Джанни Родари "Приключения Чиполлино": описание, герои, анализ произведения. Персонажи сказки "Чиполлино". Граф из сказки "Чиполлино"

О Людях с большой буквы:)

Рассказывала сегодня об этом человеке другу. Сейчас решила и вам рассказать).. Потому что мысли о нем поднимают мне настроение, вдруг поднимут и кому-то из вас.

В соседнем к моему доме живёт старик. Реально старик, ему уже 85 лет! Он - бывший военный, семьи и детей нет, никого нет, если не считать собаку. У него яркие лучистые глаза, он всегда гладко выбрит, никогда не пройдет мимо молча, если видит какой-то бардак, будь то ломающие дерево мальчишки или дамочка, выгуливающая собачонку в хоккейной коробке. Причем, он не орет матом, не гундит и не потрясает клюшкой (клюшки у него вообще нет). Он просто подходит и сурово, но сдержано объясняет, что вот так делать не надо. И почему не надо - тоже объясняет. Он всегда ходит в "военной форме" (на самом деле в спецовке защитных цветов) - так привычней, и в кроссовках - так удобней:) При этом спецовка чистая и выглаженная, а кроссовки почему-то всегда белые)) Зимой он заливает мальчишкам каток (тщательно и со знанием дела!), а когда идёт гулять с собакой, утром и вечером, берет с собой лопату и чистит на нашей аллейке снег. Благодаря ему одному в этом году у нас на аллейке можно было ходить. СпецАТХ чистили только дороги, заваливая пешеходную зону сугробами. А он ходил и раскидывал эти сугробы. 85 лет!

Как-то вечером вышла я гулять со своей Радкой, а он с Найдой уже обратно идёт. Прохожу я после него между нашими домами, а там скользко так, что не знаешь куда ногу поставить, а прибавьте к этому темное время суток и отсутствие внятного освещения... В общем, я с матюками преодолела "опасный участок", удивляясь, как там только что прошел дед... А когда мы с Радой возвращались назад, опасного участка уже как ни бывало. Лед на тропинке уже покололи. Старик заметил проблему, взял инструмент, устранил проблему)) 85 лет!

Недавно мы с одним из собачников болтали, пока наши пески играли, и про старика вспомнили. И только вспомнили - он со своей собакой мимо идёт. Поздоровались, он прошел... А потом (далеко ушел дед, рядом со спортивной и детской площадками был) я вдруг смотрю, он с земли поднимается и руку словно после ушиба разминает. Я в ужасе! Скользко же! Упал дед! И далеко ведь, даже в два счета не добежишь... Но не успела я испугаться, как он опять вниз ухнул и давай отжиматься))).. 85... ну вы в курсе))

А дня через три вечером мы возвращались с Радкой с прогулки, а дед со своей Найдой нам на встречу. Мы вообще-то вместе не гуляем, у нас почему-то собаки друг друга облаивают. Поэтому, когда с собаками, мы только здороваемся. А тут он меня тормознул. "Посмотрите, говорит, на небе звёзды видно?" Я голову задрала в свое любимое небо, которым тоже любуюсь, когда гуляю. "Видно, говорю, но мало что-то". "Вот и я, говорит, смотрю, мало. Дымка какая-то." Улыбнулся и пошел дальше, поглядывая на небо... В 85 лет!

Вот такой вот Человек живет рядом со мной. Советский человек в самом лучшем понимании этого слова! Неунывающий, крепкий, всю свою жизнь делающий что-то для других людей. И неважно, какие они - эти люди. Это не его забота. Он может что-то изменить к лучшему вокруг себя - он меняет это что-то к лучшему. Не ноет, не жалуется, не ругает власти и соседей. Берет лопату и чистит снег, берет ломик и колет лед, заливает каток и чинит кормушки для птиц. Отжимается... и как мальчишка любуется звездами. В 85 лет!

Сочинение

ЧИПОЛЛИНО (итал. Cipollino) - герой повести-сказки Д. Родари «Приключения Чиполлино» (1951), отважный мальчик-луковка. Образ Ч. в большой степени новый вариант Пиноккио, прославленного героя К.Коллоди. Он такой же непосредственный, трогательный, добродушный, непоседливый, но при этом совсем не капризный, ничуть не своевольный и гораздо менее доверчивый. Он никогда никого не обманывает, твердо держит свое слово и всегда выступает защитником слабых. Ч. выглядит почти совсем так, как и все мальчишки. Только голова у него имеет форму луковички с проросшими зелеными стрелками вместо волос. Смотрится это весьма симпатично, но плохо приходится тем, кто хочет потаскать Ч. за его зелененький чуб. Из их глаз сразу начинают бежать потоки слез. Сам же Ч. заплакал за время действия повести только однажды: когда солдаты Лимончики арестовали папу Чиполлоне. «Назад, глупая!» - приказал Ч. слезе, и та уже больше никогда не показывалась. Ч. не побоялся грозного кавалера Помидора и смело вступился за обиженного им кума Тыкву; он ловко усыпил пса Мастино, чтобы кум Тыква мог забрать свой домик. Ч. отважен и умеет приобретать друзей. Злобному Помидору удается засадить малыша в тюрьму, но благодаря своему умению дружить Ч. не только сам выбирается на волю, но и спасает безвинно томящихся там, в том числе и своего отца. Грозный кавалер Помидор проиграл маленькому смельчаку, благодаря которому графини Вишни сбежали из своего дворца, барон Апельсин пошел «на вокзал таскать чемоданы», а замок графинь превратился в Дворец детей. Образ Ч., несмотря на видимую сказочность, очень правдив. Все поступки и реакции героя психологически достоверны. Перед нами живой мальчик из простой семьи, наделенный самыми лучшими из человеческих качеств. Но одновременно это образ-символ мальчишеской отваги, детской дружбы и преданности.

Лит.: Брандис Е. От Эзопа до Джанни Родари. М., 1965.

  • Орг.момент.(Прозвенел звонок – начинаем наш урок)
  • Мотивация к учебной деятельности
  • .

    На уроках литературного чтения мы много путешествовали. И сегодня мы отправимся в волшебное место. А куда – узнаете, прочитав слово по направлению стрелки (в группах )

    У вас есть желание посетить библиотеку? Почему я назвала ее – волшебным местом?

    Приглашаю вас отправиться за чудесами. Закройте глаза.

    Кто вас встречает в библиотеке? Домовенок- наш помощник, тоже любит показывать чудеса.

    3. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения.

    А) А может кто-то не хочет посетить библиотеку?

    Зачем нужны книги? Домовенок приготовил вам сказочное испытание.

    Составь пословицу. (В группах)

    Прочел хорошую книгу – с другом подружился.

    3 кадр .

    Как понимаете? Назовите свои любимые книги?

    Б) В библиотеке много книг, нам интересны произведения о сказочных человечках. В разделе “Сказочные человечки” мы познакомились с ними.

    Дорогой доброй сказки
    Идем мы безопаски.
    И встретят нас герои
    Красавицы и тролли,
    Винни-Пух и Буратино,
    Веселый Чиполлино.

    А в каких произведениях они встречались?

    Соедините стрелками (индивидуальная работа )

    4 кадр.

    Проверьте себя. Поставьте оценки.

    Почему именно эти произведения взяты для повторения?

    (мы читали их в разделе “Волшебные человечки”)

    В) Мы знаем сказки на зубок.

    Ведь с детства их читаем.

    Но что-то новое, дружок,

    Сейчас о них узнаем.

    Какие виды работ мы используем при работе над произведением?

    Что самое сложное? Какого знания мне не хватает?

    2. Пересказывать

    3 Анализировать

    4.Составить рассказ о герое

    (трудно составлять рассказ о герое)

    Г) Наша цель урока – учиться составлять рассказ о герое.

    4. Выявление места и причин затруднения

    А) В нашей библиотеке мы какую книгу возьмем? С каким произведением мы знакомимся?

    Дж.Родари “Приключения Чиполлино”

    Прежде чем говорить о героях, вспомним об авторе?

    Б) - Чтобы выйти из затруднения, давайте вспомним героев сказки: (с.21 в “Рабочей тетради”)

    Какие слова связаны друг с другом?

    Самопроверка: 7 кадр

    В) Мы не можем выполнить это задание, потому что не знаем план рассказа о герое

    5. Построение проекта выхода из затруднения

    А) Что может помочь?

    Каким вы себе представляете героя, его черты характера ?

    (работа в группах)

    С. 21 (“Рабочая тетрадь”) Выбери нужное .

    1 группа : Каким тебе представляется Чиполлино?

    (веселый, с чувством юмора, справедливый,добрый, злой, насмешливый)

    9 кадр.

    2 группа. - Кум Тыква?

    (Добрый, рачительный, злой, упорный, смелый, отзывчивый, внимательный, трудолюбивый)

    Значение какого слова непонятно? Что оно может обозначать?

    3 группа. - Пес Мастино?(добрый, мужественный, грубый, глупый, решительный, злой, услужливый)

    4 группа. - Синьор Помидор? (добрый, решительный, смелый, грубый, невоспитанный, бессердечный, коварный)

    13 кадр. Значение какого слова не знаете?

    Проверка: представитель каждой группы озвучивает выбранные черты характера своего героя.

    Б) Поступки героев:

    Дома вы приготовили чтение по ролям:

    С.153 – поступки характеризуют Помидора и Мастино

    С. 156 – (Чиполлино и Мастино)

    Оценивание чтения:

    1.Чье чтение было более удачным?

    2. Понравилось? Почему?

    Узнаем из фрагментов М\фильма (2 фрагмента по 1 мин) 13 кадр

    Физминутка: Какой герой вам больше всего нравится?(веселый, энергичный, с чувством юмора)

    Упражнения под песенку Чиполлино.

    6. Реализация построенного проекта: (самостоятельная работа)

    Каждая группа коллективно составляет

    План рассказа о герое:

  • Как зовут героя?(Мне показался интересным….
  • Описание внешности.(лицо,одежду, внешность)
  • Характер и поступки.
  • Речь.
  • Положительный, отрицательный, герой-помощник или нейтральный герой
  • С кем дружит (не дружит)?
  • Как автор относится к герою
  • Как ты относишься к герою? Почему?
  • 1 группа: Чиполлино

    2 гр. : кум Тыква

    3 гр.: Синьор Помидор

    4гр.: пес Мастино

    7. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи .

    А) Познакомить с планом характеристики на героя.

    Б) Сравнить с образцом (на экране)

    В) Дать характеристику вашему герою.

    Оценивание: Чей рассказ наиболее полный?

    Чей понравился?

    Г) Составьте синквейн на своего героя.

    3.Что делает?

    4. Фраза, характеризующая героя.

    5.Слово-обобщение

    1.Чиполлино Тыква

    2.веселый,справедливый добрый, несчастный

    3.спасает, работает собирает, строит, страдает

    4.защитник бедных беззащитный страдалец

    5.сказочный герой литературный герой

    1 . Помидор Мастино

    2. коварный, бессердечный злой, глупый

    3. выгонял, приказывал лаял, бегал, охранял

    4. сердитый слуга

    5. злодей прислужник

    8) Включение в систему знаний:

    Где может быть использована данная характеристика?

    Где пригодятся эти знания?

    9.Рефлексия учебной деятельности

    А)- Закончилось наше путешествие в библиотеку.

    Встреча с книгой, что с другом,
    Для всех, словно праздник.
    Сказки учат детей
    Всем премудростям жизни

    Чему учит эта сказка?

    И как правду от лжи
    От лжи все должны отличать
    Как бороться с врагом
    И как зло побеждать.

    Б)- Какой этап учебной деятельности вам больше всего понравился?

    В любом произведении какие бывают герои?(положительные отрицательные, нейтральные)

    Заполните корзину:

    Если урок понравился – то положительные герои

    Если не понравился – то отрицательные герои

    Если ни хорошо, ни плохо – то нейтральные

    8. Оценки. Д\з

    А) Оценка работы групп

    Б) д\з.Составить рассказ о любимом герое сказки.

Ученицы 3 класса: Гордеевой Натальи

Сочинение – рассказ

Мой любимый сказочный человечек «Чиполлино».

План

  1. Как зовут героя?
  2. Описание внешности (портрет).
  3. Где живёт герой?
  4. Любимые занятия.
  5. Характер героя.
  6. Отношение автора к герою.
  7. Моё отношение к герою.

Здравствуйте! Давайте познакомимся. Меня зовут Чиполлино. Я хочу рассказать вам ребята, немного о себе.

Я маленького роста, с зелёными глазами. На голове у меня пучок зелёных волос, одеваюсь я скромно, так как живу в большой семье, и у нас нет денег, чтобы одеваться богато.

Сейчас я очень много путешествую по земле, а до своего странствования жил я в деревянной хибарке, размером чуть больше ящика.

Когда кум Тыква рассказал мне о мастере Виноградинке и о его мастерстве сапожника, я заинтересовался этой работой и стал хорошим помощником.

Расскажу вам о своём характере. Стараюсь всегда быть весёлым, не падать духом. Ещё я справедливый, с чувством юмора, добрый.

Мне симпатичен этот герой тем, что он никогда не считается с мнением других, а поступает по справедливости. Доброта к другим и взаимовыручка заставляют относится к нему с ещё большим уважением.

Ученицы 3 класса: Васильевой Светланы

Сочинение

«МОЙ ЛЮБИМЫЙ СКАЗОЧНЫЙ ГЕРОЙ».

Здравствуйте, ребята! Мой любимый сказочный герой – КАРЛСОН.

Карлсон – это маленький толстенький человечек. На животе у него кнопка, за спиной моторчик с пропеллером.

Мой герой живёт в маленьком домике, на крыше. Его домик спрятан за большой дымовой трубой одного из шведских домов.

Карлсон любит летать, шалить.

Мой герой самоуверенный человечек, выдумщик, любознательный, важный, любит шалости, но боится ответственности, сластёна.

Мне этот маленький шалун очень понравился, можно сказать, я в него влюблена.

Ученицы 3 класса: Ленских Ангелины

Сочинение – рассказ о сказочном человечке.

«ЧИПОЛЛИНО»

Моего героя зовут Чиполлино. Его имя означает – луковка.

У Чиполлино голубые глаза, курносый нос и весёлая улыбка.

Он живёт на окраине города со своими братьями и с папой. Живут они бедно, но дружно.

Чиполлино любит в мастерской у мастера Виноградинки чинить обувь.

По характеру мой герой добрый, весёлый, жизнерадостный.

Я к Чиполлино отношусь с доброй душой, как сказочный герой он мне очень нравится.

Главный герой сказки «Приключения Чиполлино» — необычный мальчик, которого зовут Чиполлино. Чиполлино – луковка, и живет он в семье луковок. У него есть папа Чиполлоне, мама и много братьев. Однажды отец Чиполлино случайно наступил на ногу принцу Лимону и его за это на всю жизнь посадили в тюрьму. В тюрьме было много таких же, как Чиполлоне – простых, порядочных людей, которые чем-либо не угодили принцу Лимону.

Во время свидания с отцом Чиполлино пообещал, что обязательно освободит его из заточения. Но отец посоветовал ему отправиться в странствие, чтобы научиться уму-разуму. И мальчик-луковка отправился в путешествие. В одной маленькой деревушке он познакомился с кумом Тыквой, который всю жизнь копил кирпичи на постройку своего домика. Он уже совсем состарился, когда смог из этих кирпичей построить крохотный домик, размером не больше собачьей конуры.

В этом тесном домике он и сидел, когда к нему подошел поговорить Чиполлино. Однако их разговору помешал приезд в деревню синьора Помидора, управляющего графинь Вишен. Синьор Помидор стал кричать, что домик построен незаконно и требовал выселения кума Тыквы. Чиполлино обозвал крикливого синьора мошенником. Тот схватил мальчика-луковку за голову, но тут же залился слезами от лукового запаха. Синьор Помидор испугался и в панике уехал.

А Чиполлино остался в деревне и стал работать в сапожной мастерской мастера Виноградинки. Со временем у него появилось множество знакомых – профессор Груша, Лук Порей и семья тысяченожек. Кума Тыкву все же выселили из его домика и вместо него посадили пса Мастино. Но Чиполлино нашел выход из положения. Он предложил псу воды со снотворным, а когда тот уснул, отнес его обратно к хозяевам, в замок графинь Вишен. Кум Тыква снова мог жить в своем домике.

Однако жители деревни понимали, что синьор Помидор может снова отобрать домик. Они решили спрятать маленький домик в лесу, у кума Черники. Чиполлино с друзьями отвез домик на тачке в лес. Когда синьор Помидор узнал об исчезновении домика, он пожаловался принцу Лимону и тот прислал в деревню полицейских Лимончиков. Те арестовали всех жителей деревни и заперли их в подземелье замка. Чиполлино удалось избежать ареста.

У владелиц замка, графинь Вишен жил племянник Вишенка. Его воспитывали в строгости, и все время заставляли учить уроки. В деревенскую школу ему ходить не разрешали, а учил его домашний учитель, синьор Петрушка, который развесил по всему парку запрещающие объявления для Вишенки. Гуляя по парку, Вишенка встретил Чиполлино и его подружку Редиску, которые пришли узнать о судьбе арестованных жителей деревни. Вишенка быстро подружился с деревенскими ребятами, но тут их увидел синьор Помидор, и Чиполлино с Редиской пришлось убежать.

Ночью Чиполлино вернулся к замку, чтобы поговорить со служанкой Земляничкой об арестованных, но его схватил пес Мастино, и Чиполлино тоже оказался в тюрьме, в отдельной камере. Однако с помощью Крота мальчик-луковка сумел перебраться к своим арестованным друзьям через подземный ход, а синьор Помидор с удивлением обнаружил, что Чиполлино исчез.

От служанки Землянички мальчик Вишенка узнал, что Чиполлино и его друзья находятся в тюрьме замка. Он сумел выкрасть у синьора Помидора ключи от камеры и с помощью Землянички освободил всех жителей деревни и Чиполлино, которые убежали в лес.

Далее произошло множество событий, в том и числе была и попытка захвата замка графинь Вишенок. Чиполлино вновь попал в плен, и на этот раз его отправили в городскую тюрьму. Здесь он встретился со своим отцом, который очень постарел за время заключения.

И опять Чиполлино помог его друг Крот. Он привел с собой других кротов и те вырыли большой подземный ход, через который сбежали все арестанты, сидевшие в тюрьме. Чиполлино с отцом тоже оказались на свободе. Сбежавшие арестанты устроили восстание и прогнали принца Лимона. Вместе с ним бежали и графини Вишни. А в их замке устроили Дворец детей, в котором было не только много разных развлечений, но и школа, в которую с радостью пошли учиться и сам Чиполлино и его друзья.

Таково краткое содержание сказки.

Главная мысль сказки «Приключения Чиполлино» состоит в том, что нельзя мириться с несправедливостью, с ней надо бороться. Чиполлино понял это и сначала помог куму Тыкве освободить его маленький домик. Потом с помощью Чиполлино был изгнан принц Лимон, несправедливо управлявший страной. Сказка учит быть смелым, решительным и не бояться трудностей.

В сказке мне понравился главный герой, Чиполлино. Он сумел сдержать слово, данное отцу, и освободил его из несправедливого плена. Чиполлино приобрел множество друзей во время своих приключений, и вместе с друзьями он начал строить новую жизнь, основанную на справедливости.

Какие пословицы подходят к сказке «Приключения Чиполлино»?

Несправедливость человека поражает его самого.
Сила дружбы в справедливости.
Дружба заботой да подмогой крепка.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: