Способы самовыражения личности. Самовыражение

Процесс эволюции через возрастающую сложность организмов и совершенствование организационной структуры привел к повышенному чувству индивидуальности. Следствием этого развития стала потребность выражения этой индивидуальности. В предыдущей главе мы отметили, что если эта потребность оказывается фрустрированной в силу условий социальной жизни, таких как перенаселенность или формирование массового общества, то развиваются самодеструктивные тенденции. При этом потребность ксамовыражению принимает невротические формы. Она превращается в стремление к успеху и жажду власти.

Биологи начинают признавать, что потребность выживания не намного важнее потребности самовыражения. Если спросить: «Выживание ради чего?», то единственным осмысленным ответом могут быть удовольствие и радость жизни, которые неотделимы от самовыражения. Адольф Портман в своем замечательном труде «Новые пути в биологии» пишет: «Метаболизм может служить выживанию индивида, однако мы должны помнить, что индивид здесь не ради своего метаболизма, но скорее метаболизм служит проявлением индивидуального существования»*. Самовыражение есть проявление индивидуального существования.

Акцент на самовыражении добавляет новое измерение к биологии. Поведение животных нельзя оценивать исключительно с точки зрения его ценности для выживания. Сохранение жизни и самовыражение являются тесно связанными друг с другом функциями. Портман ясно показывает это в своей книге. Он замечает: «Есть бесчисленные примеры того, как самосохранение и самовыражение сочетаются в одном и том же органе»**. Он демонстрирует это на примере гортани, ссылаясь на функции пения и речи. Приверженцы Конрада Лоренца склонялись к тому, чтобы считать пение птиц скорее способом заявления территориальных прав, чем выражением внутреннего чувства. Теперь многим приятно будет узнать, что пение сочетает в себе обе эти функции.

Психология присоединяется к биологии, также отмечая важность самовыражения. Внешнее выражение отражает то, что происходит внутри организма. Самовыражение как внешний, видимый аспект индивидуальности соответствует самоосознанию и самовосприятию как внутренним, или психическим аспектам индивидуального существования. По словам Портмана, «яркая внешность [среди животных] всегда является отражением богатства внутреннего мира»*. Но этот внутренний мир нельзя считать исключительно психическим феноменом. Снова цитируя Портмана: «Никто не может четко определить местонахождение внутреннего мира, ибо, признавая всю важность мозга, мы знаем, что внутренняя жизнь, как целое, включает в себя тело»**.

Человеческие существа, стоящие на более высокой ступени развития по сравнению с животными, обладают большей потребностью выражать себя. А поскольку они лучше сознают свою индивидуальность, в их самовыражении присутствует больший сознательный компонент. Мы не обладаем ярким оперением птиц или красивой шерстью некоторых млекопитающих, и мы заменили их цветом и разнообразием продуктов нашего творчества. Одежда, которую мы носим, дома, которые мы строим, наши искусства и ремесла, наши песни и танцы, - все является проявлениями этого базового импульса к самовыражению. Каким бы утилитарным ценностям ни служили эти вещи, нельзя


игнорировать их роль в удовлетворении потребности самовыражения.

Самовыражение на сознательном уровне - это функция эго и тела. Таким образом, оно отличается от форм самовыражения, не зависящих от сознания, которые являются исключительными проявлениями телесного «Я». Цвет волос или глаз - это форма телесного самовыражения, не включающая эго. Все творческие действия, однако, являются обязательно сознательными, поэтому эго играет важнуюроль в формулировании и реализации творческого импульса. Однако возникновение импульса не связано с эго. Корни его происхождения в теле, его мотивация в стремлении к удовольствию, а источник вдохновения - в бессознательном.

Самовыражение, творчество и удовольствие тесно связаны друг с другом. Любая форма самовыражения содержит в себе творческий элемент и ведет к удовольствию и удовлетворению. Женщина, пекущая торт, к примеру, выражает в этом творческом акте свою индивидуальность. Она находит удовольствие в этой деятельности и испытывает чувство удовлетворения при ее завершении. Кроме того, имеет место особое удовлетворение, которое сопутствует достижению. «Я сделала торт» - самовыражение на телесном уровне, которое реализует физическую потребность сделать что-то активное и творческое. «Я сделала торт» - самовыражение на уровне эго, обеспечивающее особое эго-удовлетворение. Попробуем исследовать связь этих двух видов удовлетворения.

Приобретение знания и овладение навыками - важные функцииэго, являющиеся главным источником эго-удовлетворения. «Я» желает знать и хочет быть способным делать. Оно стремится быть активной силой в формировании своей жизни. Вряд ли кто помнит возбуждение, которое он испытал, когда сделал первый шаг, заговорил или прочел первое слово, но большинству знакомо возбуждение, которое сопровождало такие достижения, как первая поездка на велосипеде и вождение автомобиля, выпечка первого пирога, первый спуск на лыжах или первая беседа на иностранном языке. Все эти достижения приносят эго-удовлетворение, которое, однако, не следует отделять от удовольствия, связанного с процессом обучения, или от удовольствия, которое эти навыки обещают доставить в будущем.

Любой проект, который мы предпринимаем и доводим до завершения, приносит двойное удовлетворение: первое на физическом уровне в виде удовольствия от активности, а другое на уровне эго, в виде осознания достижения. Такое двойное вознаграждение соответствует двойственности человеческой натуры. С одной стороны, мы являемся сознательными актерами в драме жизни, и, следовательно, сознаем свои индивидуальные роли. Однако слишком часто такое самосознание ослепляет нас, заслоняя тот факт, что с другой стороны, подобно животным, мы являемся частью природы, обладаем телом и в отношении телесного удовольствия зависим от гармоничных взаимоотношений с природой.

Подобное ослепление приводит к тому, что мы становимся эго-сознательными, то есть эгоистами. Эгоист ошибочно принимает эго за «Я» и убежден: все, что поддерживает его эго, способствует интересам «Я». Это справедливо лишь в определенных пределах, которые я определю позже. Уделяя первостепенное внимание эго, человек полностью изменяет нормальные взаимоотношения между эго и телесным «Я», что может привести к деструктивному поведению. Телесное «Я» является фундаментом, на который опирается эго. Укрепление основания улучшает структуру личности в целом. Ремонт крыши будет неэффективен, если фундамент не в порядке. Когда жертвуют удовольствием ради влечений эго, таких как успех, то результат может быть катастрофическим.

Возьмем, например, человека, который живет не по средствам, чтобы произвести впечатление на своих соседей. Обладание огромным домом или дорогой машиной будет способствовать раздуванию эго, а также причинит немало боли и страдания, поскольку придется платить за их содержание. Только путем диссоциации, отрыва от реальности он сможет проигнорировать боль. Подавив боль, он также отсечет все возможности для получения удовольствия. Принесение в жертву удовольствия ставит под сомнение ценность эго-удовлетворения, которое он получает от обладания собственностью.

Даже если человек может, приложив усилия, заработать деньги, необходимые для того, чтобы обзавестись шикарной обстановкой, эго-удовлетворение, которое он в результате получит, вряд ли будет стоить затраченного времени и сил. Одно дело работать ради того, что принесет настоящее удовольствие, другое дело - ради того, что служит просто укреплению имиджа человека. Поскольку мы, люди, являемся самосознающими существами, обладающими эго, нам небезразличен наш имидж. Имидж важен, поскольку он олицетворяет человека, но это не сам человек. Эгоист - это индивид, идентифицирующий себя с имиджем, а не со своим телесным «Я».

Не существует такого имиджа, который способен бы был предоставить телесное удовлетворение, придающее смысл жизни. Эго, не получающее питания от корней в форме телесного удовольствия, развивает ненасытный голод. Находящийся под властью ненасытного эго индивид живет в напряжении, вынужденный постоянно расширять свой имидж. Его эго-влечения становятся все сильнее и непреклоннее, попирая условности и приличия ради достижения своих целей. Человек, который пошел по этому пути, не может остановиться. Если он получил один миллион, то он должен приложить все усилия, чтобы заработать второй миллион, потом третий и так далее. Эти деньги вряд ли смогут повысить его уверенность и защищенность или способствовать его удовольствию, к тому же стремление зарабатывать деньги, по-видимому, получает новый импульс с каждым прибавлением капитала. Его эго подобно воздушному шару, который должен подниматься все выше и выше, расширяясь до тех пор, пока не взорвется.

Притягательность денег с точки зрения эго объясняется тем, что они символизируют власть. Увеличение состояния или власти несет с собой эго-удовлетворение. Это дает эго возможность воображать себя властелином мира. Может показаться, что от овладения знаниями и совершенствования навыков до покорения природы один шаг, но то же расстояние отделяет интегрированного человека от отчужденного эгоиста, одержимого властью. Потребность человека во власти отражает его незащищенность и служит признаком неадекватности его эго. Хотя власть и богатство могут привнести удовольствие в жизнь, это происходит лишь при том условии, что они не становятся первостепенными целями жизни.

Эго-влечения не ограничиваются сферой денег. Область зрелищных видов спорта пронизана интересами эго, и анализируя этот феномен, мы можем достичь более глубокого понимания сущности этих интересов. Присутствующий на спортивном состязании зритель, болеющий за одну из команд, получает значительное удовлетворение от ее победы. Если он относится к разряду фанатичных болельщиков, то ему даже необязательно лично присутствовать на трибуне или смотреть матч по телевизору. Сама мысль о победе или поражении его команды несет в себе сильный эмоциональный заряд. Для такого болельщика удовольствие от просмотра самого действия часто имеет второстепенную ценность. Если команда проигрывает, то это вызывает у него подавленное настроение, которое сводит на нет все удовольствие от наблюдения за игрой. Такие сильные реакции вполне понятны, если представить, сколько поставлено на кон. Для многих людей такой ставкой становится эго, которое они вкладывают в любимого игрока или команду, поэтому впоследствии они чувствуют себя либо отстоящими, утвердившими свою позицию, либо разочарованными и униженными.

Болельщик идентифицирует себя с объектом своего восхищения на уровне эго. Посредством этой идентификации достижения его героя становятся в каком-то смысле его собственными. Таким образом, он получает личное удовлетворение от достижений героя, хотя сам не принимал в его деятельности никакого участия. Для такого болельщика идентификация с героем служит функцией самовыражения посредством замещения себя другим человеком. Для спортсмена же выступление является подлинной формой самовыражения; он вовлечен в состязание всем своим существом. Поскольку со стороны болельщика включено лишь эго, его обязательства ограничены, а роль сводится к наблюдению, однако эмоционально он реагирует так, будто полностью включен в игру. Он фактически выражает себя через идентификации своего эго.

Любая эго-идентификация является формой самовыражения. Человек, который купил большой дом, говорит всему миру: «Посмотрите. Я владею этим домом. Я идентифицирую себя с ним». Однако лишь эго идентифицировано с домом, если только этот человек не принимал личного участия в планировке или строительстве. Точно так же человек, накопивший крупную сумму денег, чувствует свою идентификацию с деньгами. Говоря: «Я стою два миллиона долларов», он тем самым говорит: «Я - это два миллиона долларов». И фанат, который на уровне эго идентифицирует себя с «New York Giants», реагирует так же: «Я - это «New York Giants»». При этом он говорит: «Мы выиграли».

Самовыражение посредством идентификации эго может показаться слабой заменой подлинного, а именно - самовыражения посредством творческой деятельности. Однако власть эго над поведением такова, что идентифицирующий себя человек переживает происходящее как реальность. В любой идентификации должен присутствовать некоторый аспект реальности. Если человек является членом клуба, то он имеет все основания испытывать гордость за успехи клуба. Многие люди идентифицируют себя со школами, где учились, и чувствуют на себе отблеск достижений или тень неудач выпускников. Хотя такая идентификация в некоторых случаях может быть чрезмерной (как например - со старым школьным галстуком), она имеет логичное основание, поскольку в бытность свою членом студенческого коллектива человек принимал активное участие в школьной жизни. Патриотизм является еще одним примером эго-идентификации, имеющей под собой реальную основу, поскольку она происходит из принадлежности человека к данному сообществу людей.

Через свои эго-идентификации индивид ощущает себя частью общества, участвующей в его развитии и разделяющей его победы и поражения. Без таких эго-идентификаций человек чувствовал бы себя отрезанным от течения жизни и социальной ситуации, изолированным от интересов сообщества. Он был бы вынужден находить удовольствие и смысл в пределах собственного «Я», что не под силу сделать никому, поскольку удовольствие зависит от гармоничных взаимоотношений с окружающей средой. Своими идентификациями эго расширяет границы «Я», увеличивая таким образом возможности для достижения удовольствия и удовлетворения.

Проблемы возникают тогда, когда подобное расширение становится чрезмерным, то есть когда его эго-идентификации компенсируют недостаток самоидентификации. Эго здоровой личности заземлено в ощущениях тела и идентифицируется с телесным «Я». В этом случае основной формой самовыражения является творческая жизнь, а эго-идентификации вторичны. Когда идентификация с телом слаба и незначительна, то идентичность человека неопределенна, а его творческое самовыражение снижено. Такой индивид, будучи отчужденным от своего телесного «Я», вынужден искать идентичность и средства самовыражения в эго-идентификациях. Они становятся его главным способом самовыражения и в этом случае оказываются слабым замещением подлинного.

Чрезмерный вклад в эго-идентификации отводит энергию в сторону от «Я», которое истощается все больше, пропорционально тому, насколько раздувается эго. Эго-удовлетворения, получаемые человеком в виде дивидендов от таких вложений, никак не способствуют наслаждению жизнью. Подобно иллюзиям, еще одной функции диссоциированного эго, они могут поддерживать дух, но ничем не помогают телу. Мне не раз доводилось слышать жалобы успешных людей на то, что они не получают «настоящего удовлетворения» от своего успеха.

Существует и другой аспект роли эго в самовыражении: потребность в признании. Любой сознательный акт самовыражения считается незаконченным, пока не вызовет реакцию со стороны других членов сообщества. При благоприятной реакции человек получает дополнительную порцию удовлетворения от своего достижения. Отрицательная реакция ослабляет удовлетворение. Творческий акт, оказавшийся незамеченным, обычно оставляет человека с чувством фрустрации. Писатель разочарован, если никто не читает его книг, у художника опускаются руки, если никто не пишет рецензии о его работах, повар подавлен, если о его кулинарных шедеврах ничего не говорят. По-видимому, всем нам требуется некоторое признание нашей индивидуальности. Без такого признания трудно сохранять личную идентичность или поддерживать чувство «Я».

Обладая эго, человек не только сознает себя индивидом, но и чувствует свою обособленность и одиночество. Стремление к индивидуальности велико, но желание быть признанным частью группы не меньше. Первое желание находит удовлетворение в акте самовыражения, второе - в признании другими этого акта. Поскольку оба желания проходят через эго, их осуществление ведет к эго-удовлетворению. Этот процесс имеет и количественный аспект. Более сильное эго связано с более высокой степенью индивидуальности, большей потребностью самовыражения и с повышенным стремлением к признанию. Слабое эго имеет меньшее стремление к самовыражению и довольствуется меньшим признанием.

Стремление к признанию лежит в основе феномена статуса. Степень признания обусловливает статус человека, а побуждение к статусу происходит из потребности эго в признании. Статус является феноменом, который мы, люди, разделяем со многими животными. Очередность подхода к кормушке среди домашних птиц, порядок кормления в стае хищников, приоритет в спаривании - все определяется статусом. Внутри вида статус обеспечивает выживание сильнейших. Что касается человека, статус способствует ощущению идентичности и является поддержкой эго. Пока эго идентифицируется с телом, как это бывает у животных, статус отражает дарованные природой физические способности индивида. Среди человеческих существ, однако, положение или статус индивида в обществе определяются множеством факторов, не связанных с телом. Наследственное положение, финансовое состояние, семейные связи играют важную роль в определении статуса.

Если статус не является истинным показателем личных качеств индивида, он действует как подрывная сила, диссоциирующая эго от тела. Статус влияет на имидж индивидуального эго. Чем выше статус, тем величественнее имидж, ибо мы видим себя только глазами других. Однако мы можем чувствовать себя изнутри, если находимся в соприкосновении с телом. Не возникает никаких сложностей, если имидж соответствует реальности тела, то есть когда наше видение себя совпадает с тем, что мы чувствуем. Недостаток такого соответствия нарушает наше чувство идентичности. Мы приходим в смятение, не понимая, кто мы есть. Перед нашим сознанием встает искушение идентифицировать себя с имиджем и отвергнуть реальность тела. Диссоциация эго от тела ведет к нереальной, воображаемой жизни. Человек становится одержим собственным имиджем, озабочен своим положением и оказывается обречен на борьбу за власть во имя усиления статуса. Удовольствие и творчество ослабевают, отступают на задний план или исчезают из жизни.

Как было отмечено выше, теоретики маркетинга и психологии определили ряд направлений, в которых концепция самореализации проявляется в повседневной жизни человека: стремление к совершенству; самоконтроль; фантазии и подарки самому себе. Между тем такой подход далеко не однозначен.

По Дж. Энджелу, обладание вещами играет также важную роль связующего звена между человеком и его прошлым. Различные предметы зачастую приобретаются для того, чтобы сохранить воспоминания и служить своего рода символами разных вех в жизни человека. Поэтому утверждение, будто такие предметы приобретают священный смысл, вовсе не является преувеличением. Сохранение прошлого может даже стать мощным рекламным призывом.

Как было подмечено исследователями, суть в том, что окружающие нас предметы могут приобретать черты, далеко выходящие за рамки их обычного назначения. В результате с некоторыми товарами могут связываться, и порой самым невероятным образом, глубокие и очень сложные ассоциации. Классическим литературным примером являются джинсы "Levis", воплотившие в себе множество ассоциативных граней.

Уверенность: "Мне не нужно беспокоиться о том, что я надеваю".

Волшебство: "В них я могу все".

Воплощение самого себя: "Джинсы - это я".

Мнемоническая ценность: "Джинсы -- это мой спутник, с которым связано так много воспоминаний".

Долговечность: "Я доверяю своим джинсам, они -- сама вечность".

Ритуальность: "Я всегда буду помнить, как разнашивал (а) эти джинсы, и дорожу тем, что ношу джинсы любимой фирмы моей мамы".

На практике те или иные жизненные ситуации характеризуются собственными социальными ожиданиями, и поэтому потребитель приводит в соответствие свое поведение, которое может трансформироваться или резко меняться. Такое явление называется самоконтролем. Самоконтроль может проявляться в трех формах:

озабоченность социальной уместностью поведения;

внимание к социальным различиям как способ определения подходящего самовыражения;

способность по-разному "подавать" себя и выражать свои чувства в зависимости от ситуации.

Люди с низким уровнем самоконтроля более склонны исходить в своем поведении из личных представлений, чувств и интересов, и, следовательно, они более последовательны. Представители этой категории людей живо реагируют на рекламные призывы, потому как они предпочитают "вести толпу за собой", нежели следовать ей. Однако те, у кого самоконтроль очень развит, более отзывчивы на объявления, представляющие их идеальный образ, т. е. имидж, которому они хотели бы соответствовать в определенной социальной ситуации.

Другая форма контроля -- это сравнение своего настоящего и идеального "Я". Результатом этого сравнения чаще всего становятся фантазии и мечты. Конечно, если брать крайние случаи, такое поведение может иметь пагубные последствия, однако несомненно и то, что фантазия способна стать мощным стимулом к совершению покупки.

Значительное число людей считают, что подарок самому себе -- это вполне обычное явление. Такое событие является заранее обдуманным и, как правило, выражается в виде приобретения продукта или услуги, в которых человек в высшей степени заинтересован.

Потребность - основное понятие, которому маркетологам следует уделить внимание при разработке стратегий влияния на поведение потребителей. Если определить и измерить потребность, то маркетинговые усилия можно скоординировать так, чтобы они наилучшим образом отвечали целям потребителей. Но при этом необходимо осуществить оценку потребностей.

Гуманизация современного образования актуализирует его ориентацию на процессы саморазвития, самоактуализации, самостроительства, самовыражения личности, необходимые для становления успешной личности, способной активно и конструктивно выражать себя в деятельности и общении, проектировании своей жизненной траектории, начиная с дошкольного детства. С этой точки зрения проблема самовыражения, как фактор становления личности (А. Ф. Лобова (Яфальян), А. С. Косогова, С. С. Брикунова, В. И. Салютнова), является значимой для педагогической науки. Анализируя сущность понятия «самовыражение», М. В. Деньгина указывает, что данный термин используется в научной литературе для обозначения особенного и единичного в человеке, а также для указания на целостность качеств личности, делающих её уникальной. Он обозначает определённый уровень развития.

А. Ф. Лобова (Яфальян) относит самовыражение к одним из фундаментальных понятий педагогики, поскольку оно представляет собой процесс самодвижения от реального к потенциальному, в котором у ребёнка появляется возможность пройти оптимальный путь общечеловеческого и эстетического становления 1 . Она считает, что самовыражение служит средством согласования внутреннего мира ребёнка с внешними проявлениями его мыслей и чувств, с его словами и поведением и обосновывает положение, что самовыражение способствует раскрытию творческих способностей 2 . А. С. Косогова отмечает, что самовыражение диалогично по своей природе, многопланово и имманентно жизнедеятельности любого человека безотносительно к сферам его жизнеосуществления. Оно акцентировано не столько на утверждении своего "Я", сколько на презентации "Я" с целью познания другого и самопознания, оценки и самооценки направлений и качества самоосуществления. Самовыражение человека – это отражение его желания быть понятым и принятым другими, это поиск того, что необходимо, чтобы быть понятым другими, это развитие своего "Я" и "Я" другого через вовлечение в сотворчество. Поэтому творческое самовыражение – проявление свободной воли, продуктивной для обеих взаимодействующих сторон 3 .

Под самовыражением Е. А. Омельченко понимает стремление человека передать другим людям то, что значимо и ценно для него самого 4 И. П. Шкуратова определяет его как широкий круг вербальных и невербальных поведенческих актов, которые человек использует для передачи информации о себе другим лицам и создания определённого образа себя 5 Н. Г Чанилова и В. Ф. Шкель считают, что самовыражение есть способность человека к более полному проявлению своих наличных и потенциальных возможностей и представлений о себе, познаваемых и осваиваемых в процессах выделения себя из социума и идентификации с ним, направленное на качественное изменение своей личности, других людей, окружающего мира 6 . М. В. Деньгина доказывает, что самовыражение не только способ жизнедеятельности ребёнка, определяющий его самостоятельность, но и творчество самой жизнедеятельности 7 .

Анализ научных исследований, раскрывающих сущностные характеристики самовыражения личности в различных видах деятельности, позволяет судить о многообразии сфер самовыражения человека и их применении.

Например, выделяют индивидуальное, личностное (Н. Г. Чанилова, В. Ф. Шкель), творческое (С. С. Брикунова), эмоциональное самовыражение (Е. А. Шиндяева), самовыражение в общении (И. П. Шкуратова), в изобразительной деятельности (В. И. Салютнова), в процессе музыкального обучения (М. В. Деньгина), научно-исследовательской деятельности (Е. А. Омельченко), историко-ролевом движении (М. С. Горбулёва). В их работах представлены различные аспектные решения проблемы, способствующие феномену самовыражения. Так, Г. А. Гарипова и О. С. Булатова считают, что артистизм является общекультурной категорией и относится к различным областям человеческой деятельности: образу жизни, поведению, различным видам искусства, научной деятельности, поэтому определяет его не только как способность к перевоплощению, а как целостную систему личностных качеств, способствующих свободному самовыражению личности. Терапию творческим самовыражением в психиатрической практике исследует М. Е. Бурно.

Исходя из анализа вышеперечисленных исследований, Б. Г. Ананьев рассматривает творчество в широком философско-психологическом понимании как важнейший вид человеческой духовно-практической деятельности по созданию новых материальных и духовных ценностей. Содержанием этой деятельности является целенаправленное изменение объективного мира, проявление индивидуальности человека, открытие новых смыслов осваиваемых культурных ценностей (А. А. Майер). Можно говорить о творчестве как неотъемлемом атрибуте процесса самовыражения.

В культурно-исторической парадигме специфика возрастных периодов детства и этапов социального становления человека раскрывается через понятия социальной ситуации развития (Л. С. Выготский). Как ведущий вид деятельности рассматривают творчество А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, общения – М. И. Лисина, психологических новообразований возраста – Л.С. Выготский, Е. Е. Кравцова и др. Как литический и критический периоды центральной психической функции рассматривают Л. С. Выготский, Е. Е. Кравцова. Нам представляется необходимым рассмотреть становление личности ребёнка в аспекте её самовыражения через понятие творческой активности как имманентного фактора развития ребёнка как субъекта деятельности и человека культуры. А. А. Майер считает, что достижения социализации связаны преимущественно с культурогенезом детства – результатами освоения мира культуры и становления мира ребёнка в единстве интериоризации и экстериоризации, опредмечивания и распредмечивания его жизненных сил. С этой точки зрения представляется необходимым рассмотреть творческое самовыражение в процессе вхождения ребёнка в мир культуры (культурогенез). А. А. Майер, выделяет следующие его стадии: адаптация, освоение, усвоение, присвоение и культуротворчество со специфическими акмеологическими характеристиками. Каждая стадия социализации ребёнка отличается его новым статусом как во внутреннем плане развития (субъект, личность, индивидуальность), так и во внешнем (адаптивность, интегрированность, индивидуализированность). Они отражают ступени становления ребёнка, противоречия между актуальным уровнем его развития и его потенциальными возможностями в процессуально-динамических характеристиках. Это позволяет показать многообразие проявлений субъектности ребёнка как форм его жизненного самоосуществления, что сближает позицию А. А. Майера и научной школы В. Е. Клочко в понимании жизненного самоосуществления, становления человека как «постоянного движения в сторону усложнения» и «открытия новых мерностей» 8 . Рассмотрение культурогенеза детства с точки зрения трансформационной онтологии бытия личности (М. Ш. Магомед-Эминов) как трансформации, преобразования возможности в действительность, позволяет понять, как конструируется конкретная история жизни, бытие личности в «событии» с другими, в процессе смыслопорождения и смыслопостижения ценностей культуры и самовыражения в ней. Таким образом, культурогенез детства понимается нами, как начало становления личности в жизненном самоосуществлении, восхождения её к своему «акме».

Единство внутреннего и внешнего содержания определяет стратегию развития ребёнка: сначала жизнетворчество, потом социотворчество, и культуротворчество, выражающее высший уровень развития субъектности ребёнка, связанное с созданием объективно или субъективно нового содержания культуры. Последующая стадия становления ребёнка определяет безграничные возможности самореализации ребенка в детстве – это собственно накопленное и реализуемое «акме» человека, актуализирующееся в дальнейшей жизни 9 .

Стадии детского культурогенеза отличаются особой социальной ситуацией в развитии ребёнка, когда он, становясь взрослым, овладевает культурой, и когда происходит взаимодействие со значимым для него старшим (взрослым миром) и детским сообществом (детским миром). Стадиям культурогенеза, выделенным А. А. Майером, соответствуют три стадии самовыражения, предложенные в докторском исследовании А. Ф. Лобовой (Яфальян):

1) реальный и внутренний мир не расчленён (способ самовыражения спонтанно-интуитивный – ребёнок следует законам природы, но не освоил социальные законы) – соответствует этапу адаптивного детства (жизнетворчество);

2) реальный мир богаче, чем внутренний (способ самовыражения, доверительно-регламентированный – ребёнок подчиняется социальным законам, которые управляют им) – соответствует этапу интегрированного детства (социотворчество);

3) внутренний мир богаче, чем реальный (способ самовыражения произвольно-творческий – ребёнок самопроизвольно выражает разнообразный опыт в деятельности) – соответствует этапу индивидуализированного детства (культуротворчество). Отсюда А. Ф. Лобова (Яфальян) рассматривает самовыражение в виде возрастной разновидности самостоятельности, присущей дошкольному возрасту, развивающееся в младшем школьном возрасте при создании эстетико-педагогических условий, представляющем собой самопроизвольный акт, источник пробуждения эстетической активности, которая рождается под воздействием внутренних сил ребёнка, направленных на внешнее проявление. Взрослый в этом случае, выполняя фасилитирующую роль (А. Ф. Лобова (Яфальян), А. А. Майер), призван расширять культурное поле ребёнка, тем самым способствуя его саморазвитию (Кудрявцев).

Таким образом, обобщая вышесказанное, можно выделить ряд характеристик, определяющих роль творческого самовыражения ребенка в становлении личности. К наиболее существенным, по нашему мнению, относятся следующие:

– имманентность самовыражения в различных сферах жизнеосуществления человека;

– отождествление его с процессом самодвижения от реального к потенциальному в диалогическом общении с миром и другим;

– оптимальный путь общечеловеческого и эстетического становления;

– связь с процессами социализации-индивидуализации;

– персонализация в процессе самовыражения;

– создание определённого образа себя (имиджа);

– направленность на позитивное изменение (себя, других, окружающего мира);

– раскрытие творческих способностей личности, позволяющей ей быть успешной;

– педагогическая помощь и содействие творческому самовыражению дошкольника, исходя из возможностей и потребностей ребёнка и сущностных особенностей ситуации развития на каждом этапе становления личности.

В нашей статье мы поговорим про самовыражение. Это очень интересная тема, затрагивающая целый ряд вопросов. В самом деле, почему людям так важно иметь возможность самовыразиться? Для чего это делается, для кого, в каких формах, отчего многие индивидуумы стесняются продемонстрировать миру свою индивидуальность и от этого испытывают вполне ощутимые страдания? В конце концов, что именно мы должны понимать под термином "самовыражение"? Давайте попробуем разобраться с возникающими вопросами.

Самовыражение - это что?

Хотелось бы дать определение одной фразой, но, видимо, так не получится, потому что даже лаконичные и обычно немногословные словари, сталкиваясь с данным понятием, становятся многоречивыми.

Можно сказать, что самовыражение человека - это его попытки выразить свой внутренний мир в каких-то внешних проявлениях. Когда через действия, слова, поступки и т. д. происходит внешняя актуализация невидимого внутреннего содержания (собственных индивидуальных убеждений, чувств, установок и т. д.). Причем зачастую это может носить характер вызова или протеста (чаще всего так бывает у подростков). Самовыражение личности являет собой акт свободы, ее важным качеством является не рациональная осознанность, а спонтанность.

Почему возникает потребность в самовыражении?

Мы живем в очень непростом мире. Жизнь накладывает на человека массу ограничений: моральных, религиозных, общественных и т. д. Если бы этого не было, человечество, скорее всего, давно бы уже перестало существовать. Но люди не могут превратиться в инертную серую массу, озабоченную лишь проблемами собственного выживания. К счастью, мы наделены индивидуальностью, которая делает каждого неповторимым, единственным в своем роде. Стоит ли удивляться, что многие хотят продемонстрировать окружающим свою нестандартность.

Существует точка зрения, что самовыражение - это один из самых доступных и мощных способов почувствовать себя счастливым и свободным, заявить миру о своем существовании, как-то выделиться из огромной толпы себе подобных, раскрыть заложенный в себе творческий потенциал. Самовыражение способно давать разрядку от усталости и негативных эмоций, поднимать самооценку, укреплять веру в собственные силы, закалять характер и развивать независимость от чужого мнения.

Различные способы и формы самовыражения

Наверное, невозможно было бы перечислить все способы и приемы, при помощи которых люди могут проявлять собственную оригинальность. Мы попытаемся выделить наиболее распространенные, типичные формы самовыражения, существующие в наше время:

1. Самовыражение в творчестве. Существует множество видов творчества, где можно проявить свое внутреннее "я":

  • изобразительное искусство (живопись, лепка, рисование, мозаика и т. д.);
  • музыкальная форма самовыражения (вокал, балет, современные танцы, сочинение музыки или же ее исполнение);
  • литературная деятельность (проза и стихи, ведение личных дневников и блогов в интернете);
  • прочие направления (пантомима, театр и т. д.)

2. Самовыражение в какой-либо деятельности:

  • в спортивных достижениях;
  • учебе;
  • профессиональной деятельности;
  • осуществлении каких-либо собственных проектов (бизнес-идей).

3. Внешнее средство самовыражения (форма, наиболее присущая людям молодым и подросткам):

  • эксцентричная одежда;
  • татуировки;
  • окрашивание волос в необычные цвета, креативные прически;
  • пирсинг;
  • шрамирование;
  • необычный, вызывающий макияж;
  • изменение внешнего облика при помощи пластической хирургии.

Самовыражение в подростковом возрасте

Вступая в подростковый возраст, многие дети становятся неуправляемыми бунтарями. Родители просто перестают узнавать своих чад. Часто подростки начинают носить совершенно нелепые наряды, накладывают на себя немыслимое количество косметики, ведут себя слишком дерзко и агрессивно.

Еще одна характерная форма самовыражения у подростков - принадлежность к какой-либо субкультуре (панки, готы, эмо, ролевики, толкинисты и т. д.). Молодые люди, вступив в тематическое сообщество, всей душой и телом предаются философии данного движения и примеряют на себя всю его внешнюю атрибутику. Окружающим эти способы самовыражения кажутся смешными, нелепыми, несуразными, но сами подростки чувствуют себя вполне комфортно в своих ролях.

Как правило, эти увлечения сами собой проходят через пару-тройку лет, по мере взросления молодого человека, но иногда стремление к оригинальности может принимать нежелательный оборот.

Опасное самовыражение

В самом начале статьи мы писали, что самовыражение - это то, что должно приносить радость, эмоциональную наполненность. К сожалению, так происходит не всегда. Человек может выбрать для себя такую форму самовыражения, которая является опасной как для его жизни, так и для жизни окружающих.

Например, это может быть демонстративное увлечение экстримом. Молодые люди, не осознавая ценности жизни, могут выполнять опасные трюки, при этом снимая друг друга на камеру мобильного телефона и выкладывая фото и видео в интернет, желая завоевать популярность в виртуальном сообществе.

Наркотики и алкоголь - для некоторых это тоже форма самовыражения. Возможно, такой выбор, направленный на саморазрушение, может свидетельствовать об излишней ранимости или слабости человека, неумении или нежелании заняться какой-либо созидательной деятельностью.

Проблемы с самовыражением

На свете полно людей, которые старательно избегают самовыражения. Их индивидуальность стерта и расплывчата. С начальником такой человек вежлив и компетентен, с коллегами по работе - мил и приветлив, в компании - незаметен и тих. Одевается аккуратно и неброско, разговаривает корректно. В принципе, не человек, а ангел… Но неужели он и внутри таков? Скорее всего, нет. Внутренний мир такого человека может быть мятущимся и наполненным различными чувствами и желаниями.

Но он старательно их скрывает от окружающих. В душе он может ощущать себя великим философом или музыкантом, но показать это мешают различные страхи: услышать негативную оценку, не оправдать ожидания, страх остаться непонятым. Это говорит об отсутствии внутренней свободы, об эмоциональной зажатости и наличии комплексов. Скорее всего, такое состояние берет свое начало в детском возрасте, когда родители слишком критиковали малыша, не замечали его маленьких побед, не хвалили за достижения. Человек вырос и стал "застегнут на все пуговицы". В результате его жизнь лишается многих красок и эмоций, которые дает людям возможность самовыражения.

Заключительное слово

Наше самовыражение должно идти на благо и нам, и тем, кто с нами рядом, только так мы сможем быть по-настоящему счастливыми и приносить радость окружающему миру. индивидуальности всегда свидетельствуют о том, чем наполнена наша душа. Да будет ваш внутренний мир прекрасным!

Гениальность проявляется вдруг не при потугах изобретений "сюжетов", целенаправленном «делании искусства», а в смелом следовании своему внутреннему голосу – самовыражении.
Самовыражение, на мой взгляд, - основной авторский "прием" Лермонтова, Есенина, и в лучших вещах у Пушкина. Именно в моменты полного внутреннего раскрепощения и сосредоточения, одновременно, и появлялись их гениальные произведения.

«Искусство» вообще понятие ложное. Интересно и важно самовыражение личности, а не «искусство». Не даром «искусство» и «искусственное» слова однокоренные. Всякие искусственные произведения только заморачивают людям головы. Нужно писать без какой-либо заданности – идеологической, религиозной, партийной, профессиональной…

«Искусство» всегда «служит» кому-то. Самовыражение, по природе своей, не продается и не покупается.

Искусство и народ – понятия несовместные. Искусство – искусственное, народ – натурален.
Лично я – вместе с народом, а не вместе с «искусством».
Только самовыражение на почве народности живет и остается в веках. Все искусственное отпадает и забывается за ненужностью.

Человек – шедевр материи ею созданный для дальнейшего саморазвития. Занимаясь «искусством», человек уходит от своего основного предназначения – органичного творения мира.
Творчество – самовыражение, созидание себя и окружающего.
Искусство – копирование, подражание, все искусственное.

«Разница между искусством и человеком»?
Это – из разных понятийных рядов. Все равно, что сравнивать творца с кисточкой.

«Искусство и самовыражение»

Очень верно заметили, у слов есть несколько смыслов. Под «самовыражением» (не «выражением» от «выражаться») я понимаю именно «воплощение», себя воплощение, проявление и запечатление. Именно эти смыслы, процессы считаю для себя главными.
«Искусство» - более расплывчатое понятие. Под «творческой художественной деятельностью» можно понимать очень много чего - начиная от ремесленничества на фабриках детских игрушек до профессионального графоманства и, в общем, чего угодно. Значение «отрасль» из словаря в контексте миниатюры вообще не причем. «Система приемов, мастерство»? Это не цель, а средство - опять-таки для самовыражения. «Сноровка и ловкость» - все для того же…
Спасибо за попытку подойти к вопросу академически. Но не могу с Вами здесь согласиться по существу.
Мне кажется, высказанная мной мысль довольно принципиальна. Не слишком ли много в нашей жизни «искусства» в смысле - «искусственного»? И чересчур мало настоящего самовыражения, личностей неповторимых?
В словаре, по сути, дается понятие «массового искусства» и ничего не говорится об искусстве быть человеком и в качестве жизненной цели своей добиваться именно самовыражения, а не какой-то расплывчатой «творческой художественной деятельности».
Может, я не достаточно ясно выразился… Думаю над этим вопросом. Еще раз спасибо за проделанную работу.

Рецензии

Здравствуйте, Виталий!

Меня лично глубоко "тронуло" Ваше философское эссе. Именно, так я воспринял Ваш Текст, как философские размышления о творчестве. Наверное, потому меня так "задело за живое" в Ваших размышлениях, что сам лично много размышлял над теми же религиозно-философскими размышлениями. Как, например, "что есть творческий дар в человеке?", "что есть творческий акт человека?" или "что есть творчество само по себе, как не только процесс во времени, но и как некое действие внутри "экзистенциального времени"?"...

На все или почти все вопросы, которыми задается человек для самого себя и самому себе, есть ответы у профессионалов-ученых (как, например, по вопросам воображения и свободы, в проблеме сублимации и профанации, и т.д.

Но как Вы верно заметили в своих размышлениях (здесь я перефразирую Ваши мысли), что человек из народа, выучившись "искусству" мыслить и научившись изящному стилю у профессоров-ученых, все же не найдет у них того ответа на свой сокровенный вопрос о самом себе, как "почему и для чего я творю?". Потому что ученые говорят о многом и объясняют многое в жизни, в том числе и в жизни "искусства", но и они не затрагивают самое главное в человеке-творце, а именно, вИдеть его, как живую личность. Поэтому человек, чувствующий нечто в себе, обращается к тем, кого называют "одинокими мыслителями", например, к таким как Лев Толстой, В.В. Розанов, Лев Шестов и Николай Бердяев, которые пишут о какой-либо проблематике не потому, что "так нужно" и "так требуется: обществом, положением, обстоятельствами", а потому, что сам горит вопрошанием про последние вопросы существования самого себя, как "откуда я и куда иду?"...

Над вопросом, что Вы здесь, Виталий, размышляете, размышляли многие мыслители и по-своему "разрешали" эти "последние вопросы" "творческого существования"... Интересные мысли в эссе Л.Толстого "Что такое искусство?" или в книге Николая Бердяева "О назначении человека. Опыт парадоксальной этики", которые в своей проблематике во многом пересекаются с теми вопросами, что Вы здесь рассматриваете... И еще до Л.Толстого и Н.Бердяева вопрос о творчестве ставил А.С. Пушкин в маленьких трагедиях, как "Моцарт и Сальери"... И ведь Пушкин в стихах и поэтически изобразил, обрисовал и в своем изображении поставил вопрос о подлинном творчестве (или вопрос о гениальности) и об ремесленничестве "искусства" (вопрос о Сальери)...

Ваше утвердительное размышление о существе и критерии подлинного творчества во многом отвечает на вопросы и такую проблематику, как, например, "что считать за подлинную поэзию" и "кто Есть подлинный поэт?"... И вопросы эти не просто риторические, а глубоко историософские... Например, в интеллигентских кругах до сих пор любят профанировать то, что вышло не из их "кружка", и восхвалять лишь свое, "традиционное", "стилистическое". И говорю сейчас, конкретно, про В.Высоцкого или И.Талькова, В. Цоя или Б.Гребенщикова и мн. др., которые по заверениям некоторой "интеллигенции" (которые признают только таких как Бродский и других, вышедших из их "кружка") вовсе и якобы совсем не являются поэтами. И вот вопрос: а какова мера и кто определяет уровни и степени этой меры, чтобы решать, что вот этот человек есть поэт, а тот вот так себе посредственность"...
Сколько я знаю из истории литературы, то поэты и писатели всегда друг друга "поносили" и умаляли значение другого. Поэтому некоторые "интеллигентские круги" так схожи с каким-нибудь таинственным орденом, который решает, что вот этот будет называться "поэтом", а вот тот нет, ибо, по их словам, "стилистика не та, да и просто посредственность"...
А ведь сколько же творческих талантов эти "судьи" от "интеллигенции" загубили и задушили в зачатках, не дав человеку созреть и развернуться творчески???
И в вопросе "подлинного творчества" я с Вами, Виталий, согласен, как в утверждении критерия - непосредственности самовыражения. Именно, в этом и суть творчества таких творцов, как Моцарт, Пушкин, Высоцкий и Цой, в отличии, например, от таких "типов" людей, как Сальери, которые лишь заботятся о совершенстве стиля, формы искусства, и в этом отношении для "людей искусства" само "искусство" есть некая забава, игра в слова, софистика, или "искусство только для и ради искусства", то есть, другими словами, самый смысл "искусства" для них лишь в совершенстве продукта "искусства", как лишь создание совершенного "продукта культуры", как "объекта искусства", оторванного от живой жизни самого человека-творца... Вот в чем вопрос, над которым размышляли Гоголь, Достоевский, Толстой, Бердяев, Франк, Вышеславцев, как в вопросе о подлинном критерии истинного творчества...

Ваше утверждение вызывает во мне некие близкие, синтезующие чувства, но и, одновременно, нечто отталкивающее, а именно в том, что Вами сказано:

"Искусство и народ - понятия несовместные. Искусство - искусственное, народ - натурален. Лично я - вместе с народом, а не вместе с "искусством"... Только самовыражение на почве народности живет и остается в веках. Все искусственное отпадает и забывается за ненужностью..." (Виталий Иванов).

Я бы не стал делать таких резких разграничений, как между "искусством и народом", ибо всё намного сложнее, чем кажется нам и представляется. Именно, эту дихотомию, как духовную болезнь общества и в обществе, и пытался преодолеть через творчество Федор Михайлович Достоевский. Но проблема очень глубока и очень опасно для общества ставить границу-стену между народом и искусством, если под "искусством" разуметь интеллигенцию. Ибо Достоевский всю свою творческую жизнь и направлял к тому "желанному Синтезу-образу", в котором непосредственно, на началах любви соединятся "народность-самовыражение и интеллигенция-искусство" в своем служении образам и ценностям Возвышенного, Всевышнего... Но как мы знаем, что именно над этой "желанной мечтой" Достоевского, что ("Мир красотой спасется"), и смеются со всех сторон, как над "идиотом", и умаляли и умаляют значение "мечты" Достоевского. И доумалялись, досмеялмсь до революций социальных и до братоубийств...

Как Вы говорите:
"Искусство" всегда "служит" кому-то...". Но вот в том-то и вопрос, что КОМУ "служит" "искусство", человек-творец?..

И верно, по Вашему слову, что "самовыражение, по природе своей, не продается и не покупается...". Но весь вопрос в том, что какова творческая "природа" человека, как и его творческая свобода???
И еще маленькое замечание, как: творчество-самовыражение не только есть "созидание себя и окружающего", но и преображение себя и мира с помощью Божьей, ибо без Бога человек не "творец", а разрушитель, "и творити ничего не может", но только разрушать и губить, профанировать...

Ибо как по слову С.Л.Франка:
"Где нет творчества, там нарастает ненависть"...
С уважением,

Спасибо за Вашу рецензию!
Большинство из указанных Вами художественных произведений, критики, источников я читал. Но не имею постоянной практики свободного оперирования цитатами, именами… и, как вы, думаю, поняли, всегда предпочитал - и не изменяю здесь своих предпочтений – излагать свои мысли, а не чужие, своими словами. Хотя понимаю, конечно, нет ничего абсолютно нового под Нибирой:) Наверняка я с кем-то пересекаюсь и… тем не менее. :) Всё-таки и в неосознанных компиляциях, представляется мне, таковым образом я выражаю себя в большей степени, нежели сознательно идти от источников, ссылок на других авторов, подборе цитат.
И в смысле именно самовыражения в противопоставлении искусству такой путь предпочтительнее. :)

Самовыражением, а не искусством, если вдуматься – спасибо Вам за наводку на мысль! – является и вся страница моя. Потому как до искусства ей далеко, безусловно. :) А вот самовыражения – более чем. :)

И, видимо, верный путь – начинать с самовыражения, а потом переходить к искусству оформления его для потребленья другими. Вот на это, увы, времени у меня не всегда хватает. Сложилось так, что поэзия, философия, литература, являясь главными для моего разума приоритетами, по жизни не являются основными моими занятиями – у меня техническое образование, специальность и возможности зарабатывать. :)
Впрочем, это даёт мне некоторую независимость. От искусства. :)

Я не противопоставляю народ и интеллигенцию. Да и что значит мнение одного человека? Навязать его невозможно. Я же не Президент. :)
Я – не отделяю себя от народа и не противопоставляюсь кому-то. Противопоставляются те, порой, кто занимается «искусством» - так называемые, сами себя иногда называющие «выходцами из народа». Куда они вышли? К кому? :)

Вынужден на этом пока закруглиться. Однако вернусь. Вы поставили несколько интересных вопросов, и, может быть, я попробую ответить на них, в меру своего разумения. :)
С уважением,

Под творчеством, безусловно, можно понимать довольно-таки разные вещи, состояния, действия, действа. :)
В одну группу можно свести всё, что называется вдохновением, озарением, прозрением. Свободный поток сознания, неотягощенный никакими внешними ограничениями, соображениями. При этом выдающий некий результат позитивный – гениальные наброски художественных произведений в поэзии, музыке, где угодно, новые вИдения, мысли, идеи…
Вторая группа – всё, что касается технологии создания нового, последовательное, целенаправленное художественное оформление, ремесло, доведение продукта до общепринятых канонов в искусстве, науке, культуре.
И всё это – творчество.
Второе возможно без первого, но интереса не представляет ни для кого – Мира, Бога и человечества.
Плоды вдохновения и озарения надо доводить до ума, т.е. до приемлемой формы общепринятых восприятий. Иначе, они потеряются.

Что касается самовыражения, выражения своего «я»…
А может быть, мы не себя выражаем, а через нас мир себя выражает? Через нас разговаривает материя, высказывает, выдает сокровенные тайны свои. Через поэта, композитора, художника и даже любого человека, по сути. Но! Человека как бы забывающего о своем «я», о своем эго, не думающем о том, что надо сказать, а говорящего совершенно свободно. :)
Ничего больше не надо. Если стоит проблема, надо её решить, и не важно кто ты, что с тобой будет, что подумают окружающие, насколько поступок твой, действие будет вписываться в общепринятые каноны. Ты – инструмент материи в познании и развитии мира, ничего более. Высший уровень в иерархии самосознания мира.
То же самое, полагаю, происходит и когда конкретной проблемы, казалось бы, нет. Но! Видимо есть некий в информационном поле накопленный потенциал, который миру надобно раскрыть. И вот тогда открывается «окно» к небу, мировой душе, общим информационным полям, в ноосферу – назвать можно как угодно. Через человека готового быть посредником. Именно что не думающем о своем «я». И чем больше степень отрешенности от своего «я», тем чище канал и гениальнее произведенье на выходе. Заготовка произведения.

А выражать своё «я»… а что там, собственно, выражать? :) То, что в тебя вложила Природа, цивилизация? Нет, ты не цель, только средство.
Конечно, при оформлении произведения искусства, чего угодно накладываются индивидуальные особенности этого «средства». Так же, как карандаши или ручки пишут по-разному, но не более. :)

Вот пока несколько соображений.
Спасибо Вам за параллели между моими неоформленными должным образом размышлениями и высказываниями классиков, великими именами. Это дорогого стоит. Приятно и мне весьма интересно. Не скрою:)

С уважением,

Материя, составляющая вселенную, в вечном движении и взаимодействии сама в себе создает новое. И, в том числе, - новое в человеке. Мы с удивлением ощущаем таинственную творческую силу, выпирающую из нас, желающую прорваться наружу. Мы должны дать ей осуществиться, раскрыть оболочку нашего "я", презреть собственные границы, дабы изнутри нас, как из своего самого совершенного органа, свободно творила Вселенная.
Можно было бы сравнить "я" со скорлупой, из под которой проклевывается птенец. Или множество "я" - с множеством разноцветных воздушных шариков: внутри и вовне их - в общем, одно и то же. А может быть, "я" - упаковка сложнейшего из приборов: раскройте ее и включите прибор!..
Таких образных аналогий можно найти множество. Однако главное - не забывать, что наличие "я" - необходимая форма развития множественности, самораскрывающегося творческого функционирования все более сложного единого Целого. Поэтому, нельзя разрушать свое "я", но надо делать его как бы прозрачным для мощной творческой силы, бурлящей внутри человека.
"Я" должно служить тончайшей мембраной, пропускающей во внутренний мир все необходимое для его плодотворной работы и, наоборот, из внутреннего мира вовне - все созданные сокрытым внутри чудом сокровища.
Под личиною "я" - то же, что и везде, всеобъемлющее, объективно свободно идущее сквозь него всеединство. Мир един внутри и вовне человека. Однако внутри нас - наиболее развитая, сложная его часть. Наличие "я" - одно из граничных условий жизнедеятельности и развития наиболее сложных форм многообразного мира, оно - инструмент их самозащиты. Эти динамичные формы несут в себе мощный творческий потенциал, именно через них происходит саморазвитие и самопознание Вселенной сегодня. Надо суметь сохранить свою форму, свое "я". Но, повторю, надо сделать его прозрачным, открыть окна сердца и разума свободным потокам творческих сил. От преобладания эгоизма, подавляющего все лучшее в человеке, перейти к преобладанию альтруизма, осознав наше полное единение с миром - единство с ним, но не растворение в нем!
28.03.2013 21:09 Заявить о нарушении

Ежедневная аудитория портала Проза.ру - порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: