Причастие. Можно ли с месячными ходить в церковь, исповедоваться и причащаться

Бывает чисто техническое недопущение до причащения, если человек действительно не подготовился. То есть это одна ситуация, когда человеку в принципе не возбраняется причащаться по его духовному состоянию и по каким-то каноническим причинам, и священник может сказать: «Слушай, ты сейчас не готов и поэтому не причащайся».

А собственно недопущение до причастия, запрет на причастие – это уже ситуация, когда человек находится в состоянии греха или совершил какой-то серьезный грех, который возбраняет ему причащаться определенное время.

С точки зрения применения канонов, священнику не разрешается надолго, более чем на год, отлучать человека от причащения. Хотя канонические нормы предписывают иногда очень продолжительное отлучение от причастия.

Изменить ситуацию

Чаще всего в современной практике отлучать от причастия приходится либо за блуд или прелюбодеяние, либо за аборт.

Нужно различать: если человек продолжает пребывать в грехе, то речь не идет об отлучении от причастия на какой-то срок. Если, допустим, человек живет в блуде и понимает, что это неправильно, приходит на исповедь, кается в этом, но ситуации не меняет. То есть покаяния как изменения не только ума, но и ситуации, не происходит. Такого человека священник, как правило, до причастия не допускает. И это не отлучение от причастия на какой-то срок, а до совершения покаяния. И это может быть продолжительно – человек может в грехе пребывать годами.

Бывают и сложные ситуации, когда, например, люди живут не расписанными много лет, возможно, уже есть ребенок, и вот, допустим, жена пришла к вере, готова вступить в официальный брак, а супруг не желает. Понятно, что в целом ситуация ненормальная, не случайно же, согласно переписи, замужних женщин гораздо больше, чем мужчин.

Но как будет действовать священник в каждой конкретной такой ситуации, зависит от нюансов. А их очень много – нюансов чувств, отношений. Очень часто люди совершенно неправильно понимают и себя, и свои чувства, и ту ситуацию, в которой они сами находятся. По большому счету, задача священника – не отлучить их от причастия, а попытаться помочь людям выбраться из этих неправильных обстоятельств.

Но если не получается, мне кажется, что в большинстве случаев для стороны, которая готова и расписаться, и обвенчаться, отлучения от причастия не будет. Хотя всё возможно. Иногда и в этой ситуации возможно отлучение от причастия.

В целом же действующего блудника или прелюбодея отлучают от причастия не на какой-то срок, а до исправления. Хотя возможно назначить испытательный срок. Например, два месяца. Если человек не выдержал, то не выдержал, значит, не будет пока причащаться. Если он срывается регулярно, он не будет причащаться.

Если грех давний

Если немолодая женщина делает первые шаги в Церкви и кается, что когда-то в молодости сделала аборт, ее не будут отлучать от причастия. Мне даже сложно себе представить это. Если факт прихода в Церковь говорит сам по себе о понесенном раскаянии, не только в этих грехах, а вообще по жизни, то никто ее не будет отлучать от причастия.

Самая распространенная епитимья в этой ситуации – чтение Покаянного канона или поклоны с молитвой: «Боже, милостив буди мне, грешной». И поклонов – тоже не триста и не три тысячи, а пять или десять. То есть сейчас настолько щадящие епитимьи назначают… Но такого рода епитимья может быть пожизненной, а не на какой-то срок. Священник говорит: «Знаешь, матушка, поскольку ты сделала пять абортов, вот тебе на всю жизнь по три поклона в день».

Средство вразумления

Отлучение от причастия как епитимью священник часто выбирает в качестве меры не наказания, а именно прочувствования, вразумления, что человек совершил тяжелый грех.

Например, приходит женщина и говорит, что сделала аборт недавно. К сожалению, часто женщины не понимают, что они совершили серьезный грех, и очень удивляются, когда их за это отлучают от причастия. Такое бывает. Чтобы человек это понял, прочувствовал, ему может быть предписано воздержание от причастия и что-то еще дополнительно. Например, чтение Покаянного канона или дополнительное пощение, или еще что-то, земные поклоны, может быть, дополнительные молитвы.

Никаких формальных «способов» отлучения от причастия нет. Человек исповедуется, на исповеди священник ему говорит: «Знаешь что, брат, я тебе запрещаю причащаться в течение ближайшего месяца». В некоторых ситуациях, если нет покаяния человека, то священник и не читает разрешительных молитв.

Чтобы запрещение было снято, человек должен снова прийти на исповедь и получить это разрешение к причастию. Чтобы снять запрещение, прочитывается специальная молитва.

Кто снимет епитимью?

Если человек на исповеди получил запрещение причащаться, никакой другой священник не имеет права этого человека до причастия допустить, пока епитимья не будет снята. Запрещение может снять только тот, кто его наложил. Или архиерей.

Иногда здесь возникают трудности другого рода. Например, человек поехал в паломническую поездку, исповедовался в другом городе, священник ему сказал: «Давай ты сейчас покайся, не причащайся, а через полгодика ко мне приезжай, я молитву прочитаю, снимающую запрещение на причастие». Через полгода человек приезжает, а этого священника там уже в помине нет. Тогда – или священника этого разыскивать, или к архиерею обращаться. Потому что просто так нельзя – один священник запретил, другой разрешил, – это вообще бред с точки зрения устроения нормальной духовной жизни.

Так что правильнее исповедоваться у одного священника. Даже если у человека нет каких-то серьезных грехов, духовник так или иначе помогает ему выстроить духовную жизнь определенным образом. И серьезное вмешательство другого священника, который будет предлагать другие пути, другие лекарства, другие методы, может осложнить духовную жизнь человека. Поэтому всегда говорю, что если ты не едешь специально посоветоваться со старцем, а просто отправляешься в паломническую поездку, то исповедоваться там нужно так: «Прости, Господи, согрешил делом, словом, помышлением». А на вопрос священника: «Какие у вас еще серьезные грехи?» – мягко и аккуратно, чтобы не обидеть вопрошающего, сказать: «Знаете, я всё своему духовнику уже давно рассказал».

А то, бывает, человек приезжает куда-то и получает по голове так, что потом не знает, как ему жить дальше. И дома духовнику стоит больших и серьезных трудов вернуть человека в нормальное духовное русло.

Посмотрим документ

Сейчас как раз идет работа над документом Межсоборного присутствия о духовничестве. По епархиям разослали соответствующий опросник, который должен зафиксировать существующую духовническую практику в этом вопросе. И потом определить в том числе и по поводу отлучения от причастия – что, как и когда, в каких ситуациях.

Тем более сейчас какие-то новые грехи появились, которых нет в традиционных опросниках. И как раз мне кажется, что там могут быть определены нюансы, связанные с «гражданским браком».

Про колдунов

Итак, от причастия могут отлучить такие грехи – убийство, блуд или прелюбодеяние, обращение к колдунам, экстрасенсам, колдовство, всякая ворожба и прочее. Человек, опять же, может не понять, насколько плохо то, что он был у «бабушки». Отлучение от причастия на какое-то время дает возможность почувствовать это.

За то, что мы называем страстями, вроде сребролюбия, чревоугодия и гордыни, – только в каких-то очень редких индивидуальных случаях пастырской практики, когда какой-нибудь многоопытный священник, хорошо знающий человека, может такую хирургическую меру какому-то своему пасомому, наверное, применить.

Подготовила Оксана Головко

Портал «Православие и мир» и независимая служба «Среда» проводят цикл дискуссий о приходской жизни. Каждую неделю – новая тема! Мы зададим все актуальные вопросы разным священникам. Если вы хотите рассказать о болевых точках православия, своем опыте или видении проблем – пишите в редакцию, по адресу

«Вам сегодня лучше не причащаться…» Такая епитимья, налагаемая священником, часто воспринимается как незаслуженное наказание. По каким причинам можно не допустить человека к причастию? Отвечает настоятель Успенского храма города Красногорска Московской области, благочинный церквей Красногорского округа Московской епархии протоиерей Константин Островский.

Самое опасное -- формализм

Отец Константин, иногда священники не допускают к причастию за то, что человек говел не три дня, а два. Некоторые отказываются причащать на Светлой седмице или на святках, поскольку в это время прихожане не постятся. С другой стороны, есть мнение, что говение перед причастием вообще не нужно -- по церковному календарю в году и так около половины постных дней.
-- Нарушение поста само по себе не относится к таким тяжким грехам и состояниям, при которых человек должен быть запрещен в причастии Святых Христовых Тайн. Церковные правила, в том числе и о посте, это дар Церкви ее чадам, а не обуза, которую приходится с тоскою нести, чтобы батюшка не ругал. Если человек по какой-то не зависящей от него причине не способен воспользоваться даром Церкви, это предмет для терпения и смирения. Если по легкомыслию, или пристрастию, или забывчивости человек нарушил дарованное Церковью правило, это повод для покаяния, но еще не для запрещения. Всем нарушителям поста и других подобных церковных установлений я советую не отлучать себя от причастия самовольно, а прийти на службу и вынести вопрос на решение духовника. А решения могут быть разными, но они никогда не должны быть формальными. Задача священника не правило соблюсти, а принести человеку пользу или, по меньшей мере, не навредить. Бывает, человек так рассеялся и объелся (пусть даже и постной пищей) накануне причастия, что сам чувствует необходимость отложить причащение. Ну и пусть отложит, попостится, а потом причастится. А бывает, кто-то по забывчивости положил сметану в суп. Не думаю, что в таких случаях уместна строгость.

Что касается поста перед причастием, я считаю, вообще отменять его не следует, но строгость и продолжительность поста должны соответствовать ситуации: разным людям в разных обстоятельствах должны даваться разные советы. Одно дело, когда человек по какой-то причине причащается один раз в год, и совсем иное -- когда во все воскресные и праздничные дни. И здоровье, и привычный для человека образ жизни имеют значение. Для кого-то отказ от мясного и молочного -- настоящий подвиг, а для кого-то подсолнечное масло в картошке -- поблажка чревобесию.

Самое плохое в решении вопросов о посте -- это формализм. Одни требуют скрупулезного соблюдения того, что они вычитали в Типиконе, другие требуют отмены строгих правил. А на самом деле, пусть правила остаются в качестве нормы, ориентира, а как и в какой мере их применять, пусть священник решает в каждом конкретном случае особо, молясь о человеке, движимый любовью к нему и желанием помочь ему на пути спасения.
Что касается причащения на Светлой седмице и в Святые дни после Рождества, то, разумеется, если в Церкви служится литургия, то причащаться можно. Как быть с постом? Тем, кто меня спрашивает, я советую есть в эти дни всякую пищу, но не объедаться. Но я не хочу никому ничего навязывать; самое плохое, я считаю, в этой области -- споры из-за буквы. Если кто-то хочет есть на Пасху зелень, ничего в этом страшного нет, только пусть не гордится этим и не осуждает тех, кто питается по-другому. И пусть те, кто постятся не строго, не считают постников отсталыми и недуховными.

Позволю себе привести обширную цитату из апостола Павла: «…Иной уверен, что можно есть все, а немощный ест овощи. Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его. Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его. Иной отличает день от дня, а другой судит о всяком дне равно. Всякий поступай по удостоверению своего ума. Кто различает дни, для Господа различает; и кто не различает дней, для Господа не различает. Кто ест, для Господа ест, ибо благодарит Бога; и кто не ест, для Господа не ест, и благодарит Бога. …А ты что осуждаешь брата твоего? Или и ты, что унижаешь брата твоего? Все мы предстанем на суд Христов. …Не станем же более судить друг друга, а лучше судите о том, как бы не подавать брату случая к преткновению или соблазну. Я знаю и уверен в Господе Иисусе, что нет ничего в себе самом нечистого; только почитающему что-либо нечистым, тому нечисто. Если же за пищу огорчается брат твой, то ты уже не по любви поступаешь. Не губи твоею пищею того, за кого Христос умер. …Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе» (Рим. 14: 2-6, 10, 13-15, 17).

Основанием для запрещения в причащении на больший или меньший срок может быть только или тяжкий грех (блуд, убийство, воровство, колдовство, отречение от Христа, явная ересь и тому подобное), или совершенно несовместимое с причащением нравственное состояние (например, отказ от примирения с раскаявшимся обидчиком).

Легализация нецерковности

В девяностые годы многие священники не допускали к причастию живущих в невенчанном браке. Патриарх Алексий II указал на недопустимость этого. Но как быть с живущими в так называемом гражданском браке? Формально -- блуд, но по факту его не всегда можно назвать таковым.
-- Действительно, покойный патриарх Алексий II указывал на недопустимость отлучения людей от причастия только на том основании, что они живут в невенчанном браке. Конечно, благочестивые православные христиане не начнут супружескую жизнь без церковного благословения, которое в наше время как раз и преподается в таинстве венчания. Но ведь есть множество случаев, когда люди некрещеные вступили в законный брак, имеют детей, любят друг друга, хранят верность. И вот, скажем, жена уверовала во Христа и крестилась, а муж пока нет. Что же делать? Неужели теперь их брак превратился в блуд и его необходимо разрушить? Конечно, нет. Да об этом и апостол Павел пишет: «Если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его» (1 Кор. 7: 12-13). Неужели же исполнение апостольского указания должно влечь за собой запрещение в церковном общении? Мало того, в первые века христианства церковного венчания вообще не существовало. Христиане вступали в брак с ведома епископа, но по законам страны, а потом вместе со всей общиной причащались Святых Христовых Тайн, это и было церковным признанием их брака. Церковный чин бракосочетания складывался постепенно в течение нескольких веков и повсеместно обязательным для вступающих в брак христиан стал только в конце первого тысячелетия.

Относительно «гражданского брака» давайте уточним терминологию. Гражданский брак (без всяких кавычек) -- это брак, заключенный по обычаям и законам народа или государства, к которому относят себя муж и жена. Я не случайно употребляю здесь совместно сами по себе различные термины «обычай» и «закон», «народ» и «государство», потому что в разное время и в разных местах законность брака может определяться по-разному. Как относиться к людям, живущим по-семейному, но никак законно не оформившим свои отношения? Можно ли их допускать до причастия Святых Христовых Тайн? В подавляющем большинстве случаев такие сожительства недопустимы с церковной точки зрения, и люди должны или вступить в законный брак, или расстаться со своими сожителями, а уже потом получать разрешение грехов в таинстве исповеди и приниматься в церковное общение. Но бывают сложные ситуации, когда беззаконную семью создали люди нецерковные и у них родились дети. Вот пример из жизни: люди живут как супруги уже много лет, считают себя мужем и женой, но брак не зарегистрировали. У них трое детей. Года два назад жена уверовала во Христа и пришла в Церковь, ей объяснили, что брак необходимо зарегистрировать. Она согласна, пытается уговорить мужа, а он отказывается, говорит, что у него все друзья, которые расписались, уже развелись, а он не хочет разводиться. Я с ним, конечно, не согласен, то есть считаю, что надо расписаться, но он же ко мне не подходит за советом. А жена его переубедить не может. Она ходит в храм, причащает детей (муж даже помогает ей в этом), дети учатся у нас в воскресной школе. Неужели в этой ситуации нужно было бы запретить этой женщине причащаться или требовать от нее разрушить семью, пусть и незарегистрированную? Правило, требующее от христиан заключать браки в соответствии с государственными законами, мудрое и должно, конечно, исполняться. Но нельзя забывать, что, хотя закон выше беззакония, любовь все же выше закона.

За некоторые тяжкие грехи (убийство, занятия оккультизмом) предполагается отлучение от причастия чуть ли не на 20 лет. Правила эти никто не отменял, но сегодня они практически не применяются.
-- Мне кажется, сегодня многолетняя епитимия не может выполнять свои функции -- врачевания души, примирения ее с Богом. В Византии это было возможно. Весь народ там жил церковной жизнью, и совершивший тяжкий грех оставался членом общины, которая была собрана вокруг Церкви. Вот и представьте: все идут на службу, а он остается на паперти. Не в кино идет и не у телевизора на диване лежит, а на паперти стоит и молится! Через некоторое время начинает входить в храм, но не может причащаться. Все эти годы епитимии он молитвенно кается, осознавая свое недостоинство. А что будет сегодня, если мы человека на пять лет отлучим от причастия? Не члена общины, а скорее всего того, кто впервые в жизни в 40-50-60 лет пришел на исповедь. Как не ходил он в церковь раньше, так и теперь не будет. Причем «законно» -- скажет: мне батюшка не разрешил причащаться, вот я и лежу дома, пью пиво, а когда пройдет срок епитимии, пойду причащаться. Так ведь будет, только не все доживут до конца епитимии, а из тех, кто доживет, многие забудут о Боге. То есть сегодня, в современных условиях, накладывая многолетнюю епитимию на человека, впервые пришедшего в храм, мы по сути легализуем его нецерковность. Смысл? Ведь человек, пребывающий в смертном грехе и не желающий каяться, менять свою жизнь, и так не может причащаться до покаяния. Если же он изменился, сокрушается о содеянном, я считаю, даже при самых тяжких грехах если и запрещать ему причащаться, то ненадолго, особенно пришедшим впервые.

К церковным людям отношение должно быть более строгое. К счастью, церковные люди не так уж часто впадают в тяжкие смертные грехи, но помню случай, когда сделала аборт постоянная прихожанка, которая не один год ходила в храм, причащалась. Тут епитимия была уместна, и женщина не роптала, когда ей ее назначили, совесть-то есть у человека. Но когда приходит пенсионерка, которую в детстве бабушка водила к причастию, потом она стала пионеркой, комсомолкой, заблудила, сделала аборт, а через 40 лет задумалась о Боге, какая тут может быть епитимия? И даже если недавно был сделан аборт, но женщиной нецерковной, которая ходила по путям мира сего, а теперь уверовала и раскаялась, я тоже не думаю, что надо накладывать на нее епитимию. Замечу, кстати, что священник может накладывать даже небольшие епитимии исключительно с согласия самого кающегося. Право церковного суда есть только у собственно церковного суда и у правящего архиерея. Что касается многолетних епитимий, то это тем более не в компетенции приходского священника.

Как часто, на ваш взгляд, надо причащаться мирянину? Можно ли на святках или Светлой седмице причащаться каждый день?
-- Абсолютно нормально, когда вся община собирается в воскресный или другой праздничный день на литургию и все причащаются Святых Христовых Тайн. Правда, эта норма большинством из нас забыта. А ежедневное причастие как раз не было нормой, потому что и литургию служили не каждый день. Но с тех пор много воды утекло, церковные обычаи изменились, и не только из-за недостатка духовности у прихожан и духовенства, есть и не зависящие от конкретных людей факторы. Сейчас, я думаю, невозможно вводить или даже рекомендовать общие для всех правила.
Есть люди, осознающие себя православными, не впадающие в тяжкие смертные грехи, которые, однако, причащаются всего три-четыре раза в год и не чувствуют потребности в большем. Я не думаю, что их следует понуждать или даже уговаривать причащаться чаще. Хотя по возможности разъяснять всем христианам смысл и спасительность Таинства Тела и Крови я стараюсь.

Если православный человек причащается во все воскресные и праздничные дни, это естественно для христианина. Если так почему-либо не получается, пусть будет как получается. Раз в месяц, мне кажется, всякий человек может выбраться в храм для причастия, но, если это невозможно, что поделаешь. Господь и намерение приветствует. Только не нужно причащение Святых Христовых Тайн считать подвигом! Если так, то лучше совсем не причащаться. Тело и Кровь Христовы -- не наш подвиг, а милость Божия. Если же кто-то на Светлой седмице хочет причаститься несколько раз подряд, не в порядке подвига, а в простоте, то что в этом плохого? Если человеку ничто не препятствует, я обычно не возражаю. Но чтобы постоянно причащаться каждый день, должны быть серьезные основания. Само по себе это никогда не было церковной нормой. Вот святитель Феофан Затворник в последние годы своей жизни причащался каждый день. Пусть каждый смотрит, что его реально побуждает к экстраординарно частому причащению: благодать Божия или собственные тщеславные фантазии. Неплохо и с духовником посоветоваться.
Сами же духовники должны подходить к человеческим душам с большой осторожностью. Помню, пришлось мне как-то исповедовать одну старушку (я тогда еще был начинающим священником), она говорила, что не хочет, но причащается каждый день. «Как же так?» – спросил я. Она ответила, что ей так указал духовный отец. Я попытался отговорить старушку от такого нелепого, на мой взгляд, подвига, но авторитет духовного отца превозмог. Не знаю, чем дело кончилось.

Пост и молитвы перед Причастием

До этого года я исповедовалась и причащалась всего один раз в жизни, в отрочестве. Недавно решила снова причаститься, но забыла про пост, молитвы, исповедь... Что мне теперь делать?

По канонам Церкви перед причастием обязательно воздержание от интимной жизни и причастие натощак. Все каноны, молитвы, пост - просто средства, чтобы настроить себя на молитву, покаяние и желание исправляться. Даже исповедь, строго говоря, не является обязательной перед причастием, но это в том случае, если человек регулярно исповедуется у одного священника, если у него нет канонических препятствий к причастию (аборт, убийство, хождение к гадалкам и экстрасенсам...) и есть благословение духовника не всегда обязательно исповедоваться перед причастием (например, Светлая Седмица). Так что в вашем случае ничего особо страшного не произошло, а на будущее можете все эти средства подготовки к причастию применять.

Сколько поститься перед причастием?

Строго говоря, в «Типиконе» (уставе) говорится, что желающие причаститься должны поститься в течение недели. Но, во-первых, это монастырский устав, а «Книга правил» (каноны) содержит лишь два необходимых условия для желающих причаститься: 1) отсутствие накануне причастия интимных супружеских отношений (не говоря уже о блудных); 2) причастие должно приниматься натощак. Таким образом, получается, что пост перед причастием, чтение канонов и молитв, исповедь рекомендованы для готовящихся к причастию для более полного вызывания покаянного настроения. В наше время на круглых столах, посвященных теме причастия, священники пришли к мнению, что, если человек соблюдает в течение года все четыре больших поста, постится в среду и пятницу (а это время занимает минимум полгода в году), то для такого человека достаточно евхаристического поста, т. е. причащаться натощак. А вот если человек 10 лет в храм не ходил и надумал причаститься, то для него понадобится совсем другой формат подготовки к причастию. Все эти нюансы надо согласовывать со своим духовником.

Можно ли мне продолжать готовиться к причастию, если в пятницу пришлось нарушить пост: попросили помянуть человека и дали непостную еду?

Можете сказать об этом на исповеди, но это не должно послужить препятствием для причастия. Ибо нарушение поста было вынужденным и в данной ситуации оправданным.

Почему каконы пишутся на церковнославянском языке? Ведь их так тяжело читать. Мой муж не понимает ничего из того, что читает, и злится. Может, мне читать вслух?

В Церкви принято проводить службы на церковнославянском языке. На этом же языке мы молимся и дома. Это не русский язык, не украинский и никакой другой. Это язык Церкви. В этом языке нет матов, бранных слов, и на самом деле научиться понимать его можно буквально за несколько дней. Ведь он имеет славянские корни. Это к вопросу, почему мы используем именно этот язык. Если вашему мужу удобнее слушать, когда вы читаете, можно так поступать. Главное, чтобы он внимательно слушал. Советую вам в свободное время сесть и поразбирать текст с церковнославянским словарем, чтобы лучше понимать смысл молитв.

Мой муж верит в Бога, но как-то по-своему. Считает, что читать молитвы перед исповедью и причастием необязательно, достаточно в себе осознать грехи и покаяться. Не является ли это грехом?

Если человек считает себя таким совершенным, чуть ли не святым, что ему не нужна никакая помощь в подготовке к причастию, а молитвы являются такой помощью, то пусть причащается. Но помнит слова Святых Отцов о том, что мы тогда причащаемся достойно, когда считаем себя недостойными. А если человек отрицает необходимость молитв перед причастием, получается, он и так считает себя достойным. Пусть ваш муж обо всем этом подумает и с сердечным вниманием, читая молитвы ко причастию, готовится к принятию святых Тайн Христовых.

Можно ли быть на вечерней службе в одном храме, а утром на причастии - в другом?

Никаких канонических запретов подобной практике нет.

Можно ли читать каноны и последование ко причастию в течение недели?

Лучше со вниманием, вдумываясь в смысл читаемого, чтобы это была действительно молитва, распределить рекомендуемое правило к причастию на неделю, начиная с канонов и заканчивая молитвами ко причащению накануне принятия Тайн Христовых, чем вычитать бездумно в один день.

Как соблюдать пост и готовиться ко причастию, живя в 1-комнатной квартире с неверующими людьми?

Святые Отцы учат, что можно жить в пустыне, а в сердце иметь шумный город. А можно жить в шумном городе, но в сердце будет тишина и покой. Так что, если мы захотим помолиться, то помолимся в любых условиях. Люди молились и в тонущих кораблях, и в окопах под бомбежкой, и это была самая угодная Богу молитва. Кто ищет, тот находит возможности.

Причастие детей

Когда причащать младенца?

Если в храмах в специальной Чаше оставляют Кровь Христову, то таких младенцев можно причастить в любой момент, в любое время, лишь бы был священник. Особенно это практикуется в больших городах. Если такой практики нет, то причастить ребенка можно только когда в храме совершается литургия, как правило, в воскресенье и по большим праздникам. С грудничками можно подойти к концу службы и причастить его в общем порядке. Если приходить с младенцами к началу службы, они начнут плакать и этим мешать молиться остальным верующим, которые будут роптать и возмущаться неразумными родителями. Запивку в малых количествах можно дать младенцу любого возраста. Антидор, просфорочку дают тогда, когда ребенок в состоянии это употребить. Как правило, младенцев причащают не натощак до 3-4 лет, а потом приучают к причастию на голодный желудок. Но если 5-6-летний ребенок по забывчивости что-то выпил, съел, то его тоже можно причастить.

Дочь с года причащается Тела и Крови Христовых. Сейчас ей почти три, мы переехали, и в новом храме священник дает ей только Кровь. На мою просьбу дать ей частичку сделал замечание об отсутствии смирения. Смириться?

На уровне обычая, действительно, в нашей Церкви младенца до 7 лет причащают только Кровью Христовой. Но если ребенка приучают к причастию с самых пеленок, священник, видя адекватность младенца, когда тот подрастает, может давать уже и Тело Христа. Но надо быть очень внимательным и контролировать, чтобы ребенок не выплюнул частичку. Обычно полное причастие младенцам дают, когда батюшка и младенец привыкают друг к другу, и священник уверен, что ребенок полностью потребит Причастие. Попытайтесь один раз поговорить со священником на эту тему, мотивируя свою просьбу тем, что ребенок уже привык причащаться и Тела, и Крови Христа, а потом смиренно примите любую реакцию батюшки.

Что делать с одеждой, на которую срыгнул ребенок после причастия?

Часть одежды, на которую попало причастие, вырезается и сжигается. Дырку латаем какой-то декоративной заплаткой.

Дочери исполнилось семь лет, перед причастием ей предстоит исповедь. Как мне подготовить ее к этому? Какие молитвы перед причастием ей читать, как быть с трехдневным постом?

Главное правило в подготовке к принятию Святых Таинств в отношении маленьких детей можно заключить двумя словами: не навреди. Поэтому родители, особенно мама, должны объяснить ребенку, зачем исповедоваться, с какой целью причащаться. А положенные молитвы и каноны постепенно, не сразу, может быть, даже читать вместе с ребенком. Начинать с одной молитвы, чтобы ребенок не перетруждался, чтобы ему это не было в тягость, чтобы его эта принудиловка не оттолкнула. Точно так же и в отношении поста, ограничивать и время, и перечень запрещенных продуктов, например, отказаться только от мяса. В общем, вначале надо, чтобы мама понимала смысл подготовки, а потом без фанатизма постепенно шаг за шагом учила своего ребенка.

Ребенку назначен курс прививок против бешенства. Спиртосодержащее ему нельзя целый год. Что делать с причастием?

Веря в то, что причастие является самым лучшим лекарством во вселенной, когда подходим к нему, забываем обо всех ограничениях. И по своей вере будем исцелять и душу, и тело.

Ребенку назначили безглютеновую диету (хлеб нельзя). Понимаю, что мы вкушаем Кровь и Тело Христа, но физические характеристики продуктов при этом остаются вином и хлебом. Возможно ли причастие без вкушения Тела? Что входит в состав вина?

Еще раз повторюсь, что причастие является самым лучшим лекарством в мире. Но, учитывая возраст вашего ребенка, можно, конечно, просить, чтобы его причащали только Кровью Христовой. Вино, которое используется для причастия, может быть настоящим вином, сделанным из винограда с добавлением сахара для крепости, а может быть и винным продуктом, состоящим из винограда с добавлением этилового спирта. Какое вино используют в том храме, где вы причащаетесь, можете спросить у священника.

Каждое воскресенье причащали ребенка, но последний раз при подходе к Чаше у него началась жуткая истерика. В следующий раз уже в другом храме все повторилось. Я в отчаянии.

Чтобы не усугублять негативную реакцию ребенка на причастие, можно попробовать просто заходить в храм, не причащая. Можно попытаться познакомить ребенка с батюшкой, чтобы это общение сгладило страх ребенка, и со временем он снова стал вкушать Тело и Кровь Христа.

Причастие на Пасху, в Светлую Седмицу, слошные седмицы

Нужно ли соблюдать трехдневный пост, вычитать каноны и последование, чтобы причаститься на Светлую Седмицу?

Начиная с ночной литургии и в течение всех дней Светлой Седмицы причастие не только разрешается, но и заповедуется 66-м правилом шестого Вселенского собора. Подготовка в эти дни состоит в чтении Пасхального канона и последовании ко святому причащению. Начиная с недели Антипасхи, к причастию подготавливаются, как в течение всего года (три канона и последование).

Как готовиться к причастию в сплошные седмицы?

Церковь как любящая мать заботится не только о нашей души, но и о теле. Поэтому в преддверии, например, довольно тяжелого Великого поста дает нам некое послабление в пище через сплошную седмицу. Но это не значит, что мы принуждаемся в эти дни есть побольше скоромной пищи. То есть у нас есть право, но не обязанность. Так что как хотите готовиться к причастию, так и готовьтесь. Но помните о главном: прежде всего мы готовим свою душу и сердце, очищая их покаянием, молитвой, примирением, а желудок стоит на последнем месте.

Слышал, что на Пасху можно причаститься, даже если он не соблюдал пост. Правда ли это?

Какого-то специального правила, разрешающего причащаться именно на Пасху без поста и без подготовки, нет. По данному вопросу ответ должен дать священник после непосредственного общения с человеком.

Хочу причаститься на Пасху, но съела суп на непостном бульоне. Теперь боюсь, что причащаться мне нельзя. Что вы думаете?

Вспоминая слова Иоанна Златоуста, которые читаются в пасхальную ночь, о том, что постившиеся не осуждают непостившихся, а все радуемся, можете с дерзновением приступить к таинству причастия в пасхальную ночь, глубоко и искренне осознавая свое недостоинство. И главное - принесите Богу не содержимое желудка, а содержимое своего сердца. А на будущее, конечно, надо стремиться к исполнению и заповедей Церкви, в том числе и о посте.

При причастии батюшка в нашем храме отчитал меня за то, что я не приходила в дни поста на причастие, а пришла на Пасху. В чем различие причастия в пасхальную службу и «простое» воскресенье?

Это надо спросить у вашего батюшки. Ибо даже каноны Церкви приветствуют причастие не только на Пасху, но и в течение всей Светлой Седмицы. Никакой священник не имеет права запрещать человеку причащаться на любой литургии, если к тому нет канонически препятствий.

Причастие престарелых и болящих людей, беременных, кормящих матерей

Как правильно подойти к причастию престарелого на дому?

К больным людям желательно приглашать священника как минимум в Великий пост. Не помешает и в другие посты. Обязательно во время обострения болезни, особенно если видно, что дело идет к кончине, не дожидаясь, когда больной впадет в беспамятство, у него пропадет глотательный рефлекс или будет рвота. Он должен быть в трезвом уме и памяти.

Моя свекровь недавно слегла. Я предлагала пригласить батюшку домой для исповеди и причастия. Ее что-то останавливало. Сейчас она не всегда в сознании. Посоветуйте, что делать.

Церковь принимает осознанный выбор человека, не насилуя его волю. Если человек, находясь в памяти, желал приступить к таинствам Церкви, но по каким-то причинам этого не сделал, то в случае помутнения рассудка, помня его желание и согласие, еще можно пойти на такой компромисс, как причастие и соборование (так мы причащаем младенцев или умалишенных). Но если человек, будучи в здравом сознании, не захотел принять таинства церкви, то даже в случае потери сознания Церковь не насилует выбор этого человека и не может его причащать или соборовать. Увы, это его выбор. Подобные случаи рассматриваются духовником, непосредственно общаясь с больным и его родственниками, после чего принимается окончательное решение. А вообще, конечно же, лучше всего выяснить свои отношения с Богом в сознательном и адекватном состоянии.

Я диабетик. Можно ли мне причаститься, если утром принял таблетку и поел?

В принципе, можно, но при желании можно ограничиться таблеткой, причаститься на первых службах, которые заканчиваются ранним утром. Потом ешьте на здоровье. Если никак нельзя без еды по состоянию здоровья, тогда оговаривайте это на исповеди и причащайтесь.

Имею заболевание щитовидки, не могу идти в церковь, не выпив воды и не перекусив. Если пойду натощак, станет плохо. Живу в провинции, батюшки строгие. Получается, я не могу причащаться?

Если это требуется по медицинским показателям, никаких запретов нет. В конце концов, Господь смотрит не в желудок, а в сердце человека, и любой грамотный здравомыслящий священник должен это прекрасно понимать.

Вот уже несколько недель я не могу причаститься из-за кровянистых выделений. Что делать?

Такой срок уже нельзя назвать обычным женским циклом. Поэтому это уже болезнь. А есть женщины, у которых подобные явления бывают месяцами. К тому же и не обязательно по этой причине, а по какой-то другой во время такого явления может наступить и смерть женщины. Поэтому даже правило Тимофея Александрийского, запрещающее женщине причастие во время «женских дней», тем не менее, ради страха смертного (угроза жизни) допускает причастие. В Евангелии есть такой эпизод, когда женщина, страдающая кровотечением 12 лет, желая исцеления, дотронулась до риз Христа. Господь не осудил ее, а наоборот, она получила выздоровление. Учитывая все вышеизложенное, мудрый духовник благословит вам причаститься. Вполне возможно, после такого Лекарства у вас исцелится телесный недуг.

Отличается ли подготовка к исповеди и причастию для беременных?

Участвующим в боевых действиях военным людям срок службы считают как год за три. А во время Великой Отечественной войны в советской армии солдатам даже выдавали фронтовые 100 граммов, хотя в мирное время водка и армия были несовместимы. Для беременной женщины время вынашивания ребенка – это тоже «военное время», и это прекрасно понимали Святые Отцы, когда разрешали для беременных и кормящих женщин послабление в посте и молитве. Беременных женщин еще можно сравнить с больными женщинами – токсикоз и т.п. А правилами церкви (29-е правило святых апостолов) для болящих тоже разрешается послабление поста вплоть до полной его отмены. В общем, каждая беременная женщина по своей совести, исходя из состояния своего здоровья, сама определяет меру поста и молитвы. Я бы рекомендовал во время беременности как можно чаще причащаться. Молитвенное правило ко причащению можно совершать и сидя. В храме тоже можно посидеть, можно прийти не к началу службы.

Общие вопросы о причастии

В последние годы после воскресной литургии у меня начинаются сильные головные боли, особенно в дни причастия. С чем это может быть связано?

Подобные случаи в различных вариациях встречаются довольно часто. Смотреть на все это как на искушение в добром деле и, естественно, продолжать ходить в храм на службы, не поддаваясь этим искушениям.

Как часто можно причащаться? Нужно ли вычитывать все каноны перед причастием, соблюдать пост и исповедываться?

Цель Божественной литургии - это причащение верующих, то есть хлеб и вино претворяются в Тело и Кровь Христовы для того, чтобы их вкушали люди, а не только служащий батюшка. В древние времена человек, который был на литургии и не причастился, затем обязан был давать объяснение священнику, почему он этого не сделал. В конце каждой литургии священник, появляясь в Царских Вратах с Чашей, произносит: «Со страхом Божьим и верою приступите». Если человек причащается раз в году, то ему нужен и предварительный недельный пост в пище, и каноны с молитвами, а если человек соблюдает все четыре больших поста, постится каждую среду и пятницу, то ему можно причащаться без дополнительного поста, постясь так называемым евхаристическим постом, т. е. причащаться натощак. Что касается правила к причастию, то надо сознавать, что оно дано, для того чтобы вызвать у нас покаянные чувства. Если мы часто причащаемся и у нас есть это покаянное чувство и нам тяжело перед каждым причастием вычитывать правило, то можно каноны опустить, но молитвы к причастию желательно все-таки прочитать. При этом нужно помнить слова преподобного Ефрема Сирина: «Боюсь причащаться, осознавая свое недостоинство, но еще больше - остаться без причастия».

Можно ли причащаться в воскресный день, если не был в субботу на всенощном бдении из-за послушания родителям? Грех ли в воскресный день не пойти на службу, если родным понадобилась помощь?

На подобный вопрос лучший ответ даст совесть человека: действительно ли не было другого выхода, чтобы не пойти на службу, или же это повод прогулять молитву в воскресный день? А вообще, конечно, православному человеку желательно по заповеди Божьей быть каждое воскресенье на богослужении. Перед воскресным днем вообще желательно быть на субботнем вечернем богослужении, а перед причастием особенно. Но если по какой-то причине не получилось быть на службе, а душа жаждет причастия, то, осознавая свое недостоинство, с благословения духовника можно причаститься.

Можно ли причащаться в будний день, т. е. после причастия идти на работу?

Можно, при этом максимально оберегать чистоту своего сердца.

Сколько дней после причастия не делать поясных и земных поклонов?

Если богослужебный устав (во время Великого поста) предписывает земные поклоны, то уже начиная с вечернего богослужения их можно и нужно класть. А если устав не предусматривает поклонов, то в день причастия совершаются только поясные поклоны.

Хочу причаститься, но на день причастия выпадает юбилей папы. Как поздравить отца, чтобы не обидеть?

Ради мира и любви можно отца и поздравить, но долго на празднике не задерживайтесь, чтобы не «расплескать» благодать причастия.

Батюшка отказал мне в причастии, потому что у меня были подкрашены глаза. Прав ли он?

Наверно, батюшка посчитал, что вы уже достаточно зрелая христианка, чтобы осознать, что в храм идут, не подчеркивая красоту своего тела, а для лечения души. А вот если пришел человек начинающий, то под подобным предлогом лишать его причастия нельзя, чтобы навсегда не отпугнуть от Церкви.

Можно ли, причастившись, получить благословение от Бога на какое-то дело? Удачное собеседование на работу, процедуру ЭКО...

Люди причащаются во исцеление души и тела, предполагая через причастие получить какую-то помощь и Божье благословение в добрых делах. А ЭКО по церковному учению - дело греховное и недопустимое. Следовательно, причащаться-то вы можете, но это совсем не значит, что это причастие поможет в задуманном вами небогоугодном деле. Причастие не может автоматически гарантировать выполнение наших просьб. Но если мы вообще будем стараться вести христианский образ жизни, то, конечно же, Господь нам будет помогать, в том числе и в земных вопросах.

Мы с мужем ходим на исповедь и причастие в разные храмы. Насколько важно супругам причащаться из одной Чаши?

В каком бы православном каноническом храме мы ни причащались, все равно, по большому счету, мы все причащаемся из одной Чаши, потребляя Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа. Из этого следует, что абсолютно неважно, в одном храме причащаются супруги или в разных, ибо Тело и Кровь Спасителя везде одинаковые.

Запреты для причащения

Могу ли я идти на причастие без примирения, на которое у меня нет ни сил, ни желания?

В молитвах перед причащением есть своеобразный анонс: «Хотя ясти, человече, Тело Владычне, первее примирися тя опечалившим». Т. е. без примирения священник не может допустить человека к причастию, а если человек решил самоуправно причаститься, то причастится себе в осуждение.

Можно ли причаститься после осквернения?

Нельзя, разрешается только вкусить просфору.

Можно ли мне причащаться, если я живу в невенчаном гражданском браке и накануне причастия исповедала свои грехи? Я намерена продолжать такие отношения, боюсь, иначе любимый не поймет меня.

Для верующего человека важно, чтобы его понял Бог. А Бог не поймет нас, видя, что для нас важнее мнение людей. Бог написал нам, что блудники Царства Божьего не наследуют, и по канонам Церкви такой грех на много лет отлучает человека от причастия, даже если он исправится. А сожительство мужчины и женщины без росписи в загсе называется блудом, никакой это не брак. Люди, живущие подобными «браками» и пользующиеся снисходительностью и добротой духовника, на самом деле очень подставляют их перед Богом, ведь священнику приходится брать на себя их грех, если он допускает их к причастию. К сожалению, подобная беспорядочная половая жизнь стала нормой нашего времени, и пастыри уже не знают, куда им деваться, что же делать с такими пасомыми. Поэтому пожалейте своих батюшек (это обращение ко всем подобным блудным сожителям) и узаконивайте свои отношения хотя бы в загсе, а если созреете, то получайте благословение на брак и через таинство венчания. Вам надо сделать выбор, что для вас важнее: вечная участь вашей души или временные телесные утешения. Ведь даже исповедь без намерения исправляться заранее лицемерна и напоминает поход в больницу без желания лечиться. Допустить вас к причастию или нет, пусть решает ваш духовник.

Священник наложил на меня епитимию и отлучил от причастия на три месяца, потому что у меня была связь с мужчиной. Могу ли я исповедаться у другого священника и с его разрешения причаститься?

За блуд (интим вне брака), по правилам Церкви, человека могут отлучить от причастия не на три месяца, а на несколько лет. Вы не имеете права наложенную епитимию отменять у другого священника.

Моя тетя погадала на гаечке, потом исповедалась. Священник запретил ей причащаться три года! Как ей быть?

По канонам Церкви за подобные действия (фактически - занятия оккультизмом) человек отлучается от причастия на несколько лет. Так что все, что сделал указанный вами священник, находится в рамках его компетенции. Но, видя искреннее раскаяние и желание больше не повторять ничего подобного, срок епитимии (наказания) он вправе сократить.

Я еще не окончательно избавилась от сочувствия баптизму, а хочеться пойти на исповедь и причаститься. Или подождать, пока буду полностью уверена в истинности православия?

Кто сомневается в истинности Православия, тот не может приступать к таинствам. Так что старайтесь полностью утвердиться. Ибо Евангелие говорит, что «по вере вашей дастся вам», а не по формальному участию в таинствах и обрядах церкви.

Причастие и другие таинства Церкви

Меня пригласили быть крестной ребенка. За какое время до крещения я должна причаститься?

Это не взаимосвязанные таинства. В принципе, причащаться вы должны постоянно. А перед крещением больше думать о том, как быть достойной крестной, заботящейся о православном воспитании крещаемого.

Обязательно ли нужно исповедоваться и причаститься до соборования?

В принципе, это не связанные между собой таинства. Но поскольку считается, что в соборовании прощаются забытые и неосознанные грехи, которые являются причиной болезней человека, есть традиция, которая заключается в том, чтобы мы каялись в тех грехах, которые мы помним и знаем, а потом соборовались.

Суеверия про таинство причастия

Можно ли в день причастия есть мясо?

Человек, когда собирается на прием к врачу, принимает душ, меняет белье... Подобно этому Православный христианин, готовясь к причастию, постится, читает правила, приходит чаще на Богослужения, а после причастия, если это не постный день, можете кушать любую пищу, в том числе и мясо.

Слышал, что в день причастия нельзя ничего выплевывать и никого целовать.

В день причастия любой человек принимает пищу и делает это ложкой. Т. е. фактически и, как ни странно, облизывая много раз ложку во время еды, человек ее не съедает вместе с пищей:). Многие боятся после причастия целовать крест или иконы, но ложку «целуют». Я думаю, вам уже понятно, что все действия, которые вы упомянули, можно совершать после запивки причастия.

Недавно в одном из храмов батюшка перед причастием наставлял исповедавшихся: «Не дерзайте подходить к причастию те, кто сегодня утром чистил зубы или жевал жвачку».

Я тоже перед службой чищу зубы. А жвачку жевать действительно не надо. Когда мы чистим зубы, мы заботимся не только о себе, но и о том, чтобы и окружающие не слышали от нашего дыхания неприятного запаха.

Я всегда подхожу ко причастию с сумкой. Работница храма велела ее оставить. Я раздражилась, сумку оставила и в состоянии гнева причастилась. Можно ли подходить к Чаше с сумкой?

Наверное, ту бабушку бес послал. Ведь Господу нет никакого дела, что у нас в руках, когда мы подходим ко Святой Чаше, ибо Он смотрит в сердце человека. Но, тем не менее, гневаться не стоило. Покайтесь в этом на исповеди.

Можно ли заразиться какой-то болезнью после причастия? В храме, куда я ходила, требовалось не облизывать ложку, священник сам забрасывал частичку в широко открытый рот. В другом храме меня поправили, что я неправильно принимаю причастие. Но это же очень опасно!

По окончании службы священник или диакон употребляет (доедает) оставшееся в Чаше причастие. И это при том, что в абсолютном большинстве случаев (о том, что вы написали, я вообще впервые слышу, чтобы священник «загружал» причастие в уста, как экскаватор) люди причащаются, беря причастие устами и прикасаясь к лжице (ложке). Я сам уже более 30 лет употребляю оставшиеся Дары, и ни я, ни кто-либо из других священников никогда никакими инфекционными болезнями после этого не болели. Идя к Чаше, мы должны понимать, что это Таинство, а не обычная тарелка с едой, из которой ест множество людей. Причастие - это не обычная еда, это Тело и Кровь Христа, Которые по факту изначально не могут быть источниками заразы, как не могут быть таким же источником иконы и святые мощи.

Моя родственница говорит, что причастие в день праздника Сергия Радонежского равно 40 причастиям. Разве может быть Таинство Причастия в какой-то день сильней, чем в другой?

Причастие на любой Божественной Литургии имеет одинаковую силу и значение. И в этом деле не может быть никакой арифметики. Принимающий Тайны Христовы должен всегда одинаково осознавать свое недостоинство и быть благодарным Богу, допускающим его ко причастию.



Добавить свою цену в базу

Комментарий

Смысл причастия

Первым делом, в подготовке к причастию будет осознание смысла в причащении, так многие идут в церковь потому, что это модно и можно было сказать, что вы причащались и исповедались, но на самом деле такое причащение грех. Подготавливаясь к причастию, необходимо понимать, что в церковь к священнику вы идете, в первую очередь, для сближения к Господу Богу и расскаивании в своих грехах, а не устроить праздник и лишний повод, чтобы попить и поесть. При этом идти причащаться лишь потому, что вас заставили, не есть хорошо, на это таинство необходимо ходить по желанию, очищая свою душу от грехов.

Итак, желающий достойно причаститься Святых Христовых Таин, должен за два-три дня молитвенно подготовить себя к этому: молиться дома утром и вечером, посещать церковные богослужения. Перед днем причащения надо обязательно быть на вечерней службе. К домашним вечерним молитвам добавляется (из молитвослова) правило ко Святому Причащению.

Главное дело – живая вера сердца и теплота раскаяния во грехах.

С молитвой соединяется воздержание от скоромной пищи – мяса, яиц, молока и молочных продуктов, при строгом посте и от рыбы. В остальной пище надо соблюдать умеренность.

Желающий причаститься должен, лучше всего накануне, до или после вечернего богослужения, принести искреннее раскаяние в своих грехах перед священником, чистосердечно раскрывая свою душу и не утаивая ни одного греха. Перед исповедью нужно непременно примириться как со своими обидчиками, так и с теми, кого обидел сам. На исповеди лучше не дожидаться вопросов священника, а рассказывать ему все, что есть на совести, ни в чем себя не оправдывая и не перелагая вину на других. Ни в коем случае нельзя на исповеди осуждать кого-либо или рассказывать о чужих грехах. Если нет возможности исповедаться вечером, нужно сделать это до начала литургии, в крайнем случае – до Херувимской песни. Без исповеди никто, кроме младенцев до семи лет, не может быть допущен к Святому Причащению. После полуночи запрещается есть и пить, к Причастию нужно приходить строго натощак. К воздержанию от пищи и пития перед Святым Причащением надо приучать и детей.

Как подготовиться к причастию?

Дни говения длятся обычно неделю, в крайнем случае – три дня. В эти дни предписывается пост. Из рациона исключается скоромная пища – мясные, молочные продукты, яйца, а в дни строгих постов – и рыба. Супруги воздерживаются от физической близости. Семья отказывается от развлечений и просмотра телепередач. Если позволяют обстоятельства, в эти дни следует посещать богослужения в;храме. Более прилежно выполняются утреннее и вечернее молитвенные правила, с добавлением к ним чтения Покаянного канона.

Независимо от того, когда в храме совершается Таинство Исповеди – вечером или утром, необходимо накануне причащения посетить вечернюю службу. Вечером, перед чтением молитв на сон грядущим читается три канона: Покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу, Богородице, Ангелу хранителю. Можно читать каждый канон отдельно, либо пользоваться молитвословами, где эти три канона объединены. Затем читается канон ко Святому Причащению до молитв ко Святому Причащению, которые читаются утром. Тем, кому трудно совершать такое молитвенное правило в один день, берут благословение у священника прочитать три канона заранее в течение дней говения.

Детям довольно трудно соблюсти все молитвенные правила подготовки ко причастию. Родителям необходимо вместе с духовником выбрать оптимальное количество молитв, которое будет по силам ребенку, затем постепенно увеличивать число нужных молитв, необходимых для подготовки к причастию, вплоть до полного молитвенного правила к Святому Причащению.

Для некоторых составляет большую трудность прочтение необходимых канонов и молитв. По этой причине иные годами не исповедуются и не причащаются. Многие путают подготовку к исповеди (при которой не требуется столь большой объем прочитанных молитв) и подготовку к причастию. Таким можно рекомендовать приступать к Таинствам Исповеди и Причастия поэтапно. Сначала нужно должным образом подготовиться к исповеди и при исповедании грехов попросить у духовника совета. Нужно молиться Господу, чтобы Он помог преодолеть трудности и дал силы достойно приготовиться к Таинству Причащения.

Поскольку принято приступать к Таинству Причащения натощак, с двенадцати часов ночи уже не едят и не пьют (курящие – не курят). Исключение составляют младенцы (дети до семи лет). Но и детей с определенного возраста (начиная с 5–6 лет, а если возможно и ранее) необходимо приучать к существующему правилу.

Утром также ничего не едят и не пьют и, естественно, не курят, можно только почистить зубы. После прочтения утренних молитв читаются молитвы ко Святому Причащению. Если утром чтение молитв к Святому Причащению затруднительно, то нужно взять благословение у священника прочитать их вечером накануне. Если в храме исповедь совершается утром, необходимо прийти вовремя, до начала исповеди. Если исповедь была совершена накануне вечером, то исповедующийся приходит к началу службы и молится со всеми.

Пост перед исповедью

Людям, впервые прибегающим к Причащению святых Таинств Христовых, нужно неделю постится, тем, кто реже двух раз в месяц причащается, или не соблюдает среду и пятницу посты, или часто многодневные посты не очень то соблюдает, – три дня перед причастием постится. Не есть животную пищу, не употреблять алкоголь. Да и постной пищей не объедаться, а есть в меру необходимости для насыщения и только. А вот кто каждое воскресенье (как и положено хорошему христианину) прибегает к Таинствам, можно поститься только среду и пятницу, как обычно. Некоторые еще добавляют – и хотя бы в субботу вечером, или в субботу – не есть мясного. Перед причастием с 24 часов уже не есть, и ничего не пить. В положенные дни поста употреблять только растительного происхождения пищу.

Также очень важно в эти дни удерживать себя от злобы, зависти, осуждения, пустых разговоров и телесного общения между супругами, а также в ночь после причастия тоже. Деткам до 7 лет не нужно ни поститься, ни исповедоваться.

Также, если первый раз человек идет к причастию, нужно постараться вычитать все правило, прочесть все каноны (в лавке можно специальную книжечку купить, называется «Правило ко Святому Причащению» или «Молитвослов с правилом ко причастию», там все понятно). Чтобы не было так сложно, можно это сделать, разделив на несколько дней чтение этого правила.

Чистое тело

Помните, что в храм ходить грязным не разрешается, если конечно того не требует жизненная ситуация. Поэтому подготовка к причастию подразумевает, то, что в день, когда вы идете на таинство причастия, вы должны вымыть свое тело от физической грязи, то есть принять ванну, душ или сходить в баню.

Подготовка к исповеди

Перед самой же исповедью, которая является отдельным таинством, (не обязательно после нее должно следовать Причастие, но желательно), можно пост не держать. Исповедоваться человек может в любое время, когда ощутит в сердце своем, что ему нужно покаяться, исповедовать грехи и как можно быстрее, чтобы душу не отягчали. А причаститься, должным образом подготовившись, можно и позже. В идеале, если получится, то хорошо бы и вечернюю службу посетить, и особенно перед праздниками или днем ангела своего.

Абсолютно не допустимо держать пост в еде, но никак не поменять течение своей жизни: продолжать ходить на увеселительные мероприятия, в кино на очередной блокбастер, в гости, просиживать весь день за компьютерными игрушками и т. д. Главное в дни подготовке к Причастию – прожить их отлично от других дней повседневности, потрудиться не много для Господа. Поговорить со своей душой, почувствовать почему она духовно соскучилась. И сделать, то, что давно откладывали. Почитать Евангелие или духовную книжку; навестить любимых, но забытых нами людей; попросить прощение у того, у кого было стыдно его просить и мы откладывали на потом; попробовать в эти дни отказаться от многочисленных привязанностей и вредных привычек. Проще говоря, в эти дни надо быть смелее быть лучше, чем обычно.

Причащение в Церкви

Само Таинство Причастия происходит в Церкви на богослужении, которое называется литургия . Как правило, литургия совершается в первой половине дня; точное время начала богослужений и дни их совершения следует узнавать непосредственно в том храме, в который вы собираетесь пойти. Обычно службы начинаются в интервале от семи до десяти часов утра; продолжительность литургии в зависимости от характера службы и отчасти от количества причастников от полутора до четырех-пяти часов. В соборах и монастырях литургии служатся ежедневно; в приходских храмах по воскресным дням и в церковные праздники. Готовящимся к Причастию желательно присутствовать на службе с ее начала (ибо это единое духовное действо), а также накануне быть на вечернем богослужении, которое является молитвенной подготовкой к литургии и Евхаристии.

Во время литургии нужно безвыходно пребывать в храме, молитвенно участвуя в службе до тех пор, пока священник выйдет из алтаря с чашей и провозгласит: «Со страхом Божиим и верою приступите». Тогда причастники выстраиваются один за другим перед амвоном (сначала дети и немощные, затем мужчины и за ними женщины). Руки должны быть сложены крестообразно на груди; перед чашей креститься не положено. Когда подойдет очередь, нужно стать перед священником, назвать свое имя и открыть рот так, чтобы можно было вложить лжицу с частицей Тела и Крови Христовых. Лжицу нужно тщательно облизать губами, и после того, как промокнут губы платом, с благоговением поцеловать край чаши. Затем, не прикладываясь к иконам и не разговаривая, нужно отойти от амвона и принять «запивку» – св. воду с вином и частицу просфоры (таким образом как бы омывается полость рта, дабы мельчайшие частицы Даров случайно не исторгнуть из себя, например, при чихании). После причастия нужно прочитать (или выслушать в Церкви) благодарственные молитвы и в дальнейшем тщательно хранить душу свою от грехов и страстей.

Как подходить к Святой Чаше?

Каждому причастнику нужно хорошо знать, как следует подходить к Святой Чаше, чтобы причащение происходило чинно и без суеты.

Перед тем как подходить к Чаше надо сделать земной поклон. Если причастников много, то, чтобы не мешать окружающим, поклониться нужно заранее. Когда отверзаются царские врата, надо перекреститься и сложить руки крестообразно на груди, правую руку поверх левой, и с таким сложением рук причащаться; отходить от Чаши нужно не разнимая рук. Подходить надо с правой стороны храма, а левую оставлять свободной. Первыми причащаются служители алтаря, затем монахи, дети и только потом все остальные. Нужно уступать ближним дорогу, ни в коем случае не толкаться. Женщинам перед причастием нужно стереть губную помаду. Подходить к причастию женщинам с покрытой головой.

Подойдя к Чаше, следует громко и отчетливо назвать свое имя, принять Святые Дары, разжевать (если это необходимо) и немедленно проглотить Их, а нижний край Чаши поцеловать как ребро Христово. Нельзя трогать Чашу руками и целовать руку священника. У Чаши креститься запрещено! Поднимая руку для крестного знамения, можно случайно толкнуть священника и разлить Святые Дары. Отойдя к столику с запивкой, надо съесть антидор или просфору выпить теплоту. Только после этого можно прикладываться к иконам.

Если Святые Дары преподают из нескольких Чаш, принимать их можно только из одной. Нельзя причащаться дважды в день. В день Причастия не принято вставать на колени, за исключением поклонов Великим постом при чтении молитвы Ефрема Сирина, поклонов перед Плащаницей Христовой в Великую Субботу и коленопреклонных молитв в день Святой Троицы. Придя домой, следует, прежде всего, прочитать благодарственные молитвы по Святом Причащении; если их читают в храме по окончании службы, надо прослушать молитвы там. После причащения до утра не следует также ничего выплевывать и прополаскивать уста. Причастники должны стараться хранить себя от праздных разговоров, особенно от осуждения, а чтобы праздных разговоров не было, надо читать Евангелие, молитву Иисусову, акафисты, Священное Писание.

Первые обитатели Земли, прародители Адам и Ева, жили в Раю, не зная ни в чем нужды. По убеждению лукавого Змия они вкусили запретный плод – согрешили и были изгнаны на Землю. Современный человек поддается иным искушениям, как и Адам с Евой, своими поступками становится невхожим в Рай. Попросить у Бога прощенья, находясь в земной жизни никогда не поздно, надо иметь твердое желание не грешить – исповедаться и причаститься. Что это такое причастие в церкви и как оно совершается - требует разъяснения, потому что далеко не всем об этом известно.

Что значит причаститься в церкви?

Осознание собственной греховности влечет за собой желание покаяться, то есть признать неправильный поступок и намерение не совершать такого в дальнейшем. Попросить прощение за совершенные грехи – исповедаться, а воссоединиться с ним душой – принять причастие в церкви, ощутить себя частью большой Божьей благодати. Причастие готовиться из хлеба и вина, которые являются – кровью и плотью Господа Иисуса Христа.

Как проходит причастие?

Главное условие для принятия причастия – исповедь у батюшки, духовное перерождение, при котором человек признает сделанные ошибки, искренне просит прощенья не у священника, а у самого Бога. Во время службы в церкви хлеб и вино незримым образом превращаются в причастие церковное. Принятие причастия – Таинство, через него человек становиться наследником царствия Божьего, обитателем рая.

Для чего нужно причастие?

Верующему человеку причастие дает избавление от скверных мыслей, помогает бороться в повседневных делах с нападками зла, служит духовным подкреплением, приводит к внутреннему духовному перерождению. Однозначный ответ по поводу размышлений, обязательно ли причащаться - да. Душа человеческая - творенье Господа, его духовное чадо. Каждый человек, приходя к земному родителю, радуется, если долго его не видел, так и каждая душа ликует, приходя к Богу – небесному отцу, через этот ритуал.


В какие дни можно причаститься в церкви?

Принимают его в дни, когда в церкви проходит Служба Божья. Человек принимает решение как часто можно причащаться самостоятельно. Церковь рекомендует в каждый пост, а постов есть 4, приходить исповедоваться и причащаться, желательно ежегодно. Если человек долго не приходил в церковь - не причащался а душа требует покаяния, не надо бояться осуждений со стороны батюшки, лучше приходить на исповедь сразу.

Как правильно причащаться в церкви?

Принято следовать правилам, указывающим . После исповеди, батюшка благословляет на принятие Святого причастия, которое совершают того же дня. На литургии после молитвы «Отче наш» причастники подходят к ступеням, ведущим в алтарь, и ждут выноса священником Чаши. Креститься перед самой чашей не уместно, надо внимательно слушать молитву.

В такой момент не надо суетиться, создавать толпу - неторопливо подходить к причастию, пропуская вперед детей и стариков. Перед самой Святой Чашей, скрестив руки на груди, произнести свое имя, открыть рот и проглотить частичку, поцеловать край чаши, затем пройти к столику с теплым чаем и просфорами, запить причастие. После таких действий дозволено целовать иконы, разговаривать. В один день два раза причащаться запрещено.

Как подготовиться к причастию?

Подготовка к причастию взрослого человека - выдержать пост, примириться с врагами, не питать чувства ненависти или злобы, осознать греховные проступки сожалеть о неправильно сделанном, воздерживать себя несколько дней от телесных удовольствий, совершить покаянные молитвы, исповедаться. Решение о причащении тяжелобольных, без особой подготовки принимает священник.

Находящихся в смертной опасности людей, если у таковых нет возможности подготовиться к принятию Святых Таинств, не лишают возможности причаститься. К причастию без исповеди и поста допускаются крещенные церковью дети до 7 лет. Грудных младенцев после Таинства Крещенья, можно причащать очень часто, им дают малую частичку – капельку под видом Крови.


Пост перед причастием

Перед причастием принято выдерживать пост, воздерживаться от приема мясных, молочных, рыбных продуктов на протяжении 3-7 дней, если на этот период не припадает установленный церковью для всех одинаковый пост, например – Рождественский, Великий. Принимать решение можно ли причащаться если не постился по физическому состоянию здоровья человека, надо только по совету священнослужителя. Исключение из правила дети до семилетнего возраста и люди, чье здоровье не позволяет придерживаться такой системы питания.

Ответ на вопрос, можно ли причащаться без исповеди покаявшемуся человеку - нет. Священник выслушивает грехи кающегося не из любопытства, он посредник который свидетельствует Богу, что человек раскаявшись приходил в церковь, сожалел, изъявил желание начать жизнь с нового листа. Исповедующий человека батюшка принимает решение о допуске к причастию, дает благословение исходя из конкретных правил, а не личных побуждений.

Молитвы перед причастием

В предшествующий причастию день с вечера и до самого принятия Таинств, совершают отказ от еды и принятия воды, не курят сигарет, не допускают интимных отношений. Следует предварительно прочитать – обращения к Богу, в которых он высказывает словами свою греховность, и просит прощенья. Перед тем как исповедаться, читают покаянные молитвы названые канонами:

  • канон покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу;
  • канон молебный ко Пресвятой Богородице;
  • канон Ангелу Хранителю;
  • последование ко Святому Причащению.

Прочитать положенные перед причастием молитвы в один вечер трудно, допускается разделить чтение правил их на 2-3 дня. Канон ко Причащению (Правило ко Причащению) читается накануне вечером, после чего идут молитвы на сон грядущий. Молитвы перед Причащением (Правило ко Причащению) читают утром в день Причастия, после утренних молитв.


Можно ли причащаться во время месячных?

Принимать причастие церковное, если у женщины месячные, нельзя. Причастие у православных христиан – праздник торжества душевного, к нему принято готовиться заранее, не откладывать возможность покаяния на потом. Приходя в храм, человек приводит душу к живому источнику – причащаясь он возобновляет душевные силы, а через исцеленную душу происходит излечивание телесных слабостей.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: