Человек и природа в лирике Тютчева. Пейзажная лирика Тютчева. Сочинение на тему: Человек и природа в лирике Тютчева

Поэзия Тютчева – это отражение его внутренней жизни, его мысли и чувства. Все это создавало художественный образ и приобретало философское осмысление.

Тютчева недаром называют певцом природы. Красота русской природы с юных лет вошла в сердце поэта. Правда, свои первые стихи о природе Тютчев написал еще в Германии. Там родилась его «Весенняя гроза». Всякий раз, приезжая в родные места, поэт одаривает нас прекрасными стихотворениями о родине, создав целый цикл картин природы. Таким было и его стихотворение «Чародейкою зимою…» И хотя все вокруг было засыпано пушистым снегом, стояла жуткая тишина, ни тени уныния не слышится в стихе. Даже в ненастное время осени, несмотря на хлябь размытых брянских дорог, неудобство на постоялых дворах, грязь, клопов и мух, душа Тютчева оттаивает при виде родных мест. Возникает потребность в карандаше и бумаге, чтобы высказать поэтическими строками переполнявшие душу чувства. Так однажды случилось по дороге в Москву:

Есть в осени первоначальной

Короткая и дивная пора –

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера…»

Чем старше становился поэт, тем большую глубину и философичность приобретали его произведения о родном крае. Здесь и обожествление природы, и стремление точнее разгадать ее тайны.

В его стихах, которые воспевали картины и явления природы, нет обыкновенного любования. Природа заставляет поэта думать о загадках мироздания, о вопросах человеческого бытия.

Идея слияния природы и человека в лирике Тютчева развита в двух направлениях. Он говорит о конечном слиянии человека с хаосом и приобщении к нему ночью во время сна. Такого рода слияние страшно, так как оно несет с собой утрату телесного и сознательного начала. Другой характер приобретает слияние человека с природой матери-земли. Мысль о благотворном приобщении к ее светлой гармоничной прекрасной жизни поэт развивает во многих стихах: «Восток белел, ладья катилась…», «Нет моего к тебе пристрастья…», «В душном воздухе молчанья…»

В них выражено переживание счастья безмятежного единения человека с ее светлым весенним миром. В других стихов весеннего цикла – «Еще земли печален вид», «Весна» – показаны блаженство, родство человека с природой и вхождение в ее царство.

У Тютчева и материальная природа – это мать для человека, и хаос родной. Единение человека с природой приносит счастье, духовное слияние с разрушительным хаосом – трагично. Но в стихах Тютчева есть не только слияние человека с природой, но и разлад с ней. «Певучесть есть в морских волнах …» – поэт говорит о разладе человека с природой, что противоестественно. Разлад объясняется как что-то непонятное, необъяснимое. Причина разлада заключается в самом человеке. Не она отвергает его, а он сам, погруженный в «злые» страсти, не в силах принять в себя ее гармоничный и благодатный мир. Единение с ней представляется как не мгновенное состояние, а более длительное. Слияние и разлад сменяют друг друга. Вслед за бурями и грозами наступает «успокоение», озаренное солнечным сиянием и осененное радугой. Буря и грозы потрясают и внутреннюю жизнь человека, наполняют душу человека различными чувствами, но иногда оставляют после себя боль и опустошенность.

Природа для Тютчева такое же живое существо, как и человек:

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.

Природа выражает мысли, чувства, настроение человека, а иногда конфликт, борьбу добра со злом:

Как сердцу высказать себя?

Другому как понять тебя?

Поймет ли он, чем ты живешь?

Поэт считает, что тайны природы постичь невозможно, можно лишь приблизиться к ним, восхищаться природой:

Как океан объемлет шар земной,

Земная жизнь кругом объята с нами;

Настанет ночь – и звучными волнами

Стихия бьет о берег свой.

Человек стремится слиться с природой, пытается ощутить себя ее частицей. Но между природой и человеком существует и трагическое отличие. Природа вечна, неизменима. Человек проходит, природа остается...

Природа всегда была интересна большинству русских писателей, она занимала основную часть в их творчестве. Также не оставила равнодушным она писателя Тютчева Федора Ивановича – он гениальный лирик, его мир полный таинства и гармонии. Природа очень хорошо раскрыта в его стихотворениях. Тютчев видел природу с разных сторон и раскрывал ее в разных направлениях. Лирика Тютчева играла большую роль во всей русской поэзии. Он всегда природу описывал в ярких красках, свежую и манящею, читая его стихах, природа умеет чувствовать, грустить и радоваться. Природа в воображении Тютчева одухотворена и поэтична, хорошо проявилась во всем известном стихотворении « Летний вечер ».

Смотря на его творчество можно сделать вывод, что он очень любил природу в такие времена года как весна и осень. Это заметно в его стихотворении «Осенний вечер » природа не теряет своей красоты, она прекрасна всегда. Как удивительно наблюдать за листиком, который плавно опускается на землю, люди всегда не обращают особого внимания, и не задумываться какая красота окружает нас всех. Красота осенних вечеров полна трепетного дыхания, живая и неповторима.

Читая поэзию Тютчева на душе становиться спокойно, создается такое ощущение, что мир наполнен гармонией. Природа Тютчева прекрасно в любых его правлениях. Противоположным стихотворением спокойному стилю об осени, раскрывается в стихотворении « Весенняя гроза ». В этом произведении поэт описал обворожительную весну и первый весенний майский гром, читая строки этого стихотворения, ощущаешь на живо, запах свежей грозы в воздухе.

Поэзия Ф. И. Тютчева бывает разная земная, живая и неповторимая, радостная которую невозможно забыть.
Природа сама прекрасна и совершенна спасибо писателям, которые открывают нам глаза своими прекрасными произведениями о природе.

Сочинение на тему Природа в лирике Тютчева

Федор Иванович Тючев – это великий поэт девятнадцатого века. С помощью своего поэтического таланта он очень точно выбирает очень яркие сравнения природы. Он сумел отобразить всю ее красоту и величие.

Поэзия этого поэта бывает очень и очень разной. Но она всегда такая неповторимая. Природа, которую нельзя уже забыть, если хоть когда-либо прочувствовал эту красоту. Читая стихотворения этого поэта, представляешь природу, как что-то воодушевленное, живое. А ведь это потому, что поэт любит природу и она ему небезразлична. Благодаря своему таланту Федор Иванович хочет дать возможность своему читателю приблизиться и полюбить природу. Окунаясь в творчество этого выдающегося поэта понимаешь, что Ф.И.Тючев очень любил природу осенью и весной. В своих стихотворениях он показывает природу с разных сторон, его природа умеет грустить, радоваться.

Глядя на произведения поэта не произвольно напрашивается вывод того, что автор больше всего любит природу в весенние и осенние времена года. Примером этому служит его стих «Осенний вечер». В этом стихотворении автор передает всю красоту природы, хоть уже и осень, но природа не утратила свою красоту. Она так же осталась прекрасна. Человек никогда не задумывается о том, как прекрасна природа. А если присмотреться и понаблюдать за падающим на землю листиком, как он плавно кружась, опускается на землю. Эта красота жива, она неповторима.

Погружаясь в поэзию Федора Ивановича, чувствуешь себя безмятежно, умиротворенно. Полной противоположностью стихотворению «Осенний вечер» является стихотворение «Весенняя гроза». В этом стихотворении поэт дает возможность своему читателю окунуться в зарождение новой жизни, так как само название стихотворения говорит об этом. Окунуться в прекрасную весеннюю пору. Читая это произведение, начинаешь чувствовать запах свежей грозы в майском весеннем воздухе, а так же слышать раскаты первого грома.

Много своих стихотворений Тючев посвятил природе не просто в разное время года, однако, и в различное время суток.

Ночь так же является одной из главных тем в поэзии Федора Ивановича. Ночь, описанная автором не только обыкновенно красива, ее красота царственна. Показывая своему читателю ночь, автор рисует ее чистой и святой, полной незримых тайн и загадок.

Несколько интересных сочинений

    В романе «Обломов» И.А. Гончарова главным персонажем является молодая девушка по имени Ольга Ильинская. Это необыкновенная женщина со сложным сильным характером и судьбой. Ее образ является ярким и одновременно сложным персонажем.

Главная тема тютчевской поэзии - человек и мир, человек и Природа. Исследователи Тютчева говорят о поэте как «певце природы» и видят своеобразие его творчества в том, что «у одного Тютчева философское восприятие природы составляет в такой сильнейшей степени самую основу видения мира». Более того, как отмечает Б.Я. Бухштаб, «в русской литературе до Тютчева не было автора, в поэзии которого природа играла бы такую роль. Природа входит в поэзию Тютчева как основной объект художественных переживаний».

Мир в представлении Тютчева - это единое целое, но не застывшее в «торжественном покое», а вечно меняющееся и в то же время подверженное вечному повторению во всех своих изменениях. Исследователи говорят о «неслучайности» «пристрастия поэта к переходным явлениям в природе, ко всему, что несет с собой изменение, что в конечном итоге связано с понятием «движения».

Своеобразие тютчевских пейзажей отчетливо видно в стихотворении, созданном в родовом имении Овстуг в 1846 г.:

Тихой ночью, поздним летом,
Как на небе звезды рдеют,
Как под сумрачным их светом
Нивы дремлющие зреют...
Усыпительно-безмолвны,
Как блестят в тиши ночной
Золотистые их волны,
Убеленные луной...

Анализируя это стихотворение, Н. Берковский точно подметил, что оно «держится на глаголах: рдеют - зреют - блестят. Дается как будто неподвижная картина полевой июльской ночи, а в ней, однако, мерным пульсом бьются глагольные слова, и они главные. Передано тихое действование жизни... От крестьянского трудового хлеба в полях Тютчев восходит к небу, к луне и звездам, свет их он связывает в одно с зреющими нивами… Жизнь хлебов, насущная жизнь мира, совершается в глубоком молчании. Для описания взят ночной час, когда жизнь эта полностью предоставлена самой себе и когда только она и может быть услышана. Ночной час выражает и то, насколько велика эта жизнь, - она никогда не останавливается, она идет днем, она идет и ночью, бессменно...».

И в то же время вечная изменчивость природы подчиняется другому закону - вечной повторяемости этих изменений.

Интересно, что Тютчев не раз в письмах называет себя «врагом пространства». В отличие от фетовских пейзажей, его пейзажи открыты не столько вдаль, в пространство, сколько во время - в прошлое, настоящее, будущее. Поэт, живописуя мгновение в жизни природы, всегда представляет его как звено, связующее прошлое и будущее. Отчетливо эта особенность тютчевских пейзажей видна в стихотворении «Весенние воды» :

Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят -
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут и гласят...

Они гласят во все концы:
«Весна идет, весна идет!
Мы молодой Весны гонцы,
Она нас выслала вперед!»

Весна идет, весна идет,
И тихих, теплых майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней!..

В этом стихотворении дана вся картина весны - от раннего, мартовского ледохода - до теплого, веселого мая. Все здесь исполнено движения, и не случайно доминируют глаголы движения: бегут, идет, выслала, толпится. Настойчиво повторяя эти глаголы, автор и создает полную динамики картину весенней жизни мира. Ощущение радостного обновления, веселого, праздничного движения вносит не только образ бегущих вод-гонцов, но и образ «румяного светлого хоровода».

Нередко в той картине мира, которую рисует Тютчев, за настоящим отчетливо проступает древний облик мира, первозданные картины природы. Вечное в настоящем, вечную повторяемость природных явлений - вот что пытается увидеть, показать поэт:

Как сладко дремлет сад темно-зеленый,
Объятый негой ночи голубой!
Сквозь яблони, цветами убеленной,
Как сладко светит месяц золотой!..

Таинственно, как в первый день созданья,
В бездонном небе звездный сонм горит,
Музыки дальней слышны восклицанья,
Соседний ключ слышнее говорит...

На мир дневной спустилася завеса,
Изнемогло движенье, труд уснул...
Над спящим градом, как в вершинах леса,
Проснулся еженощный гул...

Откуда он, сей гул непостижимый?..
Иль смертных дум, освобожденных сном,
Мир бестелесный, слышный, но незримый,
Теперь роится в хаосе ночном?..

Ощущение единства мировой истории, «первого дня творенья» и настоящего, возникает не только потому, что в картине мира доминируют образы «вечных» звезд, месяца, ключа. Основное переживание лирического героя связано с услышанным им в ночной тишине таинственным «гулом» - «озвученными» тайными мыслями человечества. Истинная, тайная, скрытая в дневной жизни суть мира приоткрывается лирическому герою, обнаруживая нераздельность первоосновы вселенной - древнего и вечного хаоса - и мгновенных мыслей людей. Важно отметить, что описание красоты и гармонии мира в первой строфе предстает как «завеса» над подлинной сутью Вселенной - скрытым за «завесой» хаосом.

Тютчевское понимание мира во многом оказывается близким представлениям античных философов. А. Белый не случайно назвал Тютчева «архаическим эллином». Русский поэт в своем понимании мира, человека, природы «чудесным образом, до странности близко родствен» древним античным философам - Фалесу, Анаксимандру, Платону. Его знаменитое стихотворение 1836 г. «Не то, что мните вы, природа» отчетливо обнаруживает это родство миропониманий:

Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик -
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык...

Представляя природу единым, дышащим, чувствующим живым существом, Тютчев оказывается близким античным мыслителям, например, Платону, который называл мир в его целостности одним видимым животным.

Резко выступая против своих оппонентов, не признающих в природе живое существо, Тютчев создает образ дышащего, живого, мыслящего, говорящего живого существа:

Они не видят и не слышат,
Живут в сем мире, как впотьмах,
Для них и солнцы, знать, не дышат,
И жизни нет в морских волнах.

Образ природы в этих стихах действительно «чудесно близок» представлениям древних философов о дышащем мире (идея Анаксимена), идеям Гераклита о множестве солнц, которое древний философ отождествлял с днем, полагая, что каждый день всходит новое солнце.

Утверждая свое представление о природе, Тютчев говорит и о «голосе» природы, и о неотделимости человека от этого мира. Эта неразделимость человеческого «я» и природного мира также роднит поэта с античными философами и резко разобщает его с теми современниками, кто не способен ощутить своего слияния с природой:

Лучи к ним в душу не сходили,
Весна в груди их не цвела,
При них леса не говорили,
И ночь в звездах нема была!

И языками неземными,
Волнуя реки и леса,
В ночи не совещалась с ними
В беседе дружеской гроза!

В стихотворениях Тютчева можно увидеть и другие представления, которые позволяют назвать поэта XIX века «архаичным эллином». Подобно Платону, он воспринимает мир как грандиозный шар и вместе с тем как «одно видимое животное», вмещающее в себя всех других животных, к которым античный философ относил и звезды, называемые им «божественными и вечными животными». Это представление и делает понятными тютчевские образы: «влажные главы звезд», «глава земли» - в стихотворении 1828 г. «Летний вечер»:

Уж солнца раскаленный шар
С главы своей земля скатила,
И мирный вечера пожар
Волна морская поглотила.

Уж звезды светлые взошли
И тяготеющий над нами
Небесный свод приподняли
Своими влажными главами.

При этом, важно отметить, что не только природа и человек исполнены жизни в поэзии Тютчева. Живое у Тютчева - время («Бессонница», 1829), живые - сны (это стихия, властвующая по ночам над человеком), живым и страшным существом предстает Безумие, наделенное «чутким ухом», челом, «жадным слухом» («Безумие», 1830). Живым, особенным существом - исполином предстанет позднее и Россия в тютчевских стихотворениях.

Исследователями творчества Тютчева уже была отмечена близость представлений о мире Тютчева и Фалеса: прежде всего представления о воде как первооснове бытия. И действительно: основные стихии, которые Тютчев, подобно древним философам, признает первоэлементами вселенной: воздух, земля, вода, огонь, не только противостоят друг другу, но и способны превращаться в воду, обнаруживать свою водную природу. Это представление ярко проявилось и в стихотворении «Летний вечер»:

Река воздушная полней
Течет меж небом и землею,
Грудь дышит легче и вольней,
Освобожденная от зною.

И сладкий трепет, как струя,
По жилам пробежал природы,
Как бы горячих ног ея
Коснулись ключевые воды.

Здесь вода предстает как первоэлемент бытия, она составляет и основу воздушной стихии, и наполняет «жилы» природы, и, текущая под землей, омывает «ноги» природы. Ощущение живого потока, водных струй стремится передать Тютчев, описывая все составляющие Вселенную стихии:

Хоть я и свил гнездо в долине,
Но чувствую порой и я,
Как животворно на вершине
Бежит воздушная струя <...>
На недоступные громады
Смотрю по целым я часам, -
Какие росы и прохлады
Оттуда с шумом льются к нам.

В стихах Тютчева струится лунное сиянье («Опять стою я над Невой...»), движется волной воздух («Утихла биза... Легче дышит...», 1864), льются солнечные струи («Смотри, как роща зеленеет...», 1854, «В часы, когда бывает...», 1858), льется в глубину души сумрак («Тени сизые смесились...», 1851). Сама метафора бытия тоже имеет водную природу - это «ключ жизни» («К Н.», 1824; «Летний вечер», 1828).

Явления природы почти всегда очеловечены в стихотворениях Тютчева. Солнце глядит исподлобья («Неохотно и несмело», 1849), вечер обрывает венок («Под дыханьем непогоды...», 1850), «в кисти винограда / Сверкает кровь сквозь зелени густой». Среди тютчевских метафор не только уже отмеченные «влажные главы звезд», глава земли, жилы и ноги природы, но и помертвелые очи Альп («Альпы»). Лазурь небесная может смеяться («Утро в горах»), полдень, как и солнца,- дышать («Полдень», 1829), море - дышать и ходить («Как хорошо ты, о море ночное...», 1865). Мир природный наделен своим голосом, своим языком, доступным для понимания человеческого сердца. Один из тютчевских мотивов - разговор, беседа явлений природы между собой или с человеком(«Там, где горы, убегая...», 1835; «Не то, что мните вы, природа...», 1836; «Как весел грохот летних бурь...», 1851).

И в то же время природа - не обычное существо. Среди постоянных эпитетов в пейзажных стихотворениях Тютчева - слова «волшебный» («Дым», 1867, и др.) и «таинственный» («Как сладко дремлет сад темно-зеленый...» и др.). И почти всегда природные явления наделены колдовской силой - Чародейка Зима («Чародейкою Зимою...», 1852), колдунья зима («Графине Е.П.Растопчиной»), холод-чародей («Давно ль, давно ль, о Юг блаженный...», 1837), север-чародей («Глядел я, стоя над Невой...», 1844). Так, в одном из самых известных тютчевских стихотворений Чародейка Зима наделяет лес сказочной красотой, погружает его в «сон волшебный»:

Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит -
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован, -
Не мертвец и не живой -
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой <...>

Колдовством объясняет поэт и красоту солнечных летних дней («Лето 1854»):

Какое лето, что за лето!
Да это просто колдовство -
И как, прошу, далось нам это
Так ни с того и ни с сего?..

О колдовской силе природы свидетельствует и ее способность очаровывать человека. Тютчев пишет именно об «очаровании» природы, ее «обаянии», причем, слова «очарование» и «обаяние» обнаруживают свой исконный смысл: обольстить, обворожить. Старинное слово «обавник» (обаянник) означало «чародея», напускателя «обаяния». Природа обладает обаяньем, той красотой, которая подчиняет сердце человека, привлекает его к природному миру, околдовывает его. Так, вспоминая о «волшебном» лесе, Тютчев восклицает:

Какая жизнь, какое обаянье,
Какой для чувств роскошный, светлый пир!

То же слово передает всю красоту ночной Невы:

Нет искр в небесной синеве,
Все стихло в бледном обаянье,
Лишь по задумчивой Неве
Струится лунное сиянье.

Но, в свою очередь, природа сама способна испытывать чары высших сил, также наделенных способностью «напускать обаяние»:

Сквозь лазурный сумрак ночи
Альпы снежные глядят;
Помертвелые их очи
Льдистым ужасом разят.

Властью некой обаянны,
До восшествия Зари,
Дремлют, грозны и туманны,
Словно падшие цари!..

Но Восток лишь заалеет,
Чарам гибельным конец -
Первый в небе просветлеет
Брата старшего венец.

Удивительная красота природы может представать как воздействие колдовских сил: «Ночью тихо пламенеют / Разноцветные огни./ Очарованные ночи, / Очарованные дни».

Жизнь мира, природы в поэзии Тютчева подчиняется не только таинственному колдовству, но и непонятной для человека игре высших сил. «Игра» - еще одно характерно тютчевское слово в его пейзажах. Глагол «играть» почти неизменно сопутствует тютчевским описаниям - и природных явлений и человека. При этом «игра» понимается как полнота жизненных сил, а не как актерство (или «лицедейство»). Играет звезда («На Неве», 1850), природа («Снежные горы», 1829), жизнь («Тихо в озере струится...», 1866), играет с жизнью и людьми юная, полная сил девушка («Играй, покуда над тобою...», 1861). Играет - гром (в самом, вероятно, известном тютчевском стихотворении):

Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.

Гремят раскаты молодые,
Вот дождик брызнул, пыль летит,
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит.

С горы бежит поток проворный,
В лесу не молкнет птичий гам,
И гам лесной, и шум нагорный -
Все вторит весело громам.

Ты скажешь: ветреная Геба,
Кормя Зевесова орла,
Громокипящий кубок с неба,
Смеясь, на землю пролила.

В этом стихотворении «игра» - центральный образ: играют небесные силы, гром и солнце, им весело вторят птицы и горный ключ. И вся эта радостная игра земных и небесных сил предстает как следствие игры богини Гебы, богини вечной юности. Характерно, что в ранней редакции не было образа «игры»: гром только весело «грохотал», хотя ощущение полноты жизни, полноты природных сил выразил поэт и в первоначальном варианте текста:

Люблю грозу в начале мая,
Как весело весенний гром
Из края до другого края
Грохочет в небе голубом.

Но законченность, цельность этой картине весеннего буйства сил придает именно образ «игры», объединяющей в единое целое мир земной и небесный, природный и божественный.

Играющая природа - мотив, который тоже основан на представлении природы живым существом. Но, важно отметить, «игра» - свойство только высших сил. Антитезой «игре» природы, полноте ее жизненных сил выступает «сон» - свойство более примитивного мира. Играют горы и небо - дремлет земля:

Уже полдневная пора
Палит отвесными лучами, -
И задымилася гора
С своими черными лесами.

<...>И между тем как полусонный
Наш дольний мир, лишенный сил,
Проникнут негой благовонной,
Во мгле полуденной почил, -

Горе, как божества родные,
Над издыхающей землей,
Играют выси ледяные
С лазурью небе огневой.

Как справедливо отметили исследователи творчества Тютчева, поэт не раз живописует грозу. Возможно, потому, что гроза воплощает то состояние природной жизни, когда виден «некий жизни преизбыток» («В душном воздуха молчанье...»). Тютчева особенно привлекает - и в жизни природы, и в жизни человека ощущение полноты бытия, когда жизнь исполнена страстей и «огня», «пламени». Именно поэтому и идеал человеческого существования для Тютчева соотносится с горением. Но в поздней лирике Тютчева гроза воспринимается не как игра богов и стихий, а как пробуждение демонических природных сил:

Ночное небо так угрюмо,
Заволокло со всех сторон.
То не угроза и не дума,
То вялый, безотрадный сон.

Одни зарницы огневые,
Воспламеняясь чередой,
Как демоны глухонемые,
Ведут беседу меж собой.

Не случайно в этом стихотворении нет и образов играющей природы и играющих богов. Гроза уподобляется своей антитезе - сну, вялому, безотрадному. Столь же не случайно природа утрачивает и свой голос: гроза - это беседа глухонемых демонов - огненные знаки и зловещая тишина.

Тютчев, как и античные философы, главными элементами бытия почитает Вражду и Любовь. Высшие силы чаще всего враждебны человеку. И между собой явления природы находятся в явной и скрытой вражде. Миропонимание Тютчева можно передать с помощью его же образов: поэт стремится показать «съединенье, сочетанье, роковое слиянье и поединок роковой» всех сил бытия. Враждуют между собой Зима и Весна («Зима недаром злится...»), запад и восток. Но в то же время они - неразделимы, они - части единого целого:

Смотри, как запад разгорелся
Вечерним заревом лучей,
Восток померкнувший оделся
Холодной, сизой чешуей!
В вражде ль они между собою?
Иль солнце не одно для них
И, неподвижною средою
Деля, не съединяет их?

Вражда не отменяет ощущения единства бытия, его слитности: Солнце объединяет мир, красота мира источником имеет - Любовь:

Сияет солнце, воды блещут,
На всем улыбка, жизнь во всем,
Деревья радостно трепещут,
Купаясь в небе голубом.

Поют деревья, блещут воды,
Любовью воздух растворен,
И мир, цветущий мир природ ы,
Избытком жизни упоен <...>

В этом стихотворении ярко проявилась одна из особенностей тютчевских пейзажей: постоянными глаголами, участвующими в описании природы, становятся «блещут» или «сияют». Эти глаголы у Тютчева несут особенную смысловую нагрузку: они утверждает идею единства - слияния, слитности воды и света, природы и солнца, каждого природного явления и солнца:

Весь день, как летом, солнце греет,
Деревья блещут пестротой,
И воздух ласковой волной,
Их пышность ветхую лелеет.

А там, в торжественном покое,
Разоблаченная с утра,
Сияет Белая гора,
Как откровенье неземное.

Тот же смысл и те же идеальные значения содержит и эпитет «радужный» или синонимичный ему «огнецветный». Они означают абсолютность слияния земли и неба, солнца и земной природы.

Отчетливо ощущая природу как некую извечную, живую силу, Тютчев стремится заглянуть за скрывающую ее завесу. Каждое природное явление обнаруживает это полное жизни существо:

Не остывшая от зною,
Ночь июльская блистала...
И над тусклою землею
Небо, полное грозою,
Все в зарницах трепетало...

Словно тяжкие ресницы
Подымались над землею,
И сквозь беглые зарницы
Чьи-то грозные зеницы
Загоралися порою...

Обращаясь к А.А. Фету, Тютчев написал в 1862 г.: «Великой Матерью любимый, / Стократ завидней твой удел - / Не раз под оболочкой зримой / Ты самое ее узрел...». Но и ему самому в полной мере была свойственна эта способность «узреть» Великую Матерь - Природу, ее тайную суть под зримой оболочкой.

Ту незримую силу, которая стоит за каждым природным явлением, можно назвать Хаосом. Подобно древним грекам, Тютчев воспринимает его как живое существо. Это - первооснова бытия, скрываемая в дневной жизни тончайшим покровом и пробуждающаяся ночью и в непогоду в природе и в человеке. Но сам Хаос Тютчев не поэтизирует, идеал мироустройства он соотносит с другим понятием - «строй», т.е. с гармонией:

Певучесть есть в морских волнах,
Гармония в стихийных спорах,
И стройный мусикийский шорох
Струится в зыбких камышах.

Невозмутимый строй во всем,
Созвучье полное в природе <...>

Именно отсутствие этого «строя» в жизни человека - «мыслящего тростника» и вызывает горькое раздумье поэта. Называя человека «мыслящим тростником», поэт подчеркивает и его родство с природой, принадлежность ей и одновременно его особенное место в природном мире:

Лишь в нашей призрачной свободе
Разлад мы с нею сознаем.

Откуда, как разлад возник?
И отчего же в общем хоре
Душа не то поет, что море,
И ропщет мыслящий тростник.

«Музыкальные» образы (певучесть, хор, мусикийский шорох, созвучье) передают суть таинственной жизни мира. Природа не только живое, дышащее, чувствующее, единое существо, но внутренне гармоничное. Каждое природное явление не только подчиняется единым для всех законам, но и единому строю, единой гармонии, единой мелодии.

Однако Тютчев поэтизирует и нарушение «вечного строя», когда в «строгий чин» природы врывается «дух жизни и свободы», «вдохновения любви». Описывая «небывалый сентябрь» - возвращение, вторжение лета, горячего солнца в осенний мир, Тютчев пишет:

Словно строгий чин природы
Уступил права свои
Духу жизни и свободы,
Вдохновениям любви.

Словно, ввек ненарушимый,
Был нарушен вечный строй
И любившей и любимой
Человеческой душой.

Среди постоянных образов, используемых поэтом в его описании природных явлений, можно назвать «улыбку». Улыбка для поэта становится воплощением наибольшей интенсивности жизни - и человека, и природы. Улыбка, как и сознанье, - знаки жизни, души в природе:

В этом ласковом сиянье,
В этом небе голубом
Есть улыбка, есть сознанье,
Есть сочувственный прием.

Интересно отметить, что Тютчев стремится показать мир, как правило, в два высшие момента его жизни. Условно эти мгновения можно обозначить как «улыбку упоенья» и «улыбку изнуренья»: улыбка природы в момент переизбытка сил и улыбка изнуренной природы, улыбка прощания.

Улыбка природы и составляет истинную суть природы. Исследователи отмечают, что в лирике Тютчева можно найти как бы разные образы мира: мира гармоничного, пронизанного солнцем, мира мертвого, застывшего, мира грозного, бурного, в котором пробуждается хаос. Но столь же точным представляется и другое наблюдение: Тютчев стремится запечатлеть мир в его высшие моменты. Такими высшими моментами представляются расцвет и увядание - рождение, возрождение мира весной и осеннее увядание. И тот и другой мир исполнены «очарования»: изнеможенье, усталость природы - столь же неизменная тема тютчевской поэзии, как и весеннее возрождение. Но, важная деталь, Тютчев, стремясь передать очарование природы, говорит о ее улыбке - торжествующей или усталой, прощальной:

Гляжу с участьем умиленным,
Когда, пробившись из-за туч,
Вдруг по деревьям испещренным,
С их ветхим листьем изнуренным,
Молниевидный брызнет луч!

Как увядающее мило!
Какая прелесть в нем для нас,
Когда, что так цвело и жило,
Теперь, так немощно и хило,
В последний улыбнется раз!..

Столь же значима для Тютчева и способность природы плакать. Слезы - такой же знак подлинной жизни для Тютчева, как и улыбка:

И святое умиленье
С благодатью чистых слез
К нам сошло как откровенье
И во всем отозвалось.

«Не то, что мните вы, природа...»

Ф.И.Тютчев

Природа и человек в творчестве Ф.И. Тютчева

Цели урока :

приобщить старшеклассников к высокой индивидуальности поэтического мира Ф.И.Тютчева, к воплощению им через меткие образы, музыку поэтической речи тайн жизни природы и человека, к восприятию поэтом природы как «инобытия» человека.

Задачи урока :

Эпиграфы к уроку:

Стихи Тютчева о природе - почти всегда признание в любви. Тютчеву представляется высшим блаженством, доступным человеку, - любоваться многообразными проявлениями жизни природы.

В.Брюсов

Два проявленья стихии одной...

Ф.И.Тютчев

Он мыслью обнял всё, что на пути заметил.

А.Н.Апухтин

Слово наше отзовётся...

Ф.И.Тютчев

Тютчев создал речи, которым не суждено умереть.

И.С.Тургенев

Домашнее задание к уроку:

1. Подготовить к чтению наизусть стихотворения Ф.И.Тютчева, знакомые с детства.

2. Познакомиться с биографией поэта, составить таблицу по основным фактам жизни и творчества

Ф.И.Тютчева (групповое задание для сильных учащихся).

3.Чтение и анализ понравившегося стихотворения о природе.

1. Вступительное слово учителя.

Цель нашего урока - через знакомство с особенностями жизни и творчества Ф.И.Тютчева, чтение и анализ стихотворений о природе приобщиться к его поэтическому миру, чтобы каждый из вас, ребята, мог сам передвигаться в пределах художественного мира поэта, мог понимать читаемое и был готов к сопереживанию.

Музыка.

Нам не дано предугадать,

Как слово наше отзовётся.

И нам сочувствие даётся,

Как нам даётся благодать.

Слово великого поэта, слово проникновенного лирика XIX века Ф.И.Тютчева...

Мы знаем его слова, обращенные к Пушкину: «Тебя ж, как первую любовь, России сердце не забудет». А кто из русских читателей не помнит знаменитого тютчевского четверостишия:

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить.

У ней особенная стать –

В Россию можно только верить.

Поэтическая пятиминутка.

Вы давно знакомы со стихами этого поэта. Стихи его мы повторяем с детства. Давайте оживим в памяти строки стихов одного из замечательнейших поэтов XIX века...

«Зима недаром злится»

«Ещё в полях белеет снег»

«Люблю грозу в начале мая»

«Летний вечер»

«Неохотно и несмело»

Учитель. О Тютчеве, его жизненном и творческом пути трудно говорить и писать, настолько это был необычный человек и удивительнейший поэт. «Легенда о Тютчеве», «тайна Тютчева» - такие заголовки носят публикации о поэте.

Давайте обратимся к некоторым фактам из жизни Тютчева и попытаемся осмыслить своеобразие судьбы поэта. Я просила всех вас выявить особенности жизненного пути поэта и подготовить рассказ о фактах биографии Тютчева, раскрывающих необычность и загадочность личности поэта. Отдельная группа «биографов» попыталась выделить наиболее интересные и значимые факты биографии поэта и по ним составить таблицу. Другая группа готовила литературоведческий материал.

Слушаем вас, ребята.

Сначала представим собранный литературоведами материал о значении поэта в русской и мировой литературе.

II. Слово учащихся о значении поэзии Тютчева .

1. О значении поэзии Тютчева сейчас много пишут. На мой взгляд, самая правильная формулировка заключена в статье В.И. Коровина «Русская поэзия от Державина до Тютчева»: «Пушкин, Лермонтов и Тютчев - три вершины русской поэзии первой половины прошлого столетия. Они возвели нашу лирику на уровень мировой культуры. Пушкин завершил всю предшествующую ему полосу развития русской поэзии, дал образец национальной меры классического стихотворного языка, стиля и стиха. Лермонтов углубил психологический анализ в лирике и вслед за Пушкиным осуществил синтез стилей на основе личностного начала. Тютчев обработал… язык лирики и прочно вписал человека в жизнь Вселенной».

2. Иван Сергеевич Аксаков, литературный критик и поэт, зять Тютчева и его биограф, рассказывает: «Многие, ещё при жизни, заранее облегчают труд своих будущих биографов подбором материалов, подготовлением объяснительных записок. Тютчев - наоборот. Он не только не хлопотал о славе между потомками, но даже ни разу не позаботился о составлении верного списка или хотя бы перечня своих сочинений. Если стихи его и увидели свет, так только благодаря случайному постороннему вмешательству; в появлении их в печати бывали пропуски в 5 и в 14 лет, хотя в поэтическом творчестве его не бывало перерыва. Самая известность его как поэта начинается собственно с 1854 года, т.е. когда ему пошёл шестой десяток лет, именно со времени издания его стихотворений редакцией журнала «Современник» при содействии И.С.Тургенева.

З. А я, держа в руках томик стихов Ф.И.Тютчева, хочу процитировать отрывок из стихотворения А.А.Фета:

Но муза, правду соблюдая,

Глядит, и на весах у ней

Вот эта книжка небольшая

Томов премногих тяжелей.

Стихотворение так и называется: « На книжке стихотворений Ф.И. Тютчева», написано во второй половине 19 века.

Стихотворения Тютчева не утратили, несмотря на время, ни свежести чувств, ни глубины мысли, напротив, они стали нам ближе, чем когда бы то ни было.

Учитель. Так давайте же попробуем ответить на вопрос: где истоки такой глубины, цельности, величия души и величия поэзии?

III . Слово учащимся-биографам. Рассказ о жизненном пути Ф.И.Тютчева.

Даты

Г орода

События

Знакомства и встречи

05.12 1803 -

1819

Овстуг

Брянский уезд

Орловская

губерния

Рождение, детство,юность,

первые стихотворные опыты

С.Раич - поэт, переводчик античных поэтов

22.02

1818

Москва

Принят в члены общества любителей российской словесности

1819 - 1821

Москва

Учёба в Московском университете

М.П.Погодин - писатель, историк

1822

Мюнхен

Начало дипломатической службы в русском посольстве

Ф.Шеллинг - философ

Г.Гейне - поэт - романтик

1826

Мюнхен

Женитьба на Элеоноре Петерсон

1836

Петербург

Публикация первой подборки стихов в «Современнике» А.С.Пушкина

1837

Турин

Перевод в Италию старшим секретарём русской миссии

28.09 1838

Петербург

Смерть жены

17.07.1839

Ницца

Женитьба на Эрнестине Дернберг. Уход в отставку, возвращение в Мюнхен

1844

Овстуг

Москва Петербург

Возвращение на родину

П.А.Вяземский - поэт, друг Пушкина

В. Л.Соллогуб - писатель

Е.П.Ростопчина - поэтесса

С.Т Аксаков - писатель, друг Гоголя

1850

Петербург

Статья Н.А.Некрасова «Русские второстепенные поэты» (с публикацией 22 стихотворений). Начало романа с Е.А.Денисьевой

1854

Петербург

Первый сборник стихов (под ред. И.С.Тургенева)

И.С.Тургенев

1858

Петербург

Назначение на пост председателя Комитета иностранной цензуры

1864

Петербург

Смерть Денисьевой

1868

Петербург

Второй сборник стихов (под ред. И.С.Аксакова)

1870

Смерть брата и сына

1872

Смерть дочери

27 .07 1873

Царское Село

Смерть поэта

1.Мы свели в таблицу основные даты, города, события и встречи в жизни поэта. Истоки - это прежде всего родовое имение Тютчевых, село Овстуг Брянского уезда Орловской губернии. «Именно из этих среднерусских мест выходила чуть ли не вся большая русская литература: Толстой, Тургенев, Лесков, Фет, Тютчев» (Н.Скатов). Обобщая сведения об их жизни, можно сказать, что их взрастила особая усадебная среда, дающая прекрасное домашнее образование и воспитание, дающая ощущение свободы, единения с миром природы.

  1. Особое воспитание будущего поэта, отличное образование в домашних стенах определили 3 человека: мать, Екатерина Львовна, домашний учитель Семён Егорович Раич, довольно известный в своё время поэт и издатель, и, как часто бывало в стародворянских семьях, дядька Николай Афанасьевич Хлопов.
  2. В1819 году 16 -летний Тютчев поступает на словесное отделение Московского университета, в том. же году происходит его первая публикация как поэта («Послание Горация Меценату»).Через три года (в 1822 году - в 19 лет!) началась служба в коллегии иностранных дел, и юный дипломат отправляется с русской миссией в Мюнхен.

Учитель. Вспомним строки Пушкина:

Он из Германии туманной

Привёз учёности плоды…

4. Оказавшись в одном из центров культурной жизни Европы, Тютчев, как и герой Пушкина, всерьёз занимался изучением немецкой философии, был хорошо знаком с Шеллингом и дружил с Генрихом Гейне.

22 года, долгих 22 года провёл он вдали от родных полей. Всего 4 раза приезжал в Россию. Поразительно, но все эти 22 года он говорил не на русском языке, русской речи он практически не слышал. На чужбине он женился на немке (Элеоноре Петерсон), а после её смерти снова женился на немке (Эрнестине Дёрнгберг). Два языка: немецкий и французский, становятся языками его любви, его семьи, его службы.

5. Поэт-символист Андрей Белый называл Тютчева «поэтом-политиком и аристократом». По возвращении на Родину поэт служил чиновником особых поручений в Министерстве иностранных дел, старшим цензором, наконец, председателем Комитета цензуры иностранной. С 1857 года член-корреспондент Петербургской Академии наук. На склоне лет поэт пережил историю великой и трагической любви к Елене Александровне Денисьевой...

Спасибо всем. Давайте обобщим сказанное, чтобы обозначить своеобразие судьбы поэта.

  1. Необычайная одарённость и ранняя карьера поэта и чиновника.
  2. Позднее начало публикации стихов и поздняя слава.
  3. Необычно длительное пребывание вдали от Родины (22 года).
  4. Знакомство и общение с выдающимися представителями русской и европейской культуры.
  5. Три прекрасные женщины были в жизни поэта, три истории любви, благодаря которым миру были подарены шедевры любовной лирики.
  6. Трагические судьбы близких поэта.

IV. Учитель. О, вещая душа моя!

О, сердце, полное тревоги!

О, как ты бьёшься на пороге

Как бы двойного бытия» - восклицал поэт. Судьба поэта, его внутренняя, духовная жизнь -

в его стихах.

Поражает то, что стихи писались только по-русски и только для России. «Русский язык хранился у по-
эта, как в сказочной кладовой, которая открывалась нечасто и ненадолго. По-русски творилось, как ока-
залось, главное дело жизни - стихи» (Н.Скатов), и творилось, по определению П.Якубовича, - «на высо-
те».

Лирика Тютчева - особая лирика. Это и пантеистическое настроение слияния с безличной жизнью природы ("Сумерки", "Так, в жизни есть мгновения", "Весна", "Еще шумел весенний день", "Листья", "Полдень", "Когда, что в жизни звали мы своим", "Весеннее успокоение"),

и одухотворенные описания природы, немногочисленные и краткие, но по охвату настроения почти не знающие равных в нашей литературе ("Утихла буря", "Весенняя гроза", «Летний вечер", "Весна", "Песок сыпучий", "Не остывшая от зноя", "Осенний вечер", "Тихой ночью", "Есть в осени первоначальной" и др.), и связанные с великолепным провозглашением самобытной духовной жизни природы ("Не то, что мните вы, природа"), нежное и безотрадное признание ограниченности человеческой любви ("Последняя любовь", "О, как убийственно мы любим", "Она сидела на полу", "Предопределение»).

Таковы господствующие мотивы философской поэзии Тютчева.

Большую часть написанных стихотворений составляют стихи о природе.

Прослушивание записи стихотворения «Не то, что мните вы, природа» в исполнении И.Кваши.

К кому обращено стихотворение?

Как вы объясните мысль «в ней есть язык»? Почему поэт не сказал «у неё»? (поэт акцентирует внимание на внутренней жизни природы, утверждает мысль о том, что только собственная глухота и слепота заставляют людей отрицать это).

Учитель подводит учащихся к мысли, что стихотворение содержит прямое дидактическое поучение, заставляет задуматься над философской сущностью природы.

Перечитаем несколько стихотворений, посвященных природе, и ответим на вопросы:

1 .В чем видит и как изображает Тютчев внутреннюю жизнь природы?

2.Какова соотнесённость человека и природы в пейзажных зарисовках поэта?

3. Какое значение имеет тютчевское понимание природы для вас, сегодняшних читателей?

Итак, к какому стихотворению мы обратимся в первую очередь?

Конечно, к стихотворению, которое мы очень любим. Оно было написано осенью 1857 года по пути из Овстуга в Москву. Строки, ставшие бессмертными, поэт набросал карандашом на обороте листка с перечнем почтовых станций и дорожных расходов. Это стихотворение любил читать Л.Н.Толстой.

Учитель читает стихотворение «Есть в осени первоначальной».

Некоторые исследователи относят это стихотворение к чисто пейзажным зарисовкам. Согласны ли вы с данным утверждением?

Дискуссия

Па первый взгляд, поэт изображает прелесть ранней осени, когда открывается необъятный простор, а поле-труженик, выполнив свою работу, отдыхает.

Анализ стихотворения.

В стихотворении нет заглавия, поэтому с особым вниманием отнесёмся к первой строчке.

Инверсия выносит в сильную позицию глагол есть, 3 л. ед.ч. (нач. ф. - быть). Это слово означает действие как постоянное: то, что существует постоянно, независимо. Короткое, ёмкое слово сразу переводит читателя на размышления о вечном.

Вспомним определение инверсии, данное Ломоносовым: «Однако, где слова устремить или возвысить должно, тут нередко бывает пристойнее вмещать оные напереди...».

Следующее слово осень. Какие значения присущи этому слову? Время года, наступающее после лета.

Пора, когда люди собирают урожай.

Пора, когда природа готовится к зимнему покою.

Но у Тютчева: в осени первоначальной .

  1. Обратимся к словарям.
  2. Какова цель использования многосложного слова?

Интересен факт, на который обратили внимание исследователи творчества Тютчева: оказывается, поэт часто употреблял в своих стихотворениях длинные слова. Почти в каждом из них есть одно или два многосложных, часто у Тютчева это сложносоставные слова.

«В стихах Тютчева такие «долгие» и торжественные слова помогают с самого начала переключить читательское восприятие «на высокую волну», переводят его в необычное, непрозаическое, торжественное измерение» (Е.А.Маймин).

Перечитаем первую строфу выразительно, проследив за тем, что уже первая строка задаёт торжественный, размышляющий тон всему стихотворению.

Расскажите о своих наблюдениях, обратив особое внимание на приём олицетворения, на своеобразие тютчевской метафоры.

2-я строка строится на антитезе. Каждый человек понимает быстротечность дивной поры, поэтому так важно запечатлеть её в памяти.

Эту неповторимость усиливает использование в контексте одного сравнения существительных двух различных форм: день - сущ. ед.ч., - вечера - мн. ч. ,

Сравнение осеннего дня с хрусталём вводится сочетанием как бы, синонимичным с союзами словно, будто. Это небольшое смягчение делает сравнение ненавязчивым.

Эпитет к слову вечера лучезарны. Снова сложносоставное в этимологии слово. Обратимся к словарю, узнаем его современное значение.

Во2-й строфе снова антитеза, и границы её расширяются за счёт градации: пусто всё, простор везде. Третья строчка строфы - наиболее важная для понимания смысла стихотворения. Олицетворение «паутины тонкий волос» в соотнесении с ключевым словом стихотворения «осень» наталкивает читателя на мысль, что явления природы поэт изображает в скрытом параллелизме с явлениями человеческой жизни. Ведь произносим же мы, не задумываясь, весна жизни, лето жизни, осень жизни, имея в виду детство, юность, зрелость.

Наши предположения подтверждает анализ 3-ей строфы. От описания праздной (1 - свободной от дел, занятий; 2 - чуждый забот и тревог) борозды поэт переходит к предостережению о зимних бурях (вспомним: буря в душе) и от него - к пророчеству о вознаграждении свыше:

И льётся чистая и светлая лазурь

На отдыхающее поле.

Не может не вызвать нашего восхищения такое тонкое наблюдение поэта.

Как объясняет словарь слово лазурь? Какой художественный приём использует Тютчев?

«Лазурь здесь не просто метонимический заменитель слова небо; здесь и солнечный свет, и голубизна воздуха, и тепло, которое как бы изливается сверху» (А.Д. Григорьева. Слово в поэзии Тютчева). Последние слова стихотворения также находятся в сильной позиции. А потому очень важны для понимания авторской позиции: отдыхающее поле, т. е. земля очеловеченная, одухотворённая.

Сделаем обобщение: в стихотворении образ осенней природы, наряду со своим прямым значением, приобретает также и значение иносказательное - становится символом человеческой жизни. Многие исследователи отмечают, что поэзия Тютчева являет человека и природу в драматическом

противостоянии и в родстве глубинной жизни.

Тютчев полагал, что природа, как и человек, духовна. Как эта мысль развита в стихотворении «Осенний вечер»?

Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к следующей учебной ситуации, на сей раз ещё более сложного характера.

V. Творческий эксперимент. «Реконструкция» стихотворения Тютчева «Осенний вечер».

Перед вами стихотворение Тютчева «Осенний вечер», в котором пропущены эпитеты. Ваша задача -

вставить на место пропусков те определения и эпитеты, какие, по вашему мнению, должны здесь стоять.

Есть в светлости осенних вечеров

Прелесть:

Блеск и пестрота дерев

Листьев____,_________шелест

И ___________лазурь

Над землёю,

И, как предчувствие бурь,

Ветр порою,

Ущерб, изнеможденье – и на всём

Та _____улыбка увяданья,

Что в существе ____мы зовём

Стыдливостью страданья.

Работа выполняется в течение 5 минут индивидуально, затем коллективно.

Учитель. Большинство определений, предложенных учащимися, носят номинативный, назывной характер. Лишь немногие могут претендовать на художественность и выражение душевного состояния человека. А что же у самого поэта?

Откроем стихотворение.

Прослушивание в записи стихотворения в исполнении Папанова. Анализ стихотворения.

Обратим внимание на начало стихотворения и соотнесем его с вопросами, на которые мы уже отвечали при анализе стихотворения «Есть в осени первоначальной...».

Первые три строки, построенные по принципу инверсии и отличающиеся от остальных удивительно мягким благозвучием (ассонанс: е - и - е - и) обозначают отношение лирического героя к осеннему ясному вечеру. Умильная, таинственная прелесть определяет всю интонацию стихотворения: всё смягчено и умиротворено.

В строках 3-9 поэт воспроизводит детали пейзажа, разворачивает картину увядания, картину умирания природы, в которую отдельными нотами врываются слова о предвестниках поздних дней осени (окраска деревьев, шелест листьев, небо, ветер)

Обратимся к эпитетам, определяющим эти детали, и сравним с теми, что подобрали сами. В чём особенность таких эпитетов, как зловещий, томный, грустно-сиротеющей (снова сложносоставное слово)?

В обычной речи эти слова соотносят с миром человека, таким образом, Тютчев изображает природу не со стороны, не как наблюдатель и фотограф.В « кроткой улыбке» увядающей природы Тютчев разглядел стыдливую улыбку страдающего разумного существа.

VI. Чтение учащимися стихотворений по самостоятельному выбору с последующим комментарием.

« Нет, моего к тебе пристрастья я скрыть не в силах, мать-земля!» и т. д.

VII. Вывод .

В стихотворениях Тютчева о природе человек оказывается своеобразным инструментом постижения природы. Но, самое замечательное, и природа служит поэту инструментом постижения человека. Использование метафор типа «душевная буря» было присуще поэзии и до Тютчева. Но Тютчев возвёл метафору в метод и тем самым наполнил художественный прием философским содержанием.

Своеобразие изображения природы у Тютчева в том, что он воспринимает природу как живое, одухотворённое существо и за помощью обращается к жизни человека, только в ней находя аналогию тем явлениям, которые он наблюдает вокруг себя.

Таким образом, мы можем сказать, что жизнь природы была одной из центральных тем поэзии Тютчева. Природа являлась не только объектом эстетических переживаний поэта, как это часто бывает в пейзажной лирике, но и материалом для постоянных размышлений о мире, о Боге, о месте человека в этом мире.

  1. Тестирование по фрагменту рецензии.

Прочитайте фрагмент рецензии, составленный на основе текста, который вы анализировали. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на месте пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

Поэт описывает природу в осеннем праздничном убранстве. Её «умильная таинственная прелесть» наложила свой мягкий умиротворяющий отпечаток на всю ____ стихотворения… Открывающая стихотворение ___ выполняет не только ритмообразующую, но и экспрессивную функцию. Пониманием природы как одушевлённого целого обусловлены многие особенности тютчевской поэтики – прежде всего __. Мы все употребляем в повседневной речи метафоры, не замечая их. Мы говорим: небо нахмурилось, солнце выглянуло, звёзды смотрят, но при этом ни небо, ни звёзды не приобретают в нашем сознании свойств живых существ.

Тютчев даже ходячие, стёртые метафоры заставляет звучать по-новому, освежая их __...ми и тем самым как бы внося «душу» в описываемые картины и явления природы.

К.В.Пигарев. Ф.И.Тютчев и его время.1978

Список терминов: 1) интонация; 2)риторический вопрос; 3)разговорная лексика; 4)метафора; 5)вопросно-ответная форма изложения; 6)эпитет; 7)инверсия; 8)гипнрбола.

  1. Послесловие . За полвека Тютчевым написано около четырёхсот стихотворений, их читали в 19 веке, ими восторгались в веке 20-м, они продолжают волновать сердца читателей века 21-го и, я думаю, все согласятся со словами И.С. Тургенева: Тютчев «создал речи, которым не суждено умереть», и «отношение к Тютчеву» продолжает оставаться «показателем вкуса читателя, его способности воспринимать подлинно прекрасное».
  1. Домашнее задание .

Познакомиться со стихами, посвященными Е.А.Денисьевой.

2.(Сильным уч-ся) сравнить стихи «Денисьевского» цикла со стихотворениями Н.А.Некрасова, посвященными Панаевой.

3.Выписать ставшие афоризмами строчки стихотворений Ф.И.Тютчева.


Ф.И. Тютчев -- мастер пейзажа, его пейзажная лирика была новаторским явлением в русской литературе. В современной Тютчеву поэзии почти не было природы как основного объекта изображения, а в лирике Тютчева природа занимает доминирующее положение. Именно в пейзажной лирике проявляются особенности миросозерцания этого незаурядного поэта.

Пейзажная лирика отличается философской глубиной, поэтому для того, чтобы понять отношение Тютчева к природе, его пейзажную лирику, необходимо сказать несколько слов о его философии. Тютчев был пантеистом, и в его стихотворениях Бог часто растворяется в природе. Природа для него обладает высшей силой. И стихотворение «Не то, что мните вы, природа...» отражает отношение поэта к природе, его обнимание природы, оно концентрирует в себе всю философию поэта. Природа здесь равна индивидуальности, она одухотворена, очеловечена. Тютчев воспринимал природу как нечто живое, пребывающее в постоянном движении.

В ней есть душа, в ней, есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык...

Тютчев признает присутствие в природе мировой души. Он считает, что истинным бессмертием обладает природа, а не человек, человек -- это лишь разрушающее начало.

Лишь в вашей призрачной свободе

Разлад мы с нею создаем.

А для того, чтобы не вносить в природу разлад, необходимо раствориться в ней.

Тютчев воспринял натурфилософские взгляды Шеллинга, который выделял идею полярности как принцип единства. И два противоборствующих начала, которые создают единое целое, пройдут через всю лирику Тютчева, в том числе и пейзажную. Его привлекала природа в борьбе и игре двух стихий, в катастрофических состояниях. Его романтизм основан на признании жизни как неутихающей борьбы противоположностей, поэтому его привлекали переходные состояния человеческой души, переходные времена года. Недаром Тютчева называли поэтом переходных состояний. В 1830 году он пишет стихотворение «Осенний вечер». Осень -- это переходное время года, и поэт показал момент изнеможения бытия. Природа здесь таинственная, но в ней

Ущерб, изнеможенье -- и на всем

Та кроткая улыбка увяданья...

Красота и божество природы связаны с ее увяданьем. Гибель и страшит поэта, и манит его, он ощущает затерянность человека среди красоты жизни и ее ущербности. Человек -- это лишь частичка огромного мира природы. Природа здесь одушевлена. Она вбирает в себя

Зловещий блеск в пестроту дерев,

Багряных листьев томный, легкий шелест.

Из стихотворений, в которых Тютчев пытается постичь переходные состояния, можно выделить стихотворение «Тени сизые смесились...». Поэт здесь воспевает сумрак. Наступает вечер, и именно в этот момент душа человека роднится с душой природы, сливается с ней.

Все во мне, и я во всем!..

Для Тютчева очень важен миг приобщения человека к вечности. И в этом стихотворении поэт показал попытку «слиться с беспредельным». И именно сумрак помогает осуществить эту попытку, в сумерках наступает миг приобщения человека к вечности.

Сумрак тихий, сумрак сонный...

С миром дремлющим смешай!

Несмотря на то, что Тютчева привлекали переходные, катастрофические состояния, есть в его лирике и дневные стихотворения, в которых поэт показывает и умиротворенное утро, и прелесть дня. День для Тютчева -- это символ гармонии и спокойствия. Спокойна днем и душа человека. Одним из дневных стихотворений является «Полдень». Представления о природе здесь близки к античным. Особое место занимает образ великого Пана, покровителя степей и лесов. У древних греков "считалось, что полдень -- священный час. В этот час покой охватывает все Живое, ведь сон здесь является и покоем.

И всю природу, как туман,

Дремота жаркая объемлет.

Образ великого Пана сливается с картиной дневного полдня. Здесь знойная гармония природы. Абсолютно противоположно этому стихотворению стихотворение «О чем ты воешь, ветр ночной?..». Здесь поэт показал мир души ночной. Усиливается тяготение к хаосу. Ночь и страшна, и соблазнительна, потому что ночью возникает желание заглянуть в тайны снов, философская глубина отличают пейзажную лирику Тютчева. Образ природы и образ человека -- это контрастные образы, но они соприкасаются, граница между ними очень зыбкая, и они составляют единство. Над противоположностью всегда господствует единство. Неизмеримо большое, природа, и неизмеримо малое, человек. Они всегда связаны.

В наше время проблема взаимоотношений природы и человека стоит особенно остро. Человек разрушает природу, а ведь он должен жить по ее законам. Природа без человека обойтись может, а человек без природы не проживет и дня. Человек должен слиться с природой и не нарушать ее гармонии.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: