Теория познания понятие и содержание. Гносеология- это философское учение о познании. Истина и заблуждение

Гносеология как учение о познании относится к философским дисциплинам. Она занимается исследованиями, теориями познания и критикой. Гносеология рассматривает познания с позиций отношения исследователя к исследуемому объекту.

Гносеология как учение о познании включает субъект, наделенный волей и сознанием, и объект природы, противостоящий ему, независимый от воли и сознания субъекта, объединенный с ним лишь познавательным отношением.

Гносеология изучает такие проблемы как:

интерпретация объекта и субъекта познания,

структуру процесса познания,

Гносеология изучает проблематику сути познания, определяя его возможности, а также то, как соотносятся знания и реальность. Гносеология выявляет условия, при которых познание является достоверным и истинным. выступает основой гносеологии. Задачи этой науки заключены в анализе всеобщих оснований, которые дают возможность расценивать результат познания в качестве знания, которое выражает истинное, реальное положение вещей.
Гносеология сложилась в качестве сферы философского знания еще до формирования современной науки. Теоретическое и познавательное истолкование гносеологии начинается с того момента, как теоретические конструкции получают трактовку с позиции их соответствия истинности, реальности, т.е. их статус существования можно приписать определенным абстрактным объектам. Гносеология опирается на эмпирические данные, которые подтверждают теорию с позиции их обоснованности, определяя и анализируя в них достоверные и проблематичные знания.
Сам процесс познания является одной из основных потребностей человека.

В составе философии гносеология зародилась в античности. Условием ее зарождения явился переход, изменивший взгляда на познание. Его не стали рассматривать как на естественный процесс, который заложен в природе человека, а перешли к желанию контролировать познавательную деятельность. Выделяют определенные этапы развития гносеологии, обусловленные расширением спектра изучаемых факторов познания.
1. Сначала познание анализировалось как деятельность разума. Изучали технику мышления и логика являлась основной гносеологической дисциплиной.
2. На этом этапе методология становится основной гносеологической дисциплиной. Гносеология изучает практический и чувственный опыт, связь чувств и разума, технологии экспериментального и опытного исследования.
3. На этом этапе происходит учет многообразия оснований и способов познания, основываются новые гносеологические школы: теория неявного знания, герменевтика, феноменология, семиотика, сциентизм.
Познание протекает в двух формах, рассматриваемых в качестве сторон познавательной деятельности: рациональное и чувственное.
Чувственное познание обусловлено получением информации благодаря органам чувств и нервной системы. Знания в реальности сохраняются и обрабатываются в виде наглядных образов.
основано на Осмысление реальности осуществляется посредством обобщенных символических знаковых средств.
Познавательная человеческая деятельность в основном опирается на способность к рациональному познанию. В то время как чувственное человеческое познание относительно схоже с познанием высших животных. Такие операции как объединение, различение, сопоставление данных, одинаковы для рационального и чувственного познания.
Главными являются восприятие, ощущение и представление.
Главными формами рационального познания являются суждение, понятие, умозаключение.

Понятие «познание» и «теория познания» (гносеология, эпистемология)

В системе многообразных форм отношения человека к миру важное место занимает познание или приобретение знания об окружающем человека мире, его природе и структуре, закономерностях развития, а также о самом человеке и человеческом обществе.

Познание -- это процесс получения человеком нового знания, открытие неизвестного ранее.

Результативность познания достигается в первую очередь активной ролью человека в этом процессе, чем и вызвана необходимость его философского рассмотрения. Иными словами, речь идет о выяснении предпосылок и обстоятельств, условий продвижения к истине, овладением для этого необходимыми методами и понятиями. Философские проблемы познания составляют предмет теории познания, или гносеологии. “Гносеология ” -- слово греческого происхождения (гнозис -- знание и логос -- слово, учение). Теория познания отвечает на вопросы, что такое познание, каковы его основные формы, каковы закономерности перехода от незнания к знанию, что такое субъект и объект познания, какова структура познавательного процесса, что такое истина и каков ее критерий, а также на многие другие. В философию термин “теория познания” ввел шотландский философ Дж. Феррьер в 1854 г. Совершенствование средств познания -- неотъемлемая часть истории человеческой деятельности. К разработке вопросов познания обращались многие философы прошлого, и совсем не случайно эта проблематика выдвигается на первый план и становится определяющей в развитии философской мысли. Вначале познание выступает в наивных, порой весьма примитивных формах, т.е. существует как обыденное познание. Его функция не утратила своего значения до сих пор. По мере развития человеческой практики, совершенствования навыков и умения людей в постижении реального мира важнейшим средством не только познания, но и материального производства становится наука. Выявляются принципы научного познания, которые легли в основу формирования и организации научного мышления.

При этом выделяются общефилософские принципы, распространяющиеся как на мир в целом, так и на сферу познания (отношение человеческого познания к миру), принципы специального научного мышления и принципы специальных научных теорий. Одним из самых мощных факторов, преобразующих жизнь общества, в XX в. стала наука (подробнее о науке как форме общественного сознания речь пойдет в теме 5). Это, в свою очередь, превратило ее саму в объект тщательного и скрупулезного изучения. Развернулся широкий фронт исследований, в центре которых оказалась познавательная деятельность человека и общества. Психология научного творчества, логика науки, социология науки, история науки, наконец, науковедение -- таков лишь краткий перечень специальных дисциплин, изучающих различные отрасли и формы познания. Не осталась в стороне и философия, образовав широкую сферу, получившую название философия науки (включив в себя ряд подразделов: философия биологии, философия физики, философия математики).

Теория познания или гносеология возникла в философии на самом раннем этапе ее развития. Гносеология изучает природу познавательной деятельности человека, отношение знания к реальности, условия его существования в системе культуры и коммуникации, критерии истинности и способы достижения истинного знания. Главным вопросом для гносеологии является проблема познаваемости мира. Гносеология занимается общими характеристиками познавательной деятельности, в то время как логика, психология и другие науки изучают частные аспекты познавательных процессов. Также к предмету гносеологии относятся вопросы о структуре процесса познания, о специфике субъекта и объекта познания в естественных и гуманитарных науках. Гносеология исследует познавательные способности человека - рациональные и чувственные, изучает способы познания - эмпирические и теоретические. Позднее появился термин «эпистемология». Это теория научного познания. Познание - процесс целенаправленного активного отображения действительности в сознании человека. В ходе познания выявляются разнообразные грани бытия, исследуются внешняя сторона и сущность вещей, явлений окружающего мира, а также субъект познавательной деятельности - человек - исследует человека, т.е. самого себя. Принято различать два принципа гностицизма. Основы подхода к проблеме познания: гностицизм (или гносеологический оптимизм) и агностицизм. Сторонники гностицизма (как правило материалисты) оптимистично смотрят на настоящее и будущее познание. По их мнению, мир познаваем, а человек обладает потенциально безграничными возможностями познания. Материалисты считают познание процессом, в результате которого материя через свою отражательную способность - сознание - изучает сама себя. Агностики (часто идеалисты) не верят в возможности человека познавать мир, либо в познаваемость самого мира или допускают ограниченную возможность познания. Идеалисты считают познание самостоятельной деятельностью идеального разума. В классическом виде агностицизм сформулирован И.Кантом. Кантовскую философскую позицию, согласно которой субъект познания активен в том смысле, что конструирует сам опыт познания, иначе называют трансцендентализмом (трансцендентное - то, что находится за пределами сознания и возможного опыта). К теориям, близким агностицизму, относят софистику, скептицизм и конвенционализм, поскольку каждое из этих направлений по-своему признает ограниченность познания и существование принципиального непознаваемого. Разновидностью агностицизма можно считать и гносеологические воззрения прагматизма и постпозитивизма. Согласно их концепциям, все накопленное человечеством знание представляет собой собрание заблуждений. Несмотря на огромные достижения современной науки не снимается философский вопрос о том, ограниченно или безгранично познание. Целый ряд метафизических проблем, таких как вопросы о свободе, Боге, бессмертии души, по-прежнему выходят за пределы возможностей научного познания.

Введение.

Человечество всегда стремилось к приобретению новых знаний. Процесс овладевания тайнами бытия есть выражение высших устремлений творческой активности разума, составляющего великую гордость человечества. За тысячелетия своего развития оно прошло длинный и тернистый путь познания от примитивного и ограниченного ко все более глубокому и всестороннему проникновению в сущность бытия. На этом пути было открыто неисчислимое множество фактов, свойств и законов природы, общественной жизни и самого человека, одна другую сменяли картины мира.

Развивающееся знание шло рука об руку с развитием производства, с расцветом искусств, художественного творчества. Наш разум постигает законы мира не ради простой любознательности (хотя любознательность - одна из движущих сил человеческой жизнедеятельности), но ради практического преобразования и природы человека с целью максимально гармоничного жизнеустройства человека в мире. Знание человечества образует сложнейшую систему, которая выступает в виде социальной памяти, богатства ее передаются из поколения в поколение, от народа к народу с помощью механизм социальной наследственности, культуры.

Актуальность познания в современном мире легла в основу данной контрольной работы, целью которой является раскрытие понятия «познание», его социальной и практической важности для человечества, его методов и сущности. Далее я рассмотрю такие аспекты, как сущность познания, его важность, структуру и содержание философского анализа, актуальные на сегодняшний день проблемы познания.

Понятие «познание».

Человек отличается от любого другого существа уже тем, что он способен осознавать бытие: способен в субъективной форме воспроизводить мир предметов, состояний, процессов, а так же свое отличие от данных ему, находящихся перед ним объектов.

Сходные на первый взгляд понятия «знание», «познание» и «сознание» несут в себе существенные смысловые различия. Так «знание» и «познание» различаются как результат и процесс; иногда понятие «знание» употребляется в более широком смысле, в его содержание входит и характеристика результата и путь его достижения. Определить содержание понятия «познания» крайне сложно, это предельно широкое понятие. Попытка определить, что такое познание, наталкивается на дополнительные трудности: это понятие полисемантично, многосмысленно. Познать, знать - это означает проникнуть в сущность предмета, воспроизвести ее в идеальной форме и превратить это знание в «план», схему реальной деятельности; уметь раскрыть содержание отдельного символа, знака, «маски» как необходимого элемента познавательного процесса.

Чтобы более глубоко вникнуть в сущность познания, понять, как оно осуществляется, рассмотрим «мысль о мире» - классический образ познания.

На протяжении многих веков развития философии познание рассматривалось как способ проникновения в скрытое, недоступное; проникновения в сущность, саму основу бытия. Познавательная задача была и бытийной задачей: познание - это «прикосновение» к самой сути мира - по мифологическим законам уже было вхожим в мир абсолютного бытия. Поэтому «сокрытость» бытия, наличие завесы, скрывающей от человека суть вещей, было исходной предпосылкой познания. Отсюда - и признание возможных ошибок, заблуждений, градация видов знания по степени приближения к сути вещей, по степени нашей уверенности в достоверности, доказанности знания: выделение «знания» и «мнения». Мнение - знание недостаточно обоснованное, являющееся результатом некритического усвоения опыта, полученное чувственным путем или с помощью «авторитетов». Мнение - это знание, на которое повлияли неверные исходные установки, иллюзии, порожденные чувственным или эмоциональным жизненным опытом.

Некоторые философы считали крайне трудным, часто невозможным открыть завесу с помощью видимости. Обращаясь к проблеме познаваемости мира, отечественные философы часто используют термин «агностицизм» (греч. agnostos - недоступный познанию), стремясь выделить теории, отрицающие познаваемость чего-либо. Однако использовать этот термин можно с определенными оговорками. Термин «агностицизм» ввел английский естествооткрыватель Т. Гексли в 1859 г. Этим термином он обозначил неверие ученого, опирающегося на опытное знание в существование тех «сущностей», которые не даны нам в опыте, - Бога, объективной реальности, бессмертия души. Представители философии марксизма несколько видоизменили понятие агностицизма, стали рассматривать его, прежде всего как учение о непознаваемости материального мира и его объективных, не зависящих от человеческого опыта характеристиках. Агностицизм как учение о невозможности получения достоверного знания (истинность которого обоснована, доказана) о «метафизических» сущностях был свойственен Д. Юму, И. Канту, в известной степени - Дж. Беркли.

Более общеупотребительным, хотя и более неопределенным и широким является такое понятие, как скептицизм - признание в той или иной степени относительности нашего знания, сомнение в возможности получения абсолютно достоверного знания. Скептицизм может выступать в форме античного скептицизма, «пирронизма», с его тезисом воздержания от суждений всякого рода или же признанием возможности достижения только правдоподобного знания - в форме особой, цельной жизненно-ориентирующей философии. Скептицизм может быть одним из аспектов философских учений или внешней формой их выражения. В средневековой философии скептицизм уже не касается центрального положения средневековой доктрины - бытия Бога, однако является необходимой формой отношения человека к себе, возможностям собственного познания. Само существование человека в его ограниченности, «человечности» удостоверяется его ошибками и сомнением. М. Монтень, представитель позднего Возрождения, делает скептицизм средством не только познания, сколько формой, в которую он облекает свои переживания, сопровождающие процесс познания и самопонимания. Для представителей философии нового времени, прежде всего для Р. Декарта, скептицизм в форме методического «универсального сомнения» составляет средство утверждения разума в своих основах. Постепенно скептицизм из критики возможностей познания вообще превращается в критику познавательных возможностей разума, рационального познания, расчищая путь философии жизни, интуитивизму, экзистенциализму. Суть скептического мироощущения очень точно выразил Д. Юм: «… убеждение в человеческой слепоте и слабости является результатом всей философии; этот результат на каждом шагу вновь встречается нам, вопреки всем нашим усилиям уклониться от него или его избежать»[ Юм Д. Соч. в двух томах. Т. 2. М., 1966. С. 33.].

Скептицизм в современной философии приобретает форму критицизма. И. Канта можно назвать первым философом, осознанно вставшим на позиции критицизма. Критицизм - сложное понятие; если коротко попытаться определить его содержание, то можно сказать, что это «неприятие безусловного». Критицизм становится общей характеристикой познания, которое не занимается «переоценкой ценностей», но открывает те способы, с помощью которых для нас существует любое, самое фантастическое явление. Он не ищет общего основания для всех многообразных духовных феноменов, а пытается выяснить собственное основание для каждого класса явлений. Критицизм всегда начинается с вопроса «как возможно»? (искусство, наука, человек, Бог, смерть, бессмертие, свобода). Критицизм ничего не отвергает и ничего не навязывает, он сопоставляет, анализирует без заранее установленного масштаба. Раскрывая человеку основы его собственной познавательной активности, он оставляет ему возможности выбора. Критицизм существует в различных формах (эмпириокритицизм, критический реализм, критический рационализм, философия Франкфуртской школы, постмодернизм).

В познавательных концепциях нет единообразия. В рамках классического образа познания можно выделить различные традиции (эмпиризм и рационализм), спор идет о критериях истины, о структуре познавательного процесса, о методах познания. Вместе с тем существует целый ряд особенностей, которые позволяют говорить о целостном образе познавательной деятельности, который можно назвать «классическим». В рамках этого образа познания, этой познавательной традиции были сформулированы основные проблемы теории познания, основные подходы к их решению, имеющие достаточное число сторонников в наше время.

Прежде всего, процесс познания рассматривается как взаимодействие субъекта (того, кто познает) и объекта (того, что познается). Стороны этого взаимодействия вполне определены, их контуры строго обозначены. Существуют различные способы установления взаимоотношений субъекта и объекта.

В одном случае философская традиция изначально задает сам объект познания. Объект уже сам определяет и направление поисков познающего субъекта, и его особенности, и сам характер познавательного процесса - связи субъекта и объекта. Так, в платоновском учении о познании объект подлинного знания, а не «мнения» изначально задан его же теорией - это мир идей, неподвижных идеальных форм. Объект определяет особенности субъекта познания - носителя «разумной души», обитательницы мира идей. Задан и сам процесс познания, который предстает как узнавание, воспоминание души о контакте с миром идеальных форм. В гегелевской концепции познания субъект не является неподвижным, а познание не является простым узнаванием-созерцанием умопостигающей сущности. Познание - активный процесс, осуществляемый деятельным субъектом. Однако и его деятельность предопределена, задана заранее объектом познания - идеей. Субъект внутренне родствен, причастен объекту, между ними нет пропасти, они части единого мирового целого, поэтому процесс познания - это одновременно и бытийный процесс, один из способов установления мировой целосности. При всем различии исходных мировоззренческих установок концепция материалиста Демокрита базируется на той же познавательной схеме. Демокрит рассматривает познание как вхождение в человеческие органы чувств материальной недвижимой копии предмета. Объект родственен субъекту, они обладают той же атомной структурой. В этой традиции объект как бы сам идет навстречу субъекту, он открыт ему, его познавательной активности. Познание становится возможным, завеса видимости падает, если мы осознаем нашу родственность объекту.

Другая познавательная традиция связана с философией нового времени. В этом случае теория познания ориентирована на субъект познавательной активности. Однако это не «эмпирический субъект» - конкретный человек, наделенный привычками тела, обладающий неповторимым душевным строем. Это «чистый субъект», субъект как носитель особым образом устроенной познавательной способности, субъект, в котором нет никакого иного желания, кроме желания знать, никаких иных достойных внимания способностей, кроме способностей познавательных. Субъект познания также изначально «задан». Эта особая познавательная природа человека: способность ощущать, воспринимать мир и способность мыслить. Концентрируясь на субъекте, классическая познавательная парадигма предполагает, что основные структурные образования внутреннего мира являются и фундаментальными характеристиками мира как объекта. Именно анализ познавательных способностей субъекта, а не погружение в стихию опытного знания даст нам ключ к исследованию объекта. «…Единственный способ, с помощью которого мы можем надеяться достичь успеха в наших философских исследованиях, - писал Д. Юм, - состоит в следующем: оставим тот тягостный, утомительный метод, которому мы до сих пор следовали, и, вместо того чтобы время от времени занимать пограничные замки или деревни, будем прямо брать приступом столицу, или центр этих наук, - саму человеческую природу; став, наконец, господами последней, мы сможем надеяться на легкую победу и надо всем остальным»[ Юм Д. Соч. в двух томах. Т.1. М., 1966. С. 81 - 82.]. Субъект несет в себе основные объективные характеристики. Соответственно, процесс познания представляет собой удивительно согласованное взаимодействие субъекта и объекта. В субъекте все рассчитано на воспроизведение в своих структурах универсального мирового порядка. Мир в своей сущности функцио-знания. Общество, изжившее внутренние антагонизмы, находящееся в счастливом единении с природой, становится так же объектом познания, который готов открыть себя, все богатство своих связей человеку. Объект познания уже не производит объективных оснований для иллюзорных форм знания, «прозрачен» для развитого познающего субъекта. В свою очередь, субъект, преодолевший классовую, национальную и индивидуальную ограниченность, становится поистине всеобщим субъектом познания. «Сплавляющая рациональность» марксистской теории познания все же несет в себе ту же схему законченных объекта и субъекта познания, которая становится ясна только в неопределенной временной проекции.

Указанные общие особенности классического образа познания являются основой классического идеала научности. Научное познание естественным образом становится высшей формой познания, все иные виды познавательной деятельности оцениваются с позиций близости или удаленности от этой самой совершенной формы познавательной деятельности.

Прежде всего, научное познание должно быть достаточно хорошо обосновано. По мнению Г. Лейбница, любое научное положение должно иметь опору в опыте, в законах мышления, не должно противоречить уже обоснованным положениям науки, должно быть объяснено с помощью более общих положений, вписано в существующее знание и т.п. Другими словами, знание должно покоиться на надежном фундаменте. Таким образом, фундаментом может быть чувственный опыт, идеи разума или их сочетание. Эта позиция носит название фундаментализма. Внимание к поиску исходных, базисных элементов знания привело к разработке проблемы соотношения чувственного и рационального, эмпирического и теоретического в познании.

Чувственные данные связывают человека с окружающим, это «первичный» канал связи с миром. Простейший элемент чувственного опыта - ощущение. Пять типов ощущений соответствуют пяти органам чувств. Ощущения сигнализируют нам об изменениях внешней среды: «горячо», «холодно», «сладко», «горько». Входя в состав целостных чувственных образов, ощущения становятся основой восприятия некоторых свойств предметов. Чувства человека не видоспецифичны, не приспособлены к улаживанию особо важных для человека изменений внешней среды (как, например, ультразвуковой «эхолот» у рыб и дельфинов). Человек даже может развиваться, познавать мир без опоры на зрительные или звуковые ощущения. Тем не менее, зрительные ощущения, как показывают исследования, наиболее важны для человека как существа социального, включенного в познавательные и коммуникационные процессы, осуществляемые в знаковой форме.

Восприятие - это целостный чувственный образ предмета, результат синтеза различных типов ощущений. Важной чертой представления является отделенность чувственного образа от наличной ситуации. Есть различие в том, когда я вижу своего друга (воспринимаю) и представляю себе его образ, даже когда его нет со мной. С помощью представлений человек комбинирует восприятия, трансформирует их, видоизменяет.

Условие и переработка чувственного опыта - достаточно сложный процесс. В чувственном образе уже неизмеримо присутствует его соотнесенность с прообразом - предметом внешнего мира. Чувственный образ, особенно представление, несет в себе способность к распознанию различия и сходства предметов, составляющих основу его образования. Любой чувственный образ рационально «нагружен»: мы видим, слышим, осязаем сквозь призму наших воспоминаний, пристрастий, знаний. В чистом виде, вне рациональных форм, чувственность не присутствует в нашем познании.

Представители эмпиризма считали, что только чувственный опыт обладает достоинством непосредственной достоверности. Одним из ярких представителей эмпиризма был Дж. Локк. На первых порах развития неопозитивизма его приверженцы декларировали безусловную фундаментальность чувственного опыта, зафиксированного в так называемых «протокольных предложениях» или «суждениях восприятия»: «это - красное».

Если чувственное познание - непосредственно, то рациональное, логическое знание носит опосредованный характер, оно соприкасается с внешним миром с помощью различного рода посредников - чувственно воспринимаемых вещей (слов, орудий, жестов). Основной формой рационального познания является понятие. Любое понятие - результат обобщения и абстрагирования: выделяются общие признаки в совокупности различных предметов, происходит абстрагирование от других признаков. Суждение и умозаключение - формы движения понятий. Суждение есть связь понятий, а умозаключение возникает в результате соединения суждений. Понятие не может предшествовать во времени образованию суждений и умозаключений. Напротив, понятие синтезирует отдельные разрозненные суждения о вещах в новое единство, поэтому понятие в широком смысле сложнее по всей структуре суждения и умозаключения. Собственно, понятие о предметах есть теория предмета. Познание всегда выделяет свойства, признаки предмета, подводит итоги познания предмета, переходит от одного знания к другому. Понятие, суждение и умозаключение и есть рациональная форма решения этих познавательных задач: суждение служит для строгой фиксации определенного результата в движении мышления; понятие есть форма синтезирования знания; умозаключение есть форма движения от одних суждений и понятий к другим, оно выражает процессуальность мышления.

По форме познание всегда является мышлением, оно всегда рационально по форме, выражает себя в форме суждений, пользуется понятиями. Чувственность так же является необходимым моментом формы познания, поскольку мышление пользуется системой чувственно воспринимаемых знаков - языком.

Еще один важный принцип классического образа научности заключается в требовании истинности научного познания. Это очень «сильное» требование к результату познания, оно прямо вытекает из классического образа познания: неизменности основных компонентов познания - субъекта и объекта, «заданности» принципов их взаимоотношений, наличия особой регулятивно-оценивающей инстанции - сознания. Истина должна быть одновременно и характеристикой отдельного научного положения (она как бы «заложена» в принципах взаимоотношения субъекта и объекта), и регулятивом познания - его целью, идеалом. Регулятивная функция истины также заложена в классическом образе познания (сознание как вненаходимая оценивающая инстанция, постоянно направленная на процесс познания, содержит в себе и критерии оценки знания, его нормы и цели).

Истина как ценность была не только регулятором мысли, но и жизни: «Платон мне друг, но истина дороже». Гибель Джордано Бруно на костре - тоже жертва во имя истины, ставшей жизнью. Любая политическая борьба одушевлена верой в истинность отстаиваемых противоборствующими силами идей. В этом случае истина становится истиной-верой, истиной-правдой. Однако истина как только регулятив познания становится пустой и бессодержательной в оторванности от истины как формы существования актуального знания: нельзя верить в то, чего нет, стрмиться к тому, что никогда не произойдет.

Автором классической концепции истины является Аристотель. Согласно ему, истина есть соответствие наших знаний действительности. Это так называемая теория корреспонденции, соответствия. В рамках теории корреспонденции в зависимости от того, как понимается это соответствие, возникают различные модификации, очень непохожие друг на друга.

Чаще всего под «соответствием» понимается процесс «отражения» - воспроизведения особенностей одного предмета в структуре другого. «Отражение» - это скорее метафора, схватывающая суть процесса: смотря в зеркало, я вижу нечто и благодаря сознанию устанавливаю связь, соответствие между мной и этим изображением. Установление соответствия, следовательно, уже предполагает дополнительные условия: уж слишком различны элементы «отражения» - материальный мир и идеальная способность человека.

Соответствие, следовательно, может определяться как воспроизведение познавательными структурами объективной реальности - но тогда сознание приобретает черты абсолютного арбитра, абсолютной удостоверяющей инстанции. Соответствие может быть понято как соответствие чувственного рациональному, или наоборот, что, однако, нереалистично ввиду их тесного переплетения. Соответствие может рассматриваться как соответствие одних утверждений другим, но при этом «истинность» становится формой условного соглашения, критерий теряет фундаментальность. Легче всего с этими трудностями справляется теория «сплавляющей рациональности», теория деятельности, где соответствие есть соотношение внешних и внутренних операций. Трудность представляют утверждения, которые носят всеобщий характер («в мире царит случай» или «все имеет свою причину»).

Среди указанных выше интерпретаций истины как соответствия следует обратить внимание на теорию когеренции (согласованности) одних частей знания с другими, части с целым. Когеренция может быть внутри одной теории, внутри данной отрасли знания; это понятие может быть применено и при оценке степени ассимилировванности, вписанности знания в познавательные результаты эпохи. В фундамент познания тем самым вводится культурно-исторический, релятивный момент, что уже выходит за рамки классического идеала научности.

Теория прагматизма отождествляет истину с пользой для человека. Марксистская трактовка истинности несет в себе элементы прагматизма, однако не исчерпывается этим, являясь попыткой соединить этот критерий с критерием корреспонденции и когеренции.

Истинность в качестве основной характеристики обоснованности знания должна быть присуща каждому отдельному научному положению. Такое требование создает большие трудности.

«Абстрактной истины нет, истина всегда конкретна», - писал В.И. Ленин[ Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 42. С. 290 ]. Что в данном случае понимается под «конкретностью»? Очевидно, всесторонность анализа объекта, вписанность данного знания об объекте в систему существующих знаний о мире, практически-преобразующая нацеленность знания. Соблюдение этих условий предполагает «двойной стандарт» оценки знания: знание то ли полностью соответствует действительности, то ли - социально-историческим условиям своего функционирования. Соблюдение всех этих условий в полном объеме (а не в тенденции) делает данное знание абсолютной истиной в полном объеме - полным, исчерпывающим знанием предмета в его существенных характеристиках. Однако с точки зрения марксистской теории человеческое знание и абсолютно и относительно одновременно, абсолютное знание может выступать только в качестве регулятивной идеи, либо в качестве инварианта познания, некого «абсолютного осадка», остающегося после всех форм манипуляций со знанием, всех исторических трансформаций. Остается только гадать, кто, какая абсолютная инстанция «взвесит» этот абсолютный осадок и когда это произойдет? Идея единства абсолютности и относительности истины, понятая буквально, в смысле классического фундаментализма, полностью стирает все различия между знанием и заблуждением. Однако с большой долей уверенности можно утверждать, что марксистская теория познания все характеристики истины оценивает как чисто регулятивные, она давно вышла за рамки классического образа науки, встав на путь социально-культурного релятивизма. Между тем независимость от социально-культурных факторов - важнейший принцип классического идеала научости.

от греч. gnosis - знание, познание и логос) - учение о познании; согласно современному немецкому философу Николаю Гартману, основателю критической онтологии, гносеология - метафизическая составная часть теории познания наряду с логической и психологической. Гносеологический - относящийся к процессу познания (см. также эпистемология).

Отличное определение

Неполное определение ↓

ГНОСЕОЛОГИЯ

греч. gnosis - знание, logos - учение) - философская дисциплина, занимающаяся исследованиями, критикой и теориями познания, - теория познания. В отличие от эпистемологии, Г. рассматривает процесс познания с точки зрения отношений субъекта познания (исследователя) к объекту познания (исследуемому объекту) или в категориальной оппозиции "субъект - объект". Основная гносеологическая схема анализа познания включает субъекта, наделенного сознанием и волей, и противостоящий ему объект природы, независимый от сознания и воли субъекта и связанный с ним только познавательным (или праксео-познавательным) отношением. Основной круг гносеологической проблематики очерчивается посредством таких проблем как интерпретация субъекта и объекта познания, структура познавательного процесса, проблема истины и ее критерия, проблема форм и методов познания и др. Если для античной философии характерно представление о единстве предмета и знания о нем, а также о познавательном процессе как содержательном конфигурировании предметов и, соответственно, фокусировка внимания на функциональной трансформации предметности в содержании знания, то в рамках средневековой схоластики проблематика Г. получает более дифференцированное развитие, оформляются многие компоненты категориального аппарата классической Г., а попытки обосновать возможность совмещения учения Аристотеля с христианской догматикой приводят к оформлению концепции двойственной истины, фактически эксплицитно формирующей идею о парадигмальности познавательных процедур и возможной множественности парадигм, а такие направления схоластики как реализм, номинализм и концептуализм задают различные модели познавательного процесса. Становление опытного естествознания, остро зафиксировав проблему способа достижения истинного знания, инспирировало конституирование оппозиции "сенсуализм-рационализм", а, затем, и "эмпиризм-рационализм" (17-18 вв.). Статус актуальности приобретает проблема активности субъекта в познавательном процессе (Беркли, Юм). Гносеологизм как заданная Кантом ориентация на выделение субъективных оснований познания, сыграл важную роль в преодолении ценностных установок натуралистической эпистемологии, утверждавших целью познания достижение абсолютной истины, а также в критике метафизических философских построений. Различение содержания и форм мышления в работах представителей немецкой классической философии выдвинуло проблему множественности оснований познания и относительности истины. Отказ от метафизики, с одной стороны, и бурное развитие естественных наук, с другой, выдвинули именно познавательное отношение к миру в центр философии. Гносеологическая проблематика становится определяющей для неокантианства и позитивизма. Основания познавательной деятельности классическая Г. связывает с "изолированным субъектом". Сознание такого субъекта прозрачно само для себя и является последним источником достоверности. В таких полаганиях действительность знания и его содержание оказываются ограниченными рамками индивидуального сознания. Это препятствует выделению категориальных характеристик знания и приводит к психологизму (субъективизму). Пытаясь преодолеть ограничения исходных абстракций, философы были вынуждены, либо принимать формально-онтологические допущения и принципы ("врожденные идеи" Декарта, "априорные формы" Канта), либо генерализовать категорию "самосознание", придавая ей статус онтологии (Фихте, Гегель, Шеллинг). Тем не менее, принципиальная ограниченность исходных гносеологических абстракций и допущений осознавалась все больше. Особую роль в этом процессе сыграла методологическая рефлексия развития гуманитарных наук, в которых взаимодействие исследователя с исследуемой действительностью строится принципиально иначе, чем в естественных науках. Критика оснований классической философии, развернувшаяся с конца 19 в. и продолжающаяся по сей день, привела к ломке традиционных представлений Г. и отказу от абстракций "самосознающего" и "изолированного" субъекта. Современные исследования познания, фиксируя ограничения субъект-объектных схем, вводят в качестве исходных, иные структурные расчленения и абстракции: предметная деятельность ("практика"), культурная норма ("парадигма"), язык и др. Традиционная гносеологическая проблематика включается при этом в более широкий социокультурный контекст, и, соответственно, более широкую систему понятий. Центральную позицию в рамках Г. занимает методология науки и эпистемология (см. также Наука, Научная картина мира).

Отличное определение

Неполное определение ↓

    Познание как предмет философского анализа.

    Чувственное и рациональное познание.

    Научное и вненаучное знание. Критерии научности.

    Структура научного познания, его уровни и формы.

    Методы научного познания.

    Познание как предмет философского анализа.

Необходимость ориентации в мире обусловила возникновение и развитие специфической человеческой деятельности – познания. Она заключается в приобретении, накоплении и расширении знаний об окружающей действительности.

Гносеология (гр. Gnosis– знание,logos– учение, слово) или теория познания – один из основных разделов философского знания наряду с онтологией и антропологией.

Основными вопросами гносеологии или теории познания являются следующие:

    Познаваем ли мир?

    Каким образом человек познает мир?

    Какова глубина наших знаний?

    Что есть истина и каковы критерии истинности знаний?

В истории философии к проблеме познания обращаются уже античные мыслители. В Древней Греции высшей формой познания считали созерцание, т.к. полагали, что оно приобщает человека к тому, что вечно, к сущности вещей. Зенон впервые обозначил проблему, заключающуюся в том, что чувственное познание часто противоречит рациональному. Платон утверждал, что познание есть лишь припоминание того, что бессмертная душа изначально знала, но, попав в тело человека, забыла. Тогда задачей познавательной деятельности человека становится лишь припоминание, которое не зависит от внешнего мира, а осуществляется посредством деятельности ума, для чего лучше всего «закрыть глаза и заткнуть уши».

В средние века в гносеологии формируются две основные проблемы:

Проблема универсалий: спор о том, на что должно быть направлено познание – на вещи или на понятия. Реалисты считали, что понятия обладают реальным первичным существованием, поэтому и познание должно быть направлено на понятия, а не на вещи. Номиналисты же, напротив, полагали, что понятия лишь имена вещей и познавать следует предметный мир.

Следующая проблема – теория двух истин: истины разума и истины веры. Познание Бога полагали происходящим посредством веры, а природы – посредством разума.

В Новое время гносеология поднимается на новую ступень. Основным становится вопрос о главном источнике познания. Выделяются эмпиризм – направление в философии, считающее основным источником нового знания опыт, эксперимент, знание получают посредством индукции и рационализм – признающий таковым разум, деятельность ума, знания выводят посредством дедукции.

Развитие теории познания продолжается немецкими классиками. И. Кант в «Критике чистого разума» преодолевает эмпиризм и рационализм и показывает, что научное познание заключается в их синтезе. В то же время развивается и агностицизм, вещь в себе непознаваема.

Немецкие классики открывают активный характер познания. Г.В.Ф. Гегель обосновывает понимание познания как всемирно-исторического диалектического процесса, в ходе которого изменяется как субъект, так и объект познания. У него познание выступает как самопознание абсолютного духа (мирового разума), таким образом, он сводит сущность познания к рефлексии.

Современная гносеология – это результат долгого пути поиска многих поколений мыслителей. Она исходит из следующих оснований:

Познание – процесс активного целенаправленного отражения объективной реальности в сознании человека.

В основе процесса познания – отражающая деятельность человека.

Компонентами познавательного процесса выступают объект, субъект и практика. Объект – это вещь, предмет, явление или процесс, на которые направлена деятельность человека в познавательной или практической деятельности. Субъект означает носителя деятельности, направленной на объект.

В познании выделяют две ступени: чувственное и рациональное познание.

    Чувственное и рациональное познание.

Чувственное познание осуществляется в трех формах: ощущениях, восприятии и представлении.

Наиболее элементарная, исходная форма чувственного познания – ощущение. Всякий процесс познания начинается и основывается на ощущениях.

Ощущения - это результат непосредственного воздействия материи на наши органы чувств, непосредственное отражение в сознании человека отдельных сторон, свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма.

По информативности органы чувств человека: зрение, осязание, слух, вкус, обоняние.

Существуют многообразные виды ощущений: зрительные, слуховые, осязательные, вкусовые, обонятельные, вибрационные, температурные, болевые, равновесные, органические (происходящих в организме процессов).

Восприятие предполагает синтетическую деятельность мозга.

Восприятие – отражение предметов окружающего мира в виде целостных чувственных образов при непосредственном воздействии материальных предметов на органы чувств, упорядоченная система ощущений а их единстве и взаимосвязи, осознание предметов на основе уже имеющихся знаний. Здесь помогают технические приборы, благодаря которым стало, к примеру, возможно восприятие инфракрасных, ультрафиолетовых и рентгеновских лучей.

Представление – целостный идеальный образ предмета, который возникает на основе припоминания имевших место ощущений и восприятий или воображения.

Рациональное познание. Абстрактное мышление.

Абстрактное мышление - высшая ступень познания окружающего мира. Оно дает знание об общих и существенных свойствах предмета, закономерностях его развития.

Рациональное познание осуществляется в форме понятий, суждений, умозаключений.

Понятие – элементарная форма мысли, результат обобщения, проведенного по совокупности признаков, присущих данному классу предметов. - отражение общих, существенных свойств предметов и явлений.

Суждение – мысль, связывающая понятия и являющаяся утверждением или отрицанием.

Умозаключение – вывод нового знания, доказательство при помощи суждений, следующих друг за другом, умственная операция, в которой различные суждения связываются друг с другом в единое целое, определенный вывод.

Классический пример умозаключения:

Все люди смертны. (посылка)

Сократ – человек. (обосновывающее знание)

Сократ смертен. (заключение - выводное знание).

Память – это способность человека воспроизводить ранее выработанную информацию. Для кратковременной памяти характерно вербально-акустическое кодирование, для долговременной – семантическое (смысловое).

Результаты познавательной деятельности с точки зрения их объективного содержания характеризует категория истина.

Еще Аристотель говорил, что истина – это соответствие между определенными утверждениями и объективным положением дел.

Истина – это адекватное отражение действительности субъектом, воспроизведение ее такой, какова она есть вне и независимо от сознания.

Основные свойства истины:

Объективность по содержанию – обусловленность реальной действительностью, опытом, практикой, независимость от отдельных людей.

Субъективность по форме – она свойство человеческого знания.

Процессуальность – развитие познания, истины в ходе общественно-исторического процесса. Истина - это процесс перемещения по шкале истинности в направлении к абсолютной истине.

Абсолютная истина – исчерпывающее знание о действительности и элемент знаний о предмете, который не может быть опровергнут. Человек изучил ядерные реакции, генную основу наследственности и мн. др. Имеет место рост знания, наше знание становится все более истинным. Впереди ждут новые открытия, но исчерпывающее знание о мире не достижимо как бесконечность.

Относительность истины – незавершенность, изменчивость, условность познания, обусловленного уровнем развития науки, техники, производства на данном этапе. Каждая относительная истина – шаг вперед к достижению абсолютной истины.

Конкретная истина – любое истинное знание должно всегда определяться в своем содержании и применении конкретными условиями места, времени и т.д. обстоятельствами.

Как разграничить истину и заблуждение?

В современной философии выделяется три концепции истины: концепция корреспонденции, когеренции и прагматичности.

Согласно данным концепциям, истинны те знаковые конструкции, которые подтверждаются, т.е. соответствуют описываемым фактам, не противоречат и находятся в полном согласии с системой высказываний и подтверждаются на практике, эффективны в деле достижения поставленных целей.

Диалектико-материалистическая философия основным критерием истины выдвигает практику (концепция прагматизма). Практика – это целостная система совокупной материальной деятельности человечества во всем ее историческом развитии, в процессе которой человек создает новую реальность – мир материальной и духовной культуры, новые условия своего существования, которые не даны ему природой в готовом виде («вторая природа»). Практика доказывает истинность знаний, если теория успешно применяется на практике. Способы проверки той или иной теории на практике могут быть различными, например, в естественных науках те или иные положения получают свое подтверждение в эксперименте, связанном с наблюдением, измерением, математической обработкой получаемых результатов; в опыте.

Не отвечающие вышеуказанным требованиям знания являются заблуждением или ложью. Заблуждение – неадекватное знание. Ложь – преднамеренное искажение истины.

Человек познает мир в чувствах, мыслях, языке, поступках.

Истина никогда не выступает в завершенном и абсолютно законченном виде. Научные теории, развиваются, обогащаются, уточняются. Определенная часть знания остается менее убедительной, не проверенной, логически не обоснованной, либо отсутствуют объективные ее доказательства. Двигаться дальше в сфере неизведанного часто человеку помогает вера – субъективный акт принятия какого-либо положения как истинного без всякого доказательства.

Вера - это ценностный феномен, характеристика личности, включающая веру в себя, в свои возможности, способности, близких и друзей, будущее.

Вера может подразделена на следующие формы:

Прагматическая вера – вера в свою правоту.

Доктринальная – вера в общие положения.

Религиозная вера рассматривается как откровение, не нуждающееся в обосновании, вера в высшее предназначение, в Бога.

Моральная вера – вера в духовные и нравственные ценности.

    Научное и вненаучное знание. Критерии научности

Наука – деятельность человека по выработке, систематизации и проверке знаний о природе, обществе и познании, имеющая непосредственной целью постижение истины и открытие объективных законов.

До Нового времени не было условий для формирования науки как системы знания, своеобразного духовного феномена и социального института. До этого времени существовали лишь элементы науки, благодаря Аристотелю, Архимеду, Евклиду и др. В Новое время наука стала важнейшим фактором становления индустриального общества.

Наука образует единую взаимосвязанную развивающуюся систему знаний о законах мира, и при этом разделяется на отрасли знания или частные науки, которые различаются тем, какую форму действительности они изучают и делятся на:

    науки о природе - естествознание

    науки об обществе – обществознание

    о мышлении и познании – логика, гносеология

    технические науки

Своеобразной наукой является математика.

Важнейшей характеристикой научной знания является его рост и развитие. Общую модель историко-научного процесса разработал американский философ Томас Кун, один из представителей постпозитивизма. В книге «Структура научных революций» обосновал концепцию научных парадигм, согласно которой на первом этапе становления всякой научной дисциплины отсутствует единая система ценностей, категорий и согласие относительно целей, теоретических установок, общих методов исследования и фактов. Создание парадигмы означает достижение такого согласия и образование замкнутого сообщества. Переход от одной парадигмы к другой сопровождается коллективным изменением видения, т.е. интерпретации фактов. Наука, развивающаяся в рамках парадигмы, ведет к совершенствованию теорий и росту эмпирических фактов. Открытие аномальных фактов, необъяснимых в рамках установившихся воззрений, приводит к научным революциям, когда складываются новые парадигмы, меняется «понятийная сетка».

В эволюции науки выделяют три этапа:

    классическая наука (17-19 вв)

    неклассическая наука (первая пол. 20 в.)

    постклассическая (современная) наука.

Основные особенности научного познания (критерии научности):

1) Основная задача научного познания – обнаружение объективных законов действительности: природных, социальных, познавательных. Отсюда ориентация науки на существенные, необходимые свойства предметов и их выражение в системе абстракций.

    цель и высшая ценность научного познания – объективная истина. Отсюда – объективность научного познания.

    Наука ориентирована на практику, на то, чтобы быть «руководством к действию».

    Научное познание – сложный противоречивый процесс развития системы понятий, теорий, гипотез, законов и других идеальных форм, закрепленных в естественном или искусственном языке.

    В научном познании применяется научное оборудование, а также общенаучные приемы и методы.

    Для научного познания характерна строгая доказательность, обоснованность результатов и достоверность выводов. Хотя остается немало гипотез, догадок, вероятностных суждений.

    Для научного познания характерна методологическая рефлексия. Наука изучает собственные методы и приемы и совершенствует их.

    Внутренняя системность знания.

    Непротиворечивость построений.

    Открытость для критики.

Другие формы знания и познания, не отвечающие данным критериям: обыденное, философское, религиозное, художественно-образное, игровое и мифологическое.

К вненаучным формам познания относят магию, алхимию, астрологию, парапсихологию, хиромантию и пр.

    Структура научного познания, его уровни и формы

Научное познание включает в себя два взаимосвязанных уровня – эмпирический и теоретический.

На эмпирическом уровне исследование направлено непосредственно на изучаемый объект и реализуется посредством наблюдения и эксперимента.

Теоретическое исследование концентрируется вокруг обобщающих идей, гипотез, законов, принципов, теорий, позволяющих интерпретировать эмпирические факты.

Основные способы эмпирического исследования:

    Наблюдение – целенаправленное и организованное восприятие явлений без вмешательства познающего субъекта в естественных условиях, доставляющее первичный материал для научного исследования.

    эксперимент (лат. Экспериментум – проба, опыт) – испытание изучаемых явлений в контролируемых и управляемых условиях.

При этом используют следующие операции:

Сравнение – выявление сходства или различия объектов;

Описание – фиксация результатов опыта с помощью определенных систем обозначения, принятых в науке;

Измерение – совокупность действий, выполняемых при помощи средств измерения с целью нахождения числового значения измеряемой величины в принятых единицах измерения.

Эмпирическое познание направлено на накопление фактического материала.

Факт – основа научного познания, это зарегистрированное событие, осмысленный фрагмент действительности. Понятийное оформление факта – описание может дополняться схемами, графиками, символами, фото и видео материалами, картами и т.п.

На основе систематизации, обобщения фактов строятся теории, поэтому изначально факты должны быть «чистыми», т.е. независимыми от теории. Но в действительности уже при констатации и описании фактов происходит интерпретация и факты изначально теоретически нагружаются. В процессе поиска фактов ученые уже руководствуются определенными предположениями, теоретическими представлениями. Поэтому в принципе абсолютно «чистого» факта не существует.

В ряде случаев факты предсказываются теорией, например, открытие планеты Нептун по предварительным расчетам французского астронома Леверье.

Накопленные факты и эмпирические обобщения требуют осмысления, систематизации, классификации, обобщения и объяснения. Если описание отвечает на вопросы «какой», «как», объяснение должно дать ответы на вопросы: «почему», «по какой причине», «в чем смысл» данного явления. Научное объяснение не в том, чтобы неясное сделать ясным (это достигается в описании), а в том, чтобы раскрыть внутреннюю природу, причины, сущность, закономерности события.

Структурными компонентами теоретического исследования являются:

    Проблема (гр. преграда, трудность) – форма знания, содержание которого не познано, но требует познания. Вся история познания человеком действительности есть процесс постановки и решения проблем. Проблема – это знание о незнании. Научная проблема возникает тогда, когда применение сложившихся в науке способов обобщения системы знаний не ведет к объяснению новых фактов. Однако сама формулировка проблема играет важную роль в процессе научного познания. А. Содди: «в науке задача, надлежащим образом поставленная, более чем на половину решена. Процесс умственной подготовки, необходимый для выяснения того, что существует определенная задача, часто отнимает больше времени, чем само решение задачи».

На способ постановки проблемы оказывают влияние два фактора:

    общий характер мышления той эпохи, в которую формируется и формулируется проблема;

    имеющийся уровень знаний о тех объектах, которых касается возникшая проблема.

Постановка научной проблемы – это условие формирования как гипотезы, так и теории, намеченный путь научного открытия.

    Гипотеза – форма знания, содержащая предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которого неопределенно и нуждается в доказательстве. Гипотетическое знание носит вероятный, а не достоверный характер и требует проверки, обоснования.

Чтобы отвечать критерию научности, гипотеза должна удовлетворять ряду требований, которые называются условиями состоятельности гипотезы:

    Эмпирическая обоснованность, т.е. соответствие фактическому материалу, данным наблюдения и эксперимента, на базе которых и для объяснения которых выдвигается. Гипотеза должна объяснять все имеющиеся в данной области факты, исходя из единого принципа и обладать способностью предсказывать новые факты;

    Теоретическая обоснованность – т.е. согласованность с уже имеющимся знанием;

    Принципиальная проверяемость в эксперименте и в ходе общественно-исторической практики;

    Логическая простота;

    Внутренняя непротиворечивость;

Вопрос в том, как перейти от гипотезы к истинному знанию? Выделяют прямой и косвенный способы подтверждения гипотезы.

    Прямые способы: 1. Дедуктивное выведение из гипотезы следствий и их последующая верификация (сопоставление с фактами), подтверждение следствий рассматривается как свидетельство в пользу истинности гипотезы; 2. Обнаружение объекта и непосредственное наблюдение тех явлений, которые предполагаются гипотезой, например, планет Нептун и Плутон в телескоп, но этот способ применим только к единичным объектам.

    Косвенный способ – метод исключения. Строятся всевозможные гипотезы, способные объяснить явление, затем поочередно проверяются и отбрасываются ложные, оставшаяся гипотеза считается истинной. Этот метод широко применяется в судебно-следственной деятельности, где рассматривают различные версии и отбрасывают не подтверждающиеся.

Доказанная гипотеза представляет собой теорию или ее элемент. Она перестает быть проблематичным знанием, но это не значит, что она становится абсолютной истиной, не способной к дальнейшему развитию и уточнению. Доказательство гипотезы делает ее относительной истиной, верно схватывающей на данной ступени познания реальный механизм объясняемого явления.

Часто для объяснения явления выдвигается не одна, а множество гипотез. Одновременная разработка ряда гипотез – типичная форма развития научного знания. В каждой из них может содержаться рациональное зерно, которое необходимо выявлять и использовать. При этом возможны два вида взаимоотношений между гипотезами: конкуренция и взаимодополняемость. Конкуренция возникает, когда гипотезы опираются на один и тот же фактический материал, но объясняют его противоположенным образом. Но чаще гипотезы являются не конкурирующими, а взаимодополняющими – объясняют различные аспекты одного структурно сложного объекта. К этим гипотезам применим принцип дополнительности, разработанный Н. Бором, когда актуальной является не задача выбора между гипотезами, а задача их синтеза. Многие отрасли современной науки в настоящее время подошли к этому этапу синтеза имеющихся знаний и создания общих теорий изучаемых объектов – общая теория жизни в биологии, в геологии – общая теория Земли.

    Теория – наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности, целостная развивающаяся система научных положений: понятий, законов и принципов.

Основные функции теории:

    синтетическая – объединение достоверных знаний в целостную систему;

    объяснительная – объясняет сущность явлений своей предметной области;

    методологическая – является средством достижения нового знания;

    предсказательная – позволяет сделать выводы о будущем состоянии явлений и о существовании неизвестных ранее фактов, объектов или свойств; (так на основе законов теоретической механики ученые рассматривают и предвидят движение небесных тел, космической аппаратуры; на основе законов физики и химии рассчитывают и предвидят ход химических реакций, возможность открытия новых химических элементов и их соединений);

    практическая – способствует применению знаний на практике.

Теоретизация – это обнаружение определенного алгоритма, с помощью которого на основании определенных парметров можно было бы предсказывать другие.

    Методы научного познания

Метод (гр. Metodos– “путь к чему-либо”) – совокупность определенных правил, приемов, способов, норм познания и действия. Система предписаний, принципов, требований, которые ориентируют субъекта в решении конкретной задачи, достижении определенного результата в данной сфере деятельности.

Основная функция метода – внутренняя организация и регулирование процесса познания или практического преобразования объекта.

Общая теория метода называется «методология» – это система определенных правил, принципов и операций, применяемых в той или иной сфере деятельности.

Все методы научного познания делятся на следующие основные группы:

    философские (диалектика, метафизика, феноменология, герменевтика…)

    общенаучные

    частнонаучные.

2. К общенаучным относятся методы эмпирического и теоретического познания, общелогические методы и приемы исследования.

Методы эмпирического исследования: эксперимент, наблюдение.

Методы теоретического познания:

    формализация – отображение содержательного знания в знаково-символьном виде с целью его однозначного понимания;

    аксиоматический метод – построение научной теории, в основе которой некоторые аксиомы, из которых затем логическим путем выводятся остальные утверждения;

    гипотетико-дедуктивный метод – создание системы дедуктивно связанных между собой гипотез, из которых выводится утверждение об эмпирических фактах;

    восхождение от абстрактного к конкретному – движение от исходной абстракции через углубление и расширение знания к целостному воспроизведению теории исследуемого предмета;

    прагматический метод – определение средств исходя из поставленных целей, согласующихся с определенными ценностями;

    описательные методы – используются, когда неприемлемы другие вышеуказанные методы, изучаемые явления описываются вербально, графически, схематически, символически.

Общелогические методы и приемы исследования:

1) Анализ – реальное или мысленное разделение объекта на составные части.

2) Синтез – объединение многообразного в органическое единое целое.

3) Абстрагирование – мысленное отвлечение от ряда свойств и отношений изучаемого явления и выделение интересующих свойств.

4) Обобщение – процесс установления общих свойств и признаков предметов.

5) Идеализация – образование абстрактных идеализированных объектов, не существующих в действительности («точка», «абсолютно твердое тело», абсолютно черное тело, идеальный студент и т.п.). Идеализация позволяет выразить одинаковость элементов класса.

6) Индукция

7) Дедукция

8) Аналогия – например, объект А обладает признаками а, в, с, д, объект В обладает признаками а, в, с, следовательно объект В возможно обладает и признаком д. Такое умозаключение носит вероятностный характер.

9) Моделирование – воспроизведение характеристик объекта на другом объекте – моделе, который представляет собой аналог оригинала или его части. Моделирование может быть математическое, компьютерное, предметное и т.д.

10) вероятностно-статистические методы – вскрытие законов, проявляющихся в массе случаев, пробиваясь через случайные факторы.

    системный подход – совокупность общенаучных методологических принципов, в основе которых – рассмотрение объектов познания как систем взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов.

Помимо общенаучных методов существует масса частнонаучных методов познания, т.е. находящих применение в отдельных научных областях. Например, идиографический метод – описание индивидуальных особенностей исторических событий; интроспекция – самонаблюдение; эмпатия – вживание в психологический мир другого; тестирование, проективные методы и т.д.

Т. о. в науке функционирует сложная целостная динамическая субординированная система многообразных методов научного познания разных уровней и сфер применения.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: