Как сделать сюрикен из металла, дерева, резины. Смертоносная звезда сюрикэн: история, классификация, особенности применения Звездочки для метания

Техника метания “звездочек” значительно проще. Во время полета звездочка постоянно вращается. Так как стреловидный (метаемый) объект имеет несколько лезвий, то цель может быть поражена двумя остриями. Но точно поразить цель непросто. Постоянно упражняясь в мастерстве техники, необходимо определить размеры и вес используемой звездочки. Без этого нельзя добиться хорошей техники. Поэтому очень важна конструкция звездочки.

Способ вложения силы в бросок и техника метания соответствуют аналогичным положениям в метании стрелки. Однако они зависят от формы звездочки.

На приводимой схеме представлены четырех- (крест), шести- и восьмиугольные звездочки.

Рис. 17 – способ метания в близкую цель.

Рис. 18 – способ метания в дальнюю цель.

Рис. 19, 20 – способ удержания при метании в цель, находящуюся на среднем расстоянии.

Рис. 21, 22 – неправильные способы удержания.

Шестиконечный сюрикен

Рис. 23 – правильный способ удержания.

Рис. 24 – способ удержания при нахождении цели вблизи.

Рис. 25 – способ удержания при нахождении цели на удалении.

Рис. 26 – способ удержания неправильный, т.к. указательный палец не используется для фиксации звездочки, цель трудно поразить.

Чаще всего человек пользуется своей правой рукой. Поэтому многие люди используют свою правую руку для удержания объекта и его метания. Если вы используете свою правую руку, то звездочка легко отклонится влево (рис. 27). Это происходит потому, что ваш вес сосредотачивается в левой стороне тела. Поэтому мы должны исправить эту ошибку и регулировать бросок (рис. 28). Особо на это нужно обращать внимание после окончания броска. Чем больше расстояние до цели, тем больше отклонение.

В случае боевого использования сюрикенов не расходуйте их все сразу, если у вас нет другого оружия. Оставьте один-два сюрикена в запасе и держите их в руке готовыми к бою (рис. 29).

Главным правилом является следующее: держите сюрикен достаточно крепко вплоть до момента, броска. Ослабьте захват оружия лишь перед тем, как выпустить его.




Бросок с боковым выxватыванием (рис. 30)

Крепко возьмите оружие и держите его у противоположной стороны тела. При броске взмахните рукой вдоль тела и вытяните руку по направлению к цели. Резко отогните запястье назад прежде чем отпустить сюрикен, чтобы придать ему вращение.

Бросок с задним выхватыванием (рис. 31)

Локоть поднят, а сюрикен направлен к земле, рука немного позади корпуса. Бросьте сюрикен движением, подобным тому, которым ковбой выхватывает свой пистолет. Резко отогните назад запястье перед тем. как отпустить оружие, чтобы придать ему вращение.

Вращение стабилизирует полет, т.к. при этом сказывается гироскопический эффект в сочетании с «эффектом крыла» и появляющийся момент количества движения (физический термин, означающий вращение) позволяет метнуть на более далекое расстояние. Чем быстрее вращается сюрикен в полете, тем дальше будет полет и сильнее поражение.


Бросок из-за головы (рис. 32, 33)

Это весьма сильный бросок. Поднимите оружие над головой и сделайте резкое движение рукой сверху – вниз и вперед. Этот бросок, возможно, наиболее точный, так как вы можете направить сюрикен по прямой в цель.

Боковой бросок (рис. 34, 35)

Этим броском ниндзя пользовались чаще всего. Крепко зажмите сюрикен в руке и вытяните руку вдоль противоположной стороны тела. Бросьте сюрикен, вытягивая руку вперед и перенося вес тела по направлению к цели.

Бросок с вращением тела (рис. 36-38)

Этот метод требует долгой подготовки. Он заключается в том, что тело поворачивается на 360 градусов и выполняется боковой бросок. Достоинством этой техники является ее неожиданность. Противник обычно бывает напуган ею. Эта техника также эффективна при последовательном быстром метании нескольких сюрикенов. Секрет здесь заключается в том, чтобы в одной руке держать пачку сюрикенов и метать их другой.

Бросок с обратным захватом (рис. 39. 40)

Возьмите сюрикен обычным способом и переверните кисть руки. Таким образом вы сформируете обратный захват. Бросьте сюрикен, вытянув руку вперед, и, когда он покинет ладонь, взмахните рукой к противоположному плечу. Это придаст оружию вращательное движение. Преимущество этого метода в его быстроте и обманчивости.

Захват в руке. Рис 41},

Кроме бросания оружия, весьма практичный метод защиты представляет собой нанесение прямых и рубящих ударов рукой с зажатым в ней сюрикеном.


В Японии ручное метательное — копья, дротики, топорики и т.д. — большого развития не получило. Исключение составляют, пожалуй, лишь знаменитые метательные лезвия, которые по-японски называются .

Приемы метания сюрикэнов

В дошедших до наших дней рю, в программу обучения которых включено сюрикэн-дзюцу — Катори Синто-рю, Hэгиси-рю и др., используются самые различные . Броски выполняют из разных позиций, по разным траекториям.

В технике метания бодзё-сюрикэн различают бросок с полуоборотом (ханкайтэн-дахо ) и бросок без оборота (тTку-дахо ). При броске вращение вокруг поперечной оси стараются свести к минимуму. Хорошо сбалансированный бодзё-сюрикэн летит почти по прямолинейной траектории. Проще всего вонзить в цель , заточенный с обоих концов.

Сякэны же метали, как правило, сериями, очень быстро, один за другим. Бросают их обязательно «с подкруткой», что обеспечивается смещением захвата к периферии снаряда и «щелчковым» движением кисти. Благодаря вращению, полет пластины становится более устойчивым, а при горизонтальном броске пластина своей плоскостью опирается на воздух (эффект крыла), что значительно увеличивает дальность и точность броска.

Однако Hава Юмио отмечает, что в старинных наставлениях по мы нигде не найдем описаний способов метания сюрикэнов. Вероятно, этот факт можно истолковать двояко. С одной стороны, могли считаться секретным оружием, и в таком случае ученик получал наставления об их использовании только из уст своего наставника. Однако, учитывая широкое распространение сюрикэнов среди японских воинов, это представляется маловероятным. Скорее, способы метания лезвия попросту не были кодифицированы, и каждый боец вырабатывал собственные способы бросков.

Способы ношения сюрикэнов

Изготовление сякэнов

Звездочки-сякэны изготавливали самых разных размеров. Размер зависел от роста владельца, его веса, физической силы, дистанции метания и т.д. Чаще всего встречаются образцы с диаметром от 115 мм до 175 мм. Соответственно вес звездочки варьировался в диапазоне от 5 до 30 моммэ.

Hава Юмио подробно описывает процесс изготовления дзюдзи-сюрикэна (крестообразного сюрикэна) весом в 20 моммэ. Для этого брали стальную болванку весом около 23 моммэ. Ее сильно накаляли и расплющивали в круглую лепешку. Затем, стараясь не истончить болванку в центральной части, постепенно ударами молота делали 4 усика, придавая болванке общую форму дзюдзи-сюрикэна с толстой центральной частью и плавно истончающимися к кончикам лезвия. Затем удаляли с заготовки напильником лишний металл, доводя вес звездочки до необходимых 20 моммэ, шлифуя форму, чтобы «звездочка» была без неровностей и зазубрин, и заостряя кончики лезвий.

Если же изготавливался восьмилучевой сюрикэн , то сначала делали крестообразный сюрикэн , а затем зубилом делили лезвия хорошо нагретой болванки пополам и разводили немного в стороны. Затачивать лезвия нужно было равномерно с обеих стороны, иначе точность бросков была бы крайне низкой.

Особую сложность в изготовлении «звездочек» представляла закалка лезвий. Всем «лучикам» нужно было придать одинаковую степень твердости, так как в противном случае они могли сломаться или погнуться, сделав невозможным применение «звездочки». Конечно, для того, чтобы нагреть заготовку и бросить в холодную воду или масло, большого ума не требовалось, но при такой технологии лезвия нередко ломались, и вся работа шла насмарку. Поэтому требовалось найти какой-то более нежный способ закалки. Кроме того, необходимо закалять только самые кончики «лучиков» «звездочки», чтобы она не утратила своей прочности и не разлетелась на куски при сильном ударе о твердую поверхность.

Вариант поочередного нагрева и закалки лучиков не подходил ввиду малого размера изделия: попробуйте закалить один луч, а потом нагреть другой так, чтобы первый остался холодным. Поэтому ниндзя делали в центре «звездочки» маленькое круглое отверстие, в которое пропускался тонкий длинный стальной прут. Установив его в горизонтальное положение и быстро вращая на нем раскаленную «звездочку», ее лучики опускали в холодное масло, благодаря чему обеспечивалась закалка только нужных частей лезвия.

Отверстие в центре «звездочки» обычно не заделывали, так как через него можно пропустить шнур, чтобы нанизать на него еще несколько сякэнов и сделать удобную в переноске связку. Однако из-за того, что сякэн с дыркой издает в полете легкий свист, иногда для полной шумовой маскировки отверстие заделывали свинцом.

Тренировка работы со "скрытыми лезвиями" (сюрикэн ) часто входил в программу обучения школ ниндзюцу , как древних, так и современных. Но в наши дни найти реальный, рабочий сюрикэн, пригодный для отработки ударов или метания, достаточно проблемно. Максимум из того, что можно отыскать на рынке - это сувенирная звездочка, выполненная из блестящего, но крайне вялого металла, размерами едва умещающаяся в руке. Толку с такого "инструмента" немного, поэтому вопрос, как же сделать настоящий сюрикэн ниндзя дома или в ограниченных условиях, приобретает достаточно актуальный характер.

Из статей про сюрикэны , мы знаем, что существует две формы исполнения "скрытых лезвий" - бо-сюрикэн и хира-сюрикэн . И те и другие использовались как в качестве оружия ближнего боя (как кастеты или явара ), так и для поражения целей на дистанции . Отрабатывать тайдзюцу с острыми предметами без опытного учителя не рекомендуется, а метание тупых деревянных или резиновых заготовок совсем не позволит почувствовать бросок - поэтому, вам могут понадобится сюрикэны самых различных вариантво исполнения и материала.

Изготовление бодзё-сюрикена

Для начала нужно определиться с материалами - если вы хотите отрабатывать броски бо-сюрикэн , то вам в любом случае потребуется металлическое оружие (хотя начинать заниматься метательными техниками крайне рекомендуется с ножей). Изготавливать с нуля таким образом вам практически ничего не придется, поскольку огромное количество предметов уже само по себе является практически бо-сюрикэном (от вас понадобится только укоротить исходник до 18-20 см, заточить и при необходимости обработать напильником):

  1. Толстые спицы
  2. Чеки и костыли
  3. Подножные куски арматуры или прута
  4. Гвозди
  5. Любой вытянутый металлический предмет, который не жалко обточить (все, вплоть до старых столовых ножей).

Если же велико желание создать бо-сюрикэн именно специфической или оригинальной формы, то в таком случае озаботьтесь поиском или приобретением исходного материала - металлической, резиновой или деревянной пластины (смотря для чего планируете использовать готовый продукт) толщиной не менее 5мм и шириной не около 20 см (смотрите, какая длина оружия будет наиболее удобна для вашей кисти). Определитесь с формой (можете воспользоваться образцами картинки справа) и расчертите на пластине желаемый результат. Аккуратно вырежьте/выпилете заготовку и зачистите края. Заточите конец (или оба) и добавьте "хвост" или "крылья" при желании (они помогут сюрикэну держать направление полета). Готово.

Менее хлопотным и более массовым способом личного изготовления бодзё-сюрикэна в домашних условиях является планомерное распиливание той самой пластины (но тут толщину лучше подобрать побольше - около 1см) на куски вышеупомянутой длины (=ширине пластины). Полученная пачка брусков вполне может быть заточена и использована как суровый и дешевый вариант метательного оружия. Пример слева.

Изготовление сякена или хира-сюрикена

Аналогов для быстрого замещения сякэнов практически не существует. Популярные для бросков в Союзе после появления фильмов с Шо Косуги велосипедные звёздочки, пластины радиатора, фрезы пил, конечно, страшны на вид, но являлись не совсем тем, что применялось в феодальной Японии военными классами. Поэтому практически единственный выход здесь - создание такой "метательной звезды" самостоятельно.

Для сякэнов , которые вы хотите использовать в качестве кастета - из дерева и резины - процесс изготовления весьма прост: вы опять находите пластину нужного материала, размечаете (для отработки болевых точечных воздействий лучше подойдут трех - и четырехлучевые звезды), вырезаете сюрикэн и снимаете излишки ножом. Толщина в таком случае будет определяться следующим образом - чем толще звезда, тем менее болезненной и безопасной будет отработка для вашего спарринг-партнера. То есть одного-двух сантиметров для закругленного луча будет вполне достаточно.

Если же вы хотите сделать звездочку, которая действительно будет летать и втыкаться в мишень, то ваш единственным приемлемый выбор материала - металл. Какой неважно, главное, чтобы он был достаточно твердым (или толстым), а вы не могли его согнуть голыми руками. Порядок изготовления будет такой:

  1. Начертить на заготовке форму звезды. Другой способ - распечатать один из шаблонов на картинках внизу и приклеить на металл.
  2. Если металл слишком толстый для работы ножовкой, то требуется просверлить как можно больше отверстий на внешней стороне от разметки или шаблона, а потом пропилить "перегородки" между ними.
  3. Получившийся "ежистую" форму надо обработать напильником, сгладив выступы и придав сякэну нужный облик.
  4. Заострить достаточно только самые кончики лучей, этого будет вполне достаточно для того, чтобы они втыкались в мишень

По желанию в центре ся-сюрикэна (звездочки) можно сделать отверствие, чтобы можно было носить их связкой, или заточить лучи по всей длине. В этом случае он станет потенциально травматичен для неумелого сюрикэндзя, так что будьте аккуратней. И не забывайте - сюрикэны являются холодным оружием !

Сюрикэн (яп. 手裏剣дословный перевод:лезвие, скрытое в руке») — японское метательное оружие скрытого ношения (хотя иногда использовалось и для ударов). Представляет собою небольшие клинки, изготовленные по типу повседневных вещей: звёздочек, игл, гвоздей, ножей, монет и так далее.

Внешний вид сюрикэнов отражает интерес японцев к мистицизму. то различные знаки наносились и на поверхность самого оружия, так как и мастера, которые изготавливали оружие, и те, кто им пользовался, верили в то, что таким образом можно привлечь на свою сторону могущественные потусторонние силы

Ниндзя известные мастера метания сюрикенов, или как их ещё называют, «звёздочек». Метать их намного проще, чем ножи, но без отработки правильной техники и тут не обойтись. Многие в детстве делали сюрикены из металлических пластин или граммофонных пластинок, так что они знают, какой непредсказуемой может быть траектория полёта плоского метательного предмета.


Поэтому сюрикены должны быть компактного размера и достаточно тяжёлыми, чтобы лететь прямо и не отклоняться от своей цели. В Японии существовало огромное количество техник бросков сюрикенов. Каждая школа боевых искусств свято хранила свои секреты и делилась ими только за большие деньги.


Причём у японцев любые приёмы в средневековые времена показывались только один раз. Мастер брал деньги, показывал приём и уходил довольный. А запомнил ты его или нет - это уже твои личные проблемы. Только могущественный японский дайме мог позволить себя нанять постоянного учителя. Сейчас мы расскажем вам основные моменты метания «звёздочек» и «боевых стрелок», сякенов и бо-сюрикенов, если по-научному.

Особенности техники метания сюрикенов

Все бо-сюрикены метаются за счёт оборотной или безоборотной техники. Безоборотная использовалась на коротких дистанциях до 3-5 метров, оборотная - до 10 метров. При этом нужно давать себе отчёт, что бо-сюрикен достаточно лёгкий, и его поражающие способности зависят напрямую от расстояния. Более тяжёлые модели будут лететь дальше и наоборот.

Техника метания бо-сюриков выглядит так:


  • Сначала оружие нужно положить на ладонь и зажать между указательным и большим пальцем. При этом тупой конец должен упереться в основание ладони;
  • Потом нужно тщательно прицелиться в противника;
  • При броске рука должна остановиться чуть выше той точки, в которую вы прицелились, а вы как бы следуете вперёд за метательным снарядом, когда он срывается с ладони.

Для оборотной техники часто затачивали два конца бо-сюрикена, но метали его так же, как и тот, что был с одним заточенным концом. Не знаю, как там древние японцы, а у нас во дворе всегда метали куски заточенной арматуры своим методом. Для этого метательный снаряд просто брался между большим и указательным пальцем, и мощным движением посылался в цель. Летел он очень хорошо, и втыкался в дерево даже не заточенный.

Для того чтобы увеличить шансы попадания арматуры в цель, я соединял два куска крест-накрест, скрепляя их проволокой. Чтобы они не разваливались, приходилось напильником выбирать пазы посередине. Тогда процент втыкания возрастал до 95 %!Сякены или «звёздочки» метались тоже разными методами. На короткой дистанции их бросали прямо, с лезвиями направленными в землю. Тогда бросок получался быстрым и мощным. Только с меткостью на дальних дистанциях в этом случае было слабовато. Другой способ метания сякенов - это когда он бросается плашмя. Кисть в момент броска должна закрутить боевую «звёздочку», чтобы полёт был более эффективным. Сюрикен в этом случае как бы опирается плоскостью на воздух и летит значительно дальше. Правда, поражающая способность оружия будет значительно меньше. Но так как сюрикены затачивались очень тщательно, и бросались чаще всего в лицо, то и этого хватало, чтобы заставить противника отказаться от преследования или нападения.

В японских наставлениях по сюрикен-дзюцу можно найти информацию, что опытный воин должен метнуть пять метательных ножей или звёзд за время стандартного цикла вдоха/выдоха. Согласно другому старинному источнику, пять ножей должны были метаться за 10-15 секунд.

Из своей скромной практики занятий ниндзюцу я замечу, что метать сякены-звёзды гораздо проще и быстрее. Берётся стопка «звёздочек», кладётся на левую ладонь, а правая рука их метает. При должной сноровке «скорострельность» весьма впечатляет. Получивший серию звёзд противник точно уже не захочет нападать. Кстати, в фильмах можно часто увидеть, как сякены втыкаются прямо в лоб противника. Это ничего общего с реальностью не имеет. Лобную кость пробьёт не каждый нож, а про «звёздочки» и говорить нечего. Но, несмотря на это, их всё же часто метали в лоб, чтобы нанести кровоточащие раны. Объясняется это очень просто - кровь будет заливать глаза, перекрывая противнику обзор. Вообще, метая сюрикены в лицо, старались попасть противнику в глаз.

Ниндзя и боевые «звёздочки»


Сякены были вспомогательным и отвлекающим оружием ниндзя. Главным оружием был, конечно, меч. Но, иногда, самураи использовали кусарикаму, хотя звёзды действительно пользовались популярностью именно у средневековых японских шпионов. Вот только применять любое оружие ниндзя вовсе не стремились. Их главной задачей была разведка и шпионаж, часто убийство определённого человека. В любом случае, шпиону было выгоднее отравить жертву, чем устраивать кровавую мясорубку, что обязательно привлекло бы внимание воинов.

Современные школы ниндзя говорят о том, что настоящий воин-тень должен метать сякены из любого положения, неважно, стоит он или бежит по пересечённой местности. Кроме метания, сюрикены использовались для ближнего боя, в качестве колюще-режущих приспособлений, с их помощью прорезали стены в традиционных японских домах, подковыривали гвозди или делали отверстия для наблюдения. Сюрикены часто прятались в складках на одежде ниндзя, особенно популярным считался способ их ношения за отворотами рукавов. Как любое боевое искусство, метание сюрикенов требует концентрации и терпения.


Как правильно метать сюрикен

Традиционным оружием ниндзя являются метательные "звездочки" и стрелки-сюрикены. Термин "сюрикен" является обобщающим для этих двух видов метательного оружия. Если говорить конкретно о метательной пластине - звездочке, то более правильное ее название "сякэн", однако, сильное влияние западной терминологии практически закрепило за ней термин "сюрикен", поэтому мы будем употреблять оба эти термины как равнозначные.

Это оружие прочно вошло в арсенал ниндзя, тем более, что для не требовалось стационарных мастерских и не нужно было тратить очень много времени. Вместе с тем, оно было просто и дешево, легко пряталось и могло быть мгновенно применено. Диаметр сякэнов составляет от 5 до 10 см, толщина 3-5 мм, а вес - до 300 г. Способ метания зависит от обстановки и цели, с которой производится метание, поэтому не может быть конкретных правил в работе с сюрикенами.

Тем не менее, общие моменты существуют и позволяют приобрести начальные навыки метания звездочек . Надо заметить, что классическим, если можно так выразиться, метанием сюрикена является метание в положении с колена. При этом сам бросок осуществляется от пояса движением руки, напоминающим раздачу игральных карт (поэтому сюрикены иногда называют "картами смерти"). Сходство тем более усиливается, что такое метание обычно производится серией из нескольких сюрикенов подряд.

Для производства такого метания надо в одну руку взять сюрикены , подготовленные для метания, опуститься на колено и второй рукой, один за другим, произвести серию бросков движением руки, описанным выше. Броски осуществляются на выдохе. Метание может производится с одновременным разворотом торса в сторону цели (либо без такового с- резким движением кисти руки). Движение торса как бы обрывают в момент вылета оружия из пальцев, чтобы передать ему весь импульс движения. В конечной точке траектории, описываемой рукой с сюрикеном, пальцы должны раскрываться движением, напоминающим щелчок. Разворот торса, движение рук, завершающее движение кисти - все это делается в гармоничной последовательности и нерасчлененности всех элементов броска.

При этом важную Роль играют пальцы руки, удерживающей подготовленные к метанию сюрикены , - они осуществляют своевременную под- ачу (выдвижение) очередного сюрикена из ладони в положение, удобное для захвата оружия пальцами метающей руки. Наиболее важным в этом приеме метания является не сила броска, а координация движений, которая и позволяет покрыть "очередью" сюрикенов значительный сектор поражения.

Существуют и другие варианты бросков с колена: бросок от головы, бросок с упором на руку, бросок из-за головы. Однако, далеко не всегда есть возможность производить метание с колена, поэтому ниндзя, все-таки чаще, во время боевых операций, производят метание из положения стоя.

Рассмотрим наиболее распространенные в ниндзютсу броски из этого положения.

  • Бросок из-за спины. При этом броске локоть приподнят, кисть с сюрикеном направлена вниз, рука позади корпуса. Сюрикен метается с одновременным поворотом корпуса резким движением руки.
  • Метание из-за головы. Кисть с сюрикеном поднята над головой. Движением руки сверху-вниз-вперед производится сильный бросок, являющийся довольно точным, т.к. при таком броске сюрикен направляется в цель по прямой.
  • Боковой бросок. Кисть с сюрикеном расположена у противоположной стороны тела. Сюрикен метается выбросом руки вперед с одновременным переносом веса тела по направлению к цели.
  • Бросок с разворотом корпуса. Взяв в одну руку несколько сюрикенов, совершить поворот на 360 градусов с одновременным метанием сюрикена другой рукой. Повторить это метание несколько раз подряд. Подобное метание с вращением тела даже при неудачном броске оказывает на противника сильное психологическое воздействие из-за ее неожиданности.
  • Бросок с зеркальным захватом. Сюрикен берется обычным способом. Переворотом кисти формируется зеркальный (обратный) захват. Резким махом руки вперед сюрикен метается в цель.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: