Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми средней группы по познавательному развитию тема: «рыбы. строение рыб» план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему. Занятие на тему «Рыбы» в средней группе Игра «Четвертый лишни

Доминирующая область : познавательное развитие.

Интеграция образовательных областей : социально-коммуникативное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие. ООД проводится воспитателем и учителем-логопедом.

Обучающие задачи : расширять представления об особенностях внешнего вида рыб; учить согласовывать имена существительные с числительными, образовывать родственные слова; упражнять в счёте предметов в пределах пяти, сравнивать группы предметов по количеству и уравнивать их; закреплять представления о геометрических фигурах, умение ориентироваться на листе бумаги, составлять образ предмета из геометрических фигур на плоскости; закреплять навыки рисования ватными палочками.

Развивающие задачи : развивать эстетическое восприятие окружающих предметов и объектов природы, зрительное внимание, память, навыки диалогической речи, мышление, воображение.

Воспитательные задачи : воспитывать интерес и бережное отношение к живой природе.

Оборудование : магнитная доска, мольберт, магнитофон.

Демонстрационный материал : изображение аквариума на бумаге формата А 2; аудиозапись «Звуки природы. Вода»; предметные картинки: рыбки, улитка, водоросли.

Раздаточный материал : счётный материал – рыбки; геометрические фигуры; изображения квадратных и круглых аквариумов; силуэты рыбок, гуашь, ватные палочки, салфетки, клеенки, ёмкости с водой.

Предварительная работа : рассматривание рыбок в аквариуме; беседа «Кто живёт в аквариуме», чтение стихов и рассказов о подводных обитателях водоемов.

Ход деятельности

1. Рыба и её строение
Логопед предлагает детям сложить лежащие на столах разрезные картинки «Рыбы». Дошкольники выполняют задание, рассматривают вместе с педагогом получившихся рыб и называют тех, которые заинтересовали. Детям предлагают ответить на вопросы: Чем отличаются рыбы? Какие части тела есть у всех рыб? Как передвигаются рыбы? Для чего им плавники? Что такое жабры? Чем покрыто туловище рыб? Где живут рыбы? Затем педагог обобщает ответы.

2. Речевые игры
Семейка слов
Словарь: рыбка, рыбёшка, рыболов, рыбак, рыбачить, рыбалка, рыбный, рыбина.

Дошкольники встают в круг. Логопед предлагает им, передавая мяч по кругу, назвать слова, родственные слову «рыба». При затруднении детям задают вопросы: Как можно назвать маленькую рыбу? Как называют человека, который ловит рыбу? Что делает рыбак? Куда ходит рыбак? Какой суп варят из рыбы? Как можно назвать большую рыбу?

Педагог поясняет, что названий рыб великое множество, но детки у всех называются мальками.

Назови ласково
Словарь: рыба, чешуя, хвост, трава, улитка, вода, песок, ракушка, камни, глаза, усы.

Логопед предлагает поиграть. Бросая мяч каждому из детей, он называет слово, а они в ответ называют уменьшительно-ласкательную форму этого слова и возвращают мяч.

3. Двигательная пауза
Пять маленьких рыбок плескались в реке. (Дети стоя имитируют кистями рук движения рыбок в воде .)
Лежало большое бревно на песке. (Разводят руки в стороны .)
Сказала одна: «Нырять здесь легко». (Выполняют наклоны вперёд с движением рук вперёд и в стороны .)
Вторая ответила: «Здесь глубоко». (Приседают, обхватывая руками колени .)
Третья сказала: «Мне хочется спать». (Поднимаются, складывают ладони вместе под ухом .)
Четвёртая стала чуть-чуть замерзать. (Кладут скрещенные руки на плечи и потирают их .)
Пятая крикнула: «Здесь крокодил!» (Кистями рук имитируют пасть крокодила .)
Плывите скорее, чтоб не проглотил. (Дети разбегаются и садятся за столы .)


4. Упражнения «Рыбки в аквариумах»
Количество предметов - воспитатель предлагает детям сосчитать лежащих перед ними рыбок и задаёт вопросы: Сколько всего рыбок? Они одинаковые или разные? Чем отличаются рыбки? Дети отвечают, что у них 5 больших и маленьких рыбок. Внимание дошкольников привлекают к изображениям квадратного и круглого аквариумов, уточняют их форму и предлагают положить маленьких рыбок в квадратный аквариум, а больших рыбок - в круглый, сосчитать и уравнять их количество. Детей подводят к выводу о том, что для уравнивания количества рыбок в двух аквариумах можно убрать одну рыбку. Дети пересчитывают рыбок в двух аквариумах.

Заполни аквариум - дети заполняют пустой аквариум на доске по следующей инструкции педагога: красная рыбка в верхнем левом углу; черепаха в нижнем левом углу; жёлтая рыбка в правом верхнем углу; зелёные водоросли в правом нижнем углу; улитка в центре аквариума.

Рыбки из геометрических фигур - перед детьми на подносах треугольники, овалы и круги. Педагог предлагает назвать эти геометрические фигуры, а затем выложить из них рыбок. Дошкольники выполняют задание, рассматривают получившихся рыбок и приходят к выводу о том, что выложить их можно по-разному, например, из овала, треугольника и круга; из четырёх треугольников.

6. Рыбка и её друзья
На окошке пруд,
В нём рыбёшки живут.
У стеклянных берегов
Не бывает рыбаков. (Аквариум )

Детям предлагается отгадать загадку. Затем воспитатель привлекает внимание дошкольников к мольберту, на котором расположен большой нарисованный аквариум. Выяснив, что в нём только одна рыбка, и поэтому ей грустно, дошкольники принимают решение нарисовать для неё рыбок-друзей.

Пальчиковая гимнастика
Рыбка плавала, ныряла (Дети держат ладони вертикально .)
В чистой, солнечной воде. (Выполняют встречные плавные волнообразные движения кистями рук .)
То сожмётся, разожмётся, (Раздвигают и сдвигают пальцы обеих рук .)
То зароется в песке. (« Раскапывают» кистями рук «песок» .)

7. Закрепление материала
Раскрашиваем силуэты рыбок (воспитатель обращает внимание детей на белые бумажные силуэты рыбок, лежащие на столах ). Дошкольникам предлагают раскрасить их при помощи ватных палочек. После подготовки красок они раскрашивают рыбок под звуки льющейся в ручье воды, а затем «запускают» их в аквариум (прикрепляют с помощью двустороннего скотча ).

Представления детей о ситуации закрепляют с помощью вопросов : Какие рыбки у вас получились? Сколько теперь рыбок в аквариуме? Как вы думаете, рыбка довольна? Почему изменилось её настроение?

Анна Семёнова, воспитатель
Екатерина Крюкова, учитель-логопед
МБДОУ Д/с № 59 г.о. Салават
Республики Башкортостан

Зоомагазин - это такой магазин, где продают различных домашних питомцев, а также различные корма для них, клетки, аквариумы и многое другое. ПРЕЗЕНТАЦИЯ.

В нашем зоомагазине продают различных рыбок (выставляет картинку-схему): меченосец, гуппи, скалярия. Давайте, внимательно рассмотрим этих рыбок.

Ребята, посмотрите внимательно и скажите, чем похожи все эти рыбки?

Правильно у всех рыбок одинаковое строение: у них есть голова, жабры, туловище, хвостик, плавники. Тело всех рыбок покрыто чешуей. Выставляет картинку-схему на мольберте.

А чем же отличаются эти рыбки?

Правильно, у рыбок различные форма, размер и цвет частей тела.

Ребята, давайте подойдем к аквариумы, чтобы внимательно рассмотреть рыбок.

Сначала мы рассмотрим тело рыбок.

Какой формы тело у меченосца?

Какой форму тело у гуппи?

У скалярии?

Теперь рассмотрим размер и форму плавников. Какие плавники у меченосца?

Какие плавники у гуппи?

У скалярии?

Теперь рассмотрим размер и форму хвостика. Опишите верхнюю часть хвоста меченосца и нижнюю?

Какой хвостик у гуппи?

Какой хвост у скалярии?

Теперь мы расскажем об окрасе рыбок. Каким цветом меченосец?

Каким цветом гуппи?

Каким цветом скалярия?

Вот мы и узнали об особенностях каждой рыбки, скажите, чем они отличаются? Выставляет картинку-схему.

Ребята, рыбки хотят проверить, как вы их запомнили, они приглашают нас поиграть в прятки.

Посмотрите внимательно на картинку и отгадайте, где какая рыбка спряталась.

Ребята, рыбки очень устали, пришло время их покормить. Как вы думаете, чем мы угостим рыбок?

Эти рыбки питаются животной пищей: мотылями, циклопами - и растительной: водорослями, крапивой.

Ребята, давайте угостим наших рыбок. Подойдите к квадратному аквариуму. Выбирайте рыбку и то, чем вы хотите ее угостить.

Я выбираю скалярию. Скалярия съела мотыля.

Спасибо, ребята, покормили рыбок! Чем нужно угощать рыбок? Выставляет картинку-схему.

Ребята, мы уже знаем, как называются рыбки, как они выглядят, чем питаются. Как за ними ухаживать? Выставляет картинку-схему.

Чтобы рыбкам было комфортно, мы должны содержать аквариум в чистоте: мыть его и менять воду; поддерживать температуру воды, следить, чтобы рыбкам было светло.

Ребята, мы узнали о рыбках все. Выставляет картинку-схему.

Давайте выберем рыбок для нашего аквариума (Педагог подходит с коробочкой, в которой находятся рыбки).

АУДИОЗАСТАВКА.

Я обожаю тину

И мокрые места

Поганки, плесень, сырость

Такая красота…

Я не люблю рыбешек,

Их красоту и цвет.

Их затяну в болото

Забудут о них все.

Рыбы затягиваются тиной, теряют цвет.

Ребята, что натворила Кикимора?

И теперь мы не сможем забрать этих рыбок в наш аквариум. Зачем она это сделала?

Что же нужно сделать, чтобы победить зло Кикиморы?

Точно! Разукрасив рыбок, мы вернем им красоту. А что же сделать, чтобы все о них узнали?

Ребята, выбирайте рыбок и проходите в мастерскую.

Посмотрите внимательно, чего нет у наших рыбок?

Ребята, как вы думаете, с помощью чего мы нарисуем чешую рыбкам?

Чешую рыбкам нарисуем с помощью картонных рулончиков. Возьмите рулончик, обмакните в краску, а теперь прижимаем рулончик к туловищу рыбки. Выпуклая сторона рулончика направлена вправо. Педагог показывает.

Какое туловище у скалярии (меченосца, гуппи)?

Вот мы и вернули красоту нашим рыбкам, но, зло до конца не побеждено, что же осталось сделать?

Точно! Но как сделать так, чтобы о рыбках узнали все, все, все?

А давайте наши рассказы снимем на камеру и отправим на телевидение! Но рассказывать мы должны очень подробно и в этом нам поможет схема: вы должны сказать, как называется рыбка, описать ее строение, рассказать какие у нее плавники, туловище, хвостик, чем она питается, как за ней ухаживать. Указание на схему.

Педагог поочередно вызывает детей.

Ребята, посмотрите, мы разрушили зло Кикиморы! Пришло время возвращаться в группу, ведь теперь мы можем рыбок из зоомагазина отправить в наш аквариум.

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад№ 16 комбинированного вида

Красносельского района Санкт-Петербурга

КОНСПЕКТ

непрерывной образовательной деятельности

с детьми средней группы

по познавательному развитию

Тема: «Рыбы. Строение рыб»

подготовила

воспитатель А.А. Богославская

Санкт – Петербург

2017

Цель :

Дать элементарные представления о рыбах, .

Планируемые результаты : имеют представления о строении рыб и среде их обитания ; проявляют желание заботиться о рыбках.

Задачи :

1. Учить детей выделять части тела. (Рот, глаза, жабры, хвост, плавники, чешуйки) .

2. Закрепить имеющиеся представления об аквариуме, дать новую информацию о его обитателях (особенности поведения)

3. Вызвать желание заботиться о рыбах и о чистоте аквариума.

Активизация словаря :

Аквариум, хватает (ртом, корм, плавники, чешуйки, жабры, икринки.

Оборудование :

Заряженный аквариум с рыбками, иллюстрации, «Волшебный телевизор» , слайдов-DVD, музыкальное сопровождение.

Предварительная работа :

Экскурсия в «Уголок природы» , наблюдение за аквариумными рыбками, чтение сказки А. С. Пушкина «Золотая рыбка.

Ход НОД:

Дети сидят на стульчиках полукругом.

Воспитатель : Ребята, сегодня мы с вами поговорим о ком-то очень интересном. А о ком, вы узнаете, если отгадаете загадку :

Плаваю под мостиком-

И виляю хвостиком.

По земле не хожу,

Рот есть, да не говорю.

(рыба)

Правильно, это рыбка. (показ слайда) .

А какие они - рыбы ? Чем они отличаются от нас, людей? (перечисление детьми характерных особенностей) .

Всю остальную информацию педагог дает после высказывания детей : нет рук, ног; нет шерсти, а есть чешуя, плавники, дышат жабрами. (схематический рисунок) .

А где живут рыбки? (в воде) . Вы правильно сказали, рыбки живут в воде, но не в любой. Могут ли они жить в лужах? (ответы детей с добавлениями педагога) . Кроме воды рыбам нужно многое другое : свет, тепло, растения, корм.

А могут ли люди жить в воде? Правильно, не могут, но людей всегда привлекал подводный мир, ведь так хочется узнать, что там происходит! Под водой существует интереснейший и разнообразный мир, населенный удивительными обитателями (показ слайда и его рассматривание) . Но путешествовать под водой сложно и не всегда возможно, поэтому люди придумали специальный домик, в котором могут жить рыбки. Кто знает, как он называется? (аквариум) . А есть ли у нас аквариум? (да) . Где он находится? Но прежде чем мы пойдем туда, давайте с вами сделаем разминку :

Разминка.

Рыбки плавают в пруду,

Хвостиками машут.

Вот нырнули в глубину,

Испугались Машу.

Я фонариком свечу,

Позову их светом.

И, конечно, накормлю

Вкусным кормом этим.

А теперь, ребята, пошлите к нашему аквариуму. Вот он, наш аквариум! А для кого он приготовлен? А что есть в аквариуме? (камушки, водные растения, улитки) . Ребята, рыбкам стало тесно в одном аквариуме, поэтому мы с вами переселим маленьких рыбок в аквариум поменьше. Наши рыбки называются ГУППИ. (выпускаем с детьми рыбок в аквариум) .

А рыбки большие или маленькие? А где находятся глазки? А что есть у рыбок? А где находятся плавники? (на спине и на животе) Ребята, а покажите, как рыбка помогает себе плавать хвостом (показ движений детьми) .

А для того, чтобы рыбка жила в нашем аквариуме, что нужно делать? (кормить) .

Кормят рыбок специальным кормом для рыб. Давайте ее покормим. Что делает рыбка? (ест) . А чем она хватает корм? (ртом)

Новая информация : Рыбы никогда не бывают неподвижны, они постоянно двигаются : плавниками, жабрами, ртом.

А сейчас ребята давайте пойдем в наш кинозал (Показ слайдов-шоу) . Посмотрите, рыбы бывают разными по размеру, окраске. Они живут в различных водоемах и в пресной воде (реки, озера) и в соленой воде (моря и океаны) . Но у всех рыб есть плавники, жабры, глаза, рот, чешуйки, хвост.

А кто знает, откуда появляются рыбы ? (ответы и рассуждения детей) Рыбы мечут икру , а из икринок вылупляются рыбки, сначала маленькие, а затем они вырастают.

В заключение можно попросить детей показать те части тела рыбок, которые они запомнили на иллюстрации.


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 3 комбинированного вида «Ладушки»

Конспект занятия по развитию речи в средней

группе «Аквариумные рыбки»

Выполнила: воспитатель

Трошкина Нина

Михайловна

Коломна

2017г.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Аквариумные рыбки»

Цель: обобщать и конкретизировать знания детей об аквариумных рыбках, о среде их обитания.

Задачи:

Коррекционные:

    расширение и уточнение словаря по теме: «Аквариумные рыбки»;

    совершенствование естественно-научных представлений (рыбка, туловище, голова, хвост, плавники, жабры, чешуя и т. д.);

    развитие связной речи;

    развитие слухового и зрительного внимания, памяти, фонематического слуха;

    развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики;

Образовательные:

    согласование прилагательных с существительными;

    образование относительных прилагательных, употребление уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных;

Воспитательные:

    воспитание чувства любви к природе, заботливое отношение и желание ухаживать за рыбками.

Ход занятия:

1. Организационный момент:

Воспитатель:

Этот дом не деревянный,

Не из камня этот дом,

Он прозрачный, он стеклянный

Нету номера на нем

И жильцы в нем не простые

Не простые, золотые.

Эти самые жильцы - знаменитые пловцы. (Ответы детей)

Воспитатель: Я сегодня приготовила для вас сюрприз. Хотите узнать что это?

Дети: Да.

Воспитатель: Тогда отгадайте еще одну загадку:

К нам из сказки приплыла,

Там царицею была.

Рыбка эта непростая,

Рыбка эта...

Дети: Золотая.

Воспитатель: Правильно. Это золотая рыбка. Вы уже слышали сказку о ней? А кто ее написал?

Дети: А. С. Пушкин.

Воспитатель: А где жила золотая рыбка в сказке?

Дети: В море - океане.

Воспитатель: Правильно. Раз вы отгадали мою загадку и ответили правильно на все мои вопросы, смотрите, что за сюрприз я приготовила для вас.

2. Основная часть:

Рассматривание картины «Золотая рыбка». Беседа.

Воспитатель: Кто это?

Дети: Золотая рыбка.

Воспитатель: Как вы догадались?

Дети: Она оранжевая, золотая, как в сказке.

Воспитатель: Что делает золотая рыбка?

Дети: Она плавает.

Воспитатель: Она плавает в аквариуме. Так называется её дом, этот стеклянный ящик. Золотая рыбка большая или маленькая? Сравните ее с улиткой, которая сидит на листочке.

Дети: Она больше улитки. Она большая.

Воспитатель: Что вы еще можете сказать о золотой рыбке? Какая она?

Дети: Она очень красивая, сказочная.

Воспитатель: Правильно. Посмотрите на рыбку внимательно. У неё есть туловище, голова, длинный хвост, плавники. На голове у рыбки расположены жабры. Они помогают рыбке дышать. У рыбки красивые золотистые глазки и небольшой ротик. Тело рыбки покрыто чешуёй. Каждая чешуйка похожа на маленькую золотую монетку, такая же круглая и блестящая. Как вы думаете, а для чего нужны рыбке хвост и плавники?

Дети: Чтобы плавать.

Воспитатель: Конечно же! Плавники нужны рыбке, чтобы она могла плавать. Послушайте, как похожи эти слова: «плавать», «плавники».

Воспитатель: А чем питается золотая рыбка?

Дети: Она питается кормом.

Воспитатель: Правильно её кормит человек сухим кормом, а сейчас давайте немного отдохнём и вспомним наше упражнение «Рыбка».

Физкультминутка «Рыбка»

Рыбка плавает в водице (Соединяют поочередно пальчики от,

Рыбке весело гулять. указательного до мизинца и обратно)

Рыбка, рыбка, озорница, (Погрозить указательным пальцем)

Мы хотим тебя поймать. (Закручивают руками вперед - назад)

Рыбка спинку изогнула, (Приседают, крутя туловищем)

Крошку хлебную взяла. (Показать руками хватательные упражнения)

Рыбка хвостиком махнула, (Приседают, крутя туловищем)

Очень быстро уплыла.

Игра с мячом «Назови ласково».

Воспитатель: Ребята, встаньте в круг. Поиграем в мяч. Я буду бросать вам мяч и называть слова, а вы будете ловить мяч и называть это слово ласково.

-

трава -

улитка -

вода -

песок -

сом -

ракушка -

лист -

Игра «Аквариум».

Воспитатель: Посмотрите внимательно на аквариум, в нем плавают сказочные рыбки. Найдите и покажите одинаковых рыбок. Какого они цвета?

(Дети выполняют задание и отвечают на вопросы.)

Воспитатель: А теперь правильно сосчитайте всех рыбок.

(Дети выполняют задание.)

Воспитатель: А теперь покажите рыб, которые плывут вправо (влево). Которые, плавают вверху аквариума и внизу, на самом дне?

(Дети отвечают на вопросы.)

Игра «Четвертый лишний».

Воспитатель помещает на мольберт предметные картинки, на которых изображены обитатели морей и аквариумная рыбка: дельфин, осьминог, морской конек и золотая рыбка. Просит детей назвать лишнюю картинку и объяснить, почему она лишняя, а затем предложить найти на её место подходящую картинку.

Артикуляционная гимнастика.

Дети садятся перед зеркалом, воспитатель следит за правильной посадкой детей.

Воспитатель: Покажите, как золотая рыбка открывала рот. Не торопитесь, не напрягайтесь. Выполняйте упражнение спокойно (5 - 6 раз).

Разрезные картинки «Аквариумные рыбки».

Воспитатель раздает детям картинки, предлагает рассмотреть и назвать рыб, изображенных на них. Дети называют рыбок.

Воспитатель: А теперь «разберите» картинки, перемешайте их, а затем снова сложите изображения.

(Дети выполняют задание.)

3. Заключительная часть:

Воспитатель: С кем вы познакомились сегодня?

Дети: С золотой рыбкой.

Воспитатель: Какая она?

Дети: Красивая, золотая, проворная, небольшая.

Воспитатель: Где она живет?

Дети: В аквариуме.

Воспитатель: Что она делает?

Дети : Она плавает в аквариуме и радует нас.

Воспитатель: Чем её можно кормить?

Дети: Сухим кормом.

Воспитатель: Вы очень хорошо работали на занятии, были внимательными, старались правильно говорить. Вы молодцы.

Самоанализ занятия по развитию речи в средней группе «Аквариумные рыбки»

Данное занятие проводилось с детьми среднего дошкольного возраста 4-5 лет в количестве 15 человек.

Занятие осуществлялось в соответствии с конспектом. Конспект составлен самостоятельно, в соответствии с задачами основной общеобразовательной программы, соответствующими данному возрасту детей. Для реализации каждой задачи были подобраны приемы, в интересной и занимательной форме.
На каждый момент занятия были наглядные пособия, которые стимулировали и активизировали детей к мыслительной деятельности. Пособия достаточного размера, эстетически оформлены. Их размещение и использование было рациональным, продуманным в учебном пространстве и в занятии.
Занятие состоит из трёх взаимосвязанных частей: организационной, основной и заключительной.

1-ю часть направила на мотивацию детей. На данном этапе хотела вызвать интерес у детей к дальнейшей деятельности. Использовала художественное слово.

2-ю часть строила на использовании групп методов : игрового (дидактические игры, физкультминутка, словесного (объяснение, вопросы, художественное слово, наглядного (показ, работа с демонстрационным материалом, практического (самостоятельная деятельность с карточками, дидактические игры, упражнения).

3 часть-заключительная. Был подведён итог с помощью вопросов и ответов детей на вопросы.

Занятие было рассчитано на 20 минут. Длительность и структура выдержаны, осуществлялось чередование видов деятельности.

Структура занятия выстроена таким образом, что все её части взаимосвязаны между собой и соответствовали теме. Разнообразие видов деятельности обеспечило стабильность воспитательно-образовательному процессу. Для достижения результата я опиралась на возрастные и психологические особенности данного возраста. Обучающие, развивающие и воспитывающие задачи решались в единстве. Основные этапы чётко переходили от одного к другому. Все моменты занятия логичны и последовательны, подчинены одной теме. В занятие были интегрированы моменты из образовательных областей «Познание» - закрепляла умение описывать аквариумных рыбок по характерным признакам, согласно схеме; формировала умение различать и называть цвет. «Коммуникация» - дети участвовали в общей беседе, слушали не перебивая своего сверстник; активизировала словарь детей за счет слов- название аквариумных рыбок, упражняла в согласовании существительных, прилагательных. «Социализация» - самостоятельно выражать доброжелательность, сопереживать. «Физическая культура» - развивала двигательное воображение и координацию движений. Приемы на занятии носили игровой характер, были основаны на игровых обучающих ситуациях.
Формированию знаний детей на протяжении деятельности способствовала логичность подачи материала, доступность, создание игровой ситуации. Переход от одного задания к другому позволил вовлечь каждого ребёнка в активный процесс. Для перехода к следующему заданию, обеспечила игровую мотивацию. Опираясь на знания детей, задавала проблемные вопросы. Всем детям предоставляла возможность проявить себя.

В течение мероприятия прослеживалась доброжелательная обстановка, заинтересованность детей, утомления не наблюдалось. Образовательная деятельность способствовала повышению игровой мотивации обучения, познавательного процесса. Степень активности детей на достаточном уровне, все дети были охвачены деятельностью, интерес прослеживался на протяжении всего занятия.

Я считаю, что мне удалось достичь желаемого результата через реализацию всех поставленных задач.

Рогачева Майя Петровна

воспитатель МБДОУ № 8

Цель. Подвести к понятию «рыбы». Учить устанавливать условия, необходимые для жизни рыб, учить сравнивать. Закреплять понятия «целое» и «часть», навыки счета, пространственные представления; развивать логическое и комбинаторное мышление, память, пространственное воображение, коммуникативные способности, речь. Учить составлять рассказ по схемам.

Материал и оборудование. Аквариум с декоративными рыбками. Лист белой бумаги и полоски бумаги разного цвета и размера (голубые, желтые, зеленые, серые). Опорные картинки для формирования понятия «рыбы». Карточки с изображением разных видов корма.

Ход занятия в средней группе

Часть 1. Аквариум

Дети подходят к аквариуму; рассматривают его и выясняют, что в нем есть кроме рыбок; обращают внимание на красоту аквариума.

П. Скажите, пожалуйста, что есть в аквариуме?

Д. В аквариуме есть вода, растения, песок, моллюски.

П. Зачем на дне нужен песок? Камушки?

Д. В песок сажают растения. Камушки нужны для того, чтобы рыбки могли спрятаться за ними.

П. Зачем в аквариуме нужны растения?

Д. Растения красивые. Некоторые рыбки ими питаются. Растения выделяют кислород, которым рыбки дышат. Среди растений рыбки прячутся.

П. Посмотрите, где еще в аквариуме есть растения?

Д. Некоторые растут в грунте, а другие плавают сверху.

П. А теперь давайте обустроим каждый свой аквариум.

Дети садятся за столы.

Часть 2. Обустраиваем аквариум.

Перед каждым ребенком на столе лежат лист белой бумаги и набор полосок, которые они должны расположить на листе. Вспоминая «этажи» аквариума, дети располагают разноцветные (голубые, зеленые, желтые, серые) полоски на белом фоне.

У детей должен получиться вот такая модель аквариума:

П. Из скольких частей («этажей») состоит наш аквариум?

Д. Один, два, три, четыре, пять, шесть, семь. Семь.

П. Что это за этажи?

Д. Песок, камни, растения, вода, растения, вода, воздух.

Педагог показывает свою модель аквариума, в которой растения расположены на поверхности воды.

П. Сколько частей («этажей») в моем аквариуме?

Д. Один, два, три, четыре, пять, шесть. Шесть.

П. Куда исчезла одна часть? (Дети объясняют, что педагог поместил плавающие растения сверху воды.) А у кого-нибудь есть другие модели аквариума?

Д. Других моделей у нас нет.

П. Сколько различных частей в аквариуме?

Д. Одна, две, три, четыре, пять. Всего пять различных частей.

П. Почему вы так считаете?

Д. Это вода и это вода (показывают на две голубые полоски). Это растения и это растения (показывают на две зеленые полоски).

Педагог подытоживает: две зеленые полоски означают, что в аквариуме есть расте-ния на дне и в воде, две голубые полоски означают, что в аквариуме есть вода.

Примечание. Если дети затрудняются самостоятельно обустроить аквариум, педагог предварительно проводит беседу такого рода.

П. С какой полоски начнем обустраивать аквариум?

Д. С голубой. Она обозначает воду.

П. Какая она по величине?

Д. Небольшая. Меньше белой.

П. Как вы это определили?

Д. Над ней на белом листе осталось много свободного места.

П. А что есть на верхнем этаже аквариума? Почему рыбки иногда поднимаются вверх с открытым ртом?

Д. Вверху воздух. Они им дышат.

П. Итак, сколько в аквариуме мы определили основных частей? Какие?

Д. Внизу голубая полоска и вверху белая. Две части.

П. Обустройте аквариум с помощью полосок бумаги и сосчитайте, сколько теперь стало частей («этажей») в аквариуме.

Часть 3. Рыбы

П. А теперь давайте более внимательно рассмотрим наших рыбок. (Дети вновь подходят к аквариуму) Как они называются?

Д. Гуппи, меченосцы...,

П. Посмотрите внимательно на гуппи. Они одинаковые по размеру и по окраске?

Д. Одни гуппи больше, а другие меньше. Одни яркие, а другие серенькие и потому незаметные.

П. Какие рыбки ярче: те, что больше, или те, что меньше?

Д. Маленькие яркие, а большие неприметные.

П. У каких рыбок длиннее и красивее хвостовой плавник?

Д. У маленьких гуппи хвостовой плавник большой, длинный, ярко окрашенный. У больших гуппи хвостовой плавник меньше, почти не окрашен.

Педагог объясняет, что среди рыб есть папы и мамы, только их называют самочками и самцами. Мелкие гуппи с яркими хвостовыми плавниками - самцы, а большие, серень-кие, незаметные - самочки.

П. Чем покрыто тело рыбки?

Д. Тело рыбки покрыто чешуйками.

П. А чем покрыто тело кошки? Птицы?

Д. У кошки тело покрыто шерстью, а у птицы - перьями.

Педагог прикрепляет графические схемы строения рыбки (рис. а, б).


II. Как и с помощью чего передвигается рыбка?

Д. Рыбка плавает. У неё есть плавники, они и в воде.

П. Как передвигаются птицы? Кошки?

Д. Птицы летают, ходят. У них есть крылья и лапки. Кошка ходит, бегает, прыгает, лазает- у неё лапы.

Педагог выставляет ещё одну карточку (рис. в).

П. Где живут рыбы?

Д. Они живут в воде, У них нет ног или лап, они не могут передвигаться по земле.

Педагог выставляет карточку с изображением воды (рис. г) и объясняет, что рыбки не только плавают в воде, но и дышат с помощью жабр воздухом, растворенным в воде. Показывает жабры на рисунке. Если в аквариуме живут крупные рыбы, то дети рассматривают их жабры, наблюдают, как рыбы дышат, как у них поднимаются и опускаются жаберные крышки. Рассказывают об увиденном.


П. Чем рыбы питаются? Посмотрите на рисунок.


Корм для аквариумных рыбок:

а – лист салата; б – личинки мотыля; в – сухой корм; г – каша; д – хлеб; е – яичный желток; ж – мясной фарш; з – сухое молоко

Д. Они едят сухой корм, крутую кашу (манную, гречневую, пшенную), салат, белый хлеб, мотыль - личинки комара, яичный желток, порошок сухого молока.

П. Кто доедает корм за рыбками и таким образом помогает чистить аквариум?

Д. Моллюски (улитки). Они едят то же, что и рыбки, а кроме того, питаются водорослями.

П. А теперь давайте составим меню для рыбок на семь дней из пяти видов корма так, чтобы каждый день рыбки получали только два вида корма, но при этом питание их было разнообразным.

Часть 4. Покормим рыбок

Дети садятся за столы. У каждого набор карточек с изображением видов корма для аквариумных рыбок.

П. На сколько дней составляем меню?

Д. На неделю. Значит, на семь дней.

П. Назовите, какой корм изображен на карточках?

Д. Хлеб, каша, мотыль, сухой корм, желток яйца.

П. Сколько всего видов корма у каждого из вас?

Д. Один, два, три, четыре, пять. Всего пять видов,

П. Сколько видов корма можно давать каждый день?

Д. Два вида.

П. Составьте меню для рыбок на неделю.

Дети составляют наборы с помощью карточек, педагог проверяет правильность выполнения задания каждым ребенком. Затем выставляет меню на фланелеграф. Например, понедельник - хлеб, мотыль; вторник - каша, сухой корм; среда - хлеб, желток; четверг - желток, каша; пятница - хлеб, каша; суббота - сухой корм, хлеб; воскресенье - желток, мотыль.

П. Посмотрите на карточки и расскажите все, что вы узнали сегодня о рыбах.

Дети составляют рассказ по опорным карточкам (рис. а, б, в, г, д).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: