Какие религии широко распространены в африке. Глобальное соперничество христианства и ислама в цифрах и фактах. Аналитический обзор. Религии народов Северной и Северо-Восточной Африки. Распространение ислама и христианства

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Введение

Традиционные африканские религии… Африка, подобно другим частям света, является «глубоко верующим» континентом. Но в отличие от Азии, Европы, Северной и Южной Америки и Австралии, где преобладают мировые религии (в Азии - ислам, буддизм, а на остальных континентах - христианство в различных формах), в Африке, особенно в ее тропическом и южном регионах, господствуют так называемые традиционные африканские религии.

Культ предков, магия, фетишизм… Нет больше континента, где существуют такие формы религиозных представлений. Мировые религии также представлены в Африке, но утвердились они там сравнительно недавно, если учесть, что их история насчитывает многие и многие столетия. На северо-востоке континента (главным образом на территории современной Эфиопии) с VI века получило распространение монофиситство - одно из еретических направлений в раннем христианстве. В Северной Африке, Египте, Судане, на Восточно-Африканском побережье и частично в Западной Африке с VII - VIII веков активно утверждался ислам. И наконец, с началом европейских колониальных завоеваний вместе с христианскими церковными миссиями стали внедряться различные направления христианского учения. Однако традиционные религии имеют на континенте гораздо более давнюю историю; они окончательно сложились задолго до появления в Африке ислама и христианства.

Что же представляют собой традиционные африканские религии? В широком смысле так принято именовать религиозные представления, верования, культы и ритуалы африканских народов, формировавшиеся на протяжении долгого времени. Они продолжают существовать и сегодня, меняясь вместе с африканским обществом.

Традиционные африканские религии распространены преимущественно южнее Сахары. Хотя точных статистических данных нет, можно утверждать, что их приверженцами является свыше половины населения этого огромного региона, т.е. десятки миллионов человек. Надо также учесть, что и среди тех, кто официально причисляет себя к христианам и мусульманам, немало «скрытых» последователей традиционных африканских религий.

Сторонний наблюдатель чаще всего воспринимает традиционные африканские религии через колоритную, далеко не каждому понятную, а иногда и устрашающую религиозную символику: ритуальные маски и изваяния, обряды жертвоприношений, пляски колдунов в причудливых одеяниях и головных уборах, впадающие в экстаз или транс мужчины и женщины… Между тем все это не является чем-то исключительным, выходящим из общего ряда религиозного развития народов мира.

Огромный фактический материал, собранный исследователями разных стран, говорит о том, что начиная с древнейших времен религиозная жизнь африканцев проходила этапы, общие для всего человечества. Вера в божественное, сверхъестественное была тем средством, с помощью которого древний человек пытался решить возникавшие перед ним проблемы, противостоять стихии. «Он сотворил себе богов, - пишет французский африканист Б. Оля, - которые должны были его опекать, и противопоставил их враждебным и опасным, по его мнению, силам».

Целью и задачами в данном реферате я поставила рассмотрение религиозного мировоззрения африканцев и форм религиозных представлений. Эта тема интересна еще потому, что отношение к традиционным африканским религиям даже в самой Африке неоднозначное и противоречивое.

Сначала рассмотрим религиозное мировоззрение.

Религиозное мировоззрение

В наше время, когда происходит сближение мировых религий (ислама, христианства), с одной стороны, и традиционных африканских верований и культов - с другой, когда современные научные знания, включая астрономию, биологию, физику, все глубже проникают в массовое сознание африканцев, меняются и представления о земном и сверхъестественном. Они приобретают большую стройность, становятся менее «мифологизированными». Но еще многие, особенно простые, необразованные люди, сохраняют глубоко религиозное восприятие окружающего мира, унаследованное от предков. И оно при ближайшем рассмотрении далеко не примитивно, в нем присутствуют те же образы и понятия, что и у других народов мира. У многих народов есть развитые представления о пространстве-времени, о «жизненной силе» или «жизненном начале», об устройстве и иерархии вселенной, включающей множество богов и духов. Те же представления африканских народов принимают порой необычные, на взгляд европейца, формы.

Одним из ключевых положений религиозного мировоззрения африканцев является вера в то, что в земной и внеземной жизни все взаимосвязано, что после смерти тела продолжается «неземная» жизнь и душа человека даже способна вернуться обратно, в земной мир, но уже в ином виде, в ином качестве.

В 1946 году деревенские старейшины догонов - небольшого народа, живущего в излучине реки Нигер, на территории современного государства Мали, - решили открыть французскому этнографу Марселю Гриолю, которого они уважали как серьезного искателя истины, тайные аспекты своей религии. Один из старейшин провел с Гриолем 33 дня, воссоздавая для него космогонию догонов - их представления о происхождении и развитии вселенной, о бытии и богах, о месте человека в земной и потусторонней жизни.

Гриоль и ранее знал, что у догонов существует сложная иерархия божеств и духов, что они чтут бога - первосоздателя Амма и других богов. Но его поразило, что религиозные обряды догонов обнаруживают очень тонкое и глубокое содержание. Самый незначительный предмет повседневной жизни может выражать собой сложные космогонические представления. Космогония догонов символически отображается и в деревенской архитектуре, и в методах ведения хозяйства. Например, зернохранилища, построенные в форме ящиков с острым шпилем наверху, «изображают мировую систему и ее устройство». Главные части зернохранилища соответствуют главным органам Нуммо, т.е. «жизненной силы», которая некогда заключалась в Воде и Слове и затем стала источником всего живого и неживого на земле, в том числе и первых людей. Зернохранилища в сознании догонов ассоциировались также с лежащей на спине женщиной - она олицетворяет солнце; ее поднятые ноги и руки - это четыре стойки, подпирающие крышу, которая воплощает небо.

Вселенная, космос представлялись догонам «в форме остроконечной корзины с квадратным основанием», на каждой стороне которой расположено по десять ступенек, ведущих к вершине. На этих ступеньках размещались символы всех живых существ и растений.

Из подобных представлений, более или менее сложных, тысячелетиями складывались образы вселенной и у других африканских народов. Происхождение неба, звезд, солнца, луны, суши, воды, наконец, растений, животных и человека отразилось в многочисленных мифах, легендах, преданиях.

В сказаниях, легендах и мифах народов Африки - сотни и сотни персонажей, как вымышленных, так и реальных. Среди них есть чудовища и могучие богатыри, духи и божества - хозяева гор, лесов, морей и рек. Героями многих мифов являются разные животные: лев и слон, шакал и гиена, заяц и паук. У каждого народа они имеют свои имена. В самых древних мифах люди еще близки к животным и нередко женятся на них или выходят за них замуж. Некоторых из персонажей связывают сложные взаимоотношения, они любят и ссорятся, воюют и совершают невероятные подвиги: создают мир, небо, солнце и горы. Вот один из таких мифов.

«В давние времена жила девушка. Взяла она однажды горсть золы из костра и забросила ее на небо. Зола рассыпалась там, и по небу пролегла звездная дорога. С тех пор эта яркая звездная дорога освещает ночью землю мягким светом, чтобы люди возвращались домой не в полной темноте и находили свой дом.

Но когда восходит солнце, звездная дорога белеет, звезды блекнут и уходят…»

К религиозному мировоззрению можно также отнести африканскую наскальную живопись - один из видов изобразительного искусства, в котором сюжеты, взятые из повседневной жизни, тесно переплетаются с религиозными, мифологическими. Наскальные изображения сохранились на территории Анголы, Заира, Замбии, Зимбабве, Мали, Намибии, Судана, Танзании и Эфиопии. Всемирную известность получил уникальный комплекс наскальных изображений на горном плато Тассилин - Аджер в алжирской части Сахары. Самые ранние из обнаруженных здесь росписей датируются VIII тыс. до н. э., поздние - началом новой эры. Исследователи не без оснований считают Тассилин - Аджер одним из древнейших центров обитания человека в Африке. Когда-то эта местность представляла собой цветущие, изобильные земли. Теперь здесь пустыня.

Плато Тассилин - Аджер называют «величайшим музеем доисторического искусства». «То, что мы нашли в лабиринте скал Тассили, - пишет известный исследователь Анри Лот, - превосходит всякое воображение. Мы открыли сотни и сотни росписей с десятками тысяч изображений людей и животных. Изображенные на них религиозные обряды нетрудно истолковать. Нас поразило изобилие стилей и сюжетов: рядом с крошечными фигурками людей находились изображения такой гигантской величины, какие никогда нигде не встречались». Здесь были тщательно выписанные фигуры в украшениях, насечках или татуировках, в масках, напоминавших ритуальные, распространившиеся позже в странах тропической Африки. И здесь же, рядом с многочисленными, вполне реалистичными изображениями животных и людей, - рисунки чудовищ, будто перенесенные из античной мифологии…

Формы религиозных представлений

Самыми ранними формами традиционных африканских религий были анимизм, т.е. вера в души и духов, их множественность, и фетишизм - почитание неодушевленных предметов, или фетишей, как естественного происхождения, так и специально изготовленных. Среди ученых нет единого мнения относительно того, какая из этих форм первична. Однако очевидно другое: и та, и другая встречаются в религиозных представлениях всех народов мира на ранних этапах человеческой истории.

С анимистическими представлениями связано отношение к различным диким и домашним животным. Так, у некоторых африканских народов и сегодня особым почитанием пользуются змеи, включая ядовитых, которым издавна приписывается сверхъестественная сила. Поэтому змеи у них объявляются неприкосновенными. Нередко хозяева хижины или дома ставили внутри у порога плошку с молоком специально для змей. На вопрос о том, не опасны ли змеи, в таких случаях следовал ответ: «Змеи созданы для того, чтобы сеять смерть за плохие поступки людей, поэтому мы не убиваем змей. Змеям хорошо - и нам спокойно…».

Похоронные обряды. Проявления анимизма в Африке многообразны. В верованиях одних народов (йоруба, лодзи, шиллук, эве) души предков обитают на небе, другие (игбо, ибибио, ньяруанда) полагают, что они живут под землей. Умершие могут принимать новые обличья, воплощаться в растения, животных или «переселяться в живущих членов своих семей и родов.

Души умерших почитали, их боялись, поскольку считалось, что от них во многом зависят благополучие и удача живущих; прогневить души умерших означало навлечь на себя беду. Такое отношение к мертвым породило многообразные по формам, но имеющие единую основу - уважение и страх - обряды погребения. Бушмены (Южная Африка) верили в то, что после похорон покойника появляется его двойник - гауа (дословно - «существо, которое умерло»), ни внешностью, ни образом жизни неотличимый от умершего. Однако, устав от земной жизни, гауа ложится в могилу. Чтобы задобрить душу усопшего, рядом с погребением оставляли его лук и колчан со стрелами, после чего сородичи надолго покидали это место.

Родственные бушменам готтенготы (Южная Африка) хоронили сородичей в согнутом положении: голову покойника просовывали между ног и укутывали кожаным плащом. Плащ набрасывали на человека перед самой его кончиной, чтобы «поймать» последний вздох умирающего, считавшийся вредоносным. Могилу заваливали камнями и к ней не возвращались.

Часть гетеро, коренных жителей Юго - Западной Африки, верили, что злые силы души скрыты в некоем черве, живущем в позвоночнике покойного, поэтому перед погребением умершему ломали позвоночник.

Некоторые формы похоронных обрядов дошли и до наших дней. Еще сравнительно недавно у народа туген (Кения) умерших не хоронили в земле и не сжигали, как это принято во многих африканских странах, а уносили далеко в саванну. Покойника укладывали на бок. Если через 7 дней труп оставался нетронутым, это означало, что дух умершего еще не покинул землю. Если же дикие звери съедали его, ему устраивали поминки.

По мере развития африканских обществ изменялись и формы их религиозной жизни, обрядность, в том числе и похоронные ритуалы. Сегодня во многих частях континента хоронят так же, как и во всем мире, по христианскому или мусульманскому обряду. Однако чисто национальные традиции все еще живы.

Духи природы. Наличие души приписывалось небу, солнцу, радуге, грому и молнии, дождю и граду, воде, горам, скалам, лесам и т.д. Духи природы - со временем их стали называть богами или божествами - считались покровителями отдельных семей, родов, общин и деревень. Все духи имели собственные имена. Одни духи были более значительными, другие - менее важными (местными). Первые иногда выступали как главные, верховные божества. И главным, и местным духам воздавали почести и приносили жертвы, сооружали ритуальные хижины и храмы. Святилищами, предметами поклонения могли быть священные столбы из дерева или камня. У многих духов были жрецы, жрицы, колдуны, прорицатели и знахари, одержимые этими духами и выступавшие как посредники между ними и теми, кто их почитал.

Фетишизм. В Африке фетишизм распространен в форме культа обожествляемых материальных предметов - от деревянных столиков, брусков, раковин, камней, деревьев, скал до предметов традиционного африканского искусства (статуи и статуэтки людей и животных, различные украшения, маски, барабаны), всевозможных талисманов и амулетов. Фетишистские представления часто переплетались с анимистическими, и их нередко трудно отделить друг от друга.

Среди всего многообразия африканских фетишей ученые выделяют несколько условных групп. Это фетиши, предназначенные для семей и родов; для общин, племен и племенных союзов; так называемые общенародные или общегосударственные фетиши и, наконец, фетиши личные.

Семейные и родовые фетиши появились в ходе формирования родовых обществ. Такими фетишами были каменные топоры времен неолита, почитавшиеся как окаменевшие молнии божества воды и грома. Общенародные фетиши почитались в Африке как высшие святыни.

К числу наиболее известных и значительных фетишей, призванных обеспечить контакты между земным и священными мирами относятся статуи, статуэтки, маски и барабаны (тамтамы). И сегодня они являются непременной принадлежностью многих ритуальных церемоний и обрядов. Статуи и статуэтки призваны воздействовать на участников церемоний своей торжественной неподвижностью, маски же, наоборот, - своим динамизмом.

Роль масок и скульптур в традиционных африканских религиях трудно переоценить. Произведения высокого искусства и прикладного творчества, скульптура и маски являются органической частью всей жизни африканских обществ - как религиозной, так и повседневной. Они являются предметами поклонения и почитания, в них верят, их боятся, их наделяют душой.

Роль барабанов не сводится к простому ритмическому сопровождению религиозных шествий, танцев и песнопений. Их освящают, время от времени в них вливают новую силу путем приношения даров и жертв. Если барабан во время церемонии опрокидывается, то церемонию сейчас же прерывают. У каждого барабана есть свой исполнитель, которому разрешается играть на нем лишь после особого посвящения и длительного обучения.

Широко распространены в Африке и личные фетиши. Чаще всего их получали или покупали у колдунов, знахарей и прорицателей, которые освящали фетиши и отвечали за их действенность. Фетиши были призваны помогать своим обладателям, оберегать от врагов, болезней, сглаза, других напастей. Некоторые фетиши могли действовать самостоятельно, без посредничества колдунов, но самыми сильными считались фетиши, которые подчинялись им. Поскольку поведение фетишей часто непредсказуемо, их старались задобрить и побаивались. Если фетиш «изнашивался», или вообще не действовал, его возвращали изготовителю. Иногда провинившиеся фетиши даже «наказывали».

Тотемизм. Тесно связанный с анимизмом и фетишизмом, тотемизм - наиболее архаичная форма традиционных африканских религий. Под тотемом (термин заимствован из языка одного из североамериканских племен) понимают вид животных или растений (реже - озеро, реку), являющийся символом для кровных родственников, прежде всего для родовой группы. Тотемы олицетворяли связь человека с живой природой.

Следы тотемизма проступают в ушедших или еще сохраняющихся родовых названиях. С тотемизмом связаны мифы о предках, в которых фигурируют образы полурастения - полуживотного.

Табу. Это слово означает ритуальный запрет, налагаемый под страхом кары сверхъестественными силами на людей, на некоторые их действия, слова, поступки…

Табу были распространены у очень многих народов мира на ранней стадии их развития; у некоторых из них табу сохраняется и поныне в видоизмененной форме (например, вера в несчастливое число). Табу буквально пронизывали повседневную жизнь практически всех народов Африки. К табу можно отнести запрещение охотиться на тотемных животных и употреблять их в пищу, так же, как и тотемные растения. У некоторых народов существовали табу на крокодила, льва, быка, голубую антилопу - их нельзя было убивать, есть, а по поверьям некоторых племен - даже смотреть на них.

Были запреты, касающиеся похоронных обрядов и вступления в брак. У некоторых народов мужчинам и женщинам одной тотемной группы запрещалось вступать в брак между собой. У народа ашанти женщина после замужества была обязана соблюдать не только свое родовое табу, но и табу своего мужа. У готтентотов существовало временное табу на общение с близкими умершего.

Страх нарушить табу приводил к поискам защиты от них. У ашанти был широко распространен культ суман - фетишей, защищавших от злого колдовства или спасавших от смерти, если обладатель фетиша нарушил табу.

Африканские табу, как и многие традиционные религиозные обряды и ритуалы, - это прежде всего отголоски далекого прошлого, когда в сознании человека мир животных был неотделим от сверхъестественного мира духов.

Но глубинный смысл африканских табу и суеверий не только в этом. Многие из них выражают некое интуитивное, очень древнее знание о природе вещей и удерживают людей, уже забывших истинный смысл табу, от совершения опрометчивых поступков, которые могут иметь для них неприятные последствия.

Инициация. Среди обрядов жизненного цикла, связанных с рождением и смертью, женитьбой, сбором урожая или подготовкой к нему обряды инициации были и остаются одними из самых важных. Сравнительно недавно они образовывали цикл ритуальных церемоний, длившихся несколько лет.

Центральной церемонией инициации было обрезание, которому подвергали и юношей, и девушек. Время инициации определялось временем их полового созревания.

Так было еще недавно. Сегодня в обрядах инициации, как в ритуальной обрядности в целом, происходят изменения. Но обрезание по-прежнему проводится, и городских мальчиков с этой целью иногда отправляют в деревню к родственникам. Прежние страшноватые ритуальные инструменты заменяются стальными ножами и бритвами. Нередко операцию проводят в больничных условиях. Значительно снизился возраст посвящаемых, сократилась продолжительность обряда и отдельных его ритуалов.

Культ предков. Важное место в традиционных африканских религиях занимает культ предков, развивавшийся в теснейшем переплетении с анимистическими и фетишистскими представлениями. У разных народов он приобретал разные формы. Но было в почитании предков и нечто общее: вера в то, что умершие продолжают жить, но уже в другом состоянии - как духи (или души). Они могут существовать невидимо, сохранять свое прежнее обличье, «переселяться» в тех или иных животных, растения и т.д. Было распространено убеждение, что духи предков часто предпочитают оставаться в родных местах или неподалеку от них, участвуют в земных делах своих живущих родственников, помогают им в повседневной жизни, в принятии личных и коллективных решений, предостерегают от неверных и дурных поступков и даже наказывают их.

Сложилась своеобразная иерархия духов предков, на вершине которой обычно находились те, кого считали родоначальниками. Выделяли духов предков семьи, рода, общины, племени и народа (мифический предок - первооснователь), а также умерших естественной или насильственной смертью - от старости болезней, несчастного случая, на охоте, в бою и т.д. Одни народы почитали родоначальников по мужской линии, другие отдавали предпочтение женскому началу или поклонялись и тем, и другим. Неукоснительное почитание умерших предков считалось одним из главных условий того, что их потусторонняя жизнь будет спокойной и благополучной и они не прервут связей с живыми, будут помогать им.

Почитание предков, общение с ними и сегодня как бы символизируют неразрывную связь поколений, прошлого настоящего и будущего. Культ предков является одной из самых устойчивых форм традиционных африканских религий. Он существует многие столетия и сохраняет свое значение в наши дни. Боги и предки, как и прежде, призваны обеспечивать незыблемость и авторитет власти на всех ее уровнях - от семьи и общины до государства.

Религиозная жизнь доколониальной Африки в значительной мере определялась устойчивостью родовых и общинных отношений. Однако мир прошлого Африки не был застывшим. Перестраивался социальный уклад, возникали племенные и раннегосударственные образования. Происходили изменения и в религиозной жизни: в иерархии многочисленных духов семей, родов, общин на передний план выходили более могущественные божества. Теперь им поклонялись божества и народы, они приобретали общегосударственное значение.

Обожествление правителей. С переменами в обществе было связано такое явление, как обожествление вождей и правителей, т.е. провозглашение их высшими религиозными авторитетами, опирающимися на сверхъестественную, магическую силу, на поддержку духов предков и богов. Так же как и в других регионах мира, в Африке обожествленные вожди и правители сосредоточивали в своих руках огромную власть - светскую и религиозную, были вождями-чародеями и прорицателями, «царями - жрецами», «царями - первосвященниками». Обожествление вождей и правителей получило наибольшее распространение у тех народов, которые в доколониальную эпоху создали племенные и государственные образования.

Но у этой традиции имелась и другая сторона. Обладая абсолютной властью, вожди и правители в то же время подчинялись многочисленным ограничениям и запретам, обязательными в соответствие с традициями для царя-жреца. Обожествленные правители почитались как гаранты благополучия подданных и, находясь у власти, должны были постоянно демонстрировать свою дееспособность.

Ритуальные убийства правителей и вождей были распространены и в ряде других стран доколониальной Африки. Этот обычай, такой же жестокий, как и ритуальные человеческие жертвоприношения, был, очевидно, одной из форм самоутверждения африканских обществ в окружавшем их мире: для того, чтобы выжить, нужна сильная власть. Правда, убийство правителя открывало путь к трону его родственникам и приближенным, и нередко после смерти правителя между ними начиналась жесточайшая борьба.

После политического освобождения Африки руководители ряда новых независимых государств активно и небезуспешно использовали традицию обожествления вождей и правителей с целью укрепления режима своей личной власти. Несогласных и сомневающихся ожидали кары не менее страшные, чем в прошлом.

Африканские «храмы». Архитектура дохристианской и доисламской Африки, так же как и изобразительное искусство, теснейшим образом связана с традиционными религиями. Основным строительным материалом были камень и дерево. Дошедшие до нас архитектурные памятники часто поражают, с одной стороны, своей необычностью, а с другой - сходством с аналогичными образцами в разных частях света. Это - культовые сооружения в виде образующих круги каменных столбов и фигурных монолитов высотой до 2 метров во многих странах западной Африки доисламского периода и большие насыпные, в том числе - из камней, погребальные холмы.

Всемирную известность получили памятники монументального каменного зодчества, обнаруженные на территории современных Зимбабве и Мозамбика, где в средние века находилось государственное образование Мономотапа, а также в ЮАР и Ботсване. В столице Мономотапы, так называемом Большом Зимбабве, имелись впечатляющие культовые сооружения - «Акрополь» и «Храм» (как называли их ученые). Здесь располагалась резиденция верховного правителя - вождя, который почитался в стране как представитель высшего божества Мвари.

Храмы, культовые центры, усыпальницы «царей - жрецов» во многих странах африканского континента строились из дерева, их стены украшались резными барельефами и скульптурой, имевшими ритуальный символический смысл. К сожалению, о многих из них нам известно только по историческим хроникам и описаниям: климат, стихийные бедствия, войны и нашествия недругов - соседей и иноземцев сделали свое дело.

Магия. В традиционных африканских религиях огромную роль всегда играли действия, приемы и средства, с помощью которых приверженцы этих верований пытались достичь тех или иных целей, как в реальном мире, так и в сфере сверхъестественного. К таким приемам и средствам можно отнести колдовство, ведовство, пророчество (прорицательство, ясновидение), гадание, целительство (знахарство). Условно эти религиозные явления объединяют понятием магия.

Вокруг магии, ее возникновения и места в религии десятилетиями велись споры в отечественной и зарубежной науке, в религиозной литературе. Продолжаются они и сегодня.

Очевидно, что в арсенал магов входит интуитивное, или сознательное использование гипноза, телепатии, внушения и еще не до конца изученных экстрасенсорных способностей человека. Но африканцы, верящие в магию, убеждены, что некоторые люди, их речь, движения и мысли и даже некоторые предметы наделены сверхъестественными свойствами. Эти люди живут в атмосфере мистицизма, они способны ввести себя и других в состояние транса или религиозного экстаза. Сила их воздействия на верующих огромна.

Такими людьми в доколониальной и колониальной Африке были служители традиционных культов. Часть из них занимала высокое общественное положение, образовывала особую группу, отгороженную от основной массы населения магическими способностями. В нее входили, прежде всего, вожди и правители, исполняющие функции верховных жрецов. К ним примыкали жрецы - пророки (прорицатели). Считалось, что они, так же, как и «цари - жрецы», наделены даром ясновидения, передаваемым по наследству. Формально жрецам - пророкам полагалось руководить только религиозной жизнью своего народа; фактически же у многих народов (нанди, кипсигис, масаи, сук, туркана в Восточной Африке и др.) они были неофициальными, но общепризнанными политическими правителями. В Буганде, Бенине и других странах с централизованной государственной властью они пользовались большим влиянием на правящие династии.

Стать жрецом - прорицателем было непросто, если претендент не обладал наследственными способностями к магии. Надо было пройти тщательный отбор и серьезное 2х - 3хлетнее обучение. Очень заметными фигурами были верховные жрецы и жрецы храмов (святилищ) наиболее почитаемых божеств и духов. Жрецы обладали значительными состояниями. Они получали многочисленные подношения и щедрые дары от населения. Доходы приносили и различные ритуальные церемонии и обряды, которыми они руководили. Наибольшее распространение во многих странах получили обряды инициации, которые символизировали переход молодежи в категорию взрослых.

Другой слой образовывали служители культа, непосредственно не связанные с властью, и те, кто по разным причинам иногда скрывал свою причастность к магии, - колдуны, ведуны, гадатели, целители.

В массовом сознании колдуны и ведуны были и до сих пор остаются своего рода воплощением и проводниками зла, недобрых сил. Представление о возможностях колдунов и ведунов у разных народов различное. Однако повсеместно принято считать, что колдун, являясь опасным для окружающих и даже для родных и близких, действует бессознательно, в силу особенности своей психики и как бы под влиянием сверхъестественных сил. В отличие гот колдуна, ведун, также олицетворяющий во многих традиционных африканских религиях злое начало, действует направленно: чтобы добиться цели, он прибегает к магии, пользуется вредоносными зельями и ягодами. Соответствующим образом и строилось отношение к колдунам и ведунам. Первых старались избегать, а преследовали и наказывали только тогда, когда они становились активными. Ведунов же обычно не щадили, подвергали жесточайшим наказаниям: сжигали заживо, сажали на кол, забивали камнями. Правда, в тех случаях, когда угроза исходила от чужих ведунов (из чужой деревни, района), обращались за помощью к своим. Так традиционное общество пыталось оградить себя от вмешательства темных сил.

Чаще всего в колдовстве подозревали мужчин, причем считалось, что они унаследовали колдовские качества по отцовской линии, так же как физические признаки или черты характера. Однако, в некоторых африканских странах, особенно в прошлом, колдовством и ведовством занимались и женщины. Вера в колдовство и ведовство не является чем - то уникальным, присущим только народам этого континента. Исследователи неоднократно обращали внимание на сходство представлений африканцев о ведовстве с тем, что европейцы называют судьбой или роком. В мировосприятии многих африканцев любые непредсказуемые явления - внезапная смерть человека от несчастного случая, стихийные бедствия, гибель урожая - получали свое глубинное объяснение. Таким образом, в традиционном обществе не было места случайностям, каждый несчастный случай, бедствие были как бы запрограммированы, вызваны определенными причинами. И это не обязательно было проявление злонамеренности ведунов - возможно, сама жертва нарушила какое - либо табу, волю предков. Пострадавшие обращались за помощью к прорицателям, пользовавшимся большим авторитетом. Прорицатель сообщал имена врагов, показывал места, где можно переждать опасность, рассказывал о скрытых тайных силах. Вера в прорицателей, а также боязнь нарушить многочисленные запреты и предписания, тем более оказаться заподозренным в причастности к колдовству и ведовству, были велики. До недавнего времени в некоторых странах человек был вынужден покидать свою родную деревню или город только потому, что окружающие начинали подозревать его в колдовстве или ведовстве.

В Африке считают, что от действия злых сил может защитить только более могущественная сверхъестественная сила. В некоторых странах Западной Африки еще в первой половине ХХ века для защиты от злых колдунов и ведунов из соседних общин обращались к своим ведунам - мбацав. Они организовывали ночные «защитные» тайные церемонии с человеческими жертвоприношениями. Жертвы приносились божествам. Мбацав выбирали человека, и, очевидно, с помощью ядов вводили его в состояние клинической смерти. Его хоронили, и он становился зомби (дословно «живой мертвец»), после чего мбацав вызывал умершего из могилы и приносил его в жертву.

Практика превращения человека в зомби распространилась за пределы Африки. На Таити жертву убивали с помощью яда рыбы - пузана, во много раз более сильного, чем цианистый калий. На островах Карибского бассейна, куда в свое время было вывезено много африканских рабов, в частности, на Гаити, считалось, что похороненные зомби можно вернуть к жизни и они всегда будут слепо подчиняться тому, кто околдовал и убил их.

На злонамеренные действия колдунов и ведунов, на сверхъестественные силы и в сегодняшней Африке «списывают» многие неожиданные, непонятные и труднообъяснимые явления и события, стихийные бедствия и даже уличные инциденты. Верят в сверхъестественные старые и молодые, бедные и богатые.

Есть деревни и целые районы, где до сих пор воюют против колдовства и ведовства - как в одиночку, так и всем миром: носят амулеты, освященное магическое оружие, прибегают к заклинаниям, соблюдают запреты, предписанные гадателями и прорицателями, окропляют жертвенной кровью возможные места появления колдунов и ведунов. Победить их трудно, ведь, согласно поверьям, они могут стать невидимыми, летать, передвигаться пятками вперед и головой вниз. Поэтому для борьбы с колдунами и ведунами часто привлекают таких же профессионалов, как и они, в частности, гадателей, проводящих ритуальные «допросы трупа» жертвы колдовства.

На площадь сходятся все жители деревни. Родственники умершего - как все считают, кем-то погубленного - выносят на носилках его останки или символически заменяющий их пучок волос. Вызывая к трупу, гадатель заклинает душу умершего показать убийцу. Какое-то время носилки с телом в руках мужчин остаются неподвижными и вдруг наклоняются вперед - виновный найден. Отпираться бесполезно, иначе его ждут жесточайшие испытания: ядовитый настой или ядовитый сок, залитый в глаза, а, может быть, кипящее масло, куда заставят опустить руку. Затем возможны мучительная смерть или изгнание из общины, что равносильно моральной смерти.

Но чаще уличенный просто просил прощения у умершего и выплачивал его семье денежную компенсацию. Умершему приносили коллективную жертву - бычка, и все мирились.

Гадание. Как в прошлом, так и в настоящем гадатели и прорицатели (их функции во многом совпадают) являются весьма заметными фигурами в религиозной и повседневной жизни Африки. К ним обращаются, чтобы узнать волю богов, причины личных несчастий и беспокойств, растолковать сон, получить совет и помощь. Спрашивают гадателя обо всем.

Гаданием для «себя» занимаются во всем мире. Но настоящее гадание в глазах африканцев - это и дар (прежде всего способность к ясновидению), ниспосланный избранному богами и вселившимися в него духами, и большое искусство. Не случайно профессиональные гадатели (а не шарлатаны, каких немало в Африке) пользовались и пользуются широкой известностью и почтением.

Порой способности человека к гаданию обнаруживались неожиданно, когда он вдруг впадал в транс и совершал невероятные поступки. Иногда искусство гадания и прорицания передавалось по наследству по мужской линии как семейная тайна. У некоторых народов кандидата в профессиональные гадатели ожидали тяжелейшие испытания. Так проверялась моральная и физическая стойкость будущих прорицателей.

Описание приемов и способов гадания в Африке составило бы целую книгу. В своей практике гадатели опирались и опираются на наблюдения за живой и неживой природой и, главное, используют огромный, накопленный столетиями опыт и знания своих предшественников.

Для африканского гадателя, живущего вне города, - а таких большинство, - все окружающее наполнено потаенным смыслом: перемены погоды, повышение и понижение уровня воды в реках и озерах, рост травы и деревьев в лесу и саванне, крики птиц и направление их полета, повадки зверей, змей, насекомых, их следы.

О будущем гадатель узнает по внутренностям жертвенных животных и убитых птиц, а также по передвижениям паука, краба, домашних мышей, лисицы, по тому, как меняется расположение ритуальных предметов, расставленных на их пути. В разных африканских странах предсказывают будущее, бросая кварцевые камешки, раковины каури, бусы, клешни крабов, пучки шнурков и ремешков, полоски кожи или кости на шкуры антилопы, овцы, барана, собаки. Расположение этих предметов подсказывает гадателю ответ.

Распространено «чтение по воде». Гадатель приносит в жертву петуха, бросает его в священную реку и наблюдает, как и куда несет его течение. Он также предрекает будущее, виды на урожай, наблюдая за поведением рыб, которым бросили корм.

Популярны и другие способы гадания, в частности, прослушивание звуков, которые возникают, когда в сосуде трясут зерна или мелкие камушки. В некоторых странах гадатели прибегают к помощи медиумов, погруженных в состояние транса. Медиума заставляют водить рукой по песку и по оставленным следам предсказывают будущее. Медиумами считались и женщины, страдающие лихорадкой, дети - эпилептики, одержимые. Их часто использовали для предсказания дождя. Нередко и сами гадатели впадали в транс.

Африканские гадатели, особенно те, кто живет в отдаленных, труднодоступных районах, одновременно занимаются и целительством. Действуют они примерно так же, как и профессионалы в этой области магии.

Целительство в Африке, с одной стороны, основывается на опыте народной медицины. Африканская народная медицина успешно справляется с целым рядом местных болезней и бытовых недугов: укусами ядовитых змей и насекомых, отравлениями, несложными травмами, ранами и расстройствами психики. Однако она бессильна против страшных инфекционных болезней, привнесенных на континент, против массовых эпидемий.

С другой стороны, целитель - традиционная фигура африканских обществ, в которых болезни, ранения и несчастные случаи считались, прежде всего, результатом действия злых сверхъестественных сил. Поэтому обязательными составляющими лечения были магические заклинания и заговоры, призванные вырвать пациента из рук злых или рассерженных духов, строящих козни колдунов и ведунов. Освященные снадобья должны были поставить пациента на ноги. Безрезультатное лечение и даже смерть пациента не обескураживали целителя, который всегда мог сослаться на вмешательство более могущественных темных сил. В случае успеха целителя ожидало заранее согласованное вознаграждение.

Не следует как переоценивать, так и недооценивать возможности целительства. Конечно, победить сонную болезнь или проказу, тропическую малярию или другие подобные болезни, от которых страдают африканцы, невозможно без опыта мировой медицины. Но благотворное воздействие многих народных средств, к которым прибегают африканские целители, давно известно.

Змеи - не только предмет ритуального поклонения, но и настоящий бич многих районов Африки. У некоторых народов накоплен свой опыт профилактики змеиных укусов.

Почему же целительство было и остается довольно успешным? Очевидно, прежде всего потому, что настоящий, подготовленный целитель является как бы интуитивным психологом и психиатром, способным связать суть недуга с действиями магии и предложить больному соответствующее лечение.

Тайные союзы. Особое место в религиозной и общественно-политической жизни континента занимали тайные общества (союзы). В них входили обычно мужчины, принадлежавшие к какому - либо одному племени и одной возрастной группе. Такие союзы именовались тайными, потому что их организация, связь с различными религиозными культами были скрыты от непосвященных.

Изначально цель тайных обществ заключалась в военном и религиозном обучении молодежи под руководством вождей, старейшин и жрецов - пророков. Общества были хорошо организованы, имели сложную структуру. Члены общества платили обязательные взносы, особенно высокие для тех, кто находился на его высших ступенях. Считалось, что руководители этих обществ и их старшие, влиятельные члены наделены мистической силой, владеют магией.

Со временем тайные союзы стали заниматься и проведением всевозможных массовых ритуальных церемоний, включая обряды инициации. На такие церемонии члены тайных обществ являлись в страшных масках, увешанные ритуальными украшениями и оружием, что подчеркивало их связь с миром богов и духов.

К концу доколониальной эпохи некоторые тайные общества, оставаясь закрытыми культовыми организациями, одновременно превратились в мощные религиозно - политические объединения.

Колониальные власти подвергали тайные союзы гонениям. Часть из них прекратила существование, а некоторые, видоизменившись, сохранились до наших дней. Они действуют в основном в сельской местности, выступают за укрепление этнической солидарности, традиционных религиозных устоев и морали.

Заключение

Итак, в данном реферате были рассмотрены основные религиозные мировоззрения африканцев. Из рассмотренного материала можно сделать вывод, что внутренний мир африканцев богатый, и при сравнении его с представлениями европейцев о жизни, смерти, бытии, богах он одновременно потрясает своей схожестью и необычайным своеобразием.

Некоторые ученые с настороженностью относятся к тому, что пишут и говорят о традиционных африканских религиях за пределами континента. Отношение к традиционным африканским религиям неоднозначно и достаточно противоречиво. Небольшая часть интеллигенции считает, что служители традиционных культов приносят только вред. Но при этом также считается, что традиционные африканские религии необходимо очень серьезно изучать.

Перемены в структуре традиционных африканских религий, в формах и методах деятельности служителей культов все же происходят. Гадание, прорицательство, целительство продолжают существовать, но те, кому доступна современная медицина, предпочитают обращаться к врачам и покупать лекарства в аптеках.

И все же традиционные африканские религии - это реальность Африки не только в прошлом и настоящем, но и в обозримом будущем.

Список литературы

1. Религии мира (энциклопедия для детей). Ч. 1. М., «Аванта +», 1996 г.

2. Б. Девидсон. «Африканцы. Введение в историю культуры». СПб, 1993 г.

Подобные документы

    Фетишизм. Тотемизм. Магия. Анимизм. Миф. Легенды, поверья племён. Система религиозных представлений о родстве между группой людей. Специальные места для религиозных действий. Представления о сверхъестественных силах.

    реферат , добавлен 28.06.2007

    Понятие и хронология доисторической и исторической религии, их сущность и основные различия. Первобытные люди и понятие племенной религии. Особенности формирования первобытной религии: фетишизма, анимизма. Роль и значение религии в современном мире.

    реферат , добавлен 22.03.2011

    Исследование истории научного развития идеи анимизма. Эдуард Тейлор и его теория возникновения религий. Характеристика корней анимистических представлений и первобытных религиозных верований. Анимизм коренных обитателей Африки, Южной Америки, Океании.

    презентация , добавлен 16.10.2015

    Слово "религия" как эквивалент слова "вера". Вера в Авесте – древней книге иранцев, ее связь с именем бога Варуна у индоариев. Религия как совокупность способов достижения Бога. Этапы развития религии: анимизм и монотеизм. Религиоведческие школы Запада.

    реферат , добавлен 20.05.2009

    Богословско-теологический и научный подходы к вопросу генезиса религии. История возникновения религии и путь человеческого богопознания. Родоплеменные религии: тотемизм, табу, магия, фетишизм и анимизм. Архаичные формы и способы классификации религии.

    реферат , добавлен 17.02.2011

    Происхождение и ранние формы религии. Система религиозных представлений, фетишизм и тотемизм, культ животных. Структура религии, религиозная деятельность и организации. Наука как культурный феномен. Идеальная структура мира в космическом мироздании.

    контрольная работа , добавлен 21.01.2011

    Фетишизм как религиозное поклонение неодушевлённым материальным предметам. Историческая справка возникновения культа. Виллем Босман и фетишизм. Сущность понятия "амулет", его магическая сила. Фетишизация предметов природа, стадия аниматизма и анимизма.

    презентация , добавлен 28.10.2014

    Структура и основные черты мифологического сознания. Вера как основной принцип религиозного сознания. Основные мировые религии. Мифология как систематизированная, универсальная форма общественного сознания и духовно-практический способ освоения мира.

    реферат , добавлен 14.03.2010

    Домусульманские формы религиозного мировоззрения кыргызов, их синкретический характер: тотемизм, анимизм, фетишизм, культ природы и умерших предков, тенгрианство, шаманизм. Архаические синдромы, живучие традиции, обычаи - суть кыргызской бытовой религии.

    реферат , добавлен 30.01.2012

    Появление фетишизма. Боги и герои в мифологии греков, особенности древнегреческих культов. Влияние фетишизма на античный мир. Пережитки фетишизма древнегреческих культов в современном мире. Фетишизм - это культ неодушевлённых предметов - фетишей.

За последние 111 лет число христиан на африканском континенте увеличилось в 70 раз.

Согласно исследованию The Pew Forum on Religion & Public Life, за 111 лет религиозный ландшафт на «черном» континенте к югу от Сахары резко изменился. По состоянию на 1900 год, и мусульмане и христиане были относительно небольшим религиозным меньшинством в регионе. Подавляющее большинство жителей практиковали традиционные африканские религии, в то время как приверженцы христианства и ислама в совокупности составляли менее четверти населения.

С тех пор число мусульман, живущих между пустыней Сахара и мысом Доброй Надежды, увеличилось более чем в 20 раз - с 11 млн в 1900 году до 234 млн в 2010 году, а христиан примерно в 70 раз - с 7 млн до 470 млн. К югу от Сахары в настоящее время проживает около одной пятой всех христиан в мире (21%) и более чем одна седьмая мусульман (15%). Таким образом, в этом регионе значительно изменилось соотношение религий: с 76% до 13% приверженцев традиционных африканских культов; с 9% до 54% христиан и с 14% до 29% мусульман.

Хотя к югу от Сахары почти в два раза больше христиан чем мусульман, но в целом на африканском континенте положение двух религий примерно одинаково - 400-500 млн у каждой. В северной Африке сильно мусульманское влияние, а в южной части материка - христианское.

Успех христианства объясняется деятельностью благотворительных миссионерских организаций, которые занимались широким кругом проблем - от борьбы с эпидемией ВИЧ/СПИДа и голодом до создания образовательных школ и университетов.

Авторы исследования замечают ряд парадоксов. Многие африканцы, глубоко приверженные исламу или христианству, сохраняют практики традиционных африканских религий. Многие поддерживают демократию и говорят, что люди из других религий могут свободно исповедовать свою веру, но в то же время выступают за принятия заповедей Библии или законов шариата на конституционном уровне. Одновременно мусульмане и христиане признают положительные качества друг в друге, но напряженность во взаимоотношениях между ними сохраняется. Так как взаимное усиление ислама и христианства зачастую приводит к религиозным конфликтам, сообщает Седмица.RU

Африканцы являются религиозными людьми. В большинстве стран более половины христиан верят в процветание благодаря Евангелию - Бог даст богатства и хорошее здоровья людям, имеющим достаточную веру. Половина всех опрошенных христиан ожидают, что Иисус вернется на Землю в течение их жизни, в то время как более 30% мусульман верят, что увидят восстановление халифата - золотой век исламского правления. Большинство населения каждой страны утверждает, что западная музыка, кино и телевидение несут вред нравственности своей нации.

Страница 1 из 9

Африка – второй по величине континент после Евразии. Это относительно мало заселенный материк (примерно 13% населения Земли при 20% всей поверхности суши). На огромных африканских просторах возникло множество разных народностей. На севере живут арабы, а также древние кочевые племена – берберы, тауреги. Население так называемой Черной Африки делится на многочисленные этносы, классификация которых постоянно пересматривается. В Южной и Восточной Африке проживает множество переселенцев из Европы и Азии, в частности, из Индии.

Коренное население Африки можно условно разделить по уровню социально-экономического развития на три большие группы. Первую составляют кочевые охотничьи племена бушменов и пигмеев, не знающие земледелия и скотоводства. Ко второй, самой многочисленной группе, можно отнести большинство земледельческих и скотоводческих народов Тропической и Южной Африки. Третья группа объединяет народы Северной и Северо-Восточной Африки, которые еще с древних времен жили общей жизнью с передовыми народами Средиземноморья, утратив элементы своего патриархального уклада. Эти народы развивались по собственному пути, отличавшемуся от пути развития племен Тропической и Южной Африки. Здесь издавна существовали цивилизации, основанные на земледелии и скотоводстве, самой известной из которых была цивилизация Древнего Египта. К западу от нее располагались могущественные рабовладельческие государства: Карфаген и Нумидия. Поэтому религиозные системы народов Северной Африки были более развиты, а племенные культы стали весьма редким явлением. Уже в начале нашей эры Древний Египет стал одним из центров зарождения христианства, вскоре распространившегося по всей Северной Африке.

Экономические и политические условия жизни, повлиявшие на формирование религиозных верований народов Северной Африки, создавали финикийцы. Свои колонии на побережье Северной Африки они основывали с начала I тысячелетия до н.э., самым могущественным из которых стал Карфаген; к VI в. до н.э. все побережье подпало под его власть. Затем Северная Африка более четырех веков являлась частью Римской империи. Она была христианизирована примерно в то же время, что и северное побережье Средиземноморья. В V в. н.э. побережье Северной Африки оккупировали племена вандалов. Начиная с VIII в., с ростом влияния ислама, история Северной Африки отделяется от истории Европы. Ислам вытеснил христианство практически из всех африканских стран; исключение составили большая часть Эфиопии и области Египта, где сохранились приверженцы христианства – копты . В XI–XII вв. Альморавиды объединяют Магриб (страны Северной Африки) и Андалусию в одну обширную империю, которая затем переходит в руки Альмохадов. Через этот регион проходят торговые пути между Черной Африкой и Европой; наступает расцвет арабо-андалузской цивилизации. Следует подчеркнуть, что в африканских странах ислам сильно видоизменился под влиянием местных условий. В некоторых областях он сохраняет лишь внешние формы. Тем не менее, мусульманскими считаются Алжир, Тунис, Марокко, Судан, Сенегал, Мавритания, Сомали, Ливия, Центрально-Африканская республика и некоторые другие государства.

На территории Южной, Восточной и Центральной Африки существовали многочисленные царства, которые тесно контактировали с мусульманским миром. В конце XV в. на западных и восточных побережьях Африки появляются первые европейские колонии. С колониальными захватами связана новая эпоха распространения в Африке христианства. В целом, однако, успехи христианизации оказались достаточно скромными; местное население часто сохраняло верность традиционным культам. Отношение к ним со стороны христианских миссионеров стало более толерантным, когда среди церковных иерархов появились выходцы из Африки. Показательно, что христианство оказалось в большей степени, чем другие мировые религии, способно к взаимодействию с первобытными верованиями.

Карта Африки, показывающая основные религии, распространенные на сегодняшний день. Карта показывает только религию в целом, исключая деноминации или секты религий, и окрашена соответственно тому, как религии распространены, а не по основной религии страны и т. д.

Также иудаизм исповедуют в Южно-Африканской Республике и Эфиопии.

Авраамические религии [ | ]

Большинство африканцев - последователи авраамических религий : христианства и ислама . Эти религии широко распространены в Африке и часто адаптированы к африканским культурным особенностям и местным верованиям.

Христианство [ | ]

Основная статья:

Христианство в Африке насчитывает две тысячи лет. Заметная ныне в Египте , Эфиопии и Эритрее Коптская Православная Церковь была основана, по преданию, Апостолом Марком приблизительно в 42 году . Миссионерская активность во время, так же как и деятельность евангелистов и пятидесятников в наши времена, надёжно укрепила христианство в Африке, в частности в Центральной , Южной и Восточной Африке , а также в районе Гвинейского залива . Христианство в Африке сильно упрочило свои позиции за последние сто лет: в 1900 году во всей Африке насчитывалось около 9 миллионов христиан, а к 2000 году их было уже 380 миллионов.

Христианско-африканские церкви и культы [ | ]

Христианско-африканские церкви и культы представлены как организациями, которые в определенное время отошли от церквей западного направления или же возникли на африканской почве, сочетая элементы христианства и местные традиции. Формировались среди коренного христианизированного населения, в первую очередь, на юге африканского континента, с конца XIX века . В литературе их могут называть еще афрохристианскими, синкретическими , независимыми, христианско-тубильными церквями и культами.

Изначальной целью афрохристианских культов был пересмотр догматов христианства в соответствии с менталитетом африканских народов, стремление создать «чёрное христианство». Кроме того, африканцам, успевшими к началу XX века. познакомиться с основными догматами христианства, было непонятно, как принцип равенства, добра и справедливости, провозглашаемый в качестве основного христианскими проповедниками, мог соответствовать колониальным захватам.

Афро-христиане обвинили белых в искажении Святого писания , указывая, что действительным богоизбранным народом являются чёрные и помещая Иерусалим в Эфиопию или в другие центры на африканском континенте.

Первая афрохристианская секта была основана в 1882 году в Капской колонии .

Некоторые африканисты рассматривают создание афро-христианских церквей как способ борьбы с колониализмом :

С установлением колониального господства и возникновением новых социальных групп в африканских обществах появляются иные формы протеста. Одной из наиболее ранних была религиозно-политическая, прежде всего создание афро-христианских церквей. Может показаться странным, что идеологическое обоснование антиколониализма африканцы заимствовали из той самой религии, которую навязывали им завоеватели. Произошло это потому, что христианство выступало с идеей всеобщего равенства перед Богом, кроме того, оно давало новообращённым возможность осознать себя частью более широкой общности, чем клан, семья, община. Объединяться по-новому могли лишь те люди, которые хотя бы в какой-то мере отошли от старых форм объединения. Таковы были те, кто принял новую веру. Как правило, именно эти люди оказывались больше всего выбитыми из традиционного, привычного уклада жизни. К тому же новая религия в целом больше подходила к реалиям колониального общества, чем традиционные верования. Но антиколониальный протест у её адептов был неразрывно связан с разочарованием в европейцах как подлинных христианах, со стремлением утвердить в этой вере себя и свой мир.

В начале XX века количества церквей существенно выросло.

Сегодня афрохристианство имеет собственную догматику, обрядность и иерархию. Для него характерна мессианистская направленность, а также заимствованное из традиционных африканских религий представление об отстранённости бога-демиурга и вера в предсказания, получаемые посредством человека.

Афрохристианство подразделяется на пять больших групп:

Наиболее значимым являются:

Ислам [ | ]

В Африке много последователей ислама. Это доминирующая религия в Северной Африке ; сильны её позиции в Западной Африке (в частности, в Кот-Д"Ивуаре), северной части Ганы , на юго-западе и севере Нигерии , в Северо-Восточной Африке (Африканский Рог) и вдоль восточного побережья континента. Как и христианство, ислам проник на континент через Эфиопию и распространился с персидскими и арабскими купцами через Египет и Синайский полуостров .

Иудаизм [ | ]

Основная статья:

В Африке также проживают этнические евреи, бежавшие от Холокоста , большинство из которых осело в ЮАР (ашкеназы); это в основном потомки литовских евреев. Небольшие еврейские группы сефардов и мизрахов с древних времен проживают в Тунисе и Марокко . Многие из них в 1990-е годы мигрировали в Израиль.

Иудаизм исторически связан с Африкой - об этом есть свидетельства в Ветхом Завете, книга Исход (евреев из Египта). Видимо, иудаизм был реакцией на политеизм Египта [ ] (см. Древнеегипетская религия).

Дхармические религии [ | ]

Буддизм [ | ]

Сикхизм [ | ]

Основная статья:

Традиционные религии [ | ]

Африканские традиционные религии, исповедуемые примерно 15 % африканцев, включают в себя разнообразные представления фетишизма , анимизма , тотемизма и культа предков . Некоторые религиозные представления являются общими для многих африканских этнических групп , но обычно они уникальны для каждого этноса.

Общими чертами для большинства африканских религий является представление о Боге-творце (демиурге), который создал Вселенную (например, в религии йоруба), а затем «удалился на покой» и перестал участвовать в земных делах. Также часто встречаются истории о том, как сын божества жил среди людей, но после того, как они причинили ему какое-то зло, он вознёсся на небо.

Общим также является отсутствие веры в рай , ад , чистилище , однако существует представление о потусторонней жизни; нет материальных носителей божественного вроде святых писаний или пророков . Популярны также анимистические представления, вера в магию . Есть религии, основанные на приёме психоактивных растений (бвити ,), сочетающие в себе различные элементы перечисленного.

Многие африканские христиане и мусульмане сочетают в своих религиозных представлениях некоторые аспекты традиционных религий.

Африканские традиционные религии легли в основу вуду (унаследовавшего большое количество черт религии йоруба), а также кандомбле в Бразилии .

Бахаи [ | ]

Статистику по бахаи в Африке трудно отследить. Несколько ранних последователей Бахауллы были, по сообщениям, африканцами. В период с 1924 по 1960 год бахаи была даже утверждена в качестве; позже, однако, бахаи была запрещена и преследовалась властями.

Бахаи также распространён в Камеруне (с 1953 года), где сейчас около 40 000 последователей ; Уганде (несколько десятков тысяч) и ЮАР (201 000 человек на 2007 год ). В Нигерии и Нигере - около тысячи последователей.

Нерелигиозность [ | ]

Некоторое количество населения Африки числится нерелигиозным . На практике это может означать что угодно: от агностицизма , деизма и скептицизма до намеренного сокрытия информации или приверженности тайным культам. Наибольшее количество нерелигиозных людей числится в южноафриканских странах.

Распространение религий в Африке [ | ]

Приверженность различным религиям в Африке (приблизительная оценка на 2006)
Регион Население (2006) христианство ислам традиционные религии индуизм бахаи иудаизм буддизм нерелигиозность атеизм

Африканский континент славится своим разнообразием во всех сферах, поэтому и религии Африки весьма разнообразны, тут имеются представители большинства современных направлений, устойчивое место занимают и старинные верования, привычные для здешних племён.

Большая часть населения Чёрного континента исповедует популярные по миру христианство и мусульманство, часто эти традиции адаптированы к африканским реалиям. Встречается ещё индуизм и иудаизм. Много здесь и приверженцев традиционных религий, пришедших издавна и связанных с длительным автономным историческим развитием.

Христианство пришло в Африку извне, случилось это, как гласит предание, в 42 году, тогда православную Коптскую церковь образовал Апостол Марк. А во 2-м веке новая религия стала популярной в Египте, а также в Эфиопии и Эритрее. Это движение распространилось на всё североафриканское побережье. Последующая история этой религии Африки такова:

  • 4 век - появление идеи основания африканской церкви, независимой от Европы, в частности Рима;
  • 5 век - создание монофизитской церкви на основе египетских и эфиопских христиан;
  • 7 век - вытеснение с севера христианства исламом.

Позже христианское движение снова стало набирать популярность, связано это с тогда, в 16-18 веке, миссионеры стали навязывать католичество. Впрочем, такая деятельность была мало успешной.

Были и иные периоды активизации христианской пропаганды:

  • середина 19 века - завоевание Африки западноевропейскими колонизаторами, активная работа миссионеров, создание всяческих орденов римско-католической церковью;
  • по окончанию 2 мировой войны христианство в Африке стало приспосабливаться к местным обычаям, наращивание африканского духовенства.

Результатом всех действий стало прочное положение христианства на материке, здесь его различные направления исповедуют около 400 миллионов африканцев, встречаются такие:

  • католики;
  • протестанты;
  • монофизиты;
  • православные;
  • униаты.

Наибольшее число христиан в таких частях Африки:

  • запад;
  • восток;

Афрохристианская или синкретическая религия образовалась соединением классических христианских традиций и местных верований и обычаев, это направление распространённое и важное, выделяют такие его группы:

  • адаптированные христианские секты;
  • секты мессианские;
  • секты языческо-христианского объединения;
  • эфиопские (чёрные) секты;
  • ветхозаветные секты.

Ислам в список религий Африки попал также с помощью иностранного вмешательства - его принесли арабы с Аравийского полуострова. Они завоевали североафриканское побережье в 7 веке, чтобы распространить свою религию захватчики пользовались активными экономическими и административными мерами:

  • ограничение прав для неверующих;
  • обложение их податями и прочее.

В итоге полностью установились в 12 веке. Отсюда торговцы и переселенцы стали приносить мусульманство и на восток континента, со временем тропическая часть также познакомилась с новой религией, которая стала серьёзной конкуренцией для христианства.

В современной Африке мусульмане живут в таких регионах:

  • север;
  • запад;
  • северо-восток.

Несмотря на популярность всемирно известных церквей, традиционные религии Африки всё также востребованы и используемы, как и столетия назад. Данные верования прошли длиннейшую историю в уединении от всего мира, связаны они с передаваемыми племенами из поколения в поколение. Всё это было связано с обыденной жизнью, природой, пониманием мира, поэтому отражало истинную сущность африканцев.

В связи с этим такие ритуалы настолько укрепились в сознании и жизни людей, что доныне проявляются во многих странах континента в той или иной степени. Обычно подобные религии встречаются в Чёрной Африке, причём многие африканцы могут спокойно исповедовать любую иную веру, тайно поклоняясь давним традициям.

Все традиционные религии Африки имеют общие черты, первой из которых является выраженный в глубоком почитании предков и всех умерших. Каждый, кто оставил жизнь, становится особым объектом для живых наследников, всеми семьями и родами почитали ушедших, проводили специальные ритуалы, чтобы духи помогали в жизни.

Именно так жил южноафриканский народ тхонга, для его представителей все души предков становились почитаемыми объектами. Такой культ у них семейный, жертвы и ритуалы совершают для духов двух линий - материнской и отцовской. Аналогично живёт и восточноафриканский народ джагга.

Следующей чертой африканских верований является тотемизм, который по сей день встречается некоторыми элементами в на востоке и юге, здесь тотемами являются животные. Бечуаны и сейчас имеют тотемические танцы.

Отдельно стоит культ животных, который произошёл от древнего страха перед опасными зверями. Для многих африканских народов таким почитаемым стал леопард, являющийся очень опасным хищником. Ещё встречаются культы различных змей, в имеется даже соответствующий храм.

Те народы Африки, которые занимаются земледелием, часто формируют культ божеств, покровительствующих аграрному делу, они почитают повелителей различных природных объектов (леса, холмы, ручьи и т.д.). У зулусов даже имеется богиня Номкубулвана, дающая, при поклонении ей, плодородие земель.

Именно с африканскими традиционными религиями связано понятие фетишизма, ведь это явление встречается тут у многих народов. Фетишем выбирали любые предметы, помогающие и защищающие. Однако эти самые вещи помимо пожертвований узнавали и всевозможные надругательства, это делалось преднамеренно, чтобы спровоцировать фетиш на выполнение желаемого.

Говоря о традиционных религиях Африки, нужно вспомнить и о культе жрецов, которые встречались не только в но и во многих других направлениях. Вообще, жрецы всегда считались важнейшими людьми в племенах, также были те, кто практиковал особые умения:

  • магию;
  • гадания;
  • знахарство.

Среди современных африканцев встречаются подобные личности, которые помимо перечисленных функций могут выполнять и иные, например, являются духовными лидерами для местных. К тому же часто жрецы объединяются в союзы, которые распространяют своё влияние и на иные сферы, в том числе и на административные.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: