Вес снаряда ису 152. Военное обозрение и политика. Чем обеспечивалась связь с экипажем

Самоходно-артиллерийская установка принята на вооружение и запущена в производство в феврале 1943 года. Своеобразным рекордом является то, что на ее проектирование и изготовление опытного образца было затрачено всего 25 суток. Установка была создана на базе тяжелого танка КВ-1С . При этом качающуюся часть мощной 152-мм пушки-гаубицы МЛ-20 практически без изменений установили в раму-станок и вместе с боекомплектом и экипажем разместили в специально спроектированной боевой рубке на шасси танка.

Серийное орудие конструктивным изменениям при этом почти не подверглось, немного видоизменились лишь противооткатные устройства и расположение цапф орудия. При этом лобовой броневой щит с массивной броневой маской, кроме защиты от снарядов, служил еще и уравновешивающим элементом. В ходе серийного производства на самоходную установку для защиты от нападения с воздуха стали монтировать турель с крупнокалиберным зенитным пулеметом. СУ-152 оказались очень эффективным средством борьбы с тяжелыми танками: почти 50-килограммовые снаряды этих установок легко пробивали броню "Тигров" и "Пантер", срывали с них бронированные башни. СУ-152 поступали на вооружение гвардейских тяжелых самоходно-артиллерийских бригад (по 65 установок СУ-152 в каждой бригаде).

Конструкторское бюро Челябинского Кировского завода разработала САУ СУ-152 в декабре 1942 года - январе 1943 года. Руководил бюро Ж.Я. Котин. Опытный образец имел обозначение КВ-14 ("Объект 236"), который увидел свет 24.01.43 г.
Из "Истории Великой Отечественной воины": "По заданию Государственного Комитета Обороны на Кировском заводе в Челябинске в течение 25 дней (уникальный срок в истории мирового танкостроения!) был сконструирован и изготовлен опытный образец самоходной артиллерийской установки СУ-152, с февраля 1943 г. поступившей в производство" .

После успешно пройденных испытаний в феврале 1943 года самоходно-артиллерийская установка была поставлена на вооружение Красной Армии постановлением ГКО от 14.02.1943 года. Самоходно-артиллерийская установка СУ-152 выпускалась серийно с февраля до декабря 1943 года. Всего было изготовлено 670 СУ-152.
Установка СУ-152 относилась к типу полностью бронированных самоходных установок с передним расположением броневой рубки и была создана на базе танка КВ-1С. Боевое отделение и отделение управления были совмещены. Экипаж состоял из пяти человек. Механик-водитель располагался слева впереди в отделении управления, за ним наводчик, за наводчиком - заряжающий. Справа от орудия впереди размещался командир машины, за ним - замковый. Для наблюдения за полем боя использовались перископ ПТК-4, обеспечивавший круговой обзор и пять призменных зеркальных смотровых приборов, установленных на крыше броневой рубки и крышках левого и кормового люков. В крышке правого люка имелся лючок для сигнализации.

У механика-водителя имелся смотровой лючок со стеклоблоком, закрываемый броневой крышкой со смотровой щелью. Посадка экипажа производилась через два люка, закрываемых броневыми крышками: круглый, расположенный в передней части крыши справа и прямоугольный двухстворчатый люк, расположенный в кормовой части крыши и кормовом листе рубки. В днище корпуса в боевом отделении располагался запасной (аварийный) люк. Левый круглый люк, закрывавшийся броневой крышкой, предназначался для панорамы Герца.

Основным оружием являлась 152,4-мм пушка-гаубица МЛ-20 обр.1937 г. с поршневым затвором с инерционным предохранителем и щелевым дульным тормозом, смонтированная в рамке в лобовом броневом листе броневой рубки. Длина ствола составляла 28,8 калибра, высота линии огня - 1800-мм. В конструкции противооткатных устройств использовались гидравлический тормоз отката и гидропневматический накатник. Для наводки орудия использовались ручные секторные механизмы, которые обеспечивали углы вертикальной наводки от -5° до + 18°, по горизонтали - в секторе ± 12°. Для наводки орудия на цель использовались подъемным и поворотный механизмы секторного типа и прицелы: телескопические СТ-10 или КТ-5 - при стрельбе прямой наводкой и панорама Герца - при стрельбе с закрытых огневых позиций.

При стрельбе ночью шкалы прицела и панорамы, а также прицельная и орудийная стрелки имели специальную подсветку. Дальность стрельбы прямой наводкой составляла 3800 м, наибольшая - 6200 м. Скорострельность пушки-гаубицы составляла 2 выстр./мин. Для облегчения заряжания орудия был установлен откидной лоток, который обеспечивал устранение задевания ведущего пояска снаряда за срез трубы ствола. В боекомплект установки входили 20 выстрелов раздельного гильзового заряжания.

Для стрельбы использовались: осколочно-фугасная дальнобойная стальная пушечная граната ОФ-540 с взрывателем ГВМЗ (или РГМ, РГМ-2, Д-1), бетонобойный гаубичный снаряд Г 530 с взрывателем КТД, осколочно-фугасная дальнобойная стальная гаубичная граната ОФ-530 с взрывателем РГМ (или РГМ-2, РГ-б. Д-1, ГВМЗ), осколочная дальнобойная гаубичная граната сталистого чугуна 0-530А с взрывателем ГВМЗ, бронебойно-трассирующнй снаряд Б-540 с взрывателем ДР и фугасный морской полубронебойный снаряд с взрывателем КТМФ, а также заряды нового и старого устройства и специальные - для стрельбы бронебойно-трассирующими снарядами (с начальной скоростью 600 м/с) и фугасными морскими полубронебойными снарядами (с начальной скоростью 573 м/с).

Кроме того могли использоваться пушечные бетонобойные снаряды Г-545 с тем же взрывателем массой 56 кг и фугасные стальные пушечные гранаты старого образца Ф-542 и Ф-542Ш. Дополнительно в боевом отделении укладывались два 7,62-мм пистолета-пулемета ППШ с боекомплектом 1278 патронов (18 дисков) и 25 гранат Ф-1, позднее боекомплект к ППШ был увеличен до 1562 патронов (22 диска).

Броневая защита - противоснарядная. Корпус и рубка установки были сварены из броневых катаных листов толщиной 20-мм, 30-мм, 60-мм и 70-мм. Маска пушки имела толщину 60-мм. Зазор между подвижной бронировкой орудия и верхним лобовым листом корпуса машины был защищен броневым прикрытием.

Лобовой, скуловые, бортовые и кормовой броневые листы рубки, а также лобовые листы корпуса имели рациональные углы наклона. Борта корпуса самоходно-артиллерийской установки - вертикальные. В правом нижнем бортовом листе корпуса в боевом отделении располагался люк для загрузки боеприпасов, закрываемый откидной броневой крышкой на петлях. В закрытом положении крышка люка удерживалась двумя болтами. Для стрельбы из личного оружия в лобовом и кормовом листах броневой рубки имелись специальные отверстия, закрывавшиеся броневыми пробками. Кормовая часть корпуса состояла из двух броневых листов (верхнего и нижнего) закругленной формы, приваренных к бортовой броне корпуса. В средней части верхний лист перекрывал нижний, образуя тем самым карман для выхода охлаждающего воздуха из танка. Для защиты от попадания посторонних предметов карман закрывался проволочной сеткой.

Крыша броневой рубки - съемная, состоящая из двух частей, соединенных между собой. С передним, скуловыми, боковыми и кормовым листами рубки листы крыши соединялись с помощью болтов. В передней части крыши рубки помимо двух люков и отверстия под смотровой прибор, имелись два отверстия (справа) для установки командирской панорамы и антенного ввода, прикрытого броневым стаканом, и сзади справа - лючок, закрывавшийся откидной броневой крышкой на петлях, для доступа к заправочным горловинам топливных баков, расположенным в боевом отделении. Отверстия под смотровые приборы в крыше рубки и крышках люков имели броневое прикрытие.

Вентиляция боевого отделения самоходной установки осуществлялась за счет тяги воздуха, создававшейся работающим двигателем при открытых шиберах в моторной перегородке. Крыша над моторно-трансмиссионным отделением состояла из двух съемных броневых листов, крепящихся к корпусу танка болтами. Первый лист крыши в центральной части имел люк для доступа к двигателю, закрывавшийся броневой крышкой. В центре крышки в выпуклой ее части находилось отверстие, закрывавшееся броневой пробкой, которое предназначалось для заливки воды в систему охлаждения двигателя.

По краям листа вдоль бортов корпуса имелись два прямоугольных отверстия для доступа охлаждающего воздуха к двигателю самоходно-артиллерийской установки, закрывавшиеся сверху защитными сетками. В задней части листа были сделаны два отверстия для прохода выхлопных труб, над которыми устанавливались броневые прикрытия. Задний броневой лист имел два круглых люка для доступа к узлам и агрегатам трансмиссии, которые закрывались откидными броневыми крышками на петлях. Днище корпуса самоходки было сварено из двух броневых листов и имело люки и отверстия, закрываемые броневыми крышками и пробками. В качестве противопожарного оборудования использовался один теграхлорный огнетушитель.

В моторно-трансмиссионном отделении вдоль продольной оси корпуса устанавливался дизель В-2К мощностью 600 л.с. (441 кВт). Емкость основных топливных баков составляла 600 - 615 л. При установке запасных наружных баков запас возимого топлива увеличивался на 360 л. Запас хода установки по шоссе на основных баках достигал 330 км.

В состав трансмиссии входили: многодисковый главный фрикцион сухого трения стали по феродо, четырехступенчатая коробка передач с демультипликатором, обеспечивавшая восемь передач переднего и две передачи заднего хода, два многодисковых бортовых фрикциона с трением сталь но стали, с плавающими ленточными тормозами с накладками феродо и два бортовых планетарных редуктора. Приводы управления трансмиссией - механические.

Подвеска - индивидуальная торсионная, с ограничителями хода опорных катков. В состав гусеничного движителя входили двенадцать сдвоенных опорных катков (диаметром 600-мм), шесть поддерживающих катков, два направляющих колеса с механизмами натяжения гусениц, два ведущих колеса кормового расположения со съемными зубчатыми венцами цевочного зацепления с мелкозвенчатыми гусеницами. Опорные и поддерживающие катки, а также направляющие колеса были выполнены цельнометаллическими - без резиновой амортизации. Ширина штампованного трака гусеницы составляла 608-мм.

Электрооборудование самоходной установки было выполнено по однопроводной схеме, за исключением аварийного освещения (двухпроводное). Напряжение бортовой сети составляло 24 В. В качестве источников электроэнергии использовались четыре аккумуляторные батареи, соединенные последовательно-параллельно, а также генератор ГТ-4563А мощностью 1 кВт с релерегулятором РРА-24. В состав потребителей электроэнергии входили: электростартер с пусковым реле, радиостанция, телефонные аппараты ТПУ, электросигнал, приборы внутреннего и наружного освещения и освещения артприборов, контрольно-измерительные приборы, электроарматура и электропроводка. Для внешней радиосвязи устанавливалась радиостанция 9Р или 10Р (10РК-26) с умформерами РУ-75В и РУ-11Б, для внутренней связи - танковое переговорное устройство ТПУ-4 БИС.

Боевое крещение самоходно-артиллерийские установки СУ-152 получили на Курской дуге. Их появление на поле боя было для немецких танкистов полной неожиданностью. Эти самоходные установки прекрасно проявили себя в единоборстве с немецкими танками "Тигр" , "Пантера" и "Фердинандами". Их бронебойные снаряды пробивали броню вражеских машин, срывали с них башни. За это фронтовики с любовью называли тяжелые самоходки "Зверобой".



Разработчик: КБ ЧКЗ
Год начала работ: 1942
Год выпуска первого прототипа: 1943
Серийно выпускалась в 1943-1944 гг., оставалась на вооружении до 1946 г.

Появление в сентябре 1942 года на советско-германском фронте новых тяжелых танков Pz.VI Ausf.H “Tiger” в некотором роде застало советское командование врасплох. До этого момента считалось, что Германия будет наращивать производство модифицированных средних танков Pz.VI, а машины тяжелого класса смогут появиться на вооружении на раньше 1943 года. Удар был более болезненным ещё и потому, что советская противотанковая артиллерия оказалась практически бессильной против толстой лобовой брони “тигра”. Наиболее распространенные армейские орудия ЗиС-2 (57-мм) и ЗиС-3 (76,2-мм) могли успешно бороться с тяжелыми танками только на предельно близких дистанциях, не превышавших 300-500 метров, а 45-мм пушки могли пробить бортовую броню “тигра” разве что в упор. Намного лучших показателей можно было добиться при использовании пушек-гаубиц типа МЛ-20 или М-30.

Однако, ещё за несколько месяцев до этого момента (в марте 1942 г.), конструкторами Г.Н.Рыбиным и К.Н.Ильиным была разработана САУ У-18, базировавшаяся на конструкции тяжелого штурмового танка КВ-7. Тогда, отказавшись от идеи многопушечной установки, была рассчитана возможность замены её на одну гаубицу МЛ-20. Был даже построен макет У-18, но у военных он одобрения не получил.

Спустя месяц, 18 апреля 1942 года, от имени начальника 2-го отдела НКТП инженера-конструктора С.А.Гинзбурга на адрес Сталина (ГКО), Молотова (СНК), Федоренко (НКО) и Горегляда (НКТП) была отправлена докладная записка “По вопросу создания современного тяжелого танка прорыва ИС”, в которой говорилось следующее:

“Опыт Отечественной войны пока зал, что одной из характерных особенностей современных боевых действии является преодоление мощных укреплений — ДОТ-ов и ДЗОТ-ов на важнейших стратегических рубежах.

Нет сомнений в том, что по мере продвижения наших войск на Запад они будут встречать укрепления, все более мощные и лучше вооруженные артиллерией и оснащенные минными полями.

Какими средствами возможно с малой кровью и наименьшим расходом металла и времени преодолеть - прогрызть эти препятствия?
После глубокого анализа и при учете располагаемых нами средств я пришел к твердому убеждению о необходимости сделать нижеследующее предложение.
Для комплексного решения этой задачи требуется мощная артиллерийская установка с калибром не менее 152 мм. Эта установка должна быть защищена тяжелой броней и обладать высокой проходимостью и маневренностью. Таким требованиям может удовлетворять только тяжелый танк, вооруженный 152-мм пушкой и тяжелой броней 120-150 мм толщиной.

Выбор артиллерийской системы.

а) Наиболее подходящим орудием для этого танка явилась бы 152-мм пушка БР-2, но габариты и вес пушки столь значительны, что они не позволят решить эту задачу в варианте, до статочно защищенном, при максималь но допустимом для транспортировки весе неразборной части около 60 т.

В 1935 году система БР-2 мною была установлена и испытана на самоходе СУ-14 весом в 48т при основном бронировании до 20 мм толщиной. Этот самоход в 1940 г. был дополнительно за бронирован броней до 10 мм толщиной, что вызвало увеличение веса свыше 60 тонн и привело к значительной потере проходимости и маневренности.

Современное противотанковое оружие и бронебойные снаряды (комбинированные) требуют уже сегодня для защиты этого типа самохода минимум толшипц бронирования в 100 мм, при
этом вес неразборной части самохода будет не менее 100 т, что, безусловно, является неприемлемым.

б) Другим типом артиллерийской системы, подходящим для решения этой задачи является 152-мм пушка-гаубица МЛ-20. Эта пушка значительно уступает против БР-2 по мощности, по зато она значительно конструктивнее для установки по своим га баритам. Пушка БР-2, имея начальную скорость в 800 м/с, решает задачу поражения ДОТ-а на дистанции 400-500 м одним выстрелом, пушка МЛ-20, имея начальную скорость в 610 м/с, для решения той же задачи потребует попадания двумя снарядами в одну и ту же воронку, что будет возможно при ведении огня по цели в упор на 100-200м.

Для достижения последнего необходимо надежно забронировать эту систему, дабы она могла без особого риска подойти вплотную к цели, выдерживаяне только огонь противотанковой артиллерии, но и не опасаясь преодоления даже минных полей. Пушка МЛ-20 позволяет создать самоход такого типа с достаточной защищенностью. Поэтому в выборе системы нужно остановиться на пушке МЛ-20.

Выбор типа самохода.

При выбранном типе пушки МЛ-20 разрешение задачи создания тяжелого самохода возможно в двух вариантах.
а) Компромиссное решение: у станов ка 152-мм пушки МЛ-20 на шасси танка KB без башни с ограниченными углами горизонтальной наводки. В этом случае передние листы брони должны быть утолщены, по крайней мере, до 100-110 мм. В сумме всех изменений этот артиллерийский самоход будет иметь вес 50-56 т. Таким образом, полученное решение вопроса не является кардинальным, и вот почему. Нашему современному тяжелому танку КВ-1 по своему типу первоклассной боевой машины присущи, как первенцу, органические конструкторские пороки (недостаточная прочность отдельных агрегатов, низкая маневренность и др.).

От этих недостатков сам танк KB-1, путем доработки, можно в основном излечить, но перспектива дальнейшего использования его шасси, при его утяжелении, останется все же ограничен ной из-за несоблюдения условия надежности и резкого падения маневренности самого танка.

Учитывая острую нужду в данном самоходе, я считаю допустимым изготовление небольшой серии этих танков с пушкой МЛ-20, ибо это можно сделать очень быстро, в течение 1,5-2 месяцев.

б) Радикальным решением настоя щей задачи может явиться только но вый тип тяжелого танка прорыва, вооруженного основной артиллерийской системой МЛ-20 и защищенного броней 120-130 мм. Исходя из имеющегося опыта, можно гарантировать пост ройку этого танка с использованием дизель-моторов В-2 с достаточной защищенностью, маневренностью и с круговым обстрелом из 152-мм пушки МЛ-20 при боевом весе до 100 т и весе е/о неразборной части для перевозки по железной дороге не свыше 60 т. Проект характеристики такого типа танка «ИС» при сем прилагаю.

Взвешивая свой личный 13-летний опыт конструктора-танкиста и руководителя танкового конструкторского бюро, имеющего на протяжении последнего десятка лет ряд выполненных aналогичных работ (Т-26, Б-Т, Т-28, Т-35, СУ-14, СУ-5, АТЗ-1, Т-23, Т-37 и Т-50), считаю возможным разрешить задачу постройки нового танка с полной гарантией за качество и в минимальные сроки.

При поручении мне этого задания и оказании незначительной помощи с полной гарантией берусь вместе с коллективом сработавшихся со мной конструкторов и спутников завода №174\ выполнить работу по проектированию и постройке сразу небольшой серии в 5 таких танков к 1.IX.1942 г. Одновременно может быть закончена подготовка к последующему выпуску мелких серий этого типа танков. Четкой организации выполнения этого задания поможет в значительной степени коллективный опыт по выполнению скоростными методами постройки танка Т-50, имеющийся у этого коллектива.
Прошу рассмотреть вопрос о принятии моего предложения, ибо оно, я уверен, отражая задачи ближайших дней, позволит нашей Красной Армии так же, как примененные по моему предложению в финскую кампанию экранированные танки Т-26, надежно прогрызать вражеские укрепленные районы пеной малой крови и большой экономии времени и металла.

Товарищ Сталин, прошу разрешить лично доложить Вам по данному предложению

Предложение: краткая тактико-техническая характеристика танка “ИС”.

Инженер-конструктор, воениженер 1 ранга Гинзбург”.

Таким образом, “прародителем” знаменитого “зверобоя” был отнюдь не Ж.Я.Котин, как это принято считать до сих пор. В свою очередь, записка Гинзбурга вовремя совпала с постановлениями пленума Артиллерийского комитета ГАУ, на котором признали весьма желательным создание самоходных артиллерийских систем оснащенных орудиями ЗиС-3, 122-мм гаубицей обр.1938 г. и 152,4-мм гаубицей-пушкой обр.1937 г. (“уничтожитель ДОТов”). По большому счету предлагалось вернуться к теме тяжелых штурмовых танков, взамен выбывших КВ-2 и отвергнутого КВ-9, которые как раз и вооружались артсистемами аналогичных калибров.

Кроме того, весной 1942 года детально прорабатывался вариант оснащения самоходки 203,4-мм гаубицей Б-4 массой 12700 кг, стрелявшей 100-кг боеприпасами и прдполагавшейся для разрушения долговременных огневых точек противника, прежде всего бетонных ДОТов. Эта модификация, получившая индекс У-19, также осталась только на уровне проекта из-за сильно увеличившихся размеров и массый, по самым приблизительным оценкам доходившей до 66 тонн.

Решение первой задачи (76,2-мм САУ) поручили коллективу Гинзбурга, который к июню 1942 г. представил опытный экземпляр самоходного орудия СУ-12, впоследствии ставшей более известной под обозначением СУ-76. С установкой 122-мм гаубицы тоже не возникло особых проблем – в качестве базы было выбрано шасси танка Т-34 обр.1942 г., на которое установили неподвижную рубку и необходимое для САУ оборудование. А вот вопрос с 152,4-мм гаубицей-пушкой ещё полгода оставался открытым. В немалой степени задержка была связана с разгромом советских армий на Барвенковском выступе и под Ленинградом, повлекшей за собой огромные потери в танках и САУ. Основные ресурсы были брошены на восполнение потерь и на некоторое время о САУ повышенной мощности забыли.

Вновь об установке 152,4-мм орудия на танковое шасси вспомнили только осенью 1942 года, когда положение на критически важных участках фронта более-менее стабилизировалось. Собственно, тогда специализация “уничтожитель ДОТов” отошла на второй план. Первостепенной задачей стала борьба с немецкими тяжелыми танками типа Pz.V “Panther” и Pz.VI “Tiger”. Как уже говорилось ранее, стрельба по трофейным танкам показала недостаточную эффективность имеющихся противотанковых средств. В то же время, советская сторона не располагала артсистемами, наподобие немецких PaK43 или PaK43\41 калибра 88-мм, обладавших высокой мощностью. Выход из создавшейся ситуации виделся только в наращивании калибра, но это неизбежно влекло за собой уменьшение начальной скорости снаряда и ухудшение его бронепробиваемости. Расчет делался на то, что даже если снаряд не пробьёт лобовую броню того же “тигра”, то нанесёт ему огромную повреждения менее защищенных частей или в результате динамического удара экипаж вражеской машины будет контужен и не сможет продолжать бой. Подобные выводы делались на основе боевого применения крупнокалиберных орудий, причем не только с советской стороны. Впрочем, намного большей проблемой было отсутствие надежных бронебойных и кумулятивных снарядов, которые в достаточном количестве появились только в конце войны.

В ноябре 1942 года, по инициативе начальника ГАБТУ генерал-лейтенанту Я.Н.Федоренко и наркома вооружений Д.Ф.Устинова, была начата разработка самоходной артиллерийской установки вооруженной пушкой-гаубицей МЛ-20С. Причем главному конструктору ЧКЗ Ж.Я.Котину выделили на это всего несколько дней. Специальным приказом НКТП №764 от 13 ноября 1942 года для разработки САУ в КБ ЧКЗ была создана специальная группа, в которую для постоянной работы с УЗТМ переводили конструкторов Н.В.Курина, Г.Н.Рыбина, К.Н.Ильина и В.А.Вишнякова, уже имевших опыт проектирования самоходки повышенной мощности.
Поставленная задача предполагала, что орудие должно быть установлено на шасси КВ-1с с сохранением габаритов и большинства ТТХ этого танка. Не теряя времени Котин вылетел на Мотовилихинский орудийный завод, где через сутки ему удалось поставить на погрузку одну из гаубиц МЛ-20С. В это же время под руководством заместителя главного конструктора Н.М.Синеву был начат процесс доработки КВ-1с под установку на него крупнокалиберного орудия.

Конструкторская бригада ЧТЗ буквально за несколько дней по эскизным чертежам соорудила вокруг МЛ-20С, стоявшей на тумбовой установке, фанерный макет боевой корпуса в предельно допустимых габаритах. Несмотря на тесноту в боевом отделении инженерам удалось выкроить место под 20 выстрелов раздельного заряжания.

Рассмотрев проект НКТП сделало вывод, что установка крупнокалиберного орудия на шасси танка КВ-1с вполне целесообразна, но далее было принято решение проектировать САУ в конкурсном порядке. На обсуждение 2 января 1943 года было представлено три проекта самоходного орудия.

Вариант Уралмаша, привезенный в Челябинск главным конструктором Ф.Ф.Петровым, сохранял все танковые узлы на предлагаемом шасси, но предусматривал модернизацию самого орудия, на что требовалось дополнительное время. Второй проект, предложенный Л.С.Трояновым, сохранял артиллерийскую систему без изменений, но требовал удлинения корпуса, взятого от серийного тяжелого танка КВ-1С.

По третьему проекту, выдвинутому Ж.Я.Котиным уже в момент обсуждения, качающуюся часть 152-мм пушки-гаубицы МЛ-20 практически без изменений устанавливали в рамку и вместе с боекомплектом и экипажем размещали в специально спроектированной боевой рубке на шасси танка КВ. Конструкция артсистемы при этом практически не претерпело изменений, за исключением небольшой доработки противооткатных устройств и расположения цапф орудия. Такой приём позволял уменьшить силу отдачу при выстреле и сократить длину люльки, на которой установили усиленную обойму с цапфами. При этом броневой щит, кроме защиты от снарядов, служил еще и уравновешивающим элементом.

Приёмная комиссия выбрала вариант Котина, не учитывая возражения Ф.Ф.Петрова, настаивавшего на доработке орудия. Доводы “артиллеристов” были более чем весомые – прежде всего, необходимо было увеличить начальную скорость снаряда, которая составляла всего 600 м\с, модернизировать противооткатные устройства и вообще, сделать МЛ-20С более приемлемой для установки на танковое шасси. В то же время Д.Ф.Устинов и В.А.Малышев, настаивавшие на скорейшем налаживании тяжелой САУ, отказались принять во внимание эти факторы, что не помешало им обязать Петрова приложить максимум усилий по установке МЛ-20С. Всё это привело к нескольким крупным просчетам в конструкции САУ, первоначально обозначенной как КВ-14 .

Самоходная установка, за исключением новой боевой рубки, не сильно отличалась от серийного КВ-1с. Ходовая часть САУ состояла из 6 сдвоенных опорных катков на каждый борт с торсионной подвеской, 3 поддерживающих роликов, переднего направляющего и заднего ведущего колеса. Механизм натяжения гусеницы был винтовым и применительно к каждой гусенице состоял из 86-90 одногребневых траков шириной 608 мм и шагом 160 мм.

На КВ-14 устанавливался четырёхтактный V-образным 12-цилиндровымй дизельный двигатель В-2К мощностью 600 л.с. Пуск двигателя обеспечивался двумя стартёрами СМТ-4628 мощностью 6 л.с. каждый или сжатым воздухом из двух резервуаров ёмкостью 5 литров в боевом отделении машины. САУ имела плотную компоновку, при которой основные топливные баки объёмом 600 и 615 литров располагались и в боевом, и в моторно-трансмиссионном отделении.

Броневой корпус самоходной установки сваривался из катаных броневых плит толщиной 75, 60, 30 и 20 мм, причем вертикальные лобовые плиты боевой рубки имели рациональные углы наклона. Орудие монтировалось в установке рамного типа справа от осевой линии машины. Противооткатные устройства МЛ-20С защищались неподвижным литым броневым кожухом и подвижной литой сферической бронемаской. Посадка и выход экипажа производились через прямоугольный двухстворчатый люк на стыке крышевого и заднего листов броневой рубки и через круглый люк справа от орудия. Круглый люк слева от орудия не предназначался для посадки-выхода экипажа, он требовался для вывода наружу удлинителя панорамного прицела. Корпус также имел днищевой люк для аварийного покидания экипажем самоходки и ряд мелких лючков для погрузки боекомплекта, доступа к горловинам топливных баков, другим узлам и агрегатам машины.

Трансмиссия самоходки была механической и состояла из следующих компонентов: многодисковый фрикцион сухого трения “стали по феродо”, 4-ступнчатая КПП с демультипликатором (8 передач вперед и 2 назад), два многодисковых бортовых фрикциона с трением “сталь по стали” и два бортовых планетарных редуктора.

Экипаж СУ-14 состоял из 5 человек. Слева от орудия располагались механик-водитель (впереди), затем наводчик, и сзади – заряжающий. Командир машины и замковый находились справа от орудия.

Вооружение самоходки состояло только из пушки-гаубицы МЛ-20С, которая отличалась от обычной МЛ-20 только уменьшенной до 32 калибров длиной ствола. Орудие имело вертикальные углы наводки от -5° до +18°, сектор горизонтальной наводки составлял 12°. Высота линии огня составляла 1,8 м, дальность прямого выстрела – 800-900 м по цели высотой 2,5-3 м, дальность выстрела прямой наводкой – 3,8 км, наибольшая дальность стрельбы – 13 км. Выстрел производился посредством электрического или ручного механического спуска. Арсенал снарядов МЛ-20С оказался существенно меньше: орудие могло вести огонь только бронебойно-трассирующими остроголовыми снарядами БР-240 массой 48,8 кг и начальной скоростью 600 м\с (либо тупоголовыми БР-240Б с аналогичными показателями) и осколочно-фугасными снарядами ОФ-540 массой 43,56 кг и начальной скоростью 655 м\с на полном заряде. Кроме того, в боекомплект могли включаться бетонобойные снаряды Г-545. Легкое стрелковое вооружение должно было включать зенитный 12,7-мм пулемет, установленный на туреле на люке командира, но на серийных машинах он не устанавливался.

Средства наблюдения за окружающей обстановкой на КВ-14 были достаточно разнообразны. На крыше боевого отделения устанавливалось три призменных смотровых прибора с защитными броневыми крышками, ещё два таких прибора ставилась на левом круглом люке и верхней створке прямоугольного двустворчатого люка. Рабочее место командира машины оснащалось перископом ПТК-4. Механик-водитель в бою вёл наблюдение через смотровой прибор с триплексом, установленным в люке-пробке слева от орудия, который защищался броневой заслонкой. Для ведения огня СУ-152 оснащалась двумя орудийными прицелами –телескопическим СТ-10 для стрельбы прямой наводкой на дистанции до 900 метров и панорамой Герца для стрельбы с закрытых позиций.

Средства связи включали в себя радиостанцию 9Р (впоследствии была заменена более новыми 10Р и 10РК-26), а также переговорное устройство ТПУ-4-Бис на 4 абонента.

Согласно представлению ГАУ РККА Государственный Комитет обороны постановлением № 2692 от 4 января 1943 года обязал завод № 100 НКТП и завод №172 НКВ в течение 25 дней разработать и изготовить на базе тяжелого танка КВ-1 С опытный образец установки, вооруженной 152-мм пушкой-гаубицей обр.1937 г. Впрочем, проработка рабочих чертежей началась 3 января 1943 года, ещё до официального утверждения проекта Ж.Я.Котина. Одновременно весь ведущий состав конструкторов был переведен на казарменное положение. В течение 10 дней они находились в КБ и не уходили домой. Чертежи прямо с чертежных досок отправлялись в цеха.

Поскольку Котин параллельно был назначен ответственным за налаживание производства СУ-122 в Свердловске на ЧКЗ он появлялся с целью проверки только несколько раз в неделю, доверив основную работу челябинскому КБ (по распоряжению Устинова права на внесение соответствующих изменений в конструкции КВ-14, без согласования с КБ, дали инженеру К.Н.Ильину). Это позволило в кратчайшие сроки внести все необходимые изменения и уже 24 января 1943 года первый прототип КВ-14, получивший к тому моменту обозначение “Объект 236” , был полностью собран.

Испытания КВ-14 начали на полигоне под Челябинском уже на следующий день. По массо-габаритным характеристикам и бронированию самоходка вполне устроила заказчика. Артиллеристам также понравилось, что КВ-14 полностью сохранил возможности режимов стрельбы, которые были идентичны обычной гаубице МЛ-20, но в остальном САУ оказалась не столь удачной.

По-прежнему много нареканий вызывала ненадежная работа перегруженной трансмиссии. Боевое отделение, имевшее сильно “ужатые” габариты, было явно тесным для экипажа из 5 человек. Боекомплект из 20 снарядов справедливо посчитали недостаточным, но больше всего неудобств доставляло обслуживание орудия МЛ-20С и его раздельное заряжание.

Впрочем, баллистические характеристики орудия оказались впечатляющими. Если верить официальным данным, то при огневых испытаниях прямой наводкой стрельба велась 50-кг болванками (которые должны были имитировать выстрел осколочно-фугасным снарядом) по фанерному щиту размерами 2х2 метра с дистанции 500, 800, 1000 и 1200 метров. Все снаряды точно легли в цель. Прицеливание в данном случае осуществлялось при помощи обычного оптического прицела. При дальнейших испытаниях проводилась стрельба по трофейному танку Pz.IV – после очередного выстрела снаряд угодил в башню и снёс её с погона. Испытательный цикл был завершен 7 февраля, после чего самоходной орудие было принято на вооружение РККА под обозначением СУ-152 .

Выпуск СУ-152 продолжался до ноября 1943 года включительно, пока на конвейере КВ-1с не был заменен более совершенным тяжелым танком ИС-1. а затем ИС-2, имевшим идентичную ходовую часть. Всего построили 671 самоходное орудие из которых 666 поступили в войска. Название «Зверобой» за СУ-152 закрепилось ещё до начала её боевого применения — своё дело сделала пропаганда новой самоходки и эффективности её 152-мм орудия.

К концу марта на ЧКЗ успели собрать первую партию из 35 машин, которые сразу отправили в состав тяжелых самоходно-артиллерийских полков (тсап), которые по штату должны были располагать 12 СУ-152 и одним командирским танком КВ-1с. Бросать в бой неподготовленные экипажи тяжелых САУ командование не решилось, поэтому СУ-152 попали на фронт только к началу Курской битвы. В официальных источниках утверждается, что по состоянию на 5 июля 1943 года в составе 2-й армии Центрального фронта имелось всего два полка с тяжелыми самоходными орудиями (1540-й и 1541-й тсап полной комплектации), которые приняли активное участие в боях с немцами, однако это далеко не так.

Вопреки распространенному мнению использование СУ-152 во время Курской битвы было весьма ограниченным, поскольку непосредственно к линии фронта был выдвинут только 1529-й тсап, оперативно подчиненный 7-й гвардейской армии, но фактически входивший в состав РКГ Воронежского фронта. По состоянию на 1 июля 1943 года в нём числилось 12 СУ-152 и 1 командирский танк КВ-1с – этот состав не менялся в течении двух последующих недель, за исключением периода с 7 по 9 июля, когда одна самоходка находилась в текущем ремонте. Командование старалось не вводить тяжелые САУ в бой без крайней необходимости, лишив танковые и пехотные части мобильной артиллерийской поддержки. Столь крайняя бережливость в скором времени принесла свои горькие плоды – в течении 7 июля 1529-й тсап привлекался к артподдержке оборонявшихся войск на линии с\х Поляна – н\п Батрацкая Дача – к\х Соловьев. Дальнейгие действия самоходчиков нашли отражения в оперативной сводке №39, переданной штабом полка в конце 8-го июля.

“…В течении суток полк вёл огонь: 8.07.1943 в 16.00 по батарее штурмовых орудий на южной окраине свх.”Поляна”. Подбито и сожжено 7 самоходных орудий и разбито 2 ДЗОТа, расход 12 ОФ гранат. В 17.00 по танкам противника (до 10 шт.) вышедших на грейдерную дорогу 2 км юго-западнее свх.”Батрацкая дача”. Прямой наводкой СУ-152 3-й батареи 2 танка были зажжены и 2 подбиты, один из них Т-6. Расход 15 ОФ гранат. В 18.00 3-ю батарею посетил командующий 7-й гв.А генерал-лейтенант Шумилов и вынес благодарность расчетам за отличную стрельбу по танкам. В 19.00 была обстреляна колонна автомашин и повозок с пехотой на дороге южнее свх.”Поляна”, разбито 2 автомашины, 6 повозок с пехотой. До роты пехоты рассеяно и частично уничтожено. Расход 6 ОФ гранат.”

Из описания боевых действий экипажей 1529-го сап хорошо видно, что СУ-152 вполне оправдали данное им ещё до Курской битвы название “Зверобой”. Не вводя машины в прямой бой с танками и самоходками противника командование полка добилось хороших результатов даже при использовании только осколочно-фугасных (ОФ) гранат, обладавших небольшой эффективностью при стрельбе по сильно бронированных целям, вроде Pz.VI “Tiger”. Впрочем, не исключено, что других боеприпасов полк попросту не получил.

Затем, в ходе запланированного на утро 9 июля наступления, которое предполагалось провести силами 25-го гв.ск, ударную группировку составили всего 36 танков (ещё 18 находилось в подвижном резерве) и всего 4 САУ, среди которых была только одна СУ-122. Остальные самоходки были уничтожены во время предыдущих боёв, либо находились в ремонте. Об использовании СУ-152 в этой операции упоминаний найти не удалось.
Не было СУ-152 и во время знаменитого сражения под Прохоровкой, поскольку приказ о выделении полка тяжелых САУ для усиления ударной группировки 5-й танковой армии был получен только 12 июня, когда после серии локальных боёв обе стороны понесли тяжелые потери и временно перешли к обороне. СУ-152 появились на этом участке фронта значительно позже, когда немцы начали планомерный отход.

В то же время, экипаж под командованием майора Санковского смог добиться впечатляющих результатов, подбив в июльских боях 10 танков противника, таким образом показав наилучший результат среди «самоходчиков».

Тем не менее, даже за столь короткий период боевой эксплуатации у самоходки в полной мере провился целый ряд недостатков, являвшихся следствием их упрощенной конструкции. СУ-152 из-за своей большой массы обладали невысокой мобильностью и требовали более внимательного технического обслуживания, чем СУ-76 и СУ-122. Более того, стремясь сделать СУ-152 максимально технологичной и простой в производстве Котин не учитывал такой фактор, как удобство работы экипажа. Помимо того, что боевая рубка оказалась чрезмерно тесной, в ней отсутствовала нормальная вентиляция. Из-за этого уже через несколько минут боя танкисты начинали утомляться, что сказывалось на эффективности их действий. Немало нареканий доставило отсутствие пулеметного вооружения, исключавшее борьбу с пехотой противника. Предусмотренный проекте турельный пулемет ДШК на предприятии не устанавливался, поэтому самоходки дополняли пулеметным вооружением уже на фронте. Впоследствии большинство этих проблем решили на новой САУ ИСУ-152, но летом-осенью 1943 года выбора у артиллеристов не было.

Двумя месяцами позже самоходные орудия СУ-152 отличились при освобождении правобережной Украины, хотя машин этого типа по-прежнему было крайне мало. Введённый ранее в состав 19-го танкового корпуса 1540-й тсап задействовали при отражении немецкого контрнаступления в полосе боевых действий 70-й армии. Например, во ходе одной из контратак к советским позиция начала приближаться группа из 15 Pz.IV и 6 Pz.VI “Tiger”. Срочно выдвинутые к переднему краю фронта СУ-152 открыли огонь с дистанции 2000 метров, подбив три немецких танка без собственных потерь. Среди подбитых танков оказался один “тигр”, что лишний раз убедило советское командование в эффективности вооружения СУ-152.

Во время Киевской наступательной операции 52-я тбр 16-го тк получила для усиления 1835-й тсап. К утру 7 ноября 1943 года отдельные части бригады, включая СУ-152, захватили г.Фастов и перешли к оборонительным действиям. Хотя в строю осталось всего три САУ и один КВ-1с полк в течении двух суток держал оборону на господствующей высоте, отбив несколько атак, в которых участвовали не только танки и пехота, но и 20-мм зенитные пушки. Потеряв единственный КВ «самоходчики» уничтожили по два немецких танка и САУ, четыре орудия и до роты солдат. К концу сражения онем СУ-152 было подбито и сожжено 16 вражеских танков, после чего немцы были вынуждены прекратить бесплодные атаки и отойти назад.

В конце 1943 года в составе 28-й армии 4-го Украинского фронта действовал 40-й тсап, укомплектованный всего девятью СУ-152. В период с 20 по 25 ноября полк, совместно с 34-м гв.тпп (20 танков КВ-85) вёл тяжелые бои в районе н\п Екатериновка. В первый же день “самоходчики” потеряли шесть машин, которые были подбиты артогнем противника и подорвались на минах, но совместными усилиями с танками и пехотой им удалось занять первые линии немецких окопов. На следующие сутки противник предпринял контратаку, задействовав десять танков Pz.IV Ausf.H, но потеряв пять машин и не достигнув намеченной цели вынужден был снова перейти к обороне. Утром 23 ноября советские войска снова перешли в наступление и прорвали немецкую оборону на глубину до 5 км. Успех проведенной операции был омрачен потерей трех КВ-85, один из которых сгорел. В дальнейшем, вплоть до 28 ноября, на этом участке фронт бои вёл только 40-й тсап, который вывели в тыл после потери всех САУ, большая часть которых не подлежала восстановлению.

Не менее ожесточенные сражения разгорелись во время освобождения Крыма. Приданный 19-му танковому корпусу в качестве усиления 1452-й тсап имел на вооружении 11 КВ-85, 5 КВ-1с, 6 СУ-152 и 3 СУ-76. Наличие в “самоходном” подразделении столь большого количества танков было обусловлено их мощным вооружением – 85-мм пушка Д-5Т, установленная на КВ-85, вполне успешно поражала все виды целей, включая тяжелые танки и полевые укрепления. 8 апреля 1944 года в подчинение 3-й гвардейской стрелковой дивизии был передан танковый полк, включавший 11 КВ-85, 5 КВ-1с и СУ-152, – с этими силами советская пехота пошла в наступление в районе Турецкого вала с целью захвата н\п Армянск. Практически сразу танки наскочили на не указанное на карте минное поле, проделать проход в котором удалось через 3 часа. Немецкая оборона была пробита, но за время боя полк потерял 13 танков и 2 САУ (подбиты артиллерией), уничтожив при этом 11 ДОТов, 5 ПТО и до 200 солдат противника. Затем, до 10 апреля, 1542-й тсап стоял на ремонте, а на следующий день сводная танко-самоходная группа в составе 3 КВ-85, 2 СУ-152 и 2 СУ-76 при поддержке пехоты из 3-й гсд перешла в наступление в районе Ишуни. Не имея точных разведданных об оборонительных сооружениях противника танкисты оказались перед 8-метровым противотанковым рвом и замаскированными ямами-ловушками, в которые угодили несколько машин. Застрявшие танки и САУ сразу накрывались артиллерийским огнем, что привело к неоправданным потерям.

Воевавшие рядом амоходки из состава 1824-го тсап в марте-апреле 1944 года участвовали в освобожении Бахчисарая и Симферополя, а впоследствии единственные уцелевшие СУ-152 и КВ-85 приняли участие в боях за Севастополь и 9 мая первыми ворвались в город.

На протяжении 1943-1944 года самоходные орудия активно участвовали в боях в Прибалтике и на Карельском перешейке, где вместе с более новыми ИСУ-152 активно воевал 1539-й тсап. Часть САУ в этот период была передана в состав тяжелых танковых полков прорыва, где они временно заменили вышедшие из строя старые танки КВ-1, КВ-85 и «Churchill».

Самоходки СУ-152 были официально сняты с вооружения только после завершения войны. Общая оценка САУ была положительной, однако ряд существенных недостатков помешал полноценно использовать боевой потенциал самоходки. Стремясь сделать СУ-152 максимально технологичным и простым в производстве Котин не учитывал такой фактор, как удобство работы экипажа. Помимо того, что боевая рубка оказалась чрезмерно тесной, в ней отсутствовала нормальная вентиляция. Из-за этого уже через несколько минут боя танкисты начинали утомляться, что сказывалось на эффективности их действий. Немало нареканий доставило отсутствие пулеметного вооружения, исключавшее борьбу с пехотой противника. Предусмотренный проекте турельный пулемет ДШК на предприятии не устанавливался, поэтому самоходки дополняли пулеметным вооружением уже на фронте. И всё же, СУ-152 оказались мощным противотанковым средством, сыгравшим безусловно положительную роль в боях 1943-1944 гг.

Источники:
«СУ-152 родоначальник клана «Зверобоев» И.Мощанский М-Хобби, №2(24)\2000
«Тяжелые САУ Красной Армии», М.Барятинский, Бронеколлекция №2\2006
«КВ-85» Коломиец М., Мощанский И. М-Хобби, №5\1999
М.Свирин «Самоходки Сталина. История советской САУ 1919-1945». Москва. Яуза\ЭКСМО. 2008
«Советские тяжёлые самоходные артиллерийские установки 1941-1945 гг.» Солянкин А. Г., Павлов М. В., Павлов И. В., Желтов И. Г., Экспринт, 2005
Dishmodels: СУ-152. «Зверобой»
ВИФ: Фотографии трофейной советской техники

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ ТЯЖЕЛОЙ САМОХОДНОЙ УСТАНОВКИ
СУ-152 обр.1943 г.

БОЕВАЯ МАССА 45500 кг
ЭКИПАЖ, чел. 5
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 8950 (с пушкой)
Ширина, мм 3250
Высота, мм 2450
Клиренс, мм 440
ВООРУЖЕНИЕ одна 152,4-мм гаубица-пушка МЛ-20С и один 12,7-мм пулемет ДШК/td>
БОЕКОМПЛЕКТ 20 выстрелов и 250 патронов
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ телескопический прицел — ТОД-6
перископический прицел — ПТ-6
командирская панорама — ПТ-1
БРОНИРОВАНИЕ лоб башни — 60 мм
борт корпуса — 60 мм
корма корпуса — 60 мм
лоб рубки — 75 мм
борт и корма рубки — 60 мм
маска пушки — 60-65 мм
днище — 20-30 мм
крыша корпуса — 30 мм
крыша рубки — 20 мм
ДВИГАТЕЛЬ В-2К, V-образный 12-цилиндровый дизельный жидкостного охлаждения мощностью 600 л.с.
ТРАНСМИССИЯ механического типа с бортовым планетарным редуктором, многодисковым фрикционами сухого трения и 4-ступенчатой КПП с демультипликатором (8+2)
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт) 6 сдвоенных основных катков, 3 поддерживающих ролика, переднее ведущее и заднее направляющее колесо, крупнозвенчатая гусеница гусеница из стальных траков
СКОРОСТЬ 42 км\ч по шоссе
? км\ч по грунту
ЗАПАС ХОДА 330 км по шоссе
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. 36
Высота стенки, м 1,20
Глубина брода, м 0,90
Ширина рва, м 2,50
СРЕДСТВА СВЯЗИ радиостанция Р-9 (Р10 или 10РК-26) и переговорное устройство ТПУ-4бис

Введение

На перевооружение в Красную Армию тяжелая артиллерийская машина, передвигающаяся своим ходом и заменившая СУ-152, имея существенно лучшие тактико-технические показатели, САУ ИСУ-152 стала массово поставляться в 1943 году.

Многие ошибочно полагают, что ИСУ-152 - наш ответ на такой элемент гитлеровского «сверхоружия» как новейшие танки «Тигр» и «Пантера». Однако основным ее предназначением являлось уничтожение вражеских укреплений, то есть проектировалась она как штурмовое орудие.

Конечно, первые боестолкновение с новой танковой техникой нацистов только подстегнули работы по проектированию и серийному производству САУ-152.

«ИС» расшифровка: «Иосиф Сталин», т.е. самоходка сделана на базе тяжелого танка «ИС».

История создания

Начав наступательные операции советское командование вплотную столкнулось с проблемой прорыва хорошо организованной и, что крайне важно, укрепленной немецкой инженерной мыслью и руками, обороной противника. Штатных средств в виде крупнокалиберной артиллерии, как всегда, недоставало и, кроме того, стреляли они с закрытых позиций, то есть «по площадям», а передвигались как прицепы на конной или механической тяге. А очень часто в бою требовалась прямая наводка пушки крупного калибра.


Для решения этой проблемы в конце 1943 г. в авральном порядке, используя как основу СУ-152 и танк ИС-2 были созданы и испытаны первые экземпляры «объекта 241» и тут же он пошел в производство, получив наименование САУ-152 мм калибра. Всего за 4 года производства выпущено, считая опытные образцы, около 3,3 тыс. единиц, к которым от СУ-152 перешло кличка-звание «Зверобой».

ИСУ-122

Так как стволов для штатной пушки МЛ-20 катастрофически не хватало, с весны 1944 г. началось производство САУ ИСУ-122 , отличавшихся от САУ-152 только другой пушкой – противотанковой калибра 122 мм, так как их на складах соответствующего ведомства был переизбыток. А с конца лета этого же года вместо единого цельнолитого носа корпуса на самоходку стал ставиться сварной из катаных бронеплит и бронемаска орудия нарастила броню на 2/3 - до 10 см. Также на верх башни у одного из люков установили 12,7-мм зенитный пулемёт.

На заметку! ИСУ-122 отличается от ИСУ-152 только калибром пушки. В виду того, что 122 мм пушки были в избытке, их также монтировали на шасси танка "Иосиф Сталин" и получались самоходки ИСУ-122.

Имеются достоверные данные о том, что по одной трофейной машине САУ-152 «Зверобой» имелось в армиях фашисткой Германии и ее союзника Финляндии. Кстати в вермахте эта советская самоходка имела очень примечательное наименование - «Dosenöffner», что означает «Консервный нож» .

Описание

Машину защищали катанные бронелисты различной толщины с оптимальными углами наклона брони до 30 градусов. Круговой обзор обеспечивал перископ и пять смотровых приборов на крыше рубки, а у мехвода для видимости имеется свой выдвижной лючок, который при необходимости закрывается бронестеклом или бронезаслонкой.

Боевая рубка

Созданная на шасси тяжелого танка «Иосиф Сталин», САУ-152 имеет хорошо бронированную спереди рубку с маской и пушкой типа гаубица – это совмещенное управленческо-боевое отделение, где располагался экипаж из 5-ти бойцов, размещался весь боекомплект и слева от механика-водителя топливный бак.

На крыше рубки находились 2 круглых люка для членов экипажа (через левый люк «мехвода» выводилась наружу «панорама Герца» для стрельбы на расстояние более километра, а прицел для стрельбы прямой наводкой до 1 километра располагался на стволе гаубицы), еще один прямоугольный 2-х створчатый люк находится у нее сзади на стыке крыши и бронелиста, а аварийный снизу на днище танка.

Налево от пушки размещались 3 танкиста, а остальные двое, включая командира – справа.


К сведению! Экипаж самоходной артиллерийской установки ИСУ-152 состоял из 5-и человек: командир, механик-водитель, наводчик, заряжающий и замковый.

Кормовое отделение

В кормовой части самоходки, отделенной от рубки переборкой находится техническое отделение, мотор, трансмиссия, баки с топливом и обогревающее всю самоходку устройство. Ходовая часть САУ ИСУ-152 «Зверобой» состоит из несущего катка и 6 катков для поддержки с каждой стороны. Подвеска торсионная. Электропроводка однопроводная, так как вторым проводом являлся корпус самоходки.

Характеристики САУ ИСУ-152 «Зверобой»:

  • Страна изготовитель – СССР.
  • Предприятия изготовители – г. Челябинск (ЧКЗ) и г. Ленинград (ЛКЗ).
  • Основа – тяжелый танк «Иосиф Сталин».
  • Боевой расчет - 5 человек (командир - офицер, мехвод, наводчик, заряжающий и замковый – рядовой и сержантский состав).
  • Масса - до 46,0 т.
  • Длина с гаубицей - до 9,2 м.
  • Длина корпуса - 6,8 м.
  • Длина опорной поверхности - 4,3 м.
  • Ширина - до 3,25 м.
  • Высота - до 2,5 м.
  • Клиренс – до 0,47 м.
  • Двигатель – 4-х тактный, 12-ти цилиндровый, дизельный, V-образный В2ИС, мощностью 520 л/с.
  • Максимальная скорость, запас хода и топлива – 35 км/час, до 220 км., до 0,9 т.
  • Подвеска, КПП, бортовые передачи, система охлаждения – независимая торсионная, механическая, 8-ми скоростная с демультипликатором, 2-х ступенчатая с планетарным рядом, жидкостная с вентилятором.
  • Допустимый подъем и крен – 30 и 36 градусов.
  • Ширина преодолеваемого рва и стенки – 2,5 м. и 1,0 м.
  • Бронирование «маски» – 120 мм, 60 мм (подвижная часть) и 60 мм (неподвижная часть).
  • Бронирование корпуса (кроме кормы) и «лба» боевого отсека – 90 мм.
  • Бронирование «скул» боевого отсека – 75 мм.
  • Бронирование кормы и бортов боевого отсека – 60 мм.
  • Бронирование дна – 20 мм.
  • Орудие - 152,4-мм МЛ-20С образца 1937 г., «шестидюймовка».
  • Углы наклона, тип заряжания, боекомплект - «-»5 +18 градусов вертикальный и горизонтальный до 12 градусов, раздельно-гильзовый, 21 выстрел.
  • Дальность стрельбы, в том числе прямой наводкой, скорострельность, бронепробиваемость – до 13,0 км, в т. ч. до 3,8 км, 2-3 выстрела в минуту, до 123 мм. брони и до 1 метра бетона.
  • Характеристика снарядов - ОФГ (осколочно-фугасная граната) поражает осколками в радиусе до 40 м, если взрыватель поставлен на осколки, а если на фугас может не пробив броню сильно повредить танк и танкистов, бронебойный выстрел пробивает любую броню на расстоянии до 1,5 км, а при попадании в башню «отрывает» ее, специальный снаряд для крушения укреплений противника пробивал любую стену толщиной до одного метра.

«Зверобой» в бою крайне удачно объединил в себе триединую сущность :

  1. Был тяжелым орудием для штурма укреплений врага.
  2. Образцово уничтожал бронетехнику противника.
  3. Стрелял как гаубичное артиллерийское орудие, при этом передвигался самостоятельно.

Организационные моменты


САУ-152 воевала в составе 56 полков (по штатам военного времени - это четыре батареи по пять самоходок, плюс командирский танк). Имелись полки разные по составу в которые включались также ИСУ-122 – фактически те же самоходки, но из-за дефицита «шестидюймовых» пушек, оснащенных 122 мм орудиями , которые лучше боролись с вражеской бронетехникой, но хуже «крушили» укрепления врага.

Факт! "Зверобои" с меньшим калибром, 122 мм, были более эффективны против бронетехники противника, скорее всего, из-за большей скорости снаряда, которая имела решающее значение при поражении брони.

Имели место и отдельные исключения типа 66-ой гвардейской Невельской бригады из резерва главного командования 3-х полкового состава.

Как правило, «самоходы», как их шутливо называли танкисты, шли одновременно с танками в боевых порядках пехотных подразделений, круша укрепления и истребляя бронированную технику противника и огневые точки. Привлекались они и для участия в предатаковых артобстрелах, однако их угол возвышения в три раза меньший, чем у обычных гаубиц не позволял стрелять по ряду целей.

В городских боях из САУ-152 создавались временные специальные штурмовые отряды (группы) по 2-3 самоходки, с приданными им пехотными взводами, снайперами, а изредка и ранцевыми огнемётчиками, для обороны опорных узлов или подавления очагов сопротивления в отдельных домах, уничтожения завалов и баррикад. Как правило, одного попадания фугаса в стандартный дом хватало для прекращения в нем всякого сопротивления.

Достоинства и недостатки

САУ-152 немного уступала в эффективности специализированным противотанковым САУ , поэтому намеренно в качестве «истребителя» бронетехники использовалась не часто, но течение реального боя часто непредсказуемо и ее бронебойный снаряд могла выдержать только лобовая броня фашистских Фердинандов и Ягдтигров, и то не всегда.

Бронебойный Зверобой! Чаще всего ИСУ-152 использовалась в уничтожении укреплений врага. Калибр 152 мм не оставлял шансов ни одному кирпичной или бетонной кладке.

Достоинства:

  • Универсализм.
  • Мощная лобовая броня.
  • Ремонтопригодность, без отправки глубоко в тыл.
  • Быстрое освоение даже необученными экипажами.
  • Необязательное точное попадание по цели фугасным снарядом для ее поражения, в том числе и фатального.

Недостатки:

  • Относительно малый боекомплект, которого хватало не более, чем на 15 минут активного боя (2/3 его составляли осколочно-фугасные снаряды).
  • Относительная долгая (45 минут) загрузка нового боекомплекта.
  • Из-за долгого разворота уязвимость для поражения сбоку и сзади. Приходилось отражать атаки вражеской бронетехники, расположив несколько самоходок веером.
  • Недостаточная точность панорамного прицела, когда стрельба велась на дистанции более одного километра.

    Вконтакте

    Одноклассники

    Постоянный адрес публикации на нашем сайте:

    QR-код адреса страницы:

В ряду образцов советской военной техники времен Великой Отечественной войны есть место для выпущенного в относительно небольшом количестве (670 экземпляров) «Зверобоя», как прозвали самоходную установку СУ-152 в войсках. Было два типа САУ, которые можно перепутать, тем более что названия их очень похожи. Орудия, установленные в рубках обеих машин, одинаковые - это замечательная пушка МЛ-20. А вот у ИСУ-152 значительно мощнее, она досталась в наследство от тяжелого танка ИС-2.

Название прижилось к обеим машинам, но так как разница между ними все же есть, следует обратить внимание на ту, у которой шасси от КВ, рассмотреть историю создания и причины ее появления на фронте.

Гаубица на шасси тяжелого танка

На ходовой части уже ставили эту гаубицу, правда, сделано это было иначе. Во время войны с Финляндией нашли боевое применение осадные орудия с КВ-2. Эти образцы имели ряд недостатков, в частности, очень высокий профиль, который демаскировал технику и облегчал попадание в нее вражеских средств поражения. Для того чтобы уменьшить вес и высоту САУ и упростить технологию ее производства, в 1943 году инженеры-танкостроители из Челябинска приняли решение установить орудие в неподвижной рубке. В декабре того же года опытно-конструкторские работы были завершены, и ЧКЗ приступил к серийному производству.

Нет ничего удивительного в том, как называли установку. СУ-152 так и расшифровывается: самоходная установка с орудием калибра 152 мм.

Истребитель танков

Вообще-то любое встречное сражение танковых соединений, согласно классической тактической науке, является следствием ошибки командования. Грамотный офицер или генерал должен позаботиться о скрытной концентрации своей бронетехники на том участке обороны противника, где будет обеспечено отсутствие серьезного противодействия. Однако Вторая мировая ломала устоявшиеся стереотипы, и танки нередко воевали друг с другом. К 1943 году у немцев появились «Тигры», способные наносить ощутимый урон советской бронетехнике с отдаленных позиций, поэтому появилась необходимость в особом ее классе - истребителе танков. «Зверобой», как прозвали самоходную установку СУ-152 почти сразу, должен был стать именно такой машиной, хотя гаубица МЛ-20 создавалась для другой задачи - прорыва укрепленных эшелонированных позиций хорошо окопавшегося врага.

Достоинства СУ-152

Неизвестно, как прозвали самоходную установку СУ-152 немецкие танкисты, но неприятностей она им доставляла немало. Советская самоходка могла вести огонь со скрытых позиций по навесной траектории, правда, для этого необходимы были ориентиры или корректировка.

Главным достоинством новой техники был сверхмощный калибр и большая дальность прицельного огня. Масса снаряда составляла от 40 до 49 килограммов, и при попадании гарантированно уничтожала любую бронированную цель. Реальной дальностью, позволяющей обоснованно надеяться на такой результат, было расстояние в 1800 метров. Ходовая часть и механика имели конструктивные недостатки, но их было не больше, чем у главного противника - танка «Тигр» Т-VI.

На первый взгляд это очень внушительные характеристики, но были и проблемы, позволяющие усомниться в том, что прозвище самоходной установки СУ-152 вполне обосновано.

Главный «зверь»

Для того чтобы объективно оценить шансы нашей самоходки при артиллерийской дуэли с «Тигром», необходимо произвести сравнение возможностей этих машин в такой ситуации.

Итак, первое, на что следует обратить внимание - дальность прицельного огня. Она у этих двух образцов примерно одинакова, но следует заметить, что качество немецкой оптики фирмы «Карл Цейс» выше, чем нашей, хотя и советские прицелы назвать скверными нельзя.

Второй важный фактор - скорострельность. Наши самоходчики могли сделать за минуту всего два выстрела, мешал большой вес снаряда (до 60 кг) и теснота в рубке. Немцы за это же время могли выстрелить шесть раз.

Предмет третьего сравнения - калибр. Это как раз то, что обусловило неофициальное название СУ-152. Здесь бесспорно превосходство нашей САУ над вражеским "зверем". Куда там 88 миллиметрам против наших 152-х! Неприятность состояла в том, что немецкого калибра вполне хватало, чтобы пробить шестисантиметровую броню советской самоходки. И снарядов у немцев в боекомплекте было намного больше - 90 против наших двадцати. И еще, у «Тигра» башня вращалась электромотором, а МЛ-20 имела угол доворота всего 12 градусов в каждую сторону.

Побеждают люди

Учитывая все характеристики, можно сделать вывод о том, что наша самоходка при столкновении с «Тигром» была практически обречена, но это не так. Каждый раз на исход дуэли влияли многие факторы, среди которых и выучка экипажей, и наличие боевого опыта, и знание местности, и просто отвага. Важно было и занять лучшую позицию, и как можно раньше обнаружить противника, и первым выстрелить, и, самое главное, попасть. И часто все это нашим танкистам-артиллеристам удавалось лучше, чем немцам. И тогда они могли похвалить свою машину: «Зверобой!» (как прозвали самоходную установку СУ-152 бойцы Красной Армии).

Великую Отечественную не зря, помимо прочего, называют еще и «войной моторов». Исход самых крупных боевых операций в военные годы напрямую зависел от наличия танков и самоходных установок на вооружении армий враждующих стран. Об используемых сторонами боевых машинах создано немало книг и кинофильмов. Самыми легендарными установками являются немецкий «Фердинанд» и советский истребитель танков ИСУ-152 «Зверобой». Дебют этих стальных гигантов состоялся в сражении на Курской дуге.

ИСУ-152 «Зверобой» представляет собой одну из наиболее тяжелых советских самоходно-артиллерийских установок. Многие часто путают эту боевую машину с СУ-152, при создании ходовой части которой были использованы катки танка КВ-1С. ИСУ-152 «Зверобой» конструкторы оснастили катками от советского тяжелого танка ИС-2. Поскольку на его базе сконструирована самоходная артустановка (СУ), было решено к ней добавить первую букву названия танка. Под индексом 152 указан калибр боеприпасов, которые использует основное вооружение данной боевой машины. Танк предназначался для уничтожения таких немецких аналогов, как «Тигр» и «Пантера».

В исторических и многих других литературных источниках представлено ставшее популярным жаргонное название легендарной советской боевой машины - «Зверобой». Танк ИСУ-152 солдаты вермахта называли Dosenoffner ("консервным ножом").

Начало создания САУ

Дебют самоходных артустановок состоялся уже в первую мировую. Но широкого применения в те годы они не получили. Однако потребность в мощных артиллерийских системах ощущали все враждующие стороны, особенно Германия и Советский Союз. За небольшой промежуток времени между Первой и Второй мировыми войнами оружейными конструкторами и инженерами этих двух государств интенсивно разрабатывались варианты мощных самоходных артиллерийских орудий.

Советскими оружейниками для этой цели использовалась танковая основа таких моделей, как Т-28 и Т-35. Однако эти работы так и не были завершены. В 1941 году конструкторские работы были снова активизированы. Причиной стали многочисленные просьбы к советскому руководству от действующей армии, которая для штурма вражеских укреплений в наступлении под Сталинградом особенно нуждалась в артиллерийской поддержке. Проблема заключалась в том, что на то время Красная армия имела только буксируемую артиллерию, что отрицательно отражалось на ее мобильности, делало уязвимой.

В 1942 году были начаты конструкторские работы по СУ-152. В 1943-м советские войска уже получили первую партию - двенадцать боевых машин. Однако их серийное изготовление длилось недолго.

Производство данного танка оказалось слишком дорогостоящим, а его эффективность - небольшой. По воспоминаниям очевидцев, эти боевые машины были недостаточно надежными. Именно технические неисправности, а не огонь противника являлись причиной того, что танки часто приходилось оставлять на поле боя.

В том же году модель, используемую для создания ходовой части в САУ - КВ-1С - сняли с вооружения, а саму установку было решено доработать. СУ-152 так же, как и танк, была снята с конвейера. Ее место занял ИСУ-152 «Зверобой». История создания этой боевой машины начинается в 1943 году. В качестве танковой основы вместо КВ-1С теперь использовался ИС-2. На его базе и собран ИСУ-152 «Зверобой».

Производство новой самоходной артустановки не было массовым. Всего было выпущено не более 670 единиц. Все работы по проектированию и созданию были выполнены в максимально короткий срок. Уже через 25 дней был готов первый ИСУ-152 «Зверобой». Фото боевой машины представлено в статье.

Кем разрабатывался танк?

Работы по созданию ИСУ-152 «Зверобой» проводились конструкторским бюро опытного завода №100 в городе Челябинске. Руководителем стал Жозеф Яковлевич Котин. Под его началом была создана вся линейка советских тяжелых танков. Главный конструктор ИСУ-152 «Зверобой» - Г. Н. Москвин. Первые машины были выпущены Челябинским Кировским заводом (ЧКЗ) в 1943 году. Несколько единиц изготовили работники Ленинградского Кировского завода (ЛКЗ). Всего три года (с 1943 по 1946-й) осуществлялось серийное изготовление ИСУ-152 «Зверобой».

Описание конструкции

Компоновка данной самоходной артустановки ничем не отличается от остальных советских САУ. Боевая машина защищена бронированным корпусом. Конструкция танка состоит из двух частей: броневой рубки и кормы.

Экипаж состоял из пяти человек. Передняя часть корпуса, являясь боевым и одновременно управленческим отделением (бронерубкой), стала местом дислокации механика-водителя, наводчика и заряжающего, всего боезапаса и главного орудия. Местом расположения двигателя и трансмиссии стала кормовая часть. Командир и замковый располагались справа от орудия. По отзывам очевидцев, шансы у экипажа выбраться живыми при подбитии танка были минимальные. Причиной этого стало наличие топливного бака в рубке.

Чем была обеспечена бронезащита?

Лобовые части первых ИСУ-152 отливались. Затем броневая отливка была заменена сварной конструкцией. Для этого в производстве корпусов и рубок применялись бронированные катанные плиты, которые обеспечивали танку дифференцированную противоснарядную защиту. Их толщина составляла 2, 3, 6, 7, 9 см и 5 мм. При их монтаже учитывались рациональные углы наклона. В результате это отразилось на показателях высоты и объема бронерубки в ИСУ-152 «Зверобой».

Характеристики степени защищенности бортов данного танка, по сравнению с СУ-152, были несколько ниже. Но конструкторам это удалось компенсировать за счет утолщения брони. Для защиты противооткатных устройств применялись неподвижные литые бронированные кожухи и подвижные литые сферические бронемаски, которые использовались еще и как уравновешивающий элемент.

Устройство танкового корпуса

Для посадки и выхода экипажа ИСУ-152 оборудован специальным прямоугольным двухстворчатым люком, расположенным в верхней части корпуса между крышевым и задним листом бронерубки. В правой части от танкового орудия располагался еще люк округлой формы. Слева от орудия также имелся люк, но он не предназначался для экипажа. Через эти люки выводились наружу только удлинители панорамных прицелов. При необходимости экипаж мог покинуть ИСУ-152, используя аварийный люк в днище корпуса. Боевой комплект загружался в танк через мелкие люки. Боевая машина оснащалась ремонтными маленькими люками, с помощью которых обеспечивался быстрый доступ к горловине топливного бака, агрегату танка или к какому-либо другому его узлу.

Чем вооружалась боевая машина?

В качестве основного танкового орудия использовалась 152-миллиметровая пушка-гаубица МЛ-20С, которая ранее использовалась как буксируемый вариант (образец 1937 года).

Для монтажа орудия на танк использовалась рамка, установленная на бронеплите лобовой части. В отличие от буксируемого варианта, гаубицы на ИСУ-152 устанавливаются так, что маховики, обеспечивающие вертикальную и горизонтальную наводку, расположены не с двух сторон орудия, а перенесены в левую сторону. Такое конструкторское решение обеспечило удобную работу для экипажа. В ИСУ-152 наводка по вертикальному углу составляла от -3 до +20 градусов, горизонтальная - 10. Ведение огня производилось на высоте 180 см. Стрельба осуществлялась при помощи электрических или ручных механических спусков.

В 1945 году оружейными конструкторами было принято решение оснащать танк крупнокалиберным зенитным пулеметом ДШК 12,7 мм. Он мог иметь открытый или зенитный прицел К-8Т и был рассчитан для стрельбы 250 патронами. Местом крепления пулемета стала турельная установка на правом командирском люке.

Кроме танковой пушки и пулемета экипаж для самозащиты был вооружен двумя автоматами ППШ или ППС. Их боекомплект состоял из 1491 патрона, которые содержались в двадцати дисках. Также в распоряжении экипажа были ручные гранаты Ф-1 в количестве 20 штук.

Боеприпасы

В отличие от буксируемого орудия МЛ-20С, для танковой пушки было предусмотрено только два вида снарядов:

  • Бронебойно-трассирующие. Весил такой боеприпас почти пятьдесят килограммов. Он способен был развить максимальную скорость до 600 м/с. Данный тип мог быть заменен бронебойно-трассирующими тупоголовыми снарядами, содержащими баллистические наконечники.
  • Осколочно-фугасные. Масса снаряда составляла 44 кг. Боеприпас обладал начальной скоростью 650 м/с.

Дополнительно к боекомплекту прилагались бетонобойные пушечные снаряды. Танковая гаубица была приспособлена для стрельбы снарядами различных типов.

Двигатель

ИСУ-152 работал на четырехтактном V-образном 12-цилиндровом дизельном двигателе В-2-ИС, мощность которого составляла 520 л. с. Запуск его осуществлялся при помощи инерционного стартера, использующего как ручные, так и электрические приводы, а также сжатого воздуха, собранного в двух резервуарах. К дизелю В-2ИС прилагались топливный насос НК-1 и корректор подачи топлива. При помощи фильтра «Мультициклон» осуществлялась очистка поступающего к двигателю воздуха. Моторно-трансмиссионное отделение оснащалось подогревающими устройствами, облегчающими запуск двигателя при минусовой температуре. Кроме того, они использовались для подогрева и боевого отсека танка. Всего боевая машина имела три топливных бака и четыре дополнительных наружных, которые не были связаны со всей топливной системой.

Трансмиссия

Для боевой машины была предусмотрена механическая трансмиссия. Она состояла из следующих элементов:

  • Многодискового главного фрикциона.
  • Четырехступенчатой коробки передач.
  • Двух бортовых двухступенчатых планетарных механизмов поворота.
  • Двух комбинированных бортовых редукторов (двухрядных).

Танк был оснащен механическими управленческими приводами. Наличием планетарных механизмов поворота танк ИСУ-152 отличался от предыдущей модели. За счет этих узлов трансмиссия стала более надежной, чего нельзя сказать о боевых машинах, созданных на базе танка КВ.

Устройство ходовой части

ИСУ-152 оснащался индивидуальной торсионной ходовой частью. С каждой стороны борта располагались цельнолитые двухскатные опорные катки (6 штук). Для каждого из них был предусмотрен специальный ограничитель хода, который при помощи сварки соединялся с бронекорпусом. Для поддержания танковой гусеницы использовались три малых цельнолитых поддерживающих катка. Подобную конструкцию имел и СУ-152. Натяжение гусеницы осуществлялось при помощи винтового механизма. Гусеницы оборудовались специальными одногребневыми траками, 986 штук), ширина которых составляла 65 см.

Электрооборудование

Источником питания для однопроводной электропроводки в ИСУ-152 являлся генератор П-4563А, использующий 1 кВт реле-генератор РРА-24Ф. Также электропитание могло осуществляться при помощи двух последовательно соединенных аккумуляторных батарей 6-СТЭ-128. Их общая емкость составляла 128 А/ч. Энергия в танке была необходима для обеспечения:

  • Наружного и внутреннего освещения боевой машины.
  • Подсветки прицельных приборов.
  • Наружного звукового сигнала.
  • Работы контрольно-измерительных приборов (амперметра и вольтметра).
  • Функционирования радиостанции и танкового переговорного устройства.
  • Работы электродвигателя инерционного стартера, бобин свечей, используемых при зимнем запуске двигателя.

Устройство прицелов и средств наблюдения

Вести наблюдение за окружающей обстановкой экипаж танка ИСУ-152 мог через люки посадки-высадки, которые были оборудованы специальными перископическими приборами. Для механика-водителя был предусмотрен смотровой прибор с триплексом. Защиту данному приспособлению обеспечивала броневая заслонка. Местом для установки прибора стал люк-пробка, устроенный с левой стороны от танковой гаубицы. В небоевой ситуации данный люк выдвигался вперед, за счет чего у механика-водителя увеличивался радиус обзора.

Во время стрельбы прямой наводкой на дистанции 900 метров для орудий были разработаны телескопические прицелы СТ-10. При стрельбе с закрытой позиции, а также при прямой наводке на дистанции, превышающей 900 метров, использовалась панорама Герца. Для этого были разработаны специальные удлинители, которые обеспечивали обзор через люк в крыше танка. Благодаря наличию специальных подсвечивающих приборов стрельба из ИСУ- 152 была возможна и в ночное время.

Чем обеспечивалась связь с экипажем?

В качестве средств связи в танке использовалась радиостанция 10Р. Она включала в себя передатчик, приемник и умформер (одноякорный мотор-генератор), с помощью которого производилось электропитание радиостанции в боевой машине «Зверобой». Танк ИСУ-152, в отличие от своего предшественника, имел технологически улучшенную модель 10Р: радиостанция была оснащена функцией плавного выбора частоты. Ее изготовление было намного проще и менее затратно. При помощи танкового переговорного устройства ТПУ-4-БисФ обеспечивалась качественная связь между членами экипажа. За счет данного устройства поддерживалась также и внешняя связь. Для этого к радиостанции подключалась шлемофонная гарнитура.

Применение боевой машины

Битва на Курской дуге стала боевым крещением для ИСУ-152 «Зверобой». Применение данных танков не сыграло решающей роли в исходе сражения. Однако модель вошла в историю как чуть ли не единственный образец бронетехники, способный поражать немецкие САУ на любом расстоянии. В Курской битве приняло участие всего лишь 24 «Зверобоя». Данный танк оказался смертельным для многих типов бронетехники вермахта. При помощи бронебойных снарядов легко пробивалась бронированная защита германских «Тигров» и «Пантер».

В случае если бронебойных боеприпасов не хватало, их заменяли бетонобойными и осколочно-фугасными. Хотя пробить броню таким снарядам было не под силу, все же они оказались очень эффективными для выведения из строя прицелов и орудий в танках противника. Советские бетонобойные снаряды обладали очень большой энергией, способной при прямом попадании в боевую машину сорвать его башню с погона.

Основной задачей ИСУ-152 являлось оказание огневой поддержки танкам и пехоте при наступлении. Данная боевая машина была очень эффективна во время боев в городских условиях. В Великую Отечественную Будапешт, Берлин и Кенигсберг штурмовали с использованием «Зверобоев».

После проведенной модернизации ИСУ-152 еще некоторое время использовался Советской армией. Снят с вооружения он был в 1970 году. Некоторое время немодернизированные единицы «Зверобоев» поставлялись в Египет. Там они использовались в ближневосточном вооруженном арабо-израильском конфликте.

В 1956 году «Зверобои» использовались советскими войсками для подавления Венгерского восстания. Танк особенно отличился при уничтожении снайперов, засевших в жилых домах. Уже сам факт участия в сражении легендарного танка оказывал сильное психологическое воздействие на их жильцов: опасаясь, что танк разрушит фасад, обитатели дома силой выталкивали из него венгерских снайперов.

Сборная модель ИСУ-152 «Зверобой»

Вниманию тех, кто увлекается моделированием, сегодня имеется детский подарочный вариант, созданный на основе легендарного советского танка. Модель ИСУ-152 «Зверобой» выпускается производителем «Звезда» специально для детей старше восьми лет. К товару прилагается специальная пошаговая инструкция. В подарочный набор ИСУ-152 «Зверобой» («Звезда»), кроме 120 пластиковых деталей, включены клей и краски с кисточкой. По отзывам потребителей, все пластиковые элементы достаточно хорошо держатся, изготовлены очень качественно и имеют высокую детализацию.

Модель ИСУ-152 «Зверобой» («Звезда») имеет на корпусе удачные имитации сварочных швов, решеток МТО и петель для люков. Высоко оценена имитация зенитного пулемета ДШК. При желании модель ИСУ-152 «Зверобой» можно собрать как с открытыми, так и с закрытыми люками. Набор имеет масштаб: 1:35. Размер модели: 30 см (длина), 0,88 см (ширина) и 0,82 см (высота). Детский набор ИСУ-152 «Зверобой» («Звезда») станет полезной игрушкой: увлекательный процесс сборки легендарного танка ознакомит ребенка с азами инженерной специализации.

Заключение

ИСУ «Зверобой» использовался советской армией до самого конца Великой Отечественной. Уже ближе к концу войны этих танков становилось все меньше и меньше. Причиной этому послужила изношенность их двигателей и ходовых частей. Многие «Зверобои» были порезаны на металл.

Уже после победы уцелело несколько единиц. Теперь местом их нахождения стали музеи в городах России и других стран СНГ.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: