Возрастная психология кризис 1 года. У ребёнка кризис первого года жизни: что делать родителям? Когда наступает кризис одного года

  • Здравствуйте, друзья. Сегодня, в последних числах ноября, вспомним, что скоро самый любимый праздник взрослых и детей, который дарит много-много положительных эмоций и ярких красок.

    Ну а чтобы праздник действительно удался на славу, давайте-ка поговорим о том, как встречать новый 2016 год Обезьяны правильно, какие приметы и обычаи существуют, что надеть и как отмечать.
    ЧТО РАССКАЖЕМ ПРО НОВЫЙ ГОД:

    [—ATOC—] [—TAG:h2—]

    Встречаем Огненную Обезьяну во всеоружии

    Обезьяна – самый непредсказуемый знак в китайском гороскопе. В ней гармонично соединяются хитрость и наивность, коварство и детская непосредственность, изворотливость и капризность, чрезмерное кокетство и горячий темперамент. Эмоции в ней бьют через край, причем как положительные, так и негативные. С одинаковой горячностью Обезьяна может созидать и разрушать, любить и ненавидеть. В ее характере нет полутонов и оттенков – только Инь и Янь.

    Всегда активна, совершенно неутомима и готова найти приключения на свою голову. Ее неугомонная натура не оставляет окружающим шанса на тихую, спокойную жизнь без встрясок и неожиданностей. Она полна сумасбродных идей и планов, к реализации которых активно привлекает всех окружающих, независимо от их желания. И при этом всегда блюдет собственные интересы, совершенно не заботясь о чужих. Обижается, если коварные планы рушит какой-то умник, и может жестоко отомстить обидчику. Если не забудет – ведь настроение у нее меняется молниеносно. Ужиться с Обезьяной крайне сложно, но одно неоспоримо – скучно точно не будет.

    Характер Обезьяны повлияет и на год, которым она будет управлять. Спокойствия ожидать не приходится, ведь все качества обезьяньего характера усиливаются под воздействием Огня. Кроме того, 2016 год – високосный, что тоже не добавляет оптимизма. Будьте готовы к тому, что наступающий год Огненной Обезьяны будет полон неожиданностей, приятных и не очень сюрпризов и новых возможностей, которые не стоит упускать.

    Обезьяна начнет свое правление 8 февраля, и у нас еще достаточно времени, чтобы подготовиться к встрече с этой капризной правительницей.

    Помашите Старому году ручкой

    Есть такая древняя славянская примета: незадолго до полуночи нужно открыть окно в комнате, где собрались гости, чтобы выпустить Старый Год. А после того, как часы пробьют 12 раз – открыть дверь, чтобы впустить Новый год.

    Провожают Старый год без бурных тостов и закусываний. Каким бы неудачным и плохим ни был для вас уходящий год, его нельзя ругать и проклинать. Следует поблагодарить его за преподнесенный жизненный урок и спокойно отпустить.

    Новый Год 2016: год Обезьяны – как отмечать

    Приходящий Новый Год 2016, год Огненной обезьяны: как его отмечать правильно, чтобы задобрить своенравную хозяйку всех последующих 366 дней?

    Место встречи изменить… можно

    Если вы привыкли из года в год праздновать в одном и том же месте, пришла пора изменить ваши привычки, ведь Обезьяна обожает эксперименты и смену декораций. Домоседам нужно срочно выбраться «в люди», а заядлым гулякам, пропадающим в ночных клубам, хотя бы один вечер провести в домашнем кругу. Так вы покажете, что не боитесь перемен и готовы к позитивным изменениям в вашей жизни.

    Встречать обезьяний год нужно обязательно шумно и весело, со множеством подарков, музыкой, смехом, хлопушками, фейерверками и блестящей мишурой. Можно позволить себе немножко больше свободы, чем обычно, – Обезьяна будет только рада. А вот грустить, ругаться и ссориться категорически запрещается, иначе она целый год будет мстить за испорченный праздник.

    Если вы решили встречать Новый год в домашней обстановке, позаботьтесь об украшении дома. Обезьянка должна почувствовать, что в вашем доме рады ее приходу. Для декорирования выбирайте яркие, жизнерадостные тона: ярко-красный, апельсиновый, желтый. И не забудьте о блестящей мишуре и светящихся елочных гирляндах, фонариках и свечах – этих украшений должно быть много, тогда владычица года будет в прекрасном настроении.

    Подарки должны быть у всех, и их ценность не важна. Главное каждый завернуть в красочную обертку и подарить с добрыми пожеланиями.

    Встречаем по одежке: выбираем наряд для Нового Года

    Обезьяна – натура яркая и непредсказуемая, предпочитающая роскошь и экстравагантность. Поэтому и ваш праздничный наряд должен быть под стать хозяйке года: броский, запоминающийся или даже слегка эпатажный. Главное, не перейти черту от эксцентричности к откровенной пошлости – Обезьяна не прощает стилистических ошибок.

    Если по натуре вы натура страстная, обожающая находиться всегда в центре внимания, вашу экспрессивность подчеркнут наряды в тональности наступающего года: пламенно-красный, огненно-желтый и сочно-оранжевый.

    Дерзкие разрезы, глубокое декольте, вызывающе-полупрозрачные и блестящие ткани и крупные яркие украшения золотистого цвета, гармонично дополненныеоригинальной укладкой и броским макияжем, и вы станете с Огненной Обезьяной лучшими подружками. Главное, чтобы наряд не отдавал цыганщиной.

    Натурам сдержанным, не любящим кричащие краски, советуем подбирать гардероб в основных, природных тонах этого животного: кофейно-коричневом, песочном, оливковом, светло-зеленом и цвете мха.

    Ни в коем случае нельзя выбирать одежду черного и серого цветов – для Обезьяны эти цвета символизируют потери и печаль, а она предпочитает наслаждаться каждым мгновением жизни, веселиться и шалить. А поскольку наша владычица года родом из джунглей, особо польстят ей наряды с растительными орнаментами, бахромой, напоминающей лианы, аппликациями и перфорацией в виде веточек и листиков, фактуры, имитирующие шерсть. Дополнить наряд можно кожаными браслетами и колье, а также бижутерией ручной работы в виде экзотических цветов из шелка, бисера или фетра. Но есть совершенно неожиданные, особые мнения по этому вопросу ЗДЕСЬ Такой вот необычно-веселый мужской взгляд на то, что надеть в обезьяний Новый Год

    Лакомства для сладкоежки

    Мясоедам не повезло: на новогоднем застолье у Обезьяны мясные блюда под запретом, ведь она вегетарианка, да еще и знатная сладкоежка. Ей понравится все, что напоминает ей родные места: кушанья и напитки из экзотических овощей и фруктов, которые должны быть не только изысканно вкусны и полезны, но еще и оригинально оформлены и поданы. Обычный овощной салатик не произведет должного впечатления, так что вам придется включить фантазию, чтобы угощениеей понравилось.

    Для приготовления выбирайте только самые свежие и экологически чистые продукты без химии, никаких копченостей, полуфабрикатов и прочих вредностей. Чтобы меню не было совсем уж вегетарианским, добавьте в него блюда из морепродуктов и яиц. Весьма благосклонно примет Обезьяна традиционную восточную кухню. Суши и горячие роллы с рыбой и тропическими овощами придадут празднеству особую пикантность.

    Несомненным плюсом такого малокалорийного застолья будет отсутствие тяжести в животе наутро и сохранение стройности фигуры, которая обычно страдает во время затяжных праздников.

    Легкие закуски, салаты из красного сладкого перца, авокадо, баклажанов, сыра, десерты из бананов, ананасов и киви – то, что нужно для задабривания Обезьяны. Она не выносит пьяных, поэтому придется воздержаться от употребления крепких спиртных напитков, только легкие вина и вермуты, подчеркивающие утонченный вкус блюд. Детям вместо вредных «шипучек» налейте свежевыжатых соков или приготовьте смузи – от таких вкусняшек они точно не откажутся.

    Чтобы выказать Обезьяне особое почтение, приготовьте сладости своими руками. Печенюшками или пряничками в виде обезьяньих фигурок можно украсить не только стол, но и елку вместо традиционных леденцов, а также предложить в качестве маленьких подарочков гостям.

    Такой же оригинальной, как блюда, должна быть и сервировка стола. Яркая скатерть, посуда, украшенная росписью, яркие акценты

    Как встречать Новый 2016 год Обезьяны: приметы и денежные ритуалы

    Обезьяна – натура широкая, обожающая дарить подарки. Того же она ожидает и от нас. Чтобы год был для вас щедрым, нужно одарить нуждающегося человека: немного денег, что-нибудь съестное и теплая вещица помогут ему почувствовать дух праздника, а вам добавят плюсик к карме.

    Перед тем, как встречать Новый год Обезьяны 2016 не забудьте о приметах, которые всегда актуальны:

    1. Выносить мусор 31 декабря нужно до заката или уже оставить эту процедуру до вечера 1 января, иначе вместе с мусором унесете из дома и удачу.
    2. Также в это время нельзя ругаться, злиться и кричать – удача не любит громких звуков, ее привлекает веселый смех и радостные эмоции.
    3. Чтобы в Новом году не испытывать финансовых проблем, нужно в праздник оставить в кошельке хотя бы несколько купюр – Обезьяна оценит вашу рачительность и вознаградит ее.

    Обезьяньи хитрости, приносящие удачу и деньги

    Обезьяна – обожает всяческие ритуалы и церемонии, особенно если они направлены на получение выгоды. Ее меркантильность может помочь и нам в стремлении привлечь в нашу жизнь удачу и прибыль.

    Красный цвет наступающего года идеален для привлечения денег. Поэтому в новогоднюю ночь в вашем наряде обязательно должен присутствовать хотя бы маленький элемент красного цвета: платок, бусы или серьги. Так вы создадите своеобразный магнит, который будет притягивать к вам деньги целый год.

    Чтобы в кошельке всегда водились деньги, нужно провести такой мини-ритуал: во время биения курантов нужно в бокал с шампанским положить очищенную монетку. С последним ударом выпить шампанское, а монетку положить в кошелек, чтобы она приносила прибыль в год Обезьяны.

    Если за минуту до наступления нового года успеть очистить от кожуры мандарин и положить его под елку, весь год удача будет вам сопутствовать.

    Следующий ритуал совмещает в себе сразу два женских стремления: быть красивой и богатой. Это SPA-таинство с использованием золотой пудры, чтобы жить в золоте. Процедуры с использованием золота практикуют многие салоны красоты. Если же салонная процедура не по карману, можно «поколдовать» самой.

    Для ритуала можно использовать покупную косметику с золотыми частицами или же приготовить волшебное снадобье собственноручно. Для этого в крем или масло для тела на полчаса нужно поместить свое любимое золотое украшение, заряжая его энергией богатства, а потом намазать этим кремом все тело. Думать при этом нужно о том, что в новом году вы будете не только по-прежнему красивы, но еще и богаты. Самое главное – во время проведения «золотого» обряда не думать о чем-то негативном, иначе он не сработает.

    Дары, подарки, подарочки

    Обезьяна обожает красивые и дорогие вещицы и непременно оценит изящные золотые украшения с драгоценными камнями. Но еще больше она любит себя, и потому будет рада видеть свои изображения на любых подарках. Символические фигурки, игрушки, брелоки, вазочки, статуэтки в виде обезьянки – бюджетные и одновременно приятные презенты, которыми могут обменяться партнеры или коллеги по работе.

    Отличными подарками станут и подарочные сертификаты в салон красоты, абонемент в спортзал или солярий – Обезьянка обожает преображение.

    Путешествия, активный отдых, развлечения – все это по душе хозяйке 2016 года. Актуальными будут путевки в экзотические страны, экипировка для активных видов отдыха и билеты в развлекательные центры, театры и кино.

    Обезьяна – животное экзотичное, поэтому, чем необычнее и экстравагантнее будет подарок, тем лучше.

    А что по гороскопу?

    Астрологи в один голос утверждают, что 2016 год не будет простым. Он весь пройдет под знаком кипящих страстей, сталкивающихся интересов и бурных эмоций. Только страстным натурам будет везти по-крупному. Работать придется гораздо больше, чем раньше, но все усилия непременно будут вознаграждены. Наиболее эффективными станут проекты, выполненные в команде. Здесь общий успех будет зависеть от усилий каждого.

    В нумерологии 2016 год – это цифра 9, означающая чистую магию. Это значит, что все желания, которые вы визуализируете, обязательно исполнятся, освобождая пространство для новых.

    Знаки Огня (Овен, Лев, Стрелец) будут избалованы подарками судьбы в год Огненной Обезьяны. Именно их желания и мечты будут исполняться в первую очередь.Хотя усилия для достижения цели все-таки придется приложить немалые.

    Земные знаки (Телец, Дева, Козерог) тоже получат свою долю космического внимания в 2016 году.Они будут осторожны в своих начинаниях, но все будет получаться на удивление легко, без ошибок и недоразумений.

    Наиболее удачный период для начинания новых проектов – первая половина года, когда Юпитер будет находиться в созвездии Девы.

    Знаки Воздуха (Близнецы, Весы, Водолей) могут чувствовать себя более комфортно в 2016 году, чем в 2015 году, работая в команде, а не в одиночку. Им, как никогда раньше, будут нужны взаимопонимание и дружеское плечо. В новом году Луна начнет свое движение в созвездии Весов, и это покровительство будет помогать им в течение всего года.

    Мартовское лунное затмение в знаке Весов в марте будет способствовать прогрессу в отношениях с близкими.

    Водные знаки (Рак, Скорпион, Рыбы) всегда чувствительны, и это может стать преимуществом для них в 2016 году. Их чувства настолько обострены, что они с легкостью почувствуют грозящие неприятности и вовремя смогут их обойти.

    Дорогие читатели. Теперь-то уж точно у вас не возникнет вопросов, как правильно встретить Новый 2016 Год Обезьяны, каким приметам уделить внимание и какие ритуалы можно использовать для привлечения удачи, успеха и, конечно же, денег.

    Желаю всем исполнении самых заветных желаний в Новом Году!

    Кажется, что малыша словно подменили: ни с того ни с сего слезы, капризы и протесты по малейшему поводу, нарушился без видимых причин сон… Что случилось с крохой? Не тревожьтесь, все идет по плану, намеченному природой, ведь, скорее всего, именно сейчас ваш ребенок переживает кризис одного года.

    Что такое кризис 1 года у ребенка?

    Кризис 1 года - это не что иное как переходный возраст крохи от младенчества к раннему детству. И наступает он тогда, когда малыш впервые начинает осознавать свое «я». То есть, если раньше, будучи младенцем, ребенок не отделял себя от окружающего мира и, в первую очередь, от мамы, то теперь он стал ощущать себя личностью, которой свойственны собственные мнения и желания.

    Этот важнейший психологический процесс неразрывно связан с физическим развитием ребенка. Он пополз, затем встал на ножки, потом сделал свои первые шаги - обрел физическую независимость от взрослых. И получив ее, кроха хочет двигаться в нужном ему, а не родителям, направлении. Хочет изучать то, что интересно ему, а не то, что считает нужным для его воспитания мама.

    При этом ребенок еще, конечно, слишком мал для того, чтобы разобраться в себе и донести до взрослых все то, что сейчас происходит в его сознании (а это настоящая революция!). Он не владеет аргументированной для корректной демонстрации своей воли (хочу это, не хочу то) и пояснения своих целей (мне нужна эта вещь по такой-то причине). Но как-то же объясняться надо! Вот ребенок и объясняется доступными ему способами: кричит, плачет, отвергает.

    Бояться кризиса не стоит - это абсолютно нормальное явление. Более того, кризис 1 года и его бурное внешнее проявление явное свидетельство того, что процесс формирования личности крохи проходит правильно.

    Маленькому капризуле можно помочь легче справиться с кризисом, порадовать его необычными новыми покупками, купите в Мамином Магазине:

    • для спокойного отхода ко сну;
    • , которые так любят малыши;

    Когда наступает кризис одного года?

    Ошибочно полагать, что кризис наступает строго в тот день, когда малышу . У каждого ребенка свое время. Но, по наблюдениям психологов, чаще всего детки сталкиваются с кризисом в возрасте от 9 до 18 месяцев.

    Как долго длится кризис - еще один вопрос, на который нет единого для всех малышей ответа. Кто-то переживает кризис за месяц, а кому-то может потребоваться полгода и даже год. Здесь очень многое зависит от , психологической обстановки в семье, реакции родителей. Взрослым крайне важно помочь ребенку пройти этот непростой в его жизни момент. Увидеть положительные стороны происходящего и, конечно, поддержать малыша, отнестись с терпением и пониманием к изменению его поведения и привычек.

    Как проявляется кризис 1 года?

    Признаков, характерных для кризиса, несколько.

    • Противоречивость и непоследовательность.

    Данил (13 месяцев) собирается на прогулку. Собирается охотно, ведь на прогулке он будет кормить голубей! Но вдруг в один момент мальчик категорически отказывается одеваться (за окном зима, отправиться налегке не выход из ситуации), стучит ножками, плачет, стягивает шапку, варежки. При этом на вопрос мамы: «Ты не хочешь идти гулять?», сквозь рев отвечает: «Гуля!» (голубь). То есть кормить птиц Данил хочет, но собираться и выходить на улицу - нет.

    • Обиды, агрессия.

    Маша (18 месяцев) играет с конструктором. Одну деталь никак не может соединить с другой. В результате, детали с силой разбрасываются по комнате, ломается и все то, что уже было удачно построено.

    • Упрямство, настырность.

    Лиза (10 месяцев) дает маме куклу по имени Бу. Мама берет куклу, Лиза кричит: «Бу, Бу, Бу!». Мама: «Да, доченька, это твоя куколка Бу». Лиза продолжает кричать имя куклы. Мама проговаривает то, как выглядит кукла, какая она красивая, как нарядно одета, вот ее глазки-ручки-ножки. Крик «Бу!» становится все громче. Мама предлагает вместе покормить Бу. Крик дочки только нарастает. Так продолжалось до тех пор, пока мама не догадалась начать говорить с Лизой от имени Бу высоким «кукольным» голосом.

    • Непослушание.

    Саша (15 месяцев) во время прогулки с большими уговорами зашел вместе с бабушкой в магазин. Покупки были сделаны быстро, но выйти из магазина оказалось еще сложнее - ребенку хотелось ходить туда-сюда в прикассовой зоне, расталкивая покупателей. Уговоры бабушки встречались сначала весельем (мол, игра такая я убегаю, ты догоняешь), затем - слезами и громким криком-протестом.

    • Нетерпимость к замечаниям.

    Маша (18 месяцев) гладила кошку. Потом дернула кошку за хвост. Замечание мамы о том, что кошку обижать нельзя - ей больно, спровоцировало очередное дергание животного за хвост и обиду на маму.

    • Капризность.

    Всегда отличающийся хорошим аппетитом Никита (14 месяцев) стал крайне разборчив за столом. Те блюда, которые раньше он ел с удовольствием, теперь могут быть отвергнуты (нередко переворачивается тарелочка вместе с содержимым), взамен требует только хлеб.

    • Отстаивание своего.

    Сюжет, когда дети на площадке делят одну игрушку, наверняка, знаком всем мамам. Что происходит? А вот что. Один малыш кричит «дай», отстаивая свой интерес к конкретному объекту. Другой же, крепко вцепившись в игрушку, демонстрирует осознание своих личных границ и нежелание отдавать то, что считает своим продолжением (примерно до 3 лет дети именно так воспринимают игрушки как продолжение самих себя).

    • Отказ от выполнения привычных занятий или процедур.

    Ваня (17 месяцев) стал хуже укладываться спать. И перед дневным, и перед ночным сном он устраивал родителям настоящее испытание: сначала догони его, потом покачай, потом расскажи сказку, потом дай попить, потом опять расскажи сказку, потом нужна книжка…

    Даша (13 месяцев) всегда умница на занятиях в детском развивающем клубе (легко выполняла любые задания преподавателя) вдруг перестала делать то, что раньше давалось ей без особых усилий. Вся группа отделяет мячики от кубиков, а Даша просто сидит в сторонке. Группа танцует, Даша пошла играть с мячиками.

    Все приведенные выше примеры - яркие иллюстрации кризиса 1 года. Однако далеко не все из возможных, ведь каждый ребенок индивидуален, а значит, по-своему будет вести себя в той или иной ситуации. Что делать родителям? Быть готовыми ко всему и стараться правильно реагировать.

    Стоит приобрести домой разнообразные игрушки для развития познавательного интереса ребенка. Купите:

    • красочные и интересные ;

    Как помочь ребенку преодолеть кризис 1 года?

    В это достаточно непростое время взрослые должны с максимальным пониманием отнестись к малышу и тем переменам, которые с ним происходят.

    • Прислушивайтесь к желаниям ребенка.

    Дайте малышу понять, насколько он важен как личность, насколько важны его интересы. Пусть это будет игра с той игрушкой, которую предложит кроха. Пусть это будет тот маршрут прогулки, который выберет малыш. По сути, ребенок ведь еще в силу очень юного возраста не в состоянии пожелать того, что заставит родителей крепко задуматься: «А стоит ли?».

    • Опекайте мягко и ненавязчиво.

    Понятно, что следить за любознательным карапузом приходится в оба. Однако не стоит демонстрировать это очевидно. Приходите на помощь лишь тогда, когда этого потребует сам ребенок или ситуация (вы понимаете, что ваше невмешательство чревато явной угрозой здоровью малыша). Такое поведение взрослых способствует развитию у крохи .

    • Не кричите и не наказывайте.

    Даже если нервы на пределе, это вопрос не столько к ребенку, сколько к вашему самообладанию. Поверьте, «неправильным» поведением малыш не стремится вам насолить, ему сейчас, действительно, трудно разобраться самим с собой.

    Чего, например, можно добиться, прикрикнув на ребенка, который не хочет возвращаться с прогулки домой? Вероятно, нового витка детской истерики, подпитанной теперь еще и обидой на маму… Не лучше ли попробовать договориться с малышом: «Давай сделаем еще круг по двору и пойдем обедать, сегодня я тебя угощу вкусным супом!» В конце концов, лишние пять минут на воздухе только на пользу растущему организму. Или же сделайте поход домой привлекательным по другим причинам, например, доверьте ребенку нести ключи с предложением пойти и вместе открыть дверь.

    • Не демонстрируйте свое превосходство.

    Ваша задача сейчас стать первым другом малыша, мудрым товарищем.

    Высказывания в стиле «я знаю, как лучше», «можешь капризничать, это никому не интересно», «хочешь или нет, а слушаться придется» никак не поспособствуют укреплению между вами доверительных отношений, а, кроме того, нарушат правильное развитие в ребенке самостоятельности. Апатичность, боязнь принятия решений уже во взрослой жизни берут свое начало именно в этих авторитарных фразах родителя.

    • Сократите число запретов.

    Сейчас ребенку крайне важно изучать все, что его окружает. Дайте ему эту возможность!

    Подумайте, так ли уж критично, если малыш потрогает овощи, принесенные из магазина (ручки-то легко потом помыть), заглянет в мамин шкаф (извлеченные из него вещи за несколько минут можно сложить обратно), потопает по луже (что стоит обуть ребенка по погоде). Пойдя навстречу исследовательским потребностям крохи, вы не только избежите слез и капризов, но и существенно расширите его кругозор! Согласитесь, ради этого можно перетерпеть некоторые неудобства для мамы (лишний раз что-то сложить, что-то постирать).

    • Выработайте одну схему поведения для всех взрослых членов семьи.

    Если уж что-то нельзя, то это ребенок должен слышать от всех старших.

    Например, мама считает, что ребенку нельзя играть с мобильным телефоном. На его попытки завладеть гаджетом всегда отвечает отказом, объясняя, что это не игрушка. Папа же, придя с работы, вручает малышу свой телефон без малейшего сомнения. Естественно, кроха решает, что телефон - не такое уж и нельзя. Каково будет его недоумение, когда завтра мама снова запретит брать телефон! Протест против такой непонятной ситуации будет гарантирован. И это понятно, даже взрослого отсутствие логики сбивает с толку.

    • Предоставьте право выбора.

    Везде, где только это возможно. Что надеть (дайте несколько футболок на выбор). Что съесть (грушу или яблоко). Во что поиграть (в «ку-ку» или построение башенки из кубиков). Уметь делать выбор, оценивая ситуацию - очень важное качество для формирующейся личности. А иметь возможность выбирать - это именно то, чего сейчас малыш хочет больше всего.

    Услышьте вашего кроху, поймите его потребности, творчески подойдите к решению той или иной задачи, которую ставит перед вами ребенок. Так вы не только поможете малышу легче преодолеть переходный период, но и сможете посмотреть на кризис одного года под иным углом - как на важный и интереснейший этап в жизни ребенка и всей семьи в целом.

    Существует мнение о том, что чем сильнее проявляется кризис первого года жизни, тем сильнее и независимее формируется личность ребенка. Поэтому не подавляйте желание малыша защищать свое право на то, чтобы быть самим собой.

    Мы Вам поможем легче преодолеть кризис первого года, собрав интересные вещи и игрушки для Вашего, уже практически самостоятельного, малыша. С Маминым Магазином Вы научитесь проще находить общий язык со своим/своей крохой. Здесь можно выбрать и купить удобные , чтобы одевать малыша легко, быстро и без лишних слез. У нас есть развивающие

    Наша команда старается сделать Ваши покупки максимально удобными и приятными в обслуживании .

    Благодарим за помощь в подготовке материала Антонину Гриценко.

    Кризис первого года жизни имеет определенные симптомы, которые ни с чем не спутать. Он неизбежен, у любого ребенка рано или поздно он начнется в той или иной степени.

    Основные симптомы кризиса:

    1. Ребенок становится настолько самостоятельным, что отказывается от любой помощи взрослого, он пытается все сделать сам, хотя порой это невозможно (сам пытается одеться, но не может, сам пробует двигать мебель, нести тяжелый пакет и т.д).
    2. Ситуация, которая раньше не вызывала у ребенка негативных эмоций, вдруг может явиться причиной истерики и дикого плача (возвращение домой после прогулки, дневной сон).
    3. Некоторые умения, который ребенок получил в период первого года жизни, внезапно могут исчезнуть (есть ложкой, садиться на горшок).
    4. Любой запрет может вызвать плач, эмоции, которые могут негативно сказаться на детской психике.
    5. Те действия, которые ребенок раньше выполнял без затруднений, сейчас могут вызвать большое нежелание это делать, он будет демонстративно показывать свое отношение к подобным ситуациям.
    6. На фоне беспокойства ребенка, может нарушиться сон и состояние здоровья.
    7. Как справиться с кризисом одного года

      Самое главное для родителей в этот период – понимать, что кризис является абсолютно нормальным явлением в развитии малыша , он проявляется по-разному, но у каждого малыша.

      Никогда не вините себя в том, что ребенок плачет, капризничает, нервничает.

      Он просто пытается показать свой характер, а если родственники будут говорить вам, что ребенок очень разбалованный, не слушайте никого , пройдет этот период, и все встанет на свои места.

      Запаситесь терпением и ни в коем случае не кричите на малыша , а уж тем более не шлепайте его, он не поймет за что это, ведь для него он всегда прав.

      Со временем ребенок научиться контролировать свои эмоции, просто поддерживайте его теплыми словами и своей любовью, это ему необходимо.

      Что же нужно делать в такой непростой для ребенка момент его жизни?

      Меньше запретов , чтобы малыш не слышал слова «нельзя», пусть он играет, разбрасывает игрушки, вам ведь не трудно их собрать, пусть познает мир. И лишь только в опасных ситуациях ребенок может получить запрет, но и его нужно объяснить, чтобы не просто он так не делал, а понял, что так делать нельзя.

      Не разрушайте веру ребенка в то, что он самостоятельный . Пусть он сам одевается, сам кушает кашу или суп, хоть большая часть еды и окажется на столе, зато ребенок будет активным, инициативным и самостоятельным, будет понимать, что ему полностью доверяют. Не показывайте ему то, что вы сами все за него сделаете, он должен понимать свою ответственность.

      Не ругайтесь, не показывайте свой негатив ребенку , если он что-то сделал не так, он не должен видеть ваше недовольство. Ему очень трудно в этот период, просто объясните, что не так и помогите немного.

      Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми, каждый развивается индивидуально, и не живет по написанному плану, не стыдите своего кроху за неумения, а наоборот, хвалите за любое, даже совсем малое, достижение.

      Всегда поддерживайте своего ребенка , общайтесь с ним, разговаривайте, комментируйте все свои действия, не старайтесь как можно раньше отдать его в садик, или оставить с няней.

      Малыш должен понимать, что мама и папа всегда с ним, и никогда его не бросят, он должен полностью доверять вам, ласкайте его чаще и показывайте, ка сильно он вам дорог.

      Гуляйте с ребенком чаще, составьте и соблюдайте режим дня , не забудьте про дневной сон, оградите ребенка от конфликтов в семье, чтобы не усугубить его кризисное состояние.

      Отложите все свои дела на задний план, проводите все время с ребенком, чтобы у него не возникало чувство страха и одиночества.

      Чего нельзя делать

      Существует ряд правил, чего ни в коем случае нельзя делать, когда ребенок проживает для него столь трудный период:


      Кризис одного года у ребенка имеет огромное значение для его развития. Безусловно, важно, чтобы родители понимали и поддерживали своего кроху, чтобы проявляли терпение ко всем его выходкам и капризам.

      В этот период лучше не позволять ребенку абсолютно все, но и запрещать нужно по минимуму.

      Модель воспитания и поведения родителей в этот, нелегкий для ребенка, период нужно согласовать со всеми родственниками, чтобы не получилось такого, что родители запрещают, а бабушка разрешает , ребенок просто не будет понимать, что же делать в такой ситуации.

      Ребенка нельзя обделять вниманием, но все-таки нужно ему объяснить, что у взрослых есть и другие заботы, кроме него.

      Малыш должен чувствовать свою ответственность и самостоятельность, давайте ему разные несложные задания , тем самым придавая ему уверенности в себе.

      Подавайте ребенку только хороший пример , не показывайте ему, если у вас какие-то проблемы, малыш в этом возрасте все повторяет, поэтому не позволяйте себе ничего лишнего в его присутствии.

      Период кризиса одного года очень нелегкий как для ребенка, так и для родителей, поэтому нужно, чтобы малыш чувствовал вас и вашу заботу о нем.

      Кризис первого года жизни — Теледетки

    Нет! Не хочу! Не буду! Не дам! Уйди! Ты плохой(плохая)! Я тебя не люблю! Ты мне не нужен (не нужна)! Вы уже слышали подобные фразы от своих детей? Поздравляю!!! У вашего ребенка наступил возрастной кризис 1, 3, 7, 14 или 18 лет.

    Вы спросите, почему поздравляю? А потому, что это означает правильное и нормальное развитие Вашего чада. По мнению психологов, у ребенка не прошедшего настоящего кризиса в положенное время, не возможно полноценное дальнейшее развитие.

    Однако многие родители боятся этих периодов и зачастую прибегают к кардинальным мерам, чтобы усмирить маленького «революционера». Иногда накал эмоций достигает такой степени, что взрослые могут на него прикрикнуть и даже шлепнуть. Но такие воздействия как минимум не принесут пользу, как максимум больше усугубят ситуацию (это зависит от психических свойств самого ребенка и внутреннего микроклимата в семье). А большая часть родителей еще и будет потом сожалеть и мучиться из-за своей неожиданной реакции, корить себя, какие они плохие воспитатели.

    Здесь важно помнить, что то раздражение и злость, которые испытывают родители, это нормальная реакция в данном случае, поскольку на самом деле эти кризисы не только детские, но одновременно и семейные кризисы, в том числе. И негативные эмоции могут испытывать как дети, так и взрослые. Это нормально! Нужно просто это понять, принять и правильно отреагировать на сложившуюся ситуацию.

    Кризисы развития сопровождают человека всю жизнь: кризис новорожденности, 14-ти, 17-ти, 30-ти лет, и т.д. Кризис — явление временное. При правильном его понимание, мы можем либо полностью избавить себя от проявлений кризиса, либо свести их к минимуму. Однако, если этот период не пройден ребенком полноценно и с пользой, то все неразрешенные проблемы, возникшие в прошлый критический период проявятся с новой силой уже в следующем возрастном кризисе и в купе с новыми проблемами следующего возраста дадут еще больший эмоциональный и психологический взрыв, чем он мог бы быть.

    Почему так случается, что Ваш любимый, милый и послушный малыш сегодня неожиданно превратился в капризного и нервного вредину? Давайте рассмотрим подробнее основные кризисы у детей по годам.

    Кризис новорожденности

    При рождении ребенок попадает из среды полностью приспособленной для него в мир, к которому он должен приспосабливаться сам. Это становится большим стрессом для малыша. В это время закладываются его отношение и доверие к внешнему миру. Для успешного прохождения этого критического периода с ребенком должен быть рядом только постоянный человек. Не обязательно здесь должна быть мама, но кто-то один должен быть рядом постоянно. Кормить, купать, переодевать, подходить на плач, брать на руки. Если нет рядом такого взрослого и потребности в контакте и близости с ним не удовлетворены, то это может отразиться в дальнейшем на поведении ребенка, а затем и на взрослом человеке. Так, например, в будущем возможны очень быстрые сенсорная и эмоциональная перегрузка и утомляемость.

    В этот период существует так называемый симбиоз, когда мама и ребенок чувствуют и понимают друг друга на глубинных невербальных уровнях. Соответственно любые чувства и эмоции матери проецируются на ребенка. Так, например, если мама спокойна, то и ребенок спокоен, а, если мама переживает и нервничает, то ребенок реагирует на это очень беспокойным поведением. Ребенок в это время очень «удобен» и понятен. Покормили — сыт, укачали — спит. Конечно же мамочки привыкают к тому, что ребенок полностью зависим от нее и по привычке продолжают думать и делать все за ребенка. Но по мере роста и взросления ребенка, такая связь перестает его удовлетворять, и когда, наконец, он научается сидеть, а затем ходить, наступает новый кризис 1 года.

    Кризис 1 года

    В это время ребенок по-новому осознает, понимает и воспринимает мир. Если раньше он воспринимал себя и маму как единое целое, то сейчас начинается их эмоциональное и психологическое отделение друг от друга. Во многих ситуациях ребенок встречает иную мамину реакцию на события, чем у него. Так его счастье от того какие удивительные следы остаются от фломастера на обоях или радость от увлекательного процесс размазывания каши по рукам и столу не всегда могут совпадать с мамиными эмоциями.

    Примерно в возрасте 1-го года малыш начинает ходить. У него появляется больше свободы, возникает острая исследовательская потребность. Родители же привыкли, что ребенок остро в них нуждался, все время был на руках. Дети протестуют против ограничения свободы (не трогай, сядь, не ходи и т.д.), а следовательно познавательной активности.

    В этот период закладываются и отрабатываются такие личностные ценности как самооценка, самоуважение, доверие к себе и своему телу, отработка точности движения. Ребенку необходимо предоставить как можно больше свободы действия, заранее обеспечив при этом максимальную безопасность для малыша. Дети этого периода остро реагируют на запреты и ограничения, но при этом очень легко отвлекаются. Поэтому в этом возрасте будет правильнее ребенка отвлечь чем-то ярким и интересным, чем ограничить его действия запретом и получить очередной каприз и бунт.

    Подробнее о кризисе 1 года у ребенка .

    Кризис 3 лет (наступает с 1,5 до 3 лет)

    Сейчас Ваш малыш начинает разделять себя и окружающий мир. Это, так называемый период «я сам», когда ребенок ищет и пытается понять свое «я», формирует свои внутренние позиции. Это период осознания кто я для окружающих. Ребенок, который раньше чувствовал себя центром всей вселенной, вдруг обнаруживает, что он является лишь одной из многих вселенных, окружающих его.

    В этот период идет отработка таких личных ценностей как ощущение внутреннего порядка, умение принимать решения в своей жизни, уверенность в себе, самодостаточность. Для маленького человека сейчас очень важно осознание любого самостоятельного действия, как собственного выбора без использования взрослыми уговоров, метода кнута и пряника. Лучшим решением будет дать ребенку возможность делать то, что он считает нужным, предоставляя ему выбор без выбора. Т.е. мы предлагаем ему выбор из 2-3 вариантов действий, заранее выгодных и правильных для нас, но он при этом ощущает свою самостоятельность.

    Обязательно в этом возрасте ставим детям рамки и границы их поведения. Если этого не делать, то они не будут знать, где нужно остановиться, а это уже чревато большими проблемами в подростковом возрасте. Такие подростки будут иметь трудности в выстраивании границ при общении с другими людьми, попадать в зависимость от мнения более авторитетных товарищей.

    Подробнее о кризисе 3-ёх лет у ребенка .

    Кризис 7 лет (наступает с 6 до 8 лет)

    В это время ребенок получает новый социальный статус — школьник. А вместе с этим появляются новые обязанности и права. Встает вопрос о том, что же делать с новой свободой и ответственность. Так же у ребенка на все есть свое собственное мнение. И здесь уважение к нему родителей очень важно! Сейчас ребенку очень необходима поддержка во всем. Возвращаясь домой, школьник должен быть уверен, что здесь он всегда может найти поддержку во всех трудностях жизни, новом общении со сверстниками и взрослыми, в проблемах обучения.

    Ваш вчерашний малыш уже повзрослел. И, несмотря на то, что иногда он все еще по-детски импульсивен и нетерпелив, его рассуждения и поступки становятся более логичными, обретают смысловую основу. Он начинает различать и разделять свои собственные чувства и эмоции, учится самоконтролю.

    В этот период должны появиться не только новые учебные, но и домашние обязанности, которыми занимается только он и никто больше. Ему можно предложить на выбор вымыть посуду, приготовить все для уборки, ухаживать за домашним животным и т.д. При этом ребенок должен сам решать, когда и что он будет делать, но знать, что есть последствия невыполнения своих обязанностей. Эти обязанности у каждого ребенка разные в зависимости от желаний и предпочтений. Нельзя ни в коем случае навязывать ему исполнение каких-либо дел без его согласия и желания. Необходимо исключительно договариваемся с ним об этом. Ребенок становится с нами на равных. Теперь он один из полноправных членов семьи, а не подчиненный.

    О кризисе 7 лет подробнее читайте

    Пубертатный кризис (наступает с 11 до 15 лет)

    Проблемы этого возраста наступают в связи с физиологическими изменениями. В этот период мы наблюдаем так называемую «болезнь роста». Тело быстро растет, меняется. Подросток должен привыкнуть к себе новому, принять себя и научиться жить с изменившимся телом. Наш взрослый ребенок ощущает большие перегрузки нервной системы. Отсюда возникает психологическая неустойчивость, его легко вывести из себя. С одной стороны он очень бурный, неусидчивый, деятельный, но в тоже время подвержен большой физической утомляемости и вялости. Происходит гормональный взрыв. Подросток ощущает новые чувства, справиться с которыми он еще не в состоянии. В результате мы видим эмоциональную неустойчивость, быструю смену настроения. Буря чувств и эмоций захватывают подростка. Ему кажется, что никто его не понимает, все от него что-то требуют и негативно настроены к нему. Ребенок наблюдает и ощущает мир в новых насыщенный красках и проявлениях, но что со всем этим делать и как правильно себя в этом новом мире вести, он пока еще не понимает.

    Что нам делать в этот период? Поскольку это «болезнь роста», то ничего с этим делать не нужно. Мы спокойно ждем, когда наш родной человечек «переболеет». Относимся к нему в этот период бережно, осторожно, аккуратно, с большим вниманием.

    Так же этот период связан для ребенка с переходом из детства во взрослость. Он уже не ребенок, но еще не взрослый. Он мечется между этими полюсами и не может принять одну из этих ролей полностью. С одной стороны он пока еще ребенок, в нем не угас интерес в играх и развлечениях, не хочет расставаться с миром детства. С другой стороны, он уже считает себя взрослым, его притягивает эта кажущаяся свобода взрослого мира, но в тоже время понимает, что здесь много обязанностей, брать которые на себя он пока еще не хочет.

    А что делать с этим? Тоже самое — ничего. Ждем, когда завершиться этот период неопределенности и наш взрослый человечек достигнет полного понимания и принятия своей взрослости. Принимаем его таким какой он есть, даем максимальную поддержку и участие, если он этого попросит.

    Кризис 17 лет (наступает с 15 до 18 лет)

    Это время связано с периодом начала социальной зрелости, периодом стабилизации процессов предыдущего развития. Наш бывший ребенок, наконец достигает стадии взросления. Кризис 17 лет совпадает с временем окончания школы, когда перед юношей (девушкой) встает вопрос дальнейшего жизненного пути, выбора профессии, последующего обучения, работы, для мальчиков — служба в армии. Все психологические проблемы в этот период связаны с адаптации к новым условия жизни, поиску своего места в ней.

    Большую роль и помощь сейчас может оказать человеку поддержка семьи, близких ему людей. Как никогда вашему ребенку сейчас требуется чувство уверенности в себе, ощущение своей компетентности.

    Если ваш ребенок не получит необходимой ему помощи и поддержки, то его страх и неуверенность может породить невротические реакции, которые в свою очередь приведут к соматическим проблемам, а далее к болезням на физическом уровне. Будьте внимательны к своему взрослому человеку!

    Кризис возраста — это период, в который количество полученных ранее знаний и опыта переходят в качество будущей жизни. И, если взрослый человек зачастую остается один на один с собственными проблемами переходного возраста, то ребенку помочь преодолеть этот не простой период может и должен его самый близкий и родной человек, который его воспитывает.

    Не нужно бояться таких периодов. Немного терпения и должного внимания к ребенку, и эта критическая возрастная точка будет вами пройдена без особых потрясений.

    К концу первого года жизни самостоятельность ребенка резко возрастает. К этому возрасту он уже встает на ноги и учится самостоятельно ходить. Свобода передвижения приносит ему чувство независимости от взрослого, с которым он был неразрывно связан раньше. Он бегает по квартире, залезает во все углы, хватает, бросает и тянет все, что попадется на глаза, опрокидывает банки с вареньем, разливает мамины духи, грызет обувь своими молодыми зубами, пробует на вкус бабушкины лекарства и т. п.

    Стремление к независимости нередко выражается в негативном поведении ребенка. Он резко протестует против управления собой, сам пытается управлять близкими взрослыми, сам хочет решать, когда и куда пойдет, когда и что будет надевать или во что играть. Если ему отказывают или его не понимают, он может неистово кричать и закатывать настоящие истерики. Годовалый малыш неожиданно для родителей может превратиться из спокойного и покорного существа в капризного, неуправляемого деспота. Это и есть кризис первого года жизни - главное событие, которым отмечен переход от младенчества к раннему возрасту.

    Проявления кризисного периода были специально исследованы в работе С. Ю. Мещеряковой.

    В этой работе родители малышей от 6 месяцев до 1 года 6 месяцев ежемесячно заполняли анкету с разнообразными вопросами об особенностях поведения ребенка. В результате анкетирования было установлено, что от 10 до 15 месяцев в поведении детей наблюдаются резкие изменения, которые имеют преходящий характер и могут быть сгруппированы в пять подгрупп:
    1) «трудновоспитуемость » ребенка - упрямство, настырность, непослушание, требования повышенного внимания и пр.;
    2) резкое увеличение новоприобретений , как положительных, так и отрицательных - попытки самостоятельных действий во время кормления, одевания, отказы от выполнения необходимых режимных процедур, овладение большим числом новых умений как в игре, так и в действиях по самообслуживанию;
    3) повышенная чувствительность к порицаниям и замечаниям взрослых - обидчивость, недовольство, агрессия, направленная на взрослых или на предметы;
    4) необычное и противоречивое поведение в затруднительных ситуациях , связанных с выполнением каких-либо действий (например, ребенок просит о помощи, но сразу отказывается от нее);
    5) повышенная капризность ребенка.

    Как можно видеть, круг показателей кризисного периода охватывает все сферы жизни ребенка. Главная из них - сфера предметной деятельности. Здесь резко возрастает самостоятельность, активность игровых и предметных действий, их разнообразие и овладение новыми способами, а главное - стремление все делать самому, даже при отсутствии соответствующих умений.

    Другой сферой проявления кризисных симптомов являются отношения со взрослыми . Здесь явно нарастает избирательность в отношениях с различными взрослыми; наблюдается неприязнь и недоверчивость к посторонним взрослым, повышенная требовательность и порою агрессивность в отношениях с близкими.

    И наконец, существенные изменения происходят в отношении ребенка к самому себе. Явное стремление отстоять свою независимость и утвердить свое право на самостоятельность проявляется и в его повышенной обидчивости, и в протестах против взрослых , и в настойчивых требованиях выполнения его желаний.

    Что же стоит за столь существенными переменами во всех сферах жизнедеятельности ребенка? Конечно, возросшие возможности ребенка выполнять различные действия обостряют его переживания себя как «деятеля», но одного этого недостаточно для появления тех качественных изменений, которые были описаны выше. Здесь происходят более глубокие психологические преобразования, затрагивающие всю личность ребенка в целом.

    Наиболее важным приобретением первого года жизни является способность действовать не только под влиянием непосредственно воспринимаемых объектов, которые поставляет взрослый, но и под влиянием всплывающих в памяти образов и представлений - «мотивирующих представлений», которые и составляют центральное новообразование первого года жизни.

    На этом этапе возникают собственные, независимые от взрослого желания ребенка . Если раньше все, что нужно малышу, исходило от взрослого и определялось им, то теперь он сам может хотеть того, что совершенно не связано со взрослым. Предметы, значимые и привлекательные в основном в руках взрослого, теперь влекут малыша сами по себе.

    Возникновение данного новообразования определяется возросшими возможностями ребенка (свободой передвижения) и первыми запретами взрослого. Расширение объективных возможностей ребенка провоцирует запреты со стороны взрослого. Далеко не все желания ребенка могут быть удовлетворены: ему, например, не разрешают всовывать пальцы в розетку, есть из собачьей миски, выливать воду на пол и пр. Запрет со стороны взрослого делит окружающее пространство на доступное и недоступное. Желание не удовлетворяется, а продолжается, «длится», возникает состояние желания, стремление, которое становится очевидным для самого ребенка, обнаруживается им. Пока любое требование сразу удовлетворяется, оно «не существует» для ребенка, растворяется в ситуации и существует как часть желаемого. Невыполнение требования порождает стремление, которое ребенок переживает и тем самым узнает. Средством удержания своих желаний становится слово (или вокализация), которое включено в ситуацию стремления и обозначает его.

    Таким образом, в этот период разрывается первичная связь со взрослым и возникает автономность ребенка от взрослого , резко повышающая его собственную активность.

    Но это автономность весьма относительна. Малыш еще ничего не умеет делать сам. Он постоянно нуждается в помощи и поддержке взрослого, даже ходить ему еще трудно самому. Взрослый по-прежнему необходим ему, но теперь уже по-другому: ребенку нужно не только хорошее отношение к нему вообще, а отношение к его конкретным действиям и к его успехам. Без оценки и поддержки взрослого он не может ощущать свою самостоятельность и активность. Отсюда повышенная чувствительность годовалых детей к поощрениям и порицаниям, их обидчивость, требования внимания к своим действиям. Ориентация на оценку взрослого является тем качественным преобразованием, которое происходит в кризисный период одного года. Противоречие между стремлением к самостоятельности и зависимостью от взрослого (от его практической помощи и его оценки) составляет суть этого возрастного кризиса. Это противоречие разрешается на следующем этапе развития.

  • Понравилась статья? Поделиться с друзьями: