Сын василия ливанова, осужденный за убийство, вышел на свободу досрочно. Семья Василия Ливанова: первое интервью после выхода сына на свободу Сыновья василия ливанова чем занимаются

Борис Ливанов , сын лучшего Шерлока Холмса всех времён и народов, знаменитого актёра Василия Ливанова , признан судом города Химки виновным в убийстве Игоря Хромова и приговорён к 9 годам лишения свободы с отбыванием в колонии строгого режима, сообщила официальный представитель следственного управления Следственного комитета при прокуратуре (СКП) России по Московской области Юлия Жукова . "У следствия была хорошая доказательная база, и, несмотря на усилия его отца и жены, которые отказывались содействовать расследованию, уголовное дело удалось довести до суда, - рассказала журналистам Юлия Жукова и резюмировала: - По нашему мнению, решение справедливое".

По словам Жуковой, приговор не вступил в законную силу и в соответствии с законом он может быть обжалован в вышестоящей инстанции в течение десяти дней после его оглашения. Если кассационная жалоба будет подана, до её рассмотрения приговор в силу не вступит. По мнению юристов, суд вынес Борису Ливанову не самое суровое наказание, поскольку частью 1 статьи 105 (убийство) УК РФ предусмотрено наказание до 15 лет лишения свободы.

Как сообщают российские СМИ, 74-летний Василий Ливанов очень тяжело переживает случившееся и, как только мог, пытался помочь сыну – нанял лучших московских адвокатов, регулярно навещал Бориса в следственном изоляторе и посещал практически все судебные заседания. Адвокаты старались, очень. Они даже выработали хитрый ход, пытаясь убедить суд в том, что убийства Игоря Хромова и вовсе не было, а умер он, мол, не от полученных ран, а по собственной инициативе - в результате отравления алкоголем. "Ножевые ранения, которые были нанесены Хромову, не смертельны, а вот доза принятого им спиртного - убийственная", - цитирует lifenews.ru заявление в суде, привлечённого адвокатами Ливанова эксперта-медика. Издание пишет с ссылкой на экспертизу, что в крови убитого Игоря Хромова было обнаружено 7-8 промилле алкоголя, при том, что уже 4-5 промилле могут привести к летальному исходу. К тому же, эксперт утверждал, что из-за опьянения у Хромова плохо свёртывалась кровь и потому он и скончался. Однако все эти доводы не произвели впечатление на суд и 35-летний Борис Ливанов был признан виновным в убийстве Игоря Хромова и проведёт в колонии строгого режима 9 лет. Как пишет издание, Василий Ливанов, выслушал приговор, подошёл к клетке, в которой находился Борис и через решётку молча пожал сыну руку. "Папа, мы ещё увидимся, - сказал Борис, после чего опечаленный Шерлок Холмс - Василий Ливанов покинул зал заседаний.

"Синтез новостей" напоминает, что преступление, в совершении которого обвинялся Борис Ливанов произошло в новогоднюю ночь на 1 января 2009 года в подмосковном городе Химки. Как пишет "Свободная пресса", Борис Ливанов с супругой Екатериной встречали Новый год в квартире своей 38-летней знакомой Елены Гороховой. В компании гостей был также и Игорь Хромов , с которым у Бориса возник конфликт. В ходе ссоры, Борис Ливанов схватил нож и вывел Хромова на лестничную площадку. Там он нанёс своей жертве несколько ударов кулаками по телу, а затем трижды ударил того ножом в область груди и шеи. От полученных ранений Игорь Хромов скончался на месте. Как пишет издание, сразу после преступления, Екатерина Ливанова, выбросила нож в окно и тот исчез в снегу. Милиция с металлоискателями обыскала все сугробы вокруг дома, но орудие убийства так и не было найдено.

Борис Ливанов, 1974 года рождения, был задержан в тот же день, прибывшими на место происшествия милиционерами, по подозрению в убийстве Игоря Хромова, 1979 года рождения. 3 января Химкинский городской суд принял решение об аресте Бориса Ливанова и заключении его под стражу на время следствия.

Василий Ливанов очень болезненно отреагировал на шумиху, которую подняла пресса после задержания его сына. "Начиная с 1 января 2009 года в СМИ развязана вакханалия публикаций в связи с тем, что мой старший сын Борис Ливанов стал фигурантом уголовного дела, - заявил Василий Ливанов в интервью газете "Московский комсомолец". - Кто-то, названный источником в правоохранительных органах, выдал прессе информацию следственного характера ещё 1 января, когда следствие фактически еще не начиналось, даже не были установлены свидетели". Гениальный исполнитель величайшего в мире Шерлока Холмса также заявил, что считает сына взрослым и самостоятельным гражданином, который уже давно проживает отдельно от родительской семьи и, естественно, должен сам отвечать за свои действия и поступки вне какой бы то ни было связи с моим именем своего родителя.

Вайль Г./ТАСС, Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона

Василий Борисович родился в семье знаменитого МХАТовского актера Бориса Ливанова, который в свою очередь также родился в семье известного артиста — Николая Александровича Ливанова, известного под псевдонимом Извольский.

Дом всегда был полон гостей, мальчик рос в окружении настоящей богемы — писатели, художники, режиссеры, актеры были вхожи в круг Ливановых. Ребенок с ранних лет наслаждался темпераментными спорами мэтров об искусстве и впитывал атмосферу свободы и творчества.

Маленького Васю, как и всех детей, отправляли спать, если гости засиживались допоздна, но в одном случае делали исключение — когда приходил Пастернак и начинал читать свои стихи. Василию позволялось не ходить в школу после визита поэта, и он был счастлив подсказать мэтру забытую строку — знал все наизусть.

В школе мальчишка, которому дома мало что запрещали, был первым шалопаем. Но наказывать и подолгу злиться на талантливого ученика педагоги не могли: он был не только обаятельным ребенком, но и круглым отличником!

В разном возрасте Василий Борисович мечтал о самых разных профессиях. В том числе всерьез задумывался о том, чтобы стать врачом, дрессировщиком или путешественником. Но когда подошло время поступать в вуз, выбирал все же между «Суриковкой» и «Щукой». В последний момент юноша склонился к театральному.

Голос


Браслет-2 (1967)

Все годы обучения студент Ливанов был на хорошем счету у преподавателей, хоть и по-прежнему любил похулиганить. Однако он так горел профессией, так уходил в творческие процессы, что порой забывал поесть и поспать. Зато в своем дипломном спектакле — «Три толстяка» Василий Борисович выступил и в статусе режиссера тоже, получив блестящую оценку.

После вуза его пригласили в театр имени Вахтангова. Год напряженной работы на подмостках сделал его заметным для режиссеров. Михаил Колатозов позвал Ливанова на главную роль в «Неотправленном письме».

Уникальная задумка режиссера — выполнять озвучку в «естественных» условиях — в том же месте, где шла съемка, а не в студии, чуть не привела к трагедии. Ливанов с другими членами команды вышел во вьюжную стужу и, пытаясь перекричать завывания непогоды, сорвал голос.

Актера прямо с площадки отправили в больницу, идея Колатозова так и не воплотилась, а Василию Борисовичу пришлось лечиться несколько недель, прежде чем доктора разрешили ему говорить. Голос вернулся, а вот характерная надтреснутость, узнаваемая «холмсовская» хрипотца, осталась с артистом навсегда.

Кино


В начале 60-х после метаний и длительных разговоров с режиссерами, Ливанов принимает решение вообще уйти из театра имени Вахтангова потому, что видит свою карьеру в качестве киноактера.

И действительно, предложений у талантливого и характерного Василия Борисовича хоть отбавляй. Но любимой работой он очень долго будет называть кинофильм «Слепой музыкант», ведь именно там ему единственный раз в жизни довелось работать вместе с собственным отцом.

В середине 60-х актер оканчивает и высшие курсы режиссеров — область, куда его давно тянуло. Причем в этот раз выбирает не кино, а мультипликацию. В этом жанре у него получится несколько восхитительных работ, которые знают и любят многие поколения поклонников мультипликации.

Например, дипломной работой Ливанова стал мультфильм «Самый, самый, самый», а одной из самых ярких — работа над музыкальным мультфильмом «Бременские музыканты». Для советского мультика Василий Борисович переписал сказку братьев Гримм, добавив туда персонажей. Получилась органичная и обаятельная история.

Но прославила и оставила имя актера в веках его работа в многосерийном детективном кинофильме по романам Артура Конан Дойла «Шерлок Холмс и доктор Ватсон». Ливанову не только удалось воссоздать образ описанного сыщика, но и придать персонажу чуть экстравагантного, тонкого английского юмора. В итоге именно советскую экранизацию даже англичане признали лучшей в мире!

Дебошир


Мастер и Маргарита (2005)

Гениальный актер, отдающий много сил и времени съемкам, преуспел и в личной жизни. Первую свою любовь, Алину Энгельгардт, он знал с детства. Их родители жили рядом и имели добрые дружеские отношения, а позднее даже построили дачи по соседству — на Николиной Горе.

Алина дружила с родной сестрой Василия всю жизнь — до самой ее смерти. Не мудрено, что страстный юноша влюбился в хорошенькую профессорскую дочку, часто бывающую у них дома. Ливанова не остановило и то, что у Алины уже был сын от первого брака.

После свадьбы молодые поселились в семье жены, в доме, где уже жили тринадцать ее родственников. Но бывшая супруга рассказывает, что талантливый, искрометный и обаятельный Василий в юности имел склонность к шумным пирушкам, с которых приходил в изрядном подпитии и становился агрессивным.

Первой под плохое настроение Василия Борисовича попадала Алина. Подросший сын вставал на ее защиту и тогда гнев пьяного отчима обрушивался на него. В результате женщина была вынуждена отдать ребенка на воспитание в новую семью его отца. С Ливановым же у них скоро родилась общая дочь Настенька.

Однако такой брак долго не продлился. Получив собственную квартиру, молодые стали ссориться еще чаще, пока не пришли к решению расторгнуть брак. Василий Борисович страшно переживал из-за развода. Когда мужчина собирал вещи, а бывшей супруге звонили с работы, кричал в трубку, что она умерла. Явившаяся утром на работу Алина сильно удивила коллег своим воскрешением.

Любовь


Ливанов уже занялся мультипликацией, когда встретил на «Союзмультфильме» очаровательную художницу Елену. «Ты будешь моей женой и родишь двух сыновей», — немедленно сообщил ей актер. Его слова оказались пророческими.

Они прожили вместе более сорока лет, а когда их совместной жизнь исполнилось 25 лет, Ливанов предложил любимой заключить брак и перед Богом. В день Серебряной свадьбы супруги обвенчались.

Своего старшего сына они назвали Борисом в честь Ливанова-старшего. Иначе Василий Борисович поступить не мог, ведь папа еще до своей смерти подписал внуку буклет: Борису от Бориса, 1973 год. Борис Николаевич умер в 1972-м, а сын у Василия и Елены родился только в 1974. Они сочли запись на буклете родительским завещанием и, конечно, исполнили его волю.

К сожалению, жизнь старшего сына мэтра не сложилась. Став художником, он пристрастился к алкоголю, а потом и вовсе попал в тюрьму за убийство.

Младший сын Ливанова Николай продолжил актерскую династию Ливановых.

В последние годы актер отошел от работы и посвятил себя семье.


Необыкновенные приключения Карика и Вали (1987)

Суд, состоявшийся в декабре прошлого года, приговорил Ливанова-младшего к девяти годам тюрьмы. В этом году адвокаты пытались обжаловать приговор, но не удалось…

Наша встреча с Василием Борисовичем состоялась через год после трагических событий с его сыном…

«Элитный», как бы сказали сейчас, дом на Тверской улице, прямо напротив мэрии... Василий Борисович живет здесь с самого рождения – это квартира его родителей. Никакому евроремонту жилище не подвергалось, здесь сохранился дух старины, много памятных антикварных вещей. На кухне хлопочет жена Елена Артемьевна – готовит завтрак 7-летней внучке Еве, дочери осужденного Бориса. Ева – очень живой ребенок, бойко здоровается, треплет деда за руку… Только через минуту я замечаю у нее слуховой аппарат…

– Да, к сожалению, Ева глухая от рождения, – объясняет Василий Борисович. – Но слуховой аппарат помогает. Она может слышать и говорит достаточно хорошо. Учится в первом классе в специальной школе… – С нежностью посмотрев на девочку, Ливанов добавляет:

– Знаете, это моя самая любимая внучка!

– Раз ее папа в тюрьме, то Ева теперь будет жить с вами?

– Пока она гостит у нас…

– А как же жена Бориса, Катя, разве не заботится о дочке?

Лучшие дня

– С Катей Борис уже пять лет в разводе. Сейчас у него гражданская жена Наташа, прекрасная женщина… Мы вынуждены общаться с Катей только из-за ребенка. Она все время пытается что-то такое сделать, чтобы взять девочку к себе. Но дело в том, что Катя – хроническая алкоголичка. Сейчас будет решаться вопрос, оставлять ли с ней вообще ребенка. Потому что, когда они с Борисом официально развелись, суд оставил ребенка с отцом, а не с ней. Теперь мы надеемся, что Ева останется с нами…

– А что же будет с вашим сыном, его судьба решена?

– Нет, его судьба еще решается… (Голос Ливанова дрогнул.) Там состоялся абсолютно неправедный суд! Это как раз подпадает под высказывание президента о неправедных судах, когда наши следователи и судьи вынуждают россиян обращаться в Страсбургский суд – за справедливостью. И мы одни из тех, кто попал на эту судейскую стезю. Ведь вина моего сына практически не доказана! Не доказана! И следствие безобразное было…

– То есть это неправда, что сын зарубил собутыльника топором? Из ревности… В новогоднюю ночь…

– Неизвестно, что было! Ничего не доказано, не доказано ничего! Понимаете? Это дело было объявлено как резонансное, освещалось в прессе. Что это вообще за постановка вопроса? Следствие пыталось угодить желтой прессе, которая такую чушь несла вообще! Про какое-то невероятное количество ран, которые он нанес. И что это был его друг… Вранья и клеветы было много. Но это все потому, что Борис – сын известного человека!

– А если бы это был обычный человек

– Да вообще никто бы слова не написал! В том районе, где это случилось с моим сыном, в это же время было совершено еще четыре убийства. Никто не кричал об этом. А моего сына «раздули»… И вот сейчас мы обратились в Генеральную прокуратуру. Я надеюсь на справедливое решение.

– Но они все равно его не отпустят.

– Отпустить его, может, и не отпустят, но таких диких приговоров по недоказанной вине нельзя же давать… Девять лет! И обвинять его в умышленном убийстве. Какой мотив был у этого умышленного убийства? Никакого. Он этого человека видел в первый раз. Ну, они подрались, и все… Подрались! Причем в том человеке, который умер, как сказали эксперты, было три смертельные дозы алкоголя. Он помер не от того, что получил ранение, которое тоже неизвестно, Борис ли ему нанес… Ножа не нашли, и Борис его не выбрасывал, что тоже установлено. И кто это вообще был? И кровь какого третьего человека там была повсюду? Все было подогнано в угоду желтой прессе… Ну, сейчас прокуратура будет с этим разбираться.

– Получается, что весь удар за ту трагедию приняли на себя вы?

– Да. Как правильно сказала моя жена, то, что он мой сын – это не его заслуга и не его вина. Он просто мой сын. И взрослый человек, который должен отвечать за себя. При чем здесь я, мой отец, его дед, знаменитые люди? Если б не знаменитая фамилия, вообще никто бы ничего не знал.

Бытовая драка. А превращено это во что-то невероятное, выставили его злодеем каким-то…

– Он, наверное, просто выпил…

– Нет! Нет! Просто попал под это колесо, правильно сказал президент: сейчас немыслимое количество неправедных судов. Надо реформировать судопроизводство, это вот последние слова Медведева, буквально несколько дней назад, по телевизору…

– Вам разрешают навещать Бориса?

– Да, мы его видели. Пока приговор не вступил в силу, он в СИЗО… (Василий Борисович закуривает, долго молчит.) Очень жалко! Он такую замечательную выпустил книжку. Изумительную книгу! Он – прекрасный писатель и поэт. Его стихи были отмечены в «Литературной газете». И книги раскупили. Я пошел в книжный, хотел купить, но уже ничего нет. Литературный сборник называется «Утренний дождь», с его рисунками. Там стихи и проза, новеллы, сказки, юморески, киноповесть… Замечательно! Весь 2008 год он готовил эту книжку. И она вышла как раз весной 2009 года, когда он уже находился под следствием. И конечно, я считаю, что это трагическое судебное недора-зумение…

– Вы нанимали адвокатов? Пытались сделать так, чтобы правда была установлена?

– Адвокатами защиты были приглашены ОЧЕНЬ серьезные эксперты со всероссийскими именами. Это люди, абсолютно не ангажированные никем. Из Российского института экспертизы, доктора наук, профессора. Криминалисты… Но судья! (Выразительно стучит себя по лбу.) У нее уже все было готово. Резонансное дело… Они понятия не имеют, что такое резонанс. И каким боком им этот резонанс может выйти. Вот так вот все это делается. (Ливанов вздыхает и берет восьмую по счету сигарету.) Полтора года не курил, а тут вот возникли такие обстоятельства, что закурил снова. Давайте я вам лучше о чем-нибудь позитивном расскажу…

Ливанов – о других членах своей семьи…

– Моя супруга – Елена Артемьевна Ливанова по профессии художница анимационного кино. Много лет работала художником-постановщиком в кукольном объединении «Союзмультфильм». Мы тридцать восемь лет вместе. Я советуюсь с ней во многом, но стараюсь не перегружать своими проблемами. Мы живем, как сказано в Евангелии: муж и жена – это одна плоть. Это у нас, слава Богу, сложилось очень хорошо. И жена моя очень талантливый человек – прекрасная мать, прекрасная бабушка. И просто красивая женщина. Я не устаю ею восхищаться!

Моя старшая дочь от первого брака, Анастасия, занимается ландшафтным дизайном.

Младший сын, Николай Ливанов, заканчивает последний факультет ВГИКа по специальности «компьютерный дизайн». Уже участвовал в создании фильмов. Я очень горжусь его работами!

Внуков у меня трое. Старший уже заканчивает школу, но в творческую профессию идти не собирается, он с техническим складом ума. Средняя внучка учится в школе, ей сейчас 12 лет, младшая внучка Ева ходит в первый класс.

Секрет здоровья Василия Ливанова:

– Пока что я не имею никаких проблем со здоровьем, – говорит 74-летний Василий Борисович и стучит по дереву. – Все-таки я много занимался спортом. Не таким профессиональным спортом, когда человек выкладывает свое здоровье, а потом с годами это все сказывается… А спортом в охотку. Это доставляло огромное удовольствие! Например, я профессионально езжу верхом, сам выполнял трюки в кино. В своем фильме «Дон Кихот» я полфильма провел на лошади. Также ездил верхом, играя в фильмах «Слепой музыкант», «Ярославна, королева Франции»…

44-летний Борис Ливанов никогда не отрицал, что был трудным ребенком. Ему часто не хватало родительского внимания, а его успехи звездными родственниками воспринимались, как ничем не примечательные события. В эфире программы «Судьба человека» Борис откровенно признался: его отношения с будущей супругой Екатериной были своеобразной попыткой привлечь к себе внимание отца, прославленного артиста Василия Ливанова и матери.

Этот роман, против которого выступали родители Бориса, обернулся рождением дочери Евы и многочисленными страданиями. Дело в том, что наследница пары появилась на свет глухой, и это стало большим ударом для ее матери.

«Понимаете, есть такие оптимистичные люди, которые просто не подготовлены к ударам судьбы. Когда выяснилось, что Ева глухая, для Кати это было просто шоком. У нее внутри будто все схемы перегорели. Тогда начались и проблемы с алкоголем. В итоге мне пришлось забрать Еву и уехать», - признался артист.

Казалось бы, расставание с матерью единственной дочери осталось в прошлом, и в жизни Ливанова началась уже другая романтическая история. Однако в злополучную новогоднюю ночь в 2009-м Борис снова оказался рядом с Екатериной. Тогда во время застолья он нанес серьезные ранения незнакомому мужчине, после чего последний скончался. Сам актер утверждает, что ничего не помнит о той ночи, и поэтому произошедшее до сих пор остается для него загадкой.

«Я проснулся в отделении полиции, вообще не представляя, как сюда попал. Поначалу у меня это не вызвало никаких опасений: на тот момент я побывал чуть ли не во всех отделениях полиции Москвы. И тут мне кто-то говорит: «А зачем ты человека-то убил?» Я сначала подумал, что это шутка, но сам при этом ничего не помнил. В том деле очень много вопросов. Свидетели говорили, что я держал нож в левой руке, хотя я правша. Кто-то утверждал, что я оборонялся. Тот человек, которого я убил, был пьян, у него не сворачивалась кровь от большого количества промилле. Если бы он был трезв, то получил бы легкие ранения, а в итоге кровь так лилась и лилась», - рассказал Ливанов.

После долгих судебных разбирательств актеру вынесли неутешительный приговор: восемь лет в колонии строгого режима. Любого другого человека это бы сломало, но Борис неоднократно отмечал, что Ливановы просто не умеют сдаваться. В тюрьме он стал заниматься самодеятельностью, готовить концерты и выступления. «У меня было два пути: пойти по воровской стезе или заниматься тем, что я умею. Но опять же, какой из меня вор? Я выбрал второе, ведь мог сделать что-то действительно хорошее и нужное. Тюрьма - это такое место, где от тебя не остается ничего кроме внутреннего стержня. Там не важно, кто твои родители. Именно там мне стало понятно, кто я есть на самом деле», - подчеркнул наследник знаменитой династии.

И пока Ливанов пытался пройти через самое тяжелое испытание в своей жизни, его родители упорно боролись за внучку. Мать Евы настаивала, что девочка должна проживать с ней. Однако ее поведение вызывало все больше и больше вопросов у органов опеки. Именно поэтому Василию Борисовичу и его супруге было так важно забрать девочку себе.

Через 5,5 лет Борис Ливанов оказался на свободе. Актер уверен, что страшное испытание было дано ему не зря, ведь именно благодаря этому он смог наладить отношения с родителями, стать более заботливым по отношению к дочери и обрести любовь. Сейчас артист счастлив рядом с Марией Голубкиной, считая, что она является той самой женщиной, которую он так ждал.

И все же, Ливанов сожалеет о той новогодней стычке на лестничной площадке, которая обернулась для него угрызениями совести и длительной проверкой на прочность.

Ливанов Борис Николаевич

Народный артист СССР (1948)
Лауреат Государственных премий СССР (1941, за роль Пожарского в фильме «Минин и Пожарский»; 1947, за роль командира крейсера Руднева в фильме «Крейсер «Варяг»; 1942, 1949, 1950, за театральную работу; 1970, за актерские и режиссерские работы последних лет)
Кавалер ордена Ленина

Его отец Николай Ливанов был актером, игравшим в провинциальных театрах. В 16 лет Борис Ливанов ушел на гражданскую войну и год воевал под командованием Александра Стриженова, отца актеров Олега и Глеба Стриженовых. Но когда выяснилось, что Ливанов скрыл свой возраст при призыве в армию, он был отчислен из воинской части.

Позже Борис Ливанов решил пойти по стопам своего отца и выбрал себе профессию актера - он поступил во МХАТ, где учился в 4-й Студии, после завершения обучения в которой в 1924 году начал работать во МХАТе. Его первой ролью, сыгранной в этом театре в 1924 году, стала роль князя Шаховского. В 1925 году он снова сыграл роль князя, но на это раз - Андрея Шуйского. В то время Ливанов также играл в спектакле «Царь Федор Иоаннович», в постановке «У врат царства», сыграл в 1927 году Бондезена, а в 1930 году - Кассио в «Отелло», после чего был признан одним из ведущих артистов театра. Во время работы в театре Борис Ливанов с равным успехом играл роли классического репертуара и пьес современных авторов.

Борис Ливанов прекрасно исполнил роль графа Альмавивы в спектакле «Безумный день, или Женитьба Фигаро» и Кимбаева в спектакле «Страх», после чего зрители и критики особо отметили яркий характер актера. Особенно зрителями была отмечена работа Ливанова в спектакле «Мертвые души», поставленном во МХАТе в 1934 году, в котором Ливанов сыграл роль Ноздрева.

В том же 1934 году Ливанов также сыграл Кудряша в спектакле «Гроза». Сын Бориса Ливанова актер Василий Ливанов рассказывал: «Впервые я увидел отца в роли Ноздрева в спектакле «Мертвые души» в инсценировке Михаила Афанасьевича Булгакова. Потом я 37 раз смотрел этот спектакль. В течение всей моей жизни я при возможности шел смотреть отца в этой роли. Это был восторг от его личности, который я испытывал всегда, беззаветно любя своего отца. Обаяние его личности очень ощущалось».

По признанию современников, Борис Ливанов обладал великолепным чувством юмора и мог создать блестящий афоризм по самому невинному поводу. Когда однажды в театре прозвучало объявление: «Артиста Ливанова просят зайти в художественную часть», Борис Николаевич сразу отреагировал: «Это исключено! Художественное целое не может поместиться в художественной части!» Василий Ливанов в своих воспоминаниях рассказывал: «В последние годы во МХАТе «старики» между собой почти не разговаривали. Бывало, сидят в антракте в закулисном фойе театра, в гримах и костюмах, молчат и думают каждый о своем. И вдруг один из «стариков», ни к кому персонально не обращаясь, начинает рассуждать вслух: «Ну чего у меня нет? Я - народный артист Советского Союза, член партии... орденоносец. Постоянно занят в репертуаре. Чего у меня еще нет? У меня прекрасная пятикомнатная квартира в центре... дача, очень хорошая... Две государственных премии... Да... я еще и режиссер... у меня есть свой театр, я там художественный руководитель... меня на казенной машине возят... а еще у меня есть своя машина... «Волга»... На здоровье, тьфу-тьфу, не жалуюсь. Ну, чего у меня еще нет?» - В повисшей тишине раздается голос Бориса Николаевича Ливанова: «Совести у тебя нет».

В период 1940-50-х годов Ливанову удалось в своей театральной работе использовать максимально широкую палитру выразительных средств. В этот период времени им был сыгран Соленый в спектакле «Три сестры». С помощью режиссера постановки Немировича-Данченко актером были найдены острота внешнего рисунка, неподдельность чувств и бедность душевного содержания при сильной натуре персонажа. Позже Ливановым был сыгран Астров и Ломоносов.

В числе его других заметных ролей, сыгранных в театре, был Чацкий в спектакле «Горе от ума», Забелин и Рыбаков в «Кремлевских курантах».

С пятидесятых годов Борис Ливанов начал свою деятельность в качестве режиссера, поставив во МХАТе в 1969 году чеховскую «Чайку». В качестве режиссера он также принял участие и в других постановках МХАТа - им были поставлены спектакли «Наша молодость», «Фронт», «Ломоносов» и «Хозяин». Ливанов был одним из первых режиссеров, стремившихся в советские годы ставить в театре произведения Достоевского. Также Борисом Ливановым был поставлен спектакль «Егор Булычев и другие», в котором он сам сыграл главную роль, а в 1960 году Борис Ливанов по-своему интерпретировал Дмитрия в «Братьях Карамазовых». Василий Ливанов в своих воспоминаниях рассказывал: «Идет генеральный прогон спектакля «Егор Булычев», актеры в гриме и костюмах. Внезапно Настасья Платоновна Зуева, исполняющая роль Знахарки, прерывает сцену, подходит к рампе и спрашивает, обращаясь к Ливанову-режиссеру, в темный зрительный зал: «Боречка, я забыла, какая у меня здесь «сверхзадача»?» - «Какая «сверхзадача», Настя! - простонал в ответ Ливанов. - Билеты уже продают!!!»

Ливанов также хорошо рисовал карикатуры и шаржи. Однажды Кукрыниксы предложили ему: «Поработай с нами!» - и Ливанов ответил: «Не могу. Придется подписываться: «Кукрыниксы ли?» Среди множества рассказов и историй, сохраненных знакомыми Ливанова, сохранилась история про игру «Гопкинс!», которая, по рассказам современников, у старых артистов МХАТа пользовалась большой попу­лярностью. Ее суть заключалась в следую­щем: если кто-то из игроков говорил «Гопкинс!», другие обязаны были тотчас подпрыгнуть. Например, когда во время спектак­ля кто-нибудь командовал: «Гопкинс!», остальные подпрыгивали, иначе им грозил крупный денежный штраф. И когда однажды министр культуры Фурцева вызвала актеров МХАТа, среди которых были Массальский, Яншин, Белоку­ров, Грибов и Ливанов, в середине речи министра Ливанов, которому стало скучно, негромко произнес: «Гопкинс!» Актеры, слушавшие министра, естественно подпрыгнули. Однажды в начале шестидесятых годов во МХАТ принимали группу молодых актеров и поимен­но представляли их всем работающим в театре. Накануне этого события Хрущев публично разоблачил «антипартийную группу Маленкова-Кагановича-Молотова» в ЦК КПСС. Молотова звали Вячеслав Михайлович. И вот прозвучала фамилия одного из молодых актеров: Вячеслав Михайлович Невинный… Мгновенно последовала реплика Ливанова: «Ага! Вячеслав Михайлович - невинный! Ну, а остальные? А Лазарь Моисеевич?..»

Писатель Герман Ашкинази в своих воспоминаниях рассказывал о Борисе Ливанове: «В пору моей юности и молодости он был весьма популярен. Мне посчастливилось видеть его не только в кино или слышать по радио его характерный бас со знаменитыми ливановскими паузами, но и в 60-е годы прошлого века наслаждаться его игрой в МХАТе. А незадолго до своей кончины в 1972 году он блестяще сыграл кардиохирурга в кинофильме «Степень риска» по мотивам нашумевшей тогда повести выдающегося хирурга профессора Амосова «Мысли и сердце». Известно, что Сталин Ливанова ценил. За 10 лет, с 1941 по 1950 годы, он был 5 (пять!) раз награжден Сталинской премией. По этой ли причине, или из-за врождённого независимого характера, но страха перед высоким начальством Ливанов, похоже, не испытывал. В то время в кругу творческой интеллигенции были популярны разные истории, касающиеся взаимоотношений этой самой интеллигенции и власть предержащих. Остроумец Борис Николаевич был частым персонажем этих историй, которые сейчас под названием «театральные байки» можно во множестве отыскать в Интернете. Впрочем, одну из этих давних историй я там не нашел. Так что за оригинальность ручаюсь, а вот за достоверность уж не обессудьте, хотя рассказала её завлит одного из тогдашних театров. По моему мнению, она хорошо отражает и характер Ливанова, и послевоенную сталинскую атмосферу. Вот она, эта история, или, если угодно, байка. Борис Николаевич был непременным участником послевоенных сталинских приёмов и входил в группу так называемой творческой интеллигенции, составленной из именитых деятелей театра и кино, ученых, писателей, художников. На банкете они размещались на некотором отдалении от центрального стола, где восседал Сталин со своими ближайшими правителями. Ближе располагались правительственные чиновники, дипломаты, знаменитые военачальники... Первый тост в честь вождя всего прогрессивного человечества традиционно произносил один из высших руководителей страны. И в этот раз очередной тамада предложил поднять бокал за великого, гениального... и прочее, и прочее. Все поднялись. Обычно это занимало 10-15 минут, но тут случилось непредвиденное. На пике тоста Сталина позвали к телефону, который был установлен в комнате, примыкающей к банкетному залу. Вождь вышел, но по неизвестной причине не затворил за собой дверь. Оратор прервал спич, и в наступившей тишине было лишь слышно, как переминаются с ноги на ногу приглашенные да короткие реплики Сталина в соседней комнате. Длилось это довольно долго. Наконец, Сталин появился в дверях и не спеша направился к своему месту за столом. Тостующий приободрился и только открыл рот, чтобы продолжить речь, как вдруг тишину взорвал возмущённый бас Ливанова: «А я пить не буду!» Воцарилось гробовое молчание. Люди не знали, куда деть глаза. Липкий пот потёк по позвоночнику и выступил испариной на лбу. Сталин слегка замедлил шаг... А Борис Николаевич выдержав «ливановскую» паузу с надрывом закончил: «Потому что мне не нОлито!» (Да-да!.. так и сказал «нОлито», с ударением на первый слог). Сталин чуть-чуть ухмыльнулся, но все это уловили, и вздох облегчения прошуршал по залу. Оратор бодро продолжил свою речь. Банкет покатился в заданном направлении».

С 1924 года Борис Ливанов начал сниматься в кино, и первая роль им была сыграна в фильме «Морозко», поставленном режиссером Юрием Желябужским. Позже Ливанов много снимался и работал с такими прославленными советскими режиссерами, как Сергей Эйзенштейн, Всеволод Пудовкин, Григорий Козинцев, Михаил Ромм, Александр Зархи, Иосиф Хейфиц и Илья Авербах.

Среди лучших ролей Бориса Ливанова в кино можно назвать Владимира Дубровского в экранизации повести Пушкина «Дубровский» в 1936 году, князя Пожарского в исторической ленте «Минин и Пожарский» в 1939 году, капитана Руднева в героической картине «Крейсер «Варяг» в 1941 году, главную роль в биографическом фильме «Михайло Ломоносов» в 1955 году и Забелина в «Кремлевских курантах». Ярко и мощно актер создал темпераментный образ князя Потемкина в историко-биографическом фильме Михаила Ромма «Адмирал Ушаков», вышедшем в прокат в 1953 году. Василий Ливанов рассказывал: «Станиславский дал потрясающее определение, что у любого человека искусства есть всего два пути - это любить искусство в себе или себя в искусстве. Вот Борис Николаевич любил искусство в себе. Отец понимал тот дар, который господь дал ему. Он - мой учитель в искусстве. Я - его верный ученик. Все лучшее, что я сделал в искусстве, благодаря ему, его примеру, его воспитанию и его пониманию жизни».

В 1970 году Ливанов получил предложение стать руководителем МХАТа, но этому воспротивились актеры театра, и, пока Борис Ливанов был в отпуске на юге со своей супругой Евгенией Казимировной, они обратились к Фурцевой с предложением сделать руководителем МХАТа Олега Ефремова, который в результате и был назначен. Когда Борис Ливанов узнал об этом, он два года не ходил в театр, сильно переживал произошедшее, а 23 октября 1972 года скончался.

Борис Ливанов похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Леонид Филатов подготовил о Борисе Ливанове передачу из цикла «Чтобы помнили».

Your browser does not support the video/audio tag.

Текст подготовил Андрей Гончаров

Использованные материалы:

Материалы сайта www.peoples.ru
Материалы сайта www.actors.khv.ru
Материалы сайта www.golddisk.ru
Материалы сайта www.subscribe.ru
Материалы сайта www.mxat.ru
Материалы сайта www.trampam.ru
Материалы сайта www.kulichki.com
Материалы блога www.erik-as.livejournal.com
Материалы сайта www.tvkultura.ru

Фильмография:

«Морозко» (СССР) - Морозко
«Четыре и пять» (СССР) - Дмитрий Гай
«Кастусь Калиновский» (СССР) - Станислав Скирмунт
«Октябрь» (СССР) - министр Терещенко
«Золотой клюв» (СССР) - майор Тучков
«Анненковщина» (СССР) - атаман Анненков
«Город под ударом» (СССР) - Карл Рунге
«Дезертир» (СССР) - Карл Ренн
«Частная жизнь Петра Виноградова» (СССР) - Петр Виноградов
«Четыре визита Самуэля Вульфа» (СССР) - Дик Арроусмит
«Дубровский» (СССР) - Владимир Дубровский
«Депутат Балтики» (СССР) - Бочаров
«Балтийцы» (СССР) - Виховер, комиссар
«Минин и Пожарский» (СССР) - Пожарский, князь
«Без вины виноватые» (СССР) - Муров
«Глинка» (СССР) - Николай I
«Крейсер «Варяг» (СССР) - командир крейсера «Варяг» Руднев
«Падение Берлина» (СССР) - К.К.Рокоссовский
«Сталинградская битва» (СССР)
«Адмирал Ушаков» (СССР) - Потемкин
«Михайло Ломоносов» (СССР) - М.В.Ломоносов
«Капитан первого ранга» (СССР) - Лезвин
«Олеко Дундич» (СССР/СФРЮ) - Мамонтов
«Поэма о море» (СССР) - Федорченко
«Накануне» (СССР/БНР) - Николай Стахов
«Театр зовет» (СССР) - эпизод
«Мертвые души» (СССР) - Ноздрев
«Слепой музыкант» (СССР) - Максим Яценко
«Гибель эскадры» (СССР) - адмирал Гранатов
«А теперь - суди!» (СССР) - Богутовский
«Степень риска» (СССР) - хирург Седов
«Кремлевские куранты» (СССР) - Забелин

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: