантический переход. Теперь у нашего маятника получается более сложная траектория движения. Идем дальше. Атлантический океан, по кот

орому плывет лайнер, находится на планете Земля, вращающейся вокруг своей оси и несущейся с космической скоростью вокруг Солнца. Какова теперь динамика нашего маятника? Думается, теперь ее описать намного сложнее, да и пре

дставить тоже не просто. Все это длинное вступление я привел для того, чтобы напомнить о динамике окружающего нас мира, которая при анализе может быть разложена до простого маятника. Простого, да не простого.

В нашем мире нет статики, все пребывает в движении, начиная от нашей Вселенной и заканчивая колебаниями молекул в живой и неживой материи.

Наглядно этот принцип движения демонстрирует маятник Фуко, при помощи которого было зафиксировано суточное вращение Земли. Плоскость его колебаний медленно поворачивается относительно земной поверхности в сторону, противоположную направлению вращения Земли.

Слово “маятник” придумал М. Ломоносов (тот самый), образовав его от русского «маята». До этого в Европе маятник назывался перпендикулой.

«Маятник - твердое тело, совершающее под действием приложенных сил колебания около неподвижной точки или вокруг оси” – говорит нам Физический энциклопедический словарь».

Колебания маятника образуют волны. А они, в свою очередь, накладываясь на поступательно-вращательные движения Земли, превращаются в спирали - идеальные траектории движения любого тела.

Какие маятники мы знаем? Названный выше, метроном, пружинный маятник, маятник Фуко, маятник Ньютона… но на самом деле их несчетное множество. Возможно, вы слышали о «маятниках» легендарного СМЕРША. Тема эта спорная, но вкратце суть таких маятников заключается в работе с телом, позволяющей уходить от чужого выстрела в «маятнике» на рефлекторном автоматизме. Это кувырки, смена уровней в определённом темпе и ритме. За свой ритм эта тактика и получила название «маятник».

Итак, маятник - это система, способная совершать колебания около положения равновесия . Давайте попробуем спроецировать это определение на человека. Для этого приведу несколько ключевых положений из биомеханики.

Тело человека представляет собой биомеханическую цепь, где суставы – это инерционные узлы, а кости конечностей и позвоночника – это звенья этой цепи.

Разбиение тела человека на звенья позволяет представить эти звенья в качестве механических рычагов и маятников, так как все эти звенья имеют точки соединения, которые можно рассматривать либо как точки опоры (для рычага), либо как точки отвеса (для маятника).

Поскольку тело человека выполняет свои движения в трехмерном пространстве, то его звенья характеризуются степенями свободы, т.е. возможностью совершать поступательные и вращательные движения во всех измерениях. Если звено закреплено в одной точке и способно совершать вращательные движения, то мы можем сказать, что оно имеет три степени свободы.

Так как руки и ноги человека могут совершать колебательные движения, то к механике их движения применимы те же формулы, что и для простых механических маятников. Основные выводы из них - собственная частота колебаний не зависит от массы качающегося тела, но зависит от его длины (при увеличении длины частота колебаний уменьшается). Пример: чтобы сохранять одинаковую скорость ходьбы, более низкому человеку необходимо увеличить частоту шага по сравнению с высоким.

Теперь поговори о таком понятии, как равновесие. Итак, равновесие человеческого тела - это способность сохранять такое пространственное взаиморасположение суставных элементов мышечно-скелетной системы, при котором с минимальной энергетической затратой поддерживается равновесие опорно-двигательного аппарата в вертикальном положении.

2-й и3-й поясничный позвонок обеспечивают равновесие опорно-двигательного аппарата, они же является основными позвонками гравитации, местом обратного маятникового движения. Есть в теле человека так называемый перевернутый маятник, то есть маятник с центром масс выше своей точки опоры, закреплённый на конце жёсткого стержня. Так вот этот позвонок и есть маятник, с равновесием на таранной кости (кость ступни).

Помимо маятников опорно-двигательного аппарата, в каждом человеке есть еще свой внутренний маятник. Это не какая-то эзотерическая концепция, а вполне реальный механизм, присущий любому живому существу. Ритм биения сердца, пульсации крови, ваш дневной биологический ритм, маятник тонуса и маятник настроения – все это маятники. Причем, частота каждого из них индивидуальна. Примером внутреннего ритма может служить ходьба или бег. Попробуйте полностью расслабиться, сделать несколько вдохов-выдохов и начать легкий бег, постепенно наращивая темп до тех пор, пока не войдете в свой ритм, при этом бежать становится не легко, и не тяжело. Вы находитесь как бы на грани удовольствия, поддерживая динамическое равновесие своего тела. Это означает, что частота ваших шагов приблизилась к резонансной (т.е. к собственной частоте колебаний руки или ноги), при этом достигается минимальное потребление энергии организмом. Таким образом, поймав свой ритм, человек может существенно повысить работоспособности.

Но чтобы лучше прочувствовать свой внутренний маятник, предлагаю начать с медленных статических упражнений на равновесие.

Задача упражнения «Маятник» состоит в том, чтобы почувствовать, как расслабленный корпус при небольшом отклонении возвращается в исходное положение без участия нашей воли, и за счет инерции, дает качок в противоположном направлении. Это динамическое состояние мышц-антагонистов (мышца противоположного действия, например, разгибатель по отношению к мышце-сгибателю), где F сгибателя = F разгибателя, называется оптимальным физиологическим положением и использует всего до 30% нашей энергии при любой деятельности. Здесь необходимо ввести принцип алертности, то есть расслабленной гибкости или интуитивной правильности движений. Этот принцип обеспечивает включение энергии правого полушария мозга, отвечающего за образное мышление и подсознание.

ПРАКТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ “МАЯТНИК”

В упражнения группы «Маятник» входят связующие их основные разновидности: «Большие маятники», два варианта маятника «Часы», «Котомка», «Пружина» и «Внутренний маятник»– «Маятники» можно выполнять индивидуально и в парах. В начале изучения предпочтительнее работать в парах. Самое важное – научиться различать, когда вы используете для движения волевое усилие, а когда процесс осуществляется за счет внутренней гибкости, то есть взаимодействия внутренних натягов. Если вы работаете правильно, то, сразу почувствуете ощущение комфорта в теле, движения будут вам приятны.

Очень важно перед каждым движением сначала выполнить его мысленно, представить образ движения, почувствовать удовольствие от выполнения движения, его ритм. Такая практика называется идеомоторикой. Сам термин состоит из двух частей: «идео» (мысленный) и «моторика» (движение), то есть дословно - «мысленное движение». Идеомоторный акт - это непроизвольные движения, которые возникают при мысленном выполнении двигательного действия. При всей простоте и кажущейся нелепости, методика дает феноменальные результаты.

Простой пример идеомоторики – в вытянутую руку возьмите любой маятник, привязанный к нити. Рука должная быть неподвижная, следовательно и маятник будет неподвижен. Но стоит нам только представить, что маятник сейчас начнет двигаться по часовой стрелке и через короткий промежуток это и совершится, при этом рука остается неподвижной. Это объясняется тем, что идеомоторные движения незаметны для неопытного глаза. Таким образом, идеомоторные тренировки, дополняя обычные, в значительной мере способствуют достижению идеальности движений (ударов, уходов, скорости реакции, ловкости, техничности и т. д).

Упражнение «Часы»

Существуют два варианта: «Метроном» и «Пугало»

Методика выполнения упражнения «Метроном»

Встаньте прямо, ноги на ширине плеч, стопы параллельны, руки опущены, состояние «Подвес». Мысленно представим себе, что Земля находится на уровне тазобедренных суставов. Точка опоры маятника – таз. Короткий вдох, отклоняемся верхней частью тела вправо, очень незначительно. Пытаемся ощутить внутреннее натяжение, возникшее с противоположной стороны. Используя это натяжение, отпускаем тело для качка влево. Точно так же осуществляем, без пауз, последующие колебания. Стимулятором для свободных маятниковых движений должно быть только дыхание. Вдох – вправо, выдох – влево, или наоборот, по желанию. Это принцип действия справедлив для всех видов «маятников».

Парный вариант этого упражнения называется «Ванька-встанька». Партнер производит несильный толчок в плечо, в направлении заданного движения (вправо-влево или вперед-назад). При затухании «маятника» также проводим толчок, поддерживая колебания партнера.

Методика выполнения упражнения «ПУГАЛО»

Меняется направление движения «маятника»: колебания осуществляются вокруг центральной оси.

Парный вариант упражнения носит название «Точильного колеса». Партнер производит толчок в плечо в передне-заднем направлении, запуская «маятник» сподручника. Это упражнение из «маятниковых» освоить легче всего.

Упражнение «Большой маятник»

Это упражнение выполняется вправо-влево и вперед-назад.

Методика выполнения

Встаньте прямо, ноги почти вместе, руки свободно опущены. Точка опоры «маятника» совпадает с естественной опорой тела – землей и находится в середине, между стоп. Покачивания осуществляются цельно, всем телом. Используйте образ «большого плеча» каркасной конструкции. Стимуляция колебаний осуществляется также дыханием.


Объединенный вариант «Большого маятника» – «Ступка». Это упражнение соединяет два предыдущих. Тело будет вырисовывать в пространстве объемный конус, где вершина конуса – точка между стоп, а основание – эллипс – формируется траекторией головы и плеч. Движения осуществляются по и против часовой стрелки. Идеомоторно хотелось бы, чтобы вы смогли создать в себе ощущение вращения веревки. Ощущение того, что не вы раскручиваете ее, а она вращает вас. Маленькое дополнение. В «Ступке» обратите особое внимание на столы. При правильной работе они должны «ожить».

Упражнение «Котомка»

Упражнение выполняется единолично и парно (последнее предпочтительнее), в трех вариантах: вправо-влево, вперед-назад и совмещенный вариант «Веретено».

Это упражнение устраняет застой в поясничной области. Это неприятнейшее явление наблюдается у очень многих людей, так как нынешний сидячий образ жизни не дает возможности двигаться правильно и в необходимом объеме. Застой энергии в поясничной области приводит к нарушению кровообращения, патологическим изменениям в данном отделе позвоночника. Все это порождает целую гамму заболеваний: от полового бессилия и почечной недостаточности до воспаления седалищного нерва и геморроя.

Методика выполнения

Итак, мыслеобраз этого упражнения, как всегда, в названии. Представим стену, в нее вбит гвоздь, на нем висит сумка-котомка. Качните ее, вот вам и маятник. Этот самый гвоздь «вбит» в межбровье, а та самая сумка-котомка – это ваш таз. Парный вариант гораздо предпочтительнее. К сожалению, как показывает опыт занятий в группах, этот «маятник» освоить самостоятельно способны немногие. Причина этому явлению – огромное количество проблем в поясничной области. С партнером «Котомка» осваивается значительно легче и быстрее. Для этого необходимо, чтобы партнер давал импульсы рукой в тазобедренный сустав в заданном направлении.

Методика выполнения

Стартовый вариант. Встаньте прямо, ноги – несколько уже плеч, стопы параллельны. Несколько раз повторите «Котомку» вправо-влево и вперед-назад, ощутите состояние «маятника», только после этого легко, не напрягаясь, начинайте вращение «веретена» вокруг центральной оси.

Постарайтесь достичь ощущения инициации вращения извне. Это поможет избежать «соскока» на тривиальное, малополезное, а частенько и вредное вращение тазом. В отличие от «Маятника», где действия производятся за счет внутренних энергонатягов, простое вращение тазом лишь усиливает трение суставных поверхностей, приближая их физиологический износ.

И еще несколько указаний к выполнению «Веретена».

Работа с опущенными вниз руками. Постарайтесь упорядочить дыхание следующим образом: пол-оборота «Веретена» – вдох, полоборота – выдох. На вдохе чуть замедляйтесь, на выдохе ускоряйтесь и как бы пружиньте вниз, это дает заряд для нового оборота-эдакий прообраз «вечного двигателя». Такой подход даст возможность быстрей добиться ощущения инициации вращения извне. Когда вы «поймаете» маятник «Веретено», поверьте нам, вы не ошибетесь. Внутри вас прозвучит голос: «Вот оно!!!»

«Маятники» – весьма приятные в выполнении упражнения, поэтому количество повторений мы не оговариваем. Действуйте согласно интуиции, то есть внутренним ощущениям. Учитесь слушать себя истинного. «Маятники», с небольшими амплитудами, можно выполнять вообще везде, что, собственно, многие люди делают подсознательно: покачивание, качание ногой, вращение пальцами. Они дают телу постоянную энергоподзарядку, как в автомобиле: движение машины постоянно подзаряжает аккумулятор.

В завершение ознакомимся с тремя движениями для мгновенного снятия напряжения мышц. Первое время, возможно, такое напряжение будет проявляться, но с опытом канет в Лету.

1. РУКА – ПЛЕТЬ

Из прямого положения корпус слегка наклоните вправо, «подвесьте» правое плечо и расслабьте правую руку. Затем колебанием корпуса приведите в движение маятник «Котомка» для правой руки. Покачайте его немного. Как только кровь утяжелит пальцы, поднимите руку вверх и, опуская, несколько раз встряхните, как будто сбываете ртуть в термометре. То же проделайте левей рукой. Затем «подвесьте» оба плеча и представьте, что вместо рук у вас болтаются две веревки с грузиками на концах. И снова, за счет маятника «Пугало», передайте волнообразные колебания на руки. Плечевой пояс расслаблен.

2. НОГА – ПЛЕТЬ

Встаньте прямо, правый тазобедренный сустав подтяните вверх, так чтобы правая нога стала «короче» и повисла в воздухе, ее стопа параллельна споре. Заставьте ногу свободно качаться. То же проделайте левой ногой. Таким образом снимается напряжение с поясничной области.

3. «ПЛЕТЕНЬ»

Упражнение, релаксирующее все тело, только надо его правильно понять и исполнять. Представьте себя мокрой рубахой, которую сейчас будут сушить после стирки. Хозяйка берет вас за плечики и поднимает сначала чуть вверх и затем вперед через плетень. Вы повисаете на плетне, перегнутые пополам на уровне грудных карманов, то есть диафрагмы,а не пояса. Избегайте этой ошибки. Важно также, чтобы шея была полностью расслаблена. На вдохе создайте перед собой мыслеобраз преграды – «плетня» – на уровне груди, поднимите вверх руки, полностью расслабьтесь.

На выдохе «набросьте» себя на этот «плетень». Голова, руки, грудь – по одну сторону; таз, ноги, живот – по другую. Обмякните, провисните на этой узенькой опоре. Теперь качните верхней частью тела в одну сторону, а нижней одновременно в другую. Получается колебательная система «маятник» по типу маховика.

При подготовке статьи использованы материалы:
Владислав Мешалкин, Евгений Баранцевич, Константин Тютелов «Славянская здрава»

Мне приходит много сообщений с просьбой "Расскажите, как правильно тренировать и качать «маятник»" Отвечая, я решил еще раз опубликовать статью.

Легенда утверждает, что изначально маятник появился в кавалерии, в конце 19, начале 20 века. Появилось так называемая стрельба по-кавалерийски, а производилась она следующим образом. С двух рук, причем одна рука, как правило - это была левая, находилась на уровне бедра или пояса, а другая рука вытяну на уровне глаз как при стрельбе прицельно.

При кавалерийском наскоке уступом (влево, в право) и приближаясь к порядкам противника и велась подобная стрельба, в это же время следовали телодвижения качание корпуса в лево и в право на максимально возможную амплитуду, дабы затруднить прицельную стрельбу по наступающим конным порядкам, так как преимущественно войска были вооружены винтовками и пистолетами (пулеметы, как правило, были роскошью).

После спешивания кавалеристы, вследствие ранений и т.п. применяли эту практику и усовершенствовали. Вследствие чего появилось целое искусство качания маятника, которое включало в себя комплекс изготовки, прицеливания и стрельбы из пистолета с одновременным уклоном с директории стрельбы противника. За достоверность ручаться на 100% не могу, но примерно это так было услышано от одного инструктора.

В дальнейшем маятник был усовершенствован сотрудниками СМЕРШа, после того как необходимо было брать шпиона живым, если он погибал при задержании, то сотрудник СМЕРШа сам мог получить дисбат за сорванную операцию. Вот для того чтобы вести огонь не на поражение, а на подавление противника, при этом приближаясь быстро к нему для захвата и не получить пулю самому, и был придуман данный прием, который в последствии обозвали "маятником".

Вся тактика маятника заключалась в одном, максимум двух быстрых подкатах к противнику, на сближение и подавление его прицельной стрельбой, чтобы пули ложились максимально близко, в отдельном случае допускалось легкое ранение задерживаемого. Как правило, это прокатит в случае стрельбы из пистолета, боюсь, что при стрельбе из автоматического оружия, не стоит геройствовать...

Ниже я приведу технику тренировки маятника, а пока хочу привести мнение одного из действующих офицеров спецназа ГРУ, с которым я согласен на 95%.

Вот его мнение: Вообще по применению маятника сотрудниками СМЕРШ - вопрос довольно спорный. Ибо ходят легенды, что все сотрудники владели этим, такой вывод можно сделать, прочтя книгу Потапова. Но, есть и обратное мнение! Так что спорить можно до бесконечности. А вещи, показанные в фильме "В Августе 44" (по книге Богомолова "Момент истины") - показан вариант подготовки конкретного бойца...

В последние годы в около профессиональной среде спецподразделений стала весьма популярна методика уклонения от пуль под названием "Маятник". Существуют даже издания под такими заголовками. Эти книги покупаются, переиздаются и опять покупаются. Наверное, нет ничего предосудительного в том, что люди, которые их пишут, хотят заработать деньги. «Секретные» книги Потапова про то, как раскачиваться в разные стороны. Всё хорошо. Легко читается. Появляется желание попробовать, даже построить план подготовки, исходя из прочитанного. И приятно думать о том, как замечательно, что техника маятника не канула в лету. И какой молодец автор, что подарил нам этот замечательный труд.

Единственное, чего там нет, так это хотя бы одного научного факта. Много не надо. Надо просто, с позиций науки, дать определение этому явлению: как человек уклоняется от пуль. Пусть даже это будут околонаучные, но факты. Понимаю, что можно тактически грамотно встретить огневой контакт, и в вас не попадут. Это одно. Это чистая тактика. А вот уйти от выстрела, это, пардон, совсем другое.

Надо ведь было, ну хоть из приличия, опубликовать состав группы, на которой проводилась практическая часть этого эксперимента, на основании чего пишутся такие вещи. Я могу очень долго продолжать список того, что отсутствует, хотя должно быть, исходя даже из минимальных требований к научным трудам. Я твёрдо знаю, что никаких фактов и не будет. Никогда. Потому, что всё, что там написано - это фикция.

Теперь, почему я согласен на 95%, а не на 100% с автором интервью.

Есть полностью разработанная методика тренировки, как поймать стрелу, перед своей грудью-рукой, выпущенную в тебя из спортивного лука, с 50м. Это всё выдумывалось долгими пасмурными вечерами. Сидя на кухне, в свете абажура. Я совсем не хочу сказать, что система маятника отсутствует, или высмеять людей, которые в это поверили. Вовсе нет. Всё это есть, всё это было. Только разница между тем, что делали военные чекисты (СМЕРШ), и тем, что представляют нам современники, как между водкой и пулемётом. И то и другое валит с ног, но по-разному.

И вот что странно. Единственный источник, в котором упоминается о маятнике, это роман Богомолова «В августе сорок четвёртого...». И то, маятник там описан в виде художественного повествования. Где источник? Задавать вопросы можно бесконечно. И в конце концов, мы выясним, что единственный источник - это сам Потапов энд компани. И всё. Что хотите с этим, то и делайте. Вам не кажется это странным?

Ни один инструктор по огневой подготовке ведущих спецподразделений ФСБ, МВД России ничего не знает о системе уклонения от пуль. Ни один инструктор по тактико-специальной подготовке также не знает. Ветераны, прошедшие все последние войны, тоже пожимают плечами. В спецподразделениях ГРУ, без которых ни одна хорошая драка не обходится, также ничего не знают. Более того, ни одна зарубежная методика, ни одна школа или центр, не занимается подобной ерундой. Даже израильтяне, у которых в моде нетрадиционный подход, и те ничего не знают.

А вот Вы, купивший эту книгу за двести рублей, - знаете. Это смешно. А ещё смешнее то, что ведь многие уже всерьёз этим занимаются. Есть верующие. Пишутся методические пособия.

Люди заняты, как им кажется, серьёзным делом. Они устают на тренировках, делятся друг с другом успехами в нелегком деле уклонения от пуль. Есть свои лидеры, у которых это уже получается. (Ну, ещё год-два, и начнём уворачиваться от автоматных, а там, глядишь, почему бы и на пулемёт не замахнуться.)

То, чем занимались опера контрразведки в годы войны, могло носить название «Маятник». Да, скорее всего, так оно и было. Потому, что лучше не придумаешь. Коротко, лаконично и одним словом даёт определение действиям. Маятник раскачивается. То в одну сторону, то в другую. Я не настаиваю на этом слове, это понятие собирательное. У Богомолова это маятник. Уверен, что существует ещё масса определений. Но очень глупо думать, что раскачивать надо тело. Раскачивать надо ситуацию. В этом всё и заключается.

Все ответы на все вопросы здесь, - качают сложившуюся ситуацию. Качают из одной крайности в другую. Оперативники военной контрразведки (СМЕРШ) качали не тело из стороны в сторону, они качали человека. Играли, заставляя опытных разведчиков ошибаться и раскрывать себя.

Сейчас я обязан отойти от темы немного в сторону. Вернёмся в сороковые годы. Мы должны понять, кто были эти люди. Как это у них получалось без возбуждённых дел и сигналов, без следствия и санкции прокурора, без решения суда и приговора, встретив человека, если они его подозревали в измене, просто убить его. И кто были люди, на которых охотились волкодавы СМЕРШа. Немного сухих фактов.

Постановлением ЦИК и СНК (Совет Народных Комиссаров) от 5 ноября 1934 г. было учреждено особое совещание при народном комиссаре внутренних дел. Особое совещание имело право без суда ссылать в трудовые лагеря лиц, признанных социально опасными. Сроком до пяти лет. Просто пять лет зоны общего режима. Любому, кто, например, опоздал на работу. И это своим гражданам. Эта дата также считается некоторыми специалистами началом великой чистки.

В 1937 г. Особое совещание получило право отправлять в лагеря сроком до восьми лет.

С 17 ноября 1941 г. Особое совещание получило право выносить любые приговоры вплоть до смертной казни. Приговоры к расстрелу приводились в исполнение немедленно. Согласно Постановлению ЦИК СССР от 1 декабря 1934 г. судебные заседания проходили без прокуроров и адвокатов.

Приказом НКВД СССР от 27 мая 1935 г. были созданы областные тройки НКВД, которые располагали правами Особого совещания. В тройки входили: начальник местного управления НКВД или его заместитель, начальник управления милиции и начальник отдела УНКВД, который разбирал дело. Все свои, как видите. Без излишеств.

Особое совещание давало десять лет лагерей за невыполнение постановления о сдаче личных радиоприёмников. Вдумайтесь, - десять лет за радиоприёмник.

В 1943 г. НКВД опять разделили, причём военную контрразведку выделили в самостоятельную структуру под названием СМЕРШ с непосредственным подчинением Сталину как наркому обороны.

СМЕРШ обладал собственной следственной часть:

.
1-й отдел СМЕРШа контролировал Генштаб РККА, ГРУ и разведорганы фронтов и армий.
2-й отдел ведал ПВО, авиацией и ВДВ.
3-й отдел - танковыми войсками, артиллерией и гвардейскими миномётами.
4-й отдел руководил агентурно-оперативной работой фронтов.
2-е отделение СМЕРШа занималось борьбой с дезертирством, изменами, самострелами и ведало заградительной службой.
4-е отделение ведало редакциями военных газет, трибуналами и военными ансамблями и академиями.
5-й отдел СМЕРШа отвечал за интендантское снабжение, медицину, перевозки.
6-й отдел занимался оперативным обслуживанием войск НКВД.
7-й отдел вёл учёт изменников Родины, шпионов, диверсантов, террористов, трусов, паникёров, дезертиров, самострельщиков и антисоветских элементов. (Если вы подпадали под один из пунктов, вас, естественно, расстреливали.)

Именно СМЕРШ сумел выйти победителем из битвы двух крупнейших разведок и контрразведок. Единственный, кого Сталин сумел противопоставить Берии, был Абакумов, глава СМЕРШа.

Главное управление контрразведки СМЕРШа работало в составе и вместе с наступающей армией. Скажем так - на передке.

Я написал это, чтобы стало понятно, что оперативник СМЕРШа в те годы это был полубог - получеловек. Они могли стрелять не из табельного оружия. И смершевцы, встретив подозреваемого в разведывательно-диверсионной деятельности, могли самостоятельно принять решение на задержание или уничтожение, не важно.

Знали об этом те люди, которых забрасывали в наш тыл? Знали. Они знали, что их ждёт в случае провала и какими методами с ними будут бороться. И когда эти двое встречались, то ставкой были даже не их жизни. За диверсантом стоял АБВЕР, сеть агентов, на создание которой уходили годы. За смершевцем - эффективность действия целых армий.

Подготовлены были оба хорошо. В чём заключалась эта подготовка? Набитые кентосы? Нет. Может поставленный удар ногой (лоу-кик)? Тоже нет. Богомолов бы так и написал, что, мол, у Мищенко был поставлен лоу-кик. Можно ли говорить здесь о специальной стрелковой школе СМЕРШа?

Что, подписав указ о разделении НКВД на два наркомата и утвердив Меркулова руководителем НКГБ, а Абакумова главой ГУКР СМЕРШ, в 1943 г., Сталин также подписал указ о создании школы стрельбы СМЕРШа?! Это глупо. Конечно, нет. Ничего этого не было. Не было никаких секретных техник. Как вы считаете, а было ли у них время на стрелковые тренировки?

Линия фронта для них проходила совсем иначе. Основная борьба, которую вели смершевцы, не велась пистолетами и гранатами. Она велась мозгами. А то, что методы силового задержания носили звериный, беспощадный характер (я имею в виду подсечки по ногам и другое, что было описано в романе Богомолова), так это было продиктовано войной. Да и удивительного в этом ничего нет.

Скажу, что, выдёргивая духов по адресам, ещё пару-тройку лет назад (при попытке огневого сопротивления), мы творили ещё и не такое. И все мы знаем, что стрельбой над ухом допрос не заканчивался, «холодный отжим» информации штука весьма многогранная.

Так почему наши коллеги вышли в августе 44-го втроём брать троих матёрых диверсантов. Трое на трое. Что-то они умели и знали такое, чего не умеем и не знаем мы?

Если в числе прочего мы отбросим военное время, их полномочия, мотивацию, идеологию и оставим сиюминутную необходимость, то что нужно прямо сейчас, чтобы выполнить боевую задачу?

Умение владеть инициативой, собой и информацией - именно это давало им возможность выполнять свой долг. Всё, что нужно для того, что бы качать диверсанта, как маятник, так это знать оперативную обстановку, чувствовать ситуацию, понимать психологический портрет подозреваемого, все тонкости оперативной игры. Это и есть тот секрет, который сейчас пытаются втюхать нам в виде глупых телодвижений.

Оперативник раскачивает диверсанта, диверсант оперативника. Оба делают то, что лучше всего у них получается. Оба хотят жить. То один берёт инициативу, то другой. Можно, конечно, сейчас сказать - зачем качать, можно просто арестовать подозреваемого и всё. Можно, но будет потеряно время.

А если вы вспомните, то на ликвидацию группы «Неман» дали всего сутки. Если бы капитан Алёхин учился стрелять по-македонски и раскачиваться, как маятник, он бы никогда не взял бы группу «Неман». Он не сумел бы прокачать ситуацию. О какой стрельбе речь? Какие секретные техники? Зачем устраивать маскарад? Подумайте.

У тела человека больше сотни степеней свободы. Есть законы физики и химии. Есть психофизиология и биомеханика. Есть баллистика, внутренняя и внешняя. Ещё есть тактико-технические характеристики оружия и боеприпаса. А чтобы переварить всё это, нужен ещё и мозг. Больше ничего нет

.
Нет и не было, никаких закрытых школ стрельбы СМЕРШа, в которой обучали только руководящий состав и "волкодавов". Если были методики, значит, были люди, значит, были документы. Где всё это? Авторы книг утверждают, что они были утеряны, и теперь, по прошествии многих лет, им, наконец-то удалось восстановить систему маятника.

Они не были утеряны. Их попросту не было. Был опыт, богатый опыт оперативно-боевой работы. В СМЕРШ набирали лучших. И недостатка в людях не было. Очень жёсткий естественный отбор: тот, кто ошибался, тот погибал. Прибавьте к этому опыт войны, вот вам и "волкодав". Оперативник СМЕРШа мог раскачать любого. Почитайте воспоминания старых СМЕРШев-цев, и вы всё поймёте. Даже то, каким богатым языком написаны эти книги, говорит о многом.

Все эти бессовестные и провокационные, во многом бесчеловечные и коварные приёмы борьбы передавались от более опытных, к молодым. Они работали, они были эффективны. Может, они и назывались маятник, а может, как-то иначе. Это не важно. Важно, что они побеждали, война очкнь хороший учитель.

Никаких систем подготовки и уж тем более документов не было. Это просто легенда. По-детски наивная. Как вы себе представляете утерю таких документов в структуре НКГБ-СМЕРШ-НКВД? Это невозможно просто по определению. Я знаю, о чём пишу. Даже самые посредственные бумажки хранятся в архивах со времён царя Гороха. Какая утеря?

Есть ситуация. Есть оперативник, который владеет ситуацией. И, кроме того, что просто писать бумажки в кабинете, он должен ещё с оружием в руках брать и обязательно живьём тех, кого разрабатывает. Раскачать, раздергать, заставить проявить свою сущность. Это непростая задача. Зная, что сопротивление будет оказано. Прерывать огневой контакт запрещалось внутренними инструкциями. Возможно ли это сейчас? Ответ очевиден.

За провал операции офицеры отправлялись в штрафбат сроком от двух до шести месяцев. Это называлось малодушием. За это ещё не стреляли. А вот если формулировка была, например: попустительство, халатность, трусость, расстреливали немедленно. А ещё через неделю могли расстрелять всех членов семьи, включая детей от 14 лет. Поэтому было предпочтительней погибать в бою. Тогда семья получала паёк и другие ценности того времени.

Человек, поставленный жизнью в такую ситуацию, выжимал максимум из возможностей своего организма.

Приведу пример из своего опыта, как может действовать человек, поставленный на грань жизни и смерти. У меня есть один любимый и безотказный прием - захват. Как только при физическом контакте, мне удается сместиться слегка влево или вправо, от фронтальной плоскости противника, я провожу захват за шею, с последующим удушением. Через 3-8 секунд, в зависимости от физических кондиций, противник теряет сознание.

И вот применяя этот прием более 25 лет (ни одного сбоя за это время), как-то я провожу захват сзади (вообще идеальный вариант), делаю удушающий и жду когда противник отключится.

И вдруг я вместе с ним оказываюсь на асфальте, с удушающего захвата он уже вышел. Потом оказалось, при просмотре (велась съемка), что он сделал сальто назад, а мое тело послужило ему опорой. Как оказалась, он не был ни спецназовцем, ни каратистом, даже не гимнастом. В молодости занимался спортом (в момент задержания, ему было 46 лет), окончил техникум физкультуры и просто делал по утрам зарядку.

Почувствовав, что умирает (по его словам), он уже теряя сознание, чисто рефлекторно, сделал сальто назад. В молодости он делал сальто, но не на земле, а в воду с берега, или камня.
Он выживал в схватке. Приобретая опыт. С каждым разом становясь всё более опасным противником. Он сам себе спецназовец, опер, следователь и судья. Такова была обстановка того времени.

Маятник это детище СМЕРШа, но оно умерло вместе со своим родителем. Более того, среда обитания у них была одна, - это война. Я не раз читал «В августе сорок четвёртого..»

Да, там действительно написано про технические действия, но исполнял это один, отдельно взятый Таманцев. Сейчас, как и тогда, у каждого бойца, имеющего боевой опыт, есть свои любимые приёмы ведения боя. Которые помогают побеждать. Приёмы, которые когда-то спасли ему жизнь. Своя программа действий, например на выкат гранаты. У каждого своё. Таманцев пританцовывал, как боксер, а Иванов Иван Иваныч носит с собой гранату РШГ-1.

И что теперь? Через 80 лет напишут о том секрете, которым обладал спецназ в 2000 годах.? Если уровень интеллекта не повысится, то напишут.

Теперь я вернусь к уклонению от пуль. Сам лично могу дать гарантию того, что на расстоянии в 20 метров и ближе из пистолета я попаду в вас столько раз, сколько мне будет необходимо, как бы вы не дёргались.

Возьмите листок и ручку и посчитайте, сколько мышц надо сократить, чтобы сделать шаг в сторону, умножьте на два, потому что, сокращая одну мышцу, мозг посылает сигнал к мышце - антагонисту на расслабление. Потом посчитайте шаг с уклоном.

И сколько надо для того, чтобы навести оружие в точку прицеливания и нажать на спусковой крючок. Что больше? Вот вам и всё уклонение. В какую из сторон вы собираетесь уклониться? А если дистанция пять метров и стрельба без выноса на линию прицеливания, а от груди?

Несомненно, в ближнем бою скорость - один из самых главных показателей. Но есть ещё один критерий. Самым метким, быстрым и сокрушительным выстрелом будет, тот который сделан вовремя. Выстрел, который привязан к данной ситуации. Знание и понимание ситуации, в которой вы оказались, даст вам возможность сделать этот выстрел. Этот выстрел никогда не пролетит мимо. Тот, кто взял инициативу в свои руки, это и есть победитель. Тот, кто качает маятник ситуации, тот и принимает решение.

Это и есть система маятника. Ей в совершенстве владеют хорошие следователи и опера. Братки на своих стрелках качают маятник так, что закачаешься. Только у них это называется «качать качели». Зэки, отсидевшие лет по десять, могут качнуть неплохо. Есть чему поучиться и у них. У них, как у смершевцев, от этого зависела жизнь. На зоне это называется «развести».

В жизни, если у вас на полке книги данного содержания, значит, вас тоже развели авторы этих книг. Во всём разнообразии жизненных ситуаций работают одни и те же законы. Что в Шиловическом лесу «В августе 44-го..», что на зоне в августе 2010-го.

Поверьте на слово, когда взрослый детина пытается пританцовывать в тире, как смершевец, и спрашивает при этом:

- "Ну как? А вот так если? А так? Тяжело целиться?",- это кошмарное зрелище.

А если учесть, что дома у него двое детей, то становится бесконечно стыдно за эту жертву маятника. Я разделяю желание авторов секретных книжек верить в лучшее, что все пули пролетят мимо, потому что мы уклонимся от них. Но надо смотреть суровым фактам в лицо.

Воссоздать то, что было в Великую Отечественную, до неё, при царе Горохе, нельзя. По уже, я надеюсь, понятным причинам. И говоря прямо, необходимости в этом сейчас нет. В стрельбе сейчас достаточно других проблем.

Сегодня почти всегда на соревнованиях по практической стрельбе побеждают гражданские люди. Что в категории пистолет, что в карабине. Из чего видно - население стреляет лучше тех, кто призван защищать это население от врага внешнего и внутреннего. Вот такое мнение действующего боевого офицера.

Теперь собственная, испытанная методика тренировки "маятника", но сейчас с возрастом и опытом, я понимаю, что тренировали мы - реакцию.

Мы в армии тренировали маятник следующим образом (сразу хочу предупредить, что это были самостоятельные занятия, ни в каких планах боевой и физической подготовке, их не было).

Проводились две параллельные линии на расстоянии 1,5 метра и 10 - 12 метров в длину – « коридор». Брали мячики для игры в большой теннис. Один двигался, не выходя за коридор, а второй стоял и бросал мячики, целясь в грудь, тому, кто двигался. От занятия к занятию сила броска увеличивалась. Потом переходили на мелкие камни, гальку. Когда появлялось «мастерство в качании маятника», кидали патронами от ТТ.

Должен заметить, что «уровень мастерства», довольно сильно возрастал, когда переходили к камням. Да очень важное уточнение, нужно тренироваться по пояс обнаженным, чтобы «кожей пулю чувствовать».

Ну а кто хочет, очень подробно, с описанием, схемами, рисунками и т.д., отсылаю Вас к книгам Потапова.

Успехов и помните, что лучше поразить противника пулей в ногу, или плечо, чем качать "маятник" уворачиваясь от его пуль.

кл слова: Мискин, рукопашный бой, русский стиль, спас, анализ, история, рассказ

Вывод напрашивается сам - если спас и является системой пластунов (кстати, действительно предтечи советской (и нынешней) войсковой разведки), то как минимум эта система прошла обработку и обкатку армией. Иными словами, ни о какой передаче традиции внутри семьи не может быть и речи - т.е. мы возвращаемся вновь к версиям об армейском происхождении спаса.

Что же получаем в итоге? Сергей Черный, двоюродный дедушка Леонида Петровича, у которого, собственно, Леонид Петрович и учился, наиболее вероятно был опытным профессионалом-военным, прошедшим горнило Великой Отечественной войны, а спас вероятнее всего - одна из армейских систем ряда спецподразделений (например, войсковой разведки или контрразведки СМЕРШ).

Какие есть тому еще подтверждения, помимо моих собственных рассуждений, которые могут быть и ошибочными? Например, схожесть подготовки войсковых разведчиков из книги Булочко, ряда моментов из подготовки партизан (книга "Спутник партизана", М. - 1942г.), а также инструкций по проведению занятий по рукопашному бою времен ВОВ с подготовкой в спасе. Или, например, схожесть с некоторыми другими армейскими системами. > Теперь давайте рассмотрим эти другие системы. Например, возьмем красочное описание практики СМЕРШа из не менее красочного романа Богомолова "В августе 44-го, или Момент истины". Да, речь пойдет о том самом "качании маятника", вокруг которого уже сломано столько копий. Например, о стрельбе "по-македонски" - т.е. стрельбе из 2-х пистолетов одновременно, причем в движении. В спасе существует целый раздел, посвященный стрельбе из пистолета и из 2-х пистолетов - причем всё происходит как раз в движении или на противника, или уходя с траектории его выстрелов в сторону, за укрытие. Только называется это всё не "стрельба по-македонски" или "качание маятника" - а совершенно по-другому. Хотя на само слово "гойдок" советую обратить пристальное внимание - выражение "качать маятник" с русского на украинский можно перевести как "хитати маятник", а можно и как "гойдати маятник" (но к этому мы также вернемся позже).

Скепсис критиков относительно "качания маятника" заключается опять же в не совсем верном понимании условий, в которых данная техника могла быть реализована. Конечно, если на открытой местности, да на большом расстоянии от противника шмальнуть перед собой веером из пистолета-пулемета - никакой "маятник" никогда не поможет. Такая техника могла быть реализована в условиях, когда противник не ожидает самого нападения - или он не успел выхватить оружие, или ему уже "сбили целик" путем отвлечения внимания разными способами. Огромное, решающее значение играет и расстояние - свыше 5-ти метров от противника на открытом пространстве проблема применения "маятника" становится очень и очень проблематичной. И вообще, когда говорят "качать маятник", создается впечатление, что его можно качать, как метроном, сколь угодно долго. Это, конечно же, полная чушь! "Маятник" реально выполнить, уклонившись от одного, максимум двух выстрелов противника - и то крайне быстро меняя траекторию своего движения: а за это время нужно или успеть уйти за укрытие, или самому успеть застрелить противника. Т.е. всё происходит буквально в доли секунды - раз, два и готово. Фантазёров, воображающих, что можно ходить под пулями, будто заговорённый, сколь угодно долго, попрошу не беспокоить.

А чтобы не быть излишне голословным, советую обратиться к книгам А.Потапова "Приемы стрельбы из пистолета. Практика СМЕРШа" и С.Иванова-Катанского "Шаг-маятник" - там проиллюстрированы многие варианты поведения в данной ситуации. Одни из вариантов "качания маятника" рассчитаны на выхватывание оружие и поражение противника, уклонившись от его выстрела. Другие рассчитаны на уклонение от выстрела противника и подход к нему вплотную для его обезоруживания или поражения в упор. Сразу подчеркну - все эти варианты указанных авторов являются абсолютно рабочими и реальными, но не исчерпывающими. Например, мною за много лет были собраны и другие варианты "качания маятника", с которыми меня ознакомили или бывшие военные, или дети (внуки) бывших военных и передававшиеся в их семье военные навыки. Правда, со ссылкой или на дедушку войскового разведчика времен ВОВ, или на прохождение службы в спецподразделениях.

И сразу подчеркну - в указанных книгах гойдка нет, хотя отдаленно похожие варианты имеются. Самым же интересным является факт, что под описание "качания маятника вразножку", когда Таманцев именно "приплясывал" в "маятнике", ни один из вариантов в книгах Потапова и Иванова-Катанского не подходит! Зато когда на моих глазах Леонид Петрович с 2-мя муляжами пистолетов стал двигаться в гойдке - я понял, как именно "приплясывал" тот самый "волкодав" Таманцев. По крайней мере, под описание Богомолова подходит полностью! И вообще, параллелей со спасом очень и очень много - хотя автор романа "Момент истины" не описал, например, работу с ножом или безоружную технику, имеющую место быть в спасе.

Рассмотрим теперь еще одну систему, вокруг которой также нагромождено немало мифов - питерский скобарь. Хотя сам руководитель данного направления, Андрей Вадимович Грунтовский, всячески открещивается от этого названия, предпочитая называть свое направление просто русским кулачным боем. Название скобарь было растиражировано журналистами и дано с легкой руки этнографа Мехнецова, усмотревшего в пластике движений Андрея Грунтовского и его учеников многие элементы скобаря, народного наигрыша и танца под него ряда северо-западных районов России. Сам Андрей Вадимович неоднократно указывал, что данной технике его обучил отец - Вадим Иосифович Грунтовский, который, в свою очередь, обучался данной технике в ШАР (школе армейской разведки) в 1953г. в учебном центре в г.Бровары под Киевом. Среди тем курсанты проходили рукопашный бой, основанный на ударной технике, ножевой бой, приемы обезоруживания, способы перемещений и стрельбу из огнестрельного оружия. По воспоминаниям Вадима Иосифовича, инструкторы только лишь приемы борьбы и обезоруживания при помощи болевых на руки называли "джиу-джицу", всё остальное называя только рукопашным боем, тем самым подчеркивая его отличие от джиу-джицу. Кстати, "маятник", или "скок" - один из терминов, употреблявшихся в этой школе. Возможно, подчеркивая название "джиу-джицу", инструкторы хотели подчеркнуть именно полицейский характер данных приемов. Тогда как остальная техника была направлена на гарантированное уничтожение противника, даже превосходящего количественно - т.е. налицо армейский характер системы (стояла задача УНИЧТОЖИТЬ - а не АРЕСТОВАТЬ). Причем понимаю, что данный факт вызовет у части украинской аудитории откровенное негодование - но этой технике обучали служащих спецподразделений, задачей которых была борьба, выражаясь лексикой того времени, с "бандеровскими бандформированиями", т.е. с отрядами ОУН-УПА. Это не очень приглядная страница истории - но из песни слов не выкинешь. Хотя данных об участии именно Вадима Иосифовича в подобных операциях у меня нет - он просто не успел в них участвовать, т.к. осенью 1953г. учебный центр был закрыт и расформирован.

По характеру обучения, рисунку тренировок и самой технике и манере движения техника школы армейской разведки и спаса не идентичны - но очень близки. Иными словами, это родственные - хотя и не аналогичные системы. Имел честь в этом убедиться сам, познакомившись на практике и со скобарем.

В своих поисках корней спаса я также несколько раз натыкался на какие-то слухи о неких других учебных центрах армейских систем рукопашного боя, помимо учебки в Броварах. Сущей находкой для меня стала встреча с Ш-овым Владимиром Ивановичем в том же 2005г. (полностью фамилию этого человека не называю в силу ряда обстоятельств морального характера - но лично засвидетельствовать его реальное существование могут несколько человек из числа тех, кто со мной занимался спасом). Владимир Иванович прожил трудную жизнь, в начале 70-х служил в спецподразделении, находившемся в подчинении ГРУ Минобороны СССР. Задача, которую выполняло его подразделение, состояла в скрытном приближении к объектам противника и установке на них радиомаяков - для последующей пеленгации их и уничтожения или путем высадки десанта (сфера деятельности ДШБ - десантно-штурмовых батальонов), или нанесения по ним ракетно-бомбового удара. Поэтому на первый план выходила именно маскировка и скрытное приближение к вражеским объектам. Вступление в рукопашный бой было равнозначно провалу операции. По этой же причине отсутствовала и техника снятия часовых - исчезновение часового или обнаружение его трупа сигнализировало противнику о нахождении в его зоне ответственности вражеской РДГ (разведывательно-диверсионной группы). Но тем не менее интересную версию армейского рукопашного боя им также преподавали - основной задачей, раз уж член группы обнаружен и вступил в рукопашный бой, было нанести противнику удар, прежде всего лишающий его возможности кричать - чтобы не поднял тревогу. Идеально было, если этим же ударом противник уничтожался. На первый план поэтому выходил нож. Если же данное условие не соблюдалось, удар наносился невооруженной рукой в уязвимые зоны, лишающие противника возможности кричать - а уже затем он добивался. При этом операция была провалена, но сохранялась возможность уйти от преследования и сохранить численный состав группы. Очень многие техники данной системы совпадают со спасом - мои знакомые также имели возможность в этом убедиться, что также могут засвидетельствовать.

Со спасом и скобарем эту технику роднит сходная пластика движений, сходная структура и сходная методика тренировок. И хотя гойдок Владимир Иванович не продемонстрировал, многие его движения напоминают гойдок очень и очень сильно. При этом Владимир Иванович подчеркивал, что им дали "неполную" версию - хотя их инструкторы "более полной" версии обучали другое подразделение, специализацией которого было+ как раз уничтожение РДГ противника!

Совпадений со спасом - просто множество. Например, то же место для тренировок называлось "полигоном", а сухожилия, например, и там, и там назывались "жижки". Применялись сходные имитаторы оружия и сходные условия тренировок. Более того, даже ряд историй, запомнившихся Владимиру Ивановичу и услышанному им от своих инструкторов, были чуть ли не полным аналогом спасу! Например, Леонид Петрович рассказывал о происхождении танца гопак - мол, казаки, умевшие ездить на коне, приходя в села на постой и участвуя в вечерницах, чтобы хоть как-то показать свое молодечество перед сельскими хлопцами, в танце часто выполняли движения, применявшиеся в конном бою - спешивание с коня, запрыгивание на него и толкание коня противника. Почти аналогичную историю рассказал Владимир Иванович - при этом отмечу, что данная история нигде еще не была опубликована (во избежание т.н. вторичного эффекта фольклора).

Передавай БАБУШКА ПРИЕХАЛА. В ПОМОЩИ НЕ НУЖДАЕМСЯ.

Владимир Богомолов «Момент истины»

Уже на данном блоге, наверное рассмотрены мною все вариации — но вспомнил что все-же упущено описание самого главного способа «Маятника Таманцева» описанного в книге Владимира Богомолова «Момент Истины» — с которого собственно все и началось… (Кстати вроде и читал как-то эту книжку в детстве, так средненько довольно таки — растянуто и мало что понятно. Больше всего запомнились похождения фашиста-разведчика. С пистолетом-трубой в рукаве. Как он на мотоцикле ездил, с девушкой помощницей насколько помню. А потом там путанница такая, что сразу и не разберешь. Или это вообще была какая то другая книжка про контрразведчиков — совершенно на самом деле незапоминающиеся произведения. Скучные — не в пример, например Конан Дойль про Шерлока Холмса, или даже Агата Кристи — а здесь все таки совершенно не удалась книжка, не запоминающаяся совершенно.)

Но и между тем, выдержки из книги Владимира Богомолова «Момент Истины» про легендарный «Маятник Таманцева» — что же так заинтересовало людей в этой книге, какие-такие сверхъестественные возможности ее главного героя.

…. Он очнулся, заслышав на поляне голоса Алехина и Таманцева, и оглянулся. Таманцев подходил к костру быстрой упругой походкой так легко и бодро, словно весь день отсыпался где-то неподалеку и, только что проснувшись, поспешал к ужину. Андрей подумал, что Таманцев сейчас или после ужина будет еще обязательно не менее получаса тренироваться в силовом задержании, в «качании маятника», в различных прыжках, финтах и перебежках, будет до третьего пота вырабатывать суплес, и Андрей с особой силой ощутил свою неполноценность….

….. – Тут есть еще весьма существенный моральный аспект, о котором одни просто не знают, а другие обычно забывают… А следовало бы знать и помнить… В случае войсковой операции каждого из этих тысяч привлекаемых необходимо предупредить: это тебе не на передовой; даже если в тебя будут стрелять, даже если тебя будут убивать, ты должен взять их живыми!.. А ведь такое предупреждение фактически является приказом. Можно ли это требовать от армейских военнослужащих или даже от пограничников из частей по охране тыла фронта? – оборачиваясь к сидевшим за столом, спросил Егоров. – Я лично считаю, что нет, нельзя… Требовать это можно только от умеющих качать маятник, от чистильщиков! Это их привилегия, их удел…

…. Опередивший его Таманцев с двумя наганами в поднятых на уровень плеч руках уже пританцовывал у них на виду – «качал маятник», стремительно смещаясь от кустов влево….

…. В некоторой растерянности он помедлил, и за эти секунды я успел оказаться от него со стороны солнца и, таким образом, задействовал подсветку. Для острастки, для давления на психику я немедля «пощекотал ему уши»: произвел по одиночному выстрелу из обоих наганов так, что пули прошли впритирку с его головой, – это впечатляет.

Чтобы затруднить ему прицеливание, я непрерывно «качал маятник»: пританцовывал левым плечом вперед, рывками перемещая корпус из стороны в сторону и все время передвигаясь и сам, – нечто похожее, только попроще, проделывает боксер на ринге. Для дальнейшего психологического воздействия я держал его на мушке и фиксировал взглядом, всем своим видом показывая, что вот-вот выстрелю. ….

…. Он выстрелил в меня двумя пулями, не попал, добавил погодя секунды еще одну и снова – мимо. Чему-чему, а как «качать маятник», я мог бы поучить и его, и тех, кто готовил его в Германии, к тому же Пашины выстрелы сбоку, несомненно, действовали ему на нервы, а подсветка значительно снижала меткость.

Тем не менее он был опытный, находчивый парш, сразу понявший, что я опаснее других и что в первую очередь надо разделаться со мной. И я перед тем оценил его правильно: он действовал толково, уверенно, стрелял в отличие от «лейтенанта» умело, не торопясь, и если бы не подсветка и не моя сноровка в «качании маятника», он бы, возможно, меня уже свалил. ….

… Все, что в эти минуты делал Таманцев, он проделывал за три с лишним года войны несчетное число раз. Каждое его движение и в «качании маятника», и в силовом задержании было отработано не только боевой практикой, но и постоянными тренировками – с момента появления из кустов он, без преувеличения, действовал с четкостью и быстротой автомата. Блинов и старшина-радист – оба они старались и теперь бросились выполнять его приказание – по сравнению с ним двигались, естественно, медленнее и своей неискусностью и, как ему казалось, неповоротливостью раздражали его. …

Качание маятника – это не только движение, оно толкуется шире, чем можно здесь понять со слов Таманцева. Его следует определить как «наиболее рациональные действия и поведение во время скоротечных огневых контактов при силовом задержании». Оно включает в себя и мгновенное выхватывание оружия, и умение с первых же секунд задействовать фактор отвлечения, фактор нервозности, а если возможно, и подсветку, и моментальную безошибочную реакцию на любые действия противника, и упреждающее стремительное передвижение под выстрелами, и непрестанные обманные движения («финт-игра»), и снайперскую меткость попадания в конечности при стрельбе по-македонски («отключение конечностей»), и непрерывный психологический прессинг до завершения силового задержания. «Качанием маятника» достигается захват живьем сильного, хорошо вооруженного и оказывающего активное сопротивление противника. Судя по описанию, Таманцев «качает маятник» в наиболее трудном и эффективном исполнении – «вразножку».

Вот собственно и вся информация с первоисточника, на которой и стали строить свои «маятники» любители боевых искусств. Такой вот «Маятник Таманцева» на самом деле.

И еще выдержка про стрельбу «по-македонски»

– Толк будет! Как говорил товарищ Христос: ищите и обрящете!.. Ты пойми… – Таманцев неожиданно обнял Андрея и быстро доверительно зашептал: – Я обучу тебя стрельбе по-македонски, силовому задержанию… Поднаберешься опыта, оперативная хватка появится – да тебе же цены не будет!.. Мы с Пашей сделаем из тебя настоящего чистильщика!.. Волкодава!.. Да ты любого парша голыми руками брать сможешь!..

То, что москвичи знали Таманцева в лицо, Андрея не удивило. Он слышал, что весной Таманцев ездил в Москву и показывал там свое искусство в стрельбе по-македонски большой группе офицеров и генералов. Стрелял он так, что начальник Главного управления наградил его именным оружием – присланным вслед пистолетом с дарственной гравировкой.

В феврале – мае 1943 года – старший преподаватель Берлинской разведшколы абвера. Вел семинары: «Основы маскировки и конспирации в советской прифронтовой полосе», «Переход линии фронта при возвращении» и «Поведение на допросах в органах НКВД», обучал курсантов стрельбе по-македонски. На занятиях появлялся только в темных очках и парике, с усами и бородой.

47 — Стрельба по-македонски – стрельба на ходу из двух пистолетов (или револьверов) по движущейся цели.

(тоже довольно загадочная вещь интересно посмотреть может быть они как-то связаны между собой «маятник» и «стрельба по-македонски» (и почему «по македонски»?). Но самое интересное в книге указано еще одно довольно загадочное упражнение Таманцево, которое в силу стереотипов совершено прошло мимо внимания целых поколений боевых искусств и называется оно — суплес. И его наверное стоит рассмотреть поподробнее.)

И отклики из читательской почты, Владимира Богомолова — это в далеком 1974 — 1976 люди размышляли (Комменты значит такие — почтой отсылали). Интересно любители боевых искусств сразу отметили новую технику — и вот напрямую написали писателю чтобы разузнать. (Даже особо и не обратили внимание что это произведение — не более чем художественный вымысел.) Так вот интересовались боевыми искусствами. И это ведь еще не все отзывы, и не все заинтересованные люди написали. Их ведь было значительно больше — если спорят как выполнять и по сей день…

С. Васильев (г. Обнинск)

Узнал из Вашей книги, что во время войны «оперативников-розыскников» обучали «Русскому стилю». Из книги вычитал о суплесе, «качании маятника», силовом задержании, а также о различных прыжках, финтах и перебежках, чем занимался во время отдыха Таманцев. Я хотел бы узнать об этом больше… Сейчас почти все интересуются восточными единоборствами, а мне хотелось бы заняться истинным «Русским стилем» рукопашного боя.

Мы не должны терять свои традиции.

Г. Пичугин, учащийся школы МВД (г. Ташкент)

Стою дневальным, 3 часа ночи, читаю Вашу книгу еще раз. В ней много для меня непонятного. Вы описываете жизнь ст. л-та Таманцева, фигура - ничего не скажешь, а вот вопрос: он что, за все время ни разу не любил девушку, не пил спиртного? И второй вопрос - «стрельба по-македонски» ведется с двух пистолетов одновременно или поочередно?.. Я теперь всегда буду брать пример с Таманцева. Очень хочется, чтобы в нашей школе преподавали «стрельбу по-македонски», «качание маятника». Тогда ни один преступник не уйдет от погони.

Л. Матвеев, студент МЭИ (г. Москва)

Пишу по поручению всей секции самбо института. Ребята молодые, хорошие, романтики и очень смелые дружинники… Описание «качания маятника» вызвало бурные споры, поскольку точное знание приемов защиты от пистолета заинтересовало каждого. Мы хотим этому научиться.

М. Пантюхов (г. Заринск)

Меня восхищает умение Таманцева «качать маятник». В книге хоть и сказано, но этого мало. Очень прошу Вас рассказать поподробнее об этом; как «при качании маятника» у Таманцева совмещались тело, ноги, таз, голова, где находились руки и какие движения они в это время выполняли?

И интерпретация «Маятника Таманцева» в фильме «В августе 44-го» так вот поняли идею «маятника» создатели данного фильма.

И соответственно скачать книгу Владимира Богомолова «Момент Истины» — можно по ссылке с Облака Майл Ру . (форматы ТХТ и PDF)

Задали мне недавно вопрос, что я знаю о "маятнике". Пусть и здесь ответ будет.
Шоб було;)

О «маятниках»
О «маятнике» я кое-что знаю, но знать и владеть это разные вещи. К тому же знаком я более с восточной техникой уклонения от метательного оружия с последующим сближением и обезоруживанием, которая в принципе схожа с «маятником», но основана на несколько иных принципах. Хотя внешне, ИМХО, разница несущественная.
Расскажу немного об уклонении и «маятнике» - одном и другом.
Сразу предупрежу , что с людьми отлично владевшими "маятником" я не встречался и сам "качать маятник" не умею. Но я:
1) встречался с людьми которые могли "уклоняться" (подробнее дальше)
2) слушал рассказы профи о "маятнике" и уклонении
3) видел видео и читал книги
Поэтому мнение, здесь приведенное, в основном ИМХО , но хочетсянадеятся, что довольно обоснованное.

Я знаю о следующих «маятниках» .
Первый – это координационно-двигательное упражнение в стрельбе. Выглядит оно примерно так: выстрел – движение – выстрел – движение – выстрел и т.д.. Или так: выстрел – два шага вправо – выстрел – два шага влево – выстрел – два шага вправо – выстрел – etc. пока патроны не закончатся.
Видел это упражнение в тире, кроме того, на видео «Русского стиля» (Кадочников), там его демонстрировал Оспищев С.В.
Есть еще другой вариант:
Начиная со стандартных 25 м вы бегом бежите на противника, хаотическими зигзагами смещаясь влево-вправо. Стойка низкая, пистолет удерживается двумя руками, огонь ведется как на бегу, так и на угловых моментах траектории. Хитрость в том, что на "углах" вы принимаете жесткую упорную стойку с заранее отработанной структурой, из которой производите один-два достаточно точных выстрела. На бегу же вы просто стреляете в направлении противника, чтобы не дать ему нормально целиться.

Более «популярно» известен другой «маятник» - некий прием, доступный профи, с помощью которого можно с легкостью уклониться от выстрела (выстрелов) на небольшом расстоянии.

Пойдем поступенно.
«Маятник» первый – учебный (описание выше).
Какая в нем нужда в бою я не знаю, могу только предположить, а в тире этот «маятник» подавали именно как учебное упражнение на координацию и движение с оружием.
ИМХО, но указанный «маятник» именно учебное упражнение с элементами «маятника» боевого.

«Маятник» второй – боевой .
Одно время был очень популярен. Его даже упоминали в дешевых книжках-боевиках, когда главгерой приближался к противнику, а тот стрелял в него с десяти-пяти-трех метров и никак не мог попасть:)

Предистория.
В книжке у П.А. Гордикова указывается, что «маятник» был разработан еще до революции русскими офицерами. Я так полагаю, что Гордиков имеет в виду В.С. Ощепкова .
1929 год
Василий Сергеевич каждый раз начинал работу с впечатляющей демонстрации своего искусства в исполнении приемов самозащиты и обезоруживания. Это была его давно и надежно апробированная тренерская манера. На этот раз он вышел на сцену зала Центрального Дома Красной Армии во время специально устроенного по этому случаю спортивного вечера. … Потребовалось совсем немного времени для того, чтобы убедиться, что выступает отличный мастер и блестящий демонстратор. На него нападало одновременно по нескольку «противников», нападали с голыми руками, рубили шашкой, кололи штыком, били палкой, наносили режущие удары кинжалом, стреляли в упор из пистолета. И все это не «демонстрационно», а всерьез: боевой штык, остро отточенные нож и шашка и даже пистолет заряжался гильзой, из которой удалялись пуля и порох, но капсюль сохранялся.
Проверяющий становился позади Ощепкова и мог точно сказать, успел ли демонстратор отбить оружие раньше выстрела «нападающего», так как в этом случае ясно видел легкую вспышку капсюля в стволе отведенного в сторону оружия, которое уже не заслоняла фигура Ощепкова.

Из фрагмента сложно сделать точный вывод, но ИМХО, тут Ощепков, видимо, демонстрировал все-таки технику уклонения, скорее всего таи-сабаки, а не «маятник», в современном понимании.
Есть сведения – неподтвержденные документально, но очень похожие на правду – что НКВД и впоследствии СМЕРШ на основании разработок царских офицеров (может быть и Ощепкова) создали и применяли «маятник» уже более-менее технологично и широко.
Вот как описывает «маятник» В. Богомолов в книге «Момент истины» («В августе 44-го») – о действиях контрразведки времен ВМВ:
Качание маятника – это не только движение, оно толкуется шире, чем можно здесь понять со слов Таманцева. Его следует определить как "наиболее рациональные действия и поведение во время скоротечных огневых контактов при силовом задержании". Оно включает в себя и мгновенное выхватывание оружия, и умение с первых же секунд задействовать фактор отвлечения, фактор нервозности, а если возможно, и подсветку, и моментальную безошибочную реакцию на любые действия противника, и упреждающее стремительное передвижение под выстрелами, и непрестанные обманные движения ("финт-игра"), и снайперскую меткость попадания в конечности при стрельбе по-македонски ("отключение конечностей"), и непрерывный психологический прессинг до завершения силового задержания. "Качанием маятника" достигается захват живьем сильного, хорошо вооруженного и оказывающего активное сопротивление противника. Судя по описанию, Таманцев "качает маятник" в наиболее трудном и эффективном исполнении – "вразножку".
А вот что говорит о «маятнике» один из современных практиков Ю.Г. Маслак :
Маятник - понятие достаточно широкое. В целом, как правильно формулирует Богомолов, это "наиболее оптимальное поведение во время скоротечного огневого контакта", включающее в себя скоростное извлечение оружия. приведение его в боевую готовность, скоростную стрельбу "по секторам", перемещения на поле боя, задействование "подсветки" и т.д.
В современной России этой бедой по серьезному занимаются двое - Потапов и Ваш покорный слуга. Разница в школах следующая - Потапов жестко держится методик СМЕРШа времен ВОВ, немного забывая о реалиях нонешнего времени. В чем это выражается? В потаповской школе предусматривается активная работа корпусом - наклоны и т.п., в то время как я это не практикую. Почему? По одной простой причине: уже энное количество лет обязательным предметом снаряжения оперативника, спецназовца да и вообще любого военнослужащего в боевой обстановке является бронежилет! Активная же работа корпусом в бронежилете представляется мне, мягко говоря, нереальной;)
И практика это подтверждает!
Кстати, в фильме "Август 1944-го", снятого по этой книге, Таманцев работает как раз по моей школе, а никак не по школе СМЕРШа тех лет! Мелочь, а приятно...

В последнее время тему «маятника» не поднимают так как раньше, когда в каждом втором дешевом боевичке (книге) автор описывал, как главгерой «качая маятник» приближался к противнику и с легкостью его обезоруживал:)
ИМХО, «маятник» не забыт, просто занимаются им те, которым это действительно нужно (и у кого хватает на это времени и денег). По отзывам, для того чтобы реально «качать маятник» уклоняясь от пуль, необходимо постоянно заниматься в течение достаточно длительного времени. Кстати, у Ю. Маслака в учебном курсе (курсах) «маятник» дается на высшем (третьем) уровне стрелковой подготовки, а стоимость этого уровня составляет 3 000$ 8-o

А теперь немного о технологии.
Примечание :
1. названия приемов условные - чтобы было понятно без демонстрации, кроме того, в разных школах одни и те же приемы называются по-разному
2. напомню, что говорю я больше о восточном уклонении и сближении с последующим обезоруживанием. Насколько оно схоже с «маятником» Маслака или Потопова мне неведомо. ИМХО, физика и психология должна быть одинаковой, а значит сходство большим.

Прежде чем перейти к возможной технологии "маятника", поговорим немного об "уклонении ", имея в виду уклонение от метательного снаряда. Техника уклонения от летящего снаряда начала разрабатываться чуть ли не тогда же, когда появились более-менее технологичные снаряды: стрелы, дротики, копья и т.д. Как и во многом другом, наибольших успехов в таких техниках добились на Востоке, хотя умельцы попадались и на Западе.
Техника уклонения складывалась из нескольких приемов, большинство которых существует и в рукопашном бое.
Это, например, "слив " - когда снаряд проходит впритирку с телом или даже "скатываясь" по телу. В рукопашке это мягкий блок в стиле айкидо, когда удар не отбивают или останавливают, а отводят в сторону или пропускают вскользь по телу.
Также есть "отбивка " - когда снаряд отбивают рукой, ногой или подручным предметом. В рукопашке это жесткие блоки из карате.
Еще один прием "захват " - уклонение телом с ловлей снаряда рукой (или зажимание снаряда в коленном сгибе, локтевом, подмышкой и т.п.). В рукопашке такие захваты также присутствуют, часто переходя в броски и болевые приемы.
"Захват" был очень популярен у многих бойцов, поскольку он позволял продемонстрировать личное мастерство и скорость реакции. А в некоторых восточных школах "захват" даже входил в экзаменационную программу. Я говорю, конечно же, о ловле стрел голыми руками.
После возникновения арбалета "захваты" по большей части ушли из широкого потребления (на Западе), поскольку скорость болта много выше скорости стрелы и поймать его было не так просто.
В основе большинства указанных приемов лежит, думаю, многим известный, принцип "таи-сабаки" - уход с линии атаки в результате разворота на 90 градусов:
- головы,
- "треугольника" - талия-плечи
- или всего тела.

С уменьшением снаряда и увеличением его скорости уклоняться было все сложнее и сложнее. К примеру, от копья, дротика и стрелы уклониться легче, чем от камня из пращи или от арбалетного болта.
Здесь на помощь бойцам приходила боевая акробатика : уходы, прыжки, кувырки и т.п.
Между прочим, не зря акробатика это то, чему учат в первую очередь в любой школе или секции боевых искусств. Если вы пришли заниматься БИ, а вас не учат акробатике, то бегите оттуда со всех ног - ничему хорошему вас там не научат.
Так. Ну, мы подбираемся ближе к современному оружию и собственно к технике уклонения, которая, между прочим, не претерпела существенных изменений, к ней только добавилось пара нюансов, связанных со свойствами огнестрельного оружия. К примеру, мне говорили, что уходить от автомата нужно вниз и вправо (боковой кувырок или низкий прыжок в сторону), в том числе потому, что при выстреле отдача поднимает ствол вверх и вправо (от уклоняющегося это будет влево). Еще мне рассказывали, как нужно уклоняться от пистолета, там вроде как есть разница с уклонением от автомата, но грешен - забыл, в чем она заключается:(

Собственно технология уклонения , точнее, что для этого нужно.
В первую очередь внимание и "чувство удара" (в данном случае чувство выстрела) - т.е. знание о моменте удара/выстрела на грани интуиции. Иногда это еще называют "предугадыванием". Внимание необходимо для того, чтобы примечать движения глаз и мельчайших мышц противника - все это может подсказать не только момент выстрела, но и его направление.

Во-вторых, тренировка «раскачки» , т.е. постоянного переноса веса тела и смены уровней и направлений движения. Вообще, для того чтобы хорошо овладеть маятником, нужно тренироваться, тренироваться и еще раз тренироваться.
***
Основа "маятника" (кстати, противоречащая названию) - это неритмичные движения тела, обманывающие противника-стрелка и заставляющие его стрелять в то место, где вы были секунду (долю секунды) назад или - как кажется стрелку - будете в следующую секунду (долю секунды). Повторюсь для закрепления - маятник часов движется ритмично, а основа "маятника" в БИ это именно неритмичные обманывающие движения.

Обман стрелка связан с несовершенством человеческого зрения и психологией .
Например, человек воспринимает бо льшую опасность явственней, чем меньшую. Т.е. если человек встает прямо, широко расставив ноги, раскрыв руки в широком захвате (раскинув руки как для объятия), то для противника он выглядит опаснее, чем человек, скажем в обычной правосторонней стойке с прижатыми к телу локтями и пригнутой головой. Для стрелка также человек "анфас" выглядит более привлекательной целью, чем человек в "профиль", так как последний меньше (но здесь есть один минус для современного воина. Как правило, редко какой бронежилет (из массовых) предусматривает защиту с боков)

Еще одно свойство зрения - человеческие глаза лучше видят то, что расположено вверху и справа. Этим свойством зрения, между прочим, давным давно пользуются рекламщики - самое выгодное (и как правило заполненное наиболее важной информацией) место (блок) в уважающей себя рекламе - как раз сверху справа.
Соответственно менее выгодное - незаметное - внизу слева.
Здесь нужно сделать небольшую ремарку и добавить еще один секрет зрения - при опускании взгляда вниз (угол примерно 45 градусов от поверхности) фокус зрения несколько размывается, но становится лучше видно то, что находиться по бокам поля зрения (улучшается боковое зрение). Т.е. видно почти 180 градусов и видно лучше, чем когда линия взгляда направлена прямо. Об этом способе "видения" стоит помнить, когда вас окружили противники.
Между делом: последнее время пересматриваю фильмы с Брюсом Ли и заметил, что когда Брюс попадает в кольцо противников, то опускает взгляд вниз ;)

Из любопытного.
Также не стоит забывать о "слепом пятне" - место на дне глазного яблока, где находится "узел" нервных окончаний.

Точной информации не помню, а книжки под рукой нет, но примерно: при взгляде на стену с расстояния в 10 метров, область слепого пятна на стене примерно с метр диаметром.
Где находится "невидимое" пятно? Если ту же стену разделить на четыре равные части, перечеркнув горизонтальной и вертикальной линиями, то "невидимое" пятно будет находиться примерно в районе правого нижнего участка стены.
Почему мы не замечаем слепого пятна?
Во-первых, потому что наши глаза привыкли большую часть информации додумывать, дописывать. Аналогия: это, знаете, как дома при отключении электричества - "знаю, что здесь стоит стул" и память услужливо "рисует" образ стула.
Во-вторых, когда человек смотрит, казалось бы, "в одну точку", зрачок на самом деле не неподвижен, а постоянно совершает огромное количество микродвижений, незаметных при внешнем наблюдении без специальных приборов. И эти микродвижения покрывают в т.ч. зону слепого пятна.
В-третьих, т.к. глаза у нас два и в силу своего расположения видят они немного по разному (положите на стол 5 копеек, закройте левый глаз и расположите ручку/карандаш/палец между глазом и монетой так, чтобы правый глаз не видел монету, потом закройте правый глаз, а левый откройте), то также зона слепого пятна перекрывается.
Но зона слепого пятна покрывается не всегда и не всегда полностью.
Конечно, на расстоянии работы «маятника» - средняя реальная дистанция скоротечного боевого контакта составляет 5 метров – «слепое пятно» вряд ли сыграет существенную роль. Так что запомните данную информацию просто для сведения.

Еще одна причина обмана - инерция и зашоренность мышления .
«Заинструктированный до слез» солдатик, к примеру, обычно мыслит планом: пункт 1, 2, 3 и т.д.
Человек двинулся вправо и ствол повернулся вправо, а человек оказывается лишь обозначил движение вправо, а сам ушел влево. Ствол доворачивается влево, а человек уже ушел вправо. И т.д.
Т.е. стрелок заранее (помните, что счет здесь идет на доли секунды!) для себя определяет точку, где - по его мнению - должен появиться противник и наводит туда ствол. Когда противник меняет направление движения, то стрелку необходимо некоторое время для корректировки плана, отмены запланированной задачи: "повернуть руку с пистолетом так, чтобы ствол смотрел в точку А" и для постановки новой задачи. Вот в эту разницу во времени должен уложиться человек, уклоняющийся от выстрела или "качающий маятник".
Т.е. основную роль при освоении "маятника" играет все же не физическая подготовка, а знание физиологии, психологии мышления и поведенческой психологии. ИМХО, главное понять принцип, а «физика» уже нарабатывается и нарабатывается упражнениями.
***
А вот достаточно детальное описание "маятника" (учебного?) в израильской трактовке
"К приемам преимущественно одноручной стрельбы относится и пресловутый " маятник ". Это система передвижений под огнем, основанная на некоторой инерционности процесса выстрела. Боец меняет скорость и направление движения раньше, чем противник успевает выжать спусковой крючок.
В упрощенном виде техника "качания маятника" выглядит следующим образом:
Вы находитесь лицом к противнику, оружие в вытянутой и опущенной несколько вниз правой руке. Резко бросаете тело вправо - вперед. Правая нога согнута в колене. левая нога полностью выпрямлена. Перемещаете корпус влево, левая нога согнута в колене, правая полностью выпрямлена. "Указываете" оружием на противника и производите выстрел. Далее подтягиваете правую ногу, поворачиваетесь к противнику правым боком. Ступни на ширине плеч параллельно друг другу, вы находитесь в устойчивой статичной позиции. Производите выстрел с использованием прицельных приспособлений. Производите аналогичный ложный выпад влево и процесс повторяется - бросок вправо, полуприцельный "сбивающий" выстрел, занимаете устойчивую позицию вполоборота к противнику, выстрел с тщательным прицеливанием, ложный выпад вправо и т.д. При этом вы продвигаетесь вперед зигзагообразно.
Вы достигните успеха только если будете выполнять этот прием в очень быстром темпе (что достигается его предварительной отработкой до полного автоматизма) и в "рваном" ритме, избегая однообразных движений. Для выхода из под огня противника вы можете применять и перекаты в разнообразных направлениях. При перекате резко меняется уровень и направление движения тела, что затрудняет противнику ведение огня. В перекат входят из стойки или чаще из положения "с колена".
При перекатах, прыжках, падениях и т. п. важно придать оружию такое положение, которое исключает возможность поражения самого бойца при случайном выстреле. Обычно пистолет прижимается к правой стороне головы стволом вертикально вверх. Менее рекомендуется положение, когда оружие прижимается к левой ключице с направлением ствола влево - вверх под углом 45 градусов. Излишне напоминать о необходимости вынимать палец из спусковой скобы. Проще всего выполнить перекат влево, Вы падаете на основание ладони левой руки (пальцы должны быть направлены вправо - назад) и перекатываетесь влево через предплечье, локоть, левое плечо, спину. При этом не забывайте прижимать подбородок к груди, иначе вы можете сильно удариться затылком. Далее, используя кинетическую энергию движения, вы выходите в положение "с колена" или в стойку. Можно применять этот прием при возникновении необходимости устранения задержки в стрельбе под огнем противника."

По поводу «почитать-посмотреть».
Иванова-Катанского («Шаг-маятник») советовать не могу, поскольку положительных отзывов ни об авторе, ни о книге не встречал – решайте сами. А вот Ю. Маслак и А. Потапов, думаю, вполне подойдут.
Еще я однажды видел видеофильм с демонстрацией «маятника» (насколько помню, демонстрировал Иванов-Катанский).
Из художественного: В. Богомолов «Момент истины» («В августе 44-го») и одноименный фильм. Низкого пошиба боевички брать ИМХО не стоит;)
Ссылки .

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: