Основные типы придаточных предложений. Сложноподчиненное предложение с придаточным времени

Тема: Сложноподчинённые предложения

Урок: Сложноподчинённые предложения с придаточными места и времени

Придаточные места обозначают место или пространство, где находится предмет или происходит что-либо, и отвечают на вопрос где?, куда?, откуда? . Обычно придаточные места стоят после главной части: «Иди, куда влечет тебя свободный ум …» (А. Пушкин.) В главной части могут быть указательные слова там, туда, оттуда - это наречия, которые в предложении являются обстоятельством места: «Я отправился туда, куда пошли все одноклассники». Придаточное предложение может находиться и перед главным. Такой прием используется для усиления смыслового значения придаточного. Чаще всего это наблюдается в пословицах, поговорках афоризмах: «Куда ни кинь, всюду клин». (Пословица) Придаточные места прикрепляются союзными словами где, куда, откуда. Чтобы определить вид придаточного, надо посмотреть, к чему оно относится и на какой вопрос отвечает. Сравните: Везде (где везде?), где необходимо, построили детские площадки . - Деревня (какая деревня?), где скучал Евгений, была прелестный уголок. (А. Пушкин). В первом случае перед нами придаточное места, а во втором - придаточное определительное.

Придаточные предложения времени отвечают на вопросы когда? как долго? с каких пор? до каких пор? и др. Придаточные времени прикрепляются к главному предложению союзами когда, пока, лишь только, как только, едва, в то время как. Главные предложения могут иметь указательные слова тогда, до тех пор. При наличии в главной части наречия со значением времени, в том числе указательного слова тогда , придаточное присоединяется к главному союзным словом когда: «Мы встретились тогда, когда я готовился к поступлению».

Действия, о которых говорится в главном и придаточном предложениях, могут происходить одновременно или последовательно. При одновременности действий используются союзы когда, пока, покуда, как, в то время как . При последовательности действий употребляются простые союзы когда, едва, как только, лишь, чуть и др. Это стилистически нейтральные союзы. Союзы покуда и чуть имеют оттенок разговорности. Все составные союзы (в то время как, прежде чем, перед тем как и т.д. ) имеют оттенок книжности. Союзы покамест, как скоро, прежде, нежели устаревшие. Союз как может в одних случаях придавать речи архаический оттенок, в других - просторечный.

Домашнее задание

Вопросы

1. Как отличить придаточное места от придаточного времени?

2. Чем прикрепляются придаточные места к главному предложению?

3. Чем прикрепляются придаточные времени к главному предложению?

4. От каких предложение нужно отличать придаточные места?

Упражнение 1. Определите вид придаточных предложений.

(1) Что вы читали на этой неделе, пока мы не виделись? (А. Чехов.) (2) Деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок. (А. Пушкин.) (3) Садитесь, где свободно. (Д. Розенталь). (4) Я не знаю, где можно приобрести новый учебник. (5) Она улыбалась и откланивалась, и все они любили, когда она им улыбалась. (Ф. Достоевский.) (6) Вечером того же дня, когда уже заперли казармы, Раскольников лежал на нарах и думал о ней. (Ф. Достоевский.) (7) Нет величия там, где нет простоты, добра и правды. (Л. Толстой.)

Упражнение 2. Определите, чем прикрепляется к главному придаточное предложение.

(1) Где некогда все было пусто, голо, теперь младая роща разрослась. (А. Пушкин.) (2) В то время как другие дети играли в футбол, он часами играл на скрипке. (3) Он засмеялся и пошёл, куда захотелось ему. (М. Горький). (4) Когда мы с ним встретились, ему было пять лет. (5) Мы зашли в класс тогда, когда прозвенел звонок. (6) Он жил в то время, когда не было телевидения.

Упражнение 3. Запишите номера предложений из упражнения 2, в которых придаточные прикреплены к главному при помощи союзных слов. Сделайте вывод о виде придаточных.

1. Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. - М.: Русский язык, 2000 ().

2. Справочно-информационный интернет-портал «Русский язык» ().

Использованныее ресурсы Интернет

1. Подготовка к олимпиаде по русскому языку ().

Литература

Русский язык: Учебник для 9 кл. общеобразовательных учреждений/ С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов, Л.А. Чешко. М.: Просвещение, 2011.

Русский язык.9 кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений /М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В. Львов; под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта, - М.: Дрофа, 2011.

Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературно правке М.:2012

Единый государственный экзамен по РУССКОМУ ЯЗЫКУ Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2013 года по русскому языку, подготовлен Федеральным государственным бюджетным научным учреждением «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ».

Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов для проведения в 2009, 2011, 2012, 2013 году государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) по РУССКОМУ ЯЗЫКУ обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования, подготовлен Федеральным государственным бюджетным научным учреждением «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ».

Урок русского языка в 9 классе

Сложноподчиненные предложения с придаточными времени .

Цели:

1. Познакомиться с отличительными особенностями сложноподчинённых предложений с придаточными времени.

2 Формировать умение распознавать придаточные времени, отличать их от других видов

Придаточных предложений; правильно ставить знаки препинания в СПП с придаточным времени.

4 Совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки.

Воспитывать бережное отношение к слову, любовь к русскому языку.

Ход урока

Добрый день, ребята. Начинаем сегодняшний урок.

Запишем сегодняшнее число в тетрадях.

Объявление темы и целей урока

Записываю на доске тему урока и объявляю цели урока

1 Орфоэпическая разминка.

Расставить ударения в словах (слайд « Расставьте ударения»)

Договор, столяр, предположить, красивее, начал, начала, сливовый, позвонит, облегчить, сирота фарфор, черпать, средства, таможня, премировать, принудить, случай, статуя, хозяева, простыня.

2 .Проверка домашнего задания.

Устный опрос по вопросам учащихся.5учеников задают 1 вопрос, выслушивают ответ и дают оценку ответу.

3 Соотношение предложений и схем. (слайд «Подберите предложение к схеме»), предложения напечатаны на листочках (на одну парту -одно предложение)

Задание: подберите к схемам предложения и дайте им характеристику.

[…туда],(где…). Через десять лет я приехал туда, где прошло мое детство.

[деревня, (где…)…]. Деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок.(А.Пушкин)

[…знаю], (где…). Я знаю, где находится самый красивый уголок земли.

, (куда…). Иди, куда зовет тебя твое сердце.

(куда…), . Куда ни посмотрю, везде знакомые лица.

[…дома, (где…) ]. Около дома, где мы остановились, росли высокие березы .

4 Изучение новой темы.

На слайде предложения , ученики пишут в тетрадях . (на слайде?), на доске строим схемы

Когда во дворе расцвела светлой пеной сирень, я отправился в путь.

Он проснулся, едва показались первые лучи солнца.

Часов в пять, когда спала жара, все оживилось .

На какой вопрос отвечают придаточные предложения? Что обозначают?

По отношению к главному предложению где они находятся?

Учитель: Представленные схемы предложений относятся к сложноподчиненным предложениям с придаточными времени. Такие предложения выражают значение времени определенного явления или действия. Порядок следования главного и придаточного предложений свободный: придаточное может стоять в начале или конце предложения, а также его может окружать конструкция главного предложения.

Дополняем таблицу «Виды СПП» (вопросы: когда? Как долго? С каких пор? До каких пор?

Средство связи- союзы: когда, пока, с тех пор как, до тех пор как, как только, лишь только, прежде чем, едва, чуть, в то время как и др)

5 Закрепление изученного.

Упр. 140 (2,3,4,5,6 предложения)

Работа с предложениями

Ранней весной отец взял нас на пашню, где он собирался засеять землю пшеницей.

Тенистый сад, откуда тянуло прохладой, привлекал уставших от жажды горожан.

Давайте задумаемся над вопросом: для чего нужны сложноподчиненные предложения с придаточным времени. Где они употребляются чаще всего?

6 Работа по тексту.

Употребление сложных предложений- отличительная черта книжных стилей. В разговорной речи, в особенности в ее устной форме, мы используем чаще всего простые предложения, причем очень часто -неполные. Это объясняется тем, что устные высказывания в основном не требуют сложного логического объяснения. Отсутствие союзов компенсируется интонацией, которая приобретает решающее значение для выражения различных смысловых отношений.

«Чистые» сложносочиненные предложения в книжных стилях сравнительно редки. А сложноподчиненные предложения занимают достойное место в любом из книжных стилей. Сложноподчиненные предложения как бы « приспособлены» для языка науки, официально-делового стиля и художественной речи.

Как употребляются придаточные времени в разных стилях?

В научном стиле временные придаточные части нередко осложняются добавочным условным значением: Научная гипотеза оправдывает себя тогда, когда она является оптимальной

(ср.:Научная гипотеза оправдывает себя в том случае, если она является оптимальной)

В художественной речи, где сложноподчиненные предложения с придаточными времени встречаются в четыре раза чаще, чем в научной, широко используются « чисто временные» значения этих придаточных. Они могут предавать длительность, повторяемость, неожиданность действий, разрыв во времени между событиями и т.д. Это создает большие выразительные возможности художественной речи,например:1) Чуть легкий ветерок подернет рябью воду, ты зашатаешься, начнешь слабеть(И.А.Крылов)2)И только небо засветилось, все шумно вдруг зашевелилось, мелькнул за строем стой.(М.Ю.Лермонтов) 3)Только улыбаюсь, как заслышу бурю.(Н.А.Некрасов) 4)Он заметно поседел с тех пор, как мы расстались с ним.(И.С.Тургенев) 5)Гуляли мы до тех пор, пока в окнах дач не стали гаснуть отражения звезд.(А.П.Чехов).

(По учебному пособию «Стилистика русского языка» И.Голуб )

К какому типу речи относится текст? (повествование)

К какому стилю? (научный)

О чем этот текст? Какова тема этого текста?

Основная мысль текста какая?

В каких стилях речи чаще используются сложноподчиненные предложения? Для чего служат СПП с придаточным времени?

Задание: найдите в тексте сложноподчиненные предложения с придаточным времени.

6. Подведение итогов..

Домашнее задание. 1 уровень:упр.141,142.; 2 уровень: сочинение-рассуждение «Нужны ли в речи сложноподчиненные предложения?»


Придаточные обстоятельственные отвечают на те же вопросы, что и обстоятельства, и в предложении относятся к глаголам или словам, которые имеют обстоятельственное значение.

По своему значению обстоятельственные придаточные, так же как и обстоятельства, делятся на следующие виды: придаточные времени, места, причины, следствия, цели, условия, сравнения, образа действия, меры и степени, уступки.

1) Придаточные времени указывают на время действия, которое совершается в главном предложении, отвечают на вопросы когда? с какого времени? до какого времени?

Они относятся ко всему главному или к обстоятельству времени в главной части и присоединяются союзами когда, пока, с тех пор как, едва, как только и др.: Летом, когда наступят каникулы, мы поедем отдыхать.

В предложении придаточное времени может находиться в любой позиции по отношению к главному (препозиция – перед главным, постпозиция – после главного, интерпозиция – внутри главного): Когда я вернулся, она уже ушла (препозиция). Мы отправимся в путь, как только рассветет (постпозиция). В доме, с тех пор как вернулся отец, все пошло по-другому (интерпозиция).

Действия, о которых говорится в главной и придаточной частях, могут происходить в одно и то же время или в разное время: Когда солнце выходит из-за горы, становится светло (одновременность действий). Они проснулись тогда, когда было уже совсем светло (разное время действий: сначала стало светло, а потом они проснулись). Выражение одновременности и разновременности действий осуществляется с помощью союзов, указательных слов и глагольных форм времени и вида.

2) Придаточные места указывают на место или направление действия, о котором говорится в главном, относятся к сочетанию сказуемого и указательного слова и отвечают на вопросы где? куда? откуда?: Я был там, где никто из вас не был.

Придаточные места присоединяются к главному союзными словами где, куда, откуда.

Иногда указательные слова могут опускаться, что характерно для разговорной речи: Я сделал, что хотел.

Придаточные места могут находиться в любой позиции по отношению к главному: постпозиция – «Иди, куда влечет тебя свободный ум» (А. Пушкин). Где бы я ни путешествовал, я всегда вел дневник (препозиция). Только там, откуда я родом, есть такие красивые места (интерпозиция).

3) Придаточные условия указывают на условие, при котором происходит или может произойти действие, о котором сообщается в главном предложении, и отвечают на вопрос при каком условии?

Придаточные условия присоединяются к главному с помощью союзов если, если бы, ежели, когда, раз, коли, коль скоро, как скоро: Если ты не хочешь этого делать, скажи прямо. Раз уж ты начал, так ты должен и закончить.

Придаточные условия могут находиться в любой позиции по отношению к главному. Если придаточное условия стоит в препозиции, то главное может начинаться со слов то, так: Если завтра будет хорошая погода, то я уеду.

В качестве указательных слов могут выступать сочетания в случае, в том случае: В том случае, если мы свернем с дороги, мы заблудимся. Сочетание в случае если может сливаться в один сложный союз: Он собирался уехать, в случае если ничего не изменится.

4) Придаточные цели указывают на цель действия, о котором сообщается в главном, и отвечают на вопросы зачем? для чего? с какой целью?

Придаточные цели присоединяются к главному с помощью союзов чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, затем чтобы. Сложные союзы могут распадаться на две части, при этом в придаточном предложении остается союз чтобы, а в главное переходит оставшаяся часть сложных союзов: для того, с тем, затем. Эти слова становятся указательными словами и членами предложения: Я приехал, для того чтобы здесь работать (для того чтобы – сложный союз). Я приехал для того, чтобы работать именно здесь (для того – указательное слово, чтобы – союз).

Придаточное цели обычно относится ко всему главному и может занимать любую позицию по отношению к главному: Чтобы увидеть вас, я проделал трудный путь (препозиция). Я прилетел сюда, чтобы увидеть этот край своими глазами (постпозиция). Он, чтобы никто не заметил, тихо пробрался к выходу (интерпозиция).

5) Придаточные причины указывают на причину действия, о котором сообщается в главном предложении, и отвечают на вопросы почему? отчего? по какой причине?

Придаточные причины присоединяются к главному союзами потому что, оттого что, из-за того что, так как, ибо, поскольку, благодаря тому что, вследствие того что и др.: Осенью трава была еще зеленой (почему?), потому что все лето шли дожди.

Придаточное причины может занимать любую позицию по отношению к главному, кроме тех случаев, когда присоединяется союзом потому что (предложение не может начинаться с «потому что»).

Сложные союзы могут распадаться на две части, при этом в главном предложении останутся указательные слова: потому, оттого, из-за того и др., а придаточная часть будет присоединяться к главной союзом что: «Мне грустно потому, что весело тебе» (М. Лермонтов).

6) Придаточные следствия указывают на результат действия, о котором говорится в главном предложении, отвечают на вопрос вследствие чего это произошло?

Придаточные следствия присоединяются союзом так что, относятся ко всему главному предложению и всегда находятся в постпозиции по отношению к главному: Дом стоял на самом берегу моря, так что через окно доносились крики чаек.

7) Придаточные образа действия указывают на характер действия, о котором сообщается в главном предложении, и отвечают на вопросы как? каким образом?

Придаточное образа действия присоединяется к главному подчинительными союзами как, будто, точно, словно. Он говорил очень невнятно (как? каким образом?), будто испытывал сильную боль.

В главном предложении может быть указательное слово так, в этом случае придаточное относится к нему: Он жил так (как? каким образом?), как будто каждый его день был последним.

8) Придаточные меры и степени указывают на меру и степень действия, о котором сообщается в главном предложении, и отвечают на вопросы в какой мере? в какой степени? до какой степени?

Придаточные меры и степени присоединяются к главному предложению с помощью союзов и союзных слов что, как, сколько, насколько и стоят после главного предложения. В главной части могут быть указательные слова так, столько, настолько, до такой степени и др.: Ветер дул так сильно, что разбил окно. Свет был до такой степени яркий, что болели глаза. Книга была настолько интересной, что невозможно было оторваться.

9) Придаточные сравнительные поясняют то, о чем сообщается в главном предложении, отвечают на вопрос как?, относятся ко всему главному предложению, присоединяются с помощью союзов как, словно, будто, точно, как будто и др. Придаточные сравнительные могут занимать по отношению к главному любую позицию, но чаще всего они стоят в постпозиции: Воздух был чист и свеж, словно только что прошел дождь. Стемнело так быстро, как это бывает перед грозой.

10) Придаточные уступительные указывают на действие, которое противопоставлено действию в главном предложении, и отвечают на вопросы несмотря на что? вопреки чему?

Придаточные уступительные присоединяются к главному с помощью подчинительных союзов несмотря на то что, хотя, пускай, пусть, даром что и др.: Хороши по-своему и пасмурные дни, хотя не все их любят. В лесу было еще темно, несмотря на тс что солнце уже встало. «Пусть роза сорвана, она еще цветет». (Надсон) Пускай обидели тебя, ты веры в дружбу не теряй.

Придаточные уступительные могут также присоединяться к главному союзными словами как, сколько с частицей ни, при этом они приобретают добавочное усилительное значение: Как мы ни старались обойти его, нам это не удалось. «Сколько веревочка ни вейся, а конец будет» (пословица).

Придаточные уступительные чаще относятся ко всему главному предложению и занимают по отношению к нему препозицию или постпозицию: Хотя мороз еще злится, весна все равно придет. Нам пришлось уйти рано, хотя мы хотели бы остаться.

11) Придаточные присоединительные содержат различные дополнительные сведения, которые относятся к тому, о чем говорится в главном предложении.

Придаточные присоединительные чаще относятся ко всем; главному предложению, стоят после него, присоединяются союзными словами что, почему, отчего и др. Связь между главных предложением и придаточным весьма слабая, в главном предложении нет никаких указаний на то, что необходимо придаточное предложение: Он всегда был очень наблюдательным, что, собственно, и отразилось в его произведениях. Эта обстановка была дл. меня невыносимой, отчего я и ушел.

В результате частого употребления некоторые придаточные присоединительные превратились во фразеологизмы: с чем я вас и поздравляю, что и требовалось доказать.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: