Характеристика самсона вырина из станционного. Станционный смотритель-самсоне вырина характеристика

Самсон Вырин - бывший военный, на момент настоящего времени в повести поставлен станционным смотрителем, в городе Н.

Бесхитростный и доверчивый мужчина, лет 50 в хорошей физической форме. В нём преобладает жизнелюбие, чувство юмора и любовь к выпивке. Вдовец. Безгранично любит свою дочь, Дуню. К делу своему относится внимательно и с уважением. Действительно старается оказать все возможные удобства прибывшим к его пункту приезжим, каким бы рангом они не были награждены.

Характеристика героя

Самсон не показан одиноким, уставшим или огрубевшим «изношенным» смотрителем, какими привыкли видеть путники его «собратьев по рабочему месту». Подбадривая своих собеседников, Самсон располагал к себе историями и застольными байками.

Отрада его и поддержка во всём - дочка Дуня. После смерти жены, на Дуне сошелся свет, Самсон жил и дарил людям свою энергию, за счастье дочери. В повести он показан хорошим, правильным отцом. Спонтанность Дунечки, в свою очередь, автором не скрыта. А.С. Пушкин одним предложением раскрыл её характер и возможности поведения: рассказчик поцеловал девушку с её согласия и даже запомнил и выделил сей момент из сотен и тысяч тех, что с ним уже случались и ни раз. Что открыто говорит о том, что Дуню невинным трепетным цветком назвать сложно, хоть дочерью она показана послушной и исполнительной. Отца она любит и уважает - не боится, а именно любит. Но понимает ли, что Самсон живёт исключительно для неё и ради неё? Едва ли.

После того, как дочка сбежала с заезжим гусаром, жизнь Самсона резко изменилась. Сперва, в поисках истины, он, забыв себя, кинулся на поиски своей кровинки. Вскоре был унижен податью Минского, бессовестно укравшим у него дочь и не давшим возможности увидеться им даже после того, как Самсон нашел их.

Тоска, непонимание «за что» и огромные переживания за судьбу Дуни сводят Самсона сначала к больничной койке, за тем опускают на дно бутылки. Такая неприятная трансформация из боевого молодца в хмурого замкнутого старика поразила и рассказчика и, конечно, читателей. Жизнь ушла из Самсона вместе со сбежавшей в неизвестность Дунечкой.

Однако, не смотря на личные переживания, Самсон не озлобился на людей, его продолжали любить в городе Н и он уделял много времени здешней детворе, даже если проводил время в местной пивной. Он больше не делал попыток увидеть Дуню, после их мимолётной встречи в одном из городских домов, куда отец попал хитростью. Но у читателя остаётся уверенность в том, что Самсон ждал её возвращения и не было дня без переживаний и боли за своего единственного ребёнка, что и согнуло нашего главного героя, так скоро покинувшего мир живых.

Образ героя в произведении

Главному герою отведена роль самая необычная и непростая из простых. Просто станционный смотритель - просто неприметная работа, о которой думают, как о «легкотне» практически о пустом месте. Привязывая это рабочее место к человеку, проезжие смешивают стереотипы с реальностью, стирая важность отношения к самой личности, совершенно забывая о том, что у человека, встречающего их в пути, заполняющего путевую карту, меняющего лошадей и отвечающего за комфорт и здоровье, течёт и меняется своя личная жизнь и теряется смысл той самой жизни.

На протяжении всей истории, от первой встречи рассказчика и главного героя, до последних строк, Самсон остаётся тёплым, душевным, родным человеком. Как старенький сосед из детства, угощающий ранетками со своего сада или делающий смешные поделки. Местный, всеми любимый «Дядя» любящий жизнь и люде не смотря на то, что своей искренней добротой и заботой был обманут гусаром и предан единственной дочерью.

У истории нет плохого конца. Дуня вернулась повидаться с отцом. Не успела при жизни, лежала на могиле около креста и плакала. Любила, хотела видеть, возможно, что не ехала из-за страха и стыда перед ним. Она не пропала и не сгинула. Минский, по всей видимости, её не бросил, как и обещал отцу при встрече. Трижды мама, в шикарных одеждах и с самостоятельными финансами, она приехала за прощением, познакомить дедушку с внуками. Так и доложил местный мальчуган нашему рассказчику, убирая с души камень тяжёлого вопроса о судьбе этих замечательных людей.

Жизнь Самсона Вырина ничем не отличалась от жизни таких же, как и он, станционных смотрителей, которые, чтобы иметь самое необходимое для содержания своей семьи, готовы были молча выслушивать и так же молча сносить бесконечные оскорбления и упреки в свой адрес. Правда, семья у Самсона Вырина была небольшой: он да красавица дочка. Жена Самсона умерла. Ради Дуни (так звали дочь) и жил Самсон. В четырнадцать лет Дуня была настоящей помощницей отцу: в доме прибрать, приготовить обед, прислужить проезжему, - на все она была мастерица, все у нее в руках спорилось. Глядя на Дунину красоту, добрее и милостивее становились даже те, кто грубое обращение со станционными смотрителями взял себе за правило.
В первое наше знакомство с Самсоном Выриным он выглядел “свежим и бодрым”. Несмотря на нелегкую работу и зачастую грубое и несправедливое обращение с ним проезжающих - неозлобленного и общительного.
Однако как может изменить человека горе! Всего через несколько лет автор, встретившись с Самсоном, видит перед собой старца, неухоженного, склонного к пьянству, тускло прозябающего в заброшенном, неубранном своем жилище. Его Дуня, его надежда, та, что давала силы жить, уехала с малознакомым гусаром. Причем не с отцовского благословения, как это принято у честных людей, а тайком. Самсону было страшно подумать, что его милое дитя, его Дуня, которую он как мог оберегал от всяких опасностей, так поступила с ним и, главное, с собой - стала не женой, а любовницей. Пушкин сочувствует своему герою и относится к нему с уважением: честь для Самсона превыше всего, превыше богатства и денег. Не один раз судьба била этого человека, но ничто не заставило его так опуститься, так перестать любить жизнь, как поступок горячо любимой дочери. Материальная бедность для Самсона ничто по сравнению с опустошенностью души.
На стене в доме Самсона Вырина висели картинки с изображением истории блудного сына. Дочь смотрителя повторила поступок героя библейской легенды. И, скорее всего, как и отец блудного сына, изображенного на картинках, станционный смотритель ждал свою дочь, готовый к прощению. Но Дуня не возвращалась. А отец не находил себе места от отчаяния, зная, чем зачастую заканчиваются подобные истории: “Много их в Петербурге, молоденьких дур, сегодня в атласе да бархате, а завтра, поглядишь, метут улицу, вместе с голью кабацкою. Как подумаешь порою, что и Дуня, может быть, тут же пропадает, так поневоле согрешишь да пожелаешь ей могилы... ”
Ничем хорошим не закончилась и попытка станционного смотрителя вернуть дочь домой. После этого, запив от отчаяния и горя еще больше, Самсон Вырин умер.
В образе этого человека Пушкин показал безрадостную, наполненную бедами и унижениями жизнь простых людей, самоотверженных тружеников, которых норовит обидеть каждый прохожий и проезжий. А ведь зачастую такие простые люди, как станционный смотритель Самсон Вырин, - пример честности и высоких моральных устоев.

САМСОН ВЫРИН

САМСОН ВЫРИН - станционный смотритель, несчастный чиновник 14-го (последнего) класса, «сущий мученик» должности, отец дочери Дуни, увезенной гусаром в Петербург.

Повесть, рассказанная Белкину титулярным советником А. Г. Н., помещена в цикле четвертой, но в сноске к письму «одного почтенного мужа» она поставлена на первое место; вряд ли это случайно. Самсон Вырин - самая сложная из фигур, представленных в цикле; социальные мотивы прописаны здесь предельно подробно. Как бы Пушкин ни подчеркивал свое отличие от «проторассказчика» (т. е. от А. Г. Н.; тот, по крайней мере, на 10 лет старше, ибо к началу повествования уже 20 лет ездит «по всем направлениям»), подчеркнутая задушевность и сострадательность интонации выдает постоянное авторское присутствие в тексте.

«Сюжет» выринской жизни прост до отчаяния, хотя это не мешает ему почти полностью повторить очертания сюжета сентиментальной повести Мармонтеля «Лоретта» о деревенском фермере Базиле, чья дочь уезжает с графом де Люзи, прикинувшимся больным. Базиль отправляется на поиски, находит дочь, живущую в изобилии; возвращает ее и в конце концов «официально» выдает замуж за графа.

К моменту, когда происходит знакомство А. Г. Н. с Выриным (1816 год), жена смотрителя уже умерла - при этом сам он все еще бодр, деловит; дом держится на юной Дуне, прекрасной собою. Заезжий гусар (Минский) с черными усиками, пораженный ее красотой, инсценирует болезнь и в конце концов увозит Дуню в столицу; поездка Вырина за «бедной Дуней» не дает результата. Сначала гусар пытается от него откупиться (как бы повторяя жест Эраста из «Бедной Лизы» H. М. Карамзина, на фоне которой создается «белкинская» повесть). Затем - когда «одетая со всею роскошью моды» Дуня при виде внезапно явившегося отца падает в обморок - Минский прогоняет Самсона Вырина взашей. Оставшись один, смотритель спивается до смерти; Дуня в карете в шесть лошадей, с тремя маленькими барчатами и кормилицей, приезжает поплакать на его могилке…

И все-таки автор с самого начала вводит скромную историю смотрителя в общефилософский контекст цикла. Все герои «Повестей» так или иначе смотрят на жизнь сквозь призму схем, порожденных отнюдь не самой жизнью. Это может быть «романическая» схема - как в «Метели», или пасторальная (но ассоциативно связанная и с Шекспиром) - как в «Барышне-крестьянке», или «байроническая» - как в «Выстреле», или попросту «профессиональная» - как в «Гробовщике». Есть своя схема восприятия жизни и у Самсона Вырина. Она отражена в картинках «с приличными немецкими стихами», развешанных на стенах его «смиренной, но опрятной обители». (Прием, распространенный в «вальтер-скоттовской» русской романистике; ср. соответствующие эпизоды в романах М. Н. Загоскина.)

Четыре картинки изображают эпизоды из притчи о блудном сыне. Первая показывает «почтенного старика» в шлафроке, который благословляет «беспокойного юношу» и дает ему мешок с деньгами; вторая живописует «развратное поведение» юноши, окруженного «ложными друзьями и бесстыдными женщинами»; третья предлагает образ промотавшегося юноши в рубище и треугольной (!) шляпе - среди свиней, с коими он «разделяет» свою «трапезу»; четвертая посвящена торжеству почтенного старика, который принимает раскаявшегося сына в свои объятия («в перспективе повар убивает упитанного тельца»). Повествователь убийственно смешно описывает картинки; риторические штампы, которые он при этом пародирует, предельно далеки от религиозно-мистического смысла «источника» - евангельской притчи о блудном сыне. Здесь мистика подменена «мещанской» моралью; эта обытовленная мораль и лежит в основе выринского миросозерцания.

Все случившееся с ним Самсон Вырин рассматривает сквозь призму этих картинок. Бегство Дуни для него равнозначно уходу неблагодарного юноши («уж я ли не любил моей Дуни…»). Ее жизнь в столице должна соответствовать сцене «развратного поведения». Должна - и неважно, что гусар Минский оказался для его дочери отнюдь не «ложным» другом, что она богата, свободна и имеет даже некую власть над любовником; что Минский обещает ему: «…она будет счастлива, даю тебе честное слово» - и в конце концов слово держит; что в жизни все складывается иным образом, нежели предусмотрено выринским «сценарием». Реальности Вырин не то чтобы не видит, просто она для него менее реальна, чем жизненная схема мещанской идиллии («бидермайера»), И потому он, почти слово в слово повторяя слова матери «бедной Лизы» H. М. Карамзина: «Ты еще не знаешь, как злые люди могут обидеть бедную девушку», - ждет, когда же Дунина жизнь повторит очертания третьей картинки - «Много их в Петербурге, молоденьких дур, сегодня в атласе да бархате, а завтра, поглядишь, метут улицы вместе с голью кабацкою». Ждет, ибо только после этого, после полной жизненной катастрофы дочери наступит черед четвертой картинки - состоится покаянное возвращение «блудной дочери». И, как бы предчувствуя, что не дождется этого, Самсон Вырин желает смерти любимой Дуне…

Однако повесть о станционном смотрителе действительно самая сложная по своему построению во всем цикле. Взгляды героя мотивированы социально - по-своему он прав, подобные «романические» истории с увозами чаще всего завершаются катастрофой. (Тут читатель, по замыслу автора, должен вновь вспомнить повесть Карамзина - ее трагический финал.) Кроме того, образ Самсона Вырина отражен еще в нескольких литературных зеркалах. Сначала рассказчик иронически припоминает стихи кн. Вяземского о «коллежском регистраторе», почтовой станции «диктаторе», чтобы затем - вопреки цитате - пробудить в читателе сочувствие к этому несчастному «диктатору», которого каждый может обидеть. Так - постепенно и неявно - смотритель предстает жертвой общества; его «формула» выведена из опыта жизни в этом обществе. Другое дело, что смотритель не хочет открытыми глазами, непредвзято посмотреть окрест себя, чтобы сквозь «социальную» жизнь увидеть жизнь самой жизни, ее непредсказуемую полноту. Законы бытия непредсказуемы, открыты для благой воли Провидения или хотя бы для случайности; ее поток может вторгаться и в социальное пространство, меняя привычный ход вещей. Такую возможность Самсон Вырин начисто отвергает; более того, он как бы входит, врастает в образ страдающего отца, в прямом смысле слова «упивается» своей печалью, так что рассказчик спешит отразить героя в очередном литературном зеркале, на сей раз - кривом. Несколько театральный жест пьяного смотрителя, «живописно» отирающего слезы «своею полою», сравнивается с поведением «усердного Терентьича» в «прекрасной балладе Дмитриева» («Карикатура»).

Ограниченности социальной схемы соответствует обытовленность выринских «картинок»; предельной открытости самого бытия соответствует утраченный в этих картинках религиозный смысл евангельского «источника». Пока смотритель ждет, что события выстроятся в последовательность, «Подсказанную» его картинками, свободный поток жизни компонует все по-своему. Вопреки «картинкам» и в соответствии с духом Евангелия. Рассказ о приезде Дуни и ее покаянном плаче на могиле отца развязывает сюжет повести и окончательно смыкает его с сюжетом о блудном сыне. Правда, сам Вырин этого уже никогда не увидит.

Сложная организация образа Самсона Вырина предполагала возможность его восприятия и в чисто «литературном», и в религиозном, и в сугубо социальном ключе. Именно социальную маску «маленького человека» Вырина использовали писатели и критики ранней «натуральной школы» (так, Макар Девушкин в «Бедных людях» Ф. М. Достоевского читает «Станционного смотрителя», как бы узнавая в Самсоне Вырине своего предшественника).

Литература:

Альтман М. С. «Униженные и оскорбленные» и «Станционный смотритель» // Slavia. 1937. Ro?. 14.

Бочаров С. Г. Пушкин и Гоголь: «Станционный смотритель» и «Шинель» // Проблемы типологии русского реализма / Под ред. Н. Л. Степанова, У. Р. Фохта. М., 1969.

Сурат И. Бедный смотритель: О литературном фоне повести А. С. Пушкина // Литературные произведения XVIII–XIX веков в историческом и культурном контексте. М., 1985.

«Повести Белкина», написанные Александром Сергеевичем Пушкиным, поражают читателя своей глубиной и актуальностью по сей день. Судьбы бедных крестьян и провинциальных дворян, описанные автором в этом цикле рассказов, трогают за душу каждого читателя и никого не оставляют равнодушным. Таковым является и герой повести «Станционный смотритель» Самсон Вырин. Характеристика этого персонажа требует более детального изучения.

Иван Петрович Белкин, главный рассказчик всех повестей в цикле, стал свидетелем этой обычной, никому не известной истории. Самсон Вырин - бедный коллежский чиновник четырнадцатого, самого низшего класса. В его обязанности входило присматривать за придорожной станцией, где он регистрировал всех проезжающих и менял им лошадей. Пушкин с большим почтением относится к тяжелому труду этих людей.

Самсон Вырин, характеристика и жизнь которого не отличалась от других людей, вдруг резко изменилась. Его любимая дочь, Дуня, всегда помогавшая ему в быту, являвшаяся предметом гордости отца, уезжает в город с приезжим офицером.

При первой встрече мелкого чиновника Белкина и смотрителя мы наблюдаем довольно позитивную атмосферу на станции. В доме Вырина очень ухоженно, растут цветы, уютная обстановка. Сам он выглядит бодро. Все это благодаря Дуне, дочери Самсона. Она во всем помогает отцу, содержит дом в чистоте.

Следующая встреча героев оказывается совсем иной: очень изменился Самсон Вырин. Характеристика дома сильно отличается от той, что была ранее. Смотритель спит под шинелью, теперь он небрит, цветов больше нет в комнате. Что произошло с этим добродушным человеком и его домом?

Предательство или?..

Характеристика Самсона Вырина из повести «Станционный смотритель» должна быть дополнена фактом отъезда дочери. После очередной порции выпитого он рассказывает Белкину о переменах, произошедших в его жизни. Оказывается, Дуня сбежала от отца с офицером Минским, который обманом прожил на станции несколько дней. Со всем теплом и заботой отнесся к гусару Самсон Вырин. Характеристика Минского как человека подлого отлично подтверждается в сценах приезда смотрителя к дочери.

Оба раза гусар прогоняет старика, унижая его мятыми ассигнациями, крича на него и обзывая.

А что же Дуня? Она так и не стала женой Минского. Живет в шикарной квартире, имеет слуг, драгоценности, шикарные наряды. Но тем не менее она на правах любовницы, а не супруги. Наверное, не пристало гусару иметь жену-бесприданницу. Увидев отца, приехавшего навестить ее и узнать, почему она так безмолвно уехала, бросив его одного, Дуня падает в обморок. Спросите, было ли ей стыдно? Возможно. По-видимому, она понимает, что так или иначе предала отца, променяв бедную жизнь на шикарную столичную атмосферу. Но все же ничего не предпринимает…

Маленький человек

В третий раз приезжает Белкин на эту станцию и узнает, что наш смотритель умер в одиночестве, спившись и страдая по единственному ребенку. Раскаявшись, дочь все же приезжает к отцу, но не застает его в живых. После она будет долго плакать на его могиле, но вернуть уже ничего невозможно…

Рядом с ней будут ее дети. Теперь она сама стала матерью и, вероятно, ощутила на себе, насколько сильна любовь к собственному ребенку.

Характеристика Самсона Вырина, кратко говоря, положительная. Он очень добрый человек, всегда рад прийти на помощь. Ради счастья своей дочери он был готов терпеть унижения от Минского, не стал мешать ее счастью и благополучию. Таких людей в литературе называют «маленькими». Он тихо и мирно жил, ничего для себя не прося и не надеясь на лучшее. Так же и умер. Почти никто не знает о том, что жил такой несчастный станционный смотритель Самсон Вырин.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: