Сорока что делает голосом. Где живет и чем питается сорока в природе? Чем питаются сороки

Конспект занятия по развитию речи на тему: Пересказ сказки «Как Лиса птицам помогала»

Описание материала: Предлагаю вам конспект занятия по развитию речи для детей подготовительной к школе группы. Данный материал будет полезен воспитателям и логопедам подготовительной группы.
Цели: Приучать ребенка слушать, анализировать, осмыслять литературный текст. Учить последовательно и выразительно передавать содержание произведения.
Развивать связную речь, внимание, память, логическое мышление обогащать словарный запас (суровая, притащила, скучно).
Воспитывать в детях чувство доброты, смелости, скромности, любви ко всему живому, толерантность.
Оборудование: Предметные картинки или маски птиц и зверей, две веревочки и колечки от пирамидок.
Методические приемы: чтение, беседа с детьми о зимующих и перелетных птицах, игровые ситуации, инсценировка сказки, анализ, итог.
1. Организационный момент.
Игра « Много – од ин»
Логопед называет слово, обозначающее много предметов, а ребенок называет слово, обозначающее один предмет.
Перья – перо
Зерна – зерно
Крылья – крыло
Хвосты – хвост
Клювы – клюв
Гнезда - гнездо
Логопед:
-- Назовите птиц, которых можно увидеть зимой
Дети:
Снегирь, ворона, воробей, синица, дятел, сорока, голубь
Логопед:
-Как одним словом называются эти птицы?
Дети:
Зимующие птицы
Игровое упражнение « Кто как голос пода ет»
- Ворона что делает? (Ворона каркает)
- Синица что делает? (Синица тенькает)
- Сорока что делает? (Сорока трещит)
- Воробей что делает? (Воробей чирикает)
- Дятел что делает? (Дятел стучит)
2.Словарная работа
Логопед:
--Как вы понимаете слово « притащила» (принесла)
--Подберите слова, похожие по смыслу:
Суровая - (холодная, невыносимая, трудная, тяжелая)
Скучно – (тоскливо, невесело, неинтересно)
3.Чтение сказки « Как Лиса птицам помогала»
Увидала Лиса на рябине красные ягоды. Сорвала их, сделала яркие бусы и надела на шею. Очень красиво получилось!
А зима в тот год выдалась суровая. Стали птицы голодать в лесу. Даже петь перестали.
Решили звери помочь птицам. Мышка зерна принесла. Белка орехов притащила. А Лиса решила бусы рябиновые отдать. Жалко ей было с такой красотой расставаться. Да только без птичьего пения скучно было в лесу.
Логопед:
А теперь послушайте вопросы и ответьте на них.
1. Что увидала Лиса на рябине?
2. Что Лиса сделала с ягодами?
3. Какая выдалась зима?
4. Что случилось с птицами?
5. Кто решил помочь птицам?
6. Что принесла Мышка?
7. Что притащила Белка?
8. Почему Лисе жалко было расставаться с бусами?
9. Почему она отдала рябиновые бусы?
10. Какой оказалась Лиса?
(Пересказ по желанию)
4. Игры «Кто быстрее соберет бусы», «Птицы»
Логопед читает стих:
У красавицы – рябины
После лета именины.
Бусы красные на ней,
Приглашает снегирей.
Логопед:
- Зачем рябина приглашает в гости снегирей?
Игра « Кто быстрее соберет бусы»
(Двум участникам дают две веревочки и колечки от пирамидок. Нужно быстро собрать бусы (нанизать колечки на веревочки). Выигрывает тот, кто раньше справится с заданием).
Игра «Птицы»
(Детям раздают картинки или маски птиц. По сигналу « Лето» участники «летают» в лесу. По сигналу «Зима» «зимующие птицы» прячутся в гнезда (обручи на полу), «перелетные птицы удаляются в угол комнаты. Затем игроки меняются картинками, и игра повторяется).
5. Повторное чтение сказки
(Логопед еще раз читает сказку и предлагает детям исполнить роли.)
Инсценировка (роли Ведущего, Лисы, Дятла, Мышки, Белки, птиц)
Ведущий: Увидала Лиса на рябине красные ягоды, сорвала их, сделала яркие бусы и надела на шею. Очень красиво получилось! (Лиса подходит к стульчику. На спине висят красные бусы. Лиса надевает их на шею, красуется)
Артем. А зима в тот год выдалась суровая. Стали птицы голодать в лесу. Даже петь перестали. (Птицы сидят на стульчиках и дрожат)
Вероника. Решили звери помочь птицам. Мышка зерна принесла (Мышка дает птицам зерно)
Виктория. Белка орехов притащила. (Белка дает птицам орехи)
Настя. А Лиса решила бусы рябиновые отдать. Жалко ей было с такой красотой расставаться. Да, только без птичьего пения скучно было в лесу. (Лиса снимает бусы, с грустью смотрит на них, отдает птицам. Птицы встают со стульчиков, радостно летают)
(Инсценировку можно повторить 2 – 3 раза с разными участниками)
Итог занятия
Логопед: Ребята, чем мы занимались на занятии? Что вам понравилось? Как вы помогаете птицам зимой?
Дифференцированная оценка работы детей. Предлагается каждому ребенку дома наклеить в альбом картинки с изображением зимующих птиц.

Алена Кузнецова

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи "Приглашение на телестудию". Мероприятие проводилось в подготовительной логопедической группе для детей с ОНР. Рекомендуется для закрепления лексической темы "Зимующие птицы".

Цель: продолжать активизировать познавательные способности детей по теме «Птицы».

Задачи:

Закрепить умение классифицировать птиц по признаку «зимующие - перелетные»; употреблять предлоги (в, на, с, со, из, под, около, за, составлять предложения с этими предлогами; определять количество слогов в слове;

Продолжать учить детей составлять описательные рассказы о птицах по схеме;

Обогащать словарь по теме «Птицы»;

Развивать слуховое и зрительное внимание, пространственное восприятие и мелкую моторику;

Воспитывать доброту, отзывчивость, заботливое отношение к птицам и всему живому.

Оборудование: галстуки и эмблемы участников клуба «Любителей природы»; микрофон; демонстрационный материал - картинки с изображением зимующих и перелетных птиц; пособие – разрезные картинки птиц; пособие - «Птичья столовая»; схема для составления описательного рассказа; грамзапись с голосами птиц.

Предварительная работа: беседа воспитателя с детьми о телевидении, отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций, чтение познавательной литературы о птицах, составление описательных рассказов по схеме.

1. Орг. момент

Детям объявляется о приглашении на «телевидение» в клуб «Любителей природы».

Педагог: Дети, я рада приветствовать вас на заседании клуба «Любителей природы». Начнем наше заседание с небольшого интервью. Кто скажет, что такое интервью? (ответы детей)

2. Закрепление пройденного материала.

Итак, начнем.

Ребята, какое сейчас время года? (поздняя осень)

Давайте вспомним, куда улетают птицы осенью? (на юг, в теплые края)

Почему улетают птицы в теплые края? (Отсутствие корма, похолодание, замерзание водоемов.)

Как мы называем птиц, улетающих осенью в теплые края одним словом? (перелетные)

Перечислите их (дети перечисляют птиц, на стенде вспомогательная иллюстрация).

Все ли птицы улетают в теплые края? (часть птиц остается)

И сегодня мы с вами поговорим о птицах, остающихся зимовать у нас, о зимующих птицах.

3. Основная часть

Проблемная ситуация:

Ребята, к нам на телевидение сегодня пришло письмо от Короля зимующих птиц, давайте его прочитаем: «Злая Баба Яга украла и заколдовала моих подданных – птичек. Помочь мне могут только маленькие, но умные, смелые и добрые дети. Где же мне их найти? Дорогая редакция, прошу у вас помощи».

Ребята, может мы с вами, сможем помочь птицам?

Чтобы догадаться, каких птиц похитила Баба Яга, нужно отгадать загадки:

Отгадывание загадок:

Я в тёплый край не улетаю,

Здесь под крышей обитаю.

Чик-чирик! Не робей!

Я бывалый…воробей.

Непоседа, невеличка,

Желтая почти вся птичка.

Любит сало и пшеничку.

Кто узнал ее? Синичка.

Окраской - сероватая,

Повадкой - вороватая,

Крикунья хрипловатая -

Известная персона.

Кто она?. ворона.

Все стрекочет и вертится,

Ей на месте не сидится,

Длиннохвоста, белобока

Вороватая. сорока.

Красногрудый, чернокрылый,

Любит зернышки клевать.

С первым снегом на рябине

Он появиться опять. Снегирь.

Кто в беретке ярко-красной,

В черной курточке атласной.

На меня он не глядит,

Все стучит, стучит, стучит. Дятел.

Для малышей своих –

Птенцов-голышек –

Они в январские.

Крутые времена

Щипцами клюва

Из еловых шишек

Смолистые таскают семена. Клесты.

Так нарядны и ярки,

На головках – хохолки! Свиристели.

Как мы назовем этих птиц одним словом? (зимующие)

Почему же их так назвали? (потому что эти птицы не улетают в теплые края, а остаются зимовать у нас)

Ребята, а вы знаете, как эти птицы подают голоса? Каждая птица своим особым голосом.

У меня есть диктофон, на нем записаны различные голоса птиц. Давайте послушаем, какие голоса у птиц.

Воробей – чирикает

Ворона – каркает

Сорока – стрекочет

Синица – щебечет

Снегирь – посвистывает

Дятел – трещит

Сова – ухает

Клест – клекочет

Ребята, если Баба Яга птиц спрятала и заколдовала, нам нужно помочь им, вы согласны? Пойдемте их искать.

(Дети и педагог идут по импровизированным следам Бабы Яги.)

Дыхательная гимнастика: (по Стрельниковой А. Н.)

Все помнят, как собачки нюхают воздух?

Представьте, что вы собачки и вам нужно определить, в какую сторону направить поиск.

Упражнение: «Собачки» (несколько коротких вдохов и длительный плавный выдох)

Раз, два, три, четыре, пять

Где же птичек нам искать?

Может справа под кустом?

Может слева под бревном?

Лучше посмотреть с воздуха. Воздушный шар накачаем и полетим (дети встают в круг).

Упражнение «Насос» (вдох носом, выдох ртом, с произнесением длительного звука Ш)

Полетели, полетели, на полянку сели. (кружатся, приседают)

Пришли на полянку. На уровне роста детей – сугроб. Сугроб прикрыт новогодним «дождиком». Необходимо подуть на сугроб, чтобы снежинки разлетелись.

Упражнение «Подуй на снежинки». (вырабатываем длительный и плавный выдох)

Давайте подуем на снег, посмотрим, что под ним. (дети дуют, «снежинки» разлетаются, под ними обнаруживается конверт)

Молодцы, дети, вы не только умные, но и сильные.

Что же это за конверт? Это проделки Бабы Яги! (читаем)

Ребята, Баба Яга заморозила птиц, превратила их в ледяные частички, если вы соедините части, то освободите их.

Игра: «Освободи птичку». (составление из разрезных картинок целых изображений птиц)



Чтобы птички разлетелись по домам, нужно выполнить задание: сосчитать, сколько слогов в названии этих зимующих птиц.

Игра: «Сколько слогов в слове?». (дети произносят слово, отсчитывают слоги на хлопки)

Спасибо, молодцы дети, что помогли освободить птичек.

Улетели птицы по домам. А мы с вами поиграем, отдохнем.

Физминутка.

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы во двор пошли гулять.

Бабу снежную лепили,

Птичек крошками кормили.

С горки мы потом катались,

А еще в снегу валялись.

С горки все домой пришли,

Суп поели, спать легли.



Давайте посмотрим, куда птицы улетели.

Игра: «Бинокль». Составление предложений с предлогами (на, под, за и т. д.) по картинке.

Составление описательного рассказа:

Возвращаемся на телевидение. Идет отбор ведущих для новой передачи «Отгадай птиц по описанию».

Хотите попробовать себя в роли ведущего?

Ведущий составляет описание птицы по схеме, дети должны в конце «передачи» сказать, что это за птица. В "телевизор" - по мере отгадывания, на экран выставляется изображения птиц).

1. Перелетная или зимующая птица.

2. Где живет

3. Описание (туловище, голова, клюв, хвост)

4. Оперение (цвет)

5. Чем питается птица



Как вы думаете, птицы боятся холодов? Страшен для птиц не холод, а голод! Когда птичка сыта, никакой голод ей не страшен.

Мы с вами можем помочь птицам, чтобы они пережили зиму, не голодая? Что для этого нужно сделать? (дети объясняют, что люди мастерят кормушки, подкармливают птиц зимой

Посмотрите, у меня в коробочке различные угощения для птиц.

(Рассматриваем с детьми угощения для птиц: пшено, овёс, семечки, пшеница, семена тыквы, хлебные крошки, несоленое сало)


Игра: «Птичья столовая»

Чем можно угостить птиц:

Воробья – хлебными крошками;

Снегиря – ягодами рябины, боярышника;

Синичка – любит сало;

Ворона, сорока – всеядные птицы;

Свиристеля, поползня – семенами;

Кому не хватило угощения? (сове, дятлу) Сова – хищная птица, питается мышами, а дятел добывает себе насекомых из-под коры деревьев.

Показываю детям семена, которыми можно подкормить птиц.

Это семена от дыни. Какие семена? - Дынные. Их ест синица.

Это семена от арбуза. Какие семена? - Арбузные. Их ест снегирь.

Это семена от ясеня. Какие семена? - Ясеневые. Их тоже любит снегирь.

Семечки подсолнуха, пшено. Как вы думаете, для каких птиц?

Зимой птицам трудно добывать корм, мы повесим кормушку за окно и будем подкармливать птиц. Предлагается повесить кормушку у окна.

Заканчиваем занятие стихотворением:

Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К нам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма,

Горсть зерна нужна.

Горсть одна –

И не страшна будет им зима.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

4. Итог занятия.


1. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. Издательство: Сфера, 2008

2. Борисенко М. Г. / Лукина Н. А. Грамматика в играх и картинках. Издательство: Паритет, 2006

3. Горьканова А. Н. Перелетные и зимующие птицы России. Тематический словарь в картинках. Издательство: Школьная пресса, 2008

4. Дронов А., Дронова Л. Демонстрационный материал. Издательство: Книголюб, 2007

5. Крупенчук О. И. Научите меня говорить правильно/ Издательский дом "Литера", СПб., 2006

6. Птицы России http://www.ecosystema.ru/08nature/birds/index.htm

Разделы: Работа с дошкольниками

Цель: расширять и активизировать словарь детей по теме «Зимующие птицы».

Задачи:

Образовательная область «Познавательное развитие»:

  • расширить кругозор детей по теме «Зимующие птицы»;
  • побуждать к проявлению инициативы и любознательности с целью закрепления полученных знаний;
  • развивать умение узнавать изображения птиц по силуэтам (силуэтное изображение птиц);
  • обогащать сенсорный опыт;
  • воспитывать любовь к природе и желание заботиться о зимующих птицах.

Образовательная область «Речевое развитие»:

  • упражнять в согласовании существительных с глаголами;
  • упражнять в согласовании существительных с числительными;
  • формировать умение отвечать полным ответом на поставленный вопрос;
  • развивать творческую самостоятельность в ответах на вопросы;
  • приобщать к словесному искусству через сказки;
  • формировать умения внимательно и заинтересованно слушать сказку;
  • формировать эмоциональное отношение к литературному произведению.

Образовательная область «Физическое развитие»:

  • развивать координацию речи с движением (физкультминутка);
  • формировать умение выполнять самомассаж;
  • формировать речевой выдох;
  • развивать мелкую моторику рук (развитие мелкой моторики).

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:

  • развивать музыкальную память через узнавание голосов птиц;
  • совершенствовать навык различения звуков;
  • развивать музыкальную отзывчивость.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Словарная работа: существительные – снегирь, синица, корм, семена, зерно ; прилагательные – желтогрудая, красногрудый, белобокая, чернокрылая, сизокрылая, длиннохвостая, крупный, мелкий ; глаголы – каркает, свистит, трещит, стрекочет, чирикает, воркует.

Предварительная работа:

  • подбор иллюстраций к сказке;
  • чтение сказки «Проказы старухи зимы» К.Д. Ушинского;
  • создание силуэтных картинок, предметных картинок, деревянной кормушки;
  • подобрать звуки вьюги, голоса зимующих птиц;
  • корм для птиц: хлебные крошки, семечки, сушеные ягоды;
  • подобрать речевой материал к физкультминутке.

Оборудование: видеоролик «Зимующие птицы», картинки (дятел, сова, голубь, воробей, синица, сорока), телевизор, кормушка, корм для птиц, шесть мешочков, мяч.

Ход занятия

I. Организационный момент

Психогимнастика: «Дружно за руки возьмемся…» (М.Ю. Картушина)

Дружно за руки возьмемся
И почувствуем тепло.
Повернемся, улыбнемся –
Словно наше солнышко.

Восп-ль: На занятии прошу вас говорить внятно и понятно,

Стараемся правильно выговаривать все слова. На вопросы отвечаем полными предложениями.

Звучит музыка (звуки вьюги, ветра, метели). После прослушивания записи.

– Ребята, звуки какого времени года вы сейчас услышали? (ответы детей).

– Почему вы решили, что это звуки зимы? (ответы детей).

– Что ты услышал? (Я услышал шаги по снегу. Я услышала, как вьюга воет. Я услышал треск деревьев. Я услышал, пургу. И т.д.)

Тогда я расскажу вам сказку, а чем она закончится – мы придумает вместе. Хорошо?

– Сказка называется «Проказы Матушки-Зимы». Однажды, разозлилась Матушка – Зима на весь белый свет. То сильные морозы ударят, то вьюга заметет. Трудно пришлось всему живому. Звери Зиму не испугались – у них шубка теплая. Люди печи в домах топят – и их Зиме не достать. Еще пуще Зима разозлилась. И слышит – чьи – то голоса. (Звучат голоса птиц)

II. Игра «Силуэты» (голоса птиц)

(Картинки – силуэты в черно-белом цвете)

– Вы правы, это силуэт (дятла, совы, сороки и воробья и т.д.).

Так вот, не помогли Матушке – Зиме вьюга и метель. Птицы и в метель голоса свои друг – другу подавали, да дорогу найти товарищам помогали.

III. Игра «Кто как голос подает?»

– Чик-чирик.

В. – Что он делает?

– Кар-кар.

В. – Значит, она что делает?

– Тинь-тинь-тинь.

В. – Что она делает?

– Ух-Ух-Ух.

В. – Что она делает?

– Тр-тр-тр.

В. – Что она делает?

– Трещит, стрекочет.

В. – Что делает дятел?

– Гур-гур-гур.

В. – Что они делают?

– Воркуют.

– Кто это? (Воробей)

– Значит, он, что будет делать? (Он будет чирикать)

– Ворона как будет просить о помощи? Что она будет делать? (Каркать)

– А сова? (Ухать) и т.д.

– Так и помогали птицы друг другу. Все дорогу нашли к кормушке.

Физкультминутка «Птички» (дети выполняют упражнения, повторяя их за воспитателем).

Маленькие птички, птички-невелички,
По лесу летают, песни распевают.
Буйный ветер налетел, птичек унести хотел.
Птички спрятались в дупло, там уютно и тепло.

– Пуще прежнего разозлилась Матушка-Зима. Позвала Зима на помощь стужу лютую. Еще холоднее стало на улице. Но птицы и тут не унывают – находят кормушки, которые для них люди сделали и холод им сытым не страшен.

IV. Упражнение «Посчитай-ка».

– Посмотрите - на дерево прилетело много птиц.

– Давайте теперь сосчитаем птиц, которые сидят на дереве.

Один снегирь, два снегиря, три снегиря, четыре снегиря, пять снегирей..

V. Игра с мячом.

В. – Поиграем с мячом.

В. – Если у сороки белый бок, то она какая?

– Белобокая.

В. – Если у синицы желтая грудка, то она какая?

– Желтогрудая.

В. – Если у снегиря красная грудь, он какой?

– Красногрудый.

В. – Если у сороки длинный хвост, то она какая?

– Длиннохвостая.

В. – Если у вороны черное крыло, то она какая?

– Чернокрылая.

В. – Если у голубя сизое крыло, то он какой?

– Сизокрылый.

– Итак, собрались птицы у кормушки. Обрадовалась Зима: «Вот тут я их и заморожу! Замолчат они, и будет тишина и покой!».

– Подула она на птиц холодом. Давайте покажем, как она это делала: сделали вдох через нос, а выдох будем делать через рот сильный, губы вытянуты трубочкой, воздушная струя холодная. Подставьте руку, чтобы почувствовать холод Зимы. Следите за моей рукой. (Под звуки вьюги дуют два – три раза).

– Давайте согреемся и сделаем массаж «Наступили холода».

– Подула зима, да не тут-то было. Подошли к кормушке ребята и покормили птиц.

VI. Игра «Чем угостим?» и игра «Угадай на ощупь».

В. – Сейчас я покажу вам разные виды корма для птиц, семена и зерна разных растений.

На подносе в прозрачных контейнерах насыпаны семечки подсолнуха, пшено, зерно, сушеные ягоды рябины, хлебные крошки, сало.

В. – Подойдите, посмотрите корм для птиц здесь насыпан?

Пальчиковая гимнастика "Кормушка"

В. – А сейчас мы поиграем в игру «Угадай на ощупь».

В. – Возьмите каждый по мешочку, в этих мешочках насыпан корм для птиц. Определите на ощупь, какой корм у вас в мешочках?

– Даша, скажи, что у тебя в мешочке? Опрашиваю еще 2-3-х детей.

В. – Развяжите мешочки и посмотрите, правильно ли вы определили. Дети развязывают мешочки и называют, что в них.

В. – Все мешочки положите на поднос.

– Ребята, вы знаете, что птицы любят кушать? (Птицы любят крошки, зёрна, семечки).

– Синички больше всего любят сало, но оно должно быть несолёное.

– А что любит снегирь? Любимое лакомство снегиря ягоды рябины, калины, шиповника, семена.

– Воробьи любят разный корм, но особенно семечки.

– А что же любит сорока? Сорока больше всего любит зерно.

– А сейчас будем наших друзей угощать.

– Кому ты подаришь кусочки сала? (Я даю кусочки сала синице).

– Кого ты угостишь семечками? (Я угощу семечками воробья).

– Кому ты отдашь ягоды? (Я отдам ягоды снегирю).

– А чем можно угостить сороку? (Сороку можно угостить зерном).

– Поклевали птицы у кормушки и запели, на разные голоса. Поняла зима, что ни с кем она справиться не смогла. Как бы нам сказку закончить? (Варианты детей)

– Ребята, а как обычно заканчиваются русские народные сказки?

VII. Рефлексия.

– Понравилась вам сказка, ребята?

– Мне запомнилось, как вьюга все замела, и было видно только силуэты птиц. А что вам больше всего запомнилась?

– Что нового вы узнали сегодня?

– А кто сегодня был самый активный?

– Вот вам подарок от матушки-зимы. Она просит вам передать эти сладкие карамели и ее извинения, за то, что она проказничала.

«Сорока-сорока кашку варила, деток кормила…» эти строки знакомы, наверняка, каждому. Для некоторых, возможно, это и было первым знакомством с птичьим миром нашей планеты. Огромное количество стихотворений, сказок и различных детских потешек посвящено этой удивительной птице.

Картинки сороки украшают огромное количество книг, они всегда необычные и яркие. Что же на самом деле это за птица? Обратим внимание на описание птицы сороки . Внешнего отличия между самцами и самками нет, хотя самцы немного тяжелее, их вес составляет чуть больше 230 граммов, в то время как самки весят около 200 граммов.

В большинстве случаев такая разница совершенно незаметна, и зрительно её определить не представляется возможным. В длину сороки могут достигать 50 сантиметров и иметь размах крыльев приблизительно 90 сантиметров.

Окрас этой птицы неповторим и его знают многие: черно-белая цветовая гамма составляет всё оперение . Голова, шея, грудь и спина чёрного цвета с характерным металлическим отливом и блеском.

В лучах солнца на чёрном оперении можно заметить едва уловимые фиолетовые или зелёные оттенки. Живот и плечи у этой птицы белые, бывает, что и кончики крыльев также окрашены белым цветом. Именно из-за белых частей стали называть птиц — сорока белобока .

И, конечно же, длинный чёрный хвост. Хотя, по сути, перья у этой птицы только двух цветов, но если понаблюдать за сорокой некоторое время, то можно увидеть великолепную игру оттенков и переливов, неповторимого блеска.

Однако, весна – не самое лучшее время для разглядывания окраса птицы, так как цвета становятся блёклыми и не такими впечатляющими. Это связано с линькой у птиц. По этой же причине, особенно у самцов в начале лета крайне сложно определить окрас оперения.

Молодые сороки имеют почти идентичный окрас, но всё же не такой богатый как у взрослых особей. Наверное, именно стремясь обзавестись великолепным оперением, в первый раз молодые сороки начинают линять немного раньше срока. Они меняют всё оперение и теперь их не отличить от остальных. Фото сороки наглядно демонстрируют особый внешний вид птицы.

Походка у сорок особенная и неповторимая, хотя по земле, в большинстве случаев, эта птица перемещается скачками. На кроне деревьев сороки также перемещаются прыжками, и делаю они это очень ловко и проворно. В воздухе птица планирует, её полёт волнообразный.

Сороку нельзя причислить к известным птицам-певцам, но её голос можно услышать достаточно часто. Стрёкот сорок очень специфичный и спутать его с другими пернатыми просто невозможно. Темп этого стрёкота служит своего рода сигналом для остальных птиц, чаще всего быстрые и отрывистые звуки птицы предупреждают об опасности.

При таких быстрых звуках птицы разлетаются, если же темп более медленный, то сороки настораживаются и останавливаются. Вот так с помощью однообразных, на первый взгляд, звуков происходит обмен важной информацией между птицами.

Ещё одними «словами» сороки являются «киа» или «кик». Было замечено, что именно с их помощью сорока сообщает о своей территории.

Обычно они издают такие звуки, находясь в кроне деревьев. Достаточно часто можно услышать и более длинные крики, их голос издаёт что-то подобное «чакр», «чирк» или «чара». В зависимости от протяжности и интонации эти крики также имеют своё особое значение и служат для общения.

Голос птицы сороки может сказать много не только остальным птицам, но и животным , например, эти птицы оповещают о приближении охотника. И это только малая часть того, что известно о птичьем разговоре.

Характер и образ жизни сороки

Интересно, сороки перелётные птицы или нет ? Ведь летом нечасто увидишь в городе сороку, все больше воробьи и , а вот зимой в кормушки заглядывают и сороки. Оказывается, сороки относятся к птицам, они никогда надолго не улетают от своего жилища. В местах, где обитает их большое количество, они иногда образуют стаи и таким образом вместе кочуют.

Чаще всего такое можно наблюдать в осеннее время. К зиме, когда наступают холода и выпадает много снега, сороки вместе с воронами и галками разлетаются по селам и нешумным маленьким городам, где гораздо легче найти себе корм. Таким образом, являются сороки зимующими птицами .

Сорок, правда, не всегда приветствуют жители, так как птицы то и дело стремятся утащить что–то съестное. Даже злые собаки им не помеха, они обманывают их, отвлекают и объедают. Но сороки – дикие птицы , поэтому приручить их не получается.

В остальное же время сороки живут парами. Иногда можно увидеть и небольшую стайку из 5-6 птиц, вероятнее всего это семья, в которой присутствуют сороки до года. Они стараются держаться недалеко друг от друга. Это помогает защищать, а в случаи необходимости и воевать, за территорию.

Про птицу сороку говорят, что они очень умные, они проворные, хитрые и ловкие. Существует даже особый язык, на котором птицы способны сообщать друг другу необходимую информацию.

Размножение и продолжительность жизни

Сороки являются парными птицами, и для них характерно то, что к выбору партнёра птицы относятся очень серьёзно и ответственно. Образовывают пары эти птица уже в первый год своей жизни. Но первое спаривание у этих птиц происходит только лишь на втором году жизни, уже весной следующего года пара заботится о построении гнезда и птенцах.

Гнездо у этих птиц имеет особую конструкцию и является уникальным строением в мире пернатых. Гнездо имеет большие размеры, но при этом оснащено так называемой «крышей», своеобразная колючая защита над гнездом. Строится жилище для будущего потомства из сухих веток, а сверху обмазывается грязью и глиной.

На фото гнездо сороки с яйцами

Лоток гнезда обычно сконструирован из травы, корней, листьев и шерсти животных. Работа действительно трудоёмкая, и это при том, что сороки строят несколько гнёзд, а затем определяются в котором им будет жить максимально комфортно. Размещают свои гнёзда птицы обычно высоко, в кроне деревьев, очень редко на кустарниках.

Приблизительно в апреле-начале мая самка откладывает до 8 яиц. Насиживает эти яйца исключительно самка. Через 18 дней на свет появляются птенцы. С этого времени обязанности и заботы за малышами касаются обеих родителей. Малыши имеют повышенный аппетит и обострённое чувство голода, поэтому родители должны обеспечивать им хорошее питание для полноценного роста и развития.

Взрослые особи трудятся безустанно для добычи нужного количества корма для своего потомства. Примерно через один месяц после рождения малыши готовы покинуть гнездо, но держатся они рядом с родителями. Вот такой большой семьёй птицы держатся целый год.

Известны случаи, когда сороки доживали до 30 лет, им были обеспечены очень хорошие условия проживания и питания. Однако, в обычных условиях сороки проживают значительно меньше, продолжительность их жизни в среднем составляет 15 лет.

Питание сороки

Сорока- чудо птица , так как питаются они разнообразной пищей и гурманами их назвать очень сложно. Сорока является всеядной птицей, она употребляет практически всё, что удаётся раздобыть. Сороки могут найти кость или утащить её хитростью у собаки, могут разорить гнездо, съесть яйца или только появившихся на свет птенцов.

Особенно весной, сороки часто скачут вблизи кустарников в поисках мелких гнёзд, в которых можно найти корм. Из-за этого нередко страдают другие птицы, но ничего не поделать, так устроена природа.

Иногда добычей сорок являются и мелкие грызуны, с которыми птицы расправляются благодаря своему сильному и мощному клюву.

Сороки довольствуются и более мелкими добычами, например, насекомыми, жуками, гусеницами. Кроме животной пищи, сороки рады и растительной. Они с удовольствием питаются орехами, зерновыми, семенами различных растений и плодами на деревьях.

Множество сказок, стихотворений и самых разных детских потешек посвящается этой удивительной яркой птице. Многим знакомы строки: «Сорока-белобока кашку варила, деток накормила…». Возможно, для многих в детстве эти строки и стали первым знакомством с удивительным миром птиц. Многие книги украшены картинками с сороками, ведь они такие яркие и запоминающиеся.

Общие сведения

Про сороку говорят, что она очень умная, проворная, хитрая и ловкая. Считается, что у этих птиц даже существует особый язык, благодаря которому они способны друг другу сообщать важную информацию об опасности.

Сороки относятся к группе птиц семейства врановых. Включает оно в себя представителей 9 родов. Все виды сорок по внешним признакам схожи, несмотря на то, что их роды не всегда являются близкородственными друг другу. В связи с внешним сходством они объединены под одним общим названием.

Существует в общей сложности примерно 30 видов этих птиц. Наиболее близкими к сорокам среди врановых являются вороны и сойки.

Между самками и самцами у этих птиц внешнего отличия практически нет, хотя вторые чуть-чуть крупнее. Вес последних составляет чуть более 230 граммов, а самки весят примерно 200 граммов. Зрительно такую мелкую разницу сложно определить. Длина тела сороки в среднем достигает 50 сантиметров, размах крыльев - около 90 сантиметров.

Сорока по своему окрасу неповторима. Все оперение ее имеет черно-белую цветовую гамму. Шея, голова, спина и грудь у нее черного цвета с металлическим блеском и отливом. Под лучами солнца на черном оперении уловимы зеленоватые и фиолетовые оттенки. Плечи и живот белые (поэтому называется сорокой-белобокой), а иногда и кончики крыльев окрашены в белый цвет.

Длинный хвост птицы окрашен в черный цвет. В весеннюю пору окраска перьев птицы становится блеклой и не такой уж впечатляющей. Связано это с линькой.

И молодые сороки имеют почти такой же окрас, как у взрослых особей.

Распространение, места обитания

Где живет сорока в естественных условиях обитания? Ареал распространения этой птицы сосредоточен в полушарии Северном, где встречается она на всех его континентах - в Африке, Евразии и Северной Америке. Особенно обширны площади распространения сороки обыкновенной, охватывающие всю зону умеренного климата Евразии (за исключением Дальнего Востока).

Другие виды имеют более узкие ареалы. Например, калифорнийская сорока встречается лишь на Калифорнийском полуострове, а на Тайване обитает только толстоклювая лазоревая сорока. Места обитания голубой сороки - настоящая загадка. Они охватывают два участка: один - Дальний Восток (Китай, Корея, Япония, север Монголии, Приморье), второй - крайний запад Европы (Португалия и Испания). На сегодня наука не дала какого-либо объяснения тому, как птицы одного вида оказались настолько изолированными друг от друга.

У всех видов среда обитания схожа, так же как и то, чем питаются сороки. Поселяться они предпочитают в лесах самых разных типов - широколиственных, хвойных и в джунглях тропических. Живут они и в парках городских, в глухих чащах, и в редколесьях, и в лесопосадках. Занимаясь поисками пищи, они посещают довольно открытые пространства: поляны, пустоши, берега озер и рек, луга и поля.

Есть виды, которые держатся большую часть времени года поодиночке и образуют семейные пары и группы лишь после выведения яиц. Есть и те, которые живут небольшими стаями, а в период гнездования распадаются на отдельные пары.

Повадки и особенности поведения

Сорока - птица, походка у которой неповторимая и особенная. По земле она перемещается в основном скачками и по веткам деревьев также передвигается прыжками, причем делает это очень проворно и ловко. В полете птица волнообразно планирует.

Голос у нее не певучий, но услышать ее можно достаточно часто. Стрекочут довольно специфично, и спутать этот голос со звуками других птиц невозможно. Сорочий стрекот чаще служит сигналом для других птиц, к примеру, отрывистые и быстрые звуки появляются при возникновении опасности. Птицы разлетаются при таких звуках.

Также замечено, что при звуках «кик» или «киа» сорока говорит о том, что это ее территория. Голос птицы сороки говорит о многом не только птицам, но и всем обитателям леса. Например, они могут оповестить о приближении охотника.

Образ жизни

Летом редко можно увидеть сороку в городском парке, а вот зимой они часто заглядывают в кормушки других птиц. Сороки в природе ведут оседлый образ жизни, они из своего жилища никогда не улетают надолго. Там, где их большое количество, они могут образовывать стаи, в которых вместе кочуют. Чаще подобное явление можно наблюдать осенью.

С наступлением холодов, к зиме, когда выпадает много снега, вместе с галками и воронами сороки разлетаются по мелким и более крупным населенным пунктам, где им легче всего найти корм. Сороки - зимующие птицы.

Более подробно о том, чем питается сорока, можно узнать далее в статье. Но здесь следует отметить, что к этим птицам не всегда приветливо относятся местные жители сел, так как они все время утаскивают что-то съестное. Для них помехой не являются даже злые собаки, которых они ловко обманывают и отвлекают, а затем и хорошо объедают. При всем этом следует отметить, что сороки - дикие птицы, и приручить их невозможно.

Птицы эти стараются всегда держаться вблизи друг к другу, что помогает им в момент необходимости обороняться и воевать за территорию.

Сорока - непривередливая птица, так как пища у нее самая разнообразная. Употребляет она почти все, что удается ей добыть, даже кость, которую она ворует у собаки. Разоряют сороки гнезда многих птиц, в которых съедают яйца, или маленьких, только что вылупленных птенцов.

Говоря о том, чем питается сорока, следует отметить, что она часто приносит проблемы другим птицам, особенно весной. Они часто скачут у кустарников в поисках гнезд, в которых и находят себе корм. Страдают от этого другие птицы.

Добычей иногда могут оказаться и мелкие грызуны, с которыми сороки расправляются своим сильным и мощным клювом. Довольствуются эти птицы и совсем мелкой пищей, например, гусеницами, насекомыми и жуками. Питаются они разнообразной растительной пищей - зерновыми, орехами, плодами деревьев и кустарников, а также семенами самых разных растений.

А чем питается сорока зимой? В холодный период времени года эти умные птицы сопровождают крупных хищников, выискивая падаль, подбирая отбросы, бесстрашно наведываясь к их кормушкам. Причем проявляют они такую смелость, которая порой переходит в наглость и нахальство. Часто можно наблюдать то, как ловкие сороки суетятся прямо под носом у медведя, лисицы или орлана. Зимой они совершают регулярные перемещения, собираясь на окраинах и территориях населенных пунктов, и обыскивают помойки с отбросами пищи. К вечеру они возвращаются к месту своей постоянной ночевки.

Немного о врагах

У сороки врагов естественных немало. Охотятся на них орлы, соколы, орланы, ястребы, филины, крупные совы и дикие кошки. Гнезда их, как отмечалось выше, разоряются куницами, а в странах тропиков - змеями.

При всем этом сороки прекрасно живут и процветают в большей степени благодаря своей сообразительности и ловкости.

Заключение

В культурах народов разных стран сороки занимали и занимают разное положение. Индейцы Северной Америки ассоциировали их с духами леса, у жителей Восточной Азии они являлись вестницами счастья и немалым пользовались почетом.

Только в Европе у сорок отношения с людьми сложились не очень хорошо. Земледельцы этих птиц недолюбливали в связи с тем, что они подбирали раскиданные зерна в период сева. И для охотников они всегда представлялись злом - стрекочущая сорока оповещает весь лес об опасности. Поэтому охотники часто их убивали. Ученые тоже причислили этих птиц к разряду вредных за то, что они разоряют гнезда многих певчих птиц.

На самом деле есть от них и польза - сороки поедают вредных насекомых.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: