Военные союзы и блоки. Военно-политические союзы. Североатлантический пакт. Малые военные блоки

Страны, входящие в военные блоки, обеспечивают безопасность на подведомственных территориях. Это достигается благодаря большому количеству каналов связи и объединению политических лидеров.

Военные блоки - понятие далеко не новое. Еще до нашей эры государства Древнего мира объединялись для борьбы с общими врагами.

В средине 600-х годов до н. э. между Спартой и другими древнегреческими полисами было заключено соглашение о сотрудничестве. Союз стал называться Пелопоннесским. Данный блок славился тем, что просуществовал целых два века.

Спартанцы решили заключить союз с целью получения лидерства в своем регионе. Племена илотов готовились к крупному восстанию, что угрожало Спарте. Союзники помогли избежать раскола державы.

В то же время другие полисы ощущали себя в безопасности, имея поддержку сильной армии спартанцев. В случае нападения врагов 2/3 армии отправлялось воевать, но командование осуществляли воины Спарты.

Главным достижением союза была победа в Пелопонесской войне, которая продлилась 27 лет.

В этот период география блока была расширена. Было образовано общегреческое объединение во главе со Спартой.

Пелопонесский союз распался в 362 году до н. э. после поражения от города Фив.

Фокидский союз существовал в V–II вв. до н. э. В объединении не было доминирующей стороны. Крупнейшим древнегреческим городом союза была Элатея.

Насчитывалось свыше восьми сотрудничающих городов. Перестал существовать союз в 146 году до н. э. Греческие объединения постепенно захватили римляне.

Греко-персидская война, которая шла в V веке до н. э., привела к организации Делосского союза. Он был создан для морской безопасности греческих краев, до этого не было морских объединений.

Афиняне считали себя выше своих союзников, облагали большими налогами и жестоко обращались с их жителями. Поэтому союз долго не просуществовал. Сотрудничество длилось с 477 по 426 г. до н. э.

Хронология первых коалиций

Латинский союз насчитывал свыше 30 римских общин. Их объединяли не только войны. Древние жители праздновали общие религиозные праздники, имели общий уклад жизни. Столицами данного союза были Альба-Лонга и Рим.

Жители латинских городов объединялись дважды. Первоначально союз существовал с VII века до 358 года до н.э. А второй раз с 358 до 340 года до н.э.

В 337 году до н. э. король Филипп II Македонский победил объединенное войско Фив и Афин и получил власть над регионом. Новый союз был назван Коринфским. Целью создания была защита от неприятелей.

В Коринфе проходило регулярное собрание представителей городов. В случае нападения Филипп II был главнокомандующим армией.

Крупнейшим объединением Древнего мира по праву считается Эллинский союз. Был заключен в 224 году до н. э. География членов соглашения впечатляет. Туда входили Македония, Фессалия, Эпир, Акарнания, Беотия, Фокида, Локрида и города Ахейского союза.

Союзники не могли вести внешнюю политику. В то же время границы и влияние каждого члена не должны были изменяться. Во многом управляющей стороной служил Ахейский союз.

Группа представителей решала, с кем воевать и как отвечать на атаки. Эллинский союз раскололся вследствие нападения Рима на Македонию. После войны весь Балканский полуостров отошел к римлянам.

Как и в древнее время, в Средневековье организовывались политические блоки. Если союзы древности обычно возникали в Греции, то спустя много лет объединялись разные страны Европы. В то время уже не было городов-государств, поэтому военные блоки занимали большую часть территории.

Средневековые союзы и их параметры

Одним из самых известных союзов того времени является Кёльнская конфедерация. Она была создана в 1368 году.

В конце XIV века был заключен союз между Данией, Норвегией и Швецией. Он назывался Кальмарской унией. Управление странами взял на себя датский король.

Союзникам не слишком нравилось кому-то подчиняться, но права автономий соблюдались. Конфликт Швеции и Дании привел к распаду огромного государства в 1523 году.

В средине ХII века был организован Германский союз, известный также как Ганзейский. В него входило 130 городов северо-западной части Европейского континента. Кроме того, еще около 3000 населенных пунктов подчинялось Ганзе.

Многие города были портовыми, поэтому цель союза была не только в объединении военных сил, но и в свободных торговых отношениях. Управление вели купцы, имевшие рыцарские ордена. Союз прекратил свое существование в XVII веке.

Союзы Нового времени

Немало военных блоков организовалось с XVI столетия.

Союзы нового времени

  1. Католическая лига. Год организации - Целью создания была подготовка Германии к участию в Тридцатилетней войне. По условиям Парижского мира была распущена.
  2. Священная лига. Была организована в 1683 г. Первоначальной целью было объединение Австрии и Польши против турецких войск. Позже к ним присоединились Венеция и Россия.
  3. С 1792 по 1814 было заключено шесть коалиций для борьбы с Францией. Участниками союза являлись ведущие государства Европы.
  4. Священный союз. Был заключен между Россией, Пруссией и Австрией в 1815 году. Просуществовал 17 лет. Цель создания - сохранение суверенитета ведущих стран.
  5. Союз трех императоров. Был заключен три раза: в 1873, 1881 и 1884 г. Участниками соглашения являлись монархи России, Германии и Австро-Венгрии.
  6. Тройственный союз. Годом создания является 1882-й. Членами военно-политического блока были Германия, Италия и Австро-Венгрия. Во многом объединение этих стран послужило подготовкой к Первой мировой войне. Государства оказывали поддержку друг другу и совместно боролись за колониальное господство. Тройственный союз распался, когда Италия заключила соглашение с Францией и стала поддерживать Антанту.
  7. Антанта. Была создана в 1904 году с целью противостоять Тройственному союзу. Партнерами выступили Российская империя, Франция и Великобритания. Союз принимал активное участие в Первой мировой войне, по окончании которой прекратил свое существование.

Международные организации - одна из важнейших форм многостороннего сотрудничества между государствами. Возникают они на основании соглашения между участниками. Деятельность международных организаций регламентируется уставом, эффективность их зависит от степени согласованности между государствами. Главными целями и задачами всех международных организаций являются создание конструктивной многосторонней базы международного сотрудничества, установление глобальных и региональных зон мирного сосуществования. Ныне в мире существует огромное количество разнообразных блоков и союзов стран, которые можно объединить в три группы: политические, экономические и смешанные.

Основная цель деятельности политических блоков - сотрудничество стран-участниц в политической и военной сферах, участие в создании системы коллективной обороны, сотрудничество относительно поддержки мира и безопасности на их территориях и вообще в мире, координация усилий для решения военно-политических и правовых проблем.

Организация Североатлантического договора - НАТО - военно-политический союз 18 стран, созданный 04.05.1949 г. в составе США, Великобритании, Франции, Бельгии, Нидерландов, Люксембурга, Канады, Италии, Норвегии, Португалии, Дании, Исландии; в 1952 г. к нему присоединились Греция и Турция, в 1955 г. - ФРГ, в 1981 г. - Испания. В 1966 г. из военной структуры вышла Франция, в 1983 г. - Испания, а в 1999 г. вошли Чехия, Польша и Венгрия.

Цель: обеспечение свободы и безопасности всех членов политическими и военными средствами в соответствии с принципами Устава ООН; общие действия и всестороннее сотрудничество с целью укрепления безопасности государств-участников; обеспечения справедливого порядка в Европе на основе общих ценностей, демократии, прав человека. Штаб-квартира - Брюссель (Бельгия).

Межпарламентский союз. Международная правительственная организация, которая объединяет национальные парламентские группы. Создан в 1889 г. Цель - объединение парламентеров всех стран для укрепления мира и сотрудничества между государствами. Штаб-квартира - Женева (Швейцария).

Организация Африканского единства - ОАЕ . Создана 26.05.1963 г. на конференции глав государств и правительств африканских стран в Аддис-Абебе. Состав (52 страны Африки. Цель: содействие единства и солидарности между странами Африки, интенсификация и координация усилий по повышению уровня жизни; защита суверенитета, территориальной целостности и независимости; ликвидация всех форм колониализма; согласования сотрудничества в сферах политики, обороны и безопасности, экономики, образования, здравоохранения и культуры. Штаб-квартира - Аддис-Абеба (Эфиопия).


АНЗЮС . Пятисторонний блок Великобритании, Австралии, Новой Зеландии, Малайзии и Сингапура. Цель - содействие коллективной обороны в Тихоокеанском регионе. Постоянной штаб-квартиры нет.

Организация Американских государств - ОАГ . Военно-политический союз, созданный в 1948 г. на 9-й Межамериканской конференции в Боготе, которая приняла Устав ОАГ. Состав (35 стран. Цель: поддержка мира и безопасности в Америке; предотвращение и мирное урегулирование конфликтов между государствами-участниками; организация общих действий для отпора агрессии; координация усилий для решения политических, экономических, юридических проблем; содействие экономическому, социальному, научно-техническому и культурному прогрессу стран-участниц. Штаб-квартира - Вашингтон (США).

Усиления интеграционных процессов в мировой экономике укрепило статус экономических союзов и группировок стран, ставящих целью содействие экономическому развитию стран-участниц, повышению уровня жизни их населения и защиты экономических интересов этих государств на мировой арене.

Амазонский пакт - торгово-экономический блок, созданный на основе Договора о сотрудничестве в Амазонии, приобрел силу в 1980 г. Состав (8 стран. Цель: ускоренное общее освоение и рациональное использование природных ресурсов бассейна Амазонии, защита ее от иностранной эксплуатации, сотрудничество в создании инфраструктуры. Штаб-квартира - Лима (Перу).

Организация экономического сотрудничества и развития - ОЭСР - сформировалась в 1961 г. как наследница Организации европейского экономического сотрудничества, образованной с целью оптимального использования американской экономической и финансовой помощи восстановлению Европы (план Маршалла) в сотрудничестве с европейскими странами - получателями этой помощи. Состав (25 стран). Цель : вклад в развитие мировой экономики с помощью обеспечения оптимального экономического роста, повышения занятости и уровня жизни, сохранение финансовой стабильности государств-участников; содействие экономическому и социальному благосостоянию путем координации политики государств-участников; согласование помощи государств ОЭСР развивающимся странам. Штаб-квартира - Париж (Франция).

Союз Арабского Магриба - САМ - создан в 1989 г. В состав вошли 5 стран: Алжир, Ливия, Мавритания, Марокко, Тунис. Цель : содействие успешному решению вопросов экономического развития, обеспечение высокой конкурентоспособности товаров стран региона на рынках мира. Штаб-квартира - Рабат (Марокко).

Ассоциация Карибских государств - АКГ - основана представителями 25 стран и 12 территорий на конференции в Картахене в 1994 г. В состав вошли 24 страны. Цель : содействие экономической интеграции стран Карибского бассейна. Штаб-квартира - Порт-оф-Спейн (Тринидад и Тобаго).

Андский пакт - АП - торгово-экономический союз, образованный в 1969 г. Боливией, Колумбией, Чили, Перу, Эквадором, Венесуэлой. В 1976 г. из состава вышли Чили. С 1969 г. ассоциированным членом является Панама. Цель : либерализация региональной торговли и введение единых внешних тарифов; создание общего рынка; координация экономической политики относительно иностранного капитала; развитие промышленности, сельского хозяйства и инфраструктуры с помощью общих программ; мобилизация внутренних и внешних финансовых ресурсов; сбалансирование экономического влияния Бразилии, Аргентины и Мексики. Штаб-квартира - Лима (Перу).

Вышеградская четверка сформирована в 1991 г. Польшей, Венгрией, Чехией и Словакией. Цель - ликвидация ограниченийи таможенных границ в торговле между членами четверки. Постоянной штаб-квартиры нет.

Европейская Ассоциация свободной торговли - ЕАСТ - создана в 1960 г. В состав вошли 9 стран. Цель - самостоятельная экономическая политика; беспошлинная торговля среди стран-участниц при сохранении ими самостоятельных тарифов по отношению других стран. Штаб-квартира - Женева (Швейцария).

Латиноамериканская ассоциация интеграции - ЛААИ - образована на основе Договора Монтевидео ІІ, подписанного странами-участницами, который приобрел силу в 1981 г. В состав вошли 11 стран. Цель - создание единого Латиноамериканского рынка. В границах ЛААИ сохраняются субрегиональные группы: Договор бассейна г. Ла-Плата (1969 г.), Картахенское соглашение (1969), Договор о сотрудничестве стран Амазонской зоны (1978). Штаб-квартира - Монтевидео (Уругвай).

Ла-Платская группа - торгово-экономический союз, образованный на основе Договора об экономической интеграции и общем освоении бассейна реки Ла-Платы в 1969 г. В состав вошли 5 стран: Аргентина, Боливия, Бразилия, Парагвай, Уругвай. Цель: общее экономическое развитие, использование и охрана ресурсов бассейна Ла-Платы. В 1986 г. между Аргентиной и Бразилией была подписана долгосрочная программа экономического сотрудничества - „акт интеграции”, к которой присоединился Уругвай, а в 1991 г. - Парагвай. Штаб-квартира - Буэнос-Айрес (Аргентина).

Организация стран-экспортеров нефти - ОПЕК - организована в 1960 г. на конференции в Багдаде. Устав принят в 1965 г., со временем испытал многоразовые изменения. Состав (12 стран): Венесуэла, Ирак, Иран, Кувейт, Саудовская Аравия, Катар, Индонезия, Ливия, Алжир, Нигерия, ОАЭ, Габон. Цель : координация и унификация нефтяной политики государств-участников; определение наиболее эффективных средств защиты их интересов; поиск средств обеспечения стабильности цен на мировых нефтяных рынках; охрана окружающей среды. Контролирует до 50% мировой торговли нефтью. Штаб-квартира - Вена (Австрия).

Североамериканская ассоциация свободной торговли - НАФТА - соглашение о создании было подписано 17 декабря 1992 г. в Вашингтоне, приобрела силу 1 января 1994 г. Состав : США, Канада, Мексика. Цель: создание зоны свободной торговли в Северной Америке на протяжении 15 лет; предполагаются меры по либерализации движения товаров, услуг, капиталов через границы с постепенной ликвидацией таможенных и инвестиционных барьеров. В перспективе - объединение всех американских государств (подобно к ЕС в Европе). Постоянной штаб-квартиры нет.

Черноморский район экономического сотрудничества - ЧРЕС - создан в 1990-1992 гг. В состав вошли 11 стран: Украина, Россия, Греция, Турция, Албания, Румыния, Болгария, Азербайджан, Грузия, Молдова, Армения. Цель: создание режима свободного перемещения товаров, услуг и капитала с целью расширения производственной кооперации и общего предпринимательства; расширение экономических связей в Азово-Черноморском регионе и близлежащих территориях. Предусматривает общие проекты в сфере транспорта, телевидения, энергетики, экологии, науки и техники, сельского хозяйства, пищевой промышленности, создание СЭЗ. Возможное место штаб-квартиры Главного исполнительного комитета - Стамбул (Турция).

БЕНИЛЮКС - экономический союз, созданный на базе таможенного союза. Договор об учреждении подписан в 1958 г. сроком на 50 лет, начал действовать в 1960 г. Состав : Бельгия, Нидерланды, Люксембург. Штаб-квартира - Брюссель (Бельгия).

Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество - АТЭС - создано по инициативе Австралии в 1989 г. в количестве 12 стран. В 2001 г. насчитывало 21 страну. В состав вошли: Австралия, Канада, Япония, Новая Зеландия, Южная Корея, США, Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины, Бруней, Мексика, Папуа-Новая Гвинея, Чили, Китай, Сянган, Тайвань, Россия, Вьетнам, Перу. Цель : создание АТЭС; смягчение взаимных торговых барьеров; обмен услугами и инвестициями; распространение сотрудничества в сфере торговли, охраны окружающей среды и т.п. До 2010 г. планируется создание Зоны свободной торговли АТЭС. Постоянной штаб-квартиры нет.

К смешанным блокам принадлежат интеграционные группировки стран, целью которых является сотрудничество в нескольких сферах. Направление сотрудничества определяется целями создания организации.

Ассоциация стран Юго-Восточной Азии - АСЕАН - политико-экономический союз, созданный в 1967 г. в Бангкоке. В составе 9 стран: Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины, Бруней, Вьетнам, Лаос, Мьянма. В 2005 году на очередном саммите присутствовал Президент России Путин В.В. Цель: содействие региональному сотрудничеству в экономической, социальной и культурной сферах с целью укрепления мира в регионе; ускорение экономического роста, социального прогресса и культурного развития в регионе с помощью общих действий по принципу равноправия и партнерства; сотрудничество в сельском хозяйстве, промышленности, торговли, транспорте, связи с целью повышения уровня жизни населения; укрепление мира и стабильности и т.п. Штаб-квартира - Джакарта (Индонезия).

Ассоциация регионального сотрудничества стран Южной Азии - СААРС - политико-экономический союз, созданный в 1985 г. в Дакке. Состав (7 стран): Индия, Пакистан, Бангладеш, Непал, Бутан, Шри-Ланка, Мальдивская Республика. Цель : ускорение экономического, социального и культурного развития стран-участниц, установление мира и стабильности в регионе. В 1987 г. в Дели были подписаны договор о создании регионального продовольственного фонда и конвенция по борьбе с терроризмом. Штаб-квартира - Катманду (Непал).

Карибское сообщество - КАРИКОМ - политическая и экономическая организация по сотрудничеству в сферах торговли, кредита, валютных отношений, координации экономической и внешней политики, создание общих объектов. Создана в 1973 г. на основе Договора в Чагуарамасе (Тринидад и Тобаго). В состав вошли 13 стран. Цель : политическое и экономическое сотрудничество; координация внешней политики; экономическое сближение общего таможенного режима; координация политики в сферах валюты и кредита, инфраструктуры и туризма, сельского хозяйства, промышленности и торговли; сотрудничество в областях образования и здравоохранения. Штаб-квартира - Джорджтаун (Гайана).

Лига Арабских государств - ЛАГ - создана в 1945 г. в Каире на основе пакта Арабской лиги. Состав (21 страна). Цель: укрепление связей между государствами-участниками в разнообразных областях (экономика, финансы, транспорт, культура, здравоохранение); координация действий государств-участников для защиты национальной безопасности, обеспечение независимости и суверенитета; запрет использования силы для урегулирования споров. Отношения базируются на принципах уважения к существующим в других странах режимам и отказ от попыток их изменения. Штаб-квартира - Каир (Египет).

Организация „Исламская конференция” - ОИК - создана в 1971 г. на конференции глав государств и правительств мусульманских стран в Раббате (Марокко). Состав (50 стран. Цель : содействие укреплению мусульманской солидарности; охрана святых мест; поддержка борьбы всех мусульман за обеспечение независимости и национальных прав; поддержка борьбы палестинского народа; сотрудничество в экономической, социальной, культурной, научной и других сферах жизни. Штаб-квартира - Джидда (Саудовская Аравия).

Содружество наций - добровольная ассоциация независимых государств, символом которой является британский монарх, признанный главой Содружества. Создано в 1947 г. Состав (51 страна). Цель : регулярные консультации стран по вопросам экономики, финансов, науки, образования, военной сферы; содействие благосостоянию народов. На встречах глав государств и правительств государств-участников Содружества обсуждаются международное положение, вопросы регионального развития, социально-экономическое положение, вопросы культуры, а также специальные программы Содружества. Штаб-квартира - Лондон (Великобритания).

Содружество Независимых Государств - СНГ - политико-экономический союз, созданный по соглашению от 8 декабря 1991 г. Состав (12 стран): Азербайджан, Армения, Грузия, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина. Место пребывания Исполнительного Секретариата - г. Минск (Беларусь). Бюджет СНГ формируется из равных взносов государств-участников. Цель: формирование условий стабильного развития стран в интересах повышения жизненного уровня населения; поэтапное создание общего экономического пространства на базе рыночных отношений; создание равных возможностей и гарантий для всех хозяйственных субъектов; общее осуществление экономических проектов; решение экономических проблем; политическое, военное, экономическое и культурное сотрудничество стран-участниц. Штаб-квартира - Минск (Беларусь).

Организация Объединенных Наций - ООН - создана 24 октября 1945 г., на 2002 г. насчитывала 190 членов. Наблюдатели ООН: Ватикан, Палестина, Организация Африканского Единства, Европейский Союз, Организация „Исламская конференция”, Международный комитет Красного Креста и т.п.. Официально не входит в ООН одна страна - Ватикан. Цель : поддержка и укрепление международной безопасности; развитие отношений между нациями на основе уважения принципов равноправия и самоопределения; международное сотрудничество по решению мировых проблем политического, экономического, социального, культурного характера; поощрение уважения к правам человека; преобразование ООН в центр согласования усилий наций и народов относительно достижения общих целей. Штаб-квартира - Нью-Йорк (США).

Основные подразделы ООН следующие: Генеральная Ассамблея (ГА) - главный орган ООН, который объединяет всех ее членов (по принципу „одно государство - один голос”). Совет Безопасности (СБ) - единый орган ООН, который может принимать решения, обязательные для членов ООН. Экономический и социальный совет (ЕКОСОР) - отвечает за экономическое и социальное сотрудничество и решает задачи, связанные с реализацией рекомендаций ГА (исследования, доклады и т.п.). Координирует деятельность специализированных учреждений ООН. Совет поопеке - состоит из постоянных членов Совета Безопасности и решает вопросы опеки США над некоторыми островами Микронезии.

Международный суд - главный судебный и юридический орган ООН. Создан в 1945 г., местонахождение - Гаага (Нидерланды). Суд решает споры только между государствами. Секретариат ООН - состоит из Генерального секретаря (избирается на 5 лет) и назначаемого им персонала, который отвечает за выполнение текущей работы ООН. Верховный комиссар по правам человека назначается Генеральным секретарем и отвечает за деятельность ООН в сфере прав человека. Официальные языки ООН - английский, испанский, китайский, русский, французский.

К специализированным подразделам ООН относятся: МАГАТЭ - Международное агентство по атомной энергии (штаб-квартира - Вена); ВМО - Всемирная метрологическая организация (Женева); ВОЗ - Всемирная организация здравоохранения (Женева) ; ВОИС - Всемирная организация интеллектуальной собственности (защищает авторское права в любых сферах - Женева ); ВПС - Всемирный почтовый союз (Берн ); ММО - Международная морская организация (безопасность на море и охрана океанов - Лондон ); ИКАО - Международная организация гражданской авиации (Монреаль ); МОТ - Международная организация труда (Женева ); МБРР - Международный банк реконструкции и развития; МВФ ; МСЭ - Международный союз электросвязи (радио, телефон, телеграф - Женева) ; ИФАД - Международный фонд сельскохозяйственного развития - Рим ; ЮНЕСКО - Организация ООН по вопросам образования, науки, культуры - Париж;ФАО - Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН - Рим.

Иллюстрация: OpenClipart-Vectors / pixabay

На днях в американском Норфолке открылся совет «NATO and regional military alliances 2018», организаторами которого выступают Консультативный комитет по оборонной политике, Командование Сил Специальных операций США и Совет по консультациям, командованию и управлению Организации Североатлантического договора. Основная повестка мероприятия посвящена векторам развития НАТО c учетом опыта текущих конфликтов в условиях растущей динамики конфликтогенных ситуаций в зонах ответственности альянса. Результатом работы площадки станет выработка концептуально-аналитической базы Совета по консультациям, командованию и управлению НАТО.

Центральным событием стала презентация специальным представителем Ближневосточного отдела Главного управления военных оценок и анализа Министерства обороны США Дэниэлом Берчем программы «США-НАТО: Глобальные вызовы и перспективы».

Документ определил статус-кво военно-политического блока как во внешней политике США, так и в «глобальном проектировании» (global design of world military alliances), т.е. в военно-политическом и геополитическом анализе, а примененная методологическая база и основные положение были приняты в качестве теоретической основы бедующего развития Североатлантического альянса. Де-факто программные положения закрепили переход отношений США-НАТО и союзников альянса на качественно новый уровень в рамках недавно принятой новой редакции американской Стратегии Национальной Безопасности.

«Современный мир мультимодален и чрезвычайно опасен, охвачен широким спектром угроз. Государства-оппоненты подрывают наши интересы. На Ближнем Востоке и Азии террористы, подконтрольные переходным не стабильным режимам, занимают значительные территории. В этих условиях наша главная задача – защита суверенных прав наших граждан и национальных интересов. Но не менее важным для нас остается безопасность наших постоянных партнеров. Современные войны, как и мир, благодаря прогрессу ушли значительно вперед. Их нельзя вести теми же методами как 25 или 10 лет назад. Конфликт асимметричен, а угрозы все более гибридные. Сегодня существует потребность в качественно новой военно-политической базе, способной защитить нашу коллективную безопасность и демократические основы. Любой потенциальный конфликт – это наш конфликт, поскольку он так или иначе несет угрозу нашим интересам» - говорится в преамбуле программы «США-НАТО: Глобальные вызовы и перспективы».

По мнению авторов документа главной проблемой для дальнейшего обеспечения глобального доминирования (через факторные системы) и одновременно для безопасности является политика-правовой статус блока, а именно статьи, ограничивающие операции вне географических зон ответственности альянса. Что при современном уровне развития транспортных, телекоммуникационных сетей и наличии «альтернативных ресурсных баз» (образовавшихся при появлении глобальных альтернатив или в следствии утери контроля над районами постоянной нестабильности) и разрастании конфликтных зон приводит к снижению оперативной гибкости задействованных сил и средств. Эта же проблема, усиленная потребностью в существовании сложной логистики как тактического, так и стратегического звена, не позволяет оперативно наладить необходимое взаимодействие сил стран-участниц НАТО со Стратегическим командованием Вооружённых сил США (STRATCOM) на региональном уровне, за исключением Сил быстрого реагирования альянса. Как результат, существенное снижение оперативно-тактической свободы. По словам Дэниэла Берча данные выводы были получены в результате качественного анализа ряда характеристик проводимых совместных операций на территории Ливии, Ирака и Сирии.

Кроме того, несогласованное применение военных, специальных, торгово-экономических и политических методов воздействия отдельных государств-членов НАТО в рамках общих целей коллективной безопасности приводит к разбалансировке отношений внутри самого альянса и к снижению доверия со стороны региональных союзников.

В частности, в качестве примера приводится конфликт за сферы влияния Франции и Италии на Ливийско-Суданской границе, где обе страны борются за контроль над суданским племенным ополчением, которое является буфером для миграционных потоков проходящих из Сахары. При этом обе стороны стремятся занять отдаленные месторождения Юго-Востока Ливии. Как итог данные процессы создают дипломатические барьеры для расширения взаимодействия США с режимом Халифа Хафтара, который контролирует ливийский восток и основные месторождения.

Аналогичный блок примеров связан с территориями Сирии и Ирака, где появились разногласия между США, Германий, Францией и Великобританией вокруг снабжения и подготовки Курдского ополчения, подконтрольного Курдским Национальным Советам, и Сирийских Демократических Сил. Как следствие, снижение влияние США на подконтрольные группировки, что потребовало дополнительных ресурсных затрат как со стороны Пентагона, так и со стороны Североатлантического альянса.

В связи с этим, по мнению аналитиков МО и специальных ведомств США, учитывая приобретённую фактическую разбалансировку внутри Организации Североатлантического договора, наиболее перспективным в современных геополитических условиях направлением является построение факторных систем международных коалиционных моделей. «Это позволит обеспечить наиболее приемлемый уровень согласования интересов стран-членов альянса и сохранить партнерские отношения с нашими региональными союзниками. При этом применение перспективных технологий позволит повысить легитимность альянса в лице мирового сообщества без ущерба военно-политической составляющей» - заявил Дэниэл Берч.

Исходя из этого, основное военно-политическое взаимодействие переходит с институционального на внеинституциональный уровень относительно Североатлантического альянса. Т.е. НАТО перестает выполнять роль внешней структуры управления и передает эту функцию в рамках геополитического моделирования различным координационным центрам и территориальным штабам STRATCOM, взаимодействуя с которыми на определенных ТВД в качестве основного актора, будет выступать «коалиция государств» и их территориальные структуры. Сам альянс выполняет роль «обеспечения территориальной неприкосновенности» стран-участниц. Т.е. используется в качестве базовой структуры для модернизации материально-технической и технологической баз, единого научного пространства, решает вопросы коллективной обороны и бюджетирования, а также выполняет политические функции по выработке коллегиальной позиции относительно существующих кризисных систем.

Применение данного подхода снимает вопросы о реформировании структуры НАТО, т.к. упраздняется военно-политическая субъектность вне зон отвественности блока. При этом жесткая вертикальная структура принятия и согласования решений сменяется более гибкой территориальной структурой. Подобное построение блоковой модели одновременно позволяет оптимизировать ресурсы, совместить управление как силами и средствами США, так стран-членов НАТО и их региональных партнёров на конкретном ТВД. Как следствие – повышение оперативной гибкости и ситуативной устойчивости всего образования.

Сама программа «США-НАТО: Глобальные вызовы и перспективы» опирается на комплексный факторный анализ потенциальных кризисных систем через закрытый «Индекс текущей и прогнозируемой динамики военно-политических конфликтов. С учетом трансграничных угроз». По словам Дэниэла Берча методологическая основа ранжирования «кризисных зон» схожа с BERI, однако полный набор переменных, как и способы их классификации, так и не были представлены.

В результате применения вышеуказанной методики страны, входящие в субрегиональную зону Большого Ближнего Востока, были разделены на 4 кластера:

1)Нестабильные зоны или стремящиеся к нестабильности – потребность во внешнем демократическом контроле: Алжир/Марокко, Ливия/Судан, Египет/Судан, Ирак/Турция, Сирия/Турция, Ирак/Сирия, Саудовская Аравия/Йемен;
2)Стабильные зоны с общим ростом внутренних угроз – системы с развитым демократическими связями: Израиль, Турция, Иордания, Саудовская Аравия;
3)Зоны, приобретающие стабильность или относительно стабильные – развитие демократических связей: Армения/Азербайджан, Афганистан/ «Ферганская зона»;
4)Контрагенты, стремящиеся к хаотизации: Иран, Пакистан.

Также в пояснительной записке к исследованию экспертами Института сухопутного командования США закреплена дополнительная категория источников угроз для стран-членов НАТО и их союзников – это «Региональные асимметричные военно-политические союзы», системным ядром которых выступают «Контрагенты» - Российская Федерация и Китай. В частности, речь идет о ОДКБ и оформляющейся политики по безопасности в рамках ШОС, а также о союзе Ирана, Пакистана и Китая. По мнению аналитиков и авторов документа данные организации не лишены противоречий и находятся на стадии своего оформления, однако именно они являются источниками «альтернативных ресурсных баз», о которых оговорилось выше.

Здесь в ходе оценки угроз наиболее эффективным методом ограничения влияние подобных субъектов является «технология замещения». Т.е. допущение альтернативных им сил в зоны геостратегических интересов стран НАТО. В качестве примера приводится успешная координация США и Индии, являющийся геополитическим оппонентом Китая в так называемой «Афганской зоне».

Переходя к выводам следует, во-первых, отметить, что программа «США-НАТО: Глобальные вызовы и перспективы» была принята в качестве теоретико-методологической основы для аналитического сопровождения Совета по консультациям, командованию и управлению НАТО, а значит описанные в ней методики будут использованы для фактической деятельности США и их союзников на указанных территориях.

Во-вторых, приведенная географическая классификация в рамках «Индекса текущей и прогнозируемой динамики военно-политических конфликтов. С учетом трансграничных угроз», даже с учетом не раскрытой методологии, де-факто обозначила страны, которые в ближайшее время подвергнутся комплексному воздействию со стороны стран-членов Организации Североатлантического договора и их союзников, что в свою очередь станет частью системного влияния на «контрагентов» - РФ, КНР, Иран и Пакистан.

В-третьих, противостоять подобному комплексному воздействию странам-контрагентам возможно через построение комплексных систем многоуровневых союзов и укрепляя интеграцию в рамках приведенных асимметричных блоковых моделей, что повысит факторную устойчивость этих стран.

Максим Александров

Военные и военно-политические блоки – детище второй половины 20-го века. Именно тогда в мировой практике появились блоки государств, предназначенные для коллективной защиты от внешней агрессии со стороны противников.

Военные и военно-политические блоки – детище второй половины 20-го века. Именно тогда впервые в мировой практике появились блоки государств, предназначенные для коллективной защиты от внешней агрессии со стороны идеологических и политических противников. Первым таким блоком государств стал образованный в 1949 году «агрессивный блок НАТО», как его называла официальная советская пропаганда. Через 6 лет, 14 мая 1955 года, образовалась военная Организация Варшавского Договора. Все последующие годы вплоть до 1991 года прошли под знаком противостояния этих двух военных организаций.

Позвольте, а почему, говоря о военных блоках, сразу вспоминаются только эти? Почему годом образования первого военного блока называется 1949 год? Что, разве раньше не было подобных организаций? А как же Антанта, Тройственный Союз, Антикоминтерновский пакт и т.д? Все вышеперечисленные организации суть результат политических договоров. Они не имели единого центра управления, командования, армии государств, входящих в них, не имели унификации в вооружении, не имели обще военной доктрины. Все вышеперечисленные договоры лишь обязывали страны, их подписавшие, вступать в войну, ежели какая-либо из стран-подписантов подвергнется внешней агрессии.

Военные блоки второй половины двадцатого столетия – это новое слово в области военной политики. Их существование было обусловлено начавшимся сразу же после окончания Второй Мировой войны противостоянием двух мировоззренческих систем – атлантистско-американской и советско-имперской. В результате в 1949 году из стран, попавших в результате Второй Мировой войны в американскую сферу влияния, был сформирован блок НАТО. Первоначально в него входили Бельгия, Великобритания, Дания, Исландия, Италия, Канада, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, США и Франция, вышедшая из военной организации блока в 1961-м, но сохранившая представительство в политических органах. В 1952 году ряды НАТО пополнили Турция и Греция (несмотря на непримиримые разногласия между этими странами), в 1955-м – ФРГ, в 1982-м – Испания.

Блок этот был сформирован для противодействия «советской военной угрозе», с целью недопущения расширения сфер влияния нашей страны. Основными сферами влияния этого блока были Европейский ТВД (театр военных действий) и вся Северная Атлантика. Именно эти территории предполагались в качестве основных арен грядущей Третьей Мировой войны.

Главными ударными силами этого блока были (и в настоящее время остаются) армии США и Великобритании; позднее к ним присоединились возрожденные под американским руководством вооруженные силы Германии – Бундесвер, ставшие главной ударной силой НАТО в Европе. Постепенно почти вся «несоветская» Европа оказалась опутана сетью НАТОвских военных баз. Особенно много баз было развернуто в Германии и Италии.

Примерно в то же время, в 1951 году, был создан военный блок АНЗЮС – региональное военное содружество Австралии, Новой Зеландии и США, призванный координировать усилия по коллективной обороне Тихого океана. Этот блок, в отличие от НАТО, не имел единого командования, единых вооруженных сил и постоянной штаб-квартиры. В настоящее время блок этот фактически прекратил свое существование, хотя официально распущен и не был.

В 1954 году с целью противодействия советской политической экспансии в регион Южной и Юго-Восточной Азии был создан блок СЕАТО, в который входили Австралия, Франция, Новая Зеландия, Пакистан, Филиппины, Таиланд, Великобритания и США. Однако просуществовал недолго и, не выполнив своей миссии, в 1977 году по взаимному согласию стран-участниц прекратил свое существование.

В 1971 году был создан блок АНЗЮК военно-политический союз, пятистороннее соглашение об обороне Великобритании, Австралии, Новой Зеландии, Малайзии и Сингапура, названное по начальным буквам названий основных участников.

Соглашение об образовании этого блока было заключено в форме совместного коммюнике министров обороны стран-участниц на совещании в Лондоне 15-16 апреля 1971и вступило в силу 1 ноября 1971.

Объявленная цель Соглашения - защита Малайзии и Сингапура от внешнего нападения.

По соглашению создавались объединённые ВС АНЗЮК. США рассматривали АНЗЮК как один из компонентов потенциальной военной коалиции всех американских союзников на случай обострения ситуации в мире или регионе.

Распущен этот блок был в 1975.

В ответ на агрессивные приготовления своих «вероятных противников» по инициативе СССР 14 мая 1955 года было подписано соглашение о создании военной Организации Варшавского договора – военного блока европейских стран – политических союзников СССР. В него первоначально входили Албания, Болгария, Венгрия, ГДР, Польша, Румыния, СССР, Чехословакия, но в 1961 году Албания приостановила свое членство в этой организации. Как уже отмечалось, создавался этот блок в ответ на появление в Европе ударных группировок войск стран-членов НАТО. Главной вооруженной силой ОВД были Вооруженные силы СССР; также довольно мощными считались Вооруженные силы ГДР, созданные при живейшем участии советских военных специалистов, и Польши.

Начиная с 1955 года, последующие 36 лет прошли в Европе под знаком противостояния блоков НАТО и ОВД. Закончилось это противостояние в 1991 году подписанием соглашения о роспуске военной организации Варшавского договора, выводом советских частей сначала с дальних подступов к нашей стране (из Польши, Венгрии, Чехословакии, ГДР), а затем – и с неспокойных окраин, ставших вдруг независимыми государствами.

Таким образом, в настоящее время в Европе безраздельно доминирует военный блок НАТО, пополнившийся в 1990-х – начале 2000-х годов новыми членами – бывшими участниками Организации Варшавского договора и даже бывшими советскими республиками. Однако вместе с эйфорией от расширения НАТО на Восток, в бывшие пределы так называемого «восточного блока», пришли и первые серьезные проблемы и разногласия. «Старые европейцы» - члены НАТО, выражают все большее недовольство доминированием в блоке США, регулярно втягивающих страны-члены блока в различные военные авантюры. И если в 1999 году в агрессии против Югославии прямо или косвенно приняли участие почти все члены НАТО, то уже в 2001-м году в американском вторжении в Афганистан некоторые члены НАТО принимал участие лишь формально. А уже в 2003 году в иракской авантюре открыто отказались участвовать Германия и Франция. Вместе с тем государства, лишь недавно ставшие членами НАТО, с непередаваемым рвением стремятся участвовать во всех военных операциях, осуществляемых и планируемых США.

Россия неоднократно резко негативно высказывалась относительно расширения Североатлантического альянса, однако мнение нашей страны по этому вопросу никем не учитывалось. В связи с этим по предложению России 15 мая 1992 года был подписан Договор о коллективной безопасности стран-членов СНГ, а конкретнее – Армении, Белоруссии, Киргизии, Казахстана, Таджикистана и России. В соответствии с Договором государства-участники обеспечивают свою безопасность на коллективной основе. Так, в Статье 2 Договора говорится: «В случае возникновения угрозы безопасности, территориальной целостности и суверенитету одного или нескольких государств-участников, либо угрозы международному миру и безопасности государства-участники будут незамедлительно приводить в действие механизм совместных консультаций с целью координации своих позиций и принятия мер для устранения возникшей угрозы». Таким образом, видно, что в доктринальном плане Договор о коллективной безопасности выражает сугубо оборонительную концепцию, не направленную против какой-либо конкретной страны или группы стран.

В рамках ОДКБ в 2001 году созданы Коллективные силы быстрого реагирования, в которые вошли по одному батальону из России, Казахстана, Киргизии и Таджикистана. А 11 октября 2005 года секретарь ОДКБ Николай Бордюжа заявил, что на территории Средней Азии будет создана коллективная армейская группировка, в которую от каждой страны войдут полки и даже дивизии. Планируется, что новая группировка будет подчиняться единому командованию. В случае же начала крупномасштабного военного конфликта государства-члены ОДКБ обязаны будут предоставить свои армии или все свои вооруженные силы для отражения агрессии. Таким образом, сделана серьезная заявка на превращение ОДКБ в полноценный военный блок уже даже не регионального, а мирового уровня.

Еще одна политическая организация, в рамках которой ведется активное военное строительство – это Шанхайская организация сотрудничества, в которую входят Россия, Китай, Таджикистан, Казахстан, Киргизия и Узбекистан, а в качестве наблюдателей в ее деятельности участвуют Индия, Пакистан, Иран и Монголия. Предыдущие два года прошли под знаком «боевого слаживания» частей и подразделений вооруженных сил стран-участниц ШОС. В частности, можно припомнить крупнейшие российско-китайские маневры «Мирная миссия», прошедшие летом 2005 года, российско-индийские учения ВДВ, российско-узбекские учения подразделений СПЕЦНАЗа ГРУ и ВДВ и некоторые другие. Все это говорит о серьезности намерений по созданию военной составляющей этой чисто политической организации, хотя официально такие намерения никем и нигде не были озвучены.

Военный потенциал данного гипотетического блока будет очень мощным – Россия, Китай, Индия и Пакистан имеют в своих арсеналах ядерное оружие; армия Узбекистана считается мощнейшей (не считая российской) среди среднеазиатских республик бывшего СССР; армия Китая имеет огромную численность и довольно неплохо оснащена. Однако нельзя обойти стороной и непримиримые противоречия, существующие между Индией и Пакистаном, Индией и Китаем и довольно прохладными отношениями между Пакистаном и Россией. Поэтому естественно, что внутри такого блока могут образовываться «под-блоки» - например, в интересах России плотнее взаимодействовать с Индией и Ираном, а в перспективе – заключить с этими государствами взаимовыгодные военно-стратегические союзы с целью обеспечения безопасности в регионе. Вероятно также появление регионального военного союза Китая и Пакистана, ибо эти две страны имеют давнюю историю военных взаимоотношений. Однако в случае реальной угрозы со стороны других стран или блоков вооруженные силы государств-участников ШОС должны выступить единым фронтом против агрессоров.

Особенно актуальным вопрос военного сотрудничества внутри ШОС становится в преддверии все более вероятного грядущего вторжения США в Иран. Но вне зависимости от того, будет ли в ближайшие годы разработана и реализована концепция этого военного блока, России необходимо усилить свое военно-политическое присутствие в регионе, в том числе и путем подписания реальных военно-стратегических соглашений со своими традиционными партнерами – Индией и Ираном.

Укрепление южных рубежей нашего государства, в том числе и на «дальних подступах», есть одна из наиглавнейших задач текущего момента.

Могут последовать возражения в том духе, что участие в военных блоках для нашей страны – дело ненужное, затратное, хлопотное, невыгодное. Мол, после Второй Мировой не было еще ни одного вооруженного конфликта между военными блоками государств, а, раз так – значит, военные блоки – это пережиток проклятого прошлого, от которого как можно скорее избавиться. Однако не стоит забывать, что большой войны не случилось именно из-за того, что все лидеры государств, входивших в блоки, понимали, к чему это может привести.

Резюмируя, можно утверждать, что участие и безспорное лидерство России в различных выгодных ей военных блоках необходимо для того, чтобы «застолбить» и достойно защитить свои политические, экономические и иные государственные интересы в различных регионах Земного шара.

Основная цель деятельности политических блоков - сотрудничество стран-участниц в политической и военной сферах, участие в создании системы коллективной обороны, сотрудничество по поддержанию мира и безопасности на территориях и в целом в мире, координация усилий для решения военно-политических и правовых проблем.

Организация Североатлантического договора - НАТО (Nord Atlantic Treaty Organization - NATO). Это военно-политический союз 26 стран, создан 4 апреля 1949 года в составе США, Великобритании, Франции, Бельгии, Нидерландов, Люксембурга, Канады, Италии, Норвегии, Португалии, Дании, Исландии, в 1952 г. к нему присоединились Греция и Турция, в 1955 г. - ФРГ, в 1981 г. - Испания, в 1999 г. - Чехия, Польша, Латвия, Литва, Румыния, Словакия и Словения.

В 1966 году Франция вышла из военной структуры НАТО, но продолжает оставаться его членом в политическом сотрудничестве. То же самое в 1983 году сделала Испания.

Высшие органы: сессия Совета НАТО (между сессиями - Постоянный совет), Комитет военного планирования, Военный комитет, Комитет ядерной обороны. Рабочий орган НАТО - Международный секретариат во главе с генеральным секретарем.

Цель: обеспечение свободы и безопасности всех членов политическими и военными средствами в соответствии с принципами Устава ООН; совместные действия и всестороннее сотрудничество с целью укрепления безопасности государств-участников, обеспечение справедливого и прочного мира в Европе на основе общих ценностей, демократии, прав человека.

Штаб-квартира - Брюссель (Бельгия).

Межпарламентский союз. Это международная правительственная организация, которая объединяет национальные парламентские группы, создана в 1889 году.

Цель: объединение парламентов всех стран для укрепления мира и сотрудничества между государствами.

Штаб-квартира - Женева (Швейцария).

Африканский Союз - АС (African Union - AU). Был создан 26 мая 1963 на конференции глав государств и правительств африканских стран в Аддис-Абебе под названием Организация Африканского Единства (ОАЕ), современное название получил 11.07.2000 года. Объективными причинами возникновения АС стали кардинальные изменения в расстановке политических сил в мире за время существования ОАЭ (1963 - 2000 гг) и достижение на рубеже нового тысячелетия части задач, которые были поставлены перед ОАЕ на время его создания.

В состав Африканского союза входят все 53 страны Африки: Алжир, Ангола, Буркина, Ботсвана, Бурунди, Габон, Гамбия, Гана, Гвинея, Гвинея-Бисау, Джибути, Демократическая Республика Конго, Экваториальная Гвинея, Эритрея, Эфиопия, Египет, Замбия, Западная сахара, Зимбабве, Кабо-Верде, Камерун, Кения, Коморские Острова, Конго, Кот-д"Ивуар, Лесото, Либерия, Ливия, Маврикий, Мавритания, Мадагаскар, Малави, Мали, Марокко, Мозамбик, Намибия, Нигер, Нигерия, Руанда, Сан-Томе и Принсипи, Свазиленд, Сейшельские Острова, Сенегал, Сомали, Судан, Сьерра-Леоне, Танзания, Того, Тунис, Уганда, ЦАР, Чад.

Цель: содействие единства и солидарности между странами Африки, интенсификация и координация усилий по повышению уровня жизни, защита суверенитета, территориальной целостности и независимости, ликвидация всех форм колониализма, согласование сотрудничества в сферах политики, обороны и безопасности, экономики, образования, здравоохранения и культуры.

Штаб-квартира - Аддис-Абеба (Эфиопия).

АНЗЮС (от первых букв стран его образовали - Australia, New Zealand, United States - ANZUS). Это трехсторонний союз Австралии, Новой Зеландии и США. Действует с 1952 года.

Цель: коллективная оборона в Тихоокеанском регионе.

АНЗЮК (от первых букв стран его образовали - Australia, New Zealand, United Kingdom - ANZUK). Это пятисторонний блок Великобритании, Австралии, Новой Зеландии, Малайзии, Сингапура.

Цель: содействие коллективной обороне в Тихоокеанском регионе.

Постоянной штаб-квартиры не имеет.

Организация американских государств - ОАГ (Organization of American States - OAS). Военно-политический союз, созданный в 1948 году на 9-й Международной конференции в Боготе, принявшей Устав ОАГ.

Состав (35 стран): Антигуа и Барбуда, Аргентина, Багамские Острова, Барбадос, Белиз, Боливия, Бразилия, Венесуэла, Гаити, Гайана, Гватемала, Гондурас, Гренада, Доминика, Доминиканская республика, Эквадор, Канада, Колумбия, Коста-Рика, Куба, Мексика, Никарагуа, Панама, Парагвай, Перу, Сальвадор, Сент-Винсент и Гренадины, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, США, Суринам, Тринидад и Тобаго, Уругвай, Чили, Ямайка.

Цель: поддержание мира и безопасности в Америке, пресечение и мирное урегулирование конфликтов между государствами-участниками, организация совместных действий при отражении агрессии; координация усилий для решения политических, экономических, юридических проблем, содействие экономическому, социальному, научно-техническому и культурному прогрессу стран- участников.

Штаб-квартира - Вашингтон (США).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: