Занятия с ребенком по составлению слов. Игры — провокации. Рассказ о прелестных птицах по пиктограмме

Открытого занятия по речевому развитию в средне-старшей группе «Лесная прогулка»

Программное содержание :

1. Учить детей различать на слух слова с определенным звуком.

2. Упражнять в изменении слов при помощи суффиксов.

3. Закреплять умение детей использовать в речи слова-обобщения.

4. Закреплять умение разгадывать загадки.

5. Обобщать и закреплять знания детей о диких животных.

6. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Материал: снежинки, мягкие игрушки (зайчик, ёжик, белочка), картинка совы, картинки диких животных (белка, лиса, ёж, медведь, волк,заяц), модули, снежок.

Предварительная работа: Рассматривание альбома «Дикие животные», дидактические игры «Кто, где живёт?», Что где растёт?». Беседы о временах года, о зимней одежде людей. Чтение художественной литературы о животных.

Ход непосредственной образовательной деятельности:

Воспитатель:

"Собрались все дети в круг,

Я твой друг (руки к груди) и ты мой друг (протягивают руки друг к другу).

Крепко за руки возьмёмся (берутся за руки).

И друг другу улыбнёмся"(улыбаются)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам прилетела снежинка! (берет снежинку), а на ней что-то написано! Давайте прочитаем!

«Здравствуйте девочки и мальчики старшей группы! Мы лесные жители: птицы и звери, приглашаем вас в гости познакомиться и поиграть в разные игры! Будем очень рады встрече с вами!»

В: Ребята, ну что? Мы принимаем приглашение наших лесных друзей?

(ответы детей)

Воспитатель: Тогда нам нужно теплее одеться, ведь в лесу холодно, и отправиться в путь! Ребята, а какую одежду носят люди зимой?

(ответы детей)

Воспитатель: Молодцы! Правильно! Давайте одеваться!

Двигательное упражнение «Одеваемся на прогулку».

Очень холодно зимой, (погладить себя за плечи)

Но мы пойдем гулять с тобой. (шаги на месте)

Я надену шапку, (имитируем движение «надеваем шапку»)

Я надену шубку (показываем, как надеваем шубку)

Я надену шарфик, потуже завяжу. («завязываем» шарфик)

А потом красивые, теплые, пушистые, (показываем кисти рук)

Крошки – рукавички на ручки натяну. (поглаживаем тыльную сторону ладоней)

И хотя я маленький (руки на пояс,)

У меня есть валенки. (ноги поочередно выставляем на пяточку)

Возьму с собою санки в лесочек я пойду. (шаги на месте)

На горку поднимусь (руки поднять вверх)

И с горки прокачусь! У-у-у-ух! (быстрое движение рук вниз)

Воспитатель: Ребята, повернитесь друг за другом и пойдёмте по тропинке. (по дороге к «полянке» разложены «следы», дети должны пройти по ним след в след). Ребята а вы знаете чьи это следы? Давай так же как лисичка пройдем по следам.

Вот прекрасная полянка, присаживайтесь на пенёчки (стульчики). Дети, посмотрите, кто к нам прилетел?

(Из-за ширмы появляется сова)

Сова: Здравствуйте, ребятки, вы меня узнали?

(ответы детей)

Сова: Кто я?

(ответы детей)

Сова: Как я рада, что вы меня узнали! Я давно уже вас жду! Вот хотела у вас спросить, вы знаете песенку комарика?

Дети: з-з-з-з

Сова: песенку жука?

Дети: ж-ж-ж-ж

Сова: ветра?

Дети: ш-ш-ш-ш,

Сова: водички?

Дети: с-с-с-с

Сова: А теперь давайте поиграем. Я буду называть слова, а вы должны хлопнуть в ладоши, если услышите:

песенку комарика (З) - заяц, машина, коза, зима, снег; забор, велосипед.

песенку жука (Ж) - живот, белка, жираф, дом, гараж, яблоко, ёжик, ножик;

песенку ветра (Ш) - шапка, шуба, конфета, шишка, бумага, машина;

песенку водички (С) - стол, рука, стул, капуста, ананас, самолёт, дерево.

Какие вы молодцы! Мне очень понравилось с вами играть! Дальше на своем пути вы встретите белочку, она вас ждёт! Идите по мостику! До свидания, дети.

Дети: До свидания, сова!

Воспитатель: Смотрите, а вот и белочка.

Белочка: Здравствуйте, ребята! Вот мы и встретились!

Дети: Здравствуй, белочка!

Белочка: Давайте поиграем! Я буду называть слова, а вы должны сказать, как они называются одним словом.

Дидактическая игра: "Назови одним словом"

Белочка: бабочка, жук, комар, муха, пчела, стрекоза

Дети: насекомые;

Белочка: берёза, дуб, ель, клен, сосна, кедр

Дети: деревья;

Белочка: скворец, снегирь, сова, сорока, кукушка, ласточка

Дети: птицы;

Белочка: брусника, земляника, малина, смородина

Дети: ягоды;

Белочка: ромашка, колокольчик, роза, ландыш, василек

Дети: цветы;

Белочка: лиса, волк, медведь, заяц, белка, ежик

Дети : животные

Белочка: Молодцы! А теперь поиграйте со мной в игру "Маленький - большой"

Белочка: У ежика маленькие лапки, а у медведя - большие

Дети: лапищи.

Белочка: У ежика маленький носик, а у медведя - большой

Дети: носище.

Белочка: У ежика маленькие глазки, а у медведя - большие

Дети: глазищи.

Воспитатель: Спасибо, белочка за игры, но нам пора идти дальше!

Белочка: Я рада, что мы поиграли и подружились! Теперь идите через снежные сугробы и там встретите зайчика! До свидания!

Дети: До свидания!

(По дороге разложены различные модули для препятствий: подлезания, перешагивание).

Воспитатель: Ребята, пойдёмте друг за другом, переступая через сугробы.

Посмотрите, сколько снега намело! Как же нам пройти? А вот и ветка дерева склонилась, давайте пролезем по нее.

А кто это там выглядывает из-за сугроба? Да это же зайчик! Здравствуй, зайчик!

Зайчик: Здравствуйте, ребята!

Воспитатель: А почему ты прячешься?

Зайчик: Я боюсь.

Воспитатель: Не бойся, мы тебя не обидим. Мы пришли с тобой поиграть.

Зайчик: А тогда давайте сыграем в игру «Назови ласково». Я буду вам называть слово и бросать снежок, а вы в ответ называть слово ласково и бросать снежок мне!

Дидактическая игра "Назови ласково"

гриб – грибочек, лист - листочек , ветка - веточка , куст - кустик , ягода - ягодка , трава - травка , жук – жучок , елка – елочка, цветок – цветочек, дождь – дождичек , облако- облачко.

Словесная игра "Большой - маленький?"

Лиса - лисёнок , волк - волчонок , медведь - медвежонок ,
белка - бельчонок , ёж – ежонок , тигр – тигренок , слон – слоненок , лев – львенок , заяц – зайчонок , мышь – мышонок.

Воспитатель: Ребятки наш зайчик немного устал, давайте вместе с ним сделаем разминку.

Зайке холодно сидеть, нужно лапочки погреть.

Лапки вверх, лапки вниз, на носочках подтянись.

Лапки ставим на бочок, на носочках скок – скок – скок!

Зайчик: Молодцы! Мне так понравилось с вами играть. Идите дальше, обходя ёлочки, под одной из них живёт ёж. Счастливого пути!

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это за комочек лежит под елкой?

(ответы детей)

Ёжик: Доброе утро, дети! А вы любите загадки? И даже знаете, кто живёт в лесу? Давайте проверим.

Дидактическая игра «Загадаю - отгадай»

Рыжая плутовка

Спряталась под ёлкой.

Зайца ждёт хитрюга та.

Как зовут её?..

(лиса)

Рыже-огненный комочек,

С хвостиком как парашют,

По деревьям быстро скачет,

Был он там…

Теперь уж тут.

Быстрый он как стрелочка.

Так ведь это…

(белочка)

Лежала между ёлками

Подушечка с иголками.

Тихонечко лежала,

Потом вдруг убежала.

Косолапый и большой,

Спит в берлоге он зимой.

Любит шишки, любит мёд,

Ну-ка, кто же назовет?

(медведь)

У косого нет берлоги,

Не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги,

А от голода – кора.

(заяц)

Серый, страшный и зубастый

Произвел переполох.

Все зверята разбежались.

Напугал зверят тех…(волк)

Ежик: Молодцы! Много знаете!

Воспитатель: Нам очень понравилось у вас в лесу! Спасибо тебе большое, ёжик за игру, но нам пора прощаться. До свидания, ёжик!

Ёжик: До свидания, ребята!

Воспитатель: Ребята! Вы, наверно замерзли. Нам уже пора возвращаться в детский сад.

Двигательное упражнение «По снегу побежали».

(выполнение движений по тексту)

Снег, снег, белый снег.

Засыпает он нас всех. (дети машут руками перед собой.)

Друг за другом дружно встали

И по снегу побежали! (бег на месте)

Воспитатель: Ну вот, ребята, мы с вами вернулись в детский сад. Раздеваемся. Скажите, где мы гуляли?

(ответы детей)

Воспитатель: Кого мы встретили в лесу?

(ответы детей)

Воспитатель: Вам понравилась прогулка?

С кем вам больше всего понравилось играть?

Развитие речи детей 3-5 лет. Программа, конспекты занятий, методические рекомендации. Ушакова О.С.

3-е изд., доп. - М.: 2017 - 192 с.

В книге рассмотрены проблемы развития речи детей дошкольного возраста младшей и средней групп. Предлагаются методические рекомендации по организации образовательной деятельности. Рассмотрены возрастные особенности развития речи детей 3-5 лет. Вводная часть знакомит с теоретическими основами программы и методики. С помощью дидактических игр и упражнений формируется лексический запас, происходит усвоение грамматических категорий. Материал занятий поможет вызвать у детей интерес к родному языку, будет способствовать развитию воображения и логики, речевой активности. В третье издание книги внесены дополнения в соответствии с ФГОС ДО. Книга предназначена работникам ДОУ, воспитателям и методистам, студентам педагогических вузов и колледжей, родителям, интересующимся развитием речи детей.

Формат: pdf

Размер: 3,4 Мб

Смотреть, скачать: drive.google

СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА 6
Характеристика речевого развития детей 6
Основные задачи работы по развитию речи детей второй младшей группы 7
Воспитание звуковой культуры речи 7
Словарная работа 7
Формирование грамматического строя речи 8
Развитие связной речи 9
Развитие коммуникативных умений 10
Методические указания 11
Конспекты занятий 16
Занятие 1. Пересказ сказки «Курочка Ряба» 16
Занятие 2. Рассматривание игрушек - поезда, коровы, кукушки, петуха 18
Занятие 3. Описание игрушек - котенка, жеребенка, мышонка 20
Занятие 4. Рассматривание картины «Мы играем в кубики, строим дом» 23
Занятие 5. Описание внешнего вида куклы Оли 25
Занятие 6. Составление сюжетного рассказа по набору игрушек совместно с воспитателем 29
Занятие 7. Составление рассказа об игрушках - котенке, зайчонке 31
Занятие 8. Описание игрушек - козлика, ослиха, парохода 35
Занятие 9. Пересказ сказки «Репка» 38
Занятие 10. Описание предметов одежды куклы Оли 40
Занятие 11. Составление описательного рассказа об игрушках - мишке и мышке 43
Занятие 12. Составление описательного рассказа об игрушках - кошке, мишке, мышке 45
Занятие 13. Составление рассказа по картине «Катаемся на санках» 47
Занятие 14. Описание кукол Даши и Димы 49
Занятие 15. Проведение игры «Что в мешке у Буратино» 52
Занятие 16. Составление описательного рассказа о животных по картинкам 55
Занятие 17. Пересказ сказки К. Чуковского «Цыпленок» 57
Занятие 18. Составление рассказа по картине «Троллейбус и игрушки» 59
Занятие 19. Составление описательного рассказа об игрушках - пароходе, лисе, петухе 61
Занятие 20. Проведение игры «У Кати день рождения» 63
Занятие 21. Составление описательного рассказа об игрушках - лисенке, медвежонке 66
Занятие 22. Составление сюжетного рассказа по набору игрушек 69
Занятие 23. Описание овощей и фруктов 72
Занятие 24. Составление сюжетного рассказа о куклах Фае и Феде 74
Занятие 25. Пересказ сказки «Козлята и волк» 77
Занятие 26. Описание предметов посуды 78
Занятие 27. Называние предметов мебели. Употребление пространственных предлогов 81
Занятие 28. Составление рассказа на тему из личного опыта 83
Занятие 29. Составление рассказа по картине «Кошка с котятами» 85
Занятие 30. Составление рассказа по картине «Куры» 87
Занятие 31. Составление описательного рассказа о животных по картинкам 90
Занятие 32. Составление описания по предметной картине 91
СРЕДНЯЯ ГРУППА 94
Характеристика речевого развития детей 94
Основные задачи работы по развитию речи детей средней группы 95
Воспитание звуковой культуры речи 95
Словарная работа 96
Формирование грамматического строя речи 97
Развитие связной речи 98
Развитие коммуникативных умений 99
Методические указания 100
Конспекты занятий 106
Занятие 1. Описание игрушек - кошки и собаки 106
Занятие 2. Составление рассказа по картине «Кошка с котятами» ПО
Занятие 3. Описание игрушек - собаки, лисы. Составление сюжетного рассказа по набору игрушек 112
Занятие 4. Составление описательного рассказа о питомцах 115
Занятие 5. Составление сюжетного рассказа по набору игрушек «Таня, Жучка и котенок» 118
Занятие 6. Пересказ сказки «Пузырь, соломинка и лапоть» 120
Занятие 7. Составление сюжетного рассказа по ролям 122
Занятие 8. Придумывание загадок-описаний об игрушках 124
Занятие 9. Составление рассказа-описания по лексической теме «Мебель» 127
Занятие 10. Составление рассказа по картине «Собака со щенятами» 129
Занятие 11. Описание игрушек - белки, зайчика, мышонка 131
Занятие 12. Составление рассказа о любимой игрушке 134
Занятие 13. Составление рассказа-описания по лексической теме «Зимняя одежда» 137
Занятие 14. Пересказ рассказа Я. Тайца«Поезд» 140
Занятие 15. Составление сюжетного рассказа по набору игрушек «Случай в лесу» 142
Занятие 16. Составление рассказа по картине «Не боимся мороза» 144
Занятие 17. Придумывание продолжения рассказа «Белочка, заяц и волк» 146
Занятие 18. Составление описания внешнего вида 149
Занятие 19. Составление рассказа с использованием предложенных предметов, 150
Занятие 20. Пересказ рассказа Е. Чарушина «Курочка». Сравнение предметных картинок 152
Занятие 21. Описание потерявшихся зайчат по картинкам 154
Занятие 22. Составление рассказа по «День рождения Тани» 155
Занятие 23. Составление описания животных по картинкам 156
Занятие 24. Составление описания по лексической теме «Овощи» 158
Занятие 25. Употребление в речи слов с пространственным значением 160
Занятие 26. Пересказ рассказа Н. Калининой «Помощники» 162
Занятие 27. Описание внешнего вида животных 164
Занятие 28. Составление рассказа по картине «Куры» 167
Занятие 29. Составление описаний персонажей сказки «Теремок» 170
Занятие 30. Определение специфических признаков предмета 172
Занятие 31. Определение предмета по его специфическим признакам 174
Занятие 32. Описание внешнего вида детенышей животных 176
Приложение 1. Методики выявления уровня развития связной речи младших дошкольников (по исследованию Л. Шадриной) 178
Использование ассоциативного метода для выявления уровня владения языком у детей пятого года жизни (из исследования А. Смаги) 180
Приложение 2. Литературный материал для занятий по пересказу 185
Пузырь, соломинка и лапоть (русская народная сказка) 185
Поезд 185
Курочка 185
Помощники 186
Петушок с семьей 186
Список использованной и рекомендуемой литературы 187

Целевые ориентиры ФГОС ДО предполагают, что на этапе завершения дошкольного образования ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки к грамотности.
На решение указанных задач ФГОС ДО направлена реализация «Программы развития речи дошкольников» и ее методическое обеспечение.
В основу программы и материалов для занятий в младшей и средней группах положены результаты исследований, проведенных в лаборатории развития речи Института дошкольного воспитания АПН (ныне - Институт психолого-педагогических проблем детства Российской академии образования) под руководством ФА Сохина и О.С. Ушаковой.

Развитию речи в дошкольном детстве закономерно отводится ведущая роль. Развивается речь – развивается мышление. Речь выступает коммуникативной, обучающей, воспитывающей основой, от качества речи зависит дальнейшее обучение ребенка в школе. В дошкольном возрасте важно развивать словарь ребенка, создавать условия для развития грамматики, фонетики детей. В связи с этим важно также развивать мелкую моторику пальцев как стимулирующий речь фактор. В подготовительной к школе группе важно учить детей различать звуки, развивать слуховое внимание. В целом все это служит развитию связной речи. Высокие результаты развития связной речи дошкольников - показатель работы родителей, воспитателей, логопеда.

Тематические занятия в полной мере отвечают решению вопросов развития речи. Комплексное воздействие на речь ребенка остается одним из ведущих в дошкольной практике. Поэтому логопедические занятия с группой детей целесообразно проводить именно тематическими.

Конспект 1

Тема : День стоматолога

Цель : развитие речи детей

Задачи : уточнить правильную артикуляцию звука С, закреплять умения определять положение звука С в словах, обогащать словарь детей понятиями профессия, стоматолог, польза, одобрение, развивать подвижность артикуляционного аппарата, речевое дыхание, творческое мышление, воспитывать правильное отношение к здоровью, «чувство языка».

Оборудовани е: диск с записью песни «Улыбка», диск с записью веселой музыки, муляжи продуктов, карточки – символы на этапы занятий, зубные щетки, буклеты с советами как сохранить зубы здоровыми, картинка язык – стоматолог, кукла Светлана Сергеевна в костюме доктора.

Ход занятия :

1. Орг.момент

– ребята, вы любите узнавать новое, а сами что-нибудь интересное рассказывать? Тогда я приглашаю вас на занятие, проходите, присаживайтесь на стульчики.

2. Основная часть

– в начале февраля (то есть этого месяца) во многих странах празднуют День стоматолога.

– А кто это – стоматолог? Это врач. Но врач особенный, у него своя специфика, это зубной врач.

– Значит на день стоматолога мы будем поздравлять … А как поздравляют с праздниками? (желают хорошего, дарят подарки)

– Все стоматологи лучшим подарком считают хорошие, здоровые зубы его пациентов. А кто это - пациенты? (клиенты, посетители)

– А какие зубы можно назвать здоровыми, хорошими? (не болят которые, не беспокоят)

– Мы с вами рассмотрим 4 признака здоровья зубов.

– Итак, первый признак – легкое свежее дыхание. Скажите, ребята, а когда говорят «зуб на зуб не попадает»? Когда холодно, у замерзшего человека зубы стучат и говорят, что зуб на зуб не попадает. А когда человек может сильно замёрзнуть? В какое время года? Зимой. Давайте с вами поймаем зимнее легкое облачко и приручим его. Дрессировка облачка – на вдох выпускаем облачко, надуваем живот, на выдох – зажимаем облачко, живот втягиваем.

– А сейчас запомним зимнюю чистоговорку и повторим ее все вместе стоя (на слово много – развести руки широко, щечки красные, распрекрасные – потереть щеки ладонями, прилетели – поднять и опустить руки):

Нам январский мороз
Много свежести принес.
Щечки красные, распрекрасные!
И февральские метели
Закружились, прилетели.

– У нас свежее, легкое дыхание? Значит, рядом с первым признаком поместим смайлик (любой символ – улыбающееся солнышко, рожица).

– А что обозначает следующий символ? Правильно, здоровые зубы – чистые зубы. К нам в гости пришел язык, и он поможет выполнить нам языковую разминку. Выполняйте все со мной, будьте внимательны и старательны.

Язычок знаком вам, дети,
Мы его улыбкой встретим.
Улыбнемся широко
Один разочек, да еще!
(улыбка, широко удерживаем, видны все зубы)
Стоматолог наш язык
О зубах заботиться привык.
Рот откроем широко
Простучим все зубы мы легко.
Пробежаться по зубам
Всем бесшумно нужно нам.
(чистим зубы, стучим языком по зубам)
Спрячем зубы верхние,
Спрячем зубы нижние.
Рот не станем закрывать,
Точно будем выполнять.
Посмотрел врач на часы,
Пациенты – заходи.
(часики)
Всем советует наш врач
Небо в чистоте держать.
Полоскать рот водой
Начинаем все гурьбой.
(чистим небо)
Вы послушайте меня,
Крепки зубы у коня
Поскакал коняшка в путь,
Остановился отдохнуть.
(лошадка, грибок)
Язычок наш ложкой стал
Нам сиропчик размешал.
(чашечка, крутим чашечку)
Задержал врача трусишка,
А храбрец впустил врача
У трусишки зуб болит,
У храбреца же никогда.
(зажимаем язык зубами и вталкиваем с силой на себя)
Попрощались мы с врачом.
Помахали вслед платком.
(качели)

Чистыми зубы наши стали после выполненной артикуляционной зарядки. Поставим смайлик и на этот символ.

– А что значит следующий, третий символ? Крепкими бывают только здоровые зубы. Наши зубы нуждаются в защите, и то, какую пищу мы едим, очень сильно влияет на крепость наших зубов. Вы знаете, какие продукты приносят пользу зубам, или другими словами – какие продукты одобрил бы для нас стоматолог, а про какие бы сказал, что они вредны, не приносят пользу. Я сейчас раздам вам продукты, а вы подойдите к столу и положите полезные продукты на розовое блюдо, а вредные – на коричневое блюдо. Муляжи яблока, груши, мороженого, шоколада, лука, моркови, грецкого ореха в скорлупе и без. Итак, проверяем. Я показываю продукты с розового блюда, если вы согласны, что они должны там быть – хлопайте. Проверили? Молодцы! Ставим и на этот символ смайлик.

– А следующий символ что значит? Красивую, открытую улыбку. Ребята, вы помните песню, в которой поется об улыбке? Конечно же, это песня так и называется «Улыбка». Давайте споем куплет этой песни.

– А о каком празднике мы сегодня говорим? О Дне стоматолога. А кого поздравляют в этот день? Стоматологов. Давайте еще раз произнесем это слово и послушаем какой первый звук в нем. С томатолог. Звук С. ребята, а что делают наши губы, зубы, язык, когда мы произносим этот звук? Губы улыбаются, рот приоткрыт, а язык спрятался за нижние зубы и дает воздуху пройти по серединке язычка.

– Сегодня на прием к стоматологу Светлане Сергеевне придут ребята, в именах которых есть звук С. Вы знаете таких ребят? Давайте назовем их. (Семен, Савелий, Саша, Оксана, Вася, Лариса, Денис, Сюзанна, Степа, Соня, Костя),

– Вот теперь мы всех пациентов перечислили, а скажите звук С стоит во всех словах на одинаковом месте или на разном? И действительно, звук С может быть в начале слова, в середине или в конце. Я называю слово, а вы постарайтесь определить, где стоит звук. Если в начале, то слово начинается с этого звука, если в середине, то и перед звуком С и после него есть другие звуки. А если в конце, то слово заканчивается на этот звук. Определим.

– Какие вы молодцы! У меня телефонный разговор. Стоматолог Светлана Сергеевна торопилась к нам на занятие, но в пути ее похитила злая ведьма больных зубов и не хочет отдавать ее нам. Как бы нам выручить Светлану Сергеевну? Ваши предложения. Я знаю один маленький секрет – злая ведьма больных зубов очень боится веселого танца фей зубной чистоты, и если бы нам удалось попросить фей исполнить танец, то злая ведьма больных зубов исчезла бы, и Светлана Сергеевна была бы спасена. Феи зубной чистоты согласились нам помочь, нужно лишь настроить всех на танец, а для этого нужно сказать – «ас – ас – ас – ждет танец нас». Феи и мы станцуем веселый танец, ребята, веселее танцуем, феям нужна наша помощь! От такого танца злая ведьма больных зубов исчезла.

– А вот и Светлана Сергеевна. «Здравствуйте, ребята, большое вам спасибо за помощь, я тоже для вас станцую». (Кукла танцует веселый танец).

– Ну что ж, ребята, а как на праздниках поздравляют? Желают чего-нибудь хорошего. Давайте и мы с вами поздравим Светлану Сергеевну, ведь День стоматолога – это ее профессиональный праздник (пожелаем счастья, здоровья, успехов).

– Хороший День стоматолога получился?

3. Итог

– Что вам запомнилось на сегодняшнем занятии? Что нового узнали?

Ребята, мне очень понравилось, как вы сегодня работали. Чтобы вы помнили о нашем занятии, я хочу подарить вам закладку-памятку Приложение 1 , на которой написано, что надо укреплять зубы. А зубные щетки от наших фей зубной чистоты. Будьте здоровы, ребята!

Конспект 2

Тема: Цирк.

Цель : дифференциация звуков С – Ц, развитие словаря, речевого дыхания, подвижности артикуляционного аппарата, звукоразличения, воспитание правильного произношения, любознательности, активности.

Оборудование: афиша, обезьяны – тренажер (настольная игра «Поймай обезьянку» фирмы Самёнок), ловкачики, рисунок языка-циркача, раскраски клоун, клоун для рефлексии.

Ход занятия:

1. Орг.момент

– Срочное объявленье:
цирк готовит представленье!

Ребята, а что такое цирк? А вы хотите в цирк попасть? Тогда добро пожаловать на занятие!

2. Основная часть

– А как называется сцена в цирке? Арена. Я приглашаю вас занять свои места, а билеты в цирк при вас? Как же называется человек, который смотрит наличие билета? Билетер, контролер.

– Начинается программа, первый гость наш – факир. А кто это, ребята, чем он в цирке занимается? Да, он колдует и управляет огнем – очень мужественная профессия. А мы с вами, посмотрев представление факира, будем огонь гасить, его разгоряченное тело студить. Огонь на ладонях, подносим ко рту, задуваем, следим, чтобы щеки не надувались. Вдох носом, выдох через рот. А сейчас интересный номер – на вдох наклониться и сделать ласточку, задержать дыхание и, выдохнув через рот, опустить ногу на пол. Три раза.

Вот в цирке публика шумит
Вот фокусник уже стоит.
Он настоящий акробат
И очень видеть всех нас рад!

Выполним зарядку для язычка, а наш акробат нам поможет.

Язычок – циркач у нас,
Нам покажет высший класс

  1. В цирк пойдем мы с ним теперь,
    Открываем шире дверь,
    Улыбнемся широко,
    Очень ловко и легко!
    Улыбка-заборчик
  2. Нас встречает добрый слон,
    Длинный хобот тянет он.
    Дрессирован лихо слон,
    Хоботом вертеть учен!
    Трубочка
  3. Облизнулся тигр Фред,
    Завтрак ждет он и обед.
    Вкусное варенье
  4. К нам на лошади спешит
    Цирковой лихой джигит!
    Лошадка
  5. Клоун Петя словно мячик
    За зубами сверху скачет!
    Мостик ловко сделал он,
    Настоящий чемпион.
    Парус-горка
  6. На арене – йог известный,
    Очень нам он интересный.
    Полежал он на гвоздях,
    Не шелохнувшись даже, «ах!»
    Лопатка-ветерок
  7. До свиданья, скажем мы
    И помашем раз, два, три!
    Качели
  8. Циркач умеет гарцевать,
    Зверей и птиц дрессировать,
    И на трапеции вертеться
    И на канате танцевать!

А еще циркач умеет наклоняться и очень сильно изгибаться. Ребята, на какую букву мы стали похожи. С. А давайте проговорим звук С. Что делает наш язык, губы и зубы, когда мы произносим этот звук. Очень хорошо. А теперь послушайте, как я вас назову, и вы услышите, какой звук я выделила. Добры молодЦы и девиЦы – красавиЦы. Какой звук я выделила? Звук Ц. А когда его мы произносим, что делают наши зубы, губы, язык. А чем отличаются два названных нами звука? А что в них общего? Оба свистят, оба глухие, язычок у обоих звуков внизу, за нижними зубами. Но когда говорим С, улыбка в постоянном положении, а Ц – рот открывается шире.

– Вот услышите С – хлопните, услышите Ц – топните. ССЦСПИСЦАЦС

– Услышите в слоге с – хлопайте, Ц – топайте. са со ца цы си цу

– А в слове какой звук из этих: цапля, сыр, цыпленок, цирк, свекла, цыц, шапка.

– Исправьте предложения: Света и Сережа пришли в сирк. Как звали ребят. Что общего в именах ребят? Начинаются с одного и того же звука.

Цаплю съела лягушка.

– Выучим чистоговорку:

Ца-ца-ца, бежит овца
А за ней два порося.

– А кто это – дрессировщики? А кого в цирке можно дрессировать? Назовите. Мы с вами сегодня будем обезьянок дрессировать. Разделимся на две команды. Каждый должен добежать с обезьянкой до стульчика напротив и принести товарищу удочку. Кто будет настоящими дрессировщиками.

– А еще мы сегодня потренируем наши ручки: споем цирк – шапито. Но сначала вспомним, какие звуки мы поем – а о у и ы э. Добро пожаловать, арена, тигр, лев, ослик, котик, клоун. (Использование пособия Т.С. Овчинниковой «Логопедические распевки»)

– Ой, а к нам кто-то идет. Под музыку заходит клоун. Вы меня узнали? А что я в цирке делаю, знаете? Я умею делать все, что и обычный циркач, но все это я делаю смешно. Давайте жонглировать, а вы, ребята знаете, кто такой жонглер? Это человек, который перебирает в руках различные предметы с большой скоростью, заставляя предметы летать в воздухе. (Детям предлагаются «Ловкачики» – тренажеры, изготовленные из пластиковых бутылок, в качестве валанчика можно использовать мячи, пробки от пластиковых бутылок)

– А давайте штангу поднимать, но только она очень тяжелая. Психогимнастика. Представляем, как нам тяжело поднять штангу, как мы наклоняемся под тяжестью то в одну, то в другую сторону. А теперь командами канат перетягивать будем, да? В руках у нас вообразим канат, и все вместе дружно перетягиваем его.

– Клоун прощается с нами, ведь его ждут еще представления, а в подарок он вам припас раскраски. Смотрите, какие они чудесные.

3. Итог

– вам понравилось занятие? А что на занятии вам понравилось? Нашему клоуну недостает чего-то на лице, нарисуйте такого клоуна (грустного или веселого), какое настроение у вас было на занятии.

Показаны публикации 1-10 из 19831 .
Все разделы | Занятия по развитию речи. Конспекты занятий, НОД

Конспект занятия по развитию речи для детей младшей группы «Путешествие с жителями леса» Занятие по развитию речи для детей второй младшей группы «Путешествие с жителями леса» Цель : Развивать у детей связную речь. Задачи : Учить чётко произносить звуки У и А. Учить составлять описательный рассказ, расширять словарь. Развивать мелкую моторику рук , внимание и...

НОД по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи детей с ТНР в средней группе «Домашние птицы» Коррекционно-образовательные задачи : Уточнить и расширить знания детей о домашних птицах, особенностях их внешнего вида и жизнедеятельности. Расширить и активизировать словарь по теме «Домашние птицы» : голова, глаза, крылья, лапки,клюв, клюют, крякает, гогочет, кукарекает,...

Занятия по развитию речи. Конспекты занятий, НОД - Конспект занятия по развитию речи для детей младшей группы «Путешествие с жителями леса»

Публикация «Конспект занятия по развитию речи для детей младшей группы...» Автор: Солдатенко Татьяна Занятие по развитию речи для детей второй младшей группы «Путешествие с жителями леса» Цель: Развивать у детей связную речь. Задачи: Учить чётко произносить звуки У и А. Учить составлять описательный рассказ, расширять словарь. Развивать мелкую моторику...

Конспект НОД по образовательным областям «Познавательное развитие» и «Речевое развитие» в средней группе с элементами ТРИЗ Конспект НОД по образовательным областям «Познавательное развитие» и «Речевое развитие» в средней группе с элементами ТРИЗ. Тема: «По тропинкам любимых сказок» Описание материала: предлагаю вам конспект НОД с элементами ТРИЗ в средней группе «По тропинкам любимых сказок». Этот...

Специальная школа. Конспект урока по предмету Чтение, письмо и развитие речи КОММУНАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ОБЛАСТНАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ №3 ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ В РАЗВИТИИ» УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ КАРАГАНДИНСКОЙ ОБЛАСТИ КОНСПЕКТ урока по предмету «Чтение, письмо и развитие речи» в 7 «Б» классе (2 отделение) тема:...

Конспект по речевому развитию в старшей группе «Экскурсия в музей весны» Конспект по речевому развитию в старшей группе Тема: «Экскурсия в музей весны» Воспитатель: Фокина М.В. МБДОУ д/с № 41 Г.Владикавказ Программное содержание. Закрепить представление о временах года, признаках весны. Помогать правильно строить сложноподчиненные предложения,...

Занятия по развитию речи. Конспекты занятий, НОД - Конспект по развитию речи в старшей группе на тему «Одежда»

МБДОУ «Детский сад №5 «Сказка»» г. Медногорска Составитель: Шабалина Татьяна Ильинична, воспитатель высшей квалификационной категории Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Одежда». Интеграция образовательных областей (в соответствии с ФГОС): Познавательное...

Конспект занятия по речевому развитию в младшей группе. «Путешествие в страну сказок» Конспект Открытого спортивного развлечения Посвященного 23- февраля Инструктор по физической культуре: Фокина М.В. 2019г.  Спортивное развлечение «23 февраля Цели: закреплять знания о военных профессиях, названиях военной техники; совершенствовать координацию...

Конспект по речевому развитию «Звуковая культура» во второй младшей группе ; Воспитатель: Аббасова Ирана Мамедалыевна 1.Организационный момент. Цель, которую должны достигнуть дети: научиться петь песенку паровозика и его друзей. Педагогическая цель: упражнять детей в правильном произношении звука [п] в звукоподражаниях и словах через игру с...

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [С] в связной речи» Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: Автоматизация звука [С] в связной речи. Цель занятия: Автоматизация звука [С] в связной речи. Задачи: Образовательные: Закрепить правильное произношение звука [C]; Закрепить знания о правильной артикуляции звука [C];...

Конспекты занятий по развитию речи

Этот раздел с конспектами позволит внимательным родителям и воспитателям детских дошкольных учреждений выбрать интересные и увлекательные формы для занятий с дошколятами по развитию речи. Для детей в любом упражнении очень важен элемент игры – с ним им намного проще и легче усваивать новый материал, а приведенные конспекты уделяют много внимания именно игровой составляющей. «В сказочном лесу у дедушки Ау», «Петушок – золотой гребешок», «В гостях у гномиков» и другие сценарии помогут вызвать положительные эмоции у малышей от игры в сказки и со сказочными героями, разовьют их воображение и логическое мышление. Кроме того, представленные сценарии помогают развивать общение в группе, а также чувство сопереживания.

Некоторые из материалов сопровождаются не только подробными и четкими описаниями, но и красочными иллюстрациями. Веселые загадки и стихотворения, песенки и яркие материалы помогут сделать занятия с детьми не только полезными, но и увлекательными. Занятие «Мы ищем Кляксу» поможет подобрать однокоренные слова, познакомит детей с понятием ударного слога, увлечет словесными ребусами, а также поможет в составлении слов из слогов.

Каждый из желающих в этом разделе найдет подходящий для себя сценарий: можно выбрать вариант в зависимости от любимых детских героев или от поставленных задач. В любом случае этот раздел станет хорошим дополнением в копилку развивающих занятий с детьми.

В книге представлены конспекты логопедических занятий по развитию речи детей среднего дошкольного возраста в условиях детских садов, яслей-садов, домов ребенка и детских домов. Содержание занятий соответствует основным требованиям к развитию речи детей 4-5 лет с общим недоразвитием речи и является логическим продолжением методического пособия "Лексические темы по развитию речи детей 3-4 лет" О. Е. Громовой, Г. Н. Соломатиной. Книга предназначена для педагогов, методистов, логопедов дошкольных и медицинских учреждений.

Состав семьи.
Задачи: обогащение и активизация словаря; формирование простого предложения, распространенного однородными подлежащими.
Оборудование: предметные и сюжетные картинки, изображающие членов семьи.

I. Оргмомент
Детям предлагается назвать имена мам и пап.
II. Беседа по теме занятия
Педагог. Сегодня мы с вами будем говорить о семье. Семья - это ребенок, его родители - мама и папа, дедушка и бабушка, братья и сестры.

Каждому ребенку задаются вопросы.
- Как зовут маму (папу, бабушку, дедушку, брата, сестру)?
- Сколько человек в твоей семье?
- Кто ты маме (папе, бабушке, дедушке, брату, сестре)?
- Кто в твоей семье самый старший (младший)?
Два-три ребенка рассказывают о своей семье по вопросам логопеда.

III. Рассматривание сюжетных картинок
На наборное полотно выставляются сюжетные картинки с изображением двух-трех членов семьи. Детям последовательно показывают картинки.
Педагог. Посмотрите на картинку. Кто здесь нарисован?
Дети. Мама и дочка.
Педагог. Что делают мама и дочка?
Дети. Мама и дочка читают.

СОДЕРЖАНИЕ
От авторов
Организация занятий по развитию речи детей 4-5 лет
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ
КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ
Семья
Занятие 1. Состав семьи
Занятие 2. Моя дружная семья
Занятие 3. Занятия членов семьи
Части тела
Занятие 1. Человек, его части тела
Занятие 2. Части тела - мои помощники
Занятие 3. Признаки частей тела
Туалетные принадлежности
Занятие 1. Утро
Занятие 2. Вечер
Занятие 3. Купание куклы
Осень
Занятие 1. Листопад
Занятие 2. Признаки осени
Занятие 3. Лес осенью
Дом
Занятие 1. Дом и его части
Занятие 2. Строим дом
Занятие 3. Описание сюжетной картинки «Строительство дома»
Мебель
Занятие 1. Мебель и ее части
Занятие 2. Предметы мебели
Занятие 3. Три медведя
Игрушки
Занятие 1. Наши игрушки
Занятие 2. Куклы
Занятие 3. Мы играем
Продукты питания
Занятие 1. Завтрак
Занятие 2. Обед
Занятие 3. У Мишутки День рождения
Посуда
Занятие 1. Чайная посуда
Занятие 2. Столовая посуда
Занятие 3. Кухонная посуда
Домашние животные
Занятие 1. Друзья человека
Занятие 2. Помощники человека
Занятие 3. На ферме
Дикие животные
Занятие 1. Внешние признаки диких животных
Занятие 2. Пиша диких животных
Занятие 3. Жилища диких животных
Деревья
Занятие 1. Внешние признаки деревьев
Занятие 2. Отличительные признаки деревьев
Занятие 3. Как растут деревья
Зима
Занятие 1. Признаки зимы
Занятие 2. Снег. Свойства снега
Занятие 3. Зимний лес
Новогодний праздник
Занятие 1. Украшение елки
Занятие 2. Скоро праздник
Занятие 3. Новогодний праздник в лесу
Зимние забавы
Занятие 1. На горке
Занятие 2. На катке
Занятие 3. Игры зимой
Зимняя одежда
Занятие 1. Предметы зимней одежды
Занятие 2. Как мы одеваемся
Зимующие птицы
Занятие 1. Внешние признаки зимующих птиц
Занятие 2. Действия птиц
Занятие 3. Птицы зимой
Комнатные цветы
Занятие 1. Виды комнатных цветов
Занятие 2. Уход за комнатными цветами
Занятие 3. Как растут комнатные цветы
Профессии
Занятие 1. Воспитательница детского сада
Занятие 2. Врач
Занятие 3. Повар
Родная страна
Занятие 1. Моя страна
Занятие 2. Мой город
Занятие 3. Защитники Родины
Женский день
Занятие 1. Женщины
Занятие 2. Моя мама
Занятие 3. Скоро праздник
Весна
Занятие 1. Признаки весны
Занятие 2. Лес весной
Занятие 3. Сказка «Снегурочка»
Перелетные птицы
Занятие 1. Внешние признаки перелетных птиц
Занятие 2. Жилища перелетных птиц
Занятие 3. Скворцы прилетели
Транспорт
Занятие 1. Игрушечный транспорт
Занятие 2. Пассажирский транспорт
Занятие 3. Грузовой транспорт
Демисезонная одежда
Занятие 1. Предметы демисезонной одежды
Занятие 2. Ателье
Занятие 3. Описание сюжетной картинки «На прогулку»
Обувь
Занятие 1. Наша обувь
Занятие 2. Детская и взрослая обувь
Занятие 3. Магазин обуви
Домашние птицы
Занятие 1. Внешние признаки домашних птиц
Занятие 2. Птичий двор
Занятие 3. Рассказ «Курица и утята»
Овощи
Занятие 1. Признаки овощей
Занятие 2. Овощной магазин
Занятие 3. В огороде
Фрукты
Занятие 1. Признаки фруктов
Занятие 2. Магазин «Фрукты»
Занятие 3. В саду
Цветы "
Занятие 1. Виды садовых цветов
Занятие 2. Уход за садовыми цветами
Занятие 3. Рассказ «Подарок маме»
Насекомые
Занятие 1. Внешние признаки насекомых
Занятие 2. Действия насекомых
Занятие 3. На полянке
Скоро лето
Занятие 1. Признаки лета
Занятие 2. Летом в лесу
Занятие 3. Летние забавы
Список использованной и рекомендуемой литературы.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Конспекты занятий по развитию речи детей 4-5 лет, Громова О.Е., Соломатина Г.Н., Кабушко А.Ю., 2008 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: