Исследования жизни после смерти.Что видит душа. Первые ощущения души после смерти

Все мы обязательно умрем, раньше или позже. Это, пожалуй, единственное, что уравнивает абсолютно всех людей, живущих на Земле, независимо от их национальности, социального положения и материального достатка. Но что же происходит после смерти с душой человека? Рассказать о православном понимании этого непростого и важного вопроса мы попросили профессора Московской духовной академии А. И. Осипова.

Что такое смерть?

О, если бы кто мог ответить на это! Помню еще с детства, у нас дома над дверью в комнату висела картина «Сего никто не избежит », на которой была изображена она, костлявая с косой. Это было и интересно, и страшновато. Но уже тогда этот незамысловатый сюжет закладывал в подсознание ребенка важнейшие для человека вопросы: что такое смерть, зачем я живу?

Как христианство отвечает на них? Оно говорит о двухсоставности человека. Важнейшей его частью, тонко материальной, как об этом пишут наши святители Игнатий (Брянчанинов) и Феофан Затворник (признавший это в конце жизни), является душа, имеющая три уровня. Высший уровень, присущий только человеку - дух (или ум), носитель самосознания, личности. Он бессмертен. Другие два уровня - чувствующий и растительно-питающий - общие с животным и растительным миром и часто вместе с телом именуемые плотью, или душевным телом, как писал апостол Павел: Есть тело душевное, есть тело и духовное (1 Кор 15 :42-44). Это душевное тело, или плоть, умирает и разлагается вместе с телом биологическим. Смерть есть разрыв между духом и плотью, или проще - между душой и телом. И только вера в бессмертие дает полноценный ответ на вопрос: зачем я живу? Достоевский особенно подчеркивал значение для человека веры в бессмертие: «Только с верой в свое бессмертие человек постигает всю разумную цель свою на земле» .

2. Что происходит с душой человека в первые сорок дней после смерти?

По смерти плоти душа человека переходит в мир вечности. Но категория вечности неопределима в понятиях времени, она относится к тем простым вещам, о которых еще древнегреческий философ Платон писал, что «простые вещи не поддаются определению ». Поэтому на данный вопрос церковная традиция вынуждена отвечать на языке применительно к нашему сознанию, погруженному в поток времени. В церковном предании есть интересный ответ ангела прп. Макарию Александрийскому (IV в.) о происходящем с душой в эти дни: «… в продолжении двух дней позволяется душе, вместе с находящимися при ней ангелами, ходить по земле, где хочет.., как птица, ища гнезда себе… В третий же день… вознестись всякой христианской душе на небеса для поклонения Богу всяческих.

После повелевается от Него показать душе… красоту рая. Все это рассматривает душа шесть дней… По рассмотрении… она опять возносится ангелами на поклонение Богу.

После вторичного поклонения Владыка всех повелевает отвести душу в ад и показать ей находящиеся там места мучений… По этим различным местам мук душа носится тридцать дней… В сороковой день опять она возносится на поклонение Богу; и тогда уже Судия определяет приличное ей по ее делам место».

В эти дни душа как бы сдает экзамены на добро и зло. И они, естественно, могут быть сданы различно.

3. Мытарства - что это такое, и почему они так называются?

Слово «мытня» означает место, где взималась пошлина, брались налоги, штрафы. На церковном языке словом «мытарство» выражается производимое с девятого по сороковой день по кончине человека своего рода следствие по делу его земной жизни.

Мытарств обычно называют двадцать. Они распределяются по страстям, в каждую из которых входит много соответствующих грехов.

В житии, например, преподобного Василия Нового блаженная Феодо ра рассказывает о них в следующем порядке: 1) празднословие и сквернословие, 2) ложь, 3) осуждение и клевета, 4) объядение и пьянство, 5) леность, 6) воровство, 7) сребролюбие и скупость, 8) лихоимство (взяточничество, лесть), 9) неправда и тщеславие, 10) зависть, 11) гордость, 12) гнев, 13) злопамятство, 14) разбойничество (избиения, ударения, драки…), 15) колдовство (магия, оккультизм, спиритизм, гадания…), 16) блуд, 17) прелюбодеяние, 18) содомство, 19) идолослужение и ересь, 20) немилосердие, жестокосердие.

Все эти мытарства описываются в житии в ярких образах и выражениях, которые нередко принимаются за саму действительность, порождая искаженные представления не только о мытарствах, но и о рае и аде, о духовной жизни и спасении, о Самом Боге. Потому схиигумен Иоанн Валаамский писал: «Хоть и приняла Православная наша Церковь повествование о мытарствах Феодоры, но это видение частное человеческое, а не Святое Писание. Больше углубляйся в святое Евангелие и Апостольские послания». А иеромонах Серафим (Роуз) объясняет: «Всем, кроме детей, ясно, что понятие «мытарства» нельзя брать в буквальном смысле; это метафора, которую восточные Отцы сочли подходящей для описания реальности, с которой душа сталкивается после смерти… Но сами рассказы - это не «аллегории» и не «басни», а правдивые рассказы о личном опыте, изложенные на наиболее удобном рассказчику языке… В православных рассказах о мытарствах нет ни язычества, ни оккультизма, ни «восточной астрологии», ни «чистилища».

О причине столь неадекватного описания того мира свт. Иоанн Златоуст замечает, что «говорится так для того, чтобы приблизить предмет к разумению людей более грубых».

В связи с этим митрополит Московский Макарий (XIX в.) предупреждает: «…надобно твердо помнить наставление, какое сделал ангел преподобному Макарию Александрийскому… о мытарствах: “земные вещи принимай здесь за самое слабое изображение небесных”. Надобно представлять мытарства не в смысле грубом, чувственном, а сколько для нас возможно в смысле духовном, и не привязываться к частностям, которые у разных писателей и в разных сказаниях самой Церкви, при единстве основной мысли о мытарствах, представляются различными».

Интересное объяснение происходящего на мытарствах предлагает святитель Феофан (Говоров): «…мытарства представляются чем-то страшным; а ведь очень возможно, что бесы, вместо страшного, представляют нечто прелестное. Обольстительно-прелестное, по всем видам страстей, представляют они проходящей душе одно за другим. Когда из сердца, в продолжении земной жизни, изгнаны страсти и насаждены противоположные им добродетели, тогда что ни представляй прелестного, душа, не имеющая никакого сочувствия к тому, минует то, отвращаясь от того с омерзением. А когда сердце не очищено, тогда к какой страсти наиболее питает оно сочувствие, на то душа и бросается там. Бесы и берут ее будто друзья, а потом уж знают, куда ее девать… душа сама бросается в ад».

Но мытарства не есть что-то неизбежное. Их миновал (по слову Христа: ныне же будешь со Мною в раю - Лк 23 :43) Благоразумный разбойник, так же восходили на небо души святых. И любой христианин, живущий по совести и искренне кающийся, освобождается благодаря Жертве Христовой, от этого «экзамена». Ибо Сам Господь сказал: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня на суд не приходит (Ин 5 :24).

4. Зачем нужно молиться за умерших?

Апостол Павел написал удивительные слова: вы - тело Христово, а порознь - члены. Посему, страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены (1 Кор 12 :27, 26). Все верующие, оказывается, составляют один живой организм, а не мешок гороха, в котором горошины толкаются между собой, да еще больно ударяют друг друга. Христиане - клетки (живые, полуживые, полумертвые) в Теле Христовом. И все человечество - одно тело. Но как на всем организме и на любой его клеточке отзывается каждое изменение состояния отдельного органа или клетки, так и в человеческом обществе. Это универсальный закон нашего бытия, который открывает завесу и над тайной молитв за умерших.

Молитва по своему действию есть дверь для вхождения в душу благодати Христовой. Поэтому молитва, совершаемая с вниманием и благоговением (а не бессмысленным ее вычитыванием), очищая самого молящегося, оказывает исцеляющее действие и на усопшего. Но одна внешняя форма поминовения, даже богослужебная, без молитвы самого молящегося, без его жизни по заповедям, является не более, как самообманом, и оставляет усопшего без помощи. Святитель Феофан откровенно писал об этом: «Если никто [из близких] не воздохнет от души, то молебен протрещат, а молитвы о болящей не будет. То же и проскомидия, то же и обедня… Служáщим молебен и на ум не приходит поболеть пред Господом душою о тех, коих поминают на молебне… Да и где им на всех наболеться?!»

Молитва особенно действенна, когда она сопрягается с подвигом. Господь ученикам, не сумевшим изгнать беса, ответил: Сей же род изгоняется только молитвою и постом (Мф 17 :21). Этим Он указал на духовный закон, по которому освобождение человека от рабства страстям и демонам требует не только молитвы, но и поста, то есть подвига и тела, и души. Святой Исаак Сирин писал об этом: «Всякая молитва, в которой не утруждалось тело и не скорбело сердце, вменяется за одно с недоношенным плодом чрева, потому что такая молитва не имеет в себе души». То есть действенность молитвы за усопшего прямо обусловлена степенью жертвенности и борьбы со своими грехами самого молящегося, степенью чистоты его клеточки. Такая молитва способна спасти любимого человека. Ради этого, чтобы изменить посмертное состояние человека, она и совершается Церковью с самого начала своего существования!

5. Что такое - Божий суд, можно ли на нем оправдаться?

Вы спрашиваете о Последнем суде, который часто называется Страшным?

Это последний акт в истории человечества, открывающий начало его вечной жизни. Он последует за всеобщим воскресением, в котором произойдет восстановление всей духовно-телесной природы человека, в том числе и полноты воли, а, следовательно, ивозможности окончательного самоопределения человека - быть ему с Богом или навсегда уйти от Него. По этой причине Последний суд именуется Страшным .

Но Христос на этом суде не окажется греческой Фемидой - богиней правосудия с завязанными глазами. Напротив, перед каждым человеком во всей силе и очевидности откроется нравственное величие Его крестного подвига, Его неизменная любовь. Поэтому, имея печальный опыт земной жизни и ее «счастья» без Бога, опыт «экзаменов» на мытарствах, трудно предположить, чтобы всё это не тронуло, точнее, не потрясло сердец воскресших людей и не определило положительного выбора падшего человечества. В этом, по крайней мере, были убеждены многие Отцы Церкви: Афанасий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский, Иоанн Златоуст, Епифаний Кипрский, Амфилохий Иконийский, Ефрем Сирин, Исаак Сирин и другие. Они писали о том же, что слышим в Великую Субботу: «Царствует ад, но не вечнует над родом человеческим». Эта мысль повторяется во множестве богослужебных тестов Православной Церкви.

Но, возможно, найдутся и такие, ожесточение которых станет сущностью их духа, и тьма ада - атмосферой их жизни. Бог не нарушит и их свободы. Ибо ад, по мысли преподобного Макария Египетского, находится «в глубине сердца человеческого». Потому двери ада могут быть заперты только изнутри самими его обитателями, а не запечатаны архангелом Михаилом семью печатями, чтобы оттуда никто не смог выйти.

Об этом я достаточно подробно пишу в своей книге «Из времени в вечность: посмертная жизнь души».

6. Что такое рай, в котором будут спасшиеся?

А что ответили бы вы на вопрос: что такое семимерное пространство? Пикассо, например, попытался нарисовать скрипку в четырехмерном пространстве и получилась абракадабра. Так и все попытки изображения рая (и ада) всегда будут такой же скрипкой Пикассо. О рае лишь одно подлинно известно: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (1 Кор 2 :9). Но это самая общая характеристика рая в передаче нашего трехмерного языка. А по существу все его описания являются лишь самыми слабыми изображениями вещей небесных.

Можно лишь добавить, что скучно там не будет. Как влюбленные могут бесконечно общаться друг с другом, так в неизмеримо большей степени спасенные в раю будут пребывать в вечной радости, наслаждении, счастье. Ибо Бог есть Любовь!

7. Что такое ад, в который попадают погибшие?

Слава Богу, я его пока не знаю и знать не хочу, ибо на библейском языке знание означает единение с познаваемым. Но слышал, что в аду очень плохо, и что он тоже находится «в глубине сердца человеческого», если в нем нет рая.

С адом связан серьезный вопрос: конечны или бесконечны адские мучения? Сложность его заключается не только в том, что тот мир закрыт от нас непроницаемой завесой, но и в невозможности выразить нашим языком понятие вечности. Знаем, конечно, что вечность это не бесконечная продолжительность времени. Но как это понять?

Проблема усложняется еще тем, что Священное Писание, святые Отцы, литургические тексты говорят как о вечности, так и конечности мучений нераскаянных грешников. При этом Церковь на своих соборах никогда не осудила ни одного из Отцов ни той, ни другой точки зрения. Тем самым она оставила этот вопрос открытым, указав на его тайну.

Поэтому прав был Бердяев, когда сказал, что проблема ада «есть предельная тайна, не поддающаяся рационализации».

Конечно, трудно не обратить внимание на мысль святого Исаака Сирина:

«Если человек говорит, что лишь для того, чтобы явлено было долготерпение Его, мирится Он с ними [грешниками] здесь, с тем, чтобы безжалостно мучить их там - такой человек думает невыразимо богохульно о Боге… Такой … клевещет на Него». Но он же и предупреждает: «Остережемся в душах наших, возлюбленные, и поймем, что хотя геенна и подлежит ограничению, весьма страшен вкус пребывания в ней, и за пределами нашего познания - степень страдания в ней».

Но одно бесспорно. Поскольку Бог есть любовь и премудрость, то очевидно, что для каждого человека вечность будет соответствовать его духовному состоянию, его свободному самоопределению, то есть будет для него наилучшей.

8. Может ли измениться посмертная участь человека?

Если бы там невозможно было изменение духовного состояния души, то Церковь не призывала бы с самого начала своего существования молиться за усопших.

9. Что такое - всеобщее воскресение?

Это воскресение всего человечества к вечной жизни. В последовании утрени Страстной Пятницы слышим: «избавль всех от уз смертных воскресением Твоим ». Учение об этом является главнейшим в христианской религии, ибо только оно оправдывает смысл жизни человека и всей его деятельности. Апостол Павел даже так пишет: Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес, а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша. И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков (1 Кор 15 :13-14, 19). Он сообщает и о том, как оно произойдет: вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся (1 Кор 15 :52).

А вот что пишет в своих знаменитых «Словах подвижнических» о силе воскресения святой Исаак Сирин: «Грешник не в состоянии и представить себе благодать воскресения своего. Где геенна, которая могла бы опечалить нас? Где мучение, многообразно нас устрашающее и побеждающее радость любви Его? И что такое геенна перед благодатью воскресения Его, когда восставит нас из ада, соделает, что тленное сие облечется в нетление, и падшего во ад восставит в славе?… Есть воздаяние грешникам, и вместо воздаяния праведного воздает Он им воскресением; и вместо тления тел, поправших закон Его, облекает их в совершенную славу нетления. Эта милость - воскресить нас после того, как мы согрешили, выше милости - привести нас в бытие, когда мы не существовали».

Сегодня мы поговорим о том, что происходит с душой человека после его смерти.

Не так страшно умирать, если твердо знаешь, что после окоченения бренного тела тебя еще что-то ждет. Поэтому вопрос загробной жизни интересовал человечество на протяжении всего его существования. Многочисленные пророчества и философско-религиозные трактаты постепенно сменились научными изысканиями с измерениями веса, температуры тела и активности головного мозга в момент смерти. Ученым удалось зафиксировать «вес души» и даже момент выхода ее из тела, но достоверной информации о том, что происходит дальше, получить так и не удалось.

Но, несмотря на отсутствие научного подтверждения, вы вправе верить в любую из гипотез жизни после смерти и вести себя в соответствии с ней.

Мнения мировых религий: рай, ад и реинкарнация

Самые счастливые люди – верующие. Ведь они твердо знают, что после смерти их ожидает встреча с творцом и жизнь в Раю. Именно туда, согласно христианскому учению, попадает душа праведников – людей, которые соблюдали заповеди Бога и регулярно посещали церковь.

Уход души в иной мир в Библии описывается, как сложный, стадийный процесс:

  • Когда тело и душа разделились, телу полагается погребение в земле, а душе – прощание с близкими и земными привязанностями. В течение трех дней она находится рядом с теми, кого любила и завершает свой земной путь.

С 9 по 40 день после смерти душа находится в чистилище, где у нее два пути – покаяние и искреннее непонимание «Чем я так плох-то?!». В первом случае душа может очиститься от грехов и отправиться в рай, во втором – ее ждет очищение огнем в 9 кругах ада.

Аналогичных представлений придерживается и ислам, предписывающий своим верующим максимально очищаться от грехов при жизни. Чтобы избежать мук ада, мусульманам предписывается не только вести праведный образ жизни, но и совершать паломничества по святым местам. Грех может быть прощен и при правом бое против «неверных».

По христианским представлениям, рай – это роскошный сад, где царит мир и благоденствие, и находится он где-то высоко в небесах. Ад, напротив, находится под землей. Многие эзотерики считают, что это лишь фигуральное выражение, и в действительности рай и ад – это миры, которые находятся в другом измерении. В то же время в Ветхом завете указывается, что рай был вполне реальным местом на Земле, из которого Адам и Ева были выдворены с проклятиями: «будешь рожать детей своих в муках».

Многие ученые предпринимали попытки к поиску рая, но как и вход в Шамбалу, он так и не нашелся. А вот потенциально возможную дорогу в ад нашли шахтеры еще при СССР. Ею является самая глубокая в мире искусственная скважина – Кольская.

«На страшной глубине, которой не достигал еще никто в мире, раздались леденящие душу звуки, похожие на стоны и крики сотен мучеников. А потом – мощный рев и взрыв в глубине. Буровики рассказывают, что почувствовали ужас – словно из шахты выскочило нечто страшное, не видимое глазом, но от этого еще более пугающее .» — печатали в 80-ые годы заграничные СМИ. Удивительно, но факт – никто так и не решился далее исследовать дорогу в ад. Ее просто забросили и забыли.

Буддизм и праздник смерти

Буддизм – одна из немногих религий, в которой нет модели ада и рая. Прихожан здесь не запугивают муками варки в котлах, но все точно знают, что в эту жизнь они пришли для исправления и очищения от грехов, совершенных в предыдущих жизнях. И каждый знает, что смерть – это лишь часть пути, за которой следует отправление души на один из 7 уровней загробной жизни:

Души, имевшие при жизни пагубные страсти – злость, гнев, привычку к еде или даже безумную любовь, отправляются на самые низкие уровни, где проходят муки очищения от того, что более им недоступно;

Просветленные души отправляются на высокие уровни, где их ожидает сладкая и спокойная жизнь.

Души с низких уровней проходят кармический путь и перерождение неосознанно. Место рождения и семью за них выбирают высшие силы. Так, искушенная богатствами и вседозволенностью душа перерождается в семье нищих и бесправных людей.

Обитатели же высоких уровней имеют право закончить свой путь и остаться в мире и покое, но многие из них все же возвращаются на землю, чтобы вновь испытать любовь, радость, вдохновение и другие эмоции, которые в загробной жизни недоступны. Они рождаются в богатых и творческих семьях, но нередко впадают во все тяжкие и после смерти уже попадают на уровни мучений и боли.

В буддизме человек непросто бессмертен, а в большинстве случаев вынужден постоянно возвращаться на землю для исправления и очищения кармы:

Постоянное стремление удовлетворить все возникающие потребности приводит к разочарованию, потому что многие желания невозможно осуществить в полной мере. Это приводит к возникновению кармы (совокупность действий человека, включая его мысли и поступки). Карма вовлекает человека в процесс стремления к хорошему и плохому. Этот процесс приводит к возникновению новой кармы. Так возникает «круговорот сансары».

Википедия

Поэтому смерть у буддистов считается величайшим праздником – знаком завершения жизненной миссии человека на земле и отправления в лучший мир.

Шаманизм и язычество

Если христианству 2000 лет, а буддизму порядка 4000, то шаманизм и язычество существуют на Земле буквально с момента появления на ней первого человека. Многобожия придерживались и жители Древнего Египта, и Древней Греции, подобной верой и сейчас обладают многие африканские племена.

При этом в каждом из направлений язычества существует культ предков. Считается, что души людей после смерти отправляются в более тонкий мир, который буквально накладывается на наш. Поэтому в сложных ситуациях они могут возвращаться и незримо помогать своим потомкам.

Представления современной эзотерики

Своеобразным подтверждением существования загробной жизни современные эзотерики считают периодическое появление призраков и фантомов в нашем мире.

Привиде́ние или при́зрак - в традиционных представлениях душа или дух умершего человека, или мифического существа, проявляющиеся в видимой или другой форме в реальной жизни (от невидимого и неосязаемого присутствия до практически реалистичных наблюдений). Преднамеренные попытки связаться с духом умершего называются спиритическим сеансом или, в более узком смысле, некромантией.

Википедия

Назвать это явление надуманным или новым сложно – призраки беспокоили человечество с незапамятных времен. Первые литературные описания о них относят к 3 веку нашей эры, когда в китайской и японской литературе появился новый жанр – рассказы о потустороннем. Позже в старой и доброй Англии появились замки с приведениями, а вся Европа знала, что покупать дом, в котором люди погибали страшной смертью, опасно.

Так что это – сбой в системе ухода души в загробный мир, вымыслы или еще одно свидетельство бессмертия души?

Современные экстрасенсы, как и мастера спиритизма 18-го века, утверждают, что используя определенные приемы и техники, каждый человек может связаться с душой или, вернее, фантомом близкого человека и получить от него ответы на свои вопросы. При этом все они объясняют путешествие души после смерти по-своему:

  • Подавляющее большинство современных экстрасенсов уверены, что душа – субстанция стабильная и прекрасно помнящая свою земную жизнь. Перерождение ее, если и возможно, то в крайне редких случаях, по просьбе праведника к богу. Например, в новорожденном ребенке может оказаться душа погибшего несколько лет назад от болезни малыша.
  • Другие же считают, что перерождение – процесс постоянный, и связаться с душой можно только до тех пор, пока она находится в тонких мирах и проходит процедуру очищения от грехов и пристрастий. Живым подтверждением этой теории служит Далай-лама 14 Тэнцзин Гьямцхо – этот человек помнит все свои предыдущие жизни и уже в 14-ый раз является духовным лидером Тибета. Согласно традиции, умирающий Далай-лама дает наставления своим ученикам, где, в какой семье и через сколько лет искать его новое воплощение. Мальчика забирают из семьи в возрасте 8 лет, при условии его рассказа о приключениях и ярких моментах прошлой жизни.
  • И наконец, существуют экстрасенсы и маги, которые не верят ни в перерождение, ни в жизнь души после смерти. Все загадочные проявления нашего мира они объясняют записью произошедшего в информационном пространстве Земли. По их мнению, приведения и «ответы с того света» — действия фантомов – энергетических субстанций, которые всегда находятся рядом, как записи прошлых лет.

Существует и еще одно мнение, получившее распространение в кругах современных философов. Согласно ему, ад – это и есть земная жизнь, а физическое тело – первая и самая тяжелая оболочка души. После смерти, обретая легкость, душа переходит на новый и более приятный уровень жизни, который заканчивается потерей следующей оболочки. Итогом становится достижение совершенного, чистого разума.

Колесо жизни и дар Орла

Как вы уже заметили, представления религий и множества эзотерических практик сходятся в одном: смерть – это лишь часть пути, а душа бессмертна и способна к исправлению своих ошибок. Сага Карлоса Кастанеды буквально взорвала мир, перечеркнув все представления более твердыми философскими убеждениями и некоторой научностью в изучении самых мистических явлений. Став частью сообщества магов, автор старательно раскладывает все по полочкам и составляет особое учение.

Согласно ему, жизни после смерти не существует.

  • Покинув тело, душа устремляется к клюву мистического гигантского Орла – вселенского разума, и поглощается им. И, несмотря на продолжение существования души, как части общего разума, она полностью обезличивается и очищается.
  • Избежать поглощения Орлом можно, но только при условии, что вы придерживаетесь пути воина: сохраняете в здравии свое тело, обучаетесь сознательным переходам в иные миры, учитесь быть неуловимым и непредсказуемым. В таком случае у вас есть все шансы после смерти «улизнуть» от поглощения сохранить свою личность, а затем переродиться в новом теле.

Теория Кастанеды страшна и прекрасна. С одной стороны, тяжело осознавать, что после смерти жизнь, сознание и все эмоции прекратят свое существование. С другой – неминуемая смерть является лучшим советчиком, заставляющим избавляться от страха, действовать решительно и жить по совести и чести. Ведь при такой расстановке сил вы уже не сможете покаяться после смерти и получить теплое местечко в раю – создать для своей души шансы на спасение можно только старательным обучением и борьбой.

Мы часто задаемся вопросом о том, как прощается душа умершего человека с близкими. Куда она уходит и какой путь проделывает. Ведь не зря так важны дни поминания ушедших в мир иной. Кто-то не верит в существование души после смерти человека, кто-то, наоборот, усердно к этому готовится и стремится, чтобы его душа жила в раю. В статье мы попробуем разобраться с интересующими вопросами и понять, есть ли на самом деле жизнь после смерти и как душа прощается с родными.

Что происходит с душой после смерти тела

В нашей жизни все важно и в том числе смерть. Наверняка не раз каждый задумывался о том, что же будет потом. Кто-то боится наступления этого момента, кто-то с нетерпением его ждет, а некоторые просто живут и не вспоминают о том, что рано или поздно жизнь подойдет к концу. Но следует сказать, что все наши мысли о смерти имеют огромное влияние на нашу жизнь, на ее течение, на наши цели и желания, действия.

Большинство христиан уверены, что смерть физическая не приводит к полному исчезновению человека. Вспомните, что наше вероучение и приводит к тому, что человек должен стремиться жить вечно, но поскольку это невозможно, то мы истинно верим в то, что наше тело умирает, но душа выходит из него и вселяется в нового, только что рожденного человека и продолжает свое существование на этой планете. Однако, прежде чем попасть в новое тело, душа должна прийти к Отцу, чтобы там «отчитаться» за пройденный путь, рассказать о своей земной жизни. Именно в этот момент мы привыкли говорить о том, что на небе решается, куда попадет душа после смерти: в ад или в рай.

Душа после смерти по дням

Сложно сказать о том, какой именно путь проходит душа, пока движется навстречу Богу. Православие ничего об этом не говорит. Но мы привыкли выделять поминальные дни, после смерти человека. Традиционно, это третий, девятый и сороковой день. Некоторые авторы церковных писаний уверяют, что именно в эти дни происходят какие-то знаковые события на пути души к Отцу.

Церковь не оспаривает такие мнения, но и не признает их официально. Но существует особое учение, где рассказывается обо всем, что происходит после смерти и почему именно эти дни выбраны, как особые.

Третий день после смерти

Третий день – это день, когда совершается обряд погребения умершего. Почему именно третий? Это связано с Воскресением Христа, которое произошло именно на третий день после крестной смерти, а также в этот день произошел праздник победы Жизни над смертью. Однако некоторые авторы понимают этот день по-своему и говорят об этом. В качестве примера можно взять свт. Симеона Солунского, который говорит о том, что третий день является символом того, что усопший, а также все его близкие верят в Святую Троицу, а потому стремятся, чтобы умерший попал к трем евангельским добродетелям. Вы спросите, что это за добродетели? А все очень просто: это знакомые всем вера, надежда и любовь. Если при жизни человек не мог обрести этого, то после смерти у него есть возможность, наконец, встретиться со всеми тремя.

Также с третьим днем связывают то, что человек на протяжении жизни совершает какие-то действия и имеет свои определенные мысли. Все это выражается при помощи трех составляющих: разума, воли и чувства. Вспомните, что на похоронах мы просим о том, чтобы Бог отпустил умершему все его грехи, которые совершались помышлением, делом и словом.

Есть также мнение о том, что третий день выбран потому, что в этот день в молитве собираются тех, кто не отрицает памятство тридневного Воскресения Христова.

Девять дней после смерти

Следующий день, в который принято поминать усопших, - девятый. Свт. Симеон Солунский говорит о том, что этот день связан с девятью ангельскими чинами. Усопший близкий мог бы быть причислен к этим чинам в качестве нематериального духа.

А вот Святой Паисий Святогорец напоминает о том, что дни поминовения существуют для того, чтобы мы молились о своих умерших близких. Смерть грешника он приводит в качестве сравнения с отрезвевшим человеком. Он говорит о том, что, живя на земле, люди совершают грехи, подобно пьяным, они просто не понимают того, что делают. Но, когда они попадают на небо, то словно отрезвляются и, наконец, понимают, что же было совершено при жизни. А помочь им можем именно мы, своей молитвой. Таким образом мы можем спасти их от наказания и обеспечить нормальное существование в мире ином.

Сорок дней после смерти

Еще один день, когда принято совершать поминовение ушедшего близкого. В церковной традиции этот день появился для «вознесения Спасителя». Вознесение это произошло как раз на сороковой день после его Воскресения. Также упоминание об этом дне можно найти в «Апостольских постановлениях». Здесь также рекомендуется поминать усопшего на третий, девятый и сороковой день после его смерти. На сороковой день израильский народ поминал Моисея и так гласит древний обычай.

Разлучить любящих друг друга людей не может ничего, даже смерть. На сороковой день принято молиться о близких, любимых людях, просить Бога, чтобы он простил близкому нашему все его грехи, совершенные при жизни, и подарить ему рай. Именно эта молитва прокладывает некий мост между миром живых и мертвых и позволяет нам «связаться» со своими любимыми.

Наверняка многие слышали о существовании сорокоуста – это Божественная литургия, которая заключается в том, что усопшего поминают ежедневно на протяжении сорока дней. Это время имеет большое значение не только для души усопшего, но и для его близких. В это время они должны смириться с мыслью о том, что любимого и близкого человека больше нет рядом и отпустить его. С момента его смерти его судьба должна находиться в руках Бога.

Уход души после смерти

Наверное, еще не скоро люди получат ответ на вопрос о том, куда попадает душа после смерти. Ведь она не прекращает жить, но находится уже в ином состоянии. Да и как можно указать на то место, которого не существует в нашем мире. Однако можно дать ответ на вопрос относительно того, к кому отправится душа умершего человека. Церковь утверждает, что она попадает к самому Господу и Его святым, там же она встречается со всеми близкими и родными, которые были любимы при жизни и ушли раньше.

Местонахождения души после смерти

Как уже говорилось, после смерти человека его душа попадает к Господу. Он решает, куда отправить ее до того момента, как она отправится на Страшный суд. Итак, душа попадает в Рай или в Ад. Церковь говорит, что Бог принимает это решение самостоятельно и выбирает место пребывания души в зависимости от того, что она выбирала чаще при жизни: тьму или свет, добрые дела или греховные. Рай и Ад сложно назвать какими-то определенными местами, куда приходят души, скорее, это некое состояние души, когда она находится в согласии с Отцом или же, наоборот, выступает против Него. Также у христиан есть мнение относительно того, что прежде чем предстать пред страшным судом, мертвые воскрешаются Богом и душа воссоединяется с телом.

Мытарства души после смерти

Пока душа идет к Господу, ее сопровождают различные мытарства и испытания. Мытарства, по мнению церкви, - это обличение злыми духами тех или иных согрешений, которым предавался человек при жизни. Вдумайтесь, слово «мытарства» явно имеет соприкосновения с давним словом «мытня». На мытне раньше собирали налоги и платили штрафы. Что касается мытарств души, то здесь вместо налогов и штрафов берутся добродетели души, а также в качестве платы необходимы молитвы близких, которые они совершают в поминальные дни, о которых говорилось ранее.

Но не стоит называть мытарства платой Господу за все то, что человек совершал при жизни. Лучше это назвать признанием души того, что ее отягощало при жизни человека, того, чего он не мог почувствовать по каким-либо причинам. Каждый человек имеет возможность избежать этих мытарства. Об этом гласят строки из Евангелия. Там говорится о том, что нужно лишь верить в Бога, слушать Его слово и тогда Страшного суда удастся избежать.

Жизнь после смерти

Следует запомнить одну лишь мысль, что для Бога мертвых не существует. В одинаковом положении у Него находятся те, кто живет земной жизнью и те, кто живет загробной. Однако есть и одно «но». Жизнь души после смерти, а точнее, место ее нахождения, зависит от того, как человек проживет свою жизнь земную, насколько грешен он будет, с какими помыслами пройдет свой путь. У души тоже есть своя судьба, посмертная, вот она то и зависит от того, какие отношения сложатся у человека с Богом при жизни.

Страшный суд

В учениях церкви говорится о том, что после смерти человека душа попадает на некий частный суд, откуда отправляется в рай или ад, а там уже ожидает Страшного суда. После него все мертвые воскресают и возвращаются в тела. Очень важно, чтобы в тот самый период между этими двумя судами близкие не забывали о молитвах об усопшем, об обращениях к Господу о помиловании его, прощении ему его грехов. Также следует совершать различные добрые дела в его воспоминание, поминать во время Божественной литургии.

Дни поминок

«Поминки» - это слово известно каждому, но каждый ли знает его точное значение. Следует обратить внимание, что эти дни нужны для молитвы об усопшем близком человеке. Родственники должны просить Господа о прощении и помиловании, просить о том, чтобы Он даровал ему Царствие небесное и даровал жизнь подле Себя. Как уже говорилось, особенно эта молитва важна в третий, девятый и сороковой дни, которые считаются особыми.

Каждый христианин, который потерял близкого человека, в эти дни должен являться в церковь на молитву, также следует просить церковь о том, чтобы она молилась вместе с ним, можно заказать заупокойное богослужение. Кроме этого, на девятый и сороковой день нужно посетить кладбище и организовать поминальную трапезу для всех близких людей. Также к особым дням для поминовения молитвой относится первая годовщина после смерти человека. Последующие также имеют значение, но уже не такое сильное, как первая.

Святые отцы говорят о том, что одной только молитвы в определенный день недостаточно. Родственникам, оставшимся в мире земном, следует вершить добрые дела, во славу усопшего. Это считается проявлением любви к ушедшему.

Путь после жизни

Не стоит относиться к понятию «путь» души к Господу, как к некой дороге, по которой движется душа. Земным людям сложно познать загробную жизнь. Один греческий автор утверждает, что наш ум не способен познать вечности, даже если он будет всесильным и всеведущим. Это связано с тем, что природа наш разум, по своей природе, ограничен. Мы устанавливаем определенный предел во времени, устанавливая себе конец. Однако всем нам известно, что в вечности нет конца.

Застряли между мирами

Иногда происходит так, что в доме происходят необъяснимые вещи: вода начинает идти из закрытого крана, сама собой открывается дверь шкафа, падает какая-нибудь вещь с полки и многое другое. Большинство людей такие события довольно сильно пугают. Кто-то скорее бежит в церковь, кто-то вообще вызывает священника домой, а некоторые вовсе не обращают на происходящее внимания.

Скорее всего, это умершие родственники пытаются выйти на связь со своими родными. Здесь можно говорить о том, что душа покойного в доме и хочет что-то сказать своим близким. Но прежде чем выяснять, зачем она пришла, следует узнать, что же происходит с ней в потустороннем мире.

Чаще всего такие визиты наносят души, которые застряли между этим миром и потусторонним. Некоторые души вообще не понимают где находятся и куда им стоит двигаться дальше. Такая душа стремиться вернуться в свое физическое тело, но сделать это уже не может, поэтому "зависает" между двумя мирами.

Такая душа продолжает все осознавать, мыслить, она видит и слышит живых людей, но вот они ее увидеть уже не могут. Такие души принято называть привидениями, или призраками. Сложно сказать о том, сколько такая душа будет пребывать в этом мире. Это может продлиться несколько дней, а может затянуться не на один век. Чаще всего призраки нуждаются в помощи. Им нужно помочь добраться до Творца и, наконец, обрести покой.

Души умерших приходят к родным во сне

Это нередкое явление, пожалуй, одно из самых распространенных. Часто можно услышать о том, что к кому-то душа пришла прощаться во сне. Такие явления в отдельных случаях имеют разное значение. Подобные встречи радуют не всех, а точнее сказать, подавляющее большинство сновидцев пугают. Другие же вообще не обращают внимания на то, кто и при каких обстоятельствах им снится. Давайте же выясним, о чем могут рассказать сны, в которых души умерших видят родных, и наоборот. Толкования обычно такие:

  • Сон может быть предупреждением о приближении каких-то событий в жизни.
  • Возможно, душа приходит просить прощения за все то, что было совершено при жизни.
  • Во сне душа умершего родного человека может рассказать о том, как он там "устроился".
  • Через сновидца, к которому душа явилась, она может передать послание другому человеку.
  • Душа умершего человека может просить своих родственников и близких о помощи, являясь во сне.

Это не все причины, по которым умершие приходят к живым. Более точно определить значение такого сна может только сам сновидец.

Совсем неважно, как душа умершего прощается с родными, когда уходит из тела, важно то, что она пытается что-то сказать, чего не было сказано при жизни, или же помочь. Ведь каждый знает, что душа не погибает, а наблюдает за нами и пытается всячески помогать и оберегать.

Странные звонки

Сложно однозначно ответить на вопрос о том, помнит ли душа умершего своих родных, однако по происходящим событиям можно предположить, что помнит. Ведь многие видят эти знаки, чувствуют присутствие близкого человека рядом, видят сны с его участием. Но это далеко не все. Некоторые души пытаются связаться со своими родными посредством телефонной связи. Люди могут получать сообщения с неизвестных номеров со странным содержанием, принимать звонки. Но если попытаться перезвонить на эти номера, то оказывается, что их вовсе не существует.

Обычно такие сообщения и звонки сопровождаются странным шумом и другими звуками. Именно треск и шум является некой связью между мирами. Это может быть одним из ответов на вопрос о том, как душа умершего прощается с родными и близкими людьми. Ведь звонки поступают лишь в первые дни после смерти, потом все реже, а после и вовсе пропадают.

Души могут "звонить" по разным причинам, возможно, душа умершего прощается с родными, хочет что-то сообщить или о чем-то предупредить. Не стоит бояться этих звонков и игнорировать их. Наоборот, попытайтесь понять их смысл, возможно, они смогут помочь вам, а может быть, кто-то нуждается в вашей помощи. Умершие не станут звонить просто так, с целью развлечения.

Отражение в зеркале

Как прощается душа умершего человека с близкими через зеркала? Все очень просто. Некоторым людям умершие родственники являются в зеркалах, экранах телевизоров и мониторах компьютеров. Это один из способов попрощаться со своими любимыми людьми, увидеть их в последний раз. Наверняка не зря именно зеркала часто используются для различных гаданий. Ведь они считаются коридором между нашим миром и потусторонним.

Кроме зеркала, умершего также можно увидеть в воде. Это тоже довольно распространенное явление.

Тактильные ощущения

Это явление тоже можно назвать распространенным и вполне реальным. мы можем чувствовать присутствие умершего родственника через ветерок, проходящий рядом или некое прикосновение. Кто-то просто ощущает его присутствие без какого-либо контакта. Многие в моменты сильной печали ощущают, что их кто-то обнимает, пытается прижать к себе в тот момент, когда рядом никого нет. Это душа родного человека приходит успокоить своего любимого или родного, который находится в непростой ситуации и нуждается в помощи.

Заключение

Как видим, есть множество способов того, как душа умершего прощается с родными. Кто-то верит во все эти тонкости, многие побаиваются, а некоторые вовсе отрицают существование подобных явлений. Точно ответить на вопрос о том, сколько душа умершего находится с родными и каким образом она с ними прощается, нельзя. Здесь многое зависит от нашей веры и желания еще хоть разок встретиться с любимым человеком, который ушел из жизни. В любом случае нельзя забывать об умерших, в дни поминовения нужно молиться, просить Бога о прощении для них. Также помните, что души умерших видят родных и всегда о них заботятся.

Есть люди, которые задумываются над тем, что происходит с человеческой душой после смерти, а есть и те, которых данный вопрос никогда не волновал. Какую бы позицию вы ни выбрали, однозначно ясно, что точного ответа не знает никто .

Есть ряд предположений, основанных на Библии и других религиозных писаниях. Уже не один год или даже столетие человечество пытается разгадать тайну того, чего ожидать после смерти, ведь сам факт того, что человек умирает, уже настораживает и пугает.

Специалисты утверждают, что смерть - это процесс, при котором душа покидает тело. Оно возвращается в землю, в прах, из которого Всевышний Господь произвел нас. Душу, которой он наделил тело, он забирает себе.

Родственники умершего человека также должны позаботиться о том, чтобы ему было спокойно на том свете, а для этого нужно в церкви заказывать поминальную службу. Это поможет получить покой усопшему, а также может повлиять на решение Господа, ведь на протяжении сорока дней он решает, куда окончательно уйдет душа. Важно отметить, что ряд специалистов с уверенностью утверждают, что она, после того как покинет тело, все равно поддерживает с ним связь. Также она, прежде чем окончательно покинуть землю и поселиться либо в раю, либо в аду, проходит несколько этапов.

Первый, третий, девятый и сороковой день

Что происходит с душой человека после смерти по дням? Для того чтобы получить ответ, рассмотрим детально каждый из дней. На первый день после смерти она может и не осознавать до конца, что с ней произошло. Если при жизни человек творил хорошие дела и имеет чистую душу, тогда она и ангел хранитель, который оберегал человека при жизни, могут отправиться куда угодно, например, прогуляться по тем местам, где человек при жизни любил ходить, где он совершал добрые поступки. Также она может остаться и возле тела, особенно если человек любил его.

Третий день ответственный - это начало испытаний, когда душа умершего впервые оказывается перед Господом. Начиная с этого дня, взвешиваются все плохие и хорошие дела, а потом принимается решение, где она останется - в раю или в аду.

До сорокового дня ее ожидают испытания и пребывание в аду. Когда пройдет сорок дней, человек может напомнить родственникам о себе, разбросав в доме вещи. Для того чтобы душа попала в рай, важно заказывать поминальную службу. Если человек при жизни болел или делал хорошие дела, его душа сразу попадает в рай, где стает Ангелом Хранителем.

Что будет происходить после смерти?

Согласно сообщениям очевидцев, первое, – это то, что дух уходит из тела и живет совершенно раздельно от него. Он как правило наблюдает за всем происходящим, в том числе, и за принадлежавшим ему при жизни физическим телом, и стараниями врачей его оживить; он ощущает, что пребывает в положении безболезненной теплоты и воздушности, как если бы он плавал; он совершенно не в состоянии повлиять на свое окружение речью или прикосновением, и от этого чувствует огромное одиночество; его мыслительные процессы традиционно становятся гораздо стремительней, чем когда он находился в теле. Вот некоторые из коротких рассказов о такого рода опыте:

«День был очень холодный, но пока я был в этой черноте, я ощущал лишь теплоту и предельное спокойствие, какое я когда-либо испытывал… Помнится, я подумал: «Наверное, я умер».

«У меня появились изумительные чувства. Я не ощущал ничего, кроме мира, спокойствия, воздушности – просто покой».

«Я наблюдал за тем, как меня пытались оживить, это было в действительности необычно. Я был не очень высоко, словно на каком-то возвышении, немного выше их; просто, возможно, смотрел сверху на них. Я старался говорить с ними, но ни один из них меня не слышал».

«Со всех сторон люди шли к месту автокатастрофы… Когда они подходили совсем близко, я пытался уклониться, чтобы сойти с их пути, но они попросту проходили сквозь меня».

«У меня не получалось ни к чему прикоснуться, я не мог поговорить ни с кем из окружающих меня. Это жуткое чувство одиночества, чувство полной изоляции. Я знал, что я совершенно один, наедине с самим собой».


Имеются удивительное объективное доказательство того, что человек в действительности находится в этот момент вне тела – порой люди пересказывают разговоры или сообщают точные подробности событий, происходивших даже в соседних комнатах или еще дальше, пока они были мертвы.

Д-р Кюблер-Росс рассказывает об одном удивительном случае, когда незрячая видела и после этого отчетливо передала все то, что происходило в комнате, где она «умерла», правда, когда ее вновь вернули к жизни, она снова была слепа, – это убедительное доказательство того, что видит не глаз (и думает не мозг, потому как после гибели умственные способности возрастают), а скорей душа, а пока тело живо, она исполняет эти действия через физиологические органы.

Подобного рода примеров множество.

Андрей М. из Архангельска вспоминал об автокатастрофе, в которую он попал в 2007 году. После того как рванувший на встречную полосу джип очутился перед его машиной, Андрей почувствовал вначале мощный удар, а потом резкую, но недолгую боль. И неожиданно, к своему изумлению, увидал собственное тело, окруженное группой медиков, которые пытались его реанимировать. Совсем скоро Андрей ощутил, как его начинает уносить куда-то вверх, при этом он казался себе необычно свободным и спокойным. Скоро он понял, что его тянет к молочно-белому свету, горевшему где-то впереди.

Он промчался довольно огромное расстояние, пока не понял, что некая сила старается его вернуть. Осознание этого в первое мгновение разочаровало молодого человека, так как он знал, что впереди его ожидает свобода: от суеты и волнений. А еще спустя миг Андрей обнаружил, что его неподвижно лежащее тело быстро к нему придвигается. Вот оно, словно тисками, сдавило его со всех сторон, мощная боль пронизала его каждую клеточку, и в последующую секунду Андрей открыл глаза.

Добрые, злые духи и планы бытия

Прежде всего, если дух состоит из психической энергии – говоря по другому, если дух и разум представляют из себя единое целое – то получается, что мы относим к духам то, что в действительности считается частью физического мира. Это вещественная материя, какой бы незаметной она ни представлялась, потому как энергия в любой форме сочетает часть физиологической вселенной. Мы не способны увидать атом водорода, но, несмотря на это, он представляет из себя физическую величину. Мы знаем его настоящий вес.

Очевидно, что материальный мир считается одним из особо плотных миров на нижних планах существования и по собственной непроницаемости гораздо превышает . Если культурные духи имеют все шансы опускаться на более низменные ярусы существования, они абсолютно годны быть в физическом мире. Астральные туловища усопших могут пребывать на земном плане только на протяжении короткого промежутка времени, и дух имеет возможность сойти на более низкий ярус и быть какое-то время, если он сам того пожелает. Это означает, что после распада астрального тела бессмертный дух, пребывающий вместилищем сознания, при желании способен возвратиться на Землю.

Если это так, то что в силах воспрепятствовать опять быть в материальном мире, чтобы доставлять боль людям? С иной стороны, по-видимому, также имеют все шансы возвращаться на Землю, чтобы помочь своим близким и всему человечеству в преодолении сложностей и становлении человеческого существа. Эти ошеломительные предсказания базируются на рассказах людей, которым пришлось испытать опыт общения как со злыми, так и с добрыми духами-вдохновителями.

Если дух, обитающий в Астральном мире, сможет наладить контакт с нашим физическим миром, то он имеет возможность оказывать влияние на наши мысли и действия. И такое воздействие может быть как позитивным, так и негативным, в зависимости от яруса становления определенного духа. По этой причине многие из церковных и мистических школ поучают, что в момент принятия значимого решения нам необходимо убедиться в том, что это только наше решение, совпадающее с нашими личными убеждениями. В то же время необходимо избегать импульсивных действий, которые могут быть продиктованы противодействием .

Итак, базируясь на изученных академических доказательствах и паранормальных явлениях, мы можем сделать следующее выводы.

Возможно, что человека инстинкты и эмоции, составляющие его астральное тело, продолжают некоторое время существовать вместе с воспоминаниями и основными свойствами личности. С течением времени это астральное тело постепенно разрушается. Между тем, сознательная личность, или эго, называемое духом, отдыхает какое-то время в Астральном мире, а потом переходит на соответствующий ментальный или , в зависимости от уровня своего развития.

Там дух обитает, трудится, порой создавая произведения искусства, похожие на те, что он создавал при жизни в физическом мире. Порой эти произведения проявляются в физическом мире благодаря людям, которые становятся объектами непосредственного воздействия со стороны духа.

В астральном мире жизнь кажется столь же реальной, как и на земном плане, потому что любое физическое или духовное существо отождествляет себя с тем планом, на котором оно обитает. Поскольку материя каждого плана соответствует вибрациям находящихся на нем существ, они воспринимают этот план как подлинную реальность.

Таинственный и непостижимый астральный мир открывается нам во всем своем великолепии в сновидениях. Именно потому фантасмагорический мир снов представляется таким реальным, когда мы спим. Просто мы путешествуем при помощи своего тонкого тела в астральном мире, которому и принадлежит наш дух. В состоянии сна мы перемещаемся между подпланами астрального мира, испытывая радостные или пугающие переживания. Только помогают понять, что мы спим и способны видоизменять обстоятельства или события астрального мира по собственному желанию.

Согласно древним учениям, жизнь духа в астральном мире является подлинной жизнью, тогда как жизнь на физическом плане представляет собой только театр, обучение, временное состояние, своего рода странствие, в которое дух отправляется на определенный период времени, по окончании которого возвращается к себе домой, в астральный мир.

Встречи на той стороне

Те, кто побывал в ином мире, часто рассказывают, что встречались там с покойными родственниками, приятелями и друзьями. Как правило люди видят тех, с кем были близки в земной жизни или были в родстве.

Такие видения нельзя считать законом, скорей, это отклонения от него, какие происходят не очень часто. Обычно такого рода встречи выступают в качестве назидания тем, кому еще рано умирать, и кому необходимо возвратиться на землю и изменить собственную жизнь.

Порой люди видят то, что хотели бы увидеть. Христиане наблюдают ангелов, Деву Марию, Иисуса Христа, святых. Люди нерелигиозные видят некие храмы, людей в белом, а иногда ничего не замечают, но ощущают «присутствие».

По рассказам некоторых людей, они при своих околосмертных переживаниях прошли через темный тоннель, в конце какого встречали ангела или самого Христа. В иных случаях им встречались покойные друзья и родственники, чтобы сопроводить их к месту нового обитания духа. Это область обитания находится в астральном мире, сотканном из электромагнитных колебаний разной плотности и величины. После смерти каждый дух находится на определенном энергетическом ярусе существования, какой совпадает с уровнем его развития и вибраций. После гибели душа очень недолго сохраняется в изначальном положении одиночества.

Раймонд Моуди, автор книги получившей широкую известность, под названием «Жизнь после жизни», приводит несколько фактов, когда даже перед гибелью люди неожиданно видели уже усопших родственников и друзей. Вот несколько выдержек из его книги.

«Врач сказал родным, что я умер… Я понял, что все эти люди были там, их было много, они парили под потолком комнаты. Это люди, каких я знал в земной жизни, но они скончались раньше. Я видел бабушку и девчонку, какую знал еще учеником, и многих других родных и друзей… Это было очень радостное явление, и я ощущал, что они прибыли оградить и проводить меня».

Этот опыт встречи с усопшими друзьями и родственниками в начале клинической смерти не считается небывалым открытием в наши дни. Почти столетие назад он стал объектом маленький диссертации пионера нынешней парапсихологии и психологических исследований, сэра Уильяма Баррета («Видения на смертном одре»).

Д-р Моуди приводит пример встречи умирающего не с родственниками или возвышенным существом, а с совершенно посторонним лицом: «Одна дама поведала мне, что во время выхода из тела наблюдала не только родное чистое духовное тело, но еще и тело другого лица, усопшего совсем незадолго. Она не ведала, кто это был». («Жизнь после жизни»).

Углубляясь в это исследование опыта погибающих и самой смерти, мы обязаны запоминать о немалом отличии между всеобщим опытом погибающих, то, что теперь вызывает такое огромное внимание. Это сможет помочь нам лучше осознать многие таинственные стороны смерти, какие отслеживаются в реальное время и изображены в литературе. Осознание этого отличия, например, сможет помочь нам идентифицировать явления, какие наблюдают погибающие. Правда ли родственники и друзья прибывают из царства мертвых, чтобы прийти к умирающему? И отличаются ли сами эти действа от последних явлений святых праведных людей?

Чтобы дать ответ на эти вопросы, припомним, что доктора Осис и Харалдсон сообщают, что многие погибающие индусы наблюдают богов близкого индуистского пантеона (Кришну, Шиву, Кали и т. д.), а не близких родственников и друзей, как обычно бывает.

Они считают, что уподобление существ, с какими происходит встреча, в основном считается итогом личной интерпретации, основанной на церковных, цивилизованных и частных предпосылках; это мнение кажется разумным и подходящим к основной массе случаев.

Изложив основанное на Священном Писании православное учение о том, что «души умерших находятся в таком месте, где они не видят того, что происходит, и случается в сей смертной жизни», и свое собственное мнение, что случаи кажущихся явлений умерших живым как правило оказываются или «делом Ангелов», или «лукавыми видениями», наводимыми бесами, к примеру, с целью создать у людей ложное представление о загробной жизни, блаженный Августин переходит к различению между кажущимися явлениями мертвых и истинными явлениями святых.

Действительно, возьмем один пример. Святые отцы недавнего прошлого, такие как старец Амвросий Оптинский, учат, что существа с которыми общаются – бесы, а не души умерших; и те, кто глубоко изучал спиритические явления, если они имели для своих суждений хоть какие-то христианские мерки, приходили к тем же выводам.

Следовательно, не приходится сомневаться, что святые в действительности являются праведным во время смерти, как это и описывается во многих житиях. Обыкновенным же грешникам часто бывают явления родных, друзей или «богов» соответственно тому, что умирающие ожидают или готовы увидеть.

Точную природу этих последних явлений определить трудно; это, вне всякого сомнения, не галлюцинации, а часть естественного опыта смерти, как бы знамение умирающему, что он находится на пороге нового царства, где законы обыденной физической реальности больше не действительны. В этом состоянии нет ничего экстраординарного, оно, по-видимому, неизменно для различных времен, мест, религий. «Встреча с другими» обычно происходит непосредственно перед смертью».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: