Почему символом супружеской любви и верности стали святые петр и феврония. Петр и феврония как символ дня семьи, любви и верности

Несмотря на то, что святые Петр и Феврония жили в начале далекого 13-го века, День семьи, любви и верности - праздник очень молодой. В 2008 году супруга премьер-министра Дмитрия Медведева Светлана выдвинула инициативу этого торжества, и она была поддержана Государственной Думой. Кстати, именно Светлана Владимировна придумала и символ этого дня - ромашку.

Фото: www.globallookpress.com

Так были ли на самом деле такие исторические личности как Петр и Феврония, или это все дань легенде?

Сказка об огненном змее и мудрой деве

В летописях, по утверждению историков, такого исторического персонажа как князь Петр Муромский не существует. Однако был князь Давид Муромский и его супруга, которые в старости приняли постриг, и в иночестве назывались Петром и Февронией.

Супруги были канонизированы в 1547 году и только после этого на свет появилось сочинение Ермолая Еразма, одного из великих летописцев, «Повесть о Петре и Февронии», именно эта Повесть и лежит в основе всех легенд, рассказывающих о беспримерном супружеском союзе и супружеской верности.

На самом деле, эта Повесть основана на двух древних русских сказаниях - сказка о летающем огненном змее и сказ о мудрой деве.

Но обо всем по порядку. Прежде чем рассказывать о Петре и Февронии, нужно вспомнить, что у Петра был старший брат - князь Павел. Именно история его супружеской жизни и послужила началом всех событий: «…крылатый змей стал летать к жене того князя на блуд. И волшебством своим перед ней он являлся в образе самого князя. Долго продолжалось такое наваждение. Жена же этого не скрывала и рассказала обо всем, что с ней произошло, князю, мужу своему. Злой змей же силой овладел ею».

Павел стал искать способы, как уничтожить змея, и его жена обманом выведала у змея, что умрет он «от Петровой руки и Агрикова меча».

Пошел Павел к брату Петру и рассказал ему о своей беде, вот только не знали братья, что такое «Агриков меч». Но и здесь Бог помог благонравным братьям - в одной из церквей под Муромом обнаружился такой меч. Когда Петр убивал змея, кровь брызнула на него и заболел младший князь проказой.

Петр убивает змея Фото: Commons.wikimedia.org

Долгое время Петр безрезультатно лечился, пока не сказали ему, что помочь ему может дочь бортника и Рязанской области Феврония. Девушка пообещала помочь князю, а за услугу просила, чтобы он на ней женился. Петр согласился, Феврония вылечила его, но специально не залечила одну язву. Вернувшись домой Петр и не думал выполнить свое обещание, так как Феврония была простолюдинкой и болезнь возобновилась.

Второй раз приехав к Февронии, князь исполнил обещанное и женился на девушке.

Не проста была жизнь супругов, после кончины старшего брата на муромский престол взошел Петр. Бояре были очень недовольны тем, что княгиня крестьянского рода и вынудили Петра отказаться от престола.

Притча о воде

Супруги уехали из Мурома, плывя по Оке на лодке Феврония заметила, что один из попутчиков смотрит на нее с нескрываемым интересом.

«Она же, сразу угадав его дурные мысли, обличила его, сказав ему: «Зачерпни воды из реки сей с этой стороны судна сего». Он почерпнул. И повелела ему испить. Он выпил. Тогда сказала она снова: «Теперь зачерпни воды с другой стороны судна сего». Он почерпнул. И повелела ему снова испить. Он выпил. Тогда она спросила: «Одинакова вода или одна слаще другой?» Он же ответил: «Одинаковая, госпожа, вода». После этого она промолвила: «Так и естество женское одинаково. Почему же ты, позабыв про свою жену, о чужой помышляешь?» И человек этот, поняв, что она обладает даром прозорливости, не посмел больше предаваться таким мыслям».

А потом и жители Мурома догнали князя и княгиню и рассказали им сколько бояр поубивали друг друга в борьбе за княжество и упросили супружескую пару вернуться на престол. Те и правили они еще долгое время в благочестии и верности.

Памятник Петру и Февронии Фото: wikimapia.org

На склоне лет они решили удалиться на покой в монастырь, Петр взял имя Давид, и Феврония стала в иночестве Ефросиньей.

Молили они Бога умереть в один день и час, так оно и случилось - 25 июня 1228 гожа супруги скончались. Несмотря на то, что завещали они похоронить их в одном гробу с тоненькой перегородкой, их похоронили отдельно, но уже на следующий день они вновь оказались вместе.

«После преставления их решили люди тело блаженного князя Петра похоронить в городе, у соборной церкви пречистой Богородицы, Февронию же похоронить в загородном женском монастыре, у церкви Воздвижения честного и животворящего креста, говоря, что так как они стали иноками, нельзя положить их в один гроб. И сделали им отдельные гробы, в которые положили тела их: тело святого Петра, нареченного Давидом, положили в его гроб и поставили до утра в городской церкви святой Богородицы, а тело святой Февронии, нареченной Ефросинией, положили в ее гроб и поставили в загородной церкви Воздвижения честного и животворящего креста. Общий же их гроб, который они сами повелели высечь себе из одного камня, остался пустым в том же городском соборном храме пречистой Богородицы. Но на другой день утром люди увидели, что отдельные гробы, в которые они их положили, пусты, а святые тела их нашли в городской соборной церкви пречистой Богородицы в общем их гробе, который они велели сделать для себя еще при жизни. Неразумные же люди как при жизни, так и после честного преставления Петра и Февронии пытались разлучить их: опять переложили их в отдельные гробы и снова разъединили. И снова утром оказались святые в едином гробе. И после этого уже не смели трогать их святые тела и погребли их возле городской соборной церкви Рождества святой Богородицы, как повелели они сами - в едином гробе, который бог даровал на просвещение и на спасение города того: припадающие с верой к раке с мощами их щедро обретают исцеление».

Вот такая легенда, причем интересно и то, что согласно преданию Петр взял в иночестве имя реально существовавшего князя Муромского Давида Юрьевича. Так переплетаются быль и небыль.

С 1547 года Петр и Феврония считаются покровителями православного брака, хотя свадьбы в этот день не играют, так приходится день их поминовения на Петров пост.



К сожалению, немногие знают о православном празднике святых Петра и Февронии. 8 июля провозглашен Днем семьи, любви и верности, и этот праздник называют славянской альтернативой Дню святого Валентина. История Петра и Февронии действительно очень интересна и заслуживает восхищения.

Петр и Феврония – покровители супружеской любви, семьи и брака, ведь они всю жизнь прожили вместе в согласии и верности, умерли в один день и завещали похоронить их рядом. Их история нам известна благодаря древнерусской «Повести о Петре и Февронии Муромских», написанной в XVI в. Ермолаем Эразмом. В то же время, в 1547 г., муромские супруги были канонизированы на церковном соборе.

Древнерусская «Повесть о Петре и Февронии Муромских» – это настоящий гимн супружеской любви и верности, кроме того, это прославление женской мудрости и мужского самоотречения. Петр и Феврония жили в XIII в., но их история остается интересной и актуальной и для наших современников.

Петр был братом муромского правителя, князя Павла. Он помог ему избавиться от злого змея, одолевавшего их семью. Убив врага, он пострадал сам – отравленная кровь змея попала на кожу Петра, отчего она покрылась струпьями. Ни один из врачей не мог вылечить его от этой болезни.

В поисках целителя князь отправился в рязанскую землю, и в селе Ласково нашел мудрую не по годам девушку, дочь древолаза-бортника. Она пообещала вылечить князя в том случае, если он на ней потом женится. Петр пообещал, но клятвы не сдержал – князь не мог жениться на крестьянке. После этого болезнь к нему вернулась. Петр снова обратился к Февронии за помощью, и она вновь ему помогла. На этот раз он сдержал слово и взял ее в жены. Так Феврония стала княгиней.

Вскоре князь Павел скончался, и в Муроме стал править Петр. Боярские жены невзлюбили Февронию за ее простое происхождение и задумали от нее избавиться. Бояре заявили Петру о том, что их жены не хотят подчиняться Февронии и просят ее уйти из города. Тогда Петр отказался от царствования и ушел вместе с женой.

Когда они плыли в судах по Оке, Феврония заметила, что один мужчина, жена которого была на том же судне, смотрит на нее «с помыслом». Тогда она попросила его зачерпнуть воды с одной и с другой стороны судна и сказать, отличается ли она по вкусу. Конечно, отличий не было никаких. Тогда Феврония сказала: «Так и естество женское одинаково. Почему же ты, позабыв про свою жену, о чужой помышляешь?».

Вскоре муромские вельможи пришли просить Петра вернуться – после его ухода началась смута и распри. Супруги вернулись и правили Муромом в соответствии с заповедями, «не любили жестокости и стяжательства, не жалели тленного богатства». В старости они приняли монашество и договорились уйти в один день.

После их смерти 25 июня (по новому стилю 8 июля) их не решились положить в один гроб, как они просили. Их тела находились в разных церквях, но наутро они оказались в одной гробнице. Так любовь смогла победить даже смерть, поэтому праздник стали отмечать в этот день.

История Петра и Февронии стала примером любви, верности и почитания семейных ценностей. Спустя столетия она достойна такого же восхищения, как и много лет назад.

Художник - А. Простев

Восьмого июля отмечают День семьи, любви и верности. Дата торжества выбрана неслучайно и совпадает с памятным днем святых Петра и Февронии Муромских – покровителей семьи и брака. Житие супругов – образец христианского брачного союза и символ идеальных семейных отношений.

«Повесть о Петре и Февронии Муромских» в XVI веке написал монах Ермолай-Еразм (Ермолай Прегрешный), и произведение сразу стало любимым чтением грамотного народа, распространялось в огромном количестве списков, передавалось из уст в уста. Так в литературе впервые проявился жанр любовного романа со смешением языческих и православных сюжетов. Полный текст повести известен только узким специалистам, а ушедшую в мир историю о невероятной любви помнят и пересказывают до сих пор.
Однажды князя Петра поразила страшная проказа. Все попытки излечить больного оказались тщетны: никто не мог справиться с недугом. Когда князь отчаялся и смирился, ему приснился вещий сон: привиделось Петру, что живет на свете девушка по имени Феврония, способная исцелить его.
В отличие от Петра, приходившегося сыном муромскому князю Юрию, Феврония была из простой крестьянской семьи. Она жила вместе с отцом-пчеловодом в рязанской деревне Ласково. С малых лет изучала свойства растений и обладала даром целительства, умела приручить даже диких зверей, и они слушались ее. Девушка удивительной красоты и доброты пришлась по сердцу юному князю, и он дал слово после выздоровления пойти с ней под венец. Феврония вернула князю здоровье. Но он, испугавшись неравного брака, не сдержал своего обещания жениться. Вскоре болезнь вернулась и с новой силой обрушилась на Петра.
Когда гонцы во второй раз явились к Февронии, она не отказала в помощи и вновь исцелила юного князя. Раскаявшись, Петр женился на избавительнице и был с ней счастлив до конца дней. Как гласят предания, супруги всю жизнь чтили друг друга, жили без обмана, в мире и согласии.
После смерти старшего брата Петр вступил на княжеский престол. Бояре поддерживали и уважали знатного правителя, но не могли смириться с тем, что рядом с ним на престоле девушка из низшего сословия. Умной и красивой Февронии не давала покоя зависть боярских жен. Они пытались оклеветать ее и подговаривали мужей сжить княжескую жену со свету. В один прекрасный день князю поставили условие: он должен был выбрать между властью и любимой женой. Петр отрекся от престола и вместе с супругой уехал из Мурома.
Нелегка была жизнь в изгнании, но мудрая княгиня не теряла духа, всегда находила выход из трудного положения и поддерживала удрученного супруга. Петр не переставал нежно относиться к Февронии и ни разу не упрекнул ее в том, что она – причина их тягот.
Вскоре муромские бояре поняли, что без сведущего правителя не смогут поддерживать порядок в городе. Образумившись, послали гонцов за княжеской четой с просьбой вновь возглавить правление. Посоветовавшись с супругой, Петр вернулся в родные края.
Так и прожили душа в душу Петр и Феврония до седины в висках, «молясь беспрестанно и милостыню творя всем людям, находившимся под их властью, как чадолюбивые отец и мать. Ко всем питали они равную любовь, не любили жестокости и стяжательства, не жалели тленного богатства, но богатели божьим богатством. И были они для своего города истинными пастырями, а не как наемниками. А городом своим управляли со справедливостью и кротостью, а не с яростью. Странников принимали, голодных насыщали, нагих одевали, бедных от напастей избавляли».
Состарившись, приняли монашество под именами Евфросиния и Давид. Поселившись в разных монастырях, вели переписку друг с другом. Они молили Бога даровать им смерть в один день, чтобы продолжить вместе свой путь на небесах. Супруги даже приготовили двухместный гроб, в котором их тела разделяла бы лишь тонкая перегородка. Предание гласит, что мольбы их были услышаны и они преставились в один и тот же час – 25 июня 1228 года по старому стилю (8 июля по действующему календарю). Воля усопших не была исполнена, супругов похоронили по отдельности. Но два раза случалось необъяснимое, и тела невероятным образом оказывались вместе. После этого священнослужители захоронили Петра и Февронию вместе возле церкви Рождества Пресвятой Богородицы.
Спустя 300 лет после кончины Петра Муромского и его жену Февронию причислили к лику святых. Православная церковь провозгласила их покровителями семьи и внесла в православный календарь 8 июля как день их памяти. В девяностых годах прошлого столетия жители Мурома приписали к этому дню и празднование дня своего города. Теперь мощи святых Петра и Февронии в едином гробу – в Свято-Троицком женском монастыре в городе Муроме. Множество богомольцев притекают к ним, чтобы поклониться и попросить заступничества. Припадающие с верой к раке с мощами обретают исцеление.
В 2008 году к памятной дате был приурочен День семьи, любви и верности. Символом праздника выбрали ромашку, простой, но благородный цветок. Также бытует мнение, что ромашка – цветок примирения. Так соединились и дополнили друг друга два праздника: православный и светский. День семьи, любви и верности отмечают в 40 странах.

В России появился новый праздник - День семьи, любви и верности. Он отмечается летом, в день святых Петра и Февронии. Их брак в православной церкви считается образцовым.

Праздник часто противопоставляют традиционному на Западе Дню святого Валентина. День которого является ромашка, многие называют "Деть Петра и Февронии". Устанавливать памятники этой супружеской чете христиан считается хорошим тоном. Однако есть люди, чье мнение не совпадает с общепринятым: они не думают, что именно Петр и Феврония являются образцами верности и любви. Давайте посмотрим, что говорит о них древнее предание.

Повесть: очень сокращенное содержание

Петр спас жену своего брата от Змея, который прилетал каждую ночь обольщать ее. Умирая от меча Петра, Змей обрызгал его своей кровью, отчего все тело победителя покрылось неизлечимыми струпьями. Прослышал он, что есть в селе Ласково девушка-целительница. После некоторых словесных игр и соревнований в сообразительности, Феврония велела передать Петру, что она его вылечит, но только в том случае, если станет его супругой. У многих уже этот момент вызывает сомнение в ее бескорыстии и милосердии. Но продолжим, ведь история святых, в честь которых празднуют День Февронии и Петра, еще не закончена. Петр согласился, втайне решив, что не пристало ему жениться на дочери древолаза. То есть сразу замыслил обман.

Девушка налила хлебной закваски и велела будущему супругу попариться в бане, но не трогать один струп. Уже утром Петр был здоров и вернулся в Муром. Но поскольку он не стал брать в жены Февронию, от единственного оставшегося струпа болезнь распространилась снова. У бедного Петра не осталось выбора, и он вынужден был вернуться к Февронии и жениться на ней, хотя, ведь это абсолютно ясно, сделал это от безысходности. И вот такая история легла в основу празднования Февронии и Петра стал Есть люди (и их немало!), которые уверены: брак, основанный на коварстве девушки и беспомощности юноши, не может быть образцом для подражания. Ведь у бедного Петра просто не оставалось выбора: стоило ему покинуть супругу, он мог умереть от страшной и неизлечимой болезни. Возможно, в те времена, когда День Февронии и Петра еще не праздновали, такие отношения были нормой.

Но сегодня цивилизованные люди против любой зависимости в браке. О какой верности и любви можно говорить, если в случае разлуки с женой муж обречен на болезнь или смерть? Впрочем, дальше повесть говорит о том, что Петр отказался от княжения и отправился с Февронией, которую изгнали из города. Он старался жить по христианским заветам. Но почему же тогда после смерти тела супругов исчезли из индивидуальных гробов и оказались в одном, совместном, приготовленном еще при жизни? Ведь это категорически противоречит законам, которым подчиняются иноки (а супруги приняли монашество)? Не вырисовывается в этой повести ни образ истинного христианина, ни образец верного супруга. Не все придерживаются такого мнения, но оно есть, и игнорировать его нельзя. Конечно, многие с удовольствием отмечают праздник семьи, который, к сожалению, носит другое название - День Февронии и Петра. Только истинные влюбленные обходятся без ложных символов и пафосных памятников: они любят друг друга без принуждения.

Повесть о Петре и Февронии это литературный памятник Древней Руси. Она записана в середине XVI века.

К большому сожалению мало кто читал не справки об этой повести, а саму повесть. Признаться, мне тоже сложно читать её в оригинале, но, когда я попробовал, я очень заинтересовался.

Справки говорят нам просто -- князь заболел, девушка обещала вылечить если возьмет замуж. Это сомнительная часть. Остальная часть истории прекрасна -- история подлинной любви в испытаниях.

Меня сразу заинтересовало не только то, правильно ли я понял условие поставленное девушкой, но ещё то, а что вообще была за болезнь.

Современный русский текст найти несложно, но он даёт только часть ответа.

Болезнь носит духовный характер! Князь не простудился, он убил дракона. Да не простого, а дракона, который под видом мужа приходил к жене его брата. Т.е. князь вторгся, хотя и невольно, хотя и по необходимости, в интимную жизнь брата. Воткнуть мечь в дракона имеющего вид родного брата тоже непросто. И его души коснулся этот дракон. Кровь дракона попала на князя и князь страдал струпьями.

Современный взгляд на медицину оставим для себя (хотя знаем, что некоторые такие "струпья" бывают хроническими и могут проявляться при стрессе). Здесь важен именно взгляд тех времен.

Духовную болезнь не может лечить просто некий специалист по травам. Поэтому я сразу заподозрил, что речь может идти о том, что девушка не могла взяться лечить духовную болезнь, если только не станет с князем связана духовно. Т.е. сама просьба от князя его вылечить уже подразумевает большее, чем просто просьбу о лечебных травах.

Статья большая и сложная, поэтому дам, на всякий случай и цитату:

Феврония не только может вылечить Богом ей суженого, но и хочет это сделать. Кажется, ради замужества. В своем переводе Л.А.Дмитриев так и понимал это желание Февронии: "Я хочу его вылечить…", но "…если я не стану супругой ему, то не подобает мне и лечить его" (с.637).
Переводчик не заметил, что здесь кроется очередная - мудрая - загадка Февронии: не стать супругой князю она хочет, а спрашивает самое себя, сможет ли быть ("имам быти") супругой ему! Из субъекта действия (возьмут ли ее в жены), она превращается в объект действия: сможет ли она сама быть женой князя?
Цель, вроде бы, одна и та же, да смысл, как выяснится потом, разный. Именно ей самой придется позднее доказывать и боярам, и Петру, что она может быть супругой князю!

Тут было стечение обстоятельств. Многие российские (но так и во всем мире) города в рамках своих программ привлечения туристов находят себе фишку, которая должна отличать их от других. Просто церкви и просто музеи - это не для современного молодого внутреннего туриста. Россиянина церквями не удивишь. В Мышкине - музей мыши и музей валенок. В Угличе - место убийства царевича Дмитрия. В Гусь-Хрустальном - музей хрусталя. В Костроме - резиденция Снегурочки. В Великом Устюге - Деда Мороза. В Тамбове - музей волка и т.д. Поскольку у нас православное святодержавие на данном историческом отрезке, то и в Муроме решили сделать своих эксклюзивных Петра и Февронию популярными во всей стране. И тамошний очень активный мэр Валентин Качеван (уже лет 7 как пропал изо всех публичных мест) начал в 2001 г. продвигать идею на всех уровнях.

В 2007 г. следующий 2008 год был объявлен годом семьи, и эту инициативу пристрочили к бюджету и основали комитет по празднованию этого года под эгидой Петра и Февронии, комитетом руководила известная сенатор Петренко с квадратной головой. Руководителю Общественной палаты Степашину (который отнял идею у Качевана) не дали этого куска - комитета, хотя он до Думы эту идею и донес. Но и Петренко недолго комитет держала у себя, несмотря на принадлежавшую ей концепцию замены Петром и Февронией проклятого пиндосского антиправославного Валентина (христианского святого, если кто помнит). В мае 2008 г. состоялась инаугурация нового президента Д. Медведева. Его супруга всегда славилась православной одержимостью, а тут ей просто позарез понадобилось войти в историю великим деянием первой леди. Другие первые леди занимаются благотворительностью обычно и кормят инвалидов. Не таков суверенный наш путь, и она отняла комитет у сенатора Петренко и при поддержке бизнес-администрации РПЦ присвоила разработанную идею себе и в срочном порядке инициировала появление символа ромашки для праздника Дня Петра и Февронии, который - чтобы не тянуть - был отмечен сразу же, 8 июля. Ну и понеслось. В СМИ все были уверены, что с 2012 г. освещать это празднество больше не понадобится, ну так оно и стало - освещение февронек теперь является прерогативой патриотов-любителей и патриотов-сержантов в сетевых СМИ.

Вопрос был: почему именно эти святые и этот день. Я ответил. Суждений о самом празднике я не выношу. Как по мне - так чем больше любых праздников, тем лучше. Люди еще на один день из этого свинцового хтонического кошмара вынырнут - ну и преотлично.

На самом деле, ситуация простая, как двери. Нужно было кем-то заместить стремительно набирающий популярность занесенный с (бездуховного) Запада день Валентина.

Сложно сказать, почему взяли именно Петра и Февронию, а не более понятных праведных Иоакима и Анну - родителей Богородицы - или мучеников Андриана и Наталью. Скорее всего, решающую роль сыграло то, что это всё таки местные святые.

Будь я видным религиозным деятелем, то всячески лоббировал бы именно Андриана и Наталью, поскольку их история, во-первых, простая для понимания, а во-вторых, действительно демонстрирует силу духа, верность и веру мучеников. Андриан был видным римским чиновником, а его жена - тайной христианкой, удивившись духовной силе и готовности жертвовать собой за веру, Андриан также крестился, после чего попал в заточение, где его поддерживала Наталья. Через какое-то время Андриан был казнён, а Наталья умерла на его гробе.

Пф, просто надо же что-то сделать против Загнивающего Запада.
ну вот не могут наши смирится с мировым праздником.

Мы же НЕ ТАКИЕ КАК ВСЕ.
У нас скрепы, культура.

поэтому мы создадим свой лунопарк с ну... святыми и всеми остальными.

Благо,в любом фольклёре обязательно есть какие-нибудь влюблённые.
А то, что никто толком его незнает - даже лучше.

Можно продвигать свою версию событий и создавать мифотворчество " на ходу".

Знаете, я всегда был за интеграцию, за глобализацию и прочее.

у нас в стране каждый год орут о том, что вот, мы всё занимаем и занимаем достойное место в мировом сообществе. встаём с колен, развиваем науку и прочее...
но последнее время мы скорее очередной Железный Занавес строим.

Как-то с интеграцией не вяжется.
Всё вот это исскуственное нагнетание вражды меня вымораживает.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: