Александр и гефестион любовь длиною в вечность. Стихотворение «Александр и Гефестион», поэт Ася Ежелева. ближайший друг Александра Македонского и один из его полководцев

Историю Древнего мира мы в основном оцениваем по деяниям великих людей. Кто же из нас на уроках истории не восхищался талантами Юлия Цезаря или Александра Македонского? Они создали великие империи, занимавшую большую часть цивилизованного мира. Фигура второго еще к тому же и загадочная.

Как мог македонский царь создать великую державу? К сожалению, именно на его личности она и держалась, распавшись сразу после смерти Александра. Царь прожил всего 33 года, успев заслужить славу величайшего полководца в истории.

Александр промчался по античной истории как метеор, оставив яркий след, но и быстро сгорев. Жизнь императора, столь примечательная, но и недолгая, оставила немало вопросов. Зачастую ответы на них порождают мифы и легенды. Их мы и попытаемся развенчать, чтобы получше узнать о великом завоевателе.

Александр был греком. На основании того, что родным языком македонского царя был греческий, исследователи считают, что он все же был греком. Сами греки не хотят признавать существование какой-то независимой от них Македонии. Македонцы же, которые являются бывшей югославской республикой, не хотят признавать, что у них древнего царства было что-то общее с греками. На самом деле неправы и те, и те. Во времена Александра македонцы были близки к грекам так же, как и корсиканцы к французам во времена Наполеона. Но династия Аргеадов всегда заявляла о своем греческом происхождении, считая своим родоначальником самого Геракла. Существовал и македонский язык, который являлся по сути греческим диалектом. Но обучали растущего Александра и литературному греческому. О праве на жизнь македонского языка говорит тот факт, что еще за полстолетия до рождения царя для двора на этом языке Еврипид написал «Вакханок».

Отец Александра Македонского ненавидел его. Между отцом и сыном были весьма сложные отношения. Оба были яркими личностями. На свадьбе Филиппа и Клеопатры жених даже бросился с мечом к сыну, который затеял скандал. Но историки считают, что в целом Филипп заботился о своем наследнике. Даже возвращаясь из очередного своего похода с новой женой, царь подчеркивал сыну, что конкуренция призвана только укрепить его характер и научить ценить власть. Для воспитания Александра был нанят сам великий Аристотель. В качестве школы для царевича была построена целая деревня с храмом. С Александром учились и другие знатные дети, которые со временем стали его военачальниками. Родители даже пытались устроить и сексуальную жизнь наследника, подкладывая ему в постель куртизанку Калликсену. А с 16 лет Филипп стал оставлять Александра царствовать вместо себя. Юноша сумел подавить несколько восстаний и даже повоевать вместе с отцом.

Александр захватил власть, убив своего отца. К 337 году Филипп практически объединил Грецию. Но в этот момент в его семье возникла проблема. После женитьбы царя на молодой Клеопатре ее семейство приблизилось к власти. Мать Александра вместе с ним уехала в Эпир. Однако молодой наследник вскоре вернулся к отцу. Готовясь к походу в Азию, Филипп решил провести свадебные торжества. Но при входе в театр македонец Павсаний ударил Филиппа кинжалом, имея личные мотивы мести. Тут же к нему бросились телохранители царя, а убийца не успел сбежать, споткнувшись о виноградный корень. Друзья Александра быстро убили Павсания, не дав никому узнать правду, кто же стоял за заговором. Нет прямых доказательств участия в этом прямого наследника, но убийство было ему весьма выгодно.

Александр целиком находился под влиянием своей матери. Олимпиаду единодушно историки называют интриганкой, которая всеми силами стремилась к власти. В те времена общественное положение женщин было низким, что не могло смирить гордую и сильную женщину. Благодаря мужу она получила желаемое влияние. Александр же, ее сын и наследник Филиппа, стал для Олимпиады единственным оружием в борьбе с другими кланами. У наследника создалось двойственное отношение к отцу. С одной стороны он видел его воинские успехи, а с другой - испытывал неприязнь из-за материнских сплетен. Царь был женат пять раз, каждый раз ища новый политический союз. Со смертью мужа Олимпиада вернулась ко двору, избавившись тут же от вдовы Филиппа и ребенка. Так царица добилась желаемого. Но в возрасте 21 год Александр ушел в поход против Персии, с тех пор он уже не видел свою мать. Зато ее влияние новый царь ограничил, не дав приехать к себе и разделить триумф. После смерти Александра Олимпиада продолжила бороться за влияние, уже с помощью своего внука.

Александр создал великое войско. На самом деле историки подвергают сомнение тот факт, что Александр на основе маленького царства создал великую империю. Ему просто повезло родиться в нужное время и в нужном месте. Считается, что та самая непобедимая армия, с которой Александр разбил персов, была создана не им самим, а еще его отцом, Филиппом. Именно он принес в войска те тактические приемы, которыми потом воспользовался с успехом его сын. Филипп сумел создать мощную кавалерию, чье отсутствие не давало грекам успешно бороться с персами. Отец Александра наладил ее взаимодействие с пехотой, чего были лишены те же персы. Тяжелая пехота была реорганизована и тренирована. Александр получил профессиональную армию в 40 тысяч человек, что значительно превосходило по численности объединенные силы греков. Некоторые полководцы еще Филиппа помогали его сыну, внеся значительный вклад в его победы.

Александру противостояло величайшее в истории войско персов. Еще за два поколения до Александра персы уже ослабли. В своих междоусобных войнах они вообще пользовались услугами греческих наемников. А знаменитое войско персов по сути развалилась после трех больших сражений. Сперва македонцы победили в битве при Гранике, а затем Александр дважды победил персидского царя при Иссе и при Гавгамелах. После этого великая Персидская страна прекратила свое существование. Оказалось, что и царь этой страны оказался трусоватым и бежал с поля боя еще до его исхода.

Александр переписывался с древними русскими князьями из Словенска. Этот миф даже вошел в учебник истории для средней школы. На самом деле в те времена не было ни древнего города Словенска, ни каких-то русских князей. Александр действительно воевал севернее Дуная, желая обезопасить свои северные границы перед азиатским походом.

Александр объединил человечество и положил начало новой цивилизации. С походов царя началась новая историческая эпоха, названная эллинистической. Греческая цивилизация, до тех пор ограниченная Средиземным и Черным морем, стремительно проникла в Азию, вплоть до Индии. Но насколько велика заслуга в этом самого Александра? Ведь он вскоре умер, а созданная им империя быстро распалась. Долгое время говорили, что Александр мечтал о единстве человечества. Этот миф придумал Плутарх. Якобы царь считал Зевса отцом всех людей, которые таким образом - братья. Да и в империи Александра планировалось поделить верховную власть между всеми народами. Только вот ничто не говорит в доказательство этих идей. Незадолго до смерти Александр заставил греков признать его сыном Зевса. Но это было сделано для возвеличивания царя. К государственному же управлению были допущены македонцы, греки, оставлены кое-где и персы. С покоренными же племенами царь расправлялся настолько жестоко, что о братстве говорить не приходится. Но в целом стоит отметить, что Александр изменил традиционным принципам управления, позаимствовав кое-что удачное у персов.

Александру была свойственна гордыня, о чем говорит его скульптура. На всех древних скульптурных изображениях великого полководца его подбородок чуть приподнят, а голова повернута вправо. Долгое время считалось, что это прямое свидетельство гордости и даже гордыни, которая была присуща царю. Но современные ученые усомнились в такой трактовке. По их мнению скульпторы просто достоверно скопировали реальный облик Александра. А такое положение его головы было не случайно. Оказывается, у Александра была редкая болезнь глаз, известная сегодня, как синдром Брауна. Иными словами, только при таком положении головы и глаз полководец и мог нормально видеть.

Александр был великодушным и щедрым правителем. В доказательство этого мифа приводят историю, когда царь сохранил жизнь семьи своего противника, перса Дария. Но есть немало доказательств того, что Александр проявлял жестокость даже тогда, когда в этом не было особой нужды. Он продал в рабство всех жителей непокорных Фив, на пиру убил своего друга и спасителя жизни Черного Клита, вырезал племя касситов, горюя по другу Гефестиону. Ради преодоления великой гедросской пустыни, возвращаясь из Индии, царь не пожалел множества жизней своих же солдат. Плутарх же, описывая научное любопытство Александра, поведал, как тот изучал свойства нефти. Вместе с друзьями царь приказал облить черной жидкостью мальчика-слугу и поджечь его. С трудом удалось спасти несчастного.

Александр разрубил Гордиев узел. Эта красивая легенда появилась еще в античные времена. Хитрым узлом к алтарю Фригийского храма Зевса была привязана телега. Оракулы предрекли, что тот, кто сможет распутать этот божественный клубок, станет покорителем мира. Но никому не удавалось сделать это до Александра Македонского. Он просто взял, да и разрубил узел. Но некоторые древние авторы опровергают эту версию. Аристобул, участник походов македонцев, писал, что Александр смог развязать узел, воспользовавшись своим интеллектом. Есть версия, что царю пришлось частично разобрать телегу для решения сложной задачи.

Александр Македонский был геем. Еще в античности говорил о том, что царь предпочитает женщинам своих друзей. Считали, что любовником Александра был его лучший друг Гефестион, а также его фаворит Багой. Сам царь сравнивал себя с другом с персонажами «Иллиады» Ахиллом и Патроклом, которые вообще-то считались гомосексуалистами. Но в те времена в Греции, да и в Македонии знать сквозь пальцы смотрела на сексуальные отношения мужчин. Вызывало беспокойство, только если юноша переставал обращать внимание на женщин, что мешало продолжению рода. Известно точно, что у Александра было немало любовниц и три законных жены - бактрийскую княжну Роксану, дочерей персидских царей Статиру и Парисатиду. Первая родила ему сына и наследника Александра, был у него и сын Геракл от наложницы Барсины.

Александр был очень религиозным. До того, как начать побеждать персов, царь действительно активно делал дары богам. Но вскоре он стал пренебрежительно к ним относиться. Об этом говорит хотя бы нарушение запрета на посещение Дельфийского оракула. Оплакивая же смерть своего любимого друга Гефестиона, Александр вообще приравнял его к младшим божества, создал культ и заложил пару храмов в его честь. В Египте царь заявил, что является сыном Аммона-Ра, тем самым подтвердив свою божественную сущность. Стремление обожествлять себя в самой Греции не всегда находило понимание, да и отречение от привычных богов пошатнуло доверие к нему солдат и полководцев. Александр по сути отрекся от своего отца, которому многим был обязан.

Империя Александра держалась только на военной силе. Столько огромная держава существовала не столько благодаря армии Александра, сколько его продуманной внутренней политике. Царь отказался от привычных принципов и догм, каждый раз заново анализируя появляющиеся обстоятельства в поисках оптимального решения. Неслучайно многие принципы управления Персидской империей были позаимствованы. Александр отказался от мысли сделать Азию провинцией своего македонского царства. Он приблизил ко двору местную знать, дал ей места в армии и при власти.

Александр не носил бороды. В те времена греки, да и македоняне предпочитали отращивать бороду. Но сам Александр отказался от этой традиции, что резко выделяло его из толпы. Тому есть простое объяснение - полководцу природа отказала в пышной растительности на лице. Он просто не имел возможности отрастить красивую бороду. В итоге тщеславный правитель ввел моду на чисто выбритое лицо.

Александр Македонский был стройным и высоким. Нам так и хочется, чтобы античный герой имел атлетичное, хорошо сложенное тело. Но даже по македонским стандартам царь был невысокого роста - всего 150 сантиметров. Зато он был коренастым и жилистым.

Александр умер своей смертью. Причины смерти великого царя называются разные. Естественность причин подвергается сомнению - Александру было всего 33 года, он находился в самом расцвете сил. Побежденные им персы считают, что полководца наказало небо за вскрытие им могилы Кира. Вавилоняне считают, что силы Александра были подорваны в знаменитых садах Семирамиды при планировании новых походов. Сами вернувшиеся домой македонцы говорили, что Александра погубило пьянство и распутство. А римляне считали, что царя просто отравили, виной всему медленно действующий азиатский яд. Неслучайно по пути из Индии Александр терял на сутки сознание, лишился сил и голоса. По другой версии царь настолько устал от походов, что вместе с беспробудным пьянством, да еще на фоне малярии у него обострилась язва желудка. Симптомы ее соответствовали тому, что происходило с царем. В любом случае в 323 году до н.э. Александр умер в Вавилоне.

У Александра не осталось наследников. Принято считать, что царь не оставил после себя наследников. На самом деле у него было два сына, просто они были слишком маленькими, чтобы как-то влиять на свою судьбу и тем более управлять империей. Законным наследником считался Александр, сын Роксаны. Он появился на свет через месяц после смерти отца. Младенца тут же провозгласили царем и соправителем своего дяди. Но реального влияния наследники конечно не имели. Филипп Арридей был еще и умственно отсталым. От имени этой пары правили регенты, в то время как военачальники Александра постепенно набирали силу. Самого Александра причисляли то к одной партии, то к другой. В 317 году до н.э. был убит его дядя. Набиравший силу Кассандр избавился от всех покровителей мальчика, заключив его в крепость по сути под арест. Но другие диадохи помнили о наследнике, желая привлечь его на свою сторону. Тогда повзрослевший уже Александр IV вместе со своей матерью был убит по приказу Кассандра в 309 году до н.э. Геракл, сын Барсины, стал предметом политических игр при поиске нового наследника в 309 году. Юношу формально поставили во главе войска Полисперхона, которое напало на Македонию. Правивший там в то время Кассандр пообещал вступить с Полисперхоном в союз в обмен на жизнь еще одного наследника. И в 309 году Геракла с матерью задушили. Так прервалась 400-летняя царская македонская династия.

Александр Македонский был, несомненно, великим полководцем, но одолеть огромную Персидскую державу, а затем дойти до Северо-Западной Индии, без друзей и соратников он вряд ли мог. Среди выдающихся сподвижников Александра историки чаще всего называют Птолемея, Пармениона, Антигона, Клита,Кратера и, конечно же, Гефестиона. В исторической литературе существует неоднозначная оценка деятельности и личности Александра, но отношение к его ближайшему другу и соратнику - Гефестиону, можно сказать, не вызывает бурных диспутов. Все источники и исследователи описывают Гефестиона близким другом Александра, беспрекословно выполняющим волю своего царя. Тем не менее, отношение к Гефестиону, на наш взгляд, не может быть столь упрощенным и однозначным. Не исключено, что Александр рассматривал своего близкого друга возможным преемником, способным в случае гибели продолжить его дело.



Гефестион, сын Аминтора, происходил из знатной македонской семьи. Как свидетельствуют документы, он был ровесником Александра; возможно, они были знакомы еще до начала обучения у Аристотеля. Курций Руф пишет, что «это был самый любимый из друзей царя, выросший вместе с ним, поверенный всех его тайн». Гефестион очень рано занял особое положение при Александре и сохранял его до последних дней. Он оставался рядом с будущим царем даже тогда, когда Филипп, недовольный тайными переговорами сына о брачном договоре с сатрапом Карии Пиксодаром, выслал из страны многих его друзей.
Во время похода в Азию положение Гефестиона неуклонно росло: начиная поход лишь личным другом царя, он стал его незаменимым соратником. В первые годы долгого пути по просторам Азии мы не встречаем нашего героя среди высшего командного состава: это место занято другими - Парменионом, Филотой, Клитом и прочими. На этом этапе Гефестиона и Александра связывали, по-видимому, лишь крепкие дружеские отношения. Не исключено, что Александр, обожавший Гомера и стремившийся во всем подражать Ахиллесу, видел в Гефестионе второго Патрокла. Примечательно, что, посетив в Малой Азии могилы гомеровских героев, Александр возложил венок на могилу Ахиллеса, а Гефестион - Патрокла. Только Гефестиона взял с собой Александр во время визита в шатер матери и жены Дария Кодомана, попавших в плен после сражения при Иссе. Об этом событии Диодор рассказывает так: «Царь на рассвете вместе с самым любимым другом своим, Гефестионом, пришел к женщинам. Оба они были одеты одинаково, но Гефестион был выше и красивее, и Сисигамба, приняв его за царя, пала перед ним ниц. Присутствовавшие стали качать головой и руками показывать на Александра. Сисигамба, устыдившись своей ошибки, простерлась сызнова перед Александром. Но царь, подняв ее, сказал: «Не волнуйся, мать! Он тоже Александр». Эта фраза царя, как оказалось, имела большой смысл и стала отправной точкой для нового этапа во взаимоотношениях Александра и Гефестиона. Начинается карьерный рост Гефестиона, раскрывший организаторские способности и военный талант, сделавшие его не только незаменимым другом, но и соратником.
Одним из первых заданий Гефестиону было организовать управление городом Сидон в Финикии, и он с ним успешно справился. Исполняя следующее поручение, Гефестион провел флот из Финикии до Египта. В битве при Гавгамелах Гефестион, теперь уже начальник телохранителей, сражался рядом с царем и был ранен в руку: «…раненых же оказалось очень много, был среди них и Гефестион, начальник телохранителей, один из наиболее известных командиров (копье попало ему в руку)». После разгрома Дария при Гавгамелах и установления власти македонцев в Персии, стали нарастать противоречия в ближайшем окружении Александра. Военачальники становятся сатрапами, и вместе с властью получают огромные богатства, о которых они раньше могли только мечтать. Тем временем, Александр, продолжая поход на восток, меньше теперь прислушивается к советам старого окружения, а на первые места выдвигает новых людей. Следуя персидским обычаям, он заставлял это делать и своих соратников. Свободолюбивые македонцы, привыкшие видеть своего царя первым среди равных, болезненно воспринимали происходящее. Конфликт перерос в заговор Филоты, сына Пармениона. Заговор был раскрыт и к Филоте, по предложению Гефестиона, Кратера и Кена, были применены пытки, под которыми он и признал свою вину. Филота молил Гефестиона о пощаде, но друг царя ему не помог; Филота был казнен по македонским обычаям.
Гефестион сыграл не очень благовидную роль и в «деле Каллисфена» - философа и племянника Аристотеля. Сказав однажды Александру, что философ обещал ему пасть ниц перед царем, но не сдержал своего слова, он предопределил его судьбу. Должность командира гетайров, занимаемую Филотой, Александр разделил между Гефестионом и Клитом. Конница гетайров при этом была поделена, и Гефестион возглавил одну из двух гиппархий. Арриан предположил, что Александр «не хотел вручить командование такой большой конницей… одному человеку, хотя бы и самому близкому». Но с этим вряд ли можно согласиться: в столь деликатном деле видную роль сыграли другие соратники, которые рассчитывали после казни заговорщиков разделить их должности. Конница гетайров была лакомым куском, и передача ее одному лишь Гефестиону могла вызвать зависть и недовольство близкого круга царя. Не стоит также забывать, что Гефестион до этого не занимал важных военных должностей, а потому Александр посчитал нужным постепенно вводить его в курс дела. С другой стороны, назначение Гефестиона на должность «гиппарха» позволяло царю в критической ситуации опереться на своих «друзей» - гетайров.
Положение Гефестиона значительно укрепляется в Средней Азии: здесь он занимается заготовкой провизии и заселяет разоренные провинции. Вступив в Индию, Александр разделил свою армию. Командование отдельными подразделениями он поручил Гефестиону и Пердикке, передав под их руку полки Горгия, Клита и Мелеагра, а также половину конницы «друзей» и всю наемную конницу. Им предстояло привести к покорности всех, кто находился на пути к Инду. Выполняя приказ, Гефестион разбил войска местного князя Астиса, подчинил Омфиса, а затем, соединившись с подошедшей армией Александра, принял участие в битве с раджой Пором, сражаясь во главе своей гиппархии рядом с царем. Возглавляя две пешие фаланги, свою гиппархию, гиппархию Деметрия и половину лучников, он покорил значительную часть северо-западной Индии, после чего отправился к реке Гифасис для соединения с Александром.

После мятежа македонского войска на реке Гидасп, было принято решение вернуться в Персию. Здесь на Гидаспе Александр разделил свою армию на части. Один отряд под командованием Кратера должен был идти по правому берегу реки. Гефестион шел по левому берегу, возглавляя большую и лучшую часть армии, в состав которой входило и до двухсот слонов. На месте слияния Гидаспа с Акесином Гефестиона и Кратера ждало войско Александра, переправлявшееся по самой реке. Далее Гефестион с небольшим отрядом двинулся по берегу Инда, приводя к повиновению местные племена, заселяя и обустраивая города. Пройдя тяжелый путь через пустыню Гидрозию, они вновь разделились: Гефестион с большей частью войска двинулся побережьем из Кармании в Персию, а Александр направился в Пасаргады.

После долгого похода армия соединилась в Сузах, где были устроены грандиозные празднества по поводу бракосочетания Александра с дочерью Дария III Статирой. За Гефестиона царь выдал младшую дочь Дария, сестру Статиры Дрипетиду. Как отмечает Арриан, Александр хотел, чтобы дети Гефестиона и его дети были двоюродными. Из Суз Александр и Гефестион отправились в Экбатаны - столицу исчезнувшего к тому времени Мидийского царства. По пути в Мидию Александр принял решение отправить на родину старых и больных македонских солдат во главе с Кратером и его помощником Полиперхонтом. Отправка Кратера была на руку Гефестиону: оба полководца испытывали друг к другу неприязнь, нередко переходящую в открытую ссору. Причина конфликтов заключалась в том, что ко времени окончания Восточного похода отношение Александра к соратникам сильно изменилось. Дружеские отношения отошли теперь на задний план, и царь оценивал военачальников по их личным способностям и заслугам. Так Евмен, не македонец, а грек по национальности, стал начальником канцелярии и играл не последнюю роль в системе управления. Но дальше всех по карьерной лестнице продвинулся Гефестион. Во время похода в Индию он фактически стал вторым лицом после Александра, а по возвращению в Персию породнился с царем. Лично для Гефестиона была введена новая должность хилиарха. Заняв важные посты, Гефестион стремился сохранить позиции единственного в своем роде царского друга. По этой причине почетное удаление Кратера - друга и соратника Александра, можно расценить как важную победу нашего героя.

Несмотря на видимый успех, Гефестион опасался укрепления позиций талантливых и популярных в войске товарищей, а это, в свою очередь, заставляло его нервничать и вступать в ссоры. Резкую характеристику Гефестиона мы находим у английского исследователя П. Грина: «Гефестион, второе «я» царя не был популярен. Высокий, сильный, своенравный, злой, недалекого ума, он хорошо мог командовать тысячей воинов, но не годился для того, чтобы управлять. Основной его характеристикой была неукоснительная личная преданность Александру». Напротив, немецкий историк Ф. Шахермайер полагал, что Гефестион был человеком способным и готовился занять место Александра в случае внезапной смерти последнего. К слову сказать, именно об этом свидетельствует назначение Гефестиона хилиархом.

Должность хилиарха существовала при персидском дворе и означала нечто вроде должности первого министра, командира дворцовой стражи и начальника царского эскадрона. Можно сказать, что в руках Гефестиона сосредоточились все нити управления страной и охрана ее государя. Этот важный пост Александр мог доверить только верному другу. Как замечает Ф. Шахермайр, большую роль в назначении сыграло и ожидание приезда в лагерь влиятельного и популярного в войске Антипатра.

Не стоит забывать, что прямых наследников, способных принять власть, у Александра тогда еще не было, а Гефестион, получивший высокое назначение и ставший родственником самого Александра и царя Дария как никто другой подходил на роль регента. В случае отсутствия наследника трон мог сразу перейти к Гефестиону. Для любого правителя вопрос о наследнике является первоочередным, при этом не важно, молод или стар правитель, и здоров ли он.

Убийство Филиппа служило Александру наглядным примером. Впрочем, и на его жизнь покушались неоднократно. Восточная политика Александра неоднозначно воспринималась его ближайшим окружением. Соратники царя разделились на два лагеря: Гефестион, Пердикка, Птолемей и Евмен приняли ее полностью, Антипатр, Кратер и Антигон решительно не желали объединения Востока и Запада. Следовательно, возможных преемников следует искать в первой группе. Птолемей не годился на роль правителя огромной империи: он рано отказался от идеи сохранения единой страны, приложив немало усилий для ее развала. Видимо, Александр знал настроение Птолемея и не стремился приблизить его к себе: несмотря на
заслуги, его положение не содержит какого-либо значительного карьерного роста. Евмена вряд ли вообще стоит рассматривать как возможного преемника: верный делу Александра, мужественный воин и первоклассный полководец он имел низкое происхождение. Лично для Александра происхождение не имело значения, но македонская знать отказывалась считать Евмена своим. Пердикка, представитель знатной фамилии из Орестиды, тонкий и дальновидный политик, один из немногих подходил на роль преемника. Царь всегда испытывал к нему полное доверие и после смерти Гефестиона именно Пердикка стал его ближайшим другом, а также командиром первой гиппархии гетайров. Не случайно именно ему Александр передал перед смертью свой перстень. Но самым вероятным преемником Александра следует считать Гефестиона. Среди окружения царя он был самой компромиссной фигурой. Будучи хилиархом он контролировал вооруженные силы и управление страной.

Статус близкого друга Александра, очень важный для македонцев, персов и царских родственников, мог избавить империю от гражданской войны. После смерти царя управление страной должно было перейти именно к Гефестиону, точнее даже не перейти, а остаться в его руках. Выживи Гефестион после болезни, македонская империя избежала бы многих потрясений и сохранила свое единство: его военный талант, твердый и решительный характер позволяли подавить очаги гражданской войны.

Однако, во время празднеств в Экбатанах, Гефестион заболел и через семь дней умер. Когда Александру сказали, что Гефестиону плохо, он поспешил к нему, но в живых уже не застал. О горе Александра античные историки писали по-разному, в зависимости от того, относился автор к Гефестиону и самому Александру благожелательно или же злобствовал и завидовал. Юстин пишет, что Александр оплакивал своего друга так долго, как не подобает царю. Подражая Ахиллесу, Александр обрезал над трупом свои волосы и сам правил колесницей, везшей тело друга. Подобно Ахиллесу, Александр задумал устроить гимнастические и мусические состязания, и для этого были подготовлены 3000 участников. Говорят, что короткое время спустя они состязались на похоронах самого царя. Заупокойной жертвой для Гефестиона стало перебитое племя косев. Александр велел вечно чтить Гефестиона как героя и даже вопросил Амона, разрешает ли тот приносить Гефестиону жертвы как богу. Клавдий Элиан пишет: «Некоторые считают, что всем, что было учреждено для похорон Гефестиона, воспользовались на похоронных торжествах в честь самого Александра, ибо смерть постигла царя, когда траурные обряды по Гефестиону еще не были исполнены».

Со смертью Гефестиона для Александра закончилась целая эпоха, а если провести аналогию с их любимыми героями - Ахиллесом и Патроклом, - то и сама жизнь. Как верно подметил Арриан: «Для Александра смерть Гефестиона была великим несчастьем; думается мне, что Александр предпочел бы скорее умереть, чем пережить его, так же как, думаю, и Ахилл пожелал бы скорее умереть раньше Патрокла, чем стать мстителем за его смерть».

Литература
1. Арриан, Квинт Флавий. Поход Александра / Квинт Флавий Арриан. -
militera.lib.ru
2. Арриан, Квинт Флавий. Индия / Квинт Флавий Арриан. - linemedsf .
boom.ru/ID_16_05_19.htm
3. Грин, П. Александр Македонский. Царь четырех сторон света: пер. с англ. Л. А.
Игоревского. - М.: Центрполиграф, 2003.
4. Диодор Сицилийский Историческая библиотека / Диодор Сицилийский.-
ancientrome.ru/antlitr/diodoros/
5. Плутарх. Александр // Плутарх. Избранные жизнеописания: В 2 т.; пер. с
древнегреч., сост., прим. М. Томашевской. - Т. 2.. - М.: Правда, 1987.
6. Плутарх. Серторий и Евмен // Плутарх. Сравнительные жизнеописания: В 2 т.;
под ред. С.С. Аверенцева. - Т. 2. - М.: Наука, 1994.
7. Руф, Квинт Курций История Александра Македонского/ Квинт Курций Руф. -
militera.lib.ru
8. Шахермайр, Ф. Александр Македонский / Фриц Шахермайр. -
centant.pu.ru/sno/lib/schach/11.htm
9. Шифман, И.Ш. Александр Македонский / И.Ш. Шифман. - Л.: Наука, 1988.
10. Шофман, А.С. Распад империи Александра Македонского/ А.С. Шофман. -
Казань.: Изд-во Казанского ун-та, 1984.
11. Шофман, А.С. Восточная политика Александра Македонского/ А.С. Шофман. -
Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1976.
12. Элиан Клавдий Пестрые рассказы / Клавдий Элиан. -
ancientrome.ru/antlitr/aelianus/stories/k n08-f....
13. Юстин, Марк Юниан. Эпитома сочинения Помпея Трога «Historiac Philippicae»;
пер. с лат. А.А. Деконского, М.И. Рижского; под ред. М.Е. Грабарь-Пассек. - СПб.: Изд-во
СПбГУ, 2005.

Вестник молодых ученых № 07
Сборник научных работ г. Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2010.

Несмотря на то, что с историей древнего мира в целом знаком каждый школьник, многие события давно минувших дней сокрыты завесой тайны. Сколько бы ни бились ученые над тем, чтобы избавить историю от "белых пятен", многие секреты остаются неразгаданными. Одна из них – причина смерти императора Александра Македонского.

Великий полководец скончался внезапно, в возрасте 32-х лет. До сих пор толком не ясно, что подкосило достаточно молодого и вполне крепкого мужчину. Некоторые историки полагают, что Александра Македонского свел в могилу брюшной тиф, другие считают, что он подхватил малярию, третьи утверждают, что полководец слишком любил вакханалии и допился до цирроза печени или догулялся до какой дурной болезни...

Все это, конечно, очень интересно, однако несколько прозаично. Как сообщает Independent, на днях увидело свет сочинение, в котором представлена куда более интригующая версия смерти императора. Известный популяризатор истории Грэхем Филлипс в своей книге "Александр Великий. Убийство в Вавилоне" пытается доказать, что полководец был отравлен, причем не соперниками в борьбе за власть, а собственной женой Роксаной.

По мнению Филлипса, Роксана расправилась с супругом в приступе ревности. Причем, возможно, приревновала его не к сопернице, а к сопернику – любовнику императора Гефестиону. Сам Гефестион, по словам автора книги, умер приблизительно при таких же обстоятельствах, что и Александр (тот слег как раз после погребального пира, устроенного в память о покойном возлюбленном). Значит, обоих мужчин мог лишить жизни один и тот же человек – коварная Роксана. Филлипс даже называет яд, которым она воспользовалась: стрихнин. Перед смертью Александр и Гефестион сильно мучились – у них началось онемение шеи, возникла резкая боль в желудке, поднялась температура, начались судороги; в последние часы они уже не могли говорить и нормально дышать. Типичные симптомы отравления стрихнином. А вот сам яд в те времена типичным не был. Роксана, считает Филлипс, могла раздобыть отраву во время путешествия в Индию, где побывала за два года до смерти мужа.

У новой теории о смерти Македонского уже появились оппоненты. Один из них – профессор Оксфорда Робин Лейн-Фокс, исторический консультант режиссера Оливера Стоуна, завершающего работу над фильмом "Александр Великий". Профессор уверен, что полководец умер, подцепив какую-то болезнь вроде малярии, быстро развившуюся на фоне чрезмерного увеличения алкоголем и плохо залеченных ран. Лейн-Фокс приводит еще один аргумент, с которым сложно согласиться. Он говорит, что убийца Македонского не стал бы использовать медленно действующий яд, а "действовал бы наверняка". Но если императора и в самом деле отправила на тот свет жена, то отравление, сулящее мучительную смерть, – как раз самый подходящий способ. Не зря ведь яд называют типичным женским оружием. Впрочем, кто теперь с уверенностью скажет, как все было на самом деле...

Кстати о фильме Оливера Стоуна: масштабная лента о Македонском, главные роли в котором исполнили Колин Фаррел, Энтони Хопкинс и Анджелина Джоли, мог бы появиться на экране уже в ближайшее время, однако картину отправили обратно на монтажный стол. В ней оказалось слишком много сцен, в которых снялся Фарелл-Македонский, не обремененный комплексами. Актер говорит, что все и так знают, что в жизни он натурал, поэтому на экране можно и поэкспериментировать, изображая императора-бисексуала. Однако боссы компании Warner Bros., продюсирующей киноэпопею, решили, что Фаррел и Стоун перегнули палку, и попросили вырезать лишнюю "голубизну".

К античности восходит мнение о бисексуальности Александра, в качестве партнёров называют его близкого друга Гефестиона и фаворита Багоя. Царь часто сравнивал себя с Ахиллом, а Гефестиона — с Патроклом. При этом в Древней Греции двух героев «Илиады», как правило, считали гомосексуальной парой.

Любопытно, что поступки и облик знаменитого завоевателя в корне отличны от расхожего представления о гомосексуалистах как слабых, женоподобных и изнеженных созданиях. Сильный и мужественный Александр не раз в пылу битвы бросался в бой, получив множество ранений. Трижды вступал он в брак, однако это были политические союзы, и своим супругам Александр уделял мало внимания. С ранней юности император обожал своего лучшего друга Гефестиона, и тот отвечал ему взаимностью. Скорбь Александра, пережившего своего любимого, была так сильна, что он приказал казнить лекаря, который не сумел помочь другу. Следующим любовником великого полководца был юноша-перс Багоас, остававшийся в фаворитах до самой смерти Александра.

Александр Македонский пирует с гетерами в захваченном Персеполисе. Рисунок Г. Симони

У македонских аристократов нередко практиковались связи с мужчинами с юношеских лет. Родственники сквозь пальцы смотрели на подобные отношения и обычно проявляли беспокойство, только если юноша не выражал интереса к женщинам в зрелости, что создавало проблемы для продолжения рода.


Александр (слева) и Гефестион (справа)

Однако Плутарх в «Сравнительных жизнеописаниях» рассказывает о том, что совершенно противоположно мнению о гомосексуальности Александра: «Однажды Филоксен, командовавший войском, стоявшим на берегу моря, написал Александру, что у него находится некий тарентинец Феодор, желающий продать двух мальчиков замечательной красоты, и осведомлялся у царя, не хочет ли он их купить. Александр был крайне возмущен письмом и не раз жаловался друзьям, спрашивая, неужели Филоксен так плохо думает о нём, что предлагает ему эту мерзость. Самого Филоксена он жестоко изругал в письме и велел ему прогнать прочь Феодора вместе с его товаром. Не менее резко выбранил он и Гагнона, который написал, что собирается купить и привезти ему знаменитого в Коринфе мальчика Кробила».


Свадьба в Сузах. Александр с женой в центре, Гефестион по его правую руку

Вообще гарем Александра Македонского исчислялся 360 наложницами, из которых выделяют Кампаспу, она была его любовницей на протяжении 2 лет начиная с 336 года, и Барсину, которая была старше Александра на 7 лет и стала матерью его незаконнорожденного сына Геракла. Кроме того, известны его отношения с королевой амазонок Фалестрис и индийской царевной Клеофис.


Свадьба Александра Македонского и Роксаны

Супруги у Александра было три. Первой стала бактрийская княжна Роксана, которую царь взял в жены, когда невесте было только 14 лет. Они поженились в 327 году. Она родила единственного официально признанного ребенка великого полководца — сына Александра. Через 3 года царь женился одновременно на двух персидских царевнах — дочери царя Дария Статире и дочери царя Артаксеркса III Парисатиде. Оба этих дополнительных брака считаются совершенными исключительно из политических соображений. Правда, это не помешало первой жене Роксане воспылать ревностью и убить Статиру на этой почве сразу после смерти мужа.


Александр: «Проси у меня что хочешь!»
Диоген: «Не заслоняй мне солнца!»
(Жан-Батист Реньо, 1818)

В целом, Александр Македонский имел достаточно передовые взгляды для своего времени на отношения с женщинами, которых очень уважал и считал практически равными мужчинам, хотя даже его учитель Аристотель настаивал на второстепенной роли женщин.

, Экбатана) - ближайший друг Александра Македонского и один из его полководцев.

Александр часто говорил, что Гефестион - друг Александра, а Кратер - друг царя. Из-за этого Гефестион и Кратер питали скрытую вражду друг к другу и нередко ссорились. Однажды в Индии ссора их дошла до того, что они обнажили мечи. К тому и к другому бросились на помощь друзья, но Александр, пришпорив коня, подъехал к ним и при всех обругал Гефестиона, назвал его глупцом и безумцем, не желающим понять, что Александр был бы ничем, если бы кто-нибудь отнял у него Гефестиона.

Гефестиона также иногда называют любовником Александра. Отчётливые свидетельства современников по этому поводу отсутствуют, хотя свидетельства о бисексуальности Александра, вполне обыденной для македонских царей и античных греков классической эпохи , имеются. У Арриана в «Походе Александра» (начало II века) сообщается о том, что, отправляясь в поход, Александр посетил Трою и «возложил венки на могилу Ахилла , а Гефестион, говорят, возложил венки на могилу Патрокла » ; Клавдий Элиан в «Пёстрых рассказах» (III век) поясняет: «Когда Александр украсил венком могилу Ахилла, Гефестион также украсил Патроклову могилу, желая дать понять, что любим Александром, подобно тому, как Патрокл был любим Ахиллом» ; указания на любовный характер связи между Александром и Гефестионом содержатся также в 24-м письме Псевдо-Диогена (обвинявшего Александра в том, что им «… управляли бёдра Гефестиона»), «Беседах» Эпиктета и т. д. . Помпей Трог в эпитоме Юстина пишет про Гефестиона, что «сначала он был дорог царю юношеской своей красотой, а потом своими заслугами» .

Гефестион сопровождал Александра на протяжении всего похода в Азию , будучи в составе «Отряда друзей» . После битвы при Иссе Александр в сопровождении Гефестиона отправился осматривать личный караван бежавшего царя Дария . Их встретили старшая дочь Дария Статира и его престарелая мать Сисигамбис. При виде победителей мать-царица пала ниц перед Гефестионом, который был выше ростом и по представлениям персов более походил на царственную особу. Александр успокоил её, добавив: «Не волнуйся, мать, он - тоже Александр».

В решающей битве при Гавгамелах в 331 году до н. э. Гефестион был ранен в руку. Если до этого времени он был просто личным другом царя, то теперь входит в число так называемых «телохранителей», из числа которых царь назначал полководцев и сатрапов завоёванных провинций. Впрочем, царь редко поручал Гефестиону самостоятельное командование отрядами.

Перед походом в Индию и переходом через Гиндукуш (в современном Афганистане) Александр произвёл Гефестиона в «хилиархи» (персидский ранг) и фактически поставил его вторым после себя человеком в государстве. Во время похода Гефестион находился в головном отряде, занимался сооружением мостов, а также командовал конницей гетайров в битве при Гидаспе . Именно Гефестион по отзыву Лукиана изображён на картине древнегреческого художника рядом с Александром во время женитьбы последнего на Роксане .

Вернувшись после тяжёлого индийского похода в Сузы , одну из столиц Персидской империи , Александр женился на дочери Дария Статире , а её младшую сестру Дрипетиду отдал в жены Гефестиону. Таким образом он решил скрепить дружбу с Гефестионом родственными связями.

Осенью 324 до н. э. армия Александра расположилась в Экбатанах на зимовку. Там, во время торжественных игр, после одного из пиршеств Гефестион заболел и спустя неделю скончался. Существуют разные версии о причине его смерти, наиболее вероятной кажется тиф (об этом свидетельствуют описанные симптомы болезни). Также распространено мнение об отравлении Гефестиона, так как у него, как у наиболее приближенного к царю человека, было множество завистников и врагов.

Александр был потрясён его смертью. Обезумев от горя, отменил все празднования и велел казнить врача, лечившего Гефестиона. По словам Арриана: «Некоторые добавляют, что он повесил врача Главкию будто бы за плохое лечение, по словам же других, за то, что он спокойно смотрел, как Гефестион напивается допьяна » . Было велено воздавать почести Гефестиону как великому герою. Тело его было перевезено в Вавилон и сожжено с очень затратными почестями.

Восемь месяцев спустя и сам Александр скончался от болезни.

Напишите отзыв о статье "Гефестион (военачальник)"

Примечания

Источники

  • - М .: МИФ, 1993.
  • , - М.: Изд-во МГУ, 1993.
  • (7.8, 12. 7)
  • Плутарх (Александр , passim ; Эвмен , I, 5 ; II ; Пелопид , XXXIV);
  • (англ.) . - в Smith "s Dictionary of Greek and Roman Biography and Mythology.
  • at livius.org (англ.)
  • Баттистини О. и Шарвель П. Александр Великий, изд. «Лафонт», Париж, 2004. / Olivier Battistini et Pascal Charvet (dir.), Alexandre le Grand , Histoire et dictionnaire, Laffont, collection «Bouquins», Paris, 2004 (ISBN 2-221-09784-X).

Отрывок, характеризующий Гефестион (военачальник)

– Нет, теперь мы это сделаем просто, мило, – говорила она.
Голоса ее, m lle Bourienne и Кати, которая о чем то засмеялась, сливались в веселое лепетанье, похожее на пение птиц.
– Non, laissez moi, [Нет, оставьте меня,] – сказала княжна.
И голос ее звучал такой серьезностью и страданием, что лепетанье птиц тотчас же замолкло. Они посмотрели на большие, прекрасные глаза, полные слез и мысли, ясно и умоляюще смотревшие на них, и поняли, что настаивать бесполезно и даже жестоко.
– Au moins changez de coiffure, – сказала маленькая княгиня. – Je vous disais, – с упреком сказала она, обращаясь к m lle Bourienne, – Marieie a une de ces figures, auxquelles ce genre de coiffure ne va pas du tout. Mais du tout, du tout. Changez de grace. [По крайней мере, перемените прическу. У Мари одно из тех лиц, которым этот род прически совсем нейдет. Перемените, пожалуйста.]
– Laissez moi, laissez moi, tout ca m"est parfaitement egal, [Оставьте меня, мне всё равно,] – отвечал голос, едва удерживающий слезы.
M lle Bourienne и маленькая княгиня должны были признаться самим себе, что княжна. Марья в этом виде была очень дурна, хуже, чем всегда; но было уже поздно. Она смотрела на них с тем выражением, которое они знали, выражением мысли и грусти. Выражение это не внушало им страха к княжне Марье. (Этого чувства она никому не внушала.) Но они знали, что когда на ее лице появлялось это выражение, она была молчалива и непоколебима в своих решениях.
– Vous changerez, n"est ce pas? [Вы перемените, не правда ли?] – сказала Лиза, и когда княжна Марья ничего не ответила, Лиза вышла из комнаты.
Княжна Марья осталась одна. Она не исполнила желания Лизы и не только не переменила прически, но и не взглянула на себя в зеркало. Она, бессильно опустив глаза и руки, молча сидела и думала. Ей представлялся муж, мужчина, сильное, преобладающее и непонятно привлекательное существо, переносящее ее вдруг в свой, совершенно другой, счастливый мир. Ребенок свой, такой, какого она видела вчера у дочери кормилицы, – представлялся ей у своей собственной груди. Муж стоит и нежно смотрит на нее и ребенка. «Но нет, это невозможно: я слишком дурна», думала она.
– Пожалуйте к чаю. Князь сейчас выйдут, – сказал из за двери голос горничной.
Она очнулась и ужаснулась тому, о чем она думала. И прежде чем итти вниз, она встала, вошла в образную и, устремив на освещенный лампадой черный лик большого образа Спасителя, простояла перед ним с сложенными несколько минут руками. В душе княжны Марьи было мучительное сомненье. Возможна ли для нее радость любви, земной любви к мужчине? В помышлениях о браке княжне Марье мечталось и семейное счастие, и дети, но главною, сильнейшею и затаенною ее мечтою была любовь земная. Чувство было тем сильнее, чем более она старалась скрывать его от других и даже от самой себя. Боже мой, – говорила она, – как мне подавить в сердце своем эти мысли дьявола? Как мне отказаться так, навсегда от злых помыслов, чтобы спокойно исполнять Твою волю? И едва она сделала этот вопрос, как Бог уже отвечал ей в ее собственном сердце: «Не желай ничего для себя; не ищи, не волнуйся, не завидуй. Будущее людей и твоя судьба должна быть неизвестна тебе; но живи так, чтобы быть готовой ко всему. Если Богу угодно будет испытать тебя в обязанностях брака, будь готова исполнить Его волю». С этой успокоительной мыслью (но всё таки с надеждой на исполнение своей запрещенной, земной мечты) княжна Марья, вздохнув, перекрестилась и сошла вниз, не думая ни о своем платье, ни о прическе, ни о том, как она войдет и что скажет. Что могло всё это значить в сравнении с предопределением Бога, без воли Которого не падет ни один волос с головы человеческой.

Когда княжна Марья взошла в комнату, князь Василий с сыном уже были в гостиной, разговаривая с маленькой княгиней и m lle Bourienne. Когда она вошла своей тяжелой походкой, ступая на пятки, мужчины и m lle Bourienne приподнялись, и маленькая княгиня, указывая на нее мужчинам, сказала: Voila Marie! [Вот Мари!] Княжна Марья видела всех и подробно видела. Она видела лицо князя Василья, на мгновенье серьезно остановившееся при виде княжны и тотчас же улыбнувшееся, и лицо маленькой княгини, читавшей с любопытством на лицах гостей впечатление, которое произведет на них Marie. Она видела и m lle Bourienne с ее лентой и красивым лицом и оживленным, как никогда, взглядом, устремленным на него; но она не могла видеть его, она видела только что то большое, яркое и прекрасное, подвинувшееся к ней, когда она вошла в комнату. Сначала к ней подошел князь Василий, и она поцеловала плешивую голову, наклонившуюся над ее рукою, и отвечала на его слова, что она, напротив, очень хорошо помнит его. Потом к ней подошел Анатоль. Она всё еще не видала его. Она только почувствовала нежную руку, твердо взявшую ее, и чуть дотронулась до белого лба, над которым были припомажены прекрасные русые волосы. Когда она взглянула на него, красота его поразила ее. Анатопь, заложив большой палец правой руки за застегнутую пуговицу мундира, с выгнутой вперед грудью, а назад – спиною, покачивая одной отставленной ногой и слегка склонив голову, молча, весело глядел на княжну, видимо совершенно о ней не думая. Анатоль был не находчив, не быстр и не красноречив в разговорах, но у него зато была драгоценная для света способность спокойствия и ничем не изменяемая уверенность. Замолчи при первом знакомстве несамоуверенный человек и выкажи сознание неприличности этого молчания и желание найти что нибудь, и будет нехорошо; но Анатоль молчал, покачивал ногой, весело наблюдая прическу княжны. Видно было, что он так спокойно мог молчать очень долго. «Ежели кому неловко это молчание, так разговаривайте, а мне не хочется», как будто говорил его вид. Кроме того в обращении с женщинами у Анатоля была та манера, которая более всего внушает в женщинах любопытство, страх и даже любовь, – манера презрительного сознания своего превосходства. Как будто он говорил им своим видом: «Знаю вас, знаю, да что с вами возиться? А уж вы бы рады!» Может быть, что он этого не думал, встречаясь с женщинами (и даже вероятно, что нет, потому что он вообще мало думал), но такой у него был вид и такая манера. Княжна почувствовала это и, как будто желая ему показать, что она и не смеет думать об том, чтобы занять его, обратилась к старому князю. Разговор шел общий и оживленный, благодаря голоску и губке с усиками, поднимавшейся над белыми зубами маленькой княгини. Она встретила князя Василья с тем приемом шуточки, который часто употребляется болтливо веселыми людьми и который состоит в том, что между человеком, с которым так обращаются, и собой предполагают какие то давно установившиеся шуточки и веселые, отчасти не всем известные, забавные воспоминания, тогда как никаких таких воспоминаний нет, как их и не было между маленькой княгиней и князем Васильем. Князь Василий охотно поддался этому тону; маленькая княгиня вовлекла в это воспоминание никогда не бывших смешных происшествий и Анатоля, которого она почти не знала. M lle Bourienne тоже разделяла эти общие воспоминания, и даже княжна Марья с удовольствием почувствовала и себя втянутою в это веселое воспоминание.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: