14 псалом давида. Обзоры. Поступающий так не поколеблется вовек


Наша группа ВКонтакте: "Христианское видео".

Синодальный перевод

Перевод Текста - М. Левинов

Перевод Текста - Д. Йосифон


1 Псалом Давида. Господи! кто может пребывать в жилище Твоем? кто может обитать на святой горе Твоей?

Псалом Давида. Господь! Кто достоин пребывать в шатре Твоем? Кто достоин обитать на святой горе Твоей?

Псалом Давида. Господи, кто жить будет в шатре Твоем? Кто обитать будет на горе святой Твоей?


2 Тот, кто ходит непорочно и делает правду, и говорит истину в сердце своем;

Тот, кто ходит в беспорочности, кто справедливость творит и истину говорит всем сердцем своим;

Ходящий (путями) честными, и поступающий справедливо, и говорящий правду в сердце своем!


3 кто не клевещет языком своим, не делает искреннему своему зла и не принимает поношения на ближнего своего

Кто клеветой язык свой не осквернял, зла другому не делал, и не возводил напраслину на ближнего своего.

Тот, кто не клеветал языком своим, не делал зла другу своему и не наносил оскорбления ближнему своему.


4 тот, в глазах которого презрен отверженный, но который боящихся Господа славит; кто клянется, [хотя бы] злому, и не изменяет;

Тот, кто ненавидит подлецов, кто боящихся Господа почитает, и клятвенный обет никогда не нарушает.

Презренный отвратителен в глазах его, и боящегося Господа почитает он, (если) клянется (даже себе) во зло - не изменяет.


5 кто серебра своего не отдает в рост и не принимает даров против невинного. Поступающий так не поколеблется вовек.

Кто серебра не давал в рост, и подношения за оправдание не брал. - Кто так поступает, не споткнется вовек!

Деньги свои не дает в рост, и взятки против невинного не принимает. Делающий это не пошатнется никогда.


Интересное замечание по началу 4-го стиха. "Тот, в глазах которого презрен отверженный" или, более яркий вариант перевода "Тот, кто ненавидит подлецов". У нас на разборе были явно несогласные с этим местом Писания , отказывавшиеся его принимать и считающие пережитком Ветхого Завета. Между тем тот факт, что в идеале сердце христианина должно чувствовать то же самое, что чувствует и Бог, этими же самыми людьми не отвергается. Между тем Фил.2:5 "Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе" говорит ровно о том же самом, что и разбираемое место Писания. Неплохо было бы привести еще несколько мест из Нового Завета на эту тему. Лук.14:26 - "если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником". Евр.1:9 - "Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих". Откр.2:6 - "Впрочем то в тебе [хорошо], что ты ненавидишь дела Николаитов, которые и Я ненавижу". Ненависть ненависти рознь. Есть та, которая ведет в погибель, а есть и та, которая в небо.

Из еврейский толкований:

Предыдущий псалом завершается упоминанием праведников. Здесь же рассказывается, в чем проявляется праведность. Истинная праведность не только в молитвах, но и в исполнении тех заповедей Всевышнего, что касаются отношений между людьми, и требующих справедливо относиться к ближнему.

1-й стих. "В шатре Твоем" - царь Давид назвал шатром временное жилище этого мира, а Горой Святости - мир грядущий, который и есть истинное жилище (Хозе Давид).

5-й стих. "Подношения за оправдание" - буквально: "подкупа за чистого". Сказали наши благословенной памяти мудрецы: "Проклят тот, кто берет взятку с невиновного, чтобы оправдать его, и уж намного более - берущий взятку, чтобы осудить его".

Этот псалом, сходный по содержанию с XXIII, написан по поводу перенесения Давидом Кивота Завета из дома Аведдарова во вновь построенную скинию на Сионе. Случай с Озою, неблагоговейно прикоснувшимся к этой великой святыне, был причиной, что Ковчег Завета временно был поставлен в дом Аведдара и наполнил Давида глубоким огорчением: – он думал, что Господь не благоволит к нему. Когда же на дом Аведдара стали изливаться милости от Господа, Давид увидел, что Господь возвращает ему Свое благоволение. Это наполнило Давида чувством благоговейного ликования, выразившегося в составлении этого гимна – обета.

Кто может обитать около жилища Господня? Кто чист мыслями и делами, (1–2), кто ни словом, ни поступками не причиняет ближнему зла (3–5).

. Господи! кто может пребывать в жилище Твоем? кто может обитать на святой горе Твоей?

"Жилище" Божие – скиния; "гор а свят ая» – гора Сион.

. Тот, кто ходит непорочно и делает правду, и говорит истину в сердце своем;

"Ходит ь непорочно и дела ть правду" означает чистоту поступков и согласие их с законом Бога; "говорит ь истину в сердце» – быть безупречным в своих мыслях и желаниях, не только во внешних делах.

. кто не клевещет языком своим, не делает искреннему своему зла и не принимает поношения на ближнего своего;

. тот, в глазах которого презрен отверженный, но который боящихся Господа славит; кто клянется, хотя бы злому, и не изменяет;

. кто серебра своего не отдает в рост и не принимает даров против невинного. Поступающий так не поколеблется вовек.

Определяются свойства праведного с отрицательной стороны. Праведен тот, кто как сам ни словом, ни делом не причиняет ближнему зла, так и не слушает на последнего клевет от других, праведен тот, кто презирает "отверженн ого». Последний противополагается "боящи мся Господа" , т. е. благоговейным Его чтителям, поэтому, под отверженным разумеется богохульник, не признающий и не почитающий Бога. Презрением к нему узаконяется не жестокое обращение или преследование личности отверженного, а пренебрежение к идейной, духовной стороне его жизни. Праведный "клянется, хотя бы злому, и не изменяет» . Злой – нечестивый. Клятва всегда дается с призыванием имени Господа и как такая, она не может направляться к чему-либо нравственно-дурному и нечистому. Такая клятва обязывает клянущегося делать только добро, а потому, хотя бы она была дана и злому человеку, нечестивому, она требует исполнения и не составляет проступка пред Богом, так как не заключает в себе сочувствия и содействия нечестивому в его нечестии. "Отда вать серебро... в рост» – ростовщичествовать, что строго запрещалось законом Моисея (; ). "Принима ть дар ы против невинного» – брать взятки на суде. – «Поступающий так не поколеблется вовек» – будет пользоваться непоколебимым, постоянным благоволением Бога. Указание общее, оно может означать как блага внешней жизни, земной, так и вечную близость с Богом, т. е. небесную жизнь.

Перевод профессора Павла Александровича Юнгерова

101. Молитва бедного, когда он унывает и изливает пред Господом моление свое.

Господи! Услышь молитву мою и вопль мой к Тебе да придет. Не отврати лица Твоего от меня: когда я скорблю, приклони ко мне ухо Твое; когда я призову Тебя, скоро услышь меня. Ибо исчезли, как дым, дни мои, и кости мои, как сухое дерево, высохли. Я подсечен, как трава, и сердце мое иссохло, так что я забыл есть хлеб мой. От громкого стона моего плоть моя прилипла к костям моим. Я уподобился птице пустынной, стал, как ночной ворон на развалине дома. Не спал я и был, как птица одинокая на кровле. Всякий день поносили меня враги мои и хвалящие меня мною клялись. Ибо я ел пепел, как хлеб, и питье мое растворял слезами, От гнева Твоего и ярости Твоей, ибо Ты, поднявши, низверг меня. Дни мои, как тень, уклонились, и я, как сено, высох. Ты же, Господи, во век пребываешь и память о Тебе в род и род. Ты, восставши, ущедришь Сион, ибо время ущедрить его, ибо наступило время (для сего). Ибо рабы Твои возлюбили и камни его, и о прахе его жалеют. И убоятся народы имени Господня и все цари земли славы Твоей. Ибо созиждет Господь Сион и явится в славе Своей. Призрел Он на молитву смиренных и не отверг моления их. Да будет написано о сем роду последующему, и будущий народ восхвалит Господа. Ибо Господь приник с высоты Святой Своей, Господь с неба на землю призрел, Чтобы услышать стоны узников, развязать сынов умерщвленных, Дабы возвещали на Сионе имя Господне и хвалу Ему в Иерусалиме, Когда соберутся вместе народы и цари служить Господу. Говорил он Ему, когда был в (полной) силе своей: “сокращение дней моих поведай мне. Не похить меня в половине дней моих”. В роде родов лета Твои: В начале Ты, Господи, землю основал и дела рук Твоих – небеса. Они погибнут, Ты же пребываешь, и все, как одежда, обветшают, и как одежду совьешь их, и изменятся, А Ты – тот же, и лета Твои не оскудеют. Сыны рабов Твоих вселятся, и потомство их во век исправится.

102. Псалом Давида.

Благослови, душа моя, Господа и вся внутренность моя – имя святое Его! Благослови, душа моя, Господа и не забывай всех воздаяний Его, Очищающего все беззакония твои, исцеляющего все недуги твои, Избавляющего от истления жизнь твою, венчающего тебя милостью и щедротами, Исполняющего благие желания твои, обновится, как у орла, юность твоя. Господь – творящий милостыни и судьбу всем обижаемым. Он явил пути Свои Моисею, сынам Израиля – желания Свои. Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив. Не до конца будет гневаться и не во век негодовать. Не по беззакониям нашим Он сотворил с нами и не по грехам нашим Он воздал нам. Ибо сколь высоко небо над землею, (столь же великую) милость Свою утвердил Господь на боящихся Его. Насколько отстоит восток от запада, (настолько) Он удалил от нас беззакония наши. Как отец ущедряет сынов, так Господь ущедрил боящихся Его. Ибо Он знает образование наше: помнит, что мы – прах. Человек – как трава, дни его, как полевой цветок, так и он отцветет. Как только дух прошел в нем, (его уже) не будет, и не узнает он более места своего. Милость же Господня от века и до века на боящихся Его, И правда Его на сынах сынов, хранящих завет Его и помнящих заповеди Его, чтобы исполнять их. Господь на небе уготовал престол Свой, и царство Его всеми обладает. Благословите Господа, все Ангелы Его, сильные крепостью, творящие слово Его, слушающие глас слов Его. Благословите Господа, все силы Его, слуги Его, творящие волю Его. Благословите Господа, все дела Его, на всяком месте владычества Его. Благослови, душа моя, Господа!

Слава

103. Псалом Давида о бытии мира.

Благослови, душа моя, Господа! Господи, Боже мой! Ты дивно велик, в исповедание и великолепие Ты облекся. Ты одеваешься светом, как одеждою, простираешь небо, как кожаный покров (шатра), Покрываешь водами высоты Свои, облака делаешь колесницею Своею, шествуешь на крыльях ветра. Ты творишь Ангелов Своих духами и слуг Своих пламенем огненным. Основал землю на тверди ее: не преклонится она во век века. Бездна, как одежда, – покров ее. На горах станут воды: От запрещения Твоего побегут, звука грома Твоего убоятся. Восходят горы и опускаются равнины на место, которое Ты назначил им. Предел положил Ты, которого они не перейдут, и не возвратятся, чтобы покрыть землю. Ты направляешь источники в долины: среди гор текут воды, Поят всех полевых зверей; дикие ослы (из них) утоляют жажду свою. При них обитают птицы небесные, из средины утесов издают голос. Ты напояешь горы с высот Своих: плодами дел Твоих насыщается земля. Произращаешь траву для скота и злак на службу людям, чтобы доставить (им) пищу из земли. И вино веселит сердце человека, чтобы лице (его) блистало (как бы) от елея. Хлеб укрепляет сердце человека. Насытятся деревья полевые, кедры ливанские, которые Ты насадил, Там устрояют гнезда птицы: жилище аиста управляет ими. Высокие горы для оленей, каменистая скала – прибежище зайцам. Он сотворил луну для (указания) времен, солнце познало запад свой. Ты простираешь тьму, – и настает ночь, когда ходят все звери лесные, Молодые львы, рыкающие о добыче, чтобы выпросить у Бога пищи себе. Взошло солнце, и они собрались и легли в своих логовищах. Человек (тогда) выходит на дело свое и на работу свою до вечера. Как величественны дела Твои, Господи! Все премудростью Ты сотворил. Полна земля тварью Твоею. Это море великое и пространное: там гады, коим нет числа, животные малые с великими. Там плавают корабли, этот змей, которого Ты создал, чтобы унизить его. Все ожидают от Тебя пищи, чтобы Ты дал им благовременно: Когда Ты дашь им, примут, когда Ты откроешь руку, все насытятся благом. А когда Ты отвратишь лице, – смятутся, возьмешь дух их, и исчезнут, и в землю свою возвратятся. Пошлешь Духа Твоего, и будут созданы, и обновишь лице земли. Да будет слава Господу во веки! Возвеселится Господь о делах Своих: Он посмотрит на землю, и заставит ее трястись, прикоснется горам, и они задымятся. Воспою Господу в жизни моей, пою Богу моему, пока существую. Да будет сладка Ему (молитвенная) беседа моя, а я буду веселиться о Господе. Да исчезнут грешники с земли и беззаконники – чтобы их не было! Благослови, душа моя, Господа!

Слава

104. Аллилуия.

Исповедайтесь Господу и призывайте имя Его, возвещайте в народах дела Его. Воспойте Ему и пойте Ему, поведайте о всех чудесах Его. Хвалитесь именем святым Его, да возвеселится сердце ищущих Господа. Взыщите Господа и укрепитесь, ищите лица Его всегда. Вспоминайте знамения Его, которые Он сотворил, чудеса Его и изречения уст Его. Семя Авраама – рабы Его, сыны Иакова – избранные Его! Он – Господь Бог наш, по всей земле суды Его. Он вечно помнит завет Свой, слово, которое Он заповедал в тысячу родов, Которое Он завещал Аврааму и клятву Свою Исааку, И поставил ее Иакову в повеление и Израилю в завет вечный, Говоря: “тебе дам землю Ханаанскую, удел наследия вашего”, Когда они были малочисленны, очень незначительны и пришельцы в ней, И переходили от народа к народу, и от царства к другому народу. Никому не позволял обижать их и наказывал за них царей (говоря): “Не прикасайтесь к помазанным Моим и пророкам Моим не делайте зла”. И Он призвал голод на землю: всякий стебель хлебный истребил. Послал пред ними человека: в рабы продан был Иосиф. Стеснили оковами ноги его: душа его прошла через железо, Пока не пришло (в исполнение) слово его: (тогда) слово Господне воспламенило его. Послал (за ним) царь, и разрешил его, владетель народов, и освободил его. Поставил его господином над домом своим и правителем над всем владением своим, Чтобы он наставлял вельмож его, как себя, и старейшин его учил мудрости. И пришел Израиль в Египет, и Иаков переселился в землю Хама. И весьма размножил Он народ Свой и сделал его сильнее врагов его. И возбудил в сердце их ненависть к народу Его и коварство против рабов Его. Послал (тогда) Моисея, раба Своего, Аарона, которого избрал Себе. Вложил в них слова о знамениях Своих и чудесах Своих в земле Хама. Послал тьму и навел мрак, ибо они воспротивились словам Его. Превратил воды их в кровь и уморил рыб их. Закипела земля их жабами (даже) в сокровищницах царей их. Он сказал – и явились песьи мухи и мошки во все пределы их. Вместо дождя послал им град (и) огонь, попаляющий землю их. И побил виноградники их и смоковницы их, и сокрушил всякое дерево в пределах их. Сказал – и явились саранча и гусеница без числа, И поели всю траву в земле их и поели все плоды в земле их. И поразил всякого первенца в земле их, начаток всего (приобретенного от) труда их. И вывел их с серебром и золотом, и не было в коленах их больного. Обрадовался Египет исшествию их, ибо напал на него страх пред ними. Распростер облако в покров им и огонь, чтобы светить им ночью. Просили они – и налетели перепела, и хлебом небесным насыщал их. Расторг камень, и потекли воды, потекли реки в безводных местах. Ибо Он вспомнил слово святое Свое, которое (сказал) Аврааму, рабу Своему. И извел народ Свой в радости и избранных Своих в веселии. И отдал им области язычников, и они наследовали (приобретенное) от труда народов, Чтобы соблюдали уставы Его и хранили закон Его.

Слава

Молитвы после 14 кафизмы:

По 14-й кафисме, Трисвятое.

Таже тропари, глас 8:

Яко блудница припадаю Ти, да прииму оставление, и вместо мvра слезы от сердца приношу Ти, Христе Боже: да яко оную ущедриши мя, Спасе, и подаси очищение грехов. Яко оная бо зову Ти: избави мя от тимения дел моих.

Слава

Почто не помышляеши, душе моя, смерти? Почто не обращаешися прочее ко исправлению, прежде трубы глашения на суде? Тогда несть время покаяния. Приими во уме мытаря и блудницу зовущыя: согреших Ти, Господи, помилуй мя.

И ныне

Яко превосходящая воистинну Рождеством Твоим силы Небесныя, Приснодево Богородице, иже Тобою Божеством обогатившеся, непрестанно Тя величаем.

Господи, помилуй (40) и молитва:

Благодарим Тя, Господи Боже спасений наших, яко вся твориши во благодеяния жизни нашея, яко упокоил еси нас в прешедшем нощном времени, и воздвигл еси нас от ложей наших, и поставил еси нас в поклонение честнаго и славнаго имене Твоего. Темже молимся Тебе, Господи: даждь нам благодать и силу, да сподобимся Тебе пети разумно, и молитися непрестанно: и выну к Тебе зрети, Спасителю и Благодетелю наших душ, страхом и трепетом свое спасение действующе. Услыши убо и помилуй, Благоутробне, нас: сокруши под ноги наши невидимыя ратники и враги: приими яже по силе нашей благодарения: даждь нам благодать и силу во отверзение уст наших, и научи нас оправданием Твоим. Яко что помолимся, якоже подобает, не вемы, аще не Ты, Господи, Духом Твоим Святым наставиши ны. Аше же что согрешихом даже до настоящаго часа, словом, или делом, или помышлением, волею, или неволею, ослаби, остави, прости. Аще бо беззакония назриши, Господи, Господи, кто постоит? Яко у Тебе очищение есть, у Тебе избавление. Ты еси Един Свят, Помощник Крепкий, и Защититель жизни нашея, и Тя благословим во вся веки, аминь.

Объявления


14 Псалом Давида - объяснение (Видео)

Псалом 14

Псалом очень понятен и прост. Чем проще и понятней и назидательней буквальный смысл, тем меньше таинственныого значения бывает видно. Но вместе с тем, чем понятней буквальный смысл псалма, тем сильней он отпечатывается в сердце человека, и тем любимей он простым народом. (ПВ)

В этом псалме царь Давид представляет противоположность «негодяю», о котором он говорил в предыдущем 13 псалме, и описывает человека праведного: цельного, обладающего высокими душевными качествами и глубокой верой, такого, о котором в 13 псалме сказано: Бог в роде праведных. (Пс.13:5)

Такой человек достоин пребывать в шатре Всевышнего и обитать на Его святой горе. (Меам лоэз)

Общая площадь боковых стенок Ковчега , составляющая двенадцать квадратных амот , указывает на двенадцать добродетелей, которыми должен обладать праведник . Эти двенадцать добродетелей, которыми должен обладать истинный слуга Всевышнего, перечислил царь Давид. «Кто достоин жить в Твоем шатре? Кто будет обитать на Твоем святом холме? » (Пс. 14) — спрашивает Давид и отвечает:

Понимание о полноте в числе двеннадцать исходит из числа полноты (сова) семь (шева).

Число 12, показывает совершенство правления , или . Оно появляется как кратное число во всем, что имеет отношение к правлению. Солнце, которое «управляет» днем, луна и звезды, которые «управляют» ночью, совершают проход через двенадцать знаков Зодиака, которые составляют большой небесный круг 360=12х30 градусов, деля год. Двенадцать, является произведением числа 3 (Божественное и небесное число - три равных измерения Небеного Иерусалима) и 4 (земное число, число всего материального и органического - 4 стороны света). (Числа в Писании. Автор неизвестен)

День и ночь из 12 часов. Полдень и полночь в 12 часов. Год 12 месяцев. По три месяца 4 времен года 12=3х4. 12 месяцев, 12 Праздников, 12 апостольских догматов. 12 представляется как 12=3х4 - Божественная Троичность четверчного мира, основание Церкви. Таким образом, 12 есть Крест, таинственное основание мира. (Г. Фаст)

Если семь составлено из 3 + 4, то двенадцать - 3 умноженные на 4, что можно расценить как организацию, и увеличение всего, содержимого в этих двух числах.

ДВЕНАДЦАТЬ ПАТРИАРХОВ

Было от Сифа до Ноя и его семьи, и двенадцать от Сима до Иакова.

Двенадцать сыновей Израиля

Также было двенадцать Судей или Спасителей.

ХРАМ СОЛОМОНА

12 - главный фактор, в отличии от Скинии, у которой преобладало число 5.

Когда мы обращаемся к Новому Завету, то находим тот же принцип в Апостольском управлении, как в Патриархальном и Национальном, потому есть:

· двенадцать Апостолов.

· двенадцать оснований в небесном Иерусалиме.

· двенадцать ворот.

· двенадцать жемчужин.

или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов? (Матф.26:53)

Возможно понимание этих строк как указание что есть более 12 легионов ангелов, но на мой взгляд эти слова говорят что всего 12 легионов которые могли прийти на помощь Христу, но Отец по молитве Христа мог дать помощь Свою, кроме помощи ангельских сил. (ПВ)

Итак, число 12 число по словам неизвестного автора совершенство правления , или правительственное совершенство . И тот кто сподобился быть в уделе Всевышнего здесь и там - есть царственное священство в уделе Его.

9 Но вы - род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет; (1Пет.2:9)

И избранные, взятые в удел царственного священства должны обладать двенадцатью добродетелями.

Ковчег Завета, который имел 12 квадратных амот - это образ совершенного праведника - Царя и Священника - Мессии. Ковчег вмещал святыню Божию - Тору - Слово Его. Христос - воплощенное Слово Отца. Ковчег вмещал Ман (хлеб) Небесный. Христос - Хлеб Жизни сошедший с небес.

Христос - Ковчег Святыни, Который вошел в Святая Святых. И как двери храма растворились перед Ковчегом Завета, так и Врата вечности пропустили Месиию - Святыню Бога, в Обители Отца.

Мы рожденные от Духа в образ Мессии, должны по образу Христа иметь совершенство и добродетели вошедшего первым в обители Небесного Отца. Первенец - Христос. Он Царь - Машиах и Священник по чину Мелхиседека. Мы в уделе Его - царственное священство, если имеем 12 добродетелей - образ которых, возласил Давид в этом псалме: (ПВ)

14.1 Псалом Давида. Господи! кто может пребывать в жилище Твоем? кто может обитать на святой горе Твоей?

Въ конeцъ, pал0мъ дв7ду, д7i. а7 ГDи, кто2 њбитaетъ въ жили1щи твоeмъ; и3ли2 кто2 всели1тсz во с™yю г0ру твою2;

1. МИЗМОР ЛЕДАВИД, АДОНАЙ МИ-ЯГУР БЕАhОЛЕХА, МИ-ЙИШКОН БЕhАР КОДШЕХА.

Въ конeцъ - указание на воскрешение, воздаяние, и будущий век.

В жилище Твоем - Пребывание в этом мире Давид называет словом «жить-жилище», а сам нижний мир называет «шатром», потому что Небеса как бы охватывают его сверху, образуя шатер. Будущий мир Давид называет «гора», как превосходящий землю высотой . Если человек погружен в ценности земной жизни и увлечен исключительно земными радостями, достижение Будущего мира для него невозможно. Давид снимает противоречие между земным и посмертным существованием, представляя земной мир как шатер, а будущий — как гору, возвышающуюся над ним. Тот, кто хочет по окончании земной жизни оказаться в мире грядущем, должен при жизни подниматься туда, как поднимаются на гору. (р. Зильбер)

14.2 Тот, кто ходит непорочно и делает правду, и говорит истину в сердце своем;

в7 Ходsй непор0ченъ и3 дёлаzй прaвду, глаг0лzй и4стину въ сeрдцы своeмъ:

2. hОЛЕХ ТАМИМ У-ФОЭЛЬ ЦЭДЕК, ВЕДОВЭР ЭМЭТ БИЛЬВАВО.

В этом стихе три качества праведника жизнь которого возможна в обителях Всевышнего. ТАМИМ - ЦЕДЕК - ЭМЕТ

1. ОЛЕХ ТАМИМ = ходящий в цельности , — т.е. обладающий безупречностью в своей жизни, которая на виду других людей. (ПВ)

Тамим - кто делами мирскими занимается непорочно, бесхитростно, не вникая в мирские уловки и ухищрения. (Радак)

Тамим - слово «бесхитростно», имеет на иврите несколько близких значений, основное из которых — «цельный». А еще это слово значит «наивный», «невинный», «не имеющий порока», «честный». (р. И. Зильбер)

תָּמִים‎
1. полный, целый;
2. совершенный, непорочный;
3. искренний, чистосердечный.

2. ПОЭЛЬ ЦЭДЕК = поступающий милостливо, праведно, справедливо .

Поэль это слово в форме глагола переводится как поступать, делать. В форме существительного как труженик. Поступающий справедливо - праведный труженик. ЦДАКА - благотворительность (десятины) от своих трудов (ПВ)

В древнееврейском языке слово ЦДАКА этимологически связано со словом ЦЕДЕК - справедливость . Дающий не столько делает одолжение или жертвует, сколько восстанавливает своим даром справедливость: помощь нуждающимся - не добровольный акт милосердия, а дело долга. Неисполнение этого долга является полной противоположностью праведности, т.е. греховностью.

Более того, еврейское понятие Цдака не предполагает, что дающий отдает какую-то часть своего собственного имущества. Скорее это следует понимать так: Всевышний, награждая человека достоянием, как бы делает его своим финансовым поверенным, то есть деньги доверяются ему с условием, что он будет помогать бедным . Поступая так, человек лишь исполняет свои обязанности, действуя справедливо и избегая греховного поведения. (евр ком)

3. ДОВЕР ЭМЕТ БИЛЭВАВО = говорящий правду в своем сердце .

Как делал рав Сафра, о котором известно, что он был правдив даже в том, что касалось помыслов его сердца.

Однажды пришел человек купить у рава Сафры алмаз. В это время он как раз произносил Шма и не мог вступить в разговор. Покупатель предложил цену алмаза, но р. Сафра не ответил. Покупатель принял это за знак несогласия и назвал более высокую цену. Р.Сафра снова промолчал. Покупатель, не понимая причины его молчания, еще поднял цену. Он продолжал набавлять, и, к тому времени когда р.Сафра кончил читать Шма , покупатель дошел уже до весьма значительной суммы. Тогда р. Сафра сказал ему: «Возьми алмаз за те деньги, что ты предложил мне вначале!» — «Почему ты продаешь его по первоначальной цене? — удивился покупатель. — Ведь я назвал тебе в конце концов гораздо большую сумму!»

«Когда ты назвал первую цену, — объяснил р. Сафра, — я в душе согласился с ней. Поэтому мне кажется нечестным менять условия». (ВТ. Макот 24а)

Глаголай истину в сердцеѣ своем — буквальный перевод с иврита; яснѣей было бы сказать: «от сердца своего » (еп. Порфирий), как и в псалме одиннадцатом:

3 Ложь говорит каждый своему ближнему; уста льстивы, говорят от сердца притворного. (Пс.11:3)

так как предлог ВЕ указывает здѣесь на способ, которым образуется речь, или источник, из которого исходитъ реѣчь праведника: слово истины, «исходящее из уст» праведника, «исходит из сердца его»

Исходящее из уст - из сердца исходит (Матф.15:18) (Вишняков)

14.3 кто не клевещет языком своим, не делает искреннему своему зла и не принимает поношения на ближнего своего

г7 и4же не ўльсти2 љзhкомъ свои1мъ и3 не сотвори2 и4скреннему своемY ѕлA, и3 поношeніz не пріsтъ на бли6жніz сво‰:

3. ЛО-РАГАЛЬ АЛЬ-ЛЕШОНО ЛО-АСА ЛЕРЕЭhУ РАА, ВЕХЕРПА ЛО-НАСА АЛЬ-КЕРОВО.

4. ЛО РАГАЛ АЛЬ ЛЕШОНО не клевещет в своих речах .

Лашон а-ра - злой язык. В славянском переводе - лесть. Лесть тоже является злоязычием. Также лесть есть ложь. Прельщающий - лжет. Ложь - грех. (ПВ)

5. ЛО АСА ЛЭРЕЭУ РАА не делает зла ближнему .

Зло - то что запрещено Богом. Грех.

6. ВЕХЭРПА ЛО НАСА АЛЬ КРОВО прочтение этих слов имеет несколько смыслов.

— не наносит оскорбления (осмеяния) ближнему

Всякое оскорбление и унижение других есть действие недостойное праведника.

— не принимает поношения (поругания) на ближнего своего (синод. и слав. переводы)

Недостойно праведника и от других воспринимать поношение и позор на ближнего.

— не понес стыда из-за своего родственника

Какова должна быть любовь к братьям, сестрам и прочим близким? Пусть он заботится о них, дабы обучить их и наставить, и да не лицеприятствует. И в этом состоит его заслуга и великая мзда. И это великая вещь, как сказано: «И не понес стыда из-за своего родственника» (Теилим 14.3). (Аарон Штейнман - «Орхот Цадиким»)

— недостатка родственника не сносил (пер. Левинов)

Это похожий смысл с предыдущим переводом. Рассматривая праведника который должен обитать в обителях Всевышнего и праведника, который пребывает в обществе верных (в Церкви, которая есть Тело Мессии), можно заметить что на обоих было и есть ответственность за тех, кто им подчинен. Великая ответственность на тех, кто имеет власть. Кто терпит грех в своей среде - потворствует погибели. Как отец ответственен за детей, так и начальник ответ даст за подчиненных. Священник Илий сносивший беззаконие своих сыновей священников и их потерял и потомство его было лишено долголетия. Отец семьи - это образ пастыря.

Поэтому предписано для начальствующих в Церкви, чтобы епископы и священники:

4 хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании со всякою честностью;

5 ибо, кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией?

(1Тим.3:4,5)

И потому не может священник быть мужем блудницы и детей отступников. Это правило идет еще из правил священников Иерусалимского храма до рождества Христова.

Образ заботы о духовном спасении - это Христос.

12 Когда Я был с ними в мире, Я соблюдал их во имя Твое; тех, которых Ты дал Мне, Я сохранил, и никто из них не погиб, кроме сына погибели, да сбудется Писание.

(Иоан.17:12)

14.4 тот, в глазах которого презрен отверженный, но который боящихся Господа славит; кто клянется, [хотя бы] злому, и не изменяет;

д7 ўничижeнъ є4сть пред8 ни1мъ лукaвнуzй, боsщыzжесz гDа слaвитъ: кленhйсz и4скреннему своемY и3 не tметazсz:

4. НИВЗЭ БЕЭНАВ НИМЪАС, ВЕЭТ-ЙИРЪЭ АДОНАЙ ЕХАБЭД, НИШБА ЛЕhАРА ВЕЛО ЯМИР.

7. НИВЗЭ БЕЭЙНАВ НИМАС низкого (негодного) презирает .

Радак понимает это в другом аспекте в личном. Презрен в (своих) глазах (он), немил Здесь сообщается и о других его достоинствах: ходя в непорочности и творя праведное и говоря правду, он не становится высокомерным, но, напротив, считает себя презренным и ничтожным. Он считает, что не сделал и тысячной доли того, что во славу Творца сделать обязан. (Радак)

Так же понимание что добродетельный презирает всякий грех, а не самого грешника. Т.е. путь греха, которым грешник думает облегчить себе жизнь и приобрести наслаждение, праведник презирает, считая негодным и неприемлимым. А. Кац в своем переводе так и пишет: «В чьих глазах отвратительна низость ». (ПВ).

8. ВЕЭТ ЙИРЭЙ АШЕМ ЕХАБЭД и почитает тех, кто боится Г-спода.

9. НИШБА ЛЕАРА — тот, кто принимает на себя клятву , чтобы не поддаться своему ецер ара (дурным наклонностям).

Здесь можно понимать обыные клятвы которые дает человек даже в ущерб (материальный, невыгоду) себе.

Но более точное это обещание Богу доброй совести. Т.е. обет бороться с Ветхим человеком - йецер а-Ра - дурным началом. (ПВ)

Поклялся (себе) во зло (в ущерб) - ”Во зло” самому себе поститься или отказаться от удовольствий (греха - ПВ ), а также нести материальный ущерб ради милостыни или исполнения заповеди. (Радак)

10. ВЕЛО ЯМИР и не изменяет ей.

Те. Остается верным обещанию бороться со злом и грехом в себе. Стояние в клятве которую дал начав бороться с йецер а ра. Не изменит - того, о чем клялся, хотя тем самым себе причиняет ущерб. Он не изменит, но даст состояться такому в точности. И сказано: поклялся. Когда речь идет о чем-то трудноисполнимом, он клятву дает, чтобы дурное побуждение исполнению не помешало. (Радак)

Есть другой аспект. Даже если поклянется нечестивому, не отступит от своей клятвы. Этот вариант отражен в нашем синодальном переводе. В этом аспекте 9 и 10 добродетель объединяются в одну, нарушая гармоничное объяснение 12 добродетелей, которое дает мидраш. (ПВ)

14.5 кто серебра своего не отдает в рост и не принимает даров против невинного. Поступающий так не поколеблется вовек.

є7 сребрA своегw2 не дадE въ ли1хву и3 мзды2 на непови1нныхъ не пріsтъ. Творsй сі‰ не подви1житсz во вёкъ.

5. КАСПО ЛО-НАТАН БЕНЭШЕХ, ВЕШОХАД АЛЬ-НАКИ ЛО ЛАКАХ, ОСЕ-ЭЛЕ ЛО ЙИМОТ ЛЕОЛАМ.

Соблюдая строгую последовательность, - пророк сперва упомянул о сердце, потом о языке, а затем уже о самом действии; потому что делу предшествует слово, а слову мысль. (Феодорит)

11. КАСПО ЛО НАТАН БЕНЭШЕХ тот, кто не дает своих денег в рост .

И, наконец, праведник «денег своих не давал в рост». Закон Торы запрещает еврею давать деньги в долг другому еврею под проценты. Но брать проценты за ссуду с нееврея разрешает, потому что у неевреев рост — вещь общепринятая. Но праведник не берет процента и с нееврея (ВТ Макот 24 а). (р. Зильбер)

12. ВЕШОХАД МИНАКИ ЛО ЛАКАХ — и не берет взяток, чтобы выступить против невинного.

1. вариант - взятки чтобы быть против правого (невинного).

Нечестивый берет подарок из пазухи, чтобы извратить пути правосудия. (Прит.17:23)

2. вариант - не брал взятки даже от правого.

Как это понимает И. Зильбер.

В стихе также сказано: «… и подношения от правого не брал ». В связи с этими словами Гемара рассказывает такую историю.

Раби Ишмаэль де раби Иоси был судьей. У него был участок земли, который нанялся обрабатывать какой-то человек. Каждую пятницу арендатор приносил раби Ишмаэлю положенную долю урожая. Один раз он принес эту плату в четверг. «Почему ты принес на день раньше?» — спросил его раби Ишмаэль. Арендатор объяснил: «Сегодня вы заседаете как судья, а у меня с одним человеком спор, который будет разбираться в суде. Вот я и принес заодно». Раби Ишмаэль ответил ему: «Знаешь, я уже не имею права быть судьей в твоем споре. Я направлю тебя к другому судье». И платы не взял.

Когда слушалось дело у другого судьи, раби Ишмаэль проходил мимо и, услышав показания своего арендатора, заволновался: «Он не так говорит! Почему он не сказал так-то и так-то?» И тут же, спохватившись, резко высказался против взяток и тех, кто их берет: «Я же не взял взятки. А если бы и взял плату, так взял бы свое, только на день раньше. Я не взял, но я уже внутренне настроен в его пользу. А если бы взял?!»

Следуя Гемаре, Маарша объясняет слова «подношение от правого» как «подношение от чистого» (таково буквальное значение текста на иврите), т.е. как подарок или плату от чистого, честного человека, который и не собирается давать взятку, а отдает положенное. Но праведник не допускает даже намека на двусмысленную ситуацию, потому что знает, что это мешает видеть вещи объективно.

Подарки портят сердце. (Еккл.7:7)

Царь правосудием утверждает землю, а любящий подарки разоряет ее. (Прит.29:4)

Корыстолюбивый расстроит дом свой, а ненавидящий подарки будет жить. (Прит.15:27)

Поступающий так не поколеблется вовек.

Когда рабан Гамлиэль прочел вышеприведенный список достойных похвалы качеств талмид хахама (праведника) , он сказал своим ученикам со слезами на глазах: «Кто обладает всеми этими качествами?» Все смолчали, один р. Акива засмеялся.

«Почему ты радуешься тому, что заставляет меня плакать?» — спросил его рабан Гамлиэль.

Р. Акива объяснил: «В Торе сказано (Ваикра 11:31): «Вот какие пресмыкающиеся нечисты для вас», после чего перечислен ряд насекомых. Тора заканчивает предостережением (там же, 18:24): «Не оскверняйтесь ничем из них». Эти слова как будто подразумевают, что человек становится нечист только если он прикоснется ко всем перечисленным насекомым. На самом деле алаха говорит иначе. Еврей, прикоснувшийся даже к одному из них, и даже к самому мелкому из них, становится нечист, как если бы он прикоснулся ко всем им сразу.

Нам известен принцип, что мера, которой Б-г награждает, значительно больше, чем мера, которой Он наказывает. Если человек, прикоснувшийся лишь к одному нечистому насекомому, считается как бы прикоснувшимся ко всем им, отсюда несомненно следует, что на человека, наделенного хотя бы одной из перечисленных черт характера, Всемогущий смотрит так, как если бы он обладал ими всеми!»

«Ты утешил меня, Акива, ты утешил меня», — сказал рабан Гамлиэль. (И. Зильбер)

И нам нужно восходить от одной добродетели к другой зная что одна добродетель выполненная ради веры притягивает другую. И одна победа над грехом, ходатайствует победу другую. (ПВ)

Многие люди, как верующие, так и неверующие мало задумываются о том, что земная жизнь каждого человека раньше или позже закончится. Однако, в Библии упоминание о временности нынешнего состояния человека подчёркивается много раз, человек по-настоящему ищущий Бога размышляет об этом, хранит это в своём сердце, понимая, что дни земной жизни могут закончиться внезапно, совершенно неожиданно. И осознание этого приводит человека в состояние духовного бодрствования, постоянной готовности в любой момент предстать перед Богом.

Но в чём конкретно заключается верное отношение к Богу, себе и окружающим?

Прочитаем короткий, но очень насыщенный и полезный для обучения верующего человека псалом.

1 Псалом Давида. Господи! кто может пребывать в жилище Твоем? кто может обитать на святой горе Твоей?
2 Тот, кто ходит непорочно и делает правду, и говорит истину в сердце своем;
3 кто не клевещет языком своим, не делает искреннему своему зла и не принимает поношения на ближнего своего
4 тот, в глазах которого презрен отверженный, но который боящихся Господа славит; кто клянется, [хотя бы] злому, и не изменяет;
5 кто серебра своего не отдает в рост и не принимает даров против невинного. Поступающий так не поколеблется вовек.
(Пс.14:1-5 )

Суть этого псалма заключена в разъяснении начальных вопросов (ст.1), которые задаёт Давид. Точно неизвестно, по какому поводу был написан этот псалом, но исследователи (например, Ч.Сперджен “Сокровища Давида. Том 1, А.П. Лопухин) считают, что, по всей видимости, псалом был написан в связи с перенесением ковчега завета на Сион. Похожие мысли содержатся и в Пс.23 (в частности, Пс.23:3-6 ), однако, именно в этом псалме раскрывается тема земного пути праведного человека, что, в частности, указывает, что единственный Человек, Который в полной мере исполнил и это место Писания – это Иисус Христос. Об этом же косвенно может свидетельствовать употребление единственного числа в Септуагинте.

Интересно, что основные мысли этого псалма цитирует пророк Исаия, который пророчествовал о вавилонском плене и грядущем пришествии Мессии.

14 Устрашились грешники на Сионе; трепет овладел нечестивыми: “кто из нас может жить при огне пожирающем? кто из нас может жить при вечном пламени?” –
15 Тот, кто ходит в правде и говорит истину; кто презирает корысть от притеснения, удерживает руки свои от взяток, затыкает уши свои, чтобы не слышать о кровопролитии, и закрывает глаза свои, чтобы не видеть зла;
16 тот будет обитать на высотах; убежище его – неприступные скалы; хлеб будет дан ему; вода у него не иссякнет.
(Ис.33:14-16 )

Но вернёмся к первому стиху – здесь задаётся два вопроса – кто может пребывать в жилище Твоём? и кто может обитать на святой горе Твоей?

Чтобы понять, о чём, собственно, спрашивает Давид, рассмотрим глаголы, которые здесь употребляются и о чём они нам говорят.

Во втором вопросе речь идёт уже о небесном, глагол “обитать ” (гр. κατασκηνωσει (катаскэнОсей), ивр. יִ֝שְׁכֹּן (шохАн)) обозначает состояние, когда кто-то живёт постоянно, находит пристанище и покой, а также вьёт гнёзда.

При этом оба глагола стоят в будущем времени в Септуагинте, что может означать опять-таки, что речь идёт о Христе, ведь на момент написания псалма Его земная жизнь ещё не началась, она ещё произойдёт в будущем.

Итак, мы видим, что этот Псалом (как и Пс.1 , например) говорит о некоем идеальном состоянии и образе жизни, к которому нам нужно стремиться, чтобы прославить Бога. А это, собственно, главная тема этой книги (Техилим (ивр.) – буквально “восхваления”), которая является частью третьего раздела Танаха – Ктувим (Писания). Читая и повторяя этот псалом мы напоминаем себе о нашем собственном несовершенстве и восхваляем Бога, Который явил нам пример совершенства во Иисусе Христе.

Как же человек может прославить Бога в своей жизни?

Этот человек осуществляет следующие действия.

1. Действия, связанные с внутренним миром человека (ст.2, 4).

2. Действия, связанные с отношениями с другими людьми (ст.3, 5).

Можно увидеть две особенности строения текста: темы чередуются (внутренний мир-другие люди-внутренний мир-другие люди); о внутреннем мире говорится в утвердительном ключе (“ходит, делает…”, об отношениях – в отрицательном (“не делает, не отдаёт…). Можно отметить, что в Пс.1 похожая ситуация (“не ходит…не стоит…не сидит…размышляет…”), и этот принцип Иисус в Нагорной проповеди развивает от “неделания зла” к “деланию добра”.

Итак, начнём с внутреннего мира (ст.2, 4):

А. Непорочность, святость.

Б. Праведность.

Г. Верные убеждения.

Д. Духовный взгляд на людей.

Е. Верность обещаниям.

“Тот, кто ходит непорочно…”

И, конечно, первое, о чём здесь идёт речь – это святость, потому что свят Бог, без святости Бога никто не увидит. И здесь верующему нужно брать пример со всех праведников, о которых мы читаем в Писании – никто из них кроме Христа не был безгрешен, они осознавали собственное несовершенство и молили Бога о милости и стремились к Его святости.

“…делает правду…”

Здесь в греческом употребляется слово, обозначающее праведность, верность с причастием “делающий”. Это некоторое состояние, в котором находится человек, желающий угодить Богу, о чём подробнее можно прочитать, например, в 1 послании апостола Иоанна, где жизнь на свету – это постоянный процесс “делания правды”, это состояние жажды по праведности (1Ин.2:6 ).

“… говорит истину в сердце своём…”

Сердце в Библии – это не столько источник эмоций, сколько средоточие всего личностного, что есть в человеке, “лэбаб” (ивр.) – это и разум, и воля, и мысли, и чувства. Человек праведный наполняет свою личность истиной, хранит её в себе, размышляет о ней, чтобы поступать угодно Богу.

“…презрен отверженный, но который боящихся Господа славит…”

Для людей часто играют роль достижения в работе, материальное благополучие, физическая красота, но человек, который хочет угодить Богу оценивает то, насколько другие боятся Господа и заповеди Его исполняют. Здесь полезно вспомнить Евр.11 , где среди героев веры много отверженных, униженных, живущих бедно, погибших за свою веру. Сам Господь не имел вида, который бы привлекал к Нему, был презрен и умален пред людьми (Ис.53 ), претерпел позорную смерть ради всех людей, и Его мы славим и берём пример с Него и подобных Ему.

Конечно, здесь не о том, чтобы быть высокомерным, мы помним, что Иисус сказал о молитвах фарисея и мытаря (Лк.18:9-14 ). Здесь о том, что ценно в глазах Божьих и тех, кто любит Его, а именно – преклонение перед Господом.

“…кто клянется (хотя бы) злому и не изменяет…”

Смысл этой фразы можно передать также такими словами “…клянется себе на зло”, то есть, здесь речь идёт о том, как нужно относиться к собственным словам. Иногда очень невыгодно и даже может принести немалый вред выполнение различных обещаний – уплата налогов, соблюдение законов государства, честность на работе и в личной жизни. Человек может потерять массу возможностей и даже собственную жизнь. И это не имело бы смысла, если бы всё для человека заканчивалось в этой жизни, “ешь, пей, веселись, ибо завтра умрем”.

Итак, внутренне духовно сильный человек имеет стремление к святости и праведности, укрепляет истину в себе, верно относится к своим и чужим поступкам.

Теперь рассмотрим отношения с окружающими (ст.3, 5):

А. Избегание злых слов.

Б. Избегание злых дел.

В. Отвержение сплетен.

Г. Избегание жадности.

Д. Отвержение взяток.

“…не клевещет…”

Слово “рагаль” (ивр.) имеет одним из значений “разведывать”, именно в этом обвинил Иосиф своих братьев, пришедших за хлебом (Быт.42:9 ), оно же употребляется именно в этом значении в книге Чисел, Второзаконии, книгеах Иисуса Навина, Судей, Царств и Летописи. Это отношение к ближнему, как к врагу, стремление узнать слабости, раскопать грязные тайны, обличить и сокрушить. Такому человеку бесполезно что-либо доказывать, он всё будет воспринимать “в штыки” и думать только о плохом. Верующему же заповедано любить ближнего, стремиться к единству, помня, что любовь терпит и надеется.

“…не делает искреннему своему зла…”

Здесь “искренний” – рейа рейа (ивр.) – друг, товарищ, ближний, сосед, любимый, “зло” – ра раа (ивр.) – зло, беда. А кто ближний наш мы видим из притчи Иисуса о самарянине (Лк.10:25-37 ), где Господь доходчиво объясняет, что милость важнее закона. Это вторая важнейшая заповедь, которая показывает, любит человек Блога на самом деле, а не только на словах, ибо если не любишь брата, которого видишь, как можешь любить Бога, Которого не видел?

“…не принимает поношения на ближнего…”

Данное качество характеризуется противодействием распространению зла, приходящего извне, от других людей. Слово וְ֝חֶרְפָּה (херпА) обозначает “поношение, посрамление, поругание, посмеяние, стыд, позор, срам”. И зачастую, чтобы остановить сплетни, нужно просто сказать об этом сплетнику. И это необходимо делать каждый раз, когда это происходит, чтобы грех был обличаем и не распространялся подобно огню (Пр.26:18-28).

“…серебра своего не отдает в рост…”

Вообще, неплохо уметь зарабатывать деньги, но при этом нужно помнить, что жадность до денег сгубила некоторых фарисеев (Лк.16:14 ), епископ должен этого избегать (

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: