Что делаешь делай как господа. Жизнь на работе во имя христа. Трудиться с усердием

«Не станем стыдиться ремесел и будем считать бесчестием не работу, но праздность и безделье»

(Иоанн Златоуст)

У разных народов отношение к труду различное. Но в основном труд всегда был тягостью для человека и способом выживания в трудных условиях.

В античное время у язычников (греков и римлян) труд являлся спутником рабства, сопровождался презрением со стороны богатых людей. Труд был мукой, болью, уделом низших, нечистым занятием.

Что говорит Библия?

Уже в первых строках Библии Адаму Богом заповедуется возделывать и хранить Эдемский сад (Быт. 2:15). И наверняка это было приятным занятием, ведь первых людей во всем поддерживал Бог. К тому же земля в то время не производила сорняков.

Но после грехопадения все изменилось. Земля оказалась проклята, появились тернии и сорняки, труд сделался тяжким бременем, работать теперь нужно было «в поте лица». Об этом Бог сказал Адаму: «... за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; ... в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься» (Быт.3: 17,19).

Отношение к труду
у первых христиан

Труд был основой первых христианских апостольских общин. Причем служение Господу не освобождало от труда, наоборот, трудиться приходилось больше. Апостол Павел, несмотря на обязанности по духовному руководству, еще и работал физически. А другие апостолы (Лука, Матфей) передавали поручение Иисуса Христа – идти и проповедовать Евангелие и получать за это свою награду: “Не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои, ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха, ибо трудящийся достоин пропитания”(Матф. 10:10, См. также Лук. 10:3-7).

О высоком нравственном значении труда не раз говорится в Евангелии:

. «Трудящийся достоин пропитания» (Мф. 10:10);

. «Трудящийся достоин награды за труды свои» (Лк. 10:7);

. «Каждый получает награду по своему труду, ибо мы соработники у Бога» (1Кор. 3:8-9);

. «Просим же вас, братия, уважать трудящихся у вас»(1Фес. 5:12);

. « ...будьте и вы почтительны к таковым и всякому содействующему и трудящемуся» (1Кор. 16:16);

Обязанность трудиться приравнивается к любви к ближнему, потому что настоящий христианин трудится не только для себя, как говорит Библия: «Трудись, делая своими руками полезное, чтобы было из чего уделять нуждающемуся» (Еф. 4:28).

Духовный труд

Несмотря на то, что спасение, благодать и дары Святого Духа мы получаем от Бога даром, в нашей ответственности – сохранить все это, удержать и развить.

Об обязанности трудиться и развивать свои способности, применяя их для служения людям, говорит притча о талантах (Мф. 25:14-30). Талант – это дар от Бога для выполнения призвания. Кому много дано талантов, с того много и спросится. Причем хвастовство своими талантами и самодовольство не поощряются. А развитие таланта, применение его делает человека достойным «войти в радость Господа своего и получить награду, как говорит Писание: «Добрый и верный раб! В малом ты был верен, над многими тебя поставлю, войди в радость Господина твоего» (Мф. 25:21).

Не заботиться
о завтрашнем дне?

В Библии есть строки, которыми обычно пытаются оправдаться лентяи: «Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний [сам] будет заботиться о своем: довольно для [каждого] дня своей заботы» (Мф. 6:34). Но эти слова не означают, что следует бездельничать. Они говорят о том, что следует избегать суеты, беспокойства за свою судьбу. Эти слова – призыв к внутренней свободе, доверии Богу и уверенности в завтрашнем дне.

Нехристианское отношение к труду

Нехристианское отношение к труду может провоцировать жадность, когда человек работает лишь с целью собственного обогащения. Но Библия предупреждает: «А желающие обогащаться впадают в искушение, и в сеть, и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу» (1 им. 6:9).

Иногда работа является способом бегства от пустоты души.В таком случае труд становится бессмысленным. А бывает, что человек работает лишь для того, чтобы тешить собственное тщеславие, чтобы получать похвалы или гордиться занимаемой должностью. Для Бога подобный труд – это «суета сует».

Трудиться с усердием

Апостол Павел написал такие слова: «И все, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человека, зная, что в воздаяние от Господа получите наследие, ибо вы служите Господу Христу» (Кол. 6:23-24).

Здесь речь идет не только о строительстве домов молитв, а о работе на любом месте. Библия подчеркивает, что трудиться следует самоотверженно, как для Господа: «И все, что вы делаете словом или делом, все делайте во имя Господа Иисуса Христа» (Кол. 3:17).

Труд угоден Богу

Работа есть благословение Божие в жизни, а все таланты, заложенные в человеке, должны быть раскрыты и использованы во благо ему самому и ближним.

Не только через слова, но и через труд христиан мир может познать Господа. Мы проповедуем Евангелие словом, но отношение христианина к своим обязанностям – это тоже его проповедь Евангелия.

Можно тысячу раз рассказывать об Иисусе, приводить красочные примеры исцеления Господнего, но если люди тебя знают как бездельника, лентяя, то проповедь твоя будет тщетна. А для многих ты даже можешь стать препятствием на пути ко Христу, так как люди сначала смотрят наобраз жизни человека, на его дела и только потом начинают вслушиваться в его слова.

Елена Петибская

Два плуга

Притча от Константина Ушинского

Из одного и того же куска железа и в одной и той же мастерской были сделаны два плуга. Один из них попал в руки земледельца и немедленно пошел в работу, а другой долго и совершенно бесполезно провалялся в лавке купца.

Через какое-то время оба плуга встретились. Плуг, бывший у земледельца, блестел, как серебро, и был даже еще лучше, чем в то время, когда только что вышел из мастерской; плуг же, пролежавший без всякого дела в лавке, потемнел и покрылся ржавчиной.

— Скажи, пожалуйста, отчего ты так блестишь? — спросил заржавевший плуг у своего старого знакомца.

— От труда, мой милый, — отвечал тот, — а если ты заржавел и сделался хуже, чем был, то потому, что все это время ты пролежал на боку, ничего не делая.

Христианин берётся за работу
И дело совершает хорошо.
Всё в голове прокручивает твёрдо
«Свершайте труд, как - будто для Него».

Христианину, как то, говорили
«Зачем так убиваешься трудом»?
По - разному и всякому просили
Халтуру применять всегда, во всём.

Но он работал, всю себя терзая,
Он твёрдо знал, что делает Христу.
Хозяин, будто то не замечая,
Работой нагружал его вовсю.

Хозяин заболел и вот неделю
Не видит преданность рабочего того
Но сообщили всё про это дело
Всё то, как тот служил и без него.

Хозяин раз позвал христианина
Тот не раздумывая, быстро подошёл.
Лицо в грязи, а в сердце будто льдина
«Ну, неужели сделал я не то»?

«Присядь, Матфей, к тебе имею слово
Хочу спросить… давно хотел спросить
Такой, как ты я не видал из роду
Кто смог тебя, таким как ты родить?»

«Христианин я - я служитель Бога
Ему себя всецело посвятил.
Он – помощь, Он – оплот и Он – подмога.
Лишь Он меня такой; как я родил.

Писание твердит: Что будешь делать
Всё делай, как для Бога своего.
Я послушание покорно буду сеять
Чтобы плоды взрастить мне для Него».

Хозяин удивился: «Очень странно!
Сегодня верит каждый люд в Него
И захотев, такой как ты, не стану.
В тебе таится что – то, да не то…

«Христианином можно называться
Таким и вы считаете себя.
Но быть христианином очень сложно.
Вся жизнь наша война с гордыней «я»

"Садись – ка, друг, садись ко мне поближе.
Пойду и позову свою семью.
Пусть все узнают кто такой Всевышний,
И как возможно жизнь отдать Ему.

Таким как ты, хочу, желаю очень
Кто Тот, что смог тебя преобразить?
Пусть и меня преобразит, как хочет
Но я хочу служить Ему, как ты".

Весь вечер о Иисусе говорили
Он смог раскрыть евангелия суть
Его друзья и деньги не сломили.
Тем проложил неверующим путь.

Рецензии

Да, Лилечка, как важно всё делать, как для Господа!
Моему мужу начальник на работе говорил:
"Если бы мне несколько таких, как ты,
то не надо было бы целый цех пьяниц".
Потому что христиане работают добросовестно.
Спасибо, что пишешь об этом.

Да, это так. Если бы нас попросили убрать или построить здание для Господа (образно), то мы тщательно каждый уголочек бы убрали или всё сердце вложили бы в то, чтобы построить самое ровное, самое устойчивое, самое надёжное здание (какое мы ещё ни разу не сделали), а для людей можно и применить халтуру, но нет. Всё что ни делайте, делайте как для Господа, поэтому если мы обманываем хозяина или дома работу делаем небрежно, то всё это мы делаем Господу. И мы письмо, читаемые всеми людьми. Все видя нашу преднность и чесность - видят Христа. Это самое первое и важное благовестие.

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру - порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

Святой Церковью читается Послание к Колоссянам. Глава 3, ст. 17-4, ст. 1.

3:17. И все, что вы делаете, словом или делом, все делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря через Него Бога и Отца.

3:18. Жены, повинуйтесь мужьям своим, как прилично в Господе.

3:19. Мужья, любите своих жен и не будьте к ним суровы.

3:20. Дети, будьте послушны родителям вашим во всем, ибо это благоугодно Господу.

3:21. Отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали.

3:22. Рабы, во всем повинуйтесь господам вашим по плоти, не в глазах только служа им, как человекоугодники, но в простоте сердца, боясь Бога.

3:23. И все, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков,

3:24. зная, что в воздаяние от Господа получите наследие, ибо вы служите Господу Христу.

3:25. А кто неправо поступит, тот получит по своей неправде, у Него нет лицеприятия.

4:1. Господа, оказывайте рабам должное и справедливое, зная, что и вы имеете Господа на небесах.

(Кол.3,17-4, 1)

Здесь, дорогие братья и сестры, мы видим краткие житейские наставления, которые апостол Павел дает колосским христианам. В этом есть параллель с Посланием к Ефесянам, которое мы читали недавно. Кроме того, мы уже отмечали параллель о том, что Господь разодрал рукописания наших грехов по всем пунктам, и даже одинаковую неточность перевода этого момента есть в обоих Посланиях.

Некоторые библейские исследователи предполагают, что между этими двумя Посланиями существует некая общность. Мы знаем, что апостол Павел,как свободный человек,сам Послания не писал, за него это делал какой-то секретарь, скорописец, стенограф, а Павел потом просто подписывал Послания своей рукой. С точки зрения определенных исследований, некоторые Послания в большей степени - по стилю, лексике - характерны для апостола Павла, по крайней мере, в его миссионерском порыве, когда онярко, полемично отстаивал какие-то истины, связанные с христианской верой, Евангелием. Считается, что Послания к Галатам, Римлянам, Коринфянам написаны непосредственно самим Павлом, а Послания к Колоссянам и к Ефесянам он,возможно, диктовал или рассказывал своему последователю, который уже фиксировал их письменно. В случае с Посланиями к Ефесянам и Колоссянам это мог быть один и тот же человек, излагавший в этих двух Посланиях схожие мысли. Понятно, что все исследования приближают нас к какой-то истине, но все же носят относительный характер.

Наставления, конечно, можно разобрать по отдельности, но мы с вами уже обсуждали эти темы при чтении Послания к Ефесянам. Эти краткие наставления носят бытовой характер как в Послании к Ефесянам, так и в Послании к Колоссянам (здесь они еще более краткие). В Послании к Ефесянам апостол Павел посвящает, например, много времени рассуждению об отношениях мужа и жены; здесь это очень короткие наставления размером в один стих, в одно предложение. Такие наставления были свойственны не только христианскому миру, но и самым высокоморальным людям язычества, античности, например представителям знаменитой философской школы стоицизма. Они тоже очень много времени употребляли на наставление людей в конкретных жизненных обстоятельствах, для того чтобы ситуация в обществе была более благоприятная. Немало исследователей отмечают, что в предыдущих Посланиях, о которых мы уже говорили и которые чаще всего ассоциируются у нас с апостолом Павлом (Послания к Галатам, Коринфянам, Римлянам), автор в большей степени говорит о каких-то глубоких евангельских проблемах, связанных с оправданием через веру в Иисуса Христа. Хотя в Посланиях к Колоссянам и Филиппийцам тоже есть полемика с еретиками,лжеучителями.

Мы должны помнить, что христианство, весть Христова обращены к конкретному, можно даже сказать, «внутреннему» человеку. То есть человек в каких-то своих жизненных обстоятельствах приходит к Христу, изучает Священное Писание, соприкасается с апостолом Павлом, и от Духа Святого ему приходит какой-то ответ. Христианство - это, прежде всего, водимость Духом Святым. Как мы понимаем, этот ответ всегда уникален, всегда касается конкретного человека. Поэтому, когда мы сравниваем мистическое общение человека с Духом Святым и общие житейские бытовые наставлениями, то понимаем, что такие общие наставления носят больше социальный характер. Христианство пыталось параллельно с какими-то философскими системами делать наставления относительно ситуации в обществе: «Рабы, делайте то; господа, делайте это; мужья, поступайте так; жены - так; дети, не раздражайте родителей; родители, не раздражайте детей». Это все прекрасные, добрые, не противоречащие христианству наставления. Но если мы говорим о жизненном пути конкретного человека, то он не может быть сведен к некоторым общим наставлениям, касающимся групп людей(рабы, господа).Каждый человек уникален, у каждого свой собственный путь, свое предназначение, поэтому, конечно, духовность и социальная благонадежность не должны быть отождествлены.

Можно подвести такой итог сегодняшним размышлениям: духовное всегда глубже, чем социальное; социальные наставления всегда у́же, чем наставления духовные. Духовные реалии - это то, что всегда обращено к глубинному духовному человеку, причем каждому в отдельности;социальные наставления всегда достаточно общие, подчас поверхностные и обращены к некоторому кругу людей. Социальное может быть прекрасным, направленным на что-то благое, на установление каких-то благих взаимоотношений, но при этом духовное всегда находится глубже, и мы должны иметь это в виду, читая, например, апостола Павла.

Иерей Михаил Ромадов

Музыка обладает невероятной силой воздействия на наше сознание. В зависимости от гармонических связей и ритма, музыка способна вызывать в нас различные эмоции: радость, воодушевление, восторг, грусть, трепет, иногда тревогу, а иногда даже и страх...

Мы решили подумать над тем, какую музыку слушать православному человеку в наши дни. Данная тема для обсуждения родилась сама собой, когда стало ясно, что гостем нашей очередной встречи в молодежном клубе при Успенском храме на Малой Охте станет исполнительница духовных песен матушка Людмила Кононова.

Гости такого уровня никогда не бывали на наших встречах раньше. Матушка Людмила, жена священника Андрея Кононова, - автор и исполнитель душевных авторских песен. В ее творчестве соединились высокий профессионализм и православная духовность.

В клуб мы приглашаем всех, кто желает отдохнуть вместе с нами и пообщаться в простой домашней обстановке. Но в этот раз мы надеялись на то, что Людмила Кононова исполнит для нас некоторые из своих песен. Матушка сполна оправдала наши надежды. Пространство, где мы встретились, моментально преобразовалось в сцену и зрительный зал. А мы превратились в самых внимательных слушателей.

Началось выступление матушки Людмилы. Перед нами выступала профессиональная актриса, вкладывая в свои духовные произведения всю душу. Первыми зазвучали аккорды и слова песни "Осеняла крестным знаменьем". Как и многое в творчестве Людмилы Кононовой, песня "Осеняла крестным знаменьем" связана с трагической страницей нашей истории - судьбой России в XX веке. На эту же тему была исполнена песня "Родные имена", которую матушка посвятила своим предкам и тому страшному времени.
В этот вечер прозвучали такие произведения, как веселая песня "Про баню", "Колыбельная еще нерожденному", "Венчальная" и другие.

В перерывах между исполнением песен, мы обсуждали состояние современной православной музыки. Так как Матушке Людмиле приходилось бывать в жюри различных конкурсов, она хорошо знакома с творчеством молодых исполнителей. Это дает ей возможность ориентироваться в современной музыке. При этом она отмечает, что наряду с произведениями талантливыми, можно услышать и скучную, не глубокую музыку.

Музыкальное искусство в наше время имеет множество стилей и направлений. По поводу того, что следует слушать, а что нет, собравшиеся во мнениях разошлись. Одни утверждали, что православный человек никогда не будет слушать агрессивную музыку и предпочтет произведения спокойные, лирические. Другие доказывали, что в музыке должно быть больше эмоций, огня, драйва. Хоть и объединяет всех нас православная вера, вкусы у всех разные. И как знать, кто из нас ближе к истине? На этот вопрос верно ответил еще в V веке Блаженный Августин, сказавший о подобных ситуациях: "в главном - единство, во второстепенном - свобода, во всем - любовь".

Все, однако, сошлись на том, что православные произведения, как и другие виды искусств, должны быть высокопрофессиональными, чтобы заинтересовать слушателя, вызвать положительные эмоции и чувства. Профессионализм же никогда не появится на пустом месте. Необходимо приложить очень много усилий. Пример для нас - Людмила Кононова. Посвятив свою жизнь усердной работе в творческой сфере, матушка пишет стихи и музыку, которые несут в мир свет, радость, любовь, вселяя надежду и приводя людей к вере в Бога.

И все, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков (Колос. 3,23).

Православный человек должен все делать очень высокопрофессионально и даже лучше, чем мирские люди, потому что делает все ради Бога. Вы согласны с этим? - спросили мы у матушки Людмилы.

Это я просто исповедую! И скорблю, когда встречаюсь с противоположным. Мне бы хотелось всем православным людям, который берутся за перо, которым хочется что-то выразить в творчестве, сказать: помните, что вы не на пустом месте будете трудиться, стихи не с вас начинаются, не вы первые их писать начинаете - и до вас была огромная русская литература, вся выросшая из Православия. И пренебрегать этим нельзя, надо хотя бы знакомиться с лучшими образцами. Это и язык обогатит, и будет с чем соотнести свое творчество хотя бы технически. Я встречалась с такими случаями творческого восторга: "Ой, вы знаете, матушка, ведь я пою!" Конечно, слава Богу, что тебя осенило - но ведь ты еще младенец и учиться-то все равно надо! А многие пытаются сейчас перескочить через школу, через опыт поколений и думают, что уже чего-то достигли. Но получается, как в Евангелии написано: "Мы играли вам на свирели, а вы не плакали"...

Колоссянам 3:22-4:1

Матф.5:16 “Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного”

Кол.3:22-4:1 “(22)Рабы, во всем повинуйтесь господам вашим по плоти, не в глазах только служа [им], как человекоугодники, но в простоте сердца, боясь Бога. (23)И все, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков, (24)зная, что в воздаяние от Господа получите наследие, ибо вы служите Господу Христу. (25)А кто неправо поступит, тот получит по своей неправде, [у Него] нет лицеприятия. (1)Господа, оказывайте рабам должное и справедливое, зная, что и вы имеете Господа на небесах”

I . Признайте свое положение

Кол.3:22,4:1 “(22)Рабы , во всем повинуйтесь господам вашим по плоти, не в глазах только служа [им], как человекоугодники, но в простоте сердца, боясь Бога. (1)Господа , оказывайте рабам должное и справедливое, зная, что и вы имеете Господа на небесах”

1Кор.7:21

Фил.4:12 “Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всем, насыщаться и терпеть голод, быть и в обилии и в недостатке”

2Кор.8:1,2 “(1)Уведомляем вас, братия, о благодати Божией, данной церквам Македонским, (2)ибо они среди великого испытания скорбями преизобилуют радостью; и глубокая нищета их преизбыточествует в богатстве их радушия”

1Пет.2:18

1Кор.7:21 “Рабом ли ты призван, не смущайся; но если и можешь сделаться свободным, то лучшим воспользуйся”

Прит.22:2

II . Работайте с правильной мотивацией

A . Божий страх

Кол.3:22 “Рабы, во всем повинуйтесь господам вашим по плоти, не в глазах только служа [им], как человекоугодники, но в простоте сердца, боясь Бога

Еф.6:5-7 “(5)Рабы, повинуйтесь господам своим по плоти со страхом и трепетом, в простоте сердца вашего, как Христу, (6)не с видимою только услужливостью, как человекоугодники, но как рабы Христовы, исполняя волю Божию от души , (7)служа с усердием, как Господу, а не как человекам”

B . Божье воздаяние

Кол.3:23,24 “(23)И все, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков, (24)зная, что в воздаяние от Господа получите наследие , ибо вы служите Господу Христу”

Еф.6:7,8 “(7)служа с усердием, как Господу, а не как человекам, (8)зная, что каждый получит от Господа по мере добра, которое он сделал, раб ли, или свободный”

Матф.6:19-21 “(19)Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, (20)но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, (21)ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше”

C . Божья справедливость

Кол.3:25 “А кто неправо поступит, тот получит по своей неправде, [у Него] нет лицеприятия”

Гал.6:7 “Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет”

Деян.10:34, 35 “(34)Петр отверз уста и сказал: истинно познаю, что Бог нелицеприятен, (35)но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему”

III . Будьте эффективными на работе

A . Работники

1. Работайте с повиновением

Кол.3:22 “Рабы, во всем повинуйтесь господам вашим по плоти , не в глазах только служа [им], как человекоугодники, но в простоте сердца, боясь Бога”

1Пет.2:18 “Слуги, со всяким страхом повинуйтесь господам, не только добрым и кротким, но и суровым”

1Тим.6:2 “Те, которые имеют господами верных, не должны обращаться с ними небрежно, потому что они братья; но тем более должны служить им, что они верные и возлюбленные и благодетельствуют [им]”

2. Работайте с посвященностью

Кол.3:22 “Рабы, во всем повинуйтесь господам вашим по плоти, не в глазах только служа [им], как человекоугодники, но в простоте сердца , боясь Бога”

Флм.1:10,11 “(10)прошу тебя о сыне моем Онисиме, которого родил я в узах моих: (11)он был некогда негоден для тебя, а теперь годен тебе и мне; я возвращаю его”

3. Работайте с радостью

Кол.3:23,24 “(23)И все, что делаете, делайте от души, как для Господа , а не для человеков, (24)зная, что в воздаяние от Господа получите наследие, ибо вы служите Господу Христу

B. Работодатели

Кол.4:1 “Господа, оказывайте рабам должное и справедливое, зная, что и вы имеете Господа на небесах

1. Отдавайте должное

Кол.4:1 “Господа, оказывайте рабам должное и справедливое, зная, что и вы имеете Господа на небесах”

Прит.20:10 “Неодинаковые весы, неодинаковая мера, то и другое – мерзость пред Господом”

Мал.3:5 “И приду к вам для суда и буду скорым обличителем чародеев и прелюбодеев и тех, которые клянутся ложно и удерживают плату у наемника …”

Втор.22:8 “Если будешь строить новый дом, то сделай перила около кровли твоей, чтобы не навести тебе крови на дом твой, когда кто-нибудь упадет с него”

2. Будьте справедливы

Кол.4:1 “Господа, оказывайте рабам должное и справедливое , зная, что и вы имеете Господа на небесах”

Прит.22:2 “Богатый и бедный встречаются друг с другом: того и другого создал Господь”

Прит.19:11 “Благоразумие делает человека медленным на гнев, и слава для него – быть снисходительным к проступкам”

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: