Н.В.Леонова,
учитель русского языка
и литературы
МБОУ «СШ №33»
г. Смоленска
Особенности жанра юмористического рассказа А.П.Чехова (урок-исследование на основе рассказа «Пересолил») 5 класс
Его язык удивителен…
Как только я вчитался,
так этот язык и захватил меня.
Л.Н.Толстой
Викторина
1.Назовите станцию и деревню, в которых происходит действие в рассказе.(Гнилушки, Девкино)
2.Кто по профессии главный герой? (Землемер)
3.Какую работу он должен выполнить? (Межевание)
4.Как звали землемера? (Глеб Гаврилович Смирнов)
5.Назовите фамилию генерала, в имение которого направлялся землемер. (Хохотов)
6.Как звали возницу? (Клим)
7.В какое время года происходит действие? («Догорала осенняя заря»).
8.Что больше всего напугало возницу и заставило его убежать в лес?(Наличие револьвера у землемера)
9.Каково расстояние от станции Гнилушки до усадьбы? (Вёрст 30 – 40)
10.С какого раза телегу удавалось сдвинуть с места? (С четвёртого).
Класс делится на четыре группы, каждая из которых получает своё задание и работает над ним 5-7 минут. После этого происходит обсуждение результатов работы групп.
Задание 1 группе
Составьте событийный план рассказа. Какая из частей оказалась самой большой по объёму? Как вы это можете объяснить?
1.Землемер приехал на станцию Гнилушки.
2.Ищет лошадей для отправки в имение.
3.Отправились в путь.
4.Землемер испугался и начал врать.
5.Врёт всё больше и больше, и возница убегает.
6.Землемер уговаривает сбежавшего возницу вернуться.
7.Продолжают путь.
- Самая большая по объёму 5 часть; т.к. в ней землемер всё врёт, враньё всё нарастает и нарастает до невероятных размеров. Землемер так запугал своим враньём возницу, что тот, бросив и телегу, и лошадёнку, на четвереньках побежал в чащу леса. Поистине, перестарался - пересолил.
- Особенностями чеховских рассказов являются двойная развязка и кольцевая композиция.
-Где можно было бы закончить расказ?
(На эпизоде бегства возницы в чащу). Но действие рассказа продолжается. Это двойная развязка.
- Сравните начало и конец рассказа. Что у них общего?
(Подробно описан процесс троганья телеги с места) . Это кольцевая композиция.
- Как каждый раз реагирует на это действие землемер?
(Первый раз тряска и черепашья езда вызвали у героя чувство тревоги и недоверия, в конце «дорога и Клим ему уже не казались опасными»)
Задание 2 группе
Обычно в юмористических рассказах не бывает пейзажа; действие должно идти быстро, а пейзаж его замедляет. Найдите его, прочитайте и определите, какую роль он играет в рассказе, какие мысли он рождает в голове землемера?
- Описание природы мрачное: «тёмная, замёрзшая равнина», «холодная весенняя заря», «темнеющий воздух», «какие-то бугры».
Мрачный пейзаж рождает у землемера чувство недоверия и страха; в голове Смирнова возникает мысль, что на него могут напасть и ограбить. На этом фоне и возница вызывает опасения: «морда у него зверская, подозрительная».
- Проведём эксперимент: заменим «чеховское» описание природы, например, таким:
«Когда телега выехала со станции, стало уже рассветать…Кругом простиралась яркая, цветущая равнина. На горизонте … уже вовсю разгоралась жаркая, летняя заря. Кругом пели птицы, было тепло, солнечно».
- Что изменилось бы в произведении, если бы действие происходило на фоне такого пейзажа?
(Изменилось бы настроение землемера и самого рассказа не было бы, исчез бы сюжет рассказа, построенный автором на неумении героев правильно ориентироваться в сложившихся обстоятельствах).
Задание 3 группе
Мы говорили о роли несоответствий в юмористическом рассказе - именно на них строится смешное в таких произведениях. Найдите такие несоответствия в рассказе «Пересолил» и прокомментируйте их.
1. «Говорящие» фамилии: землемер Смирнов, генерал Хохотов.
2.Название станции Гнилушки и деревни Девкино.
3.У здоровеннейшего мужика Клима, оказывается, не лошадь, а молодая тощая лошадёнка с растопыренными ногами и покусанными ушами.
4.Богатырского телосложения Клим должен быть спокойным и бесстрашным, а он, испугавшись россказней землемера, не просто убежал, но вдруг вывалился из телеги на четвереньках, побежал к чаще и заголосил: «Караул! Караул!»
5.Обычная поездка землемера в усадьбу генерала Хохотова для межевания земель превратилась в целое приключение из-за того, что Смирнов неверно оценил ситуацию, в которой оказался.
Задание 4 группе
На первый взгляд, основной формой речи в рассказе является диалог. Так ли это на самом деле? Как вы можете это объяснить? Какой знак препинания конца предложения Чехов использует чаще всего? С какой целью?
- Большую часть объёма текста занимают монологи землемера, который, испугавшись сам, старается запугать и возницу, поэтому всё время говорит и говорит.
Чаще других знаков препинания конца предложения в этих монологах Чехов использует многоточие. Роль этого знака в обеих частях речи землемера неодинакова.
а)В одном случае многоточие показывает, что землемер на ходу придумывает свои небылицы и в данную секунду ещё не подозревает, что скажет в следующую.
Например: «Я люблю с разбойниками драться…на вид-то я худой, болезненный, а силы у меня, словно у быка… Однажды на меня напало три разбойника… так что же ты думаешь?»
б)Когда же герой прямо обращается к вознице, многоточие передаёт страх землемера.
Например: «Везде по дороге за кустиками урядники да сотские понатыканы… По… по… постой!»
«Что это ты всё время оглядываешься и движешься, как на иголках? Я, брат, тово… брат…На меня нечего оглядываться… интересного во мне ничего нет…»
Землемер от страха даже заикается.
Домашнее задание: подготовить пересказ от лица Клима и определить, будет ли «новый» рассказ юмористическим.
Конспект урока
Тема: А.П. Чехов «Пересолил»
Цель: выявить причины и последствия лжи главного героя. Разобраться, с помощью чего автор придает комизм рассказу.
Задачи:
Образовательная : показать мастерство писателя в изображении характеров героев; выявить идейное и художественное своеобразие текста; научить видеть авторские приемы создания комического в рассказе;
Развивающая: учить анализировать прозаическое произведение; обогащать словарный запас; учить детей обращать внимание на художественные детали, помогающие раскрыть идею рассказа.
Воспитательная: формировать чувство уважения к людям
Оборудование: учебник, иллюстрации к рассказу, презентация
План урока:
1.Вступительное слово
2.Выявление первоначального впечатления
3. Работа с заглавием. Определение цели урока
4. Работа с текстом:
1)Образная система.
2)Анализ композиции
3)Работа с элементами создания комического в рассказе
5. Составление киносценария
6.Вывод.
7.Подведение итогов. Домашнее задание.
Ход урока:
Вступительное слово.
На прошлом уроке мы с вами познакомились с рассказом А.П. Чехова «Смерть чиновника», затронули тему «маленького человека», так близкую Чехову, и, наконец, разобрались, как писателю удается создать эффект комизма в рассказе.
Сегодня мы рассмотрим еще одно интересное произведение Чехова – рассказ «Пересолил», который был написан в 1885 году и опубликован в журнале «Осколки».
Выявление первоначального впечатления.
Что понравилось? Что рассмешило? Что заставило задуматься?
Работа с заглавием. Цель урока.
Ребята, для чего блюдо солят? (для вкуса) А если соли слишком много – это хорошо? (соль – уже вредно)
Соответствует ли название «Пересолил» содержанию рассказа?
Подумайте, почему писатель использует именно этот глагол, а не иной? Почему не наврал, солгал, обманул, а именно пересолил? (Уже с самого начала Чехов вводит нас в заблуждение. Любой не читавший этот рассказ подумал бы, что речь пойдет о приготовлении пищи, или о поваре, или просто о житейской ситуации, но у Чехова не так всё просто)
Итак, в зависимости от этого, обозначьте основную цель нашего урока. (Выявить причины и последствия лжи главного героя)
Работа с текстом
Найдите в тексте рассказа описание героев: их имена, внешний вид, одежда. Прочитайте. (Землемер – Глеб Гаврилович Смирнов; Клим )
Куда держал путь Смирнов? (В Девкино к генералу Хохотову)
Кто его вызвался довезти?
Мог ли рассказ закончиться в тот момент, когда Смирнов сел в возницу и приехал в Девкино? Было бы ли это в стиле Чехова?
Давайте вспомним, из каких элементов состоит сюжет? (завязка, развитие действия, кульминация, развитие действия, развязка)
Где в рассказе завязка? (Землемер приехал на станцию Гнилушки. Землемер ищет лошадей для поездки в имение).
Развитие действия? (Землемер и возница отправились в путь. Землемер испугался и начал врать).
Почему развитие действия – ложь? (именно ложь движет рассказом)
Кульминация? (Землемер врёт всё больше и больше, и возница убегает).
Как бы вы одним словом обозначили композицию? (Пересолил)
Развитие действия? (Землемер уговаривает сбежавшего возницу вернуться)
Развязка? (Землемер и возница продолжают путь)
Чеховским рассказам свойственна кольцевая композиция. (Кольцевая композиция-это повторение в конце произведения какого-то элемента из его начала). Соблюдается ли она здесь?Докажите.
Мы с вами разобрались с композицией – эта работа нам упростила дальнейший ход действий. Теперь мы целостно представляем себе содержание текста.
Комизм в рассказах Чехова создается на основе несоответствий. Давайте постараемся найти такие несоответствия в рассказе «Пересолил».
Смирнов – Хохотов
Гнилушки – Девкино
Возница: у здоровеннейшего мужика Клима, оказывается, не лошадь, а молодая тощая лошадёнка с растопыренными ногами и покусанными ушами.
Лошадь молодая – но выглядит как старая
Богатырского телосложения Клим должен быть спокойным и бесстрашным, а он, испугавшись россказней землемера, не просто убежал, но вдруг вывалился из телеги, на четвереньках побежал к чаще и заголосил: “Караул! Караул!”
На смешном несоответствии строится и сюжет рассказа: обычная поездка землемера в усадьбу генерала Хохотова для межевания земель превратилась в целое приключение из-за того, что Смирнов неверно оценил ситуацию, в которой оказался.
Какой вывод мы можем сделать на основе нашей работы? (писатель-юморист использует несоответствия как приём создания комического эффекта в произведении. Чем больше несоответствий, тем смешнее оказывается произведение .)
Составление киносценария.
Давайте представим, что мы с вами режиссеры. Перед нами сценарий автора Чехова и наша задача: снять фильм. Но фильм мы полностью снять не можем, поэтому снимаем лишь отрывок.
Возьмем небольшой отрывок, когда землемер сделал вид, что достает револьвер и рассмотри до момента, когда Клим отозвался из леса.
Чертим таблицу:
Какой же вывод мы можем сделать на основе таблицы?Прием составления кинокадров позволяет обратить внимание на определенные детали в рассказе. Крупным планом мы выделяли внешность, средним планом действия героев, а общим - окружающую обстановку. Ко всему этому добавляются звуки. Таким образом, можно подробно остановиться на важных для понимания моментах в произведении.
Вывод
Сегодня на уроке мы с вами познакомились с рассказом Чехова «Пересолил». Выявили приемы, за счет которых создается комизм в рассказе. Какие это приемы? Разобрались с причинами и последствиями лжи героя. Чему учит рассказ Чехова?
Чехов – мастер юмористических рассказов. Для него было главным, обличить ложь и трусость, ведь это качества, присущие большинству людей в мире.
Домашнее задание.
Хочу предложить вам прием творческого пересказа. Суть этого задания, пересказать ситуацию, описанную в рассказе, от лица молодой лошади, которая сопровождала героев. Нужно учитывать, что это лошадь, поэтому она иначе видит ситуацию. Помните, что она животное, поэтому и вы мыслите не как человек.
Задание: творческий пересказ от лица лошадью
Задание выполнить письменно на отдельных листочках.
Анализ произведения
Ранние рассказы А. П. Чехова, полные искреннего, заразительного, беззаботного смеха, – это не только дань эпохе, но и часть особого восприятия мира писателем. Чехову была чужда приверженность некоторых его современников какой-либо идее, пусть самой незначительной. Писатель не выносил догматичности, “ярлыков”, поэтому все чаще и чаще он обращался к “простой” жизни, к “простому” человеку, “простому” событию. Чехов видел избитость “общих” идей, их необоснованность, неоправданность. Этим объясняется его пристальное внимание к вопросам о смысле жизни, к самой жизни во всей ее наготе. И сколько души, сколько обаяния в этих рассказах! Предметом изображения писателя становятся незначительные на первый взгляд сцены. Чехов умел с беглым и вместе с тем предельно точным лаконизмом выхватить из жизни самую суть ее. Однако уже в ранних рассказах Чехов начинает присматриваться к действительности как мудрый художник. Он начинает воспринимать жизнь не только как источник радости, но видит в ней и те застойные, косные явления, которые
впоследствии обыгрываются в его сатирических рассказах.
Чехова, как и многих других его современников, не могла не интересовать жизнь народная. Не раз обращается он к ней на страницах своих произведений. Писатель прекрасно понимал, что отмена крепостного права не принесет мгновенного облегчения, что потребуется еще много времени, чтобы в народе зародилось чувство самосознания, национального достоинства. Более того, он замечал, что происходящие исторические перемены вызывали к жизни новые формации общественного зла. Это и доведенная до крайних проявлений вековая привычка подчиняться и прислуживаться (“Унтер Пришибеев”), и чинопочитание, больше похожее на идолопоклонство (“Толстый и тонкий”, “Смерть чиновника”), и рабское мироощущение (“Пересолил”). “Выдавливать из себя по каплям раба” – жизненный девиз Чехова. Именно раб в каждом из нас – первая и основная мишень сатиры писателя. Этому подчинен и художественный замысел рассказа “Пересолил”.
На первый взгляд, это ничем не примечательная история, но стоит приглядеться, и мы увидим, что за ничтожными событиями скрывается целый пласт русской действительности. Землемер Глеб Смирнов, совершающий поездку в. усадьбу, просит мужиков о помощи: подвезти его до места назначения. На помощь ему приходит Клим, мужик здоровенный и угрюмый. По дороге, испугавшись темноты леса, да и самого Клима, Смирнов начинает храбриться. Но в своем стремлении он перегибает палку. Он пугает до смерти самого Клима, так что мужик вываливается из телеги и убегает в лес. После долгих уговоров Клим возвращается, и они продолжают путь. В этих событиях, как и во многих деталях, есть много символичного. Благодаря этим мелочам Чехову удается выйти на масштабные обобщения и выводы. Так, Глеб Гаврилович Смирнов приезжает на станцию “Гнилушки”. Здесь писатель использует говорящее название. Станция “Гнилушки” – вся современная Чехову Россия – это вопиющая нищета, косность, запустение. Такая же запущенность и в хозяйстве: “лошаденка была молодая, но тощая, с растопыренными ногами и покусанными ушами”. С каким трудом удалось мужику заставить ее тронуться с места: “Когда возница приподнялся и стегнул ее веревочным кнутом, она только замотала головой, когда же он выбранился и стегнул ее еще раз, то телега задрожала, как в лихорадке. После третьего удара телега покачнулась, после четвертого она тронулась с места”. Здесь Чеховым в аллегорической форме обыгрывается особенность русского национального характера: лень и нерасторопность. “До-о-едем!” – только и сказал Клим на взволнованные вопросы Смирнова. Так повелось в России – надеяться на “авось”.
События рассказа, казалось бы, должны сосредоточить внимание читателя на фигуре Смирнова. Предметом осмеяния здесь как будто должна быть человеческая трусость. Однако на самом деле Чехов показывает нам, насколько глубоко в человеке из народа может сидеть Раб. Особое внимание следует обратить на образ Клима. Писатель постоянно подчеркивает, что Клим был огромен, угрюм, “этакое дитя природы”. И этот детина с его недюжинной физической силой испугался тщедушного землемера. Почему же так происходит? Это явление русского менталитета корнями уходит в историю. Вековое господство крепостного права с его подчинением одних другими, привело к формированию особого склада ума – рабского. У Клима даже не возникает сомнения в том, что у Смирнова на самом деле есть револьвер. А уж о сопротивлении ему и вовсе не может быть и речи! Неукоснительное подчинение, слепое повиновение, рабская покорность – и ни одной мысли против. Сатирически обыгрывает Чехов тот факт, что здоровый, сильный Клим добровольно оставляет свое добро, быть может, последнее у него, и убегает в лес. Но не только сатира слышна в рассказе. Здесь присутствует и едва уловимое чувство жалости автора к человеку из народа.
Характерно, что образ Клима в рассказе имеет черты типичного. Это собирательный образ русского народа, веками приучавшегося к подчинению. В рассказе практически нет надежды на выздоровление от этой болезни, произведение полно драматизма. Проблески живой души, пробуждение собственного “Я”, первые ростки протеста появятся в более поздних рассказах Чехова. А пока это лишь сатирическое освещение существующих общественных пороков.
Таким образом, тема этого рассказа – влияние крепостного права на мысли, поведение и мироощущение простых людей из народа.
План
1. Землемер Глеб Гаврилович Смирнов тщетно ищет почтовых лошадей до усадьбы.
2. Станционный жандарм советует ему поспрашивать у мужиков – может, кто подвезет.
3. Смирнов едет со здоровенным мужиком на тощей лошаденке.
4. От страха землемер начинает запугивать мужика.
5. Испугавшись, мужик Клим выпрыгивает из телеги и убегает в лес.
6. Смирнов в течение двух часов умоляет мужика вернуться.
7. Продолжение пути. Дорога и Клим уже не кажутся землемеру такими опасными.
Глоссарий:
- анализ рассказа чехова пересолил
- чехов пересолил
- пересолил чехов
- чехов пересолил анализ
- пересолил чехов анализ
Другие работы по этой теме:
- Краткое содержание Землемер Глеб Гаврилович Смирнов приехал на станцию Гнилушки. Он был вызван в усадьбу генерала Хохотова для межевания. До места назначения Смирнову оставалось около...
- Анализ произведения Это произведение отличается глубиной художественного воспроизведения жизни. Главной героиней является восемнадцатилетняя девушка Аня, которая выходит замуж за пожилого чиновника Модеста Алексеевича для того...
— талантливый автор краткого слова, который в своих небольших произведениях раскрывает актуальные вопросы, показывает истинную сущность людей и учит нас поступать по-человечески, дабы не попадать в неловкие ситуации. Прекрасным произведением является и его рассказ Пересолил, который читается быстро. Мы же предлагаем для читательского дневника, чтобы быстро познакомиться с сюжетом работы Пересолил Чехова.
Пересолил краткий пересказ
На станцию Глинушки попадает землемер, которому нужно добраться до имения генерала Хохотова. Ехать туда нужно было около сорока миль. У местного жандарма герой узнает, что здесь не ходят почтовые лошади, но все решаемо. Можно воспользоваться услугами местных мужиков, что подрабатывают извозом. Землемер идет на станцию и останавливает свой выбор на здоровенном мужике, которого зовут Клим. У того была молодая лошадь, и землемер с большой тряской отправляется в путь.
Дорога оказалась безлюдной, поэтому наш герой начинает фантазировать. Ему чудится вокруг опасности и то, что в любую минуту кто-то может напасть. Да и самого возницу уже начинает представлять разбойником. Вот и приходит ему в голову мысль напугать немного Клима. Стал он рассказывать о несуществующих револьверах, которые якобы у него в кармане. А когда телега свернула с дороги, и вовсе стал выхвалятся, как он любит драться с разбойниками, заговорил о своих несуществующих знакомствах с судьями и исправниками, о том как многим разбойникам вырвал он руки. Стал говорить, что его охраняют постоянно невидимые урядники, которые прячутся за кустами.
Когда лошадь въехала в лес, извозчик погнал ее быстрее и тут землемер завопил, чтобы Клим не гнал лошадей. Тот в недоумении стал оглядываться на пассажира, что показалось подозрительным землемеру. Тот и продолжил сочинять страшилки, рассказывая о том, что должен он здесь встретиться с друзьями, у которых, как и у него, по револьверу. Далее происходит невероятное.
Что значит пересолил?
Извозчик Клим бросается наутек, крича землемеру, дабы тот брал все, что хочет, только чтобы его души не губил. И землемер остается один, вот только дороги тот не знает, да и обвинить в воровстве его могут. Стал он звать Клима обратно. Испугался, что придется ночевать здесь в одиночестве. Кричал два часа, пока не охрип. Уже даже смирился с мыслью, что придется ночевать в холоде, как послышался шорох. Это и был Клим. Землемер стал объяснять, что запугивал мужика оттого, что было страшно, вот и врал, да пересолил со своими небылицами. Поняв, что разбойник уже давно бы ускакал на лошади, мужик вышел, сел на свое место и герои рассказа поехали дальше. При этом Клим сказал, что не вызвался доставить барина на усадьбу, если бы заранее знал о том, что ему будет так страшно. Телега тронулась и землемеру уже не казался Клим страшным, а дорога опасной.
Ранние рассказы А. П. Чехова, полные искреннего, заразительного, беззаботного смеха, - это не только дань эпохе, но и часть особого восприятия мира писателем. Чехову была чужда приверженность некоторых его современников какой-либо идее, пусть самой незначительной. Писатель не выносил догматичности, «ярлыков», поэтому все чаще и чаще он обращался к «простой» жизни, к «простому» человеку, «простому» событию. Чехов видел избитость «общих» идей, их необоснованность, неоправданность. Этим объясняется его пристальное внимание к вопросам о смысле жизни, к самой жизни во всей ее наготе. И сколько души, сколько обаяния в этих рассказах! Предметом изображения писателя становятся незначительные на первый взгляд сцены. Чехов умел с беглым и вместе с тем предельно точным лаконизмом выхватить из жизни самую суть ее. Однако уже в ранних рассказах Чехов начинает присматриваться к действительности как мудрый художник. Он начинает воспринимать жизнь не только как источник радости, но видит в ней и те застойные, косные явления, которые впоследствии обыгрываются в его сатирических рассказах.
Чехова, как и многих других его современников, не могла не интересовать жизнь народная. Не раз обращается он к ней на страницах своих произведений. Писатель прекрасно понимал, что отмена крепостного права не принесет мгновенного облегчения, что потребуется еще много времени, чтобы в народе зародилось чувство самосознания, национального достоинства. Более того, он замечал, что происходящие исторические перемены вызывали к жизни новые формации общественного зла. Это и доведенная до крайних проявлений вековая привычка подчиняться и прислуживаться («Унтер Пришибеев»), и чинопочитание, больше похожее на идолопоклонство («Толстый и тонкий», «Смерть чиновника»), и рабское мироощущение («Пересолил»). «Выдавливать из себя по каплям раба» - жизненный девиз Чехова. Именно раб в каждом из нас - первая и основная мишень сатиры писателя. Этому подчинен и художественный замысел рассказа «Пересолил».
На первый взгляд, это ничем не примечательная история, но стоит приглядеться, и мы увидим, что за ничтожными событиями скрывается целый пласт русской действительности. Землемер Глеб Смирнов, совершающий поездку в. усадьбу, просит мужиков о помощи: подвезти его до места назначения. На помощь ему приходит Клим, мужик здоровенный и угрюмый. По дороге, испугавшись темноты леса, да и самого Клима, Смирнов начинает храбриться. Но в своем стремлении он перегибает палку. Он пугает до смерти самого Клима, так что мужик вываливается из телеги и убегает в лес. После долгих уговоров Клим возвращается, и они продолжают путь. В этих событиях, как и во многих деталях, есть много символичного. Благодаря этим мелочам Чехову удается выйти на масштабные обобщения и выводы. Так, Глеб Гаврилович Смирнов приезжает на станцию «Гнилушки». Здесь писатель использует говорящее название. Станция «Гнилушки» - вся современная Чехову Россия - это вопиющая нищета, косность, запустение. Такая же запущенность и в хозяйстве: «лошаденка была молодая, но тощая, с растопыренными ногами и покусанными ушами». С каким трудом удалось мужику заставить ее тронуться с места: «Когда возница приподнялся и стегнул ее веревочным кнутом, она только замотала головой, когда же он выбранился и стегнул ее еще раз, то телега задрожала, как в лихорадке. После третьего удара телега покачнулась, после четвертого она тронулась с места». Здесь Чеховым в аллегорической форме обыгрывается особенность русского национального характера: лень и нерасторопность. «До-о-едем!» - только и сказал Клим на взволнованные вопросы Смирнова. Так повелось в России - надеяться на «авось».
События рассказа, казалось бы, должны сосредоточить внимание читателя на фигуре Смирнова. Предметом осмеяния здесь как будто должна быть человеческая трусость. Однако на самом деле Чехов показывает нам, насколько глубоко в человеке из народа может сидеть Раб. Особое внимание следует обратить на образ Клима. Писатель постоянно подчеркивает, что Клим был огромен, угрюм, «этакое дитя природы». И этот детина с его недюжинной физической силой испугался тщедушного землемера. Почему же так происходит? Это явление русского менталитета корнями уходит в историю. Вековое господство крепостного права с его подчинением одних другими, привело к формированию особого склада ума - рабского. У Клима даже не возникает сомнения в том, что у Смирнова на самом деле есть револьвер. А уж о сопротивлении ему и вовсе не может быть и речи! Неукоснительное подчинение, слепое повиновение, рабская покорность - и ни одной мысли против. Сатирически обыгрывает Чехов тот факт, что здоровый, сильный Клим добровольно оставляет свое добро, быть может, последнее у него, и убегает в лес. Но не только сатира слышна в рассказе. Здесь присутствует и едва уловимое чувство жалости автора к человеку из народа.
Характерно, что образ Клима в рассказе имеет черты типичного. Это собирательный образ русского народа, веками приучавшегося к подчинению. В рассказе практически нет надежды на выздоровление от этой болезни, произведение полно драматизма. Проблески живой души, пробуждение собственного «Я», первые ростки протеста появятся в более поздних рассказах Чехова. А пока это лишь сатирическое освещение существующих общественных пороков.
Таким образом, тема этого рассказа - влияние крепостного права на мысли, поведение и мироощущение простых людей из народа.
1. Землемер Глеб Гаврилович Смирнов тщетно ищет почтовых лошадей до усадьбы.
2. Станционный жандарм советует ему поспрашивать у мужиков - может, кто подвезет.
3. Смирнов едет со здоровенным мужиком на тощей лошаденке.
4. От страха землемер начинает запугивать мужика.
5. Испугавшись, мужик Клим выпрыгивает из телеги и убегает в лес.
6. Смирнов в течение двух часов умоляет мужика вернуться.
7. Продолжение пути. Дорога и Клим уже не кажутся землемеру такими опасными.
На этой странице искали:
- анализ рассказа чехова пересолил
- чехов пересолил
- пересолил чехов
- чехов пересолил анализ
- пересолил чехов анализ