Исторический стандарт по истории. Общественное обсуждение проекта историко-культурного стандарта. Единый учебник по истории России для средней школы

Линия УМК В. С. Мясникова. Всеобщая история (5-9)

Всеобщая история

Проблемы преподавания всеобщей истории в условиях перехода на новую модель исторического образования

Особенности новой модели изучения истории в системе общего образования; ИКС по всеобщей истории: концептуальные и содержательные особенности; Изменение содержания школьных учебников по всеобщей истории в условиях внедрения ИКС;

Нормативные документы, влияющие на наполнение курсов истории в школе: ФГОС, Историко-культурные стандарты (ИКС) - как по отечественной, так и всеобщей истории, также нормативы ЕГЭ по истории. Эти документы формируют новую модель преподавания истории в системе общего образования. Подразумевается изменение дидактических элементов, определяющих содержание. Их (элементов) стало больше при том же количестве часов на преподавание, отсюда - неизбежное изменение структуры курсов.

О модели. Она прописана в ИКС: 5 класс - Древний мир, 6 класс - Средние века и древняя Россия до XVв., 7 класс - фрагменты новой истории XVI-XVII века и России XVI-XVIIвв., 8 класс - зарубежный и отечественный XVIIв., 9 класс - зарубежный и отечественный XIX в., 10 класс - новейшая история и история России XX-XXI вв., 11 класс - история России в мировом контексте. Это не полное возвращение к «линейке», так как 11 класс - концентрум.

Об ИКС. Концептуальные основы изучения всеобщей истории стали такими же, как для отечественной. Это сознательное оценочное отношение к историческим деятелям, процессам, явлениям - при культурно-антропологическом подходе, многоуровневом представлении истории, внимании к духовным и культурным аспектам жизни людей.

О проблемах осуществления ИКС. Избыток дидактических единиц мешает полноценному их освоению (даже делает это невозможным) - новые добавлены к старым, ничего не убрали. Уровень сложности дидактических единиц не дифференцирован от 5 к 10 классам. Довлеет политико-социальное, а не духовно-культурное содержание.

Вывод. Надо разделять материал на обязательный и второстепенный. На основе следующих критериев: 1) доминирует культурно-антропологический принцип отбора, 2) компаративный подход облегчает восприятие, 3) опора на базовые понятия систематическая, 4) перечни обязательных дат смотрим по Кодификатору ЕГЭ.

Отдельный вопрос - как работать в 7-8 классах. Даже те учебники, которые полностью совпали тематически (5-6 классы), отражают не все дидактические единицы ИКС, надо обратить на это внимание. Что касается учебника для 7 класса (Носков В.В., Андреевская Т.П.) для преподавания в 7 и 8 классах, то только 3 его главы соответствуют новой модели для 7-го: 1, 2, 3 главы, другие - частично. То есть 28 часов и 16 параграфов, которые относятся к истории XVI-XVIIвв. Оставшиеся часы - уроки-практикумы, конференции и другие виды самостоятельной творческой работы. «Страны Центральной и Восточной Европы» учителя должны разработать и дать самостоятельно. Сложнее будет в 8 классе, там учебник Носкова и Андриевской почти не покрывает ИКС: да, XVIII век и Европа в эпоху Великой французской революции плюс материалы по Востоку - но это только девять параграфов. Темы, обязательные по новой модели, учитель разрабатывает самостоятельно, а их большинство.

Итак, ИКС исполнять надо, учебно-методическая оснастка под ИКС если и создана, то не вполне легитимна. К тому же есть вероятность, что кодификаторы ОГЭ и ЕГЭ тоже поменяются в связи с новой моделью преподавания.

Записала Людмила Кожурина

Материал подготовлен на основе вебинара «Проблемы преподавания всеобщей истории в условиях перехода на новую модель исторического образования».

В оформлении материала использован фрагмент картины «Бо­на­парт на Сен-Бер­нар­ском пе­ре­ва­ле», Жака-Луи Давида, 1801

Мне кажется не совсем верным решение уделить больше внимания культурному компоненту. Он и так изучается достаточно, культура - истинное мучение школьника, истинно говорю. Непонятно, почему её приходится изучать по несколько раз -- в курсе МХК, литературы и вдобавок истории. Понятно, что таким образом делается шаг к внедрению цивилизационного подхода, но всё же.
Слово "толерантность" на мой взгляд, не очень подходящее. Почему бы не заменить его формулировкой "дружба народов" или просто какой-то иной?

Хотелось бы, чтоб школьник изучал историю государств-соседей, что, на мой взгляд, может способствовать укреплению уважения к соседям; почему бы не рассказать ему про историю Узбекистана, например? Не стоит выделять это в полноценный курс, но в общих чертах обрисовать-то можно. Вот я вижу, что говорится о завоеваниях Чингисхана, плюсую, очень интересная тема.
Пункт "ГУЛАГ как символ сталинизма" выглядит очень-очень убого, я уж и не говорю о том, что сама аббревиатура пишется по-другому. Это какая-то явная глупость, настолько явная, что у меня текут кровавые слёзы возмущения и печали: почему нет тогда подобных "Кресты как символ царизма" и "Петропавловская крепость как символ петровского авторитаризма"?
Что значит "великодержавные амбиции Сталина"? Ерунда.
Вижу пункт "деятельность СМЕРШ". Сомневаюсь, что педагог способен адекватно подать материал, не занимаясь абажурналистикой при миллиарды расстреляных. Работа органов СМЕРШ корректно отражена у Богомолова и в официальных изданиях архива ФСБ РФ, стоило бы рекомендовать их.
В концепции сказано, что критика Ельциным Горбачёва -- кртика слева. Какая-то явная некомпетентность, потому что либералы справа относительно социалистов или хотя бы социал-демократов.
В общем, дорабатывать и дорабатывать. Про "символ сталинизма" -- убрать.

Edited at 2013-07-03 08:07 am (UTC)

Стандарта, как заявлено, пока нет. Пока это среднее между минимумом содержания (2004) и учебной программой. Точнее - авторский проект или проспект некоего пособия ("единого"), причем непонятно - для осн. или старшей школы?
Все, от употребления и введения понятий и терминов ("имперский социум"; "на пути к гражданскому обществу", "гражданское правосознание" и "гражданские инициативы" - в 19 в!, социальная стратификация, "послевоенный контингент ГУЛАГа", спецеедство, коренизация, "генерация просвещенных людей" и много др.), отбора и оформления обязательных дат (Чигиринские походы, образование КНР... , "1730-1740 - Анна Иоанновна"... и т.д.), стиля (в стандарте и вдруг цитата с вопросом- "Жить стало лучше,..."?) до выбора персоналий (Евфимий II, Гордон, Херасков, Д. Быков и ряд др. Почему именно эти имена?...) - вызывают недоумение.
"Трудные вопросы" названы, но ответы запутаны или замалчиваются. Много концептуальных "непоняток". Так,оказывается,репрессии 30-х - борьба "с пятой колонной"!
Для чего городили огород?

Edited at 2013-08-21 03:20 pm (UTC)

Боже мой...
1. Толпа пожирателей истории уже стучится в ваши двери. Сейчас они будут обсасывать каждую дидактическую единицу, в первую очередь идеологический аспект, который тут, конечно же, в избытке присутствует. Никакого консенсуса никогда достичь не удастся! Даже этот (смешной, но вполне себе невинный) И-К-стандарт лишь распалит страсти и лишь запутает ситуацию с преподаванием истории. Сама идея единой концепции, единого стандарта, единого учебника - зло с любой точки зрения.
2. Почему "Стандарт"? Он имеет какой-то юридический вес? Если да, то какой? Зачем использовать то же самое слово и путать людей? Как юридический статус И-К-стандарта будет соотноситься с ФГОСами общего образования? Как они будут соотнесены методически и идеологически? Это, пожалуй, самый главный вопрос, не решив который не надо было даже приниматься за написание текста.
3. В И-К-стандарте по сути дела ликвидируется изучение последнего десятилетия отечественной истории (даже более - Путин-Путин-Медведев-Путин). Идея хорошая (давно можно было догадаться), но КАК это будет соотноситься с заявленной годом ранее предметом "Россия в мире", которая была создана как раз же с противоположной целью - изучением современности? Можно было подумать, что авторы просто-напросто игнорируют мертворожденный предмет, если бы не упоминание о нем в тексте И-К-стандарта (п.7 "рекомендаций"). Так изучаем Путина-Медведева или не изучаем?? Или И-К-стандарт касается лишь истории в начальной и основной школе, а в старшей современность как раз пойдет в курсе "Россия в мире"?
4. Пункт 6 "рекомендаций" - увеличивать количество "социокультурного материала, истории повседневности". И что же мы видим несколькими строками ниже, в списке дидактических единиц? Идея заявлена, но не реализована. Чисто механическое исполнение, сплошная политика лишь с добавлением каких-нибудь "ассамблей и фейерверков" и упоминанием культурных событий в списке дат. Кстати, о датах. Насколько каноничен этот список для авторов программ и учебников? Если это канон, то пусть авторы объяснят, почему самым выдающимся произведением литературы 19 столетия, достойным упоминания, стало "Горе от ума" Грибоедова, а 20-го - "Один день Ивана Денисовича" Солженицына?
5. Ну и последнее. Кто, как, по каким критериям будет оценивать соответствие учебной литературы по истории одновременно требованиям ФГОС и требованиям И-К-стандарта? И еще раз: КАК СООТНОСЯТСЯ "СТАНДАРТЫ" ЮРИДИЧЕСКИ, МЕТОДИЧЕСКИ И ИДЕОЛОГИЧЕСКИ?

Edited at 2013-07-03 09:50 am (UTC)

1. Акцент на патриотическое воспитание в целом правильный, но в стандарте этого "патриотизма" очень много и задач патриотического воспитания сформулированы не очень ясно.
а) Во-первых, история - это все-таки наука, а значит, факты, которые предлагаются для освоения учащимся, должны отбираться на основе объективных критериев, а не на основе их патриотическое потенции (дескать, это более патриотично, это - менее и т.п.). Поэтому не хватает четко прописанной методологии отбора содержания, кроме заявлений о культуре, истории народов и т.п.
б) все-таки "воспитать чувство гордости" - это не цель. Чувства воспитать нельзя. Было бы более правильно сформулировать как "создать предпосылки для.." или "способствовать возникновению чувства гордости". Иначе, если у кого-то из учеников чувство не воспитается? Будет не выполнен стандарт?
Поэтому необходимо отбирать факты на основе объективного научного метода, и структурировать их так, чтобы были сформулированы предпосылки даже не для "гордости", а для уважения к прошлому страны.
в) "гордость военными победами" - зачем сделан на это акцент? А как же гордость гражданскими победами? Достижениями в искусстве? И как будут преподнесены поражения российской армии? Должна быть не только гордость победами, но уважение к военным подвигам русских солдат. Например, в 1700 году российская армия проиграла в битве под Нарвой. Как будет интерпретирован этот факт?
г) "массовый героизм в освободительных войнах" - а как же героизм людей в русско-турецких войнах, Крымской войне (при обороне Севастополя, например), в 1 Мировой войне? Лучше было бы убрать уточнение про "освободительные войны".
2. Неясно, что имеется в виду под "позитивным пафос исторического сознания". Историческое сознание - это понимание причинно-следственных связей в прошлом, понимание закономерностей исторического развития, который должен быть избавлен от пафоса. Здесь же "пафос созидания" - это о чем? В истории России были и победы, и поражения, и созидание, и разрушение, которые должны восприниматься объективно, без пафоса. Далее - "позитивный настрой в восприятии". Неужели все события в истории России предлагается воспринимать позитивно? Должно быть объективное восприятие истории, как закономерности, как цепи причин и следствий. Именно так у учащихся будет сформировано правильное отношение к истории как у науке, а не как к нравоучительным рассказам о прошлом.
3. История православия как то, что "пронизывает все содержание". Это правильно для истории Древней и Средневековой Руси, но уже в 18 веке стала формироваться светская культура страны, основанная на идеалах эпохи Просвещения, в которой роль религии не была ведущей. И неужели надо рассказывать о событиях 20-х гг. 20 века через историю православия? История православия и других религий должна быть частью истории культуры, но не основой всего курса.
4. Плохо раскрыты теории происхождения названия "Русь". В стандарте говорится "...получившей название Русь" - от кого это название было получено?
5. Необходимо уточнить употребление понятий "Золотая Орда" и "Монгольская империя". В 13 веке на Русь не нападала "Золотая Орда". Термин "Золотая Орда" относится к 15 веку, это более поздняя риторическая фигура. Так же как и на Куликовском поле Дмитрий Донской не дрался с войсками Монгольской империи, т.к. к тому времени она уже фактически распалась на отдельные земли и Мамай не был главой Монгольской империи.

6. Некоторое сомнение вызывает фраза "ограничение прав других сословий" в контексте истории 18 века. Права каких сословий были ограничены именно в этот период? Духовенства? Может быть, если имеется в виду создание Синода и секуляризация. Крестьяне уже были закрепощены.
7. Столыпинские реформы нельзя оценивать как взаимодействие государства и общества, учитывая то, как общество эти реформы воспринимало, какие дискуссии происходили в Думе.
8. фраза " "демонтаж" революционным путем исторически сложившейся системы отношений". Это вряд ли соответствует действительности. Потому что даже борьба народников - это борьба с самодержавием, а не с системой отношений, так же - борьба эсеров, РСДРП - это борьба за права рабочих, против отношения власти и общества, а не против "исторически сложившейся системы отношений".
9. Необходимо посмотреть персоналии. Почему в истории 19 века отдельно упоминается "Горе от ума", а "Евгений Онегин"? Почему из персоналий пропал М.Е. Салтыков-Щедрин, а Чернышевский остался? Какова критерии отбора? Почему из истории 2-ой пол. 20 века убран Бродский, а акцент сделан на творчестве Солженицына и публикации "Одного дня Ивана Денисовича"? Представляется, что нужно доработать списки персоналий, особенно в сфере культуры.

Поручение Президента РФ предписывало в срок до 1 ноября 2013 года «…внести в установленном порядке предложения о подготовке единых учебников по истории России для средней школы». (Перечень поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям 19 февраля 2013 года п. №5)
Планируемые результаты по истории определены ФГОС основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897) и ФГОС среднего (полного) общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. №413). Разработана примерная образовательная программа основного общего образования. Принят Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации», устанавливающий в статье 12 порядок разработки, экспертизы, утверждения и ведения реестра примерных основных образовательных программ. (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 №273-ФЗ)
В этом контексте «предложения о подготовке единых учебников по истории России для средней школы» сводятся к разработке требований к единственному учебнику по истории России, механизму его разработки, экспертизы и утверждения.
Очевидно, что «дорожная карта», утверждённая С.Е. Нарышкиным, Д.В. Ливановым, В.Р. Мединским, предусматривающая разработку концепции нового учебно-методического комплекса по истории России, историко-культурного стандарта, концепции единых учебников по истории России для средней школы, а также методических рекомендаций учителей по освещению наиболее дискуссионных вопросов отечественной истории, существенно искажает поручение президента РФ.
Кроме того, согласно п. 9 статьи 11 Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» порядок разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений устанавливается Правительством Российской Федерации. (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 №273-ФЗ)
Интересно какой орган и в какой юридической форме принял решение о разработке историко-культурного стандарта? Так можно начать пересмотр литературы, ИЗО, музыки...

Edited at 2013-07-05 03:37 am (UTC)

В начале легче писать, потому что первый контекст ни с чем не сравним. Теперь приходится сравнивать с прошлым. и что-то придумывать. Политическое изложение истории компактно, представляет собой фундамент, на котором учащийся продолжает повышать свое историческое образование после школы и института из литературных и прочих источников, изучая "роль личностей, общественных институтов и структур, социокультурные факторы и повседневность человеческой жизни." Авторы сего проекта понимают, что они собрались изложить в учебнике? Энциклопедии уже написаны. Художественной литературы тоже хватает. Если кто-то не любит читать, ему учебник истории - по барабану. Что собой должен представлять учебник даже для тех, кому история своего народа по барабану? "...постижение перипетий "рядовых граждан", сквозь судьбы которых могут быть показаны социальные и политические процессы" - аффтары!!!, вы понимаете, что вы написали? Вы "Войну и мир" и "Как закалялась сталь" предлагаете изучать?
"...освещение проблем духовной и культурной жизни..." - у вас есть гении, которые смогут изложить сии проблемы для школяров? У них восприятие - в одно ухо влетело, в другое вылетело. Человек в 40 лет начинает понимать проблему духовной и культурной жизни, и то не все, и если не начал регулярно употреблять алкоголь. Само понимание означенных проблем относится к психологии. Что вы собрались написать по сему пониманию в учебнике истории? Духовного и культурного в истории так мало, что его можно только упомянуть как факты в контексте, акцентируя внимание учащегося стилем изложения. Только при чем здесь историческая судьба? Духовное и культурное возвышает. Наверняка, собрались писать что-то трагическое, для 17 летней эмоциональности. В 17 лет может идти речь только о подготовке к такому восприятию.
3. Здесь заложен подводный камень в виде самоопределения наций. Данное самоопределение с современным образованием осуществляется с помощью религии. Необходимо дать пример самоопределения с помощью образования.
"Исходя из указанных подходов, можно сформулировать следующие рекомендации, ..."
"7. История религий, ... должна излагаться системно и пронизывать собой все содержание учебника."
В истории нашей цивилизации мифизированы: происхождение человека, суда, сознания, понятия бог, убийства, ... Сие обобщение у современной науки отсутствует. О каком системном изложении аффтары историко-культурного стандарта предполагают?
"8. ...революции и гражданские войны являются не результатом внешнего или внутреннего заговора, но следствием объективно существующих противоречий внутри страны." -------- " 1. Культурно-антропологический подход. В современных школьных учебниках продолжает доминировать традиционная установка на политическую историю, уходящая корнями в имперскую и советскую школу."
Пожалуй, противоречие. Корни уходят глубоко в душу. Изменения в учебнике значительными не будут, прибавится объем в виде литературности.
"Раздел I.

От Древней Руси к Великому княжеству Московскому

В ходе расселения славян по Восточноевропейской равнине в VI – VIII вв., являвшего собой завершающий этап т.н. Великого переселения народов – грандиозного миграционного движения, охватившего в I тыс. н.э. Европейский континент, сложилась восточная ветвь славянства. В Восточной Европе сформировалось более десятка крупных славянских догосударственных общностей, в каждой из которых были собственные князья."
Здесь и "теория" Дарвина и "Повесть временных лет", содержащая искусственное, современное религиозно-научное, начало земли русской. Сие начало определяет контекст всего учебника и истории России.

После критики необходимо предложить нечто иное, не мифическое.
"Разум есть наименование, данное совокупности состояний сознания, сгруппированных под определительными - мысль, воля, чувства". Вот по сему определению сознания сочинения писать бы будущим чиновникам.
"Что же касается обвинения, что наша Школа не приняла семеричную классификацию браминов, но запутала ее, то это совершенно несправедливо. Для начала скажем, что "Школа" есть одно, а толкователи ее (для европейцев) - совершенно иное. Последние должны сначала выучить азбуку практического Восточного Оккультизма, прежде чем они смогут правильно понять страшно сложные классификации, основанные на семи опредленных состояниях Праджна или Сознания; а поверх всего усвоить вполне, что есть Праджна в восточной Метафизике. Дать западному ученику эту классификацию, значит, заставить его предположить, что он может дать себе отчет в происхождении сознания путем объяснения процесса, через который он достиг известного знания, хотя бы лишь одного из состояний этого сознания; другими словами, заставить его объяснить нечто, что он знает на этом плане с помощью того, что что он абсолютно не знает на других планах; то есть направить его от духовного и психологического непосредственно к онтологическому. Вот почему первоначальная древняя классификация была принята теософами, хотя в действительности их существует множество."
Данные две цитаты взяты из "Тайной Доктрины" Е.Блаватской. Определение сознания находится в 1 томе, в 1 станце, ее 3 части. Философия о сознании находится во 2 томе, в конце 2 части. Вся Т.Д. находится между данными двумя цитатами, представляя собой переход от образования, из которого взято определение сознания, к философии. Вся история нашей цивилизации тоже находится между данными двумя цитатами. Смысл Т.Д. Е Блаватская сформулировала: "синтез науки, религии и философии". Зачем науке синтез с религией? О какой и чьей науке идет речь? Современные цивилизация и наука, результат означенного синтеза. Россия живет в чуждой ей субкультуре. Авторы Т.Д. определение сознания сформулировать не могли, потому что оно противоречит их идеологии. В сей своей книге они нас поставили перед фактом о своем приоритете на определение сознания. Можем ли мы сейчас записать определение сознания, сформулированное нашими отцами, в свои учебники? А если спросят, кто разрешил? Нам необходимо восстановить наш приоритет на нашу историю и для начала изложить свою идеологию.
С "теорией" Дарвина в образовании, религия имеет пещерное происхождение в каменном веке и вписывается в "теорию" эволюции, от обезьяны до человека, вместе с современной наукой доэволюционировав до современного состояния и придавая сей "теории" образовательную полноту. По сему, современным науке и образованию без религии не обойтись. В действительности, религия имеет происхождение в образовании. В начале было слово свет, и потом, ходившие по нашей земле боги назвали себя святыми. Такое начало в образовании имеют пошлость и религия. Со временем, пошлость все более проникала в образование и дух назвали божественным. К двадцатому веку нашей эры, что такое свет и дух известно быть перестало. Со временем (в ногу), многие начали креститься и кланяться и многие чиновники пошли за своим народом. Освещение - слово из физики. Освящение - что это за произношение?

Edited at 2013-07-05 05:04 pm (UTC)

Добавить учебник народностей Внимательно слушал все высказывания, слова о множестве населяющих страну наций, сразу заставило вспомнить схожее, существовала география СССР, но была например география Ставропольского края, думаю и других тоже. Сделайте единую историю России причем с главами в истории Древнего мира, Средних веков и чисто нашу до 17-го года, последняя глава кратко описывает взгляд на события с обеих сторон конфликта, только не впадите в полемику. Еще живы участники событий, да и дети которым они это рассказывали,лет через 50-т итоги закрепят окончательно, но только этой главы. В США тоже существуют штаты со своей историей, но изучают историю страны общую и гордятся ею, чем мы хуже. История одна общая и по ней выставляются итоговые оценки, но дополнительно издается История Татарского нароода, История Дагестанских народов с краткими разделами по каждому и так для других, за них тоже выставляются оценки,можно даже выбрать четверть, но годовая за итоговые знания. Гордость за страну надо прививать единую для всех, а то,что нации этого народа иногда воевали между собой, еще не говорит что у них нет общей истории, такое происходило по всей Земле и то что у нас смогли выжить все народы сохранив свою религию, дает нам право говорить, что мы один народ с тысячелетней историей и множеством наций и народностей

Создание такого стандарта – бесспорно, нелёгкий труд. Авторы, наверняка, подошли к нему с достаточной серьёзностью, имея некоторые методологические установки. Почему бы не представить публике саму методологическую программу создания проекта? Мы все имеем право и должны знать какова цель создания Историко-культурного стандарта – воспитать гордость и любовь к Отечеству, или по-фурсенски – отказаться от создания творцов в пользу создания «рациональных потребителей» (обречённых по сути)? Какова цель, что будут формировать предлагаемые учебники? Далее, каковы критерии и система координат? Ведь в стандарте представляются те события и в той логической последовательности, которая предполагает оценивать нашу историю с точки зрения западных либеральных концепций, где всегда приоритет отдаётся рынку, экономике, другим атрибутам материального мира. Но тогда действительно никогда не возможно будет понять почему русские были, есть и будут самой успешной нацией и откуда у нас одна из самых великих историй, да и вообще, зреет когнитивный диссонанс – не уступить ли нам место под солнцем другим народам – ведь они куда лучше потреблять умеют.
В проекте заявлено желание «кардинально пересмотреть содержание курса истории в старшей школе». Ничего подобного там нет. НИЧЕГО ПОДОБНОГО!
Сегодня имеется возможность и шанс сделать действительно исторический прорыв в культурной, научной жизни русского общества и заложить прочный фундамент его устойчивого развития. Ведь столько ценных археологических раскопок задокументировано (и не только в Новгороде), почему авторы не желают институализировать эти открытия? Не слова о Ведах, а ведь Ведическая концепция мироустройства наша, и она одна из трёх ныне определяющих всё мироздание.

Edited at 2013-08-04 10:19 am (UTC)

Где исконно русские источники, подчёркивающие нашу славу – летопись Холопьего монастыря на реке Мологе, Иоакимовская летопись, «Сказание о Словене и Русе», хронограф академика М. Н. Тихомирова, «Записки о Московии» С. Герберштейна, записанное многими этнографами, исследования И. Солоневича, Л. Гумилёва, ... Где пояснение откуда пошло это слово «руский» и откуда оно стало вдруг «русским» (опять же, рудимент информационной войны, кстати – Даль Владимир Иванович)?
В конце концов, где ряд вполне известных, но скрываемых важнейших событий русской истории – битва при Молоди, Азовское сидение, ...?
Почему не видно параллелей для системного усвоения истории? Ведь Русь почти всегда значительно опережала Европу (и не только). Опять же, почему наши выпускники не должны знать, что Иван Грозный не был людоедом, а за все 50 лет своего правления казнил меньше людей, чем в те же времена погибло в одном только Париже за одну Варфоломеевскую ночь, в десять раз больше, чем перебил король Кристиан II за два дня во время Стокгольмской Кровавой Бани, но в двадцать раз меньше, чем повесили в Англии согнанных со своих земель крестьян по закону «о бродяжничестве» или перебили голландцев во время Нидерландской революции. А ведь у Репина после этой гнусной картины с Иваном Грозным отсохла рука. История должна подаваться связано и системно, иначе в ней нет смысла.
Не видно, что один из критериев термина «Великая держава» заключается в том, она может вести войну на два фронта. Россия почти всегда вела войны на два, а то и на три фронта, даже в Смутное время – Речь Посполитая и Швеция, Отечественной войне 1812 года на западе, а на юге с Персией… Пишете, что открываете роль личности, но где столь важные для понимания общества роли Парвуса – Израиля Лазаревича Гельфанда, Лейбы Давидовича Бронштейна – Троцкого и К0... А Распутин Григорий Ефимович, кстати, опять останется таким, каким его Парвус-Гельфанд в своих газетках, да с помощью актёров, игравших его в кабаках, изобразил? Ведь тут-то сегодня все документы доступны. Почему их не используют? Не пора ли дать объективную (а не хрущёвскую) оценку личности Иосифа Виссарионовича? С хорошим сравнительным анализом с Западом, особенно США, Франции. Ведь – это титаническая личность в нашей истории, которую никак нельзя обойти. А в проекте предлагается лишь говорить про «репрессии и ГУЛАГ» – это полный непрофессионализм или умышленный обман.
1920-1930 годы – «годы модернизации и расцвета»! Да кто же это всё писал? А то, что с целью уничтожить русскую культуру, не только станицы, города вырезали, Православие – основу культуры – врагом народа сделали, под аккомпанементы колонтаевского «Парнаса чистого любви» женщин «социализировали», а потом находили их с углями в половых органах... В то время как в 1913 году в России был самый большой запас золота, рубль золотой, производительность труда почти самая большая в мире, ВВП самый большой, всем себя обеспечивали, мир снабжали всем, вплоть до самолётов и локомотивов... И это авторы называют «имперской» школой? Каково же понимание «империи» у авторов? Лично я придерживаюсь точки зрения, что это – «сверхгосударственное образование, объединяющее несколько народов и стран под эгидой универсальной идеи религиозного, этического или идеологического характера». И это неплохо. И это то, что мы повсеместно видим и сейчас, и это то, что мы и впредь неизбежно будем видеть – будут либо империи, либо пустыни.
И самое главное – этот стандарт должен привести к однозначному выводу – мы не Европа, и не «Азиопа», мы – Великая Россия! Никакой другой курс средний школы не может себе поставить столь грандиозных и важных для человека и государства целей. Думаю, что надо не любить свой народ, чтобы не использовать такой шанс! А проект отправить на доработку, притом серьёзно рассмотреть состав группы авторов.

Развитие исторической науки в мире и накопление новых знаний в области истории, а также возросший общественный интерес к прошлым событиям продиктовали необходимость создания в России учебника истории нового формата. Созданный историко-культурный стандарт включил в себя принципиально новые оценки всех ключевых событий. Кроме того, он показал иные подходы к преподаванию в отечественной истории, обозначил обязательный перечень терминов, тем, понятий, персоналий и событий. "Трудные вопросы", перечень которых сопровождает историко-культурный стандарт, вкупе с освещением многих тем, вынесенные на обсуждение, вызвали острейшие дискуссии во всех слоях общества. Данная статья будет рассматривать различные точки зрения в этой связи.

Направление

Историко-культурный стандарт должен повысить качество исторического образования в школе, развить исследовательские компетенции учащихся, сформировать единое культурно-историческое пространство в России. С реализацией Стандарта предполагается подготовка всего то есть нужно ещё создать программу курса, учебник, методические пособия, книги для учителя, комплект карт и электронные приложения. Это важное событие потребует ещё многих и многих усилий для полного внедрения в образовательный процесс.

Прежде всего самим преподавателям нужно будет полностью менять подход к урокам истории в общеобразовательной школе, что представляет несомненные трудности. Включение в методические пособия и дополнительные книги для учителя соответственных справочных материалов, в которых соотносятся все наиболее яркие точки зрения на изучаемые события в России, нужно для того, чтобы освоить "трудные вопросы истории", получив на них ответы.

Основные задачи

Нужно создать надлежащие условия для получения прочных знаний по предмету выпускниками школ. Историко-культурный стандарт должен сформировать ясное представление относительно основных этапов развития многонационального государства Российского.

Необходимо показать всю историю России неотъемлемой частью мирового процесса и раскрыть суть его в совокупности усилий всех поколений россиян. Историко-культурный стандарт был замыслен авторами как широкая панорама, где рассматриваться должна история всех стран и народов на всей территории, которая входила в состав России и Советского Союза в соответствующие эпохи.

Учебники

При подготовке текстов новой линейки учебников для общеобразовательной школы Стандарт должен обязательно использоваться. В пособиях необходимо опираться на следующие постулаты.

  • Все процессы и события российской истории должны быть синхронизированы с общемировым историческим процессом.
  • Должен быть применён новый подход к истории культуры России, поскольку это непрерывный процесс, ведущий к обретению национальной идентичности, не сводящийся к перечислению творческих достижений и имён, но логически увязанный с развитием страны - и социально-экономическим, и политическим.
  • Внутренние противоречия и взаимоисключающие трактовки исторических событий должны быть исключены, даже если они имеют определённое значение для тех или иных регионов России.
  • Язык статей должен быть образным, изложение доступным.

Главный принцип

Принципы историко-культурного стандарта должны соблюдаться незыблемо. Профессиональная экспертиза и общественное обсуждение будут иметь, безусловно, существенное значение при его доработке. Это важное событие и первый шаг в преодолении унаследованной от перестройки интеллектуальной междоусобицы в виде слишком идеологизированных толкований и бессмысленного разнообразия трактовок, никак не связанных с истинным положением вещей.

Понимание исторических процессов должно основываться на базовых знаниях, в единой логике, непрерывности, во всех взаимосвязях и преемственности. Изучать события в России нужно с непременным уважением ко всем страницам без исключения, которые составляют её прошлое. Достоверность и научность сведений, изложенных в школьных учебниках - первоочередная задача, и не так уж она трудна, даже когда касается самых неоднозначных периодов истории России. Не должны звучать хлёсткие слова, тем более не должно быть ни малейших домыслов, только цифры и факты, без оправдания их или осуждения, тем более без нанесения оскорблений гражданским чувствам.

Два типа учебников

Рассматривается идея создания стандартного и расширенного учебников для изучения истории России и других гуманитарных предметов. Оба вида будут содержать как основу один и тот же историко-культурный стандарт, и один и тот же канон. Причём стандартный учебник - это полноценный базовый, а не суррогатный курс для "кухаркиных детей". Будут созданы и факультативы, и всевозможные дополнительные пособия для изучения.

По военной истории уже готовится пособие для школьников, его издаёт Относительно канона исторического знания нужно пояснить, что это обретение здравого смысла и базовых ценностей, а не революция и не популизм. Внедрение новых учебников находится под неусыпным наблюдением общественных организаций и профессиональных групп, которые истинно заинтересованы в результате и вносят конструктивные замечания.

Одобренные курсы

Уже с сентября 2015 года школьники занимаются по новым учебникам, отражающим историко-культурный стандарт отечественной истории. Три комплекта получили одобрение как свободные от всяческих двойных толкований и стилистически выверенные. Три издательства занимались выпуском новых учебников для учащихся шестых-десятых классов: "Русское слово", "Дрофа" и "Просвещение". Например, в девятом классе можно выбрать любой из трёх одобренных учебников следующих коллективов авторов:

  1. Торкунов, Данилов, Левандовский, Арсеньев.
  2. Ляшенко, Волобуев, Симонова.
  3. Загладин, Минаков, Петров.

Для полного перехода на новый историко-культурный стандарт потребуется примерно два или три года.

Отзывы о терминологии

Слово "толерантность", многажды встречающееся в новых учебниках, многие обсуждающие историко-культурный стандарт на сайте Министерства образования и науки считают совсем неподходящим, предлагая заменить его словосочетанием "дружба народов" или любым другим. Доказательством несоответствия является точный перевод этого термина как медицинского диагноза.

Обсуждающие единодушно уверяют, что пункт относительно ГУЛАГА как символа сталинизма выглядит просто убого. Мало того, что в Стандарте аббревиатура чисто графически изображена неправильно, историки возмущены тем, что не может быть такого символа для отображения этого непростого периода. Особо ироничные предлагают варианты: крест - символ царизма, Петропавловская крепость - символ авторитаризма Петра Великого. Также очень многих обсуждающих возмущают формулировки типа "великодержавные амбиции Сталина". Как минимум - дети не поймут.

Отзывы об освещении исторических событий

Относительно пункта о деятельности Смерша на сайте особенно много интереснейших отзывов, и учителя-историки уверяют, что им трудно будет адекватно подавать этот материал, руководствуясь тем, что предлагают требования историко-культурного стандарта. Здесь видят неуместной "крякающую" журналистику о миллиардах расстрелянных, а работу этой организации предлагают отражать корректно, как, например, в книге Богомолова "Момент истины. В августе сорок четвёртого". Кроме того, обсуждающими приводятся официальные издания архива ФСБ РФ с рекомендациями преподавателям к ознакомлению.

Указано на некомпетентные посылы относительно критики Горбачёва Ельциным, где отмечено, что это была критика слева, в то время как либералы относительно социалистов и даже социал-демократов всегда были справа. Также недоумение вызвали очень многие термины и понятия, введённые в историко-культурный стандарт по истории России. Например: имперский социум, гражданское правосознание, гражданское общество, гражданские инициативы (всё это - со словом "гражданское" - относится к девятнадцатому веку!), социальная стратификация, генерация просвещённых людей, послевоенный контингент ГУЛАГА - всё не перечислить.

Историко - культурный стандарт: содержание, концепции, рекомендации.

В последнее время учителей истории, учеников иих родителей чрезвычайно волнует вопрос оперспективах введения нового единого учебникаистории, содержание которого будет строиться всоответствии с новым историко - культурнымстандартом. Все учителя истории нашего городапрошли курсы повышения квалификации.Специалисты Академии повышения квалификациии профессиональной переподготовки работниковобразования Мишина Ирина Анатольевна иТюляева Тамара Ивановна познакомилипреподавателей с новым историко - культурнымстандартом и о перспективах появления нового учебника по истории. Необходимость создания нового учебникаистории России диктуется, прежде всего, развитием мировой исторической науки, накоплением новыхисторических знаний, возросшим общественным интересом к событиям прошлого.

Представленный историко-культурный стандарт включает в себя

· принципиальные оценки ключевых событий прошлого,

·основные подходы к преподаванию отечественной истории в современной школе с перечнем обязательных дляизучения тем, понятий и терминов, событий и персоналий

· сопровождается перечнем «трудных вопросов истории», которые вызывают острые дискуссии в обществе и для многих учителей – объективные сложности в преподавании

Стандарт направлен на:

· повышение качества школьного исторического образования,

· развитие исследовательских компетенций учащихся общеобразовательных школ,

· формирование единого культурно-исторического пространства Российской Федерации.

Реализация Стандарта предполагает подготовку учебно-методического комплекса, состоящего из учебной программы курса, учебника, методических пособий, книг для учителя, комплекта карт, электронных приложений. Перечень «трудных вопросов истории» составлен с целью включения в методические пособия и книги для учителя дополнительных справочных материалов, соотносящих наиболее распространенные точки зрения на эти события.

Задачи учебно-методического комплекса:

· создать условия для получения выпускниками прочных знаний по истории России;

· сформировать представление об основных этапах развития многонационального российского государства;

· показать историю России как неотъемлемую часть мирового исторического процесса;

· раскрыть суть исторического процесса как совокупности усилий множества поколений россиян.

Предполагается использование Стандарта при подготовке текстов соответствующей линейки школьных учебников. В этих текстах необходимо:

· обратить внимание на события и процессы всеобщей истории в части синхронизации российского исторического процесса с общемировым;

· применить новый подход к истории российской культуры как к непрерывному процессу обретения национальной идентичности, не сводящемуся к перечислению имен и творческих достижений, логически увязанному с политическим и социально-экономическим развитием страны;

· исключить возможность возникновения внутренних противоречий и взаимоисключающих трактовок исторических событий, в том числе имеющих существенное значение для отдельных регионов России; обеспечить доступность изложения, образность языка.

Соответствующие приоритеты предполагается иметь в виду и при доработке Стандарта по результатам профессиональной экспертизы и общественного обсуждения.

Концептуальные основы историко-культурного стандарта. Культурно-антропологический подход.

В современных школьных учебниках продолжает доминировать традиционная установка на политическую историю, уходящая корнями в имперскую и советскую школу. Это приводит к тому, что роль личностей, общественных институтов и структур, социокультурные факторы и повседневность человеческой жизни уходят в тень, искажая, в конечном счете, историческую реальность. В предлагаемом историко-культурном стандарте наряду с большим вниманием к политической истории особое место уделено личности в истории, причем не только через изучение биографий выдающихся людей, но и через постижение перипетий «рядовых граждан», сквозь судьбы которых могут быть показаны социальные и политические процессы. Такой подход позволит более адекватно отразить современное состояние исторической науки.

1. Гораздо большего удельного веса заслуживает освещение проблем духовной и культурной жизни России.Учащиеся должны усвоить, что производство духовных и культурных ценностей не менее важная задача, чемдругие виды человеческой деятельности, а изучение культуры и культурного взаимодействия народов России/СССР будет способствовать формированию у школьников представлений об общей исторической судьбе нашейРодины.

2. Этнокультурный компонент: история страны через историю регионов. В школьном курсе истории необходимоусилить акцент на многонациональном и поликонфессиональном составе населения страны как важнейшейособенности отечественной истории. Преподавание региональной истории в контексте истории России являетсянеобходимой составляющей развития демократического государства, формирования современной толерантнойличности, готовой к восприятию этнического и конфессионального многообразия мира. Для каждого из регионовРоссии должен быть сформирован перечень «сквозных» исторических сюжетов, основанных на балансе междуисторией государства, общества и отдельных людей, между политической, социальной и культурной историей,между историей национальной, мировой и локальной.

3. Выработка сознательного оценочного отношения к историческим деятелям, процессам и явлениям –важнейшая задача преподавания истории в школе. Современные методы преподавания истории подразумеваютгораздо большую активность учеников на уроках, нежели это было несколько десятилетий назад. Поэтомушкольный курс истории должен быть обеспечен учебно-методическим комплексом, включающим в себя, помимоучебника, хрестоматии, сборники исторических текстов, атласы. Работа ученика может быть полноценной иминимально трудоемкой только при постоянном использовании информационно-компьютерных технологий.

4. Учебник как навигатор. В условиях развития средств коммуникации, наличия в подавляющем большинстве школвысокоскоростного доступа к сети Интернет (обеспечено за счет реализации Приоритетного национальногопроекта «Образование»), роль учебника как «хранилища знаний» приобретает новые черты и особенности.Учебник должен не только давать информацию и предлагать интерпретации, но и побуждать школьниковсамостоятельно рассуждать, анализировать исторические тексты, делать выводы и т. д. Кроме того, современныйучебник должен стимулировать учащихся к получению исторических знаний из других источников, а учитель –способствовать овладению учениками исследовательскими приемами, развитию их критического мышления,обучая анализу текстов, способам поиска и отбора информации, сопоставлению разных точек зрения, различениюфактов и их интерпретаций. Немаловажно включить в текст самого учебника исторические источники,раскрывающие суть событий через яркие и запоминающиеся образы. Представляется целесообразным инициировать подготовку тематических модулей для учеников (с соответствующими методическими пособиями дляучителей), посвященных различным дискуссионным вопросам истории России.

Исходя из указанных подходов, можно сформулировать следующие рекомендации, которые могут быть положены в основу концепции нового школьного учебника по курсу «История России». Изложение материала в учебнике должно формировать у учащихся ценностные ориентации, направленные на воспитание патриотизма, гражданственности и межнациональной толерантности. При этом изложение исторического материала не следует «мельчить», перегружать школьников обилием цифр, второстепенными именами, незначительными событиями.

Патриотическая основа исторического изложения имеет цель воспитать у молодого поколения чувство гордости за свою страну, за ее роль в мировой истории, с одновременным пониманием, что в историческом прошлом России были и огромные достижения и успехи, но также и ошибки и просчеты.

Одной из главных задач школьного курса истории является формирование гражданской общероссийской идентичности, при этом необходимо сделать в новом учебнике акцент на идее гражданственности, прежде всего при решении проблемы взаимодействия государства и общества, общества и власти. С подобным подходом имманентно связана и проблема гражданской активности, прав и обязанностей граждан, строительства гражданского общества. Следует уделить внимание (особенно для старшеклассников) историческому опыту гражданской активности, местного самоуправления (общины, посадское самоуправлении, гильдии, научные общества, общественные организации и ассоциации, политические партии и организации, общества взаимопомощи, кооперативы и т.д.). При этом следует проводить четкую грань между «нормальными проявлениями» гражданской активности и всякого рода экстремизмом, терроризмом, шовинизмом, проповедью национальной исключительности и т.п.

При формировании у школьников на материале отечественной истории чувства патриотизма нужно иметь в виду, что гордость военными победами предков – неотъемлемая часть отечественного исторического сознания. Желательно акцентировать внимание на массовом героизме в войнах освободительных, прежде всего Отечественных 1812 и 1941-1945 гг. Важно подчеркнуть подвиг народа как пример высокой гражданственности и самопожертвования во имя Отечества. Вместе с тем, поскольку не только военные победы должны создавать позитивный пафос исторического сознания, самое пристальное внимание следует уделить достижениям страны в других областях. Предметом патриотической гордости, несомненно, является великий труд народа по освоению громадных пространств Евразии с ее суровой природой, формирование российского социума на сложной многонациональной и поликонфессиональной основе, в рамках которого преобладали начала взаимовыручки, толерантности и веротерпимости, создание науки и культуры мирового значения.

Ключевым звеном концепции должно стать понимание прошлого России как неотъемлемой части мирового исторического процесса. Россия – крупнейшая страна в мире. В силу этой данности сформировалась существенная составляющая отечественного исторического сознания – мы граждане великой страны с великим прошлым. Этот тезис должен стать опорным пунктом учебника, что позволит логично и непротиворечиво рассмотреть вопросы межнациональных взаимоотношений. В связи с этим необходимо расширить объем учебного материала по истории народов России, делая акцент на взаимодействии культур, на укреплении экономических, социальных, политических и других связей между народами. Речь должна идти об истории межнациональных отношений на всех этапах отечественной истории. Следует подчеркнуть, что пребывание в составе Российской империи имело положительное значение для ее народов: безопасность от внешних врагов, прекращение внутренних смут и междоусобиц, экономическое развитие, распространение просвещения, образования, здравоохранения и др. В школьном курсе должен превалировать пафос созидания, позитивный настрой в восприятии отечественной истории. Трагедии, разумеется, нельзя замалчивать, но необходимо подчеркивать, что русский и другие народы нашей страны находили силы вместе преодолевать выпавшие на их долю тяжелые испытания.

Необходимо увеличить число часов (параграфов) по истории культуры, имея в виду в первую очередь социокультурный материал, историю повседневности. Сейчас культура, как и в прежние времена, снова оказалась на периферии школьного курса отечественной истории. Школьники непременно должны знать и понимать достижения русской культуры Средневековья, Нового времени и советской эпохи, великие произведения художественной литературы, музыкальной культуры, живописи, театра, кино, выдающиеся открытия российских ученых и т.д. Важно отметить неразрывную связь русской и мировой культуры. История религий, в первую очередь православия, должна излагаться системно и пронизывать собой все содержание учебника. Обязательно также в учебник включать сведения о распространении основных нехристианских конфессий (ислама, иудаизма и буддизма) на российской территории.

Концептуально важно сформировать у учащихся представление о процессе исторического развития как многофакторном явлении. При этом на различных стадиях исторического развития ведущим и определяющим могут быть либо экономические, либо внутриполитические или внешнеполитические факторы. Следует создать отчетливое представление у школьников, что революции и гражданские войны являются не результатом внешнего или внутреннего заговора, но следствием объективно существующих противоречий внутри страны.

В соответствии с ФЗ «Об образовании» и новыми ФГОС, в условиях т.н. «концентрической» системы преподавания истории, следует кардинально пересмотреть содержание курса истории в старшей школе. Знакомство с отечественной историей происходит в начальной школе при изучении курса «Окружающий мир», который должен быть более насыщен историческим материалом. На первом уровне школьного исторического образования (5–9 классы) изучение программного материала осуществляется в хронологической последовательности в соответствии с возрастными возможностями учащихся. Изучение материала об основных событиях и личностях отечественной истории необходимо строить на основе широкого привлечения текстов исторических источников и их комментарием. Главная задача на этом уровне - привить школьникам интерес к истории (прежде всего, отечественной). Вместе с тем, работа с текстами источников должна заложить основы грамотной работы с ретроспективной информацией, ее анализом - и научить ребят самостоятельно делать выводы на основе проанализированной информации. На втором уровне школьного исторического образования (10–11 классы) знания, которые учащиеся получили в основной школе, должны служить основой для аналитического разбора исторического процесса - с общими характеристиками и оценками, включая элементы компаративного анализа в курсе «Россия в мире».

Историко-культурный стандарт включает в себя принципиальные оценки ключевых событий прошлого, основные подходы к преподаванию отечественной истории в современной школе с перечнем обязательных для изучения тем, понятий и терминов, событий и персоналий и сопровождается перечнем «трудных вопросов истории», которые вызывают острые дискуссии в обществе и для многих учителей – объективные сложности в преподавании.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Характеристика учебников истории с точки зрения историко-культурного стандарта.

Историко-культурный стандарт включает в себя принципиальные оценки ключевых событий прошлого, основные подходы к преподаванию отечественной истории в современной школе с перечнем обязательных для изучения тем, понятий и терминов, событий и персоналий и сопровождается перечнем «трудных вопросов истории», которые вызывают острые дискуссии в обществе и для многих учителей – объективные сложности в преподавании.

Стандарт направлен на повышение качества школьного исторического образования, развитие исследовательских компетенций учащихся общеобразовательных школ, формирование единого культурно-исторического пространства Российской Федерации.

Реализация Стандарта предполагает подготовку учебно-методического комплекса, состоящего из учебной программы курса, учебника, методических пособий, книг для учителя, комплекта карт, электронных приложений.

Перечень «трудных вопросов истории» составлен с целью включения в методические пособия и книги для учителя дополнительных справочных материалов, соотносящих наиболее распространенные точки зрения на эти события.Необходимо создать условия для получения выпускниками прочных знаний по истории России;
сформировать представление об основных этапах развития многонационального российского государства;
показать историю России как неотъемлемую часть мирового исторического процесса;
раскрыть суть исторического процесса как совокупности усилий множества поколений россиян.

Российская история – это история всех территорий, стран и народов, которые входили в состав нашего государства в соответствующие эпохи.

Предполагается использование Стандарта при подготовке текстов соответствующей линейки школьных учебников. В этих текстах необходимо:

обратить внимание на события и процессы всеобщей истории в части синхронизации российского исторического процесса с общемировым;
применить новый подход к истории российской культуры как к непрерывному процессу обретения национальной идентичности, не сводящемуся к перечислению имен и творческих достижений, логически увязанному с политическим и социально-экономическим развитием страны;
исключить возможность возникновения внутренних противоречий и взаимоисключающих трактовок исторических событий, в том числе имеющих существенное значение для отдельных регионов Россиии.

Концептуальные основы историко-культурного стандарта

  1. Культурно-антропологический подход. В современных школьных учебниках продолжает доминировать традиционная установка на политическую историю, уходящая корнями в имперскую и советскую школу. Это приводит к тому, что роль личностей, общественных институтов и структур, социокультурные факторы и повседневность человеческой жизни уходят в тень, искажая, в конечном счете, историческую реальность. В предлагаемом историко-культурном стандарте наряду с большим вниманием к политической истории особое место уделено личности в истории, причем не только через изучение биографий выдающихся людей, но и через постижение перипетий «рядовых граждан», сквозь судьбы которых могут быть показаны социальные и политические процессы. Такой подход позволит более адекватно отразить современное состояние исторической науки.
  2. Гораздо большего удельного веса заслуживает освещение проблем духовной и культурной жизни России. Учащиеся должны усвоить, что производство духовных и культурных ценностей не менее важная задача, чем другие виды человеческой деятельности, а изучение культуры и культурного взаимодействия народов России/СССР будет способствовать формированию у школьников представлений об общей исторической судьбе нашей Родины.
  3. Этнокультурный компонент: история страны через историю регионов . В школьном курсе истории необходимо усилить акцент на многонациональном и поликонфессиональном составе населения страны как важнейшей особенности отечественной истории. Преподавание региональной истории в контексте истории России является необходимой составляющей развития демократического государства, формирования современной толерантной личности, готовой к восприятию этнического и конфессионального многообразия мира. Для каждого из регионов России должен быть сформирован перечень «сквозных» исторических сюжетов, основанных на балансе между историей государства, общества и отдельных людей, между политической, социальной и культурной историей, между историей национальной, мировой и локальной.
  4. Выработка сознательного оценочного отношения к историческим деятелям, процессам и явлениям – важнейшая задача преподавания истории в школе. Современные методы преподавания истории подразумевают гораздо большую активность учеников на уроках, нежели это было несколько десятилетий назад. Поэтому школьный курс истории должен быть обеспечен учебно-методическим комплексом, включающим в себя, помимо учебника, хрестоматии, сборники исторических текстов, атласы. Работа ученика может быть полноценной и минимально трудоемкой только при постоянном использовании информационно-компьютерных технологий.
  5. Учебник как навигатор. В условиях развития средств коммуникации, наличия в подавляющем большинстве школ высокоскоростного доступа к сети Интернет (обеспечено за счет реализации Приоритетного национального проекта «Образование»), роль учебника как «хранилища знаний» приобретает новые черты и особенности. Учебник должен не только давать информацию и предлагать интерпретации, но и побуждать школьников самостоятельно рассуждать, анализировать исторические тексты, делать выводы и т. д. Кроме того, современный учебник должен стимулировать учащихся к получению исторических знаний из других источников, а учитель – способствовать овладению учениками исследовательскими приемами, развитию их критического мышления, обучая анализу текстов, способам поиска и отбора информации, сопоставлению разных точек зрения, различению фактов и их интерпретаций. Немаловажно включить в текст самого учебника исторические источники, раскрывающие суть событий через яркие и запоминающиеся образы. Представляется целесообразным инициировать подготовку тематических модулей для учеников (с соответствующими методическими пособиями для учителей), посвященных различным дискуссионным вопросам истории России.

Исходя из указанных подходов, можно сформулировать следующие рекомендации, которые могут быть положены в основу концепции нового школьного учебника по курсу «История России»:

  1. Изложение материала в учебнике должно формировать у учащихся ценностные ориентации, направленные на воспитание патриотизма, гражданственности и межнациональной толерантности. При этом изложение исторического материала не следует «мельчить», перегружать школьников обилием цифр, второстепенными именами, незначительными событиями.
  2. Патриотическая основа исторического изложения имеет цель воспитать у молодого поколения чувство гордости за свою страну, за ее роль в мировой истории, с одновременным пониманием, что в историческом прошлом России были и огромные достижения и успехи, но также и ошибки и просчеты. Одной из главных задач школьного курса истории является формирование гражданской общероссийской идентичности, при этом необходимо сделать в новом учебнике акцент на идее гражданственности, прежде всего при решении проблемы взаимодействия государства и общества, общества и власти.
  3. С подобным подходом имманентно связана и проблема гражданской активности, прав и обязанностей граждан, строительства гражданского общества. Следует уделить внимание (особенно для старшеклассников) историческому опыту гражданской активности, местного самоуправления (общины, посадское самоуправлении, гильдии, научные общества, общественные организации и ассоциации, политические партии и организации, общества взаимопомощи, кооперативы и т.д.). При этом следует проводить четкую грань между «нормальными проявлениями» гражданской активности и всякого рода экстремизмом, терроризмом, шовинизмом, проповедью национальной исключительности и т.п.
  4. При формировании у школьников на материале отечественной истории чувства патриотизма нужно иметь в виду, что гордость военными победами предков – неотъемлемая часть отечественного исторического сознания. Желательно акцентировать внимание на массовом героизме в войнах освободительных, прежде всего Отечественных 1812 и 1941-1945 гг. Важно подчеркнуть подвиг народа как пример высокой гражданственности и самопожертвования во имя Отечества. Вместе с тем, поскольку не только военные победы должны создавать позитивный пафос исторического сознания, самое пристальное внимание следует уделить достижениям страны в других областях. Предметом патриотической гордости, несомненно, является великий труд народа по освоению громадных пространств Евразии с ее суровой природой, формирование российского социума на сложной многонациональной и поликонфессиональной основе, в рамках которого преобладали начала взаимовыручки, толерантности и веротерпимости, создание науки и культуры мирового значения.
  5. Ключевым звеном концепции должно стать понимание прошлого России как неотъемлемой части мирового исторического процесса. Россия – крупнейшая страна в мире. В силу этой данности сформировалась существенная составляющая отечественного исторического сознания – мы граждане великой страны с великим прошлым. Этот тезис должен стать опорным пунктом учебника, что позволит логично и непротиворечиво рассмотреть вопросы межнациональных взаимоотношений. В связи с этим необходимо расширить объем учебного материала по истории народов России, делая акцент на взаимодействии культур, на укреплении экономических, социальных, политических и других связей между народами. Речь должна идти об истории межнациональных отношений на всех этапах отечественной истории. Следует подчеркнуть, что пребывание в составе Российской империи имело положительное значение для ее народов: безопасность от внешних врагов, прекращение внутренних смут и междоусобиц, экономическое развитие, распространение просвещения, образования, здравоохранения и др. В школьном курсе должен превалировать пафос созидания, позитивный настрой в восприятии отечественной истории. Трагедии, разумеется, нельзя замалчивать, но необходимо подчеркивать, что русский и другие народы нашей страны находили силы вместе преодолевать выпавшие на их долю тяжелые испытания.
  6. Необходимо увеличить число часов (параграфов) по истории культуры, имея в виду в первую очередь социокультурный материал, историю повседневности. Сейчас культура, как и в прежние времена, снова оказалась на периферии школьного курса отечественной истории. Школьники непременно должны знать и понимать достижения русской культуры Средневековья, Нового времени и советской эпохи, великие произведения художественной литературы, музыкальной культуры, живописи, театра, кино, выдающиеся открытия российских ученых и т.д. Важно отметить неразрывную связь русской и мировой культуры.
  7. История религий, в первую очередь православия, должна излагаться системно и пронизывать собой все содержание учебника. Обязательно также в учебник включать сведения о распространении основных нехристианских конфессий (ислама, иудаизма и буддизма) на российской территории.
  8. Концептуально важно сформировать у учащихся представление о процессе исторического развития как многофакторном явлении. При этом на различных стадиях исторического развития ведущим и определяющим могут быть либо экономические, либо внутриполитические или внешнеполитические факторы. Следует создать отчетливое представление у школьников, что революции и гражданские войны являются не результатом внешнего или внутреннего заговора, но следствием объективно существующих противоречий внутри страны.
  9. В соответствии с ФЗ «Об образовании» и новыми ФГОС, в условиях т.н. «концентрической» системы преподавания истории, следует кардинально пересмотреть содержание курса истории в старшей школе. Знакомство с отечественной историей происходит в начальной школе при изучении курса «Окружающий мир», который должен быть более насыщен историческим материалом. На первом уровне школьного исторического образования (5–9 классы) изучение программного материала осуществляется в хронологической последовательности в соответствии с возрастными возможностями учащихся. Изучение материала об основных событиях и личностях отечественной истории необходимо строить на основе широкого привлечения текстов исторических источников и их комментарием. Главная задача на этом уровне - привить школьникам интерес к истории (прежде всего, отечественной). Вместе с тем, работа с текстами источников должна заложить основы грамотной работы с ретроспективной информацией, ее анализом - и научить ребят самостоятельно делать выводы на основе проанализированной информации. На втором уровне школьного исторического образования (10–11 классы) знания, которые учащиеся получили в основной школе, должны служить основой для аналитического разбора исторического процесса - с общими характеристиками и оценками, включая элементы компаративного анализа в курсе «Россия в мире».

Для преподавания истории в школе исключительно велика роль историко- антропологического подхода. Именно человеческое измерение истории прививает интерес и уважение к своей истории, служит источником и инструментом формирования у молодого поколения личностного, эмоционально окрашенного восприятия прошлого. В российском образовании существуют соответствующие традиции, которые следует продолжать и развивать. Так, воспитанию патриотизма и гражданственности у школьников при изучении отечественной истории способствует обращение к ярким примерам трудовых и воинских подвигов многих поколений россиян. Величие побед и тяжесть поражений убедительно раскрываются через жизнь и судьбы людей, в том числе отцов и дедов школьников, через историю их рода и семьи. Поэтому особенно важно, чтобы в учебниках было отражено присутствие человека в конкретных событиях. Следует показать интересы и устремления, ценностные ориентиры и мотивы поведения людей. Такой подход способствует выработке у молодого человека чувства сопричастности с историей страны. При этом речь идет как о выдающихся личностях, лидерах, которым посвящаются отдельные биографические справки, так и об обычных, «рядовых» людях. Наряду с событийной историей, в стандарте предполагается расширение материала о повседневной жизни людей в различные исторические эпохи. История должна предстать как увлекательный рассказ о прошлом, о людях и их характерах, о повседневной жизни.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: