Программа стратегической оборонной инициативы сои. Американская программа СОИ или Звездные войны: главный блеф Холодной войны. «Планы не впечатляют»

Знаменитая программа СОИ (Стратегической Оборонной Инициативы), как известно, ориентировалась на развертывание многочисленных противоракетных систем, весьма дорогостоящих и сложных в производстве.

Это сейчас известно, что “овчинка стоила выделки” и затраченные средства сполна окупили своё – Советский Союз не выдержал очередной “гонки вооружений”, однако и США изрядно потратились. Так сколько стоила программа СОИ?

Американцы никогда не были глупыми людьми и любой “распил” бюджета был тщательно спланирован без тотальных последствий для государства.

После того, как Р.Рейган объявил о развертывании СОИ прошло всего лишь несколько месяцев и в начале 1984 года было организовано Армейское Стратегическое Оборонное Командование (USASDC – U.S. Army Strategic Defense Command), специалистами которого был составлен детализированный план поэтапного развертывания систем как наземного, так и космического базирования.

В частности, утвержденная в 1987 году программа включала следующие системы:

Boost Surveillance and Tracking System (BSTS) – улучшенные системы наблюдения и слежения,
Space-Based Interceptors (SBI) – космические перехватчики,
Space-Based Surveillance and Tracking System (SSTS) – космические системы наблюдения и слежения,
Ground-based Surveillance and Tracking System (GSTS) – наземные системы наблюдения и слежения,
Exoatmospheric Reentry Vehicle Interceptor System (ERIS) – системы внеатмосферного перехвата,
Battle Management/Command, Control, and Communication (BM/C3) – боевое командование и коммуникации.

Первая фаза (Phase I) СОИ предусматривала развертывание BSTS и некоторых компонентов SBI, что было задачей совершенно нетривиальной, учитывая огромную площадь покрытия. И деньги полились рекой…

В 1989 году, когда коллапс СССР стал неизбежен, в Америке все ещё обсуждали возможные пути “оптимизации” программы противоракетной обороны. Сменивший Рейгана на посту президента Дж.Буш-старший продолжил дело своего предшественника и поручил Министерству Обороны разработать четырехлетний план дальнейшего развития СОИ.

В то время акцент сместился на противоракетную программу космического под кодовым названием “Brilliant Pebbles” (до 1988 года она обозначалась как “Smart Rocks”), согласно которой на орбите планировалось развернуть 4000(!) спутников и орбитальных станций.

Стоимость первой тысячи спутников оценивалась в 11 миллиардов долларов, что было довольно оптимистичной оценкой. Тем не менее, “Brilliant Pebbles” оказалась дешевле предыдущего проекта, стоимость которого составила 69,1 миллиард долларов. Теперь намеревались потратить 55,3 миллиарда, что, впрочем, тоже было немало.

В это время США вошло в настоящую эйфорию, предвкушая скорое падение “Империи Зла”. Останавливаться на достигнутом американцы не собирались, даже наоборот, приоритет “Brilliant Pebbles” был настолько высок, что в 1990 году секретарь безопасности Дик Чейни объявил её “программой номер один”.

Таким образом, несмотря на очевидную победу бюджет продолжал осваиваться прежними темпами, а существенных подвижек всё ещё не предвиделось. Основными “застройщиками” стали фирмы TRW-Hughes и Martin Marietta, которым поручили реализацию правительственного заказа, однако кроме опытных образцов и макетов за три года “усердной” работы им ничего сделать не удалось.

Полностью “освоить” выделенные средства им так и не удалось – в декабре 1991 года Советский Союз прекратил своё существование и необходимость в мощной ПРО отпала. Новая администрация президента Клинтона тут же урезала бюджетные ассигнования, а в 1993 году было объявлено о свертывании всех работ по СОИ.

В общей сложности, в период с 1985 по 1991 финансовыми годами, на программу СОИ было израсходовано 20,9 миллиардов долларов, из которых:

6,3 миллиарда – сенсорные системы,
4,9 миллиарда – энергетическое оружие направленного действия (DEW),
4,8 миллиарда – кинетико-энергетическое оружие,
2,7 миллиарда – системы боевого управления и связи,
2,2 миллиарда – прочие научные исследования.

Кроме того, ещё 1,6 миллиарда долларов получил Департамент Энергетики на проведение собственных исследовательских работ.

По нынешним меркам это кажется немного, но не следует забывать, что мир Холодной войны последнего десятилетия не знал экономических кризисов, а экспансия США была настолько велика, что не оставалось сомнений в её грядущей роли “мирового полицейского”. Всё это не ощущалось тогда, зато ощутимо сейчас – по состоянию на конец 2011 года государственный долг США превысил 15 триллионов долларов. И программа СОИ внесла в это свой существенный вклад.

Так что же осталось нам от всей программы “Звездных воин”? Пожалуй, единственным “осколком” СОИ, достойным упоминания, стал Deep Space Program Science Experiment, проведенный в 1994 году. Целью эксперимента была проверка работы новых сенсоров и некоторых компонентов космических кораблей нового типа. Единственный зонд под названием “Clementine” выполнил полёт к Луне и обратно с 25 января по 7 мая, пока не был потерян в результате дисфункции бортового оборудования. Эта программа обошлась ещё в 80 миллионов, что сравнительно с СОИ можно считать каплей в море.

Агентство по противоракетной обороне США «не против» разработки космических средств перехвата баллистических ракет, ранее предложенной американскими законодателями..

«Мы прорабатываем варианты на тот случай, если государство примет решение, что такие средства необходимы», - заявил на днях директор агентства генерал Сэмюэль Гривз, заметив, что теперь правовые основания для ведения подобных работ созданы конгрессом.

Действительно, в законопроекты о военном бюджете на 2018 и 2019 годы была включена статья о том, что агентству «разрешается» (в зависимости от внутренней системы приоритетов и потребностей в задачах ПРО) запустить разработку системы перехвата космического базирования, действующую на баллистические ракеты на активном участке траектории. Предположительно, к 2022 году первый прототип такой системы может быть продемонстрирован на практике, если не возникнет проблем с научно-техническим заделом или финансовых ограничений.

Система, как отмечено, должна носить «региональный» характер, что в совокупности с дискуссиями, шедшими в политических и экспертных кругах США в 2016–2017 годах, указывает в первую очередь на проблему выдающегося прогресса, который в последнее время демонстрируют северокорейские ракетчики. Однако создание средств ПРО принципиально нового типа базирования создает и глобальные проблемы.

Камешки на орбите

Космический ударный эшелон ПРО сразу вызывает воспоминания о «Стратегической оборонной инициативе» Рональда Рейгана - СОИ. На тот момент США, по крайней мере на бумаге, поставили задачу создания многослойной системы плотной обороны от равного соперника. Это вызвало довольно нервную реакцию в СССР и вынудило потратить немало миллиардов на симметричные (создание собственной ПРО) и асимметричные (выработку мер противодействия) шаги.

На этом научно-техническом заделе, кстати, неплохо продержалась ракетостроительная промышленность с 1990-х годов: современные ракетные комплексы несут на себе печать того времени, и их технические задания учитывали «перспективные средства ПРО вероятного противника».

Помимо фантастических конструкций типа рентгеновских орбитальных лазеров с накачкой от ядерного взрыва (то есть прямого нарушения Договора о космосе), в конце 1980-х в США всерьез начали рассматривать концепцию массового развертывания орбитальных платформ с небольшими самонаводящимися перехватчиками, которые должны были атаковать советские баллистические ракеты, выходящие из-под щита атмосферы. Проект получил наименование Brilliant Pebbles («Блестящие камешки»).

Его критиковали, отстаивали, переделывали архитектуру, пересчитывали технико-экономическое обоснование. В результате он въехал в 1991 год, когда СОИ как система плотной ПРО от массированного ракетного нападения полностью утратила актуальность. На ее место пришел проект GPALS («Глобальная защита от ограниченных ударов»), чья эффективная буферность рассчитывалась исходя примерно из 200 боеголовок, атакующих континентальную территорию США. Brilliant Pebbles должны были стать ключевым элементом GPALS.

Но он тоже остался на бумаге. К 1999 году США перешли к развертыванию проекта «национальной ПРО», которая и по сей день обеспечивает лишь крайне ограниченную защиту территории США от единичных пусков. Европейский (третий) позиционный район должен был быть копией двух американских, но Барак Обама отменил планы, установив туда противоракеты SM-3, актуальные (развернутые и проходящие испытания) модификации которых пока вообще не способны противостоять межконтинентальным ракетам, а только ракетам средней дальности. Космическим ударным средствам в этих планах места не было.

Однако идеи космического эшелона перехвата остались в повестке дня и периодически (всякий раз, когда Иран или КНДР демонстрировали очередной ракетостроительный успех) всплывали в прессе и сообщениях об инициативных проектах. Это касалось как орбитальных перехватчиков, так и совсем недавних разговоров о космических лазерных системах.

Оппоненты готовы?

Многие американские эксперты критиковали и критикуют идею космического эшелона огневых средств ПРО, причем с разных точек зрения. Отмечаются и экономическая утопичность проекта, и незрелость технологий, и явно дестабилизирующий характер системы.

Последнее следует отметить особо. Космический эшелон, развернутый для уверенного поражения ракет Ирана и КНДР, как отмечают специалисты, покроет и значительные районы Евразии, включая Китай. Это сразу создает напряженность в отношениях с Пекином. Напомним, что один из районов боевого патрулирования российских подводных ракетоносцев на Дальнем Востоке, по мнению американских военных, находится в Охотском море, и в этом случае космические средства потенциально могут угрожать и ему.

Как мы уже написали, космические ударные средства ПРО как идея совсем не новы и в решениях для отечественных ракетных комплексов пятого поколения («Тополь-М», «Булава», «Ярс», «Сармат») возможность развертывания противником таких систем предусмотрена. В частности, речь идет об адаптивных режимах разгона с маневрированием и настильных траекториях, при которых ракета максимально долго не выходит за пределы атмосферы в сравнении с оптимальными профилями полета. Это повышает требования к энергетике ракеты, снижает полезную нагрузку, зато увеличивает вероятность ее доставки.

Но не так давно нам показали и средство, принципиально (на текущих и перспективных технологиях) исключающее воздействие ударного космического эшелона ПРО. Это ракетно-планирующие системы с гиперзвуковыми глайдерами - например, российский «Авангард».

Глайдер после разгона не движется по баллистической траектории в безвоздушном пространстве (как в случае с баллистическими ракетами, чья нагрузка в апогее может доходить и до 1200–1500 км высоты), а ныряет назад и планирует в атмосфере на высоте всего 50–60 км. Это исключает применение орбитальных ракет-перехватчиков в том виде, как они задумывались для противодействия баллистическим целям.

Для системы типа «камешков» уже нужна другая платформа, включающая «возвращаемую часть» с теплозащитой и другими требованиями к механической прочности. Это увеличивает и усложняет конечное изделие (которых нужно очень много) и удорожает весь орбитальный оборонительный комплекс на порядок. Сложности возникают и при использовании против атмосферных целей лазеров орбитального базирования (повышаются требования к мощности, нарастает расфокусировка).

Система строится

Тем не менее, если ударный эшелон средств ПРО еще пока что выглядит гипотетически (как и в предыдущие заходы), то решение о принципиальном обновлении космического эшелона информационных средств ПРО в США принято бесповоротно.

Американские военные указывают, что архитектура нынешних орбитальных средств наблюдения в основе своей формировалась несколько десятилетий назад и в современных условиях уже выглядит архаичной, особенно при вероятном развертывании гиперзвуковых боевых средств.

Напомним, что классическая схема предупреждения о ракетном нападении выглядит как фиксация космическими средствами старта ракет с территории противника с уточнением ситуации с помощью наземного эшелона радиолокационных станций в момент, когда ракеты поднимаются над радиогоризонтом на большую высоту, то есть за 10–15 минут до попадания в цель.

Однако, как мы показали выше, в случае с гиперзвуковыми глайдерами этот алгоритм не работает: фиксация старта ускорителя ракетно-планирующей системы спутниками возможна, но имеющиеся сейчас радары ничего не увидят, пока глайдер не подойдет на подлетное расстояние 3–5 минут. При этом глайдер обладает способностью размашисто маневрировать по курсу в отличие от баллистических средств, что полностью запутывает определение не только его конечной цели на территории обороняющегося, но и самого факта нападения именно на него.

Поэтому космические средства обнаружения становятся ключевым элементом в системе обороны от противника, вооруженного глайдерами. Сходно выглядит ситуация и с обнаружением чисто атмосферных крылатых ракет с гиперзвуковой скоростью: космический эшелон здесь тоже крайне важен, так как такие изделия уже достаточно заметны (в отличие от современных «стелс-объектов», низковысотных и дозвуковых).

Это создает спутанность не только с гипотетическим ударным эшелоном ПРО, но и со средствами противодействия. В последние годы многие страны (в частности, Россия и Китай) активно разрабатывают противоспутниковые системы, эффективность которых в противодействии космическим средства ПРО (не важно, информационным или ударным) трудно переоценить. Одновременно это, в свою очередь, дополнительно дестабилизирует ситуацию: сторона, получившая удар по критическим компонентам спутниковой инфраструктуры, должна делать нелегкий выбор о дальнейшей эскалации конфликта (в этом случае не исключено, что уже и в ядерной форме).

Контекст оргштатных мероприятий

Следует заметить, что всё это происходит в условиях лобового продавливания Дональдом Трампом решения о создании в США отдельного вида вооруженных сил - космических войск. Встреченная поначалу дружным сопротивлением военных и конгрессменов, идея постепенно встраивается в рабочий процесс вашингтонской бюрократии.

Так, 7 августа кардинально изменил свою позицию один из основных в прошлом оппонентов Трампа по этой линии - министр обороны Джеймс Мэттис. «Бешеный пес», скептически комментировавший ранее тему космических войск, вдруг выступил в поддержку их создания.

«Необходимо впредь рассматривать космическое пространство как один из театров военных действий, и создание боевого командования - один из шагов в этом направлении, которые сейчас можно сделать. Мы полностью солидарны с президентскими озабоченностями по поводу защиты нашей космической инфраструктуры, и мы занимаемся этим вопросом в условиях, когда другие страны создают боевые средства для атаки на нее», - заявил он.

При этом Мэттис ловко уклонился от вопроса о том, говорит ли он о создании нового вида вооруженных сил (вслед за президентом) или же об укреплении имеющихся организационных структур.

Таким образом, весьма вероятно, что 11-е (космическое) боевое командование в структуре вооруженных сил будет преобразовано в шестую ветвь сил, наряду с армией США (сухопутными войсками), флотом, ВВС, Корпусом морской пехоты и Береговой охраной. Благо, как мы видим, фронт работ для него уже нарезан серьезный.

Константин Богданов, обозреватель РИА Новости.

Тридцать лет назад президент США Рональд Рейган провозгласил "Стратегическую оборонную инициативу" (СОИ), известную также как "программа Звездных войн". Проект оказался в значительной степени дутым, заявленные результаты так и не были достигнуты.

Многослойного противоракетного зонтика США не создали. Однако легче от этого Советскому Союзу не стало: нагрузка военных расходов и структурные диспропорции в промышленности уверенно вели страну к кризису.

Советская "оборонка" жила широко: руководство страны давало практически все, что она просила по тем направлениям, которые всерьез беспокоили высшие сферы ЦК. К 1988 году до 75% всех расходов на НИОКР в СССР осуществлялись в рамках оборонной тематики.

Сошлемся на мнение Анатолия Басистова, конструктора московской системы ПРО А-135. В конце 1970-х ему в ЦК задали вопрос о том, можно ли создать надежную систему отражения массированного ракетно-ядерного нападения. И тут, по воспоминаниям Басистова, он понял одну вещь: если конструктор сейчас ответит партии "да, можно" — ему прямо на стол выложат любые затребованные ресурсы под эксперименты на решение этой задачи.

В тот раз Басистов сказал "нет, нельзя". Но отраслевой механизм было уже не переделать, он работал по своим законам. Тем более что вон, американцы говорят — можно…

И, самое главное, башня из слоновой кости, внутри которой в конце 1980-х постоянно работало не менее десяти миллионов человек (не считая эпизодически кормившихся с военных программ по договорам) — самых обыкновенных, но очень хорошо оплачиваемых людей — формировала ощущение стабильности. Того, что так и должно быть впредь.

А основания для этого становились все более призрачными.

Золотые слесари небогатой страны

Последний начальник советской внешней разведки Леонид Шебаршин вспоминал, как их, высшее руководство КГБ, на излете перестройки погнали на встречи с рабочими крупных заводов. Шебаршин приехал на московский авиастроительный завод "Знамя труда" —ведущее предприятие в кооперации МиГа.

"А вы сколько получаете, товарищ генерал?" — ядовито поинтересовались из зала после выступления. "1300 рублей", — честно признался Шебаршин. После некоторого оживления с галерки раздался голос: "Да у нас слесарь может столько заработать"…

Юрий Яременко, с конца 1980-х — директор Института народнохозяйственного прогнозирования, описывая эту ситуацию, подмечал, что основной "урон" от советской "оборонки" 1980-х годов был даже не в деньгах, которые в нее уходили. ВПК тянул на себя все лучшее, что было в небогатой стране. В первую очередь — квалифицированные кадры, но он также претендовал на качественные материалы, требовал самое передовое оборудование и технологии.

На втором месте в системе приоритетов стояли нужды сырьевиков и энергетиков. Гражданскому машиностроению и промышленности ТНП доставались объедки: из людей — кого не взяли военные, из оборудования — что удалось выбить, материалы — ну, берите, что есть… На качестве продукции это сказаться не замедлило, равно как и на усугубляющемся отставании технологического уровня промышленности от Запада и Японии.

Обеспечить трансфер высоких технологий советского оборонного машиностроения в гражданский сектор не позволяла не только укоренившаяся феодальная логика директората, привыкшего под предлогом решения задач государственной важности "вырубать" себе изолированные домены кооперации и сидеть на них полновластными баронами, ответственными только перед главками профильных министерств и партией. Дело в том, что главки и партия тоже ничего слышать не желали.

Тот же Яременко вспоминал, что целостные программы сокращения военных расходов с одновременной продуманной конверсией высокотехнологичных оборонных мощностей и подготовленных кадров на массовый выпуск гражданских товаров длительного пользования (качественной бытовой техники, проще говоря) подавались наверх с первой половины 1980-х. Там их демонстративно не замечали… а потом выделяли новые и новые ресурсы на ВПК.

Оборонные директора брали программы выпуска гражданской продукции на свои предприятия "в нагрузку", но не видели в них приоритета и работали с ними по остаточному принципу. Военные программы оплачивались лучше, и интересовали их больше.

Икона отечественной оборонки, Юрий Дмитриевич Маслюков, человек, который сделал для промышленности СССР и для экономики России немало хорошего, — и тот в 1987 году, по словам Яременко, заявил, что разговоры об избыточном выделении ресурсов военному производству пустопорожни, ибо советская "оборонка" отстала и, наоборот, требует дополнительных вливаний.

Это сказал глава Военно-промышленной комиссии Совмина — начальник штаба "девятки" оборонных министерств, главный отраслевой координатор и ответственный за определение направлений работ по оборонной тематике. В следующем году, не уходя с этой должности, Маслюков станет главой всего советского Госплана…

"В общем, он лопнул"…

Какая уж тут СОИ? Эффект расточительства от противодействия надуманным угрозам СОИ — комариный укус на фоне ресурсопоглощающего маховика, разогнанного еще во второй половине 1970-х солидарными усилиями оборонного комплекса и другой иконы ВПК, бывшего секретаря ЦК по оборонным вопросам, военного министра Дмитрия Федоровича Устинова.

Так что Рейган плохо знал советский директорат и руководство "девятки". Даже если бы программы СОИ не было провозглашено, ее бы тем или иным способом выдумали.

Сущность экономической катастрофы СССР крылась не в нефти, не в СОИ и не в американцах. Не в "предателях родины", "младореформаторах", "иудах Горбачеве и Ельцине" и т.п. Проблема была в том, что в экономике сформировался огромный самозамкнутый сектор, привыкший тянуть на себя одеяло и требовать больше, больше, больше…

Его надо было аккуратно разомкнуть, плавно перевести значительную часть его огромных возможностей на обеспечение повседневных нужд всей страны. Но те, кто понимал общую картину — руководители ВПК от заводов через министерства до Совмина и ЦК — молчали. Ибо их все устраивало, и пробиваться сквозь межведомственную грызню при структурной перестройке экономики не хотелось. Да и была ли такая возможность?

А принимать решения в той системе коллективной безответственности, что сложилась в позднем СССР, никто не хотел. И все боялись нового витка холодной войны, поэтому лавировали между жестким давлением "почуявшего кровь" Вашингтона на переговорах по разоружению и солидарным запросом собственного директората — уступали, уворачивались, откладывали в долгий ящик.

В итоге, если пользоваться военными аналогиями, вместо аккуратного разминирования "оборонки" получилась ликвидация методом подрыва, от которой разнесло не только ВПК, но и вообще всю советскую экономику — вместе со страной.

Рейган мог записывать себе победу. И кому какое дело, что совершенно незаслуженно?

То, чем планировалось втоптать в прах красную империю...

Современное поколение мало что помнит (а скорее всего просто не знает) о существовавшей в 1980-е годы программе Стратегическая Оборонная Инициатива. В английском варианте она звучала как Strategic Defense Initiative или сокращенно SDI. В Советском Союзе прижилось другое название – СОИ.

Так вот, с 23 марта 1983 года этой СОИ пугали как советских, так и американских граждан. Но если в первом случае это означало нарушение паритета в противоракетной обороне, то во втором “советская ядерная угроза” вышла на новый качественный уровень.

Для людей незнакомых с СОИ проведу краткий ликбез. Смысл программы, инициированной МО США и администрацией президента Р.Рейгана, заключался в развертывании на орбите целой армии спутников, назначением которых было уничтожение советских баллистических ракет. То, что советские ракеты неприменно отправятся к США американцев убеждали уже давно, но именно “рейгановцы” убедили всех в том, что это неизбежно. Фильмы вроде “Красного рассвета” (1984) как бы ненавязчиво предупреждали обывателей, что расслабляться категорически нельзя.

Прорабатывалось сразу несколько вариантов оборонительных систем, включая противоракеты наземного и космического базирования, но самым одиозным проектом были конечно же боевые лазеры(!) Часть этих разработок была реализована в виде прототипов, но до уровня полноценных испытаний в космическом пространстве дошли далеко не все из них. Помню, в конце 1980-х гг. в программе “Время” показывали репортаж о несчастном случае на орбите – американский боевой спутник по ошибке сбил спутник связи. Даже компьютерная анимация присутствовала с фактом поражения несчастного “связиста” ракетой.

Но самое главное – были составлены подробные схемы и нарисованы сотни рисунков, красочно изображавших уничтожение баллистических ракет боевыми спутниками. С трибун Конгресса и Сената неоднократно заявлялось, что только с помощью СОИ можно остановить агрессию Советов. На разработки были потрачены миллиарды долларов и…

Как оказалось, всё это было сделано лишь для того, чтобы подорвать экономику СССР, которая новой гонки просто не выдержала. Как это реализовать все разработки по СОИ на техническом уровне американские инженеры-конструкторы представляли себе не очень ясно, хотя этого от них особо не требовалось.

В 1984-1986 гг. в советском правительстве возобладало мнение, что на СОИ требуется адекватно ответить. Несмотря на то, что агентура предупреждала о несостоятельности программы “Звездных войн”, были выделены огромные материальные средства и что интересно, определенный успех был достигнут. В некоторых аспектах советские специалисты даже обогнали американцев, поскольку делали всё всерьёз и надолго. И вот тут последовал новый удар – горбачевская Перестройка…

Впрочем, о СОИ подробно мы расскажем ниже, а пока, как говорится, слайды.









Данный проект получил название «Стратегическая оборонная инициатива» (СОИ), но с легкой руки журналистов она стала более известна публике, как «программа Звездных войн». Существует легенда, что идея подобного проекта пришла в голову Рейгану после просмотра очередной серии космической оперы Джорджа Лукаса. Несмотря на то что СОИ так и не была реализована, она стала одной из самых известных военных программ в истории человечества и оказала значительное влияние на исход Холодной войны.

Эта программа предполагала создание мощного противоракетного «зонтика», основные элементы которого находились на околоземной орбите. Главной целью Стратегической оборонной инициативы было завоевание полного господства в космическом пространстве, которое бы позволило уничтожать советские баллистические ракеты и боевые блоки на всех этапах их траектории. «Кто владеет космосом, тот владеет миром», - любили повторять защитники этой программы.

Первоначально «программой Звездных войн» занимались исключительно американцы, но чуть позже к ней подключились основные союзники США по блоку НАТО, в первую очередь Британия.

Сказать, что Стратегическая оборонная инициатива была амбициозным проектом, - это значит не сказать ничего. По своей сложности она не идет ни в какое сравнение даже с такими знаменитыми программами, как «Манхэттенский проект» или «Аполлон». Только небольшая часть компонентов СОИ должна была использовать более-менее известные и проверенные на тот момент военные технологии (противоракеты), основу же ударной мощи «Звездных войн» должно было составить оружие, разработанное на новых физических принципах.

Стратегическая оборонная инициатива так и не была реализована на практике. Масштаб технических проблем, вставших перед разработчиками, заставил американское руководство тихо свернуть программу через десять лет после ее эффектной презентации. При этом она не дала практически никаких реальных результатов. Суммы, потраченные на реализацию «Звездных войн», впечатляют: некоторые эксперты считают, что СОИ обошлась американскому налогоплательщику в 100 млрд долларов .

Естественно, что в ходе работ над программой были получены и отработаны новые технологии и конструкторские решения, однако, учитывая объем вложений и широкую пиар-кампанию, это выглядит явно недостаточно. Многие наработки позже были использованы при создании существующей системы ПРО США. Главное, что поняли американские конструкторы и военные – на современном уровне развития технологий нетрадиционные способы перехвата МБР не являются эффективными. Поэтому нынешняя противоракетная оборона строится на старых проверенных противоракетах. Лазеры, рельсотроны, спутники-камикадзе и сегодня являются скорее любопытной экзотикой, чем реальным и эффективным оружием.

Однако, несмотря на почти полное отсутствие технических результатов, СОИ имела весьма важные политические последствия. Во-первых, начало разработок космической системы ПРО еще более ухудшило отношения между двумя сверхдержавами – США и СССР. Во-вторых, данная программа еще больше ужесточила споры вокруг ракет баллистических средней дальности, которые в тот момент активно разворачивали обе противоборствующие стороны. Ну и самым главным является тот факт, что советское военное и политическое руководство поверило в реальность реализации Стратегической оборонной инициативы и еще отчаяннее включилось в гонку вооружений, на которую у СССР в тот момент уже просто не было сил. Итог был печален: экономика огромной страны не выдержала такого перенапряжения, и в 1991 году СССР перестал существовать .

Советские ученые неоднократно сообщали руководству о невозможности реализации программы СОИ , но кремлевские старцы попросту не захотели их слушать. Так что если рассматривать Стратегическую оборонную инициативу, как масштабный блеф американских спецслужб (это любимая тема отечественных конспирологов), то эта стратегия действительно удалась. Однако, вероятно, что истина несколько сложнее. Вряд ли США стали бы затевать такую дорогостоящую программу, только чтобы разорить Советский Союз. Она принесла значительные политические бонусы президенту Рейгану и его команде, а также огромные барыши в карман воротилам из военно-промышленного комплекса. Так что об отсутствии реальных результатов Стратегической оборонной инициативы, наверное, мало кто горевал.

Напоследок можно сказать, что США так и не отказались от идеи создать противоракетный «зонтик», способный защитить их страну от возможного ядерного удара (в том числе и массированного). В настоящее время полным ходом идет развертывание многоуровневой системы ПРО, которая куда более реальна, чем «Звездные войны» президента Рейгана. Подобная активность американцев вызывает в Кремле не меньшую озабоченность и раздражение, чем тридцать лет назад, и существует большая вероятность, что теперь уже Россия будет вынуждена включиться в новую гонку вооружений.

Ниже будет дано описание основных компонентов системы СОИ, причины, по которым тот или иной компонент так и не был реализован на практике, а также как в дальнейшем развивались идеи и технологии, заложенные в программе.

История программы СОИ

Разработка систем противоракетной обороны началась практически сразу после окончания Второй мировой войны. Советский Союз и США по достоинству оценили эффективность немецкого «оружия возмездия» - ракет « » и « », поэтому уже в конце 40-х годов в обеих странах занялись созданием защиты от новой угрозы.

Первоначально работы носили больше теоретический характер, так как первые боевые ракеты не обладали межконтинентальной дальностью и не могли поражать территорию потенциального противника.

Однако вскоре ситуация изменилась кардинально: в конце 50-х годов и у СССР, и у США появились межконтинентальные баллистические ракеты (МБР), способные донести ядерный заряд на другое полушарие планеты. С этого момента именно ракеты стали основным средством доставки ядерного оружия.

В США первая стратегическая система ПРО MIM-14 Nike-Hercules была введена в эксплуатацию уже в конце 50-х годов. Поражение боевых блоков МБР происходило за счет противоракет с ядерной боевой частью. На смену «Геркулесу» пришел более совершенный комплекс LIM-49A Nike Zeus, который также уничтожал вражеские боеголовки с помощью термоядерных зарядов.

Работы по созданию стратегической противоракетной обороны проводились и в Советском Союзе. В 70-е годы была принята на вооружение система ПРО А-35, предназначенная для защиты Москвы от ракетной атаки. Позже она была модернизирована, и до самого момента распада СССР столица страны всегда была прикрыта мощным противоракетным щитом. Для уничтожения вражеских МБР советские системы ПРО также использовали противоракеты с ядерной боевой частью.

Тем временем наращивание ядерных арсеналов шло невиданными темпами, и уже к началу 70-х годов сложилась парадоксальная ситуация, которую современники называли «ядерным тупиком». Обе противоборствующие стороны имели столько боеголовок и ракет для их доставки, что могли уничтожить своего противника несколько раз. Выход из него виделся в создании мощной противоракетной обороны, которая могла бы надежно защитить одного из участников конфликта в ходе полномасштабного обмена ракетно-ядерными ударами. Страна, обладающая такой системой ПРО, получила бы значительное стратегическое преимущество над своим оппонентом. Однако создание подобной обороны оказалось беспрецедентно сложной и дорогой задачей, превосходящей любые военно-технические проблемы ХХ столетия.

В 1972 году между СССР и США был подписан важнейший документ – Договор об ограничении систем противоракетной обороны, который и сегодня является одной из основ международной ядерной безопасности. Согласно этому документу, каждая из сторон могла развернуть только две системы ПРО (позже количество было уменьшено до одной) с максимальным боезапасом в сто противоракет. Единственная советская система ПРО защищала столицу страны, а американцы прикрыли противоракетами район дислокации своих МБР.

Смысл этого договора заключался в том, что, не имея возможности создать мощную систему противоракетной обороны, каждая из сторон была беззащитна перед сокрушительным ответным ударом , и это являлось лучшей гарантией от необдуманных решений. Это называется принцип взаимного гарантированного уничтожения , и именно он уже много десятилетий надежно бережет нашу планету от ядерного Армагеддона.

Казалось, что данная проблема решена на долгие годы и установившийся статус-кво устраивает обе стороны. Так было до начала следующего десятилетия.

В 1980 году президентские выборы в США выиграл политик-республиканец Рональд Рейган, который стал одним из самых принципиальных и непримиримых противников коммунистической системы. В те годы советские газеты писали, что к власти в США пришли «наиболее реакционные силы американского империализма во главе с Рейганом».

Химические лазеры . Еще одним «нетрадиционным» компонентом СОИ должны были стать лазеры с химической накачкой, размещенные на околоземной орбите, в воздухе (на самолетах) или на земле. Наиболее примечательны были «звезды смерти» - орбитальные станции с лазерными установками мощностью от 5 до 20 мВт. Они должны были уничтожать баллистические ракеты на ранних и средних участках их траектории.

Задумка была весьма неплохой – на начальных этапах полета ракеты очень заметны и уязвимы. Стоимость же одного лазерного выстрела сравнительно невелика и станция может произвести их множество. Однако была одна проблема (она не решена и сегодня): отсутствие достаточно мощных и легких энергетических установок для подобного оружия. В середине 80-х был создан лазер MIRACL, даже были проведены довольно успешные его испытания, но основная проблема так и не была решена.

Лазеры воздушного базирования планировали устанавливать на транспортных самолетах и уничтожать с их помощью МБР сразу после взлета.

Любопытным был проект еще одного компонента Стратегической оборонной инициативы – лазеров наземного базирования. Чтобы решить проблему низкой энерговооруженности лазерных боевых комплексов, их предложили размещать на земле, а луч передавать на орбиту с помощью сложной системы зеркал, которые бы и направляли его на взлетающие ракеты или боевые блоки.

Таким образом решался целый комплекс проблем: с накачкой энергией, теплоотводом, защищенностью. Однако размещение лазера на земной поверхности приводил к огромным потерям во время прохождения луча через атмосферу. Было подсчитано, что для отражения массированной ракетной атаки, нужно использовать не менее 1 тыс. гигаватт электроэнергии, собранной в одной точке буквально за несколько секунд. Энергетическая система США просто бы не «потянула» такую нагрузку.

Пучковое оружие. Под этим средством поражения понимались системы, уничтожающие МБР потоком элементарных частиц, разогнанных до околосветовых скоростей. Подобные комплексы должны были выводить из строя электронные системы ракет и боеголовок. При достаточной мощности потока пучковое оружие способно не только выводить из строя автоматику противника, но и физически уничтожать боевые блоки и ракеты.

В середине 80-х годов были проведены несколько испытаний суборбитальных станций, оснащенных пучковыми установками, однако из-за их значительной сложности, а также неумного энергопотребления эксперименты были прекращены.

Рельсотроны. Это вид оружия, которое разгоняет снаряд за счет силы Лоуренса, его скорость может достигать нескольких километров в секунду. Рельсотроны также планировали размещать на орбитальных платформах или в наземных комплексах. В рамках СОИ существовала отдельная программа по рельсотронам – CHECMATE. В ходе ее реализации разработчикам удалось добиться заметных успехов, но создать работающую систему ПРО на базе электромагнитных пушек так и не получилось.

Исследования в области создания рельсотронов продолжились и после закрытия программы СОИ, но только несколько лет назад американцы получили более-менее приемлемые результаты. В ближайшем будущем электромагнитные пушки будут размещены на боевых кораблях и наземных системах ПРО. Создать орбитальный рельсотрон не получится и в наши дни – слишком много энергии необходимо для его работы.

Спутники-перехватчики. Еще одним элементом, который планировали включить в систему СОИ. Поняв всю сложность создания лазерных систем перехвата ракетного оружия, в 1986 году конструкторы предложили сделать основным компонентом системы СОИ миниатюрные спутники-перехватчики, которые поражали бы цели прямым столкновением.

Этот проект получил название «Бриллиантовая галька». Их планировали запустить огромное количество – до 4 тыс. штук. Эти «камикадзе» могли атаковать баллистические ракеты на взлете или на этапе отделения боеголовок от МБР.

По сравнению с остальными проектами Стратегической оборонной инициативы, «Бриллиантовая галька» был технически выполним и имел приемлемую стоимость, поэтому вскоре он стал рассматриваться в качестве одного из основных элементом системы. Кроме того, в отличие от орбитальных станций, крошечные спутники-перехватчики были малоуязвимы для удара с земли. Этот проект базировался на проверенных технологиях и не требовал серьезных научных изысканий. Однако по причине окончания Холодной войны он так и не был реализован.

Противоракеты . Наиболее «классический» элемент программы СОИ, изначально его планировали использовать в качестве последнего рубежа противоракетной обороны. Еще в начале программы было принято решение отказаться от традиционных для этого времени ядерных боевых частей противоракет. Американцы посчитали, что взрывать мегатонные заряды над своей территорией – это не самая хорошая идея и занялись разработкой кинетических перехватчиков.

Однако они требовали точного прицеливания и определения цели. Чтобы немного облегчить задачу компанией Lockheed была создана специальная раскладная конструкция, которая за пределами атмосферы разворачивалась наподобие зонтика и увеличивала вероятность поражения цели. Позже этой же фирмой была создана противоракета ERIS, которая в качестве перехватчика имела надувную конструкцию октагональной формы с грузами на концах.

Проекты создания противоракет были закрыты в начале 90-х годов, однако благодаря программе СОИ американцы получили огромный практический материал, который был использован уже при реализации проектов системы ПРО.

Советский ответ «Звездным войнам»

А как же Советский Союз реагировал на развертывание системы СОИ, которая, по замыслу ее создателей, должна была лишить его возможности нанести по своему главному противнику сокрушительный ядерный удар?

Естественно, что активность американцев была сразу же замечена высшим советским руководством и воспринята им, мягко говоря, нервно. В СССР приступили к подготовке «асимметричного ответа» на новую американскую угрозу. И, надо сказать, что на это были брошены лучшие силы страны. Основную роль в его подготовке сыграла группа советских ученых под руководством вице-президента Академии наук СССР Е. П. Велихова.

В рамках «асимметричного ответа» СССР на развертывание программы СОИ в первую очередь планировалось повысить защищенность пусковых шахт МБР и стратегических ядерных ракетоносцев, а также общую надежность системы управления советскими стратегическими силами. Вторым направлением нейтрализации заокеанской угрозы стало повышение способности советских СЯС преодолевать многоэшелонированную систему противоракетной обороны.

В единый кулак были собраны все средства тактического, оперативного и военно-стратегического порядка, что давало возможность нанести достаточный удар даже при упреждающей атаке со стороны противника. Была создана система «Мертвая рука», которая обеспечивала запуск советских МБР даже при уничтожении противником высшего руководства страны.

Кроме всего вышеперечисленного, велись работы и над созданием специальных инструментов для борьбы с американской ПРО. Некоторые элементы системы были признаны уязвимыми для радиоэлектронного подавления, а для уничтожения элементов СОИ космического базирования разрабатывались различные типы противоракет с кинетическими и ядерными боевыми частями.

В качестве средств противодействия космической составляющей системы СОИ рассматривались высокоэнергетические наземные лазеры, а также космические аппараты с мощным ядерным зарядом на борту, который мог не только физически уничтожить орбитальные станции противника, но и ослепить его РЛС.

Также против орбитальных станций группа Велихова предлагала использовать металлическую шрапнель, запущенную на орбиту, а для борьбы с лазерами – аэрозольные облака, поглощающие излучение.

Однако главным было другое : на момент объявления президентом Рейганом о создании программы СОИ у Советского Союза и США было по 10-12 тыс. ядерных боезарядов только на стратегических носителях, которые даже теоретически нельзя остановить никакой противоракетной обороной даже в наши дни . Поэтому, несмотря на широкую рекламную кампанию новой инициативы, американцы так и не вышли из Договора по ПРО, а «Звездные войны» тихо канули в Лету в начале 90-х.

Копия чужих материалов

Холодная война являлась не только крупнейшим геополитическим событием XX века, но и стала сильнейшим катализатором научного прорыва в области военных технологий. Соперничество двух сверхдержав породило виток гонки вооружений, которая вылилась в массу прорывных технологий и концепций.

Яркой военной концепцией стала программа, выдвинутая тогдашним президентом США Рональдом Рейганом «Стратегическая Оборонные Инициативы». Также такая программа получила яркое название в прессе - «Программа звездных войн» СОИ.

Стратегическая оборонная инициатива

Программа «Стратегическая оборонная инициатива» США предусматривала активное использование вооружений в космическом пространстве. Околоземная орбита Земли не была активно задействована в военных целях (кроме использования спутников шпионов).

США первыми задумались о выводе системы вооружений на орбиту.

Для отработки нападения либо защиты от нападения со стороны СССР. Кроме того, на программу «Звездные войны» возлагали большие надежды не только военные, но и частные компании, связанные с космосом, так как это сулило многомиллиардные контракты.

Сущность программы заключалась в уничтожении ядерных боеголовок противника на околоземной орбите, тем самым создавая надежную систему противоракетной обороны по периметру всей территории.

Ядерная доктрина США рассчитана и предполагает нанесение ядерного удара как ограниченной, так и полной мощности первыми, в случае угрозы национальным интересам даже за пределами собственной территории.

Советская доктрина предполагала массированный ответный удар.

Стремление полностью обезопасить территорию всей страны также имело немало политических выгод для администрации президента. Прежде всего программа «Звездных войн» связана с тем, что наличие подобной системы обороны позволило бы США уверенно диктовать свою волю не только Советскому Союзу, но и всему миру, что означало бы мировую гегемонию.

После разрядки между СССР и США в 70 годах наступил очередной виток враждебной конфронтации и еще большего вооружения обеих стран. Американцы, разрабатывая планы нанесения удара по территории СССР, боялись лишь ответных действий, так как ответный удар ядерным оружием со стороны СССР со 100% вероятностью полностью уничтожил бы США как государство. Именно поэтому в США и начали предпринимать шаги по созданию гарантированного средства защиты.

Проект предполагал наличие целого ряда средств поражения боеголовок.

Начало разработки в США программы СОИ осуществлялось еще в конце 70 годов, естественно, в режиме строгой секретности. Рейган, объявляя в своей знаменитой речи об империи зла и программе «Звездных войн», делал лишь рекламный ход - концепция ни тогда, ни сейчас не может быть реализована на нынешнем уровне развития технологий.

Разработка проходила также в режиме высокой секретности на протяжении всех 80-х годов и потребовала финансирования в несколько десятков миллиардов долларов.

Политическое руководство в лице Рейгана торопило ученых и работы по программе «Звездных войн» шли сразу в нескольких альтернативных направлениях. Проходили испытания электромагнитного, лазерного и оружия на иных физических принципах.

Над американской СОИ работали все оборонные предприятия.

Конечной целью проекта являлось полное покрытие территории Северной Америки и максимальная минимизация урона.

Планировалось закончить изготовление и внедрение комплекса до конца 90-х годов, в это время система ПРО охватывает большую часть территории страны. Однако, разработчики программы СОИ в 1983 году столкнулись с массой проблем, которые не позволили в итоге реализовать проект.

Эти проблемы носили как финансовый характер, так и чисто прикладной - невозможность реализации некоторых стадий СОИ в США при уровне технологического развития. Итогом стало полное фиаско программы «Звездные войны».


Разработка программы закончилась в конце 80-х годов. По некоторым данным, на нее было потрачено около 100 млрд долларов. Однако, несмотря на провал внедрения данной системы, наработки успешно применялись в иных оборонных областях. Нынешняя система ПРО, размещенная в Европе, является лишь маленькой частью нереализованных планов американцев.

Компоненты СОИ

Программа СОИ «Звездные войны» Рейгана представляла сочетание нескольких составных частей, в которые входили:

  • Наземная часть - составляла каркас системы.

С земли осуществляется управление автоматизированными процессами наведения и уничтожения боеголовок. Управление данными процессами осуществляется системами комплекса противоракетной обороны США - NORAD. Этот центр управления координирует действия космических объектов, отслеживать угрозу в виде одиночных или массированных пусков вражеских ракет и принимать окончательное решение об ответном ударе и использовании системы ПРО.

После получения сигнала из космоса или наземных РЛС о начале массового запуска система противоракетной обороны активирует пусковые шахты наземного базирования с ядерными боеголовками с помощью сигнала и подготовить ракеты к старту.

Сигнал об угрозе рассылался во все органы и военные части.

Кроме того, сигнал получали и спутники на орбите, которые должны были ретранслировать сигнал на орбитальные элементы системы ПРО об уничтожении подлетающих баллистических ракет. Орбитальные элементы должны определенным способом (электромагнитным, лазерным, волновым или же ракетами перехватчиками, расположенными на орбитальных боевых платформах).

  • Наземная система перехвата должна была стать вторым и последним эшелоном уничтожения вражеских ракет , после их прохождения космической ПРО.

Система по договору между США и СССР прикрывает оперативные районы - Вашингтон и база на горе Шайенн (NORAD). В действительности функционирует лишь вторая система ПРО.

Часть представляет собой пусковые установки со специализированными ракетами, которые способны перехватывать носители на низкой высоте. Такие боеприпасы сами снабжены ядерным зарядом (так как точность перехвата при огромной скорости боеголовки невысока и для уверенного перехвата требуется покрытие по площадям).

  • Главной составляющей должна была стать группировка космических аппаратов различного принципа действия.

Аппараты предполагалось разделить на два основных типа: спутники, которые сигнализируют о начале ядерной атаки и устройства, которые должны выводить из строя прилетающие боеголовки на околоземной орбите при помощи определенного вида излучения.

Тип уничтожение ядерных боеприпасов оставался открытым на повестке дня - проводились различные эксперименты с лазерным оружием, излучением электромагнитных волн и иными. В результате ни один из видов не гарантировал 100% уничтожения боеголовки, что послужило главной причиной отмены все программы.

Ни один из видов не гарантировал 100% уничтожения боеголовки.

Спутники должны сбивать ракеты еще на подлете, без причинения существенного урона территории США.


СОИ — это система уничтожения целей боевыми космическими аппаратами

После уничтожения боеголовок предполагалось направляющим ударом уничтожить стратегические объекты на территории СССР или же в случае нанесения удара первым и отражения остаточного удара советской армии. Также данные устройства должны были вывести из строя советскую космическую орбитальную группировку, тем самым ослепив противника.

После заявления Рейгана в 1983 году о начале работы над проектом «Звездные войны» советское руководство сильно обеспокоилось угрозой нейтрализации ответного ядерного удара и приняло решение о разработке ответных мер. В создании этой системы участвовали известные оборонные КБ страны.

Изменения касались разработки нового типа межконтинентальных ракет, способных преодолеть большинство компонентов ПРО. Также усовершенствования коснулись системы управления войсками в случае вывода основных узлов управления из строя.

в этом году на вооружение была принята новая ракета под индексом р-36М «Воевода»

Такие работы увенчались полным успехом. К 1985 году на вооружение была принята новая ракета под индексом р-36М «Воевода», получившая на западе название «Сатана» модернизированная с момента внедрения в 1970 году. Ядерный боеприпас наделен высокими скоростными характеристиками.

Ракета базируется в шахте и во время старта имеет минометный тип выброса, что позволяет развить стартовую скорость в 230 км/ч (благодаря конструкции двигателей ракета стартует даже в условиях ядерного облака).

После разгона ракета выходит на околоземную орбиту и отстреливает тепловые ловушки (проблему борьбы с ложными целями американцам решить не удалось). Спускаясь по орбите, боеголовка разделяется на 10 боевых частей, каждая из которых несет заряд мощностью в 1 мегатонну (эквивалента тротила хватит для уничтожения города миллионника).

Также разработана система управления стратегическим вооружением, получившая название «Периметр», а на западе «Мертвая рука». Принцип ее действия заключался в следующем: на орбите в режиме постоянного мониторинга барражируют две ракеты с аппаратной частью, которые сигнализируют о запуске ракет с территории противника.

В ракетах установлены датчики, которые проводят постоянный мониторинг ситуации на изменения атмосферного давления, погодных условий, изменение магнитного поля и другие параметры, которые указывают на начало массированной ядерной атаки. Информация передается на центр управления.

Также при отсутствии ответа из центра (при уничтожении командных пунктов противником) элементы комплекса сами направляют коды запуска боеголовок на шахты, стратегическим бомбардировщикам и атомным подводным лодкам, где запуск производится либо с помощью экипажей, либо автоматически.

Принцип работы заключается в неотвратимости ответного удара даже без участия человека, поэтому американская сторона после окончания холодной войны настояла на упразднении комплекса «Периметр».

Как показывает история, принятие программы СОИ на деле оказалось операцией по дезинформации противника с целью вовлечения СССР в гонку вооружений. Холодная война нанесла могучей державе сокрушительное поражение, уничтожив экономику и страну.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: