Эмпатия или умение слушать сердцем. Эмпатия — осознанное или бессознательное присоединение психики (вчувствование) к текущему эмоциональному состоянию другого человека без потери ощущения внешнего происхождения этого переживания

Здравствуйте уважаемые читатели блога "Лидерство и Психология Успеха ". В очень многих своих статьях я вспоминаю об тех или иных возможностях нашего подсознания . Но подробно эту тему так и не пытался раскрыть, кроме одной небольшой статьи под названием "". Вот я и решил, что пришло время более углубленно поговорить об одной из самых малоизведанных функций психики человека.
Влияние подсознания на и исполнение желаний трудно переоценить - именно от основной подсознательной запрограммированности (бессознательных убеждений) и зависят события, которые происходят или не происходят в нашей жизни.

СОДЕРЖАНИЕ:
- Термин подсознания из общей психологии;
- О психоаналитическом понятии подсознание;
- Подсознание как безграничное хранилище;
- Термин коллективного бессознательного;
- Подсознательное программирование будущего;
- Источник всего существующего;
- Что влияет на формирования подсознательных программ;
- Структура подсознательного: ощущения, автоматизм, импульс, информация, установка, воображение, интуиция;
- Место сознательного в подсознательных ответах.

Начнем пожалуй с самого сложного - термины подсознания.

- Термин "подсознания " из общей психологии
Подсознание - некий термин обозначающий психофизиологические процессы, существующие без отображения их в сознании и в не зависимости от сознательного управления. Но, тем не менее, все эти подсознательные процессы в большей степени зависят как раз от сознательного восприятия человека окружающей среды.

- О психоаналитическом понятии "подсознания "
Подсознание (бессознательное или неосознаваемое) - объединение психических процессов функционирующих с отсутствием субъективного контроля. Подсознательным считается всё, что не есть для человека объектом осознания. Термин "подсознательного(бессознательного)" в широкой степени используется в психологии, психиатрии, философии или в непризнанных науках изучающих всевозможные варианты привлечения успеха. Ну и, конечно, часто используется в этом блоге =)) Бессознательным также можно описать автоматические действия не контролируемые сознанием человека.

- "Подсознание " как хранилище всего что было, есть или будет
Также подсознанием объясняется одна из функций нашей памяти автоматически и моментально записывать все, что с нами когда либо происходило или произойдет, в независимости от активности нашего сознания в определенные моменты. То есть, при правильном обращении в подсознательные каналы, каждый сможет вспомнить любые действия, события, предметы, мысли когда-либо возникающие на его жизненном пути. В подсознании хранится любая мелкая особенность этого мира, которая взаимодействовала с нашим энергетическим полем в той или другой степени. Например, все мы в состоянии вспомнить что было с нами десять, двадцать, тридцать лет назад. Вспомнить какую именно мысль в определенный момент осмысливали, какие запахи нас окружали, какие чувства преобладали в сознании и даже, например, то что происходило в этот момент вне нашего внимания. И если мы спим, все равно в подсознании откладывается все, что происходит вокруг нашего энергетического поля.

- Коллективное бессознательное
В 1916 Карлом Юнгов введено такое понятие, как коллективное бессознательное - это подсознательная форма единая для всего общества как одного целого и являющаяся продуктом наследуемых структур мозга. Главное отличие коллективного подсознательного от индивидуального заключается в том, что оно есть общим для разных слоев населения. Это пожалуй один из самых глубоких слоев скрытого бессознательного, которое ведомо на сегодняшний день. И на индивидуальном подсознательном уровне с коллективным бессознательным взаимодействует любое существо на планете.
Для примера работы коллективного бессознательного приведу результаты одного интересного эксперимента, пересказать который я смогу с трудом, но надеюсь смысл будут ясен. В одно время на нескольких островах случился какой то природный катаклизм, который уничтожил практически весь урожай для местного животного мира. Это привело к тому, что обезьянам не было чем питаться и правительство, не помню какой страны=), решилось помочь животным. На острова выбрасывали картофель, которым в последствие и питались обезьяны. Картофель был сильно испачкан землей, что приносило некие неудобства для животных, но однажды, один из контейнеров, наполненный едой упал практически в воду и несколько обезьян поняли, что картофель можно мыть. В последствии этим методом пользовалась каждая обезьяна на этом острове, но самая главная фишка заключалась далеко не в этом, а в том, что в дальнейшем на каждом из оставшихся и ничем не связных между собой островах, животные одновременно начали поступать аналогично как и обезьяны с первого острова.

Подсознательное программирования будущего

В коллективном бессознательном теоретически сохранено все, что когда либо происходило за все время эволюции планеты. В нем же спрограммировано ближайшие(в каком то смысле возможное) будущие как любого человека в частности, так и человечества в общем. Но это не значит, что жизнь каким то образом заранее спланирована. Мы и только мы кудесники своей судьбы. А подсознательное программирование возможных событий происходит по такому принципу: люди излучают некий постоянный поток мыслей и чувств, которые являются материальной энергией. Эта энергия вибрирует в неком направлении и создает определенные события, которые произойдут только в том случаи, если этот поток энергии не изменится, а точнее не изменятся мысли и чувства преобладающие в умах человечества. Это секрет пророков, которые отличаются от обычных людей только тем, что умеют считывать информацию с подсознательных каналов.

Подсознание как источник всего существующего

Кроме того, в подсознательных каналах уже заранее существуют всевозможные ответы на любые вопросы, загадки, тайны, а также любые идеи, произведения, открытия, события. Все, что было или будет придумано когда-либо, на самом деле уже существовало с самого начала в общем подсознании всего человечества. Не верите? Почитайте правила работы с подсознанием таких гениальных людей как Эйнштейн, Эдисон, Эмэрсон, Форд и множества остальных (). Эти каналы широко открыты в гениях, верующих (имеется ввиду не религиозных, а просветленных) или так званых колдунах, пророках, магах. Остальным же приходится очень трудно работать в определенном направлении(например в бизнесе, в поэзии, в литературы, в искусстве и так далее), чтобы идеи пришли в виде наглядных подсказок или внезапных мысленных решений, которые впоследствии мы будем считать результатом работы исключительно своего интеллекта. В некотором смысле так и есть, ведь почему то именно мы приходим к этому, а не кто-либо другой, но все равно все эти мысли/отгадки ужу существовали - мы просто нашли их в результате своих усилий. В теории возможно и существуют такие вопросы, на которые все ступени подсознания на данный момент не смогут дать ответ, но сегодняшнее человечество не достигло и малой доли того уровня осознания, которое и смогло бы зародить в наших умах подобные вопросы.
Научится более свободно может практически каждый. Подобное умение, правильно работать и взаимодействовать с ним, дает возможность отыскать любое событие, найти любую информацию, придумать любое открытие, решить любую задачу, сотворить любое произведение, спланировать и реализовать любое действие и любое желание.

Что влияет на формирование подсознательных программ

Подсознательные программы практически не контролируемые сознательностью человека, но изначально они почти полностью формируются или корректируются как раз во время сознательных процессов. При рождении подсознательные каналы человека практически полностью очищены, кроме некой остаточной информации из предшествующего существования души - не будем сейчас доказывать о возможной бессмертности и переселениях души(не о том эта тема), но то, что ребенок приходит в этот мир с некой своей программой(энергетикой) - это действительность. И по этому первым пунктом влияющим на формирования подсознательных программ будет:
- Предшествующие энергетические особенности души. Почти во всех случаях не имеют значимого влияния на дальнейшую судьбу человека, но образовывают некие приоритеты в желаниях и особенности в характере ребенка.
- Следующий пункт - это родительская наследственность или иным словом карма. Думаю каждый понимает, что от родителей нам достаются некая положительная или отрицательная энергетика, генетические особенности, привычки, здоровье, убеждение и так далее. Эти каналы образовываются автоматически и бессознательно, но полностью корректируются третьем(следующим) и четвертым пунктом.
- Третий пункт - это воспитание, присвоение неких убеждений в которые верят родители, государство, родственники, окружающие. Постоянное изучение внешней среды, в которой приходится обитать. Всевозможные потоки информации, запреты, правила, страхи, желания. Автоматическое образование первых положительных и отрицательных привычек. Во общем всё и все окружающие и любым образом взаимодействующие с слабо-сознательной личностью. Это тоже присваивается на несознательном или на частично несознательном уровне. Все эти программы практически полностью корректируется следующим пунктом.
- Четвертый пункт - это сознательное формирование или корректирования подсознательных программ или закрепления всех предшествующих реакций. Наступает в тот момент, когда личность становится полностью сознательной. И в последствии происходит либо закрепления неких присвоенных ранее подсознательных процессов(привычек, убеждений, образов мышления, навыков), либо блокировка и взаимозамена их же. Формируются или закрепляются новые(или старые) взгляды, идеи, образы, правила, умения, страхи, тревоги, стремления, желания, мечты. Это самый главный шаг в формировании подсознательных процессов от которых и будет зависеть ваш жизненный путь. Но он и самый сложный. Именно сейчас основывается вера в свои возможности или невозможности, которая в последствии станет нарезным камнем вашей жизни. То есть именно от этого периода зависит сформирует человек свое подсознание на привлечение успеха или на блокировку всех возможных проявлений его.

Это пожалуй и все из самых важных моментов создающих некую основу, некий образ подсознания. Но очень важно понимать, что в независимости на каком этапе человек находится или чем занимается, его подсознание всегда бодрствует и воспринимает громадное количество разнообразной информации, даже если вы её ему сознательно не снабжаете. Почти все люди не придают этому значения, но этот поток информации сильно сказывается на бессознательных процессах. И он может быть как негативный так и позитивный (созидающий). С одной стороны это не приятно, когда ваше подсознание постоянно корректируется без вашего вмешательства, но, когда посмотреть с другой стороны, это можно использовать как большое преимущество, если понять в чем суть. А суть в том, что наверняка вы постоянно смотрите любимые телевизионные передачи, слушаете некую музыку, смотрите определенные фильмы, несознательно и сознательно прислушиваетесь к общественному мнению, читаете какие-то газеты и журналы, используете в своей речи , постоянно общаетесь с определенным кругом друзей и знакомых. А теперь я вам открою не такой уж и тайный секрет: приблизительно в 96% людей планеты все эти источники, которые я перечислил чуть выше, находятся на неком негативном уровне. Этому населению присущи либо полный неуспех, либо небольшие проявления его. В остальных же 3-4% населения Земли поток информации совершенно другой, более позитивный и более созидающий. У этих людей находятся 97% всех денег и они либо успешные, либо очень успешные. Простыми словами, если большинство из поступающей информации будет позитивной и с оттенками успеха, изобилия, возможностей, то убеждения и подсознательные программы буду формироваться в этом направлении. Если же наоборот большинство из этой информации будет нести в себе негатив, страхи, беспомощность, тревоги, бедность, проигрыши и катастрофы, то соответственно подсознание будет работать на привлечения еще больше всего этого в вашу жизнь. А теперь вспомните как мало полезного и позитивного на телевидение. Как мало в вашей жизни позитивных и успешных друзей говорящих не о проблемах, а о победах и успехе. Как много в общественном мнении разговоров о проблематичной политике, о неудачах, о незначительности человека и его болезнях, о проблемах и недостатках, тому подобное. И что из этого ваше, ВЫБИРАТЬ ТОЛЬКО ВАМ!

Структура подсознательного

Проявление подсознательного в определенных формах, которые в общем создают структуру одного целостного.
-1. Ощущения . Люди ощущают все, что влияет и воздействует на них. Но это никак не означает, что это все полностью осознается сознанием. В подсознании человека образовываются некие условные рефлексы реагирующие на всевозможные раздражения внутренних органов и импульсы от них поступают до коры головного мозга, но при этом не превращаются в сознательные ощущения как таковые, но все же оказывая влияние на некое поведение организма.
Существуют подсознательные ощущения . Так, как мы получаем каждую секунду множество всевозможных впечатлений и воздействий, то многое упускаются нами. Передвигаясь, например, по улице мы созерцаем невероятное количество движений, слышим огромное количество разнообразных звуков, которые и ориентируют нас во время этого движения. Но мы фокусируем на них свое внимание лишь в том случае, когда случается что-либо непредсказуемое, неожиданное или важное.
Все это бесчисленное количество разнообразных колебаний, действий, явлений, движений и свойств происходят постоянно перед нами, но никак не осознаются и не воспринимаются сознанием, если только не произойдет что-то, что все же заставит нас обратить на это свое внимание(вот по этому многие люди могут не замечать перед своим носом множество потенциальных возможностей до тех пор, пока не станут усердно искать их, концентрируя все свое внимание). Осознанно же воспринимать все воздействие невозможно, потому что постоянно на нас обрушивается триллионы терабайт информации и с подобной задачей справится не есть реальным, по тому что пришлось бы держать в своем фокусированном внимании бесчисленные раздражители и в одно мгновение осознавать, обдумывать сотни тысяч мыслей. А также мы бы не смогли переключится из негативных(разрушающих) мыслей на позитивные(созидающие) и они бы одновременно тревожили наши эмоции, а те, в свою очередь, не понимали бы какую энергию излучать. К нашей большой радости, у нас в возможностях отключаться от одних воздействий и фокусироваться на других, совершенно не замечая третьих. И из всего этого объема поступающий к нам в подсознание информации, мы бессознательно отбирает, в основном, только то, что нас волнует или интересует. Вот почему глядя на одно и тоже, каждый может видеть абсолютно разные вещи, а также будучи в абсолютно равных условиях один совершает невозможное, а другой тонет в своей беспомощности.
-2. Автоматизм . Деятельность каждого человека в обычных условиях воспринимается сознательно. Но тем не менее некоторые элементы из любой деятельности осуществляются на подсознательном уровне, автоматизированно. Например, с утра мы совершаем очень много машинальных действий, таких как одеться, умыться, поесть и тому подобное. Или во время движения(ходьбы) мы все усилия производим подсознательно, кроме первого указания двигаться - мы не фокусируемся на том какой именно ногой, как и куда ступить, но в детстве ребенок сознательно фокусировался и учился ходить с полной концентрацией внимания. Таким образом в жизни людей создаются сложные и автоматизированные навыки, привычки, умения, в которых сознание одновременно как бы и присутствует, и отсутствует. Все автоматизированные действия характеризуются как неосознанными, но далеко не все неосознанные действия являются автоматизированными.
Очень интересным является и тот факт, что полностью сознательные действия возможно осуществлять только при таких условиях, когда максимальное значение ее элементов протекают автоматически. Например, полностью сфокусировать свое внимание на содержании излагаемой устной речи в состоянии лишь тот индивидуум, у которого присутствует полный автоматизм самого действия произнесения речи(то есть он не задумывается как правильно произносить свою речь и может полностью сконцентрироваться на самом смысле излагаемой идеи). Для того, чтобы достойно играть в какой-либо вид спорта, нужны определенные и хорошо развитые навыки, умения, способности присущие этой игре и доведенные до полного автоматизма, чтобы не думать о самом действии, а выбирать какое из этих действий принесет желаемый результат.
Исследования всевозможных видов автоматизма доказало, что он(автоматизм) далек от простой машинообразности, так как для него характерна способность меняться или перестраиваться в самом движении. Также в психической деятельности людей существуют области, которые невозможно полностью перевести на уровень автоматизма. К примеру, не возможно полностью свести к автоматическому действию весь процесс игры на любом музыкальном инструменте.
Автоматизация многих функционирующих процессов человека составляют значимую и необходимую особенность различных психических действий - мышление, речь, запоминание, восприятие и прочего. Эти автоматизации избавляют наше сознание от общего и постоянного контроля и наблюдения за всеми этими действиями. Но не смотря ни на что, сознание все равно осуществляет что-то вроде косвенного и общего наблюдения, и в случаи надобности в состоянии взять под свой контроль автоматизированное действие, ускорить его, остановить или замедлить.
-3. Импульс . Появляется во время импульсивных, спонтанных, эмоциональных действий, когда человек не осознает о последствиях своих поступков и совершает их полностью подсознательно. Так называемое "состояние аффекта".
-4. Информация . Информация постоянно накапливается во время всей человеческой жизни и преобразовывается в некий опыт оседая в нашей подсознательной памяти. И из всего количества имеющихся знаний, в определенный(нужный) момент будет отображаться лишь небольшая и, в каком то смысле, целенаправленная их часть. А вот какая именно часть знаний будет освещена и эффект ее полезности для данного действия как раз и будет зависит от полученного ранее жизненного опыта.
-5. Установка . Установка - является формой кардинального проявления подсознательного. Это некий психический феномен присущий человеку и дающий возможность направлять течение наших мыслей и чувств. Установка говорит об общем и целостном состоянии личности, и выражает определенность психической жизни, предрасположение к каким-либо действиям, направленность в кокой-либо из видов деятельности, устойчивую ориентацию в отношении к неким объектам и событиям.
Устойчивая ориентация подсознания к определенному объекту сохраняется до того времени, пока все ожидания оправдываются. Например:
а) Мы бы перестали пугаться волков, если бы при каждой нашей встречи с ними, они ласково виляли хвостом у наших ног;
б) Когда человек наделен негативной репутацией, то любыми своими поступками, даже самыми невинными, он будет вызывать подозрения.
Часто установки выражают негибкий, чересчур устойчивый и болезненно навязчивый характер, который называется фиксацией (люди могут ощущать сильный страх, например, перед мышью, при этом осознавая полную нелепость этого эмоционального состояния).
-6. Воображение . - это психическая деятельность человека, основывающаяся на создании мысленных образов, ситуаций, представлений, которые в последствии не будут восприниматься в целом как действительность. Оно образованно на определенном оперировании конкретными эмоциональными образами или наглядными моделями нашей действительности, но вместе с этим содержит очертания обобщенного, опосредствованного познания, соединяющего его с мышлением. Свойственный для воображения отход от материальной реальности предоставляет возможность обосновать его как процесс преобразования отражения действительности.
Главная функция воображения основана в идеальном представлении результатов деятельности еще до того, как они будут достигнуты в реальности. В неком смысле, испытывать предвосхищение тем, чего в данный момент еще не существует. С этой функцией связанна способность совершать открытия, находить новые пути к успеху, отыскивать решения возникающих задач. Ни одно открытие в мире не произошло, если в работе над ним не было бы задействовано воображение.
Воображение разделяют на творческое и воссоздающие. Творческое воображение - это самостоятельное создание новых образов и воплощение их в виде оригинальных объектов художественной, научной и технической деятельности. Воссоздающие же воображение - это создание для ранее существовавших объектов новых образов, не соответствующих с предыдущими изображениями или описаниями.
Существует также особенный вид творческого воображения под названием "мечта " - воображение образов желаемого будущего.
Многогранной сферой подсознательного эмоционального мира есть иллюзорный мир сновидений - непроизвольная деятельность воображения. В сновидениях картины реальности, обычно, разорваны и не наделены элементами логики. В психологическом-философском мнении сон объясняется как временная утрата чувств своего бытия, частичное избавления от негативного и приземленного собственного "эго".
-7. Интуиция . Интуиция - это своеобразная способность ощущения истины способом прямого ее усмотрения, без каких-либо оснований на то или доказательств подтверждающих эту истину. Многие процессы научного познания окружающего, а также различные виды художественного представления мира далеко не всегда осуществляются в развернутом, фактически и логически доказанном виде. Очень часто люди охватывают мыслью сложные ситуации (например, во время революционных и спонтанных бизнес решений, при определении диагноза больного, при восприятия сражения, при выяснении виновности или невиновности обвиняемого, тому подобное).
Интуиция не представляет какого-то особого неопознанного пути познания, ведущего в некий обход ощущениям, мышлению и представлениям. Она отображает собой способ мышления, когда многие процессы этого же мышления происходят в сознании в большей или меньшей степени подсознательно, на бессознательном уровне. Но в итоге ясно осознается сама истинна или полный итог всей бессознательной мысли.

Влияние сознательной деятельности на подсознательные ответы

Одним из важных основ любого творчества есть целенаправленная умственная работа/деятельность. Максимальное и долгосрочное погружение в некую идею или проблему, а также страстное увлечение ею. Однажды Чарльзу Дарвину задали вопрос, как он пришел к одному из своих открытий, а именно к открытию законна естественного отбора, на что он сказал: "Я постоянно думал об этом". Если просто только ждать решения или возникновения желаемой идеи, то больше всего, что они так и не придут. Поймать истину в случайном наблюдении или в спонтанно пронесшийся мысли может только тот человек, который много, часто, увлеченно и сознательно думает о решении.
Таким образом бессознательное - это не просто нечто "скрытое" от самопознания субъекта. Оно полностью свободно от устоявшихся шаблонов, глобальнее и более гибкое в всевозможных направлениях своего движения, в видах образования(создания) ассоциативных связей. И в этом состоят его эвристические возможности.

На этом я закончу научное и столь сложное описание подсознательных процессов. Но в дальнейшем будет еще больше полезных и более простых статей о методах развития и коррекции нашего бессознательного. О важности подсознания в психологии успеха, о его проявлении в нашей повседневной жизни и безграничной силе. Ну а если вы уже сейчас хотите сделать подсознание своим сильным союзником и помощником , то советую посетить еще одну полезную статью, где рассказывается о эффективных методах аудио-коррекции подсознания :

Роберт Джонсон - Сновидения и фантазии. Анализ и использование

В книге дается прямое и эффективное средство доступа к внутреннему миру сновидений и фантазий. Метод работы со сновидениями, состоящий из четырех этапов, позволяет эффективно развивать активную, созидательную часть нашего "Я", повышает уверенность в себе и дает возможность достигать поставленные цели.

Роберт Джонсон - Он. Глубинные аспекты мужской психологии

Роберт Джонсон – Мы. Глубинные аспекты романтической любви

Бессознательное и его язык

Осознание бессознательного

Однажды утром одна женщина, как обычно, села в машину и отправилась на работу, находившуюся в десятке километров от ее дома. В дороге у нее разыгралось воображение и она представила себя героиней грандиозного приключения. Она вообразила себя простой средневековой женщиной, живущей среди войн и крестовых походов и прославившейся своей силой и жертвенностью. Она спасла свой народ и встретила могущественного и благородного принца, который ее полюбил.

Ее сознание было полностью занято этими мыслями, и, тем не менее, она проехала по нескольким улицам, пару раз останавливалась под светофором, при поворотах соответствующим образом сигналила и в целости и сохранности добралась до стоянки, находящейся под окнами ее офиса. Придя в себя, она поняла, что совершенно не помнит, как она добралась до места назначения. Она не могла вспомнить ни единого перекрестка или поворота. Ее потрясенный разум спросил: "Как я могла проехать такое расстояние, совершенно этого не осознавая? Где был мой разум? Кто вел машину, пока я предавалась мечтам?". Но такое с ней уже бывало, и поэтому она выбросила все происшедшее из головы и отправилась в свой рабочий кабинет.

Когда она сидела за своим рабочим столом и составляла план дня, ее работа была прервана одним из ее коллег, ворвавшимся в кабинет, швырнувшем на стол меморандум, незадолго до этого розданный ею сотрудникам, и устроившим скандал из-за какого-то незначительного пункта, с которым он был не согласен. Она была потрясена. Такая ярость по такому ничтожному поводу! Что на него нашло?

Он сам, прислушавшись к своему повышенному тону, понял, что делает из мухи слона, смутился, пробормотал извинение и, пятясь, вышел из кабинета. Вернувшись в свой кабинет, он спросил себя: "Что на меня нашло? Откуда это во мне взялось? Мелочи, как правило, не выводят меня из себя. Я был не похож сам на себя!". Он догадался, что его гнев не имел ничего общего с меморандумом коллеги, а кипел в нем уже давно, и этот ничтожный повод лишь стал последней каплей, из-за которой гнев и вырвался наружу. Но откуда взялся этот гнев, он не знал.


Если бы у этих людей было время задуматься, то они могли бы догадаться, что этим утром они ощутили присутствие в своей жизни бессознательного. В бесконечном потоке банальных событий повседневной жизни мы в самых разных формах сталкиваемся с бессознательным, которое действует в нас и через нас.

Иногда бессознательное работает параллельно с осознающим разумом и берет на себя управление автомобилем, пока осознающий разум занят чем-то другим. Нам всем, хотя бы раз в жизни, доводилось проехать несколько кварталов на «автопилоте», как это сделала женщина из нашего примера. Осознающий разум отвлекается на непродолжительное время, и бессознательное берет на себя руководство нашими действиями. Оно останавливает машину на красный свет, трогается с места на зеленый и следит за соблюдением правил дорожного движения до тех пор, пока осознающий разум не вернется в свое нормальное состояние. Это - далеко не самый безопасный способ управления автомобилем, но бессознательное действительно обеспечивает нас такой великолепной жизненно важной, встроенной в нас системой "подстраховки", что мы воспринимаем это явление, как само собой разумеющееся.

Иногда бессознательное порождает фантазию, настолько наполненную яркими, символическими образами, что эта фантазия полностью подчиняет себе наш осознающий разум и удерживает наше внимание в течение долгого времени. Фантазии об опасных приключениях, героизме, жертвенности и любви, очаровавшие женщину по пути на работу, являются превосходным примером того, каким образом бессознательное вторгается в наш осознающий разум и пытается выразить себя посредством воображения, используя символический язык заряженных чувством образов.

Еще одна форма проявления бессознательного - это неожиданная и сильная эмоция, необъяснимая радость или беспричинный гнев, которые внезапно вторгаются в наш осознающий разум и полностью подчиняют его себе. Этот прилив чувств совершенно непонятен осознающему разуму, потому что осознающий разум его не порождал. Мужчина из нашего примера не мог объяснить самому себе неадекватность своей реакции. Он спросил: "Откуда это взялось?" Он полагал, что его гнев пришел откуда-то извне и что в течение нескольких минут он "не был самим собой". Но, на самом деле, этот прилив неконтролируемых эмоций родился в нем самом, в месте, которое находится настолько глубоко внутри его существа, что осознающий разум не может его видеть. Это место потому и называется «бессознательным», что его не видно.

Идея бессознательного порождена простыми наблюдениями за повседневной человеческой жизнью. Наш разум содержит материал, присутствия которого мы, по большей части, не осознаем. Бывает так, что, совершенно неожиданно, в нас оживают какие-то воспоминания, приятные ассоциации, идеалы, убеждения. Мы чувствуем, что эти элементы уже давно находились где-то внутри нас. Но где именно? Да в той неизведанной части души, которая находится вне пределов досягаемости осознающего разума.

Бессознательное - это чудесная вселенная, состоящая из невидимых энергий, сил, форм разума, даже отдельных личностей , которые все живут внутри нас. Большинство людей не представляет себе истинных размеров этого великого царства, которое живет своей совершенно самостоятельной жизнью, идущей параллельно нашему повседневному существованию. Бессознательное - это тайный источник большинства наших мыслей, чувств, поступков. А сила его воздействия на нас велика еще и потому, что воздействие это - незаметное.

Когда люди слышат термин бессознательное , большинство из них интуитивно понимает, о чем идет речь. Мы соотносим эту идею с огромным количеством больших и маленьких событий, из которых и состоит ткань нашей повседневной жизни. Каждому из нас приходилось делать что-либо в то время, когда его мысли находились в "другом месте", а потом с удивлением смотреть на результат своей работы. Бывает и другое - во время какой-нибудь беседы мы вдруг начинаем горячиться и совершенно неожиданно для себя высказываем резкую точку зрения, о наличии которой у себя мы и не подозревали.

Иногда мы изумляемся: "Откуда это взялось? Я и не знал, что могу испытывать по этому поводу такие сильные чувства?" Когда мы начинаем более серьезно воспринимать подобные выбросы энергии бессознательного, мы понимаем, что вопрос должен звучать по другому: "Какая часть меня верит в это? Почему именно эта тема вызывает такую сильную реакцию в этой невидимой части моего существа?"

Мы можем научиться относиться к этой проблеме с большим вниманием. Понятие "на меня что-то нашло" подразумевает внезапное вторжение энергии бессознательного. Если я говорю, что я не был похож на самого себя , то это только потому, что я не понимаю, что понятие «я» включает также и мое бессознательное. Скрытая часть нашего существа обладает сильными чувствами и желает их выразить. И если мы не научимся проделывать внутреннюю работу , эта невидимая часть так и останется скрытой от нашего осознающего разума.

Эта скрытая личность может быть очень вредной или склонной к насилию, и когда она проявляется, мы попадаем в крайне неловкое положение. С другой стороны, в нас могут пробудиться сильные и прекрасные качества, о которых мы и не подозревали. Мы приводим в действие скрытые ресурсы и совершаем поступки, которые в нормальном состоянии ни за что бы не сделали, высказываем такие мудрые мысли, на какие раньше не были способны, проявляем совершенно неожиданные для нас благородство и терпимость. И в каждом случае испытываем потрясение: "Я никогда не думал, что могу быть таким. У меня есть качества (как положительные, так и отрицательные), о которых я и не подозревал". Эти качества жили в бессознательном, где они были недоступны "ни зрению, ни уму".

Любой из нас - это нечто большее, чем «я», которым он себя считает. В любой момент наш осознающий разум может сосредоточиться только на ограниченном секторе нашего существа. Несмотря на все наши усилия в направлении самопознания, только очень маленькая часть огромной энергетической системы бессознательного может быть подключена к осознающему разуму или может функционировать на уровне сознания. Стало быть, мы должны научиться добираться до бессознательного и понимать смысл его посланий: это единственный способ постичь неизведанную часть нашего существа.

Умеете ли вы чувствовать других? Разобраться в этом вам поможет особый тест на эмпатию! Точность 99%!

Эмпатия… Как много в этом … чувстве!

Да, эмпатия¹ — это умение чувствовать эмоции и настроение других людей, переживать чужие волнения как свои собственные.

Эта уникальная способность позволяет тому, кто ею обладает, узнавать о человеке все с помощью своего внутреннего ощущения.

В той или иной степени мы все чувствуем эмоции и настроение других людей, но что будет, если развивать эту способность?

Дар эмпатии открывает невероятные возможности!

Это бесценная находка для любых отношений!

Представьте…

Вы устраиваетесь на работу!

Приходите к начальнику и ожидаете собеседования. У вас есть пару минут, и за это время вы можете очень и очень многое. Что нужно руководителю? Ваше резюме? Вовсе нет! Прочтите его мысли, почувствуйте его состояние, его желания, и скажите о том, что он хочет услышать! Да любой работодатель сразу “оторвет вас с руками и ногами”!

А если вы влюбились?

И не знаете, как привлечь внимание? Боитесь раскрыть свои чувства? Опасаетесь быть отвергнутым? “Прочтите” человека, и вы будете знать, как он к вам относится. Более того, вы будете знать, чего он хочет, и о чем мечтает, какой типаж ему нравится! Дайте ему то, что он ждет, и вам не будет равных!

Не говоря уже про обман, предательство, ложь…

Если вы обладаете даром эмпатии, вас больше никто не сможет обмануть!

Хотите так?

Давайте сначала выясним, есть ли у вас предрасположенность к этому дару! В этом вам поможет этот уникальный тест на эмпатию.

Тест на эмпатию!

Чтобы выполнить этот тест на эмпатию, вам понадобится ассистент:)

1. Попросите близкого вам человека или друга сесть напротив вас и вспомнить о чем-то, что для него важно и значимо (вы не должны знать что).

2. Пока он будет думать, вы попробуйте настроиться на своего ассистента. Попытайтесь почувствовать, о чем он думает.

Вам не нужно угадывать его мысли, нет!

Вам необходимо лишь настроиться на эмоциональный фон этого человека, почувствовать – положительные его мысли, или отрицательные.

А возможно, вам удастся еще более тонко определить их природу?

К примеру, вы можете почувствовать, что человек думает о любви или о чем-то приятном, что вызывает в нем наслаждение, или же, напротив, чувствует злость, раздражение или обиду.

3. После того, как вам показалось, что вы ощутили эмоции вашего помощника, спросите его, правильно ли вы почувствовали его состояние.

Результаты теста на эмпатию!

1. Если вы смогли правильно определить характер эмоций (положительные или отрицательные), то у вас определенно есть способности к чувствованию других людей. Вам стоит развиваться в этом направлении!

2. Если вам удалось верно отгадать оттенки эмоций вашего помощника, то вы, вероятно, уже являетесь эмпатом. Все, что вам остается – научиться управлять этим даром, чтобы использовать его с выгодой для себя.

3. Если вы неверно определи эмоции своего ассистента или не смогли ничего почувствовать, то, скорее всего, эмпатия – это не ваше (хотя в этом случае опыт желательно повторить).

Как развить в себе способность к эмпатии?

Примечания и тематические статьи для более глубокого понимания материала

¹ Эмпатия - осознанное или бессознательное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека без потери ощущения внешнего происхождения этого переживания

Вы воспринимаете других людей очень близко, будто собственные? Возможно, в вас пробудилась эмпатия! Узнайте, как это проверить!

Что такое эмпатия и как она возникает?

Эмпатия (сопереживание)¹ — способность тонко чувствовать эмоции другого как свои собственные. Люди, которые могут делать это, называются эмпатами. Эмпат — это тот, кто чувствует эмоции и чувства других. Иногда эмпатия сопровождается способностью .

Естественным образом люди приобретают эту способность в двух случаях:

1. Они рождаются эмпатами.

2. Этот дар самостоятельно пробуждается во время взросления и социализации.

Эмпатия — это большой подарок, если знать как правильно им пользоваться. Не все эмпаты способны управлять способностью осознанно — в большинстве случаев это происходит бессознательно.

Многие люди порой «ловят» ощущения других людей. В большинстве случаев дар эмпатии не распознается: логическим умом такие проявления объясняются как обычная психология или спонтанное НЛП².

Признаки наличия в себе сверхспособности

Если в вашей жизни происходило подобное, и вы неожиданно чувствовали несвойственные себе эмоции, вполне возможно, что это было чувство, полученное от другого человека — эмпатия так и проявляется!

До тех пор, пока вы не научитесь управлять и контролировать это, вы будете впитывать чужие эмоции и испытывать их как свои собственные.

Существует несколько признаков того, что человек является эмпатом:

1. Эмпаты чувствуют страдания в мире в крупных масштабах и желают как-то помочь миру.

2. Им трудно смотреть на чужую боль, потому что она ощущается как своя собственная.

3. Людям с такой способностью тяжело смотреть тревожные новости: они чувствуют все страдания и потом очень долго не могут прийти в себя.

Например, достаточно посмотреть новостной репортаж о бедствии или какой-то катастрофе в любой точке мира, и такой человек может ощутить боль (психологическую, а порой и физическую) от этого события.

4. Эмпатам трудно найти себя и полностью осознать свои собственные чувства.

К примеру, во время разговора с другим человеком люди с даром эмпатии ощущают его эмоции и чувства. Зачастую, они знают ответы на их жизненные вопросы, но при этом не находят ответа на свои.

5. Часто эмпатия может сделать человека застенчивым, потому что он очень хорошо знает, что чувствует другой и что он хочет.

6. Если человек не умеет управлять своей способностью, он может лишиться критического восприятия. Такие люди всегда говорят «да» на все просьбы и требования, не думая о том, нужно ли это им, хотят ли они этого на самом деле.

Эмпат настолько погружается в опыт другого человека, зная что ему нужно, что не может сказать «нет». И только потом он понимает, что не подумал о себе и своих желаниях.

7. Люди с эмпатией помогают другим за свой счет.

8. Эмпаты любят на расстоянии также, как если бы любимый человек находился рядом.

9. Они чувствуют глубокую близость с природой, животными и растениями.

Такие люди способны чувствовать не только людей, но и животных, например, встречая по улице собаку или кошку.

10. Эмпат чувствует ответственность за то, что чувствуют другие люди, пытается помочь им чувствовать себя лучше.

11. Такие люди очень чувствительны: взаимоотношения и дружба могут восприниматься слишком близко к сердцу.

12. Из-за эмпатии и неумения ей управлять, они нередко становятся отдушиной для других людей, чтобы сбрасывать на них свои эмоции.

13. Во время чтения книги или просмотра фильма эмпат очень эмоционально переживает события, практически полностью идентифицируется с персонажами.

14. Из-за постоянной нагрузки люди с этим даром забывают, что такое веселиться и радоваться жизни.

15. Эмпаты, как правило, глубоко духовные люди: дар эмпатии позволяет ощутить единство всего бытия.

Если вам близки многие из вышеперечисленных признаков, это значит, что в вас живет способность к эмпатии!

Ответьте на следующие вопросы:

  • Можете ли вы контролировать этот дар?
  • Умеете ли разделять свои и чужие переживания?
  • Способны ли управлять своим даром, «включая» его только тогда, когда вам это нужно?

Если вы ответили «да», значит, сами научились контролировать свой дар эмпатии; в ином случае вам необходимо научиться управлять эмпатией: в примечаниях к данной статье есть ссылка на полезный материал по развитию контроля над эмпатией.

Примечания и тематические статьи для более глубокого понимания материала

¹ Эмпатия - осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека без потери ощущения внешнего происхождения этого переживания (Википедия).

    Dan 10/02/2014 15:42 Ответить

    • 10/02/2014 20:28 Ответить

      Ilona123 11/02/2014 02:51 Ответить

      Fialka777 12/02/2014 10:28 Ответить

      Sazer 28/07/2014 23:40 Ответить

      Sazer 29/07/2014 00:21 Ответить

      Anyta2311 29/01/2015 15:02 Ответить

      • 17/02/2015 12:53 Ответить

        Валентина 12/03/2017 14:13 Ответить

        Анон 05/08/2017 07:53 Ответить

        • 14/08/2017 08:27 Ответить

          Аниса 26/11/2017 19:53 Ответить

          Катя 07/12/2017 15:25

Создание современной психологии как науки о психике и поведении во всех их формах и диапазонах в значительной мере стало возможным благодаря открытию и использованию принципиально новых подходов к изучению и пониманию природы и сущности человека.

Наиболее существенным из них, по содержанию и последствиям, стал коперниканский переворот Зигмунда Фрейда. Бесспорной исторической заслугой З.Фрейда является то, что он положил начало систематическому собственно психологическому исследованию бессознательного психического, создал учение о бессознательном, психоанализ и психоаналитическую традицию. Осознание реальных достижений З.Фрейда предполагает понимание и того важного обстоятельства, что именно он впервые сумел преодолеть внутренние пределы психоанализа и фактически заложил основы глубинной психологии (понятие Э.Блейлера), ориентированной на исследование бессознательного психического, но отнюдь не сводящейся к своим психоаналитически маркированным элементам.

В существенной мере именно вследствие этих достижений психология человека, дотоле направленная почти исключительно на исследование феноменов сознания и самосознания, обрела новые измерения и качества, позволившие относительно корректно определить ее объект и предмет, цели и задачи, идеалы и нормы исследования, объяснительные принципы, методологию, методы и методические процедуры, основные отрасли, проблемные поля, функции и существенно дополнить, обновить и усилить концептуальный потенциал и категориально-понятийный аппарат.

Ретроспективный анализ проблематики бессознательного показывает, что она обладает специфической традицией. Некоторые намеки на возможное существование такой проблемы содержались еще в ранних формах фольклора, мифологии религии. В различных значениях и смыслах проблема бессознательного ставилась и разрабатывалась в философии и психологии на протяжении всей их истории.

В европейской рациональной традиции идея о бессознательном психическом восходит к эпохе создания философии (к учению Сократа и Платона об анамнесисе - знании-припоминании, учению Аристотеля о разных частях души и др.). Существенный вклад в последующее предпсихоаналитическое и внепсихоаналитическое осмысление и изучение проблемы бессознательного внесли Б.Спиноза (неосознаваемые "причины, детерминирующие желание"), Г.Лейбниц (трактовка бессознательного как низшей формы душевной деятельности), Д.Гартли (связь бессознательного с деятельностью нервной системы), И.Кант ("темные представления", связь бессознательного с проблемами интуитивного и чувственного познания, "в самом глубоком сне душа более всего способна к разумному мышлению"), А Шопенгауэр (идеи о бессознательных внутренних импульсах), К.Карус (ключ бессознательного в подсознательном), Э.Гартаман ("Философия бессознательного"), Г.Фехнер (представление о "душе-айсберге"), Т.Липпс ("бессознательные представления " и "бессознательные ощущения"), В.Вундт ("неосознаваемое мышление", "неосознаваемый характер процессов восприятия"), Г.Гельмгольц (учение о "бессознательных умозаключениях"), И.Сеченов ("бессознательные ощущения или чувствования"), И.Павлов ("бессознательная психическая жизнь"), В.Бехтерев (активность "бессознательного"), А.Льебо и И.Бернгейм (постгипнотическое внушение и поведение), Ж.Шарко (идеи о невидимой и неосознавемой психической травме), Г.Лебон (бессознательный характер поведения людей; бессознательное как доминирующая совокупность психических процессов, всегда преобладающая в толпе и управляющая "коллективной душой" толпы), Г.Тард ("законы подражания"), П.Жане (психические автоматизмы и бессознательные факторы неврозов), А.Бергсон (интуитивизм, бессознательное, "сверхсознание") и многие другие. В общем, эти идеи и концепции могут быть поняты как своеобразные точки роста в осознании проблемы бессознательного психического.

В ХХ веке наиболее подробно и систематически представление о бессознательном психическом разрабатывалось в границах психоаналитической традиции, обладающей ныне рядом учений, теорий, концепций и моделей различной степени общности, достоверности и эвристичности.

Принципиально важные результаты были получены З.Фрейдом, создавшим корректное психологическое определение бессознательного, учение о бессознательном, соответствующий категориально-понятийный аппарат и методы познания; установившим некоторые элементы содержания, функционирования и регуляции бессознательного.

Определяя бессознательное как психические процессы, "которые проявляются активно и в то же время не доходят до сознания переживающего их лица", З.Фрейд предложил обоснованное понимание бессознательного как основной и наиболее содержательной системы психики человека (бессознательное - предсознательное - сознательное), регулирующейся принципом удовольствия и включающую в себя различные врожденные и вытесненные элементы, влечения, импульсы, желания, мотивы, установки, стремления, комплексы и пр., характеризующиеся неосознаваемостью, сексуальностью, асоциальностью и т.д. По мнению З.Фрейда, в бессознательном идет постоянная борьба Эроса (влечений и сил жизни, сексуальности и самосохранения) и Танатоса (влечений и сил смерти, деструкции и агрессии), использующих энергию сексуального влечения (либидо). Согласно классическому психоаналитическому учению, содержание бессознательного включает в себя: 1) содержание, которое никогда не присутствовало в сознании индивида и 2) содержание, которое присутствовало в сознании, но было вытеснено из него в бессознательное (желания, воспоминания, образы и т.д.).

Фактически в учении З.Фрейда выделены не два (как это обычно полагают), а три вида бессознательного: 1) Латентное бессознательное, содержание которого, в общем, соответствует предсознательной системе психики и может быть осознано индивидом, 2) Вытесненное бессознательное, осознание которого предполагает использование специальных (по З.Фрейду, психоаналитических) методов и 3) Наследуемое общечеловеческое бессознательное, репрезентирующееся, например, в имманентных принципах психической жизни, универсальных комплексах Эдипа и кастрации, влечениях, мотивациях и т.д.

Но, к сожалению, наследуемое бессознательное З.Фрейд не квалифицировал даже с той степенью полноты, категориальной определенности и системности, которые характерны для его трактовки других форм бессознательного, вследствие чего в психоанализе и психоаналитической традиции появились дополнительные и избы-точные некорректности. В данном случае, пожалуй, целесообразнее было бы констатировать факт существования филогенетического (т. е видового, общечеловеческого) и онтогенетического (т.е. индивидуального) бессознательного. Более того, представление бессознательного в определенных филогенетических и онтогенетических ипостасях почти автоматически открывало возможности для их конкретизации, поиска взаимосвязей и иных потенциально возможных форм существования бессознательного.

В плане познания психики, поведения и бессознательного психического человека особую роль сыграла и играет созданная З.Фрейдом диалектическая энерго-информационная модель психики (Бессознательное - Предсознательное - Сознательное). В свете современных научных представлений эта модель может быть понята, в том числе как психологический императив и прообраз построения новейших энерго-информационных моделей психики, без которых эффективное развитие современной психологии и пограничных дисциплин вряд ли возможно.

С учетом той роли, которая придавалась в психоанализе З.Фрейда познанию и толкованию сновидений, как "царской дороге" в мир бессознательного психического человека, необходимо отметить, что в психоаналитической традиции некоторые важные проблемы не получили должного объяснения или даже не были сформулированы с желаемой степенью определенности. К ним могут быть отнесены, например, проблемы понимания природы и сущности сновидного сознания и сновидного самосознания (в том числе самоконтроля) и их взаимодействия с бессознательными силами и тенденциями. В качестве особых проблем могут и должны быть осмыслены проблема возможности управления сновидениями (т.е. влияния на их содержание и направленность) и проблема возможности достижения искусственного сновидческого катарсиса. Исследование данных проблем представляется тем более важным, поскольку предложенные З.Фрейдом принцип внешнего подобия и сексуальная символика сновидений, как выяснилось, отнюдь не обладают той универсальностью, которая им приписывалась.

Учение З.Фрейда инициировало и стимулировало возникнове-ние и развитие множества разнообразных подходов к изучению бессознательного психического, в пределах которых были сформулированы интересные идеи и получены важные результаты (например, идеи о внутрипсихических коммуникациях, композиционных особенностях и стратификации бессознательного, мозгового субстрата бессознательного, голографичности элементов бессознательного, содержательной и функциональной асимметрии межполушарного взаимодействия бессознательного, вероятностном характере бессоз-нательных процессов и др.).

Но на собственно психологическом уровне наиболее устойчивым вектором развития все же осталась психоаналитическая традиция, эволюция которой, в общем, направлена на движение от учения к современной научной теории бессознательного психического путем последовательных приближений.

В этом плане существенно важными этапами и результатами стали концепции К.Г.Юнга, Дж.Морено и Э.Фромма.

Согласно аналитической психологии К.Г.Юнга, бессознательное состоит из трех слоев: 1) Личностного бессознательного - поверхностного слоя бессознательного, включающего в себя преимущественно эмоционально окрашенные представления и комплексы, образующие интимную душевную жизнь личности, 2) Коллективного бессознательного - врожденного глубокого слоя бессознательного, общего центра и ядра психики, имеющего не индивидуальную, а всеобщую природу, репрезентирующую опыт предшествовавших поколений людей и включающего в себя сверхличное универсальное содержание и образцы, выступающие в качестве всеобщего основания душевной жизни. Основное содержание коллективного бессознательного, по К.Г.Юнгу, составляют архетипы, то есть наследуемые всеобщие образцы, символы и стереотипы психической деятельности и поведения и 3) Психоидного бессознательного - наиболее фундаментального уровня бессознательного, обладающего свойствами общими с органическим миром и относительно нейтральным характером, в с илу чего оно, не будучи полностью ни психическим, ни физиологическим, практически полностью недоступно сознанию.

В общем виде эти представления являют собой, по преимуществу, некий психоаналитический римейк, поскольку, в конечном счете посредством обновленных обозначений воспроизводят базисные идеи З.Фрейда о существовании бессознательного, его филогенетических и онтогенетических формах, стратификационности бессознательного, доминирующей роли и т.д. Однако, вместе с тем К.Г.Юнг привнес и определенные новации, связанные, главным образом, с существованием и функционированием архаичных психических структур. Осуществив редукцию коллективного (т.е. филогенетического) бессознательного к психической эволюционной архаике, выражающейся в архетипах, он значительно содействовал осмыслению базисных представлений и измерений бессознательного психического и существенно увеличил эвристический потенциал психоаналитической традиции. Вместе с тем следует отметить, что допущения К.Г.Юнга о существовании некоторых конкретных архетипов, их форм и роли нуждаются в дальнейшей критической проверке и соответств ующем обосновании.

Развивая гипотезу З.Фрейда о возможном существовании непосредственной взаимосвязи и общения между бессознательным разных людей, Дж.Морено сформулировал концепцию, согласно которой существенно важным основанием и механизмом общения и взаимодействия людей является "общее бессознательное", возникающее и функционирующее при относительно продолжительном контакте между партнерами и содействующее снятию интерперсональных ролевых конфликтов. В общем представленная как обобщение познавательной деятельности и результатов практики, она не получила ни теоретического, ни практического подтверждения.

Значительным событием в развитии психоаналитических и психоаналитически ориентированных представлений о бессознательном стало создание Э.Фроммом концепции "социального бессознательного", являющего собой вытесненные сферы, свойственные большинству членов общества и содержащие то, что данное общество не может позволить своим членам довести до осознания. Однако описание и объяснение социального бессознательного не получили необходимых элементов организации, доказательности и обоснованности.

В отличие от психоанализа З.Фрейда (и частично аналитической психологии К.Г.Юнга), непроработанные и несопряженные концепции общего бессознательного и социального бессознательного при всех их достоинствах и эвристическом потенциале являют собой специфическую форму мнений и допущений, а не обоснованные рабочие гипотезы и уж тем более научные теории, соответствующие эталонам современного научного знания.

Тем не менее, введение в психоаналитический оборот представлений об общем и социальном бессознательном породило кажимость завершенности психоаналитической картины бессознательного психического и иллюзорные представления о том, что современ-ный психоанализ располагает некой общей теорией бессознательного.

Исторически важные достижения психоаналитической традиции в постановке, осмыслении и приватных решениях проблемы бессознательного велики и бесспорны. Но при этом в настоящее время нет необходимых и достаточных оснований считать, что современный психоанализ располагает такой теорией или возможностями для монопольного создания общей теории бессознательного, соответствующей стандартам современной теории и практики. И в этом плане фактический уход психоаналитического сообщества от обсуждения данной фундаментальной проблемы является весьма показательным.

Существующая ныне фрагментарность и приблизительность представлений о бессознательном и весьма значительная роль этой проблемы дают основания полагать, что современная общая теория бессознательного психического является не результатом, а одной из наиболее актуальных задач теоретической психологии и пограничных дисциплин, решение которой естественно предполагает необходимость использования огромного потенциала позитивных психоаналитических идей, подходов и результатов.

В.И.Овчаренко

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: