Экологический поезд игра для детей своими руками. Игровая программа "ботанический поезд". «Кто за кем?»

Путешествие на экологическом поезде для 5 класса

Цели игры – 1) познакомить с экологической ситуацией на нашей Земле, у нас в стране, республике, районе;
2) сформировать желание беречь природу;
3)воспитывать бережное отношение к ней, чувство сострадания к животным и чувство любви.

Ход игры:
(Шум ж/д вокзала)
Учитель: Уважаемые пассажиры! Наш экологический поезд готов к отправлению. Прошу занять свои места и сесть удобно.
1 слайд – название путешествия
Учитель: Прошу вас ознакомиться с маршрутом нашего путешествия:
2 слайд – название станций
1. Станция «Водная»
2. Станция «Зеленый дом»
3. Станция «Красная книга»
4. Станция «Всезнаек»
5.Станция «Школа» Счастливого вам пути!
Учитель: Наш поезд тронулся, и я прошу вас посмотреть в окно: мимо нас проносятся леса, поля, озера. Как удивительна, прекрасна и неповторима наша Родина.
3-6 слайды – пейзажи
Учитель: Но этот дивный мир очень нежен, хрупок и не может уцелеть без нашей любви, заботы, помощи. Будущее всего человечества зависит от совместных действий государств и народов.
Учитель: Для этого каждый человек должен внести свой вклад в дело спасения нашей планеты.
(стихи Е. Шкловского читает учитель)
Смотрю на глобус – шар земной.
И вдруг вздохнул он, как живой.
И шепчут мне материки:
«Ты береги нас, береги».

В тревоге рощи и леса.
Роса на травах, как слеза.
И тихо просят родники
«Ты береги нас, береги».

Грустит глубокая река,
Свои, теряя берега,
И слышу голос я реки:
«Ты береги нас, береги!»

Остановил олень свой бег:
«Будь человеком, человек!
В тебя мы верим, не солги
Ты береги нас, береги!»

Смотрю на глобус – шар земной,
Такой прекрасный и родной!
И шепчут губы на ветру:
«Я сберегу, вас, сберегу!»
Учитель: Человек уже причинил немало вреда природе. Пытаясь изменить её, люди не задумывались о ее последствиях.
Учитель: Наш поезд прибыл на станцию «Водная»
7 слайд – станция «Водная»
(стихи о воде читает учитель)
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает,
Ледником в горах зовется,
Лентой серебристой вьется.
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда!
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться.
Смею вам я доложить:
Без неё нам не прожить!
Учитель: В катастрофическом состоянии находятся Чёрное, Азовское, Балтийское моря, озёра Ладога, Байкал.
Учитель: За последние 50 лет практически высохло Аральское море.
8 и 9 слайды – с видом Аральского моря
Учитель: Чистой воды остаётся все меньше и меньше, а виноват в этом сам человек. В реки, озера, моря сливаются грязные воды с заводов и фабрик, канализации крупных городов.
Учитель: Ученые подсчитали, что каждый год во всем мире в водоёмы попадает столько вредных веществ, что ими можно заполнить 10 тысяч товарных поездов.
Учитель: Например, река Теча когда-то была красивой и богатой рыбой. Приносила жителям своих берегов огромную пользу и удовольствие. Люди купались в её водах, ловили рыбу. И никто не знал, что ожидает её впереди.
10-11 слайды – с рекой Течей
Учитель: Но однажды случилась авария на атомной электростанции «Маяк» и радиоактивные отходы были спущены в Течу. Жителей некоторых деревень эвакуировали, переодев в солдатскую одежду, не разрешили им взять даже самое необходимое. Бульдозерами все дома, скот свалили в огромные ямы и зарыли. Буд-то этих деревень и не было на земле никогда. Люди узнали, что нельзя купаться в реке, нельзя ловить рыбу и надо держаться от реки подальше. Течу загородили колючей проволокой.
Учитель: Но люди, не понимали опасности. Все равно они купались, ловили рыбу, выгуливали скот и птицу, собирали ягоды на берегу реки. Жители берегов реки начали болеть и умирать от болезней рака и не знали, что виновата во всем река.
Учитель: Так загрязненная людьми река, без вины виноватая, до сих пор уносит жизни людей.
Учитель: Ребята, как же можно сохранить водоёмы? Что же делать? (выслушать предложения детей)
Учитель: Продолжаем наше путешествие. Просим занять свои места.
Учитель: У меня возник вопрос, а что же на нашей планете никто не занимается проблемами природы?
Учитель: Конечно, же есть такие люди, которые защищают природу, которые оберегают все, что растет и всех животных от исчезновения.
Учитель: Кто же эти люди? Ребята, а вы знаете, как эти люди называются?
12 слайд – экологи
Учитель: Экологи говорят: нужно бережно относиться к окружающему миру, к Земле, потому что это наш дом. А дом нужно всегда беречь, защищать и содержать в чистоте.
Учитель: Как экологи называют Землю?
(ответы детей – «Зеленый дом»)
Учитель: Мы подъехали к следующей станции, которая так и называется – Зеленый дом.
13 слайд – станция «Зеленый дом»
Учитель: Подышим свежим воздухом, когда я была маленькая, здесь был лес.
Учитель: Но я не чувствую свежего воздуха, да и леса я не вижу.
Учитель: Люди уничтожали и продолжают уничтожать леса, которые являются «легкими планеты». Леса очищают воздух и являются уникальным сообществом живых организмов.
Учитель: Фабрики, заводы своими выбросами в атмосферу сделали воздух Земли практически непригодным для дыхания.
14-15 слайды – трубы заводов
Учитель: А как же спасти нашу атмосферу и свежий воздух?
(ответы детей)
Учитель: Мы прошли немного дальше и вот увидели лес.
16-17 слайды - лес
(звуки леса, пение птиц)
Учитель: Сядем в наш поезд, мы продолжаем путешествие.
Учитель: Пока поиграем: разделимся на команды. Каждая команда должна перепеть другую. А поём песни, в которых содержатся строчки о цветах, зверях, птицах.
Учитель: Мы подъезжаем к следующей станции.
Учитель: Её название вы сейчас угадаете. Как называется книга, в которую заносят растения, животных, нуждающихся в охране и защите человека?
Учитель: Станция «Красная книга».
18 слайд – станция «Красная книга»
Некоторые растения и животные стали редкими. Они внесены в красную книгу. Эта книга называется так потому, что красный цвет – сигнал опасности.
19 слайд – «Красная книга»
Учитель: Каких же зверей, птиц, занесенных в Красную книгу, вы знаете?
Учитель: Чем же полезны хищники, почему их тоже занесли в Красную книгу, потому что они такие злые?
(ответы детей)
Учитель: Какие растения занесены в Красную книгу?
Учитель: А как случилось, что растения тоже попали в Красную книгу?
(стихотворение читает ребенок)
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все: и я, и ты,
Если мы сорвем цветы –
Опустеют все поляны
И не будет красоты.
Учитель: Ребята, кто знает, есть ли у нас в Республике Марий Эл такая Красная книга? Какие животные, растения, птицы, рыбы занесены в нее?
(Растения: Живокость, медуница мягкая и т.д.; животные: , Птицы: , Рыбы: Хариус европейский)
Учитель: Кто знает, что делается, для того, чтобы сохранить редких животных, птиц, растений, рыб?
Учитель: Совершенно верно, у нас в Республике создаются заказники, национальные парки, зоны, на территории которых разводят и охраняют редкие виды растений, животных, птиц и рыб. У нас в Мари-Турекском районе тоже есть такие заказники. Это – Государственный природный биологический заказник республиканского значения «Холодный ключ». Или река Ирека – зоологический памятник природы. Он находится на южной окраине деревни Юмочка. Этот памятник природы создан с целью сохранения редкого вида рыбы хариуса европейского и его местообитания.
Учитель: С давних пор люди занимаются хозяйством. Строят города, дороги, возделывают поля, тянут газопровод и нефтепровод. Все это необходимо и часто для этого уничтожаются леса. Много деревьев уничтожается ради получения древесины. С каждым годом потребности
людей растут, а лесов становится все меньше.
Учитель: Зато все больше загрязняется воздух и водоемы, высыхают реки, озера. Поэтому страдают и погибают растения и животные, болеют люди.
Учитель: Люди истребляют животных ради мяса, красивого меха, ради развлечений.
Учитель: А какой же выход из этой ситуации вы предлагаете, ребята?
(ответы детей)
Учитель: Ну, подумаешь, пошли в лес и сорвали цветы, сломали несколько веточек, поймали бабочек Я же одна
Учитель: Это мы так думаем, что одна. Одну рану нанесем мы, другую рану – твой друг. А если весь класс, вся школа, весь город пойдут и нанесут раны природе? Ребята, природе трудно залечивать даже самые маленькие раны. Давайте подумаем почему?
(ответы детей)
Учитель: Наша планета Земля добра к нам. И мы должны отвечать ей теплом на тепло, любовью на любовь. Ученые – экологи бьют тревогу: природа в опасности! Но есть несколько простых правил, как вести себя на природе и они помогут сохранить нашу природу. А вы их знаете, ребята?
(ответы детей)
20 слайд – правила поведения
Учитиель: Как долго мы находились на станции «Красная книга». Как много узнали!
Физкультминутка: «Буратино»
Учитель:
Учитель: Следующая станция «Всезнайка».
21 слайд - станция «Всезнайка»
Что же мы знаем о нашей природе, о том, что нас окружает:
Как называют «фруктовую» утку? (мандаринка)
Какая птица оживляет часы? (кукушка)
Какую птицу используют как ловчую? (сокол)
Как называется любитель рано вставать? (жаворонок)
А любитель поздно ложиться? (сова)
Как кукует кукушка: с открытым или закрытым клювом? (закрытым)
Для чего плачут дельфины? (для защиты глаз от повреждений)
Какое насекомое, находясь в Подмосковье, чувствует землетрясение в Японии? (кузнечик)
Какая рыба носит имя человека? (карп)
Какой овощ самый распространенный на земле? (лук)
Зачем зайцу большие уши? (чтобы не перегреться)
«Умываются» ли насекомые? (многие очень тщательно)
Самое большое млекопитающее? (кит)
Самое маленькое млекопитающее? (летучая мышь)
Каких птиц называют «птицей мира»? (голубей)
Есть ли зубы у комаров? (да, 22 зуба)
Какая птица не является водоплавающей, но живет у водоемов? (кулик, цапля, журавль)
Чем дышат пиявки? (кожей)
Какая вода в айсбергах: пресная или соленая? (пресная)
Как муравьи спасаются от пожара? (тушат огонь)
Личинки какого насекомого рыбаки называют мотылем? (комаров)
Является ли городской воробей перелетной птицей? (нет)
Учитель: Ну, а теперь пора возвращаться в школу.
22 слайд – станция «Школа»
(читает учитель)
Все – все
Все на свете
На свете все нужны!
И мошки
Не меньше нужны, чем слоны.
Нельзя обойтись
Без чудищ нелепых
И даже без хищников
Злых и свирепых!
Нужны все на свете подряд –
Кто делает мед
И кто делает яд.
Плохие дела
У кошки без мышки,
У мышки без кошки
Не лучше делишки.
Да! Если мы с кет-то не очень дружны,
Мы все-таки очень друг другу нужны.
А если нам кто-нибудь лишним покажется,
То это, конечно, ошибкой окажется
Все – все
Все на свете
На свете все нужны!
И это все дети запомнить должны! Б. Заходер

Давайте, люди,
Дружить друг с другом,
Как птицы с небом,
Как ветер с лугом,
Как парус с морем,
Трава с дождями,
Как дружит солнце
Со всеми с нами.
Рефлексия:
Учитель: Итак, ребята, мы с вами совершили путешествие на экологическом поезде. Понравилось вам путешествие? (Ответы детей)
На каких станциях мы с вами побывали? (Ответы детей)
А какая станция понравилась больше всего? (Ответы детей) Что нового вы узнали для себя? Мне тоже понравилось с вами путешествовать! Спасибо за внимание и работу!

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа № 52 имени Ф. Ф. Селина» городского округа Самара

(МБОУ Школа № 52 г. о. Самара)

ИНН 6314011195 КПП 631401001

443085, г. Самара, ул. Центральная, 11а; тел. 266-05-16, 975-02-00 (бух.) факс. 302-08-67

Дидактическая игра

«Экологический поезд»

для детей среднего дошкольного возраста

Выполнила :

Воспитатель Геркина Мария Владимировна.

Самара 2017

Актуальность

Формирование гуманного отношения к природе – основная задача экологического воспитания, которая реализуется путем развития в детях сострадания, сопереживания и сочувствия ко всем живым существам на планете. Человек – часть природы, но зачастую именно он оказывает пагубное влияние на окружающий мир. Формирование активной позиции «защитника и друга» мира природы является основой в воспитании экологической культуры дошкольников. Дети особенно впечатлительны и отзывчивы, поэтому активно включаются во все мероприятия по защите тех, кто в этом нуждается. Важно показать детям, что люди занимают более сильную позицию по отношению к миру природы.

Полученные знания об окружающем мире должны подкрепляться практической деятельностью и наглядными примерами для того, чтобы дети видели положительный результат своей деятельности и имели желание совершенствовать свои достижения.

Данная игра может быть использована в работе с детьмисреднего дошкольного возраста.

Цел ь :

развитие логического мышления;

з акрепить и систематизировать представления детей о зверях, птицах, насекомых, земноводных.

Задачи :

формирование знаний о природе, природных явлениях, растительном и животном мире;

развитие эстетических чувств: любви, уважения, бережного отношения по отношению к миру природы;

побуждение в детях желания ухаживать за природой и животными, беречь и сохранять природные богатства.

Описание игры:

Материалы.
Поезд с вагончиками, вырезанных из картона (семь вагончиков) ; несколько комплекта карточек с изображением животных , фруктов, овощей и т.д.

Ход игры .

На столе перед командой лежит вагончики и карточки с изображением животных , фруктов, овощей и т.д. Дети выбирают себе вагончики и то, каких пассажиров они будут везти.

Применение игры.

В эту игру дети могут играть и под руководством взрослого и самостоятельно. Также использовать как часть занятия и задание для досуга.

Варианты изменения игры:

Составь вагончики по номерам;

Составь вагончики по дням неделям;

Рассади пассажиров по размеру;

Рассади пассажиров по цвету.

Есть просто храм,

Есть храм науки,

А есть ещё природы храм –

С лесами,тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

Он свят в любое время суток,

Открыт для нас в жару и стынь,

Входи сюда, будь сердцем чуток,

Не оскверняй его святынь

Игра – путешествие на экологическом поезде для 4 класса

Карачурина Елена Марсовна – учитель МБОУ «Кунашакская СОШ»

Цель игры – познакомить с экологической ситуацией на нашей Земле, у нас в районе; сформировать желание беречь природу; воспитывать бережное отношение к ней, чувство сострадания к животным и чувство любви.

Ход игры:

(Шум ж/д вокзала)

1 ведущий: Уважаемые пассажиры! Наш экологический поезд готов к отправлению. Просим занять свои места и сесть удобно.

1 слайд – название путешествия

2 ведущий: Просим вас ознакомиться с маршрутом нашего путешествия:

2 слайд – название станций

1. Станция «Водная»

2. Станция «Зеленый дом»

3. Станция «Красная книга»

4. Станция «Всезнаек»

5.Станция «Школа» Счастливого вам пути!

1 ведущий: Наш поезд тронулся, и я прошу вас посмотреть в окно: мимо нас проносятся леса, поля, озера. Как удивительна, прекрасна и неповторима наша Родина.

3-6 слайды – пейзажи

2 ведущий: Но этот дивный мир очень нежен, хрупок и не может уцелеть без нашей любви, заботы, помощи. Будущее всего человечества зависит от совместных действий государств и народов.

1 ведущий: Для этого каждый человек должен внести свой вклад в дело спасения нашей планеты.

(стихи Е. Шкловского читают дети)

Смотрю на глобус – шар земной.

И вдруг вздохнул он, как живой.

И шепчут мне материки:

«Ты береги нас, береги».

В тревоге рощи и леса.

Роса на травах, как слеза.

И тихо просят родники

«Ты береги нас, береги».

Грустит глубокая река,

Свои, теряя берега,

«Ты береги нас, береги!»

Остановил олень свой бег:

«Будь человеком, человек!

В тебя мы верим, не солги

Ты береги нас, береги!»

Смотрю на глобус – шар земной,

Такой прекрасный и родной!

И шепчут губы на ветру:

«Я сберегу, вас, сберегу!»

2 ведущий: Человек уже причинил немало вреда природе. Пытаясь изменить её, люди не задумывались о ее последствиях.

1 ведущий: Наш поезд прибыл на станцию «Водная»

7 слайд – станция «Водная»

(стихи о воде читают дети)

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

Как сосулька, замерзает,

В лес туманом заползает,

Ледником в горах зовется,

Лентой серебристой вьется.

Мы привыкли, что вода –

Наша спутница всегда!

Без неё нам не умыться,

Не наесться, не напиться.

Смею вам я доложить:

Без неё нам не прожить!

2 ведущий: В катастрофическом состоянии находятся Чёрное, Азовское, Балтийское моря, озёра Ладога, Байкал.

1 ведущий: За последние 50 лет практически высохло Аральское море.

8 и 9 слайды – с видом Аральского моря

2 ведущий: Чистой воды остаётся все меньше и меньше, а виноват в этом сам человек. В реки, озера, моря сливаются грязные воды с заводов и фабрик, канализации крупных городов.

1 ведущий: Ученые подсчитали, что каждый год во всем мире в водоёмы попадает столько вредных веществ, что ими можно заполнить 10 тысяч товарных поездов.

2 ведущий: Наша река Теча когда-то была красивой и богатой рыбой. Приносила жителям своих берегов огромную пользу и удовольствие. Люди купались в её водах, ловили рыбу. И никто не знал, что ожидает её впереди.

10-11 слайды – с рекой Течей

1 ведущий: Но однажды случилась авария на атомной электростанции «Маяк» и радиоактивные отходы были спущены в Течу. Жителей некоторых деревень эвакуировали, переодев в солдатскую одежду, не разрешили им взять даже самое необходимое. Бульдозерами все дома, скот свалили в огромные ямы и зарыли. Буд-то этих деревень и не было на земле никогда. Люди узнали, что нельзя купаться в реке, нельзя ловить рыбу и надо держаться от реки подальше. Течу загородили колючей проволокой.

2 ведущий: Но люди, не понимали опасности. Все равно они купались, ловили рыбу, выгуливали скот и птицу, собирали ягоды на берегу реки. Жители берегов реки начали болеть и умирать от болезней рака и не знали, что виновата во всем река.

1 ведущий: Так загрязненная людьми река, без вины виноватая, до сих пор уносит жизни людей.

1 ведущий: Продолжаем наше путешествие. Просим занять свои места.

2 ведущий: У меня возник вопрос, а что же на нашей планете никто не занимается проблемами природы?

1 ведущий: Конечно, же есть такие люди, которые защищают природу, которые оберегают все, что растет и всех животных от исчезновения.

2 ведущий: Кто же эти люди? Ребята, а вы знаете, как эти люди называются?

12 слайд – экологи

1 ведущий: Экологи говорят: нужно бережно относиться к окружающему миру, к Земле, потому что это наш дом. А дом нужно всегда беречь, защищать и содержать в чистоте.

2 ведущий: Как экологи называют Землю?

(ответы детей – «Зеленый дом»)

1 ведущий: Мы подъехали к следующей станции, которая так и называется – Зеленый дом.

13 слайд – станция «Зеленый дом»

2 ведущий: Подышим свежим воздухом, когда я была маленькая, здесь был лес.

1 ведущий: Но я не чувствую свежего воздуха, да и леса я не вижу.

2 ведущий: Люди уничтожали и продолжают уничтожать леса, которые являются «легкими планеты». Леса очищают воздух и являются уникальным сообществом живых организмов.

1 ведущий: Фабрики, заводы своими выбросами в атмосферу сделали воздух Земли практически непригодным для дыхания.

14-15 слайды – трубы заводов

2 ведущий: А как же спасти нашу атмосферу и свежий воздух?

(ответы детей)

16-17 слайды - лес

(звуки леса, пение птиц)

2 ведущий: Сядем в наш поезд, мы продолжаем путешествие.

1 ведущий: Пока поиграем: разделимся на команды. Каждая команда должна перепеть другую. А поём песни, в которых содержатся строчки о цветах, зверях, птицах.

2 ведущий: Мы подъезжаем к следующей станции.

1 ведущий: Её название вы сейчас угадаете. Как называется книга, в которую заносят растения, животных, нуждающихся в охране и защите человека?

2 ведущий: Станция «Красная книга».

18 слайд – станция «Красная книга»

Некоторые растения и животные стали редкими. Они внесены в красную книгу. Эта книга называется так потому, что красный цвет – сигнал опасности.

19 слайд – «Красная книга»

1 ведущий: Каких же зверей, птиц, занесенных в Красную книгу, вы знаете?

2 ведущий: Чем же полезны хищники, почему их тоже занесли в Красную книгу, потому что они такие злые?

(ответы детей)

1 ведущий: Какие растения занесены в Красную книгу?

2 ведущий: А как случилось, что растения тоже попали в Красную книгу?

(стихотворение читает ребенок)

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все: и я, и ты,

Если мы сорвем цветы –

Опустеют все поляны

И не будет красоты.

(рассказы детей)

2 ведущий: С давних пор люди занимаются хозяйством. Строят города, дороги, возделывают поля, тянут газопровод и нефтепровод. Все это необходимо и часто для этого уничтожаются леса. Много деревьев уничтожается ради получения древесины. С каждым годом потребности

людей растут, а лесов становится все меньше.

1 ведущий: Зато все больше загрязняется воздух и водоемы, высыхают реки, озера. Поэтому страдают и погибают растения и животные, болеют люди.

2 ведущий: Люди истребляют животных ради мяса, красивого меха, ради развлечений.

1 ведущий: А какой же выход из этой ситуации вы предлагаете, ребята?

(ответы детей)

2 ведущий: Ну, подумаешь, пошли в лес и сорвали цветы, сломали несколько веточек, поймали бабочек… Я же одна…

1 ведущий: Это ты так думаешь, что одна. Одну рану нанесешь ты, другую рану – твой друг. А если весь класс, вся школа, весь город пойдут и нанесут раны природе? Ребята, природе трудно залечивать даже самые маленькие раны. Давайте подумаем почему?

(ответы детей)

2 ведущий: Наша планета Земля добра к нам. И мы должны отвечать ей теплом на тепло, любовью на любовь. Ученые – экологи бьют тревогу: природа в опасности! Но есть несколько простых правил, как вести себя на природе и они помогут сохранить нашу природу. А вы их знаете, ребята?

(ответы детей)

20 слайд – правила поведения

1 ведущий: Как долго мы находились на станции «Красная книга». Как много узнали!

2 ведущий: Наша дорога будет приятней, если мы станцуем танец маленьких утят.

1 ведущий: Следующая станция «Всезнайка».

21 слайд - станция «Всезнайка»

Что же мы знаем о нашей природе, о том, что нас окружает:


  1. Как называют «фруктовую» утку? (мандаринка)

  2. Какая птица оживляет часы? (кукушка)

  3. Какую птицу используют как ловчую? (сокол)

  4. Как называется любитель рано вставать? (жаворонок)

  5. А любитель поздно ложиться? (сова)

  6. Как кукует кукушка: с открытым или закрытым клювом? (закрытым)

  7. Для чего плачут дельфины? (для защиты глаз от повреждений)

  8. Какое насекомое, находясь в Подмосковье, чувствует землетрясение в Японии? (кузнечик)

  9. Какая рыба носит имя человека? (карп)

  10. Какой овощ самый распространенный на земле? (лук)

  11. Зачем зайцу большие уши? (чтобы не перегреться)

  12. «Умываются» ли насекомые? (многие очень тщательно)

  13. Самое большое млекопитающее? (кит)

  14. Самое маленькое млекопитающее? (летучая мышь)

  15. Каких птиц называют «птицей мира»? (голубей)

  16. Есть ли зубы у комаров? (да, 22 зуба)

  17. Какая птица не является водоплавающей, но живет у водоемов? (кулик, цапля, журавль)

  18. Чем дышат пиявки? (кожей)

  19. Какая вода в айсбергах: пресная или соленая? (пресная)

  20. Как муравьи спасаются от пожара? (тушат огонь)

  21. Личинки какого насекомого рыбаки называют мотылем? (комаров)

  22. Является ли городской воробей перелетной птицей? (нет)
2 ведущий: Ну, а теперь пора возвращаться в школу.

22 слайд – станция «Школа»

(дети читают стихи)

Все – все

Все на свете

На свете все нужны!

И мошки

Не меньше нужны, чем слоны.

Нельзя обойтись

Без чудищ нелепых

И даже без хищников

Злых и свирепых!

Нужны все на свете подряд –

Кто делает мед

И кто делает яд.

Плохие дела

У кошки без мышки,

У мышки без кошки

Не лучше делишки.

Да! Если мы с кет-то не очень дружны,

Мы все-таки очень друг другу нужны.

А если нам кто-нибудь лишним покажется,

То это, конечно, ошибкой окажется…

Все – все

Все на свете

На свете все нужны!

И это все дети запомнить должны! Б. Заходер

Давайте, люди,

Дружить друг с другом,

Как птицы с небом,

Как ветер с лугом,

Как парус с морем,

Трава с дождями,

Как дружит солнце

Со всеми с нами.

Исполняется песня.

Конспект открытого урока по предмету « Окружающий мир»

ТЕМА: « Экологическая безопасность Земли»

КЛАСС: 3 В

ЦЕЛИ: 1.систематизировать и расширить знания учащихся о состоянии природы нашей планеты; раскрыть некоторые экологические проблемы;

2. формировать представление о Земле, как общечеловеческом доме;

3. показать важность международного сотрудничества в области охраны окружающей среды;

4. развивать речь, память, мышление, воображение;

5. воспитывать ответственное отношение к природе;

ОБОРУДОВАНИЕ: рисунки планеты, слайды с изображением природы, карточки с названиями групп, конверты с заданиями для групп, таблички с признаками экологической беды, информационные листы, макет Книги-памятки.

ХОД УРОКА:


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

ТСО

Эмоциональ

ный настрой
Организацион

ный момент

Постановка целей.

Изучение

материала

Итог урока


Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые гости! Какой сегодня чудесный день, сколько улыбок он нам несет! Улыбнитесь друг другу, чтобы улыбка и хорошее настроение сопровождали нас в течение всего урока!
Сегодня на уроке мне понадобиться ваше внимание, поддержка и помощь. Закройте глаза и вслушайтесь в слова:

«Если мы закроем глаза, то ничего не увидим. Ничего раньше и не было, кроме тьмы. И было так до тех пор, пока не появился голубой сверкающий шар. Это-Земля. Жизнь начинается… Мир ослепительно переливается. Как важно, чтобы это продолжалось вечно…
Есть такое высказывание: «Встал утром, умылся, приведи в порядок планету» к сожалению все чаще и чаще мы забываем об этом. Поэтому тема нашего урока- «Экологическая безопасность Земли» Мы обсудим экологические проблемы, попробуем найти пути решения некоторых из них, поговорим о правилах поведения в природе.

Поможет нам в этом экология. Что это такое?

Экологи пытаются определить, какое влияние оказывают друг на друга человек и природа, как добиться взаимопонимания и сотрудничества.

Наша Земля очень красива и многое дает человеку

Байкал -самое глубокое озеро и крупнейшая сокровищница пресной воды.
Чистый горный воздух обладает настоящими целебными свойствами.
Лес – это легкие нашей планеты.

Согласны ли вы, что наша планета красива?

Разноцветная, веселая, живая.

Ты для нас, как мать, одна на свете,

Мы твои заботливые дети.
Но порой, под нашими руками

Красота твоя бесследно исчезает.

Задыхаются от грязи океаны,

Звери, птица, травы погибают.
Ребята, что случилось, почему наша Земля загрустила?
Что угрожает нашей планете?

Необходимо помочь планете. Поэтому сегодня вы окажитесь в роли ученых-специалистов: ботаников, зоологов, географов, экологов.

Что изучают ученые- ботаники?

Что изучают зоологи?
А географам специальное задание: рассказать, что угрожает почве, воде и воздуху.
А экспертная группа экологов расскажет нам, что такое цепь загрязнения и как можно защитить свое здоровье в данной ситуации.
На подготовку вам отводится 5 минут.

Кто из ученых готов начать свое выступление?

Кто виноват во всех этих бедах?

И больше всего от этого он сам и страдает. А как это происходит, нам расскажут ЭКОЛОГИ.

ФИЗМИНУТКА.
Наша планета огромна и лишь объединившись мы сможем ей помочь.

Но неужели до этого момента человек не задумывался обо всех этих проблемах, неужели ничего не предпринималось в защиту Земли?

Мы видим, что в нашей стране принимаются меры по охране природы. Но достаточно ли этого, чтобы спасти природу всей планеты?
Люди создали границы, отгородились друг от друга, и забыли, что.

У всех людей одна планета

И ветрам нет на ней границ,

Как нет границ потокам света

И перелетам диких птиц.
И нам беречь планету надо

Для тех, кто будет после нас.

А мы бездумно сыплем яды

И дом свой травим не скупясь.

В природе нет границ, и только сообща люди могут спасти планету и себя. Государства заключают конвенции - т.е. соглашения. Например, Конвенция по ограничению торговли редкими и исчезающими видами растений и животных.

Сейчас каждая группа получит информационные листы. Выберите те международные соглашения, которые соответствуют вашей специальности
Экспертная группа в лице экологов принимает отчеты
Созданы и создаются международные организации, служащие делу охраны природы. Одна из них – Международный союз охраны природы (МСОП). Именно эта организация издает « Международную красную книгу». Создан всемирный фонд дикой природы.
А мы попробуем создать КНИГУ-ПАМЯТКУ экологической безопасности жителей Земли. В ней вы опишите, что нужно делать, чтобы сохранить природу в чистоте и не допустить экологической катастрофы. Поможет нам в этом учебник. Откройте его на стр. 31.

Вот такая книга у нас получилась. Посмотрите, и планета наша заулыбалась.

Планета улыбается, она обрадовалась, т.к. поняла, что у нее появились защитники, которые вылечат ее и превратят в цветущий сад.

На этом наш урок заканчивается и остается только подвести итоги.

Что нового узнали? Что наиболее запомнилось? Достигли ли мы поставленных целей?
Коль суждено дышать нам воздухом

Давайте же мы все навек

объединимся.

Давайте наши души сохраним!

Тогда мы на Земле и сами сохранимся!
Всем спасибо! Урок закончен. До свидания!

Дети приветствуют учителя, гостей и улыбаются друг другу.

Дети закрывают глаза и представляют все то, о чем говорит учитель

Экология- это наука о нашем общем доме, о нашей планете.

Да! Наша планета очень красива.

Человек стал сильно загрязнять ее.
Загрязнение воды, воздуха, вырубка лесов, истребление животных и т.д.

Они изучают «легкие» планеты, т.е. растения
Они изучают животных-братьев наших меньших.

Самостоятельная работа учащихся по решению поставленной задачи.
Поочередное выступление групп БОТАНИКОВ, ЗООЛОГОВ, ГЕОГРАФОВ. Выступает 1 человек от каждой группы.

Виноват человек.

Выступает группа ЭКОЛОГОВ.

Человек задумывался над этими бедами. Создавались заповедники, национальные парки, ботанические сады и, конечно Красная книга.
Нет, этого не достаточно.

Здравствуй, планета!

Здравствуй, Земля!

Отныне мы дети твои и друзья.

Отныне мы вместе большая семья.

Мы твои дети,

Планета Земля!
Ответы детей.


Дети поделены на 4 группы и сидят за отдельными столами.

На доске появляется рисунок

улыбающейся Земли

На доске появляется рисунок грустной планеты

За каждым столом появляется таблички БОТАНИКИ

ГЕОГРАФЫ

ЭКОЛОГИ
Каждая группа получает конверты с заданиями. (приложение1)

По мере выступления на доске появляются таблички:

1 вырубка лесов

2 уничтожение редких растений

3 лесные пожары
4 бесконтрольное уничтожение животных

5 гибель животных в результате загрязнения окр. среды.
6.Загрязнение водоемов

7. загрязнение воздуха.

8. накопление мусора.

9.отравление почвы (свалки, ядохимикаты)

Дети получают информационные листы (приложение 2)

Дети получают странички книги-памятки (приложение 3) и заполняют их.

На доске рисунок улыбающейся планеты

ибель животных в результате загрязнения окр. .кое цепь загрязнения и как можно защитить свое здоровье в данной ситуациитва.бли

Слайд 1. Озеро Байкал
Слайд2. Горы

Слайд3. Ласа

Слайд 4. Красоты Земли

Слайды 5, 6, 7. красота Земли.
Слайды 8,8,10.

Загрязнение воды, воздуха, вырубка лесов.

Во время работы звучит музыка и показ слайдов 1-7

Игра – путешествие «экологический поезд»

Цель игры – познакомить с экологической ситуацией на нашей Земле, у нас в районе; сформировать желание беречь природу; воспитывать бережное отношение к ней, чувство сострадания к животным и чувство любви.

Ход игры:

(Шум ж/д вокзала)

1 ведущий: Уважаемые пассажиры! Наш экологический поезд готов к отправлению. Просим занять свои места и сесть удобно.

1 слайд – название путешествия

2 ведущий: Просим вас ознакомиться с маршрутом нашего путешествия:

2 слайд – название станций

1. Станция «Водная»

2. Станция «Зеленый дом»

3. Станция «Красная книга»

4. Станция «Всезнаек»

5.Станция «Школа» Счастливого вам пути!

1 ведущий: Наш поезд тронулся, и я прошу вас посмотреть в окно: мимо нас проносятся леса, поля, озера. Как удивительна, прекрасна и неповторима наша Родина.

3-6 слайды – пейзажи

2 ведущий: Но этот дивный мир очень нежен, хрупок и не может уцелеть без нашей любви, заботы, помощи. Будущее всего человечества зависит от совместных действий государств и народов.

1 ведущий: Для этого каждый человек должен внести свой вклад в дело спасения нашей планеты.

(стихи Е. Шкловского читают дети)

Смотрю на глобус – шар земной.

И вдруг вздохнул он, как живой.

И шепчут мне материки:

«Ты береги нас, береги».

В тревоге рощи и леса.

Роса на травах, как слеза.

И тихо просят родники

«Ты береги нас, береги».

Грустит глубокая река,

Свои, теряя берега,

«Ты береги нас, береги!»

Остановил олень свой бег:

«Будь человеком, человек!

В тебя мы верим, не солги

Ты береги нас, береги!»

Смотрю на глобус – шар земной,

Такой прекрасный и родной!

И шепчут губы на ветру:

«Я сберегу, вас, сберегу!»

2 ведущий: Человек уже причинил немало вреда природе. Пытаясь изменить её, люди не задумывались о ее последствиях.

1 ведущий: Наш поезд прибыл на станцию «Водная»

7 слайд – станция «Водная»

(стихи о воде читают дети)

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

Как сосулька, замерзает,

В лес туманом заползает,

Ледником в горах зовется,

Лентой серебристой вьется.

Мы привыкли, что вода –

Наша спутница всегда!

Без неё нам не умыться,

Не наесться, не напиться.

Смею вам я доложить:

Без неё нам не прожить!

2 ведущий: В катастрофическом состоянии находятся Чёрное, Азовское, Балтийское моря, озёра Ладога, Байкал.

1 ведущий: За последние 50 лет практически высохло Аральское море.

8 и 9 слайды – с видом Аральского моря

2 ведущий: Чистой воды остаётся все меньше и меньше, а виноват в этом сам человек. В реки, озера, моря сливаются грязные воды с заводов и фабрик, канализации крупных городов.

1 ведущий: Ученые подсчитали, что каждый год во всем мире в водоёмы попадает столько вредных веществ, что ими можно заполнить 10 тысяч товарных поездов.

2 ведущий: Р ека Теча в Челябинской области когда-то была красивой и богатой рыбой. Приносила жителям своих берегов огромную пользу и удовольствие. Люди купались в её водах, ловили рыбу. И никто не знал, что ожидает её впереди.

10-11 слайды – с рекой Течей

1 ведущий: Но однажды случилась авария на атомной электростанции «Маяк» и радиоактивные отходы были спущены в Течу. Жителей некоторых деревень эвакуировали, переодев в солдатскую одежду, не разрешили им взять даже самое необходимое. Бульдозерами все дома, скот свалили в огромные ямы и зарыли. Будто этих деревень и не было на земле никогда. Люди узнали, что нельзя купаться в реке, нельзя ловить рыбу и надо держаться от реки подальше. Течу загородили колючей проволокой.

2 ведущий: Но люди, не понимали опасности. Все равно они купались, ловили рыбу, выгуливали скот и птицу, собирали ягоды на берегу реки. Жители берегов реки начали болеть и умирать от рака и не знали, что виновата во всем река.

1 ведущий: Так загрязненная людьми река, без вины виноватая, до сих пор уносит жизни людей.

2 ведущий: Ребята, как же можно сохранить водоёмы? Что же делать? (выслушать предложения детей)

1 ведущий: Продолжаем наше путешествие. Просим занять свои места.

2 ведущий: У меня возник вопрос, а что же на нашей планете никто не занимается проблемами природы?

1 ведущий: Конечно же, есть такие люди, которые защищают природу, которые оберегают все, что растет и всех животных от исчезновения.

2 ведущий: Кто же эти люди? Ребята, а вы знаете, как эти люди называются?

12 слайд – экологи

1 ведущий: Экологи говорят: нужно бережно относиться к окружающему миру, к Земле, потому что это наш дом. А дом нужно всегда беречь, защищать и содержать в чистоте.

2 ведущий: Как экологи называют Землю?

(ответы детей – «Зеленый дом»)

1 ведущий: Мы подъехали к следующей станции, которая так и называется – Зеленый дом.

13 слайд – станция «Зеленый дом»

2 ведущий: Подышим свежим воздухом, когда я была маленькая, здесь был лес.

1 ведущий: Но я не чувствую свежего воздуха, да и леса я не вижу.

2 ведущий: Люди уничтожали и продолжают уничтожать леса, которые являются «легкими планеты». Леса очищают воздух и являются уникальным сообществом живых организмов.

1 ведущий: Фабрики, заводы своими выбросами в атмосферу сделали воздух Земли практически непригодным для дыхания.

14-15 слайды – трубы заводов

2 ведущий: А как же спасти нашу атмосферу и свежий воздух?

(ответы детей)

1 ведущий: Мы прошли немного дальше и вот увидели лес.

16-17 слайды - лес

(звуки леса, пение птиц)

2 ведущий: Сядем в наш поезд, мы продолжаем путешествие.

1 ведущий: Пока поиграем: разделимся на команды. Каждая команда должна перепеть другую. А поём песни, в которых содержатся строчки о цветах, зверях, птицах.

2 ведущий: Мы подъезжаем к следующей станции.

1 ведущий: Её название вы сейчас угадаете. Как называется книга, в которую заносят растения, животных, нуждающихся в охране и защите человека?

2 ведущий: Станция «Красная книга».

18 слайд – станция «Красная книга»

Некоторые растения и животные стали редкими. Они внесены в красную книгу. Эта книга называется так потому, что красный цвет – сигнал опасности.

19 слайд – «Красная книга»

1 ведущий: Каких же зверей, птиц, занесенных в Красную книгу, вы знаете?

2 ведущий: Чем же полезны хищники, почему их тоже занесли в Красную книгу, потому что они такие злые?

(ответы детей)

1 ведущий: Какие растения занесены в Красную книгу?

2 ведущий: А как случилось, что растения тоже попали в Красную книгу?

(стихотворение читает ребенок)

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все: и я, и ты,

Если мы сорвем цветы –

Опустеют все поляны

И не будет красоты.

(рассказы детей)

2 ведущий: С давних пор люди занимаются хозяйством. Строят города, дороги, возделывают поля, тянут газопровод и нефтепровод. Все это необходимо и часто для этого уничтожаются леса. Много деревьев уничтожается ради получения древесины. С каждым годом потребности людей растут, а лесов становится все меньше.

1 ведущий: Зато все больше загрязняется воздух и водоемы, высыхают реки, озера. Поэтому страдают и погибают растения и животные, болеют люди.

2 ведущий: Люди истребляют животных ради мяса, красивого меха, ради развлечений.

1 ведущий: А какой же выход из этой ситуации вы предлагаете, ребята?

(ответы детей)

2 ведущий: Ну, подумаешь, пошли в лес и сорвали цветы, сломали несколько веточек, поймали бабочек… Я же одна…

1 ведущий: Это ты так думаешь, что одна. Одну рану нанесешь ты, другую рану – твой друг. А если весь класс, вся школа, весь город пойдут и нанесут раны природе? Ребята, природе трудно залечивать даже самые маленькие раны. Давайте подумаем почему?

(ответы детей)

2 ведущий: Наша планета Земля добра к нам. И мы должны отвечать ей теплом на тепло, любовью на любовь. Ученые – экологи бьют тревогу: природа в опасности! Но есть несколько простых правил, как вести себя на природе и они помогут сохранить нашу природу. А вы их знаете, ребята?

(ответы детей)

20 слайд – правила поведения

1 ведущий: Как долго мы находились на станции «Красная книга». Как много узнали!

2 ведущий: Наша дорога будет приятней, если мы станцуем танец маленьких утят.

1 ведущий: Следующая станция «Всезнайка».

21 слайд - станция «Всезнайка»

Что же мы знаем о нашей природе, о том, что нас окружает:

    Как называют «фруктовую» утку? (мандаринка)

    Какая птица оживляет часы? (кукушка)

    Какую птицу используют как ловчую? (сокол)

    Как называется любитель рано вставать? (жаворонок)

    А любитель поздно ложиться? (сова)

    Как кукует кукушка: с открытым или закрытым клювом? (закрытым)

    Для чего плачут дельфины? (для защиты глаз от повреждений)

    Какое насекомое, находясь в Подмосковье, чувствует землетрясение в Японии? (кузнечик)

    Какая рыба носит имя человека? (карп)

    Какой овощ самый распространенный на земле? (лук)

    Зачем зайцу большие уши? (чтобы не перегреться)

    «Умываются» ли насекомые? (многие очень тщательно)

    Самое большое млекопитающее? (кит)

    Самое маленькое млекопитающее? (летучая мышь)

    Каких птиц называют «птицей мира»? (голубей)

    Есть ли зубы у комаров? (да, 22 зуба)

    Какая птица не является водоплавающей, но живет у водоемов? (кулик, цапля, журавль)

    Чем дышат пиявки? (кожей)

    Какая вода в айсбергах: пресная или соленая? (пресная)

    Как муравьи спасаются от пожара? (тушат огонь)

    Личинки какого насекомого рыбаки называют мотылем? (комаров)

    Является ли городской воробей перелетной птицей? (нет)

2 ведущий: Ну, а теперь пора возвращаться в школу.

22 слайд – станция «Школа»

(дети читают стихи)

Все – все

Все на свете

На свете все нужны!

И мошки

Не меньше нужны, чем слоны.

Нельзя обойтись

Без чудищ нелепых

И даже без хищников

Злых и свирепых!

Нужны все на свете подряд –

Кто делает мед

И кто делает яд.

Плохие дела

У кошки без мышки,

У мышки без кошки

Не лучше делишки.

Да! Если мы с кет-то не очень дружны,

Мы все-таки очень друг другу нужны.

А если нам кто-нибудь лишним покажется,

То это, конечно, ошибкой окажется…

Все – все

Все на свете

На свете все нужны!

И это все дети запомнить должны! Б. Заходер

Давайте, люди,

Дружить друг с другом,

Как птицы с небом,

Как ветер с лугом,

Как парус с морем,

Трава с дождями,

Как дружит солнце

Со всеми с нами.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: