«7 смертных грехов» — все, что должен знать. Смертные грехи в православии: список пороков, смысл покаяния

Всякий грех разлучает человека с Богом, источником жизни.

С емь смертных грехов . Грех, который ведет к смерти все человечество в независимости от его вероисповедания. Знайте своего врага в лицо, запомните семь смертных грехов.

С мертный грех в христианстве - тяжёлый грех, влекущий за собою потерю спасения души в случае отсутствия покаяния. Этот термин широко используется в католической теологии, где развито вероучение, различающее тяжёлые и обыденные грехи. Похожим образом термин используется также в некоторых не католических церквях, включая православие. Но там отсутствует такое определение смертного греха, которое содержится в конкретной католической доктрине (Энциклопедия).

В этой статье я постараюсь напомнить читателю и обратить его внимание на грех ведущий к смерти. Цель напомнить о том чему мы перестали предавать значение и внимание. Грех, не продлевает жизнь, а . С проявление греха мы сталкиваемся каждый день, он проявляется в различных сферах нашей жизни. Мы видим это в окружении в реальной жизни в интернете и на телевидении. Важно понимать и не забывать, что греховная природа окружает тебя и тот мир в котором ты находишься, помнить об этом и быть во всеоружии, не допустить грех в свою жизнь .

С мертный грех не основывается на библейских текстах и не является прямым откровением Бога, но библия открывает и предупреждает о каждом из этих семи грехов, по возможности я постараюсь об этом донести.

К ратко о том откуда появилось учение, о семи смертных грехах. Начало V Iвека, греческий монах Эвагриус из Понта создал список греха, и его было численностью восемь. В конце V I века папа Римский Григорий I Великий, сократил список до семи элементов. Более позднее христианские теологи возражали против этого учения. Однако это учение существует и по нынешний день.

Д авайте рассмотрим эти семь грехов, а так же что об этом говорит Святое Писание. Библия имеет достаточное слово для того, что бы отвести человека от греха. Попрошу не судите строго если я не полно смог об этом донести.

1. Гордыня – это чрезмерная вера в собственные возможности, вступающая в противоречия с величием Господа. В библии в книге пророка Иеремии написано

(Иер.50:31-32) «Вот, Я – на тебя, гордыня, говорит Господь Бог Саваоф, ибо пришел день твой, время посещения твоего. И споткнётся гордыня, и упадет, и никто не подымит его; и зажгу огонь в городах его, и пожрет все вокруг его.»

Этот стих ясно показывает нам, как Господь Бог поступает с гордыней.

2. Зависть – неудовольствие при виде чужого счастья и удовольствие в его же не счастье. В Святом писании в книге притчей Соломоновых очень доходчиво сказано о зависти .

(Прит. 14:30) «Кроткое сердце – жизнь для тела, а зависть – гниль для костей.»

3. Гнев – это чувство сильного возмущения и негодования. ээ

(Прит.27:3) «Тяжел камень, весок и песок; но гнев глупца тяжелее их обоих.»

4. Леность – это избегание духовной и физической работы. В слове Божьем написано

(Прит. 26:13-16) «Ленивец говорит; «лев на дороге! лев на площадях!» Дверь ворочается на крючьях своих, а ленивец на постели своей. Ленивец опускает руку свою в чашу, и ему тяжело донести её до рта своего. Ленивец в глазах своих мудрее, семерых отвечающих обдумано.»

5. Алчность – это чрезмерное желание материального обогащения, жажда наживы, отвержение и игнорирования духовных принципов.

(2Кор. 9:6) «При сём скажу; кто сет скупо, тот скупо и пожнёт; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнёт.»

6 . Чревоугодие – это не сдерживаемое желание потреблять пищи больше чем требуется для организма. В книге Иисуса сына Сирахова

(Сир 37. 33) написано; « Ибо от многоедания бывает болезнь, и пресыщение доводит до холеры.»

7 . Сладострастие – это страстное желание плотских удовольствий.

(Гал.5:19) «Дела плоти известны; они суть, прелюбодеяние блуд, нечистота непотребство.»

(1Ин. 2:1-2) «Дети мои сие пишу вам, что бы вы ни согрешали, а если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая перед Отцом, Иисуса Христа праведника. Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира.»

Т еологи утверждают, что каждый человек, без исключения, со времён Адама и Евы повреждён грехом. Грех помрачает ум, ослабляет и пленяет волю, сдавливает сердце человека печалью и унынием. Блажен тот, кто осознаёт причину своего горя — греховность, а не жизненные обстоятельства или действия других людей. Правильный диагноз ведёт и к исцелению, — через стремление к праведности, через смирение, покаяние и кротость.

Н ам нужно не забывать о том, что любой грех удаляет нас от Бога — источника жизни, не забывать о том, что грех опасен, так как неизбежно влечет за собой другие грехи

Д орогой читатель не забудь оставить свой отзыв или дополнение к этой статье.

Меню

Смертные грехи в православии

Любите жизнь - пока вы живы

Меж ней и смертью один миг...

А там не будет ни крапивы,

Ни роз, ни музыки, ни книг...

Какие грехи считать страшными, а какие менее смертными? В преддверии светлого Прощёного воскресенья, когда православные христиане просят друг у друга, у своих близких и родных прощения за нанесённые обиды, доставленную боль, очищая свою душу перед Великим Постом, хотелось бы разобраться, а что вообще считать поступком неугодным богу, грехом?

Все мы в независимости от того, верующий ли человек, только стоящий на пути к вере, или верующий в иные силы, в трудные минуты своей жизни обращаем свой взор куда-то вдаль и ввысь в надежде, что там нас услышат, поймут и помогут. А совершая какие-то неблагонадёжные дела, надеемся, что этого никто не заметит, что это не такой уж и страшный грех.

В Священном Писании изложены основные десять заповедей, дарованных Богом пророку Моисею на горе Синай, для того, чтобы все последующие поколения людей чтили их в своей жизни.

Десять основных заповедей

Вот они десять заповедей Закона Божия

  • 1-я заповедь. Я Господь, Бог твой; пусть не будет у тебя других богов, кроме Меня.

  • 2-я заповедь. Не делай себе идола (статуи) и никакого изображении того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в водах под землей; не поклоняйся и не служи им.

  • 3-я заповедь. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно.

  • 4-я заповедь. Помни день субботний, чтобы проводить его свято. Шесть дней работай и совершай в них все дела твои, а день седьмой (день покоя) суббота (да будет посвящен) Господу, Богу твоему.

  • 5-я заповедь. Почитай отца своего и мать свою, (чтобы тебе хорошо было и) чтобы продлились дни твои на земле.

  • 6-я заповедь. Не убивай.

  • 7-я заповедь. Не прелюбодействуй.

  • 8-я заповедь. Не кради.

  • 9-я заповедь. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

  • 10-я заповедь. Не желай жены ближнего твоего, не желай дома ближнего твоего, (ни поля его), ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, (ни всякого скота его), ничего, что у ближнего твоего.

А всё же какой грех является малым, а какой большим? Какой грех будет прощён богом, какой нет?

Самый большой грех - суицид

Православная религия очень строга для своих верующих, призывает их жить в послушании, соблюдая не только десять основных божьих заповедей, но и не допускать излишества в мирской жизни.

Гнев, раздражение, чревоугодие (безмерная любовь к пище), кокетство, расточительство, самодовольство и самонадеянность, а так же смелость как и трусость - всё есть грех. Даже любопытство, мечтательность, громкий смех, как и плачь причислены каким-то странным образом к грехам. Одним словом, всё что превышает обычное состояние христианина - всё есть грех.

Значит быть безгрешным - уже быть грешным 🙂 . Радует, что Бог простит всех, кто придёт к нему с покаянием!

Какой грех самый страшный? Чёткой иерархии грехов в православии не существует. По религиозным канонам самым страшным грехом считается самоубийство . Почему именно оно?

Убивая себя человек во-первых, нарушает библейскую заповедь: Не убий! Во-вторых, даруя жизнь человеку, Создатель как бы в ответ от человека требует исполнения "права" на жизнь. И вот этот именно договор человек не может расторгнуть. Кто решается на суицид - тот в одностороннем порядке нарушает божью волю, то есть превышает свои полномочия.

Бог даёт нам жизнь через свою кровь. После рождения мы приобретаем новую природу Дух Христа, в котором нам надлежит жить. Потому пренебрегая эти Божьим даром, отказываясь от своей жизни, человек плюёт в лицо Всевышнего.

Выше человеческой жизни на этом свете ничего нет. Самый страшный грех - добровольно уйти из жизни.

Но почему грех человеку, совершившего убийства другого, может быть прощён Богом, а самоубийство нет? Получается, что жизнь одного человека для Бога дороже жизни другого? Убийца, прервавший жизнь другого, часто безвинного человека, может быть прощён, а самоубийца лишив себя собственной жизни - нет? Почему так?

Всё дело в том, что у человека, совершившего любой грех, каким бы он не был, есть возможность раскаяться, есть возможность ещё всё изменить. И только суицид не позволяет ничего поправить. В этом грехе нельзя покаяться, нельзя вымолить Божье прощение и заслужить спасение души своей. После смерти у человека больше нет возможности совершить в этом мире добро, светлые благонадёжные дела. Получается, что вся жизнь такого человека, покончившего с собой, была бессмысленна.

Все грехи прощаются богом через покаяния, причащения, в надежде очищения и спасения души.

Вот почему в старину самоубийц не только не отпевали в церкви, но даже хоронили за оградой кладбища. Не проводились и по сей день не проводятся в церкви по покойному никакие обряды и поминовения. Уже только одно это и то, как тяжело будет близким, должно остановить самоубийцу. Но, к сожалению, это не так и число жертв - суицидов не уменьшается.

Россия занимает четвёртое место в мире в этой печальной статистике после Индии, Китая и США и количество добровольного ухода из жизни за год составляет более 25000 человек. Во всём мире так погибают около 4 миллионов человек. Страшно!!!
Основные причины суицидов: материальная несостоятельность и отсутствие взаимопонимания. Алкоголь, наркотики, несчастная любовь, тяжёлые заболевания способствуют самоубийствам.

Все остальные грехи наш Бог может простить нам, при условии, что мы не только раскаялись в них сами, но и непрестанно просим о прощении у господа, если вместо одного неблагого дела сделаем десятки благих.

И всегда надо помнить, что нет малых грехов и больших, даже самый малый грех, если он не замечен нами, не раскаян, не отмолен, может убить душу нашу, он - как крохотный порез на теле, способный вызвать гангрену и привести к смерти.

Как не совершить суицид и выйти победителем с самим собой?

Этот пункт для людей, стоящих у черты выбора: быть или не быть, жить или не жить...

Если Вы читаете эту статью, быть может есть причины, которые привели вас сюда.

Плохо, если мысли о собственном самоубийстве посетили вашу голову. И хорошо, что вы задумались, прежде чем решиться на этот шаг.

Я не психолог и вряд ли найду слова утешения, открою что-то такое, что помешает осуществиться надуманному. Я лишь скажу такую маленькую вещь: Знай, подобные мысли приходят многим людям в голову. Мы слабы и жизнь наша часто кажется невыносимо тяжёлой, часто бессмысленной и никчёмной.

Но задумайся, ведь для чего-то она была дана тебе Богом и родитедями? А может всё самое лучшее как раз и таится где-то за тем поворотом, в завтрашнем дне.... Как знать? Загляни в это завтра! Одержи победу над собой сегодня? Не смалодушничай перед самим собой, не делай больно своим близким. Не прерывай нить, связывающую целые поколения людей, ведь не случайно суицид - самый страшный грех. Значит, именно твоя жизнь очень важна КОМУ-ТО? Мы не знаем кому, никто не знает ЭТОГО, но одно точно: ничего бессмысленного в этом мире нет! Помни: Господь не даёт человеку креста тяжелее, чем он может вынести.

Пойди в церковь, открой свою душу. Не приемлешь веру - пойди на природу, запрокинь голову к небу, загляни в глаза ребёнку и подержи в своих ладонях его ладошку, вдохни запах земли, окатись водой...

Позвони своему другу, ну есть же хоть один человек, которому ты дорог, откройся ему, раздели свою непосильную ношу на двоих... И помни о своей матери, о том какое душераздирающее горе ей придётся пережить... Не делай этого!!! Завтра тебе станет легче, вот увидишь...

Как быть тем, чьи близкие совершили суицид

Да, церковь неумолима: в старину самоубийц хоронили вне территории кладбища за его ограждением. Их не отпевают, их не упоминают в молитвах. Почему так жёстко? Церковь обвиняет самоубийц, совершивших самый страшный грех в связи с бесами. Выше я уже указала причины. Христианство именно так трактует самоубийство. Вердикт для таких людей ясен и не подлежит пересмотру.

Из письма архимандрита Иоанна (Крестьянкина) матери покончившего собой:

«А вот о сыне молиться в церкви действительно нельзя - таково определение Священных Соборов святых Отцов, такова каноника. Молится же дома, всей душою скорбящей и израненной предстоит Богу, надо непременно. А ответ - дело Божие, мы его предугадать не можем и решить за Бога не можем. Сохранив послушание Церкви, оставьте в душе надежду на милость Божию к своей материнской молитве. Читайте Канон за самовольно жизнь свою прервавшего (написанный митрополитом Вениамином - прим. МС), по возможности и с желанием. Первый раз постарайтесь читать 40 дней ежедневно. А молитовка, которая есть в каноне, пусть утешает Вас ежедневно, и она поможет сыну. Хорошо подавать за сына милостыню нуждающимся. надежда с верой - светильники в жизни нашей. А Господь - милость и любовь. На это и надеемся».

Да, мы не знаем до конца, как устроен этот мир. Но знаем, что мир многогранен. Не знаем . Мы вообще мало, что знаем об этом мире. Если ваш близкий, дорогой вам человек совершил суицид, как быть вам? Ведь для вас этот человека был и остаётся самым близким, самым родным. Это нормальные люди, они не были злодеями, извергами, беспощадными врагами. Их вина всего лишь в том, что были слабы, не чли заповеди божьи. А может они вообще были далеки от церковной ВЕРЫ? Может быть у них была своя ВЕРА? Как потупить вам?

Вы их простите, помните их в своих сердцах, берегите память о них и не взирая, на то, что Церковь не всегда одобряет эти действия, молитесь дома, исполняя тем самым долг любви и обязанности родителя или ребёнка и чуть смягчая долю ушедшего так грешно в мир иной.

Молитва за людей, добровольно ушедших из жизни

Владыко, Господи, Милостивый и Человеколюбивый, к Тебе взываем: согрешихом и беззаконновахом пред Тобою, преступихом спасительныя Твоя заповеди и любве евангельския отчаявшемуся брату нашему (отчаявшейся сестре нашей) не явихом. Но не яростию Твоею обличи ны, ниже гневом Твоим накажи ны, Человеколюбче Владыко, ослаби, исцели сердечную скорбь нашу, да победит множество щедрот Твоих грехов наших бездну, и Твоея безчисленныя благости пучина да покрыет горькое слез наших море.

Ей, Иисусе Сладчайший, еще молимтися, подаждь рабом Твоим, сродником живот свой самовольне скончавшаго, в скорби их утешение и на милость Твою твердое упование.

Яко Милостив и Человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем со Безначальным Твоим Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Обязательно читайте следующую молитву, чтобы не навлечь греха на себя, выполняя не благоугодное дело. Её дал преподобный Лев Оптинский.

Грехи в христианстве

(Согласно христианскому вероучению)


Существует ряд деяний, которые именуются - грех и недостойными истинного христианина. Классификация деяний по этому признаку основывается на библейских текстах, в особенности на десяти заповедях Закона Божиего и евангельских заповедях.


Ниже мы приводим список деяний, которые считаются грехами вне зависимости от конфессии.

По христианскому пониманию Библии, человек, совершающий произвольный грех (то есть, осознавая, что это грех и противление Богу), может стать одержимым.


Всего смертных грехов семь:

(в этом термине имеется в виду не физическая смерть, но смерть духовная)

1. Гордыня (безмерная гордость, почитание себя совершенным и безгреховным, гордость до самообожания, то есть, готовая на небо взыти и уподобиться Всевышнему.

2. Зависть (тщеславие, ревность), доводящие до всякого возможного злодеяния ближнему.

3. Гнев (месть) непримирительный и решающийся на страшные разрушения, по примеру Ирода, который в гневе своем избил Вифлеемских младенцев. Вспыльчивость, принятие гневных помыслов: мечтание гнева и отмщения, возмущение сердца яростью, помрачение ею ума: непристойный крик, спор, бранные жестокие и колкие слова. Памятозлобие, ненависть, вражда, мщение, оклеветание, осуждение, возмущение и обида ближнего.

4. Уныние (леность в деяниях, праздность, отчаяние, беспечность). Леность ко всякому доброму делу, в особенности к молитвенному. Излишнее упокоение сном. Депрессия, отчаяние (что нередко доводит человека до самоубийства), отсутствие страха перед Богом, совершенная о душе беспечность, нерадение о покаянии до последних дней жизни.

5. Алчность (жадность, скупость, сребролюбие). Любовь к деньгам, соединенная большею частью с неправедными приобретениями, не дающая человеку и минуты подумать о духовном.

6. Чревоугодие (обжорство, чревонеистовство) не знающее никаких постов, соединенное со страстною привязанностью к различным увеселениям по примеру евангельского богача, который веселился «на вся дни светло» (Лк., 16, 19).

Пьянство, употребление наркотиков.

7. Сладострастие (блуд – половая жизнь до вступления в брак, прелюбодеяние – супружеская измена. Распутная жизнь. Нехранение чувств, в особенности осязания, в чем дерзость, погубляющая все добродетели. Сквернословие и чтение сладострастных книг.)

Сладострастные мысли, неприличные разговоры, даже единый взгляд, обращенный с вожделением на женщину, причисляется к любодеянию. Спаситель так говорит об этом: «Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй, а Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мф., 5, 27–28).

Если взирающий с вожделением на женщину грешит, то и женщина не невинна в том же грехе, если она наряжается и украшает себя с желанием, чтобы на нее обращали взгляды, прельщались ею, «ибо горе тому человеку, чрез которого соблазн приходит».


Грехи против Господа Бога

1. Гордыня

2. Неисполнение святой воли Божией;

3. Нарушение заповедей: десяти заповедей Закона Божьего, евангельских заповедей, церковных заповедей;

4. Неверие и маловерие;

5. Отсутствие надежды на милосердие Господа, отчаяние;

6. Чрезмерное упование на милость Божию;

7. Лицемерное почитание Бога, без любви и страха Божьего;

8. Отсутствие благодарности Господу за все Его благодеяния – и даже за ниспосланные скорби и болезни;

9. Обращение к экстрасенсам, астрологам, гадателям, ворожеям;

10. Занятие «черной» и «белой» магией, колдовством, гаданием, спиритизмом; суеверие, вера в сны, приметы, ношение талисманов, чтение гороскопов даже из любопытства;

11. Хуление и роптание на Господа в душе и на словах;

12. Неисполнение обетов, данных Богу;

13. Призывание имени Божиего всуе, без необходимости, клятва именем Господа;

14. Кощунственное отношение к Священному Писанию;

15. Стыд и боязнь исповедовать веру;

16. Нечтение Священного Писания;

17. Хождение в храм без усердия, леность на молитве, рассеянное и холодное моление, рассеянное слушание чтения и песнопения; опоздание на службу и преждевременное покидание богослужения;

18. Непочитание праздников Божиих;

19. Размышления о самоубийстве, попытки покончить жизнь самоубийством;

20. Сексуальная безнравственность как прелюбодеяния, блуд, мужеложство, садомазохизм и т.д.


Грехи против ближнего

1. Неимение любви к ближним;

2. Неимение любви к врагам, ненависть к ним, пожелание им зла;

3. Неумение прощать, воздаяние злом за зло;

4. Отсутствие почтительности к старшим и начальствующим, к родителям, огорчение и обижание родителей;

5. Неисполнение обещанного, неуплата долгов, явное или тайное присвоение чужого;

6. Избиение, покушение на чужую жизнь;

7. Убиение младенцев во чреве (аборты), советы делать аборты ближним;

8. Ограбление, вымогательство;

9. Мздоимство;

10. Отказ вступиться за слабого и невинного, отказ помочь попавшему в беду;

11. Леность и небрежность в работе, непочитание чужого труда, безответственность;

12. Плохое воспитание детей – вне христианской веры;

13. Проклинание детей;

14. Отсутствие милосердия, скупость;

15. Нежелание посещать больных;

16. Немоление за наставников, родных, врагов;

17. Жестокосердие, жестокость к животным, птицам;

18. Уничтожение деревьев без нужды;

19. Прекословие, неуступление ближним, споры;

20. Клевета, осуждение, злословие;

21 Сплетни, пересказывание чужих грехов, подслушивание чужих разговоров;

22. Оскорбление, вражда с ближними, скандалы, истерика, проклятия, дерзость, наглое и вольное поведение по отношению к ближнему, насмешка;

23. Лицемерие;

24. Гнев;

25. Подозрение ближних в неблаговидных поступках;

26. Обман;

27. Лжесвидетельство;

28. Соблазнительное поведение, желание прельстить;

29. Ревность;

30. Рассказывание неприличных анекдотов, развращение своими действиями ближних (взрослых и несовершеннолетних);

31. Дружба из корысти и измена.


Грехи против самого себя

1. Тщеславие, почитание себя лучше всех, самолюбие, отсутствие смирения и послушания, самонадеянность, высокоумие, духовный эгоизм, подозрительность;

2. Ложь, зависть;

3. Празднословие, смехословие;

4. Сквернословие;

5. Раздражение, возмущение, злопамятность, обида, огорчение;

6. Уныние, тоска, печаль;

7. Делание добрых дел напоказ;

8. Леность, провождение времени в праздности, многоспание;

9. Объедение, чревоугодие;

10. Любовь к земному и материальному больше чем к небесному, духовному;

11. Пристрастие к деньгам, вещам, роскоши, наслаждениям;

12. Излишнее внимание к плоти;

13. Стремление к земным почестям и славе;

14. Излишняя привязанность ко всему земному, разного рода вещам и мирским благам;

15. Употребление наркотиков, пьянство;

16. Игра в карты, азартные игры;

17. Занятие сводничеством, проституцией;

18. Исполнение непристойных песен, танцев;

19. Просмотр порнографических фильмов, чтение порнографических книг, журналов;

20. Принятие блудных помыслов, услаждение и медление в нечистых помыслах;

21. Осквернение во сне, блуд (секс вне брака);

22. Прелюбодеяние (измена при браке);

23. Допущение вольностей до венца и извращения в супружеской жизни;

24. Рукоблудие (осквернение себя блудными прикосновениями), нескромное воззрение на жен и юношей;

25. Мужеложство;

26. Скотоложство;

27. Умаление своих грехов, обвинение ближних, а не себя осуждение.


Грехи вопиющие к небу:

1. Вообще умышленное человекоубийство (к ним относятся и аборты), а в особенности отцеубийство (братоубийство и цареубийство).

2. Содомский грех.

3. Напрасное притеснение человека убогого, беззащитного, беззащитной вдовы и малолетних детей-сирот.

4. Удержание у убогого работника вполне заслуженной им платы.

5. Отнятие у человека в крайнем его положении последнего куска хлеба или последней лепты, которые потом и кровью добыты им, а также насильственное или тайное присвоение себе у заключенных в темнице милостынь, пропитания, тепла или одеяния, которые определены им, и вообще угнетение их.

6. Огорчения и обиды родителям до дерзких побоев их.


Грехи хулы на Духа Святаго:

1. Чрезмерное упование на Бога или продолжение тяжкой греховной жизни в одной надежде на милосердие Божие.

2. Отчаяние или противоположное чрезмерному упованию на Бога чувство в отношении к милосердию Божию, отрицающее в Боге отеческую благость и доводящее до мысли о самоубийстве.

3. Упорное неверие, не убеждающееся никакими доказательствами истины, даже очевидными чудесами, отвергающее самую дознанную истину.

Различение грехов на смертные и не смертные весьма условно, ибо всякий грех, будь он малым или великим, разлучает человека с Богом, источником жизни, и человек согрешивший неизбежно умирает, хотя и не тотчас после грехопадения. Это видно из Библии, из повествования о грехопадении прародителей рода человеческого Адама и Евы. Не велик был (по нынешним меркам) грех вкусить плода от запретного древа, но через этот грех умерли и Ева и Адам, и по сей день все умирают…

Кроме этого, в современном понимании, когда говорят о грехе «смертном», то имеется в виду, что тяжкий смертный грех убивает душу человека в том смысле, что она становится неспособной к Богообщению до тех пор, пока не покается и не оставит этот грех. К таким грехам относятся убийство, блуд, всякая бесчеловечная жестокость, богохульство, ересь, оккультизм и магия, и т. д.

Но и незначительные, мелкие «не смертные» грехи могут умертвить душу грешника, лишить ее общения с Богом, когда человек не кается в них, и они большим грузом лежат на душе. К примеру, одна песчинка нам не в тягость, а если их накопится целый мешок, то этот груз придавит нас.

Что такое смертный грех?

Что такое смертный грех и чем он отличается от других «несмертных» грехов? Если ты повинен в смертном грехе и искренне покаешься в нем на исповеди, простит ли через священника Бог этот грех или нет? И еще хочется узнать: те грехи, в которых всей душой и сердцем покаялся на исповеди, и священник отпустил эти грехи, если больше их не совершать, за них не будет судить Бог?

Отвечает священник Дионисий Толстов:

Когда человек произносит такое словосочетание, как «смертный грех», тогда сразу же по логике мышления хочется задать вопрос: а что такое несмертный грех? Разделение грехов на смертные и несмертные – лишь условность. На самом деле любой грех смертный, любой грех – это начало погибели. Святитель перечисляет восемь смертных грехов ( , см. также ниже). Но эти восемь грехов – это лишь классификация всех возможных грехов, которые может совершить человек; это как бы восемь групп, на которые подразделяются все они. указывает, что причина всех грехов и их источник состоит в трех страстях: это себялюбие, сластолюбие и сребролюбие. Но, однако, этими тремя пороками не охватывается вся бездна грехов – это лишь начальные условия греховности. Так же и с теми восьмью смертными грехами – это классификация. Каждый грех должен быть уврачеван покаянием. Если человек принес искреннее покаяние в своих грехах, то, конечно, Бог ему простит исповеданные грехи. Именно для этого и существует исповедь. «Покайтесь и веруйте в Евангелие», – говорится в начале Евангелия от Марка. За раскаянный грех человек не понесет осуждения. «Не бывает греха непрощаемого, кроме греха нераскаянного», – говорят Святые Отцы. Бог по своей неизреченной любви к роду человеческому установил таинство исповеди. И приступая к таинству покаяния, мы должны твердо верить, что Бог простит все наши грехи. Святитель говорил: «Покаявшиеся блудники вменяются с девственниками». Вот какова сила покаяния!

иеромонах Иов (Гумеров) :
«Как болезни бывают обычные и смертельные, так и грехи бывают менее или более тяжкие, то есть смертные… Смертные грехи истребляют в человеке любовь к Богу и делают человека мертвым для восприятия Божественной благодати. Тяжелый грех настолько травмирует душу, что ей потом очень сложно вернуться в нормальное свое состояние.
«Выражение «смертный грех» имеет основание в словах св. апостола Иоанна Богослова (). В греческом тексте стоит прос фанатон – грех, который идет к смерти. Под смертью имеется ввиду духовная смерть, которая лишает человека вечного блаженства в Царстве Небесном».

священник Георгий Кочетков
В Ветхом Завете ряд преступлений наказывался смертной казнью. Отсюда и возникло понятие смертного греха, т. е. такого поступка, следствием которого является смерть. При этом никакое достойное смерти преступление не может быть прощено или заменено выкупом (), т. е. человек не может изменить своей участи даже покаянием. Такой подход возник из убеждения, что ряд поступков человек может совершить только в том случае, если он уже давно пребывает вне связи с Источником Жизни или, точнее, черпает вдохновение в источнике чуждом. Другими словами, если человек совершает смертный грех, то это значит, что он нарушил Завет и поддерживает свою жизнь за счет разрушения окружающего мира и людей. Таким образом, смертный грех – это не просто преступление, которое, согласно законодательству, карается смертной казнью, но и некая констатация того факта, что человек, совершающий такое дело, внутренне уже мертв и должен быть упокоен, чтобы от него не пострадали живые члены общины. Конечно, с точки зрения секулярного гуманизма такой подход весьма жесток, но такой взгляд на жизнь и человека чужд библейскому сознанию. Мы же не должны забывать, что в ветхозаветные времена не существовало иного способа прервать распространение тяжкого греха в народе Божьем, кроме такого, когда носитель смерти подвергается смертной казни.

святитель :
«Смертные грехи для христианина суть следующие: ересь, раскол, богохульство, отступничество, волшебство, отчаяние, самоубийство, любодеяние, прелюбодеяние, противоестественные блудные грехи, кровосмешение, пьянство, святотатство, человекоубийство, грабеж, воровство и всякая жестокая, бесчеловечная обида.
Только один из этих грехов – – не подлежит врачеванию , но каждый из них умерщвляет душу и делает ее неспособною для вечного блаженства, доколе она не очистит себя удовлетворительным покаянием…
Впадший в смертный грех да не впадает в отчаяние! Да прибегает к врачевству покаяния, к которому призывается до последней минуты его жизни Спасителем, возвестившим во Святом Евангелии: верующий в Меня, аще и умрет, оживет (). Но бедственно пребывать в смертном грехе, бедственно – когда смертный грех обратится в навык!».

С.М. Масленников:
В 1 томе святителя есть перечень страстей с примерами их проявления, а в 3 томе имеется приведённый им перечень смертных грехов.
Мы сделали так: сравнили примеры грехов в страстях с примерами смертных грехов и оказалось, что смертные грехи входят у святителя в перечень грехов по каждой страсти в соответствие со своей страстью. Из этого уже легко сделать вывод: страсть – это болезнь души, подобная дереву, приносящему ядовитые плоды – грехи и некоторые из этих грехов наиболее тяжки, потому что даже при одноразовом проявлении они разрушают мир с Богом, отступает благодать – такие грехи святитель назвал смертными.

Вопреки распространенному мнению, выражение «семь смертных грехов» отнюдь не указывает на некие семь поступков, которые бы являлись самыми тяжелыми грехами. В действительности список таких поступков может быть намного длиннее. А число «семь» указывает здесь лишь на условное объединение этих грехов в семь основных групп.

Уверен, что каждый более — менее внимательный человек за свою жизнь не раз обращал внимание на то, что цифра семь повсеместна. Число 7 — одно из самых символичных чисел на земле. С ним связаны не только 7 главных смертных грехов человека, но и почти все, что нас окружает.

Священное число 7

Цифра «7» считается священной, и божественной, и магической, и счастливой. Семерку почитали за много столетий до нашей эры, в средние века, почитают и сегодня.

В Вавилоне в честь главных богов был выстроен семиступенчатый храм. Жрецы этого города утверждали, что люди после смерти, пройдя через семь ворот попадают в подземное царство, окруженное семью стенами.

Вавилонский храм

В древней Греции число семь называли числом Аполлона, одного из важнейших богов олимпийской религии. Из мифологии известно, что человеко-быку Минотавру, обитавшему в лабиринте на острове Крит, жители Афин ежегодно в качестве дани посылали на съедение семерых юношей и семерых девушек; у дочери Тантала Ниобы было семь сыновей и семь дочерей; Нимфа острова Огигия Калипсо семь лет держала в плену Одиссея; всему миру знакомы «семь чудес света» и т. д.

Древний Рим также боготворил число семь. Сам город построен на семи холмах; река Стикс окружающая подземное царство, семь раз обтекает ад, разделенный у Вергилия на семь областей.

Ислам, христианство и иудаизм признают семиэтапный акт создания Вселенной. Однако, в исламе число «7» имеет особенный смысл. Согласно исламу имеется семь небес; попадающие на седьмое небо испытывают высшее блаженство. Поэтому число «7» это священное число ислама.

В христианских священных книгах цифра семь упоминается 700 (!) раз: «Всякому, кто убьет Каина, отомстится всемеро», «…и прошло семь лет изобилия… и наступили семь лет голода», «и насчитай себе семь субботних лет, семь раз по семи лет, чтоб было у тебя в семи субботних годах сорок девять лет», и т. д. Великий пост у христиан насчитывает семь недель. Известно семь чинов ангельских, семь смертных грехов. Во многих странах существует обычай ставить на рождественский стол семь блюд, название которых начинается на одну букву.

В браминском и буддийском верованиях и богослужениях число семь также священно. От индусов пошел обычай дарить на счастье семь слоников — фигурок из кости, дерева или другого материала.

Семерку очень часто применяли знахари, гадалки и колдуны: «Возьми семь пакетиков, с семью разными травами, настой на семи водах и пей семь дней во семи ложек…».

С числом семь связано множество загадок, примет, пословиц, поговорок: «Семи пядей во лбу», «У семи нянек дитя без глазу», «Семь раз отмерь, один отрежь», «Один с сошкой, семеро с ложкой», «Для любимого дружка семь верст не околица», «За семь верст киселя хлебать», «Семь бед — один ответ», «За семью морями» и т. д.

Почему 7

Так в чем же сакральный смысл именно этого числа? Откуда взялись 7 таинств, 7 смертных грехов, 7 дней в неделе, 7 Вселенских Соборов и т.д. Нельзя не упомянуть о том, что и окружает нас в повседневности: 7 нот, 7 цветов радуги, 7 чудес света и т.д. Отчего же именно число 7 — самое священное число на планете?


фото: dvseminary.ru

Если говорить об истоках, самым лучшим примером будет Библия. Цифру «7» мы встречаем в Библии, в которой утверждается, что Бог сотворил все сущее на Земле за семь дней. И далее - семь таинств, семь даров святого духа, семь вселенских соборов, семь звезд в венце, семь мудрецов на свете, семь свечей в светильнике алтарном и семь - в запрестольном, семь смертных грехов, семь кругов ада.

Почему сотворение мира Богом произошло за семь дней? — Вопрос сложный. Уверен только, что всему есть начало и конец. Есть понедельник, как начало недели, состоящей из семи дней, и воскресенье — конец недели. А дальше все повторяется. Так и живем — от понедельника до понедельника.

Кстати, обычай измерять время семидневной неделей пришёл к нам из Древнего Вавилона и связан с изменениями фаз Луны. Люди видели Луну на небе около 28 суток: семь дней – увеличение до первой четверти, примерно столько же – до полнолуния.

Возможно, неделя, состоящая из семи дней – это оптимальное сочетание труда и отдыха, напряжения и праздности. Как бы то ни было, жить нам всё равно приходится по тому или иному, но распорядку. Опять же — системность. Мы все в ней, к какой бы религии себя не относили, во что бы мы не верили — мы все живем по принципам и правилам одной общей абсолютной системы.

Сколько раз мне приходилось восхищаться таинством мироздания — самой мыслью. Как же все интересно, запутано, окутано тайнами. Символизм во всем, что нас окружает. Несмотря на некую свободу действий и мыслей, каждый из нас подчинен системе. Мы все — звенья одной цепи под названием «жизнь» и число семь — уж поверьте, — оно самое загадочное, красивое и необъяснимое. Нет, конечно можно обратится к Священному писанию и на многие вопросы найдутся ответы. НО и Священное писание — «плод воображения», научный трактат, каноны — все это также кем — то придумано, кто-то это все писал, причем писали и переписывали на протяжении тысячелетий.

Любопытно, что Библия состоит из 77 книг: 50 книг Ветхого Завета и 27 книг Нового Завета. Снова цифра 7. Несмотря на то, что ее записывали на протяжении нескольких тысячелетий десятки святых людей на разных языках, она имеет полную композиционную завершенность и внутреннее логическое единство.
Что такое смертный грех

Грех смертный – грех, ведущий к погибели души, искажающий замысл Божий о человеке. Смертный грех, т.е. не имеющий прощения.

Богочеловек Иисус Христос указывал «смертным» (непростительным) грехом «хулу на Духа Святого». «Говорю вам: «Всякий грех и хула будут прощены людям; но хула на Духа не будет прощена людям» (Мф.12:31-32). Под этим грехом понимается совершенно сознательное и ожесточенное противление человека истине – как следствие возникновения живого чувства вражды и ненависти к Богу.

Надо понимать, что в Православии смертный грех рассматривается как условное понятие и законодательной силы не имеет. Список грехов человеческих огромен, перечислять их я не стану. Остановимся на самых главных, которые вошли в условный список «7 смертных грехов».

Впервые такую классификацию предложил святитель Григорий Великий в 590 году. Хотя наряду с ней в Церкви всегда существовала и другая классификация, насчитывающая не семь, а восемь основных греховных страстей. Страстью называется навык души, который сформировался в ней от многократного повторения одних и тех же грехов и стал как бы природным ее качеством - так, что человек не может избавиться от страсти даже когда поймет, что она приносит ему уже не удовольствие, а мучение.

Собственно, слово «страсть» в церковнославянском языке как раз и означает - страдание.

На самом деле, не так уж важно, на сколько категорий подразделяются эти грехи - на семь или на восемь. Гораздо важнее помнить о той страшной опасности, которую таит в себе любой такой грех, и всячески стараться избегать этих смертоносных ловушек. А еще - знать, что даже для согрешивших таким грехом остается возможность спасения.

Святые отцы говорят: нет греха непростительного, есть грех нераскаянный. Любой нераскаянный грех – в некотором смысле смертный.

7 СМЕРТНЫХ ГРЕХОВ

1.  Гордость

«Началом гордыни бывает обычно презрение. Тот, кто презирает и считает за ничто других - одних считает бедными, других людьми низкого происхождения, третьих невеждами, вследствие такого презрения доходит до того, что почитает себя одного мудрым, благоразумным, богатым, благородным и сильным».

Свт. Василий Великий

Гордость - самодовольное упоение собственными достоинствами, подлинными или мнимыми. Овладев человеком, она отсекает его сначала от людей малознакомых, потом - от родных и друзей. И наконец - от самого Бога. Никто не нужен гордому, даже восторг окружающих его не интересует, и лишь в себе самом он видит источник собственного счастья. Но как любой грех, гордость не приносит подлинной радости. Внутреннее противостояние всему и вся иссушает душу гордого человека, самодовольство, словно короста, покрывает ее грубым панцирем, под которым она мертвеет и становится неспособной к любви, дружбе и даже к простому искреннему общению.

2 . Зависть

«Зависть есть печаль из-за благополучия ближнего, которая… ищет не добра для себя, а зла для ближнего. Завистливый хотел бы видеть славного бесчестным, богатого - убогим, счастливого - несчастным. Вот цель зависти - видеть, как завидуемый из счастья впадает в бедствие».

Святитель Илья Минятий

Такое расположение человеческого сердца становится стартовой площадкой для самых страшных преступлений. А также бесчисленного множества больших и мелких пакостей, которые люди творят только ради того, чтобы другому человеку стало плохо или хотя бы перестало быть хорошо.

Но даже если и не вырвется этот зверь наружу в виде преступления или конкретного поступка, то разве легче от этого будет самому завистнику? Ведь, в конце концов, таким страшным мироощущением он просто преждевременно загонит в себя в могилу, но даже смерть не прекратит его страданий. Потому что после смерти зависть будет терзать его душу с еще большей силой, но уже без малейшей надежды на ее утоление.

3. Чревоугодие


фото: img15.nnm.me

«Чревоугодие разделяется на три вида: один вид побуждает принимать пищу раньше определенного часа; другой любит только пресыщаться, какой бы то ни было пищей; третий хочет лакомой пищи. Против этого христианин должен иметь троякую осторожность: ожидать определенного времени для принятия пищи; не пресыщаться; довольствоваться всякой самой скромной пищей».

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин

Чревоугодие - рабство собственному желудку. Оно может проявлять себя не только в безумном обжорстве за праздничным столом, но и в кулинарной разборчивости, в тонком различении оттенков вкуса, в предпочтении изысканных блюд простой пище. С точки зрения культуры между грубым обжорой и утонченным гурманом - пропасть. Но оба они - рабы своего пищевого поведения. И для того, и для другого еда перестала быть средством поддержания жизни тела, превратившись в вожделенную цель жизни души.

4. Блуд

«…сознание все более и более наполняется картинами сладострастия, грязными, жгучими и соблазнительными. Сила и ядовитый чад этих образов, чарующих и позорных, таковы, что вытесняют из души все возвышенные мысли и желания, которые увлекали (молодого человека) раньше. Нередко бывает, что человек не в состоянии думать более ни о чем другом: им всецело владеет демон страсти. На каждую женщину он не может смотреть иначе, как на самку. Мысли одна другой грязнее ползут в его отуманенном мозгу, а в сердце одно желание - удовлетворить свою похоть. Это уже состояние животного или, вернее, хуже животного, потому что животные не доходят до того разврата, до которого доходит человек».

Священномученик Василий Кинешемский

Грех блуда включает в себя все проявления половой активности человека вопреки естественному способу их осуществления в браке. Беспорядочная половая жизнь, супружеские измены, всевозможные извращения - все это различные виды проявления блудной страсти в человеке. Но хотя это и телесная страсть, истоки ее лежат в сфере ума и воображения. Поэтому к блуду Церковь относит и непристойные мечтания, просмотр порнографических и эротических материалов, рассказ и слушание похабных анекдотов и шуток - все то, что способно возбудить в человеке фантазии на сексуальную тему, из которых потом вырастают и телесные грехи блуда.

5. Гнев

«Посмотри на гнев, какие знаки своего мучительства он оставляет. Смотри, что человек делает в гневе: как негодует и шумит, клянет и ругает сам себя, терзает и бьет, ударяет по голове и лицу своему, и весь трясется, как в лихорадке, словом, он похож на бесноватого. Если внешний вид его так неприятен, что же делается в его бедной душе? …Видишь какой страшный яд скрыт в душе, и как горько он мучит человека! Его жестокие и тлетворные проявления говорят о нем».

Святитель Тихон Задонский

Человек в гневе страшен. А между тем гнев - естественное свойство человеческой души, вложенное в нее Богом для отвержения всего греховного и неподобающего. Этот полезный гнев был извращен в человеке грехом и превратился в гнев на ближних людей порой по самым ничтожным поводам. Обиды другим людям, ругань, оскорбления, крики, драки, убийства - все это дела неправедного гнева.

6.  Алчность (корыстолюбие)

«Корысть есть ненасытимое желание иметь, или искание и стяжание вещей под видом пользы, затем только, чтобы сказать об них: мои. Предметов этой страсти множество: дом со всеми его частями, поля, слуги, а главное - деньги, потому что ими можно всё доставать».

Святитель Феофан Затворник

Иногда считают, что этим духовным недугом могут страдать исключительно богатые люди, уже обладающие богатством и стремящиеся его преумножить. Однако и человек среднего достатка, и малоимущий, и совершенно нищий - все подвержены этой страсти, поскольку заключается она не в обладании вещами, материальными благами и богатством, а - в болезненном, непреодолимом желании ими обладать.

7. Уныние (лень)


художник: «Вася Ложкин»

«Уныние - это продолжительное и одновременное движение яростной и вожделеющей части души. Первая неистовствует по поводу того, что находится в ее распоряжении, вторая, напротив, тоскует по тому, чего ей недостает».

Евагрий Понтийский

Унынием принято считать общее расслабление душевных и телесных сил, соединенное с крайним пессимизмом. Но важно понимать, что уныние наступает у человека вследствие глубокой рассогласованности способностей его души, ревностности (эмоционально окрашенного стремления к действию) и воли.

В обычном состоянии воля определяет для человека цель его устремлений, а ревностность является «мотором», который позволяет двигаться к ней, преодолевая трудности. При унынии же человек направляет ревностность на свое нынешнее, далекое от поставленной цели состояние, а воля, оставшись без «двигателя», превращается в постоянный источник тоски о несбывшихся планах. Эти две силы унывающего человека вместо движения к цели как бы «тянут» его душу в разные стороны, доводя ее до полного изнеможения.

Такая рассогласованность - результат отпадения человека от Бога, трагическое следствие попытки устремить все силы своей души к земным вещам и радостям, в то время как даны они нам были для устремления к радостям небесным.

Различение грехов на смертные и не смертные весьма условно, ибо всякий грех, будь он малым или великим, разлучает человека с Богом, источником жизни. Любое «греходеяние» лишает самой возможности общения с Богом, умерщвляет душу.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: