Писатель евтушенко биография его семья. Евгений Евтушенко: биография, творчество и интересные факты из жизни поэта. Во время «хрущевской оттепели»

] 18 июля – родился в городе Нижнеудинске Иркутской области. Мать – Зинаида Ермолаевна Евтушенко (1910–2002). Отец – Александр Рудольфович Гангнус (1910–1976). Оба – геологи. Вскоре ребенок перевезен на станцию Зима, к родственникам его матери Дубининым.

1933 – переезд в дом деда, Рудольфа Александровича Гангнуса, по адресу: Москва, Четвертая Мещанская, д. 17, кв. 2, в Марьиной Роще.

1937 – первое стихотворение "Я проснулся рано-рано…"

1940 – учеба в московской школе № 254.

1941 , осень – эвакуация в Зиму. Мать, ставшая певицей, отправляется с концертами на фронт.

1944 – бабушка Мария Байковская меняет внуку фамилию отца на материнскую.
Конец июля – возвращение с матерью в Москву; для упрощения въезда в столицу год рождения сына переменен на 1933-й.

1945 – учится в школе «неисправимых» № 607.
Весна – мать возвращается с фронта. Рождение сестры Елены.

1948 – посещает литературную консультацию издательства «Молодая гвардия».
Осень – исключен из школы. Уезжает на работу в геолого-разведочную партию отца в Казахстане.

1949 , 2 июня – первая публикация: стихотворение «Два спорта» в газете «Советский спорт».
9 октября – первое упоминание имени Евгения Евтушенко как поэта в обзоре стихов, присланных в редакцию газеты «Московский комсомолец».

1950 – активные публикации в газетах.
Осень – присутствует на чтении Б. Пастернаком перевода «Фауста» Гёте в Центральном доме литераторов. Первая встреча с Я. Смеляковым.

1952 , апрель – первая книга стихов «Разведчики грядущего» (издательство «Советский писатель»).
Август – поступление (без аттестата зрелости) в Литературный институт им. А.М. Горького. Начало дружбы с В. Соколовым, Р. Рождественским, В. Морозовым, Ю. Казаковым, М. Рощиным, М. Тарасовым. Вступление в Союз писателей СССР.

1953 , лето – поездка в Сибирь (Зима, Иркутск); попытка издать в Иркутске сборник стихов; участие в конференции по творчеству Маяковского; начало работы над поэмой «Станция Зима».
Осень – знакомство с Беллой Ахмадулиной.

1955 – женитьба на Белле Ахмадулиной.
Книга лирики «Третий снег» (издательство «Советский писатель»).

1956 , лето–осень – выход книги стихов «Шоссе Энтузиастов» (издательство «Московский рабочий»); поездки в Грузию и Абхазию. Завершение и публикация поэмы «Станция Зима» (журнал «Октябрь», № 10).

1957 , 8 марта – выступление на собрании писателей, посвященном обсуждению романа В. Дудинцева «Не хлебом единым».
Май – исключен из Литературного института.
Июнь–июль – поездка на Дальний Восток и в Сибирь.

1958 , июнь–июль - вторая поездка на Дальний Восток и в Сибирь. Поэма «Откуда вы?».
Конец октября – отказ от участия в осуждении Б. Пастернака из-за публикации романа «Доктор Живаго» за рубежом.

1959 – первая проза: рассказ «Четвертая Мещанская»; стихотворение «Одиночество».
3 мая – личное знакомство с Б. Пастернаком; напутственный автограф старшего поэта на книге «Сестра моя - жизнь».

1960 – первое посещение США в составе делегации советских писателей. Начало дружбы с Альбертом Тоддом, профессором славистики Квинс Колледжа (Нью-Йорк).
Стихотворение «Ограда» (журнал «Юность», № 12) – памяти Б. Пастернака с мистифицированным посвящением «Памяти В. Луговского».

1961 , август – посещение Бабьего Яра в обществе Анатолия Кузнецова.
19 сентября – публикация в «Литературной газете» стихотворения «Бабий Яр».
Пребывание на Кубе, работа над киносценарием и фильмом «Я – Куба». Общение с Фиделем Кастро и Че Геварой. Знакомство с Юрием Гагариным.
Написана песня «Хотят ли русские войны?..» с композитором Э. Колмановским; исполнена М. Бернесом.

1962 – начало работы с Дм. Шостаковичем над Тринадцатой симфонией на стихи Евг. Евтушенко.
Лето – книга «Взмах руки» (издательство «Молодая гвардия»): первый 100-тысячный тираж.
В издательстве «Фольк унд вельт» (ГДР) выходит первая зарубежная книга Евг. Евтушенко «Со мною вот что происходит».
Июль–август – VII Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Хельсинки. Стихотворение «Сопливый фашизм».

1964 , июль – вторая поездка на Север с Ю. Казаковым. Новые северные стихи («Долгие крики», «Комаров по лысине размазав…» и др.).

1965 , апрель – публикация «Братской ГЭС» в журнале «Юность» и выдвижение поэмы на соискание Ленинской премии.
Лето – поездка в Италию. Итальянские стихи. Хлопоты о возвращении И. Бродского из ссылки.

1966 , 5 марта – смерть Анны Ахматовой. Стихотворение ее памяти.
Март – поездка по Австралии с успешными выступлениями.
Июнь – у Евтушенко в гостях И. Бродский и В. Аксенов.

1967 , апрель–июнь – поэма «Коррида».
Май – повесть «Пирл-Харбор» в журнале «Юность».
Лето – экспедиция по реке Лене на карбасе «Микешкин» во главе с Леонидом Шинкаревым. Ленский цикл.
Осень – постановка в Театре на Малой Бронной спектакля «Братская ГЭС».

1968 , весна – большая поездка по Латинской Америке (12 стран). Давид Сикейрос пишет портрет Евтушенко.
6 июня – убийство Роберта Кеннеди. Стихотворение «Свобода убивать». Посещение вместе с И. Бродским и Е. Рейном американского посольства в знак соболезнования.
22 августа – посылает протестную телеграмму на имя Л.И. Брежнева (и А.Н. Косыгина) в связи с вводом советских войск в Чехословакию.
23 августа – стихотворение «Танки идут по Праге».

1969 , 10 февраля – становится жильцом высотки на Котельнической набережной.
Март – получает орден «Знак Почета».
Выходит книга избранного «Идут белые снега…» (Гослитиздат). Стихотворение «Серебряный бор».
Евг. Евтушенко и В. Аксенов выведены из редколлегии журнала «Юность».

1970 – борьба с чиновниками за спектакль «Под кожей статуи Свободы» («Протест – оружие безоружных») в Театре на Таганке.
Апрель – стихотворение «Приходите ко мне на могилу…».
Конец лета – поездка в Сибирь.

1972 , январь – пребывание во Вьетнаме.
Весна – нападение на Евтушенко отпрысков бандеровцев во время выступления на стадионе в городе Сан-Пол (штат Миннесота). В США выходит однотомник поэта «Краденые яблоки». Американские стихи («Гранд-Каньон», «Дом волка» и др.). Арест багажа (книги) на таможне по возвращении из Америки.
Май – встреча с И. Бродским в доме Евтушенко.
Лето – решение московской писательской организации об исключении из партии Б. Окуджавы. Хлопоты Евтушенко в его защиту.

1973 , февраль–май – поэма «В полный рост».
Июнь – поездка в Японию, на Филиппины и Гавайи. Стихотворение «Токио».

1974 , начало года – поэма «Снег в Токио».
Март–апрель – командировка в Набережные Челны. Поэма «КамАЗ начинается».

1975 – выход двухтомника «Избранные произведения» (издательство «Художественная литература»).
Август-декабрь – поэма «Просека».

1976 , начало года – поэма «Ивановские ситцы».
28 декабря – кончина Александра Рудольфовича Гангнуса, отца поэта.

1977 , июнь – выходит поэма «Северная надбавка» в журнале «Юность». Поездка по Колыме. Начало дружбы с В. Тумановым.
16 ноября – в «Литературной газете» опубликован отзыв Евтушенко на первую книгу О. Чухонцева «Из трех тетрадей».

1978 , 8 января –публикация статьи «За великое дело любви» к 100-летию со дня смерти Н.А. Некрасова в «Комсомольской правде».
Поэма «Голубь в Сантьяго» в «Новом мире» (№ 11).

1979 – начало профессиональных занятий фотографией.
Первые выставки фоторабот Евтушенко.
Лето – фильм «Взлет» получает Серебряный приз на девятом Международном кинофестивале в Москве.

1980 – публикация повести «Ардабиола» в журнале «Юность» (№ 3).
Май – вечер, посвященный 70-летию Ольги Берггольц. Стихотворение «У Победы лицо не девчоночье…».

1981 , начало года – едет в Италию получать премию «Фреджене». Присуждение премии им. Галактиона Табидзе.
Выход книг – «Ардабиола»; «Ягодные места»; «Точка опоры» (литературно-публицистические работы).
Восточно-Сибирская студия кинохроники выпускает киноочерк «Поэт со станции Зима».

1982 , январь – первое публичное чтение поэмы «Мама и нейтронная бомба» в Концертном зале им. П.И. Чайковского.
Поэма «Мама и нейтронная бомба» в журнале «Новый мир» (№ 7). Работа над кинофильмом «Детский сад».

1983 награжден орденом Трудового Красного Знамени.
18 июля – концерт в спорткомплексе «Олимпийский» (12 тысяч зрителей).

1984 , апрель – поездка по Латинской Америке. Замысел поэмы «Фуку!». Выход первого тома трехтомного «Собрания сочинений» (издательство «Художественная литература»).
Премия Академии Симба (Италия).

1986 – прокат кинофильма «Детский сад» в Нью-Йорке и Париже.

1987 – книга «Завтрашний ветер» (издательство «Правда»).

1989 – в США выходит фотоальбом Евг. Евтушенко в соавторстве с Бойдом Нортоном «Разделенные близнецы. Аляска и Сибирь» (издательство «Викинг»).
Создание общества «Мемориал»: сопредседатели – А. Адамович, Ю. Афанасьев, Евг. Евтушенко, А. Сахаров.

1991 , 19-21 августа – августовская революция. Выступление на балконе Белого дома со стихотворением «19 августа».

1992 , 18 июля – стихотворение «Нет лет», написанное на станции Зима. Празднование 60-летнего юбилея в Иркутске.
Евтушенко становится почетным гражданином Зимы.

1995 – выход антологии «Строфы века» (Минск – Москва, издательство «Полифакт»).

1996 , май – закончена поэма «Тринадцать» (начата в октябре 1993-го).

2001 , 22 июля – поездка в Сибирь: станция Зима, Иркутск, Братск, Ангарск. Сибирский международный фестиваль поэзии.
Открытие дома-музея Евг. Евтушенко в Зиме.

2002 , 11 января – кончина Зинаиды Ермолаевны Евтушенко, матери поэта.
Ноябрь – интернациональная премия Aquila (Италия). Госпитализирован в Талсе (США). Цикл стихов.

2007 , 16 января – вечер в Большом зале Центрального дома литераторов. Выход однотомника «Весь Евтушенко: Стихи и поэмы 1937–2007» (издательство «Слово / Slovo»); переиздан в 2010 году.
Июнь – «зигзагообразный тур с чтением стихов по земному шару – в США, Гватемале, Сальвадоре, Венесуэле, где выступал и на русском, и на испанском, а затем в новосибирском Академгородке, в Петрозаводске, Сартавале, в Сургуте, Ханты-Мансийске».

2009 , март – однотомник «Весь Евтушенко» побеждает в номинации «Поэзия» на конкурсе «Книга года» за 2008 год.

2010 , июнь – присуждение Государственной премии России.
17 июля – открытие в Переделкине музея-галереи, переданной Евгением Евтушенко в дар государству.

2013 , 24-25 апреля – премьера спектакля «Нет лет» по стихам Евг. Евтушенко в постановке В. Смехова в Театре на Таганке.
18 июля – 80-летие поэта: получает поздравления от В. В. Путина, Д. А. Медведева и патриарха Кирилла. Выход первого тома антологического пятитомника «Поэт в России – больше, чем поэт. Десять веков русской поэзии» (издательство «Русскій міръ»), книг «Счастья и расплаты» (издательство «Эксмо») и «Сто стихотворений» (издательство «Прогресс-Плеяда»).
26 ноября – объявлен лауреатом специальной номинации «За честь и достоинство» в рамках премии «Большая книга».

2017 , 1 апреля – скончался на 85-м году жизни в окружении родных в Медицинском центре Хиллкрест в Талсе (штат Оклахома, США).

Современная русская литература

Евгений Александрович Евтушенко

Биография

ЕВТУШЕНКО, ЕВГЕНИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ (р. 1933), русский поэт, прозаик, киносценарист, кинорежиссер. Родился 18 июля 1933 на ст. Зима Иркутской области в семье геологов, мать впоследствии стала певицей. Рос в Москве, где с 1949 начал печатать стихи. В 1951-1957 учился в Литературном институте им. А. М. Горького (исключен за поддержку романа В. Д. Дудинцева Не хлебом единым), в 1952 стал самым молодым членом Союза писателей СССР.

Начав с подражания пафосно-политизированной поэзии В. В. Маяковского (сборники Разведчики грядущего, 1952; Третий снег, 1955), в дальнейшем выработал собственный оригинальный поэтический стиль, сочетающий ораторскую публицистичность с органичностью бытовой лексики, патетику и лиризм, медитацию и сюжетность, ритмическую гибкость и высокое мастерство версификатора, уверенно чувствующего себя в любом стиховом «поле» - от верлибра до ямба, глубину размышлений о вечном и острую злободневность, интимную камерность и пафос гражданственности (сборники Шоссе энтузиастов, 1956; Обещание, 1957; Яблоко, 1960; Взмах руки, Нежность, оба 1962; Катер связи, 1966; Идут белые снеги, 1969; Дорога номер один, Поющая дамба, оба 1972; Интимная лирика, 1973; Отцовский слух, 1975; Утренний народ, 1978; Две пары лыж, 1982; Граждане, послушайте меня, 1989).

Едва ли не самый яркий и, безусловно, самый читаемый русский поэт 20 в., Евтушенко, в сплетении традиций русской лирики «золотого» и «серебряного» веков с достижениями русского «авангарда», стал своеобразным поэтическим камертоном времени, отражая настроения и перемены в сознании своего поколения и всего общества. Один из вождей литераторов-«шестидесятников», собиравший наряду с А. А. Вознесенским, А. А. Ахмадулиной, Р. И. Рождественским и др. толпы на чтение своих стихов в Политехническом музее, Евтушенко сразу проявил себя как сын периода «оттепели», эпохи первого бескомпромиссного обличения культа личности Сталина (стихотворения И другие, 1956; Лучшим из поколения, 1957; Наследники Сталина, 1962), в противостоянии которым он, однако, не доходил до отрицания ценностей российского революционного движения, леворадикального сознания и комсомольского энтузиазма современных ему «строителей коммунизма» (поэмы Братская ГЭС, 1965; Казанский университет, 1970). В своем многоаспектном и многожанровом творчестве Евтушенко, всегда умело балансирующий на грани лояльности и оппозиционности, наряду с расхожими официозными (и тем не менее облагороженными силой художественного выражения) темами борьбы за мир (поэмы Мама и нейтронная бомба, 1982, Государственная премия СССР, 1984; Фуку, 1985) и мирового коммунистического движения (поэма в прозе Я - Куба, 1963, на основе которой по сценарию Евтушенко создан советско-кубинский кинофильм, 1964, реж. М. Калатозов и С. Урусевский; «кубинский» цикл - Интернационал, Разговор с МАЗ’ом, Три минуты правды, Архивы кубинской кинохроники, и др.; повесть в стихах Голубь в Сантьяго, 1978) свежо и сильно звучат темы повседневной жизни рядового труженика, народных воспоминаний о недавних боях с фашистами, собственного военного детства и «малой родины», бережного отношения к природе, исторического прошлого России (поэмы Станция «Зима», 1956; Ивановские ситцы, 1976; Северная надбавка, 1977; «Непрядва, 1980; стихотворения Свадьбы, Фронтовик, оба 1955; Баллада о браконьерстве, 1963, и др.). Особый пласт - протестная лирика Евтушенко, идущая в одном русле с его смелыми, особенно для в целом весьма благополучного во все советские времена литератора, гражданскими поступками (выступления в защиту «диссидентов» - А. Д. Синявского, Ю. М. Даниэля, А. И. Солженицына, И. А. Бродского, В. Н. Войновича и др., неприятие агрессии в Венгрии, Чехословакии, Афганистане и т. п. , возмущение преследованиями творческого «инакомыслия» (стихотворения Танки идут по Праге, 1968; Афганский муравей, 1983; Баллада о стихотворении Лермонтова «На смерть поэта» и о шефе жандармов, 1963). Гуманистическая позиция Евтушенко, неизменно ориентирующая на взаимопонимание людей всех национальностей и рас, породила в его творчестве мотив «гражданина мира», отождествляющего себя с каждым сыном Земли, страдания которого будят его совесть («Я мыслю: я сегодня иудей…» - стих. Бабий Яр, 1961; «…глазами чеха или венгра взглянуть на русские штыки» - стих. Возрождение, 1971), постоянно сопоставляющего судьбу своего народа с судьбами Планеты, на всех континентах приветствующего освобождение от догм и предрассудков априорной отвагой творческого дара (поэма Снег в Токио, 1974), решительно при этом отвергая кровь и насилие (поэмы Коррида, 1967; Под кожей статуи Свободы, 1970). Поэтическая речь Евтушенко легко переходит от эпического повествования к диалогу, от насмешки к нежности, от самобичевания к исповедальности. Многие афористические строки Евтушенко стали хрестоматийными («Поэт в России - больше, чем поэт…», «Несчастье иностранным быть не может»). Психологическая тонкость и житейская мудрость проявляются и в многочисленных стихах Евтушенко о разных и всегда для него прекрасных женщинах - застенчивых влюбленных («…И говорила шопотом: / А что потом? А что потом?»), самоотверженных матерях («Роняют много женщины в волненье - / Но не роняют никогда детей…»), упрямых и стойких труженицах («Одеть, обуть, быть умной, хохотать…»); о друзьях - настоящих и мнимых, об одиночестве «больной» души (стих. Смеялись люди за стеной…). Один из провозвестников и трибунов «перестройки», во второй половины 1980-х годов Евтушенко много выступал с публицистическими статьями (в т.ч. ст. Притерпелость, призывающая к освобождению от порока терпеливого повиновения) и стихами (Пик позора, Страх гласности, Так дальше жить нельзя). В последующем усиление в его творчестве мотивов скепсиса и иронии объясняются естественным разочарованием в результатах перестроечных процессов, далеких от создания подлинно демократического общества (кн. Поздние слезы, 1995; поэма Тринадцать, 1996). Как прозаик, ориентированный на мемуарно-библиографическую документальность и интерес к сложным и спорным моментам современной истории, проявил себя в повести Перл-Харбор (1967), проецирующейся на события Второй мировой войны, и особенно в романе Ягодные места (1982), связанном с процессом «раскулачивания» в Сибири 1930-х годов, а также в многоплановом романе Не умирай прежде смерти (Русская сказка) (1993), включающим цикл Стихи из последней книги и сконцентрированном на драматических коллизиях периода «перестройки». В аналогичном контексте прочитываются осужденная партийными литераторами за «клевету» на советский строй Автобиография (1963, франц. изд.) и кн. воспоминаний Волчий паспорт (1998). Автор фантастической повести Ардабиола, нескольких рассказов, ряда очерково-публицистических книг. Многие стихотворные тексты Евтушенко стали основой музыкальных произведений, в т. ч. популярных песен Хотят ли русские войны, Вальс о вальсе, Бежит река, в тумане тает… Шаржи, эпиграммы и пародии поэта вошли в литературный обиход второй половины 20 в., Евтушенко осуществил также многочисленные переводы из поэзии разных народов (сб. Лук и лира. Стихи о Грузии. Переводы грузинских поэтов, 1959, и др.). Постоянные размышления Евтушенко о проблемах творчества, внимание к развитию отечественной стиховой культуры выразились в создании им антологии русской поэзии 20 в. Строфы века (на англ. яз. в США, 1993; на рус. яз. - 1995), в составлении, авторстве и редактировании многих сборников поэзии, поэтических теле- и радиопередач, в написании книги статей Талант есть чудо неслучайное (1980), в поэме Пушкинский перевал (1966) и т. д. Широко известный во всем мире современный русский поэт (переведен более чем на 70 языков мира, почетный член Американской академии искусств, действительный член Европейской академии искусств и наук), претендующий - при всех неумолкающих спорах вокруг его имени - на право быть одним из выразителей умонастроений своего народа и своей эпохи, Евтушенко, с той или иной степенью успеха, выступал как чтец (собственных стихов, а также А. А. Блока, Н. С. Гумилева, В. В. Маяковского и др.), актер, режиссер и сценарист (главная роль - К. Э. Циолковского в кинофильме С. Я. Кулиша Взлет, 1979; кинофильмы Детский сад, 1983; и Похороны Сталина, 1990; в обоих сценарий и режиссура Евтушенко), а также как фотохудожник (персональная выставка «Невидимые нити»); проявил себя и в качестве темпераментного общественного деятеля (один из сопредседателей, наряду с А. Д. Сахаровым, А. М. Адамовичем и Ю. И. Афанасьевым, первого массового движения российских демократов - общества «Мемориал»; народный депутат СССР последнего созыва).

Русский поэт, прозаик, киносценарист и кинорежиссер, а также переводчик Евгений Александрович Евтушенко (родился в 1933 году) родом из Иркутской области. Детство и юность его прошли в Москве. С шестнадцатилетнего возраста Евтушенко печатал свои стихи. Из Литературного института им. А.М. Горького его исключили за то, что поддержал опальный роман В.Д. Дудинцева «Не хлебом единым». В 19-летнем возрасте он уже был членом Союза писателей Советского Союза.

Сначала Евтушенко-поэт подражал поэтике В.В. Маяковского, потом постепенно выработал свой оригинальный стиль. Его считали ярким и самым читаемым поэтом ХХ века, ведь ему удалось объединить лирики «золотого» и «серебряного» столетий с русским «авангардом». На чтения его стихов, проходившие в Политехническом музее, собирались толпы благодарных слушателей и почитателей его таланта. Он в одночасье обличал культ личности Сталина, но не отрицал революцию и стройку коммунизма.

Творчество Евгения Евтушенко было многожанровым, порой даже многоаспектным. Например, на основе его поэмы «Я –Куба» (1963) по его же сценарию в 1964 был снят советско-кубинский фильм. Основная тематика его произведений – это будни рядовых тружеников, воспоминания о Великой отечественной войне и своем безрадостном военном детстве, прошлое России. Выделяется в творчестве поэта отдельным пластом протестная лирика, которая была дополнением к его довольно смелым поступкам, когда он выступил в защиту диссидентов, не принял агрессии в Венгрии, Чехословакии, Афганистане. Его творчество прошито мотивом «гражданина мира», который принадлежит не к расе, а к категории гражданина Планеты. Ярким примером осуждения крови и насилия является поэма «Коррида» (1967).

Много поэтических строк Евтушенко посвятил женщинам. Много его стихов стали песнями. Трибун перестройки, Евтушенко со второй половины 1980-х пишет много публицистических статей. В книге «Поздние слезы» и поэме «Тринадцать» звучит мотив разочарования в перестроечных процессах.

Его проза носит мемуарно–библиографическую документальность. Примеры: повесть «Перл Харбор», роман «Ягодные места». Его «Автобиографию»(1963), изданную во Франции, партийные литераторы засудили.

Биография

Евгений Александрович Евтушенко (фамилия при рождении - Гангнус, род. 18 июля 1932 [по паспорту - 1933], Зима; по другим данным - Нижнеудинск, Иркутская область) - русский советский поэт . Получил известность также как прозаик, режиссёр, сценарист, публицист и актёр.

Биография и очерк творчества

Евгений родился в семье геолога и поэта-любителя Александра Рудольфовича Гангнуса (по происхождению - прибалтийского немца) (1910-1976).

В 1944, по возвращении из эвакуации со станции Зима в Москву, мать поэта, Зинаида Ермолаевна Евтушенко (1910-2002), геолог, актриса, Заслуженный деятель культуры РСФСР, поменяла фамилию сына на свою девичью (об этом - в поэме «Мама и нейтронная бомба»), - при оформлении документов для смены фамилии была сознательно допущена ошибка в дате рождения: записали 1933 г., чтобы не получать пропуска, который положено было иметь в 12 лет.

Начал печататься в 1949, первое стихотворение опубликовано в газете «Советский спорт».

С 1952 по 1957 г. учился в Литературном институте им. М. Горького. Исключён за «дисциплинарные взыскания», а также - за поддержку романа Дудинцева «Не хлебом единым».

В 1952 году выходит первая книга стихов «Разведчики грядущего», - впоследствии автор оценил её как юношескую и незрелую.

В 1952 году стал самым молодым членом Союза писателей СССР, минуя ступень кандидата в члены СП.

«Меня приняли в Литературный институт без аттестата зрелости и почти одновременно в Союз писателей, в обоих случаях сочтя достаточным основанием мою книгу. Но я знал ей цену. И я хотел писать по-другому».
- Евтушенко, «Преждевременная автобиография».

1950-1980-е годы - это время по­этического бума, когда на арену огромной популярно­сти вышли Б. Ахмадулина, А. Вознесенский, Б. Окуд­жава, Р. Рождественский, Е. Евтушенко . Они зарази­ли воодушевлением всю страну, поразив её свежестью, независимостью, неофициальностью творчества. Выступления этих авторов собирали ог­ромные стадионы, и поэзию периода «оттепели» вско­ре стали называть эстрадной.

Самым «громким» лириком плеяды по праву счи­тается Евгений Евтушенко.

В последующие годы печатает несколько сборников, которые приобретают большую популярность («Третий снег» (1955), «Шоссе энтузиастов» (1956), «Обещание» (1957), «Стихи разных лет» (1959), «Яблоко» (1960), «Нежность» (1962), «Взмах руки» (1962)).

Одним из символов оттепели стали вечера в Большой аудитории Политехнического музея, в которых вместе с Робертом Рождественским, Беллой Ахмадулиной, Булатом Окуджавой и другими поэтами волны 1960-х годов также принимал участие Евтушенко.

Произведения его отличает широкая гамма настроений и жанровое разнообразие. Первые строки из пафосного вступления к поэме «Братская ГЭС» (1965): «Поэт в России больше, чем поэт», - манифест творчества самого Евтушенко и крылатая фраза, которая устойчиво вошла в обиход. Поэту не чужда тонкая и интимная лирика: стихотворение «Бывало спит у ног собака» (1955). В поэме «Северная Надбавка» (1977) слагает настоящую оду пиву. Несколько поэм и циклов стихотворений посвящено зарубежной и антивоенной тематике: «Под кожей Статуи Свободы», «Коррида», «Итальянский цикл», «Голубь в Сантьяго», «Мама и нейтронная бомба».

Чрезмерному успеху Евтушенко способствовала простота и доступность его стихов, а также скандалы, часто поднимавшиеся критикой вокруг его имени. Рассчитывая на публицистический эффект, Евтушенко то избирал для своих стихов темы актуальной политики партии (напр., «Наследники Сталина», «Правда», 1962, 21.10. или «Братская ГЭС», 1965), то адресовал их критически настроенной общественности (напр., «Бабий Яр», 1961, или «Баллада о браконьерстве», 1965). Его стихи большей частью повествовательны и богаты образными деталями. Многие страдают длиннотами, декламационны и поверхностны. Его поэтическое дарование редко проявляется в глубоких и содержательных высказываниях. Он пишет легко, любит игру слов и звуков, нередко, однако, доходящую у него до вычурности. Честолюбивое стремление Евтушенко стать, продолжая традицию В. Маяковского, трибуном послесталинского периода приводило к тому, что его талант, - как это ярко проявляется, напр., в стихотворении «По ягоды», казалось, ослабевает.
- Вольфганг Казак

Известность получили сценические выступления Евтушенко: он с успехом читает собственные произведения. Выпустил несколько дисков и аудиокниг в собственном исполнении: «Ягодные места», «Голубь в Сантьяго» и другие.

С 1986 по 1991 год был секретарём Правления Союза писателей СССР. С декабря 1991 года - секретарь правления Содружества писательских союзов. С 1989 года - сопредседатель писательской ассоциации «Апрель». С 1988 года - член общества «Мемориал».

14 мая 1989 года с огромным отрывом, набрав в 19 раз больше голосов, чем ближайший кандидат, был избран народным депутатом СССР от Дзержинского территориального избирательного округа города Харькова и был им до конца существования СССР.

В 1991 году, заключив контракт с американским университетом в г. Талса, штат Оклахома, уехал с семьёй преподавать в США, где и проживает в настоящее время.

В 2007 году в спорткомплексе «Олимпийский» состоялась премьера рок-оперы «Идут белые снеги», созданной на стихи Евгения Евтушенко композитором Глебом Маем.

В 2013 году Евтушенко перенес операцию по ампутации ноги.

14 декабря 2014 года во время гастролей в Ростове-на-Дону Евгений Евтушенко был госпитализирован в связи с резким ухудшением состояния здоровья.

Критика

Литературный стиль и манера Евтушенко давала обширное поле деятельности для критики. Его часто упрекали в славословии, пафосной риторике и скрытом самовосхвалении. Так, литературовед Николай Гладких писал о поэме «Фуку!»:

«Самопрославление не может обрести форму спокойного, уверенного в себе самолюбования, не может быть и выражением аутентичной личности. Амбиции исключительно велики и давно превзошли масштаб дарования. Жанр оказывается яростно полемичным в каждом своём слове, в каждом высказывании, и главное - говорящий не может ни на минуту остановиться; вступив в спор с временем и миром, он вынужден непрерывно манифестировать»

« Евтушенко? Вы знаете - это не так всё просто. Он, конечно, поэт очень плохой. И человек он ещё худший. Это такая огромная фабрика по воспроизводству самого себя. По репродукции самого себя. … У него есть стихи, которые, в общем, можно даже запоминать, любить, они могут нравиться. Мне не нравится просто вообще уровень всего этого дела. То есть в основном. Основной такой… дух не нравится этого. Просто - мерзит. »

Гражданская позиция

В первый сборник стихов вошли такие строки о Сталине:
… В бессонной ночной тишине
Он думает о стране, о мире,
Он думает обо мне.
Подходит к окну. Любуясь солнцем,
Тепло улыбается он.
А я засыпаю, и мне приснится
Самый хороший сон.

Одна глава поэмы «Казанский Университет» посвящена В. И. Ленину и написана как раз к 100-летнему юбилею Ленина. - По заверениям самого поэта, всё это (равно как и другие искренно-пропагандистские его стихотворения советского времени: «Партбилеты», «Коммунары не будут рабами» и т. п.) следствие влияния пропаганды. Андрей Тарковский, прочитав «Казанский университет» Евтушенко, в своих дневниках писал: «Случайно прочёл… Какая бездарь! Оторопь берёт. Мещанский Авангард… Жалкий какой-то Женя. Кокетка. В квартире у него все стены завешаны скверными картинами. Буржуй. И очень хочет, чтобы его любили. И Хрущёв, и Брежнев, и девушки…».

В 1962 году в газете «Правда» опубликовано ставшее широко известным, стихотворение «Наследники Сталина» приуроченное к выносу из мавзолея тела Сталина. Большой резонанс вызвали и другие его произведения «Бабий яр» (1961), «Письмо Есенину» (1965), «Танки идут по Праге» (1968). Несмотря на столь откровенный вызов тогдашней власти, поэт продолжал печататься, ездить по всей стране и за рубеж. В 1969 году был награждён орденом «Знак Почёта».

Евгений Евтушенко печатается в слывших оппозиционными в советское время журналах «Юность» (также входил в редколлегию этого журнала), «Новый Мир», «Знамя».

Известными стали его выступления в поддержку советских диссидентов Бродского, Солженицына, Даниэля. Несмотря на это, Иосиф Бродский недолюбливал Евтушенко (со слов Сергея Довлатова, известна его крылатая фраза «Если Евтушенко против колхозов, то я - за») и резко раскритиковал избрание Евтушенко почётным членом Американской академии искусств и словесности в 1987 году.

В 1990 году стал сопредседателем Всесоюзной ассоциации писателей в поддержку перестройки «Апрель».

Личная жизнь

Евгений Евтушенко был официально женат 4 раза. Его жёны:

Изабелла (Белла) Ахатовна Ахмадулина, поэтесса (в браке с 1954);
Галина Семёновна Сокол-Луконина (в браке с 1961),
сын Пётр;
Джен Батлер, ирландка, его страстная поклонница (в браке с 1978),
сыновья:
Александр и
Антон;
Мария Владимировна Новикова (р.1962), в браке с 1987,
сыновья:
Евгений и
Дмитрий.

Всего у Евтушенко 5 сыновей.

Факты

В 1963 г. был номинирован на Нобелевскую премию по литературе.
Американский обозреватель Роберт Шелтон в номере газеты New York Times за 28 октября 1963 года сравнивает молодого Боба Дилана с Евтушенко «…perhaps an American Yevtushenko (the Russian poet)».
Некоторые источники приписывают П. А. Судоплатову высказывание о том, что Е. А. Евтушенко сотрудничал с КГБ, выполняя роль «агента влияния». Однако, в воспоминаниях самого Судоплатова это описано как рекомендация жены Судоплатова, в прошлом разведчицы, обратившимся к ней за консультацией офицерам КГБ относительно Евтушенко: «установить с ним дружеские конфиденциальные контакты, ни в коем случае не вербовать его в качестве осведомителя».
Евтушенко открыл в подмосковном Переделкине музей-галерею, приурочив это событие к своему дню рождения 18 июля 2010 года. В музее представлена личная коллекция картин, подаренных Евтушенко известными художниками - Шагалом, Пикассо. Есть редчайшая картина Эрнста, одного из родоначальников сюрреализма. Музей работает в специально построенном рядом с дачей поэта здании.
Супермикрокнига со стихотворением «Волга» имеет размер 0,5×0,45 мм, и является одной из 10 самых маленьких книг в мире.

(по паспорту — 1933 года) на станции Зима Иркутской области. Его отец — Гангнус Александр Рудольфович работал геологом, мать — Евтушенко Зинаида Ермолаевна — геолог, актриса и певица, Заслуженный деятель культуры РСФСР.

В конце июля 1944 года Евтушенко вместе с матерью уехал в Москву, где учился в школе и посещал поэтическую студию Дома пионеров. К этому времени его родители развелись.

Печататься Евтушенко начал в 16 лет. Первые публикации стихов в газете "Советский спорт" датированы 1949 годом.

В 1951-1954 годах Евтушенко учился в Литературном институте имени А.М. Горького. В 1954 году он был исключен из института (за поддержку романа Владимира Дудинцева "Не хлебом единым ") и больше нигде не учился, получая образование самостоятельно, в том числе он свободно владел английским, французским, итальянским, испанским языками.

Первая книга Евгения Евтушенко - "Разведчики грядущего" — вышла в свет в 1952 году, в том же году он стал самым молодым членом Союза писателей СССР.

В 1960-е годы Евгений Евтушенко наряду с Андреем Вознесенским, Бэлой Ахмадулиной, Робертом Рождественским и другими литераторами - "шестидесятниками" собирал большое количество зрителей на чтение своих стихов в Политехническом музее. К этому периоду относятся его стихотворения "И другие" (1956), "Лучшим из поколения" (1957), "Яблоко" (1960); "Взмах руки", "Нежность" (1962); "Идут белые снеги" (1969).

В 1970-х годах им написаны поэмы "Снег в Токио" (1974), "Северная надбавка" (1977).

Во второй половины 1980-х годов Евтушенко много выступал с публицистическими статьями. В 1989 году Евтушенко избирался народным депутатом СССР от Харьковско-Дзержинского территориального округа Харьковской области Украинской ССР.

В 1991 году он был приглашен в университет города Тулза (штат Оклахома, США) преподавать русскую поэзию.

Стихи 1990-х годов вошли в сборники "Последняя попытка" (1990), "Моя эмиграция" и "Белорусская кровинка" (1991), "Нет лет" (1993), "Золотая загадка моя" (1994) и другие. Книги уже нового века - "Между Лубянкой и Политехническим" (2000), "Я прорвусь в двадцать первый век…" (2001), "Между городом Да и городом Нет" (2002).

Как прозаик Евгений Евтушенко проявил себя в повестях "Перл-Харбор" (1967) и "Ардабиола" (1981), романах "Ягодные места" (1982), "Не умирай прежде смерти (Русская сказка) " (1993), "Автобиография" (1963, французское издание) и книге воспоминаний "Волчий паспорт" (1998), а также в нескольких рассказах и ряде очерково-публицистических книг.

В 1979 году Евтушенко снялся в роли Константина Циолковского в фильме Саввы Кулиша "Взлет". В 1983 году он по собственному сценарию поставил фильм "Детский сад", в котором выступил и как режиссер, и как актер. В том же качестве сценариста, режиссера, актера выступил в фильме "Похороны Сталина" (1990).

Евтушенко является автором инсценировок и сценических композиций — "На этой тихой улочке", поставленной по "Четвертой Мещанской", "Хотят ли русские войны", "Гражданские сумерки", поставленной по "Казанскому университету", "Просека", "Коррида" и других. Он также является автором пьес, некоторые из которых становились событиями культурной жизни Москвы: "Братская ГЭС" в Московском драматическом театре на Малой Бронной (1967), "Под кожей статуи Свободы" в Театре на Таганке (1972), "Благодарю вас навсегда…" в Московском театре имени М.Н. Ермоловой (2002).

На стихи поэта создавались музыкальные произведения. Поэма "Бабий Яр" стала литературной основой Тринадцатой симфонии Дмитрия Шостаковича, отрывок из поэмы "Братская ГЭС" лег в основу другого произведения композитора — вокально-симфонической поэмы "Казнь Степана Разина". На стихи Евтушенко написаны популярные песни "Бежит река, в тумане тает…", "Хотят ли русские войны", "Вальс о вальсе", "А снег повалится, повалится…", "Твои следы", "Спасибо вам за тишину", "Не спеши", "Дай Бог" и др.

Произведения Евгения Евтушенко переведены на более чем 70 языков, они изданы во многих странах мира. В 2008 году вышла в свет его книга "Весь Евтушенко", в которую вошли все его стихотворения от первых детских стихов и до стихов последних лет. В конце декабря 2012 года в Москве Евтушенко "Счастья и утраты", в который вошли произведения последних лет.

6 января 2015 года Евгений Евтушенко представил в культурном центре "ЗИЛ" новый сборник "Все поэмы", выписавшись из больницы, куда он попал в декабре 2014 года.

Евгений Евтушенко сам был редактором многих книг, составителем ряда больших и малых антологий, вел творческие вечера поэтов, составлял радио- и телепрограммы, организовывал грамзаписи, сам выступал с чтением стихов Александра Блока, Николая Гумилева, Владимира Маяковского, писал статьи, в том числе для конвертов пластинок (об Анне Ахматовой, Марине Цветаевой, Осипе Мандельштаме, Сергее Есенине, Булате Окуджаве).

Евтушенко был секретарем правления Союза писателей СССР.

Он — почетный член Американской академии искусств, почетный член Академии изящных искусств в Малаге, действительный член Европейской академии искусств и наук, почетный профессор Honoris Causa Университета новой школы в Нью-Йорке и Королевского колледжа в Квинсе.

Награжден орденами и медалями СССР, почетной медалью Советского фонда мира, американской медалью Свободы за деятельность по защите прав человека, специальным знаком за заслуги Йельского университета (1999).

В 1993 году широкий резонанс имел его отказ от получения ордена Дружбы в знак протеста против войны в Чечне.

Лауреат премии Академии российского телевидения "Тэффи" за лучшую просветительскую программу "Поэт в России - больше, чем поэт" (1998).

Лауреат Государственной премии СССР (1984, за поэму "Мама и нейтронная бомба").

Награжден международной премией "Читта ди Маринео", присуждаемой за выдающиеся достижения в области культуры (1995).

Награжден литературной премией США - объявлен поэтом Дома-музея Уолта Уитмена 1999 года (награда присуждается с 1989 года, ее получали только американские поэты, Евтушенко - первый иностранный поэт, получивший эту награду).

За литературные достижения в ноябре 2002 года Евгению Евтушенко присуждена интернациональная премия Aquila (Италия). В декабре того же года он награжден золотой медалью "Люмьеры" за выдающийся вклад в культуру ХХ века и популяризацию российского кино.

В мае 2003 года Евтушенко награжден общественным орденом "Живая легенда" (Украина) и орденом Петра Великого, в июле 2003 года - грузинским "Орденом Чести". Отмечен Почетным знаком основателя Центра реабилитации детей в России (2003).

В 2004 году награжден орденом "За заслуги перед Отечеством" III степени.

Лауреат Международной литературной премии "Гринцане Кавур" в номинации "Самый читаемый поэт" (2005).

Почетный гражданин города Зима (1992), а в Соединенных Штатах - Нью-Орлеана, Атланты, Оклахомы, Талсы, штата Висконсин.

В 1994 году именем поэта названа малая планета Солнечной системы, открытая 6 мая 1978 года в Крымской астрофизической обсерватории (4234 Evtushenko, диаметр 12 км, минимальное расстояние от Земли 247 млн км).

В 2006 году Евгений Евтушенко был награжден престижными литературными премиями: премией Эудженио Монтале (Италия), премией имени классика болгарской литературы Христо Ботева (Болгария). А в начале июля 2006 года президент Румынии вручил поэту высший государственный орден страны за выдающиеся культурные заслуги.

Одной из величайших личностей, живших в прошлом и в этом веке, бесспорно, является Евгений Евтушенко. Его многогранный талант привел к тому, что сам Евгений Евтушенко, его биография, личная жизнь, жены, дети и фото стали интересны почитателям его деятельности.

Настоящее имя героя Евгений Гангнус. Он родился в 1932 году 18 июля в сибирском поселке. С раннего детства мальчика преследовали крутые перемены. Началось с того, что его мать Зинаида изменила фамилию, полученную в браке, на свою девичью и ее же дала сыну.

Евгений Евтушенко

Фамилия Гангнус принадлежала отцу ребенка. Он был прибалтом с немецкими корнями. После этого в детской метрике изменили и год рождения маленького Жени на 1933. Таким способом мать ребенка пыталась минимизировать возникшие сложности с документами для эвакуации в ВОВ.

Судьба мальчика определилась рождением в семье людей искусства. Мама Жени была заслуженным деятелем культуры и актрисой. Отец сочинял стихи на любительском уровне. Поэтому любовь к чтению и истории были привиты малышу с самого детства. Уже в шестилетнем возрасте ребенок обучался азам грамоты. Любимые книги мальчика были вовсе недетскими: Флобер, Дюма, Сервантес, Ги де Мопассан.

В 1944 году Женю ждали новые испытания: переезд в Москву ознаменовался уходом папы из семьи к любовнице. Александр Рудольфович не перестал принимать активное участие в культурном росте сына. Он также старался дать ребенку более углубленные знания в области литературы.

Великий писатель и поэт Евгений Евтушенко

К тому времени Евтушенко уже обучался в поэтическом кружке при Доме Пионеров. Отец часто водил мальчика на поэтические встречи в ВУЗ МГУ. Евгению довелось присутствовать на творческих выступлениях А. Ахматовой, Б. Пастернака, А. Твардовского и других мастеров слова.

Дома у Евгения тоже часто собирались люди искусства. Мать мальчика приглашала в гости актеров, поэтов и писателей. Здесь побывали В. Соколов, Б. Ахмадулина, Е. Винокуров, М. Рощин и прочие.

Такое окружение привело к тому, что юный талант уже в раннем возрасте принялся сам сочинять. Результаты его творчества впервые были напечатаны в издании «Советский спорт» в 1949 году.

Молодой человек начал обучение в Литературном ВУЗе в 1951 году, но скоро был выдворен по причине систематических пропусков занятий. Это была официальная версия. На самом деле Евгений был склонен публично выражать свою точку зрения, которая расходилась с идеологией той эпохи. Уже в то время было ясно, что по прошествии лет Евгений Евтушенко, его биография, личная жизнь, жены и дети станут любопытны широкой общественности. Герой все же обрел свой документ об образовании, но случилось это многим позже в 2001 году.

Евгений Евтушенко в детстве

Несмотря на недостаток образования, молодой человек проявлял недюжинный талант и быстрыми темпами набирал популярность в своей среде. В 1952 году в печать ушло дебютное собрание стихов под названием «Разведчики будущего». Он состоял из бравурных призывов и патетических стихотворений. Настоящая поэзия увидела свет несколько позже в виде стихотворений «Вагон» и «Перед Встречей». После этого молодого поэта приняли в Союз писателей. В свои двадцать лет он был самым младшим членом сообщества.

Евгений Евтушенко в юности

Уже в таком раннем возрасте Евгений удостоился чести читать стихи совместно с Беллой Ахмадулиной, Булатом Окуджавой и Робертом Рождественским.

В это время его лучшими творениями стали:

  • «Стихи разных лет»;
  • «Третий снег»;
  • «Яблоко».

Евгений Евтушенко в молодости

Другие виды творческой деятельности поэта

Спектр сфер применения талантов Евгения Евтушенко широк. Он проявил себя в музыке, прозе, кино. Среди произведений в прозе есть множество шедевральных, которое сразу полюбилось читателям. Самой первой такой работой автора стала «Четвертая Мещанская». Ее опубликовали в 1959 году на страницах регулярного издания «Юность». Следующим стал рассказ «Куриный бог». Первый роман под названием «Ягодные места» увидел свет в 1982 году. Между первыми крупными произведениями прошло целых одиннадцать лет. Второй роман называется «Не умирай прежде смерти».

Евгений Евтушенко на сцене

Начало девяностых ознаменовалось переездом в Соединенные Штаты. В это время Евгений Евтушенко, его биография, личная жизнь, жены, дети и фото уже были занимательной информацией для поклонников его таланта. В Америке герой читал лекции по русской поэзии. Кроме того, он выпустил еще несколько работ.

В 2012 году вышло произведение «Счастье и расплата», после него — «Не умею прощаться». Если подвести краткие итоги, то им было написано более тринадцати десятков книг, многие из которых переведены на семьдесят языков.

Евгений Евтушенко принимал участие в поэтических вечерах

Благодаря своему таланту и трудолюбию Евтушенко удостоился ряда наград. Оригинальным знаком преклонения перед талантом мастера слава было название планеты, полученное ею в честь Евгения Евтушенко.

Также талант великого человека получил массу символов признания его деятельности за рубежом от иностранных организаций.

Творчество Евтушенко в музыке и в кино

Творчество Евгения Александровича стало вдохновляющим для некоторых представителей других творческих профессий. Также благодаря им Евгений Евтушенко, его биография, личная жизнь, жены и дети стали еще более интересны общественности.

На базе одной из поэм композитором Дмитрием Шостаковичем была создана прославленная тринадцатая симфония. Среди композиторов, с которыми также сотрудничал автор, Юлий Саульский, Евгений Крылатский, Эдуард Колмановский. Стихотворения Евтушенко, положенные на музыку, превратились в хиты: «А снег идет», «Родина», «Когда звонят колокола». Стоит отметить, что рок-оперы «Казнь Степана Разина» и «Иду белые снеги»также созданы на основе стихов автора.

Евгений Евтушенко в роли ученого Константина Циолковского

В тандеме с Энрике Пинеда Барнет Евтушенко написал сценарий к фильму «Я-куба». Кинокартина попала в прокат в 1964 году. Фильм «Взлет» герой украсил своим выступлением в главной роли. Этот фильм впервые показали в 1979 году.

На счету Евгения Александровича кинолента «Детский сад», в которой он выступил в качестве сценариста. Там же он сыграл роль второго плана. Его режиссерским опытом стала работа над кинофильмом «Похороны Сталина» в 1990 году. Сценарий для этой картины он написал сам.

Евгений Евтушенко с друзьями на отдыхе

Жены и дети Евгения Евтушенко

Семейная жизнь Евгения Александровича была яркой и полной событий. Он был женат четырежды. Первый союз с Беллой Ахмадулиной состоялся в 1954 году, но продлился недолго. По словам самого Евтушенко, их развели разные взгляды с женой на многие вопросы. В том числе и на поэзию. Женщина без лишних слов указывала уже состоявшемуся поэту на недочеты. Евгений Александрович говорил о том, что во всех браках его жены выступали самыми суровыми и одновременно главными для автора критиками его трудов. В случае с Ахмадулиной поэт не оставался в долгу и также критиковал ее творчество.

Евгений Евтушенко с первой женой Беллой Ахмедулиной

Следующей супругой поэта была Галина Сокол-Луконина. Она также жестко оценивала работы мужа. Но, если ей нравились его стихи, то она не скрывала этого и искренне с удовольствием демонстрировала свои чувства. Женщина родила Евтушенко первого ребенка – сына Петра.

Евгений Евтушенко и Мария Новикова

Последней любовью героя стала Мария Новикова. По образованию она врач и филолог. В браке тоже появились два сына: Дима и Женя. Все это сделало личную жизнь Евгения Евтушенко, его биографию, жен, детей и их фото занимательными для поклонников поэта.

Евтушенко тянуло к женщинам с ранних лет. Множество его строк было посвящено именно слабому полу и его переживаниям эротического характера.

Преподаватели и деятели культуры не знали, как реагировать на смелые заявления пятнадцатилетнего мальчика. А друзья советовали использовать свою потрясающую фантазию и выбрать другую тему для своих произведений.

Евгений Евтушенко с женой и сыновьями

Такое поведение Евтушенко было не только протестом ханжеству, но и демонстрацией своего рода бесстрашия. Его не печатали, ограничивали в передвижениях и всячески пытались пристыдить за разнузданные образы. Это придало несколько скандальную славу всему, что связано с Евгением Евтушенко: биография, личная жизнь, жены, дети.

Не стало великого человека весной 2017 года. Кончина пришла к нему в одной из американских больниц. Он ушел тихо во сне. Врачи сделали все возможное, чтобы продлить жизнь известного поэта, но время окончания великого пути уже наступило. Последним волеизъявлением Евтушенко было лежать недалеко от Пастернака в Подмосковье.

Евгений Евтушенко в последние годы своей жизни

Герой прожил долгую насыщенную жизнь и по сей день биография Евгения Евтушенко, его личная жизнь, жены и дети вызывают неподдельное внимание последователей его творчества.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: