Профессия Тренинг-менеджер. Описание профессии. Должностная инструкция тренинг-менеджера Профессия тренинг менеджер

Бизнес-тренер - профессия молодая, активно развивающаяся. В современном динамичном мире сложно найти сотрудника внутри компании, который на 100% знает все нюансы и тонкости, как внутренней ситуации в компании, так и внешней обстановки на рынке.

Тренера призваны обучать сотрудников и высшее руководство. Большая часть их работы приходится на обучение торгового персонала, продажников, обслуживающих сотрудников.

Функции

Для того чтобы специалист смог называться именно бизнес-тренером, он должен обладать определенными навыками, личностными качествами, профессиональными знаниями и умениями. Такие тренера большую часть своего рабочего времени занимаются обучением управленческого персонала. Для того чтобы получить доступ к верхушке компании, нужно пройти ряд тренингов и курсов для повышения квалификации и научиться успешно применять на практике приемы тренеров.

Бизнес-тренер или тренинг-менеджер?

Хочу стать бизнес-тренером! Или просто тренинг-менеджером? Одного желания недостаточно. Чтобы быть успешным специалистом, необходимо понять, в чем разница между этими позициями.

Тренинг-менеджер занимается обучением линейного персонала. Чаще всего в его компетенции не входят задачи, связанные с обучением управленческим навыкам, управлением бизнесом или расстановкой приоритетов по планированию развития производства.

Бизнес-тренер в классическом понимании обязательно обучает навыкам управления командой, причем делает это на глубоком уровне. Простого целеполагания будет недостаточно - проработка управления командой идет глубокая, от линейного распределения обязанностей и делегирования полномочий, до управления конфликтами на уровне высшего руководства. Обязательным пунктом программы обучения будет также обучение бизнес-планированию, маркетинговым вещам. Основной уклон в работе - всегда в сторону управленческих функций, стратегии развития бизнеса.

Опыт или теория?

Среди противников и сторонников позиции идет нешуточная битва, главный вопрос которой: должен ли тренер иметь практический опыт в том, чему учит?

Противники говорят, что невозможно качественно научить чему-то, не имея в этом опыта. Как может тренер давать знания и практические советы, когда он сам не вел бизнес, максимум - получил экономическое образование в данной отрасли.

Сторонники же отмечают, что тренинг - это не мастер-класс. На мастер-классе можно получить практические руководства от человека, который имеет успешный (или даже негативный) опыт ведения собственного дела. В таком случае есть смысл прислушиваться к советам и воспринимать их как руководство к действию. Тренинг же направлен на то, чтобы подтолкнуть человека искать правильные ответы на возникающие вопросы. Задача бизнес-тренера - ставить вопросы так, чтобы слушатели сами находили решения. Для этого необходимо обладать определенными качествами, никак, однако, не связанными с практическим ведением бизнеса.

Задачи

Как стать бизнес-тренером? С чего начать? Начать необходимо с выяснения того, что входит в обязанности.

Тренер в своей работе:

  • проводит обучающие тренинги для сотрудников компании или управленческого состава;
  • составляет обучающие программы;
  • пишет методические пособия и памятки;
  • проводит аттестации сотрудников всех уровней;
  • составляет отчетность о проделанной работе.

Учеба на тренера

Обучение бизнес-тренеров проводится в специальных школах. Стать тренером можно:

  • обучаясь в специальном заведении на курсах;
  • став помощником тренера;
  • получив опытного тренера-наставника;
  • обучаясь самостоятельно и проводя практику.

К сожалению, на данном этапе официального обучения тренерству нет. Получив образование в области социологии, психологии, любом другом направлении, для получения работы своей мечты необходимо развивать в себе качества, необходимые для успешной деятельности.

Качества тренера

Разобравшись в том, как стать бизнес-тренером с нуля, необходимо проанализировать, все ли необходимые профессиональные и личностные качества у вас присутствуют. Тренер должен:

  • иметь профильное высшее образование, желательно в придачу к нему пройти школу тренеров или курсы;
  • уметь взаимодействовать с разными людьми, держать аудиторию на протяжении продолжительного периода времени;
  • грамотно, красиво, интересно говорить;
  • уметь излагаться свои мысли четко и доступно;
  • обладать глубокими познаниями по теме (теоретическими, подкрепленными практикой или практическими из опыта);
  • планировать обучающий курс таким образом, чтобы он был доступным, полезным, информативным;
  • обладать лидерскими качествами, харизмой;
  • уметь работать с иностранными материалами, чтобы применять наилучшие практики на отечественном рынке;
  • постоянно самосовершенствоваться.

Выбор роли

Определившись, как стать бизнес-тренером, с чего начать, приступают к освоению профессии. Важно четко понять для себя, каким именно хотите стать тренером:

  • какая отрасль бизнеса нравится больше всего, с чем бы хотелось работать;
  • чему именно хочется обучать - ведению переговоров, организации работы фирмы, управленческим навыкам;
  • какая аудитория интересует - линейный персонал (уборщики, продавцы), менеджментская прослойка - управленцы среднего звена (начальники отделов), топ-менеджмент - директора компаний, правящая верхушка фирм.

Основываясь на выбранном направлении, можно четко определиться, какую роль в будущем хотелось бы играть в рамках компании. Есть 10 ролей, которые выполняют тренера:

  • поддержка управленческих решений;
  • двигатель (драйвер) бизнеса;
  • эксперт;
  • идейный вдохновитель;
  • преобразователь навыков в результат развития бизнеса;
  • агент изменений в стратегических масштабах;
  • специалист по формированию одинаковой структуры для всего бизнеса в различных регионах;
  • наставник;
  • коуч;
  • учитель-практик.

Каждая из этих ролей несет свою смысловую нагрузку, каждая - имеет определенный круг задач.

Чтобы выбрать свою нишу, необходимо проанализировать свои навыки и знания. Определиться необходимо с тем, что лучше всего получается, что приносит наибольшее удовлетворение.

Тренер не может работать без удовольствия. Как стать бизнес-тренером, если общение с людьми или выбранная тема не являются близкими и интересными? Не бывает хороших специалистов там, где общение связано с людьми и проходит, при этом, без запала с обеих сторон.

Уникальность информации

Обучение новой информации - сложная работа. Бизнес-тренер постоянно подвержен стрессу, связанному с необходимостью коммуницировать со взрослыми, сложившимися людьми, с устоявшимися взглядами и убеждениями. Чтобы было проще бороться с возражениями, необходимо не только обладать внутренней стойкостью и упорством, но и четко понимать, в чем уникальность именной этой, преподаваемой вами, информации, и ваша лично.

Аудитории недостаточно получать только качественные знания. Слушатели хотят видеть перед собой личность, активного человека, открывающего новое для них, подающего руку в сложных ситуациях, готового признавать свои ошибки и учиться. Известные бизнес-тренеры - это люди, которыми хочется восхищаться, следовать их примеру, возвращаться к их опыту и покорять с ними еще одну вершину. Роберт Кийосаки, Радислав Гандапас, Бодо Шефер - эти имена известны даже тем, кто тренинги не посещал. Ими восхищаются, их пример известен на весь мир. Не нужно пытаться стать похожим на кого-то из известных людей, хороший тренер - уникален, имеет свою изюминку, верит в собственные силы и свою значимость.

Особенности профессии

На всех этапах вхождения в карьеру есть свои особенности и нюансы. Какие-то постепенно нивелируются, сходят на «нет» под воздействием прочих факторов, какие-то - трансформируются и становятся преимуществами.

Основные особенности и вопросы, появляющиеся у начинающих и опытных тренеров:

  1. Как стать бизнес-тренером, если вокруг уже много таких специалистов? Постоянный демпинг происходит в начале карьеры, затем, получив опыт и знания, каждый получает то вознаграждение, которое он заслуживает.
  2. Заказчик всегда прав. Как бы это ни было печально, но факт остается фактом - если клиент хочет тренинг по продажам без основ борьбы с возражениями, то есть только два выхода - подстроиться под клиента и провести необходимый урок качественно, или отказаться от участия в таком мероприятии. Кроме того, на первых этапах, до получения обратной связи от сотрудников и анализа результатов посттренинговых работ, клиент всегда относится к тренеру снисходительно. Важно помнить, что если бы бизнес был удачен настолько, насколько хочется клиенту, то услуги тренера бы не потребовались. А значит, понимая свою важность для сотрудников, необходимо простить заказчику эту слабость.
  3. Отголоски образования, полученного в вузе, будут постоянно напоминать о себе. Психолог будет анализировать типы личностей, стараться применить полученные знания, аналитик - больше внимания уделять разбору информации. Это - особенности, которые необходимо постоянно контролировать, чтобы работа не была проделана впустую.
  4. Разница квалификаций тренера и аудитории. Профессия бизнес-тренер молода, как и большая часть таких людей в нашей стране. Молодой начинающий специалист явно не произведет впечатления на аудиторию из 30 человек генеральных директоров больших корпораций. Исключения - редки, эти люди - настоящие самородки. Бизнес-тренер по продажам, имеющий опыт, основанный только на западной литературе, однозначно стушуется, столкнувшись с опытными отечественными продажниками, которые выросли из торговцев перекупленным товаром на рынках. Имея реальный опыт, зная реалии рынка, они редко скупятся в своих оценках.

Эмоциональные и физические трудности

Сталкивается специалист еще с некоторыми трудностями.

Эмоциональное выгорание - первая. С этой проблемой сталкивается большая часть тренеров. Как стать бизнес-тренером, думают все, как не сгореть на работе - думает меньшинство. Чтобы не получить эмоциональную усталость, нежелание заниматься любимым делом, необходимо понять для себя, чем эта усталость вызвана - работой с аудиторией, отсутствием позитивного отклика от участников, усталостью физической? Тренер должен всегда быть на пике, держать аудиторию, активно вовлекать слушателей в работу. Это - как игра актера, вслед которой идет эмоциональное опустошение. Чтобы пустота качественно заполнялась, необходимо найти подходящий способ отдыха - чтение книг, поездки на природу, отпуск - для каждого подход свой. Кто-то подпитывается, занимаясь танцами, кто-то - осваивая живопись.

Поездки - вторая. Большинство, раздумывая над вопросом, как стать бизнес-тренером, сталкиваются с таким моментом, как командировки. Однако не в каждой компании они есть. Большинство фирм предпочитает держать штат тренеров в каждом регионе. Ездить «в поля» или нет - дело каждого. Зависит от опыта, профессионализма, желания аудитории и потребностей самого тренера.

Выводы

Решив осваивать нелегкую профессию, необходимо быть готовым, что везде есть, как плюсы, так и минусы. Нельзя нравиться всем, всегда будут слушатели, считающие, что материал скучен и неинтересен. Но можно расти и самосовершенствоваться, чтобы тренерство стало состоянием души.

Тренинг-менеджер занимается обучением персонала, которое необходимо для решения бизнес-задач компании. Он проводит тренинги, деловые игры, собеседования, обучающие лекции и иные необходимые учебные мероприятия. Целью обучения является повышение профессиональной квалификации и эффективности работы персонала.

Места работы

Должность тренинг-менеджера в настоящее время существует практически в любой достаточно крупной компании, поскольку квалифицированный персонал — это залог успешного развития организации.

Также тренеры востребованы в тренинговых центрах. Поскольку не каждой компании требуется обучать сотрудников ежедневно, они приглашают тренинг-менеджера несколько раз в год и это решает задачи развития персонала.

История профессии

Профессии учителя примерно столько же лет, сколько и человеку. Однако первыми профессионалами по обучения можно считать руководителей бизнес-организаций. Они хорошо понимают задачи своего бизнеса, знают, что и как нужно делать их наемным специалистам, и крайне ограничены во времени.

Практика ведения тренингов появилась еще в начале 20-го века благодаря широко известному Дейлу Карнеги. Однако профессия тренинг-менеджера появилась на рынке сравнительно недавно, т.к. только несколько лет назад тренинговое обучение доказало свою эффективность.

Обязанности тренинг-менеджера

Должностные обязанности тренинг-менеджера заключаются в следующем:

  • оценка потребности персонала в обучении;
  • обучение сотрудников;
  • проведение тренингов, семинаров, лекций;
  • разработка и адаптация учебных программ;
  • составление плана и рекомендаций по обучению;
  • анализ эффективности обучения, посттренинговое сопровождение.

Требования к тренинг-менеджеру

Основные требования к тренинг-менеджерам таковы:

  • высшее психологическое или педагогическое образование;
  • владение ПК;
  • умение разрабатывать учебные программы;
  • опыт работы от 1 года;
  • грамотная устная и письменная речь, а также ораторские навыки.

В некоторых компаниях могут требовать:

  • наличие автомобиля и прав категории В;
  • возможность часто ездить в командировки.

Образец резюме

Как стать тренинг-менеджером

Чтобы стать тренинг-менеджером, необходимо получить высшее педагогическое или психологическое образования. Также можно закончить курсы бизнес-тренеров, которых будет вполне достаточно для работы в небольшой компании.

Помимо академического образования, тренинг-менеджеру необходимы навыки управления группой и ораторского мастерства, а также умение просто объяснить сложные вещи.

Зарплата тренинг-менеджера

Зарплата тренинг-менеджера зависит от опыта работы и региона, в котором работает специалист и колеблется от 25 до 70 тысяч рублей. В доход могут плюсоваться премии, надбавки за командировки и т.д. Средняя зарплата тренинг-менеджера составляет 50 тысяч рублей.

Тренинг-менеджер - человек, который занимается профессиональным обучением и развитием персонала внутри организации. Задачи тренинг-менеджера включают проведение внутрифирменного обучения персонала по специально разработанным программам, плюс мониторинг внешнего обучения и программ, которые предлагаются на внешнем рынке.

Как работает тренинг-менеджер?

В своей работе тренер использует различные методы и технологии для достижения наилучшего результата. Здесь могут быть использованы и деловые игры, групповая работа, как в больших, так и в малых группах, установочные мини-лекции, видео фильмы, всевозможные компьютерные обучающие программы. Здесь нужно применять адаптированные программы, и для каждого тренинга специально подбирать или разрабатывать учебный материал. Тренинг-менеджер должен уметь грамотно сочетать все имеющиеся в его арсенале упражнения, уметь отвести для каждого из тренинговых упражнений и заданий специальное время и место в тренинге. Каждый тренинг требует инновационного подхода.

За последние годы данная профессия претерпела большие изменения, как и вся система развития человеческих ресурсов организации. Все начиналось с того, когда независимый тренер предлагал на рынке свои услуги, иногда далеко не соответствующие потребностям фирмы. Сейчас тренер работает внутри фирмы, проводит консалтинговое сопровождение, до начала обучения выявляя потребность в обучении, далее осуществляет «посттренинговое сопровождение» и отслеживает результаты обучения, сочетает обучение с мотивацией персонала. Обучение представляет собой «цепь», звенья которой встроены в структуру управления организацией. Тренеру необходимо взаимодействовать со всеми сотрудниками компании, начиная с менеджеров по подбору персонала, для выявления уже на этапе приема сотрудника его предрасположенность к обучению. Нужна работа с профессионалами какой-либо отдельной специальности для составления упражнений наиболее приближенных к реальным ситуациям встречающимся в работе.

Сейчас почти каждая фирма желает иметь в своем штате тренинг-менеджера, а в крупных компаниях имеются свои учебные центры. Обучение в таких компаниях затрагивает все категории сотрудников. Во многих компаниях очень часто большое внимание уделяется обучению работников «front line», т. е. тех сотрудников, которые непосредственно взаимодействуют с клиентом. Затрагивает обучение и топ-менеджеров - управляющих различного ранга, а также и высший персонал.

Для проведения эффективного тренинга необходим в первую очередь просторный класс, оснащенный необходимыми составляющими для проведения тренинга. Это - аудио-видео-техника, при помощи которой информация может как фиксироваться, так и демонстрироваться. Раздаточный материал может быть размещен как на листе бумаги, так и на видео-кассете; это могут быть и предметы различных размеров. Если в силу каких-либо обстоятельств класс не оснащен техническими средствами, то для обеспечения наглядности, может быть использована настенная доска или «флипчарт».

Что должен знать и уметь специалист?

Тренинг-менеджер должен быть квалифицированным специалистом. В первую очередь он должен иметь психологическое образование как базовое. Также необходимо знание менеджмента, так как обучение персонала встроено в систему управления организацией. Поэтому должны быть знания, если не экономические, то хотя бы знания бизнес-процессов, и стратегического управления. Тренер, помимо этого, должен быть ещё и методистом, уметь разрабатывать программы обучения. Подобные знания необходимы как для составления собственных программ, так и для оценки программ, предлагаемых на рынке дополнительного бизнес-образования. Сейчас существует много центров, которые предлагают обучить данной профессии, но в большинстве случаев это сводится к навыкам ведения тренинга. Тренер должен уметь разрабатывать программы самостоятельно, чтобы они удовлетворяли потребностям в обучении организации и сотрудников, которые будут участвовать в тренинге. Раньше было достаточно просто написать сценарий для тренинга, но тенденции развития данной профессии, заставляют правильно реагировать на изменения рынка, всё время требуется привносить новшества, которые не отставали бы от требований, предъявляемых внешней средой.

Из вышесказанного видно, что тренер должен постоянно меняться, с приобретенным опытом изменять свой тренерский потенциал, совершенствовать стиль ведения тренинга, оттачивать методы выявления потребности в обучении у персонала, разрабатывать программы и адаптировать их к специфике организации, отдельных обучающихся групп, в частности.

У каждого тренера обычно вырабатывается свой стиль, своя манера работы, подачи материала. Каждый тренер в основном старается придерживаться «своей» школы (психодрама, когнитивно-поведенческий подход и т. д.). В любом случае всегда именно тренер решает, с помощью каких методов, какой технологии он будет проводить учебные занятия. Тренер должен знать наверняка, что система подготовки поможет решить проблему, или поспособствует достижению целей организации. В идеале тренер должен подстраивать свой тренинг под обучающуюся группу. Один тренинг не похож на другой, все зависит от группы, с которой работает тренер.

В чем состоят сложные стороны профессии?

Как и в любой профессии, так и здесь не обходится без трудностей. Далеко не каждый руководитель фирмы понимает, что не все проблемы, которые испытывает фирма можно решить при помощи тренинга. Далеко не всегда руководство видит, что проблема возникла не из-за некомпетентности персонала, а, например, из-за особенностей рынка на данный период времени. Также усложняют работу тренера низкомотивированные рабочие группы. С этой проблемой сталкиваются специализированные учебные центры, так как зачастую персонал направляется на тренинг в принудительном порядке, и желание получить новые знания у людей отсутствует. Вследствие этого учебный материал плохо воспринимается и запоминается. Это требует от тренера провести подготовительную работу; некоторое время приходится затрачивать на мотивирующие упражнения, развивать у участников чувство вовлеченности в совместную работу, провоцировать их на обратную связь, направлять процесс обучения на достижение нужного результата. На предприятии с такими трудностями сталкиваются реже. Тренер сам анализирует потребности в обучении персонала, и эта задача упрощается тем, что тренер сам является сотрудником организации. Постоянное общение с сотрудниками, обсуждение и возможные пути решения задач с профессионалами способствует составлению наиболее эффективной программы обучения. Как правило, в организации сотрудники осознают, что многие проблемы, с которыми они сталкиваются, можно эффективно решить при помощи тренинга.

После проведения тренинга проводится анализ того, насколько успешно прошло обучение, и овладели ли сотрудники новыми знаниями и навыками. Для этого применяется анкетирование, в котором участники тренинга указывают, применяют ли они полученные знания. Если «да», то, как часто, насколько это эффективно, нужны дополнения или нет и т. д. Другой вариант отслеживания эффекта тренинга - это показатели упрочения компании на рынке производимых товаров и услуг, эти данные являются наиболее показательными, ибо в таком случае результаты говорят сами за себя.

Чем привлекательна работа тренинг-менеджера?

Такие профессии, в которых основная задача - обучать людей, помогать им раскрыть свой внутренний потенциал, показать, что человек уникален и имеет намного больше возможностей, чем он себе это представляет, всегда востребованы. После тренинга человек меняет своё отношение к работе, к коллективу. Полученные навыки находят свое применение уже на первых посттренинговых этапах. Это замечают все, ведь человек растет, совершенствует свой опыт и знания, вместе с ним развивается и его компания. Видя это, руководители предприятий приглашают специалистов, открывают штатные рабочие места, учебные классы, обращаются в специализированные центры обучения с просьбами разработки тренинга, который затрагивал бы всех сотрудников компании. Профессия тренинг-менеджера имеет большие перспективы.

Как приобрести эту профессию? Студенту факультета психологии МГУ полезно специализироваться под руководством преподавателей одной из кафедр: кафедры педагогической психологии, возрастной психологии, социальной психологии, психологии труда и инженерной психологии.

Психолог-консультант

(Психология менеджмента)

Психологам, практикующим на предприятиях, занимающимся подготовкой и консультированием руководителей, предоставлена возможность оказать заметное влияние на процессы формирования новой управленческой культуры. Их вклад может состоять не только в психологическом просвещении современных деловых людей, формировании у них навыков делового общения и использования психологических методов управления, но и во всестороннем исследовании психологических явлений, возникающих при реализации управленческой деятельности в сложных организационных структурах, или в улучшении факторов, влияющих на новаторское поведение управленческих команд. К психологам в этих условиях предъявляются достаточно высокие требования. Они не только должны профессионально разбираться в психологической проблематике, но быть ориентированными в специфике организации как системы и управлении ею. Они должны иметь представление о специфических эффектах, которые возникают в сложных организационных структурах в рамках управленческого взаимодействия. Субъектом деятельности может быть как отдельное лицо, так и группа лиц. Предметом психологии управления являются психологические закономерности деятельности отдельных руководителей и организации в целом по реализации основных управленческих функций (планирования, организации, регулирования и контроля).

Менеджмент (управление), как социальное явление и как сфера человеческой практики возникло задолго до того, как оно стало предметом специальных научных исследований. Присущие людям потребность и способность работать вместе, в соорганизации друг с другом требуют координации индивидуальных действий, их согласования, кооперации, иначе говоря, управления совместной деятельностью. Поэтому принято считать, что «управление старо как мир». Оно зарождается вместе с цивилизацией, развивается в ходе ее эволюции, как одно из ее важнейших проявлений. Возникновение вначале примитивных, а затем все более сложных организаций древнего мира и их развитие требовали постоянного совершенствования практики управления. Так, зафиксированные на глиняных табличках, датируемые III тыс. лет до н. э., сведения о коммерческих сделках и законах древнего Шумера доказывают существование там практики управления. Дошедшие до нашего времени многочисленные исторические свидетельства убедительно показывают достаточно высокую степень сложности древних организаций и управления ими.

Основные тенденции современного развития теории управления: 1) Придание большей, чем ранее, значимости материальной, технологической базе организаций в плане управления ими. Огромную роль в этом отношении сыграла «компьютерная революция».

2) Тенденция к дальнейшей демократизации управления. Будущее менеджмента – за демократическими формами управления.

3) Интернационализация менеджмента и бизнеса, и порожденные ею новые проблемы управления. Это, например, проблема кросс-культурного переноса принципов и форм управления, проблема учета национальных менталитетов в сфере управления и др.

В данный момент можно выделить два основных направления в деятельности: диагностика эффективности сотрудников и различные формы обучения, в частности, обучение искусству переговоров и обучение руководству сотрудниками. В ближайшем будущем планируется расширить сферу применения современных знаний в области психологии управления персоналом на остальные подразделы этой сложной практико-ориентированной науки, а именно:

На подготовку и переподготовку специалистов по отбору и подбору персонала;

На подготовку и переподготовку специалистов в области профессионального развития;

Подготовку специалистов в области профессиональной корпоративной сплоченности коллектива и профилактику нежелательных профессиональных и личностных качеств.

Как уже отмечалось выше, важным этапом в развитии этой отрасли может стать переход на более высокий - мировой - уровень, а именно сделать деятельность специалистов в данной сфере не только внутринациональной, но и интернациональной.

Средства труда специалиста данного профиля - это, прежде всего, собственные возможности. Речь идет здесь о высоком профессионализме; совершенном владении мульти-медийной техникой в on-line режиме, о владении контактными и дистанционными методами обучения и соответствующей техникой, обеспечивающей эти виды обучения. В организации бизнес-тренингов существует необходимость вкладывать существенные средства в аренду современных помещений, покупку необходимых технических средств. В противном случае не будет соответствующих солидных заказчиков.

Каковы условия труда специалиста?

При ненормированном рабочем дне, оплата работы - двухуровневая: человек получает гарантированный минимум, а остальное должен как бы выработать, и работники заинтересованы в том, чтобы получить дополнительную нагрузку либо по подготовке, либо по проведению той или иной процедуры в бизнес-тренингах. Рабочий день может продолжаться 2-3 часа, когда нет группы, а может и все 12-14 часов.

В работе можно выделить два вида деятельности: 1) диагностика и 2) подготовка и проведение обучения.

Рассмотрим второй аспект – обучение.

Что должен знать и уметь специалист, психолог-консультант, занимаясь этой тематикой?

Психолог–консультант, проводящий обучение в форме бизнес-тренингов, должен быть широко подготовленным профессиональным психологом, он должен владеть фундаментальными знаниями в области современной педагогической психологии и психологии развития, владеть современными данными в области современных обучающих технологий, должен владеть знаниями и умениями в области применения современных технических средств обучения, включая мультимедийные средства. Исходя из выше сказанного, психолог-консультант должен владеть навыками педагогического дизайна, т.е. проектирования курсов, занятий с использованием современной техники, включая мульти-медийную.

Каковы требования профессии к индивидуально-личностным качествам работника?

Несомненно, для такого вида деятельности необходимо быть контактным человеком, с определенной долей артистизма, человеком, не теряющимся в неожиданных ситуациях, умеющим ладить с людьми. В то же время, этот человек должен уметь деликатно, но твердо проводить необходимые курсы.

Можно выделить некоторые особенности общности всех работников данной сферы: это люди в возрасте 23-35 лет, специалисты-психологи, люди, принадлежащие к одному поколению. Уровень их жизни примерно одинаковый – современный российский «мидл»-класс. Не всякий человек сможет стать таким специалистом. Человек с дефектами речи, человек с отсутствием артистичности, человек с нелюбовью к людям, с нежеланием общаться с ними – такие люди не смогут достигнуть нужного результата в этом виде труда. И, к сожалению, существует малая вероятность, что они станут достойными психологами-консультантами. Благодаря данному виду деятельности у специалиста могут сформироваться или развиться такие профессионально-необходимые качества как: эмпатийность, толерантность, динамичность, гибкость (не только индивидуальная, но и личностная), коммуникативность.

При более глубоком рассмотрении, в этой специальности можно отметить проявление современных требований к работе психолога: сочетание фундаментальных представлений, научной базы с практикой, ясное знание специалистом конкретных условий деятельности фирм – заказчиков и тенденций их развития.

Чем привлекательна эта профессия? Описанные выше специалисты являются действительно психологами, причем психологами с большой буквы. Они, с одной стороны, имеют: хорошее образование, с другой стороны, - располагают отличным чувством ориентировки в современных практических реалиях.

Все основные мотивы, которые движут молодым человеком в выборе профессии, в нахождении места работы, могут быть реализованы при выборе данной специальности. В настоящее время данная профессия относится к рангу оплачиваемых выше среднего, и это вполне нормально. Также можно отметить хорошую рабочую атмосферу, стимулирующую профессиональный рост, а мотив профессионального роста – существенный. Практически пока нет нездоровой конкуренции, но, безусловно, элемент мотивации достижения присутствует, а это в разумных пределах только поощряется.

В чем состоят сложные стороны профессии? Психолог – вообще трудная и, можно сказать, вредная профессия. По большому счету, профессиональный психолог, независимо от того, что он делает (диагностирует ли, обучает ли), - вкладывает в людей всего себя. Естественно, происходит эмоционально-личностное вырабатывание, «выгорание». Но за счет грамотно построенной профилактической работы, можно избежать случаев возникновения психосоматических заболеваний, которые часто случаются в подобной практике. Профессиональные конфликты могут возникать при условии принципиальных разногласий в технологии проведения тех или иных профессиональных акций, и, конечно же, такого плана разногласия имели место на ранних стадиях существования отрасли. Но по мере развития был приобретен определенный опыт в предупреждении и погашении таких конфликтных ситуаций.

Знания о закономерностях управления, о психологических особенностях поведения человека в организациях рассматриваются сегодня, по существу, как неотъемлемый компонент общей культуры личности специалиста любого профиля. Где бы ни работал будущий специалист и, чем бы он ни занимался, он всегда включается в «мир организаций», в систему управления, занимая в ней определенное место (нередко – руководящее). Условием его эффективной деятельности, а в конечном итоге – и жизненного успеха является знание организационных, управленческих закономерностей.

Человек, находящийся перед выбором профессии, полный оптимизма, настроенный на работу с другими людьми, не тяготящийся резкими, неожиданными изменениями, которые могут происходить в его профессиональной жизни, не боящийся переработок, готовый отвечать за свои поступки, за свое благополучие и благополучие других, - готов к тому, чтобы быть профессиональным психологом-консультантом и заниматься психологией менеджмента.

12 апреля 2015 Бизнес-консультант, бизнес-тренер, публицист (8 книг, более 120 статей). Индивидуальный предприниматель

Кто такой тренинг-менеджер и зачем он нужен

Профессии бизнес-тренера и тренинг-менеджера часто путают. Как в резюме соискателей, так и в объявлениях работодателей их часто указывают через запятую, как синонимы. На самом деле они выполняют разные функции, играют в компании разные роли, и требуют разных компетенций. Настолько, что их достаточно редко можно совместить в одном лице.

Начнём с определений.

Слово "тренинг" чаще всего связывают с развитием психологических компетенций, например, коммуникативных. Если мы обучаем продавцов, речь идёт об установленеии контактов, проведении переговоров, преодолении возражений и прочем. Если руководителей - о постановке задач, проведени совещаний, обратной связи, мотивировании подчинённых.

На самом деле тренинг - это практически любое активное обучение, не важно, по какой тематике. Для тех же продавцов, например, необхидим тренинг по товарам, на основе которого они понимают особенности продаваемого, умеют подобрать то, что нужно покупателю, объяснить потребительские свойства, обосновать цену.

А для работников техподдержки, скажем, компаний-операторов связи, необходимы тренинги установки оборудования, устранения неисправностей.

В компаниях с развитой системой менеджмента работников необходимо обучать правилам, регламентам и процедурам.

Теперь - "менеджер". То есть, управляющий . И это слово - главное. Тренинг-менеджер совсем не обязательно сам проводит обучение, это - задача тренера. Его роль похожа на работу заведующего учебной частью в ВУЗе: организовать учебный процесс.

Тренинг-менеджеры нужны не в любой компании. Тренинг-менеджеры необходимы там, где производится массовый набор линейного персонала в силу текучести кадров или быстрого расширения бизнеса, а также там, где от работников требуются специальная квалификация и соблюдение корпоративных стандартов.

Основные задачи тренинг-менеджера:

  1. Определить необходимость всех видов обучения для всех основных должностных позиций.
  2. Составить программы и учебные планы.
  3. Организовать разработку, систематизацию и хранение всех учебных матеприалов: буклетов, презентаций, видео, обучающих сайтов интранет.
  4. Подобрать сотрудников, проводящих обучение, включая внутренних и внешних тренеров, наставников.
  5. Создать учебную инфраструктуру, включая аудиторный комплекс и интранет.
  6. Составить планы-графики обучения и отслеживать их выполнение.
  7. Определить и установить средства оценки результатов обучения: тесты, экзамены, проверку выполнения корпоративных требований в процессе работы.
  8. Вести подбор и организационную работу с внешними тренерами.
  9. Тренинг-менеджер должен развивать систему обучения.
  10. Огранизовывать обучение и оценку новичков в период испытания и адаптации.
  11. Тренинг-менеджер может участвовать в оценке и аттестаци работников в части касающейся оценки квалификации и необходимости обучения.
  12. Организовывать обучение и развитие кандидатов резерва выдвижения.

Вот такой, не малый функционал. Именно под него необходимо формировать вакансию и подбирать кандидатов на должность тренинг-менеджера.

Small talk позволяет войти в доверие к потенциальному покупателю с помощью ряда приемов:.

  • парадоксальное начало
  • оригинальная цитата
  • неожиданный вопрос
  • 5 друзей и $32 000
  • интересный факт
  • анекдот

Сторителлинг подразумевает, что продавец сможет рассказать интересную, удивительную, смешную историю с нужным выводом, которая приведет к покупке.

Тренинги для менеджеров: загоняйте людей в свои «сети»

Нетворкинг – отдельная большая обучающая программа. Она включает в себя множество техник, которые имеют в своем арсенале еще больше приемов.

Активное слушание. К технике относятся приемы «кивок», «пара фраз», «интерпретация», «резюмирование».

Словесная импровизация. Набор методик, которые выручат, когда продавец сбился с мысли или что-то упустил в речи собеседника. В этом случае следует использовать приемы «ассоциаций», «вопросов», «перехода по последнему слову».

Поддержание диалога. Применяются такие приемы, как как «я тоже…», «один мой друг тоже…», «комплимент». Все это может быть заранее отработано и заготовлено.

Тренинги по продажам для менеджеров: выявляйте и формируйте потребности

Этап «выявление потребностей» — неотъемлемая часть любого тренинга по продажам для менеджеров. Без него продавец никогда не поймет, что именно нужно покупателю. Проблема заключается в том, что клиент иногда сам не знает, что ему нужно. И тогда продавец может помочь ему «структурировать» потребность. По сути, сформировать ее.

Формированию потребности способствует методика под названием СПИН. Это комплекс вопросных техник, которые применяются в определенном порядке и в нужное время.

  • С – ситуационные вопросы
  • П – проблемные вопросы
  • И – извлекающие вопросы
  • Н – направляющие вопросы

В результате ответов на эти вопросы через осознание проблемы и ее последствий покупатель приходит к решению о покупке, как выходы из сложившейся ситуации.

Тренинги по продажам для менеджеров: работа с возражениями

Главное, что должны усвоить подчиненные относительно работы с возражениями, так это фундаментальный поэтапный алгоритм. Его и нужно придерживаться, преодолевая сопротивление клиента.

  • 1 этап – выслушать
  • 2 этап – понять
  • 3 этап – присоединиться
  • 4 этап – аргументировать
  • 5 этап – спросить, остались ли вопросы

Тренинги по продажам для менеджеров: освойте холодные звонки

Очень важно создать хорошее впечатление о себе или компании в первый момент во время холодного звонка. Менеджер должен так зацепить клиента, чтобы он захотел продолжить разговор и не отмахивался стандартными фразами, вроде «нет денег», «не вызывает интереса».
Ведь если он положит трубку до того, как от менеджера поступит предложение, не получится успешно завершить сделку. Тренинг по сможет помочь вам.

Как обойти секретаря

Руководителя надежно защищает секретарь от нежелательных звонков. Но вам нужно пообщаться с лицом, которое принимает решение (ЛРП).

Вам стоит знать, как это сделать:

1. Возьмите на вооружение помощника. Пусть он выступит в роли секретаря и пообщается с секретарем ЛРП. Тогда разговор приобретет более серьезный смысл.

2. Говорите внятно и уверенно. Тогда собеседник на проводе поймет, что вы хотите сказать что-то важное.

3. Сообщите, что вы хотите передать срочно документ, письмо или скажите, что вы хотите решить сложный вопрос. Тогда есть большая вероятность, что вас соединят.

4. Используйте сложные термины, тогда секретарь скорее решит вас соединить с руководителем, ведь он просто не будет брать на себя ответственность и сразу отказывать. Вдруг это, действительно, важный вопрос.

5. Входите в доверие. Это пригодится в холодных звонках.

6. Позвоните до или после рабочего дня. Скорее всего секретаря не будет на месте, а вот директор в такие периоды может присутствовать.

С чего начать разговор с ЛПР

Важно знать, каким образом вызвать у клиента интерес. Этому менеджеров обучают на специальных тренингах по продажам. Вот несколько навыков, которые важно отработать:

1. Пусть менеджер уже совершил сотню звонков, его тон всегда должен быть дружелюбным. Важно, чтобы он был искренним.

2. Как только вы прошли этап приветствия, необходимо объяснить клиенту, откуда у вас появились его контакты и почему вы связываетесь именно с ним. Объясните цель звонка, тогда станет понятен смысл разговора.

3. Ваш диалог продолжается? Отлично, тогда стоит договориться о тайминге. Коротко, расскажите, сколько времени вы займете и по какому плану пойдет разговор. Если вы не пришли с клиентом к договоренности, узнайте, что именно ему не нравится, и снова обозначьте план.

Тренинг активных продаж поможет вам усовершенствовать умения.

Как ускорить закрытие сделки

Тренинги по продажам научат вас быстро закрывать сделки. Есть три способа, которые помогут вам в этом:

Мотивируйте клиента тем, что он ограничен во времени. Скажите, что предложение действует в течение дня, недели или месяца.

Предложите скидку или особые условия (если клиент готов сделать покупку), которые возможно только сейчас.

Предложите бонусы или подарки. Тогда клиенту будет вдвойне приятно.

Как долго должен длиться холодный звонок

Все зависит от сферы бизнеса. Но как показывает практика, компаниям не стоит тратить много времени на переговоры. Это не приносит желаемого результата.

Вот вам пример, как нужно проанализировать свои звонки и какие выводы сделать:

  1. Диалог, длящийся менее минуты – это отказ 100%.
  2. Диалог, длящийся от 1 до 3 минут обеспечивает скорее перезвон, который после завершается сделкой.
  3. Диалоги от 3 до 6 создают вероятность заключения сделок, но уже не такую высокую.
  4. Диалоги, длящиеся более 6 минут, практически никогда не завершаются успешно.

Перезвоны клиенту приносят не всегда положительный результат.

Если контакт первый, есть вероятность составляет 10%, если второй-третий, то 50%, если четвертый, то 30%, а если пятый и так далее, то 4%.

Тренинги по продажам научат вас всем тонкостям. Вы научитесь совершать успешные звонки.

Тренинги по продажам для менеджеров: проведение переговоров

Тренинги по продажам онлайн помогут вам научиться продавать все, что угодно. Если вы вращаетесь в сферах B2B, B2G, B2P, вам точно необходимо знать все тонкости переговоров.

Если менеджер ведет переговоры, он должен иметь четкое представление о разнице переговоров от продаж. Стоит знать, что в переговорах обе стороны хотят купить и продать одинаково. Именно поэтому стоит прибегать к специальной тактике, которая принесет успех.

Переменные торга

Они заключаются в следующем:

  • Цена;
  • Сроки;
  • Дополнительные функции.

Перед тем, как начать переговоры, создайте два графика. Верхний – это ваша позиция, нижний – вашего клиента.

Вот на что вам стоит обратить внимание:

1. Точка нулевой маржи. Это самая низкая стоимость сделки, которая возможна. Если стоимость будет ниже, вы понесете убытки. Ваш партнер имеет аналогичную точку.

2. Контрольная точка. В этом случае к показателю нулевой маржи плюсуется сумма минимальной премии менеджера, который совершает сделку.

3. Лучший вариант. Здесь отражается самый выгодный способ заключения сделки для менеджера и клиента.

4. Наивысшая цель. Здесь показан диалог, предлагающий продажу и покупку на тех лучших условиях, которые еще ни разу не подразумевала такая сделка. Только реально оценивайте этот критерий.

Рассмотрим реальный пример. Сделка может иметь стоимость в 100 тысяч рублей, а показатель в 120 тысяч рублей будет считаться наивысшей целью. А для покупателя стоимость может быть со скидкой 80 тысяч рублей. Проводя переговоры такого плана, обращайте внимание на график. С его помощью можно понять зону баланса или торга, в которой осуществится сделка.

Это можно указать в плане переговоров заранее. График переменных торга необходимо составлять по каждому компоненту.

Все моменты нужно согласовать:

  • По стоимости;
  • По срокам;
  • По комплектации.

Если изменить что-то в одном графике, то произойдут изменения и в другом графике. Семинар по продажам научит вас всему необходимому.

Поля интересов в переговорах

Проводя переговоры, важно определиться с целью и стратегией для ее осуществления. А вот какие итоги могут принести переговоры:

1. Проигрыш-проигрыш. Стороны не ориентированы на положительный результат из-за отсутствия выгоды со стороны клиента. Ситуация может поменяться из проигрыша в выигрыш и из выигрыша в проигрыш.
Пусть обе стороны выскажут свои желания. Тогда можно достичь взаимопонимания.

2. Проигрыш-выигрыш. Это происходит, когда клиент получил выгоду, а компания нет. Но в итоге компания все равно в плюсе, ведь она получит положительный отзыв от клиента.

3. Выигрыш-проигрыш. В этом случае проигрывает клиент. К такому следует обращаться в разовых сделках. Иначе потеряете клиента. То есть, сейчас вы выиграете, но потом можете проиграть.

4. Выигрыш-выигрыш. Обе стороны остаются в плюсе.

«Расширение пирога»

Проводите переговоры, видя перед собой глобальную цель. Этот прием называется «расширение пирога». Для этого можно использовать проекты, идеи:

Не имеющие отношения к теме переговоров (подскажите, познакомьте с полезными людьми, помогите с хобби, образованием, детьми, семьей, врачами и т.д.)

Участие в глобальном проекте (подскажите, кто поможет ваш совместный проект вывести на другой уровень, какие еще ваши партнеры-специалисты могут помочь).

Тренинги по продажам для менеджеров: структура

Как такового обучению техникам продаж в вузах учат мало. Поэтому во время тренингов у сотрудников есть возможность освоить навыки, которые можно будет использовать в той или иной ситуации. Тренинги по продажам для новичков помогают им адаптироваться быстрее.

Чтобы провести тренинг по продажам, нужно понять актуальную для отдела информацию, провести тестирование, чтобы оценить текущий уровень знаний.

Структурно тренинг для менеджеров по продажам может выглядеть так. В начале – обозначение темы и проблемы. Далее несколько обучающих модулей, которые должны строиться по схеме теория – обсуждение – практика.

Необходимо не только разбирать допущенные ошибки, но и акцентировать внимание на успешных результатах. Это поддерживает менеджеров, закрепляет желание использовать теорию на практику.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: