Где цензура. Понятие цензуры и ее роль в формировании исторической реальности

  • В музыке она служит средством фразировки, расчленяя мелодию на фразы и способствуя ясному восприятию музыки, а в литературе она, наоборот, портила многие шедевры, а что же это за "рассечение"
  • Словарь медицинских терминов

    Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир

    цензура

    ценсура ж. лат. учрежденье для просмотра, одобренья и запрещенья к печати рукописей.

    Цензировка. Цензурный комитет. Цензор (ценсор), кому доверено от правительства цензировать сочиненья, одобрять или запрещать печатанье и продажу их. Цензированье, цензировка, цензура, действие по глаголу. Цензорство или цензорская должность. Ценз м. оценка, расценка, права и обязанности граждан по размеру имущества, доходов их.

    Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

    цензура

    цензуры, мн. нет, ж. (латин. censura).

      В древнем Риме - должность цензора (истор.).

      Просмотр произведений (предназначенных к печати, к постановке в театре и т.д.), осуществляемый специальным государственным органом (устар., загр). Подвергнуть цензуре. Предварительная цензура. Военная цензура.

      Государственный орган, ведущий надзор за печатью(устар., загр.). Дозволено цензурой. Разрешено цензурой.

      Взыскание, налагаемое на депутатов в парламентах за нарушение внутреннего распорядка (загр. полит.).

    Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

    цензура

    Ы, ж. Система государственного надзора за печатью и средствами массовой информации. Военная ц. (в годы войны также за частной перепиской). Дозволено цензурой (разрешено цензором к печати, к постановке; устар.).

    прил. цензурный, -ая, -ое.

    Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

    цензура

      1. Система государственного надзора за печатью и средствами массовой информации.

        Лица, осуществляющие такой надзор.

      1. Исполнение обязанностей цензора (2) в Древнем Риме.

        Лица, исполняющие такие обязанности.

    Энциклопедический словарь, 1998 г.

    цензура

    ЦЕНЗУРА (лат. censura) система государственного надзора за печатью и средствами массовой информации. В Западной Европе возникла в 15 в., в России - в нач. 18 в. По формам контроля подразделялась на предварительную и карательную. С 1804 регулировалась цензурными уставами и временными правилами. Делилась на общую (внутреннюю и иностранную) и ведомственную (духовная, военная, театральная и др.). В 1865 на основе "Временных правил о печати" проведена цензурная реформа, по которой вводилась карательная цензура вместо предварительной для ряда столичных изданий (в 1872 была урезана в связи с возобновлением преследования печати в административном порядке). В СССР с 1922 цензура осуществлялась Главлитом. По Российскому закону "О средствах массовой информации" (1992) цензура массовой информации не допускается.

    Большой юридический словарь

    цензура

    (лат. censura) - контроль официальных властей за содержанием, выпуском в свет и распространением печатной продукции, содержанием и исполнением (показом) сценических постановок, радио- и телевизионных передач, а иногда и частной переписки (перлюстрация), с тем, чтобы не допустить или ограничить распространение идей и сведений, признаваемых этими властями нежелательными или вредными. По способу осуществления делится на предварительную и последующую. Предварительная Ц. предполагает необходимость получить разрешение на выпуск в свет книги, постановку пьесы и т.д., последующая (карательная) заключается в оценке уже опубликованных изданий и принятии запретов или ограничений в отношении тех, которые нарушают требования Ц. Большинство современных конституций, провозглашая свободу информации, прямо запрещают Ц. (в т.ч. Конституция РФ). Однако во всех странах мира введение Ц. допускается, если объявлен режим чрезвычайного или военного положения.

    Цензура

    (лат. censura), контроль официальных (светских или духовных) властей за содержанием, выпуском в свет и распространением печатной продукции, содержанием (исполнением, показом) пьес и других сценических произведений, кино-фотопроизведений, произведений изобразительного искусства, радио- и телевизионных передач, а иногда и частной переписки, с тем чтобы не допустить или ограничить распространение идей и сведений, признаваемых этими властями нежелательными или вредными. По способам осуществления Ц. делится на предварительную и последующую. Предварительная предполагает необходимость получить разрешение на выпуск в свет книг, постановку пьес и т.д., последующая заключается в оценке уже опубликованных, выпущенных изданий, поставленных пьес и т.д. и принятии ограничительных или запретительных мер в отношении тех, которые нарушают требования Ц. В средние века Ц. осуществлялась церковными властями и распространялась на рукописные богословские и церковнослужебные книги в целях недопущения ересей и иных отклонений от официально признанных церковью эталонов. Принимались церковные постановления о запрете книг. При папе римском Урбане VI (14 в.) было установлено, что можно пользоваться только теми книгами, которые верно переписаны с оригиналов и не содержат ничего противоречащего догматам церкви. Папа Мартин V (начало 15 в.) учредил коллегию из числа епископов для контроля за содержанием книг. Позднее появилась и государственная (светская) Ц. за деятельностью переписчиков книг и содержанием их продукции, функции её выполняли, как правило, университеты. С развитием книгопечатания развивалась и система Ц. В 1471 было установлено, что книги духовного содержания могут печататься только с предварительного разрешения церковных властей. В середине 16 в. католической церковью был составлен перечень запрещенных книг, который в дальнейшем неоднократно расширялся. С 16 в, Ц. постепенно перешла к светским властям, она была установлена во всех странах Западной Европы, где имелись типографии. При абсолютизме Ц. стала одним из основных инструментов борьбы государства и церкви с идеологией, враждебной феодальному строю. Была расширена сеть органов Ц., усилена ответственность за нарушение цензурных правил. Великая французская революция и буржуазная революции в др. странах провозгласили свободу выражения мысли и отмену Ц. Однако завоевав политическую власть, буржуазия стала сама широко использовать Ц. в своих классовых целях, ограничивая тем самым возможность использования демократических свобод пролетариатом, прогрессивными организациями трудящихся. Во многих странах рабочая печать долгое время была полностью запрещена. Во всех современных буржуазных государствах существует последующая (карательная) Ц., т. е. привлечение к уголовной ответственности за распространение в печати «порочащих и клеветнических» сведений (штраф, конфискация и запрещение изданий, арест тиража и т.п.). Нормы законов о печати сформулированы столь расплывчато, что дают возможность весьма расширительного толкования (например, в США запрещается «злоупотребление свободой слова и печати», в Великобритании правительство может в «национальных интересах» запретить опубликование тех или иных сведений). Англосаксонская доктрина права считает, что этот вид Ц. не противоречит принципу свободы слова и печати. Предварительная Ц. печати формально не установлена, однако во многих странах (в т. ч. в США, Франции, Великобритании) действует целый комплекс государственных мер, позволяющих на деле осуществлять жёсткую Ц. Возможности распространения прогрессивной печати ограничиваются также установлением разрешительной системы создания органов печати, их обязательной регистрации в компетентных государственных органах, необходимостью привлечения крупных денежных средств для их функционирования. Сам факт, что средства массовой информации, в том числе газеты и журналы, находятся в руках крупных монополий, определяет отбор публикуемой информации, отсеивание нежелательных для господствующего класса сведений. Во всех буржуазных государствах существует система Ц. кинофильмов, установлена Ц. школьных учебников (особенно жёсткая в США). В большинстве этих стран существует государственный надзор министерства юстиции, прокуратуры или органов внутренних дел за соблюдением цензурных запретов. Лит.: Идеологическая деятельность современного империалистического государства, М.. 1972. В России Ц. зародилась в 16 в. как духовная Ц., которую с 1721 осуществлял Синод. С разрешением частным лицам заводить типографии указом 1783 была введена предварительная Ц.: рукопись могла быть напечатана лишь после рассмотрения её в Управе благочиния. Начало Великой французской революции вызвало ужесточение цензурной политики. В 1790 была уничтожена книга А. Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву», в 1792 закрыто издательство Н. И. Новикова. Указом 1796 для контроля за изданием и ввозом в Россию книг учреждены цензурные комитеты в Петербурге, Москве и др. городах. В 19 в. порядок осуществления Ц. определялся специальными уставами, 1-й цензурный устав 1804 возложил надзор за печатью на Главное правление училищ при министерстве народного просвещения. Согласно уставу, запрещению подлежали сочинения, «противные православной религии и самодержавному строю». В 1826 был принят 2-й устав (прозванный современниками «чугунным»), вводивший массу мелочных ограничений, которые давали Ц. право запретить любое сочинение. По уставу 1828, формально менее стеснительному, для основания любого нового периодического издания требовалось разрешение императора Николая I. Надзор за печатью поручался Главному управлению Ц. при министерстве народного просвещения, которому подчинялись местные цензурные комитеты. На практике Ц. осуществляло «Третье отделение» , т.к. цензоры были обязаны сообщать туда о «вольнодумных сочинениях» и их авторах. Жестокой Ц. подвергались сочинения А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя; в 1834 был закрыт журнал «Московский телеграф» Н. А. Полевого, в 1836 ≈ «Телескоп» Н. И. Надеждина. Период 1848≈55 вошёл в историю русской литературы как эпоха цензурного террора. Напуганный Революцией 1848≈49 в Западной Европе, царизм усилил надзор за периодической печатью и литературой, видя в них главного проводника революционных идей. 2 апреля 1848 по распоряжению императора Николая I был учрежден негласный комитет (председатели: до 1849 Д. П. Бутурлин, до 1853 ≈ Н. Н. Анненков, до 1856 ≈ М. А. Корф), который рассматривал уже вышедшие в свет издания и докладывал царю обо всём «противоречащем видам правительства». Т. о., наряду с существовавшей ранее предварительной Ц. вводилась карательная. По докладам «Бутурлинского комитета» в 1848 был сослан в Вятку М. Е. Салтыков, в 1852 арестован и выслан в Спасское-Лутовиново И. С. Тургенев; подвергались гонениям славянофилы . Цензурный террор достиг апогея после дела петрашевцев. Был уничтожен изданный ими «Карманный словарь иностранных слов». Специальными циркулярами запрещалось публиковать исследования по истории народных движений, фольклору и т.п., резко сократилось количество издаваемых в России книг, журналов и газет. Общее оживление общественной жизни после поражения России в Крымской войне 1853≈56 и смерти Николая I, широкое распространение бесцензурной рукописной литературы, основание за границей Вольной русской типографии обусловили изменение политики правительства. 6 декабря 1855 «Бутурлинский комитет» был упразднён, началась подготовка цензурной реформы. 6 апреля 1865 были изданы Временные правила о Ц. и печати, возложившие Ц. на Главное управление по делам печати при министерстве внутренних дел, которое ведало также книжной торговлей, библиотеками, типографиями. От предварительной Ц. освобождались оригинальные сочинения (объёмом свыше 10 печатных листов), переводы (свыше 20 листов), периодические издания в столицах ≈ по разрешению министра внутренних дел и издания академий и университетов. За нарушение положений о Ц. была установлена судебная ответственность, конфискация изданий также осуществлялась по приговору суда. Министр внутренних дел мог давать «предупреждения» журналам и газетам за «вредное направление». После 3-го предупреждения Сенат мог приостановить издание на 6 месяцев или запретить его. Цензурная реформа 1865 ≈ одна из наименее последовательных буржуазных реформ 1860≈70-х гг., но и она вскоре была сведена на нет различными поправками. С 1868 министр внутренних дел мог запрещать розничную продажу периодических изданий. С 1872 дела о конфискации изданий стали решаться в административном порядке Комитетом министров. С 1882 право запрещать периодические издания предоставлено Совещанию министров внутренних дел, юстиции, народного просвещения и обер-прокурора Синода. В 1866 закрыты журналы «Современник» и «Русское слово» , в 1884 ≈ «Отечественные записки» . Многие газеты и журналы закрылись, не выдержав цензурных преследований. Прессе запрещалось сообщать о политических процессах, забастовках, крестьянских волнениях. В 1895 уничтожен сборник «Материалы к характеристике нашего хозяйственного развития» со статьей В. И. Ленина «Экономическое содержание народничества и критика его в книге г. Струве». Всего в 1865≈1904 уничтожено 218 книг; 173 периодических издания получили 282 предупреждения, 218 раз запрещалась розничная продажа, 27 изданий прекращены. В 1865≈1901 запрещены к обращению в публичных библиотеках и читальнях 205 книг (в т. ч. соч. Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова, А. И. Герцена, Д. И. Писарева, Л. Н. Толстого, Н. С. Лескова и многих др.) и 10 журналов. Под натиском революционного движения правительство «Временными правилами» 24 ноября 1905 и 26 апреля 1906 отменило предварительную Ц. и восстановило ответственность авторов и издателей перед судом. Однако система Чрезвычайной и усиленной охраны, введённая почти повсеместно после подавления Декабрьских вооружённых восстаний 1905, дала простор административному произволу: с октября 1905 по январь 1907 наложен арест на 361 книгу, закрыто 371 периодическое издание, 607 авторов и редакторов заключены в тюрьму или оштрафованы. Ц. была постоянным оружием царского правительства в его борьбе с революционным движением, демократической литературой и публицистикой. Конституция СССР в соответствии с интересами народа и в целях укрепления и развития социалистического строя гарантирует гражданам свободу печати. Государственный контроль установлен с тем, чтобы не допустить опубликования в открытой печати и распространения средствами массовой информации сведений, составляющих государственную тайну, и др. сведений, которые могут нанести ущерб интересам трудящихся. Лит.: Скабичевский А. М., Очерки истории русской цензуры (1700≈1863), СПБ. 1892; Лемке М. К., Эпоха цензурных реформ. 1859≈1865 гг., СПБ, 1904; его же, Очерки по истории русской цензуры и журналистики XIX ст., СПБ, 1904; Розенберг В., Якушкин В., Русская печать и цензура в ее прошлом и настоящем, М., 1905; Никитенко А. В., Дневник, т. 1≈3, М., 1955≈56; Феоктистов Е. М., Воспоминания. За кулисами политики и литературы. 1848≈1896, Л., 1929; Бережной А. Ф., Царская цензура и борьба большевиков за свободу печати (1895≈1914), Л., 1967; Балуев Б. П., Политическая реакция 80-х годов XIX в. и русская журналистика, М., 1971; Сводный каталог русской нелегальной и запрещенной печати XIX в., ч. 1≈9. М., 197

    Князь приехал в Васильевское, чтоб прогнать своего управляющего, одного блудного немца, человека амбиционного, агронома, одаренного почтенной сединой, очками и горбатым носом, но, при всех этих преимуществах, кравшего без стыда и цензуры и сверх того замучившего нескольких мужиков.

    Более того: при большевиках Толкин, при всем своем аполитизме и кажущейся безрелигиозности, оказался в черном списке: дважды пробили через цензуру , выпустили первый том его трилогии, но остальные тома увидели свет лишь после освобождения печати.

    Однако римская конгрегация Индекса впоследствии объявила, что книги Палафокса не содержат ничего заслуживавшего богословской цензуры и препятствовавшего беатификации их автора.

    Узнав, что я томлюсь от безделья и невозможности выписаться из госпиталя, Куропаткин спросил старшего врача, не смог ли бы я заняться цензурой телеграмм иностранных военных корреспондентов.

    После всех этих лет тщательной цензуры собственных высказываний, Берген почувствовал удовлетворение, когда произносил эти слова, выражаясь правдиво и без дипломатических прикрас.

    Он, в самом деле, верил, что, если бы положить на одну чашу весов все злодеяния Борджа, а на другую эту буллу о духовной цензуре ,-- она перевесила бы.

    Никакие власти, как бы всесильны они ни были, ни император Франц, ни князь Меттерних, ни граф Седльницкий с их полицией, тайной и явной, с цензурой и продажными, всепокорнейшими заправилами литературы и искусства не могли совладать с Шубертом и шубертианцами.

    А цензура в глуши своих застенков ничего и не знала о решении ЦК, ведь оно прошло келейно, как всё у нас.

    Если одобряли, то сочиняли соответствующее заключение и направляли пьесу в цензуру , после чего - дожидайся выплатного дня и прибивайся к окошку кассы.

    Митя просто счастлив: теперь цензура не будет запрещать его музыку - стихам Долматовского открыта зеленая улица.

    Складно получается и занозисто, я, пожалуй, такое не стал бы цензуре показывать.

    Полотно истории пестрит заплатами, его многократно штопали и перевязывали, чтобы подогнать под разных людей, засовывали в кромсалку-сушилку цензуры , чтобы превратить в удобную для запудривания мозгов пропагандистскую пыль.

    Вскоре Зильбер получил повышение и был командирован в созданный в Ливерпуле отдел военной цензуры , который должен был проверять всю переписку с Северной и Южной Америкой.

    Все строже становилась цензура , и за каждым ластом потенциального квакуши наблюдала пара внимательных, на длинных стебельках глаз.

    По особенностям советской цензуры никому вовне я не мог крикнуть, позвать: приезжайте, возьмите, спасите моё написанное!

    это требование от редакции средства массовой информации со стороны должностных лиц, государственных органов, организаций, учреждений или общественных объединений предварительно согласовывать сообщения и материалы или наложение запрета на распространение сообщений и материалов, их отдельных частей. В настоящее время в России запрещается создание и финансирование организаций, учреждений, органов или должностей, в задачи либо функции которых входит осуществление цензуры.

    Отличное определение

    Неполное определение ↓

    ЦЕНЗУРА

    лат. censura) - контроль официальных властей за содержанием, выпуском в свет и распространением печатной продукции, содержанием и исполнением (показом) сценических постановок, радио- и телевизионных передан, а иногда и частной переписки (перлюстрация), с тем чтобы не допустить или ограничить распространение идей и сведений, признаваемых этими властями нежелательными или вредными. По способу осуществления делится на предварительную и последующую. Предварительная Ц. предполагает необходимость получить разрешение на выпуск в свет книги, постановку пьесы и т.д., последующая Ц. заключается в оценке уже опубликованных, выпущенных изданий и принятии запретительных или ограничительных мер в отношении лиц, нарушивших требования Ц. Большинство современных конституций (в т.ч. Конституция РФ 1993 г.), провозглашая свободу информации, прямо запрещают Ц. Однако во всех странах мира введение Ц. допускается при объявлении некоторых из режимов чрезвычайного положения (в РФ Ц. может вводиться при объявлении режима чрезвычайного или военного положения).

    Понятие цензуры и ее роль в формировании исторической реальности

    Нестеров Андрей Андреевич,

    аспирант Удмуртского государственного университета

    В ряду наиболее важных проблем истории России задача рассмотрения и исследования цензуры представляется весьма актуальной.

    Актуальность исследования обусловлена тем, что наступление 21 века сопровождается созданием мирового информационного пространства и формированием нового мировоззрения людей, на которое активно влияют СМИ. В связи с этим вопросы обеспечения свободы информации и ее ограничения становятся все более актуальными. Актуальность тематике придает и современное состояние развития связей государства и СМИ. Проблема вмешательства государства в деятельность СМИ, проблема свободы слова – проблемы вечные. В любом государстве не вся информация предается гласности, в чем заинтересованы различные социальные группы, что также подтверждается наличием различного рода тайн: государственной, военной, коммерческой. Информационные потоки, циркулирующие в обществе, регулирует такой государственный институт, как цензура . С одной стороны цензура как государственный надзор в демократическом обществе недопустим, с другой стороны она всегда присутствует в той или иной форме. Необходимость исследования данной проблемы объясняется потребностями дальнейшего развития научной концепции регулирования отношения СМИ с государством, углубления научных знаний по проблемам свободы слова и цензуры.

    История – это интерпретация истины на основе имеющихся фактов. Историческая реальность формируется на основе определенных фактов. С изменением интерпретации факта меняется и сама история. В принципе можно говорить, что человек существует в фиктивном мире. Таким образом, приходим к выводу о том, что история оказывается неустойчивой и зависит от той или иной исторической эпохи.

    Цензура является одним их элементов исторической реальности. Именно цензура отбирает те или иные факты, на основе которых формируется историческая реальность. Слово «цензура» принадлежит к числу терминов, описывающих простые на вид, но весьма сложные в действительности социальные механизмы, являющиеся в современных политических условиях предметом ожесточенных споров . В ходе этих споров такие термины нередко подвергаются односторонней трактовке или даже полному искажению смысла. При слове «цензура» обычный человек испытывает негативный рефлекс, побуждающий его, как правило, возражать против использования цензуры. Само понятие цензуры на протяжении всей истории носит негативный оттенок. С точки зрения действительности и полезности для общества в целом цензура скорее друг, чем враг. Цензура – борец за спокойствие. Охраняет человечество от лишнего груза знаний, различных идей и теорий, которые могут разрушить данный уклад общества. Она является неким сторожем на плотине. Необходимо отметить, что на заре своей истории цензура рассматривалась как необходимый элемент справедливого порядка управления, и это мнение господствовало на протяжении тысячелетия с лишним, пока отношение к цензуре в обществе не изменилось. Даже в настоящее время некоторые формы явления, называемого «цензурой», бытуют более широко и пользуются более массовой поддержкой, чем, казалось бы, ввиду дурной репутации этого понятия.

    Любопытным образом, ни «Оксфордский словарь английского языка», ни «Новый международный словарь Вебстера» (стандартный толковый словарь английского языка в американском варианте) не дают достаточных сведений о слове «цензура». В Оксфордском словаре это слово вообще не удостоено отдельной рубрики. Оно фигурирует лишь в списке производных от слова «цензор» с довольно туманным толкованием: «должность или должностные обязанности цензора». Словарь Вебстера добавляет к этому определению еще «деятельность цензора». Такая ситуация указывает не только на общую неясность понятия «цензура», но и на чуждость этого понятия англосаксонскому образу мышления .

    Словарное обеспечение термина «цензор» выглядит несколько лучше. Оксфордский словарь дает ему три более или менее распространенные толкования плюс одно специальное: «1. Одно из двух должностных лиц (магистратов) в Древнем Риме, проводивших переписи (цензы) граждан и надзиравших за общественными нравами. 2. Чиновник, обязанный просматривать перед публикацией книги, журналы, пьесы и прочие материалы, чтобы не допустить наличия в них чего-либо безнравственного, еретического или оскорбительного либо вредного для государства. 3. Чиновник, просматривающий частную переписку граждан (например, в военное время). 4. Психический механизм, подавляющий некоторые элементы бессознательной сферы».

    Взяв эти определения за отправную точку, мы обнаруживаем, что цензура в интересующем нас смысле впервые возникла в древнеримском государстве, где цензор был обязан помимо прочего «надзирать за общественными нравами». Римляне не видели ничего странного в том, что чиновник, следивший за местожительством и доходами граждан в интересах налогообложения, был обязан также обращать внимание на поведение этих граждан. Не сомневались они и в том, что личная жизнь людей законно входит в сферу интересов государства.

    Второе толкование подводит нас ближе к сути дела, поскольку в нем фигурируют все элементы того, что мы сейчас считаем развитой цензурной системой: как объекты цензуры (книги, журналы, пьесы и т.п.), так и профилактическая функция цензора, оберегающего общество от «безнравственности», «ереси» и высказываний «вредных для государства». Ключ к пониманию того, что произошло после эпохи Древнего Рима, содержится в слове «ересь», которое заставляет нас обратиться к христианской религии и к становлению христианской церкви. История цензуры в Европе связана, прежде всего, с историей развития и упадка церкви как общественного института.

    Как известно, сама церковь в ранний период своей истории подвергалась преследованиям и подавлению со стороны властей, и это наложило неизгладимый отпечаток на ее последующее развитие. Как только христианство стало государственной религией Римской империи, церковь поспешила упрочить свое господствующее положение путем подавления чуждых ей идей и разногласий в собственной среде, на которые был наклеен ярлык «ереси» (интересно отметить, что латинское, а значит, и английское слова, обозначающие это понятие, этимологически связаны с греческим словом, означающим «выбор»). Это повлекло за собой, помимо прочего, установление строгого контроля над распространением и толкованием Священного Писания, что было возможно лишь посредством цензуры. Если бы цензура не коснулась Священного писания, разве бы сложилась единая и сильная церковь, которая так была необходима в тот исторический период. Именно при помощи цензуры сформировалась та историческая реальность, положившая начало формирования единой церкви, единой интерпретации священных текстов. Впрочем, на протяжении всего средневековья эта проблема не имела особого значения. Священные книги переписывались от руки. Их новые экземпляры появлялись на свет в результате долгого кропотливого труда немногочисленной группы посвященных. Даже для учрежденной в 13 веке церковной инквизиции цензура как таковая долго не являлась предметом первоочередной заботы. Отношение к цензуре коренным образом изменилось лишь под воздействием внешнего стимула - в середине 15 века Гуттенберг изобрел книгопечатание. Произошла внезапная революция в процессе изготовления и распространения книг. Появилась возможность «выбора» в невиданных прежде масштабах. А «выбор» был равнозначен ереси. Таким образом, цензура расширила свои полномочия и укрепила свои позиции.

    В 1485г., всего 35 лет спустя после изобретения печатного станка, в Майнце, где жил и работал Гуттенберг, по просьбе местного архиепископства было учреждено первое светское цензурное ведомство. В 1493 г. возрожденная инквизиция в Венеции выпустила первый список запрещенных церковью книг, а в 1501 г. папа римский попытался ввести всеобщую цензуру для всего христианского мира. Эта первая попытка закончилась неудачно, но спустя полвека, в 1559 г., один из его преемников издал так называемый «Список запрещенных книг» («Index Librorum Prohibitorum »), который стал обязательным для всех католиков, то есть для большей части населения Западной Европы. Инквизиция, следившая за соблюдением “Списка”, существовала до 1774 г. во Франции и до 1834 г. в Испании. Сам же «Список» остается в силе для католиков по сей день, хотя имеет уже не обязательный, а рекомендательный характер. Отсюда приходим к выводу, что понятие цензуры тесным образом связано с понятием власти, а цензурная практика неотделима от деятельности властных структур. Цензура, в сущности, является служанкой власти, а власть - необходимым условием цензуры. Цензура есть орудие, используемое отдельными людьми, общественными институтами или государствами для достижения, сохранения и увековечения своей власти и сохранения порядка. Она представляет собой распространение физической власти в сферу мысли и духа. Соответственно, чем более централизованный характер имеет власть, и чем шире ее притязания, тем более жесткой, нетерпимой и всеохватывающей обычно становится цензура. Аналогичным образом цензура обычно практикуется (зачастую с согласия общества) в условиях революции, гражданской войны и таких чрезвычайных ситуациях, как мятеж или государственный переворот. Подобные события не очень-то желательны и, вообще говоря, не должны происходить в подлинно демократическом государстве. Однако когда они все же случаются, то введение цензуры часто встречается значительной частью населения с пониманием. Хотя общество должно понимать, что цензура существует не только во время войн и революций, она существует всегда и во всех демократических и недемократических странах. Просто изменяются ее функции и методы. Разумеется, и в таких условиях цензура, так же, как всегда, служит орудием борьбы за сохранение или захват власти, но сама ожесточенность этой борьбы побуждает граждан соглашаться на цензуру. Так было в 1918 г. в советской России, когда Ленин вновь ввел цензуру спустя несколько месяцев после ее отмены свободно избранным Учредительным собранием (которое он разогнал). Цензура была объявлена как временная чрезвычайная мера для защиты новорожденного большевистского режима от враждебной пропаганды, что не помешало ей существовать без особых изменений в течение последующих семи с лишним десятилетий. В Португалии в 1926 г. цензура также была провозглашена в качестве «чрезвычайной меры» после государственного переворота, однако сохранялась вплоть до Апрельской революции 1974 г. В Испании Франко ввел цензуру во время Гражданской войны 1936-1939 гг., и она не отменялась до самой смерти диктатора в 1975 г .

    Таким образом, многие правительства отрицают существование цензуры у себя в стране, но в то же время оправдывают существование цензуры, хотя бы и скрытой под туманным понятием «исключительных мер», ссылаясь на якобы существующую угрозу безопасности извне либо изнутри. Цензура практически означает систематический контроль над деятельностью одного, нескольких или всех средств информации посредством мер конституционного, административного, финансового либо сугубо насильственного характера, осуществляемых либо по прямому указанию государственной власти или правящей группы, либо при попустительстве с их стороны . Цензура может сопровождаться насилием или обходиться без него; она может быть всеобъемлющей либо ограниченной. Само представление о цензуре как о социальном зле, с которым нужно бороться, возникло сравнительно недавно, в основном благодаря мыслителям эпохи Просвещения. Необходимо понять, что в любом обществе существуют различные группы, имеющие определенные взгляды на тот или иной вопрос. Задача цензуры не в том, чтобы уничтожить множественность взглядов и дать одну единственную истину. Общество, где царит полный порядок и спокойствие и где вокруг свободы выражения мнений не возникает противоречий и споров, есть общество умирающее или мертвое. Задача цензуры в том, чтобы информация определенного характера не нарушала спокойствие в обществе. Информация - это оружие, которое очень опасно в неумелых руках или в руках, которые намеренно хотят разрушить определенный уклад общества. Цензура охраняет определенного рода информацию и не допускает ее распространения. Цензура также помогает формированию единой исторической реальности. Как тот или иной факт интерпретируется на основе того, что необходимо на данный момент определенной исторической эпохе, так и строится историческая реальность. Всем известно, что Колумб открыл Америку – именно его назвали первооткрывателем – это исторический факт. Факт, что викинги побывали там еще задолго до него, интерпретируется, как догадка, вымысел, сказка или умалчивается вовсе. По данному поводу спорят, но не могут прийти к единому мнению. При помощи цензуры формируется одна историческая реальность и умалчивается или игнорируется другая, которая неприемлема для определенной исторической эпохи. Цензура помогает нам обрести спокойствие и устойчивость в мире фактов, которых с каждым годом становится все больше. А верить или нет – выбор человека и именно от его выбора будет зависеть то, в какой реальности он будет жить. Цензуру следует рассматривать не только как регламентирующую, контролирующую и охранительную, но и как некую стимулирующую силу. Она заставляет думать, задавать вопросы, находить ответы и таким образом образуется фундамент качественного знания, его усвоение и использование в обществе.

    Получается, что само понятие цензуры хоть и носит негативный оттенок, является полезным и необходимым элементом истории. Без цензуры не существовало бы единого сильного общества, не было бы единой системы интерпретации фактов, не было бы единого точного знания, не было бы уверенности в точности знания, в конце концов, не было бы самой истории, в том виде какой она преподается в школах и университетах. Цензуру ругали, цензурой пугали, но то, что действительно необходимо обществу, было, есть и будет в той или иной форме.

    Литература

    1. Горбачев И.Г, Печников В.Н. Институт цензуры в Российском законодательстве 16-19 веков: Историко-правовое исследование.- Казань: Изд-во Казанск . ун-та, 2004.- 228 с .

    2. Жирков Г.В. История цензуры в России 18-19 вв.: Учебное пособие. – М.: Аспект Пресс, 2001.- 368 с .

    3. Лебедев А.П. История запрещенных книг на западе.- Спб ., 2005 г.

    4. Скэммелл М. Цензура и ее история. 2006 г.

    5. Чолдин М.Т. Империя за забором: История цензуры в царской России.- М.:Рудомино , 2002.- 310 с.

    лат. censura - строгое суждение) - политический, государственный контроль за печатью и средствами массовой информации, ограничение свободы слова. Противоречит демократическим принципам свободы слова и свободы информации.

    Отличное определение

    Неполное определение ↓

    ЦЕНЗУРА

    лат. censura) система государственного надзора за печатью и средствами массовой информации. На Западе возникла в XV веке, в России - в начале XVIII века. По формам контроля подразделялась на предварительную и карательную. С 1804 года регулировалась цензурными уставами и временными правилами. Делилась на общую (внутренняя и иностранная) и ведомственную (духовная, военная, театральная и др.). В 1865 году на основе «Временных правил о печати» проведена цензурная реформа, по которой вводилась карательная цензура вместо предварительной для ряда столичных изданий (в 1872 году была урезана в связи с возобновлением преследования печати в административном порядке). В СССР с 1922 года цензура осуществлялась Главлитом. По Российскому закону «О средствах массовой информации» (1992 г.) цензура средств массовой информации не допускается.

    Статья 3 («Недопустимость цензуры») закона о средствах массовой информации гласит: «Цензура массовой информации, то есть требование от редакции средства массовой информации со стороны должностных лиц, государственных органов, организаций, учреждений или общественных объединений предварительно согласовывать сообщения и материалы (кроме случаев, когда должностное лицо является автором или интервьюируемым), а равно наложение запрета на распространение сообщений и материалов, их отдельных частей, - не допускается. Создание и финансирование организаций, учреждений, органов или должностей, в задачи либо функции которых входит осуществление цензуры массовой информации, - не допускается». Статья 29 пункт 5 конституции Российской Федерации гласит: «Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается».

    Однако несмотря на официальные запреты цензура существовала с самых древних времен и существует поныне во всех странах мира в той или иной форме. Особо сильной цензуре в современной России подвергаются русские национальные печатные издания, защищающие интересы Русского народа и других коренных народов России, их нравственные и моральные устои, традиционные национальные ценности, борющиеся против созданного после «перестройки» грабительского государственно-олигархического строя. Государственная власть в лице своих институтов (МВД, ФСБ, прокуратура и т. д.), использует самые различные способы, применение которых не допускают попадание независимой национальной информации до конечного потребителя: запугивание главных редакторов изданий, распространителей, руководителей типографий, негласный запрет на распространение печатных изданий через подписные и розничные сети, отказ в выдаче регистрационных свидетельств, изъятие из продажи и во время обысков и т. д.

    В тоже время современная российская власть не делает практически ничего, чтобы остановить потоки пропаганды насилия, половой распущенности, гомосексуализма, пьянства, курения, наркомании и других пороков так называемого «цивилизованного общества», которые ежедневно изливаются на граждан России с экранов телевизоров и многомиллионных выпусков газет и журналов.

    См. также: политкорректность, разжигание, раса, средства массовой информации.

    Отличное определение

    Неполное определение ↓

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: