Торпедный катер. Торпедные катера времён Великой Отечественной войны Торпедный катер д 3 чертежи

ВНИМАНИЕ! Устаревший формат новостей. Возможны проблемы с корректным отображением контента.

Торпедный катер Д-3: воин Севера

Советские торпедные катера типа Д-3 производились параллельно с катерами Г-5, но оказались способны выполнять гораздо больше задач, чем конкуренты. Встречайте новый катер линейки исследования СССР!

Проект малого торпедного катера Д-3 разрабатывался в Ленинграде в 1939-1940 годах. В августе 1940 опытный образец был принят на испытания моряками Черноморского флота и в этом же году принят на вооружение. Несмотря на то, что Д-3 по вооружению и габаритам мало отличался от катера Г-5, он показал отличный потенциал по спектру выполняемых задач. Д-3 выгодно отличался от конкурента более высокой мореходностью и дальностью плавания, надёжностью агрегатов и конструкции в целом, более совершенным навигационным оборудованием и наличием обитаемой палубы, что позволяло использовать Д-3 в качестве лёгкого и быстрого десантного транспорта.

Боевая эффективность катеров Д-3 прекрасно иллюстрируется действиями этих судов в ходе блестяще проведённой десантной операции советского Северного флота в Лиинахамари и боевых действий, предшествующих решающему удару. Катера Д-3 не только эффективно боролись с конвоями фашистов, но и сыграли решающую роль в захвате артиллерийских батарей фьорда Петсамо, доставляя десантников до вражеских укреплений под ураганным огнём с берега. Опыт боевого применения катеров Д-3 показал их высокую живучесть — несмотря на то, что конструкция корпуса выполнялась из дерева разных пород, торпедные катера были способны пережить сотни пробоин и вывести команду из-под вражеского обстрела.

В War Thunder торпедный катер Д-3 располагается на младших рангах линейки исследования флота СССР. Это небольшое судно длиной чуть более 22 метров и водоизмещением 36 тонн. Силовая установка состоит из трёх бензиновых двигателей серии ГАМ-34, которые дают катеру максимальную скорость в 32 узла (60 км/ч).

Вооружение катера составляют две торпеды 53-38 калибра 533мм — такие же, как на катерах Г-5, но запуск торпед осуществляется сбросом их за борт по курсу движения катера. На Д-3 установлены два крупнокалиберных пулемёта ДШК, также нашлось место для размещения глубинных бомб. Экипаж катера составляет 9 человек.

Торпедный катер Д-3 станет одним из первых катеров, доступных для тестирования участникам закрытого бета-теста морских сражений War Thunder. Поспеши оказаться в числе первых тестировщиков флота War Thunder. Увидимся в бою!

Команда War Thunder!

Торпедный катер - это малый боевой корабль, предназначенный для поражения торпедами военных кораблей и транспортных судов противника. Широко применялся во время Второй мировой войны. К началу войны торпедные катера в основных флотах западных морских держав были представлены слабо, но с началом войны строительство катеров резко возросло. К началу Великой Отечественной войны СССР имел 269 торпедных катеров. В ходе войны было построено более 30 торпедных катеров, и 166 получено от союзников.

Проект первого глиссирующего советского торпедного катера разработал в 1927 г. коллектив Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ) под руководством А.Н. Туполева, впоследствии выдающегося авиаконструктора. Первый опытный катер "АНТ-3" ("Первенец"), построенный в Москве, испытывался в Севастополе. Катер имел водоизмещение 8,91 т, мощность двух бензиновых моторов 1200 л. с., скорость хода 54 узла. Длина наибольшая: 17,33 м, ширина 3,33 м, осадка 0,9 м, Вооружение: 450-мм торпеда, 2 пулемета, 2 мины.

Сравнивая "Первенец" с одним из трофейных СМВ, выяснили, что английский катер уступал нашему и в скорости и в маневренности. 16 июля 1927 года опытный катер зачислили в состав военно-морских сил на Черном море. "Принимая во внимание, что данный глиссер является опытной конструкцией, - указывалось в приемном акте, - комиссия считает, что ЦАГИ выполнил поставленное ему задание полностью и глиссер независимо от некоторых недочетов военно-морского характера подлежит приему в состав Морских Сил РККА... " Работы над усовершенствованием торпедных катеров в ЦАГИ продолжались, и в сентябре 1928 года был спущен на воду серийный катер "АНТ-4" ("Туполев"). До 1932 года наш флот получил десятки таких катеров, названных "Ш-4". На Балтике, Черном море и Дальнем Востоке вскоре появились первые соединения торпедных катеров.

Но "Ш-4" был еще далек от идеала. И в 1928 году флот заказал ЦАГИ еще один торпедный катер, названный в институте "Г-5". Это был новый по тем временам корабль - в его кормовой части находились желобные аппараты для мощных 533-миллиметровых торпед, а на ходовых испытаниях он развил невиданную скорость - 58 узлов с полным боезапасом и 65,3 узла без нагрузки. Военные моряки сочли его лучшим из существующих торпедных катеров как по вооружению, так и по техническим свойствам.

Торпедный катер типа "Г-5"

Головной катер нового типа "ГАНТ-5" или "Г5" (глиссирующий № 5) прошел испытания в декабре 1933 года. Этот катер с металлическим корпусом был лучшим в мире, как по вооружению, так и по техническим свойствам. Он был рекомендован к серийному производству и к началу Великой Отечественной войны стал основным типом торпедных катеров Советского ВМФ. Серийный "Г-5", 1935 г. выпуска, имел водоизмещение 14,5 т, мощность двух бензиновых моторов 1700 л. с., скорость хода 50 узлов. Длина наибольшая 19,1 м, ширина 3,4 м, осадка 1,2 м. Вооружение: две 533-мм торпеды, 2 пулемета, 4 мины. Выпускался на протяжении 10 лет до 1944 года в различных модификациях. Всего построено более 200 единиц.

"Г-5" прошёл огневое крещение в Испании и в Великой Отечественной войне. На всех морях они не только выходили в лихие торпедные атаки, но и ставили минные заграждения, охотились за вражескими подводными лодками, высаживали десанты, осуществляли охрану кораблей и конвоев, тралили фарватеры, бомбардируя глубинными бомбами немецкие донные неконтактные мины. Особенно трудные, а порой - необычные задания выполняли в годы Великой Отечественной войны черноморские катерники. Им приходилось конвоировать... поезда, идущие вдоль Кавказского побережья. Они стреляли торпедами по... береговым укреплениям Новороссийска. И, наконец, обстреливали ракетами фашистские корабли и... аэродромы.

Однако, низкая мореходность катеров, особенно типа "Ш-4", ни для кого не была секретом. При самом незначительном волнении они заливались водой, которая легко забрызгивалась в очень низкую, открытую сверху ходовую рубку. Выпуск торпед гарантировался при волнении не свыше 1 балла, а просто находиться в море катера могли при волнении не свыше 3 баллов. Из-за низкой мореходности "Ш-4" и "Г-5" лишь в очень редких случаях обеспечивали проектную дальность хода, зависевшую не столько от запаса топлива, сколько от погоды.

Этот и ряд других недостатков во многом были обязаны "авиационному" происхождению катеров. Конструктор положил в основу проекта поплавок гидросамолета. Вместо верхней палубы у "Ш-4" и "Г-5" была круто изогнутая выпуклая поверхность. Обеспечивая прочность корпуса, она в то же врем создавала массу неудобств в обслуживании. На ней трудно было удержаться даже тогда, когда катер был неподвижен. Если же он шел полным ходом, сбрасывалось решительно все, что на нее попадало.

Это оказалось очень большим минусом во время боевых действий: десантников приходилось сажать в желоба торпедных аппаратов - размещать их больше было негде. Из-за отсутствия плоской палубы "Ш-4" и "Г-5", несмотря на сравнительно большие запасы плавучести, практически не могли перевозить серьезный груз. Накануне Великой Отечественной войны были разработаны торпедные катера "Д-3" и "СМ-3" - торпедные катера дальнего действия. "Д-3" имел деревянный корпус, по его проекту был выпущен торпедный катер "СМ-3" со стальным корпусом.

Торпедный катер "Д-3"

Катера типа "Д-3" производились в СССР на двух заводах: в Ленинграде и Сосновке Кировской области. К началу войны Северный флот располагал всего двумя катерами этого типа. В августе 1941 с завода в Ленинграде было получено еще пять катеров. Все они были сведены в отдельный отряд, который и действовал до 1943 года, пока не стали поступать на флот другие "Д-3", а также по ленд-лизу катера союзников. Катера "Д-3" выгодно отличались от своих предшественников торпедных катеров "Г-5", хотя по боевым возможностям они удачно дополняли друг друга.

"Д-3" обладали повышенными мореходными качествами и могли действовать на большем удалении от базы, чем катера проекта "Г-5". Торпедные катера этого типа имели полное водоизмещение 32,1 т, наибольшую длину 21,6 м (длина между перпендикулярами - 21,0 м), наибольшую ширину по палубе 3,9 и по скуле - 3,7 м. Конструктивная осадка составляла 0,8 м. Корпус "Д-3" изготовлялся из дерева. Скорость хода зависела от мощности использовавшихся двигателей. ГАМ-34 по 750 л. с. позволяли развивать катерам ход до 32 узлов, ГАМ-34ВС по 850 л. с. или ГАМ-34Ф по 1050 л. с. - до 37 узлов, "паккарды" мощностью по 1200 л. с. - 48 узлов. Дальность плавания полным ходом достигала 320-350 миль, восьмиузловым ходом - 550 миль.

На опытных катерах и серийных "Д-3" впервые были установлены бугельные торпедные аппараты бортового сбрасывания. Достоинство их было в том, что они позволяли производить залп со "стопа", в то время как катера типа "Г-5" при этом должны были развить скорость не меньше 18 узлов - в противном случае они не успевали отвернуть от выпущенной торпеды.

Выстрел торпедами производился с мостика катера воспламенением гальванического запального патрона. Залп дублировался торпедистом с помощью двух запалпатронов, установленных в торпедном аппарате. "Д-3" вооружались двумя 533-мм торпедами образца 1939 г.; масса каждой составляла 1800 кг (заряд тротила - 320 кг), дальность хода при скорости 51 узел - 21 кабельтов (около 4 тыс. м). Стрелковое вооружение "Д-3" состояло из двух пулеметов ДШК калибра 12,7 мм. Правда, в годы войны на катера устанавливали и 20-мм автоматическую пушку «эрликон», и спаренный пулемет «Кольт-браунинг» калибра 12,7 мм, и некоторые другие типы пулеметов. Корпус катера имел толщину 40 мм. При этом днище было трехслойным, а борт и палуба - двухслойными. На наружный слой шла лиственница, а на внутренний - сосна. Обшивка крепилась медными гвоздями в расчете пяти штук на один квадратный дециметр.

Корпус "Д-3" разделялся на пять водонепроницаемых отсеков четырьмя переборками. В первом отсеке 10-3 шп. располагался форпик, во втором (3-7 шп.) - четырехместный кубрик. Камбуз и выгородка для котла - между 7-м и 9-м шпангоутами, радиокаюта - между 9-м и 11-м. На катерах типа "Д-3" устанавливалось, улучшенное навигационное оборудование по сравнению с тем, что было на "Г-5". Палуба "Д-3" позволяла брать на борт десантную группу, к тому же по ней можно было передвигаться во время похода, что было невозможно на "Г-5". Условия обитаемости экипажа, состоявшего из 8-10 человек, давали возможность катеру подолгу оперировать вдали от основного места базирования. Был предусмотрен и обогрев жизненно важных отсеков "Д-3".

Торпедный катер типа "Комсомолец"

"Д-3" и "СМ-3" были не единственными торпедными катерами, разрабатывавшимися в нашей стране накануне войны. В те же годы группа конструкторов проектировала малый торпедный катер типа "Комсомолец", который, почти не отличаясь от "Г-5" по водоизмещению, имел более совершенные трубные торпедные аппараты и нес более мощное зенитное и противолодочное вооружение. Строились эти катера на добровольные взносы советских людей, и поэтому некоторые из них, помимо номеров, получили наименования: "Тюменский рабочий", "Тюменский комсомолец", "Тюменский пионер".

Торпедный катер типа "Комсомолец", 1944 г. выпуска имел дюралюминиевый корпус. Корпус разделен водонепроницаемыми переборками на пять отсеков (шпация 20-25 см). По всей длине корпуса проложена полая кильбалка, выполняющая функцию киля. Для уменьшения качки на подводной части корпуса установлены бортовые кили. Два авиационных двигателя установлены в корпусе один за другим, при этом длина левого гребного вала составляла 12,2 м, а правого - 10 м. Торпедные аппараты, в отличие от катеров предыдущих типов, трубные, а не желобные. Максимальная мореходность торпедоносца составляла 4 балла. Водоизмещение полное 23 т, суммарная мощность двух бензиновых моторов 2400 л. с., скорость хода 48 узлов. Длина наибольшая 18,7 м., ширина 3,4 м., среднее углубление 1 м. Бронирование: 7-мм противопульная броня на рубке. Вооружение: два трубных торпедных аппарата, четыре 12,7-мм пулемета, шесть больших глубинных бомб, дымовая аппаратура. В отличие от остальных катеров отечественной постройки на "Комсомольцах" была бронированная (из листа толщиной 7 мм) рубка. Экипаж насчитывал 7 человек.

Свои высокие боевые качества эти торпедоносцы в наибольшей степени проявили весной 1945 года, когда части Красной Армии уже завершали разгром гитлеровских войск, с тяжелыми боями продвигаясь к Берлину. С моря советские сухопутные войска прикрывали корабли Краснознаменного Балтийского флота, причем вся тяжесть боевых действий в водах южной Балтики легла на плечи экипажей подводных лодок, морской авиации и торпедных катеров. Пытаясь хоть как-то оттянуть свой неизбежный конец и как можно дольше сохранить порты для эвакуации отступающих войск, фашисты предприняли лихорадочные попытки резко увеличить число поисково-ударных и дозорных групп катеров. Эти срочные меры в какой-то степени обострили положение на Балтике, и тогда в помощь действующим силам КБФ была переброшена четверка "Комсомольцев", вошедшая в состав 3-го дивизиона торпедных катеров.

Это были последние дни Великой Отечественной войны, последние победные атаки торпедных катеров. Окончится война, и символом отваги - потомкам в пример, врагам в назидание - навечно застынут на постаментах овеянные боевой славой "Комсомольцы".


Спроектированы под руководством конструктора Л.Л. Ермаша в 1939 году, как катера дальнего действия и предназначались для ведения торпедных атак не только в стесненных прибрежных районах но и в ближней морской зоне.

Корпус катера деревянный двухслойный, внешний слой выполнялся из лиственницы, а внутренний из сосны, общей толщиной 40 мм. Днище катера было трёхслойным. Доски обшивки крепились медными гвоздями в расчете пяти штук на один квадратный дециметр. Палуба так же состояла из двух слоёв древесины и выполнялась прямой по всей длине, что позволяло свободно передвигаться по ней во время похода и давало возможность удобно разместиться взводу десантников. В середине корпуса находилась закрытая ходовая (боевая) рубка с смотровыми стеклами. Внутри рубки устанавливались приборы управления: штурвал, машинный телеграф, три тахометра (по одному на двигатель), приводы к дросселям регулировки газа, магнитный компас, планшет с картами, коробка автоматической стрельбы для пуска торпед.
Непотопляемость обеспечивалась делением корпуса водонепроницаемыми переборками, на 5 отсеков:

  1. Форпик;
  2. Кубрик, радиорубка и камбуз, каюта командира, электроотделение;
  3. Моторный;
  4. Шкиперская кладовая;
  5. Топливная цистерна, румпельное отделение.
В качестве балласта на катере использовались обыкновенные печные кирпичи. Были улучшенны условия обитания экипажа, предусмотрен обогрев жизненно важных отсеков, что давало возможность катеру подолгу оперировать вдали от основного места базирования.

Силовая установка механическая, трёхвальная с тремя отечественными бензиновыми авиационными моторами ГАМ-34 по 750 л.с. каждый с реверс-редукторами, с максимальной скоростью вращения до 1850 об/мин. Скорость полного хода катера можно было использовать не более часа. Максимальное число оборотов двигателя в действиях боевой подготовки разрешалось не свыше 1600 об./мин. Исправный мотор запускался через 6-8 сек. после включения. Максимально допустимое число оборотов на заднем ходу - 1200. Время работы двигателя на задний ход - 3 минуты. В качестве топлива использовался бензин Б-70. После 150 часов работы нового мотора требовалась его полная переборка.

Вооружение катеров состояло:

  1. Из 2 крупнокалиберных 12,7-мм пулемётов ДШК с длинной ствола 84,25 калибра, которые распологались один на крыше рубки и один на баке. Режим огня - только автоматический, построенный на газоотводном принципе, имеет дульный тормоз. Скорострельность установки составляла 600 выстрелов/мин. при начальной скорости патрона 850 м/с, дальность стрельбы до 3,5 км, потолок до 2,4 км. Питание пулемётов ленточное, в ленте по 50 патронов. Стрельба ведется очередями до 125 выстрелов после чего требуется охлаждение. Расчёт пулемёта включал 2 человека. Для удобства наводки предусмотрен наплечник с регулируемыми плечевыми упорами. Пулемёты имели систему ручного управления с оптическим прицелом. Масса установки - нет данных.
Катера комплектовались магнитным компасом КИ-6 и радиостанцией "Штиль-К".

Радиостанция "Штиль-К" могла работать в телефонном режиме, имела мощность 10-20 Вт и работала в диапазоне 75-300 метров с дальностью действия 20 миль.

Строительство проводилось на заводе НКВД №5 в Ленинграде.


Тактико-технические данные тип Д-3(пр.19) серия I Водоизмещение: стандартное 30,8 тонны, полное 32,1 тонны. Длина наибольшая: 21,6 метра Длина по КВЛ: 21,0 метра
Ширина наибольшая: 3,9 метра
Осадка по КВЛ: 0,8 метра
Силовая установка: 3 бензиновых мотора ГАМ-34 по 750 л.с.,
3 винта, 3 руля
Скорость хода: полная 32 узла, экономическая 10 узлов
Дальность плавания: 320 миль при 32 узлах, 550 миль при 10 узлах
Мореходность: 6 баллов
Автономность: 2 суток
Вооружение: .
артиллерийское: 2х1 12,7-мм пулемёта ДШК
торпедное: 2 бугельных 533-мм ТА
противолодочное:
радиотехническое: 1 радиостанция "Штиль-К"
навигационное: 1 магнитный компас КИ-6
Экипаж: 9 человек (1 офицер)

Всего построено катеров с 1940 г. по 1942 г. - 26 единиц.

    Торпедные катера типа Д-3(пр.19) серия II
- отличались от предыдущей серии установленными ленд-лизовскими американскими бензиновыми моторами "Паккард" и усиленным артиллерийским вооружением.

Силовая установка механическая, трёхвальная с тремя бензиновыми авиационными моторами "Паккард" по 1200 л.с. каждый. Скорость полного хода катера достигала 45 узлов. Исправный мотор запускался через 5-6 сек. после включения.

Вооружение катеров состояло:

  1. Из 2 бугельных торпедных аппаратов БС-7 для двух 533-мм торпед. Торпедные аппараты (ТА) представляют собой захваты для торпед (мин), аналогичные применяемым в военной авиации захватам для подвески боеприпасов под фюзеляж самолетов и вертолетов. Для бортового сбрасывания торпед служило гальваническое запальное устройство, которое состояло из двух запалпатронов, установленных в торпедном аппарате, электропровода и гальванического элемента (батареи) при замыкании цепи которой ток подавался на запал. Достоинство ТА было в том, что они позволяли производить залп и со "стопа".
  2. Из 1 одноствольного 20-мм автомата ШВАК с длиной ствола 84 калибра, расположенного на специальном банкете сразу за рубкой. Питание пушки ленточное. Расчёт включал 2 человека. Скорострельность установки составляла 700 выстрелов/мин. на ствол при начальной скорости патрона 815 м/с, дальность стрельбы - нет данных.
  3. Из 2 спаренных крупнокалиберных 12,7-мм пулемётов ДШК с длинной ствола 84,25 калибра, которые распологались один на крыше рубки и один на баке. Режим огня - только автоматический, построенный на газоотводном принципе, имеет дульный тормоз. Скорострельность установки составляла 600 выстрелов/мин. на ствол при начальной скорости патрона 850 м/с, дальность стрельбы до 3,5 км, потолок до 2,4 км. Питание пулемётов ленточное, в ленте по 50 патронов на ствол. Стрельба ведется очередями до 125 выстрелов после чего требуется охлаждение. Расчёт пулемёта включал 2 человека. Для удобства наводки предусмотрен наплечник с регулируемыми плечевыми упорами. Пулемёты имели систему ручного управления с оптическим прицелом. Масса установки - нет данных.
  4. Из 8 глубинных бомб БМ-1, расположенных в корме. Общий вес бомбы составлял 41 кг, а вес тротила 25 кг при длине в 420 мм и диаметре 252 мм. Скорость погружения доходила до 2,3 м/с, а радиус поражения -- до 5 метров. Бомба применялась для профилактического бомбометания, в том числе, для подрыва донных магнитных и акустических мин с катеров и тихоходных кораблей.

Строительство проводилось на заводе №640 в Сосновке Кировской области.

Головной катер вошёл в строй в 1943 году.


Тактико-технические данные тип Д-3(пр.19) серия II Водоизмещение: стандартное 32 тонны, полное 37 тонн. Длина наибольшая: 21,6 метра Длина по КВЛ: 21,0 метра
Ширина наибольшая: 3,9 метра
Осадка по КВЛ: 0,9 метра
Силовая установка: 3 бензиновых мотора "Паккард" по 1200 л.с.,
3 винта, 3 руля
Скорость хода: полная 45 узлов, экономическая 10 узлов
Дальность плавания: 320 миль при 45 узлах, 550 миль при 10 узлах
Мореходность: 6 баллов
Автономность: 2 суток
Вооружение: .
артиллерийское: 1х1 20-мм пушка ШВАК, 2х2 12,7-мм пулемёта ДШК
торпедное: 2 бугельных 533-мм ТА
противолодочное: 1 бомбосбрасыватель,8 глубинных бомб БМ-1
радиотехническое: 1 радиостанция "Штиль-К"
навигационное: 1 магнитный компас КИ-6
Экипаж: 11 человек (1 офицер)

Всего построено катеров с 1943 г. по 1945 г. - 47 единиц.

Торпедные катера типа «Д-3»
(проект П-19-ОК)

Торпедный катер ТКА-12 в Североморске
Проект
Страна
Изготовители
Операторы
Предшествующий тип Д-2
Последующий тип „Комсомолец“
Годы постройки 1940 - 1944 годы
Построено 73
В строю нет
В консервации нет
В резерве нет
Сохранено В Североморске на площади Мужества на вечную стоянку поставлен катер ТКА-12 Северного флота
Отправлено на слом 72
Основные характеристики
Водоизмещение 32,1 т
Длина 21,6 м (максимальная)
21 м (между перпендикулярами)
Ширина 3,9 м (по палубе)
3,7 м (по скуле)
Осадка 0,8 м
Двигатели 3 бензиновых ГАМ-34/ГАМ-34ВС/ГАМ-34Ф/Packard
Мощность 3 х 750-1200 л. с.
Скорость хода 32-48 узлов
Дальность плавания 300-320 миль (полным ходом)
550-550 миль (8 узлов)
Экипаж 8-10 человек, возможен перевоз десанта
Вооружение
Радиолокационное вооружение стандартные радиолокаторы катеров «Воспер» и «Хиггинс»
Зенитная артиллерия 2 12,7-мм пулемёта ДШК или «Кольт-Браунинг», 1 20-мм пушка «Эрликон » и т. д.
Противолодочное вооружение 8 глубинных бомб
Минно-торпедное вооружение 2 торпедных аппарата БС-7, 2 533 мм торпеды образца 1939 г.

Описание

Ходовые качества

Полное водоизмещение чуть более 32 тонн. Максимальные размеры: 21,6 × 3,9 × 0,8 м. Скорость зависела от двигателей: двигатели семейства ГАМ-34 давали ход от 32 до 37 узлов, американские двигатели Packard 4M-2500 , поставлявшиеся по ленд-лизу - до 48 узлов. Дальность плавания при максимальной скорости до 320-350 миль, при скорости 8 узлов - 550 миль. Катер мог быть задействован при ветре не более 6 баллов.

Вооружение

На катере ставили два 12,7 мм пулемёта ДШК . Некоторые катера вооружали пулемётами фирм «Кольт », «Браунинг » и др., а на некоторые ставили и автоматическую 20-мм пушку «Эрликон ». Основное торпедное вооружение - бугельные торпедные аппараты БС-7, из которых пускали две торпеды калибра 533 мм образца 1939 года (масса каждой 1800 кг при заряде тротила 320 кг, скорость до 51 узла, дальность хода 21 кабельтов). Выстрел производился с мостика катера при поджигании гальванического запального патрона.

Защита

Корпус катеров из дерева, толщиной до 40 мм. Для защиты днище сделано трёхслойным, а борт и палуба двухслойными (наружный из лиственницы, внутренний из сосны). Обшивку крепили медными гвоздями в соотношении 5 гвоздей на квадр. дециметр. При малых повреждениях сосна набухала и затягивала пробоины и отверстия. Как балласт использовались обычные кирпичи.

Помещения

Корпус разделялся на пять водонепроницаемых отсеков: в первом форпик , во втором - четырёхместный кубрик , также были камбуз , выгородка для котла и радиокаюта (предусмотрен обогрев для них). Навигационное оборудование было лучше, чем на катерах типа Г-5 . На борт можно взять и десантную группу. Экипаж из 8-10 человек позволял катеру долго действовать вдали от базы.

Строительство

Катера строились на заводах в Ленинграде и Сосновке (Кировская область). В составе Северного флота до войны было всего два катера, но в августе 1941 года ленинградские рабочие успели построить и сдать в ещё пять. Эти семь катеров сведены в отдельный отряд, который действовал до 1943 года . В 1943 году серийное производство катеров возобновилось.

Служба

Живучесть катеров была высокой. В десантной операции в Лиинахамари , в которой участвовали две группы катеров Северного флота под командованием капитан-лейтенанта А. О. Шабалина и капитана 2 ранга


23 октября звено торпедных катеров в составе "ТКА-73" и "СМ-3" под командованием теперь уже капитан-лейтенанта К. Г. Кочиева получило задание произвести поиск кораблей и плавсредств противника у мыса Ильи и Киик-Атлама. Достигнув коммуникации Феодосия - Керчь и не обнаружив здесь вражеских кораблей, катера подошли к бухте Двуякорной.


Стальной катер «СМ-3». Водоизмещение 34 тонны, размеры 20,8 х 3,9 х 1,5 метров; мощность 4 двигателей 3600 л.с;
дальность плавания 24-узловым ходом 380 миль; вооружение включало 2 ТА 533 мм и 2 пулемета 12,7 мм; экипаж 8 человек.

В 4 часа 20 минут, воспользовавшись тем, что внимание противника было отвлечено обстрелом нашего самолета, возвращавшегося после бомбардировки Феодосии через Двуякорную, они выпустили три торпеды (две с "ТКА-73" и одну с "СМ-3"), которые взорвались в районе бухты. Атака оказалась неожиданной для гитлеровцев. Включив три мощных прожектора, они перекрыли световой завесой выход из бухты, сосредоточив по завесе мощный артиллерийский огонь.
Но усилия гитлеровцев были запоздалыми: торпедные катера вырвались в море раньше постановки световой завесы. Установив это, вражеские прожектористы начали искать их в море.
Каждый раз, когда торпедные катера попадали в лучи и под артиллерийский огонь, капитан-лейтенант Кочиев (он находился на борту "ТКА-73") и командир "СМ-3" старший лейтенант Турин сбрасывали на воду дымовые шашки и прикрывались шапкой дыма.
Немцы, считая, что советский катер поврежден, задерживали лучи прожектора и артиллерийский огонь по шапке дыма, а катера тем временем уходили дальше. Так повторялось несколько раз, пока катера не вышли из зоны действия прожекторов и обстрела.
Здесь командир "СМ-3" доложил капитан-лейтенанту Кочиеву, что левая торпеда на его катере из-за отказа запальной трубки осталась на борту. Командир отряда приказал устранить неисправность и повторить атаку. В 5 часов 40 минут "СМ-3" вновь вошел в бухту Двуякорную, произвел выстрел торпедой по причалам и под огнем противника начал отходить в базу.
В 6 часов 05 минут торпедный катер "СМ-3" подвергся преследованию четырех вражеских торпедных катеров, имевших большую скорость хода и более сильное вооружение. Через 15 минут советский катер был окружен. В двух кабельтовах справа от него и на таком же расстоянии слева находилось по два вражеских катера. Личный состав "СМ-3" решил принять неравный бой. Против их двух пулеметов ДШК действовали четыре автоматические пушки и восемь крупнокалиберных пулеметов противника.
Бой начался в 6 часов 20 минут. Маневрируя на 30-узловой скорости, "СМ-3" отражал атаку гитлеровцев. В 7 часов 10 минут в результате меткого огня загорелся и вышел из строя концевой катер противника, шедший с правого борта, вскоре загорелся и другой катер. Вражеские катера, маневрировавшие с левого борта, не выдержали боя и легли на обратный курс. Победа в этом беспримерном в истории торпедных катеров бою досталась советским морякам, проявившим исключительную стойкость и боевую выучку.

Налет торпедных катеров "ТКА-73" и "СМ-3" на бухту Двуякорную весьма поучителен. Прежде всего катерники правильно выбрали место и время атаки. Они атаковали причалы в тот момент, когда огневые средства и внимание противника были отвлечены нашим пролетавшим самолетом. Катерники умело использовали дымовые шашки для маскировки и отрыва от противника. Этот прием в дальнейшем широко применялся экипажами торпедных катеров на всех советских флотах.

P.S.: В многотомной "Хронике" этот набег есть, но бой почему-то не упомянут. Я уж думал, что это неизвестный науке факт. Но, проверив "Боевую летопись ВМФ 1941-42", обнаружил, что это не так. Там написано (только по нашим данным), что СМ-3 на отходе 45 минут вел бой с 4 ТКА и без ущерба для себя повредил 1 из них (это точно соответствует Отчету 1-й БТКА за октябрь 1942). Т.е. всё правильно, и проблема лишь в том, что этот действительно славный эпизод теряется на фоне других, не находящих реального подтверждения.


Экипаж торпедного катера дальнего действия типа СМ-3 занимается погрузкой торпеды на борт катера.
Катер из состава одного из дивизионов 1-й бригады торпедных катеров Черноморского флота.

Та же "Летопись" зачем-то пишет, что в ходе набега был потоплен танкер, хотя командиры катеров доложили просто о том, что торпеды взорвались в районе бухты. По немецким данным, 1 торпеда разрушила переходный мостик к торпедной станции, еще 1 выскочила на берег и не взорвалась. 3-я торпеда в документах следов не оставила, м.б. просто затонула.

В общем, сам набег особых материальных результатов не принес, если не считать загубленного мостика. Зато бой СМ-3 - безусловно, героическая страничка истории нашего флота. И, можно сказать, до сих пор никому не известная.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: