Библия онлайн. Библия онлайн 2 послание тимофею глава 3

Комментарии к главе 3

ВВЕДЕНИЕ КО ВТОРОМУ ПОСЛАНИЮ К ТИМОФЕЮ

Смотрите Введение к Первому посланию к Тимофею

Комментарии (введение) ко всей книге «2-е Тимофею»

Комментарии к главе 3

Во Втором послании к Тимофею... он (Павел), человек, который под Божьим водительством основал и построил за пределами Палестины собрание Божье на земле, излил все свое сердце; и писал он его, видя, что это собрание терпит неудачу за неудачей, что отходит от принципов, на которых было основано. Дж. Н. Дарби

Введение

I. ОСОБОЕ МЕСТО В КАНОНЕ

Последние слова знаменитых людей обычно бережно хранятся в памяти тех, кто их любил. Хотя Второе послание к Тимофею и не было последними словами Павла в буквальном смысле слова, это последнее из известных нам писем апостола христианам, первоначально посланное им своему возлюбленному молодому заместителю Тимофею.

Сидя в мрачной римской темнице, свет в которую проникал лишь через отверстие в потолке, в ожидании казни через обезглавливание, высокодуховный, мудрый и отзывчивый апостол, теперь уже постаревший, изнуренный длительным и ревностным служением Богу, записывает последний призыв - твердо держаться той истины и жизни, которой Тимофей был научен.

Подобно другим "вторым" посланиям, 2 Тимофею посвящено теме лжеучителей и вероотступников последнего времени. Невольно напрашивается мысль, что лобовые атаки на подлинность 2 Тимофею (а еще больше - 2 Петра) предпринимаются преимущественно потому, что скептические религиозные руководители, создающие все эти "опровергающие" теории, используют религию, как маску, и виновны в том самом преступлении, о котором предостерегает нас Павел (3,1-9).

Что бы там некоторые ни говорили, Второе послание к Тимофею весьма необходимо и еще как подлинно!

III. ВРЕМЯ НАПИСАНИЯ

Второе послание к Тимофею было написано из тюрьмы (согласно преданию - Мамертинской тюрьмы в Риме, увидеть которую можно и сегодня).

Павла, как римского гражданина, не могли бросить львам или распять; он "удостоился чести" быть казненным мечом через отсечение головы. Так как он был убит при правлении Нерона, умершего 8 июля 68 г. , то и дата написания 2 Тимофею определяется где-то между осенью 67 г. и весной 68 г.

IV. ЦЕЛЬ НАПИСАНИЯ И ТЕМА

Тема 2 Тимофею ясно выражена в 2,15: "Старайся представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины". В противоположность 1 Тимофею, где главный упор делался на коллективное поведение всей общины, здесь внимание уделяется прежде всего ответственности и поведению отдельной личности. Эту тему можно было бы сформулировать так: "Личная ответственность во времена всеобщего заблуждения".

Согласно этому письму, в церкви, называющей себя христианской, это общее заблуждение достигло огромных размеров. Она далеко отошла от веры и от истины. Какое воздействие оказывает подобное отступление на отдельного верующего? Есть ли ему оправдание, перестань он держаться истины и жить благочестиво? Послание дает однозначный ответ: "Нет!" Ты "старайся представить себя достойным..." Жизнь Даниила при дворе вавилонского царя (Дан. 1) представляет подобную ситуацию. Из-за развращенности, долгое время царившей в Израиле, его вместе с другими юношами царь Навуходоносор увел в вавилонский плен. Они были лишены внешних форм иудейской религии - жертвоприношений, служения священников, поклонения в храме и т. п. Когда же через несколько лет Иерусалим был разрушен, а весь народ угнан в плен, храмовое служение на некоторое время полностью прекратилось.

Видя все это, сказал ли Даниил: "Будет лучше, если я забуду о законе и пророках и постараюсь приспособиться к обычаям и нравам Вавилона"? В анналы истории вошел поразительный ответ, которым стала вся его изумительная жизнь веры в, казалось бы, самых невыносимых обстоятельствах.

Таким образом, 2 Тимофею обращается к христианину, который видит, что коллективное свидетельство церкви нашего времени не имеет ничего общего с первоначальной новозаветной простотой и святостью. Несмотря ни на что, на нем лежит обязанность "жить благочестиво во Христе Иисусе" (2 Тим. 3,12).

План

I. ВСТУПИТЕЛЬНЫЕ ПРИВЕТСТВИЯ ТИМОФЕЮ (1,1-5)

II. УВЕЩАНИЯ ТИМОФЕЮ (1,6 - 2,13)

А. Быть верным (1,6-18)

Б. Быть стойким (2,1-13)

III. ВЕРНОСТЬ, ПРОТИВОСТОЯЩАЯ ЕРООТСТУПНИЧЕСТВУ (2,14 - 4,8)

А. Верность истинному христианству (2,14-26)

Б. Грядущее вероотступничество (3,1-13)

В. Призыв перед лицом вероотступничества черпать из Божьей сокровищницы (3,14 - 4,8)

IV. ЛИЧНЫЕ ПРОСЬБЫ И ЗАМЕЧАНИЯ (4,9-22)

Б. Грядущее вероотступничество (3,1-13)

3,1 Теперь апостол описывает Тимофею условия, какие сложатся в мире перед приходом Господа. Не раз отмечалось, что этот список грехов во многом совпадает с описанием нечестивых язычников в главе 1 Римлянам.

Поразительно то, что в последние дни состояние претендующих на имя христианина будет таким же, как и состояние язычников с их дикостью и нецивилизованностью. Здесь есть над чем задуматься.

Последние дни, о которых здесь говорится, - это дни между периодом апостолов и моментом, когда Христос придет, чтобы установить Свое Царство.

3,2 Изучая эти стихи, невольно поражаешься тому, как часто в них встречается понятие "любящие что-либо". В стихе 2 это, например, сребролюбцы и самолюбцы. В стихе 3 - нелюбящие добра. В стихе 4 мы читаем о людях более сластолюбивых, чем боголюбивых.

В стихах 2-5 приведены девятнадцать характерных черт человечества, живущего в последние дни. Мы перечислим их и приведем синонимы, объясняющие их значение.

Самолюбивы - эгоцентричны, самодовольны, эгоистичны.

Сребролюбивы - жадны к деньгам, алчны.

Горды - хвастливы, любящие выражаться высокопарно и напыщенно.

Надменны - высокомерны, властны.

Злоречивы - злы на язык, сквернословы, любители богохульных, оскорбительных, презрительных, обидных речей.

Родителям непокорны - недисциплинированны, непослушны, не сознающие свой долг, необузданны.

Неблагодарны - лишены признательности.

Нечестивы - отбросили всякое благочестие и почтительность, для них нет ничего святого.

Недружелюбны - жестокосердны, бессердечны, черствы, бесчувственны.

3,3 Непримирительны - неумолимы, непримиримы, отвергают всякое предложение о заключении мира.

Клеветники - распространяют лживые и злобные слухи.

Невоздержны - люди необузданных страстей, развратники, распутники.

Жестоки - свирепы, беспощадны, беспринципны.

Не любящие добра - ненавидят все доброе; восстают против добра в любой его форме.

3,4 Предатели - вероломны, ненадежны, изменники.

Наглы - дерзки, своевольны, опрометчивы.

Напыщенны - самодовольны, претенциозны, много о себе мнят.

Более сластолюбивы, нежели боголюбивы - любят плотские удовольствия, а не Бога.

3,5 Имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся. Внешне эти люди вроде бы религиозны. Они говорят о своей принадлежности к христианству, но их дела заглушают их слова. Их нечестивое поведение свидетельствует о том, что они живут во лжи. Ничто не подтверждает присутствия в их жизни силы Божьей. Хотя в них и могли произойти какие-то изменения, возрождения там никогда не было. Веймут пишет: "Они будут воображать себя благочестивыми, хотя и не познали Его силы". Ему вторит Моффатт: "Хотя они и придерживаются видимости религии, но с ней как с силой они не имеют ничего общего". Филлипс сформулировал это так: "Они будут делать вид, что религиозны, но их поведение будет свидетельствовать о необоснованности их претензий". Они хотят быть религиозными и в то же время не отказываются ни от одного из своих грехов (см. Откр. 3,14-22). Хиберт предупреждает: "Это наводящий ужас портрет христианского мира, погрязшего в вероотступничестве, нового язычества, скрывающегося под личиной христианства". (Hibert, там же, p. 86.) Таковых людей Тимофей должен удаляться. Это сосуды, описанные в предыдущей главе, от которых он должен очищаться.

3,6 Теперь из толпы нечестивцев последних дней Павел выделяет одну конкретную группу - руководителей и учителей различных сект. Все упомянутое в этом подробном описании их характера и методов характерно и для современных сект.

Прежде всего, мы читаем, что они вкрадываются, или же хитростью проникают, в дома. Не случайно это словосочетание вызывает в памяти движение змеи. Яви они свое истинное лицо, вряд ли им удалось бы попасть во многие из домов; поэтому они используют множество уловок, говоря, например, о Боге, Библии и Иисусе (даже если и не верят в то, что говорит об этом Писание).

Далее апостол говорит, что они обольщают женщин. Это очень типично. Свои визиты они наносят в то время, когда мужья, по всей вероятности, находятся на работе или где-то еще. История повторяется. В Едемском саду сатана обратился к Еве и обманул ее. Она узурпировала власть над своим мужем, приняв решение там, где не имела на то никакого права. Методы сатаны ничуть не изменились. И по сей день он обращается со своими лжеучениями к женщинам, превращая их в своих пленниц.

Женщины более уязвимы, они слабее и неустойчивее мужчин, но им не хватает не столько ума, сколько силы характера.

О них говорится как об утопающих во грехах, водимых различными похотями. Во-первых, это свидетельствует о том, что их гнетет сознание своих грехов, они чувствуют, что в жизни им чего-то не хватает. Вот в этот-то критический момент на пороге появляются сектанты. Как печально, что знающие истину Слова Божьего не проявляют большого рвения в попытках прийти таким душам на помощь.

Во-вторых, мы читаем, что они водимы различными похотями. По мнению Веймута, они водимы вечно меняющимися причудами и капризами.

Моффатт называет их "своенравными, непостоянными, импульсивными существами". Суть, вероятно, в том, что, отягощенные сознанием своего греха, стремясь избавиться от этого бремени, они с готовностью принимают всякое новомодное учение или религиозное новшество.

3,7 Говоря, что они всегда учатся, апостол не имеет в виду, что они постоянно узнают больше и больше о Господе Иисусе и Слове Божьем. Нет, они просто исследуют одну секту за другой, но никогда не могут дойти до познания истины. Эта истина - Господь Иисус. Иногда эти женщины, казалось бы, подходят к Нему очень близко, но их держит в плену враг душ, и потому они никогда не обретают покой, который возможен в одном лишь Спасителе.

Здесь необходимо отметить, что члены различных сект всегда говорят: "Я изучаю то-то и то-то", называя здесь имя своей системы. Они никогда не могут с абсолютной уверенностью говорить о завершенном искуплении через веру в Иисуса Христа.

Этот стих заставляет нас задуматься о невероятном прогрессе в любой области человеческих знаний, о том, какой упор в сегодняшнем мире делается на образовании, и о том, что все это ни в коей мере не способно привести людей к познанию истины.

3,8 В этом Послании Павел трижды упоминает имена конкретных людей: Фигелла и Ермогена (1,15) как стыдящихся истины; Именея и Филита (2,17-18) как заблуждающихся относительно истины; Ианния и Иамврия (3,8) как воспротивившихся истине.

Павел возвращается к руководителям и учителям сект. Он сравнивает их с Ианнием и Иамврием, противившимися Моисею. Кто они, эти люди? В ВЗ их имена не упоминаются, но принято считать, что это два главных волшебника Египта, которых фараон призвал, чтобы они повторили чудеса, совершенные Моисеем.

Возникает вопрос: откуда Павел знал их имена? В этом нет ничего удивительного: если они не передавались иудеями из поколения в поколение в преданиях, то вполне вероятно, что имена были даны апостолу Божественным откровением.

Здесь важно то, что они противились Моисею, подражая его делам, подделывая чудеса. Именно так поступают и секты. Они противостоят Божьему делу, имитируя его. У них есть собственная Библия, их собственный путь к спасению - короче, у них найдется замена для всего, что есть в христианстве. Они противостоят истине Божьей, изготавливая грубые подделки, а иногда и обращаясь к волшебству.

Это люди, развращенные умом. Артур Уэй переводит данные слова так: "Их разум прогнил насквозь". Их разум извращен, испорчен и порочен.

Если испытать их относительно христианской веры, то окажется, что они невежды и любители подделок. Особенно отчетливо это видно, когда им задают простой вопрос: "Бог ли Иисус Христос?" Многие из них пытаются скрыть свое лжеучение, признавая, что Иисус - Сын Божий, но при этом они имеют в виду, что Он сын Бога наряду с другими Божьими сыновьями - христианами. Однако, столкнувшись с вопросом: "Бог ли Иисус Христос", они вынуждены показать свое истинное лицо. Они не только отрицают то, что Он - Бог, но зачастую приходят в ярость, когда их об этом спрашивают. Подобное характерно для сторонников таких сект, как "Христианская наука", христодельфианизм, Свидетели Иеговы и "Путь".

3,9 Павел заверяет Тимофея, что лжеучителя не много успеют. Трудность здесь заключается в том, что в каждом веке людям кажется, что секты всячески преуспевают и ничто не в силах остановить их распространение по всему миру! Здесь, возможно, имеется в виду, что в конце концов каждое из лжеучений будет разоблачено. Системы обмана приходят и уходят одна за другой.

Хотя временами и кажется, что день ото дня они набирают силу, придет время, когда их фальшь для всех станет очевидной. Они могут привести людей к определенным высотам, даже предложить определенную степень изменений. Но они не могут дать возрождения. Они не могут предложить человеку свободу от власти греха и наказания за грех. Они не могут дать жизнь.

Прибегнув к колдовству, Ианний и Иамврий могли в какой-то мере подражать Моисею. Тем не менее, когда нужно было из смерти породить жизнь, они оказались бессильны. В этой области секты терпят полное поражение.

3,10 Разительный контраст поведению этих лжеучителей составляли жизнь и служение Павла. Тимофей был прекрасно осведомлен о девяти особых чертах, присущих этому Господнему слуге. Он внимательно следил за деятельностью Павла и мог засвидетельствовать, что это человек, безгранично преданный Христу и Его Слову.

В своем учении апостол был верен Слову Божьему и предан Личности Господа Иисуса Христа. Его житие и поведение ни в чем не противоречило тому, что он проповедовал. Его расположением, или целью в жизни, было удаляться от всякого зла как в морали, так и в вероучении. Под верой здесь может подразумеваться упование Павла на Бога или же его личная верность.

Тимофей знал его как человека, который во всем и полностью полагался на Господа и в то же время был надежен и заслуживал всяческого доверия. Великодушие апостола проявилось в его отношении к своим преследователям и критикам. Что касается любви, то он был самозабвенно предан Господу и другим людям. Чем меньше его любили, тем непоколебимее была его решимость любить. "Терпение" буквально означает "стойкое отношение", то есть сила духа, стойкость, выносливость.

3,11 Некоторые гонения и страдания Павла описаны во 2 Коринфянам 11,23-28. Здесь, однако, он имеет в виду те, которые были известны Тимофею. Так как родом Тимофей из Листры, то он наверняка знал о гонениях, обрушившихся на Павла в этом и соседних с ним городах Антиохии и Иконии. Богодухновенное описание этих страданий дано в книге Деяний: Антиохия - Деяния 13:45,50; Икония - Деяния 14,3-6; Листра - Деяния 14,19-20.

Павел ликует, потому что Господь избавил его от всех гонений. Господь не оградил его от бед, но избавил из всех гонений. Это еще раз напоминает нам, что Бог не обещает свободу от трудностей, но обещает, что в любой беде будет рядом и поможет нам.

3,12 Гонения - неотъемлемая принадлежность жизни верного христианина. Об этом полезно напомнить каждому молодому Тимофею. В противном случае, когда ему придется идти через глубокие воды, искушение допустить мысль, что он изменил Господу или же что Господь по какой-то причине им недоволен, будет весьма велико. Дело в том, что все желающие жить благочестиво неизменно будут гонимы.

Причина этих гонений проста. Благочестивая жизнь одних обличает нечестие других. Людям подобные обличения не по душе. Вместо того, чтобы покаяться в своих грехах и обратиться к Христу, они пытаются уничтожить того, кто разоблачает их истинную сущность. Подобное поведение безрассудно, но очень характерно для падшего человека.

3,13 Павел не тешит себя иллюзией, что постепенно мир будет становиться лучше и лучше, пока наконец все люди обратятся в христианство.

Через откровение свыше он знал, что будет как раз наоборот. Злые люди и обманщики будут преуспевать во зле.

Их методы будут все утонченнее, а атаки все смелее. Они не только будут обманывать других, но и сами попадут в те же сети своего лжеучения, которыми пытаются опутать своих слушателей. После стольких лет торговли собственной ложью они и сами начинают в нее верить.

В. Призыв перед лицом вероотступничества черпать из Божьей сокровищницы (3,14 - 4,8)

3,14 Снова и снова Павел напоминает Тимофею непоколебимо пребывать в учении Божьего Слова. Именно это будет его главной сокровищницей в те дни, когда лжеучения станут в изобилии встречаться на каждом шагу. Если он будет знать Писание и повиноваться ему, никакие самые изощренные заблуждения не смогут увести его с правильного пути.

Тимофей не только был научен великим истинам веры, но они были ему вверены. Он был уверен в них. Несомненно, ему говорили, что это учение устарело, что его никто не назовет высококультурным или высокоинтеллектуальным. Но он не должен оставлять истину ради теорий или человеческих домыслов.

Далее апостол советует ему помнить, кто научил его всем этим истинам. Есть небольшое разногласие в том, к кому относится местоимение "кем": к самому Павлу, к матери и бабушке Тимофея или же ко всем апостолам вообще. В любом случае главная мысль здесь такова: Священному Писанию его научили люди, которые подтверждали своей жизнью реальность их веры. Это благочестивые христиане, в жизни которых была одна лишь цель - слава Божья.

3,15 Этот стих заставляет хорошенько задуматься. Его смысл в том, что Тимофей с детства знал священные писания, или буквы. Подразумевается даже то, что, уча его алфавиту, мать использовала части ветхозаветных Писаний. С младенчества Тимофей находился под влиянием богодухновенных Писаний и ни при каких обстоятельствах не должен был забывать ту благословенную Книгу, что формировала его жизнь для Бога и для добра.

О Священных Писаниях говорится, что они могут умудрить людей во спасение. Это прежде всего означает, что о пути спасения люди узнают из Библии.

Здесь также может иметься в виду и то, что уверенность в спасении приходит от Слова Божьего.

Спасение дается верой во Христа Иисуса. Нам следует обратить на это особое внимание. Спасение приобретается не добрыми делами, не крещением, не членством в церкви, не конфирмацией, не исполнением Десяти заповедей, не исполнением Золотого правила или еще каким-то путем или методом, где какая-то роль отводится человеческим усилиям или достоинствам. Спасение дается верой в Сына Божьего.

3,16 Говоря "все Писание", Павел, несомненно, имеет в виду весь ВЗ, а также существовавшие на то время части НЗ. В 1 Тимофею 5,18 он цитирует Евангелие от Луки (10,7) как Писание. Петр говорит о посланиях Павла как о Писаниях (2 Пет. 3,16). Сегодня мы имеем право считать, что этот стих относится ко всей Библии.

Это один из самых важных стихов Библии на тему богодухновенности.

Он учит, что все Писание богодухновенно. (Греческое слово здесь "theopneustos".) Бог чудесным образом передал Свое слово людям и руководил ими, когда они его записывали, стремясь сохранить навеки. То, что они записывали, было непосредственно словом Божьим, данным свыше и непогрешимым. Хотя при этом литературный стиль каждого отдельного автора не был уничтожен, слова, которые он использовал, давал ему Святой Дух. Поэтому мы читаем в 1 Коринфянам 2,13: "Что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святого, соображая духовное с духовным". Если этот стих вообще что-то утверждает, то именно то, что богодухновенные авторы использовали СЛОВА, которым учил их Святой Дух. Именно это и понимают под буквальной богодухновенностью.

Авторы Библии не пытались дать личное толкование чего-либо, но записывали то, что давал им Бог. "Зная прежде всего то, что никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою. Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божьи человеки, будучи движимы Духом Святым" (2 Пет. 1,20-21).

Неправильно говорить, что Бог просто дал мысли конкретным авторам, а потом позволил им излагать эти мысли своими словами. Истина, на которой настаивает Писание, заключается в том, что богодухновенны были и сами слова, которые Бог дал людям.

Так как Библия - Слово Бога, она полезна. Полезна каждая ее часть. Хотя люди могут недоумевать относительно некоторых родословий или не совсем понятных мест, разум, наученный Духом, понимает, что духовная пища содержится в каждом слове, вышедшем из уст Божьих.

Библия полезна для научения. Она излагает взгляды Бога на такие темы, как Троица, ангелы, человек, грех, спасение, освящение, Церковь и будущее.

Она, опять же, полезна для обличения. Она не только указывает на все, что неправильно, но и объясняет, как его можно исправить. Так, например, Писание не только говорит: "Кто крал, вперед не кради", но и добавляет: "...а лучше трудись, делая своими руками полезное, чтобы было из чего уделять нуждающемуся". Первую часть этого стиха можно расценить как обличение, вторая же часть - исправление.

И наконец, Библия полезна для наставления в праведности. Благодать Божья учит нас жить благочестиво, Слово же Божье подробно описывает, что такую благочестивую жизнь составляет.

3,17 Посредством Слова Божьего человек достигает совершенства, или зрелости. Он приготовлен ко всякому доброму делу, которое составляет цель его спасения (Еф. 2,8-10). Это прямая противоположность царящему сегодня мнению, что приготовиться можно лишь через приобретение научных степеней.

Ленски пишет: "Писание не имеет себе равных; никакая другая книга, библиотека или что-либо другое не в состоянии умудрить погибшего грешника во спасении; всякое другое писание, каким бы нужным во всех других областях оно ни было, оказывается бесполезным по причине его небогодухновенности, когда речь идет о том, чтобы: научить нас дарующим спасение истинам; опровергнуть ложь и заблуждения, отрицающие эти истины; помочь подняться павшему грешнику или оступившемуся христианину; научить, наставить, обличить и исправить человека в истинной праведности". (Lenski, Epistles, p. 841.)

Ключевой стих 3:16

«Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности».

В начале года, мы начали читать Библию, Новый Завет. У некоторых уже большой прогресс. Сегодняшнее слово помогает нам, правильно читать Библию. Нам надо знать, что такое Библия. Мы знаем, что Библия это книга. Мы можем купить ее в магазине за 200гр. Но это необычная книга. Нет другой книги, которая могла бы сравниться с Библией по числу переводов на другие языки. Нет никакой другой книги, которая стала причиной появления такого огромного количества других книг. Нет книги, имеющей так много врагов, однако, и такое множество горячих друзей, как Библия. Никакая другая книга не оказала такое влияние на историю человечества.

Авраам Линкольн сказал: «Я убежден, что Библия является наилучшим подарком, которым Бог когда-либо наделил человека. Все наилучшее от Спасителя мира передается нам через эту книгу». Наполеон сказал: «Библия – необыкновенная книга. Она — Живое Существо, побеждающее все ей противостоящее». Сэр Исаак Ньютон сказал: «Библия содержит в себе больше признаков достоверности, чем вся светская история».

Написанная очень давно Библия и сейчас звучит очень сильно, живо и действенно. Мы можем спросить: «Почему?» Сегодняшний отрывок дает нам ответ на этот вопрос. Помолимся, чтобы сегодня мы услышали голос Бога.

Во-первых, Библия дает мудрость ко спасению.

С чего начинается сегодняшний отрывок? «Притом же ты из детства знаешь священные писания…» Здесь апостол Павел обращается к Тимофею. У Тимофея была верующая мама и верующая бабушка. Поэтому он был знаком с Писанием с самого детства. Есть ли среди нас тот, кто читал Библию в 15,10,8 лет? Хотя Тимофей знал Писание с детства, Павел советовал ему хранить то, чему он научился в нем.

Есть много хороших книг, которые могут научить нас чему-то полезному. Если мы изучаем учебник по математике, мы можем научиться решать сложные задачи. Если мы читаем классиков, то лучше можем понять внутренний мир человека. Если мы читаем справочники, то можем стать ходячей энциклопедий. Иностранная литература помогает нам выучить новый язык. Такие книги обогащают наш внутренний мир, и делают нас более образованными. Библия отличается от всех этих книг тем, что она способная дать нам бесценную мудрость. Что эта за мудрость?

Посмотрите еще раз на 15 стих. «Священные писания… могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса» . Библия делает нас мудрыми людьми. Мы познаем Бога, себя и этот мир. Но самое главное, эта мудрость ведет нас ко спасению через веру в Иисуса Христа. Спасение означает прощение грехов, мир с Богом, вечную жизнь. Спасение означает победу над всеми грехами и новую жизнь в Иисусе Христе. Что ценнее спасения души для человека? Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Спасение — первостепенно важная вещь и необходимое условие для счастья человека. Однако, ни один университет в мире не может дать мудрости ко спасению. Только Библия дает нам мудрость ко спасению. Молюсь, чтобы мы продолжили читать Библию, и приобрели мудрость ко спасению.

Во-вторых, Библия написана Святым Духом.

Хотя мы называем Библию одной книгой, на самом деле это целая библиотека. Она состоит из 66 книг. Они были написаны более чем 40 авторами на протяжении многих сотен лет. Самыми древними книгами Библии считают Пятикнижие и книгу Иова. Последней была написана книга Откровения – в конце I века нашей эры. Библейские авторы имели различное положение в обществе. Среди них были священники, пастухи, цари, ученые, врачи и даже работники налоговых органов. И многие из них не встречались друг с другом. Но удивительно, что Библия обладает поразительной гармонией и внутренним единством. Все книги Библии имеют одну цель и единую тему – Мессия, Иисус Христос, и вера в Него.

Когда мы не можем понять какое-то место в Библии, в другом месте мы находим полное объяснение. Новый Завет открывает нам значение Старого, а Старый помогает лучше понять Новый. Как так получилось, что люди разных сословий, которые жили в разных веках, написали такую удивительно гармоничную книгу? Посмотрите на 16 стих. «Все писание богодухновенно…» Это означает, что все авторы книг Библии были вдохновлены Святым Духом, Духом Бога. Бог Сам открывал Свою истину тому, или иному человеку, Он побуждал его записать Его откровения и Он Сам руководил им Святым Духом. Так про Моисея было сказано, что он написал «все слова Господни» (Исх.24:4), многие пророки начинали свои книги словами «Так говорит Господь» (Иер.2:2, Ис.1:2).

Уникальность Писания состоит в том, что оно было написано под водительство Духа Бога. Поэтому в конечном итоге автором писания является Сам Творец Бог. Господь подтвердил об этом в евангелии от Матфея: «не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» . Это говорит нам, что Библию нельзя сравнивать ни с какой книгой в мире. Это голос с небес, мудрость с небес, и откровение с небес. Вот, почему мы должны иметь богобоязнь перед Ней.

Через Библию Бог открывает Себя человеку. Поэтому через слово Бога мы можем встретиться с Богом и познать Его. Также в Библии мы всегда можем слышать голос Бога. И на основе Его обещания, каждый из нас может войти в личные отношения с Богом. Но что нам нужно для этого? Может быть, нам нужно выучить еврейский и греческий языки, на которых была написана Библия? Да, это тоже хорошо, но не каждый может себе позволить это. Мы нуждаемся в помощи Святого Духа. Святой Дух написал Библию. Святой Дух помогает нам услышать голос Бога, обращенный лично к нам в Его слове. Поэтому каждый раз, когда мы открываем Библию, нам надо смиренно просить помощь Святого Духа, и надо слышать, что Бог хочет сказать мне, через Свое слово? Важно слушать Его голос в Его слове.

В-третьих, через Библию Бог направляет и воспитывает нас.

Давайте вместе прочитаем 16 стих. « Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности» . Есть много книг, которые интересно читать только первый раз, например детективы. Но все слова Библии полезны для научения. Это означает, что каждый раз, когда мы читаем Библию, мы можем учиться чему-то новому. Поэтому чтение и изучение Библии не скучное зазубривание каких-то правил и законов, изучение Библии это захватывающее дело.

Также Писание полезно для обличения. Здесь обличение означает указание на наши грехи. Никто себя не знает, и обычно, другие люди не знают, что у нас внутри. Но слово Бога отражает истинного меня. Слово Бога обличает нас в скрытых грехах, и ведёт нас к покаянию. Кто принимает это обличение и кается в своих грехах перед Богом, тот блаженный человек, он освобождается от греха, и получает истинное счастье. Человек может найти много, в чём он нуждается – решение проблемы характеры, финансовой проблемы, исправления здоровья, и т.д. Но главная цель изучения Библии заключается в решении проблемы греха.

Слово Бога помогает нам исправлять свои ошибки и неправильные мотивы или цели. Слово Бога наставляет нас в праведности. То есть, слово Бога даёт нам стремление к святости Бога, и к Его праведности. Поэтому, чем, чаше мы читаем Библию, тем полезнее для нашей души. Если сказать коротко, Бог воспитывает каждого из нас через Свое слово, как отец воспитывает своих детей. Для любого человека необходимо духовное обличение, наставление и исправление. Без этого он не может расти духовно. Нам очень важно знать, с какой целью Бог воспитывает и тренирует нас.

Давайте прочтем 17 стих. «Да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» . Этот стих говорит нам, что Бог воспитывает нас, чтобы каждый из нас стал человеком Бога, который достоин служения Божьему делу. Некоторые говорят: служить в церкви, и заниматься Библией с новыми братьями и сёстрами, это дело только пастырей, а моё дело получить благодать, и хорошо жить для себя. Но это не так, слово Бога воспитывает каждого человека, чтобы он был готов служить делу Бога. Только слово Бога оживляет нас, и даёт нам расти духовно.

Я благодарю Бога за то, что Он с первого курса Университета привёл меня к изучению Библии и верно даёт мне Своё Слово каждую неделю уже на протяжении 20 лет. Когда я начал изучать Библию, я думал, что Библейские апостолы, пастыри, миссионеры – это какие-то сверх-люди, а я – простой человек, который занимается только компьютерами. Однако, чем больше я изучал Библию, тем больше Бог показывал мне, свою надежду. Однажды, меня начали брать на приглашение. Потом мне поручили изучать Библию с агнцами. Бог поставил меня даже лидером колена. Бог использовал меня проповедником и ведущим прославления. Бог создал для меня домашнюю церковь. Бог посылал меня на различные конференции по всему миру, и дал мне даже читать доклады миссии. Как возможно, что тот Саша стал таким? Всё это получилось через слово Бога. Слово Бога учило меня, обличало, исправляло и наставляло в праведности, чтобы сделать меня готовым на всякое доброе дело.

С другой стороны, сейчас мне 36 лет, но я до сих пор ещё не смог поднять ни одного ученика Иисуса, не построил церковь, и не уехал миссионером. Я читал о христианских лидерах. Например, Хадсон Тейлор в 17 лет начал готовиться к миссионерской жизни и её лишениям. В 22 года он приехал Миссионером в Китай, и в 28 лет он создал Китайскую Внутреннюю Миссию. Чарльз Стадд в студенчестве принял призыв Бога и основал кембриджскую семёрку, а в 25 уехал миссионером. Д.Л.Муди принял Христа в 18 лет. В 21 год он основал свою первую воскресную школу в бывшей пивной. А в 27 лет он построил здание для церкви на 1500 человек и эта церковь считалась самой живой в Чикаго. Почему же моя жизнь не такая влиятельная? Через это слово, Бог показал мне, что я просто не готов! Мне не хватает знаний, я противлюсь из-за своих грехов, я не слушаюсь из-за оставшихся заблуждений и предубеждений, и мне не хватает духовных сил из-за отсутствия праведности. По сути, причина моей неготовности в том, что я стал слишком мало общаться с Библией. И мой духовный бег замедлился. Это главная проблема. Наверно поэтому, д-р Самуил первым пунктом в своём завещании написал: « BACK TO THE BIBLE ». Поэтому я принимаю от Бога это слово как направление: «да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен». Бог хочет, чтобы я был готовым, поэтому мне нужно постараться ещё больше пребывать в слове Бога. Я принимаю решение вечером вместо планшета брать в руки Библию и читать минимум пол-часа или до того как усну.

Бог хочет использовать меня для всякого доброго дела. Я молюсь, молюсь, чтобы через слово Бога, я стал готовым.

Сегодня мы узнали, что особенность Библии в том, что она написана Святым Духом Бога. Мы изучаем Библию 1:1 с пастырем, но кто учит библии, и кто учиться, должны знать, что учитель один Бог, и оба учатся у Бога. Через Свое слово Бог хочет говорить с каждым человеком. Бог хочет разбудить нас от сна грехов, сделать нас Своими драгоценными людьми. Пусть Бог даст нам святое желание читать Библию, и слышать голос Бога. Пусть Бог готовит каждого из нас для служения Его делу через Своё слово, и даст нам много изучений 1:1 в нашей церкви.

3:1 Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие.
Здесь последние времена означают период близости конца веку сему: всё, что перечислено ниже - перечислено в качестве дополнительного признака приближения дня оного - вдобавок к тем, что перечислил Иисус в качестве признаков приближения своего второго пришествия.

3:2-4 Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны,
3 непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра,
4 предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы,

Перечислены характеристики духовно деградирующего общества Земли в целом, начинающегося с распада семьи и ослабления родственных чувств. Это общество будет совершенно приземлённым: эгоистичным, воинственно настроенным, не добродетельным, жестоким, жадным, высокомерным, безразличным к трудностям ближних, любящим удовольствия и пренебрегающим отношениями с Богом.

3:5 имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся. Таковых удаляйся. Это общество в целом по сути будет глумиться над всем святым, поступая неправедно и низко - при том, что оно будет чтить религиозные обряды и изображать поклонение Богу (например, в настоящее время люди в судах клянутся на Библии, но судьи берут взятки, подсудимые лгут и приводят лжесвидетелей; воруют и просят Бога помогать уклоняться от наказания за это и т.д.)
Но и в христианских собраниях будут находиться те, кто лишь внешне постарается произвести впечатление истинного христианина, участвуя в поклонении Богу, а внутри - будет исполнен всякой нечистоты. И хотя, может, такому и удастся оставаться в христианском собрании, но те, кто доживёт до этого времени - обязаны будут «вычислить» в них лицемеров и не вступать с ними в тесные отношения.
Тимофей хотя и стоял у истоков христианского века, однако был предупреждён об этом явлении - как о возможном и в первых христианских собраниях.

3:6 К сим принадлежат те, которые вкрадываются в домы и обольщают женщин, утопающих во грехах, водимых различными похотями,

Перевод В.Кузнецовой:
Такого же рода и люди, которые втираются в дома и пленяют глупых бабенок. У этих женщин куча грехов и масса желаний, сегодня их влечет к тому, завтра к другому.

То есть, Павел, описав РОД или СОРТ людей, характерный для времени перед концом века сего, показал, что дух или настрой этого СОРТА людей проникнет и в среду народа Иеговы (христианских собраний): зараза такой "закваски" придёт в собрания христиан из среды мира сего, живущего перед концом. И заражены ею будут, в первую очередь, элитные части народа Бога (руководство и их ближайшие помощники).

На примере проблемы Асии в 1 веке показал, как эта проблема будет выглядеть и при кончине века: из истории христианства известно, что в этой провинции распространение лжеучений было особенно эффективным, именно поэтому все асийские и оставили Павла наедине со своими трудностями заточения (см. 1:16-18). Откуда такая эффективность?
Асия славилась множеством языческих культов (Деян. 19,23-40) и особой нравственной распущенностью; в христианских собраниях оказывала влияние - прослойка богатых и властных женщин (см. послания семи Асийским церквам, Откр.1:11; 2,3), которых Павел называет "глупыми бабёнками" (пер.В.Кузнецовой).

Лжеучители хитростью обольщения проникали в их дома, привлекая их своими оригинальными учениями (истинные учения требовали от женщин строгости нравов, простоты во Христе, скромности и богобоязненности, что было трудно исполнять избалованным христианкам Асии). В результате влияния этих женщин на собрания, лжеучения воспринимались как истинные, а здравые - отвергались.

Почему лукавые служители Бога действуют через женщин? Потому, что род женщин, начиная от Евы, более движим эмоциями, нежели разумом, и падок на всякого рода льстивые речи.
Кто лукав, тот действует через них, завоёвывая их ложным обаянием и лестью, а неустойчивые в вере женщины - на это улавливаются, а после - активно их защищают своих кумиров.
Женщин можно хитростью подтолкнуть на что угодно, например:
Но Иудеи, подстрекнув набожных и почетных женщин и первых в городе [людей], воздвигли гонение на Павла и Варнаву и изгнали их из своих пределов.
(Деян.13:50).
Этот род влиятельных и почётных женщин должен появиться в собраниях - и в периоде кончины века сего, в Дне Господа Иисуса Христа (см. пример Иезавели, Откр.2:20)

3:7 всегда учащихся и никогда не могущих дойти до познания истины.
Такой род братьев, действующих через хитрость и искусство обольщения не очень духовных, но влиятельных женщин, легко улавливает свою "добычу" (см. Еф. 4:14 ). Но их "бросает из стороны в сторону", они вроде бы изображают ищущих истину и желающих учиться у Бога, но, преследуя корыстные цели, отвлекаются на поиск своего, а не Божьего - поэтому не могут познать истину Бога.
В ком душевное, плотское преобладает над духовным - не могут отличить пользу от вреда, левую руку от правой, а ложь - от истины. Например, если у человека больные почки - здравомыслящий (духовный) не станет есть солёную или копчёную пищу только потому, что она вкусная: он всегда будет думать о пользе своих действий. А плотской будет думать только о том, чтобы вкусно поесть.

3:8 Как Ианний и Иамврий противились Моисею, так и сии противятся истине, люди, развращенные умом, невежды в вере.
Комментарий Даллаской семинарии :
О противлении Ианния в Иамврия Моисею говорится не в Ветхом Завете, а в имевшем широкое распространение еврейском предании о двух чародеях фараона, которые выступили против Моисея, но потерпели поражение (Исх. 7:11; 9:11).
***
Павел показал Тимофею, что как во времена Моисея находились те «кудесники», кто противится истине Бога, так и в христианстве такие «чародеи» непременно найдутся (видимо, эти двое тоже действовали через обольщение женщин, если судить по контексту. Подобные им - будут и в христианских собраниях).
Тимофей должен быть готов к тому, что его оппонентами в собраниях могут быть демагоги и дилетанты как в учениях, так и в вере.

3:9 Но они не много успеют; ибо их безумие обнаружится перед всеми, как и с теми случилось.
Хотя они и будут оказывать влияние на соверующих, но, какой бы серьезный характер оно ни носило - успеют немного: их влияние будет лишь временным явлением. Как и в случае Ианния и Иамврия, их безумие обнаружится пред всеми: по каким-то причинам всем станет ясно, что они - лжеучители.

3:10 А ты последовал мне в учении, житии, расположении, вере, великодушии, любви, терпении,
В отличие от самозванцев-учителей, Тимофей не стремился завоевать личный авторитет, завладеть вниманием влиятельных христианок и уютно пристроиться в собрании. Он выбрал иной путь подражания апостолу Павлу в прохождении поприща Христова и преодолении трудностей, связанных с ним.

3:11 в гонениях, страданиях, постигших меня в Антиохии, Иконии, Листрах; каковые гонения я перенес, и от всех избавил меня Господь.
Эти три города в римской провинции Галатия Павел обошёл с благовествованием во время своего первого миссионерского путешествия (Деян. 13:14 – 14:20). Листры - родной город Тимофея (Деян.16:1).
Несмотря на сильное противодействие, Павел организовал христианские собрания в каждом из этих городов (Деян. 14:21-23). Тимофею, как и апостолу Павлу, тоже пришлось столкнуться в своей жизни со многими скорбями по причине участия в благовестии и подражании Христу.

3:12 Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы.
Павел предупреждает всех христиан, желающих исполнять волю Бога и подражать Христу: их путь никто не выстелет розами, их стороной обойдёт материальное благополучие и сытая спокойная жизнь. Правильные поступки в этом мире - не ценятся, высмеиваются и влекут за собой определённые трудности. Но высшая степень веры христианина как раз в том, что он будет поступать правильно всегда и во всех ситуациях, не просчитывая наперёд, чем это для него обернётся и выгодно ему это или нет.

Именно поэтому во все времена истинные ученики Христа будут испытывать скорби от пренебрежения обществом, притеснения и гонения - за одно только стремление вести праведный образ жизни и проповедовать слово истины.
Было бы странно видеть ученика Христа процветающим и благополучным. Почему? Потому, что:

3:13 Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле
Успех и процветание в этом мире обеспечен только нечестивым, идущим путями зла: именно они, укореняясь на почве нечестия, смогут процветать. Можно сказать, что процветание и материальное благополучие - является явным признаком тому, что человек не является истинным христианином - даже если он находится на хорошем счету в христианских собраниях: сама система правления в этом мире дьявола построена так, что богобоязненный и благочестивый человек просто не сможет в неё вписаться, чтобы достичь успеха.

вводя в заблуждение и заблуждаясь.
Своим благополучием и процветанием нечестивые вводят в заблуждение многих людей, слушающих благую весть о том, что благословения ожидают только праведных. Почему? Потому, что внешне они как раз видят иную картину: процветание неправедных.
Поэтому многие отказываются вести богобоязненный образ жизни - ещё до того, как о нём услышат: в этом мире богобоязненность не в чести, ибо не даёт ни положения в обществе, ни материального благополучия.

3:14 А ты пребывай в том, чему научен и что тебе вверено, зная, кем ты научен.
К чему бы не стремился весь этот мир, для Тимофея важно оставаться истинным христианином, веровать во спасение, заботиться о духовности вверенных ему собраний и не бояться трудностей, связанных с христианским образом жизни - до самого конца. Знание о том, что он был научен апостолом Христовым - помогали ему укрепиться и стоять стойко в том вероисповедании, которое передал ему Павел.

3:15 Притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса.
Тимофей, к тому же, с детства был научен священными Писаниями (книгами Ветхого Завета), поэтому мог иметь веские основания доверять апостолу, проверяя его слова по писаниям. Эти два наставника (Писания и апостол Павел) воистину показывали Тимофею верный путь для достижения спасения от греха и смерти через уверование во Христа Божьего.

3:16 Все Писание богодухновенно все книги Ветхого Завета - написаны под воздействием святого духа и руководством Бога, равно, как и книги периода Нового Завета - также написаны при побуждении свыше: желание писать о жизни Иисуса Христа, сына Божьего, а также - наставлять христианские собрания - может быть послано только свыше, от Того, кто заинтересован в спасении всех людей через благовествование (1Тим.2:4,5)

и полезно для научения, сначала из Библии все мы приобретаем правильные знания о Боге, Его Христе, намерениях, о своём месте в бытии Бога, о праведности и т.д. Все эти знания полезны для каждого человека, ибо помогают обрести смысл жизни и желание приближаться к Богу.

для обличения, затем, при помощи правильных представлений о праведности человека, полученных при изучении Библии, мы имеем возможность сравнить портрет праведника в Божьем понимании - с собственным представлением о праведности, и так - увидеть свой собственный облик - в свете Писания. Обнаружив методом сравнения в себе те недостатки, которые нужно устранять - мы можем увидеть, в чём слово Бога нас обличает, показывая нам - наш облик с точки зрения слова Бога.

для исправления, затем, увидев свои истинный облик и определив, что нам нужно исправить в своей жизни - мы имеем возможность приложить собственные усилия для исправления (без приобретения правильных знаний о Божьих нормах добра и зла мы не имеем возможности исправиться в направлении добра)

для наставления в праведности,
затем, мы начинаем понимать, насколько же полезно слово Бога, наставляющее всех желающих - на путь праведности. Без этого наставника ни узнать о праведности, ни стать праведным человеком с точки зрения Бога - невозможно

3:17 да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен.
Вся польза Божьего слова сводится к тому, чтобы показать, как из грешного потомка Адама сделать праведника Божьего, подготовленного к свершению только добрых и полезных дел. Именно такие люди, преобразившие свою внутреннюю сущность при помощи наставлений из Божьего слова и применения их на практике - и достигнут спасения от греха и смерти в вечности Бога, став совершенными телесно и духовно.

ГЛАВА 3
1. Кроме того, постарайся понять вот что: в ахарит-гаямим наступят тяжкие времена.
2. Люди будут себялюбивыми, сребролюбивыми, гордыми, надменными, язвительными, непокорными родителям, неблагодарными, нечестивыми,
3. бессердечными, непримиримыми, клеветниками, невоздержанными, жестокими, ненавидящими добро,
4. вероломными, своевольными, напыщенными, больше любящими удовольствия, нежели Бога,
5. лишь внешне придерживающимися религии, но отвергающими её силу. Держись подальше от подобных людей!
Стихи 1-5. В ахарит-гаямим («в конце дней»; ср. 1 Тим. 4:1) наступят тяжкие времена, характерной чертой которых будет нравственный и духовный упадок. Всё это будет сопровождаться природными и социальными бедствиями, что ясно показал сам Мессия, описывая этот период (Матитьягу 24-25, Марк 13, Лук. 21:5-36), однако здесь особо подчёркивается разложение отдельных личностей.

В трудах раввинов можно найти сходные описания «родовых мук Мессии» (ср. Мат. 24:8 и ком.). Одно хорошо известное высказывание из Талмуда предлагает два одинаково возможных варианта:
"Раби Йоханан сказал: «Сын Давида не придёт, кроме как в поколении, которое будет либо всецело праведным, либо всецело виновным»" (Сангедрин 98а)

Однако в целом представление об этом времени склоняется к последнему варианту, как это показано в цитате из Мишны, описывающей то, что следует ожидать в период перед приходом Мессии:
"В конце периода, предшествующего приходу Мессии, умножится хуцпа [дерзость], и исчезнет уважение. Виноградная лоза принесёт плод, но вино будет дорогим. Правительство обратится в минут [ересь в целом или конкретно христианство], не получив предостережения, и дома учения станут продажными. Галиль будет разрушен, а Голаны [или: вожди] опустошены. Жители пограничных областей [или: вожди] будут просить подаяния, но никто не проявит к ним милости. Мудрость учителей Торы будет вырождаться, тех, кто боится греха, станут презирать, а истина исчезнет. Молодые постыдят лица стариков, а старики будут вставать в присутствии детей. «Сын позорит отца - дочь восстает против матери, невестка - против свекрови своей; враги человеку - домашние его ». (Михей 7:6) Лицо этого поколения подобно лицу собаки [бесстыдное] - сын не смутится даже в присутствии собственного отца. Итак, на кого же нам опереться? На Отца нашего, Который на Небесах." (Сота 9:15)

Мидраш, составленный до 500 г. н.э., описывает это так:
"И когда Святой, да будет Он благословен, увидит, что нет праведника в поколении и богобоязненного в стране, и нет сострадания в руках человека... [тогда Он] вспомнит Своё сострадание, милосердие и милость и поможет Сам Своей Великой Рукой... длина которой подобна длине мира, от одного конца до другого... В тот же миг Израиль будет искуплен в среде своей, и Мессия станет видимым для них." (Сефер Гехалот, в кн. А. Йеллинек, Бет ГаМидраш 5:189-190; процитировано из книги Рафаэля Патая «Мессианские тексты», с. 100-101)

С тех пор, как Шауль написал этот отрывок, толкователи и проповедники всегда относили его, наряду со стихом 13, к своему собственному времени. Однажды разлагающееся поколение, которое будет жить в тот момент, действительно станет тем самым, в чьи дни вернётся Мессия Йешуа. И кто может гарантировать, что в нашем поколении этого не случится?

В наши дни религия чаще всего выражается внешне, в словах и обрядах, но лишена силы. Противопоставьте этот стих 1 Кор. 2:4-5. Традиционный иудаизм также будет оставаться религией, проявляющейся лишь внешне и лишённой духовной силы, так необходимой людям, пока он будет отвергать того, кто является единственным путём к Отцу (Йн. 14:6) и Святому Духу (Рим. 8:9-10), источнику этой силы (1:7 выше). 

6. Некоторые из них прокрадываются в дома и входят в доверие слабовольных женщин, погрязших в своих грехах и не контролирующих собственные желания,
7. постоянно учащихся, но не могущих познать истину во всей её полноте.
Стихи 6-7. Постоянно учащихся, но не могущих познать истину во всей её полноте (ср. 4:3, Йн. 18:38 начало). Меткое описание не только слабовольных женщин (я надеюсь, что, живя в современном обществе, он написал бы «слабовольных людей»), но и профессиональных скептиков и других людей, которые под маской «поиска истины» постоянно игнорируют её. Подлинная причина, по которой они так поступают, состоит в том, что они погрязли в своих грехах, от которых не хотят отказываться, и не контролируют собственные желания. См. 1 Кор. 2:6-16, что можно рассматривать как комментарий на эти два стиха; также ком. к 1 Тим. 4:1. 

8. Подобно тому, как Йанний и Йамврий противились Моше, эти люди также противятся истине. Ум этих людей развращён, а вера их ничего не стоит.
Йанний и Йамврий в Танахе не упоминаются, но в Таргум Йонатан (Числа 22:22) говорится, что это были сыновья Валаама, которые состояли при дворе фараона в качестве колдунов и пытались помериться силами с Моисеем (описывается в Книге Исход 7:1-1-12; 8:3(7), 14-15(18-19); 9:11. В другом месте упоминается о том, что они находились среди «множества разноплемённых людей», которые последовали за израильтянами, покидавшими Египет (Исход 12:38), и что они были среди зачинщиков бунта (Исход 32:1). Они также появляются в Свитках Мёртвого моря, в работах языческих авторов Плиния и Апулея и в христианских апокрифах. См. Энциклопедия «Иудаика» 7:711, 9:1277; «Комментарий к Новому Завету из Талмуда и Мидрашей» Г. Страка и П. Билленбека, 3:660-664.

Издатель Джеймс Чарльзворт включил книгу Ианния и Иамврия, представляющую собой объединённые в единое целое фрагменты рукописей I-III веков, в книгу «Псевдоэпиграфы Ветхого Завета». 

9. Teм не менее, они не успеют зайти далеко, так как их глупость станет очевидной для всех, как это было в случае с теми двумя.
10. Что касается тебя, то ты полностью следовал мне в учении, поведении, жизненной цели, в вере, стойкости, любви и терпении,
11. а также в гонениях и страданиях, постигших меня в Антиохии, Иконии и Листре. Каких только преследований мне не пришлось пережить! И всё же от всех Господь избавил меня.
12. На самом же деле, каждый, кто хочет вести благочестивую жизнь в союзе с Мессией Йешуа, подвергнется гонениям,
13. а злым людям и самозванцам, которые обманывают других и обманываются сами, станет всё хуже и хуже.
14. Ты же не оставляй того, чему научился и в чём удостоверился, помня о тех, кто научил тебя этому;
15. а также вспоминая, что с самого детства ты знал Священное Писание, способное наделить тебя мудростью, которая ведёт ко спасению через доверие Мессии Йешуа.
Тимофей с самого детства воспитывался в вере в Мессию Йешуа матерью Эвникой и бабушкой Лоис (1:5), которые были мессианскими еврейками. Какое благословение - так начинать свою жизнь! Как мало еврейских верующих сегодня имеют подобное преимущество. Большинство из нас уже будучи взрослыми раскрыли для себя тщательно скрываемую от нас тайну о том, что Священное Писание, то есть Танах, способно наделить мудростью, которая ведёт ко спасению через доверие Мессии Йешуа. Цель Еврейского Нового Завета - указать читателям Танаха на Мессию, что является целью и самого Танаха (Лук. 24:25-27, Рим. 10:4 и ком.). 

16. Всё Писание богодухновенно и полезно для обучения истине, обличения греха, исправления и наставления в праведном поведении;
17. потому пусть всякий человек, принадлежащий Богу, будет снабжён всем необходимым для всякого доброго дела.
Стихи 16-17. Всё Писание богодухновенно. В других переводах можно прочитать: «Всё богодухновенное Писание полезно...» Из перевода, предложенного мной, видно, что весь Танах, каждый его стих (всё Писание), вдохновлён Богом. По этой причине Библия является наиболее авторитетным источником из всего того, что когда-либо было написано или произнесено. Мнения людей могут быть легковесными и меняться чрезвычайно быстро. Истину же о Боге и о человечестве можно найти только в Танахе и в Новом Завете.

Поскольку Библия богодухновенна, она полезна для перечисленных четырёх направлений деятельности пастора. Всякий человек, принадлежащий Богу и позволяющий Писанию руководить им в этих четырёх направлениях (при этом он также должен иметь общение с сообществом Божьего народа; см. Me. 10:24-25), будет снабжён всем необходимым для всякого доброго дела. 

I. Апостол предсказывает Тимофею о том, какими и почему будут последние дни, ст. 1-9.

II. Предписывает ему различные средства для противостояния им (ст. 10-17), в частности приводит свой личный пример («А ты последовал мне в учении», и далее) и знание священных писаний, могущих умудрить нас во спасение и являющихся противоядием против разложения тех дней, в какие мы живем. В этой главе Павел говорит Тимофею, какими плохими будут другие и каким хорошим должен быть он поэтому. Плохие люди полезны для нас в том отношении, что побуждают нас тверже держаться своей непорочности.

Стихи 1-9 . Тимофей не должен удивляться тому, что в церкви были плохие люди, ибо сеть Евангелия захватывает как хорошую, так и худую рыбу, Мат 13:47,48. Иисус Христос предсказывал, что должны прийти обольстители (Мат 24), поэтому мы не должны соблазняться на них и думать плохо о христианстве или о церкви из-за них. Даже в золоте присутствует примесь, и в пшенице, рассыпанной на полу, много мякины.

I. Тимофей должен знать, что в последние дни (ст. 1), в евангельские времена, наступят времена тяжкие. Хотя эпоха Евангелия является временем исправления во многих отношениях, однако он должен знать, что даже в эту эпоху будут тяжкие времена, не столько в смысле гонений извне, сколько в смысле внутреннего разложения. Будут такие тяжкие времена, что трудно будет для человека сохранить добрую совесть. Апостол не говорит, что тяжкими времена будут потому, что иудеи и язычники объединятся против церкви, но потому что люди, имеющие вид благочестия (ст. 5), будут развращаться и причинять большой вред церкви. Два предателя внутри крепости могут нанести ей гораздо больше вреда, чем две сотни осаждающих ее стены извне. Времена будут тяжкими, потому что люди будут нечестивыми, злыми. Заметьте:

1. Грех делает времена тяжкими. При общем разложении нравов и характеров людей наступают опасные для жизни времена, ибо трудно сохранить свою непорочность среди всеобщего разложения.

2. Наступление тяжких времен доказывает истинность предсказаний Священного Писания; если бы события не соответствовали в этом отношении пророчествам, мы могли бы сомневаться в богодухновенности Библии. 3. Мы все должны знать об этом, верить этому предсказанию и учитывать его, чтобы не удивляться, когда придут эти тяжкие времена: Знай же...

II. Павел говорит о том, что сделает эти времена тяжкими, то есть о приметах и признаках, по каким можно будет узнать эти времена, ст. 2 и далее.

1. Самолюбие сделает эти времена тяжкими. Но кто не любит себя? Здесь имеется в виду неумеренная греховная любовь к себе. Люди будут больше любить свое плотское естество, нежели духовное. Они больше будут заботиться об удовлетворении своих плотских похотей и об их обеспечении, чем об угождении Богу и исполнении своего долга. Вместо христианского милосердия, которое печется о благе другого, они будут думать только о себе и предпочитать свое собственное удовлетворение созиданию церкви.

2. Сребролюбие. Заметьте: себялюбие порождает целый ряд грехов и преступлений. Когда люди любят самих себя, от них не приходится ожидать никакого добра, так как его можно ожидать лишь от тех, кто любит Бога от всего сердца. Когда чрезвычайно преобладает сребролюбие, когда каждый стремится чем-то завладеть и сохранить то, что он имеет, то люди становятся опасными друг для друга, тогда все вынуждены стоять на страже против своего соседа.

3. Гордость и надменность. Это времена тяжкие, когда люди, будучи гордыми, надмеваются над другими, презирают их и смотрят на них свысока и злословят Бога и имя Его. Если люди не боятся Бога, то они не уважают и человека, и наоборот.

4. Когда дети непокорны своим родителям, нарушают обязанности, возложенные на них в отношении их (как в смысле долга перед ними, так и в смысле благодарности им, а часто и в смысле обеспечения родителей, находящихся в зависимости от них и ожидающих помощи от них), то они делают времена тяжкими. Ибо перед каким беззаконием может остановиться человек, оскорбляющий своих родителей и восстающий против них?

5. Тяжкими делают времена также неблагодарность и нечестивость, обычно сопутствующие друг другу. Что делает людей нечестивыми, лишенными страха Божьего, как не их неблагодарность Богу за Его милости? Неблагодарность и нечестивость дополняют друг друга; вы не можете назвать человека худшим именем, чем имя неблагодарный. Безрассудный, нечистый, оскверненный похотями - все это признаки великой неблагодарности Богу, давшему человеку все потребное для его тела; мы злоупотребляем Его дарами, если делаем их пищею для удовлетворения своих похотей.

6. Времена становятся тяжкими, когда люди переступают границы естественной или обычной порядочности, когда они недружелюбны, непримирительны, ст. 3 (англ. не имеющие естественных привязанностей, нарушители мира. - Прим. переводчика). Всем людям присущи естественные привязанности. Человеческой природе свойственны дружелюбные чувства к подобным себе, особенно к родственникам. Времена делаются тяжкими, когда дети непокорны родителям своим (ст. 2), а родители не любят своих детей, ст. 3. Смотрите, как грех извращает природное естество человека, как он лишает людей даже того, что природа заложила в них для сохранения и продолжения их рода. Ведь естественные привязанности родителей к своим детям это то, от чего зависит продолжение рода человеческого на земле. И что удивительного в том, что людей, которых не связывают естественные чувства родства, не могут объединить никакие торжественные союзы и договоры. Они непримирительны (нарушители мира), не стыдятся нарушать взятых на себя обязательств.

7. Клеветники тоже делают времена тяжкими. Если люди клевещут друг на друга, то они делаются диаволами друг для друга. Они не уважают доброго имени других, воображая, будто могут говорить и делать все, что им вздумается, Пс 11:5.

8. Когда люди не управляют собой и своими собственными похотями. Они не могут управлять своими похотями, потому что они невоздержны, и своими страстями, так как они жестоки. Человек, не управляющий своим духом, подобен разрушенному городу, без стен, он быстро раздражается по малейшему поводу.

9. Когда доброе и достойное почитания совершенно презирается и унижается. Не любящие добра (англ. презирающие добрых. -Прим. переводчика). Преследователи, по гордости своей, смотрят с презрением на добрых людей, хотя они намного превосходят своих ближних.

10. Когда большинство людей предатели, наглы, напыщенны, тогда времена тяжкие, ст. 4. Христос предсказывал, что брат предаст брата на смерть, и отец - детей (Мат 10:21), это наихудшие из всех предателей. Когда люди высокомерны и надменны, оскорбляют всех окружающих, особенно, когда такие нравы преобладают, то времена становятся тяжкими.

11. Когда люди в большинстве своем более сластолюбивы, нежели боголюбивы. Когда больше эпикурейцев, чем истинных христиан, тогда времена поистине тяжкие. Бога следует любить более всего. Если кто предпочитает Богу что-нибудь, особенно такие низменные удовольствия, как плотские похоти, то это есть вражда против Бога, ибо плотские помышления суть вражда против Бога.

12. Когда, при всем этом, они имеют вид благочестия (ст. 5), называются христианами, крещенными в христианскую веру, и делают показуху из религии. Но каким бы благовидным ни было их формальное благочестие, они не имеют силы его. Принимая только вид благочестия и отвергая силу благочестия, они раздирают то, что Бог соединил вместе. Они хотят иметь вид благочестия, чтобы избавиться от осуждений своей совести, но не хотят подчиняться силе благочестия, чтобы избавиться от своего греха. Заметьте:

(1) Люди могут быть на редкость плохими, нечестивыми, невзирая на исповедание ими религии. Они могут быть самолюбивыми, и так далее, и в то же время иметь вид благочестия.

(2) Вид благочестия - это нечто совершенно отличное от силы его; человек может иметь одно и совершенно не обладать другим, даже отвергать его, по крайней мере, в своей практической жизни.

(3) Добрые христиане должны удаляться от таковых.

III. Павел предупреждает Тимофея, чтобы он остерегался обольстителей, чтобы не только сам удалялся от них, но и защищал от обольщения тех, кто находится на его попечении.

1. Он показывает, как обольстители усердно стараются приобрести себе последователей (ст. 6): они вкрадываются в доверие к отдельным лицам, проникают в их дома, не осмеливаясь действовать открыто, ибо делающие зло боятся света, Иоан 3:20. Они не вторгаются в дома, но деликатно вкрадываются в них, завоевывая симпатии людей, внушая им доброе мнение о себе и таким образом привлекая их на свою сторону. И кого же удается им увлечь? Слабых женщин, обремененных грехами и водимых различными похотями. Неразумная голова и развращенное сердце делает человека, особенно женщин, легкой добычей обольстителей.

2. Апостол показывает, как далеки были эти женщины от познания истины, несмотря на то что делали вид, будто всегда учатся, ст. 7. В некотором смысле мы всегда должны учиться, то есть возрастать в познании, стремиться вперед, следуя за Христом. Но они были легкомысленны и непостоянны, жадно впитывали всякую новую идею, как бы желая увеличить свои познания, но никогда не приходили к ясному разумению истины.

3. Павел предсказывает несомненный конец, какой будет положен успехам этих еретиков, ст. 8, 9. Он сравнивает их с египетскими волхвами, названными здесь Ианний и Иамврий, которые противились Моисею. Хотя их имена не встречаются на страницах Священного Писания, однако они упоминаются у некоторых иудейских авторов. Когда Моисей пришел с божественным поручением вывести израильский народ из Египта, то эти волхвы воспротивились ему. Так и эти еретики противятся истине и являются подобными им людьми с развращенным умом, их мышление извращено, они невежды в вере, то есть крайне далеки от того, чтобы быть истинными христианами. Но они немного успеют. Заметьте:

(1) Обольстители действуют исподтишка, они любят тьму, ибо боятся выступить открыто, и поэтому вкрадываются в дома. Далее: они нападают на тех, кто не способен защитить себя, на слабых и порочных женщин.

(2) Обольстители всех эпох поразительно похожи друг на друга. Их характер один и тот же - это люди развращенного ума, и далее. Их образ действий тоже одинаков -они противятся истине, как Ианний и Иамврий противились Моисею. И всех их ожидает одинаковое посрамление.

(3) Кто противится истине, тот повинен в страшном безумии, ибо истина велика, и она победит.

(4) Хотя духу заблуждения будет на какое-то время дана свобода действия, однако Бог держит его в цепях. Сатана может обманывать народы и церкви, но не больше и не дольше, чем допустит ему Господь: ...их безумие обнаружится пред всеми... то есть откроется, что они обманщики, и тогда все оставят их.

Стихи 10-17 . Чтобы утвердить Тимофея на том пути, каким он шел до сих пор, апостол I. Ставит ему в пример свою собственную жизнь (ст. 10), которой очевидцем был сам Тимофей, так как он много сопутствовал Павлу: А ты последовал мне в учении... (англ. ты хорошо знаешь мое учение. - Прим. переводчика). Чем лучше мы знаем учение Христа и апостолов, тем точнее должны следовать ему. Причина, почему многие не держатся учения Христа, состоит в том, что они недостаточно знают его. У апостолов Христа не было врагов, кроме тех, кто не знал их или недостаточно знал; те же, кто их хорошо знал, очень любили и уважали их. Что же именно знал Тимофей о Павле?

1. Учение, какое Павел проповедовал. Павел ничего не скрывал от своих слушателей, но открывал им полную волю Божию (Деян 20:27), так что если они чего-то не знали, то в этом была их собственная вина. Тимофей имел особое преимущество воспитываться у столь великого наставника и познакомиться с учением, которое он проповедовал.

2. Тимофей знал и о житии апостола Павла: А ты последовая мне в учении, житии... Образ жизни апостола составлял одно целое с учением, что он проповедовал, и ни в чем не противоречил ему. Служители, чей образ жизни согласуется с их учением являются добрыми служителями и оставят после себя добрые плоды своих трудов. И наоборот, не приносят людям пользы те, что хорошо проповедуют, но плохо живут.

3. Тимофей был также хорошо осведомлен о тех великих целях, какие преследовал апостол как в проповеди так и в жизни своей: «Ты знаешь о моем расположении: к чему я стремился, как далек я был от мирских и плотских интересов, как искренно я искал славы Богу и блага душам человеческим».

4. Тимофей хорошо знал, каков был характер Павла: знал о его вере (о ее искренности и верности), о его великодушии по отношению к церквам, где проповедовал и над которыми надзирал; о его любви ко всем людям и о его терпении.

5. Он знал, сколько апостол претерпел зла за совершаемое им добро (ст. 11): «Ты хорошо знаешь о гонениях и страданиях, постигших меня (он упоминает только то, что случилось с ним в Антиохии, Листрах, Иконии, где Тимофей был вместе с ним), поэтому не удивляйся, если тебе придется испытать подобное тому, что претерпел я прежде тебя». 6. Тимофей знал, как Бог заботился о Павле: ...йот всех избавил меня Господь. Как Павел никогда не изменял своему делу, так и Бог никогда не изменял ему. Ты хорошо знаешь о моих страданиях. Когда мы знаем о страданиях добрых людей только отчасти, то можем поддаться искушению уклониться от того дела, за какое они несут страдания; когда мы знаем только о трудностях, претерпеваемых ими за Христа, то готовы сказать: «Мы отказываемся от этого дела, так как верность ему, вероятно, слишком дорого обойдется нам». Но когда мы хорошо знаем об их страданиях, не только о том, как они страдали, но также и о том, какую поддержку и утешение получали в своих страданиях, тогда их страдания не обескуражат, а, наоборот, воодушевят нас, особенно если мы учитываем то, о чем были заранее предупреждены (ст. 12): Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы. Все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, хотя и не всегда одинаково, но, в той или иной степени, будут гонимы. Они будут презираемы, их вера будет препятствовать их продвижению в мире; это относится ко всем, кто желает жить благочестиво, но особенно к тем, кто желает жить благочестиво во Христе Иисусе, то есть согласно строгим правилам христианской веры, кто желает носить имя распятого Искупителя. Все, кто хочет проявить свое благочестие в практической жизни, кто хочет не только быть благочестивым, но и жить благочестиво, пусть готовятся к гонениям, особенно если они непоколебимо тверды в этом решении. Заметьте:

(1) Жизнь апостола была в высшей степени примерной в трех отношениях: в отношении его учения, которое было в полном согласии с волей Божией, в отношении его практического поведения, которое соответствовало его учению, и в отношении гонений и страданий.

(2) Хотя жизнь апостола была очень плодотворной, она, в то же время, была полна страданий. Никто, я думаю, так не уподобился своему Учителю по плодотворности служения и по величине страданий, как апостол Павел. Он страдал почти на каждом месте, Дух Святой свидетельствовал, что узы и скорби ждут его, Деян 20:23.

(3) Ради ободрения Тимофея, а также и ради нашего ободрения в страданиях Павел упоминает о том, что Господь избавил его от всех гонений.

(4) Жизнь истинного христианина может быть описана так: они живут благочестиво во Христе Иисусе -таково их практическое поведение; они гонимы - таково обращение, какого они должны ожидать от мира.

II. Павел предупреждает Тимофея о роковом конце обманщиков, чтобы, имея это в виду, он твердо держался истины, которая во Христе Иисусе: Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле... (англ. будут становиться все хуже и хуже. - Прим. переводчика), ст. 13. Заметьте: как добрые люди посредством благодати Божией преуспевают в добре, становятся все лучше и лучше, так плохие, посредством коварства сатаны и действия своей собственной испорченной природы, преуспевают во зле, то есть становятся все хуже и хуже. Путь греха ведет вниз, ибо идущие по нему переходят от плохого к худшему, вводя в заблуждение и заблуждаясь. Кто обманывает других, обманывает лишь самого себя; кто других вводит в заблуждение, тот сам все более и более заблуждается, на свою погибель.

III. Павел советует Тимофею твердо держаться того, чему он был научен, и особенно того, чему он научился из священных писаний (ст. 14, 15): А ты пребывай в том, чему научен... Заметьте: недостаточно просто знать, что есть добро, но надо пребывать в нем и оставаться в нем до конца. Тогда только мы будем истинными учениками Христа, Иоан 8:31. Мы не должны быть более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения, Еф 4:14. Учениями различными и чуждыми не увлекайтесь; ибо хорошо благодатью укреплять сердца... Евр 13:9. По этой причине мы должны пребывать в том, чему научились из священных писаний, не в заблуждениях и ошибках, в какие впадали в период детства и юности (ибо, при беспристрастном исследовании, придя к полному убеждению, мы должны оставить их), но в том, о чем ясно утверждают священные писания и что читающий может уразуметь. Если Тимофей будет верен истине, которой был научен, то это вооружит его против сетей и внушений обманщиков. Заметьте: Тимофей должен был пребывать в том, чему был научен, и что ему было вверено.

1. Какое великое счастье - знать твердое основание того учения, в каком мы были наставлены (Лук 1:4), не только знать о том, что есть истина, но знать твердое основание истины. Изучая истину, мы должны стараться более и более утвердиться в ней, чтобы, будучи хорошо укорененными в истине, мы могли противостоять всяким заблуждениям. Уверенность в религии исключительно важна, быть уверенным в истине - это большое преимущество. Зная:

(1) «Что ты имел добрых учителей. Учти, кем ты научен: не злыми людьми, не обманщиками, а добрыми людьми, испытавшими на себе силу истины, которую преподали тебе; они готовы были пострадать за нее, чтобы дать тебе полное удостоверение в том, что верят в эту истину».

(2) «И особенно зная твердое основание, на чем ты должен строить, а именно: священные писания (ст. 15): Ты из детства знаешь священные писания».

2. Тот, кто хочет познакомиться с божественными истинами и удостовериться в них, должен знать священные писания, ибо они содержат в себе суть божественного откровения.

3. Великое счастье - знать священные писания с детства; детям надо изучать писания. Детство - это время обучения, и кто хочет приобрести истинные знания, должен извлекать их из писаний.

4. Писания, которые мы должны знать, являются священными, они исходят от святого Бога, были переданы святыми людьми, содержат святые предписания и ведут нас путем святости к блаженству. Название священные писания отличает их от всех прочих писаний светского характера и от всех тех, что учат только нравственности или обычной справедливости и честности, совершенно не касаясь святости. Если мы хотим знать священные писания, то должны читать и исследовать их ежедневно, подобно тому как делали это христиане из Верии, Деян 17:11. Библия не должна быть пренебрегаемой книгой, куда редко или никогда не заглядывают. Заметим здесь следующее:

(1) В чем состоит превосходство Священного Писания. Оно богодухновенно (ст. 16) и, следовательно, является словом Божиим. Это божественное откровение, на которое мы можем полагаться как на непогрешимую истину. Тот же самый Дух, Кто вдохнул в нас разум, вдохновил и откровение для нас: Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божий человеки, будучи движимы Духом Святым, 2Пет 1:21. Пророки и апостолы говорили не от себя, но то, что приняли от Бога и что должны были передать нам. О том, что Писание было дано по вдохновению от Бога, свидетельствуют величие его стиля; истинность, чистота и превосходство его учения; гармония его составных частей; сила и действенность его влияния на тех, кто соприкасается с ним; исполнение многих пророчеств о вещах, недоступных человеческому предвидению; неопровержимые чудеса, производимые в подтверждение его божественного происхождения: При засвидетельствовании от Бога знамениями и чудесами, и различными силами, и раздаянием Духа Святого по Его воле, Евр 2:4.

(2) Какую пользу оно дает нам.

Оно может умудрить нас во спасение, то есть является надежным путеводителем на нашем пути к вечной жизни. Заметьте: истинно мудр тот, кто умудрен во спасении. Священное Писание может сделать нас истинно мудрыми, мудрыми для наших душ, для вечной жизни. «Чтобы умудрить тебя во спасение верою». Заметьте: Писание умудряет нас во спасение в том случае, если мы будем растворять его верою, и не иначе, Евр 4:2. Ибо если мы не верим в его истинность и благость, то оно будет для нас бесполезным.

Оно полезно для нас в отношении всех целей нашей христианской жизни: ...для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности. Оно отвечает всем целям божественного откровения. Оно научает нас истине, обличает во грехе, наставляет в праведности. Оно полезно для всех нас, ибо мы все нуждаемся в научении, обличении, исправлении и наставлении, и имеет особую пользу для служителей, которые должны давать поучения, обличения и наставления: откуда они могут черпать их, как не из Писаний? Да будет совершен Божий человек... ст. 17. Христианин вообще и служитель, в частности, - это Божий человек. То, что совершенствует Божьего человека в этом мире, есть Священное Писание. Посредством его мы приготавляемся ко всякому доброму делу. В Священном Писании имеется все для каждого случая. Каков бы ни был наш долг, какое бы служение мы ни несли - на все случаи мы найдем в Писании то, что может подготовить нас для нашего дела.

(3) В целом мы видим здесь:

Что Священное Писание полезно во многих отношениях, оно отвечает различным целям и назначениям. Писание - это совершенный закон веры и жизни. Оно предназначено для человека Божьего, то есть человека, посвятившего себя Богу, как для служителя, так и для христианина вообще.

Нет никакой надобности в философских сочинениях, в баснях раввинов, в папских легендах, в устных преданиях для усовершенствования Божьего человека, так как Священное Писание отвечает всем целям и нуждам. О, если бы мы с каждым днем все больше и больше любили свою Библию и все больше старались соблюдать ее заповеди! Тогда бы мы нашли ту пользу и те преимущества, какие предназначено получить посредством ее, и достигли бы в конце концов блаженства, обетованного и гарантированного в ней для нас.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: