Рубрика: Дикие животные. Дикие и домашние животные, их роль в жизни человека Животный мир домашние и дикие животные

Дикие животные это те представители фауны, которые обитают в условиях естественной среды. От домашних, дикие животные отличаются внешним видом, особенностями поведения и питанием.

В отличие от таких животных как кошки, собаки, коровы, свиньи и другие которых человек приручил много веков назад и сделал своими помощниками, у диких животных заложен несколько другой тип восприятия опасности и мотивации на исследование объекта опасности — человека. Осторожное отношение к людям и страх перед ними вырабатывалось у представителей дикой фауны веками.

Поэтому представители Homo sapience воспринимаются многими дикими животными часто как . Способность диких животных жить рядом с человеком зависит от большого количества факторов. Многие виды диких животных, живущие долгое время неподалеку от человека, страх и агрессию могут выражать не явно, однако их поведение плохо адаптируется для содержания таких животных в домашних условиях.

Различия между одомашненными человеком в процессе эволюции животными и дикими животными, естественная среда обитания которых природа, лежат в биологических особенностях этих видов животных.

Исследователями выделяются два основных типа поведения диких животных. Различают «социальные» виды диких животных, т. е. особи этого вида, обитают семьями на территориях, не перекрещивающихся между собой и, как правило, не защищаемых. «Территориальные» виды диких животных отличаются тем, что контакт между особями осуществляется преимущественно в период спаривания и ухаживания за потомством. К последнему типу относятся хищники.

Кроме того, отличается у диких и домашних животных и рацион питания. Организм большинства видов представителей диких животных ориентирован на природный рацион. При содержании дикого животного в домашних условиях к различным заболеваниям и летальному исходу может привести прием в пищу даже максимально приближенного к естественному для данного вида представителей дикой фауны меню. Чтобы дикие животные в домашних условиях чувствовали себя хорошо, были активными и здоровыми необходимо давать им живой корм. , разнообразные фрукты и мясо должны быть обязательно предусмотрены при кормлении диких животных.

Эти отличия между домашними животными и животными, для которых естественной средой обитания является дикая природа, и являются причиной того, что содержание дикого животного в домашних условиях связано со многими трудностями и большой ответственностью заводчика.

























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Предметный раздел: Предметы естественно-научного цикла.

Предмет: Окружающий мир.

Проект проведён во 2 классе.

Цели:

  • Общеучебные: Формирование навыков использования дополнительной литературы, отбора и систематизации материала; развитие учебной мотивации; использование ИКТ при оформлении результатов работы; формирование навыков публичного представления результатов работы.
  • Образовательная: Расширение знаний у обучающихся о диких и домашних животных, их образа жизни и повадок.
  • Воспитательная : Воспитывать бережное отношение к животным.

Краткое описание выполненного проекта (2-4 предложения):

В ходе работы над проектом учащиеся работали с дополнительной литературой: художественной и научной, энциклопедиями, Интернет ресурсами; подбирали и придумывали кроссворды, ребусы, загадки, стихи, составляли презентации.

Ребята наблюдали за домашними и дикими животными с целью исследования их образа жизни и повадок; выявляли какие животные появились у человека первыми, через моделирование процессов одомашнивания животных древним человеком.

Дети узнали: группы животных и их признаки; как влияет человек на животных; отличие диких животных от домашних; правила ухода за животными.

Они сумели выполнить частично поисковую деятельность, анализировать её результаты, делать выводы; составить связные рассказы по материалам проведённой работы; работать в группах; пользоваться продуктами совместной проектной деятельности.

В конце проекта была создана выставка рисунков, мини-сочинений о животных.

По результатам наблюдений собрана папка-копилка «Это интересно» с рабочими материалами, которые можно использовать на уроках.

Тема проекта: Дикие и домашние животные. (слайд 1)

Особенности реализации проекта.

Задачи ученикам: (слайд 2)

Узнать на какие группы можно разделить всех животных.

Выяснить когда и кого человек приручил первым.

Гипотеза (слайд3): представим, что на планете Земля нет домашних животных.

Как вы считаете, нужны ли они людям?

Если да, то кого бы вы приручили первым?

Вам предлагается провести исследование и попытаться ответить на непростые вопросы.

Кроме этого, вы научитесь:

  • работать с научной литературой;
  • составлять презентации;
  • проводить исследования;
  • кратко излагать свои мысли письменно и устно.

Результаты ваших исследований, а также интересные факты из жизни диких и домашних животных, рисунки, мини-сочинения, кроссворды, загадки, ребусы, стихи вы разместите на страницах папки-копилки «Это интересно».

Ход выполнения проекта

(последовательные этапы, шаги, занятия с указанием их продолжительности)

1-й урок

1 этап – подготовительный, постановка цели. (10’) (слайд 4)

1. Организационный момент.

  • Распределение учащихся по группам.

Перед работой разобьемся на группы, чтобы распределение было справедливым, проведем жеребьевку по цветовому принципу.

(Учитель предлагает детям жетоны разных цветов по количеству страниц предлагаемого проекта: группы животных и их признаки; влияние человека на животных (одомашнивание животных); отличие диких животных от домашних; правила ухода за домашними животными , в зависимости от цвета жетона, который достался ребенку, дети делятся на группы.)

Повторим правила работы в группе. (слайд 5)

  1. Распределить роли в группе (аналитик, экспериментатор, иллюстратор, исследователь).
  2. Выработать правила поведения в группе
    • Доброжелательность
    • Слушать друг друга (я тебя правильно понял…)

II. Формирование темы и цели урока.

На какие группы мы делили животных? (слайд 6)

(звери, птицы, рыбы, насекомые, земноводные, пресмыкающиеся)

Какие признаки различных групп животных вы знаете? Приведите примеры. (слайды с 7 по12)

На какие ещё группы можно разделить всех животных? (слайд 13)

(дикие, домашние)

2 этап –составление плана исследования, (15’) (слайд 14)

Для того чтобы составить план, вы должны ответить на вопрос:

Как мы можем узнать что-то новое о том, что мы исследуем?

Для этого мы определим, какими способами мы можем пользоваться, а затем выстроим их по порядку.

План исследования:

  1. Подумать самостоятельно.
  2. Посмотреть книги о том, что исследуешь.
  3. Спросить у других людей.
  4. Познакомиться с кино – и телефильмами по теме своего исследования.
  5. Обратиться к компьютеру, посмотреть в глобальной компьютерной сети Интернет.
  6. Понаблюдать.

3 этап – обдумывание проекта. (20’)

Вы предложили тему проекта о животных. Каждая группа получит задание. Для этого вы должны задать себе вопросы:

Что я знаю о животных?

Какие я могу сделать выводы из того, что мне уже известно о животных?

Запишите свои ответы.

(В результате коллективного обсуждения вносятся изменения в основные этапы с учётом нового распределения на группы).

План действия в группе. (слайд15)

  1. Обсуждение задания (коллективно ).
  2. Выполнение практического заданияэкспериментаторы»).
  3. Оформление задания («иллюстраторы»).
  4. Формулирование выводов («аналитики»).
  5. Применение результатов(«исследователи»).

Коллективные действия: проведение испытания всего проекта.

(обсуждение цели урока).

«Аналитики» из каждой группы отбирают лучшие разделы проекта. В результате на доске появляется заготовка с основными разделами проекта.

  1. раздел «Животные»
  2. раздел «Влияние человека на животных».
  3. раздел «Отличие диких животных от домашних».
  4. раздел «Правила ухода за домашними животными»

Распределите задания внутри группы.

Внеурочная деятельность .

4 этап – исследование (2 часа)

подбор дополнительной литературы, работа в Интернете, библиотеке.

2-й урок

5 этап – Защита проектных работ. (слайд с 17 по 21)

Обобщение результатов и выводов. (1 час)

3 -й урок

6 этап – анализ успехов (с использованием видеоматериалов, сделанных в ходе защиты), коррекция недостатков. (30 ’)

Приложение 2 – отчёт о работе над проектом.

Приложение 3 – как я работал над проектом.

Прилагаемый готовый раздаточный материал.

(разработанный проект руководителем)

* для учителя (для подготовки к проекту)

  • презентация / «Дикие и домашние животные».
  • видео (мультфильм) «Кот, который гулял сам по себе»;
  • короткометражный фильм «Жизнь с животными» (африканские улитки, пресноводные черепахи 6-й выпуск).

* для учеников:

  • задании;
  • раздаточный материал для каждой группы;
  • альбомные листы для оформления разделов проекта;
  • справочная литература;
  • клей, фломастеры.

Требуемое оборудование для проведения проекта.

(в т.ч. аппаратное и программное обеспечение)

Программное обеспечение – Microsoft Word, Power Point, Adobe Photoshop, Интернет.

Компьютеры, мультимедийный проектор, принтер, сканер, видеокамера, фотоаппарат.

Работа может быть представлена в электронных форматах: документ Word, демонстрация Power Point или рукописный буклет.

Принципы оценивания работ при проведении данного проекта.

Основные критерии оценки работы: (слайд 22)

  • Самостоятельность при выполнении работы.
  • Яркость оформления и оригинальность материалов с указанием источника.
  • Полнота раскрытия темы.
  • Иллюстрация исследования собственными фото- и видеоматериалами, рисунками, презентациями.

Приложение 4 – бланк жюри.

Приложение 5 – номинации.

Животный мир, безусловно, очень огромен и разнообразен. Он манит своей неизведанностью и красотами. Очень интересны домашние и дикие животные для детей. Малышам, несомненно, нужно рассказывать о жизни зверей, их повадках и особенностях, о том, как им живется в условиях дикой природы. Немаловажным и очень актуальным вопросом является правильное содержание животных в домашних условиях, а также их роль в нашей с вами жизни.

Окружающий мир: домашние и дикие животные

Мир огромен и богат разнообразными животными. Среди них есть как милые домашние пушистики, с которыми мы знакомы с детства, так и злые дикие хищники. Жизнь домашних животных, безусловно, интересна, но гораздо более познавательна информация о диких представителях фауны, о которых мы так мало знаем.

Большая часть зверей проживает в лесах. Именно они и получили название - дикие животные. Многие из них являются очень опасными хищниками. А другие - вполне милые и безобидные зверушки, которые обитают во всех уголках земного шара. Можно сказать, что их всех объединяет одна единственная цель - выживание.

Домашние животные

Как вы понимаете, домашние - это те животные, что проживают рядом с человеком. Люди их содержат, заботятся, давая им пищу и дом. Некоторые разновидности домашних питомцев приносят своим хозяевам вполне конкретную пользу. Например, дают пищу (молоко, творог, мясо, яйца), материалы (кожу, шерсть) или же выполняют работу (охраняют, перевозят грузы, помогают в сельском хозяйстве). С другой же стороны, домашние животные - это друзья, которые издавна обитают бок о бок с человеком и разделяют его жилище, помогают проводить вместе досуг.

Для жителей мегаполисов домашние питомцы - это, скорее, члены семьи, о которых заботятся, с которыми играют, ездят отдыхать. Так что жизнь домашних животных в городских условиях совершенно не связана с принесением какой-то пользы для человека. Скорее, наоборот, люди заботятся о комфортном проживании зверюшек, перед которыми не стоит сложная задача добычи пропитания.

Роль домашних животных в жизни человека

Надо сказать, что дикие и домашние животные достаточно разные. Тем не менее все они играют немаловажную роль в Начнем, например, с домашних зверей.

Их роль в нашей с вами жизни зависит от того, какие мы перед собой ставим задачи, заводя для себя или для ребенка питомца. Собаки нас охраняю и являются нашими друзьями. Коты и другие пушистики - это наши любимцы. Мы их берем в дом для собственного удовольствия. Другое дело, которые К таким видам можно отнести коров, верблюдов, пони, овец, лошадей, свиней, волов, коз и многих других.

Однако было бы несправедливо, если бы мы не вспомнили о том, что абсолютно все домашние животные произошли от диких. Но в процессе своей целенаправленной деятельности человек отбирал среди них самые лучшие экземпляры с нужными характеристиками, пока не добился выведения определенных сельскохозяйственных пород. Таких домашних животных обычно содержат в специальных постройках (коровниках, курятниках, свинарниках, конюшнях, сараях, вольерах). Как правило, их продуктивность зависит от того, насколько хорошо за ними ухаживают и кормят.

Дикие и домашние животные в питании очень отличаются. В отличие от домашних, диким каждый раз приходится заботится своем "обеде" самостоятельно. Сельскохозяйственные же виды находятся на полном содержании человека. Однако даже такие породы люди разводят не только для пользы, но и для удовольствия. Например, лошадей приобретают для конного спорта и верховой езды, кроликов используют в декоративных целях.

Исторический экскурс

Начали еще десять-пятнадцать тысяч лет назад, в тот период, когда люди стали переходить к оседлому образу жизни и земледелию. После охоты нередко прибивались раненные, слабые особи, отставшие от стада. Такие животные оставались рядом с людьми, которые за ними ухаживали, обеспечивая защиту и еду. А те, в свою очередь, давали продукты питания. Случалось и так, что волчата, выросшие возле человеческих селений, настолько привыкали, что навсегда оставались с людьми и даже ходили с ними на охоту. Так постепенно человек и обзавелся домашними животными, которые впоследствии стали приносить ему пользу.

Приручение зверей было нелегким делом. Ведь когда-то в домашних условиях человек содержал антилоп, гепардов, журавлей, туров, кабанов, муфлонов и архаров. Люди смотрели за ними и ухаживали. Животные постепенно менялись. Конечно, процесс был очень долгим.

Дикие животные

Дикие животные обитают в условиях дикой природы. В отличие от домашних видов, о них никто не заботится. Они сами добывают себе еду, защищают себя, выводят потомство и растят его. Безусловно, такая жизнь намного сложнее и более опасна. Необходимо ежедневно вести борьбу за выживание. Сравнение диких и домашних животных в этом смысле вряд ли возможно, настолько разные условия их жизни.

Дикие животные очень разнообразны, их обитает большое количество по всему миру. Приведем пример лишь некоторых из них: медведи, лисы, рыси, лоси, зайцы, тюлени, тигры, гепарды, слоны, жирафы. Всех просто не перечесть.

Жизнь диких животных зимой

Особенно страдают дикие животные зимой. В этот период им приходится достаточно сложно. Связано это, прежде всего, с тем, что становится намного меньше еды, да и добывать ее сложнее, когда земля укрыта толстым слоем льда и снега. Конечно, все звери приспособлены к таким природным условиям. Тем не менее все равно им очень сложно порой выживать. В зимнее время часть животных меняет цвет шерсти (лисы и зайцы), другие впадают в спячку, как барсуки и медведи, третьи делают себе запасы на холодный период, как белка. Каждый готовится к приходу холодов по-своему.

Дикие животные зимой живут очень по-разному. Одних спасают запасы еды и теплые домики (белка), другие спят, расходуя летние жировые запасы (медведи), а третьи добывают еду даже в холодное время.

Значение диких зверей в жизни людей

Дикие и домашние животные однозначно приносят пользу для людей. Роль домашних видов мы уже обсудили ранее. Давайте теперь поговорим о диких зверях.

Надо сказать, что они тоже полезны для нас, поскольку дают нам:

  • Пищу. Во многих регионах земного шара мясо диких зверей используют в пищу. Дело в том, что дикие представители животного мира более приспособлены к жизни, а значит, более продуктивны. Например, к охотничьим видам можно отнести кабанов, косуль, зайцев, бобров, ондатр, лисиц, волков и многих других. Не стоит забывать о рыбе и птицах. Рыбный промысел вообще широко используется людьми. Кроме разведения рыбы в специализированных хозяйствах, занимаются отловом в морях, реках и океанах.
  • Кожу и мех. Дикие животные - источник красивого натурального меха. Искусственными изделиями их никак не заменить ни по теплоте, ни по красоте. Есть также специальные фермы, где выращивают на мех таких представителей диких видов, как лиса, ондатра, кролик, песец. Все они ценятся за красивый и теплый мех. А количество животных в дикой природе не в состоянии обеспечить нас нужными шкурками. Потому люди стали разводить некоторые виды в искусственных условиях.
  • Лекарственные и парфюмерные вещества, которые используется в фармацевтике и парфюмерии.

Кроме того, дикие животные в любом случае остаются, так сказать, генофондом животноводства. Скрещивая их с домашними видами, можно получить новые породы, обладающие лучшими показателями.

Люди пользуются животными для борьбы с загрязнениями природы. Звери выступают в роли своеобразных индикаторов. Ведь не секрет, что животные очень чутко реагируют на малейшие изменения в окружающей среде, а значит, по их поведению можно судить о загрязнении окружающей среды.

Кроме того, животные помогают человеку в поисках некоторых видов полезных ископаемых, прогнозировании погоды и землетрясений. Можно привести множество примеров. Абсолютно все животные заранее знают о предстоящем землетрясении. Рыбы и медузы, например, могут чувствовать приближение шторма.

И не стоит забывать о том, что звери являются переносчиками семян растений в природе. А это очень важно в круговороте биологических процессов.

Дикие домашние животные

Возрастающие темпы урбанизации привели к тому, что у людей все больше возникает желания общения с дикой природой. Если сто лет назад принято было дома держать только кошек и собак, то сейчас в моде хомяки, зайцы, тушканчики, шиншиллы, выдры, обезьяны, ежи и многие другие представители дикой природы. В достаточной мере реализован проект "Дикие домашние животные". По сути, многие дикие звери стали жить в наших домах, как домашние. И это уже не кажется чем-то необычным и экзотическим. Безусловно, это не совсем те виды, что существуют в условиях дикой природы. Ведь некоторые из них были подвержены скрещиванию для выведения лучших пород. Тем не менее это не те домашние животные, которые жили рядом с человеком ранее.

Вместо послесловия

Дикие и играют большую роль в жизни человечества. В нашей статье мы привели лишь некоторые примеры полезности и необходимости зверей. На самом деле, сфера их влияния на нашу жизнь намного больше. Просто мы не всегда об этом задумываемся и порой наносим природе непоправимый урон своими действиями.

1. Подчеркни названия диких животных зелёным карандашом, домашних – красным.

2. Какое животное лишнее в каждом ряду? Обведи. Объясни (устно) своё решение).

В верхнем ряду все животные дикие, а собака домашняя.

В нижнем ряду все животные домашние, а медведь дикий.

3. Эти загадки предлагает вам пёс Рыжик, у которого среди домашних животных много друзей. Отгадайте загадки. Рисунки-отгадки вырежьте из Приложения и наклейте в соответствующие рамки.

4. Заполни таблицу. Приведи не менее трёх примеров в каждом столбце

5. Проведите игру-соревнование: кто назовёт больше диких животных. Следуйте правилу: тот, кто ошибётся (назовёт домашнее животное), выбывает из игры. Победители в группах соревнуются между собой, следуя тому же правилу.

Дикие животные: медведь, волк, лев, жираф, барсук, енот, выдра, заяц, белка, ёж, тигр, зебра, леопард, вомбат, рысь, сайгак, сурок, лиса, кенгуру, олень, мышь, черепаха, коала, орангутан, панда, дикобраз, антилопа, лемур, лось, гепард, бегемот, мартышка.

6. Мудрая Черепаха любит путешествовать и хорошо знает животных далёких стран. Выполни её задание.
Много на свете удивительных животных. Вот некоторые из них. Как они называются? Подпиши, используя слова для справок.

7. Здесь ты можешь записать сказочную историю о диком или домашнем животном, придуманную по заданию учебника.

Однажды злой медведь украл весну. Он не хотел просыпаться и желал, чтобы круглый год была зима. Все звери боялись медведя, и никто не мог пойти к нему и вызволить весну. Только маленький бурундук пробрался в берлогу к медведю и забрал весну.
Только медведь проснулся и погнался за бурундуком и царапнул его по спине своими страшными когтями. Но бурундук всё равно убежал и вернул весну. Теперь у всех бурундуков на спине три черные полоски – память о медвежьем ударе. Бурундуки – очень храбрые зверьки.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: