Согласительная комиссия государственной думы. Преодоление разногласий между советом федерации и государственной думой как факультативная стадия законодательного процесса. Почему люди преувеличивают трудности, почему не видят возможности обойти Камень прет

В случае, если федеральный закон отклонен Советом Федерации, он передается Советом Государственной Думы на заключение ответственного комитета. По итогам рассмотрения законопроекта ответственный комитет может рекомендовать Государственной Думе:

1) создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий;

2) принять федеральный закон в ранее принятой Государственной Думой редакции;

3) снять федеральный закон с повторного рассмотрения Государственной Думой.

Для преодоления возникших разногласий по федеральному закону может быть образована согласительная комиссия из числа депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации. Инициатором создания согласительной комиссии может выступать Совет Федерации или Государственная Дума.

Согласительная комиссия рассматривает каждое возражение Совета Федерации в отдельности, стремясь выработать единый текст федерального закона. Решения комиссии принимаются раздельным голосованием членов комиссии от каждой из палат. Решение считается принятым, если за него проголосовало большинство членов комиссии от каждой из палат.

По результатам работы согласительная комиссия составляет протокол, содержащий предложения о преодолении разногласий или обоснование невозможности преодоления разногласий данным составом согласительной комиссии. Если протокол согласительной комиссии содержит предложения по преодолению возникших разногласий, он вносится на рассмотрение Государственной Думы.

При повторном рассмотрении федерального закона Государственной Думой обсуждаются только предложения, содержащиеся в протоколе.

Государственная Дума принимает решение по предложениям согласительной комиссии большинством голосов от общего числа депутатов палаты. В случае отклонения хотя бы одного предложения согласительной комиссии Государственная Дума может предложить согласительной комиссии продолжить работу с учетом поправок, одобренных палатой, для представления согласительной комиссией новых предложений.

Если при повторном рассмотрении федерального закона, отклоненного Советом Федерации, Государственная Дума не приняла его в редакции согласительной комиссии и выразила свое несогласие с решением Совета Федерации об отклонении федерального закона, он ставится на голосование в ранее принятой редакции. В этом случае федеральный закон считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый в указанном порядке федеральный закон направляется в течение пяти дней Председателем Государственной Думы Президенту РФ для подписания и обнародования.

Если предложение о принятии федерального закона, отклоненного Советом Федерации, в редакции согласительной комиссии либо в ранее принятой редакции при голосовании не набрало необходимого числа голосов, то рассматриваемый федеральный закон считается не принятым. Пятая стадия - подписание и обнародование закона Президентом РФ.

В соответствии со ст. 107 Конституции РФ Президент РФ в течение 14 дней подписывает федеральный закон и обнародует его. Порядок опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов и федеральных законов регулируется Федеральным законом от 14 июня 1994 г. «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания». * В соответствии с этим Законом на территории Российской Федерации применяются только те федеральные конституционные законы, федеральные законы, которые официально опубликованы. Официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона считается первая публикация его полного текста в «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации». Федеральные конституционные законы, федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после дня их подписания Президентом РФ

Федеральный закон после отклонения Советом Федерации поступает в Совет Государственной Думы, а затем в ответственный думский комитет, который по итогам рассмотрения может в соответствии со ст. 127 Регламента Государственной Думы рекомендовать палате одно из следующих решений:

  • а) создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий;
  • б) принять федеральный закон в ранее принятой Государственной Думой редакции;
  • в) снять федеральный закон с повторного рассмотрения Государственной Думой.

Для преодоления возникших разногласий по поводу федерального закона, принятого Государственной Думой и отклоненного Советом Федерации может быть создана согласительная комиссия на паритетных началах.

Согласно ст. 111 Регламента Совета Федерации согласительная комиссия создается как по инициативе Совета Федерации, поддержанной Государственной Думой, так и по инициативе Государственной Думы, поддержанной второй палатой.

Постановление одной из палат о создании согласительной комиссии направляется в другую палату, а если необходимо участие в работе комиссии представителей Президента и Правительства - и в эти органы.

Депутаты, не входящие в состав согласительной комиссии, вправе присутствовать на ее заседаниях с правом совещательного голоса. Кроме этого, комиссия вправе при необходимости привлекать работников Правового управления и других подразделений Аппарата Государственной Думы и Аппарата Совета Федерации, приглашать ученых и специалистов в качестве экспертов для содействия в выработке единого текста федерального закона.

Комиссия рассматривает каждое возражение Совета Федерации в отдельности, стремясь выработать единый текст обсуждаемого закона. В соответствии со ст. 129 Регламента ГД она может принять решение об изменении редакции отдельных статей, в отношении которых не имелось возражений верхней палаты, если такое изменение обусловлено новой редакцией закона.

Необходимо отметить, что решения согласительной комиссии принимаются раздельным голосованием депутаций Государственной Думы и Совета Федерации. Решение считается принятым, если за него проголосовали большинство членов каждой депутации. Оно принимается открытым голосованием, но согласительная комиссия может установить и иной порядок голосования.

Все заседания согласительной комиссии стенографируются. По итогам заседания согласительная комиссия составляет протокол и сопоставительную таблицу статей закона, в которые вносятся изменения. Мнения представителя Президента и представителя Правительства России, участвующих в заседании согласительной комиссии с правом совещательного голоса, фиксируются в протоколе отдельно по каждому принятому комиссией решению. После этого все названные выше документы вместе с протоколом согласительной комиссии, в котором фиксируются предложения о преодолении возникших разногласий или обосновывается невозможность преодоления разногласий, данным составом согласительной комиссии передаются в палаты для рассмотрения на ближайших заседаниях. 1

При повторном рассмотрении федерального закона Государственной Думой обсуждаются только предложения, содержащиеся в протоколе согласительной комиссии. Никакие дополнительные поправки Государственной Думой не рассматриваются.

В случае отклонения хотя бы одного предложения согласительной комиссии Государственная Дума может предложить данной комиссии продолжить работу с учетом поправок, одобренных палатой, для представления согласительной комиссией новых предложений.

В случае принятия Государственной Думой закона в редакции согласительной комиссии он в течение пяти дней направляется на рассмотрение Совета Федерации.

Если Государственная Дума при повторном рассмотрении не приняла обсуждаемый закон в редакции согласительной комиссии и выразила свое несогласие с решением Совета Федерации о его отклонении, то федеральный закон считается принятым, если за него проголосовали не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый в таком порядке федеральный закон направляется в течение пяти дней Президенту России для подписания и обнародования. Председатель Государственной Думы уведомляет об этом Председателя Совета Федерации. 1

Если при голосовании в Государственной Думе в соответствии со ст. 132 Регламента предложение о принятии отклоненного Советом Федерации закона не набрало необходимого числа голосов, то рассматриваемый закон считается не принятым. Если протокол согласительной комиссии будет содержать обоснование невозможности преодоления разногласий данным составом комиссии, то в соответствии со ст. 115 Регламента СФ при его рассмотрении на заседании Совета Федерации палата вправе принять одно из следующих решений:

  • а) изменить предложения Совета Федерации о редакции отдельных положений обсуждаемого федерального закона;
  • б) изменить состав депутации от Совета Федерации в согласительной комиссии;
  • в) отказаться от участия в работе согласительной комиссии.

Принятое палатой решение оформляется постановлением, которое в течение пяти дней после его принятия должно быть направлено в Государственную Думу.

Ключевые слова: стадия, преодоления, разногласий, совет, федерации, государственная, дума

Особая стадия законодательного процесса - преодоление разногласий, возникших между Советом Федерации и Гос. Думой в связи с отклонением Советом Федерации принятых Гос. Думой законов.

Если ФЗ отклонен Советом Федерации, он направляется Советом Гос. Думы в ответственный комитет палаты, который рассматривает возражения Совета Федерации, дает по ним заключение и вносит свои предложения о преодолении возникших разногласий на рассмотрение палаты.

По итогам рассмотрения законопроекта ответственный комитет может рекомендовать Гос. Думе создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий; принять ФЗ в ранее принятой Гос. Думой редакции; снять ФЗ с повторного рассмотрения Гос. Думой.

Для преодоления возникших разногласий по федеральному закону, принятому Гос. Думой и отклоненному Советом Федерации, может быть образована согласительная комиссия. Она создается как по инициативе Совета Федерации, поддержанной Гос. Думой, так и по инициативе Гос. Думы, поддержанной Советом Федерации.

Члены согласительной комиссии от Совета Федерации избираются им и образуют депутацию от Совета Федерации в согласительной комиссии. Избранными считаются те члены Совета Федерации, которые получили наибольшее число голосов из всех предложенных на заседании палаты кандидатур, но не менее половины от числа членов Совета Федерации, присутствующих на заседании.

Решение об избрании депутатов Гос. Думы в состав согласительной комиссии принимается на заседании палаты большинством голосов от общего числа депутатов.

Согласительная комиссия рассматривает каждое возражение Совета Федерации в отдельности , стремясь выработать единый текст соответствующего ФЗ. Решения комиссии принимаются раздельным голосованием членов комиссии от каждой из палат. Комиссия принимает решение открытым голосованием. Решение считается принятым, если за него проголосовало большинство членов комиссии от каждой из палат.

По итогам работы согласительная комиссия составляет протокол и сопоставительную таблицу статей закона , в которые были внесены изменения. В этой таблице содержатся предложения о преодолении разногласий. Протокол согласительной комиссии и сопоставительная таблица, а также ФЗ в редакции, предлагаемой согласительной комиссией, и заключение Правового управления Аппарата Гос. Думы вносятся сопредседателем согласительной комиссии от Гос. Думы на рассмотрение Совета Гос. Думы для определения даты повторного рассмотрения ФЗ.

При повторном рассмотрении ФЗ Гос. Думой обсуждаются только предложения, содержащиеся в протоколе согласительной комиссии. Никакие поправки, выходящие за пределы этих предложений, Государственная Дума не рассматривает.

В случае отклонения хотя бы одного предложения согласительной комиссии Государственная Дума может предложить продолжить ее работу с учетом поправок, одобренных палатой, для представления комиссией новых предложений. Совет Федерации вправе принять решение о продлении срока работы согласительной комиссии либо отказаться от участия в ее работе.

Государственная Дума принимает решение по предложению согласительной комиссии большинством голосов от общего числа депутатов палаты . ФЗ в редакции, учитывающей предложения согласительной комиссии, которые были одобрены Гос. Думой, направляется в Совет Федерации в течение пяти дней с приложением необходимых материалов.

Если при повторном рассмотрении ФЗ, отклоненного Советом Федерации, Государственная Дума не приняла предложений согласительной комиссии и выразила свое несогласие с решением Совета Федерации об отклонении закона, он ставится на голосование в ранее принятой редакции. В этом случае ФЗ считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Гос. Думы.

Принятый в таком порядке ФЗ в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. Председатель Гос. Думы уведомляет Председателя Совета Федерации о направлении этого закона Президенту РФ.

В законотворческой практике нередки случаи, когда Совет Федерации не одобряет принятый Государственной Думой закон либо принятый Государственной Думой и одобренный Советом Федерации закон отклоняется главой государства. Возникающий таким образом конфликт требует своего разрешения. В законодательном процессе выделяются факультативные, или дополнительные, стадии, связанные с преодолением возникших между палатами Федерального Собрания, а равно между палатами и Президентом РФ разногласий по принятому федеральному закону. На этой стадии применяются специфические конституционные средства разрешения возникшего спора - согласительные процедуры.

В частности, в случае отклонения Советом Федерации федерального закона палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой. Если при повторном рассмотрении федерального закона, отклоненного Советом Федерации, Государственная Дума не принимает предложения согласительной комиссии и выразит свое несогласие с решением Совета Федерации об отклонении закона, он ставится на голосование в ранее принятой редакции. В этом случае он считается принятым, если за него проголосовало не менее 2/3 от общего числа депутатов Государственной Думы (ст. 105 Конституции РФ).

Как отмечалось, одобренный федеральный закон в течение 5 дней направляется Президенту для подписания и обнародования. Конституцией и регламентными нормами предусмотрен порядок (процедуры) рассмотрения палатами закона, в отношении которого Президентом применено право вето.

Регламентами палат Федерального Собрания предусмотрено, что Государственная Дума и Совет Федерации вновь рассматривают этот закон, но в первоочередном порядке. При этом возможны варианты. Во-первых, отклоненный закон рассматривается каждой из палат и большинством голосов принимается ими с учетом замечаний Президента либо в редакции, предложенной Президентом. Во-вторых, Государственная Дума может согласиться с мотивами решения Президента и снять федеральный закон с дальнейшего рассмотрения. В-третьих, согласно ст. 133 Регламента Государственной Думы палата может создать специальную комиссию для преодоления возникших разногласий и предложить Президенту и Совету Федерации (при необходимости) направить для работы в ней своих представителей. Второй вариант связан с преодолением вето Президента, т.е. отклонением замечаний Президента на закон. В том случае, если федеральный закон будет одобрен при повторном рассмотрении в ранее принятой редакции большинством не менее 2/3 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он в течение 7 дней подлежит обязательному подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию (ст. 107 Конституции РФ).


В обоих случаях возникновения правотворческого конфликта создается согласительная комиссия. Так, при споре палат такая комиссия образуется на паритетных началах по инициативе самих палат Федерального Собрания, а также (как это практикуется) Президента РФ и субъекта права законодательной инициативы из числа депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации. Цель комиссии - выработать единый согласованный текст отклоненного верхней палатой федерального закона. При этом согласительная комиссия рассматривает лишь те положения федерального закона, по которым возникли разногласия между палатами, и преследует цель выработать единый текст закона. Решения комиссии принимаются путем раздельного и открытого голосования представителей каждой из палат. Решение считается принятым, если за него проголосовало большинство членов комиссии.

Государственная Дума обсуждает результаты работы согласительной комиссии и принимает решение простым большинством голосов по каждому ее предложению. Решение оформляется протоко- лом - итоговым документом, содержащим предложения по преодолению разногласий палат. В протоколе фиксируются: 1) предложения по преодолению разногласий и 2) обоснования невозможности преодоления возникших разногласий данным составом согласительной комиссии. Кроме протокола по результатам своей работы согласительная комиссия составляет сопоставительную таблицу статей закона, в которые были внесены изменения. Протокол и таблица подписываются сопредседателями комиссии от каждой из палат. Эти документы и федеральный закон в редакции согласительной комиссии с заключением на него Правового управления вносятся на рассмотрение Совету Государственной Думы для определения даты повторного рассмотрения федерального закона. В уточненной редакции принятый федеральный закон в течение 5 дней направляется в Совет Федерации. Если Государственная Дума не принимает закон в редакции согласительной комиссии, выразила свое несогласие с решением Совета Федерации об отклонении принятого ею закона, он ставится на голосование в ранее принятой редакции. Если за данный закон проголосует не менее 2/3 от общего числа депутатов, он считается принятым. В этом случае Председатель Государственной Думы в течение 5 дней направляет данный закон для подписания и обнародования (одновременно уведомив об этом Председателя Совета Федерации).

Для устранения разногласий, возникших в связи с примененным Президентом РФ вето в отношении принятого федерального закона, создается трехсторонняя согласительная комиссия, главная задача которой - выработать приемлемое для палат Федерального Собрания и главы государства законотворческое решение.

Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу

"Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 02.08.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2019)

БК РФ Статья 203. Порядок работы согласительной комиссии в случае отклонения Государственной Думой в первом чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период

1. В случае отклонения в первом чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период и передачи его в согласительную комиссию в течение 10 дней указанная комиссия разрабатывает вариант основных характеристик федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период.

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Решение согласительной комиссии принимается раздельным голосованием членов согласительной комиссии от Государственной Думы, от Совета Федерации и от Правительства Российской Федерации (далее - стороны). Решение считается принятым стороной, если за него проголосовало большинство присутствующих на заседании согласительной комиссии представителей данной стороны. Результаты голосования каждой стороны принимаются за один голос. Решение считается согласованным, если его поддержали три стороны. Решение, против которого возражает хотя бы одна сторона, считается несогласованным.

3. По окончании работы согласительной комиссии Правительство Российской Федерации вносит на рассмотрение Государственной Думы согласованные основные характеристики федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, а также законопроекты, связанные с основными характеристиками федерального бюджета.

(см. текст в предыдущей редакции)

Позиции, по которым стороны не выработали согласованного решения, вносятся на рассмотрение Государственной Думы.

4. По итогам рассмотрения в первом чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период принимается постановление Государственной Думы о принятии в первом чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период и об основных характеристиках федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период.

(см. текст в предыдущей редакции)

Если Государственная Дума не принимает решения по основным характеристикам федерального бюджета по итогам работы согласительной комиссии, проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период считается повторно отклоненным в первом чтении.

(см. текст в предыдущей редакции)

При повторном отклонении в первом чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период Государственная Дума не имеет права повторно направить указанный законопроект в согласительную комиссию или вернуть его в Правительство Российской Федерации. Повторное отклонение проекта федерального закона о федеральном бюджете возможно лишь в случае, если Государственная Дума ставит вопрос о доверии Правительству Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: