Как составить план урока: пошаговая инструкция. Конспект урока:Стандартный вид числа Пример составления краткого плана-конспекта

:

Урок по алгебре в 7-ом классе на тему «Стандартный вид числа», метапредметная тема "Великаны и карлики".

Пояснительная записка.

Метапредметная тема урока "Великаны и карлики"

Предметная тема: " Стандартный вид числа ".

Место урока в системе курса

Степень с целым показателем. Четвертый урок - Стандартный вид числа.

Тип урока

Урок усвоения новых знаний и применения метапредметных и предметных знаний

Стратегия взаимодействия учителя и учащихся

(пассивная, активная, интерактивная (круговое взаимодействие))

интерактивная

Формы работы

индивидуальная, групповая, фронтальная

Ресурсы урока

Базовый учебник: Алгебра.7 класс: учебник для общеобразоват. организаций / [СМ. Никольский, М.К. Потапов, Н.Н. Решетников, А.В. Шевкин] – 2-е изд. - М.: Просвещение, 2015.

Экран, Презентация (PowerPoint) «Великаны и карлики», сеть-интернет, проектор, ноутбук, технологическая карта для учащихся 1 и 2. Хозяйственное мыло, губка для мытья посуды, мерная кружка, бутылка чистой воды, пакетик чая.

Цель урока ( для учителя )

Содействовать формированию у учащихся убеждения в важности знания и применения стандартного вида числа через решение практических задач по теме "Стандартный вид числа".

Формируемые результаты

Личностные

Обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся, а также ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях

В ходе работы с учебными материалами учащиеся смогут:

Совершенствовать умения взаимодействовать друг с другом, слушать и слышать других.

Контролировать процесс и результат учебной деятельности.

Оценивать результат своей учебной деятельности, интерес к изучению темы;

Желание применить на практике свои знания

Адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников

Метапредметные

Не связаны с предметом, подходят для любого урока, связаны с УУД

Умение ориентироваться в системе знаний.

Формирование и развитие практического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;

умение создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение.

Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей.

Предметные

Основы системы

научных знаний в данной предметной области

В ходе работы с текстовыми материалами, обсуждения в паре, с учителем учащиеся смогут:

Применять полученные раннее знания к решению задач практического характер;

Увидеть связь между математикой и другими предметами.

Решать физические задачи арифметическим и алгебраическим способами.

Задачи урока (для учителя)

Для достижения личностного результата

Организовать и сопровождать работу в группах;

Воспитывать аккуратность при выполнении заданий, ответственность, уверенность в своих силах;

повышение исследовательского интереса, творческой активности и вовлеченности учащихся в познание темы «Стандартный вид числа в нашей жизни»;

формировать умения совместно с другими детьми в группе находить решение задачи и оценивать полученные результаты. формирование мотивации к обучению, готовности учащихся к саморазвитию и личностному самоопределению;

создание условий для развития познавательного интереса у детей к изучению темы.

Для достижения метапредметного результата

Формирование навыков целеполагания, контроля своей деятельности, коррекции и оценки результатов. Развитие навыков устной и письменной речи. Формирование навыков работы индивидуально и в группе, воспитание коммуникативной культуры учащихся.

Для достижения предметного результата

Научить записать числа в стандартном виде, закрепить знания по данной теме.

Цель учеников (в виде учебной задачи), формулируется на прогностическом уровне.

закреплю умения решать практические задачи с помощью стандартного вида числа;

узнаю, где применяется запись стандартного вида числа, научусь записывать числа в стандартном виде.

Педагогические технологии

Системно-деятельностный подход, компетентностно-ориентированные технологии: проблемно- диалоговое обучение, ИКТ, технология развития критического мышления через чтение и письмо

Способы диагностики внешнего и внутреннего образовательных продуктов ученика.

Диагностика личностных качеств (внутренний образовательный продукт): результаты его образовательных достижений по теме (на начало темы и конец темы)

Диагностика внешнего образовательного продукта ученика – вербальная самооценка ученика, затем вербальная оценка учителем по наблюдению за его деятельностью на уроке.

Способы оценки успешности проведения своего урока:

Эффект последействия, т.е. перенос знаний на другие уроки, в другие области науки, на жизненную ситуацию.

Формируемые понятия

Запись числа в стандартном виде. Применения записи числа в стандартном виде в других областях.

Фундаментальные образовательные объекты

Понятие числа, перевод любого числа в стандартный вид

Методические советы

Сеть интернет необходима, у детей интернет у большинства в телефоне, предупредить, чтобы телефоны были заряжены, был положительный баланс, кабинет оборудован компьютерами, но удобно детям сидеть компактно, чтобы обсуждать, спорить, отстаивать свое мнение, оценивать работы друг друга. Нужно, чтобы учащиеся после каждого этапа в технологических картах ставили себе баллы. В конце урока подводится итог. Ребенок получает 2 отметки- личная и командная и оценку личностных результатов. Личная отметка в основном выражает предметные результаты, командная -метапредметные результаты. Оценивание строится на полном доверии друг к другу, этим воспитываем честность, взаимоуважение, доверие.

К 7-му классу дети уже приучены такой системе оценивания. Для корректировки отметок технологические карты учащихся учитель в конце урока собирает. Принцип доверяй, но проверяй,

Список литературы

    А.В. Миронов «Как построить урок в соответствии с ФГОС» Волгоград «Учитель» 2016

    М.П. Нечаева Г.А. Романова «Интерактивные технологии в реализации ФГОС» М. «ВАКО» 2016

    Я.И. Перельман «Занимательная алгебра. Степени.» М. «Олма Медиа Групп» 2013

    Я.И. Перельман «Занимательная алгебра. Числа и фокусы.» М. «Олма Медиа Групп» 2013

Должность:

Место работы:

Контактный телефон:

Раднаева Жаргалма Рабжиновна

Учитель математики

МОУ «Верхне-Иволгинская СОШ» Иволгинского района

89835349466

Организационный момент

Время: 1 мин .

1. Учитель приветствует учеников, контролирует подготовку рабочих мест. Класс делится на 2 группы, придумывает название команды и оригинально представляет членов команды.

Ученики приветствуют учителя, проверяют подготовку рабочих мест.

Выбирают капитана, придумывают название команды и представляются.

Живое слово учителя.

Регулятивные: организация рабочего места, своей деятельности

1. Образовательная напряженность (вызов и целеполагание)

Результат этапа: Выяснение темы урока.

Время: 3 мин .

Учитель организует работу учащихся по поиску темы урока.

математический ринг.

1) 1 тур Обмен ударами. 1-я команда выдает 1 слово, в ответ вторая команда свое слово. Побеждает та команда, которая завершит ринг. В своих технологических картах каждый отмечает свой бал. 1 слово -1 балл. В итоге в конце урока у каждого будет индивидуальный и командный баллы.

Вы должны догадаться, о чем будем говорить на этом уроке.

Слайд №1

Я предлагаю первой команде понятие МЕГА. Объясните, пожалуйста значение этого понятия. В каких случаях оно употребляется.

Можно пользоваться интернетом.

Второй команде предлагаю понятие микро.

Объясните, пожалуйста значение понятия микро. Также можно пользоваться интернетом.

Слайд №2

Значит приставка Мега - это число 1000000 = 10 6

Значит приставка микро - это число 0,000001= 10 -6

2) 2 тур Разберите слова по составу (морфемный разбор) .

1 -я команда вам дается слово

Мегамиллионер

2-я команда вам слово

микроволновка

3) 3 тур Кто быстрее?

Теперь давайте сравним два числа. 1.Которое из чисел больше?

Мы с вами выяснили, что между числами большая разница.

2.Во сколько раз первое число больше второго?

3.Какая приставка применяется для числа триллион?

Прочитаю вам отрывок из художественной литературы.

4.Вы должны сказать отрывок из какого произведения?

6.Какое отношение имеет данный отрывок к нашему уроку?

Когда он проснулся, было уже совсем светло. Он лежал на спине, и солнце светило прямо ему в лицо.
Он хотел было протереть глаза, но не мог поднять руку; хотел сесть, но не мог пошевелиться.
Тонкие веревочки опутывали все его тело от подмышек до колен; руки и ноги были крепко стянуты веревочной сеткой; веревочки обвивали каждый палец. Даже длинные густые волосы его были туго намотаны на маленькие колышки, вбитые в землю, и переплетены веревочками.
Он был похож на рыбу, которую поймали в сеть.

7.Найдите слова синонимы Гулливер-_______, лилипуты-________

8.Сформулируйте название урока

Слайд 5.

Правильно, метапредметная тема урока: «Великаны и карлики».

9. А почему тема урока по математике у нас такая?

1.Мега – это приставка какого -то слова.

2.мегаполис-город с миллионом жителей;

3. мегазвезда – большая звезда.

4.Мегапопулярный

5.Мега Паскаль -сокр.Мпа миллион Паскаля.

6.Один миллион;

7. десять в шестой степени,

1. микроскоп - Оптический прибор с сильно увеличивающими стёклами для рассматривания предметов, неразличимых простым глазом

2. микроб- (греч. mikros малый, и bios жизнь). Микроскопический организм, живущий в воздухе или воде; некоторые виды микробов являются источниками болезней.

3 .Микро

Первая часть сложных слов со знач. единицы, равной одной миллионной части той единицы, которая названа во второй части слова
Пример: микровольт, микрорентген, микроинсульт, микрорайон, микроорганизм.

4. одна миллионная, один деленный на миллион.

1.Мегамиллионер мега- приставка, миллион- корень, ер- суффикс, нулевое окончание.

2. микроволновка микро- приставка, волн- корень, овк- суффикс, а- окончание.

1.10 6 >10 -6

Первое число больше, чем второе

2. 10 6 :10 -6 =10 12 в триллион раз

3. Тера

4.« Гулливер в стране лилипутов»

5. Джонатан Свифт

6.Большее число -это Гулливер, а маленькое – лилипут.

7.Гулливер – великан, лилипут – карлик.

8.«Великаны и карлики»

9.Будем говорить о больших и маленьких числах.

интерактивная доска, презентация, технологические карты учащихся,

Личностные:

Регулятивные:

Прогнозирование предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

Познавательные:

строить логическое рассуждение, умозаключение

моделирование -преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);

Коммуникативные:

организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной, монологической контекстной речью

2. Уточнение образовательного объекта (Целеполагание).

формулировка цели урока учащимися (в виде учебной задачи)

Время: 3 мин .

1.Учитель организует поисковую работу учащихся по постановке задач и плана действий. Создает эмоциональный настрой на работу.

Слайд №6

Решите примеры: 1-я команда первый пример, вторая команда второй пример.

    1000000000*2100000000000000=

    0,00000000002*0,000000000003=

Слайд №7

1)1000000000*2100000000000000=10 9 *21*10 14 =21*10 23

2)0,00000000002*0,000000000003= 0,00000000000000000000006 =6*10 -23

Удобно ли было вычислять и записывать примеры?

Как же нам делать расчеты, если в примерах будет много действии и все числа либо великаны, либо карлики?

Да, верно.

Слайд №8

Посмотрите следующие примеры и сделайте вывод:

Масса Солнца в граммах равна:

1 983 000 000 000 000 000 000 000 000 000 000= 1,983*10 30

Расстояние до туманности Андромеды в километрах равна:

95 000 000 000 000 000 000= 9,5*10 18

Толщина человеческого волоса равна 0,00007м= 7,0*10 -5

Масса атома золота равна: 327,02*10 -27 = 3,2702*10 -25

Что заметили общего в записях чисел?

Правильно. Единая запись чисел.

Как думайте какова предметная тема и цель нашего урока?

Единая запись числа или иначе?

Откроем учебники на стр. 155 и узнаем, как можно иначе назвать тему урока.

А какова цель урока?

Слайд №8

Стандартный вид числа.

1. 1000000000*2100000000000000=10 9 *21*10 14 =21*10 23

2 .0,00000000002*0,000000000003= 0,000000000000000000000006=6*10 -23

Неудобно. Занимает много места. Трудно запомнить

Ответы учащихся.

Наверное, должно быть общее правило.

Записываются числа по определенному правилу.

Стандартный вид числа.

Научиться писать числа в стандартном виде. Производить действия над стандартными числами

Технологическая

карта урока

Личностные:

Мотивация учебной деятельности

Самоопределение

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог

Смыслообразование Ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него

Регулятивные:

Целеполагание Умение самостоятельно определять цель обучения

Планирование

Познавательные:

Установление отношений между данными и вопросом

структурирование собственных знаний

(анализ, сравнение);

Коммуникативные:

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

3. Объяснение темы. Первичное закрепление темы.

Время: 9 мин .

Составим план действия на уроке.

Придумайте план урока.

Слайд №9

    Изучим тему урока

а) ознакомимся с определением

б) Узнаем, как записать число в стандартном виде?

2. Закрепим тему урока решением примеров и задач

3. Подведем итоги урока

4. запишем домашнее задание

Усвоение новых знаний.

Найдите в учебнике определение стандартного вида числа.

Слайд №10

Стандартным видом числа а называется запись вида а*10 n , где 1≤а<10,

Вспомним что такое значащая цифра?

Рассмотрим примеры в учебнике:

Слайд №11

273,095=2,73095*10 2

0,0234=2,34*10 -2

Сделайте вывод из примеров.

Что необходимо делать, чтобы привести число к стандартному виду?

Для приведения числа к стандартному виду надо перенести в нем запятую так, чтобы она оказалась непосредственно правее первой значащей цифры, и полученное число умножить на 10 n , где n подбирается так, чтобы произведение было равно данному числу.

Слайд №12

1.Каждый из вас легко ответит на вопрос сколько вам лет, а на вопрос сколько вам секунд сможете ли сразу дать ответ? Подсчитайте сколько вам секунд. И запишите в стандартном виде.

3600*24*365*13=409968000с = 4,09968000 с. =4,09968*10 -8 ;

2. Расстояние Москва Улан - Удэ по трассе составляет 5628 км, а по прямой - 4419 км. Во сколько раз расстояние по трассе больше расстояния по прямой? Ответ округлите до десятых.

3. Частота колебаний крыльев комара 600 Гц, а период колебаний крыльев шмеля 5 мс. Какое из насекомых сделает при полете больше взмахов крыльями за 1 мин и на сколько? Ответ запишите в стандартном виде.

Найдите в интернете значение слов период, частота.

За первое задание-2, за второе-1балл, за третье- 3 балла

Предлагают план урока. Записывает каждая группа свой план. Составляем общий план.

Стандартным видом числа а называется запись вида а*10 n , где 1≤а<10,

n -показатель степени может быть любым целым числом.

Значащей цифрой числа называют его первую (слева направо) отличную от нуля цифру, а также все следующие за ней цифры.

Запятую в числе переносим на два знака влево показатель степени увеличиваем на 2.

Запятую в числе переносим вправо на 2 знака показатель степени уменьшаем на два.

1 .3600*24*365*13=409968000с = 4,09968000 с. =4,09968*10 -8 ;

2 . 5628:4419 =1,2735 ≈1,3

3. Т=1/600ГЦ=0.0017с (период взмаха крыльев комара)

N к =60с:0,0017с=35294,117

N ш =60с:0,005с=12000

35294,117 - 12000=23294,117=2,3294117*10 -4

Технологическая карта ученика, интерактивная доска, презентация

Личностные:

Мотивация учебной деятельности

Регулятивные:

Контроль внимания

Коррекция

Самооценка.

Удерживать цель деятельности до получения ее результата

Познавательные:

анализ, синтез, сравнение, обобщение, умение осознанно и произвольно строить математическое речевое высказывание в устной форме;

Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Моделирование

Коммуникативные:

Взаимодействие

4. Решение ситуации

интеграция и перенос знаний на другой предмет (прикладное применение знаний)

Время: 15 мин .

Задание 1 .

Я даю первой группе губку и хозяйственное мыло, второй группе мерную кружку, воду, пакетик чая.

Вы, глядя на эти предметы должны дать характеристику или рассказать, что можно сделать с помощью этих предметов как эколог, историк, физик, химик, математик, языковед.

Задание 2. для первой группы.

Лабораторная работа.

    Губка и хозяйственное мыло.

р=? 1. S 1 =9*5,5=49,5 S 2 =9*6,5=58,5 S 3 =5,5*6,5= 35,75 m =350г =0,35кг

F =0.35*10=3,5; р 1 =0,07 ПА;

Давление твердых тел зависит от площади поверхности граней. У мыла 3 разных граней.

Задание2. для второй группы.

Лабораторная работа.

Банка с водой и чайный пакетик.

Давление в жидкости зависит от высоты уровня жидкости. Вычисляют на разных уровнях.

За каждый правильный ответ -1 балл

У каждой группы свое задание. Распределяют роли кто будет экологом, кто физиком и.т.д., и каждый готовит свой ответ. Команда- соперник ставит обоснованную оценку.

Работают в технологических картах, заполняют таблицу, делают выводы.

Возможные ответы

Физик-легкая деформация губки, сила упругости – легко принимает исходную форму, закон Архимеда- губка плавает, может утонуть, если наберет воды сила тяжести станет больше силы Архимеда, мыло и губка имеют определенную форму, объем, масса мыла равна 350 г, можно вычислить плотность, оба относятся к твердым телам, историк- история создания хоз. мыла, кто получил первый патент на выпуск мыла, когда и где впервые пользовались мылом, усовершенствование мыла, слои населения, которые могли позволить себе пользоваться мылом, химик- цвет, запах, состав, молекулы мыла дробят молекулы грязи, эколог-нет вреда от хозяйственного мыла окружающей среде, мыло натуральный продукт, обрабатывают сад огород от тли, губка вредна т.к. в них собираются микробы, ими долго пользоваться нельзя, опасно для здоровья, при сжигании губка выделяет в атмосферу вредные вещества Математик – мыло является параллелепипедом, имеет 6 граней, 8 вершин, 12 ребер, составить задачу: если уменьшить длины ребер в 2 раза. Во сколько раз уменьшится объем параллелепипеда?

Чай вкус, запах, цвет, история создания чая, Кяхта- чайный путь, тонизирующий напиток, диффузия, зависит от температуры, цена, вес, виды, сорта чая, чайный гриб, польза и вред чая, свойства воды, жидкость, имеет определенный объем, легко меняет форму, формула воды -аш 2 о, испаряется, кипит, какую часть планеты составляет вода, запасы пресной воды, про байкальскую воду, мерной кружкой измеряют объем, вместимость кружки, вместимость разных продуктов разная (рис, сахар, соль, мука, вода.)

Технологическая карта ученика, интерактивная доска, презентация.

Личностные:

Ориентация в межличностных отношениях

Применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре, дискуссии, доверие к собеседнику.

Регулятивные:

Удерживать цель деятельности до получения ее результата

Планирование

Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

Познавательные:

Анализировать результаты элементарных исследований, фиксировать их результаты;

Применять таблицы, схемы, модели для получения информации

Коммуникативные:

Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

Определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства

Групповое обсуждение проблем (при необходимости)

5. Демонстрация образовательной продукции

Время: 8 мин .

Учащиеся выступают с решенными задачами, делают выводы на основании полученных данных. Один из группы проводит самооценку своей работы.

Ответы детей.

Документ камера, ИД, технологические карты.

Личностные:

действие нравственно-этического оценивания (“что такое хорошо, что такое плохо”);

формирование позитивного отношения к себе и окружающему миру;

Регулятивные

Удерживать цель деятельности до получения ее результата

Оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»).

Познавательные:

Презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде;

Коммуникативные:

Оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета.

6. Обратная связь: диагностика, контроль, само- и взаимооценка, формирующая оценка, рефлексия

Результат этапа:

Для учителя: получение данных для корректировки и/или индивидуализации обучения

Для ученика: самоопределение, постановка личных и познавательных задач

Время: 5 мин .

Для подведения итогов урока проведем небольшой аукцион. Предлагается вам лот. Вы говорите все, что знаете об этом лоте. За один верный ответ ставите себе 1 балл, если ваш ответ окажется завершающим, то 2 балла.

Слайды

Лот № 1

Стандарт

Лот №2

Показатель

Лот №3

3,006*10 6 ;

Лот№4

5621,2*10 8

Лот №5

Зачем нужно числа писать в стандартном виде?

Учитель: оцените свою работу на уроке. Подсчитайте личные баллы. Максимальный балл, минимальный балл. Есть ли большая разница между баллами? Если есть проградуируйте, поставьте соответственные баллы в технологических картах. Подсчитайте общекомандные баллы. У кого больше баллов, та команда выиграла.

Учитель: Каждый сам себе поставил оценку за урок и попробуйте ее прокомментировать.

Кто не желает комментировать напишите в технологической карте что понравилось, что не понравилось. Технологические карты сдаем.

Возможные ответы.

Лот №1

По словарю Ожегова. стандарт . - нечто шаблонное, трафаретное, не заключающее в себе ничего оригинального, творческого.

В математике в стандартном виде записывают числа. В русском языке по стандарту делают разборы слова, предложения или склоняют слова по падежам, родам, по предметам естественно- математического цикла в основном задачи решаются по одному и тому же образцу т.е. по стандарту. По стандарту делают детали на заводах, мебель на фабрике, бывает стандарт измерительных приборов и.т.д.

Лот №2

По словарю Ожегова В математике: цифровое или буквенное выражение, показывающее, сколько раз число (или величина), возводимое в степень, умножается само на себя.

2. - данные, по которым можно судить о развитии и ходе чего-нибудь о ходе учебы, показатель учебы, показатель района, показатель школы, и.т.д.

Лот №3

Число записано в стандартном виде. Показатель степени равна 6, основание степени равна 10, цифра 3, а также за ним следующие цифры называются значащими цифрами, это число равно 3006000,

Лот №4

Это число записано в нестандартном виде. В стандартном виде будет так: 5,6212*10 11 . Чтобы записать число в стандартном виде нужно перенести запятую так, чтобы она была правее первой значащей цифры и показатель степени менять так, чтобы число было равно первоначальному значению,

В данном числе запятую перенесем влево на три знака и в показатель степени увеличим на 3, число уменьшилось в тысячу раз, а степень увеличилась в тысячу раз, в итоге число не изменилось. и.т.д.

Учащиеся отвечают на вопросы учителя в форме диалога, проводят самооценку своей деятельности на уроке в целом.

Ребята ведут диалог:

Я сегодня на уроке повторила…

Ты молодец, Саран, а я на уроке узнал…

Я рада за тебя, Мэргэн, а я на уроке научилась…, и т. д. по цепочке.

Учащиеся выставляют себе оценку и комментируют ее по желанию (желательно выслушать оценку и сильных и слабых учащихся.)

Личностные:

Смыслообразование

Нравственно-этическая ориентация

профессиональное самоопределение,

Оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач

Регулятивные:

Оценка учебной деятельности

Коррекция

Коммуникативные

Определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства

Постановка домашнего задания

Время: 1 мин .

1. Обязательный уровень -№606;

2. повышенный уровень

3. Высокий уровень

Учащиеся выбирают уровень задания, записывают в дневники.

Ответы детей

Дневник, технологическая карта

Личностные:

Нравственно-этическая ориентация

Регулятивные

Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной задаче

Решение задач

    Расстояние Москва Улан - Удэ по трассе на автомашине составляет 5628 км, а по прямой на самолете - 4419 км. Во сколько раз расстояние по трассе больше расстояния по прямой?

    Каждый из вас легко ответит на вопрос сколько вам лет, а на вопрос сколько вам секунд сможете сразу дать ответ.

3. Частота колебаний крыльев комара 600 Гц, а период колебаний крыльев шмеля 5 мс. Какое из насекомых сделает при полете больше взмахов крыльями за 1 мин и на сколько? Запишите в стандартном виде.

Выбери одну из задач и реши.

Решение:

    В чём заключалось задание? Какая была цель, что нужно было получить в результате?

    Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?

    Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чём)?

    Справился полностью самостоятельно или с помощью (кто помогал, в чём)?

    Практическая часть.

    Решение ситуации. Задание 1

Сколько ситуации назвал, столько баллов получил.

Лабораторная работа

    Губка и хозяйственное мыло.

Вычислите давление мыла на губку разными способами. Сравните результаты. В каком случае давление больше и на сколько? Результат пишите в стандартном виде.

Вывод:

    Вывод неверный. -0 баллов.

    За защиту – 1 балл.

Рефлексия: за участие в аукционе за один ответ -1 балл.

Напиши, что понравилось на уроке, а что не понравилось, если не хочешь выступить.

4. Домашнее задание:

1.Обязательный уровень -№606;

2. повышенный уровень - Дома найти технические паспорта разных приборов. Выписать данные и составить задачу. Ответы к задачам писать в стандартном виде.

3. Высокий уровень - составить задачи, применяя данные из разных областей науки. Данные записать в стандартном виде и производить действия со стандартными числами.

Технологическая карта урока

Ученика(цы) 7 класса

ФИ____________________________________________________

Тема: _________________________________________

    1. группа

    поиск темы урока

    поиск цели и задач урока

ставим по 1 баллу за каждый правильный ответ.

    Изучение темы урока.

а) Если нашел в учебнике определение стандартного вида числа – ставь 1 балл.

б) Если вспомнил определение значащей цифры ставь 1 балл

в) Рассмотри примеры в учебнике и запиши вывод. Если вывод совпадает по смыслу с правильным, то ставь -1 балл.

Решение задач

1. Расстояние Москва Улан - Удэ по трассе на автомобиле составляет 5628 км, а по прямой на самолете - 4419 км. Во сколько раз расстояние по трассе больше расстояния по прямой? Ответ запишите в стандартном виде.

2. Каждый из вас легко ответит на вопрос сколько вам лет, а на вопрос сколько вам секунд сможете сразу дать ответ. Подсчитайте сколько вам секунд. И запишите ответ в стандартном виде.

3. Частота колебаний крыльев комара 600 Гц, а период колебаний крыльев шмеля 5 мс. Какое из насекомых сделает при полете больше взмахов крыльями за 1 мин и на сколько? Запишите ответ в стандартном виде.

Выбери одну из задач и реши.

Решение:

Решил первую задачу- ставь в карте- 1 балл,

Решил вторую задачу- ставь в карте – 2 балла,

Решил вторую задачу- ставь в карте – 3 балла.

Провести самооценку своей работы по плану:

    В чём заключалось задание? Какая была цель, что нужно было получить в результате?

    Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?

    Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чём)?

    Справился полностью самостоятельно или с помощью (кто помогал, в чём)?

    Практическая часть.

Решение ситуации.

Сколько ситуации назвал, столько баллов заработал.

Лабораторная работа.

    Банка с водой и чайный пакетик

Вычислите давление воды на пакетик чая разными способами. Сравните результаты. В каком случае давление больше и на сколько? Результат пишите в стандартном виде.

Вывод:

Демонстрация образовательной продукции:

Подготовь план выступления по защите задачи.

Критерии оценивания лабораторной работы:

    Вывод правильный. Вычисления сделаны правильно -2 балла.

    Вывод правильный. Вычисления с ошибками – 1 балл.

    Вывод неверный. -0 баллов.

    За защиту – 1 балл.

4. Домашнее задание:

Выберите один из уровней домашней работы, выполните его.

1.Обязательный уровень -№606;

2. повышенный уровень - Дома найти технические паспорта разных приборов. Выписать данные и составить задачу. Ответы к задачам писать в стандартном виде.

3. Высокий уровень - составить задачи, применяя данные из разных областей науки. Данные записать в стандартном виде и производить действия со стандартными числами.

В школе. Существует несколько типов уроков, отличающихся своими целями и, соответственно, структурой.

Структура урока - это совокупность вариантов взаимодействия между отдельными элементами урока, которая возникает во время обучения и обеспечивает для него целенаправленную действенность.

Различают следующие типы уроков:

1) уроки, на которых ученики овладевают новыми знаниями, накапливают фактический материал;

2) уроки, на которых проходит формирование и совершенствование навыков и умений;

3) уроки систематизации и обобщения изученного материала;

4) уроки, на которых ученики повторяют и закрепляют полученные знания;

5) контрольно-проверочные;

6) комбинированные.

Структура урока напрямую зависит от цели его проведения, содержания материала, который планируется изучить, средств, методов и использование которых запланировано, от подготовки учащихся и от творческого потенциала самого учителя.

Стандартная структура урока выглядит следующим образом:

2. Проверка домашнего задания.

3. Опрос учеников по пройденному материалу.

4. Изложение нового материала.

5. Закрепление полученной информации.

6. Запись домашнего задания.

7. Подведение итогов урока.

Типы и структура уроков планируются лично учителями, которые будут их проводить. Учитель является самостоятельной творческой и интеллектуальной личностью. Одно из главных требований, которому он должен соответствовать - любовь и уважение к ученикам, вера в уникальность каждого из них. Ну и, естественно, каждый учитель обязан знать предмет, который он преподает, интересоваться им и любить его, стараться узнать о нем больше.

Все и их структура должны предусматривать организационный момент, который характеризуется как внешней, так и внутренней готовностью детей к проведению урока: к проверке домашнего задания, умений и знаний учеников для подготовки к рассмотрению новой темы. Нужно суметь правильно урока перед детьми, организовать его таким образом, чтобы у учеников было достаточно времени не только на восприятие, но и на осмысление полученной информации, провести первичную проверку понимания изложенных новых знаний.

Например, урок изучения нового материала имеет такую структуру:

1. Организационный момент.

2. Проведение первичного ознакомления с новым материалом, учитывая закономерности этого процесса и уровень мыслительной активности учеников.

2. Четкая установка на то, что именно требуется запомнить.

3. Мотивация необходимости запоминания и дальнейшего сохранения материала в памяти на продолжительное время.

4. Актуализация техник, облегчающих запоминание (смысловая группировка, применение опорных материалов).

5. Первоначальное закрепление знаний путем прямых повторений и частичных выводов под руководством преподавателя.

6. Проверка качества первичного запоминания.

7. Проведение регулярных систематизирующих повторений как через короткие, так и через длинные временные промежутки с разными требованиями к их воспроизведению, включая решение дифференцированных заданий.

8. Постоянное использование полученных навыков и знаний для получения новых, а также их внутреннее повторение.

9. Как можно более частое применение опорных материалов для запоминания, контроля и регулярных оценок результатов запоминания.

10. Запись домашнего задания.

11. Подведение итогов урока.

Структура урока, ее правильное построение - это один из главных инструментов, от которого зависит объем и качество знаний, с которыми ребенок покинет учебное заведение. Все ее элементы выступают как практические задачи, требующие их решения учителем в той или иной степени при подготовке и проведении урока.

Хороший, полезный урок без подготовки не провести. Вот почему так важно заранее продумать его ход. Федеральный Государственный стандарт основного общего образования подчеркивает, что учебный процесс должен быть организован так, чтобы учащиеся могли достигнуть общекультурных, личностных и познавательных результатов. Поэтому существует несколько общих требований к тому, как составить план урока.

Что такое конспект урока?

Каждый грамотный учитель перед тем, как провести урок, составляет его план-конспект. Что же означает этот термин? Со студенческих времен все привыкли к тому, что конспект - это изложенная в письменном виде только что прослушанная информация. В педагогическом мире все иначе. Конспект (или другими словами план урока) составляется заранее и служит некой опорой, подсказкой для учителя. Это воедино собранная информация о том, чему посвящен урок, каким образом он построен, какой смысл в себе несет, какова его цель, как эта цель достигается.

Для чего нужно составлять план урока?

В первую очередь план урока нужен учителю. Особенно это актуально для молодых преподавателей, которые из-за нехватки опыта могут растеряться, что-то забыть или не учесть. Разумеется, если будет тщательно продумано заранее, каким образом подать информацию ученикам, какими упражнениями ее закрепить, отработать, то и процесс усвоения пройдет гораздо быстрее и качественнее.

Зачастую конспекты урока требуют предъявлять завучи, потому что это является прямым отражением того, как работает учитель, насколько методика преподавания соответствует школьным требованиям и учебной программе. По конспектам хорошо заметны сильные стороны педагога, а также его методические ошибки и недочеты.

Основные требования

Сложно составить общие требования, которым должны были бы отвечать все планы уроков. Ведь многое зависит от детей, их возраста, уровня развития, вида урока и, конечно же, самого предмета. План урока русского языка будет в корне отличаться от плана урока, к примеру, по окружающему миру. Поэтому единой унификации в педагогике нет. Но существует несколько общих требований к тому, как все-таки должен выглядеть план-конспект урока:


На что еще стоит обратить внимание?

Как правило, учителю, составляя план урока, нужно продумать каждую мелочь. Вплоть до того, сколько времени будет потрачено на реализацию каждого из пунктов плана. Необходимо прописать все реплики, сказанные учителем, и дать на них предполагаемые ответы учеников. Все вопросы, которые учитель собирается задать, тоже должны быть четко прописаны. Не лишним будет отдельно указать, с каким оборудованием предполагается работать на занятии. Если на уроке применяется какой-то раздаточный материал или учитель показывает для наглядности презентацию, картинки и т.д., все это тоже следует приложить к конспекту урока в распечатанном и в электронном виде. Заканчиваться конспект должен подведением итогов и домашним заданием.

Как правильно оформить конспект?

Для себя учитель может составлять план в любом виде. Это могут быть просто заметки, отдельные реплики, предложения или подробный сценарий. Некоторые схематично изображают нужную информацию. Если же требуется сдать конспект на проверку начальству, то наиболее распространенная форма - в виде таблицы. Это очень удобно и наглядно.

Пример составления краткого плана-конспекта

Краткий план урока. 5 класс

Предмет: русский язык.

Тема: имя прилагательное.

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: познакомить учеников с новой частью речи.

Основные задачи:

  • развивать речевые навыки и умения;
  • отработать умение согласовывать слова.

Оборудование: доска, мел, раздаточный материал, таблицы.

Ход урока:

  • организационный момент;
  • проверка домашнего задания;
  • объяснение нового материала (чтение правила, работа с ним, выполнение упражнений для закрепления материала);
  • повторение изученного материала;
  • подведение итогов урока, оценка знаний учеников;
  • домашнее задание.

Обратите внимание, что все пункты хода урока должны быть подробно расписаны учителем, вплоть до каждой реплики. Кроме того, напротив каждого пункта нужно написать максимальное время, которое будет отведено на каждый из них. Так не возникнет ситуации, что урок подходит к концу, а сделана лишь половина из запланированного учителем.

Не все конспекты будут одинаковы. Очень большое значение имеет возраст учеников, когда мы говорим про планы уроков. 6 класс, к примеру, может воспринять новую информацию в стандартной форме. Это когда учитель объясняет правило, записывает на доске важные материалы, а затем предлагает ряд занятий на отработку и закрепление изученного. Для 2 класса такой вариант будет неэффективным. Для малышей принято вводить новое в игровой форме или при помощи наглядных материалов.

Приведем пример еще одного конспекта.

План урока английского языка, 7 класс

Тема : повторение пройденного грамматического материала.

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: закрепить полученные навыки по теме перевода предложений из прямой речи в косвенную.

Основные задачи:

  • развивать коммуникативные умения;
  • развивать способность работать в команде;
  • формировать умение выделять главное в изученном материале.

Оборудование: доска, мел, презентация, магнитофон.

Ход урока:

  • организационный момент;
  • фонетическая разминка;
  • лексическая разминка;
  • повторение пройденного материала (выполнение упражнений, самостоятельная работа, работа в команде);
  • проверка домашнего задания;
  • подведение итогов урока;
  • домашнее задание.

Как видно из данного примера, пункты плана хода урока не имеют четкой расположенности. Стандартную проверку выполнения домашнего задания можно провести в начале урока, в середине, а можно и вовсе закончить так занятие. Для учителя главное - не бояться экспериментировать, придумывать и привносить что-то новое в каждое занятие, чтобы для детей урок был интересным и особенным. Чтобы они его ждали с нетерпением. В зависимости от того, какой выбран тип, будет зависеть и план урока. 7 класс (в отличии, например, от младших школьников) позволяет построить занятие нестандартно. Повторение изученного можно провести в виде игры или соревнования. Можно дать ученикам возможность показать свои умения посредством самостоятельной работы. Главное понимать, какой вид деятельности подойдет конкретному классу, конкретной группе учеников (учитывать нужно и возраст, и общую успеваемость в классе).

Подводя итоги

Итак, обобщим все вышеизложенное. Пошаговая инструкция для составления плана-конспекта урока будет выглядеть следующим образом:

  1. Предмет/класс.
  2. Типа урока.
  3. Тема занятия.
  4. Цель.
  5. Основные задачи.
  6. Оборудование.
  7. Ход урока:
  • оргмомент, разминка и т.д. (подробно начинаем прописывать речь учителя и учеников);
  • проверка домашнего задания;
  • введение нового материала, его отработка;
  • закрепление пройденного, повторение.

8. Подведение итогов.

Этапы урока могут быть расположены в любом порядке, могут быть дополнены или быть представлены в ходе урока выборочно.

Не забывайте, что в первую очередь конспект нужен не начальству, не завучу, не директору и не ученикам. Это рабочий инструмент и помощник учителя. И здесь дело не в опыте и не в умении экспериментировать на месте. Никто не мешает привнести в урок новизну, изюминку. Учитель может пошутить, привести пример из жизни (и, конечно, это не стоит писать в конспекте). Но в любом случае, обязательно должен присутствовать план урока. 8 класс вам достался, 3 или 11 - не важно! Класс активный или пассивный, схватывает «на лету» или необходимы долгие разъяснения - не имеет значения! Возьмите за правило - перед каждым уроком составляйте план. Лишним это точно не будет.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение -

Шатиловский лицей
Новодеревеньковского района Орловской области

План – конспект урока в 8А классе

по теме «Стандартный вид числа»

Учитель математики

Боровлёва Е.А.

Шатилово 2015

Цели урока:

    Овладение обучающимися понятием стандартного вида числа, развитие навыков решения задач с числами, записанными в стандартном виде.

    Создание условий, которые способствуют знакомству обучающихся с основными сведениями по Орловской области.

    Воспитание чувства гордости за родной край, чувство патриотизма.

Задачи урока:

    Повторить определение стандартного вида числа, порядка числа и объяснить, почему необходимо записывать числа в стандартном виде.

    Закрепить умения обучающихся представлять любое положительное число в стандартном виде.

    Продолжить работу по обучению работе с тестами, самообучению, самоконтролю, взаимоконтролю.

Оборудование: компьютер, презентация слайдов со сведениями по Орловской области, плакат со стихотворением, таблица, карточки для закрепления материала, тестовые задания.

Эпиграф:

Пойдем в мой край,
В поля, луга Орловщины.
Нигде я лучше края не встречал.
Я тут на «ты»
С любым ручьем и рощею,
Тут для меня начало всех начал.

Дмитрий Блынский.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Вы, наверное, обратили внимание, что на доске записано стихотворение. Это необычно для урока алгебры? Конечно! Но и урок у нас сегодня будет немного необычным. Мы будем изучать материал по алгебре, используя данные о нашем родном крае – Орловской области, где мы живём и учимся. (Учитель читает стихотворение орловского поэта Дмитрия Блынского, являющееся эпиграфом данного занятия.)

Но прежде, чем переходить к теме занятия, предлагаю вам провести гимнастику для ума – поработать устно: вспомнить изученные правила, посчитать и подготовиться к изучению новой темы.

2. Устная работа.

1) Прочтите числа:

1 000 000; 9 123 789; 0, 000 564; 0,00 343; 0, 0231. Назовите самое большое и самое маленькое из этих чисел.

2). Вычислите: а) 3,2 * 10; б) 0,032 * 100; в) 0,032*1000; г) 32,3: 10;

д) 32,3: 100; е) 32,3: 1000.

3) Представить в виде степени и соотнесите с правильным ответом:

1. a 22 ∙ a -10 2. а -2: а 6 3. (а 6) -2 4. (a 2 b -3) 4

А. а 4 Б. а 12 В.а -12 Г.а 8 в -12

3. Изучение нового материала.

Учитель: В науке, технике, в нашей жизни встречаются как очень большие, так и очень маленькие числа. Например, большим числом выражается объём Земли, а малым – диаметр молекулы воды. В обычном десятичном виде большие и малые числа неудобно читать и записывать, неудобно выполнять над ними действия. В таком случае оказывается полезным представление числа в виде

а * 10 п , где п – целое число, а число а 1≤ а

число п называется порядком числа а.

Например, площадь Орловской области, которая является едва ли не самой малой областью России (67-е место в России) 24 700 км 2 ; 24700 = 2,47 * 10 4 . Размеры молекулы приблизительно 0,0 000 003см, 0,0000003 = 3*10 -7. Представление числа в таком виде называется представлением числа в стандартном виде. Порядок числа даёт информацию о том, насколько велико или мало рассматриваемое число. Так, если порядок числа равен 4, то это означает, что число больше либо равно10000, но меньше 100000. Если же порядок равен -2, то число больше либо равно 0,01, но меньше 0,1. Большой положительный порядок показывает, что число очень велико, а большой по модулю отрицательный порядок показывает, что число очень мало.

Рассмотрим некоторые примеры (учитель записывает подробно на доске, объясняет запись, прибегает к помощи обучающихся). Обучающиеся записывают в тетрадях, внимательно слушают, задают вопросы по ходу решения и отвечают на вопросы педагога.

Алгоритм записи числа в стандартном виде:

1. Перенести запятую так, чтобы в целой части число а было 1≤ а

2. Представить 10 в виде положительной степени, если запятую перенесли влево и в виде отрицательной степени, если запятую перенесли вправо.

3. Представить число в виде а ∙ 10 n

25 000 = 2,5 * 10 4; 1230 = 1,23 * 10 3 ; 0,0086 = 8,6 * 10 -3 ; 24 = 2,4 * 10; 0,5 = 5 * 10 -1 ; 0,00038 = 3,8 * 10 - 4 ; 967 000 000 000 000 = 9,67 * 10 14 ; (1,2 х 10 -3) х (3 х 10 -1) =3,6 х 10 -4

Предлагаю сегодня на уроке использовать данные только по Орловской области. Это наш край и мы должны изучать его во всем его многообразии и знать. Это наша малая Родина, наша вторая мать! 4. Закрепление изученного в ходе выполнения заданий.

Учитель показывает презентацию слайдов с записанными на них данными по Орловской области. Картинки с изображением мест Орловской области, животных и птиц сопровождаются комментариями. Дети записывают числовые данные в стандартном виде у доски по очереди.

Пример 1. Представьте в стандартном виде следующие величины:

    Орловская область располагается на Среднерусской возвышенности, которая стала сушей примерно 70 000 000 лет назад (7 * 10 7)

    Самая высокая точка Орловской области расположена в Новодеревеньковском районе, в селе Паньково – 285, 9 (2,859 *10 2) м над уровнем моря.

    Население Орловской области составляет около 901 000 (9,01 х 10 5) человек.

    Главная река Орловской области – река Ока, общей протяжённостью 1 500 000 м (1,5 х 10 6), в пределах Орловской области – 211 000 м (2,11 х 10 5).

    Уклон реки Оки составляет – 0, 00 036 (3,6 х 10 -4).

    Территории, покрытые лесами составляют около 200 000 (2 х 10 5) га.

    Самой остроглазой из ночных хищников является сова. Она видит неподвижную мышь при освещении всего 2 * 10 -6 люкса. Но даже если станет в 4,6 * 10 4 раз светлее, все другие птицы мышь не заметят.

    Самый маленький хищник - ласка. Длина её тела от 1,3 *10 см до 2,6 *10см

    Длина её хвоста до 9 х 10 -2 м. Но этот крохотный зверёк отважен до невероятности. Она душит даже зайца, который намного крупнее её.

    Самый запасливый из обладателей защёчных мешков – хомяк. В своих кладовых он запасает до 20000(2 *10 4) г зерна, моркови, картошки.

    Зимой за день хомяк съедает 0,004 кг запасов (4 * 10 -3).

Пример 2. Прочтите числа, записанные в стандартном виде, и назовите порядок числа:

    Протяжённость Орловской области с севера на юг - 1,5 х10 5 м, с запада на восток – 2 х 10 5 м

    Длина границ нашей области 8,4 * 10 5 м.

    На территории Орловской области насчитывается более 2 х 10 3 рек и ручьёв, общей протяжённостью 9,1 х 10 6 м.

    Площадь водного бассейна реки Оки составляет 1,45 х 10 4 км².

    Валовая продукция сельскохозяйственного производства в текущем году в Орловской области составила – 1,7 х 10 9 рублей.

    Единственной птицей, глотающей ежей с колючками, является филин. Его масса 3 х 10 3 г, размах крыльев – 1, 8 м.

    На реке Вытебеть организован бобровый заповедник, где встречается чрезвычайно редкий вид – выхухоль, занесённая в Красную Книгу. Длина её тела – до 2,2 х 10 см, хвоста – 2 х 10 см, масса – 5 х 10 3 г.

Пример 3. Решите тесты.

1. Самый ценный лесной массив на территории Орловской области – Шатиловский. Его площадь 1081 га.

А. 1,081 х 10 2 Б. 1,081 х 10 3 В .1,081 х 10 -3 Г. 10,81 х 10 2

2. Расстояние от г. Орла до столицы г. Москвы – 382 км

А. 3,82 х 10 3 Б. 3,82 х 10 -2 В. 38,2 х 10 Г. 3,82 х 10 2

3. В почвах Орловской области обитают мелкие насекомые – ногохвостки, размером 0,7 мм

А . 7 х 10 -1 Б. 7 х 10 В. 0,7 х 10 Г. 7 х 10 2

4. Самые воинствующие из насекомых – рыжие муравьи. За день обитатели только одного муравейника уничтожают до 100 000 насекомых.

А. 1 х 10 4 Б. 1 х 10 -5 В . 1 х 10 5 Г. 10 х 10 4

5. Самое интересное насекомое – пчела. Для сбора 1кг мёда одной пчеле нужно посетить 19 000 000 цветов.

А. 1,9 х 10 6 Б . 1,9 х 10 7 В. 19 х 10 6 Г. 1,9 х 10 -7

Ответы: 1Б; 2Г;3А;4В;5Б.

Пример 4. Соотнесите числа и их запись в стандартном виде:

а) 1. 0, 00 036 А. 3,6 х 10 6

2. 3 600 000 Б. 3,6 х 10 3

3. 0, 0 000 036 В. 3,6 х 10 -4

4. 3600 Г. 3,6 х 10 -6

Ответ: 1 В; 2А;3Г;4Б.

б) 1. 0, 000 119 А. 1, 19 х 10 4

2. 0, 0 119 Б. 1, 19 х 10 -2

3. 1 190 000 В. 1, 19 х 10 6

4. 11 900 Г. 1, 19 х 10 -4

Ответ: 1Г;2Б;3В;4А.

6. Итог урока.

Учитель: Ребята! Вот и подошло к концу наше занятие. Я прошу вас вспомнить:

    О чём мы сегодня вели речь на уроке?

    Какую запись числа называют его стандартным видом?

    Что такое порядок числа?

    Каким бывает порядок числа? Что можно сказать о числе с отрицательным порядком? С положительным?

(Обучающиеся дают ответы с мест, активно участвуя в подведении итогов урока.)

Учитель: Очень хорошо! А изучали мы стандартный вид числа, используя данные по нашей области. Это наш родной край и мы должны интересоваться его особенностями и достижениями! Я благодарю всех вас, ребята за хорошую работу!

7. Домашнее задание.

Учитель: Ребята! Запишите домашнее задание на следующее занятие. Я предлагаю каждому из вас найти интересные числовые данные по нашему региону и записать их в стандартном виде. А на следующем занятии мы послушаем каждого и ещё больше расширим круг наших знаний об Орловской области – нашей малой Родине, где мы родились, живём и учимся! Спасибо за урок, ребята! Урок окончен. До свидания.

Педагогическая наука и практика предлагают достаточно широкий спектр таких форм обучения, которые не только способствуют прочному закреплению знаний, но и активизируют мыслительную деятельность учащихся, формируют практические навыки, прививают деловые качества, столь необходимые в реальной жизни. В последнее десятилетие в школе стали необычайно популярны уроки-игры, уроки-викторины, уроки-пресс-конференции, ток-шоу и т.п., в старших классах широко применяются вузовские формы обучения (лекция, семинар, коллоквиум). Однако и возможности стандартного сорокапятиминутного урока далеко не исчерпаны, требуется лишь внести в учебный процесс некоторые коррективы. По мнению А.Н. Леонтьева, чтобы неформально усвоить материал, нужно «не отбыть» учение, а прожить его, нужно, чтобы обучение вошло в жизнь, чтобы оно имело жизненный смысл для учащихся». Этого вполне возможно достичь, если, во-первых, актуализировать тематику урока, говорить на нем о событиях и проблемах сегодняшнего дня; во-вторых, обращаться не только к разуму, но и к чувствам детей; и, в-третьих, рассматривать урок как звено в непрерывной деятельности ученика, используя интеграцию школьных предметов одного цикла (например, гуманитарного) и различных форм внеурочных занятий. Приведу пример подобной работы.

Готовясь к изучению рассказа В. Вересаева «Состязание» в шестом классе, мы с детьми начали разговор о том, что такое красота и каковы ее эталоны. Ученикам было предложено принести на урок репродукции картин, фотографии, плакаты с изображением тех, кого они считают эталоном красоты. Многие девочки с энтузиазмом демонстрировали постеры Алсу, Бритни Спирс, Натальи Орейро, Бреда Питта и других звезд шоу-бизнеса и голливудского кинематографа. Тем удивительнее и приятнее было видеть, что пять-шесть человек в классе сочли эталонами красоты собственных мам (или старших сестер и братьев).

На уроке, после того как дети внимательно рассмотрели и обсудили все принесенное, я попросила их написать сочинение-миниатюру: «Почему (имярек) для меня - идеал красоты?» Получились довольно любопытные ответы. Вот несколько фрагментов.

Яна М.: «Эталоном мужской красоты я считаю Владимира Высоцкого. Может, со мной кто-нибудь не согласится, но я часто пересматриваю старые фильмы с его участием, и мне кажется, что именно он образец мужественности, надежности и силы. У него всегда красивое выражение глаз - грустное, усталое, мудрое. Когда он начинает говорить своим хриплым голосом, мне становится страшно жаль, что он умер так рано».

Саша Ш.: «Идеал красоты для меня моя мама. Она высокая, стройная, с голубыми глазами и волосами, как у куклы. У нее музыкальные пальцы, звонкий смех, очень длинные ресницы. В ней идеально все, кроме, может быть, характера, когда она сердится».

Женя С.: «У меня очень красивая сестра. У нее внешность фотомодели, правда, она не такая высокая, как нужно, и манекенщицей и фотомоделью ей не стать. Но у нее очень стройная фигура, яркие губы, карие глаза и золотистые волосы (свои, она их не красит). И еще у нее очень красивая улыбка и зубы ровные, не как у меня».

В конце урока некоторые сочинения ребят (по их желанию) были зачитаны. При этом в классе царила атмосфера неподдельного интереса и доброжелательности ко вcем рассказчикам. Важно также отметить (и дети это сделали), что очень многие в своих кумирах ценят не только физическую, но и духовную привлекательность. К примеру, девочки, поклонницы Алсу, с гордостью сообщали, что эта певица не курит, не употребляет крепких спиртных напитков, много работает, получает хорошее образование и почти не посещает модных «тусовок». Эти сведения, почерпнутые из журналов и газет, были для учениц не менее важны, чем внешние параметры девушки, которую они сочли своим идеалом.

Домашнее задание было довольно необычным. Детям предстояло ответить на вопрос, считают ли они красивыми себя. При этом заранее обговаривалось условие: пишется «чистая правда», но если ученик не хочет, чтобы его сочинение-миниатюра зачитывалось вслух, он ставит на титульном листе «звездочку» (*). Если же он не возражает против нарушения конфиденциальности, то рисует «плюс» (+) красным или синим фломастером. Результаты превзошли мои ожидания. Сочинения были удивительно искренними и трогательными. Дети не побоялись написать о себе такие вещи, в каких даже взрослый человек очень редко признается кому-либо, кроме самых близких (а может, и не признается никому вообще). Вот лишь несколько отрывков из работ, помеченных знаком «+».

Катя К.: «Я обыкновенная девочка. Нос как нос, рот как рот, руки и ноги на месте. Все же в свободное время я не прочь повертеться перед зеркалом. Люблю примерять разные наряды (в том числе и мамины), ведь у меня неплохая фигура. Люблю делать из своих густых волнистых волос всякие замысловатые прически. У меня необычные восточные глаза, которые я пока не умею подкрашивать. Но зато с формой ногтей на руках мне повезло. Здесь я вовсю проявляю творчество, рисую все, что в голову придет. Это называется «художественный маникюр»... Характер у меня вполне миролюбивый. Я не люблю сплетничать и выдавать чужие секреты. А если я что-то задумаю сделать, то стараюсь всегда довести это до конца».

Виталик А.: «Я добрый и хороший человек. У меня карие глаза, немного вздернутый нос и длинные ноги. Волосы у меня темного цвета, прическа типа «ежик». У меня большие уши, чтобы все слышать на уроках, но они почему-то не работают. Вот такой я».

Соня С.: «Мне в себе ничего не нравится. У меня невыразительное лицо. Мне ничего не нравится».

Саша Р.: «Я крепкого телосложения, плечи у меня широкие, рост высокий. Волосы у меня темные, глаза большие карие... По натуре я человек добрый, отзывчивый, у меня хорошо развито чувство ответственности за порученное дело. Обладаю чувством юмора. Но я не идеален внешне и внутренне, мне необходимо еще много трудиться».

Лена Б.: «Я считаю, что у меня красивые волосы, а также глаза. Мне нравится мое лицо. Я считаю, что соответствую идеалу красоты эпохи Возрождения. Но я слишком полная, у меня слишком большой размер ноги, а волосы никогда нормально не причесываются.

Единственное, что мне нравится в моем характере, - это мой ум. А так я очень вспыльчивая, у меня переменчивое настроение, и я легко могу обидеть человека».

Наташа И.: «Каждый человек по-своему красив и привлекателен. Мне трудно судить о моей внешней красоте, ведь физический облик дается нам от рождения и многое в нем можно совершенствовать. Моя красота, может быть, мой спокойный, уравновешенный характер. «Какие у нее красивые глаза! Какие потрясающие джинсы!» - это очень сомнительные комплименты. Я думаю, что нужно добиваться, чтобы люди говорили: «Какой она приятный и милый человек, какая обаятельная и скромная девушка».

На следующем уроке мы обсудили несколько ученических работ, после чего перед детьми выступил искусствовед из Калининградской художественной галереи. Он рассказал, какие эталоны красоты существовали в древнем мире, в эпоху средневековья, в ХVII и XVIII куртуазных и галантных веках, в эпоху романтизма и т.д. Демонстрируя слайды (портретную живопись Рокотова, Боровиковского, Брюллова, Кипренского, Серова), лектор наглядно показал ученикам, как с течением времени менялось у людей разных стран и социальных групп представление о красоте. Затем ученики получили возможность познакомиться с фотоальбомом «Русская красота в изгнании» - и были потрясены тем, какие красивые и одухотворенные лица у женщин, запечатленных на фотографиях первой трети ХХ века. В процессе обсуждения дети говорили: «Как странно, что в начале ХХ века у всех фотомоделей были разные лица. А сейчас - почти одинаковые». Завязалась дискуссия о том, нужно ли вообще проводить конкурсы красоты и что такое красота: соответствие определенным стандартам (к примеру, 90-60-90) или, напротив, оригинальность и «необщее выражение» лица. Таким образом, дети естественно подошли к обсуждению темы, что такое красота: «Сосуд она, в котором пустота, или огонь, мерцающий в сосуде?»

Домашним заданием стало чтение рассказа «Состязание» и ответ на вопросы: в чем состоит идеал Красоты для Дважды Венчанного? А для Единорога? Детям было предложено ответить на эти вопросы письменно (составить таблицу), выписав из текста цитаты, подтверждающие тот или иной тезис. И, наконец, на третьем уроке, посвященном изучению данной темы, дети, работая с фрагментами текста, в ходе дискуссии ответили на вопрос: почему же в состязании двух художников победил не прославленный Дважды Венчанный, а его ученик, нарисовавший простую и скромную Зорьку? (Он показал, что каждый человек красив, если взглянуть на него полными любви глазами).

Система уроков и домашних заданий такова:

1. Первый час - урок-беседа об эталонах красоты; классное сочинение-миниатюра на тему: «Почему... (имярек) для меня является идеалом красоты?». Домашнее задание: письменное рассуждение на тему, считает ли ученик красивым себя.

2. Второй час. Урок развития речи: обсуждение детских работ; лекция искусствоведа. Домашнее задание: чтение рассказа, ответ на вопросы.

3. Третий час. Урок-дискуссия по тексту произведения.

Примечание. Чтобы не перегрузить детей письменными домашними работами, учитель может совместить домашнее задание по литературе с домашним заданием по русскому языку. В результате рассказ, который имел все шансы оказаться непонятым шестиклассниками (в силу отвлеченности сюжета и особенностей творческой манеры Вересаева), стал для них одним из самых понравившихся и запомнившихся произведений в курсе литературы 6-го класса (об этом свидетельствуют читательские анкеты, заполненные детьми в конце IV четверти).

Подобную систему уроков можно выстроить при изучении других произведений: повести Гоголя «Портрет» (проблема, с которой столкнулся художник Чартков: как запечатлеть на холсте красоту и что это такое), романа «Евгений Онегин» Пушкина (Татьяна, которая «не отличалась красотой» своей сестры), «Капитанской дочки» Пушкина (была ли красива Маша Миронова).

Чтобы быть успешным, урок должен стать звеном в непрерывной деятельности учащихся, а его тематика призвана будить познавательный интерес. Подобная система уроков и домашних заданий не только позволяет ученикам получить большой объем информации, но и создает атмосферу неподдельного интереса к изучаемому произведению, внимания и уважения к другому человеку. Дети чувствуют себя свободно, повышается их самооценка, они эмоциональны и искренни.

Использование актуального материала и взаимодействие урочных и внеурочных занятий позволяют полнее реализовать развивающий потенциал учебно-воспитательного процесса и его единицы - урока; помогают решать одну из важнейших задач педагогики - задачу целостного формирования индивидуальности.

Татьяна Птицына

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: