Тургенев вишневый сад. «вишневый сад

Действие 1

Бывшая детская комната в доме Раневской. Лопахин и горничная Глаша ждут прибытия помещицы Раневской со станции. Лопахин говорит о хороших детских воспоминаниях, связанных с Раневской, хоть его отец и был крепостным мужиком. У Епиходова, вошедшего в комнату, падает букет. Он говорит, что с ним случается что-либо подобное все время. Подъезжают экипажи. Входит Раневская с сопровождающими. Это Аня, дочь помещицы, Гаев, ее брат, Варя, ее приемная дочь, Симеонов-Пищик. Аня наедине с сестрой Варей рассказывает о жизни в Париже: мать промотала все деньги, продала дачу около Ментоны и продолжает разбрасываться деньгами. Варя сообщает, что имение тоже выставлено на торги. Входит Раневская, радуется, что жив старый слуга Фирс, и что в доме сохранилась прежняя обстановка. Лопахин уходит, но напоминает о продаже имения. Он предлагает небольшие участки, на которые необходимо разбить землю, сдавать в аренду. Но для этого придется пожертвовать вишневым садом. Раневскую удивляет предложение Лопахина. Брат Раневской Гаев произносит высокопарную речь, обращенную к старому шкафу. Приходит Петя Трофимов. Он был учителем Гриши - сына помещицы, который утонул маленьким. Раневская замечает, что Петя подурнел и постарел. Воспоминания о своем сыночке вызвали у Раневской горькие слезы. Оставшись наедине с Варей, Гаев стал придумывать прожекты, откуда можно взять деньги.

"Вишневый сад": краткое содержание. Действие 2

Действие происходит возле часовни. Шарлотта, гувернантка, рассказывает о себе. Епиходов очаровывает Дуняшу, а та кокетничает с лакеем Яшей, циничным и безнравственным типом. Раневская, Гаев и Лопахин, возвращаясь из города, остановились передохнуть. Лопахин не перестает доказывать Раневской правильность и рентабельность предложенного им плана. Все тщетно. Раневская словно не слышит, все пытается сосватать Лопахина Варе. Вспоминает мужа, умершего от пьянства, любовника, разорившего и бросившего ее. Входят сестры Аня и Варя, Петя Трофимов. Бывший учитель, Раневская, Гаев и Лопахин дискутируют о «гордом человеке». Но дискуссии не получается, т. к. никто не хочет и не умеет слушать другого. Оставшись наедине с Аней, Трофимов произносит монолог о России, о свободе, о счастье.

"Вишневый сад": краткое содержание. Действие 3

В доме Раневской совсем некстати затеяли бал. Гаев уехал на торги, и помещица с нетерпением ждет брата. Раневская настаивает на женитьбе Вари и Лопахина, но та отвечает, что Лопахин не собирается делать ей предложение. Раневская делится с Трофимовым: она подумывает уехать в Париж, т.к. любовник забросал ее телеграммами. Трофимов осуждает ее. Появляются Лопахин и Гаев. Выясняется, что дом с прекрасным вишневым садом приобрел Лопахин. Он счастлив, ведь его дед и отец «были рабами» на этой земле. А теперь он ее хозяин. Раневская в слезах, Аня успокаивает ее, считая, что впереди у них долгая счастливая жизнь.

"Вишневый сад": краткое содержание. Действие 4

В доме все готовятся к отъезду. Лопахин уезжает на зиму в Харьков. Трофимов едет в Москву, учиться в университете. Отказывается взять денег у Лопахина на дорогу. Раневская собирается пожить в Париже (опять же, на чужие деньги). Гаев будет работать в банке. Варя устроилась экономкой. Аня начинает новую жизнь. Она хочет окончить гимназию, читать книги, работать, помогать матери. Появляется Пищик и начинает раздавать долги, хотя всю пьесу, наоборот, пытался занять денег. Он сдал англичанам в аренду землю, где нашли белую глину. Раневская делает последнюю попытку свести Варю и Лопахина, но тот так и не решается. Уходит. Все уходят из дома, запирая двери. Входит Фирс, он стар и болен, но его забыли увезти в больницу. За сценой слышно, что вишневый сад начали вырубать.

Вишневый сад: анализ

Подробный разбор произведения - тема для отдельной статьи. Мы же ограничимся лишь несколькими существенными замечаниями. Пьеса «Вишневый сад», краткое содержание которой приведено выше, - это произведение о зарождающихся в России "новых людях". Раневская и Гаев, представители старой России, не смогли с умом распорядиться своим богатством и разорились. Противопоставляемый им Лопахин, напротив, из бедных, бывших крепостных, своим трудом смог заработать и выкупить дом и вишневый сад. Лопахин - представитель зарождающегося в России предпринимательства, Аня и учитель Петя Трофимов - передовая молодежь, будущее России.

Имение помещицы Любови Андреевны Раневской. Весна, цветут вишневые деревья. Но прекрасный сад скоро должен быть продан за долги. Последние пять лет Раневская и её семнадцатилетняя дочь Аня прожили за границей. В имении оставались брат Раневской Леонид Андреевич Гаев и её приемная дочь, двадцатичетырехлетняя Варя. Дела у Раневской плохи, средств почти не осталось. Любовь Андреевна всегда сорила деньгами. Шесть лет назад от пьянства умер её муж. Раневская полюбила другого человека, сошлась с ним. Но вскоре трагически погиб, утонув в реке, её маленький сын Гриша. Любовь Андреевна, не в силах перенести горя, бежала за границу. Любовник последовал за ней. Когда он заболел, Раневской пришлось поселить его на своей даче возле Ментоны и три года за ним ухаживать. А потом, когда пришлось продать за долги дачу и переехать в Париж, он обобрал и бросил Раневскую.

Гаев и Варя встречают Любовь Андреевну и Аню на станции. Дома их ждут горничная Дуняша и знакомый купец Ермолай Алексеевич Лопахин. Отец Лопахина был крепостным Раневских, сам он разбогател, но говорит о себе, что остался «мужик мужиком». Приходит конторщик Епиходов, человек, с которым постоянно что-нибудь случается и которого прозвали «тридцать три несчастья».

Наконец подъезжают экипажи. Дом наполняется людьми, все в приятном возбуждении. Каждый говорит о своем. Любовь Андреевна разглядывает комнаты и сквозь слезы радости вспоминает прошлое. Горничной Дуняше не терпится рассказать барышне о том, что ей сделал предложение Епиходов. Сама Аня советует Варе выйти за Лопахина, а Варя мечтает выдать Аню за богатого человека. Гувернантка Шарлотта Ивановна, странная и эксцентричная особа, хвалится своей удивительной собакой, сосед помещик Симеонов-Пишик просит денег взаймы. Почти ничего не слышит и все время бормочет что-то старый верный слуга Фирс.

Лопахин напоминает Раневской о том, что имение скоро должно быть продано с торгов, единственный выход - разбить землю на участки и отдать их в аренду дачникам. Раневскую предложение Лопахина удивляет: как можно вырубить её любимый замечательный вишневый сад! Лопахину хочется подольше остаться с Раневской, которую он любит «больше, чем родную», но ему пора уходить. Гаев обращается с приветственной речью к столетнему «многоуважаемому» шкафу, но потом, сконфуженный, вновь начинает бессмысленно произносить излюбленные бильярдные словечки.

Раневская не сразу узнает Петю Трофимова: так он изменился, подурнел, «милый студентик» превратился в «вечного студента». Любовь Андреевна плачет, вспоминая своего маленького утонувшего сына Гришу, учителем которого был Трофимов.

Гаев, оставшись наедине с Варей, пытается рассуждать о делах. Есть богатая тетка в Ярославле, которая, правда, их не любит: ведь Любовь Андреевна вышла замуж не за дворянина, да и вела себя не «очень добродетельно». Гаев любит сестру, но все-таки называет её «порочной», что вызывает недовольство Ани. Гаев продолжает строить проекты: сестра попросит денег у Лопахина, Аня поедет в Ярославль - словом, они не допустят, чтобы имение было продано, Гаев даже клянется в этом. Ворчливый Фирс наконец уводит барина, как ребенка, спать. Аня спокойна и счастлива: дядя все устроит.

Лопахин не перестает уговаривать Раневскую и Гаева принять его план. Они втроем завтракали в городе и, возвращаясь, остановились в поле у часовни. Только что здесь же, на той же скамье, Епиходов пробовал объясниться с Дуняшей, но та уже предпочла ему молодого циничного лакея Яшу. Раневская и Гаев словно не слышат Лопахина и говорят совсем о других вещах. Так ни в чем и не убедив «легкомысленных, неделовых, странных» людей, Лопахин хочет уйти. Раневская просит его остаться: с ним «все-таки веселее».

Приходят Аня, Варя и Петя Трофимов. Раневская заводит разговор о «гордом человеке». По мнению Трофимова, в гордости нет смысла: грубому, несчастному человеку нужно не восхищаться собой, а работать. Петя осуждает интеллигенцию, не способную к труду, тех людей, кто важно философствует, а с мужиками обращается, как с животными. В разговор вступает Лопахин: он как раз работает «с утра до вечера», имея дело с крупными капиталами, но все больше убеждается, как мало вокруг порядочных людей. Лопахин не договаривает, его перебивает Раневская. Вообще все здесь не хотят и не умеют слушат-

ь друг друга. Наступает тишина, в которой слышится отдаленный печальный звук лопнувшей струны.

Вскоре все расходятся. Оставшиеся наедине Аня и Трофимов рады возможности поговорить вдвоем, без Вари. Трофимов убеждает Аню, что надо быть «выше любви», что главное - свобода: «вся Россия наш сад», но чтобы жить в настоящем, нужно сначала страданием и трудом искупить прошлое. Счастье близко: если не они, то другие обязательно увидят его.

Наступает двадцать второе августа, день торгов. Именно в этот вечер, совсем некстати, в усадьбе затевается бал, приглашен еврейский оркестр. Когда-то здесь танцевали генералы и бароны, а теперь, как сетует Фирс, и почтовый чиновник да начальник станции «не в охотку идут». Гостей развлекает своими фокусами Шарлотта Ивановна. Раневская с беспокойством ожидает возвращения брата. Ярославская тетка все же прислала пятнадцать тысяч, но их недостаточно, чтобы выкупить имение.

Петя Трофимов «успокаивает» Раневскую: дело не в саде, с ним давно покончено, надо взглянуть правде в глаза. Любовь Андреевна просит не осуждать её, пожалеть: ведь без вишневого сада её жизнь теряет смысл. Каждый день Раневская получает телеграммы из Парижа. Первое время она рвала их сразу, потом - сначала прочитав, теперь уже не рвет. «Этот дикий человек», которого она все-таки любит, умоляет её приехать. Петя осуждает Раневскую за любовь к «мелкому негодяю, ничтожеству». Сердитая Раневская, не сдержавшись, мстит Трофимову, называя его «смешным чудаком», «уродом», «чистюлей»: «Надо самому любить… надо влюбляться!» Петя в ужасе пытается уйти, но потом остается, танцует с Раневской, попросившей у него прощения.

Наконец появляются сконфуженный, радостный Лопахин и усталый Гаев, который, ничего не рассказав, тут же уходит к себе. Вишневый сад продан, и купил его Лопахин. «Новый помещик» счастлив: ему удалось превзойти на торгах богача Дериганова, дав сверх долга девяносто тысяч. Лопахин поднимает ключи, брошенные на пол гордой Варей. Пусть играет музыка, пусть все увидят, как Ермолай Лопахин «хватит топором по вишневому саду»!

Аня утешает плачущую мать: сад продан, но впереди целая жизнь. Будет новый сад, роскошнее этого, их ждет «тихая глубокая радость»…

Дом опустел. Его обитатели, простившись друг с другом, разъезжаются. Лопахин собирается на зиму в Харьков, Трофимов возвращается в Москву, в университет. Лопахин и Петя обмениваются колкостями. Хотя Трофимов и называет Лопахина «хищным зверем», необходимым «в смысле обмена веществ», он все-таки любит в нем «нежную, тонкую душу». Лопахин предлагает Трофимову деньги на дорогу. Тот отказывается: над «свободным человеком», «в первых рядах идущим» к «высшему счастью», никто не должен иметь власти.

Раневская и Гаев даже повеселели после продажи вишневого сада. Раньше они волновались, страдали, а теперь успокоились. Раневская собирается пока жить в Париже на деньги, присланные теткой. Аня воодушевлена: начинается новая жизнь - она закончит гимназию, будет работать, читать книги, перед ней откроется «новый чудесный мир». Неожиданно появляется запыхавшийся Симеонов-Пищик и вместо того, чтобы просить денег, наоборот, раздает долги. Оказалось, что на его земле англичане нашли белую глину.

Все устроились по-разному. Гаев говорит, что теперь он банковский служака. Лопахин обещает найти новое место Шарлотте, Варя устроилась экономкой к Рагулиным, Епиходов, нанятый Лопахиным, остается в имении, Фирса должны отправить в больницу. Но все же Гаев с грустью произносит: «Все нас бросают… мы стали вдруг не нужны».

Между Варей и Лопахиным должно, наконец, произойти объяснение. Уже давно Варю дразнят «мадам Лопахина». Варе Ермолай Алексеевич нравится, но сама она не может сделать предложение. Лопахин, тоже прекрасно отзывающийся о Варе, согласен «покончить сразу» с этим делом. Но, когда Раневская устраивает их встречу, Лопахин, так и не решившись, покидает Варю, воспользовавшись первым же предлогом.

«Пора ехать! В дорогу!» - с этими словами из дома уходят, запирая все двери. Остается только старый Фирс, о котором, казалось бы, все заботились, но которого так и забыли отправить в больницу. Фирс, вздыхая, что Леонид Андреевич поехал в пальто, а не в шубе, ложится отдохнуть и лежит неподвижно. Слышится тот же звук лопнувшей струны. «Наступает тишина, и только слышно, как далеко в саду топором стучат по дереву».

Великий русский писатель был не только великолепным прозаиком, но и выдающимся драматургом. Пьесы Чехова и в наши дни входят в основу классического репертуара русских и зарубежных драматических театров.

Одним из ярких образцов этой грани таланта классика русской литературы является пьеса «Вишневый сад», краткое содержание которой можно уложить в несколько минут, хотя на сцене она идет около трех часов. «Вишневый сад» читать достаточно интересно, но гораздо интереснее увидеть игру актеров в театре.

Пьеса «Вишневый сад» является последней.

Это интересно! Чехов написал «Вишневый сад» в 1903 году в Ялте, где, больной туберкулезом в последней стадии, доживал свои дни. А впервые поставлен «Вишневый сад» был на сцене Московского художественного академического театра (МХАТ) на следующий год, который стал годом смерти Антона Павловича.

Сам автор относил произведение к жанру комедии, хотя по сути в нем нет ничего смешного. Сюжет «Вишнёвого сада» скорее драматичен. Более того, в содержании пьесы можно найти и трагические ноты, поскольку речь идет о разорении старинного дворянского рода.

Время действия в пьесе «Вишневый сад» – конец XIX — начало XX века, когда в России происходила смена общественно-экономических формаций. На смену феодализму, завершившемуся с отменой крепостничества, пришел капиталистический строй, и в описываемый период капитализм уже полностью вступил в свои права.

Разбогатевшие буржуа – купцы и выходцы из крестьянства – по всем фронтам теснили дворянство, многие представители которого оказались совершенно неприспособленными к новым условиям, не понимали смысл и причины их возникновения. Острота ситуации, описанная в пьесе, когда правящий дворянский класс постепенно терял свое экономическое и политическое влияние, достигла пика в первом десятилетии нового века.

Персонажи «Вишневого сада» – члены одной дворянской семьи, когда-то очень богатой, но ныне погрязшей в долгах и вынужденной продавать свое имение, а также их слуги. Здесь присутствует и представитель противоположной стороны – буржуазии.

Действующие лица

В список главных героев «Вишневого сада» входят:

  1. Раневская Любовь Андреевна – владелица поместья, вдова, впечатлительная экзальтированная дама, привыкшая к роскоши прежних лет и не осознающая трагичности своего нового положения.
  2. Аня – родная семнадцатилетняя дочь Раневской. Несмотря на юный возраст, девушка рассуждает гораздо трезвее матери, понимая, что жизнь уже никогда не будет прежней.
  3. Варя – приемная двадцатичетырехлетняя дочь Раневской. Старается поддерживать приходящее в упадок хозяйство, добровольно исполняя обязанности экономки.
  4. Гаев Леонид Андреевич – брат Раневской, прожигатель жизни без определенных занятий, любимым времяпрепровождением которого является игра в бильярд. Постоянно не к месту вставляет в речь бильярдные словечки. Склонен к пустым речам и безответственным обещаниям. Взгляды на жизнь схожи со взглядами сестры.
  5. Лопахин Ермолай Алексеевич, отец которого когда-то был крепостным у родителей Раневской, – человек нового времени, купец. Деловая хватка Лопахина помогла ему заработать состояние. Пытается подсказать Раневской, как спастись от разорения, предлагая идеи извлечения прибыли из рушащегося имения, но не забывает и о своей выгоде. Считается женихом Вари, но не торопится делать предложение.
  6. Трофимов Петр – вечный студент, бывший когда-то учителем погибшего сына Раневской Гриши.

Второстепенных персонажей несколько, их можно представить в кратком описании.

Первую группу составляют:

  • сосед Раневской по поместью Симеонов-Пищик, так же, как и она, не вылезающий из долгов;
  • конторщик Епиходов – невезучий человек по прозвищу «22 несчастья»;
  • компаньонка Раневской Шарлотта Ивановна – бывшая циркачка и гувернантка, женщина «без роду и племени».

Вторая состоит из слуг: горничной Дуняши и двух лакеев – старого Фирса, помнящего еще крепостное право, и молодого Яши, мнящего себя важной персоной из-за того, что ему довелось вместе с Раневской побывать за границей.

Краткое содержание

Важно! План пьесы «Вишнёвый сад» включает четыре действия. Ее краткое содержание по действиям можно читать онлайн.

Действие 1

В имении ожидается прибытие хозяйки из Парижа после пятилетнего отсутствия. Любовь Андреевна Раневская уехала во Францию после того, как умер от пьянки муж, а затем погиб маленький сын.

Наконец все дома. Начинается суматоха: по комнатам проходят хозяева и слуги, несут дорожные вещи. Раневской кажется, что в ее жизни все осталось прежним, но она заблуждается. Очень сильно ухудшилось финансовое положение помещицы, стоит вопрос о продаже за долги с аукциона родового имения вместе с вишневым садом.

Аня жалуется Варе, что мать не осознает всей серьезности своих финансовых проблем, продолжает тратить деньги, не раздумывая. Например, соглашается дать в долг Пищику, которому нечем уплатить проценты по закладной.

Входит Петя Трофимов, это напоминает Раневской о погибшем сыне. Любовь Андреевна плачет, все пытаются ее успокоить. Помещица замечает, что Трофимов очень изменился за прошедшие 5 лет – постарел и подурнел.

Чтобы избежать финансового краха, Лопахин советует построить на месте огромного сада вокруг имения дачи и сдавать их в аренду. Однако такое деловое предложение приводит Любовь Андреевну в ужас. Ермолай Алексеевич уходит. Все один за другим расходятся по комнатам, чтобы лечь спать.

Действие 2

После возвращения хозяйки прошло время, приближается продажа имения, однако никаких решений так и не принято. На скамейке сидят Шарлотта, горничная и лакей Яша. Епиходов стоит, играя на гитаре. Шарлотта рассказывает о своей одинокой жизни, потом оставляет компанию. Епиходов просит Дуняшу о приватной беседе. Ссылаясь на прохладу, девушка отсылает его в дом за накидкой, а сама признается в любви Яше, который явно не склонен к взаимности. Заметив, что идут господа, Дуняша уходит.

Подходят Раневская, Гаев и Лопахин. Ермолай Алексеевич снова говорит о вишневом саде, но Гаев прикидывается непонимающим. Лопахин сердится и хочет уйти, Любовь Андреевна его удерживает, рассказывая о своей несчастной любви. Затем она говорит, что Лопахину нужно жениться, и предлагает в невесты Варю, но тот отделывается общими словами.

Подходят Трофимов, Аня и Варя. Лопахин дразнит Трофимова, говоря, что ему скоро 50, а он все еще студент и ходит с барышнями. Петя уверен, что люди, считающие себя интеллигентными, на самом деле грубы, пошлы и необразованны. Лопахин согласен: в России очень мало честных и порядочных людей.

Все, кроме Ани и Пети, уходят. Петя говорит о том, что Россия с ее крепостничеством отстала от других стран на 200 лет. Трофимов напоминает Ане, что не так давно ее предки владели живыми людьми, и искупить этот грех можно только трудом. В это время слышен голос Вари, зовущей Аню, которая вместе с Петей уходит к реке.

Действие 3

В день торгов, когда должны были продать имение, хозяйка устраивает бал. Шарлотта Ивановна развлекает гостей фокусами. Пришедший в имение на бал Пищик по-прежнему говорит о деньгах. Любовь Андреевна ждет возвращения брата с торгов, волнуется, что его долго нет, и говорит, что бал был затеян некстати. Тетушка-графиня прислала 15 тысяч, но их не хватит.

Петя говорит, что, независимо от того, будет ли имение продано сегодня или нет, ничего не изменится – судьба вишневого сада решена. Бывшая хозяйка понимает, что он прав, но не хочет соглашаться. Она получила из Парижа телеграмму от любовника, который снова заболел и просит ее вернуться. Раневская говорит, что все еще любит его.

В ответ на удивление Пети, как она может любить человека, который ее обобрал и обманул, она сердится и говорит, что Петя ничего не знает о любви, потому что в его годы у него даже нет любовницы. Оскорбленный Петя уходит, но затем возвращается. Хозяйка поместья просит у него прощения и идет с ним танцевать.

Аня входит и говорит, что торги состоялись, и имение продано. В это время возвращаются Гаев и Лопахин, который сообщает, что имение купил он. Помещица плачет, Лопахин старается ее утешить, потом уходит вместе с Пищиком. Аня успокаивает мать, ведь с продажей имения жизнь не заканчивается, впереди еще много хорошего.

Действие 4

Продав поместье, бывшие хозяева испытывают облегчение – болезненный вопрос наконец решен. Обитатели проданного имения покидают его. Лопахин собирается ехать в Харьков, Петя решает вернуться в университет и продолжить учебу.

Он отказывается от денег, предложенных Лопахиным, так как свободный человек не должен зависеть ни от кого. Аня также собирается закончить гимназию, начать работать и жить новой жизнью.

Ее мать собирается вернуться во Францию проживать деньги тетки. Яша едет с ней, Дуняша со слезами прощается с ним. Гаев все же берется за работу – он будет банковским служащим. Приходит Пищик с неожиданной новостью: на его земле нашли месторождение белой глины, он теперь богат и может отдать долги.

Лопахин обещает помочь Шарлотте найти новое место, Варя тоже находит работу – устраивается экономкой в соседнее имение. Епиходов остается конторщиком у нового хозяина имения. Раневская пытается устроить объяснение Лопахина с Варей, но он уходит от разговора.

Полезное видео

Подведем итоги

Все покидают дом и забывают про Фирса. Старый слуга ложится на диван умирать и слышит стук топора – это вырубают вишневый сад. Так печально заканчивается пьеса «Вишневый сад» , иронически названная автором комедией.

Краткое содержание пьесы А.П. Чехова "Вишневый сад" для подготовки к итоговому сочинению, для читательского дневника. Комедия в 4-х действиях.

Действующие лица:

Раневская Любовь Андреевна - помещица.
Аня - ее дочь, 17 лет.
Варя - ее приемная дочь, 24 лет.
Гаев Леонид Андреевич - брат Раневской.
Лопахин Ермолай Алексеевич - купец.
Трофимов Петр Сергеевич - студент.
Симеонов-Пищик Борис Борисович - помещик.
Шарлотта Ивановна - гувернантка,
Епиходов Семен Пантелеевич - конторщик.
Дуняша - горничная.
Фирс - лакей, старик 87 лет.
Яша - молодой лакей.

Действие 1

Комната, которая до сих пор называется детской. Лопахин и Дуняша ждут, когда со станции приедут Раневская и все, кто поехал ее встречать. Лопахин вспоминает, как Раневская жалела его в детстве (Лопахин - сын крепостного Раневской). Лопахин упрекает Дуняшу за то, что та ведет себя как барышня. Появляется Епиходов. Войдя, он роняет букет. Епиходов жалуется Лопахину, что с ним каждый день случается какое-нибудь несчастье. Епиходов уходит. Дуняша сообщает, что Епиходов сделал ей предложение. К дому подъезжают два экипажа. Появляются Раневская, Аня, Шарлотта, Варя, Гаев, Симеонов-Пищик. Раневская восторгается детской, говорит, что чувствует себя здесь ребенком. Оставшись наедине с Варей, Аня рассказывает ей о своей поездке в Париж: «Мама живет на пятом этаже, прихожу к ней, у нее какие-то французы, дамы, старый патер с книжкой, и накурено, неуютно... Дачу свою около Ментоны она уже продала, у нее ничего не осталось, ничего. У меня тоже не осталось ни копейки, едва доехали. И мама не понимает! Сядем на вокзале обедать, и она требует самое дорогое и на чай лакеям дает по рублю. Шарлотта тоже. Яша тоже требует себе порцию...» Аня интересуется, сделал ли Лопахин предложение Варе. Та отрицательно качает головой, говорит, что ничего у них не выйдет, сообщает сестре, что в августе будут продавать имение, а самой ей хотелось бы ходить по святым местам. Дуняша заигрывает с Яшей, тот старается казаться заграничным франтом. Появляются Раневская, Гаев и Симеонов-Пищик. Гаев руками и туловищем делает движения, как будто играет на бильярде («От шара направо в угол», «От двух бортов в середину»). Раневская радуется, что Фирс еще жив, узнает обстановку: «Шкапик мой родной! (целует шкап)». Перед отъездом Лопахин напоминает хозяевам, что их имение продается за долги, и предлагает выход: разбить землю на дачные участки и отдавать их в аренду.

Однако для этого понадобится вырубить старый вишневый сад. Гаев и Раневская не понимают смысла проекта Лопахина, отказываются последовать его разумному совету под предлогом того, что их сад упоминается в «Энциклопедическом словаре». Варя приносит Раневской две телеграммы из Парижа, та рвет их, не прочитав. Гаев произносит напыщенную речь, обращенную к шкапу: «Дорогой, многоуважаемый шкап! Приветствую твое существование, которое вот уже более ста лет было направлено к светлым идеалам добра и справедливости; твой молчаливый призыв к плодотворной работе не ослабевал в течение ста лет, поддерживая в поколениях нашего рода бодрость, веру в лучшее будущее и воспитывая в нас идеалы добра и общественного самосознания». Повисает неловкая пауза. Пищик принимает горсть пилюль, предназначенных Раневской. Он то пытается занять у хозяев 240 рублей, то засыпает, то просыпается, то бормочет, что его дочь Дашенька выиграет 200 тысяч по билету. Появляется Петя Трофимов - бывший учитель Гриши, сына Раневской, утонувшего несколько лет назад. Его называют «облезлым барином» и «вечным студентом». Варя просит Яшу повидаться с матерью, которая со вчерашнего дня ждет его в людской. Яша: «Очень нужно». Гаев заявляет, что есть много путей получить деньги, чтобы оплатить долги. «Хорошо бы получить от кого-нибудь наследство, хорошо бы выдать нашу Аню за очень богатого человека, хорошо бы поехать в Ярославль и попытать счастья у тетушки-графини». Тетка очень богата, но племянников она не любит: Раневская вышла замуж не за дворянина и вела себя не добродетельно. О себе Гаев говорит, что он - человек восьмидесятых годов, за убеждения ему досталось в жизни, но он знает мужиков и они его любят. Варя делится с сестрой своими проблемами: она ведет все хозяйство, старательно поддерживает порядок и на всем экономит. Уставшая с дороги Аня засыпает.

Действие 2

Поле, старая часовенка, старая скамья. Шарлотта рассказывает о себе: у нее нет паспорта, она не знает своего возраста, ее родители были циркачами, после смерти родителей одна немка выучила ее на гувернантку. Епиходов напевает романсы под гитару, рисуется перед Дуняшей. Та старается понравиться Яше. Входят Раневская, Гаев и Лопахин, который по-прежнему убеждает Раневскую отдать землю под дачи. Ни Раневская, ни Гаев не слышат его слов. Раневская жалеет о том, что тратит много и бессмысленно: ездит завтракать в дрянной ресторан, много ест и пьет, много дает на чай. Яша заявляет, что не может без смеха слышать голоса Гаева. Лопахин пытается докричаться до Раневской, напоминая о торгах. Однако брат и сестра утверждают, что «дачи и дачники - это так пошло». Сама Раневская чувствует себя неуютно («Я все жду чего-то, как будто над нами должен обвалиться дом»). Муж Раневской умер «от шампанского». Она сошлась с другим, уехала с ним за границу, три года ухаживала за предметом своей страсти, когда он заболел. В конце концов он бросил ее, обобрал и сошелся с другой. Раневская вернулась в Россию к дочери. В ответ на разумные предложения Лопахина она пытается склонить его к разговору о женитьбе на Варе. Появляется Фирс с пальто Гаева. Фирс считает освобождение крестьян несчастьем («Мужики при господах, господа при мужиках, а теперь все враздробь, не поймешь ничего»). Входит Трофимов, который возобновляет с Гаевым и Раневской вчерашний разговор о «гордом человеке»: «Надо перестать восхищаться собой. Надо бы только работать... У нас, в России работают пока очень немногие. Громадное большинство той интеллигенции, какую я знаю, ничего не ищет, ничего не делает и к труду пока не способно... Все серьезны, у всех строгие лица, все говорят только о важном, философствуют... все хорошие разговоры у нас для того только, чтобы отвести глаза себе и другим». Лопахин возражает ему, что сам он работает с утра до вечера. Он согласен, что на свете мало честных, порядочных людей («Я думаю: «Господи, ты дал нам громадные леса, необъятные леса, глубочайшие горизонты, и, живя тут, мы сами должны бы по-настоящему быть великанами»). Гаев напыщенно декламирует - монолог, обращенный к матери-природе. Его просят помолчать. Все собравшиеся постоянно произносят отрывочные фразы, никак не связанные между собой. Прохожий просит подаяние, и Раневская дает ему золотой. Варя в отчаянии пытается уйти. Раневская хочет ее удержать, сообщая, что просватала ее за Лопахина. Аня остается наедине с Трофимовым. Тот радостно уверяет ее, что они выше любви, зовет девушку вперед. «Вся Россия - наш сад. Земля велика и прекрасна, есть на ней много чудесных мест. Подумайте, Аня: ваш дед, прадед и все ваши предки были крепостники, владевшие живыми душами, и неужели с каждой вишни в саду, с каждого листка, с каждого ствола не глядят на вас человеческие существа, неужели вы не слышите голосов... Владеть живыми душами - ведь это переродило всех вас, живших раньше, и теперь живущих, так что ваша мать, вы, дядя уже не замечаете, что вы живете в долг, на чужой счет, на счет тех людей, которых вы не пускаете дальше передней... Мы отстали, по крайней мере, лет на двести, у нас нет еще ровно ничего, нет определенного отношения к прошлому, мы только философствуем, жалуемся на тоску или пьем водку. Ведь так ясно, чтобы начать жить в настоящем, надо сначала искупить наше прошлое, покончить с ним, а искупить его можно только страданием, только необычайным, непрерывным трудом». Петя призывает Аню бросить в колодец ключи от хозяйства и быть свободной, как ветер.

Действие 3

Бал в доме Раневской. Шарлотта показывает карточные фокусы. Пищик ищет, у кого бы занять денег. Раневская говорит, что бал затеяли некстати. Гаев уехал на торги, чтобы купить имение по доверенности тетки на ее имя. Раневская настойчиво требует от Вари выходить за Лопахина. Варя отвечает, что не может сама делать ему предложение, а он или молчит, или шутит, и все богатеет. Яша весело сообщает, что Епиходов сломал бильярдный кий. Раневская призывает Трофимова окончить учебу, делится с ним своими сомнениями относительно отъезда в Париж: любовник забрасывает ее телеграммами. Она уже забыла, что он обобрал ее, и не желает, чтобы ей об этом напоминали. В ответ на упреки Трофимова в непоследовательности она советует ему завести любовницу. Варя выгоняет Епиходова. Возвращается Гаев, плачет, жалуется, что ничего не ел весь день и сильно страдал. Выясняется, что имение продано и купил его Лопахин. Лопахин горд, что купил имение, «прекрасней которого ничего нет на свете. Я купил имение, где дед и отец были рабами... Приходите все смотреть, как Ермолай Лопахин хватит топором по вишневому саду! Настроим мы дач, и наши внуки и правнуки увидят тут новую жизнь!» Аня утешает плачущую Раневскую, убеждает, что впереди целая жизнь: «Мы насадим новый сад, роскошнее этого, ты увидишь его, поймешь, и радость, тихая, глубокая радость опустится на твою душу».

Действие 4

Отъезжающие собирают вещи. Прощаясь с мужиками, Раневская отдает им свой кошелек. Лопахин собирается в Харьков («Я все болтался с вами, замучился без дела»). Лопахин пытается дать Трофимову в долг, тот отказывается: «Человечество идет к высшей правде, к высшему счастью, какое только возможно на земле, и я в первых рядах!» Лопахин сообщает, что Гаев принял место служащего в банке, но сомневается, что тот долго задержится на новом месте. Раневская беспокоится, отправили ли больного Фирса в больницу, и устраивает Варе и Лопахину объяснение наедине. Варя сообщает Лопахину, что она нанялась в экономки. Лопахин так и не делает предложения. Прощаясь с Аней, Раневская говорит, что уезжает в Париж, где будет жить на деньги, присланные ярославской теткой. Аня планирует выдержать экзамен в гимназии, потом работать, помогать матери и читать вместе с ней книги. Шарлотта просит Лопахина подыскать ей новое место. Гаев: «Все нас бросают. Варя уходит... Мы стали вдруг не нужны». Неожиданно появляется Пищик, который раздаёт присутствующим долги. Англичане обнаружили на его земле белую глину, и он сдал им землю в аренду. Оставшись одни, Гаев и Раневская прощаются с домом и садом. Издалека их зовут Аня и Трофимов. Хозяева уезжают, запирают двери на ключ. Появляется Фирс, которого забыли в доме. Он болен. «Слышится отдаленный звук, точно с неба, звук лопнувшей струны, замирающий, печальный. Наступает тишина, и только слышно, как далеко в саду топором стучат по дереву».

Произведение «Вишневый сад» было создано Чеховым в 1903 году. Это пьеса о закате дворянской жизни в поместьях, о мнимых и настоящих хозяевах земли русской, о неминуемом обновлении России. Чехов представил отжившее прошлое России пьесой «Вишневый сад». Краткое содержание последует ниже.

Вначале представим основных действующих лиц:

Помещица Любовь Андреевна Раневская. Ее родная дочь Аня 17-ти лет. Приемная дочь Варя 24-х лет. Брат Раневской - Гаев Леонид Андреевич. Студент Трофимов Петр Сергеевич. Гувернантка Шарлотта Ивановна. Купец Лопахин Ермолай Алексеевич. Помещик Семионов-Пищик Борис Борисович. Горничная Дуняша. Молодой лакей Яша. Старый лакей Фирс. Конторщик Семен Пантелеевич Епиходов.

«Вишневый сад»: краткое содержание первого действия

Рассвет. За окном весна, виднеются цветущие вишневые деревья. Только в саду еще холодно, поэтому все окна закрыты. В комнату входят Лопахин с Дуняшей. Они беседуют о поезде, который опоздал. И Лопахин огорчен тем, что не смог встретить Любовь Андреевну, которая в последнее время жила за границей, на станции.

Затем входит Епиходов, он недавно сделал предложение Дуняше. Все слышат, как подъехали два экипажа. Начинается суматоха. Входит лакей Фирс, одетый в старинную ливрею. А за ним идет Раневская, Гаев, Аня, Симионов-Пищик и Шарлотта Ивановна. Аня и Раневская вспоминают прошлое.

Затем Аня беседует с Варей. Она рассказывает о своей О том, что нашла там свою мать без денег, среди чужих людей. Но Раневская словно не понимала своего положения. Она дает лакеям по рублю на чай, заказывают самые изысканные и дорогие блюда. А на самом деле денег едва хватило доехать домой. И теперь имение должны продавать, торги назначены на август.

«Вишневый сад»: краткое содержание второго действия

Вечер. Закат. Действие происходит у заброшенной часовни. Лопахин интересуется об участках для дач. Он считает, что землю нужно разбить на участки и отдать в аренду. Только для этого придется вырубить вишневый сад. Но Раневская и Гаев против этого, они называют это пошлостью. Гаев мечтает о каком-нибудь наследстве, о ярославской тетушке, которая обещала дать денег, но сколько это будет и когда - неизвестно. Купец Лопахин в очередной раз напоминает о торгах.

«Вишневый сад»: краткое содержание третьего и четвертого действия

Играет еврейский оркестр. Вокруг танцующие пары. Варя переживает, что музыкантов пригласили, а заплатить им нечем. Раневская не может дождаться приезда брата с торгов. Все надеются, что тот выкупил имение за деньги, которые прислала ярославская тетка. Только она прислала всего пятнадцать тысяч, а их даже на проценты не хватит. Возвращаются с торгов Гаев и Лопахин. Гаев плачет. Раневская узнает, что сад продали, его новый хозяин - Лопахин. Она едва не падает в обморок.

В комнатах мало мебели, нет занавесок и картин. Стоит багаж. Лопахин предупреждает, что через несколько минут нужно ехать. Гаев поступил работать в банк. Раневская едет в Париж на тетушкины деньги, присланные из Ярославля. Вместе с ней едет Яша. Гаев с Раневской подавлены, они прощаются с домом. Аня думает, что мать вернется к ней скоро. А она будет учиться в гимназии, пойдет работать и станет помогать матери. Все с шумом выходят и уезжают на станцию. И только забытый Фирс остался в закрытом доме. Тишина. Становится слышен стук топора.

«Вишневый сад»: анализ. Основные моменты

О том, что Гаев и Раневская - это отжившее прошлое, говорит нам краткое содержание. Вишневый сад им дорог как воспоминание о детских днях, о благополучии, о молодости, о легкой и изящной жизни. И Лопахин понимает это. Он старается помочь Раневской, предлагая сдавать участки в аренду. Другого выхода просто нет. Только госпожа как всегда беспечна, она думает, что все как-нибудь само разрешится. Да и когда сад был продан, она недолго горевала. Героиня не способна на серьезные переживания, легко переходит от беспокойства к веселому оживлению. А Лопахин гордится покупкой и мечтает о своей новой жизни. Да, он купил имение, но все равно остался мужиком. А хозяева вишневого сада хоть и разорились, но они, как и прежде, господа.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: