Чехов, анализ произведения пересолил, план. Тема рассказа пересолил

Н.В.Леонова,

учитель русского языка

и литературы

МБОУ «СШ №33»

г. Смоленска

Особенности жанра юмористического рассказа А.П.Чехова (урок-исследование на основе рассказа «Пересолил») 5 класс

Его язык удивителен…

Как только я вчитался,

так этот язык и захватил меня.

Л.Н.Толстой

Викторина

1.Назовите станцию и деревню, в которых происходит действие в рассказе.(Гнилушки, Девкино)

2.Кто по профессии главный герой? (Землемер)

3.Какую работу он должен выполнить? (Межевание)

4.Как звали землемера? (Глеб Гаврилович Смирнов)

5.Назовите фамилию генерала, в имение которого направлялся землемер. (Хохотов)

6.Как звали возницу? (Клим)

7.В какое время года происходит действие? («Догорала осенняя заря»).

8.Что больше всего напугало возницу и заставило его убежать в лес?(Наличие револьвера у землемера)

9.Каково расстояние от станции Гнилушки до усадьбы? (Вёрст 30 – 40)

10.С какого раза телегу удавалось сдвинуть с места? (С четвёртого).

Класс делится на четыре группы, каждая из которых получает своё задание и работает над ним 5-7 минут. После этого происходит обсуждение результатов работы групп.

Задание 1 группе

Составьте событийный план рассказа. Какая из частей оказалась самой большой по объёму? Как вы это можете объяснить?

1.Землемер приехал на станцию Гнилушки.

2.Ищет лошадей для отправки в имение.

3.Отправились в путь.

4.Землемер испугался и начал врать.

5.Врёт всё больше и больше, и возница убегает.

6.Землемер уговаривает сбежавшего возницу вернуться.

7.Продолжают путь.

- Самая большая по объёму 5 часть; т.к. в ней землемер всё врёт, враньё всё нарастает и нарастает до невероятных размеров. Землемер так запугал своим враньём возницу, что тот, бросив и телегу, и лошадёнку, на четвереньках побежал в чащу леса. Поистине, перестарался - пересолил.

- Особенностями чеховских рассказов являются двойная развязка и кольцевая композиция.

-Где можно было бы закончить расказ?

(На эпизоде бегства возницы в чащу). Но действие рассказа продолжается. Это двойная развязка.

- Сравните начало и конец рассказа. Что у них общего?

(Подробно описан процесс троганья телеги с места) . Это кольцевая композиция.

- Как каждый раз реагирует на это действие землемер?

(Первый раз тряска и черепашья езда вызвали у героя чувство тревоги и недоверия, в конце «дорога и Клим ему уже не казались опасными»)

Задание 2 группе

Обычно в юмористических рассказах не бывает пейзажа; действие должно идти быстро, а пейзаж его замедляет. Найдите его, прочитайте и определите, какую роль он играет в рассказе, какие мысли он рождает в голове землемера?

- Описание природы мрачное: «тёмная, замёрзшая равнина», «холодная весенняя заря», «темнеющий воздух», «какие-то бугры».

Мрачный пейзаж рождает у землемера чувство недоверия и страха; в голове Смирнова возникает мысль, что на него могут напасть и ограбить. На этом фоне и возница вызывает опасения: «морда у него зверская, подозрительная».

- Проведём эксперимент: заменим «чеховское» описание природы, например, таким:

«Когда телега выехала со станции, стало уже рассветать…Кругом простиралась яркая, цветущая равнина. На горизонте … уже вовсю разгоралась жаркая, летняя заря. Кругом пели птицы, было тепло, солнечно».

- Что изменилось бы в произведении, если бы действие происходило на фоне такого пейзажа?

(Изменилось бы настроение землемера и самого рассказа не было бы, исчез бы сюжет рассказа, построенный автором на неумении героев правильно ориентироваться в сложившихся обстоятельствах).

Задание 3 группе

Мы говорили о роли несоответствий в юмористическом рассказе - именно на них строится смешное в таких произведениях. Найдите такие несоответствия в рассказе «Пересолил» и прокомментируйте их.

1. «Говорящие» фамилии: землемер Смирнов, генерал Хохотов.

2.Название станции Гнилушки и деревни Девкино.

3.У здоровеннейшего мужика Клима, оказывается, не лошадь, а молодая тощая лошадёнка с растопыренными ногами и покусанными ушами.

4.Богатырского телосложения Клим должен быть спокойным и бесстрашным, а он, испугавшись россказней землемера, не просто убежал, но вдруг вывалился из телеги на четвереньках, побежал к чаще и заголосил: «Караул! Караул!»

5.Обычная поездка землемера в усадьбу генерала Хохотова для межевания земель превратилась в целое приключение из-за того, что Смирнов неверно оценил ситуацию, в которой оказался.

Задание 4 группе

На первый взгляд, основной формой речи в рассказе является диалог. Так ли это на самом деле? Как вы можете это объяснить? Какой знак препинания конца предложения Чехов использует чаще всего? С какой целью?

- Большую часть объёма текста занимают монологи землемера, который, испугавшись сам, старается запугать и возницу, поэтому всё время говорит и говорит.

Чаще других знаков препинания конца предложения в этих монологах Чехов использует многоточие. Роль этого знака в обеих частях речи землемера неодинакова.

а)В одном случае многоточие показывает, что землемер на ходу придумывает свои небылицы и в данную секунду ещё не подозревает, что скажет в следующую.

Например: «Я люблю с разбойниками драться…на вид-то я худой, болезненный, а силы у меня, словно у быка… Однажды на меня напало три разбойника… так что же ты думаешь?»

б)Когда же герой прямо обращается к вознице, многоточие передаёт страх землемера.

Например: «Везде по дороге за кустиками урядники да сотские понатыканы… По… по… постой!»

«Что это ты всё время оглядываешься и движешься, как на иголках? Я, брат, тово… брат…На меня нечего оглядываться… интересного во мне ничего нет…»

Землемер от страха даже заикается.

Домашнее задание: подготовить пересказ от лица Клима и определить, будет ли «новый» рассказ юмористическим.

Конспект урока

Тема: А.П. Чехов «Пересолил»

Цель: выявить причины и последствия лжи главного героя. Разобраться, с помощью чего автор придает комизм рассказу.

Задачи:

Образовательная : показать мастерство писателя в изображении характеров героев; выявить идейное и художественное своеобразие текста; научить видеть авторские приемы создания комического в рассказе;

Развивающая: учить анализировать прозаическое произведение; обогащать словарный запас; учить детей обращать внимание на художественные детали, помогающие раскрыть идею рассказа.

Воспитательная: формировать чувство уважения к людям

Оборудование: учебник, иллюстрации к рассказу, презентация

План урока:

1.Вступительное слово

2.Выявление первоначального впечатления

3. Работа с заглавием. Определение цели урока

4. Работа с текстом:

1)Образная система.

2)Анализ композиции

3)Работа с элементами создания комического в рассказе

5. Составление киносценария

6.Вывод.

7.Подведение итогов. Домашнее задание.

Ход урока:

    Вступительное слово.

На прошлом уроке мы с вами познакомились с рассказом А.П. Чехова «Смерть чиновника», затронули тему «маленького человека», так близкую Чехову, и, наконец, разобрались, как писателю удается создать эффект комизма в рассказе.

Сегодня мы рассмотрим еще одно интересное произведение Чехова – рассказ «Пересолил», который был написан в 1885 году и опубликован в журнале «Осколки».

    Выявление первоначального впечатления.

Что понравилось? Что рассмешило? Что заставило задуматься?

    Работа с заглавием. Цель урока.

Ребята, для чего блюдо солят? (для вкуса) А если соли слишком много – это хорошо? (соль – уже вредно)

Соответствует ли название «Пересолил» содержанию рассказа?

Подумайте, почему писатель использует именно этот глагол, а не иной? Почему не наврал, солгал, обманул, а именно пересолил? (Уже с самого начала Чехов вводит нас в заблуждение. Любой не читавший этот рассказ подумал бы, что речь пойдет о приготовлении пищи, или о поваре, или просто о житейской ситуации, но у Чехова не так всё просто)

Итак, в зависимости от этого, обозначьте основную цель нашего урока. (Выявить причины и последствия лжи главного героя)

    Работа с текстом

    Найдите в тексте рассказа описание героев: их имена, внешний вид, одежда. Прочитайте. (Землемер – Глеб Гаврилович Смирнов; Клим )

Куда держал путь Смирнов? (В Девкино к генералу Хохотову)

Кто его вызвался довезти?

Мог ли рассказ закончиться в тот момент, когда Смирнов сел в возницу и приехал в Девкино? Было бы ли это в стиле Чехова?

Давайте вспомним, из каких элементов состоит сюжет? (завязка, развитие действия, кульминация, развитие действия, развязка)

Где в рассказе завязка? (Землемер приехал на станцию Гнилушки. Землемер ищет лошадей для поездки в имение).

Развитие действия? (Землемер и возница отправились в путь. Землемер испугался и начал врать).

Почему развитие действия – ложь? (именно ложь движет рассказом)

Кульминация? (Землемер врёт всё больше и больше, и возница убегает).

Как бы вы одним словом обозначили композицию? (Пересолил)

Развитие действия? (Землемер уговаривает сбежавшего возницу вернуться)

Развязка? (Землемер и возница продолжают путь)

Чеховским рассказам свойственна кольцевая композиция. (Кольцевая композиция-это повторение в конце произведения какого-то элемента из его начала). Соблюдается ли она здесь?Докажите.

Мы с вами разобрались с композицией – эта работа нам упростила дальнейший ход действий. Теперь мы целостно представляем себе содержание текста.

    Комизм в рассказах Чехова создается на основе несоответствий. Давайте постараемся найти такие несоответствия в рассказе «Пересолил».

Смирнов – Хохотов

Гнилушки – Девкино

Возница: у здоровеннейшего мужика Клима, оказывается, не лошадь, а молодая тощая лошадёнка с растопыренными ногами и покусанными ушами.

Лошадь молодая – но выглядит как старая

Богатырского телосложения Клим должен быть спокойным и бесстрашным, а он, испугавшись россказней землемера, не просто убежал, но вдруг вывалился из телеги, на четвереньках побежал к чаще и заголосил: “Караул! Караул!”

На смешном несоответствии строится и сюжет рассказа: обычная поездка землемера в усадьбу генерала Хохотова для межевания земель превратилась в целое приключение из-за того, что Смирнов неверно оценил ситуацию, в которой оказался.

Какой вывод мы можем сделать на основе нашей работы? (писатель-юморист использует несоответствия как приём создания комического эффекта в произведении. Чем больше несоответствий, тем смешнее оказывается произведение .)

    Составление киносценария.

Давайте представим, что мы с вами режиссеры. Перед нами сценарий автора Чехова и наша задача: снять фильм. Но фильм мы полностью снять не можем, поэтому снимаем лишь отрывок.

Возьмем небольшой отрывок, когда землемер сделал вид, что достает револьвер и рассмотри до момента, когда Клим отозвался из леса.

Чертим таблицу:

Какой же вывод мы можем сделать на основе таблицы?

Прием составления кинокадров позволяет обратить внимание на определенные детали в рассказе. Крупным планом мы выделяли внешность, средним планом действия героев, а общим - окружающую обстановку. Ко всему этому добавляются звуки. Таким образом, можно подробно остановиться на важных для понимания моментах в произведении.

    Вывод

Сегодня на уроке мы с вами познакомились с рассказом Чехова «Пересолил». Выявили приемы, за счет которых создается комизм в рассказе. Какие это приемы? Разобрались с причинами и последствиями лжи героя. Чему учит рассказ Чехова?

Чехов – мастер юмористических рассказов. Для него было главным, обличить ложь и трусость, ведь это качества, присущие большинству людей в мире.

    Домашнее задание.

Хочу предложить вам прием творческого пересказа. Суть этого задания, пересказать ситуацию, описанную в рассказе, от лица молодой лошади, которая сопровождала героев. Нужно учитывать, что это лошадь, поэтому она иначе видит ситуацию. Помните, что она животное, поэтому и вы мыслите не как человек.

Задание: творческий пересказ от лица лошадью

Задание выполнить письменно на отдельных листочках.

Анализ произведения

Ранние рассказы А. П. Чехова, полные искреннего, зарази­тельного, беззаботного смеха, – это не только дань эпохе, но и часть особого восприятия мира писателем. Чехову была чужда приверженность некоторых его современников какой-либо идее, пусть самой незначительной. Писатель не выносил догматичнос­ти, “ярлыков”, поэтому все чаще и чаще он обращался к “про­стой” жизни, к “простому” человеку, “простому” событию. Чехов видел избитость “общих” идей, их необоснованность, неоправданность. Этим объясняется его пристальное внимание к вопросам о смысле жизни, к самой жизни во всей ее наготе. И сколько души, сколько обаяния в этих рассказах! Предметом изображения писа­теля становятся незначительные на первый взгляд сцены. Чехов умел с беглым и вместе с тем предельно точным лаконизмом выхватить из жизни самую суть ее. Однако уже в ранних рас­сказах Чехов начинает присматриваться к действительности как мудрый художник. Он начинает воспринимать жизнь не только как источник радости, но видит в ней и те застойные, косные явления, которые

впоследствии обыгрываются в его сатиричес­ких рассказах.

Чехова, как и многих других его современников, не могла не интересовать жизнь народная. Не раз обращается он к ней на стра­ницах своих произведений. Писатель прекрасно понимал, что от­мена крепостного права не принесет мгновенного облегчения, что потребуется еще много времени, чтобы в народе зародилось чув­ство самосознания, национального достоинства. Более того, он замечал, что происходящие исторические перемены вызывали к жизни новые формации общественного зла. Это и доведенная до крайних проявлений вековая привычка подчиняться и прислужи­ваться (“Унтер Пришибеев”), и чинопочитание, больше похожее на идолопоклонство (“Толстый и тонкий”, “Смерть чиновника”), и рабское мироощущение (“Пересолил”). “Выдавливать из себя по каплям раба” – жизненный девиз Чехова. Именно раб в каждом из нас – первая и основная мишень сатиры писателя. Этому подчинен и художественный замысел рассказа “Пересолил”.

На первый взгляд, это ничем не примечательная история, но стоит приглядеться, и мы увидим, что за ничтожными события­ми скрывается целый пласт русской действительности. Землемер Глеб Смирнов, совершающий поездку в. усадьбу, просит мужиков о помощи: подвезти его до места назначения. На помощь ему при­ходит Клим, мужик здоровенный и угрюмый. По дороге, испугав­шись темноты леса, да и самого Клима, Смирнов начинает храб­риться. Но в своем стремлении он перегибает палку. Он пугает до смерти самого Клима, так что мужик вываливается из телеги и убегает в лес. После долгих уговоров Клим возвращается, и они продолжают путь. В этих событиях, как и во многих деталях, есть много символичного. Благодаря этим мелочам Чехову удает­ся выйти на масштабные обобщения и выводы. Так, Глеб Гаврило­вич Смирнов приезжает на станцию “Гнилушки”. Здесь писатель использует говорящее название. Станция “Гнилушки” – вся со­временная Чехову Россия – это вопиющая нищета, косность, запустение. Такая же запущенность и в хозяйстве: “лошаденка была молодая, но тощая, с растопыренными ногами и покусан­ными ушами”. С каким трудом удалось мужику заставить ее тро­нуться с места: “Когда возница приподнялся и стегнул ее вере­вочным кнутом, она только замотала головой, когда же он выбра­нился и стегнул ее еще раз, то телега задрожала, как в лихорад­ке. После третьего удара телега покачнулась, после четвертого она тронулась с места”. Здесь Чеховым в аллегорической форме обыгрывается особенность русского национального характера: лень и нерасторопность. “До-о-едем!” – только и сказал Клим на взвол­нованные вопросы Смирнова. Так повелось в России – надеяться на “авось”.

События рассказа, казалось бы, должны сосредоточить вни­мание читателя на фигуре Смирнова. Предметом осмеяния здесь как будто должна быть человеческая трусость. Однако на самом деле Чехов показывает нам, насколько глубоко в человеке из народа может сидеть Раб. Особое внимание следует обратить на образ Клима. Писатель постоянно подчеркивает, что Клим был огромен, угрюм, “этакое дитя природы”. И этот детина с его не­дюжинной физической силой испугался тщедушного землемера. Почему же так происходит? Это явление русского менталитета корнями уходит в историю. Вековое господство крепостного пра­ва с его подчинением одних другими, привело к формированию особого склада ума – рабского. У Клима даже не возникает сомнения в том, что у Смирнова на самом деле есть револьвер. А уж о сопротивлении ему и вовсе не может быть и речи! Не­укоснительное подчинение, слепое повиновение, рабская по­корность – и ни одной мысли против. Сатирически обыгрывает Чехов тот факт, что здоровый, сильный Клим добровольно ос­тавляет свое добро, быть может, последнее у него, и убегает в лес. Но не только сатира слышна в рассказе. Здесь присутству­ет и едва уловимое чувство жалости автора к человеку из народа.

Характерно, что образ Клима в рассказе имеет черты типич­ного. Это собирательный образ русского народа, веками приучав­шегося к подчинению. В рассказе практически нет надежды на выздоровление от этой болезни, произведение полно драматизма. Проблески живой души, пробуждение собственного “Я”, первые ростки протеста появятся в более поздних рассказах Чехова. А пока это лишь сатирическое освещение существующих обще­ственных пороков.

Таким образом, тема этого рассказа – влияние крепостного права на мысли, поведение и мироощущение простых людей из народа.

План

1. Землемер Глеб Гаврилович Смирнов тщетно ищет почто­вых лошадей до усадьбы.

2. Станционный жандарм советует ему поспрашивать у мужи­ков – может, кто подвезет.

3. Смирнов едет со здоровенным мужиком на тощей лоша­денке.

4. От страха землемер начинает запугивать мужика.

5. Испугавшись, мужик Клим выпрыгивает из телеги и убега­ет в лес.

6. Смирнов в течение двух часов умоляет мужика вернуться.

7. Продолжение пути. Дорога и Клим уже не кажутся земле­меру такими опасными.

Глоссарий:

  • анализ рассказа чехова пересолил
  • чехов пересолил
  • пересолил чехов
  • чехов пересолил анализ
  • пересолил чехов анализ

Другие работы по этой теме:

  1. Краткое содержание Землемер Глеб Гаврилович Смирнов приехал на станцию Гни­лушки. Он был вызван в усадьбу генерала Хохотова для межева­ния. До места назначения Смирнову оставалось около...
  2. Анализ произведения Это произведение отличается глубиной художественного вос­произведения жизни. Главной героиней является восемнадцати­летняя девушка Аня, которая выходит замуж за пожилого чи­новника Модеста Алексеевича для того...

— талантливый автор краткого слова, который в своих небольших произведениях раскрывает актуальные вопросы, показывает истинную сущность людей и учит нас поступать по-человечески, дабы не попадать в неловкие ситуации. Прекрасным произведением является и его рассказ Пересолил, который читается быстро. Мы же предлагаем для читательского дневника, чтобы быстро познакомиться с сюжетом работы Пересолил Чехова.

Пересолил краткий пересказ

На станцию Глинушки попадает землемер, которому нужно добраться до имения генерала Хохотова. Ехать туда нужно было около сорока миль. У местного жандарма герой узнает, что здесь не ходят почтовые лошади, но все решаемо. Можно воспользоваться услугами местных мужиков, что подрабатывают извозом. Землемер идет на станцию и останавливает свой выбор на здоровенном мужике, которого зовут Клим. У того была молодая лошадь, и землемер с большой тряской отправляется в путь.

Дорога оказалась безлюдной, поэтому наш герой начинает фантазировать. Ему чудится вокруг опасности и то, что в любую минуту кто-то может напасть. Да и самого возницу уже начинает представлять разбойником. Вот и приходит ему в голову мысль напугать немного Клима. Стал он рассказывать о несуществующих револьверах, которые якобы у него в кармане. А когда телега свернула с дороги, и вовсе стал выхвалятся, как он любит драться с разбойниками, заговорил о своих несуществующих знакомствах с судьями и исправниками, о том как многим разбойникам вырвал он руки. Стал говорить, что его охраняют постоянно невидимые урядники, которые прячутся за кустами.

Когда лошадь въехала в лес, извозчик погнал ее быстрее и тут землемер завопил, чтобы Клим не гнал лошадей. Тот в недоумении стал оглядываться на пассажира, что показалось подозрительным землемеру. Тот и продолжил сочинять страшилки, рассказывая о том, что должен он здесь встретиться с друзьями, у которых, как и у него, по револьверу. Далее происходит невероятное.

Что значит пересолил?

Извозчик Клим бросается наутек, крича землемеру, дабы тот брал все, что хочет, только чтобы его души не губил. И землемер остается один, вот только дороги тот не знает, да и обвинить в воровстве его могут. Стал он звать Клима обратно. Испугался, что придется ночевать здесь в одиночестве. Кричал два часа, пока не охрип. Уже даже смирился с мыслью, что придется ночевать в холоде, как послышался шорох. Это и был Клим. Землемер стал объяснять, что запугивал мужика оттого, что было страшно, вот и врал, да пересолил со своими небылицами. Поняв, что разбойник уже давно бы ускакал на лошади, мужик вышел, сел на свое место и герои рассказа поехали дальше. При этом Клим сказал, что не вызвался доставить барина на усадьбу, если бы заранее знал о том, что ему будет так страшно. Телега тронулась и землемеру уже не казался Клим страшным, а дорога опасной.

Ранние рассказы А. П. Чехова, полные искреннего, зарази­тельного, беззаботного смеха, - это не только дань эпохе, но и часть особого восприятия мира писателем. Чехову была чужда приверженность некоторых его современников какой-либо идее, пусть самой незначительной. Писатель не выносил догматичнос­ти, «ярлыков», поэтому все чаще и чаще он обращался к «про­стой» жизни, к «простому» человеку, «простому» событию. Чехов видел избитость «общих» идей, их необоснованность, неоправданность. Этим объясняется его пристальное внимание к вопросам о смысле жизни, к самой жизни во всей ее наготе. И сколько души, сколько обаяния в этих рассказах! Предметом изображения писа­теля становятся незначительные на первый взгляд сцены. Чехов умел с беглым и вместе с тем предельно точным лаконизмом выхватить из жизни самую суть ее. Однако уже в ранних рас­сказах Чехов начинает присматриваться к действительности как мудрый художник. Он начинает воспринимать жизнь не только как источник радости, но видит в ней и те застойные, косные явления, которые впоследствии обыгрываются в его сатиричес­ких рассказах.

Чехова, как и многих других его современников, не могла не интересовать жизнь народная. Не раз обращается он к ней на стра­ницах своих произведений. Писатель прекрасно понимал, что от­мена крепостного права не принесет мгновенного облегчения, что потребуется еще много времени, чтобы в народе зародилось чув­ство самосознания, национального достоинства. Более того, он замечал, что происходящие исторические перемены вызывали к жизни новые формации общественного зла. Это и доведенная до крайних проявлений вековая привычка подчиняться и прислужи­ваться («Унтер Пришибеев»), и чинопочитание, больше похожее на идолопоклонство («Толстый и тонкий», «Смерть чиновника»), и рабское мироощущение («Пересолил»). «Выдавливать из себя по каплям раба» - жизненный девиз Чехова. Именно раб в каждом из нас - первая и основная мишень сатиры писателя. Этому подчинен и художественный замысел рассказа «Пересолил».

На первый взгляд, это ничем не примечательная история, но стоит приглядеться, и мы увидим, что за ничтожными события­ми скрывается целый пласт русской действительности. Землемер Глеб Смирнов, совершающий поездку в. усадьбу, просит мужиков о помощи: подвезти его до места назначения. На помощь ему при­ходит Клим, мужик здоровенный и угрюмый. По дороге, испугав­шись темноты леса, да и самого Клима, Смирнов начинает храб­риться. Но в своем стремлении он перегибает палку. Он пугает до смерти самого Клима, так что мужик вываливается из телеги и убегает в лес. После долгих уговоров Клим возвращается, и они продолжают путь. В этих событиях, как и во многих деталях, есть много символичного. Благодаря этим мелочам Чехову удает­ся выйти на масштабные обобщения и выводы. Так, Глеб Гаврило­вич Смирнов приезжает на станцию «Гнилушки». Здесь писатель использует говорящее название. Станция «Гнилушки» - вся со­временная Чехову Россия - это вопиющая нищета, косность, запустение. Такая же запущенность и в хозяйстве: «лошаденка была молодая, но тощая, с растопыренными ногами и покусан­ными ушами». С каким трудом удалось мужику заставить ее тро­нуться с места: «Когда возница приподнялся и стегнул ее вере­вочным кнутом, она только замотала головой, когда же он выбра­нился и стегнул ее еще раз, то телега задрожала, как в лихорад­ке. После третьего удара телега покачнулась, после четвертого она тронулась с места». Здесь Чеховым в аллегорической форме обыгрывается особенность русского национального характера: лень и нерасторопность. «До-о-едем!» - только и сказал Клим на взвол­нованные вопросы Смирнова. Так повелось в России - надеяться на «авось».

События рассказа, казалось бы, должны сосредоточить вни­мание читателя на фигуре Смирнова. Предметом осмеяния здесь как будто должна быть человеческая трусость. Однако на самом деле Чехов показывает нам, насколько глубоко в человеке из народа может сидеть Раб. Особое внимание следует обратить на образ Клима. Писатель постоянно подчеркивает, что Клим был огромен, угрюм, «этакое дитя природы». И этот детина с его не­дюжинной физической силой испугался тщедушного землемера. Почему же так происходит? Это явление русского менталитета корнями уходит в историю. Вековое господство крепостного пра­ва с его подчинением одних другими, привело к формированию особого склада ума - рабского. У Клима даже не возникает сомнения в том, что у Смирнова на самом деле есть револьвер. А уж о сопротивлении ему и вовсе не может быть и речи! Не­укоснительное подчинение, слепое повиновение, рабская по­корность - и ни одной мысли против. Сатирически обыгрывает Чехов тот факт, что здоровый, сильный Клим добровольно ос­тавляет свое добро, быть может, последнее у него, и убегает в лес. Но не только сатира слышна в рассказе. Здесь присутству­ет и едва уловимое чувство жалости автора к человеку из народа.

Характерно, что образ Клима в рассказе имеет черты типич­ного. Это собирательный образ русского народа, веками приучав­шегося к подчинению. В рассказе практически нет надежды на выздоровление от этой болезни, произведение полно драматизма. Проблески живой души, пробуждение собственного «Я», первые ростки протеста появятся в более поздних рассказах Чехова. А пока это лишь сатирическое освещение существующих обще­ственных пороков.

Таким образом, тема этого рассказа - влияние крепостного права на мысли, поведение и мироощущение простых людей из народа.

1. Землемер Глеб Гаврилович Смирнов тщетно ищет почто­вых лошадей до усадьбы.

2. Станционный жандарм советует ему поспрашивать у мужи­ков - может, кто подвезет.

3. Смирнов едет со здоровенным мужиком на тощей лоша­денке.

4. От страха землемер начинает запугивать мужика.

5. Испугавшись, мужик Клим выпрыгивает из телеги и убега­ет в лес.

6. Смирнов в течение двух часов умоляет мужика вернуться.

7. Продолжение пути. Дорога и Клим уже не кажутся земле­меру такими опасными.

На этой странице искали:

  • анализ рассказа чехова пересолил
  • чехов пересолил
  • пересолил чехов
  • чехов пересолил анализ
  • пересолил чехов анализ
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: