Закон о государственном оборонном заказе. Холдинги, обслуживавшие гособоронзаказ, лишились «дополнительной» прибыли

С 1 сентября 2015 года изменился порядок платежей, осуществляемых в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе». В конце августа фирма «1С» выпустила прикладное решение «1С:275ФЗ», разработанное на платформе «1С:Предприятие 8» и обеспечивающее поддержку исполнения платежей в соответствие с требованиями закона. Помимо выпуска нового продукта соответствующие дополнения внесены в ряд существующих конфигураций (информационное письмо от 25.08.2015 № 20342). Из статьи экспертов 1С вы узнаете об основных изменениях законодательства и их поддержке в «1С:Предприятии 8».

Нормативное правовое регулирование

Федеральный закон от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» определяет принципы государственного регулирования отношений, связанных с формированием, особенностями размещения и выполнением государственного оборонного заказа. Федеральным законом от 29.06.2015 № 159-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном оборонном заказе» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в части применения банковского сопровождения государственного оборонного заказа как механизма контроля целевого использования средств.

Все предприятия, участвующие в исполнении государственного оборонного заказа, как головной исполнитель, так и исполнители, вовлеченные в кооперацию, должны начиная с 1 сентября 2015 года соблюдать при исполнении оборонного заказа следующие требования:

  • открывать отдельные банковские счета по каждому государственному контракту;
  • соблюдать особый порядок расчетов при использовании отдельных банковских счетов;
  • предоставлять копии документов-оснований для выполнения платежей;
  • обеспечивать целевое использование денежных средств и возможность внешнего контроля за движением денежных средств.

Решения «1С:Предприятие 8» для учета в организациях, участвующих в исполнении гособоронзаказа

Для поддержки исполнения платежей в соответствии с требованиями Федерального закона от 29.12.2012 № 275-ФЗ фирмой «1С» было выпущено прикладное решение «1С:275ФЗ».

В конфигурации «1С:275ФЗ» поддерживаются определенные Федеральным законом № 275-ФЗ особые требования к проведению платежей при исполнении государственного оборонного заказа. Решение позволяет в кратчайшие сроки организовать на предприятии поддержку необходимых процессов работы казначейства.

Прикладное решение «1С:275ФЗ» разработано с учетом разъяснений, полученных при разработке продукта от профильных министерств и банков, уполномоченных для проведения и банковского сопровождения расчетов по государственному оборонному заказу.

Функциональные возможности, реализованные в конфигурации «1С:275ФЗ», планируется поддержать также в следующих конфигурациях на платформе «1С:Предприятие 8»:

  • «Бухгалтерия предприятия» ред. 3.0 версия КОРП - в части базовых возможностей подготовки платежных поручений – с 09.09.2015;
  • «Комплексная автоматизация» – с 09.09.2015;
  • «Управление производственным предприятием» ред. 1.3 – с 03.09.2015;
  • «ERP Управление предприятием» ред. 2.0 – в части базовых возможностей подготовки платежных поручений – с 04.09.2015 с последующим расширением сервисных возможностей по исполнению казначейских функций;
  • «Управление холдингом» – в части базовых возможностей подготовки платежных поручений – с 09.09.2015 с последующим расширением сервисных возможностей по исполнению казначейских функций.
Предполагаются следующие варианты применения конфигурации «1С:275ФЗ»:
  • Организация отдельной информационной базы на переходный период. Пользователи информационных систем, построенных на конфигурациях «Бухгалтерия 3.0 КОРП», «Комплексная автоматизация», «Управление производственным предприятием», ред. 1.3, «ERP Управление предприятием 2» и «Управление холдингом», смогут воспользоваться разработанным в них функционалом после получения и установки соответствующего обновления. Если данное обновление основной информационной системы по каким-либо причинам проблематично осуществить к 1 сентября, рекомендуется развернуть отдельную информационную базу конфигурации «1С:275ФЗ» для временного осуществления в ней казначейских функций с соблюдением требований Федерального закона 275-ФЗ с 01.09.2015 до момента, когда аналогичный функционал появится в основной информационной системе. Данный вариант минимизирует усилия по сопровождению в переходный период, в течение которого будет уточняться практика банковского сопровождения, и, как следствие, возможно частое обновление соответствующей функциональности конфигураций.
  • Встраивание функционала конфигурации «1С:275ФЗ» в используемую на предприятии конфигурацию . Этот вариант подойдет предприятиям, использующим измененные («кастомизированные») конфигурации на платформе «1С:Предприятие 8». Встраивание может быть выполнено силами партнеров-франчайзи или собственных специалистов. Минимальные трудозатраты на встраивание конфигурации «1С:275ФЗ» позволяют начать использование ее функциональных возможностей в максимально короткие сроки.
  • Организация отдельной информационной базы в дополнение к существующей информационной системе . Этот вариант предназначен для предприятий, не использующих прикладные решения на платформе «1С:Предприятие 8». Механизмы интеграции позволяют настроить загрузку заявок на расходование денежных средств из основной информационной системы в конфигурацию «1С:275ФЗ» для распределения и исполнения платежей в соответствии с Федеральным законом 275-ФЗ. Предприятию потребуется силами партнеров-франчайзи или собственных специалистов реализовать выгрузку заявок и сопутствующей нормативно-справочной информации из существующей информационной системы. Этот вариант в основном рассматривается как временный: в разделе «Поддержка пользователей» информационного письма от 25.08.2015 № 20342 указано, что поддержку конфигурации «1С:275ФЗ» планируется прекратить после 31.08.2016.

Особенности применения программного продукта «1С:275ФЗ»

Прикладное решение «1С:275ФЗ» предназначено для использования организациями - участниками кооперации по исполнению государственного оборонного заказа (ГОЗ). Программа обеспечивает управление расчетами с использованием средств отдельных счетов в соответствии с требованиями Федерального закона№ 275-ФЗ.

Рис. 1. Схема согласованного проведения расчетов с использованием большого количества отдельных счетов



Рис. 2. Система внутреннего контроля выполнения расчетов

Подробнее об организации работы в программе см. в презентациях:

С 1 сентября 2015 года вступила в силу часть положений Федерального закона № 159-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном оборонном заказе" и отдельные законодательные акты РФ».

Сам по себе закон «О государственном оборонном заказе» был принят совсем недавно, в конце 2012 года (275-ФЗ от 29.12.2012). Предыдущий вариант документа, 213-ФЗ, принимался еще «в другой жизни», в декабре 1995 года, и, конечно, кардинально устарел. Впрочем, и с декабря 2012-го вокруг России произошло, кажется, больше событий, чем за предыдущую дюжину лет.

В 1999 году доля военных расходов составила 2,6% от ВВП, в 2015-м - 4,2% (не путать с долей от расходной части бюджета, которая превышает 20%). Точное распределение этих сумм практически полностью засекречено - и не столько потому, что это военная тайна, сколько ввиду тайны коммерческой. Защита страны еще в 1990-х превратилась в доходный бизнес группы лиц, иногда даже действующих по предварительному сговору. И разрушение этой системы - непременное условие воссоздания военной мощи. Иначе все так и будет катиться по сюжету грустной шутки: «У "Арматы" невероятная разрушительная сила: один батальон может уничтожить весь российский бюджет!».

Нельзя, нельзя и еще раз нельзя

Важность гособоронзаказа в экономике России переоценить сложно: прямо или косвенно с него кормятся десятки миллионов людей. А несколько тысяч кормятся даже очень хорошо - достаточно вспомнить устрашающие врага фигуры экс-министра обороны и его романтической подруги. Закон 2012 года принимался во многом с целью разрушить сложившиеся родственно-коммерческие отношения в этой сфере: не случайно после долгих скитаний по комитетам он был оперативно принят сразу после отставки Анатолия Сердюкова с высокого поста. Но после пары лет жизни по новому закону стало ясно, что в нем не учитывались все реалии, не были перекрыты все лазейки. Отсюда - набор дополнений, о самом интересном из которых мы и поговорим.

Отныне банковское сопровождение государственных контрактов будет проходить без взимания платы в пользу банка. Упразднены также комиссии за межбанковские переводы. Собственно, это уже очень серьезный удар: даже если бы коммерческим кредитным учреждениям в следующих пунктах не запретили вообще работать в системе гособоронзаказа, они бы потеряли бóльшую часть прибыли: ведь на обслуживание счетов и переводов тратятся определенные ресурсы банка. Безусловно, крупные суммы ликвидности на счетах все равно оставались бы лакомым куском, но согласно тому же 159-ФЗ банк обязан предоставлять абсолютно все сведения о движениях по этим счетам «федеральному органу в области обороны» - то есть как минимум делиться с силовиками.

Проблема заключается в том, что очень многие холдинги, стабильно обслуживающие оборонный заказ, давно создали собственные банки - специально для получения дополнительной прибыли с обслуживания собственных заказов. Там 1%, тут 2% - все это давало очень неплохую прибавку к оборонному «пирогу». Теперь же перед ними поставили… нет, не барьер, а заминированную трехметровую бетонную стену с колючей проволокой под напряжением и голодными крокодилами без чебурашек на страже.

Действительно, избыточность запретов поражает воображение. Согласно поправкам в закон госзаказчик обязан включить в контракт «условие об осуществлении расчетов по государственному контракту только с использованием отдельных счетов, открытых в уполномоченном банке». Ранее понятия уполномоченного банка не было. А теперь существуют и критерии для входа в заветный список допущенных к оборонным деньгам. Критериев, кстати, всего два.

Во-первых, уставный капитал должен составлять не менее 100 млрд рублей. Во-вторых, государство должно прямо или косвенно владеть не менее чем 50% такого банка. Последнее условие опять же лишнее, ибо крупнейший частный банк России «Альфа-банк» обладает уставным капиталом «всего лишь» в 62 млрд руб. (на конец 2014 года).

Анатолий Сердюков принимает Парад Победы на Красной площади. Фото: Алексей Куденко / РИА Новости

Поэтому никто не удивился, когда в начале июля 2015 года были названы банки, уполномоченные контролировать средства гособоронзаказа: это Сбербанк, ВТБ, Россельхозбанк, ВТБ 24 и Газпромбанк. Правда, правительство вправе расширять этот список по своему усмотрению (только при наличии положительного опыта обслуживания оборонного заказа!), но на данный момент нет сведений о включении какого-либо еще банка в сакральный список.

Деньги в топ-банки придут большие. Да, без комиссий за обслуживание, но и само пребывание средств на счетах умные банкиры всегда повернут себе на пользу: в конце концов перед нами беспроцентное краткосрочное кредитование «Сбера» и его друзей.

Каждому шурупу - свой контроль

«Кому война, а кому мать родна» - так можно охарактеризовать настроение большинства компаний-продавцов на только что прошедшем авиасалоне «МАКС-2015». Осложнение международной обстановки предполагает рост гособоронзаказа. Стратегия импортозамещения предполагает рост гособоронзаказа. Рост курса доллара (то есть удорожание пока еще разрешенного импорта) предполагает рост гособоронзаказа. Руководители и владельцы предприятий в многочисленных интервью весело говорили о патриотизме и железном щите - и шустро бежали к чиновникам правительственных комиссий договариваться о будущих взаимовыгодных отношениях. А вот между собой частные подрядчики Минобороны обсуждали почти исключительно поправки к закону 275-ФЗ. Жизнь многих потребителей бюджетных денег с 1 сентября серьезнейшим образом осложнилась. И это хорошо.

Будет создана межведомственная система контроля за использованием бюджетных средств при размещении и выполнении государственных оборонных заказов. Осуществлять этот контроль будут представители Минобороны, Банка России, Федеральной антимонопольной службы и Росфинмониторинга. Силы зла и добра в этой формуле распределены примерно поровну, так что можно надеяться на эффективность новой структуры - хотя многовековой опыт показывает, что в России любое несмазанное межведомственное взаимодействие вызывает только трение и искры.

Ранее контролем в оборонной сфере занималась Федеральная служба по оборонному заказу (Рособоронзаказ), однако ввиду крайней неэффективности этой структуры с 1 января 2015 года ее ликвидировали, а основные функции передали в ФАС.

Было бы очень наивно думать, что после отставки Сердюкова и ареста Васильевой в военной сфере все внезапно стало чисто и честно - даже несмотря на идеализированный СМИ образ Сергея Шойгу. Никто не требует от поставщиков отдавать свою продукцию по себестоимости, но рентабельность «частно-государственного партнерства» на данный момент очень высока как для «частников», так и для отдельных представителей государства. Грубо говоря, шуруп себестоимостью 1 рубль Минсельхоз купит за 2 рубля, а «оборонка» в иных случаях и 10 не пожалеет: безопасность страны превыше всего!

Реформа системы заказов в «оборонке» сложнее, чем где бы то ни было: здесь невелика конкуренция, отношения между заказчиками и исполнителями налажены годами, а то и десятилетиями, а ввиду этого невелики возможности для оптимизации ценообразования. Например, если государство вдруг захочет «навести порядок» в СМИ, никто не мешает уволить 50 тысяч журналистов - и через неделю на их местах будут трудиться 50 тысяч примерно таких же по уровню граждан. С «оборонкой» это не прокатит. Других военных промышленников у нас нет.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: