Проблема рассказа хорь и калиныч. Рассказ "хорь и калиныч"

Одной из лучших литературных работ И.С. Тургенева является цикл рассказов или очерков (специалисты так и не определились с жанром произведений, входящих в него) "Записки охотника". В них писатель затрагивает важные вопросы, касающиеся быта крестьян и крепостного права. Иван Сергеевич был известен своим либеральными взглядами, поэтому нет ничего удивительного в том, что он решил сделать простой народ главным героем произведений. Ниже представлен анализ "Хорь и Калиныч".

История публикации

Анализ рассказа "Хорь и Калиныч" стоит начать с того, что именно он является самым известным из всего цикла. Этот рассказ открывает "Записки охотника", он был опубликован в 1847 году в журнале "Современник". "Хорь и Калиныч" размещался на странице с объявлениями о продаже сельскохозяйственных вещей.

Писатель проводил сравнение быта крестьян Орловской и Калужской губерний. Автор с большим вниманием отнесся не просто к тому, как живет простой народ, а его интересовала именно личность этих людей. Благосклонное отношение писателя к крестьянам, детальное рассмотрение их привычек, жизненных убеждений - все это было новым для читателя.

В анализе "Хорь и Калиныч" следует отметить, что решение Тургенева сделать центральными персонажами крестьян, воспринималось читателями как прогрессивный взгляд на жизнь, как новое направление в литературе. Поэтому рассказ стал самым известным в цикле "Записки охотника".

Главные персонажи

Анализ "Хорь и Калиныч" следует продолжить краткой характеристикой персонажей рассказа.

  1. Охотник - от его лица ведется повествование. Любит не только охоту, но и изучать привычки и уклад жизни других людей. Симпатизирует простому народу.
  2. Хорь - зажиточный крестьянин. Практичный и рациональный человек, трудолюбивый.
  3. Калиныч - крестьянин, обучен грамоте. Идеалист, романтичен. Любит природу, животных, отзывается на все прекрасное.
  4. Господин Полутыкин - хозяин Хоря и Калиныча. Хороший человек, но праздный образ жизни балует его.

Описание крестьян

В анализе "Хорь и Калиныч" нужно более подробно описать главных героев. Охотник сообщает читателю, что он заметил - уровень жизни крестьян в Калужской губернии выше, чем у орловских. И в пример автор приводит двух друзей-крестьян, Хоря и Калиныча. Несмотря на различие в характерах и их взглядов на жизнь, они дружны.

Хорь - это зажиточный крестьянин. Благодаря своему прагматичному и рациональному складу ума он смог отделиться от всех остальных крестьян, жить обособленно от них. Он мог бы стать свободным, но сознательно не делает этого, поэтому вовремя платит большой оброк своему хозяину. Во время разговоров он уходит от ответов на вопросы охотника, поэтому тот решает, что Хорь - человек себе на уме.

Калиныч - полная противоположность своему другу. Он гораздо больше внимания, чем Хорь, уделяет своему господину. Из-за этого у него не остается времени на другие дела. Даже во внешности Калиныча отмечается некоторая неряшливость, он носит лапти круглый год, даже по праздникам. Он - простой и честный человек, тонко чувствующий человеческую натуру и красоту природы.

Выводы

В анализе "Хорь и Калиныч" Тургенева И.С. нужно кратко отметить выводы, сделанные главным героем из наблюдений за двумя крестьянами. Во время разговора о том, что охотник повидал, Калиныч интересуется деталями, связанными с описанием природы, обычаями других людей. Хоря же больше занимают вопросы практического характера: как устроен быт людей, особенности государственного строя.

У Хоря есть большая семья, но лишь один ребенок у него владеет грамотой. Калиныч одинок, но грамоте обучен. И это помогает ему лучше воспринимать некоторые жизненные явления и расширять свой кругозор. Перед нами люди, не имеющие таких прав и свободы, как господин Полутыкин. Однако они оказываются ближе к окружающему миру, глубже понимают простые вещи. А праздный образ жизни является причиной причуд Полутыкина. Труд позволяет человеку тренировать не только тело, но и ум.

В анализе произведения "Хорь и Калиныч" стоит отметить, что в рассказе есть место и некоторой доли романтизации простого народа. Но это не противоречит реальному образу крестьян. Автор И.С. Тургенев впервые сделал центральными персонажами крепостных, показав, что они чувствуют и воспринимают мир так же, как и богатые люди. Труд и близость к природе помогали им лучше и тоньше понимать окружающий мир и характер человека.

Рассказ "Хорь и Калиныч" начинает цикл "Записки охотника". Этот очерк был напечатан в обновленном журнале "Современник", и его публикацией Тургенев совершил переворот в художественном решении темы народа. "Хорь и Калиныч" оказался поэтическим ядром антикрепостнической книги. Именно поэтому я выбрала тот самый рассказ для анализа.

В двух крестьянских характерах Тургенев представил коренные силы нации, определяющие ее жизнеспособность, перспективы их дальнейшего роста и становления. Но дальнейший рост и становление невозможно, если будет существовать крепостное право, которое пагубно влияет не только на крестьян, но и дворян. Тургенев показывает, что это общенациональное зло. Эта проблема поднимается не только в "Хоре и Калиныче", но и во всех остальных рассказах.

Хорь – один из первостепенных героев рассказа. Он – человек положительный, практический, административная башка, рационалист. Поселившись на болоте, Хорь сумел разбогатеть. Он обстроился, "накопил деньжонки", ладил с барином и прочими властями, расплодил большое семейство, покорное и единодушное Хорь говорил мало, посмеивался про себя, он видел насквозь своего хозяина. Хорь стоял ближе к людям, к обществу, его занимали вопросы административные и государственные. Познания его были довольно, по-своему, обширны, но читать он не умел. Хорь не мог существовать без работы, он постоянно чем-нибудь занимался: то телегу чинил, то забор подпирал, то сбрую пересматривал. Жил он в усадьбе, которая возвышалась посреди леса, на расчищенной и разработанной поляне. Таким предстает перед нами Хорь.

Калиныч тоже основополагающий герой рассказа, но он совсем не похож на своего приятеля Хоря. Калиныч принадлежал к числу идеалистов, романтиков, людей восторженных и мечтательных. Он ходил в лаптях и перебивался кое-как. У него была когда-то супруга, которой он боялся, а детей не было: Калиныч в отличие от Хоря, благоговел перед своим господином, объяснялся с жаром, "хотя и не пел соловьем, как бойкий фабричный человек". Калиныч был одарен такими преимуществами, которые признавал сам Хорь: "он заговаривал кровь, испуг, бешенство, выгоняя червей; пчелы ему дались, рука у него была легкая". Калиныч стоял ближе к природе, его более трогали описание гор, водопадов, чем административные и государственные вопросы. Жил в низенькой избе и не мог содержать хозяйство. Он умел читать, недурно пел и поигрывал на балалайке.

Только музыка нравилась и Хорю, и Калинычу, она их объединяла. Хорь очень любил песню "Доля, ты моя, доля!" и это хорошо знал Калиныч. Только он начнет игрывать, как Хорь начинает подтягивать жалобным голосом. Здесь впервой заявляет о себе тема музыкальной одаренности русского народа. Такими предстает перед нами Калиныч.

Рассказ "Хорь и Калиныч" в цикле "Записки охотника" раскрывает внутренние силы русского человека, перспективы его дальнейшего роста и становления, раскрывает их одаренность, талантливость, их высокие духовные качества. Тургенев ведет читателя к мысли, что в борьбе с общенациональным врагом должна принять участие вся "живая Россия, не только крестьянская, но и дворянская.

Какова идея рассказа Тургенева "Хорь и Калиныч"?

    Рассказ Хорь и Калиныч это самое узнаваемое произведение И. С. Тургенева. Рассказ входит в сборник Записки охотника.В этой книге автор подробно описывает жизнь простого народа,их быт,речь,мировоззрение.Главные герои Хорь и Калиныча,между ними идет сравнение.

    Основная идея художественного произведения Хорь и Калиныч Тургенева - это отмена крепостного права. Оно мешает русским людям развивать свою нацию, и тем не менее, даже оно не способно сломить дух русского человека. Эту идею он передал через двух героев рассказа, имена которых числятся в названии произведения.

    Иван Сергеевич Тургенев в свом рассказе Хорь и Калиныч описывает взаимоотношения двух крепостных крестьян, совершенно разных по темпераменту и мировоззрению. Герои смотрят на жизнь с различных точек зрения, счастье для них у каждого сво, однако, они находят точки соприкосновения. Автор наблюдает за двумя представителями русского народа, которые по-разному приспосабливаются к существованию в одних и тех же условиях - условиях действия крепостного права, причм явно заметно, что симпатии автора находятся на стороне Калиныча. Цензоры усмотрели в рассказе И. А. Тургенева призыв к отмене этой формы феодальной зависимости.

    Рассказ Хорь и Калиныч Тургенева в цикле Записки охотника раскрывает духовные силы русского человека, его перспективы дальнейшего роста и становления,талантливость,высокие духовные качества. Тургенев ведет читателя к мысли, что в борьбе с общенациональным врагом должна принять участие вся живая Россия, не только крестьянская, но и дворянская.

    В рассказе Ивана Сергеевича Тургенева Хорь и Калиныч из цикла Записки охотника прослеживается идея раскрытия внутренних сил русского человека, а также его перспектива, дальнейший рост и становление. В рассказе происходит раскрытие одарнности, талантливости и высоких духовных качеств простого русского человека. Кроме этого, Тургенев затрагивает борьбу России с общенациональными врагами. Идея Тургенева здесь в том, что главную роль в этой борьбе должны играть не только крестьяне, но и дворяне, то есть, вся живая Россия.

    Основная идею рассказа Тургенева Хорь Калиныч - любовь к русскому народу. Главные герои совершенно разные, поэтому к ним можно относиться по разному. Однако Тургенев показывает каждого и выделяет его лучшую сторону.

    Хорь очень хозяйственный и рассудительный, а Калиныч более поэтичный и романтичный.

    Ничто не смогло сломить русский народ.

    В рассказе Хорь и Калиныч Ивана Тургенева, как мне кажется, очень органично переплетены несколько основных идей:

    1. Два русских подневольных мужика: Хорь и Калиныч. Они служат одному барину, но абсолютно разные характеры: рационалист и идеалист, домовитый зажиточный крестьянин и бедный мечтательный романтик, крепкий семьянин и одиночка. И все же они приятели, какая-то незримая нить связывает этих двух людей. Идея гармонии двух противоположностей актуальна в наше время, как и двести лет назад.
    2. Вторая идея рассказа Хорь и Калиныч: показать уклад жизни русской глубинки, такой закостенелой, традиционной, я бы сказала, ленивой и неповоротливой, но в то же время таившей в себе такую скрытую силу - такой мощный потенциал. При том, что как и простодушный Калиныч, так и хитрый, деятельный и предприимчивый Хорь - оба не видят себя отдельно от барина, при этом мотивация у каждого своя. На сколько же силен был менталитет крепостничества в России того времени, но ростки свободы и тяги к независимости уже проклюнулись, хотя до Революции еще далеко.
  • Рассказ Тургенева Хорь и Калиныч входит в цикл рассказов Записки охотника. Причем этот рассказ является одним из самых известных.

    Тургенев анализирует и сравнивает жизнь крестьян разных губерний: Орловской и Калужской. При этом автор отмечает, что уровень жизни крестьянства в Калужской губернии намного выше.

    В рассказе охотник знакомится с двумя крестьянами - Хорем и Калинычем и их общим помещиком Полутыкиным.

    Хорь характеризуется как работящий, деловой крестьянин, который сумел стать богатым. Однако он не спешит уходить от помещика.

    Калиныч наоборот не такой расчетливый, иногда он работает, помогает помещику в ущерб себе. Однако автор ему более симпатизирует.

    В рассказе Хорь и Калиныч речь идет о простом русском народе, об их проблемах и будних днях. Автор немного романтизирует образ русского крестьянина, но все равно рассказ является реалистичным.

    Прежде всего стоит отметить, что Тургенев на примере двух внешне совершенно разных героев, простых мужиков, показывает, что каждый человек может жить так, как ему хочется и находить в этом свое счастье. Если Хорь, как и следует из его прозвища, угрюмый обстоятельный мужик, который предпочел жить вдали от деревни, но при этом справил себе отличное богатое хозяйство, то Калиныч невзрачный романтик, для которого главное общение с природой и которому по большому счету наплевать, что ему не на что купить себе новые сапоги. При этом двух этих совершенно разных по характеру людей связывала нежная дружба, они словно дополняли друг друга. А идея рассказа в том, что каждый человек сам кует свое счастье и счастье оказывается жить в гармонии со своим внутренним миром.

    Хорь и Калиныч - это то произведение Тургенева,в котором он отражает силу духа русского народа, описывает именно времена отмены крепостного права. Тургенев подчркивает непобедимость народа.

    Основная идея рассказа заключается в том, чтобы показать читателем, что несмотря на разность во взглядах и на разность в достатке, люди могут искренне дружить. Хорь является очень хитрым, продуманным и зажиточным крестьянином, тогда как Калиныч простой романтичный бедный человек. Но это не мешает двум персонажам общаться и так они даже могут дополнять друг друга. Да, для каждого счастье сво и каждый сам решает как проживать свою жизнь, главное, чтобы действительно счастливо.

    Произведение Тургенева под названием Хорь и Калиныч описывает абсолютно двух разных людей, которые являются хорошими друзьями. Каждый из этих героев лично нам нравится каждый по своему. Вот, например Хорь, является хозяйственным, рассудительным и зажиточным крестьянином. А Калиныч, является полной его противоположностью - он бедный, но мечтательный романтик. Автор с удовольствием рассматривает своих героев и больше на наш взгляд симпатизирует Калинычу - романтику, который обладает неисчерпаемым богатствам души. Тем ни менее сломить дух русского человека ни под силу никому, независимо от его статуса.

Иван Сергеевич себя пробовал и в драме. Он - автор комедий "Завтрак у предводителя" (1849), "Провинциалка" (1851). Комедий легких, искрометных, изящных, которые до сих пор не сходят со сцены. Им созданы драмы "Нахлебник" (1848), "Месяц в деревне" (1855).

Журнал "Современник" в 1847 году в разделе "Смесь", среди объявлений о продаже плугов и прочих хозяйственных статей, помещает рассказ "Хорь и Калиныч". Начинается он с вполне объективной справки этнографического характера. Писатель сообщает о том, что крестьяне двух соседних губерний, Орловской и Калужской, составляют "как бы две породы людей". Орловские мужики "ютятся в дрянных осиновых избенках", "едят плохо, носят лапти". Напротив, мужики Калужской губернии "обитают в просторных избах, торгуют маслом и дегтем", "по воскресеньям носят сапоги". (А.С. Пушкин горько пошутил о мужицком "золотом веке" в своей "Истории села Горюхина": "И пастухи пасли стадо в сапогах".) Современники писателя отлично поняли, какой смысл заключался в этих словах. Орловщина исконно была барщинным краем. Крестьяне обязаны были трудиться на помещичьей земле. В Калужской губернии мужики в основном находились на оброке, что давало возможность уходить из деревни, самостоятельно зарабатывать. Они оказывались связаны с владельцами только денежными отношениями. Уменьшение гнета, пусть небольшое, сказалось на положении крестьян повышением благосостояния (носят сапоги). Но главное - крестьяне нравственно выпрямились. Барщинный мужик "невелик ростом, сутуловат, угрюм, глядит исподлобья" - он озлоблен и унижен. Напротив, калужанин "высок ростом, глядит смело, лицом чист и бел".

Во время своих охотничьих скитаний по Калужскому краю повествователь знакомится с замечательными мужиками, Калинычем и Хорем. Двое простых мужиков, крепостные помещика Полутыкина. Они умеют противостоять гнету - каждый по-своему. Хорь - крепкий хозяин, "себе на уме". Из уст г-на Полутыкина мы узнаем, отчего семья Хоря поселилась в "одинокой усадьбе", "посреди леса": "Изба у него сгорела; вот <…> и говорит: дескать, позвольте мне <… >поселиться в лесу на болоте. Я вам оброк стану платить хороший… Только вы <…> ни в какую работу употреблять меня не извольте, а оброк положите, какой сами знаете". Несмотря на огромные, по крестьянским меркам, платежи, умный Хорь разбогател, вырастил и поставил на ноги девятерых "Хорьков" - "молодых великанов". В разговоре с ним охотник с неподдельным уважением "услышал простую, умную речь русского мужика". При внешних признаках благополучия, "фактической независимости" Хорь далеко не свободен. Он не жалуется, может, и сам не сознает этого. Но писатель знает волшебную силу, которая помогает раскрыть потаенные стороны души - музыка. "Хорь, - повествует рассказчик, - особенно любил песню “Доля ты моя, доля!” …Хорь подпирал щеку рукой, закрывал глаза и продолжал жаловаться на свою долю…" Крестьянский "рационалист" понимает: даже если он и откупится на волю, это не даст ему желанной свободы. На смену одному господину придут другие, одержимые желанием поживиться на счет мужика. "…Кто без бороды живет, тот Хорю и наЫбольший", - иносказательно разъясняет он наивному охотнику безвыходность своего положения.

Кругозор Хоря не замыкается стенами усадьбы. Он с интересом слушает рассказ охотника о чужих землях, расспрашивает и тут же смекает, что из сказанного можно применить у себя. "Из наших разговоров я вынес одно убежденье, что Петр Великий был по преимуществу русский человек, русский именно в своих преобразованиях", - размышляет охотник. И делает оговорку: такого сравнения наверняка "никак не ожидают читатели". Образованный читатель не припомнит, чтобы неграмотного крестьянина сравнивали с царем Петром, с мудрецом Сократом (в описании внешности Хоря - "склад его лица напоминал Сократа…") - без тени иронии, восхищаясь его незаурядной натурой.

Другой герой рассказа, Калиныч, "стоял ближе к природе…". Он впервые предстает перед нами "с пучком полевой земляники в руках": подарок задушевному другу, Хорю. Впрочем, с такой же любовью относится ко всем окружающим. Впервые встреченного охотника он уводит к себе, в самую глубь леса, в "избушку, увешанную пучками сухих душистых трав" и угощает медом со своей пасеки. Калиныч с его мечтательной душой живет в своем особом мирке. Но двери этого мирка широко раскрыты, как и у Хоря, в большой мир крестьянской России. Впервые после лирических образов А.С. Кольцова Тургенев открыл в простом мужике чистую поэтическую натуру, романтика в душе и в повседневной жизни. Старик наделен деревенскими талантами, "которые признавал сам Хорь <…>, он заговаривал кровь, испуг, бешенство <…>, пчелы ему дались…".

За день до встречи охотник познакомился с "образованным" помещиком Полутыкиным, "страстным охотником и, следовательно, отличным человеком". С такой же иронической интонацией повествователь словно перечисляет его "слабости" - "сватался за всех богатых невест в губернии", "любил повторять один и тот же анекдот". Другим признаком культуры помещика явилось то, что он "завел у себя в доме французскую кухню, <…> мясо у этого искусника отзывалось рыбой <...>, макароны - порохом; зато ни одна морковка не попадала в суп, не приняв вида ромба или трапеции". Г-н Полутыкин не зверь, он не ужасен - он смешон. По сравнению со своими крестьянами Полутыкин попросту ничтожен. Автор между строк задает читателю вопрос: кто на самом деле от кого зависит, не может без другого жить? Хорь или его господин, которому он "теперь <…> сто целковых оброка платит". Или Калиныч, который <...> "каждый день ходил с барином на охоту, носил его сумку <…>, ружье, замечал, где садится птица <…>, устроивал шалаши, бегал за дрожками; без него г-н Полутыкин шагу ступить не мог"?

По словам В.Г. Белинского, "Тургенев зашел к народу с такой стороны, с какой до него к нему еще никто не заходил". Покорные жертвы крепостного гнета, вызывающие у читателя жалость своими несчастьями - такими изображал мужиков Карамзин. Николай Михайлович впервые осмелился сказать образованному сословию, что "и крестьянки любить умеют!" Эту традицию продолжил современник Тургенева, Дмитрий Васильевич Григорович в своих повестях "Деревня", "Антон-Горемыка". Автор "Записок охотника" не унижает своих крестьянских героев жалостью. Он восхищается умом и талантами простого человека.

"Незавершенные судьбы персонажей в одних очерках как бы получают продолжение и завершение в других. Жизнь каждого героя при всей своей конкретности приобретает <…> широкий "сверхличный" смысл, вступая в перекличку с жизнью других, аналогичных героев". "Бежин луг", рисующий деревенских мальчиков в ночном, одновременно представляет истоки многих крестьянских характеров в "Записках". Так, в серьезном Феде легко угадать будущего хозяйственного Хоря, Ильюшка, который "лучше других знал все сельские поверья", напоминает нам Касьяна, романтика Калиныча мы видим в Ване. В деревенских детях отчетливо прослеживаются лучшие черты национального характера. Подобно тому, как взаимно уважают друг друга простодушный Калиныч и хозяйственный Хорь, мир и лад царит между мальчиками из разных по благосостоянию семей. Отмечает писатель в ребятах и великую доброту и бескорыстие. Между Федей и Ваней происходит такой разговор:

А что, Ваня… твоя сестра Анютка здорова?

Здорова <…>.

Ты ей скажи - что она к нам, отчего не ходит? <…> Ты ей скажи, чтобы она ходила <…>. Я ей гостинца дам.

А мне дашь?

И тебе дам <…>.

Ну нет, мне не надо. Дай уж лучше ей: она такая у нас добренькая.

Цикл тургеневских рассказов явился ответом на вопрос, который задал в своей статье Белинский, обращаясь к читателям-помещикам: "А разве мужик - не человек?" Критик предвидел ответный возмущенный вопрос: "Но что может быть интересного в грубом, не образованном человеке?" - "Как что? - негодовал критик-гуманист. - Его душа, ум, сердце, страсти, склонности, - словом, все то же, что и в образованном человеке".

"О необыкновенном мастерстве г.Тургенева изображать картины русской природы" заговорили единодушно после появления первых же очерков. Писатель имел возможность сравнивать: побывал к тому времени и во Франции, и в Германии, и в Италии. В письме из Франции Тургенев сетовал, что здесь "природа положительно некрасива". А приехав в курортный городок Виши, славящийся и по сей день живописными ландшафтами, заметил: "хороши" только "несколько липовых аллеей в полном цвету" - "сладкий запах напоминает родину". "Но нет здесь ее необозримых полей, полыни по межам, прудов с ракитами и т.п.", - горестно сокрушался Иван Сергеевич.

Увидеть эту неброскую красоту автор призывает своего русского читателя. Недаром многие пейзажные зарисовки строятся в форме диалогов: "Дайте мне руку, любезный читатель, и поедемте вместе со мной. Погода прекрасная; кротко синеет майское небо; гладкие молодые листья ракит блестят, словно вымытые…" ("Татьяна Борисовна и ее племянник"). "Удивительно приятное занятие лежать на спине в лесу и глядеть вверх! Вам кажется, что <…> листья на деревьях то сквозят изумрудами, то сгущаются в золотистую, почти черную зелень". "Знаете ли вы, например, какое наслаждение выехать весной до зари? <…> На темносером небе кое-где мигают звезды; влажный ветерок изредка набегает легкой волной…" ("Лес и степь"). Восхищение красотой дополняется тонкой наблюдательностью. Охотник знает, что к вечеру "птицы засыпают - не все вдруг - по породам: вот затихли зяблики, через несколько мгновений малиновки, за ними овсянки".

Анализ рассказа «Хорь и Калиныч»

Рассказ «Хорь и Калиныч» начинает цикл «Записки охотника». Этот очерк был напечатан в обновленном журнале «Современник», и его публикацией Тургенев совершил переворот в художественном решении темы народа. «Хорь и Калиныч» оказался поэтическим ядром антикрепостнической книги. Именно поэтому я выбрала этот рассказ для анализа.

В двух крестьянских характерах Тургенев представил коренные силы нации, определяющие ее жизнеспособность, перспективы их дальнейшего роста и становления. Но дальнейший рост и становление невозможно, если будет существовать крепостное право, которое пагубно влияет не только на крестьян, но и дворян. Тургенев показывает, что это общенациональное зло. Эта проблема поднимается не только в «Хоре и Калиныче», но и во всех остальных рассказах.

Хорь – один из главных героев рассказа. Он – человек положительный, практический, административная голова, рационалист. Поселившись на болоте, Хорь сумел разбогатеть. Он обстроился, «накопил деньжонки», ладил с барином и прочими властями, расплодил большое семейство, покорное и единодушное Хорь говорил мало, посмеивался про себя, он видел насквозь своего хозяина. Хорь стоял ближе к людям, к обществу, его занимали вопросы административные и государственные. Познания его были довольно, по-своему, обширны, но читать он не умел. Хорь не мог жить без работы, он постоянно чем-нибудь занимался: то телегу чинил, то забор подпирал, то сбрую пересматривал. Жил он в усадьбе, которая возвышалась посреди леса, на расчищенной и разработанной поляне. Таким предстает перед нами Хорь.

Калиныч тоже главный герой рассказа, но он вовсе не похож на своего приятеля Хоря. Калиныч принадлежал к числу идеалистов, романтиков, людей восторженных и мечтательных. Он ходил в лаптях и перебивался кое-как. У него была когда-то жена, которой он боялся, а детей не было: Калиныч в отличие от Хоря, благоговел перед своим господином, объяснялся с жаром, «хотя и не пел соловьем, как бойкий фабричный человек». Калиныч был одарен такими преимуществами, которые признавал сам Хорь: «он заговаривал кровь, испуг, бешенство, выгоняя червей; пчелы ему дались, рука у него была легкая». Калиныч стоял ближе к природе, его более трогали описание гор, водопадов, чем административные и государственные вопросы. Жил в низенькой избе и не мог содержать хозяйство. Он умел читать, недурно пел и поигрывал на балалайке.

Только музыка нравилась и Хорю, и Калинычу, она их объединяла. Хорь очень любил песню «Доля, ты моя, доля!» и это хорошо знал Калиныч. Только он начнет играть, как Хорь начинает подтягивать жалобным голосом. Здесь впервые заявляет о себе тема музыкальной одаренности русского народа. Такими предстает перед нами Калиныч.

Рассказ «Хорь и Калиныч» в цикле «Записки охотника» раскрывает внутренние силы русского человека, перспективы его дальнейшего роста и становления, раскрывает их одаренность, талантливость, их высокие духовные качества. Тургенев ведет читателя к мысли, что в борьбе с общенациональным врагом должна принять участие вся «живая Россия, не только крестьянская, но и дворянская.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: