Разнообразие метательных ножей. Техника метания ножей для новичков

Метание боевого ножа, на наш взгляд, это то же самое, что бросать в противника пистолет: конечно, можно, но, лучше не надо.

В рукопашной схватке пистолет, без патронов, окажется более полезным в качестве «кастета», нежели как метательный снаряд. Аналогично этому метнуть боевой нож значит просто остаться с «голыми руками». Не следует относиться к своему оружию, как к расходному материалу.

Настоящий профессионал долго и терпеливо подбирает оружие и завершает свой поиск, только ощутив близость или даже, если хотите, родство с ним.

Видео: Мастер-класс по метанию ножей

Между воином и оружием возникают и со временем укрепляются совершенно особые отношения. Боевой нож становится частью воина, продолжением его руки. Однако боец готов пожертвовать не только рукой, но и самой жизнью во имя дела, которому служит. Метание боевого ножа из разряда именно таких жертв. И коль скоро подобные жертвы возможны, а подчас и необходимы, наступило время поговорить и об этой проблеме.

Прежде всего, следует заметить, что боевой нож не рассчитан специально для метания — с этой целью разрабатываются особые метательные средства, которые проектируются исключительно для точных, сильных и дальних бросков. Форма, размер, вес, балансировка метательного оружия — все там работает только на результативный бросок (рис. 67).

Сложность метания боевого ножа

А вот боевой нож создается для ведения рукопашной схватки и должен использоваться по своему прямому назначению.

Сам по себе боевой нож втыкаться не будет. Недостаточно бросить его в цель сильно и точно, надо еще и уметь управлять его полетом. Именно в этом заключается сложность боевого метания. В настоящее время немногие воины могут похвастаться боевой техникой метания ножа.

И это не мудрено: если умелое владение ножом в рукопашной схватке характеризует высочайшую степень мастерства профессионала, то метание в этом случае — вершина боевого искусства.

Что же представляет собой метание ножа?

Прежде всего поговорим о задачах, которые воин может решить мастерским броском боевого ножа. Начнем с очевидного, с уничтожения противника на расстоянии. Это самая сложная задача. Как правило, ее решение достигается поражением жизненно важных центров. Для этого надо попасть с достаточной силой в очень небольшие по площади участки тела противника. На такой бросок после некоторой тренировки способны многие. Однако основная проблема метания заключается не в этом — нож должен еще и пронзить тело противника.

В полете нож вращается, и умение сделать это вращение управляемым — как раз и есть главная сложность метания , преследующего уничтожение неприятеля.

Два принципа управления вращением ножа в полете

Существует два принципиально отличающихся друг от друга способа управления вращением ножа.

Первый считается традиционным

В его основе лежит доведенное до автоматизма метательное движение. Этого можно добиться путем многократного повторения стандартного, типового действия — мощного броска на точность. Так отрабатывается штрафной в гандболе или пенальти в футболе.

Изготовка, замах, бросок… Изо дня в день. Одно и то же. Многие тысячи раз.

Хорошо, но ведь в реальном бою противник может оказаться ближе или дальше. Каким же образом можно его поразить на расстоянии от двух до десяти метров, используя единое, стандартное метательное движение? Для этого смещается место хвата ножа, и ножу придается нужная скорость вращения в каждом конкретном броске.

При этом, чем дальше находится противник, тем ближе к середине берется нож и тем медленнее он вращается в полете. А чем ниже скорость вращения ножа, тем большее расстояние он пролетит, совершив один оборот (рис. 68, 69).

Именно такая техника метания используется чаще всего. Однако из-за очевидных ограничений подобное метание применяется, как правило, против ничего не подозревающего противника, например, из засады.

Второй способ управления вращением ножа используется гораздо реже

Парадоксально, но факт: несмотря на то, что этот способ существенно сложнее для понимания и освоения, он заметно упрощает применение боевого ножа для метания, расширяет его возможности.

Дело в том, что понятие «техника метания» для этого способа отсутствует. Он не нуждается в кропотливой отработке стандартных метательных движений. Более того, любая жесткая, традиционная форма броска просто вредна для такого метания. Ведь в данном случае скорость вращения ножа зависит от формы метательного движения.

Не нужно останавливаться, принимать специальные «метательные стойки» и подбирать хват. Нож удерживается одним и тем же хватом, и каждое движение бойца только усиливает поражающие возможности броска (рис. 70, 71).

Вообще трудно представить себе картину ближнего боя, в которую бы не «вписывалось» или из которого бы естественно не «вытекало» метание второго типа.

В основе такого способа управления полетом ножа лежит внутренний образ, своего рода «мыследействие». Нам не составляет труда воткнуть нож, удерживая его рукой. А если при метании ножа представить, что рука не выпускает нож, но дотягивается до цели. Это уже вроде и не бросок, скорее, удар. Но, именно в этом и заключена основная проблема такого метания.

Надо не имитировать этот удар, не пытаться точно скопировать его, а действительно вести нож по траектории, буквально «вколачивая» его в цель. Только в этом случае нож приобретет ту единственную разящую скорость вращения и с безукоризненной точностью поразит врага. Важно, что еще за мгновение до того, как нож «сошел» с руки, боец уже завершил «мыследействие» — вогнал нож в цель по самую рукоятку. Действительный полет ножа на этот результат повлиять уже не сможет.

Разница между способами

Разница между этими двумя способами управления — огромна. Если в первом случае это безукоризненная форма, ювелирный глазомер, мгновенная настройка метательного механизма, то во втором — полное единение, слияние внутреннего состояния бойца с обстановкой и целью.

Заключение о метание двумя способами: универсальное удержание ножа

Завершая разговор о двух способах управления вращением ножа, следует заметить, что все сказанное верно для любых хватов боевого ножа. Если нож удерживается за рукоятку, то метание может выполняться как без оборота ножа, так и с одним полным оборотом (на 360 градусов). При метании хватом за клинок нож делает половину полного оборота (180 градусов). Но, так или иначе, при любом из этих вариантов метание может выполняться и первым и вторым способами.

Видеоруководство: Метание боевого ножа

Как еще можно использовать боевой нож, кроме метания

Кроме задач, предусматривающих уничтожение противника, бросок ножа может быть использован и в некоторых других случаях.

Так, точный и сильный удар рукояткой или ножом плашмя легко остановит, а то и собьет с ног приближающегося или даже убегающего противника. Возможна и еще более травмирующая техника метания, когда нож, натыкаясь на противника рукояткой или гардой, начинает вести себя подобно пуле со смещенным центром тяжести.

В некоторых случаях нож, впившийся в миллиметре от головы противника, может мгновенно утихомирить его, полностью подавить агрессию.

Иногда, нож используют для отвлечения или, наоборот, привлечения внимания . Например, даже обычный красноречивый замах в сторону противника может заставить его укрыться и предоставить, тем самым, бойцу несколько бесценных мгновений для выхода из зоны поражения.

А точное попадание, например, в металлическую бочку или оконное стекло с успехом заменит выстрел часового, поднимающего подразделение по тревоге. Не говоря уже о срабатывании сигнализации при ударе об автомобиль.

Нетрудно представить себе ситуации, в которых выполнение боевой задачи зависит от того, удастся ли вывести из строя технические средства противника или нет. Перерубить линии электроснабжения или связи, вывести из строя радиостанцию или навигационные приборы, разбить лобовое стекло или прожектор, заклинить вращение механизма или авиационной турбины — все это и многое другое можно совершить, если удастся мгновенным броском всадить нож в нужную точку.

Метать нож нужно только в крайнем случае

Но возвращаясь к началу нашего разговора, еще раз напомним о том, что метать боевой нож допустимо лишь в крайних, не терпящих отлагательства случаях. Как правило, все перечисленные выше задачи с успехом решаются с помощью специального метательного оружия, а то и просто подручных средств.

Форма, заточи*, размеры, сталь, балансировка, вес

Перекопав и изучив массу литературы по холодному оружию, я ни в одном

источнике не нашел материала, правильно или грамотно, а, вернее,

профессионально, освещающего раздел "метание ножей". Немногочисленные

и Анатолия Тараса была показана масса ножей, формы которых пришли к нам из

далёкой древности и, естественно, от разных народов. Все ли эти ножи

пригодны для метания, очень сомневаюсь, но я далек от мысли обидеть

что они не пробовали делать это сами, хотя при определенном желании и

навыке, как я сам убедился в прошлом, любой предмет в руке профессионала

может стать грозным оружием (ножи, пластины, иголки, топоры, обыкновенные

тарелки и даже шляпы).
Но все-таки у меня есть желание перейти к тому,

что я видел, испытал сам, что умею и чему могу научить.
* заточи -

система заточки ножей и др. холодного оружия.

Форма ножа
За долгие 30 лет, стоя у

руководства Школой боевых искусств Сэн"э (путь жизни, дорога жизни, дело

всей жизни), мне пришлось перепробовать и познакомиться со многими видами

оружия, в том числе и метательными. Как-то так само собой получилось, но

скорее под воздействием А.А.Харлампиева, что за эти годы у меня

выработалась своя методика владения ножом, её каноны. Форма должна быть

крайне утилитарна и функциональна. То есть только так и никак иначе.

метательный предмет, а именно нож, должен напоминать силуэт плывущей акулы

(рис.1). Такой нож не только удобно метать, но им также удобно работать в

ближнем бою и фехтовать на дистанции.

Единственное, чем нож "плывущая акула" отличался от ножей

последующих форм, так это тем, что нижний режущий край более полого

заточен относительно верхнего, напоминая в профиль переход от верхней

челюсти у акулы к нижней.
Как ни странно, но оказалось трудным

заказать ножи такой формы даже в "оборонке", так как токари и

фрезеровщики, потеряв квалификацию за годы перестройки в изготовлении

холодного оружия, никак не могли понять, чего я от них хочу. Тогда я еще

более упростил форму ножа, и сама рабочая часть, та, что входит в мишень,

а в бою в тело противника, стала напоминать пулю. И вообще нож в профиль

напоминал большую пулю, так как был, обтекаем, удобен и не имел ничего

лишнего.
Выработались также два размера ножа, так сказать, две его

длины: одна - 25 см = 250 мм, другая - 30 см = 300 мм. Но у себя в Школе

мы как-то больше привыкли к первому размеру. Итак, поскольку мы уже

определились, какой формы должен быть метательный нож, то назовем и

остальные его параметры.
Длина = 250 мм, ручка = 100мм, лезвие = 150

мм, т.е. лезвие полторы длины ручки, ширина = 25-28 мм. При изготовлении

толщина заготовки должна быть от 2,2 мм до 2,5 мм. Толщина накладок ручки

по 2 мм. Заклепок, держащих ручку с каждой стороны, можно делать 3, но

обычно делается по 2 заклепки. Ширина заклепки - 5 мм.

Сталь
На заготовку идет сталь 4х13 55 ед.

жесткости по шкале Роквелла. Если взять 60 ед. жесткости, то при обучении

нож, попадя в стенд плашмя, будет ломаться, т.к. сталь практически будет

хирургической, а при 50 ед. жесткости нож, попадая в стен, будет сильно

гнуться. Взята середина шкалы. Если не т вышеуказанной стали, можно брать

рессорную таль от автомобиля ГАЗ-21 и клапанную сталь от автомобильного

двигателя.

Заточи Сама заготовка ножа должна фрезероваться

или затачиваться таким образом, чтобы режущая часть ножа была только с

одной стороны. Заточи самой режущей кромки, могут быть 4-х видов, как

показано на рис.2.

Заточ заготовки производится по середине длины ножа и

проходит от жала до начала рукоятки. Делать заточ нужно, естественно, 150

мм в длину, совершенно не затрагивая ту часть, которая будет рукояткой. В

противном случае это сильно отобразится на балансировке ножа.
Итак,

заточи могут быть двусторонние, со скосом в одну сторону и полусферой. Что

же лучше? Опыт показывает, что если нужно высокоточное попадание в цель,

то используется нож с 2-х сторонним заточем. После изготовления заготовки

переходим к рукоятке.
Рукоятка должна состоять из 2-х отдельных

накладок из дюралюминия. Другие материалы - винипласт, дерево, резина

быстро приходят в негодность от нечаянных попаданий ножом в нож и от

ударов о стенд и пол. Часть ножа, предназначенная для рукоятки, не

фрезеруется. В ней сверлится 2 отверстия по 5 мм под две заклепки из

быстрорежущей стали, которая хорошо обрабатывается и отлично держит. Оба

отверстия под клепки сверлятся в 20 мм от конца рукоятки от лезвия ножа.

Причем обе накладки рукоятки у ближней заклепки стачиваются наискось

(рис.3) к лезвию,

чтобы рука метателя не встречала никаких углов и

плоскостных перепадов при отпуске ножа в броске.

Вес ножа и балансировка
Вес ножа должен быть

200 г. Его балансировка проверяется таким образом: в то место, где

рукоятка начинается от лезаия, ставится указательный палец, скажем, правой

руки, а указательный палец левой руки слегка удерживает нож в

горизонтальном положении у жала. При отпускании пальца левой руки рукоятка

ножа, как бы задержавшись, ровно и безусловно должна потянуть нож к полу

Если рукоятка ножа будет значительно тяжелее лезвия, то

нож тут же упадет на пол в сторону рукоятки. Поэтому такую рукоятку просто

необходимо облегчить.

Несколько слов об армейских ножах
Кинжальный

прямой штык от автомата АКМ с ложбинкой для кровостока для метания был бы

удобен, если бы не имел кольца для насадки на ствол и чрезмерно загнутого

и утяжеленного конца ручки. Когда я снимал все эти причиндалы, то

прекрасно пользовался этим штыком, как было например, на съемках фильма "В

зоне особого внимания". Штык напоминающий финку от автомата АК, еще

труднее использовать, т.к. жало смещено в сторону, а рукоятка очень

тяжелая, со многими изгибами и углами. Мешает также односторонняя пила,

которой можно поранить руку. Надо быть хорошо подготовленным бойцом, чтобы

иметь определенный результат при бросках такого штыка. Но в общем его

можно использовать для армии. Расстояние должно быть 4,5-5,5 м, в

зависимости от роста бойца и длины его руку. Есть еще армейский кинжальный

штык с ромбовидным заточем с обеих сторон лезвия, но с таким же

недостатком - него тоже неудобная ручка. Одним словом, наши отечественные

штыки за ручку не кинешь. Очевидно, ученые из Министерства обороны

экспериментировали с этими ножами в кабинетах. Цвет метательного ножа

должен быть черным, чтобы практически не был виден в руке, и тем более в

Площадки и стенды для метания ножей (специальные

устройства)
Обучение метанию ножей производится как на открытых

площадках, так и в помещениях. Для этого нужно очистить от разного мусора

небольшой участок в лесу или в саду, равной, например, 10х4 м, утрамбовать

площадку, слегка посыпать песком и поставит стенды так, чтобы возле них

или за ними было исключено появление людей. Площадку надо разметить на

специальные дистанции (о них я буду говорить в следующей главе). В одном

конце площадки будет стоять стенд, в другом - стол или лавочка для

метательных ножей. В процессе обучения есть опасность разлетания и

разбрасывания ножей по площадке, поэтому стенд просто необходимо огородить

мелкой сеткой или деревянными щитами. На землю возле стенда нужно насыпать

побольше песку или положить резиновые дорожки. Это сохранит ножи от

возможных поломок при ударах о землю, а ученику не придется бегать за

стенд искать улетевшие туда ножи. В помещении для этих же упражнений

площадка должна быть точно такой же, но побольше внимания надо уделить

звукоизоляции, для чего стенд нужно окружить войлочными листами или

резиновыми дорожками. Если же в помещении, где проводятся метание, есть

окна, то их следует загородить мелкой сеткой. Стенды должны быть хорошо

освещены: над ними или сбоку должны находиться лампочки загороженные

чехлами, так как при подготовке метателя будут упражнения в полумраке и в

полной темноте на вспышку света. Все разговоры о том, что площадка для

метания ножей должна быть большей не имеют смысла, потому что

что кое-кто видел или сам метал ножи с дистанции 15, 20 и 30 м -

чистопородное вранье. Если Вы находитесь в таком регионе, где трудно

отыскать дерево, то в одной стороне площадки на открытом воздухе

насыпается земляной вал, утрамбовывается лопатами, размечаются разные

фигуры, после чего стенд готов для тренировок (так делали, к примеру,

турецкие янычары (гвардия) для быстрого обучения большого кол-ва воинов).

Если есть возможность для упражнения подобрать дерево, то лучше, если

это будет тополь, т.к. его древесина более мягкая, хорошо поглощает звук

от удара ножа и хорошо вбирает в себя нож при втыкании. Тополь пилится на

30-тисантиметровые кругляшки, кора снимается, после чего топором

обкалываются стороны так, чтобы получился квадрат, затем обозначается

любой порядковый номер, и готовые квадраты тополя ставят в раму стенда

Крышку рамы или верхнюю планку опускают так, чтобы

квадраты тополя не двигались, и застегивают или завязывают сбоку, чтобы

все крепко держалось (рис.6).

Спереди на квадратах могут быть разные номера, а сзади

нарисованы различные фигуры. Когда передняя поверхность разрушается в

результате упражнений, то меняется сторона квадрата или квадрат полностью

выбрасывается. Желательно, чтобы древесина тополя постоянно была сырой.

Для этого, уходя с тренировки, надо побрызгать на стенд водой и, если есть

возможность, загородить стенд влажной тряпкой. Мокрая древесина лучше

воспринимает "залипание" ножа. При обучении метанию важным обстоятельством

является тот факт, что ножи метаются в торец чурбака, а никак не сбоку в

древесину. Можно позже, когда придет опыт, можно будет метать и в стоящее

дерево, но, естественно, в сухое, а не в цветущее, в ДСП, фанеру. Правда,

подобные упражнения сильно портят ножи.
Опытные метатели делают

качающиеся на цепях мишени, хотя попасть в них, повторяю, можно только при

очень длительной и постоянной практике.

Дистанция метания ножей
Говоря о дистанции, я

сразу же хотел бы заострить внимание на очень близком расстоянии до

мишени, а в боевой ситуации - до противника. В процессе тренировок

выявилось четыре таких дистанции. Это 1.25 м, 1.50 м, 1.75 м, и 2 м. Я

пока не говорю о методах метания и об очень важном разделе - как держать

нож (это будет сделано в следующей главе). Обучаясь, ученик должен

нарастить квалификацию на этих расстояниях, и только после этого тихонько

отодвигаться, удаляясь от мишени. Это реальные дистанции как для обучения,

а также в боевой ситуации, дающие возможность быстро разобраться с

противником. Затем идет очень реальная дистанция 2.5 и 3 м. Затем 4-4.5 м.

Самая результативная для меня. Соответственно 5 м, 6 м, 7 и 8 м. Когда

метатель отходит на такую дистанцию, то чувствует, что досужие разговоры

даже о 12 м, а тем паче 15, 20, 30 м - это чистый вымысел и блеф. В смысле

методики, освоив несколько из перечисленных дистанций, в конце тренировки

надо пробовать приближаться и уходить от мишени. Такая практика дает

положительные результаты в бою, когда дистанцию будет трудно определить на

глаз в силу различных погодных или иных обстоятельств. Вообще, для того,

чтобы ближе подобраться к противнику и реализовать свои действия, очень

хороша дистанция в 6-8 м. К тому же надо быть очень хорошим метателем,

иначе - проигрыш.

Способы держания ножа в руке
Памятуя, что в

предыдущей главе мы обозначили четыре близких дистанции, сразу же хочу

сказать, что поражать мишень и противника с этих дистанций надо, держа нож

за рукоятку. Нож держится в руке таким образом: лезвие направлено в

сторону стенда или противника, рукоятка находится в ладони, четыре пальца

удерживают рукоятку снизу, являясь как бы направляющей дорожкой для вылета

ножа из руки. Большой палец, с обязательно согнутой под углом 45"

фалангой, лежащей на ноже, никогда не должен выходить за линию согнутого

указательного пальца и плоско лежать на ноже (рис. 7).

ни слова. Что дает такой способ держания ножа? Правильно положенный на

рукоятку, да и на лезвие (это мы разберем чуть позже), большой палец руки

дает возможность правильно прицельно метнуть нож. От положения пальца на

ноже зависит, начнет ли кувыркаться нож в броске или нет. Точно так же

большой палец играет важную роль, попадет ли нож в цель горизонтально или

вертикально. Я нигде не встречал, чтобы этот момент был бы кем-либо

затронут и освещен. Большой палец как бы подкручивает нож при отпускании

из руки, направляя в точку, горизонтально или вертикально. Но, правда,

может быть, это секреты мастеров. За лезвие нож держится точно так же с

учетом того, что одна сторона его острая и должна несколько мм-ов

выглядывать из ладони наружу. Метая нож за рукоятку с дистанции до 2 м,

это делается одним взмахом руки. Нож, никуда и никак не переворачиваясь

входит в мишень. Но, начиная с 2 м, нож удобней метать за лезвие, и вот

тут при отпуске ножа из руки следует как бы слегка подсечь лезвие снизу

вверх согнутым указательным пальцем. Тогда нож, сделав всего пол-оборота,

жалом воткнется в мишень. Надо помнить правило, что, метая нож за лезвие с

2 м или 12 м, нож должен сделать всего лишь пол-оборота (рис. 8).

полный оборот (рис. 9). Когда ученик, держа за лезвие, начинает пробовать

дистанцию 5,5-6 м, то нож буквально по несколько мм-ов должен уходить в

ладонь, но в этих случаях все равно ладонью должно быть захвачено не более

половины рукоятки.

Нож надо держать не сильно или крепко, а плотно зажав его

пальцами указанными хватом. Очень важным обстоятельством является

положение кисти при броске ножа, в самой его конечной фазе отпускания

На рис. 11 показан вариант правильного и неправильного

положения кисти.

При правильном положении кисти как бы наносит удар, а нож

по диагонали, где-то под углом 45" смотрит вверх, при неправильном

положении кисть завалена вниз, и обычно нож начинает кувыркать, и попадает

в землю. При метании ножа рука должна быть абсолютно расслаблена. И только

в конце, при отпускания ножа, она, как бы останавливаясь, имитирует удар.

Глаза ученика смотрят в ту точку, куда он хочет попасть, наблюдая за своей

рукой нижним или боковым переферическим зрением, направляя и останавливая

свою руку там, куда смотрят его глаза.
Классическим примером из всех

перечисленных действий является дистанция 3 м, когда ученик, держа нож за

лезвие, слегка большим пальцем касаясь рукоятки и не вылезая своим большим

пальцем за зону согнутого указательного пальца, посылает нож в цель

Такая манера метания годится для дистанции от 2,5 до 4 м.

На дистанции от 1,75 до 2,5 м ладонь кладется на нож до середины лезвия.

Теперь же, когда уже многое объяснено, хочется сказать о нужности

заточей на лезвиях ножей. Конечно же, мастер - он всегда мастер, метнет

нож и без заточа, т.е. гладкий. Но уж если говорить о высоком искусстве

метания, то мастера употребляют форму ножа, близкую сердцу и чувству.

Ученику же, когда от него требуется разучить то или иное упражнение, важно

иметь какую-то нужную деталь, которая повысит его понимание происходящего

и квалификацию. Так вот, когда речь идет о приходе ножа в цель

горизонтально или вертикально, вот тут-то и надо сказать, как заточ мешает

или помогает результату.
Как уже говорилось или показывалось выше,

заточи бывают разные. Я еще раз вернулся к этой теме, чтобы показать, как

большой палец ладони перед броском лежит на ноже (рис. 13).

Многое из показанного выше даже не объяснишь, это на

грани интуиции. Но, упражняясь, ученик приходит к тому, что начинает

чувствовать дистанцию, нож и лобжинку заточа своим пальцем, т. е.

рождается чувство понимания и ощущения ножа: когда нужно слегка надавить,

когда отпустить, чтобы нож пришел в цель горизонтально или вертикально.

Еще раз повторяюсь, сказав, что заточ играет очень важную роль в приходе

ножа в цель, а большой палец играет при отпускании ножа из руки как раз

эту роль и выполняет.

Мутная волна перестройки, да и после перестроечный период, негативнейшим образом отразились на политической и общественной жизни России, особенно это ударило по состоянию и положению армии. Правящая верхушка всегда боялась подготовленной армии, продолжается это и сейчас. Еще с середины сороковых годов армию практически ничему не обучали кроме трех упражнений: «шагистика, метла и лопата». Как у плохого хозяина - «как на охоту ехать, так собак кормить» - наша армия обучалась, как правило, только в экстремальных условиях, что приводило к колоссальным потерям, которых могло бы и не быть.

Ножи Форма, заточи*, размеры, сталь, балансировка, вес

*заточи - система заточки ножей и другого холодного оружия.

Перекопав и изучив массу литературы по холодному оружию, я ни в одном источнике не нашел материала, правильно или грамотно, а, вернее, профессионально, освещающего раздел «метание ножей». Немногочисленные авторы по-дилетантски пытались раскрыть эту тему. В книгах Виктора Попенко и Анатолия Тараса была показана масса ножей, формы которых пришли к нам из далекой древности и, естественно, от разных народов. Всели эти ножи пригодны для метания, очень сомневаюсь, но я далек от мысли обидеть упомянутых авторов, очевидно, это произошло в силу каких-то объективных причин. Едва ли вышеуказанные авторы видели, как это делается, и думаю, что они не пробовали делать это сами, хотя при определенном желании и навыке, как я сам убедился в прошлом, любой предмет в руке профессионала может стать грозным оружием (ножи, пластины, иголки, топоры, обыкновенные тарелки и даже шляпы).

Но все-таки у меня есть желание перейти к тому, что я видел, испытал сам, что умею и чему могу научить.

Форма ножа

За долгие 30 лет, стоя у руководства Школой боевых искусств СЭН"Э (путь жизни, дорога жизни, дело всей жизни), мне пришлось перепробовать и позаниматься со многими видами оружия, в том числе и метательными. Как-то так само собой получилось, но скорее под воздействием А. А. Харлампиева, что за эти годы у меня выработалась своя методика владения ножом, ее каноны. Форма должна быть крайне утилитарна и функциональна. То есть только так и никак иначе. Опираясь на опыт Учителя, и далее на свой личный, я пришел к выводу, что метательный предмет, а именно нож, должен напоминать силуэт плывущей акулы (рис. 1). Такой нож не только удобно метать, но им также удобно работать в ближнем бою и фехтовать на дальней дистанции.

Рис. 1

Единственно, чем нож «плывущая акула» отличается от ножей последующих форм, так это тем, что нижний режущий край более полого заточен относительно верхнего, напоминая в профиль переход от верхней челюсти у акулы к нижней.

Как ни странно, но оказалось трудным заказать ножи такой формы даже в «оборонке», так как токари и фрезеровщики, потеряв квалификацию за годы перестройки в изготовлении холодного оружия, никак не могли понять, чего я от них хочу. Тогда я еще более упростил форму ножа, и сама рабочая часть, та, что входит в мишень, а в бою в тело противника, стала напоминать пулю. И вообще нож в профиль напоминал большую пулю, так как был обтекаем, удобен и не имел ничего лишнего.

Рис. 2. Размеры ножа.

Выработались также два размера ножа, так сказать, две его длины: одна - 25 см = 250 мм, другая - 30 см = 300 мм (рис. 2). Но у себя в Школе мы как-то больше привыкли к первому размеру. Итак, поскольку мы уже определились, какой формы должен быть метательный нож, то назовем и остальные его параметры. Длина = 250 мм, ручка = 100 мм, лезвие = 150 мм, т. е. лезвие полторы длины ручки, ширина = 25-28 мм. При изготовлении толщина заготовки должна быть от 2,2 мм до 2,5 мм. Толщина накладок ручки по 2 мм. Заклепок, держащих ручку с каждой стороны, можно делать 3, но обычно делается по 2 заклепки. Ширина заклепки - 5 мм.

Сталь На заготовку идет сталь 4x13 55 ед. жесткости по шкале Роквелла. Если взять 60 ед. жесткости, то при обучении нож, попадая в стенд плашмя, будет ломаться, т. к. сталь практически будет хирургической, а при 50 ед. жесткости нож, попадая в стенд, будет сильно гнуться. Взята середина шкалы. Если нет вышеуказанной стали, можно брать рессорную сталь от автомобиля ГАЗ-21 и клапанную сталь от автомобильного двигателя.

Заточи

Сама заготовка ножа должна фрезероваться или затачиваться таким образом, чтобы режущая часть ножа была только с одной стороны. Заточи самой режущей кромки могут быть четырех видов, как показано на рис. 3.

Рис. 3. Нож в разрезе

Заточ заготовки производится по середине длины ножа и проходит от жала ножа до начала рукоятки (рис. 3в). Делать заточ нужно, естественно, 150 мм в длину, совершенно не затрагивая ту часть, которая будет рукояткой. В противном случае это сильно отразится на балансировке ножа.

Итак, заточи могут быть двусторонние, со скосом в одну сторону и полусферой. Что же лучше? Опыт показывает, что если нужно высокоточное попадание в цель, то используется нож с двусторонним заточем. После изготовления заготовки переходим к рукоятке.

Рукоятка должна состоять из двух отдельных накладок из дюралюминия. Другие материалы - винипласт, дерево, резина быстро приходят в негодность от нечаянных попаданий ножом в нож и от ударов о стенд и пол. Часть ножа, предназначенная для рукоятки, не фрезеруется. В ней сверлятся два отверстия по 5 мм под две заклепки из быстрорежущей стали, которая хорошо обрабатывается и отлично держит. Оба отверстия под заклепки сверлятся в 20 мм от конца рукоятки от лезвия ножа. Причем обе накладки рукоятки у ближней заклепки стачиваются наискось (рис. 4) к лезвию, чтобы рука метателя не встречала никаких углов и плоскостных перепадов при отпуске ножа в броске.

Рис. 4

Вес ножа и балансировка

Вес ножа должен быть 200 г. Его балансировка проверяется таким образом: в то место, где рукоятка начинается от лезвия, ставится указательный палец, скажем, правой руки, а указательный палец левой руки слегка удерживает нож в горизонтальном положении у жала. При отпускании пальца левой руки рукоятка ножа, как бы задержавшись, ровно и безусловно должна потянуть нож к полу (рис. 5). Если рукоятка ножа будет значительно тяжелее лезвия, то нож тут же упадет на пол в сторону рукоятки. Поэтому такую рукоятку просто необходимо облегчить.

Рис. 5

Несколько слов о наших армейских ножах Кинжальный прямой штык от автомата АКМ с ложбинкой для кровостока для метания был бы удобен, если бы не имел кольца для насадки на ствол и чрезмерно загнутого и утяжеленного конца ручки. Когда я снимал все эти причиндалы, то прекрасно пользовался этим штыком, как это было, например, на съемках фильма «В зоне особого внимания». Штык, напоминающий финку от автомата АК, еще труднее использовать, т. к. жало смещено в сторону, а рукоятка очень тяжелая, со многими изгибами и углами. Мешает также односторонняя пила, которой можно поранить руку. Надо быть хорошо подготовленным бойцом, чтобы иметь определенный результат при бросках такого штыка. Но в общем его можно использовать для армии. Расстояние должно быть 4,5-5,5 м, в зависимости от роста бойца и длины его руки. Есть еще армейский кинжальный штык с ромбовидным заточем с обеих сторон лезвия, но с таким же недостатком - у него тоже неудобная ручка. Одним словом, наши отечественные штыки за ручку не кинешь. Очевидно, ученые из Министерства Обороны экспериментировали с этими ножами в кабинетах. Цвет метательного ножа должен быть черным, чтобы практически не был виден в руке, и тем более в полете.

Площадки и стенды для метания ножей (специальные устройства)

Обучение метанию ножей проводится как на открытых площадках, так и в помещениях. Для этого нужно очистить от разного мусора небольшой участок в лесу или в саду, равный, примерно, 10х4 м, утрамбовать площадку, слегка посыпать песком и поставить стенды так, чтобы возле них или за ними было исключено появление людей. Площадку надо разметить на специальные дистанции (о них я буду говорить в следующей главе). В одном конце площадки будет стоять стенд, в другом - стол или лавка для метательных ножей (рис. 6).

Рис. 6. Открытый участок

В процессе обучения есть опасность разлетания и разбрасывания ножей по площадке и за площадку, поэтому стенд просто необходимо огородить мелкой сеткой или деревянными щитами. На землю возле стенда нужно насыпать побольше песку или положить резиновые дорожки. Это сохранит ножи от возможных поломок при ударах о землю, а ученику не придется бегать за стенд искать улетевшие туда ножи. В помещении для этих же упражнений площадка должна быть точно такой же, но больше внимания следует уделить звукоизоляции, для чего стенд нужно окружить войлочными листами или резиновыми дорожками. Если же в помещении, где проводится метание, есть окна, то их следует загородить мелкой сеткой (рис. 7).

Рис. 7. Помещение (вид сверху)

Стенды должны быть хорошо освещены: над ними или сбоку должны находиться лампочки, загороженные чехлами, так как при подготовке метателя будут упражнения в полумраке и в полной темноте на вспышку света. Все разговоры о том, что площадка для метания ножей должна быть большей, не имеют реального смысла, потому что результативно метать ножи далее 12 м просто невозможно, а рассказы о том, что кто-то видел или сам метал ножи с дистанций 15, 20 и 30 м - чистопородное вранье. Стенды для метания могут быть разных типов. Если Вы находитесь в таком регионе, где трудно отыскать дерево, то в одной стороне площадки на открытом воздухе насыпается земляной вал, утрамбовывается лопатами, размечаются разные фигуры, после чего стенд готов для тренировок (так делали, к примеру, турецкие янычары (гвардия) для быстрого обучения большого количества воинов).

Если есть возможность подобрать для упражнений дерево, то лучше, если это будет тополь, т. к. его древесина более мягкая, хорошо поглощает звук от удара ножа и хорошо вбирает в себя нож при втыкании. Тополь пилится на тридцатисантиметровые кругляшки, кора снимается, после чего топором обкалываются стороны так, чтобы получился квадрат, затем обозначается любой порядковый номер, и готовые квадраты тополя ставят в раму стенда (рис. 8).

Рис. 8

Крышку рамы или верхнюю планку опускают так, чтобы квадраты тополя не двигались, и застегивают или завязывают сбоку, чтобы все крепко держалось (рис. 9).

Рис. 9

Спереди на квадратах могут быть обозначены номера, а сзади нарисованы различные фигуры. Когда передняя поверхность разрушается в результате упражнений, то меняется сторона или квадрат полностью выбрасывается. Желательно, чтобы древесина тополя постоянно была сырой. Для этого, уходя с тренировки, надо побрызгать на стенд водой и, если есть возможность, загородить стенд влажной тряпкой. Мокрая древесина лучше воспринимает «залипание» ножа. При обучении метанию важным обстоятельством является тот факт, что ножи метаются в торец чурбака, а никак не сбоку в древесину. Много позже, когда придет опыт, можно будет метать ножи и в стоящее дерево, но, естественно, в сухое, а не цветущее, в ДСП, фанеру. Правда, подобное упражнение сильно портит ножи. Опытные метатели делают качающиеся на цепях мишени, хотя попасть в них, повторяю, можно только при очень длительной и постоянной практике.

Дистанции метания ножей

Говоря о дистанции, я сразу же хотел бы заострить внимание на очень близком расстоянии до мишени, а в боевой ситуации - до противника. В процессе тренировок выявилось четыре таких дистанции. Это 1,25 м, 1,50 м, 1,75 м и 2 м. Я пока не говорю о методах метания и об очень важном разделе - как держать нож (это будет сделано в следующей главе). Обучаясь, ученик должен нарастить квалификацию на этих расстояниях, и только после этого тихонько отодвигаться, удаляясь от мишени. Это реальные дистанции как для обучения, а также в боевой ситуации, дающие возможность быстро разобраться с противником. Затем идет очень реальная дистанция 2,5 и 3 м. Затем 4-4,5 м. Самая результативная для меня. Соответственно 5 м, 6 м, 7 и 8 м. Когда метатель отходит на такую дистанцию, то чувствует, что досужие разговоры даже о 12 м, а тем паче 15,20,30 м - это чистый вымысел и блеф. В смысле методики, освоив несколько из перечисленных дистанций, в конце тренировки надо пробовать приближаться и уходить от мишени. Такая практика дает положительный результат в бою, когда дистанцию будет трудно определить на глаз в силу различных погодных или иных обстоятельств. Вообще, для того, чтобы ближе подобраться к противнику и реализовать свои действия, очень хороша дистанция в 6-8 м. К тому же надо быть очень хорошим метателем, иначе - проигрыш.

Способы держания ножа в руке Стойки и способы метания

Памятуя, что в предыдущей главе мы обозначили четыре близких дистанции, сразу же хочу сказать, что поражать мишень и противника с этих дистанций надо, держа нож за рукоятку. Нож держится в руке таким образом: лезвие направлено в сторону стенда или противника, рукоятка находится в ладони, четыре пальца удерживают рукоятку снизу, являясь как бы направляющей дорожкой для вылета ножа из руки. Большой палец, с обязательно согнутой под углом 45° фалангой, лежащей на ноже, никогда не должен выходить за линию согнутого указательного пальца и плоско лежать на ноже (рис. 10).

Рис. 10

Никто из авторов работ по метанию ножа не сказал об этом ни слова. Что дает такой способ держания ножа? Правильно положенный на рукоятку, да и на лезвие (это мы разберем чуть позже), большой палец руки дает возможность правильно прицельно метнуть нож. От положения большого пальца на ноже зависит, начнет ли кувыркаться нож в броске или нет. Точно так же большой палец играет важную роль, попадет ли нож в цель горизонтально или вертикально. Я нигде не встречал, чтобы этот момент был бы кем-либо затронут и освещен. Большой палец как бы подкручивает нож при отпускании из руки, направляя в точку, горизонтально или вертикально. Но, правда, может быть, это секреты мастеров. За лезвие нож держится точно так же с учетом того, что одна сторона его острая и должна несколько миллиметров выглядывать из ладони наружу. Метая нож за рукоятку с дистанций до 2 м, это делается одним взмахом руки. Нож, никуда и никак не переворачиваясь, входит в мишень. Но, начиная с 2 м, нож удобней метать за лезвие, и вот тут при отпуске ножа из руки следует как бы слегка подсечь лезвие снизу вверх согнутым указательным пальцем. Тогда нож, сделав всего пол-оборота, жалом воткнется в мишень.

Надо помнить правило, что, метая нож за лезвие с 2 м или 12 м, нож должен сделать всего лишь полоборота (рис. 11). Метая нож за рукоятку с 5 м и далее, нож должен сделать полный оборот (рис. 12).

Когда ученик, держа нож за лезвие, начинает пробовать дистанцию 5,5-6 м, то нож буквально по несколько миллиметров должен уходить в ладонь, но в этих случаях все равно ладонью должно быть захвачено не более половины рукоятки.

Нож надо держать не сильно или крепко, а плотно зажав его пальцами указанным хватом. Очень важным обстоятельством является положение кисти при броске ножа, в самой его конечной фазе отпускания (рис. 13).

Рис. 13

На рис. 14 показан вариант правильного и неправильного положения кисти.

Рис. 14

При правильном положении кисть как бы наносит удар, а нож по диагонали, где-то под углом 45° смотрит вверх, при неправильном положении кисть завалена вниз, и обычно нож начинает кувыркаться, и попадает в землю. При метании ножа рука должна быть абсолютно расслаблена. И только в конце, при отпускании ножа, она, как бы останавливаясь, имитирует удар. Глаза ученика смотрят в ту точку, куда он хочет попасть, наблюдая за своей рукой нижним или боковым периферическим зрением, направляя и останавливая свою руку там, куда смотрят его глаза.

Классическим примером из всех перечисленных действий является дистанция 3 м , когда ученик, держа нож за лезвие, слегка большим пальцем касаясь рукоятки и не вылезая своим большим пальцем за зону согнутого указательного пальца, посылает нож в цель (рис. 15).

Рис. 15

Такая манера метания годится для дистанций от 2,5 до 4 м. На дистанции от 1,75 до 2,5 м ладонь кладется на нож до середины лезвия.

Теперь же, когда уже многое объяснено, хочется сказать о нужности заточей на лезвиях ножей. Конечно же, мастер - он всегда мастер, метнет нож и без заточа, т. е. гладкий. Но уж если говорить о высоком искусстве метания, то мастера употребляют форму ножа, близкую сердцу и чувству. Ученику же, когда от него требуется разучить то или иное упражнение, важно иметь какую-то нужную деталь, которая повысит его понимание происходящего и квалификацию. Так вот, когда речь идет о приходе ножа в цель горизонтально или вертикально, вот тут-то и надо сказать, что заточ мешает или помогает результату.

Как уже говорилось или показывалось выше, заточи бывают разные. Я еще раз вернулся к этой теме, чтобы показать, как большой палец ладони перед броском лежит на ноже (рис. 16).

Рис. 16 (в разрезе)

Многое из показанного выше даже не об" нишь, это на грани интуиции. Но, упражняясь ученик приходит к тому, что начинает чувствовать дистанцию, нож и ложбинку заточа своим пальцем, т.е. рождается чувство понимания ощущения ножа: когда нужно слегка надавить когда отпустить, чтобы нож пришел в цель горизонтально или вертикально. Еще раз повторюсь, сказав, что заточ играет очень важную роль в приходе ножа в цель, а большой палец при запускании ножа из руки как раз эту роль и выполняет.

Стойки и способы метания

Эти два понятия тесно связаны между собой, потому что не может быть способов метания без стоек. Мне также придется обозначать некоторые стойки и способы метания, напоминающие удары, языком терминов каратэ и рукопашного боя.

Говоря о способах метания, опять придется вернуться к двум предыдущим главам о дистанциях и манере держания в руке ножа, так как все эти понятия будут связаны в этой главе воедино. Вспомним те первые, близкие к мишени четыре дистанции. Так вот, метание ножей по ним производится из высоких стоек, когда ученик стоит на ногах, расставленных на ширине плеч. И только в момент посыла ножа в цель выходит то левой, то правой ногой вперед. Здесь опять надо упомянуть о росте и длине рук обучающегося.

Итак, рассмотрим один из способов метания с близкого расстояния (рис. 17): ученик стоит, слегка развернувшись к мишени левым боком или даже фронтально. Оставаясь на месте, нож держит в правой руке. Подняв на уровне головы правую руку с ножом, согнутую в локте так, чтобы получился угол в 90°, быстрым и резким движением руки посылает нож в цель.

Это же движение ученик может сделать, вышагнув на указанную дистанцию в стойку хидари-зенкутцу-дачи (передняя левосторонняя стойка), при броске ножа правой рукой. Можно также вышагнуть правой ногой в стойку миги-зенкутцу-дачи (передняя правосторонняя стойка) и также метнуть нож правой рукой (рис. 18).

Можно атаковать мишень из стойки киба-дачи (позиция всадника), заняв уже сразу неподвижную позицию или вышагнув на уже известную дистанцию одновременно с броском ножа (рис. 19).

Это движение будет напоминать удар тетсуи-учи (рука молот) снаружи внутрь. Можно маховым движением правой руки горизонтально из стойки киба-дачи, находясь левым боком к мишени, послать нож в цель и из высокой стойки с места. Что касается боевой ситуации, когда противник перед Вами и не знает, кто Вы, думая, что Вы будете как минимум фехтовать или делать какие-то приемы, то если Вы научились метать нож, это должно упростить Ваше положение.

Дистанции 3-4 м являются как бы классическими. С этих дистанций хорошо идет обучение и достигается максимальная результативность (личный опыт автора). Можно уже занять позицию в хидари или миги-зенкутцу-дачи, а можно вышагнуть на рубеж метания из стойки неко-аши-дачи, (т. е. из кошачьей стойки), как показано на рис. 20.

Рис. 20

Можно на этой дистанции метать нож из стойки киба-дачи (позиция всадника) как бы имитируя удар тетсуи-учи, метая правой рукой, а замахиваясь на бросок от левого уха или плеча.

Хочу еще раз напомнить ученикам: метаете ли Вы нож фронтально с места или в переходе из неко-дачи в любую из стоек зенкутцу-дачи, ваш большой палец, лежащий на лезвии ножа, должен слегка касаться рукоятки, если Вы метаете за лезвие, и ни в коем случае не должен выходить за линию согнутого указательного пальца, поддерживающего рукоятку ножа снизу. Причем, как уже говорилось, фаланга большого пальца, упирающегося в нож, должна быть согнута под углом 45°. А также необходимо указать на то, что при боковом метании ножа из стойки киба-дачи (позиция всадника) со средних и дальних дистанций, будет обязательно происходить разбрасывание (рассеивание) ножа по горизонтали, так как движение руки будет сильно маховым и руку трудно будет сначала удержать в какой-то одной точке (рис. 21).

Рис. 21. Вид спереди и сзади

Поэтому на стенде черной краской рисуется примерно метровая щель шириной 30-40 см, а по середине этой щели наносится жирная черная вертикальная полоса, которая ученику хорошо будет видна даже периферическим (боковым) зрением, и он должен будет при броске ножа стараться остановить руку сначала именно до этой полосы (рис. 22). А затем, когда придет навык, метать по всей этой щели и далее.

Рис. 22

В экстремальной ситуации с 3 и 4 м, можно метать нож из-за головы, когда противник требует, что бы Вы подняли руки. Нож вертикально прячется за воротником в потайной карман, если одежда напоминает костюм ниндзя, и метатель стоит фронтально, но широко расставив ноги или в позиции всадника - киба-дачи (рис. 23).

Рис. 23. Вид сзади

Из этих же стоек можно метать ножи с двух рук, но все-таки попадания левой рукой будут хуже (будет больший разброс по мишени). Уже с 5 м нож можно метать, держа как за лезвие, так и за рукоятку. Ученик должен помнить, что, метая нож за лезвие, он делает всего лишь пол-оборота при входе в мишень. Метая нож за рукоятку, нож делает полный оборот. Отсюда у метателя рождается особое чувство броска. Просто кинуть нож вперед ничего не получится. При броске ножа за рукоятку надо заставить нож пролететь расстояние в 4/5 пути острием вперед. И только на этой самой 1/5 пути сделать полный оборот и острием войти в мишень. Это словами трудно объяснить, здесь просто необходим показ и - практика, практика, практика.

С расстояния 6, 7, 8 м можно метать нож как из высокой стойки (ноги на ширине плеч) с переходом в переднюю лево- или правостороннюю стойку (хидари- или миги-зенкутцу-дачи), так и из кошачьей стойки (неко-аши-дачи) с резким переходом в одну из вышеуказанных стоек, почти одновременно с мощным движением руки, посылающей нож в цель. Но все-таки любая нога, которая вышагивает на позицию, должна замереть чуть-чуть раньше, чем рука выпустит нож в полет. Метать ножи с более дальних дистанций мне кажется нецелесообразным. За долгие годы я не встречал подобных практиков.

В заключение этой главы необходимо дать ученикам несколько практических советов. Если Вас действительно захватило это искусство (метание ножей), если Вы хотите всегда быть в форме и чтобы рука не теряла чувства метания, - носите в кармане пакетик или кулек с мелкими камешками. Время от времени движением метания бросайте эти камешки в разные стороны (так поступали мастера-китайцы). В экстремальных ситуациях, где Вы обличены важным заданием, где ставка - жизнь, Вы должны помнить, что нож в разную погоду летит по-разному, поэтому тренируйтесь на улице в любую погоду, особенно в холод и дождь. Мокрый нож, совершенно по-разному вылетает из руки. Если есть возможность перед броском протереть его, то сделайте это обязательно. Старайтесь тренироваться в тонких кожаных перчатках (черных, как и вся ваша одежда). Нож - бесшумное оружие, но остается в теле противника, постарайтесь не оставлять улик. Три ваших пальца от силуэта противника внутрь - это очень тяжелая травма при попадании ножа, или летальный исход.

Начинающему ученику для практики достаточно иметь не более 5-10 ножей. По мере роста квалификации постепенно увеличивать их количество. Но это мы говорили об учебе и о тренировочных ножах, продвинутый мастер должен иметь пояс с набором ножей, расположенных на нем, как показано на рисунке 24.

Рис. 24

Ножи на поясе должны быть расположены так, чтобы их было удобно не только выхватывать, но чтобы они не стесняли движения при ходьбе и падениях. Ведь самое главное предназначение этого пояса - создание удобства для работы и тренировки. Пояс делается только под индивидуального владельца. Ножи должны быть небольшие, не более 15 см в длину. Все остальные параметры - вес, ширина, толщина, соотношение лезвия к рукоятке - подбираются мастером тоже индивидуально. Пояс должен быть прикрыт курткой или накидкой. Даже мастер должен потратить достаточно много времени на мгновенное выхватывание ножа и его быстрое убирание в ячейку, как это делают самураи с катаной (средний меч). Тренировки на выхватывание и убирание оружия постоянно в течение всей жизни сопровождают мастера. Тренироваться надо практически каждый день - от 30 минут до 4 часов. Но. естественно, надо четко знать задачу, которую Вы себе или Вам поставили. Вы должны следовать принципу: «лучше понемногу, но каждый день, чем 4 часа, но один раз в неделю».

Если по каким-либо причинам невозможно сделать пояс и носить его постоянно, то мастер-метатель должен приспособить хотя бы по ножу на каждой руке, на каждой ноге и, как уже говорилось выше, за воротником на спине. Кстати, для этого желательно иметь ножи очень хорошо гнущиеся, даже обхватывающие руку и защищающие ее в рукопашной схватке, с резиновой ручкой, хорошо отбалансированные.

И последнее. В процессе тренировок ножи обязательно будут тупиться. На лезвиях и рукоятках появятся заусенцы, зазубрины, которые необходимо убирать. Для этих целей можно использовать напильник, шлифовальный камень и т.п.

Так вот, сколько раз вы проведете указанными инструментами по лезвию ножа, доводя его до первоначальной кондиции, столько же раз вам придется этими же инструментами пройтись и по рукоятке ножа, чтобы соотношение веса и балансировки (лезвия к рукоятке) осталось прежним.

Изредка наблюдая за баталиями в социальных сетях вокруг темы самой лучшей и правильной техники метания, я обнаружил, что спорящие весьма вольно трактуют особенности различных техник. В результате таких передергиваний человек, слабо знакомый с метанием, получает дополнительную порцию каши в голову. Поэтому всегда, когда возникают вопросы об отличии оборотки и безоборотки есть серьезное подозрение, что спрашивающий ножа в руках не держал и теперь уточняет, за какой его конец хвататься в принципе. Чтобы иметь базовый мануал, куда потом можно отсылать новичков, я попробовал коротко обозначить, чем одна техника метания отличается от другой.

Количество оборотов, которые делает нож при метании в полете учитывать достаточно важно в первую очередь для понимания самим метателем, как он управляет ножом. Если нож держать за рукоять, то он делает в полете целое число оборотов. 0, 1, 2, 3 и т.д. Я могу даже представить бросок в "-1" оборот, когда нож вращается против часовой стрелки, если наблюдатель стоит справа от метателя. Можно и так бросить. Если нож держать за клинок, то он может сделать только дробное количество оборотов: 0.5, 1.5, 2.5 и т.д. Броски в 1, 2 и более оборотов, а также 1.5, 2.5 и более оборотов между собой по технике исполнения отличаются незначительно. Бросок тот же, чем больше дистанция, тем больше оборотов может совершить нож. Поэтому такое метание называют просто оборотным или многооборотным. Техники метания, при которых нож делает 0 оборотов и 1/2 оборота существенно отличаются как от многооборотки, так и друг от друга. Поэтому каждую из них выделяют в отдельную категорию. Есть и более тонкие отличия, и различная экзотика.

Техника броска плашмя за клинок является наиболее распространенной, хорошо знакома всем по фильмам и собственным попыткам поразить дерево. Это бросок в пол-оборота.

Подготовленный метатель, бросая плашмя за клинок, может уйти на дальности свыше 10 метров. В технике плашмя можно метать не только за клинок, но и за рукоять. Если вам понадобится метнуть нож с 5 метров в один оборот, такой бросок легко и естественно можно сделать, взяв нож плашмя за рукоять. Как я понимаю, в свое время эксперименты с затягиванием броска на дальних дистанциях в итоге привели к появлению безоборотного метания, а попытки переворачивать нож в зависимости от дистанции стали впоследствии многооборотной техникой.

Многооборотная, самарская, спортивная - названия одной техники метания ножа. Она характеризуется тем, что нож обращен к мишени ребром.

Бросок в один оборот. На картинке показано, что реально нож выходит из руки на 1/8 оборота раньше.

Для спортивного метания такая техника имеет значительные преимущества:

Оборотная техника проста в освоении. За первый же час занятий можно научить новичка стабильно втыкать нож на дистанции 3+ метров (к технике плашмя это тоже относится).

Броски в оборотной технике точнее, чем плашмя или без оборота. Это многократно проверено экспериментально. Многооборотчик среднего уровня стабильно обыгрывает на мишени хорошо подготовленного безоборотчика.

Нож, брошенный по ребру, воткнется в мишень за счет режущей кромки, даже если он, пришел с большим отклонением от нормали. При броске плашмя, если нож приходит в мишень под углом больше +/-30 0 от перпендикуляра, он, скорее всего, отскочит.

Недокрут и перекрут

В стрессовых условиях соревнований метатель в оборотной технике выступает стабильнее безоборотчика. Движение проще, в броске участвует меньше групп мышц, поэтому легче контролировать зажимы.

Ключевым недостатком оборотной техники является ее высокая чувствительность к изменению дистанции. Из-за быстрого вращения ножа роль играют даже 20-30 сантиметров. Успешный бросок с 5 метров может оказаться не результативным на дистанции 4.70-4.80 - нож просто не воткнется. Еще есть определенные сложности при работе многооборотной техникой за клинок остро заточенного ножа, но при определенном навыке они преодолимы.

Техника метания без оборота подразумевает, что нож ни на каком участке траектории своего полета не поворачивается к мишени рукоятью. Это более сложная для освоения техника, требующая от метателя отличной координации.


Разница между оборотным и безоборотным метанием на самом деле не так велика, как об этом рассказывают. Любой предмет, брошенный рукой, стремиться вращаться. Но есть техники, как этому воспрепятствовать. Например, надавливая указательным пальцем на рукоять ножи при сходе. Или удерживая нож настолько свободно, что он соскальзывает по пальцам, как по направляющим. При просмотре замедленного видео легко понять, что при безоборотном метании нож все-таки вращается, хотя и медленнее обычного. В идеале за весь полет нож не должен поворачиваться более чем на 90 градусов. На практике это достаточно сложно отследить, поэтому часто можно наблюдать ситуации, когда нож сходит с руки острием указывая назад, а приходит с перекрутом.


На соревнованиях и показательных выступлениях такой бросок будет признан безоборотным из-за техники выполнения. Хотя по факту нож делает половину оборота.

Это основные техники, если говорить о реальном метании. В зависимости от индивидуальных особенностей и стоящих задач метатели комбинируют их между собой, получая собственные неповторимые стили.

Есть еще техники метания фантазийного, например, бесконечные споры о боевой технике метания. Что это такое, мне сказать внятно никто не может. В качестве техники боевого метания обычно подается любое метание ножа без оборота. Специально сбалансированным ножом. Силами адептов безоборотного метания в головах у людей начинает закрепляться эта связь. И мы с полей боевых действий переносимся в город, наполненный негодяями, желающими зла метателю. Такой подход имеет чисто коммерческую основу - за боевую применимость и секретность начинающий метатель готов платить в разы больше. Этот же подход в среде опытных метателей вызывает массу негатива, т.к. использование метательного ножа в качестве оружия противоречит законодательству, и мешает организовывать площадки для массового спортивного метания. Что касается боевого метания, то самый лучший нож для него - это саперная лопатка. Страшны по последствиям и удар ею, и бросок. Но из этого очевидного тезиса следует, что боевой безоборотный бросок не нужен: лопатка, как и топор, метаются многооборотной техникой. 

Если вам понравилась эта статья, вы можете разместить ее на любом ресурсе, посвященном короткому клинку со ссылкой на раздел сайта


Что такое метательный нож? Во-первых, это отлично сбалансированное лезвие и рукоять, причем лезвие может быть даже несколько тяжелее, что используется при метании ножа острием вперед на коротких дистанциях.

Во-вторых, метательный нож часто имеет отверстие в рукояти или кольцо для крепления веревки. В этом случае при промахе нож можно подтянуть назад, а при попадании в цель веревка позволяет использовать нож как гарпун и либо удерживать добычу, либо взбираться на препятствие. В-третьих, метательный нож часто не имеет гарды, т.к. она нарушает баланс (равновесие между лезвием и рукоятью). В-четвертых, метательный нож обычно используют в паре.

Пара может быть как смешанной, так и однородной, то есть такой, в которой оба ножа предназначены только для метания или для работы руками. В смешанной паре есть и метательный и обычный ножи.

Метание ножа – это искусство, которым разведчик-диверсант должен владеть в совершенстве. При решении боевых задач метанием ножа можно поразить противника на расстоянии до 10 метров и более. Однако такое метание требует настойчивых тренировок.

Метать нож в противника считается целесообразным в том случае, если противник нападает, сближается, убегает, а также не видит или не ожидает нападения. Если противник ожидает бросок ножа, то дистанция броска не должна превышать 3-4 метров, чтобы противник не смог уклониться.

Проникающая сила ножа при его метании почти в два раза больше, чем при ударе. Экспериментами доказано, что при ударах ножом по щиту из досок испытуемые пробивают дерево на 16-17 мм, а метанием того же оружия – на 27-28 мм.

Если противник приближается, то для защиты метанием нож берут ближе к концу лезвия. И наоборот, чтобы поразить с большей дистанции хват должен быть ближе к рукоятке.

Основная дистанция боевого применения холодного оружия для уверенного поражения противника – 5-6 метров (шагов) и ближе. Противник в этом случае получает удар не успев увернуться, отклониться, присесть, упасть, закрыться. В мишень можно попасть и с 10 м, но требуется точный расчет дистанции и многократное вращение оружия в полете, противник за это время может уйти от поражения.

Метание ножа сверху

Нож держат за клинок правой рукой, рукояткой вперед. Большой палец сверху вдоль клинка. Исходное положение: левосторонняя стойка. Для замаха отвести правую руку вверх-назад, не сгибая запястья. С толчком правой ноги и поворотом корпуса влево движением руки послать нож в цель рукояткой вперед и выпустить его в момент полного выпрямления руки, когда она направлена точно в цель.

Основные требования: обязательна фиксация кисти в лучезапястном суставе. Ось оружия должна являться продолжением оси предплечья. Это необходимо для избежания дополнительного разгибательного движения кисти в момент выпуска оружия, которое приводит к беспорядочному вращению ножа в полете. Еще при метании следует избегать чрезмерного напряжения пальцев и закрепощения руки в локтевом и плечевом суставах. При выпуске оружия следует как бы целиться в мишень ногтем большого пальца и не допускать хлеста кисти, а также не «проваливать» вниз руку ниже уровня цели после выпуска ножа. При выпуске нож должен скользить по большому пальцу в направлении цели.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: