Сообщение о морском соборе. Кронштадтский морской собор во имя святителя николая чудотворца. Морской Никольский собор, Кронштадт – история строительства

В конце XIX века в Кронштадте, на Якорной площади, было решено построить Морской собор, который стал бы достойным памятником морякам, погибшим на Российском флоте. Разработка проекта была поручена архитектору В.А. Косякову . Весной 1901 г. один из его проектов был утвержден Николаем II.
8 мая 1903 г . состоялась торжественная закладка стен в присутствии императора Николая II, членов императорской фамилии. В целом постройка собора продвигалась высокими темпами. В 1907 г. начата внутренняя отделка, а с 1908-го года, когда была введена в строй система отопления, работы внутри стали вести круглый год. Помощниками строителя были академик архитектор Г.А. Косяков, инженеры А.И. Виксель, А.А. Ламагин, А.А. Алексеев, инженер-профессор П.И. Дмитриев, художник архитектор Н.Л. Подберезкий. Роспись стен и сводов, мозаики в главном портале выполнены по оригиналам М.М. Васильева, иконы - А.В. Троицкого, наружные мозаичные и майоликовые иконы по оригиналам Ф.Р. Райляна. Ковры жены моряков вышивали шерстью, а серебряное шитье выполнялось мастерской Е.М. Бертельсон. Весь собор внутри был освещен 5-ю тысячами электрических лампочек.

10 июня 1913 г. состоялось торжественное освящение Морского собора во имя Святителя Николая Чудотворца. В плане собор повторяет храм св. Софии в Константинополе с несколько измененными пропорциями. Длина здания - 83,2 м, ширина - 64 м, высота с крестом - 70,6 м, диаметр купола 26,7 м. Снаружи собор облицован гранитным цоколем и серо-желтым кирпичом, украшен гранитными полированными наличниками и колоннами порталов, терракотовыми орнаментами, мозаичными иконами. Над северными воротами помещался образ Божьей Матери, над южными - образ святителя Митрофания, над западными - св. Апостолов Петра и Павла, святителя Николая Чудотворца и св. Ионна Рыльского. Крыши покрыли медью и украсили золочеными крестами и орнаментами.
В нутренняя отделка собора, выполненная в "византийском стиле", отличалась богатством, тонким вкусом и высоким качеством. Оформление интерьера связано с морской тематикой - изображение деталей кораблей, рыб, морских чудовищ. Пол выложен мозаикой из мелкого разноцветного мрамора с рисунками судов, морских звезд, водорослей, крабов, диковинных рыб. На внутренних стенах галереи нижнего яруса были закреплены 130 памятных досок из черного мрамора с именами погибших моряков и 20 досок из белого мрамора с именами погибших священников кораблей. Два яруса галерей поддерживались колоннами из искусственного мрамора. Иконостас был изготовлен из натурального белого и цветного уральского мрамора с мозаичными и бронзовыми украшениями. В нише главного входа со стороны Якорной площади располагалась часовня Спаса Нерукотворного.

В начале 30-х годов в здании Морского собора открыли кинотеатр имени Максима Горького, а часть помещений стала использоваться под склады. С куполов храма сняли кресты, сбросили колокола, разобрали алтарь. Художественная роспись куполов и стен внутри была закрашена. Чтобы спасти собор от окончательного разрушения, командование ВМФ обратилось к правительству с просьбой о передаче храма в свое ведение.



Морские храмы называют церквями-маяками. Они довольно распространены в православных странах и служат своего рода ориентиром для путешественников. В издаваемых для мореплавателей описаниях морей, океанов и прибрежий (лоциях) расположение таких объектов обычно указывается. При их прохождении верующие, обратив свой взор к алтарю, могут воззвать в молитве к Богу.

В России таких храмов семь. Это Николо-Богоявленский собор и Чесменская церковь в Санкт-Петербурге, Свято-Никольский храм в Севастополе, Храм-маяк Святителя Николая в селе Малоречное (г. Алушта, Республика Крым), церковь Николая Чудотворца в Таганроге, Свято-Троицкий морской собор в поселке Усть-Луга и Морской Никольский собор в Кронштадте. О последнем – наш рассказ.

Самый крупный в дореволюционной России

Идея строительства на острове Котлин вместительного морского собора родилась еще в 1830 годах. С ней выступил член Святейшего Синода, первый протопресвитер военного и морского духовенства Александр Алексеевич Желобовский, по инициативе которого уже строились сотни войсковых церквей. Однако высочайшее разрешение в 1897 году получило лишь ходатайство адмирала и генерал-адъютанта Николая Ивановича Казнакова, и начался сбор добровольных пожертвований. Собор должен был стать достойным памятником погибшим морякам Российского флота.

Разработкой проекта занимался архитектор Василий Антонович Косяков. В работе над ним участвовали гражданские инженеры Владимир Шаверновский и Александр Виксель. Поскольку собор задумывался как ориентир с моря, то в проекте предусмотрели соответствующую высоту купола. И первое, что должны были видеть с приближающихся к Кронштадту судов, это его крест. 21 мая (3 июня по новому стилю) 1901 года Николай II утвердил проект.

Морской собор святителя Николая Чудотворца стал последним и одновременно крупнейшим из всех аналогичных соборов дореволюционной России. Местом его возведения избрали Якорную площадь. Прежде тут находились старые якоря, а теперь она была свободной, что позволяло разбить вокруг будущего храма парк и оборудовать территорию для крестных ходов. Дата начала строительства – 1 (14) сентября 1902 года. Перед этим состоялся молебен, который в присутствии вице-адмирала С. О. Макарова совершил протоиерей Иоанн Кронштадтский. На закладке храма 8 (21) мая 1903 года были Николай II и императрица Александра Федоровна, его мать вдовствующая императрица Мария Федоровна, великие князья Михаил, Алексей и Владимир Александровичи.

Окончание торжественной церемонии увенчал салют в 31 выстрел, произведенный с орудий крепости и находившихся на рейде кораблей. В тот же день государь и представители императорской фамилии посадили в сквере, что вокруг храма, 32 годовалых дубка. В 1907 году собор в целом был готов, оставались только внутренние работы. Строительство обошлось в немалые по тем временам деньги – 1 млн 876 тыс. рублей. 10 (23) июня 1913 года в присутствии августейших особ и тысяч верующих церковь была освящен протопресвитером военного и морского духовенства отцом Георгием Шавельским. Ему сослужил настоятель Адмиралтейского собора Санкт-Петербурга митрофорный протоирей Алексий Ставровский. Службы в храме, состоявшем в приходе Морского Богоявленского собора г. Кронштадта, проводились вплоть до 1927 года.

Величественный собор превратили… в кинотеатр

Новые власти в лице президиума исполкома Ленинградского облсовета вынесли решение о закрытии морского собора. Его здание наметили передать под «культурно-просветительские цели». Верующие попытались отстоять храм и обратились повыше, но ВЦИК ходатайство Приходского совета отклонил. 27 сентября 1929 года его члены собрались на свое последнее заседание. Окончательной датой закрытия собора стало 14 октября того же года. Церковное имущество было передано по акту от Приходского совета к Государственному фонду. После этого здание переоборудовали… в кинотеатр имени М. Горького, прозванный в народе «Максимкой».

Переоборудование сопровождал демонтаж мраморных иконостаса и памятных досок со стен алтаря и галерей, установленных в честь погибших моряков русского флота и представителей морского духовенства. Их потом использовали при постройке хозяйственных объектов: на ступени, электрощиты, надгробия и т. д. Позолота с куполов была смыта, а позолоченные части икон – отломаны. Поверх мозаичных икон наложили штукатурку, а росписи закрасили. Церковное имущество вывезли. После войны «культурное освоение» бывшего собора продолжилось. В 1956 году в нем открыли клуб Кронштадтской крепости с театральной сценой и концертным залом на 1250 мест. В 1974-м тут появился филиал Центрального военно-морского музея СССР.

Все эти действия нанесли урон не только храму как таковому, но и исторической памяти. Ведь на черных мраморных досках были вписаны имена морских офицеров, павших при исполнении служебного долга и в боях (нижние чины шли общим числом, кроме тех, кто совершил выдающийся подвиг – имена последних вписывали отдельно). Доски же из белого мрамора содержали имена служивших на военных судах и погибших в море представителях духовенства. Всего таких досок было 150, а высеченные на них данные охватывали 200 лет существования Военно-Морского флота Российской империи.

Морской Никольский собор вернули верующим

После распада Советского Союза храм-памятник, хоть и не сразу, возвращен Русской православной церкви. Это стало результатом переговоров РПЦ с морским ведомством РФ. 19 ноября 2002 года на федеральном уровне принят закон, согласно которому религиозное имущество в нашей стране передается церквям. В том же году на колокольне Никольского Морского собора установили православный крест. 19 декабря 2005 года здесь состоялась литургия – впервые за 75 лет. 20 ноября 2010 года в соборе служил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Трансляция с богослужения шла по Петербургскому телевидению.

Чин малого освящения храма совершен предстоятелем РПЦ 19 апреля 2012 года в присутствии тогдашнего президента России Дмитрия Медведева. Все эти важные церковные мероприятия проходили на фоне реставрационных работ, продолжившихся до весны 2013 года. 28 мая 2013 года, в день 100-летнего юбилея собора, состоялось его великое освящение.

На следующий день Священным синодом постановлено присвоить ему ставропигию – статус, дающий независимость от власти местной епархии и подчиняющий непосредственно патриарху или синоду. Такое решение полностью соответствовало его положению главного храма российского флота и центра Военного благочиннического округа. В выходные и праздничные дни тут планировались службы, но были сложности с доступом в собор – из-за еще существовавших в июне 2013 года неясностей с его юридическим статусом.

Особенности внешнего и внутреннего убранства

Планировка каменного Морского Никольского собора в целом идентична храму Святой Софии в Стамбуле. И там и там центральный купол опирается на апсиды, а боковые колоннады выполнены в стиле традиционной византийской базилики. В единую византийскую концепцию, безусловно, вписывается и роспись. Разница наблюдается в соотношении частей: храм в Кронштадте несколько меньше своего прототипа. Диаметр его купола 26,7 м, высота, длина и ширина – 52, 81 и 64 м, в то время как у собора в бывшем Константинополе – 31, 56 и 83 м соответственно.

Морской собор – самое высокое здание в Кронштадте. Так называемая внешняя высота – с учетом креста – составляет 70,5 и 52 метра – до основания главного купола. Пролеты главных арок высятся на 23 метра, а сторона внутреннего центрального зала имеет 24 метра. Облицовка фасада кирпичная и терракотовая. Его украшают гранитный цоколь, колонны порталов и, совсем немного, мозаика и майолика. Иконы на фасадах изготовили в мастерской русского художника-мозаичиста Владимира Александровича Фролова (1874–1942).

Два сюжета из жизни Николая Чудотворца, мозаичные изображения Спаса Нерукотворного, символы евангелистов и орнаменты украшают западный центральный портал. Иконы святых апостолов Петра и Павла (слева) и святителя Николая Чудотворца и преподобного Иоанна Рыльского (справа) находятся над боковыми порталами главного входа. Над северным и южным порталами – образы Божией Матери и святителя Митрофания. Вызолоченные по мардану медные рельефные орнаменты украшают главный купол и купола звонниц. Пространство под первым окружают двухъярусные галереи-хоры. В восточной части имеются еще два предназначавшихся для духовенства входа. Их двери богато декорированы бронзовым орнаментом.

Роспись (художник М. М. Васильев) украшает только алтарь, паруса и своды южных и северных хор. Она частично выполнена под мозаику, частично – под фрески. Закончить роспись, поскольку остальные части собора были окрашены в ровный колер, решено при реставрации. Хоры поддерживают увенчанные капителями колонны, которые покрывает искусственный мрамор колонны. Такое же покрытие имеют наличники на внутренних дверных проемах.

Алтарную часть приподняли на четырехметровую высоту. Иконостас, уничтоженный в 1929 году, изготовлен из белого мрамора, имеет мозаичные вкрапления. Скульптор Н. А. Попов восстанавливал его по проекту В. А. и Г. А. Косяковых – на основе эскизов, архивных фотографий и материалов. Над главным престолом высилась мраморная сень. Мраморная кафедра для проповедей, декорированная колонками, изображением Святого духа в образе голубя и мраморными панелями, находилась в левой половине солеи.

Карнизы покрывает лепной орнамент, а пол устилал мелкий мрамор в тонкой медной оправе. Его украшали мозаичные фигуры рыб и медуз, изображения кораблей и морской флоры. Парадная ризница и место для церковного хора располагались в восточной части хор. Тут же хранили иконы с упраздненных судов. Ризница и библиотека находились на первом этаже.

Огромные круглые окна – произведения искусства

Окна в морском соборе огромные, круглой формы. Их, похожих на иллюминаторы, украсили витражами. Всего витражей было пять. Невероятно большими – по 52 кв. метра – были только два из них, вполне вписываясь размерами в грандиозный интерьер. Кто конкретно проектировал эти гигантские стеклянные полотна и собирал их, неведомо до сих пор. Известно только то, что все стекольные работы – а, значит, и создание витражей – взяло на себя знаменитое в то время Стекольно-промышленное общество братьев Максимилиана и Адольфа Леонтьевичей Франк. На момент установки в 1913 году эти круглые окна, вне всякого сомнения, были самыми большими в стране.

В 2011–2012 годах в петербургской мастерской Алексея Яковлева трудились над воссозданием этих уникальных витражных полотен. Восстановить западное окно, на котором изображен «Деисус» (икона с Христом в центре, справа и слева от него находятся Богоматерь и Иоанн Креститель), помогла сохранившаяся черно-белая фотография. Три фигуры, расположившиеся в канонической композиции, изображены в духе работ популярного художника В. М. Васнецова, самого востребованного церковью в начале XX века. Еще два окна первого яруса созданы, что называется, с нуля – в соответствии с духом того времени и стилистикой, присущей церковной настенной живописи начала прошлого века.

Рядом с Морским Никольским собором расположились северный и южный скверы. В первом, на месте будущего монумента участникам восстания 1921 года против большевиков, находится закладной камень.

Адрес: г. Кронштадт, Якорная площадь, 1.

Карта расположения:

JavaScript must be enabled in order for you to use Google Maps.
However, it seems JavaScript is either disabled or not supported by your browser.
To view Google Maps, enable JavaScript by changing your browser options, and then try again.

Морской Никольский собор - православный собор в Кронштадте, построен в 1913 году архитектором Василием Косяковым.

Кронштадт - город-порт на острове Котлин в Финском заливе. Это административный район Санкт-Петербурга. Вопрос о строительстве вместительного собора в Кронштадте поднимался ещё с 1830-х годов, тем не менее только ходатайство вице-адмирала Н. И. Казнакову получило в 1897 году высочайшее разрешение открыть подписку добровольных пожертвований на постройку храма.

Возведение Морского Никольского собора было решено вести на Якорной площади, на которой ранее лежали старые якоря, представлявшей свободное пространство, позволявшее устроить также парк вокруг собора и площадь для церковных парадов. Условием для составления проекта было то чтобы высота купола позволила собору служить ориентиром с моря, а крест морского храма был первым, что бросалось в глаза мореплавателю. В апреле 1901 года был принят проект архитектора В. А. Косякова, высочайше утверждённый 21 мая 1901 года. В проектировании собора также участвовали гражданский инженер Владимир Шаверновский и гражданский инженер Виксель Александр Иванович.

1 сентября 1902 года началась постройка собора, которую предварил молебен, совершённый протоиереем Иоанном Кронштадтским в присутствии вице-адмирала С. О. Макарова. 8 мая 1903 года состоялась торжественная закладка собора в присутствии императора Николая II, императриц Александры Фёдоровны и Марии Фёдоровны, великих князей Михаила, Алексея и Владимира Александровичей. По окончании молебна с орудий крепости и кораблей, находившихся на рейдах, был произведён салют в 31 выстрел. В тот же день император и его окружение посадили в сквере вокруг собора 32 годовалых дуба. В 1907 году храм был вчерне готов, началась внутренняя отделка. Стоимость строительства собора составила 1.876.000 рублей. Освящение собора состоялось 10 июня 1913 года в присутствии императорской семьи. Собор состоял в приходе кронштадтского морского Богоявленского собора, службы проводились до 1927 года. Окончательно храм был закрыт 14 октября 1929 года.


После закрытия собор был переоборудован в кинотеатр имени Максима Горького, вследствие этого здание храма прозвали «Максимкой». В 1956 году в здании собора появился клуб Кронштадтской крепости и концертный зал на 1250 мест с театральной сценой. В 1974 году в соборе открылся филиал Центрального военно-морского музея. В настоящее время ведутся переговоры между морским ведомством и Русской православной церковью о передаче Морского собора в подчинение церкви. В 2002 году на соборной колокольне был установлен православный крест. В 2009 году в Никольском Морском соборе продолжается реставрация.


Собор, в целом, повторяет в плане приём храма Святой Софии в Константинополе. При этом соотношение частей храма отличается от прототипа. Ещё одно похожее сооружение находится в Крыму, в Евпатории)


Главные размеры собора следующее: внешняя длина с крыльцами 83 метра, ширина - 64 метра. Сторона внутреннего центрального зала - 24 метра; пролеты главных арок - 23 метра. Высота до основания главного купола - 52 метра; внешняя высота с крестом - 70,5 метров. Это самое высокое здание в Кронштадте.


Фасад Никольского Военно-Морского собора облицован кирпичом и терракотой и украшен гранитными цоколем и колоннами порталов, а также, в небольшом количестве, майоликой и мозаикой. Главный купол и купола звонниц украшены медными рельефными орнаментами, вызолоченными по мардану. Над главным внутренним пространством господствовал центральный купол диаметром около 27 метров. Подкупольное пространство окружено двухъярусными галереями-хорами. Роспись была только в алтаре, парусах и на сводах северных и южных хор работы художника М. М. Васильева. Рисунок был выполнен частично под мозаику, частично под фрески.


Остальные части храма были окрашены ровным колером. Хоры поддерживаются колоннами, которые увенчаны капителями и, как и наличники внутренних дверных проёмов, покрыты искусственным мрамором. Карнизы покрыты лепными орнаментами. Стены в нижней части были обнесены высокой панелью из цветного мрамора, где на черных досках предполагалось высекать имена погибших чинов флота.

Алтарная часть приподнята в высоту на 4 метра. Иконостас работы скульптора Н. А. Попова был исполнен из белого мрамора с мозаичными вставками. Над главным престолом возвышалась мраморная сень. Боковые приделы святых Петра и Павла и преподобного Иоанна Рыльского не были отделены от главного. В левой части солеи находилась мраморная кафедра для проповедей. Она была декорирована колонками и мраморными панелями, а также изображением Святого Духа в виде голубя. Пол был устлан мелким мрамором в тонкой медной оправе и украшен мозаичными фигурами рыб и медуз, изображениями морских растений и кораблей. В восточной части хор находились парадная ризница и место для хора. Там же хранились иконы с упраздненных судов. На первом этаже размещались ризница и библиотека. На фото - внутреннее убранство собора


Лестница


Морской собор является памятником всем чинам Российского флота, база которого в Кронштадте была создана Петром I.

Рядом с собором расположены два сквера - южный и северный. В северном сквере расположен закладной камень на месте будущего монумента участникам антибольшевистского восстания 1921 года.


Сейчас в храме есть ещё остатки перепланировки пространства храма под зрительный зал клуба и кинотеатра.Только сейчас начинают планировать реставрацию, убирать весь сталинский ампир и возвращать Морскому Никольскому собору первоначальное византийское великолепие…


Морской собор святителя Николая Чудотворца (полное наименование — Ставропигиальный Никольский Морской собор города Кронштадта) — крупнейший морской собор времен Российской империи, признан памятником всемирного наследия ЮНЕСКО. Сегодня это главный военно-морской храм России.

Никольский Морской собор построен в городе-крепости Кронштадт по указу Николая Второго в 1903 году. Император сам присутствовал при закладке первого камня, а после торжественной церемонии вместе со своим окружением посадил в сквере около собора 32 дуба.

Расписание богослужений в Никольском Морском соборе

Ежедневно утром и вечером в соборе проводятся богослужения:

  • Божественная Литургия — в 10:00 часов;
  • Вечернее Богослужение — в 18:00 часов.

Часы работы

Собор работает каждый день с 10:00 до 19:00 часов. В соборе каждый день также проходит Таинство Крещения, а по четвергам и воскресеньям — чтение Акафиста.

Описание Никольского Морского собора в Кронштадте

Архитектурный стиль Никольского военно-морского собора — неовизантийский. В плане каменный собор похож на храм Святой Софии в Стамбуле — бывшем Константинополе. Центральный купол опирается на апсиды, по бокам размещены колоннады. Диаметр купола — 26,7 метров. Длина собора составляет 83 метра, а ширина — 64 метра.

Высота собора до купола — 52 м, с крестом — 70,5 м. Собор является самым высоким зданием в Кронштадте.

На фасаде из кирпича — терракотовые орнаменты. Фасад украшен также колоннами порталов, над которыми размещены мозаики и иконы. Медные рельефные орнаменты украшают купола. Макет собора можно увидеть внутри, вместе с макетами кораблей и небольшой экспозицией.

Никольский Морской собор внутри

Собор имеет богатое убранство и много внимания уделяется морской теме. Он задумывался не просто как храм, а как памятник всем погибшим морякам. Поэтому внутри были установлены мраморные доски: черные и белые. На черных — имена погибших в боях или при исполнении служебного долга морских офицеров. На белых досках в алтаре — имена погибших в море священнослужителей. Эти памятные доски после революции были демонтированы и использовались для различных хозяйственных целей — например, в качестве ступеней, надгробий и т. д. Сейчас мемориальные доски вновь установлены по периметру стен галереи первого яруса.

Проект собора разработал архитектор В. А. Косяков. В проектировании участвовал инженер А. И. Виксель.

Под куполом — двухъярусные галереи-хоры. Колонны, которые поддерживают хоры, покрыты искусственным мрамором. Карнизы украшены лепными орнаментами.

Скульптор беломраморного иконостаса с мозаичными вставками — Н. А. Попов, авторы проекта — архитектор собора Василий Косяков и его сын Григорий. После уничтожения иконостаса в 1929 году, его восстановление проходило по архивным материалам.

На полу из тонкого мрамора в медной оправе изображены мозаики на морскую тему: рыбы, водоросли, корабли. Все рисунки хорошо видно с высоты, при подъеме в ходе экскурсии на колокольню или под купол. Экскурсия длится 30 минут, за нее платится пожертвование: по отзывам путешественников, от 100 до 400 рублей, выдается аудиогид с рассказом об истории собора. При подъеме нужно будет преодолеть более 200 ступеней.

В соборе — большие круглые витражные окна с религиозными сюжетами. По форме они напоминают иллюминаторы в кораблях, их красоту лучше наблюдать внутри собора. Эти стеклянные полотна восстановлены в 2011-2012 годах.

История

Возведение собора было посвящено 200-летнему юбилею Российского флота. Постройка осуществлялась на пожертвования. Проект был разработан с таким условием, чтобы высота собора была достаточной для того, чтобы купол был ориентиром для моряков.

На церемонии освящения собора, состоявшейся в 1913 году, побывала императорская семья. Службы проводились в соборе до 1927 года, а в 1929 он был закрыт и началось его разорение. Позолоту с куполов смыли, мозаичные иконы были замазаны, мраморный иконостас разобрали. В советское время здание использовали как кинотеатр, концертный зал со сценой на месте иконостаса.

В годы Великой Отечественной войны собор пострадал от артобстрелов. Здесь установлена памятная плита на месте неразорвавшегося вражеского снаряда. Состояние здания сильно ухудшилось, пока оно не использовалось для церковных целей.

В 2002 году началось возрождение собора. Первая Божественная литургия состоялась в 2005 году. Восстановительные работы велись до 2013 года, но регулярные богослужения начались уже в 2012 году.

Иконы и святые мощи

Среди святынь Никольского Морского собора — несколько икон и раки со святыми мощами:

  • икона с частицей мощей святителя Иннокентия;
  • икона святителя Николая Чудотворца;
  • икона святого праведного воина Феодора Ушакова;
  • икона Божией Матери «Державная»;
  • частица мощей святителя Николая Чудотворца, покровителя моряков;
  • частица мощей святого преподобного Сергея Радонежского;
  • частица мощей святого праведного воина Феодора Ушакова;
  • частицы мощей святой преподобномученицы Великой княгини Елисаветы и инокини Варвары.

Как добраться до Никольского Морского собора в Кронштадте

Собор находится в Муниципальном образовании «город Кронштадт» Кронштадтского района Санкт-Петербурга по адресу: Якорная площадь, 5. Якорная площадь находится у главного входа в Кронштадтское адмиралтейство . До собора можно доехать на автобусе № 1Кр, 2Кр, 3Кр, остановка «Пл. Рошаля» в 300 метрах от собора. Эти маршруты ходят по Кронштадту.

Из Санкт-Петербурга можно доехать следующими способами:

  • на второй линии синей ветки метро доехать до станции «Черная речка». Выйти к остановке маршрутного такси № 405 «Приморский проспект (ул. Академика Королева)» и ехать до остановки «Пл. Рошаля» в Кронштадте.
  • на пятой линии фиолетовой ветки метро ехать до станции «Старая деревня», оттуда — на автобусе № 101 до остановки «Гражданская». До собора нужно будет пройти 1,3 км по ул. Советская.
  • на второй линии синей ветки метро доехать до станции «Проспект просвещения», сесть на маршрутное такси № 407 до остановки «Гражданская».
  • от станции метро «Автово» первой линии красной ветки на автобусе № 401 доехать до г. Ломоносов, на вокзале сесть в автобус № 175 до остановки «Гражданская».

Карта-схема пешего маршрута от остановки «Гражданская» до собора:

До собора можно доехать на такси: в Санкт-Петербурге работают сервисы Яндекс.Такси, Uber, Gett, RuTaxi, «Максим».

Панорама Ставропигиального Никольского Морского собора:

Видео о Кронштадтском Морском соборе (съемка с воздуха):

К ронштадтский Морской собор святителя Николая Чудотворца построен в 1913 году архитектором Василием Косяковым.

Инициатором строительства стал командир Кронштадтского порта вице-адмирал Н.И. Казнаков. В марте 1897 г. Начался сбор пожертвований.
Возведение храма было решено вести на Якорной площади, на которой ранее лежали старые якоря, представлявшей свободное пространство, позволявшее устроить также парк вокруг собора и площадь для крестных ходов. Условием для составления проекта было то, чтобы высота купола позволила собору служить ориентиром с моря, а крест морского храма был первым, что бросалось в глаза мореплавателю.

8 (21) мая 1903 года состоялась торжественная закладка собора в присутствии императора Николая II, императриц Александры Фёдоровны и Марии Фёдоровны, великих князей Михаила, Алексея и Владимира Александровичей.
По окончании молебна с орудий крепости и кораблей, находившихся на рейдах, был произведён салют в 31 выстрел. В тот же день император и его окружение посадили в сквере вокруг собора 32 годовалых дуба.

Завершено строительство в 1913 гг. арх. В.Косяковым. Стоимость строительства собора составила 1 876 000 рублей.
Главный престол освящен во имя Св.Николая Чудотворца, боковые - во имя Свв.Апостолов Петра и Павла и Св.Иоанна Рыльского.

Собор служит важной градостроительной доминантой, организующей пространственно-планировочную структуру Кронштадта. Главный купол собора виден со всех точек Невского фарватера. Собор вместе с прилегающим сквером представляет цельный архитектурно-художественный ансамбль, подчиняющий себе все огромное пространство Якорной площади, устроенной одновременно с завершением строительства собора.

Главные размеры собора следующее: внешняя длина с крыльцами 83 метра, ширина — 64 метра. Сторона внутреннего центрального зала — 24 метра; пролеты главных арок — 23 метра. Высота до основания главного купола — 52 метра; диаметр купола — 26,7 м; внешняя высота с крестом — 70,5 метров. Это самое высокое здание в Кронштадте.

Интерьеры собора имеют огромную художественную ценность. Роспись на внутренних сводах на хорах и алтаре храма исполнена художником М.М. Васильевым. Иконостас в византийском стиле, из белого ажурной резьбы мрамора с мозаичными вставками выполнен скульптором Н.А. Поповым по проекту В.А. Косякова.

Огромные круглые окна храма, напоминающие иллюминаторы, были украшены витражами. Все стекольные работы в храме выполнило Северное Стекольно-промышленное общество, а значит, витражи созданы знаменитой мастерской, принадлежащей братьям Франк. Пока не установлено, кто тогда, сто лет назад проектировал и собирал гигантские стеклянные полотна. Всего витражей в соборе было пять, два имели невероятные размеры — площадью по 52 квадратных метра каждое, и были сомасштабны всему грандиозному интерьеру. Эти круглые окна на момент их установки в 1913 году были, несомненно, самыми большими витражами в дореволюционной России.

Обратите внимание на лик Иисуса... взгляд такой, что перекреститься хочется. Сейчас он смотрит более ласково.

На первом этаже были памятные мраморные белые и черные доски с именами всех моряков, погибших во славу Родины и постоянно поминавшихся в этом храме.
130 черных досок с именами офицеров морского ведомства, погибших в боях и при исполнении своего служебного долга; нижние чины обозначались не по именам, а шли общим числом, за исключением тех, кто совершил выдающийся подвиг и чьи имена занесены отдельно (без различия вероисповедания), с 1695 по 1910 годы.

На белых мраморных досках, расположенных в алтаре, были запечатлены имена священнослужителей, служивших на военно-морских судах и погибших в море.
В ризнице-музее собирались реликвии, связанные с историей кораблей, флотских экипажей, свидетельства подвигов моряков. Это единственный в России храм, который каждый моряк мог по праву считать своим.
Для хранилища реликвий, связанных с историей флота, в галереях второго этажа были отведены обширные помещения.

История Морского собора связана с именами многих выдающихся людей России, он был свидетелем важных исторических событий.
В его строительстве и освящении принимали участие лично Император Николай II, видные деятели Российского флота выдающийся флотоводец адмирал С.О. Макаров, адмиралы В.П. Верховский, А.К. Сидеснер, М.Г. Веселаго, вице-адмиралы князь П.П. Ухтомский, А.А. Бирилев, К.П. Никонов, морской министр И.К. Григорович и многие другие. Закладку храма совершил выдающийся подвижник Русской Церкви святой Иоанн Кронштадтский, в освящении принимал участие новомученик о.Алексий Ставровский. В 1918-1919 гг. настоятелем был новомученик Венедикт Плотников, с 1920 г. епископ Кронштадтский, расстрелянный в Ленинграде осенью 1937 года. При нем, 2 июня 1918 года в соборе служил молебен приезжавших в Кронштадт Святейший патриарх Московский и всея России Тихон. В 1920-м здесь служил митрополит Петроградский святой Вениамин, расстрелянный в 1922-м.

Морской собор является уникальным храмом - памятником истории Российского флота. Языком образов и христианских символов Морской собор провозглашал идею возведения воинского служения в ранг духовного подвига, подчеркивая неразрывность его с нравственной чистотой. Идея освещения патриотизма выражалась в поименном поминовении умерших воинов и установки в пространстве храма - образа Царства Божия - памятных досок с их именами и указанием на обстоятельства гибели.

Участие в общих панихидах по героям, проходившее в окружении памятных текстов и военных реликвий формировало историческое сознание и чувство гордости за славное прошлое своей родины, ощущение личной причастности к героической военной истории Отечества.

Собор закрыт 14 октября 1929 г. По решению Президиума Леноблисполкома от 5 июля, утвержденному ВЦИК 2 октября. После закрытия собор был переоборудован в кинотеатр имени Максима Горького, вследствие этого здание храма прозвали «Максимкой».

Белые и черные мраморные доски, хранившие память о подвигах русских моряков, всех флотов и флотилий, были сняты и пущены на хозяйственные нужды — электрощиты, ступени, надгробия и пр.

В 1956 году в здании собора появился клуб Кронштадтской крепости и концертный зал на 1250 мест с театральной сценой. В 1974 году в соборе открылся филиал Центрального военно-морского музея.

В 1953-1954 гг. в здании проведены работы по реконструкции и приспособлению здания для зрительного зала гарнизонного военно-морского клуба. При этом был устроен подвесной потолок, разрушен иконостас и нарушена объемно-пространственная композиция внутреннего пространства.

Морской собор является памятником архитектуры федерального значения на основании Указа Президента РФ №176 от 20.02.1995 г.

В 2002 году на соборной колокольне был установлен православный крест. В Никольском Морском соборе продолжалась реставрация. Успешно прошли переговоры между морским ведомством и Русской православной церковью о передаче Морского собора в подчинение церкви.

Ныне это опять Храм. Отлиты колокола. Вес большого благовестного колокола 17 000 кг.

19 декабря 2005 года, в день памяти свт. Николая Чудотворца, впервые за 75 лет состоялась Божественная Литургия. Приход храма относится к Санкт-Петербургской епархии Русской православной церкви, входит в состав Красносельского благочиннического округа. Настоятель — протоиерей Святослав Викторович Мельник.

Одни из ворот...

Информация и некоторые фото (С) интернет (Википедия и др. сайты)

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: