Дятлы стражники королей и деревьев. Дятел в мифологии. Если приснился сон - Глобус

Основой фамилии Дятлов послужило мирское имя Дятел. Нецерковное имя Дятел восходит к названию птицы дятел. До введения на Руси христианства наречение ребёнка именем, представляющим собой название птицы, животного или растения, было очень распространённой традицией. Это соответствовало языческим представлениям человека о мире. Древнерусский человек, живший по законам природы, сам представлял себя частью природы. Поэтому, давая младенцу такое имя, как Дятел, родители хотели, чтобы природа воспринимала ребёнка как своего, чтобы к нему перешли те полезные качества, которыми наделён избранный представитель мира фауны.

У многих народов дятел считается пророческой птицей, символом магической силы, стражем королей и деревьев. Кроме того, дятел почитался за свое трудолюбие и усердие. Дятел, со временем получил фамилию Дятлов.

Версия 2. История происхождения фамилии Дятлов

Отчество от прозвища или нецерковного мужского личного имени Дятел (из наименования птицы), первоначально - дятлов - ’сын Дятла’: Офанаско Дятлов - 1495г.; Микита Дятел - 1547г. Непосредственное возникновение фамилии из нарицательного дятел неоправданно, так как эта птица никогда не была промысловой; дятлов не мог быть охотником на дятлов или любителем есть их. Крупный зарубежный русист В.Р. Кипарский отстаивает мысль, что обилие русских фамилий из названий птиц обязано культу птиц у русских. ’Мои подсчеты подтвердили, что в русском языке действительно чаще названия птиц, чем млекопитающих, рыб и прочих, но фамилии настолько поздни, что связывать их с культом птиц немыслимо, спор может идти только о происхождении тех прозвищ или имен, отчества от которых позже стали фамилиями’. (Н)

Версия 3

Отчество от прозвища или нецерковного мужского личного имени Дятел (из наименования птицы), первоначально - дятлов - «сын Дятла»: Офанаско Дятлов - 1495 г.; Микита Дятел - 1547 г. Непосредственное возникновение фамилии из нарицательного дятел неоправданно, так как эта птица никогда не была промысловой; дятлов не мог быть охотником на дятлов или любителем есть их. Крупный зарубежный русист В. Р. Кипарский отстаивает мысль, что обилие русских фамилий из названий птиц обязано культу птиц у русских «Мои подсчеты подтвердили, что в русском языке действительно чаще названия птиц, чем млекопитающих, рыб и прочих, но фамилии настолько поздни, что связывать их с культом птиц немыслимо, спор может идти только о происхождении тех прозвищ или имен, отчества от которых позже стали фамилиями» (Никонов В. А. Имя и общество. М., 1974).

Версия 4

Обладатель фамилии Дятлов, безусловно, может гордиться своей фамилией как памятником русской истории, культуры и языка.

Фамилия Дятлов относится к интереснейшей группе фамилий, образованных от внутрисемейных «мирских» имен. Наличие второго имени было своеобразной данью древней славянской традиции двуименности, требовавшей сокрытия основного имени с целью уберечься от «злых сил», которые не должны были узнать истинного именования человека. Более того, «домашние» имена нередко полностью подменяли собой имена крестильные, даже в документах выступая в качестве официальных имен. Неудивительно, что очень часто отчество сына записывалось не от крестильного, а от мирского имени отца.

Популярность таких имен была очень велика. В результате, когда к середине XIX столетия завершился процесс формирования славянских фамилий, оказалось, что родовые имена, образованные от мирских прозвищ, составляют большую часть всех фамилий.

Наиболее вероятным представляется, что фамилия Дятлов образовалась в качестве отчества от «мирского» имени предка Дятел. Популярность данного именования продиктована культом птиц у наших предков.

В славянской мифологии дятел является птицей, сводящей на землю небесный огонь - одним из воплощений Громовержца. Также, по преданиям, священные существа - дятел, конь, бык и волк - вели родившихся весной юношей, указывая им места для поселений.

Кроме того, дятел исстари считался врачевателем леса и покровителем медиков. Поэтому люди, занимавшиеся лекарским делом, часто носили с собой талисман в виде этой птицы. Таким образом, предок рода Дятловых, возможно, являлся сельским знахарем. Вышедший из языческой культуры, русский народ всегда с почтением и трепетом относился к разного рода ведунам и целителям. В связи с отсутствием профессиональных медиков, лекарское дело было занятием повсеместно востребованным и, как следствие, уважаемым. Потомки знахарей с гордостью носили такое семейное имя.

По другой версии, семейное имя Дятловых относится к ряду фамилий, образованных от географических названий. В таком случае, предок рода являлся владельцем земель, либо выходцем из деревни Дятлово. Поселения с таким названием расположены в Костромской, Тверской, Московской и Смоленской областях России, а также в Гродненской области Белоруссии.

Фамильное имя Дятловых встречается в архивных документах, начиная с XV века. Например, в Писцовых книгах Новгородских пятин содержатся сведения о крестьянине Офонаско Дятлове, датированные 1495 годом. Кроме того, известным обладателем данной фамилии являлся Василий Дятлов – воевода царя Ивана III.

Поскольку процесс формирования фамилий был достаточно длительным, в настоящий момент о точном месте и времени возникновения фамилии Дятлов говорить сложно. Однако, с уверенностью можно утверждать, что она принадлежит к числу древнейших русских семейных именований

Как пишется фамилия Дятлов на английском языке (латиницей)

Diatlov

Заполняя документ на английском, следует писать сначала имя, потом отчество латинскими буквами и уже потом фамилию. Написание фамилии Дятлов по-английски вам может понадобиться при заявление на загран паспорт, заказе зарубежного отеля, при оформление заказа в английском интернет-магазине и так далее

Ваша версия значения фамилии Дятлов

Если вы знаете другую версию значения фамилии Дятлов, напишите нам!
И мы ее опубликуем!

Рассматривать его или искать что-то на нем означает, что ваши деловые связи с иностранными партнерами значительно расширятся и вам придется совершить много заграничных поездок.

Снился сон « Глобус »

Толкование сна в соннике:

Предвестие далеко идущих планов, иногда.

Глобус - увидеть во сне

Толкование сна в соннике:

Путешествие, дорога, отдых, отпуск.

Что означает сон про Глобус

Толкование сна в соннике:

Успех в науках, удачное путешествие по чужим странам.

Снится « Глобус » во сне

Толкование сна в соннике:

Рассматривать во сне глобус - к дальним путешествиям. К круизу для богатых.

Видеть во сне Глобус

Толкование сна в соннике:

Рассматривать его или искать что-то на нем означает, что ваши деловые связи с иностранными партнерами значительно расширятся и вам придется совершить много заграничных поездок. Атлас.

Значение сна « Глобус »

Толкование сна в соннике:

Сонник: к чему снится Глобус

Толкование сна в соннике:

Тебя ждет головокружительный успех в науке или творчестве, удачное и выгодное путешествие по дальним странам или просто прекрасный отдых.

Расшифровка и толкование сна Глобус

Толкование сна в соннике:

Успехи в науках, дальние поездки, путешествия. Трудности в делах из-за чьих-то слишком консервативных взглядов.

Толкование сна Глобус

Толкование сна в соннике:

Удачное путешествие, успех в науках.

Что предвещает сновидение: Глобус

Толкование сна в соннике:

Женщине снится глобус - к скорой беременности (возможно, уже ожидаете ребенка). Мужчине - это сон-предупреждение: необходимо строгое ограничение в пище, иначе ожирения не избежать. Если глобус видит ребенок - ему необходимо больше внимания уделять учебе.

Сонник: к чему снится Глобус

Толкование сна в соннике:

Шарообразная форма глобуса - это отражение вашего чрезмерного идеализма. Рассматривать во сне глобус - знак того, что ваши представления о мире слишком идеалистичны и лишены практической ценности. Если наяву вы затеваете какие-либо важные дела или планируете деловые контакты - такой …

Шар земной, глобус во сне

Толкование сна в соннике:

Земной шар, глобус во сне

Толкование сна в соннике:

Тебя ждёт кругосветное путешествие.

Глобус во сне

Толкование сна в соннике:

Тебя ждёт кругосветное путешествие.

Сонник: Глобус что значит?

Толкование сна в соннике:

Вас ждёт удача в научных исследованиях и контакты с иностранцами, возможно далёкое и в целом удачное и занимательное путешествие.

Если приснился сон - Глобус

Толкование сна в соннике:

Радостная поездка. Планы на путешествие, построенные после сна, сбудутся.

Шар земной (глобус) во сне

Толкование сна в соннике:

Тебя ждет кругосветное путешествие.

Видеть во сне Карта (географическая)

Толкование сна в соннике:

Рассматривать ее во сне, прокладывать маршрут, получать карту, составлять карту самому - к переменам в образе жизни и в делах. Такой сон означает множество важных ответственных дел, которые будут вам поручены, увлекательные путешествия, сочетающие дела и удовольствия, получение выгодных предложений …

Почему во сне снится География?

Толкование сна в соннике:

Если вам снится, что вы рассматриваете географическую карту - вам предстоят увлекательные поездки и интересные знакомства. Увиденный глобус предвещает дальнее путешествие, которому будут предшествовать долгие сборы и тягостное ожидание на всех этапах подготовки к нему. Листать географический атлас, изучая интересующие …


Автор статьи: сайт Дятел - священная птица у древних римлян, потому как он доставал пищу Ромулу и Рему и принес огонь. Дятел был посвящен Марсу. В римской мифологии он - лесное божество Пикус.

Собиратель народных украинских поверий Н.Ф. Сумцов записал такое: «Дятел - птица священная, птица - приносительница небесного огня молний, и гнездо ее, основанное зимними холодами, отворяется в весеннюю пору веткой-молнией» (Сумцов, 1890). Кто достанет эту ветку - сможет открывать любые замки.

Дятел - лекарь леса - говорят в Украине. Черный дятел считался культовой птицей у эвенков, помог алтайцам в добыче огня. Дятел вышел из земли - считалось на Руси. Если сидеть тихо возле его гнезда, то можно услышать, как он стонет, это у дятла болит голова от того, что он целыми днями непрерывно долбит дерево. Чтобы дятел не портил бортевых деревьев, вотяки не стреляют его, а приносят ему в жертву дикую утку.

Украинцы Подолии не употребляют дятла в пищу, так как видят в нем человека, искупающего свои грехи. Дятел, считалось вышел из земли, а что из земли - то от самого Бога. Поляки Силезии видят в дятле-желне птицу, что принесла огонь людям.

Пророческая птица, подобно некоторым другим шумным птицам.

Гура А. Символика животных в славянской народной традиции (отрывок)

Происхождение дятла, как и многих других птиц, народные легенды связывают с человеком. По украинским представлениям, «зозуля й дятел були перше людьми, а поели Бог так дав, що поробились птицями» (Аф.ПВСП 3: 225). Закарпатские украинцы верят, что дятел произошел из «майстра», т. е. плотника (Потуш.ЛНПОН 1941/1). В речицком Полесье рассказывают, что в дятла Бог превратил пасечника в наказание за работу в воскресенье: в воскресный день он делал топором зарубку на дереве, в котором находился рой пчел, и с тех пор всякий день, невзирая на праздники, долбит дерево клювом (Pietk.KDPR: 53-54). Сходная легенда известна и белорусам в районе Несвижа: дятлом стал пчеловод, который в воскресенье долбил сосну, чтобы сделать борть для пчел (Шейн МИБЯ 2: 352-353).

Мотив грехов, совершенных дятлом в результате нарушения запрета работать в праздник, находит отражение и в поверье, засвидетельствованном у гуцулов: мясо дятла несъедобно оттого, что человек, съев его, принял бы тем самым на себя все грехи этой птицы, долбящей деревья и крыши по воскресным и праздничным Дням (Kaindl Н: 104). Украинцы Подолии не употребляют дятла в пищу, потому что видят в нем душу человека, искупающего свои грехи (Fisch.R: 38).

Одна из характерных особенностей дятла, которая раскрывается в народных представлениях, это присущая ему хтоническая природа. Украинцы говорят, что «дятел из земли», «а что из земли, то от самого Бога» (Кл.ЖАСС: 97). Дятел имеет отношение к подземным сокровищам. У нижних лужичан существует поверье, что добыть их можно с помощью омелы, растущей на дереве, в дупле которого обитает дятел. Для этого нужно сильно стучать по дереву, пока дятел не сорвет омелу и не сбросит ее вниз. Тогда с ее помощью в Иванову ночь можно извлечь из-под земли клад (Штризов, Mull.WN: 167-168).

У лужичан известно также поверье о дятле, добывающем «разрыв-траву», широко представленное в разных славянских традициях (оно отмечено и у других европейских народов, в том числе в античных источниках, см.: Кл.ЖАСС: 75, 96-97, Gust.ZS: 5). Устроив себе гнездо в дупле дерева, черный дятел (желна) покидает его на несколько дней, а потом возвращается, принося в клюве чудесный корень, с помощью которого можно открывать любые замки и затворы (Бург, Schul.WVt: 156).

В Хорватии трава, отмыкающая без ключа все запоры, носит характерное название: zemaljski kljuc (земной ключ). Чтобы заполучить ее, нужно забить клином дупло желны и расстелить под ним красный платок. Желна принесет чудесную траву, выбьет ею клин из дупла, а траву бросит на красный платок, думая, что это огонь, в котором трава сгорит (Брувно, Стаза, Пакрац, Липовчани, Hire SPNN: 5-6). Такими же свойствами в поверьях сербов и хорватов обладает и трава детелина (трилистник, вид клевера, рус. дятлина, дятелъник, дятловина), связанная с дятлом лишь названием: тот, кто носит ее под языком или под кожей ладони, сможет отмыкать любые замки, а также откапывать с ее помощью клады (4ajK.PBB: 86, Ivan.P 10: 284).

Аналогичные представления известны и восточным славянам (Аф.ПВСП 2: 398, Кл.ЖАСС: 96). Закарпатские украинцы, например, называют эту волшебную траву клин-трава. Если лезвие косы найдет на нее, из косы выпадут все клинья, а если бросить ее на воду, она будет плыть против течения. Воры добывают такую траву с помощью желны, забивая клином дупло с ее птенцами, а потом зашивают ее под кожу правой руки. Тогда достаточно лишь прикоснуться рукой к замку, как он сам собой откроется (Потуш.РП 1940/27-30.III, Потуш.ЛНПОН 1942/2; см. также: KaindlH: 104).

У западных славян, помимо лужичан, это поверье о дятле известно также чехам (Аф.ПВСП 2: 398, Кл.ЖАСС: 97) и полякам, главным образом в Малополыне. В центральной и южной Малополыпе чудесную траву, от соприкосновения с которой отскакивают щеколды и отмыкаются замки, добывают так же, как у хорватов: вбивают клин в дупло с птенцами дятла или желны и расстилают под деревом красное сукно или платок, которые птица принимает за огонь (совр. Келецкое воев., р-н Пинчова, Siark.MELP: 71, совр. Новосондецкое воев., Ломница, Gust.PPG: 127). На западе этого региона в данном поверье выступают некоторые детали, общие как с южными славянами, так и с карпатскими украинцами. Здесь дятел бросает на красное сукно несколько трав, и, чтобы определить ту, что отмыкает замки, нужно отнести их на бегущую воду и выбрать из них ту, которая поплывет против течения, а затем сделать надрез на ладони и вложить кусочек этой травы под кожу (совр. Катовицкое воев., Олькушский пов., р-н Славкова, Cisz.LRG: 53, 41). По поверью поляков Серадзского региона, желна открывает залепленное дупло с помощью травы rozryw, которую затем бросает на красный платок, имитирующий огонь (Pi^t.ZLZS: 514).

В различных славянских зонах в роли добытчика «разрыв-травы», кроме дятла и желны, выступают также удод, сова, сорока, еж и такие хтонические животные, как змея и черепаха. В сближении дятла с черепахой, по-видимому, не последнюю роль играет и близость их названий: желна и желвъ.

Некоторые народные легенды рассказывают о том, как черный дятел в давние времена провинился перед Богом. В Череповецком у. Новгородской губ. легенда повествует об этом так: «Все реки на земле произошли оттого, что их вырыли птицы. Одна только желна не принимала в этом участия, за что Бог и не позволил ей пить из рек и озер. Она может пить только дождевую воду. Вот почему эта птица и кричит жалобно: „Пить, пить!“ » (Уломская вол. (?), Ант.СПМ: ЗЗоб.). Согласно польско-мазовецкой легенде, желне не позволено пить земной воды потому, что, когда все птицы рыли море, она в этой работе не только не участвовала, но даже старалась его засыпать. С тех пор она пьет лишь дождевую воду с листьев и призывает дождь криком: «Pi-с! pi-c!» [Пить! пить!] (Седлецкая губ., Гарволинский пов., Луковец, U1.NME: 294).

Аналогичным образом - «ппць! ппць!» - передается крик желны и у белорусов Гродненской губ., которые толкуют его как предвестье дождя (Волковыский у., Fed.LB 1: 181). На западе Болгарии дятел накликает дождь криком: «Сип-сип» [Полей-полей] (Кюстендильский край, Зах.ККр: 62). Приметой дождя служит крик желны у чехов (Високи Лес, ССМ 1940/64/4:136). У поляков Новосондецкого воев. писк дятла предвещает летом дождь, а зимой снег (р-н Беча, Стшешин, Gust.PPG: 127). В Краковском воев. дождь сулит дятел, залетевший в деревню (Олькушский пов., р-н Славкова, Cisz.LRG: 32). У хорватов с криком желны связана иная метеорологическая примета: если зимой она закричит «jug, jug, jug!» [юг, юг, юг!], это значит, что подует южный ветер (Доня Купчина, Hire SPNN: 8).

Народные поверья иногда наделяют дятла и огненной символикой. В известной степени она мотивирована ярко-красной окраской верхней части головы дятла, особенно эффектной у черной желны. Следы такой символики можно обнаружить в народной традиции всех групп славян. Так, поляки юго-восточной Силезии видят в желне птицу, которая принесла людям огонь (Катовицкое воев., пов. Рацибуж, Плотна, ArchKESUJ 7856/llla: Мб). У русских в Вологодской губ. известна примета: прилет дятла на дом - к пожару (Кадниковский у., Троичина, Зел.ОРАГО 1: 219). У хорватов голос желны передается словами: «Kurila bi oganj / nemam drrrv!» [Развела бы огонь, да нет дров!] (Божняковина, Hire SPNN: 6). К этому же кругу представлений относится и огненная символика красной ткани, предназначенной для дятла при добывании «разрыв-травы» (у поляков, хорватов). У всех восточных славян особенно распространена примета о том, что дятел (иногда уточняется: черный), долбящий в стену или в угол дома, п р е д в е щ а е т в нем п о к о й н и к а (Россия, Даль ПРН: 925, Кл.ЖАСС: 96, Рязанская губ., Касимовский у., Бучневая, Манс.ОРЭА 1: 44; Витебская губ., Витебский у., Колышки, Городокский у., Войхань, Никиф.ППП: 195; Украина, Марк.ОПКНМ2: 122, Ровенская обл., Рокитновский р-н, Каменное, Волынская обл., Ратновский р-н, Речица, Мельники Речицкие, зап. автора, совр. Тернопольская обл., р-н Рогатина, украинско-польское пограничье (?), Дукля, Gust.PPG: 127; Fisch.ZPLP: 34). Поэтому и дерево, издолбленное дятлом, почитается на Русском Севере негодным для строительства и употребляется только на дрова (Пермская губ., §15. Кулик 715 Соликамский у., СРНГ 8: 309). Согласно «Абевеге русских суеверий», смерть или тяжелую болезнь предвещает также черный дятел, перелетевший человеку дорогу (Чулк.АРС: 193). Созвучием слов желна и желвы определяются некоторые м е - дицинские коннотации, присущие образу дятла. Так, у западных украинцев запрет убивать дятла (укр. жовна) объясняют опасением подхватить золотуху (укр. жовны) (совр. Ивано-Франковская обл., Печенежин, Schnaid.LP 13:113), а русские Калужской губ. парят и прикладывают траву дятлевник к воспаленным железам (желвам) на шее (Мосальский у., СРНГ 8: 308). Кроме того, дятел находит и иное применение в лечебной практике: у поляков Подгалья горячим отваром из желны поят больного лихорадкой (Краковское воев., Живецкий пов., Слотвина, ArchlSWXI ZU S6:131).

733 0

Пророческая птица, символ магической силы, страж королей и деревьев. В греко-римской мифологии дятел посвящен Зевсу (Юпитеру), Аресу (Марсу), Сильвану, Тио-ре и Триптолему. Охранял Ромула и Рема. Дятел - арийская птица грозовых облаков. В христианской символике - это дьявол и ересь, подрывающие веру и человеческую природу. Для протоисторических индейцев Америки - птица войны.


Значения в других словарях

Дятел

Дятел

м. птица Picus, из семьи лазунов. Д. зеленый, краснолобый, поболее дрозда, P viridis. Д. пестрый, гузка и затылок алые, P. major; серый, Р. canus; малый, Р. minor, с воробья. Д. трепалый, P. tridactylus. Д. черный, желна, пчельник, Р. martius. Дятел и дуб продалбливает. Кабы на дятла да не свой носок, никто бы его не нашел! Дятел мох долбbт в избе, к покойнику. Дятельный, дятловый, к дятлу относящ...

Дятел

ДЯ́ТЕЛ -тла; м. Лесная птица с длинным и сильным клювом, добывающая пищу из щелей и трещин древесной коры. Долбит, как д. (о человеке, который без конца повторяет одно и то же). ...

Дятел

Тла, м. Лесная лазящая птица с сильным клювом. Семейство дятлов. Долбит как дятел (много раз повторяет одно и то же; неодобр.). II прил. дятловый, -ая, ...

Дятел

В общеславянской форме это слово имело вид dblbtb, имеющего ту же основу (хотя и с измененной корневой гласной), что и долбить. Свое название эта птица получила по производимому ею действию – долблению деревьев. ...

Дятел

Общеслав. Суф. производное от той же основы (с перегласовкой), что и долбить, *delbtьlъ > дятел: bt > т, l - l в результате диссимиляции изменилось в n - l, en дало ę, а затем ’а. Дятел буквально - «долбящий», ср. диал. петел «петух» - собственно «поющий», укр. довбач. См. долото. Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. - М.: Дрофа Н. М. Шанский, Т. А. Боброва...

Дыра

Символизирует пустоту. Принимает на себя символизм как глубины, так и высоты. Будучи отверстием в земле - это принцип женской плодовитости, имеющий символизм, общий со всеми полыми предметами. Отверстие в крыше храма, вигвама, ритуальной постройки и т, п. - это дверь в мир Небесный. Пройдя через него, человек покидает земное и принимает небесное обличие. Небеса изображаются в виде круглой дыры. Зе...

Дыхание

Означает жизнь, душу, силу, дающую жизнь, дух мира, силу духа, также нечто преходящее, несущественное и ускользающее. Вдыхание и выдыхание означает переменный ритм жизни и смерти, появление и погружение во вселенную. В христианстве инсуффляция, или дыхание на другого человека, означало влияние Духа Святого и изгнание злых духов. ...

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: