ДФР, штрафы и реестр лжепредпринимателей: чем заканчивают компании, которые не проверяют контрагентов

22 апреля вступает в силу указ “О дополнительных мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налогов”. Он вводит механизм уплаты налогов по предписанию органов финансовых расследований (ОФР).

Такие предписания будут получать компании, которые оформили сделку со лжеструктурой. Лжепредпринимательской структорой будет признаваться субъект, внесенный в реестр ОФР.

После получения предписания органов финансовых расследования субъект хозяйствования должен в течение 20 дней исчислить и уплатить налоги, проинформировать об этом ОФР. Такая обязанность автоматически возникает у контрагента лжепредпринимательской структуры.

“Составленное в отношении лжеструктуры заключение фактически означает, что юридические документы по взаимоотношениям с ней не имеют юридической силы”, - пояснил начальник отдела правового обеспечения, информации и работы с обращениями граждан Департамента финансовых расследований Николай Иваньков.

Субъекты хозяйствования, исполнившие предписания и добровольно уплатившие налоговые платежи, освобождаются от административной ответственности. В случае несогласия выполнить предписание будет проведена проверка субъекта, и при выявлении нарушений к нему применят меры ответственности.

В настоящее время в «Реестр коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере» включено более 6,6 тыс. субъектов хозяйствования. Реестр находится в свободном доступе. Госконтроль ожидает, что субъекты хозяйствования будут проверять своих контрагентов на предмет присутствия в «черном списке».

«Следует признать, что подавляющее большинство субъектов хозяйствования реального сектора экономики, пользующихся услугами лжеструктур, осознают рискованность своих действий. Причем они не только занижают налоговые платежи в бюджет, но и диктуют на рынке свои цены, предлагая более низкую стоимость товара по сравнению с добросовестными налогоплательщиками», - прокомментировал Николай Иваньков.

В тему:

УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

19 января 2016 г. № 14

О дополнительных мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налогов

В целях обеспечения экономической безопасности Республики Беларусь, совершенствования защиты интересов общества и государства от вреда, причиняемого в результате незаконной минимизации сумм налоговых обязательств, постановля ю:

1.Внести дополнения и изменения в следующие указы Президента Республики Беларусь:

1.1.в пункте 1 Указа Президента Республики Беларусь от 23 октября 2012 г. № 488 «О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств»:

подпункт 1.12 дополнить частью следующего содержания:

«Юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны по предписанию органа финансовых расследований Комитета государственного контроля (далее – орган финансовых расследований) осуществить в порядке, определенном в подпункте 1.11 настоящего пункта, налогообложение хозяйственных операций с субъектом предпринимательской деятельности, в отношении которого составлено заключение, предусмотренное в подпункте 1.12-1 настоящего пункта;»;

дополнить пункт подпунктами 1.12-1–1.12-5 следующего содержания:

«1.12-1. заключение составляется Департаментом финансовых расследований Комитета государственного контроля (далее – Департамент) в отношении субъекта предпринимательской деятельности, включенного в реестр, при наличии информации и документов, подтверждающих совершение данным субъектом предпринимательской деятельности правонарушения в экономической сфере* и использование этого субъекта в совершении такого правонарушения**.

Заключение, указанное в части первой настоящего подпункта (далее – заключение), должно содержать:

сведения о субъекте предпринимательской деятельности, предусмотренные в абзацах втором и третьем подпункта 1.2 настоящего пункта;

дату включения субъекта предпринимательской деятельности в реестр;

ссылку на информацию и документы, подтверждающие совершение субъектом предпринимательской деятельности правонарушения в экономической сфере и использование этого субъекта в совершении такого правонарушения;

указание на то, что для целей налогообложения первичные учетные документы, отражающие хозяйственные операции по взаимоотношениям с субъектом предпринимательской деятельности, за определенный в заключении период не имеют юридической силы. Период, в течение которого оформленные первичные учетные документы являются не имеющими юридической силы, определяется Департаментом на основании имеющихся у него сведений и документов, позволяющих установить период использования реквизитов, бланков документов, печати субъекта предпринимательской деятельности для оформления первичных учетных документов.

Заключение составляется в двух экземплярах, подписывается заместителем Председателя Комитета государственного контроля Республики Беларусь – директором Департамента или его уполномоченным заместителем и скрепляется печатью.

Заключение вручается под роспись (направляется заказным письмом с уведомлением о вручении) субъекту предпринимательской деятельности или его представителю***. При отсутствии субъекта предпринимательской деятельности, а также его представителей по месту нахождения (месту жительства), указанному в учредительных документах (свидетельстве о государственной регистрации), и (или) по последнему месту нахождения (месту жительства), известному Департаменту, заключение может быть направлено по последнему известному Департаменту месту нахождения (месту жительства) такого субъекта предпринимательской деятельности или его представителя. В этом случае субъект предпринимательской деятельности считается надлежащим образом ознакомленным с ним, а заключение – полученным по истечении трех рабочих дней со дня направления;

* Для целей настоящего Указа под правонарушениями в экономической сфере понимаются административные правонарушения в области финансов, рынка ценных бумаг, банковской и предпринимательской деятельности, против порядка налогообложения, а также преступления против собственности и порядка осуществления экономической деятельности.

** Для целей настоящего Указа под использованием субъекта предпринимательской деятельности в совершении правонарушения понимается заключение (оформление) юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями сделок (операций) с субъектом предпринимательской деятельности для совершения правонарушения в экономической сфере.

*** Для целей настоящего Указа под представителем субъекта предпринимательской деятельности понимается руководитель юридического лица (его обособленного подразделения), индивидуальный предприниматель, работник проверяемого субъекта или иное лицо, уполномоченные в установленном законодательством порядке представлять интересы субъекта предпринимательской деятельности.

1.122.ном финансовых расследований по истечении десяти рабочих дней со дня получения заключения субъектом предпринимательской деятельности или его представителем, а в случае обжалования заключения – со дня вручения (направления) субъекту предпринимательской деятельности или его представителю решения по жалобе, оставляющего в силе заключение, выносится предписание юридическому лицу (индивидуальному предпринимателю), совершавшему сделки (операции) с субъектом предпринимательской деятельности (далее – предписание).

Предписание должно содержать указание на соответствующее заключение, первичные учетные документы, отражающие хозяйственные операции с субъектом предпринимательской деятельности, совершенные в период, указанный в заключении, и требование к юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю:

исчислить в порядке, определенном в подпункте 1.11 настоящего пункта, и уплатить в полном объеме налоги (сборы, пошлины) по указанным в абзаце первом настоящей части хозяйственным операциям с субъектом предпринимательской деятельности;

представить в налоговый орган по месту постановки на учет налоговую декларацию (расчет) с внесенными изменениями и (или) дополнениями;

в течение двадцати рабочих дней со дня получения предписания информировать орган финансовых расследований о принятых мерах по его выполнению с приложением подтверждающих документов.

Предписание составляется в двух экземплярах, подписывается руководителем органа финансовых расследований или его заместителем и скрепляется печатью. Предписание вручается под роспись (направляется заказным письмом с уведомлением о вручении) юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю либо его представителю;

1.123.при несогласии с предписанием юридическое лицо или индивидуальный предприниматель в течение двадцати рабочих дней со дня его получения вправе подать в орган финансовых расследований, его вынесший, возражения на предписание.

В случае поступления возражений, поданных с соблюдением порядка и срока, предусмотренных в части первой настоящего подпункта, предписание считается утратившим силу;

1.124.в случаях неисполнения предписания в срок, указанный в абзаце четвертом части второй подпункта 1.122 настоящего пункта, или подачи возражений на предписание в соответствии с частью первой подпункта 1.123 настоящего пункта орган финансовых расследований вправе назначить и провести проверку юридического лица (индивидуального предпринимателя) либо направить заверенную гербовой печатью Департамента копию заключения с приложением сведений о юридическом лице (индивидуальном предпринимателе), совершившем сделки (операции) с субъектом предпринимательской деятельности, в налоговый орган по месту постановки на учет для проведения проверки;

1.125.заключение может быть обжаловано субъектами, в отношении которых оно вынесено, вышестоящему должностному лицу в течение десяти рабочих дней со дня получения.

Жалоба рассматривается в течение пятнадцати рабочих дней со дня ее получения. Копия решения по жалобе в течение трех рабочих дней со дня его принятия направляется лицу, ее подавшему.

В случае несогласия с решением по жалобе заключение может быть обжаловано в экономический суд области (города Минска) в течение десяти рабочих дней со дня получения решения либо, если решение субъектом в установленные сроки не получено, со дня истечения установленных сроков рассмотрения органом финансовых расследований (должностным лицом) жалобы и направления решения по ней.

Пропуск без уважительных причин установленных сроков подачи жалобы является основанием для отказа в ее рассмотрении;»;

1.2. в Указе Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь»:

в части первой пункта 5:

после абзаца третьего дополнить пункт абзацем следующего содержания:

«Комитетом государственного контроля (либо по его поручению территориальными органами Комитета государственного контроля, территориальными органами финансовых расследований), Государственным таможенным комитетом (либо по его поручению таможнями), Министерством по налогам и сборам (либо по его поручению территориальными органами этого Министерства) в отношении субъектов, включенных в реестр коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере (далее – реестр) в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 23 октября 2012 г. № 488 «О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств» , а также иных проверяемых субъектов – при наличии сведений о совершении сделок (операций) с субъектами, включенными в реестр;»;

в абзаце пятом:

слова «а также» исключить;

дополнить абзац словами «, а также в отношении субъектов, включенных в реестр, и иных субъектов – при наличии сведений о совершении сделок (операций) с субъектами, включенными в реестр»;

в подпункте 9.2 пункта 9:

после абзаца шестого дополнить подпункт абзацем следующего содержания:

«необходимость проверки субъектов, включенных в реестр, а также иных проверяемых субъектов – при наличии сведений о совершении сделок (операций) с субъектами, включенными в реестр;»;

в части второй пункта 11 слово «четвертым» заменить словом «пятым»;

дополнить графу «Критерии отнесения проверяемого субъекта к группе риска для назначения плановых проверок» пункта 1 критериев отнесения проверяемых субъектов к группе риска для назначения плановых проверок, утвержденных этим Указом, по группе риска «высокая» абзацами следующего содержания:

«включение субъекта в реестр коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере

наличие сведений о фактах совершения сделок (операций) с субъектами, включенными в реестр коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере».

2.Установить, что не являются административным правонарушением неуплата или неполная уплата юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, иным обязанным лицом суммы налога, сбора (пошлины), если ими по предписанию органа финансовых расследований Комитета государственного контроля до назначения проверки в налоговый орган представлена налоговая декларация (расчет) с внесенными изменениями и (или) дополнениями и в полном объеме уплачена причитающаяся сумма налога, сбора (пошлины).

3.Совету Министров Республики Беларусь до 1 апреля 2016 г. обеспечить внесение в установленном порядке в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь проекта закона Республики Беларусь, предусматривающего приведение Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях в соответствие с настоящим Указом.

4.Настоящий Указ вступает в силу через три месяца со дня его официального опубликования.

Пункт 2 настоящего Указа действует до вступления в силу закона Республики Беларусь, предусматривающего приведение Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях в соответствие с настоящим Указом.

Президент Республики Беларусь А.Лукашенко

Оставить комментарий:

Сообщение:


Не совсем удачно произошла очередная “прихватизация” властями чужого имущества. “Врагу” не достался “отжатый” в Гродно пивзавод, во всяком случае в том виде, в котором его изъяли в доход государства. Так должно было все выглядеть по плану…. Вопросов с данным пивзаводом много. Он стоит в центре города и не выпускает пива уже 10 лет. То, что там никто ничего все это время не делает, было видно многочисленным контролерам и всем властям.

Президент Белоруссии Александр Лукашенко заявил, что у него отличные отношения с российским коллегой Владимиром Путиным. Об этом он сказал во вторник, 28 марта, в Минске, на встрече с чрезвычайным и полномочным послом Республики Армения Арменом Хачатряном по случаю завершения его дипломатической миссии, сообщает официальный портал главы республики. На Марш рассерженных белорусов в Витебске вышли несколько тысяч человек. «Против Лукашенко идем!» - говорит на камеру женщина в Витебске. - Меня и мою семью декрет не затронул. Я просто против него вышла! Ради будущего моих внуков!». «Я также работающий человек, - добавляет человек, идущий рядом. - У меня пять лет зарплата не повышалась!»

Такую мысль нам навязывает действующая власть и всевозможные “эксперты”. “Спокойная жизнь для Беларуси закончилась”, - утверждает украинский военный эксперт Алексей Арестович. Он прогнозирует, что под прикрытием учений “Запад-2017″ российские войска фактически оккупируют Беларусь. “Пока все дружно ждали подлянки от Кремля где-нибудь в Прибалтике или Одессе, Путин нашел простой и изящный выход - оккупировать Беларусь”

Министерство по налогам и сборам разместило реестр коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере . Об этом сообщили в Министерстве.

На 16 января в реестр включено 12 субъектов, в том числе два индивидуальных предпринимателя. На 17 января в реестре будет еще 24 субъекта хозяйствования. На данный момент эти субъекты уже представлены в реестре. Таким образом, в него включено 36 коммерческих организаций и ИП с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере. Указываются основания для включения субъектов в этот документ. Отдельные субъекты отмечены в реестре дважды, поскольку для этого есть два основания. «Реестр будет обновляться каждый день по мере включения в него новых субъектов хозяйствования» , - отметили в Министерстве.

Данный реестр лжепредпринимательских структур создан в республике в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 23 октября 2012 года №488 «О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств », который вступил в силу с 1 января 2013 года.

Ранее сообщалось, что Министерство по налогам и сборам подготовило уведомления для более чем 200 субъектов хозяйствования о намерении включения их в реестр коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере. Субъекты предпринимательской деятельности включаются в реестр на основании информации и документов, представленных инспекциями МНС, Комитетом государственного контроля, Министерством финансов и их территориальными органами, правоохранительными органами и судами. В документах подтверждается наличие одного или нескольких оснований, предусмотренных в Указе №488, по которым субъектов относят к лжепредпринимателям.

Реестр размещен в открытом доступе на официальном сайте Министерства по налогам и сборам в сети Интернет. Это позволяет добросовестным субъектам хозяйствования на стадии принятия решения о совершении сделки получить сведения о репутации контрагента, а также избежать риска неуплаты налогов и иных негативных финансовых последствий, которые могут возникнуть в результате злонамеренных действий недобросовестных лиц, отметили в МНС.

Указом №488 закреплен четкий перечень оснований для включения субъектов хозяйствования в реестр. В него включаются сведения о хозяйствующих субъектах, в деятельности которых согласно приговору суда установлены признаки лжепредпринимательства либо бланки и банковские счета которых использовались в преступных целях. Также основанием для включения в реестр является получение выручки и непредставление в течение двух отчетных периодов соответствующих налоговых деклараций либо представление таких деклараций с указанием об отсутствии выручки. Всего указ насчитывает пять исчерпывающих оснований, позволяющих отнести организацию или предпринимателя к числу субъектов с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере. В целях неукоснительного соблюдения гражданских прав субъектов предпринимательства указом определяется предварительное информирование хозяйствующего субъекта о намерении помещения информации о нем в создаваемый реестр. При устранении допущенных им нарушений восстанавливается деловая репутация субъекта.

Что может произойти с компаниями, если во время проверки выясняется, что они сотрудничали с лжепредпринимательскими структурами — организациями, которые включены в реестр субъектов с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере. Как, даже не совершая серьезных проступков, можно попасть в этот реестр. И что надо делать, чтобы не сталкиваться с подобными проблемами. Несколькими историями и примерами делится наш эксперт, юрист Анна Шмакова (специализация — регистрация и ликвидация юрлиц, аттестация строительных предприятий).

— Первая история, о которой я расскажу, произошла с небольшой компанией, занимающейся оптовой торговлей. Но может случиться с любым юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем.

Компания проработала 8 лет, возила товар из России, продавала в Беларуси. Налоги платила вовремя, кредиторская задолженность отсутствовала. Вела честную деятельность. В 2016 году собственник принял решение о ликвидации. Районная инспекция МНС назначила проверку.


Юрист, Attestat.by

В первые дни проверки выяснилось, что у компании было 9 контрагентов, внесенных в реестр коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере (т.н. реестр лжепредпринимательских структур). И по двоим из них был приговор суда, по которому признано, что компании созданы с целью осуществлять лжепредпринимательскую деятельность.

И вот с этого момента к компании из нашей истории налоговая инспекция проявила повышенный интерес.

Почему у компании возникли проблемы с уплатой налогов

Ведение реестра, о котором мы сказали выше, и работа с субъектами предпринимательской деятельности, включенными в него, регулируется указом от 23 октября 2012 г. № 488 «О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств». Операциям с контрагентами из названного реестра уделяется особое внимание.

При проверке компании из нашего примера налоговая инспекция посчитала, что компания не совершала одну из сделок с контрагентом, который был включен в реестр. При этом покупка товара по этой сделке была учтена ликвидируемой компанией в качестве затрат при уплате налогов.

В качество доказательства налоговые органы привели такие факты:

1. Перевозчик, указанный в ТТН, не подтвердил, что доставлял товар. Договор с перевозчиком отсутствует. Это произошло потому, что с водителем устно договорились о доставке, поскольку пункт разгрузки находился по пути следования автомобиля.



2. Строка «Принял грузополучатель» в накладной не заполнена, подписи и печать отсутствуют.

3. Директор компании-контрагента не знал фактического и юридического адреса своей фирмы, адреса складского помещения.

4. В пункте разгрузки покупатель не арендовал склад.

5. Одна из компаний не зарегистрирована по юридическому адресу, другая зарегистрирована по несуществующему адресу.

6. В базе единого государственного регистра недвижимого имущества отсутствует улица, указанная в адресе склада, однако улица есть на карте, и на ней расположено несколько организаций.

Учитывая эти факты, налоговая инспекция приняла решение о несовершении операции. В подобных случаях налогообложение осуществляется вот по этим правилам:

  • Стоимость приобретенных товаров не включается в состав затрат. И НДС по ним не подлежит вычету
  • При реализации товаров полученные денежные средства признаются внереализационным доходом и включаются в налоговую базу при уплате НДС и налога на прибыль, или налога при упрощенной системе налогообложения
  • При выполнении работ субподрядчиком их стоимость у подрядчика признается внереализационным доходом и не учитывается при налогообложении. Стоимость работ включается в налоговую базу по НДС и налогу на прибыль, если она возмещается заказчиком

Проще говоря — сумма таких сделок облагается соответствующим налогом (налогами). Что и было сделано.



В итоге, компания была вынуждена доплатить 15 млн неденоминированных белорусских рублей налога на прибыль и 17 млн пени.

Поскольку сделки были совершены в 2008 году, и с тех пор белорусский рубль значительно подешевел, сумма доплаты была небольшой. Зато пеня по сравнению с налогом кажется несоразмерной.

Как правило, факт, что компания работала с субъектами из реестра, выявляется при ее ликвидации — в ходе проверки налоговой инспекцией.

На что обращают внимание проверяющие органы при сделках с компаниями из реестра

1. Факт совершения операции с компанией, включенной в реестр лжепредпринимательских структур, должен быть подтвержден имеющим юридическую силу первичным учетным документом (накладной, актом). Но налоговая при проверке может установить, что первичный учетный документ не имеет юридической силы. И если у инспектора будут основания полагать, что операция не совершалась, по ней будут исчислены налоги в тот период, когда операция отражена в первичных документах. И с этого момента считается пеня, которая будет увеличиваться до тех пор, пока основной долг по налогу не погасится.

2. Если в отношении субъекта, включенного в реестр, есть приговор суда, все документы по сделкам с ним признаются не имеющими юридической силы, и суммы сделок облагаются налогами.

3. Бывает, что проверку компании проводит Департамент финансовых расследований. И он может вынести предписание осуществить налогообложение в порядке, о котором мы писали выше: на основании своего заключения. На исполнение предписания дается 20 рабочих дней. Если это предписание проигнорировать, то Департамент инициирует налоговую проверку.

4. Любое юридическое лицо или индивидуальный предприниматель могут сами пересчитывать налоги, если обнаружат среди своих контрагентов субъектов из реестра. Это имеет смысл, когда субъект оказался в Реестре на основании абзаца 2 п. 1.1, т.е. когда есть приговор суда. Налоги по сделкам с таким субъектом доплачивать придется в любом случае, но если выявить это своевременно, можно избежать пени.

По каким причинам компании могут попасть в реестр

Реестр коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере ведется Министерством по налогам и сборам и находится в открытом доступе . Обновляется примерно раз в 10 дней.

Компании и ИП могут попасть в этот реестр по нескольким основаниям:

1. Приговором суда установлено, что деятельность компании или ИП является лжепредпринимательской либо его бланки строгой отчетности или счета использовались для незаконной предпринимательской деятельности.

2. Выручка от реализации товаров поступила на счет, но субъект не отражает ее в налоговой декларации или не предоставляет налоговые декларации в течение двух отчетных периодов подряд.

3. На счет компании поступили денежные средства в сумме более 5000 базовых величин (более 115 000 руб. на сегодняшний день) за один месяц и руководитель юрлица или ИП не владеет информацией об обстоятельствах сделки.

4. От имени субъекта предпринимательской деятельности действует не уполномоченное в установленном порядке лицо. Обычно это значит, что есть директор, который ничего не знает о деятельности компании и в лучшем случае приезжает на работу ставить подпись, и другое лицо (участник или собственник юрлица либо кто-то, кто на самом деле контролирует всю деятельность компании), и у которого находятся печати, бланки строгой отчетности или ключ от системы Клиент-Банк.

5. Субъект предпринимательской деятельности не находится по юридическому адресу, не сообщил в регистрирующий орган об изменении своего адреса и при этом не предоставляет без уважительных причин документы, запрашиваемые МНС, КГК, Минфином, их территориальными органами, правоохранительными органами и судами.



Поскольку запросы от государственных органов часто отправляются на последний им известный адрес, где компания может не находиться, ее представители просто не знают, что их разыскивают. По этому основанию в реестр попасть очень просто. 5236 субъектов из 7417 на 22 декабря 2016 находились с списках реестра по этой причине.

Как происходит включение в реестр

Если Министерство по налогам и сборам получает информацию о наличии оснований для включения компании или ИП в реестр, оно в течение 3 рабочих дней уведомляет их об этом. И в течение 10 рабочих дней с момента получения уведомления можно предоставить возражения в МНС.

Субъект может быть исключен из реестра, если его включили туда ошибочно, или если он ходатайствовал об исключении и предоставил информацию о том, что устранил основания, по которым его туда внесли.

Ходатайство представляется в налоговую инспекцию по месту регистрации субъекта.

Как можно попасть в реестр не по своей вине: еще 2 примера

Практика показывает, что никто не застрахован от обнаружения в своей деятельности контрагентов из этого реестра.

Известны случаи, когда контрагент долгое время честно работал, но со сменой собственников начинал заниматься незаконной предпринимательской деятельностью.

Тем не менее, вся деятельность за все время работы с таким контрагентом признается судом незаконной. Недавно слышала историю, в которой две фирмы некоторое время работали друг с другом. Их собственники были друзьями, и не было оснований сомневаться в надежности партнера. Потом один из друзей свою компанию продал, новые владельцы использовали ее для минимизации налогов. Это установили контролирующие органы. После выявленных нарушений и приговора суда контрагенту компании пришлось выплатить дополнительные налоги и пени.

Чтобы обезопасить себя от таких сюрпризов, нужно регулярно просматривать реестр. Это поможет:

  • Своевременно выявить контрагентов, по которым есть приговор суда
  • Найти других контрагентов, которые могут и не знать, что включены в реестр, поскольку о нем или не слышали, или в него не заглядывают. Здесь можно заодно и услугу контрагенту оказать, потому что если у него есть основания быть исключенным из реестра, это хорошо для обеих сторон
  • Проверить потенциальных контрагентов

Налоговые органы и Департамент финансовых расследований настоятельно рекомендуют проверять будущих партнеров в реестре, а также проверять бланки строгой отчетности в Электронном банке данных бланков документов и документов с определенной степенью защиты и печатной продукции.



Последняя история будет о накладных. Речь идет о компании, которая не имела задолженностей, но за ненадобностью несколько лет не работала. Кто-то, кого сейчас очень сложно найти, получил на эту компанию накладные и использовал их для незаконной предпринимательской деятельности.

В ходе расследования выяснилось: человек, который якобы получил накладные, вообще в налоговой не был, а работник, выдавший накладные, не может вспомнить обстоятельств выдачи, поскольку уже и времени много прошло и людей немало к ним обращается.

Собственник компании теперь доказывает в суде, что он в совершении преступления не участвовал и возмещать ущерб государству не должен. Суммы по таким накладным проходят значительные. Предполагается доплата по налогам на сумму 70 тыс. руб. (или 700 млн руб до деноминации). И еще это основание включить фирму в реестр.

Министерство по налогам и сборам разместило реестр коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере . Об этом сообщили в Министерстве.

На 16 января в реестр включено 12 субъектов, в том числе два индивидуальных предпринимателя. На 17 января в реестре будет еще 24 субъекта хозяйствования. На данный момент эти субъекты уже представлены в реестре. Таким образом, в него включено 36 коммерческих организаций и ИП с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере. Указываются основания для включения субъектов в этот документ. Отдельные субъекты отмечены в реестре дважды, поскольку для этого есть два основания. «Реестр будет обновляться каждый день по мере включения в него новых субъектов хозяйствования» , - отметили в Министерстве.

Данный реестр лжепредпринимательских структур создан в республике в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 23 октября 2012 года №488 «О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств », который вступил в силу с 1 января 2013 года.

Ранее сообщалось, что Министерство по налогам и сборам подготовило уведомления для более чем 200 субъектов хозяйствования о намерении включения их в реестр коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере. Субъекты предпринимательской деятельности включаются в реестр на основании информации и документов, представленных инспекциями МНС, Комитетом государственного контроля, Министерством финансов и их территориальными органами, правоохранительными органами и судами. В документах подтверждается наличие одного или нескольких оснований, предусмотренных в Указе №488, по которым субъектов относят к лжепредпринимателям.

Реестр размещен в открытом доступе на официальном сайте Министерства по налогам и сборам в сети Интернет. Это позволяет добросовестным субъектам хозяйствования на стадии принятия решения о совершении сделки получить сведения о репутации контрагента, а также избежать риска неуплаты налогов и иных негативных финансовых последствий, которые могут возникнуть в результате злонамеренных действий недобросовестных лиц, отметили в МНС.

Указом №488 закреплен четкий перечень оснований для включения субъектов хозяйствования в реестр. В него включаются сведения о хозяйствующих субъектах, в деятельности которых согласно приговору суда установлены признаки лжепредпринимательства либо бланки и банковские счета которых использовались в преступных целях. Также основанием для включения в реестр является получение выручки и непредставление в течение двух отчетных периодов соответствующих налоговых деклараций либо представление таких деклараций с указанием об отсутствии выручки. Всего указ насчитывает пять исчерпывающих оснований, позволяющих отнести организацию или предпринимателя к числу субъектов с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере. В целях неукоснительного соблюдения гражданских прав субъектов предпринимательства указом определяется предварительное информирование хозяйствующего субъекта о намерении помещения информации о нем в создаваемый реестр. При устранении допущенных им нарушений восстанавливается деловая репутация субъекта.

Согласно законодательству Беларуси, любая предпринимательская деятельность как юридических, так и физических лиц, осуществляется на свой риск и под свою имущественную ответственность.

Прям так и хочется добавить еще одно слово, чтобы получилось: «на свой страх и риск», но речь не об этом. Сегодня затронем тему одного из многочисленных рисков, а именно: можно ли полностью быть уверенным в своем контрагенте. И не приведет ли в дальнейшем то, либо иное финансово-хозяйственное взаимоотношение вашей организации к доначислению дополнительных налогов и сборов для уплаты в бюджет и прочим штрафным санкциям.

Сразу же хочется обратить внимание на Указ Президента Республики Беларусь от 23 октября 2012 года №488 «О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств». Так, согласно данному указу, в Беларуси на постоянной основе формируется, дополняется и изменяется реестр коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере. Этот реестр находится в открытом доступе на сайте Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь.

Попасть в указанный реестр субъект предпринимательской деятельности может по следующим пяти основаниям (достаточно одного):

  1. Вступивший в законную силу приговор суда о признании субъекта предпринимательской деятельности «лжепредпринимательской» структурой, либо же банковские (прочие) счета и (или) бланки строгой отчетности такого субъекта использовались для осуществления незаконной предпринимательской деятельности. Примечание: в любом случае ключевым моментом данного основания является именно наличие приговора суда. До его вынесения и вступления в законную силу субъект хозяйствования официально не является «лжеструктурой».
  2. Выручка от реализации товаров, работ или услуг поступила на банковские (прочие) счета субъекта, но в налоговых декларациях она не значится, либо субъект вообще не предоставлял налоговые декларации в течение двух отчетных периодов подряд в налоговые органы.
  3. Если денежные средства, поступившие на банковские (прочие) счета субъекта хозяйствования за месяц, в общей сумме превышают 5 000 базовых величин. А руководитель организации или индивидуальный предприниматель затрудняются пояснить обстоятельства осуществления финансово-экономической деятельности, в ходе которой указанная сумма поступила на счет(а).
  4. Финансово-хозяйственной деятельностью субъекта фактически руководит не уполномоченное в установленном порядке лицо, либо печати, реквизиты, бланки строгой отчетности, ключ от системы «Клиент-Банк» субъекта хозяйствования находятся и (или) используются лицом, не обладающим на это правом.
  5. Организация, индивидуальный предприниматель не расположены по своему юридическому адресу, и не уведомили в установленном порядке регистрирующие органы о смене месторасположения. При этом уполномоченное должностное лицо субъекта хозяйствовании не предоставляет по запросам компетентных органов необходимые документы без уважительной причины, или же не является по вызовам данных органов. Примечание: все, что перечислено в пп.2-5 может являться признаками «лжепредпринимательской» структуры.


Само по себе «лжепредпринимательство» (создание организации или регистрация в качестве ИП не в целях ведения финансово-хозяйственной деятельности, а для сокрытия доходов, занижения налогооблагаемой базы, прикрытия незаконной деятельности, получения различных кредитов и ссуд, а также получения иной незаконной имущественной выгоды) является уголовно наказуемым деянием, ответственность за которое в зависимости от суммы причиненного ущерба, предусмотрена ст.234 УК Республики Беларусь.

А вот действия юридических лиц и ИП, которые имели взаимоотношения со «лжеструктурами» или с субъектами, имеющими признаки «лжеструктур» могут рассматриваться компетентными органами как уклонение от уплаты налогов, сборов. И здесь речь также может идти об уголовной ответственности в зависимости от сумм причиненного ущерба (ст.243 УК Республики Беларусь).

По состоянию на апрель 2017 года в вышеуказанном реестре значится 7 609 организаций и ИП. Причем 5 375 из них внесены исключительно по основанию №5 (не расположение по своему юридическому адресу). А вот тех субъектов, которые суд признал «лжепредпринимательскими» структурами в реестре всего 257 штук (основание №1). Остальные юридические лица и ИП нашли свое место в данном реестре по оставшимся основаниям.

Теперь заострим внимание на следующем моменте 488 Указа. Органы финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь (финансовая милиция) имеют право направить в адрес субъекта хозяйствования, у которого есть финансово-хозяйственные взаимоотношения с контрагентами, попавшими в вышеуказанный реестр, соответствующее предписание. С момента получения которого, субъект хозяйствования обязан осуществить в установленном указом порядке налогообложение финансово-хозяйственных взаимоотношений с теми юридическими лицами и ИП, которые будут указаны в предписании. То есть фактически - дополнительно доплатить налоги и сборы в бюджет.

Однако включить в такое предписание финансовая милиция может лишь те субъекты предпринимательской деятельности из реестра, в отношении которых имеется достаточное количество доказательной базы, подтверждающей факт наличия правонарушения в экономической сфере и использования такого субъекта в совершении подобного правонарушения.

Другими словами, не нахождение по своему юридическому адресу (основание №5) к примеру, явно не является достаточным для того, чтобы включить подобную организацию из реестра в предписание. Тут нужны куда более весомые доказательства признаков «лжеструктуры». Такие как: наличие возбужденного уголовного дела в отношении тех, кому субъекты с признаками «лжеструктуры» или по-простому «финки» были подконтрольны, либо в отношении тех субъектов реального сектора экономики, которые прибегали к услугам «финок» (то есть ст.ст. 234, 243 УК Республики Беларусь соответственно). То есть, необходимы показания фиктивных директоров и ИП (так называемых «фунтов»), что они фактически никакой финансово-хозяйственной деятельностью от имени и с использованием реквизитов субъекта предпринимательской деятельности не занимались, показания перевозчиков, указанных в товарно-сопроводительных документах о том, что никакой товар они не перевозили, наличие информации, подтверждающей не нахождение органов управления, складских помещений по месту регистрации «лжеструктуры», опять-таки показания фигурантов, в отношении которых были возбуждены вышеуказанные уголовные дела и прочее.

Таким образом, если руководитель юридического лица или ИП стал обладателем «письма счастья» в виде подобного предписания от финансовой милиции, он может быть уверен, что доказательная база в отношении его фирмы (ИП) по взаимоотношениям с «финками» по большей части уже задокументирована и собрана. Вопрос обжаловать полученное предписание (на что есть полное право) или уплатить сумму налогов, сборов, указанную в «письме счастья» остается из разряда: «заплатить сейчас или попозже».

В случае если решение пало на обжалование, финансовая милиция имеет право инициировать проверку финансово-хозяйственной деятельности субъекта хозяйствования по вопросам взаимоотношений с «финками», указанными в предписании, и провести ее как самостоятельно, так и поручить ее проведение налоговым органам. А при учете, что доказательная база скорее всего уже полностью сформирована, результат проверки будет аналогичным c предписанием.

Есть только один момент. В случае добровольной уплаты по предписанию должностное лицо освобождается от административной ответственности (если сумма налогов, сборов доначисленная для уплаты в бюджет не образует крупный размер, то есть менее 1 000 базовых величин). Если же в предписании значится цифра в 1 000 и более базовых величин, то речь может идти об уголовной ответственности по ст.243 УК Республики Беларусь (уклонение от уплаты налогов, сборов).

Примечание: базовая величина берется на день срока подачи последней налоговой декларации по взаимоотношениям с «финками». То есть, если установлены взаимоотношения со «лжеструктурами» за период, когда базовая величина была разная, но последнее взаимоотношение приходится на период, когда базовая величина составляла к примеру 21 рубль, то и вся сумма будет считаться по этой базовой величине.

Таким образом, если сумма доначисленных для уплаты в бюджет налогов, сборов по предписанию органов финансовых расследований составляет 1 000 и более базовых величин, и вы ее добровольно уплатили - это еще не значит, что не будет проведена проверка по факту уклонения от уплаты налогов по ст.243 УК Республики Беларусь. Хотя, она скорее всего будет проведена и в случае обжалования предписания.

Получается, что это всего лишь вопрос времени. С того момента, как получено вышеуказанное предписание, государственный механизм запущен и с большей долей вероятности уплатить налоги и сборы (а еще не забываем про пеню) руководителю организации или ИП все-таки придется. Кроме того, в случае доначисления налогов, сборов (без учета пени) в размере 1 000 и более базовых величин нужно быть готовым к проведению отдельной проверки финансовой милицией по ст.243 УК Республики Беларусь.

Тут возникает закономерный вопрос: так для чего создавался 488 Указ? Ответ весьма прост - в первую очередь для удобства самих компетентных органов. А уже потом - для субъектов хозяйствования реального сектора экономика. Чтобы последние имели возможность ознакомления в реальном режиме времени с перечнем реестра коммерческих организаций и ИП с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере.

В принципе, если руководитель фирмы или ИП сознательно идет на взаимоотношения с «финками» с целью обналичивания, обезналичивания денежных средств, либо совершения иной преступной деятельности, направленной на получения имущественной выгоды, то названный реестр с повышенным риском 488 Указа для него абсолютно бесполезен. Ну, разве что такое должностное лицо может увидеть те субъекты хозяйствования, имеющие признаки «лжеструктур», которые уже значатся в реестре и которые соответственно уже попали в поле зрения компетентных органов. Хотя, если они уже нашли свое место в реестре 488 Указа - значит, скорее всего, через них реальные владельцы «финок» уже не будут оказывать услуги по обналичиванию, обезналичиванию денежных средств.

Примечание: конечно, если субъект предпринимательской деятельности попал в указанный реестр - это еще не значит, что данный субъект однозначно «финка». Допускается возможность ошибочного включения в реестр. Для того чтобы попавший в реестр субъект из него был исключен, руководителю организации, ИП необходимо предоставить соответствующее ходатайство в налоговые органы по территориальности об исключении с предоставлением необходимой информации об устранении, отсутствии причин, на основании которых указанный субъект внесли в реестр 488 Указа. Возможно, о подобной ситуации может идти речь например в случае включения в реестр по причине №5 - не расположению по своему юридическому адресу (и то далеко не факт).

Для добросовестных руководителей и ИП реального сектора экономики вышеназванный реестр может представлять опять-таки информационное подспорье, с помощью которого, можно увидеть как те субъекты предпринимательской деятельности, с которыми не нужно взаимодействовать, так и те, с которыми по какой-то причине уже имелись финансово-хозяйственные взаимоотношения. Что означает - надо быть готовым к возможному получению «письма счастья» от финансовой милиции со всеми вытекающими последствиями.

Если все-таки, будучи законопослушным налогоплательщиком руководитель фирмы или ИП изучил реестр 488 Указа и обнаружил в нем своих контрагентов - нужно ли ему ждать предписание финансовой милиции или заблаговременно подать уточненные декларации в налоговые органы, самостоятельно рассчитать и уплатить налоги, сборы в бюджет?

Вопрос хороший. Все зависит от ряда факторов. Начиная с оснований, по которым подобный контрагент был включен в реестр и заканчивая уверенностью (а главное наличием доказательств) в реальности совершения той, либо иной сделки с субъектом из реестра 488 Указа.

Примечание: возможна ситуация, когда руководитель фирмы действительно не знал о совершении взаимоотношений с «финкой». Такое может иметь место быть в случае, если иное уполномоченное должностное лицо организации (например заместитель, специалист по снабжению или закупкам и тд.) за спиной директора имел преступный сговор с представителями «лжеструктуры» с целью получения незаконной имущественной выгоды. В таком случае, следует по возможности провести внутреннее расследование, направленное на установление лица, причастного к данной преступной схеме. Но стоит иметь в виду, что догадки о причастности какого-либо должностного лица к финансовым махинациям за спиной руководителя, компетентные органы без наличия документально подтвержденной доказательной базы, скорее всего во внимание не примут (либо это не возымеет ожидаемого эффекта), так как в конечном счете ответственность несет именно руководитель (директор) организации.

Естественно, законопослушному руководителю юридического лица, ИП следует осуществлять ознакомление с реестром 488 Указа. По возможности наводить справки доступными способами о потенциальном контрагенте. Даже самостоятельно посетить офис, складские (производственные) помещения возможного бизнес-партнера, или же поручить это своему доверенному лицу.

Однако, стоит отметь, что все эти мероприятия, требующие дополнительных затрат времени, сил и средств не гарантируют стопроцентного ограничения от возможных взаимоотношений с субъектами предпринимательской деятельности, которые в дальнейшем могут оказаться «лжеструктурами». Но, по крайней мере, они максимально могут вас обезопасить.

В любом случае, необходимо помнить, что пока вы осуществляете предпринимательскую деятельность на свой страх и риск - «большой брат» может наблюдать за вами.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: