Тема “народных страданий” в поэме “Кому на Руси жить хорошо”. Сочинение Некрасов Н.А

«Русь, Русь! Вижу тебя из своего чудного,
прекрасного далека тебя вижу»
«Мертвые души» - произведение энциклопедическое по широте охвата жизненного материала. Это художественное исследование коренных проблем современной писателю общественной жизни. В композиционном отношении главное место в поэме занимает изображение помещичьего и чиновничьего мира. Но идейным ее стержнем является мысль о трагической судьбе народной. Тема эта необъятна, как и необъятна тема познания всей России.
Начиная работать над вторым томом, Гоголь (живший тогда за границей) обращается к друзьям с неустанными просьбами присылать ему материалы и книги по истории, географии, фольклору, этнографии, статистике России, русские летописи, и в особенности «воспоминания о тех характерах и лицах, с которыми случилось кому встретиться на веку, изображения тех случаев, где пахнет Русью».
Но главный путь с постижению России – познание природы русского человека. Каков же, по Гоголю, путь этого познания? Этот путь невозможен без познания самого себя. Как писал Гоголь графу Александру Петровичу Толстому, «найди только прежде ключ к своей собственной душе, когда же найдешь, тогда этим же ключом отопрешь души всех».
Такой путь прошел Гоголь в ходе осуществления своего замысла: познание России через русский национальный характер, человеческую душу вообще и свою собственную в частности. Сама Россия мыслится Гоголем тоже в развитии, как и национальный характер. Мотив движения, дороги, пути пронизывает всю поэму. Действие развивается по мере путешествия Чичикова. «Пушкин находил, что сюжет «Мертвых душ» хорош для меня тем, - вспоминал Гоголь, - что дает полную свободу изъездить вместе с героем всю Россию и вывести множество самых разнообразных характеров».
Дорога в поэме предстает прежде всего в своем прямом, реальном значении – это проселки, по которым колесит чичиковская бричка, - то ухабы, то пыль, то непролазная грязь. В знаменитом лирическом отступлении 11-й главы эта дорога с несущейся бричкой неприметно превращается в фантастический путь, по которому летит Русь среди других народов и государств. неисповедимые пути русской истории («Русь, куда ж несешься ты, дай ответ? Не дает ответа») пересекаются с путями мирового развитии. Кажется, что это те самые дороги, по которым плутает Чичиков. Символично, что из захолустья Коробочки Чичикова выводит на дорогу неграмотная девчонка Пелагея, не знающая, где право, где лево. Так и конец пути, и его цель неведомы самой России, движущейся неизвестно куда по какому-то наитию («мчится, вся вдохновенная Богом!»)
Итак, в движении, развитии находится не только Россия, но и сам автор. Судьба его неразрывно связывается с судьбой поэмы и судьбой страны. «Мертвые души» должны были разрешить загадку исторического предназначения России и загадку жизни их автора. Отсюда – патетическое обращение Гоголя к России: «Русь! Чего же ты хочешь от меня? Какая непостижимая связь таится между нами? Что глядишь ты так, и зачем все, что ни есть в тебе, обратило на меня полные ожиданья очи?»
Русь, народ, его судьба… «Души живые» - это надо понимать широко. Речь идет о «людях низкого класса», изображенных в поэме не крупным планом в общей панораме событий. Но значение тех немногих эпизодов, в которых непосредственно изображается народная жизнь, в общей системе произведения чрезвычайно велико.
Типаж, представляющий Россию, весьма разнообразен. От малолетней девочки Пелагеи до безымянных, умерших или беглых, работников Собакевича и Плюшкина, которые не действуют, а лишь мимоходом упоминаются, перед нами проходит обширная галерея персонажей, многоцветный образ народной России.
Широкий размах души, природная сметка, мастеровитость, богатырская удаль, чуткость к слову, разящему, меткому, - в этом и во многом другом проявляется у Гоголя истинная душа народа. Сила и острота народного ума сказались, по мысли Гоголя, в бойкости, меткости русского слова (глава пятая); глубина и цельность народного чувства – в задушевности русской песни (глава одиннадцатая); широта и щедрость души в яркости, безудержном веселье народных праздников (глава семь).
Рисуя шумный разгул на хлебной пристани, Гоголь поднимается до поэтического воспевания народной жизни: «Веселится бурлацкая ватага, прощаясь с любовницами и женами, высокими, стройными, в монистах и лентах, хороводы, песни, кипит все площадь».
Живая сила народа подчеркнута и в нежелании крестьян терпеть гнет. Убийство заседателя Дробякина, массовое бегство от помещиков, ироническая издевка над «порядками» - все эти проявления народного протеста бегло, но настойчиво упоминаются в поэме.
Воспевая народ и национальный характер, писатель не опускается до тщеславия, слепоты. И в этой точности, честности его взгляда кроется действенное отношение к русской жизни, энергичный, а не созерцательный патриотизм. Гоголь видит, как искажаются высокие и добрые качества в царстве мертвых душ, как гибнут крестьяне, доведенные до отчаяния. Судьба одного мужика заставляет автора воскликнуть: «Эх, русский народец! Не любит умирать своей смертью!» Разрушение добрых задатков в человеке подчеркивает, как современная Гоголю жизнь, все еще не отмененное крепостное право губит народ. На фоне величественных, бескрайних просторов России, лирических пейзажей, которыми пронизана поэма, реальные картины жизни кажутся особо горькими. «Здесь ли, в тебе ли не родиться беспредельной мысли, когда ты сама без конца? Здесь ли не быть богатырю, когда есть место, где развернуться и пройтись ему?» - восклицает Гоголь, думая о возможностях Родины.
Размышляя над образом России в поэме «Мертвые души», я бы сделал такой вывод: отбросив все «лирические моменты», это произведение представляет собой прекрасное руководство по изучению России начала XIX века с точки зрения гражданской, политической, религиозной, философской и экономической. Не нужны толстые тома исторических энциклопедий. Нужно всего лишь прочитать «Мертвых душ».

Задачи и тесты по теме "Образ Руси в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»"

  • Орфография - Важные темы для повторения ЕГЭ по русскому языку

    Уроков: 5 Заданий: 7

Краткое содержание произведения вы, надеемся, помните. Предлагаем вам анализ этого образа, который дает ключ к пониманию всей поэмы.

Произведение является художественным исследованием общественной жизни, современной писателю, ее коренных проблем. Главное место в композиционном отношении занимает изображение двух миров - помещичьего и чиновничьего. Однако именно трагическая судьба народа является идейным стержнем произведения.

Писатель, беспощадно бичуя существовавший в стране общественный порядок, был твердо убежден в том, что русской земле уготовано славное будущее. Он верил в ее грядущий расцвет. У Николая Васильевича эта убежденность появилась из живого ощущения огромного творческого потенциала, который таится в недрах русского народа.

Образ Руси в поэме "Мертвые души" представлен как олицетворение того великого, на что только способен народ, того важного исторического дела, которое, как верил автор, могут совершить его соотечественники. Образ России возвышается над всеми образами и картинами, нарисованными в произведении. Он овеян любовью автора, который посвятил свою жизнь, свое творчество служению родной стране.

Характеризуя образ Руси в поэме "Мертвые души" кратко, необходимо сказать пару слов и о "хозяевах жизни". Ведь Гоголь не случайно ввел их в свое произведение.

Обличение "хозяев жизни"

Гоголь страстно верил в то, что России уготовано лучшее будущее. Поэтому в своем произведении он обличает тех людей, которые сковали ржавыми цепями развитие творческого потенциала народа, нации. Николай Васильевич беспощадно развенчивает дворян, "хозяев жизни". Образы, созданные им, свидетельствуют о том, что подобные Чичикову, Плюшкину, Собакевичу, Манилову люди не способны создавать духовные ценности. Они являются потребителями, лишенными творческой энергии. Помещики, выключенные из сферы живой жизни, полезной деятельности, - носители косности и застоя. Чичиков, который развернул свою авантюру, не страдает инерцией. Тем не менее активность этого героя направлена не на благое дело, а на достижение корыстных целей. Он отчужден от интересов государства. Всем этим героям противопоставлен образ Руси в произведении "Мертвые души".

Утверждение прогресса

Формы жизни, которые утверждают все вышеперечисленные персонажи, резко противоречат нуждам и запросам исторического развития страны. Для иллюстрации этой мысли автор рисует величественный образ Руси в поэме "Мертвые души". Эта страна, как считает Гоголь, обладает громадной мощью. Образ Руси в романе "Мертвые души" является олицетворением основной идеи поэмы, которая заключается в отрицании общественного застоя, социального порабощения, в утверждении прогресса.

Мнение о поэме В. Г. Белинского

Известный критик В. Г. Белинский подчеркивал, что противоречие глубокого субстанциального начала русской жизни и ее общественных форм - вот основная идея "Мертвых душ". Критик понимал под словосочетанием "субстанциальное начало" богатую одаренность народа, его извечное стремление к свободе. Николай Васильевич твердо верил в то, что его родной стране предстоят большие исторические свершения. Устремленность в будущее, взлет жизненной энергии - все это воплощает образ Руси в поэме "Мертвые души". Страна мчится в необъятную даль, подобно птице-тройке. Другие государства и народы сторонятся ее, косясь, и дают ей дорогу.

Картины родной природы

Лирические высказывания Николая Васильевича Гоголя наполнены высокой патетикой. О Руси он говорит с восхищением. Гоголь одну за другой рисует картины родной природы, которые проносятся перед путешественником, на быстрых конях мчащимся по осенней дороге.

Застою помещиков автор не случайно противопоставляет образ Руси в поэме "Мертвые души". Глава 11 очень важна для понимания этого образа. В ней нарисована Русь, которая стремительно движется вперед. В этом выражается вера автора в будущее своей страны, своего народа.

Размышления о русском народе

К числу самых проникновенных страниц относятся лирические размышления Гоголя об энергичном, живом характере трудолюбивой нации. Они согреты пламенем патриотизма. Николай Васильевич хорошо осознавал то, что творческие таланты и изобретательный ум русского народа станут могучей силой лишь тогда, когда его соотечественники будут свободными.

Гоголь, рисуя разгул на пристани, поднимается до воспевания народной жизни. Живая сила русского народа подчеркнута также в стремлении крестьян избавиться от гнета. Бегство от помещиков, убийство заседателя Дробякина, ироническая издевка народа над "порядками" - проявления протеста, которые упоминаются в поэме хотя и бегло, но настойчиво. Воспевая национальный характер и русский народ, Николай Васильевич никогда не опускается до тщеславия.

Персонажи, представляющие Русь, достаточно разнообразны. Это и Пелагея, малолетняя девочка, и безымянные, беглые или умершие, работники Плюшкина и Собакевича, которые не действуют в поэме, а только упоминаются мимоходом. Перед читателем проходит целая галерея персонажей. Все они представляют многоцветный образ России.

Мастеровитость, природная смекалка, широкий размах души, чуткость к меткому, разящему слову, богатырская удаль - во всем этом, а также во многом другом у Николая Васильевича проявляется истинная душа русского народа. Острота и сила его ума сказались, по Гоголю, в меткости, бойкости русского слова. Об этом Николай Васильевич пишет в пятой главе. Цельность и глубина народного чувства вылились в задушевность русской песни, о чем автор упоминает в одиннадцатой главе. В главе седьмой Гоголь говорит о том, что щедрость и широта души сказались в безудержном веселье, с которым проходят народные праздники.

Оценка поэмы Герценом

Патриотический пафос "Мертвых душ" высоко оценил Герцен. Он с полным основанием отмечал, что это произведение - удивительная книга. Герцен писал, что это "горький упрек современной Руси", однако не безнадежный.

Противоречия, отразившиеся в поэме

Николай Васильевич Гоголь пламенно верил в то, что Россию ждет великое будущее. Тем не менее писатель ясно представлял себе путь, по которому страна идет к процветанию, славе и могуществу. Он спрашивает: "Русь, куда ж несешься ты?". Однако ответа нет. Николай Васильевич не видел путей преодоления противоречия, образовавшегося между расцветом России, взлетом ее национального гения и состоянием подавленности государства. Гоголь не может найти того, кто бы сумел направить Россию вперед, устремить в высокую жизнь. И в этом раскрываются противоречия, свойственные писателю.

Чем был обеспокоен В.Г. Белинский

Гоголь в своем обличении отражал протест народа против существовавшего в то время крепостнического строя. Его бичующая сатира вырастала именно на этой почве. Она была направлена против чиновных правителей, владетелей крепостных душ, "рыцарей" наживы. Тем не менее писатель, который возлагал большие надежды на просвещение, не пришел к выводу о целесообразности революционной борьбы. Кроме того, в произведении присутствуют высказывания о муже, который одарен божественными доблестями, а также о самоотверженной и великодушной русской девице. Иными словами, в нем возникает религиозный мотив. которого очень заинтересовал образ Руси в поэме Гоголя "Мертвые души", был серьезно обеспокоен этими местами произведения.

"Мертвые души" - революционное произведение

Второй том своего романа Николай Васильевич писал, переживая глубокий духовный кризис. В жизни России в этот период начали проявляться тенденции, свойственные буржуазному развитию. Писатель всей душой ненавидел так называемое царство мертвых душ. Однако Гоголь с ужасом всматривался и в облик буржуазного Запада. Капитализм страшил писателя. Он не смог воспринять идею социализма, выступал против революционной борьбы. Однако, обладая могучим даром, Николай Васильевич создал, по сути, революционное произведение.

Гоголь - патриот

Посвященные России, русскому народу лирические страницы являются, пожалуй, лучшими в "Мертвых душах". Чернышевский, говоря о высоком патриотизме Николая Васильевича, писал, что Гоголь считал себя человеком, который должен служить отечеству, а не искусству. Образ Руси в поэме "Мертвые души" свидетельствует о том, что будущее страны, действительно, волновало писателя. Безусловно, Николай Васильевич Гоголь является истинным патриотом.

Эту поэму Некрасов начал писать в 1863 году, в сложный для России пореформенный период. Герои поэмы, путешествующие по русским деревням в поисках счастья, - временнообязанные крестьяне. Несмотря на перемены, происшедшие в стране, жизнь обитателей деревень (Некрасов дает им красноречивые названия - Не- елово, Разутово, Неурожайка, Дырявино) осталась по-прежнему тяжелой и голодной. Куда ни приходят Семь Странников, всюду они видят одну и ту же печальную картину. Народ живет в жестоком мире несправедливости, рабства и бесправия. Однако крестьяне не впадают в беспросветную тоску и уныние и видят в своей жизни не только темную сторону. «Совесть спокойная» и «правда живучая» дают им силы выстоять в борьбе с невзгодами и угнетением и преодолеть многочисленные испытания.
Некрасов посредством своих героев рассказывает нам о судьбах крестьян, и каждый такой рассказ может послужить примером ве-
личайшего смирения, самоотверженности и силы духа. Яким Нагой, Ермил Гирин, Матрена Тимофеевна Корчагина «несут свой крест с терпением», хотя бремя это - как убедительно показывает Некрасов - непосильно. На долю Матрены выпало пережить смерть любимого сына, трудный голодный год. «За всех, про всех работаю», «Всему я покорилася», - говорит она о себе. Савелий, ее земляк, утешает ее: «Терпи, многострадальная, терпи, многокручинная». Савелий, по мысли Некрасова, воплощает лучшие качества русского богатыря, однако его мужество проявляется не в ратных подвигах, а в силе духа, в подвиге смирения и терпения:
И жизнь его не ратная,
И смерть ему не писана
В бою - а богатырь!
Цепями руки кручены,
Железом ноги кованы
Все терпит богатырь!
Многое пришлось испытать в жизни Савелию: голод, нужду и лишения, жестокое обращение помещика, который «до нитки разорил» своих крестьян. Однако Некрасов, отвергавший идею христианского смирения ради загробной жизни, показывает, что, как бы велико ни было терпение крестьян, оно тоже имеет свои границы. «Наши топоры лежали до поры», - говорит Савелий. Не выдержав откровенных издевательств барина, мужики поднимают бунт и убивают злодея и кровопийцу. Теперь у них впереди - каторга, Сибирь... Савелий с горечью смотрит в будущее:
Недотерпеть - пропасть!
Перетерпеть - пропасть!
...
Мужчинам три дороженьки:
Кабак, острог да каторга.
Схожа с судьбой Савелия и история покаявшегося разбойника, который, замолив свои грехи, решил жить честно. И здесь Некрасов снова вступает в спор с христианскими принципами прощения и любви к своим врагам. Поэт рассказывает нам, что после долгих лет отшельничества и праведного труда он встречает грешника и злодея пана Глуховского, который без тени смущения и раскаяния говорит ему:
Сколько холопов гублю,
Мучу, пытаю и вешаю.
Отшельник, потрясенный бесстыдством злодея, расправляется с ним, а крестьяне оправдывают его поступок, ибо в душе их кроме смирения и покорности живет «искра сокрытая», которая вот-вот разгорится в пламя...
Русский народ терпит до поры до времени, бунтарство лишь подспудно бродит в его могучей, но пока еще пассивной и не разбуженной душе, но он уже ждет того «сеятеля», который посеет семена новой жизни, ибо «сила народная» с неправдой не уживается.
Выразителем этих настроений в поэме выступает Гриша Доброскло- нов. Его нельзя назвать героем поэмы, поскольку он пришел из другой жизни, из мира грядущего, но именно он возвещает о новой жизни «всесильной матушки-Руси» и призывает жить не ради смирения, но во имя счастья и справедливости!

Создал своего рода «Войну и мир» в стихах - легендарную поэму-эпопею «Кому на Руси жить хорошо».

Совершенно заслуженно этот труд поэта называют эпохальным. Сам Некрасов считал его главным своим произведением, венцом творчества. К сожалению, поэма так и не была закончена, однако в опубликованных четырёх частях и прологе уже чётко вырисовалась авторская революционная задумка. Если «Евгения Онегина» называли «энциклопедией русской жизни», то произведение Некрасова можно назвать энциклопедией русской крестьянской жизни.

Долгие годы поэт посвящал лиру «народу своему». Даже Муза Некрасова, «кнутом иссеченная», представлялась ему в образе прекрасной женщины-крестьянки, сильной, несломленной и непокорной. Николай Алексеевич был уверен в том, что отмена крепостного права станет своего рода точкой отсчёта, после которой неисчислимая человеческая сила Руси окрепнет, восстанет из небытия.

Однако после того как император подписал указ об освобождении крестьян, поэт с удивлением и ужасом увидел, что жизнь закабалённых людей не изменилась в лучшую сторону. Это подтолкнуло Некрасова к жестокой и безумной мысли о необходимости революции и даже свержении самодержавия. Но об этом чуть позже.

Итак, поэт разочаровался в результатах отмены крепостного права, к которому он так долго призывал власти и народ. В его голове теперь зреет другая мысль, и он, подобно Гоголю с его «Мёртвыми душами», собирается показать всю Русь - но не с одного боку, а со всех сторон. Именно поэтому мужики, ищущие ответ на вопрос «кому живётся весело, вольготно на Руси», собираются обойти всю империю, расспросив о счастье от попа до царя. Интересно, что путники не ищут счастливых среди крестьян, поскольку сами понимают, что таковых нет. Так, в главе «Счастливые» герои подносят водку каждому, кто докажет, что он счастлив. И оказывается, что благодать крестьян - суметь выжить среди всех невзгод и иметь силы работать. Солдат, например, счастлив тем, выжил в двадцати боях, бывал бит палками и много голодал, но всё равно выдюжил, справился с горестями.

Эй, счастие мужицкое!
Дырявое, с заплатами,
Горбатое с мозолями,
Проваливай домой!

Непривлекательная картина, не правда ли? Горько от осознания такого «счастия». А ещё горше поэту от того, что свободные люди не сумели «выдавить из себя раба». Именно поэтому он в неприглядном свете изображает раболепствующих крестьян, не решающихся постоять за себя: например, «Якова верного» — человека, который отомстил барину… собственной смертью! Такие персонажи не вызывают симпатии у Некрасова.

Особое место в поэме занимает история русской женщины, крестьянки Матрёны Тимофеевны. Сама эта тема проходит красной нитью в творчестве поэта, так что неудивительно, что именно национальной героине посвящена целая часть поэмы.

Некрасов рисует Матрёну Тимофеевну как красивую женщину, статную, работящую, очень сильную, верную и преданную. В первую очередь она мать, которая готова вынести все трудности ради собственных детей.

Крестьянка не сразу соглашается поведать историю своей жизни путникам, но всё же рассказывает, что до замужества она жила счастливо, хоть и проводила дни в трудах и заботах. После свадьбы ей пришлось худо: муж бил её, свекровь «в три погибели гнула», а труды стали почти нестерпимыми. Поэт без прикрас показывает, как тяжела женская доля: Матрёна Тимофеевна теряет первенца, переживает голод, рабский труд, боли и обиды, но не сдаётся. Как истинная мать, она принимает наказание розгами за собственного сына. В конце концов судьба улыбается ей, и сама губернаторша Елена Александровна становится заступницей Матрёны Тимофеевны.

Сама поэма написана белым стихом, ритмично, но без рифмы. Кроме того, Некрасов пользуется традиционно сказочными зачинами («В каком году — рассчитывай, /В какой земле - угадывай, /На столбовой дороженьке/Сошлись семь мужиков»), прибегает к сказочным символам, поэтому, например, в тексте появляется скатерть-самобранка. Своеобразный стиль поэмы призван сделать её близкой по духу к песенной и сказочной традициям Древней Руси, сохранившимся до наших дней. Художественными средствами достигается «народность» произведения.

Плач и слёзы - один из символов поэмы, мотив, встречающийся в каждой главе. Наверное, именно он ярче всего отображает жестокость реальности, в которой живут освобождённые крестьяне. В их среде господствуют предрассудки, голод, нищета, боль, рабский труд. Н.А. Некрасов пытается найти для этих людей выход, помочь им справиться с невзгодами. Именно поэтому в поэме появляются такие персонажи, как Ермил Гирин, честный крестьянин, отказавшийся усмирять бунтующих крестьян, или Савелий - «богатырь святорусский». Именно из его уст звучит удивительно точная фраза, отражающая, пожалуй, авторское отношение к действительности: «Клейменый, да не раб!».

При этом Некрасов совершает ужасную ошибку, оправдывая так называемое «разрешение крови по совести» (по терминологии Ф.М. Достоевского). Так, в поэме оправданы и Савелий, закопавший живьём немца-управляющего, или жестокий атаман Кудеяр, получивший отпущение своих грехов Господом за… убийство пана Глуховского! При этом поэт будто бы забывает, что самому христианскому духу противоречит мысль об убийстве, ведь это - один из семи смертных грехов. Именно поэтому, несмотря на свою кажущуюся близость к народу, Некрасов оказывается чрезмерно далёк от него. Он демонстрирует полнейшее незнание русской культуры, религии, которая являлась основой крестьянской жизни.

Некрасов уподобляется либералу-Белинскому, писавшему: «Я начинаю любить человечество маратовски (Марат - один из лидеров Великой Французской революции - прим. автора). Чтобы сделать счастливою малейшую часть человечества, я огнём и мечом перебил бы оставшуюся. Но смешно и думать, что это может сделаться само собой, временем, без насильственных переворотов, без крови. Люди так глупы, что их насильственно надо вести к счастию». Таким образом, Некрасов в образе своих положительных героев, в том числе и Гриши Добросклонова, становится идеологом философии крови, насилия, не понимая, что добросердечного русского человека, нравственного, духовного, невозможно «привести к счастию» людоедством, страданиями. Получается, что Некрасов, без прикрас нарисовавший жестокую действительность жизни русского крестьянства, толкает народ на неправильный путь избавления, тем самым укореняя господствующую в их мире жестокость.

Была создана в середине 19 века. Все мы знаем, что этот период в истории Российской Империи ознаменовался окончанием эпохи крепостничества. Что ожидало дальше нашу страну в это время? На этот вопрос и постарался ответить в своей знаменитой поэме Николай Васильевич.

Произведение можно воспринимать неоднозначно: на первый взгляд Русь постает перед нами в некотором карикатурном образе на ту действительность, которая была присуща в государственной жизни. Но на самом деле, автор изобразил полноту поэтической насыщенности жизни на Руси.

Описание Живой руси в поэме

Гоголь описывает Русь как многострадальное, бедное государство, которое истощили все ранее пережитые препятствия и собственный алчный народ. Однако гоголевская Русь полна сил и энергии, которые еще теплятся в ее душе, она бессмертная и полна могущества.
С большим писательским мастерство в поэме изображен русский народ.

Мы знакомимся с обездоленными крестьянами, бесправными людьми, великими тружениками, которые вынуждены терпеть гнет таких помещиков, как Манилов, Собакевич и Плюшкин. Приумножая богатство помещиков, они живут в нужде и бедноте. Крестьяне - безграмотные и забитые - однако никак не «мертвые».

Обстоятельства заставили их приклонить свои головы, но не окончательно покориться. Гоголь описывает истинно русских людей - трудолюбивых, смелых, выносливых, которые долгие года, не смотря на утеснения, сохранили свою личность и продолжают лелеять жажду свободы. Русский народ в произведении является отображением своего государства. Он не мириться с рабским положением: некоторые крестьяне решаются на побеги от своих помещиков в Сибирскую глушь и на Поволжье.

В десятой и одиннадцатой главе Гоголь поднимает тему крестьянского бунта - группа заговорщиков убила помещика Дробяжкина. Никто из мужиков на судебном заседании не выдал убийцу - это говорило в первую очередь о том, что народу было свойственно понятие чести и достоинства.

Описание жизни крестьянства приносит нам понимание того, что Русь в поэме Гоголя - по-настоящему живая, полна внутренних сил! Писатель свято верит в то, что наступит момент когда святая и праведная Русь скинет из себя таких алчных гнилых личностей подобных Плюшкину, Собакевичу и другим, и засияет новыми огнями чести, справедливости и свободы.

Отношение Гоголя к России

В период создания поэмы "Мертвые души" , несмотря на отмену крепостного права, надежд на то, что Русь все же воскреснет в своем былом величии оставалось мало. Однако, огромный патриотизм, любовь к своему народу и непоколебимая вера в могущество Руси, позволили Гоголю реалистично описать ее великое будущее. В последних строках, Гоголь сравнивает Русь с трехглавой птицей, летящей навстречу своему счастью, которой уступают дороги все остальные народы и государства.

Образ Руси и крестьян в поэме - это единственные «живые» персонажи, которые находясь в заточении «мертвых душ» все же смогли устоять и продолжить свою борьбу за существование и за свободу. Торжество свободной Руси автор планировал более подробно описать во втором томе своего произведения, которому, к сожалению, так и не судилось увидеть мир.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: