Сретенская свеча применение и молитва обход дома. Что такое сретенская свеча и как правильно использовать ее для молитвы в доме. Зачем на праздник Сретения Господня освящают свечи

Сретенские свечи О «чудодейственных» сретенских свечах и сретенской воде.

Сретенские суеверия.

В православном требнике священнослужителя есть специальный «Чин благословения свеч на Сретение Господне». Кто-то может спросить: чем же отличается обычная церковная свеча от «сретенской» ? Только чином освящения, ведь простые церковные свечи, которые продаются в лавках, тоже освященные. Для лучшего понимания можно провести аналогию с освящением воды. Так, например, когда в храме служатся водосвятные молебны: вода освящается малым чином, можно сказать – «обычным». Но есть и такое понятие, как освящение воды великим чином, и делается это только единственный раз в году – на праздник Крещения Господня. Также и со «сретенскими свечами» – их освящают только раз в год особым чином. Однако это не значит, что «сретенским свечам» следует придавать какое-то магическое или чудодейственное значение – это крайности, конечно.»Сретенские свечи» православные христиане возжигают во время домашней молитвы, как и другие церковные свечи. Ведь любая свеча, если горячо молиться, согревает молитву.

Зачем на праздник Сретения Господня освящают свечи?

Вопрос: Скажите, пожалуйста, с чем связан обычай освящать на Сретение Господне в храме свечи и как следует правильно обращаться с принесенными в этот день домой сретенскими свечами?

Отвечает иеромонах Иов (Гумеров):

Великий двунадесятый праздник Сретения Господня был установлен в Византии в царствование благоверного царя Юстиниана I в 542 году после страшной моровой язвы, поразившей империю в октябре 541 года, а в Римской Церкви – в 496 году при папе Геласии (другие исследователи считают – при святом Григории Великом ( 590–604)). Тогда же возник обычай совершать массовые шествия со светильниками (свечами). Происхождения этих процессий, по видимому, связаны со словами, произнесенными святым праведным Симеоном Богоприимцем: Яко видесте очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей:свет во откровение языком (Лк . 2: 30–31). Обычай этот укоренился на Западе. Митрополит Вениамин Федченков (1880–1961) писал: «В настоящее время в Католической Церкви в праздник Сретения Господня (2 февраля н. ст.) в храмах совершается благословение сретенских свечей и крестный ход с ними. Существует также традиция зажигать эти свечи во время мессы при чтении Евангелия и Евхаристического канона» (Письма о двунадесятых праздниках. М., 2004. С.219).

В Православной Церкви сохранился только «Чин благословения свещъ на Сретение Господне» . В Требнике предписывается совершать его перед Царскими вратами «по часех, прежде начатия священныя Литургiи» . В третьей молитве этого чина священник обращается к Богу: «Господи Иисусе Христе, Свете истинный, просвещаяй всякаго человека грядущаго в мiр: излей благословенiе Твое на свещы сiя, и освяти я светом благодати Твоея: изволи же милостиве, да яко сiя светила огнем видимым возжженна нощныя тьмы прогоняют, тако сердца наша, невидимым огнем, си есть, светлостiю Святаго Духа просвещенна, слепоты всяческих избежат…».

По материалам: http://www.pravoslavie.ru/7032.html

Https://azbyka.ru/forum/threads/sretenskaja-svecha.11811/

Письма о двунадесятых праздниках. М., 2004. С.219

Для православных 15 февраля – особенный день. В середине последнего месяца зимы все верующие празднуют Сретение Господне. В храмах, помимо священной службы, происходит освящение свечей и воды. Свечи, освященные в этот день, называют «сретенские». Они олицетворяют собой Свет, что Всевышний принес всем людям. Сила молитвы на сретенские свечи ни с чем несравнима. Сретенские свечи значение, применение может быть разным. Поговорим об этом подробнее.

Свечи сретенские олицетворяют собой Свет, что Всевышний принес всем людям

Сретенские православные свечи и церковные зрительно не отличаются от обычных. Особенность состоит только в способе освящения.

Если классическую свечу можно освятить на любой праздник, то сретенскую – только 15 февраля. В древние времена этот символ хранили в определенном углу дома возле алтаря или икон. Церковные свечи предназначены для людей с верой в душе. Молитва на Сретение Господне должна идти от сердца и души.

Освящение сретенских свечей происходит с использованием священного писания.

Малая жертва Всевышнему

Насколько ярко и сильно горит пламя, настолько сильной является человеческая духовность и вера. В состав всей продукции, продаваемой в церкви, обязательно входит два компонента. Это:

  • елей – символ милости Всевышнего к прихожанам;
  • воск – символ подчинения человеческой воли правилам Господа.

Сретенские православные свечи по своему составу ничем не выделяются, они такие же, как традиционные.

Согласно духовной практике, любое обращение к Всевышнему или другим святым при горении Сретенской свечи выделяется определенной силой благодати. Молитва на Сретение Господне очень действенная. Если огонь дополнить искренностью и верой, непременно произойдет быстрая реализация всего задуманного. Главное – надежда в сердце и искренность. Сретенские православные свечи помогут в решении сложных проблем.

Сретенские православные свечи помогут в решении сложных проблем

Свеча церковная на Сретение Господне, как и любая, приобретенная в храме, используется для обращения к Всевышнему. Обычно они использовались в особых случаях, когда слова к Всевышнему направлены на его помощь в решении тяжелой ситуации или исцелении от недуга. Человек может зажечь ее в момент скорби, печали, в состоянии депрессии, когда, казалось бы, нет больше сил. Огонь поможет найти ответ на все вопросы и отгонит демонские атаки. Молитва на силу сретенской свечи должна идти только от души.

Как освятить

Чем же отличается свеча церковная на Сретение Господне от той, которую каждый человек может приобрести в лавке храма? Отличие только в одном: классические освящаются в любой день, а сретенские только 15 февраля. Обряд освящения проводится особенным способом, где используются специальные богослужебные книги.

Также в этот день можно освятить и воду. Молитва на Сретение Господне только удвоит силу святой воды. Раньше святили не водопроводную или воду из колодцев, а талый снег. Говорили, что такие свечи могут даже выгнать бесов из дома. Они предназначены для обращения к Господу.

Момент встречи двух сезонов

День 15 февраля символизирует собой долгожданную встречу Господа с верующими. Раньше этот праздник больше воспринимался как крестьянский. В народе 15 февраля был символом смены сезонов, в этот день уже можно было найти первые лучи солнца. Сретенские православные свечи уже тогда выделялись своей особенной силой.

В этот день, чтобы привлечь первые теплые дни, организовывались массовые гулянья или даже кулачные поединки. Одна группа крестьян наряжалась в яркие наряды, а другая – в белые. В том, кто выиграет, искали ответ на вопрос о приходе ранних или поздних теплых дней. Женщины накрывали столы и приглашали гостей, щедро кормили скот. Особенное внимание уделялось курам, которые должны быть нестись, невзирая на холода. А дети с первыми лучами солнца начинали водить хороводы и пели песни, призывая весну быстрее прийти. Сретенские православные свечи часто преподносились гостями хозяевам в качестве подарка.

В этот день, чтобы привлечь первые теплые дни, организовывались массовые гулянья или даже кулачные поединки

Сретенские церковные обходные свечи

В сознании верующих они наделены целебными характеристиками, они способны исцелить не только физически, но и морально. Предназначены для лечения больных и нуждающихся. Считалось, что могущество огня и молитвы может сохранить от всех негативных воздействий, от дьявола и его слуг. Отсюда и такая сила, которую важно зажигать целесообразно и с чистыми помыслами. Категорически запрещено использовать их для реализации темных целей, нести ее ведьмам или использовать для гадания. Это большой грех. Сретенская свеча применение и молитва дома поможет избавиться от проблем, и главное – очистить душу.

Прочтение священных слов – дорога к Божественной Благодати

Свечи по отдельности не могут принести пользы. Зажженный огонь должен быть дополнен сердечной молитвой и только тогда свет осуществит все желания. Это же правило можно отнести к воде, над которой читалась молитва в этот день. Никто не приуменьшает ее целебные свойства, но они только усилятся у человека с верой в душе и сердце.

Свечи по отдельности не могут принести пользы, зажженный огонь должен быть дополнен сердечной молитвой и только тогда свет осуществит все желания

Эти слова направлены к людям, которые хотят использовать свечи без веры в Господа: «Они исцеляют только людей с чистым сердцем, что переполнено любовью к Богу». Сегодня многие эзотерические теории советуют использовать сретенские свечи для блокировки черной магии или энергетических вампиров. Но это большой грех. Только священные слова, обращенные к Господу, помогут избавиться от видимых и невидимых доброжелателей. Эти каноны являются основоположными во всех Церквях. Значение освящения – очистка души и тела.

Какое применение дома

Дома свечки можно зажигать во время болезни родных. Для ежедневной молитвы лучше использовать простые церковные. Также ими можно очистить дом, освятив его стены и углы водой. Огонь свечи зажигается, и человек, читая молитвы, проходит по всем комнатам, словно очищая пространство и освящая свой дом. Для проведения этого обряда можно пригласить священника, но лучше это сделать собственными силами. После освящения свечка должна сгореть сама, словно аккумулируя в себе весь негатив, что накопился за год.

Сретенская свеча: какое применение и молитва. Человек сам выбирает молитву, что ближе ему по душе. Здесь нет определенных норм или правил, главное – вера и чистота помыслов и души. Господь слышит каждую молитву, особенно, если она произносится под огонь.

Значение освящения для верующих

Сретенская свеча — что это, и как сретенские церковные свечи освящаются, знает не каждый. Значение освящения в православии – показать Господу любовь прихожан и их преданность. Она олицетворяет смирение и повиновение, следование всем заповедям. Они важны, их огонь помогает людям очистить свою душу, настроить сознание на Божественный свет, который хочет увидеть каждый человек. Огонь необходимо зажигать, когда человек хочет поговорить со Всевышним о сокровенных темах и почувствовать его поддержку и гармонию в душе.

Значение освящения в православии – показать Господу любовь прихожан и их преданность

Применение и хранение свечек дома

Использовать сретенские свечи можно только для молитвы. Их зажигают в особенные дни, на праздники, в знак благодарности за жизнь и ее изобилие. Люди часто просят Бога, плачут, но, получив желаемое, мало кто готов поблагодарить его за помощь. Верующие должны только просить у Всевышнего помощи. Часто они забывают отдать ему что-то взамен: посвятить свою молитву Богу, поблагодарить за помощь, поставить свечку в знак благодарности. Эти обычные действия исполняются только 10 процентами верующих, поэтому важно не забывать использовать огонек в качестве благодарности за жизнь, здоровье, детей и работу. Это сильный религиозный талисман, данный в помощь людям, которые верят и правильно его используют.

Сретенские свечи освящают особенным способом, но, несмотря на это, их сила будет отображена только в устах человека с верой и Богом в сердце.

15 февраля на праздник Сретения Господа нашего Иисуса Христа, в храме перед началом Божественной литургии совершается чин освящения свечей. Сретенские свечи надо отличать от тех свечей, которые освящаются в любое время года.

Предназначение свечей

Свеча - это ваша малая жертва Богу. Огонь свечи, это огонь нашей веры. В состав любой Церковной Свечи обязательно входит: елей - симолизирующий Божественную милость к людям, и пчелиный воск - символизирующий сладость общения с Богом, мягкость воска выражает готовность человека подчинить свою волю Богу.

Действенность сретенских свечей

Церковная практика показывает, что любая молитва к Господу Иисусу, Божией Матери, или к святым, при возжжении и горении Сретенских свечей, имеет особую благодатную силу, и если сопровождается искренной верой молящихся, приводит к скорому исполнению просимого.

Применение сретенских свечей

Сретенская свеча, как и любая церковная свеча, предназначается сугубо только для возжжения ее во время молитвы. Обычно Сретенские Свечи зажигаются только в особых случаях: когда мы молимся при решении важных жизненых проблем (выборе спутника жизни, выборе профессии, устройстве на работу, прибретении дома, машины и т.д.), когда нас одолевает болезнь, скорбь, печаль, или при явном действии демонских сил на человека.

Как правильно ставить свечу

Любая церковная свеча - это жертва Богу, следовательно свеча ставится с молитвой: "Прими Господи жертву сию за рабов Твоих (имя за кого ставишь)." Если свеча ставится какому-либо святому, то молитесь: "Святый угодниче Божий (имя) моли Бога о мне (или о нас и перечисляете имена)".

Помните что:

Церковные свечи освящаются и посвящаются Богу, поэтому и сгореть должны только для Бога, поэтому нельзя церковные свечи относить бабкам, целителям и колдунам, это святотатство и кощунство по отношению к Святыне, и, в конце концов, приводит к абсолютно противоположному результату.

Те огарки которые остаются у вас после домашнего возжжения свечей нельзя выкидывать, их необходимо принести в храм для переплавки.

О "чудодейственных" сретенских свечах и сретенской воде

Сретенские суеверия

В православном требнике священнослужителя есть специальный "Чин благословения свеч на Сретение Господне". Кто-то может спросить: чем же отличается обычная церковная свеча от "сретенской"? Только чином освящения, ведь простые церковные свечи, которые продаются в лавках, тоже освященные.

Для лучшего понимания можно провести аналогию с освящением воды. Так, например, когда в храме служатся водосвятные молебны: вода освящается малым чином, можно сказать – "обычным". Но есть и такое понятие, как освящение воды великим чином, и делается это только единственный раз в году – на праздник Крещения Господня.

Также и со "сретенскими свечами" – их освящают только раз в год особым чином. Однако это не значит, что "сретенским свечам" следует придавать какое-то магическое или чудодейственное значение – это крайности, конечно."Сретенские свечи" православные христиане возжигают во время домашней молитвы, как и другие церковные свечи. Ведь любая свеча, если горячо молиться, согревает молитву.

Церковная свеча - это прежде всего ваша жертва Богу. Жертва - это то, что человек отдаёт от своего материального состояния, не получая взамен материальный эквивалент отданному.

Например: если в магазине вы отдаёте продавцу некоторую сумму денег и получаете взамен какой-либо товар стоимостью в эту сумму, это не жертва.

Фактически вы ничего не отдали, а только обменяли одну форму имущества (деньги) на другую (товар). Если вы купили свечу и сожгли её дома, пользуясь её светом для чтения или просто для освещения, это не жертва.

Если же вы купили свечу в церкви и поставили её гореть перед какой-либо иконой или святыней - это жертва. Если вы подали милостыню нищему, или опустили деньги в "церковную кружку" на восстановление храма - это жертва.

Жертва - это дар, выражение нашей любви к тому, кому мы этот дар приносим. И только тогда наша жертва приятна Богу, когда приносится от чистого сердца. Неважно, какова материальная стоимость этой жертвы.

Когда ребёнок дарит своему отцу на день рождения сделанный своими руками рисунок или поделку, это не менее приятно отцу, чем если ребёнок подарит ему купленный дорогой галстук или крем для бритья на данные мамой деньги.

Некоторые пытаются вступать с Богом в "коммерческие отношения", например: "Господи! Сделай для меня это и это, и я поставлю тебе в церкви самую толстую свечу!".

Богу не нужны толстые или тонкие свечи. Богу нужны любящие сердца. Свечи нужны нам, как возможность выражения нашей любви к Богу, как символ нашей горячей молитвы, устремляющейся к Нему подобно пламени свечи, как возможность доказать, что мы способны пожертвовать материальным ради духовного. Но иногда мы видим языческое отношение к свечам, к освященной воде.

Если человек лишен веры в Истинного Бога, то во чтобы он ни верил, - он язычник. Родная сестра язычества - магия - то есть стремление человека подчинить себе духовный мир. Святыня в магии рассматривается как автоматический аккумулятор благодати, залог успеха, оберег. Магизм начинается там, где всё укладывается в простые правила и безпроблемные советы.

Например: "Чтобы ребенок не болел, нужно его крестить", "Чтобы успешно шла торговля, нужно посвятить офис", "Отче наш" - сильная молитва, но Иисусова - сильнее", "Если в доме держать освященную вербу, то никакое зло не сможет войти в дом".

Сретение Господне – старинный христианский праздник, который отмечается уже несколько столетий. День праздника приходится на 15 февраля 2019 года. Не удивительно, что к нему приурочено множество обрядов и обычаев, которые соблюдают верующие.

Один из них – освящение свечей в праздник Сретения Господня. В давние времена в этот день проводилось шествие с зажженными светильниками.

Позднее в католических храмах стало совершаться благословение сретенских свечей и крестный ход с ними. Также появилась традиция зажигать эти свечи во время мессы при чтении Евангелия и Евхаристического канона.

Этот древний чин был воспринят православной церковью в ХVII веке.

В 1646 году митрополит Киевский святитель Петр (Могила) составил и издал требник, в котором подробно описывался католический чин крестных ходов с зажженными светильниками. Он совершается в знак очищения мира светом Христова Евангелия.

В Православии освящение свечей в день этого праздника также происходит в память об установленной Моисеем обязанности приносить в жертву Богу всякого первенца.

До наших дней сохранился ветхозаветный обычай 40-дневного очищения после рождения ребенка. Согласно сложившимся традициям, в 40-й день после его появления на свет или позднее мать с ребенком приходит в храм, где совершается обряд крещения младенца.

Сретенская свеча символизирует огонь Благодати Божией, а также воспринимается как символ пылающего любовью к Господу молящегося сердца. Как ее пламя устремляется ввысь, так и молитва верующих должна возноситься к Богу, сжигая преграды суеты мирской и оплавляя, подобно воску, грешные души.

В одной из молитв чина освящения свечей на Сретение Господне говорится:

«Господи Иисусе Христе, Свете истинный, просвещаяй всякаго человека грядущаго в мiр: излей благословенiе Твое на свещы сiя, и освяти я светом благодати Твоея: изволи же милостиве, да яко сiя светила огнем видимым возжженна нощныя тьмы прогоняют, тако сердца наша, невидимым огнем, си есть, светлостiю Святаго Духа просвещенна, слепоты всяческих избежат…».

Верующие возносят просьбы о том, чтобы, как зажженные свечи своим светом разгоняют ночной мрак, так и души христиан, просвещенные Духом Святым, избегали греховной тьмы.

После праздника Сретения Господня освященные свечи хранят дома в течение года как обереги и возжигают в особых случаях – например, во время молитвы за больных, в моменты душевных тревог.

Также существует обычай возжигать их в дни Великого поста при чтении канона Андрея Критского, страстных Евангелий и др. Однако православная церковь предостерегает верующих от того, чтобы придавать освященным свечам какое-либо магическое или чудодейственное значение.

Сегодня, в Праздник Сретения Господа Иисуса Христа во всех храмах освящаются особым чином свечи. Редакция нашего сайта pravoclavie.info хочет напомнить дорогим читателям, что эти свечи не являются неким «амулетом» или «оберегом» — возжигая их человеку не выдается автоматическое прощение грехов и не исполняются чьи либо-желания. Эти свечи являются символом того, как должно наше сердце гореть верой в Бога и любовью к Нему. Без этого, а также без Поста, молитвы, исповеди и причащения — любая святыня станет бесполезной вещью…

А теперь давайте разберемся, почему эти свечи называются «Сретенскими» и что в них особенного?
«Сретенскими» в обиходе называют свечи, освященные по специальному чину на праздник Сретения Господня (2/15 февраля). Точное название чина, о котором идет речь — «Чин благословения свещ на Сретение Господне» . Отметим, во-первых, что его не следует смешивать с обычным освящением свечей, не приуроченным ни к какой конкретной дате, и, во-вторых, что богослужебным уставом Православной Церкви совершение чина освящения свечей на Сретение не предписывается.

Как указывает священник Михаил Желтов, чин освящения свечей на праздник Сретения отсутствует в Греческой Церкви; неизвестен он и старообрядцам. Впервые он был введен в практику Православной Церкви после того, как в 1646 г. митрополит Киевский святитель Петр (Могила) издал составленный им «Евхологион, альбо Молитвослов, или Требник». Этот Требник содержал 37 чинов, никогда до этого в богослужебных книгах Православной Церкви не встречавшихся. Некоторые из них (чинопоследования освящения богослужебных облачений, колоколов и пр.) являются переработанными переводами чинов из латинского «Римского Ритуала» (Rituale Romanum). К числу латинских заимствований в Требнике святителя Петра (Могилы) относится и чин освящения свечей на праздник Сретения. «У католиков был такой обряд — шествие со свечами на Сретение. Для этого обряда свечи и освящаются, точнее, благословляются. Католики различают «освящения» (освящению подлежат вещества таинств, а также предметы непосредственно для литургической практики) и «благословения» (благословению подлежат предметы повседневной жизни: квартиры, машины и т. п. — так же, как и предметы для всех других подобных обрядов (например, пепел для пепельной среды))» .

В богослужении Католической Церкви чин благословения свечей на Сретение — составная часть шествия со свечами, приуроченного к этому празднику. Однако в православном богослужении отсутствует что-либо подобное католической сретенской процессии. Из-за этого теряет свой смысл и сам чин освящения свечей на этот праздник. Действительно, зачем освящать свечи именно на Сретение, если в православной богослужебной традиции этот праздник не предполагает какого-то особого использования свечей?

Нужно заметить, что в богослужении Католической Церкви шествие со свечами на Сретение стало устойчивой традицией далеко не сразу.

Существование в Римской Церкви самого праздника Сретения (под названием Очищение Девы Марии) надежно фиксируется только начиная с VII в. Шествие в Риме в день Сретения, введенное папой Сергием I (687-701), до XII в. имело покаянный, а не праздничный характер. Сама традиция праздновать Сретение распространялась на Западе медленно. Обычай благословения свечей возник, вероятно, во Франкском королевстве и не имел повсеместного характера вплоть до XI века. В XII в. в Риме установился обычай петь при благословении свечей песнь Симеона Богоприимца «Nunc dimittis» («Ныне отпущаеши»). На протяжении Средневековья в разных областях Западной Европы у праздничного шествия были свои особенности. Только в 1570 г. римский Миссал закрепил следующий его порядок: освященные священником свечи раздаются клиру и мирянам, в то время как хор поет песнь Симеона Богоприимца; после каждого стиха поется антифон «Lumen ad revelationem gentium et gloriam plebis tuæ Israel» («свет во откровение языков и славу людей Твоих, Израиля»). Затем начинается торжественная процессия, участники которой несут зажженные свечи. Считается, что процессия символизирует вступление Христа — Света миру — в Иерусалимский храм. Процессия со свечами, став отличительным признаком Сретения, дала в европейских языках название самому празднику (нем. Lichtmess, исп. Candelaria, фр. Chandeleur, англ. Candlemas от Candle Mass).

И все же прошло много времени, прежде чем шествие со свечами стало восприниматься как неотъемлемая часть богослужения праздника Сретения в Католической Церкви. В Православной Церкви подобная традиция вообще не сформировалась.

Это, по-видимому, свидетельствует о том, что в смысле и значении самого праздника Сретения нет ничего такого, что вызвало бы необходимость сделать особый акцент на употреблении свечей в богослужении этого дня.

То, что с течением времени торжественное шествие со свечами стало в католических странах характерной принадлежностью празднования именно Сретения, могло быть связано с противодействием Церкви языческим суевериям.

Период с начала до середины февраля, когда зима начинает постепенно уступать место весне, не мог не иметь важного значения в жизни людей, и с незапамятных времен с ним было связано множество ритуалов и примет. В эти дни язычники-кельты праздновали Имболк, римляне — Луперкалии, славяне — Громницы (после принятия христианства у ряда славянских народов так стал называться праздник Сретения)… Эти языческие празднества сопровождались очистительными ритуалами, зажжением огней и совершением других магических действий, которые должны были способствовать плодовитости людей и животных, их защите от враждебных сил.

Можно предположить, что стремление Церкви отвлечь народ от привычных языческих ритуалов, в частности, от повсеместного суеверного почитания огня, и стало причиной постепенного распространения приуроченной к Сретению торжественной процессии со свечами.

Однако отголоски языческого поклонения огню долго сохранялись в народе. Ряд поверий, связанных до принятия христианства со священным огнем, был затем в народном сознании перенесен на свечи, освященные на праздник Сретения. Эти поверья образовали устойчивый комплекс, распространенный по всей территории Европы. Наиболее известно верование, что если освященную на Сретение свечу зажечь во время грозы, то можно защитить дом от молнии. Такой свече приписывалась способность отгонять демонов. Полагали также, что освященную на Сретение свечу нужно зажигать при особенно трудных жизненных обстоятельствах, например, когда кто-либо из членов семьи был болен или при смерти. Такие верования до сих пор распространены среди католиков — от Испании до Украины.

В Польше праздник Сретения получил название праздника Громничной Божией Матери: отголосок языческих славянских мифов о празднике Громниц, связанном с почитанием бога-громовника и его супруги. Здесь после праздничной службы свечу по возможности старались принести домой горящей. С нею обходили вокруг дома, а внутри на потолке огнем свечи выжигали кресты. Это делалось, чтобы защититься от нечистой силы и пожара. Сами освященные на Сретение свечи у поляков, украинцев, белорусов стали называться громницами или громничными.

«Иезуит Ленцкий в своем Катехизисе, изданном Виленскою академией в 1768 г., говорит, «что эти свечи громят силу бесовскую, дабы не вредила громами и молнией, проливными дождями и градом, легко низводимыми, по допущению Божию, чародеями или волшебницами; и потому верные во время грозы зажигают эти свечи, дабы испытать плоды молитвы; дают также умирающим в руки громницу, для поражения и отогнания сатаны, князя тьмы» и пр.» . Российский ученый спустя сто лет, в середине XIX века, свидетельствовал: «В Виленской губернии празднуется 2 февраля Пресвятая Мария Громница, и в церкви стоят во время богослужения с зажженными свечами, которые зовут громницами и сохраняют целый год для предохранения дома от громовых ударов, зажигая их во время грозы перед образами» .

Заимствованный у католиков обычай освящения свечей на праздник Сретения получил распространение и в православных приходах западных (и граничащих с ними) губерний Российской империи. Исследователями XIX века зафиксированы связанные со свечами-громницами поверья православных украинцев и белорусов. У них, как и у других европейских народов, свечам-громницам приписывалась магическая способность отгонять бесов и ведьм, гром и молнию, дождь и град. Поэтому во время грозы, во избежание удара молнии, старались зажечь громницу. На Украине ее зажигали и в случае пожара в селе. Сретенскую свечу давали также в руки умирающему, чтобы ему было легче «отходить» и чтобы отогнать нечистую силу. Кроме того, у русских в северо-западных областях и белорусов с зажженной громницей возвращались из церкви и гадали по ней, а также совершали обряд обнесения хлеба и свечи вокруг стола. Дымом от сретенской свечи чертили кресты на потолочных балках. Крестьяне западнорусского края в праздник Сретения поджигали друг другу крестообразно волосы сретенскими свечами, считая, что это помогает от головной боли.

Убеждение, что зажженная свеча может уберечь от попадания молнии и пожара, основывалось, по-видимому, на суеверии, что «огонь на огонь не пойдет». Например, в России в XIX в. в некоторых местностях в грозу специально разводили в печи огонь (хотя обычно в русских деревнях во время грозы плотно запирали окна и закрывали трубы). В доме нередко держали головню от пожара, произведенного молнией. Во время пожара затапливали печь в доме, соседнем с горящим, веря, что огонь против огня утишит пожар. В Карпатах крестьяне верили, что при приближении градовой тучи нужно зажечь пасхальную свечу и поставить ее в печь, чтобы дым от нее через трубу поднимался к небу. (Сходные поверья бытовали в разных местах Европы. Так, в Англии и Бретани средством защиты от молнии считалась обугленная ветка из костра, горевшего в день летнего солнцестояния; в Вестфалии при приближении грозы клали в огонь святочное полено.)

В большинстве великорусских губерний до революции не было освящения свечей на праздник Сретения. Свойствами магического оберега, относившимися на западе к «сретенской» свече, здесь наделялась свеча «четверговая» (с которой стояли в церкви на службе во время чтения 12-ти Евангелий вечером в Великий Четверг) и «пасхальная» (с нею обходили церковь во время крестного хода на Пасху).

Как видим, приписывание церковным свечам значения магического оберега было широко распространено. Но, конечно, такое суеверное отношение к свечам не имеет никаких оснований в учении самой Церкви. Согласно православной традиции, «горящая пред иконой свеча — это знак нашей веры и надежды на благодатную помощь Божию, всегда обильно посылаемую всем, кто с верой и молитвой притекает ко Господу и святым Его. Возжженная свеча — символ нашей пламенеющей и благодарной любви к Богу» . Как писал святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский, «свет свечи должен означать благоговение к святой иконе и давать удобство видеть ее» . Из этого следует также, что нет «более благодатных» или «менее благодатных» свечей, и, например, «Пасхальная» свеча не обладает большей «святостью», чем «обычная» освященная в церкви свеча.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский советовал: «Видя свечи горящие и лампады в церкви, восходи мыслию от огня вещественного к невещественному огню Духа Святаго: Бог наш есть огнь поядаяй (Евр. 12, 29)… Свеча или лампада напоминает нам о свете и огне духовном, напр., о словах Господа: Я — свет, пришедший в мир, да всяк веруяй в Мя во тьме не пребудет (Иоан. 12, 46), или: огня приидох воврещи на землю, и что хощу аще уже возгореся (Лк. 12, 49), или: да будут чресла ваша препоясана, и светилницы горящии, и вы подобни человеком, чающим господа своего, когда возвратится от брака, да пришедшу и толкнувшу, абие отверзут ему (Лк. 12, 35, 36), или: тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела, и прославят Отца вашего, Иже на небесех (Мф. 5, 16), — и самою вещию, самым существом своим учат нас соответствующим свету и огню духовным вещам или предметам, напр., чтобы сердца наши всегда горели любовью к Богу и ближнему, чтобы мы не допускали в себе возгораться страстям или геенскому огню, чтобы примером добродетельной жизни мы светили другим, как свеча светит нам в делах житейских…

Ставить свечи перед иконами хорошо. Но лучше, если приносишь в жертву Богу огнь любви к Нему и к ближнему. Хорошо, если вместе бывает то и другое. Если же ставишь свечи, а любви к Богу и ближнему в сердце не имеешь: скупишься, не мирно живешь, — то напрасна и жертва твоя Богу…

Твоя свечка как бы жертва всесожжения Господу; да будет же она дар Богу от совершенного сердца» .

Таким образом, чин освящения свечей на праздник Сретения был воспринят в XVII веке из католической традиции. Приписывание же «сретенским» (или любым другим) свечам «особых» свойств коренится не в христианском вероучении, а в языческом мировосприятии, когда человек желает, исполнив некий ритуал, приобрести талисман, защищающий от житейских бед и скорбей, и при этом не прилагать никаких усилий к исправлению своей жизни.
_________________________________

Примечания

Его текст см.: Чин благословения свещ на Сретение Господне. http://liturgy.ru/grafics/treby/osv_svech/page.php

См.: Странные богослужебные традиции. http://www.deacon.ru/forum/viewtopic.php?f=3&t=563&start=60; М. С. Желтов, протоиерей Сергий Правдолюбов. Богослужение Русской Церкви, X-XX вв. http://kiev-orthodox.org/site/worship/1132; Митрополит Макарий (Булгаков). Митрополит Петр Могила. http://www.sedmitza.ru/text/436146.html; Содержимое Чаши на Литургии преждеосвященных даров. http://www.deacon.ru/forum/viewtopic.php?f=24&t=10

Странные богослужебные традиции. http://www.deacon.ru/forum/viewtopic.php?f=3&t=563&start=60

О праздновании Сретения Господня в Православной Церкви см., например: История возникновения праздника Сретения Господня. http://www.sedmitza.ru/text/970163.html; Сретение Господне. http://azbyka.ru/days/prazdniki_dvunadesiatie/sretenie.shtml; Протоиерей Николай Погребняк. Встреча с Богом: иконография Сретения Господня. http://vedomosti.meparh.ru/2006_1_2/11.htm; Архимандрит Иоанн (Маслов). Сретение Господне (2 февраля). http://klikovo.ru/db/msg/4897; С. В. Булгаков. Неперемещаемые праздники. Настольная книга для священнослужителей. Сретение (Сретение Господне). http://gatchina3000.ru/eggs/20/fixed-holidays-09.htm; Типикон. http://www.holytrinitymission.org/books/russian/typokon_r.htm; П. Ю. Малков. Сретение Господне — история, духовный смысл и богослужебные особенности праздника. http://www.portal-slovo.ru/theology/42117.php

И. П. Калинский. Церковно-народный месяцеслов на Руси. http://fb2lib.net.ru/read_online/124489

Д. О. Шеппинг. Мифы славянского язычества. М.: ТЕРРА, 1997. С. 225

Е. Л. Мадлевская. Сретенье Господне. http://www.ethnomuseum.ru/section62/2092/2088/4032.htm ; И. П. Калинский. Церковно-народный месяцеслов на Руси. http://fb2lib.net.ru/read_online/124489; Стрітення або Громниці. http://xutir-savky.com.ua/stritennya-abo-hromnytsi/

Энциклопедия суеверий. М.: Миф, Локид, 1995. С. 104, 299; С. В. Максимов. Нечистая, неведомая и крестная сила. М.: ТЕРРА, 1996. С. 109

Елена Левкиевская. Облакопрогонники // Родина. 2001. № 1-2. С. 198

Энциклопедия суеверий. М.: Миф, Локид, 1995. С. 102

Также называлась «четвережной», «страстяной», «страшной» свечой, «евангельским» или «четверговым» огнем. См.: В. Г. Холодная. Четверговая свеча. http://www.ethnomuseum.ru/section62/2092/2089/4096.htm; И. П. Калинский. Церковно-народный месяцеслов на Руси. http://fb2lib.net.ru/read_online/124489; Татьяна Агапкина. Пасхальные праздники // Родина. 1996. № 4. С. 75; Вода и огонь. О двух народных традициях Великого четверга. http://halkidon2006.orthodoxy.ru/Hram_i_bogosluzhenie/Narodnye_traditzii_Velikogo_Chetverga.htm

Иначе называлась Христовой свечкой. См.: В. Г. Холодная. Христова свечка. http://www.ethnomuseum.ru/section62/2092/2089/4111.htm

Всенощное бдение и Литургия. М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2006. С. 168

«Забота о свечах для храма не должна быть чрезмерна. Высокия и толстыя свечи и умножение их без нужды нередко вредят благообразию храма. Свет свечи должен означать благоговение к святой иконе и давать удобство видеть ее, а большая свеча заграждает ее для зрителя. Должно делать нужное и приличное, а не мечтать о великолепии бесполезном». Святитель Филарет (Дроздов). Избранные творения. Акафист. // Сост. А. И. Яковлев. М.: Паломникъ, 2003. С. 284

Св. Иоанн Кронштадтский. Моя жизнь во Христе, или Минуты духовного трезвения и созерцания, благоговейного чувства, душевного исправления и покоя в Боге. Том 2. http://www.leushino.ru/lib/moyajiznvohriste2.htm

Пресс-служба храма Илии пророка

Духовное развитие

Римские корни праздника

В народном календаре православный праздник Сретение Господне самым причудливым образом сочетается с древним праздником, который называется Громницей. Наверное, многим знакомо это название. Невероятно, но праздник, отмечаемый на Руси, восходит корнями к древним традициям Рима. Дело в том, что в XVII веке митрополит Пётр Могила редактировал текст Требника, то есть книги, по которой совершались богослужения в церкви. В качестве образца он использовал римский аналог, в котором подробно описывались шествия в этот день с зажжёнными свечами в руках. Митрополит, взяв за основу описываемое действо, вложил в сретенские свечи, применение которых ещё не вошло в обычай, иной смыл – освящение и очищение мира светом Христовым.

В сознании наших предков эти свечи были наделены магическими свойствами. Считалось, что сретенская свеча может уберечь от всех проявлений враждебных сил, в том числе и от молнии и грома. Отсюда и название ее – громница. Однако православная церковь предостерегает от того, чтобы прихожане приписывали им какие-либо магические или чудодейственные свойства. Это было бы в высшей степени легкомыслием.

Истинная жертва Богу – наша душа

Кроме того, необходимо понимать, что сретенская свеча, как и любая другая церковная свеча, это прежде всего наша жертва Богу, то есть то, что мы отдаём безвозмездно, не надеясь получить равноценную компенсацию. В данном случае речь идёт о материальной жертве, приносимой нами. Мы тратим собственные деньги и покупаем на них свечу. Вот тут и подстерегает соблазн свести нашу жертвенность к чисто денежному эквиваленту. Проще говоря, купить за деньги Благодать Божию.

Нам кажется, что чем дороже свечу мы поставили, чем больше мы потратили (вложили) денег, тем ближе мы к Царствию Небесному. Это глубочайшая ошибка. Мы забываем, что всё материальное, что мы имеем, дано нам Богом, то есть и без нашей жертвы принадлежит Ему. Богу нужна от нас не сретенская свеча, не те купюры, которые мы опускаем в церковную кружку, а наши души, наша преданность и наша любовь. Свечи же являются лишь символом жертвы. Они, безусловно, нужны, но их свет лишь помогает нам настроить наше сознание на восприятие незримого Божественного света, увидеть который – цель жизни каждого истинного христианина. Сретенские свечи, применение которых, несомненно, благотворно, — всё же лишь камертон, помогающий нам настроиться на восприятие великой Божественной гармонии.

15 февраля православная Церковь отмечает непереходящий праздник Сретение, в который освящение свечей проводится особенным образом. Полученные после проведения чина свечи носили имя «сретенские». Этот обычай стал символом Света, принесённого Спасителем на землю.

Придя в православие в ХVII веке, «сретенские свечи» укоренились в религиозной среде: народ хранил их в красных углах изб или сундуках с ценностями.

Свечи, и обычные, и освящённые в день Сретения, символизируют огонь веры человека. В их состав входят елей, как знак милости Божьей, пчелиный воск, что трактовалось, как сладостные ощущения от общения с Господом, готовность подчиниться Его воле.

Воспользоваться свечами можно в храме во время служения, поставить свечу к иконе, забрать домой и зажигать во время вознесения домашней молитвы – на ваше усмотрение. Совершая обход дома с применением сретенских свечей и горящей молитвой, можно очистить очаг от скверны.

Сретение в христианстве и православии

О событии, в честь которого появился праздник, написано в Евангелии.

По иудейскому закону в храмах над новорожденными младенцами проводился обряд посвящения Господу. На 40-й день с момента рождения Христа Богородица явилась к дверям храма с маленьким Иисусом на руках.

К Деве Марии вышли старец Симеон (ему предрекли встречу с обличённым в плоть Богом) и провидица по имени , прозревшие в младенце обещанного Мессию и поведавшие о Его приходе собравшимся в храме. Это событие считается первой встречей (сретением) Господа и людей.

Симеона и Анну относят к ветхозаветным святым, а ознаменует начало Нового Завета, поэтому имеет место «встреча» двух Заветов.

В православном мире Сретение празднуется ежегодно с Х века в установленный день – 15.02, ровно через 40 дней от Рождества Христова. Само слово «сретение» имеет славянское происхождение, обозначает встречу.

Наряду с чинопоследованием, предписывающимся православными традициями, Сретение Господне включало пережитки языческого прошлого нашей Родины.

Этот церковный праздник в давние времена считался уделом господ, в то время как простой народ предпочитал называть его днём встречи зимы и весны, предвещающий скорое потепление и начало садово-полевых работ.

Сретенская и обычная свеча: в чём разница

Между этими церковными свечами существует лишь два различия:

  1. Предназначение церковных свечей, в возжигании на время молитвы. Разница в том, что сретенские зажигаются для особых случаев (предположим, необходимо содействие в жизненно важных вопросах, вроде обретения семейного очага, демонического воздействия на людей, излечения болезней и избавления от скорби). Считается, что молитва, сердечно возносимая верующим с горящей Сретенской свечой, имеет большую силу. Однако не стоит считать её обязательным условием исполнения просьбы, приписывать несуществующие магические свойства.
  2. Логично, что все церковные свечи освящают. На протяжении остального года это делается малым чином, а в Сретение – великим. Также происходит и с водой: святят её в церкви постоянно, но водосвятный молебен на Крещение Господне совершается особым образом.

Зачем ставить свечи в церкви и как правильно это делать

Господь учит умению жертвовать – совершать поступки не требуя ответных действий, отдавать что-то в финансовом плане, не рассчитывая на восполнение материального состояния. Оплата покупки в магазине – не жертва, а товарно-денежные отношения.

Жертвой называют дар, выражающий любовь человека к тому, кому предназначен дар. Милостыня для нищих, подаяние на восстановление церквей – примеры жертвы.

Искренне приносимая, она угодна Господу вне зависимости от материального эквивалента: подаренный на День Рождения подарок, который ребёнок сделал самостоятельно, будет также приятен родителям, как и дорогостоящий презент.

Возжигание церковной свечи – тоже своего рода жертва, но не когда свечка сожжена дома в отсутствие подачи электроэнергии или для создания романтической атмосферы, а лишь поставленная перед иконой или святыней.

Некоторые верующие, не понимающие природу взаимоотношений Бога и человека, пытаются вступить с Ним в «товарно-денежные отношения», мол, ты – мне, я – тебе: ты мне красавицу-жену, а я тебе самую толстую большую и дорогую свечу поставлю.

Но Ему неважно, насколько толстой или дорогой будет поставленная свеча, главное – искренность, вера и любовь к Богу и ближним, выраженные в жертве материальной ради духовной цели.

Свечи и язычество в наши дни

Во что бы ни верил человек – не имеющий веры в Истинного Бога является язычником. Кровными узами с язычеством связана магия, главной целью которой считается подчинение человеку духовного мира, управление событиями и явлениями, находящимися в ведении Небес.

Все события укладываются в простые правила и имеют простые решения, напоминающие суеверия, а христианские святыни в таком случае преподносятся в качестве непременного и обязательного условия успеха, оберега и источника удачи.

«Не хотите, чтобы ребёнок болел – крестите его», «В дверной проём воткните иголку, чтобы люди с неблагими намерениями не смогли переступить порог» и так далее.

Удивительно, но языческое отношение к святой воде или церковным свечам проявляется и в наши дни. Их используют в ритуалах или не по назначению, поэтому советую запомнить, что:

  • свечи и воду освящают именем Господа и предназначены для служения Ему.
  • Не стоит приносить их на разного рода ритуалы к «бабкам», «колдунам», «целителям» и т.п. Это может иметь противоположное действие.
  • Огарки свечей не стоит выкидывать – принесите их в ближайший храм для дальнейшей утилизации.

Кажется, всё, что могла рассказала, но напоследок скажу: для меня главным в общении с Господом является не частота посещения храмов и литургий, не количество поставленных свечей и заученных молитв, а искренняя вера и любовь в отношении Бога и людей.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: