Усадьба в рассказе антоновские яблоки. «Потерянный рай» И.А. Бунина на примере рассказа «Антоновские яблоки. Главные герои и их характеристика

Урок литературы 11 класс.

« Потерянный рай» И.А. Бунина на примере рассказа

« Антоновские яблоки»

Цель:

  • Познакомить с разнообразием тематики прозы Бунина,
  • Научить определять литературные приемы, использованные Буниным для раскрытия психологии человека, и другие характерные черты рассказов Бунина,
  • Развить навыки анализа прозаического текста.

Задачи:

Познавательные:

1). Выявить первые впечатления учащихся о прочитанном произведении;

2). Проследить за тем, как меняется возраст героя и вместе с ним восприятие мира;

3). Обратить внимание учащихся на интонацию светлой грусти, печали в рассказе;

4). Подвести к выводу, что данный рассказ широко включает в себя пейзажи, которые помогают наиболее глубоко понять внутреннее состояние героя, выражают ностальгию по ушедшему прошлому;

5). Рассмотреть образ природы, изображение мира людей, настроение героя-рассказчика, образы символы рассказа "Антоновские яблоки".

Развивающие:

1). Развивать у учащихся навыки литературно-критического анализа произведения;

2).развивать у учащихся навык полного грамотного устного ответа;

3). Развивать умение делать выводы и обобщения.

Воспитывающие:

1). Привить учащимся чувство прекрасного;

2). Воспитание культурного читателя;

письменной речи; интерес к истории языка и народа

Тип урока : урок объяснение нового материала

Технология : урок разработан с применением проблемной технологии обучения, здоровьесберегающей, системно- деятельностного подхода и общепедагогических технологий, а также с применением информационно- коммуникативных технологий.

Методы урока : репродуктивный, поисковый, эвристический

Формы работы : фронтальная, индивидуальная, в парах

Оборудование : рассказ И.А. Бунина « Антоновские яблоки», интерактивная доска, презентация, тетрадь.

Этапы урока и виды деятельности учеников и учителя

Этап

Цель

Форма

Метод, приём

время

мин.

1.Организационный момент

Организация учащихся на уроке

фронтальная

2.Мотивация

Пробуждение познавательного интереса

Чтение стихотворения

фронтальная

эвристический

3.Актуализация

Повторение ранее изученного и его расширение

Активное слушание, беседа

Фронтальная, индивидуальная

Репродуктивный, просмотр презентации

4.Создание проблемной ситуации

Учитель побуждает учеников обратить внимание на тему урока, объяснить ее

Беседа

фронтальная

Репродуктивный, поисковый

5.Поиск, разрешение проблемной ситуации

Формировать собственное мнение; учиться слушать другого человека;

Работа в тетради, .составление таблицы

Индивидуальная, групповая

исследовательский

6.Обобщение, вывод

Представление полученной таблицы, обощение, вывод

Работа с интерактивной доской

Фронтальная, индивидуальная

Репродуктивный

7.Отработка новых знаний в творческом задании

Работа с индивидуальными заданиями

Слушание

Индивидуальное сообщение

Репродуктивный

8. Подведение итогов

рефлексия услышанного на уроке

Беседа

Фронтальная, индивидуальная

эвристический

9.Домашнее задание

Вариативное домашнее задание

Письменная работа

индивидуальная

репродуктивный

Ход урока.

О счастье мы всего лишь вспоминаем.

А счастье всюду. Может быть, оно-

Вот этот сад осенний за сараем

И чистый воздух, льющийся в окно.

И. Бунин.

Слово учителя: Здравствуйте, ребята! Сегодня нас ждет очень интересный урок, на котором мы продолжим знакомиться с творчеством И.А. Бунина и поговорим о его рассказе « Антоновские яблоки». Для того, чтобы создать нужную атмосферу, я предлагаю послушать стихотворение И.А. Бунина « Вечер», отрывок из которого я вынесла в качестве эпиграфа к нашему уроку. (Подготовленный ученик читает стихотворение « Вечер»)

ВЕЧЕР

О счастье мы всегда лишь вспоминаем.
А счастье всюду. Может быть, оно -
Вот этот сад осенний за сараем
И чистый воздух, льющийся в окно.

В бездонном небе легким белым краем
Встает, сияет облако. Давно
Слежу за ним... Мы мало видим, знаем,
А счастье только знающим дано.

Окно открыто. Пискнула и села
На подоконник птичка. И от книг
Усталый взгляд я отвожу на миг.

День вечереет, небо опустело.
Гул молотилки слышен на гумне...
Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне.

Каким настроением проникнуто это стихотворение? Какая основная мысль этого стихотворения? (настроение тихой грусти, печали. Основная мысль – счастье можно найти в самых простых вещах, которые окружают нас, главное, самому быть счастливым).

И.А.Бунин был убежден, что не должно быть « деления художественной литературы на прозу и стихи», и признавался, что такой взгляд кажется ему « неестественным и устарелым». Он писал: « Поэтический элемент стихийно присущ произведениям изящной словесности одинаково как в стихотворной, так и в прозаической форме. Проза также должна отличаться тональностью. Многие чисто беллетристические вещи читаются как стихи, хоть в них не соблюдаются ни размер, ни рифма... К прозе не менее, чем к стихам, должны быть предъявлены требования музыкальности и гибкости языка».

Наиболее полно эти требования реализовались в шедевре бунинской прозы – рассказе « Антоновские яблоки». Рассказ был написан в 1901 году. Внимательный читатель заметит, что это рассказ представляет собой единый лирический монолог героя, передающий его душевное состояние. Рассказ напоминает стихотворение. Прежде всего тем, как строиться сюжет. Многие могут сказать, что сюжета –то здесь и нет. И будут не правы. Сюжет есть. В основе его- воспоминание. Значимыми становятся ритм поэтического дыхания, неопределенная зыбкость интонации, импрессионистическая образность. Лирика как бы ведет за собой прозу. Благодаря насыщению повествования поэтической образностью вырабатывается особый лаконизм, сопряженный с магической плавностью и завораживающей протяженностью. Повторы слов, паузы создают выразительный музыкальный лад. Послушаем отрывок: « Вспоминается мне ранняя погожая осень…Помню раннее, свежее, тихое утро Помню большой, весь золотой,подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы и – запах антоновский яблок, запах меда и осенней свежести « . Предельная концентрированность деталей, смелость сравнений производят впечатления нарядности, богатого убранства повествования, остающегося при этом строгим, резким, четким.В произведении постоянно присутствует аромат антоновских яблок, и этот запах звучит как музыкальный лейтмотив.

Бунин - величайший мастер слова, внимателен к деталям. Часто этот рассказ сравнивают с картинами импрессионистов. Если подойдешь к картине совсем близко, то ничего не увидишь, кроме мазков, чуть отойдешь – появляются отдельные предметы, а отойдешь еще дальше – увидишь всю картину.

Дома вы прочитали этот удивительный рассказ, наполненный запахами, звуками, впечатлениями, воспоминаниями, скажите, какое общее настроение от рассказа? (печаль, ностальгия, уныние, прощание с прошлым).

Давайте внимательно прочитаем тему сегодняшнего урока, о каком « потерянном рае» повествует писатель? (Рай – это прошлая жизнь, жизнь в усадьбе, жизнь в согласии с природой)

Какова композиция произведения? (произведение состоит из 4 частей) И если читать рассказ внимательно, можно заметить, что настроение в каждой части различно. Для того чтобы подтвердить данный тезис, проведем небольшое исследование. Вы разделились на 4 группы, каждая группа будет работать с одной частью рассказа, результатом вашей работы будет таблица, состоящая из следующих граф:

Основная тема части

Основные образы природы

Изображение людей

Образ- символ

Возраст героя

Каким настроением проникнута данная часть рассказа

1.Воспоминания о сборе яблок

Ранняя погожая осень: "свежее утро", "сочный треск" яблок. Прохладная тишина, чистый воздух, бодрое эхо, (август)

"как лубочная картинка", ярмарка, новые сарафаны. Праздничные краски: "черно-лиловая, кирпичного цвета, широким золотым "позументом понева"

Что-то тревожное, мистическое, страшное: костер Ада как символ смерти

подросток

Радостное, бодрое: "Как холодно, росисто и как хорошо жить на свете"

2.Описание усадьбы тетки – Анны Герасимовны

Вода прозрачная. Лиловый туман, бирюзовое небо (сентябрь начало)

Народ прибран и весел, мужицкая жизнь- богатая, постройки- домовитые. Тетушка ведет разговоры о былом, но она важна, приветлива, угощает славным обедом.

Образ смертной старухи с могильным камнем

Молодой человек

Возникает тема угасания, старения, угасания. Начинают преобладать слова с корнем « старый». Настроение призвано подтвердить былое довольство и благополучие деревенской жизни.

3. Великолепные сцены охоты.

Хмурые низкие тучи, жидкое голубое небо, ледяной ветер, жидкие пепельные облака (конец сентября)

Чтение книг, любование стариной журналы

Мертвая тишина. Овраг - как образ одиночества

Человек в зрелом возрасте

Последняя вспышка жизни перед дальнейшем исчезновением. Усиливается мотив заброшенности.

4. Время разорения, оскудения, конец былого величия.

Пустые равнины, обнаженный сад, Первый снег

Перемерли старики в Выселках, деревня напоминает пустыню.

Взрослый человек

Заупокойная молитва

Учащиеся работают с текстом, потом представляют свою работу на интерактивной доске.

Общий вывод: четырехчастная композиция « Антоновских яблок» полна глубокого смысла. Судьба конкретной деревни Выселки и конкретных людей воспринимается как общая судьба всего дворянского сословия, да и всей России в целом. Вывод Бунина однозначен: только в воображении, только в памяти остается время счастливой, беспечной молодости, острых ощущений и переживаний, гармоничного существования с природой, жизнью простых людей, величием космоса. Усадебная жизнь представляется неким « потерянным раем», блаженство которого, конечно, не могут возвратить жалкие потуги мелкопоместных дворян, воспринимающиеся скорее как пародия на былую роскошь. Дыхание прекрасного, некогда наполнявший старинные дворянские усадьбы, аромат антоновских яблок уступили место запахам гнилости, плесени, запустения.

Как вы думаете, есть ли в этом произведении центральный образ? (есть, это образ САДА). Реализация домашнего задания, заранее подготовленные учащиеся выступают с сообщением.

Сообщение ученика: В « Антоновских яблоках» лексическим центром является слово САД, одно из ключевых не только в творчестве Бунина, но и во всей русской культуре в целом. Слово «сад» оживило воспоминания о чем-то родном, близком душе.

Сад ассоциируется с дружной семьей, домом, с мечтой о безмятежном райском счастье, которого человечество может лишиться в будущем.

Можно найти много символических оттенков слова сад: красота, идея времени, память поколений, родина. Но чаще всего вспоминается знаменитый чеховский образ: сад- дворянские гнезда, недавно переживавшие период расцвета, а теперь пришедши в упадок.

Сад у Бунина – зеркало, отражающее то, что происходит с поместьями и с их обитателями.

В рассказе « Антоновские яблоки» он предстает живым существом со своим настроением и характером. Сад показан всякий раз сквозь призму настроений автора. В благодатную пору бабьего лета он – символ благосостояния, довольства, процветания: « …помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы и – запах антоновских яблок, запах меда и осенней свежести». Ранним утром он, прохладный, наполнен « лиловым туманом», как будто срывает тайны природы.

Но « прощальный праздник осени» подошел к концу, и « черный сад будет сквозить на бирюзовом небе и покорно ждать зимы, пригреваясь в солнечном блеске»

В последней главе сад- опустевший, унылый… На пороге нового века остались одни воспоминания о некогд блистающем саде. Мотивы покинутой дворянской усадьбы созвучны знаменитому стихотворению И. Бунина « Запустение» (1903):

Томит меня немая тишина.

Томит гнезда родного запустенье.

Я вырос здесь. Но смотрит из окна

Заглохший сад. Над домом реет тленье..

По- разному восприняли это произведение критики. Бунина обвинили в воспевании крепостничества. А. Куприн написал пародию « Пироги с груздями».

Но Бунин писал не о крепостном прошлом, не о природе в « чистом виде», а о красоте. Он рано осознал, что писать о красоте – значит писать обо всем сущем, посольку красота растворена в каждом явлении бытия:

Радость жизни во всем я ловлю-

В звездном небе, в цветах, ароматах.

И еще:

Вон радуга… Весело жить

И весело думать о небе,

О солнце, о зреющем хлебе

И счастьем простым дорожить:

С открытой бродить головой,

Глядеть, как рассыпали дети

В беседке песок золотой…

Иного нет счастья на свете.

Так презрение к вырождающейся современности и исчезновение того прошлого, к котором обращены все помыслы художника, приводило к появлению творчестве писателя « вневременных ценностей». Бунину удалось под обыденным течением жизни в прошлом вскрывать истинно прекрасное и неуничтожимое временем.

Интересно, что ещё в 1891 году Бунин задумал рассказ «Антоновские яблоки», но написал и издал его только в 1900-м. Рассказ имел подзаголовок «Картины из книги “Эпитафии”». Почему? Что хотел подчеркнуть писатель этим подзаголовком?

(Эпитафия-изречение (часто стихотворное), сочиняемое на случай чьей-либо смерти и используемое в качестве надгробной надписи.)

Домашнее задание: 1) Напишите небольшое эссе на тему « Потерянный рай» Ивана Бунина» или « Что сближает комедию А.П. Чехова « Вишневый сад» и рассказ И.А. Бунина « Антоновские яблоки»?.


Великий писатель Иван Алексеевича Бунин свое произведение «Антоновские яблоки» написал быстро, всего лишь за несколько месяцев. Но работа над рассказом не была им закончена, потому что он снова и снова обращался к своему рассказу, изменяя текст. Каждое издание этого рассказа было уже с измененным и редактированным текстом. И это легко моно было объяснить тем, что впечатления писателя были настолько живы и глубоки, что он хотел все это показать и своему читателю.

Но такой рассказ, как «Антоновские яблоки », где нет развития сюжета, а основу содержания составляют впечатления и воспоминания Бунина, для анализа является сложным. Сложно поймать эмоции человека, который живет прошлым. Но Ивану Алексеевичу удается точно передавать звуки и краски, показывая свое необычное литературное мастерство. Читая рассказ «Антоновские яблоки» можно понять, какие чувства и эмоции испытывал писатель. Это и боль, и печаль о том, что все это осталось позади, а также радость и нежность к укладам старины глубокой.

Бунин использует яркие краски описание цветов, например, черно-лиловая, сиво-железное. Настолько глубоки описания Бунина, что он даже замечает, как падает тень от многих предметов. Например, от пламени в саду вечером он видит черные силуэты, которые сравнивает с гигантами. Кстати, метафор в тексте огромное количество. Стоит обратить внимание на сарафаны, которые девушки надевают на ярмарки: «сарафаны, пахнущие краской». Даже запах краски Бунина не вызывает раздражение, а это еще одно воспоминание. А какие слова он подбирает, когда передает свои ощущения от воды! Она у писателя непросто холодная или прозрачная, но Иван Алексеевич использует такое ее описание: ледяная, тяжелая.

То, что происходит в душе рассказчика, насколько сильны и глубоки его переживания, можно понять, если проанализировать те детали в произведении «Антоновские яблоки», где он дает подробное их описание. Есть в рассказе и главный герой – барчук, но его история для читателя так и не раскрывается.

В самом начале своего произведения писатель использует одно из средств художественной выразительности речи. Градация заключается в том, что автор очень часто повторяет слово «помню», что позволяет создать ощущение того, как бережно относится писатель к своим воспоминаниям и боится что-то забыть.

Вторая глава несет в себе не только описание чудесной осени, которая обычно в деревнях загадочная и даже сказочная. Но в произведении повествуется о старухах, которые доживали свой век и готовились к тому, чтобы принять смерть. Для этого они надевали саван, который был чудесно расписан и накрахмален так, что точно камнем стоял на теле старух. Вспоминал писатель и то, что, приготовившись к смерти, такие старухи затаскивали во двор и могильные камни, которые теперь стояли в ожидании кончины своей хозяйки.

Переносят воспоминания писателя читателя во второй части и в другое имение, которое принадлежало двоюродной тетке Ивана Алексеевича. Анна Герасимовна жила сама, поэтому всегда была рада посещением ее старинной усадьбы. Дорога в это имение до сих пор всплывает перед глазами рассказчика: сочное и просторное небо голубого цвета, укатанная и наезженная дорога кажется писателю самой дорогой и такой родной. Описание и дороги, и самого имения у Бунина вызывает огромное чувство сожаления о том, что все это ушло в далекое прошлое.

Грустно и печально читается описание телеграфных столбов, которые встречались рассказчику на пути к тетке. Они были словно серебряные струны, а птицы, сидящие на них, казались писателю нотными знаками. Но и здесь, в имении тетки, рассказчику опять запоминается запах антоновских яблок.

Третья часть переносит читателя уже в глубокую осень, когда после дождей, холодных и продолжительных, наконец-то начинает выглядывать солнышко. И опять усадьба другого помещика – Арсения Семеновича, который был большим любителем охоты. И опять прослеживается грусть и сожаление автора о том, что теперь уже угас дух помещика, который чтил и свои корни, и всю русскую культуру. Но теперь тот, прежний быт утерян, и нельзя теперь вернуть прежний дворянский быт на Руси.

В четвертой главе рассказа «Антоновские яблоки» Бунин подводит итог, говоря, что не больше того запаха детства, который был связан с жизнью и бытом поместного дворянства, исчез запах антоновских яблок. И невозможно больше увидеть ни тех стариков, ни славных помещиков, ни те славные времена. И последние строки рассказа «Белым снегом путь-дорогу заметал» подводят читателя к тому, что не уже невозможно вернуть прежнюю Россию, ее прежнюю жизнь.

Рассказ «Антоновские яблоки» - это своего рода ода, восторженная, но грустная и печальная, проникнутая любовью, которая посвящена русской природе, жизни в деревни и тому патриархальному укладу жизни, который был на Руси. Рассказ по объему небольшой, но зато в нем передается довольно многое. Бунину приятны воспоминания того времени, они наполнены духовностью и поэтичностью.

«Антоновские яблоки» - это гимн Бунина своей Родине, которая хоть и осталась в прошлом, вдалеке от него, но все-таки навсегда осталось в памяти Ивана Алексеевича, и было для него как самое лучшее и чистое время, время его духовного развития.

Рассказ «Антоновские яблоки» Бунин написал в 1900 году. Произведение представляет собой лирический монолог-воспоминание, построенный при помощи «техники ассоциаций».

Главные герои

Рассказчик – «молодой барчук» , в рассказе речь ведется от его лица, он вспоминает эпизоды из прошлого, ностальгирует.

Анна Герасимовна – тетка рассказчика.

Арсений Семеныч – помещик, с которым рассказчик ездил на охоту.

Глава I

Рассказчик вспоминает раннюю погожую осень, август, «подсохший и поредевший сад» , «запах антоновских яблок» . Из сада дорога ведет к большому шалашу, «около которого мещане обзавелись за лето целым хозяйством» . По праздникам тут устраивали ярмарки, куда сходились деревенские и толпились тут до самого вечера.

Поздней ночью рассказчик приходит в сад. Взяв у мещанина Николая ружье, он стреляет, а затем долго всматривается в «темно-синюю глубину неба» и возвращается по аллее домой. «Как хорошо жить на свете!»

Глава II

Если уродилась антоновка, то и хлеб уродился. Рассказчик вспоминает, что Выселки испокон веку славились «богатством»: «старики и старухи жили в Выселках очень подолгу» . Приводит в пример Панкрата – мужик помнил еще односельчанина Платона Аполлоныча, а значит самому Панкрату было «не меньше ста» .

«У богатых мужиков - избы были в две-три связи». Тут разводили пчел, «на гумнах темнели густые и тучные конопляники» , в амбарчиках хранили всякое добро. Рассказчику «порою казалось на редкость заманчивым быть мужиком» .

Еще на его памяти «склад средней дворянской жизни» имел «много общего со складом богатой мужицкой жизни» . Такой «была усадьба тетки Анны Герасимовны, жившей от Выселок верстах в двенадцати» . У нее крепостное право чувствовалось уже во дворе. Тут было множество невысоких надворных построек из дубовых бревен.

«Сад у тетки славился своею запущенностью, соловьями, горлинками и яблоками» , а дом - толстой соломенной крышей. «Войдешь в дом и прежде всего услышишь запах яблок». Под разговоры про старину подавали у тетки угощения, яблоки разных сортов – антоновские, «бель-барыня» , боровинка, «плодовитка» .

Глава III

«За последние годы одно поддерживало угасающий дух помещиков - охота».

Рассказчик вспоминает, как собирался с другими охотниками в усадьбе Арсения Семеныча. Как то «черный борзой, любимец Арсения Семеныча» начал «пожирать с блюда остатки зайца под соусом» . Вышедший из кабинета Арсений Семеныч выстрелил из револьвера и, смеясь и играя глазами, сказал: «Жалко, что промахнулся!» .

Рассказчик вспоминает, как ехал с «шумной ватагой Арсения Семеныча» , охотился. После охоты они останавливались ночевать в усадьбе у «какого-нибудь почти незнакомого холостяка-помещика» .

Но «когда случалось проспать охоту, отдых был особенно приятен» . После прогулки по саду рассказчик шел в библиотеку, где хранились дедовские книги. Среди них – романы, «журналы с именами: Жуковского, Батюшкова, лицеиста Пушкина» и другие. Он с грустью вспоминал, как бабушка играла на клавикордах, читала «Евгения Онегина» .

Глава IV

«Запах антоновских яблок исчезает из помещичьих усадеб».

«Перемерли старики в Выселках, умерла Анна Герасимовна, застрелился Арсений Семеныч… Наступает царство мелкопоместных, обедневших до нищенства!»

Рассказчик приезжает снова в деревню глубокой осенью. «Иногда заедет какой-нибудь мелкопоместный сосед и надолго увезет меня к себе… Хороша и мелкопоместная жизнь!» «Мелкопоместный встает рано». Проснувшись, идет работать. «Часто он поглядывает в поле… Скоро-скоро забелеют поля, скоро покроет их зазимок…»

Зимой же «опять, как в прежние времена, съезжаются мелкопоместные друг к другу» и «по целым дням пропадают в снежных полях» – охотятся.

Заключение

В рассказе «Антоновские яблоки» Бунин соотносит разорение и постепенное исчезновение дворянских гнезд с неизбежностью смены времен года, начиная с ранней осени и заканчивая зимой. Однако рассказчик воспринимает эти перемены как нечто естественное, вспоминая о прошлом со светлой грустью, ностальгией.

Тест по рассказу

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.1 . Всего получено оценок: 1566.

Разделы: Литература

Класс: 11

Цель: показать своеобразие стиля И.А.Бунина на примере рассказа "Антоновские яблоки".

Познавательные:

1). Выявить первые впечатления учащихся о прочитанном произведении;

2). Проследить за тем, как меняется возраст героя и вместе с ним восприятие мира;

3). Обратить внимание учащихся на интонацию светлой грусти, печали в рассказе;

4). Подвести к выводу, что данный рассказ широко включает в себя пейзажи, которые помогают наиболее глубоко понять внутреннее состояние героя, выражают ностальгию по ушедшему прошлому;

5). Рассмотреть образ природы, изображение мира людей, настроение героя-рассказчика, образы символы рассказа "Антоновские яблоки".

Развивающие:

1). Развивать у учащихся навыки литературно-критического анализа произведения;

2).развивать у учащихся навык полного грамотного устного ответа;

3). Развивать умение делать выводы и обобщения.

Воспитывающие:

1). Привить учащимся чувство прекрасного;

2). Воспитание культурного читателя;

Оборудование: текста рассказа И.Бунина "Антоновские яблоки", записи на доске (тему урока, эпиграф урока, таблица)

Нет, не пейзаж влечет меня,
Не краски я стремлюсь подметить,
А то, что в этих красках светит, -
Любовь и радость бытия.
(И.Бунин)

Форма урока: урок-беседа.

Ход урока

1. Орг момент

Приветствие.

2. Вступительное слово учителя

Тема сегодняшнего урока "Чудная власть прошлого в рассказе Бунина "Антоновские яблоки". Наиболее ёмко и совершенно философские размышления И.А. Бунина о прошлом и будущем, тоска по уходящей России и понимание катастрофичности грядущих перемен отразились в рассказе "Антоновские яблоки", который был написан в 1900 году, на рубеже веков. Дата эта символична, поэтому и привлекает особое внимание. Она разделяет мир на прошлое и настоящее, заставляет ощутить движение времени, обратиться к будущему. Именно эта дата помогает понять, что рассказ начинается ("...Вспоминается мне ранняя погожая осень") и заканчивается ("Белым снегом путь-дорогу заметал...") нетрадиционно. Образуется своеобразное "кольцо" - интонационная пауза, которая делает повествование непрерывным. Фактически рассказ, как и сама вечная жизнь, не начат и не закончен. Он звучит в пространстве памяти и звучать будет вечно, так как в нём воплощена душа человека, душа многострадального народа. В нём отражена история государства Российского.

А.Т.Твардовский говорил, что Бунин "обоняет мир всегда и везде; он слышит и передает запахи - и дивные, и отвратительные, и утонченные, и непередаваемо сложные. Он умеет показать вещь через её запах, с такой яркостью и силой, что образ её как бы вонзается в душу. Бунин вдыхает мир; он нюхает его и дарит его запахи читателям".

- Согласны ли вы с утверждением Твардовского? С чем согласны, и почему? Приведите примеры из текста.

Этот рассказ проникнут ностальгией. О чем этот рассказ? Каков его сюжет ?

Вопрос вызывает затруднения. О чем рассказ? Об Антоновских яблоках, о воспоминаниях: Рассказ вызвал недоумение критиков-современников Бунина - "описывается всё то что попадает под руку". Действительно, привычной определенной сюжетной линии рассказ не имеет. По жанру - это рассказ-впечатление, рассказ-воспоминание. В этом смысле можно считать этот рассказ импрессионистским, т.е. произведением, запечатлевшим мгновения. (Импрессионизм - направление в искусстве, для него характерна передача тонких настроений, психологических нюансов, стремление запечатлеть мир в его подвижности и изменчивости).

3. Композиция рассказа

- Как организовано произведение?

Рассказ разворачивается как череда воспоминаний. Повествование ведется от 1 лица. Глаголы чаще всего употребляются в настоящем времени, что приближает читателя к происходящему в воспоминаниях ("Воздух так чист, точно его совсем нет:" Иногда глаголы стоят во 2 лице ед ч, таким образом читатель вовлекается в действие ("распахнешь бывало окно, в прохладный сад, наполненным лиловым туманом: ").

- Этот рассказ - воспоминание, а что именно вспоминает герой рассказчик ?

Вспоминаются не какие-то события, а картины, впечатления, ощущения. Например: праздничный день в 1 главе, описание охоты в 3 главе, чтение книг в 3 главе. Всё что относится к прошлому: барский дом, крестьянский двор, дерево или столетний старик Панкрат, - все имеет мощный запас прочности, кажется надежным, вечным.

Особое внимание следует обратить на композицию произведения. Автор разделил рассказ на четыре главы, и каждая глава - это отдельная картина прошлого, а все вместе они образуют целый мир, которым так восхищался писатель. Сейчас мы рассмотрим каждую главу и проследим как меняется герой-рассказчик и его настроение.

(пояснение таблицы)

Часть рассказа Образ природы Изображение мира людей Настроение героя-рассказчика Возраст героя Образ-символ Вывод
1 Ранняя погожая осень: "свежее утро", "сочный треск" яблок. Прохладная тишина, чистый воздух, бодрое эхо, (август) "как лубочная картинка", ярмарка, новые сарафаны. Праздничные краски: "черно-лиловая, кирпичного цвета, широким золотым "позументом понева" Радостное, бодрое: "Как холодно, росисто и как хорошо жить на свете" подросток Что-то тревожное, мистическое, страшное: костер Ада как символ смерти
2 Вода прозрачная. Лиловый туман, бирюзов ое небо (сентябрь начало) Молодой человек Образ смертной старухи с могильным камнем
3 Хмурые низкие тучи, жидкое голубое небо (конец сентября) Чтение книг, любование стариной журналы Человек в зрелом возрасте Мертвая тишина. Овраг - как образ одиночества
4 Пустые равнины, обнаженный сад, Первый снег Взрослый человек

В начале первой главы описан удивительный сад, "большой, весь золотой, подсохший и поредевший". И кажется, что жизнь деревни, надежды и помыслы людей - всё это как будто на втором плане, а в центре прекрасный и таинственный образ сада, и сад этот - символ Родины, и включает он в своё пространство и Выселки, которые "...ещё со времён дедушки славились богатством", и стариков и старух, которые "жили... очень подолгу", и большой камень около крыльца, который хозяйка "сама купила себе на могилу", и "овины и риги, крытые впричёску". И всё это живёт вместе с природой единой жизнью, всё это неотделимо от неё, поэтому таким чудным и далёким кажется образ проносящегося мимо Выселок поезда. Он - символ нового времени, новой жизни, которая "всё громче и сердитее" проникает в устоявшийся русский быт, и дрожит земля, как живое существо, и человек испытывает какое-то щемящее чувство тревоги, а потом долго смотрит в "тёмно-синюю глубину" неба, "переполненную созвездиями", и думает: "Как холодно, росисто и как хорошо жить на свете!" И в этих словах заключена вся тайна бытия: радость и скорбь, мрак и свет, добро и зло, любовь и ненависть, жизнь и смерть, в них прошлое, настоящее и будущее, в них вся душа человека.

Вторая часть, как и первая, начинается с народной мудрости: "Ядрёная антоновка - к весёлому году", с добрых предзнаменований, с описания урожайного года - осени, которая была порой престольных праздников, когда народ "прибран, доволен", когда "вид деревни совсем не тот, что в другую пору". Проникновенной поэзией согреты воспоминания об этой сказочно богатой деревне с кирпичными дворами, которые были построены ещё дедами. Всё вокруг кажется близким и родным, и над усадьбой, над деревней ощущается удивительный запах антоновских яблок. Этот сладостный запах воспоминаний тонкой нитью связывает в одно целое весь рассказ. Это своеобразный лейтмотив произведения, и замечание в конце четвёртой главы о том, что "запах антоновских яблок исчезает из помещичьей усадьбы", говорит, что всё меняется, всё уходит в прошлое, что начинается новое время, "наступает царство мелкопоместных, обедневших до нищенства". И далее автор пишет, что "хороша и эта нищенская мелкопоместная жизнь!" И вновь начинает описывать деревню, свои родные Выселки. Рассказывает о том, как проходит день помещика, подмечает такие детали, которые делают картину бытия настолько зримой, что кажется, будто прошлое превращается в настоящее, только при этом привычное, обыденное воспринимается уже как утраченное счастье. Возникает это ощущение ещё и потому, что автор использует большое количество цветовых эпитетов. Так, описывая во второй главе раннее утро, герой вспоминает: "...распахнёшь, бывало, окно в прохладный сад, наполненный лиловатым туманом..." Видит он, как "сучья сквозят на бирюзовом небе, как вода под лозинами становится прозрачной"; замечает он и "свежие, пышно-зелёные озими". Не менее богата и разнообразна и звуковая гамма: слышится, "как осторожно поскрипывает... длинный обоз по большой дороге", раздаётся "гулкий стук ссыпаемых в меры и кадушки яблок", звучат голоса людей. В конце рассказа всё настойчивее слышится "приятный шум молотьбы", и "однообразный крик и свист погонщика" сливаются с гулом барабана. А потом настраивается гитара, и кто-нибудь начинает песню, которую подхватывают все "с грустной, безнадёжной удалью".

5. Пространство рассказа

Особое внимание в рассказе Бунина необходимо обратить на организацию пространства. Как вы думаете, каково пространство рассказа?

С первых строк создаётся впечатление замкнутости. Кажется, что усадьба - это отдельный мир, который живёт своей особой жизнью, но в то же время этот мир - часть целого. Так, мужики насыпают яблоки, чтобы отправить их в город; проносится куда-то вдаль мимо Выселок поезд... И внезапно возникает ощущение того, что все связи в этом пространстве прошлого разрушаются, утрачивается безвозвратно целостность бытия, исчезает гармония, рушится патриархальный мир, изменяется сам человек, его душа. Поэтому так необычно в самом начале звучит слово "вспоминается". В нём светлая грусть, горечь утраты и одновременно надежда.

6. Время в рассказе

Необычна и организация времени. Каждая часть выстраивается по своеобразной вертикали: утро - день - вечер - ночь, в которой закреплено естественное течение времени. И всё-таки время в рассказе необычное, пульсирующее, и кажется, что в конце повествования оно убыстряется: "съезжаются мелкопоместные друг к другу" и "по целым дням пропадают в снежных полях". И в памяти потом остаётся только один вечер, который провели они где-то в глуши. И об этом времени суток написано: "А вечером на каком-нибудь глухом хуторе далеко светится в темноте зимней ночи окно флигеля". И символичной становится картина бытия: дорога, заметаемая снегом, ветер и вдали одинокий дрожащий огонёк, та надежда, без которой не может жить ни один человек. И поэтому, по-видимому, автор не разрушает календарное течение времени: за августом следует сентябрь, потом наступает октябрь, за ним - ноябрь, за осенью - зима.

7. Работа с текстом

Сейчас мы рассмотрим как проявляются тематику рассказа "Антоновские яблоки". Как вы думаете какие 3 темы переплетаются в этом рассказе?

Социальная тема, тема природы, психологическая тема.

Теперь рассмотрим каждую тему и попробуем найти в тексте доказательства этих тем в каждой главе.

1 тема: Социальная.

В 1 главе описание дома "В шалаше устроена постель (2 абзац)" Описывается социальный уклад крестьян, дворян и помещиков. Зачитайте мне как описывает Бунин крестьян: "Красивые и грубые дикарские костюмы:".

Во 2 главе мы попадаем в деревню, описывается дом Анны Герасимовны - основательный, большой, прочный, деревянный дом, вокруг сад с птицами. Цитата.

В 3 главе - другая усадьба, но нет домовитости ("И вот вижу себя в усадьбе Арсения Семеныча:")

В 4 главе - мелкопоместная нищенская жизнь, ("Вот вижу я себя снова в другой деревне", "Мелкопоместный встает рано:")

Вывод: Таким образом, мы видим постепенное оскудение, разорение дворянского поместья. Ничего не осталось от прежнего изобилия в 1 главе.

2 тема: Тема природы.

В 1 главе - август теплый, ранняя погожая осень. Описание сада - создается ощущение проницаемости сада "воздух так чист", запах яблок ВЕЗДЕ;

Во 2 главе - холодная осень, усиливается мотив холода, печи, но ещё чувствуется гармония жизни и природы. Зачитайте.

В 3 главе - сентябрь, темно, вечер, ночной дождь, пустынно, скучно, тревожно.

В 4 главе - ноябрь, снег за окнами, сумерки, вечер, цвет - синий.

Вывод: Природа сначала с первых глав - яркая, живая, летняя, в последних главах - природа тускнеет, дождь. Осень умирает.

3 тема: психологическая.

В 1 главе: воспоминания ребенка, детское, сказочное восприятие мира и природы, читает сказки ("К ночи в погоду становится: ") ребенок бежит по саду

Во 2 главе подросток вспоминает "Мне порою казалось заманчивым быть мужиком", он и не ребенок,но и не взрослый, он хочет работать, хочет жениться.

В 3 главе "Когда случалось проспать охоту: вот тайны Алексиса:" Герой читает уже Жуковского, что говорит о его романтизме.

В 4 главе - совсем взрослый человек, пьет, ест капусту.

Вывод: Лирический герой взрослеет, в рассказе он от детства до старости. Но постепенно круг впечатлений и воспоминаний сужается. В начале ему хочется жить, а в конце - скука и однообразность.

Рассмотрев три темы, можно сказать, что они развиваются синхронно, они идут параллельно друг другу, они есть в каждой главе. Но развиваются они от мажора к минору.

1 глава - "холодно и росисто";

2 глава - "прочно"

3 глава- "сладкая усталость"

4 глава - "грустная безнадежная удаль"

Лейтмотив "Антоновских яблок" проходит через все 4 главы, но во всех главах эти яблоки разные: попробуем проследить:

1 глава - запах зеленых яблок

2 глава - много яблок, уют от запаха яблок

3 глава - одно яблоко, но вкусное

4 глава - исчезает запах яблок

Таким образом, яблоки являются символом детства, которые при взрослении исчезают, так же символом России, символом жизни вообще.

8. Опрос

Сейчас проверим, что вы запомнили из урока, а что нет. Проведем небольшой опрос, я буду задавать вопрос, а вы должны ответить:

1). Главная черта импрессионизма в рассказе "Антоновские яблоки" (передача тонких настроении, стремление запечатлеть мир в его подвижности и изменчивости)

2). Жанр рассказа (рассказ-воспоминание, рассказ-впечатление)

3). Какие три темы переплетаются в рассказе? (психол, социолог, тема природы)

4). В каком году написано это произведение? (1900)

5). Какова интонация рассказа? Как она меняется? (сначала радостная, бодрая, ностальгические ноты, затем сладкая и странная тоска, грусть)

9. Подведение итогов

Вывод

Итак, главным символом в рассказе с самого начала и до конца остаётся образ антоновских яблок. Неоднозначен смысл, вкладываемый автором в эти слова. Антоновские яблоки - это богатство ("Деревенские дела хороши, если антоновка уродилась"). Антоновские яблоки - это счастье ("Ядрёная антоновка - к весёлому году"). И наконец, антоновские яблоки - это вся Россия с её "золотыми, подсохшими и поредевшими садами", "кленовыми аллеями", с "запахом дёгтя в свежем воздухе" и с твёрдым сознанием того, "как хорошо жить на свете". И в связи с этим можно сделать вывод, что в рассказе "Антоновские яблоки" отразились основные идеи творчества Бунина, его миропонимание в целом, отразилась история души человеческой, пространство памяти, в котором ощущается движение бытийного времени, прошлое России, её настоящее и будущее.

10. Домашнее задание

2). Письменно ответить на вопрос: "В чем же проявляется чудесная власть прошлого в рассказе И.Бунина "Антоновские яблоки".

Рассказ И.А. Бунина «Антоновские яблоки» относится к одному из тех его произведений, где писатель с грустной любовью вспоминает невозвратно ушедшие «золотые» дни. Автор творил в эпоху коренных изменений в обществе: все начало ХХ века залито кровью. От агрессивной среды можно было спастись только в воспоминаниях о лучших моментах.

Замысел рассказа появился у автора в 1891 году, когда тот гостил в усадьбе у брата Евгения. Запах антоновских яблок, которым были наполнены осенние дни, напомнил Бунину о тех временах, когда и поместья процветали, и помещики не беднели, и крестьяне благоговейно относились ко всему барскому. Автор трепетно относился к дворянской культуре и старопоместному быту, глубоко переживал их упадок. Вот почему в его творчестве выделяется цикл рассказов-эпитафий, которые повествуют о давно ушедшем, «умершем», но еще столь дорогом старом мире.

Писатель вынашивал свое произведение 9 лет. Впервые «Антоновские яблоки» были опубликованы в 1900 году. Однако рассказ продолжал дорабатываться и изменяться, Бунин шлифовал литературный язык, придавал тексту еще большую образность, и убирал все лишнее.

О чем произведение?

«Антоновские яблоки» представляют собой чередование картин дворянского быта, объединенных воспоминаниями лирического героя. Сначала ему вспоминается ранняя осень, золотой сад, сбор яблок. Всем этим управляют хозяева, которые жили в шалаше в саду, по праздникам устраивая там целую ярмарку. Сад наполнен разными лицами крестьян, которые поражают довольством: мужчины, женщины, дети – все они в самых хороших отношениях друг с другом и с помещиками. Идиллическую картину дополняют картины природы, в конце эпизода главный герой восклицает: «Как холодно, росисто и как хорошо жить на свете!»

Урожайный год в родовой деревни главного героя Выселки радует глаз: всюду довольство, радость, богатство, простое счастье мужиков. Рассказчик и сам хотел бы быть мужиком, не видя в этой доле никаких проблем, а только здоровье, естественность и близость к природе, а вовсе не бедность, малоземелье и унижение. От крестьянского он переходит к дворянскому быту прежних времен: крепостного права и сразу после, когда помещики еще играли главную роль. Примером служит усадьба тетки Анны Герасимовны, где чувствовались и достаток, и строгость, и крепостная покорность слуг. Обстановка дома также будто застыла в прошлом, даже разговоры только о былом, но в этом тоже есть своя поэзия.

Об охоте, одном из главных дворянских развлечений, говорится особо. Арсений Семенович, шурин главного героя, устраивал масштабные охоты, иногда и по несколько дней. Весь дом был наполнен людьми, водкой, папиросным дымом, собаками. Примечательны разговоры и воспоминания об этом. Рассказчик видел эти забавы даже во сне, погружаясь в дрему на мягких перинах в какой-нибудь угловой комнате под образами. Но и проспать охоту приятно, ведь в старом поместье кругом книги, портреты, журналы, при виде которых охватывает «сладкая и странная тоска».

Но жизнь изменилась, стала «нищенской», «мелкопоместной». Но и в ней есть остатки былого величия¸ поэтические отголоски бывшего дворянского счастья. Итак, на пороге века перемен у помещиков остались лишь одни воспоминания о беззаботных днях.

Главные герои и их характеристика

  1. Разрозненные картины соединены через лирического героя, который представляет авторскую позицию в произведении. Он предстает перед нами человеком с тонкой душевной организацией, мечтательным, восприимчивым, оторванным от реальности. Он живет прошлым, скорбя о нем и не замечая, что на самом деле творится вокруг него, в том числе, и в деревенской среде.
  2. Тетка главного героя Анна Герасимовна также живет прошлым. В ее доме царят порядок и аккуратность, идеально сохраняется старинная мебель. Говорит старушка тоже о временах своей молодости, да о наследстве.
  3. Шурин Арсений Семенович отличается молодым, залихватским духом, в условиях охоты эти бесшабашные качества очень органичны, но каков он в быту, в хозяйстве? Это остается тайной, ведь и в его лице поэтизируется дворянская культура, как и у прошлой героини.
  4. В рассказе много крестьян, но все они имеют схожие качества: народная мудрость, почтение к помещикам, ловкость и хозяйственность. Они низко кланяются, бегут по первому зову, в общем, поддерживают счастливую дворянскую жизнь.
  5. Проблемы

    Проблематика рассказа «Антоновские яблоки» главным образом сосредотачивается на теме обнищания дворянства, потери ими былого авторитета. По мнению автора, помещичий быт прекрасен, поэтичен, в деревенской жизни нет места скуке, пошлости и жестокости, хозяева и крестьяне отлично сосуществуют друг с другом и по отдельности немыслимы. Отчетливо проступает поэтизация Буниным и крепостного права, ведь именно тогда эти прекрасные усадьбы процветали.

    Также важен еще один вопрос, поднимаемый писателем – это проблема памяти. В переломную, кризисную эпоху, в которую был написан рассказ, хочется покоя, тепла. Именно его человек всегда находит в воспоминаниях детства, которые окрашиваются радостным чувством, из того периода обычно возникает в памяти только хорошее. Это прекрасное и хочет навсегда оставить в сердцах читателей Бунин.

    Тема

  • Главная тема «Антоновских яблок» Бунина – дворянство и его быт. Сразу видно, что автор гордится собственным сословием, поэтому ставит его очень высоко. Деревенские помещики воспеваются писателем еще и из-за их связи с крестьянами, чистыми, высоконравственными, морально здоровыми. В сельских заботах нет места хандре, тоске и вредным привычкам. Именно в этих отдаленных поместьях живы дух романтизма, нравственные ценности и понятия чести.
  • Большое место занимает тема природы. Картины родного края написаны свежо, чисто, с уважением. Сразу видна любовь автора ко всем этим полям, садам, дорогам, усадьбам. В них, по мнению Бунина, и заключается подлинная, настоящая Россия. Природа, окружающая лирического героя, поистине лечит душу, гонит разрушающие мысли.
  • Смысл

    Ностальгия – вот главное чувство, которое охватывает и автора, и многих читателей того времени после прочтения «Антоновских яблок». Бунин – настоящий художник слова, поэтому его деревенская жизнь – идиллическая картина. Автор старательно обошел все острые углы, в его рассказе жизнь прекрасна и лишена проблем, социальных противоречий, которые в реальности накопились к началу ХХ века и неизбежно вели Россию к переменам.

    Смысл этого рассказа Бунина – создать живописное полотно, погрузиться в ушедший, но манящий мир безмятежности и благоденствия. Для многих людей отход от действительности стал выходом, однако недолгим. Тем не менее, «Антоновские яблоки» — образцовое произведение в художественном плане, а у Бунина можно поучиться красоте его слога и образности.

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: