Секреты охоты на мамонтов. Охота на мамонта и «мамонтовое собирательство». Брянский край Описание картины охота на первобытных мамонтов

Секреты охоты на мамонтов

Подростки, прочитавшие книжки о жизни первобытных людей, уверены в том, что никаких секретов в этой охоте нет. Всё просто. Ощетинившись копьями, дикари окружают громадного мамонта и расправляются с ним. До недавнего времени в этом были убеждены и многие археологи. Однако новые открытия, а также анализ сделанных ранее находок заставляют переосмыслить привычные истины.

Так, археологи из Института первобытной и ранней истории при Кельнском университете изучили 46 стоянок и мест охоты неандертальцев в Германии, осмотрели тысячи костей животных, найденных здесь. Их вывод однозначен. Древние охотники были людьми очень расчетливыми. Они взвешивали все последствия своих действий, а потому не спешили бросаться на громадного зверя. Они намеренно выбирали добычу определенного вида, причем нападали на особей, весивших менее тонны. В списке их трофеев – дикие лошади, олени, степные бизоны. По крайней мере, так было 40-60 тысяч лет назад (это – возраст исследованных находок).

Но важен был не только выбор жертвы. Первобытные люди отнюдь не бродили бесцельно по лесам и долам в надежде на то, что им повезет. Нет, охота становилась для них чем-то вроде боевой операции, которую надо было тщательно подготовить. Следовало, например найти место в лесу или степи, где удалось бы нанести удар по врагу с наименьшими для себя потерями. Настоящей находкой для «полководцев ловитвы» были крутые берега рек. Здесь земля внезапно уходила из-под ног намеченной жертвы. Невидимые духи рек, казалось, были во всем готовы пособлять людям, пришедшим сюда. Можно было спрятаться близ водопоя и, выскочив из засады, прикончить зазевавшихся зверей. Или подождать неподалеку от брода. Здесь, вытянувшись в цепочку, животные одно за другим, осторожно прощупывая дно, перебираются на другой берег. Движутся медленно, с опаской. В эти минуты они очень уязвимы, что хорошо знали и кроманьонцы, и неандертальцы, собиравшие свой кровавый улов.

Охота на мамонта. Художник З. Буриан

Коварство и расчетливость древних охотников легко объяснимы их слабостью. Их противниками были животные, весившие подчас раз в десять больше, чем они. А сражаться приходилось в ближнем бою, оставаясь рядом со зверем, разъяренным от боли и страха. Ведь до изобретения лука первобытному человеку нужно было подобраться вплотную к добыче. Удары копьями наносили метров с пятнадцати, не дальше. Пикой же били зверя и вовсе метров с трех. Так что, если намечалась операция «Брод» или «Водопой», бойцам оставалось затаиться где-нибудь за кустами, поблизости от воды, чтобы одним прыжком сократить до предела расстояние, отделявшее от зверя. Выдержка и точность означали здесь жизнь. Торопливость и промах – смерть. Бросаться, как в штыковую атаку, с заостренной палкой на взрослого мамонта – это смерти подобно. А люди охотились, чтобы все-таки выжить.

Миф о храбрецах, что с копьем в руке преграждали дорогу древним слонам, родился сразу после Второй мировой войны. Возник он не на пустом месте. Весной 1948 года в местечке Леринген, в Нижней Саксонии, во время строительных работ был обнаружен скелет лесного слона, погибшего 90 тысяч лет назад. Между ребер животного лежало копье, уверял археолог-любитель Александр Розеншток, первым исследовавший находку. Это распавшееся на одиннадцать кусочков копье с тех пор считалось главным аргументом тех, кто живописал безумную храбрость первобытных людей. Но состоялась ли та памятная охота?

Недавнее исследование опровергло очевидные выводы. В ту отдаленную эпоху на месте, где были обнаружены останки слона, находился край озера. Оно соединялось протоками с другими окрестными озерами. Течение перекатывало попавшие в воду предметы, например то же копье, перенося их с одного места на другое. Похоже, с этим копьем даже не собирались охотиться. Им, судя по затупленному концу, рыли землю на берегу, а потом уронили в воду, и течение вынесло его в озеро, где оно уперлось в тушу животного, преградившую ему путь.

Если в тот день и состоялась охота, то ничего героического в ней не было. На берегу озера умирал старый слон. Вот его ноги подкосились, тело осело наземь. Из толпы людей, наблюдавших издали за последними судорогами зверя, решительно вышел молодой человек. Взял копье. Приблизился. Осмотрелся. Ударил. Ничего опасного. Слон даже не шевельнулся. Что есть силы вогнал в него копье. Помахал остальным. Можно разделывать добычу. Это тоже правдоподобный сценарий.

А что же с другими находками? Торральба в Испании, Грёберн и Ноймарк-Норд в Германии – здесь также находили скелеты мамонтов, сраженных людьми. Однако первое впечатление опять же было обманчивым. Заново исследовав кости животных, археологи обнаружили лишь характерные следы обработки их каменными орудиями – очевидно, следы разделки туш, но это никак не доказывает, что первобытные люди самолично сразили эту добычу. Ведь толщина шкуры взрослого мамонта, достигавшего примерно 4 метров в высоту, составляла от 2,5 до 4 сантиметров. Примитивным деревянным копьем можно было в лучшем случае нанести рваную рану животному, но не убить его – тем более что «право следующего удара» оставалось за разъяренным слоном.

Да и стоила ли игра свеч? На самом деле мамонт был не такой выгодной добычей. Большая часть его туши попросту бы протухла. «Неандертальцы были людьми умными. Они хотели получать максимум мяса с минимумом риска для себя», – отмечают в один голос археологи. Жили неандертальцы небольшими группами, которые насчитывали 5-7 человек. В теплое время года такому племени требовалось полмесяца, чтобы съесть 400 килограммов мяса. Если туша весила больше, остальное пришлось бы выкинуть.

Ну а что же анатомически современный человек, расселившийся в Европе 40 тысяч лет назад? Недаром он – «существо разумное» по определению. Может быть, он-то знал секреты охоты на мамонтов?

Археологи из Тюбингенского университета исследовали кости мамонтов, найденные в пещерах близ Ульма, где располагались стоянки людей культуры Граветт (к тому времени, когда она возникла, неандертальцы уже вымерли). Анализ находок дал однозначный результат. Во всех случаях были разделаны туши детенышей мамонтов в возрасте от двух недель до двух месяцев.

Сотрудники парижского Музея естествознания исследовали еще одну стоянку людей культуры Граветт, расположенную в местечке Миловиче в Чехии. Здесь выявлены останки 21 мамонта. В семнадцати случаях это – детеныши, а еще в четырех – молодые животные. Стоянка Миловиче располагалась на склоне небольшой долины, чье дно было сложено из лёсса. По весне, когда детеныши мамонтов появлялись на свет, мерзлый грунт оттаивал, и лёсс превращался в месиво, в котором молодые особи вязли. Сородичи не могли им помочь. Охотники ждали, когда стадо уйдет, а затем приканчивали жертву. Возможно, люди намеренно загоняли мамонтов в это «болото», пугая их факелами.

А как же все-таки с храбрецами? Неужели так и не находилось тех, кто с копьем наперевес отчаянно бросался на мамонта, не жалея живота своего? Наверное, были и такие смельчаки. Только герои – они на то и герои, чтобы умирать молодыми, например под ногами у разъяренного слона. Мы же, по всей вероятности, потомки тех благоразумных охотников, что из засады могли сутками ждать, пока одинокий детеныш мамонта не омертвеет в той ловушке, куда он угодил. Зато мы, их потомки, живы, а от героев остается обычно лишь память.

Из книги 100 великих богов автора Баландин Рудольф Константинович

Из книги Большая Советская Энциклопедия (МА) автора БСЭ

Из книги Энциклопедия русских фамилий. Тайны происхождения и значения автора Ведина Тамара Федоровна

Из книги Женщина. Учебник для мужчин [Вторая редакция] автора Новоселов Олег Олегович

Из книги Великие советские фильмы автора Соколова Людмила Анатольевна

Из книги 100 великих рекордов животных автора Бернацкий Анатолий

МАМОНТОВ Эта фамилия, так же как и Мамантов, к доисторическому животному не имеет никакого отношения. Мамонт – русское самобытное имя, в просторечии Мамант, исчезло, а фамилии, от него образованные, остались.А Мамонин, Мамонов, Мамошин – фамилии с совсем другим смыслом.

Из книги Практическое руководство аборигена по выживанию при чрезвычайных обстоятельствах и умению полагаться только на себя автора Бигли Джозеф

Из книги Женщина. Руководство для мужчин автора Новоселов Олег Олегович

Из книги Энциклопедия заядлого охотника. 500 секретов мужского удовольствия автора Лучков Геннадий Борисович

САМЫЕ ОРИГИНАЛЬНЫЕ СПОСОБЫ ОХОТЫ Способы охоты у беспозвоночныхБорьба за существование - это прежде всего удовлетворение пищевых потребностей. И поэтому, чтобы решить эту насущную проблему, животные изобретают самые разные способы приманивания и ловли добычи. Способов

Из книги Женщина. Учебник для мужчин. автора Новоселов Олег Олегович

Урок охоты Некоторое время назад меня пригласили сопровождать компанию друзей, собиравшихся на ежегодную лосиную охоту. Мне обьяснили, что эта компания собирается вместе уже девятый год. Оказавшись на незнакомой территории, я не мог упустить шанса. Я отправился узнать

Из книги Полная энциклопедия мифологических существ. История. Происхождение. Магические свойства автора Конвей Динна

Методика охоты Так же, как и в деле расстановки капканов, предварительная рекогносцировка местности - половина успеха, особенно если выходите охотиться на оленя. Оптимальный вариант - круглогодичное наблюдение за повадками, образом жизни и местной популяцией таких

Из книги автора

Из книги автора

Другие способы охоты К сожалению, многие виды охоты на волков оказались незаслуженно забытыми. Так, например, в России существовал псковский способ охоты, при котором 1–3 загонщика выгоняли волков на 1–5 стрелков, установленных на стрелковых номерах. Эта охота требовала

Из книги автора

Другие виды охоты Охота на зайцев нередко ведется коллективно. Эта охота наиболее рекомендуется новичкам, которые таким образом могут набраться опыта. Но порой охотники все же предпочитают работать в одиночестве, так как при этом они остаются наедине с природой.

Из книги автора

3.2 Особенности сексуальной охоты Мастерство женщины заключается в том, чтобы умело выдать свой гарпун за стрелу Амура. Мужчина охотится за женщиной, пока она его не поймает. Авторы не найдены. Наверное, их поймали… Рис. 20. Участок алгоритма врожденного полового

Из книги автора

Гончие Дикой охоты Дикая охота или Гонка смерти появляется по всей Европе во многих образах, и в каждом случае охотников сопровождает стая призрачных гончих. В германоскандинавской мифологии охотой предводительствует бог Один (у англо-саксов это Водан) или король Эрл.

Эпоха верхнего палеолита охватывает период от 40 до 12 тысяч лет тому назад. Это время, когда на территории Европы происходила резкая смена облика материальной культуры, которая нашла свое выражение в наборе форм каменных орудий и высоком уровне развития техники обработки кости. Именно на верхнепалеолитических стоянках древних охотников-собирателей археологи обнаруживают свидетельства активного использования костяного, рогового и бивневого сырья, из которого изготавливали самые разные предметы быта, украшения, фигурки людей и животных, оружие.

Около 25-12 тысяч лет назад в приледниковой зоне Русской равнины сформировалась самобытная яркая культура охотников на мамонтов. Один из ее центров находился на территории бассейна реки Десны – крупного правого притока реки Днепр. Более 15 лет археологи Кунсткамеры проводят в этом регионе раскопки верхнепалеолитических стоянок, имеющих возраст от 16 до 12 тысячи лет назад. Важнейший среди исследуемых памятников - стоянка Юдиново в Брянской области России.

Геннадий Хлопачев :

В настоящее время вопрос о том, охотились ли древние люди на мамонтов, является дискуссионным. Одни исследователи уверены, что многочисленные находки костей мамонтов на стоянках – это результат охоты на этих животных. Другие считают, что древние люди приносили кости и бивни с «мамонтовых кладбищ» – мест скопления туш павших мамонтов. Среди экспонатов Кунсткамеры имеется уникальная находка ребра мамонта с застрявшим в нем обломком кремневого наконечника со стоянки Костенки 1. Это важное свидетельство в пользу гипотезы существования в верхнем палеолите охоты на мамонтов. Впрочем, это не значит, что люди не могли использовать в качестве поделочного материала бивни павших животных.

Где обитали охотники на мамонтов

Cтоянки охотников на мамонтов различались по своему назначению и длительности функционирования. Некоторые были долговременными, некоторые предполагали только кратковременное пребывание на них или даже посещение. В одни места люди приходили охотиться или заниматься собирательством, в другие - добывать необходимое каменное сырье.

Юдиновскую верхнепалеолитическую стоянку в 1934 году открыл советский, белорусский археолог Константин Михайлович Поликарпович. Исследования стоянки имеют длительную историю, раскопки проводили несколько поколений советских и российских археологов. В 1984 году два открытых здесь жилища из костей мамонтов были музеефицированы, над ними возвели специальный павильон. Экспедиция МАЭ РАН проводит раскопки памятника с 2001 года.

Юдиновская стоянка находилась вдали от источников кремневого сырья - важнейшего материала для изготовления самых различных орудий труда: наконечников, скребков, резцов, проколок. Ближайшие к стоянке выходы кремня на поверхность археологи обнаружили благодаря проведенной аэрофотосъемке, сделанной с борта небольшого одномоторного самолета. Место Юдиновского поселения ученые связывают с находящимся поблизости древним бродом, служившим переправой для животных. Брод был открыт археологами в результате подводных исследований в том месте, откуда местные жители часто поднимали кости мамонтов. Оказалось, что здесь дно реки образовано слоем очень плотной глины. Древний человек знал об этом и приходил сюда охотиться.









Юдиновское поселение часто определяют как долговременную стоянку одной локальной группы первобытных охотников на мамонтов. Однако это не значит, что люди жили там непрерывно.

Геннадий Хлопачев , заведующий отделом археологии МАЭ РАН:

Древние охотники мигрировали, и эта стоянка многократно посещалась. В какой-то сезон года люди жили здесь долго, в какой-то могли останавливаться на короткое время. На Юдиновской стоянке открыто два культурных слоя, которые содержат свидетельства о многочисленных разновременных посещениях. Нижний культурный слой относится ко времени около 14,5 тысяч лет назад, верхний - 12,5–12 тысяч лет назад.

Культурный слой - это горизонт залегания культурных находок с различными антропогенными остатками. Нижний культурный слой Юдиновской стоянки залегает на глубине от 2 до 3 метров от современной дневной поверхности.

Как древние люди строили жилища из костей мамонтов

На территории Юдинова нашли пять жилищ аносовско-мезинского типа - это конструкции округлой формы из костей мамонтов. Подобные объекты ранее были обнаружены на стоянках Мезин и Аносовка 2. Жилищами их, правда, называют в известной мере условно, потому что до конца непонятно, как люди их использовали.


Эти конструкции имеют особенности. При их сооружении делали небольшое углубление, вокруг которого определенным образом вкапывали черепа мамонтов, помещая их альвеолами вниз и лобными частями в центр круга. Пространство между черепами заполняли другими костями – крупными трубчатыми, ребрами, лопатками, челюстями, позвонками. Скорее всего, кости скрепляли супесью. В диаметре такая конструкция могла иметь от 2 до 5 метров.

В «жилищах» часто обнаруживают разного рода поделки и украшения из бивня мамонта, многочисленные ракушки с отверстиями для подвешивания, часть из которых происходит с побережья Черного моря. Зачастую предметы находят внутри самой конструкции. Например, в альвеоле одного из черепов мамонта археологи нашли охру, между зубами другого вертикально установленного черепа - крупную орнаментированную пронизку из небольшого молочного бивня мамонтенка.

Геннадий Хлопачев , заведующий отделом археологии МАЭ РАН:

Положение находки исключает возможность того, что она могла оказаться между зубов черепа мамонта случайно. Ее положили специально. Значительная часть найденных на Юдиновской стоянке предметов искусства, орудий с богатым орнаментом происходит именно из раскопок таких конструкций. Возможно, люди использовали эти конструкции в качестве жилищ, а возможно они имели ритуальный характер, где приносили «дары».

Что мы знаем о хозяйстве охотников на мамонтов

Кроме жилищ, на территории Юдиновского поселения располагались хозяйственные ямы. Одни из них использовались для хранения мяса, другие - для утилизации отходов. Мясные ямы копали до вечной мерзлоты, внутрь укладывали мясо животных, а сверху придавливали лопатками и бивнями мамонтов. Археологи различают такие хранилища и ямы по особому набору костей, найденных в них. Это останки многих видов животных: мамонтов, волков, овцебыков, песцов и различных птиц.

Геннадий Хлопачев , заведующий отделом археологии МАЭ РАН:

Есть научное понятие «фаунистический мамонтовый комплекс»: это костные остатки мамонта и сосуществовавших одновременно с ним других животных позднего плейстоцена. Около 12-10 тысяч лет назад климат в восточной Европе изменился, ледниковый период закончился, наступило потепление, мамонты вымерли. Вместе с ними исчезла и культура охотников на мамонтов. Объектами охоты стали другие животные, и, как следствие, изменился тип хозяйства.

Найденные на Юдиновском поселении останки животных не просто рассказывают о том, на каких животных охотился древний человек, но позволяют с высокой точностью определить, в какие сезоны люди обитали на этой стоянке. Изучение костных остатков молодых особей животных, а также костей перелетных птиц позволяет с точностью до месяца, а порой до недели установить, когда они были добыты охотниками.

Оружие, орудия и изделия древнего человека

На Юдиновской стоянке найдено большое количество орудий труда и предметов вооружения. Мотыги, бивневые скребки, костяные ножи, молотки часто были украшены сложными геометрическими орнаментами. На Юдиновской стоянке был широко распространен орнамент, имитирующий шкуру змеи.


Считается, что уже в верхнем палеолите был изобретен лук. Для охоты использовались наконечники и дротики из бивня мамонта. Часто их оснащали кремневыми вкладышами: пластинками из кремня с затупленным краем. Вкладыши, последовательно размещенные на поверхности наконечника, существенно усиливали его поражающие возможности.

Геннадий Хлопачев , заведующий отделом археологии МАЭ РАН:

Использование вкладышей для изготовления орудий охоты стало революционным изобретением человека верхнего палеолита. Это позволило охотиться на таких крупных животных, как мамонты. В 2010 году на Юдиновском поселении была сделана уникальная находка бивневого наконечника, в котором сохранилось несколько кремневых вкладышей. На сегодняшний день с территории Европы присходит всего четыре подобных находки.

Кроме вооружения и предметов быта, на стоянках часто находят предметы, не имевшие утилитарного назначения. Это различные украшения: фибулы, подвески, диадемы, браслеты, ожерелья.

Для региона бассейна реки Десны неизвестны верхнепалеолитические погребения. За все время исследования Юдиновской стоянки был найден всего один фрагмент берцовой кости взрослого человека и три молочных зуба детей. Планируется, что эти останки могут быть использованы для выделения ДНК древнего человека, что позволит представить, как выглядили древние обитатели этого поселения.

Охота — вот основной способ добычи пищи, который на протяжении сотен тысяч лет обеспечивал само существование человечества. Это весьма удивительно: ведь с точки зрения зоологов, ни человек, ни его ближайшие «родственники» — человекообразные обезьяны — хищниками вовсе не являются. По строению зубов мы относимся к всеядным — существам, способным употреблять как растительную, так и мясную пищу. И все же именно человек стал самым опасным, самым кровожадным хищником из всех, когда-либо населявших нашу планету. Перед ним оказались бессильны устоять и самые могучие, и самые хитрые, и самые быстроногие звери. В результате сотни видов животных были полностью истреблены человеком за время его истории, десятки их находятся ныне на грани вымирания.

Палеолитический человек — современник мамонта — охотился на этого зверя не так уж часто. Во всяком случае, много реже, чем это недавно представлялось и ученым, и тем, кто судил о каменном веке лишь по беллетристике. Но все же трудно усомниться в том, что именно специализированная охота на мамонтов являлась основным источником существования для населения Днепро-Донской историко-культурной области, вся жизнь которого была теснейшим образом связана с мамонтом. Так и считает сегодня большинство исследователей. Однако не все.

К примеру, брянский археолог А. А. Чубур убежден, что во все времена человек был способен осваивать лишь естественные «кладбища мамонтов». Иными словами, наши охотники на мамонтов в действительности являлись лишь очень активными собирателями костей и, по-видимому... трупоедами. Эта весьма оригинальная концепция представляется мне совершенно не убедительной.

В самом деле, попробуем представить себе: что за «природные процессы» могли стать причиной столь массовой и регулярной гибели мамонтов? А. А. Чубуру приходится рисовать совершенно невероятные картины постоянных затоплений высокого правого берега древнего Дона. Эти наводнения будто бы выносили трупы мамонтов далеко в глубину древних балок, а уж там они после спада воды осваивались местным населением... При этом мамонты почему-то упорно не желали откочевать на высокие участки и спастись от массовой гибели!

Места людских поселений те фантастические половодья каким-то образом обходили стороной. Ни малейших следов таких природных катаклизмов археологи там не нашли! Один этот факт уже способен подорвать доверие к гипотезе А. А. Чубура.

Кстати, «мамонтовые кладбища» в Восточной Европе действительно есть. Однако именно в окрестностях поселений с домами из костей мамонта они полностью отсутствуют. Да и вообще они — очень большая редкость.

Между тем вдумайтесь: на обширной территории центра Русской равнины население смогло полностью связать свою жизнь с добычей мамонтов. На этой основе люди создали весьма своеобразную и развитую культуру, которая успешно функционировала на протяжении десяти тысяч лет. Что же, все это время они занимались исключительно разработкой скоплений трупов?

Настоящие «мамонтовые кладбища» действительно посещались человеком эпохи верхнего палеолита и в какой-то мере осваивались им. Но все они ничуть не похожи на долговременные стоянки с жилищами из костей мамонта! Да и возраст их, как правило, более молодой: порядка 13—12 тысяч лет назад (Берелех в Северной Азии, Севское в Восточной Европе и пр.). Быть может, наоборот: человек усилил внимание к подобным местам именно тогда, когда стада живых мамонтов заметно сократились?

По-видимому, так оно и было! Нет оснований отрицать, что люди, обитавшие в бассейнах Днепра, Дона, Десны и Оки 23—14 тысяч лет назад, были именно охотниками на мамонтов. Конечно, они не отказывались при случае подобрать ценные бивни и кости зверей, скончавшихся от естественных причин. Но подобное «собирательство» просто не могло быть их основным занятием, ибо находки такого рода всегда носят элемент случайности. Между тем для того, чтобы выжить в приледниковой зоне, человек нуждался не в спорадическом, а в регулярном поступлении таких жизненно важных продуктов, как мамонтовое мясо, шкуры, кости, шерсть и жир. И, судя по тем археологическим материалам, которыми мы располагаем, люди действительно сумели обеспечить эту регулярность на протяжении многих тысячелетий. Но как же они научились побеждать столь могучего и умного зверя?.. Для того чтобы ответить на этот непростой вопрос, познакомимся с вооружением людей эпохи верхнего палеолита.

Копьеметалка

Массовое освоение нового материала (кость, бивень, рог) способствовало развитию и совершенствованию охотничьего оружия. Но главным явилось все-таки не это, а — технические изобретения той поры. Они резко увеличили как силу удара, так и расстояние, на которое охотник мог поразить дичь. Первым важнейшим изобретением палеолитического человека на этом пути стала копьеметалка.

Что это было? — Вроде бы, ничего особенного: простая палка или костяной стержень с крюком на конце. Однако крюк, прижатый к тупому концу древка копья или дротика, при броске придает ему дополнительный толчок. В результате оружие летит дальше и бьет в цель гораздо сильнее, чем если бы его просто бросили рукой. Копьеметалки хорошо известны по этнографическим материалам. Они были широко распространены у самых различных народов: от аборигенов Австралии до эскимосов. Но когда же они появились впервые и насколько повсеместно использовались верхнепалеолитическим населением?

Трудно ответить на этот вопрос с полной уверенностью. Древнейшие дошедшие до нас костяные копьеметалки найдены на территории Франции в памятниках так называемой мадленской культуры (поздний палеолит). Эти находки представляют собой подлинные произведения искусства. Они украшены скульптурными изображениями зверей и птиц и, возможно, являлись не обычным, а ритуальным, «парадным» оружием.

На стоянках восточно-европейских охотников на мамонтов подобных вещей из кости пока не обнаружено. Но это не значит, что охотники на мамонтов вовсе не знали копьеметалки. Скорее всего, здесь их просто изготавливали из дерева. Возможно, стоит повнимательнее присмотреться к предметам, которые до сих пор описывались археологами как «костяные и бивневые стержни». Среди них вполне могут найтись и обломки копьеметалок, пускай не таких красивых, как те, что были найдены на территории Франции.

Лук и стрелы

Это самое грозное оружие из всех, созданных первобытным человеком. Еще недавно ученые полагали, что оно появилось сравнительно поздно: около 10 тысяч лет назад. Но теперь многие археологи уверены в том, что в действительности лук начал применяться значительно раньше. Миниатюрные кремневые наконечники стрел ныне обнаружены на поселениях, где люди жили и 15, и 22, и даже 30 тысяч лет тому назад!

Правда, в течение всего верхнего палеолита эти находки так и не стали массовыми. Вот немного позднее, в неолите, они встречаются повсеместно и в очень большом количестве. Палеолитические же наконечники стрел характерны лишь для отдельных культур, да и там их сравнительно немного. Это говорит о том, что на протяжении, по крайней мере, двадцати тысяч лет применение лука и стрел было весьма ограниченным, несмотря на явные достоинства этого оружия (см. гл. «Конфликты и войны»).

Возникает вполне естественный вопрос: почему так случилось? Почему лук не стал распространяться немедленно и повсеместно, вытесняя ту же копьеметалку? Что ж, этому есть свое объяснение. Всякое изобретение, даже самое совершенное, внедряется в жизнь и начинает совершенствоваться лишь тогда, когда оно действительно необходимо своей эпохе, своей культуре. В конце концов, принцип парового двигателя был впервые открыт и применен не Уаттом и даже не Ползуновым, а Героном Александрийским. Случилось это в I веке до нашей эры, задолго до появления на карте мира и Англии, и России. Но тогда, в рабовладельческом обществе, такое изобретение могло использоваться лишь как забавная игрушка.

При загонной охоте, вполне обеспечивавшей человека необходимой добычей, лук, конечно, не был совсем бесполезен, однако решающей роли не играл. Вообще, значение лука как охотничьего оружия изрядно преувеличено в нашей литературе. Те же этнографические наблюдения показывают, что весьма развитые охотничье-собирательские племена успешно добывали себе нужное количество дичи, главным образом, «безлучными» способами. К примеру, народы таежной зоны Сибири и Крайнего Северо-Востока, как правило, знали лук, но искусством стрельбы не отличались. На северных оленей там охотились с помощью копий, а на морского зверя — с поворотными гарпунами и сетями.

По-видимому, уже в мезолите-неолите лук был не столько охотничьим, сколько военным оружием. И именно в этом качестве он оказался действительно незаменим. Дальнейшее совершенствование лука и развитие приемов стрельбы связаны прежде всего с участившимися столкновениями между человеческими коллективами.

Копья и дротики

Это оружие, появившееся еще на заре развития человечества, становится в верхнем палеолите гораздо более разнообразным и совершенным. В предшествующую эпоху мустъе (средний палеолит) применялись, в основном, тяжелые копья-рогатины. Теперь же в обиход входят самые различные типы орудий такого рода. Были среди них и массивные, предназначенные для ближнего боя. Их могли изготавливать как старинным «ашельским» способом (когда приостренный конец деревянного копья просто обжигался на огне), так и по-новому — из цельных кусков расчлененного и выпрямленного бивня мамонта. Одновременно использовались короткие легкие дротики, которые подчас тоже мастерились целиком из бивня. Подобные орудия найдены во многих местах, в том числе и на поселениях охотников на мамонтов.

Формы и размеры наконечников дротиков были очень разнообразны. С самого начала верхнего палеолита кремневые наконечники дополняются костяными или бивневыми, заметно улучшившими качество метательного оружия. В дальнейшем появляются вкладышевые наконечники, — примерно в середине верхнепалеолитической эпохи, 23—22 тысячи лет назад, (см. гл. «Орудия»).

Конечно, охотники на мамонтов применяли и древнейшее оружие человека: дубинки. Последние бывали тяжелыми, «ближнего боя», и легкими, метательными. Одним из вариантов такого оружия являлись знаменитые бумеранги. Во всяком случае, в верхнепалеолитической стоянке Мамутова пещера (Польша) был найден предмет, по виду аналогичный австралийским тяжелым бумерангам, но изготовленный из бивня мамонта. Кстати, стоит заметить, что сами австралийцы используют для серьезных целей именно тяжелые (невозвращающиеся) бумеранги. Прославленные на весь мир возвращающиеся бумеранги служат у них только для игр или для охоты на птиц.

Были ли в палеолите ямы-ловушки?

Но как же с подобным вооружением люди охотились на мамонтов? Для начала вспомним опять панно В. М. Васнецова «Каменный век», украшающее собой первый зал московского Исторического музея.

«...Бушует в яме-ловушке разъяренный бедолага-мамонт, а толпа полуголых дикарей, мужчин и женщин, добивает его, чем придется: булыжниками, копьями, стрелами...» Да, долгое время охота на мамонтов воображалась именно так! Подобные представления отражены и в школьных учебниках, и в популярных книгах, и в повести М. Покровского «Охотники на мамонтов». Вот только... едва ли так было в действительности.

Подумайте сами: разве могли люди, имевшие в своем распоряжении лишь деревянные или костяные лопатки, соорудить ими ловчую яму для мамонта? Да, конечно, они умели рыть небольшие землянки и ямы-хранилища глубиной до метра. Но ловушка для такого зверя, как мамонт, должна быть огромной! Легко ли вырыть такую яму, да еще не в мягком грунте, а в условиях вечной мерзлоты? Затраченные при этом усилия явно не соответствовали результатам: ведь в яму мог бы попасть, в лучшем случае, только один зверь! Так не легче ли было добыть его каким-нибудь иным способом? Например... копьем?

Можно ли убить слона копьем?

Опыт современных отсталых народов Африки показывает, что убить слона, применяя в качестве оружия только копье, вполне возможно. Например, пигмеи достигли в этом настолько большого искусства, что два-три человека сравнительно легко справлялись с подобной задачей. Известно, что в жизни слоновьего стада вожак пользуется исключительно высоким авторитетом. Именно его поведение определяет безопасность всей группы. Обычно стадо слонов пасется долгое время на одной и той же территории. Отдельные животные, особенно молодые, при этом имеют тенденцию отбиваться от группы, выходить из-под покровительства вожака.

Африканские охотники издавна прекрасно знали, что, обладая тонким нюхом, слоны очень плохо видят. Учитывая это, пигмеи с величайшей осторожностью подкрадывались к такому зверю-одиночке. Для маскировки использовалось не только направление ветра, но и слоновый помет, которым они обмазывались. Один из охотников подбирался к слону вплотную, порою даже под брюхо, и наносил копьем роковой удар.

У пигмеев XIX—XX веков нашей эры уже были копья с железными наконечниками. Ими они чаще всего подрезали слону сухожилия задних ног. Наш далекий предок, палеолитический охотник, вооруженный лишь деревянным копьем-рогатиной, скорее всего, бил им мамонта наискось в область паха. При бегстве обезумевшее от боли животное задевало древком об землю, о кусты. В результате оружие загонялось внутрь, разрывая крупные кровеносные сосуды... Охотники преследовали раненого зверя до смерти. У пигмеев такая погоня за слоном могла продолжаться 2—3 дня.

Сразу отметим: там, где кости мамонта использовались как строительный материал, их находят великое множество, сотни и тысячи. Анализы и подсчеты этих костей, проведенные палеозоологами, показывают: во всех случаях набор их дает картину «нормального стада». Другими словами, на поселениях присутствуют в определенных пропорциях кости самок и самцов, и старых особей, и зрелых, и молодняка, и детенышей, и даже косточки неродившихся, утробных мамонтят. Все это возможно лишь в одном случае: охотники на мамонтов, как правило, истребляли не отдельных зверей, а целое стадо, или, по крайней мере, значительную его часть! И такое предположение вполне согласуется с тем, что известно археологам о способе охоты, наиболее распространенном в верхнем палеолите.

Загонная охота

Коллективный загон являлся в верхнепалеолитическую эпоху основным способом охоты на крупного зверя. Некоторые места таких массовых боен хорошо известны археологам. Например, во Франции близ городка Солютре есть скала, под которой найдены кости десятков тысяч лошадей, сорвавшихся с крутого обрыва. Вероятно, в период около 17 тысяч лет назад здесь погибло не одно стадо, направленное к пропасти солютрейскими охотниками... У города Амвросиевка на Юго-Восточной Украине был раскопан древний овраг. Оказалось, на дне его нашли свою гибель многие тысячи бизонов... Видимо, подобным образом люди охотились и на мамонтов — там, где эта охота являлась их главным занятием. Правда, скопищ мамонтовых костей, подобных Солютре и Амвросиевке, мы пока не знаем. Что ж, можно надеяться, в будущем такие места еще обнаружатся.

Стоит отметить одну из характернейших черт охоты в палеолите — предпочтение, оказываемое какому-то определенному виду добычи. В интересующем нас регионе такое предпочтение отдавалось мамонту, немного южнее — бизону, а на юго-западе Восточной Европы — северному оленю. Правда, преобладающий объект охоты никогда не являлся единственным. Например, западно-европейские охотники на лошадей и северных оленей, случалось, убивали и мамонтов. Так же поступали сибирские и североамериканские охотники на бизонов. Да и охотники на мамонтов при случае не отказывались от преследования оленей или лошадей. Загонная охота в палеолите не была единственным способом добычи зверя. Она носила отчетливый сезонный характер. «Большие загоны», подобные описанным выше, предпринимались не чаще чем 1—2 раза в год (это хорошо подтверждают и этнографические аналогии: первобытные охотники умели беречь природу много лучше, чем современное человечество!). В остальное время люди, как правило, добывали себе пищу, охотясь или небольшими группами, или в одиночку.

Охотничьи собаки

С этими-то способами «одинокой» охоты, очевидно, и было связано одно из замечательных достижений человечества: одомашнивание собаки. Древнейшие в мире собачьи кости, очень похожие на волчьи, но все же отличающиеся от них, были обнаружены на стоянке Елисеевичи 1 в Приднепровье и датируются около 14 тысяч лет назад. Таким образом, этот важнейший момент верхнепалеолитической эпохи напрямую связан с областью, занятой в тот период восточно-европейскими охотниками на мамонтов... Разумеется, тогда собака еще не была распространена повсеместно. И, вероятно, внезапная встреча с первым домашним животным производила неизгладимое впечатление на тех, кто дотоле знал лишь диких зверей.

Рыбная ловля

Несколько слов стоит сказать о рыбной ловле в палеолите. Никаких остатков рыболовных снастей — крючков, грузил, остатков сетей или верш и т.п. — на стоянках той поры не встречается. Специализированные рыболовные орудия, скорее всего, появились позднее. А вот рыбьи кости попадаются и на поселениях охотников на мамонтов, хотя и достаточно редко. Я уже упоминал ожерелье из рыбьих позвонков, найденное в верхнем культурном слое стоянки Костенки 1. Вероятно, в те времена на крупную рыбу охотились с дротиком — как и на всякую другую дичь. Только для этого дела требовалась особая сноровка.

Правила охоты

И, наконец, еще один важный момент, о котором стоит упомянуть — это отношение палеолитического человека к окружающему миру, к той же дичи. Напомню, что культура охотников на мамонтов просуществовала не менее 10 тысяч лет. Это неимоверно длительный период, вероятно, даже трудно вообразимый с точки зрения нашего современника. Ведь «цивилизованному человечеству» хватило куда меньшего отрезка времени, чтобы поставить весь мир на грань экологической катастрофы. А вот в эпоху палеолита население Русской равнины на протяжении многих тысячелетий умудрялось, в конечном счете, правильно регулировать экологический баланс, препятствовать исчезновению видов животных, от которых зависело его собственное существование.

Охота как подвиг

Охота на крупного зверя, как правило, носила промысловый характер. Но, по-видимому, убийство опасного хищника рассматривалось как подвиг, как верный путь к славе. Знаменитые погребения двух подростков, найденные в Сунгире, содержат интереснейшие находки — подвески из когтей тигрольва — могучего зверя, действительно совмещавшего в себе признаки льва и тигра (долгое время этого зверя называли «пещерный лев», однако сейчас этот термин почти вышел из употребления). У одного погребенного были обнаружены две такие подвески, у другого — одна. Несомненно, обладание подобными вещами имело глубокое символическое значение. Быть может, являлось наградой за совершенный подвиг?..

Как сообщает нам самое древнее религиозное писание, «Земля была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою». Но, однако, оставим рассмотрение религиозных текстов богословам и подойдем к делу как обычные атеисты, потому что человеку глубоко верующему трудно пребывать в науке абсолютно беспристрастным.

Распространеннейшее заблуждение

Распространеннейшее заблуждение: атеист - человек, отрицающий существование бога.

Теизм - это учение о Боге, и ему противостоит другое учение - атеизм, оно не строится на отрицании Бога, а просто исключает его из своего объяснения мира. Атеизму чужд дух антитеизма, он не провозглашает борьбу с Богом своей задачей.

Но понятие Бог существует, как существуют понятия логики, диалектики, совести и тому подобное, поэтому говорить, что Бога нет, было бы неверно. Но это понятие не является частью мировоззрения атеиста. Он не руководствуется этим понятием в повседневной жизни, не сверяет по нему свои поступки, мысли, чувства; его душевные переживания протекают вне представления о Боге…

Лично я не могу уверенно ни отрицать, ни подтверждать существование непознанных сил, дающих нам повод к мистическим фантазиям. В религиозных вопросах мне ближе всего позиция одного великого физика, сказавшего: «Бога нет, но есть нечто гораздо более серьезное». Поэтому подойдем к делу в меру атеистически, потому что человеку глубоко верующему, так же как и полностью отрицающему Бога, трудно пребывать в науке абсолютно беспристрастным.

В книге я ничего не утверждаю безоговорочно, но если что-то и предполагаю, значит, на то у меня имеются достаточные основания. Я всегда стараюсь выражаться точно, поэтому в повествовании вы встретите довольно много слов, выражающих различную степень уверенности: кажется, вероятно, возможно, видимо, убежден…

Книга лишена «научности» в академическом понимании термина, но это вовсе не означает, что она основывается на голой фантазии автора. Нет, в ней много фактического материала, которому автор дает свою трактовку. Для лучшего понимания авторской идеи сразу хочу сделать два очень важных предупреждения.

Первое. Излагаемая в книге последовательность исторических событий в координатах времени иная, не та, что общепринята в исторической науке! Текст надо читать, предполагая, что человечество развивалось последовательно, без скачков и регрессивных провалов, потому что такой ход исторических событий диктует логика развития человеческого общества. Поэтому не старайтесь излагаемые события сразу же привязывать к известным годам, искать им место в общепринятой системе хронологических координат. Вы сможете это сделать позже, но уже через призму моей версии.

И второе. ПУБЛИКАЦИЕЙ КНИГИ АВТОР НЕ ПРЕСЛЕДУЕТ НИКАКИХ ПОЛИТИЧЕСКИХ ИЛИ РЕЛИГИОЗНЫХ ЦЕЛЕЙ! РАЗГОВОР ИДЕТ ТОЛЬКО ВО БЛАГО ИСТИНЫ И ЧЕЛОВЕЧНОСТИ. ЦИТАТЫ ИЗ РЕЛИГИОЗНЫХ КНИГ ИЛИ УСТНЫЕ ПРЕДАНИЯ РАЗНЫХ ВРЕМЕН И НАРОДОВ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ ТОЛЬКО КАК ИСТОЧНИК ИСТОРИЧЕСКИХ СВЕДЕНИЙ.

Исходя из логики, здравого смысла и знания людской природы, я хочу начертать свое видение развития нашей цивилизации. Под «нашей цивилизацией» я понимаю земную классическую, в первую очередь европейскую историю, из коей проистекает и русская культура, от Древнего мира и до наших дней. История доисторического человека нас не интересует.

Работая над книгой, я исходил из предположения, что традиционная история читателю знакома, и он способен спокойно и трезво анализировать даже самые неожиданные гипотезы. Но никакой мистики, шарлатанства, «летающих тарелок» или размышлений о «потустороннем мире» в книге не найти, это сугубо историческое исследование. Хотя некоторые свидетельства реальной истории захватывают дух сильнее, чем сказки о преисподней!

Человеку предубежденному или с пораженной психикой (русофобу, антисемиту и пр.), вероятно, лучше не читать книгу вовсе, чтобы лишний раз не расстраиваться. А остальным я постараюсь рассказать как можно интереснее, по возможности не растягивая повествование.

Вселенная не только необычнее, чем мы воображаем, она необычнее, чем мы можем вообразить!

Как давно появилась наша планета? Сколько лет существует на Земле человек? Возможно ли разрешить исторические загадки, ныне считающиеся неразрешимыми? Есть целая армия людей, посвятивших ответам на эти и подобного рода вопросы всю свою жизнь, и отбирать у них кусок хлеба с моей стороны было бы непорядочно. Но, с другой стороны, не могу не заметить, эта «армия» дала столько ответов, что при желании можно отстоять правильность одного или совершенно противного суждений, и даже явный абсурд можно легко защитить ссылками на авторитетные источники. В общем, как писал Байрон в «Манфреде», «Наука есть обмен одних незнаний на другие». Поэтому я с легким сердцем предлагаю свои размышления, не боясь быть оспоренным. А кто неоспорим? Только Бог, который в начале создал твердь земную, с которой все и началось.

«Земля была хаотична и пуста, тьма простиралась над бездной, и Дух Всесильного витал над водою…»
(Бэрэшит, «Книга Бытия»)

По общепринятым представлениям, Земля - плод внутренних космических процессов, результат «работы» космоса. Ярко-красный сгусток горячих космических газов вбирает в себя потоки летящих камней, пыли… Попадая в этот сгусток, камни плавятся, шипят, испаряют газы. Вот уже проступила базальтовая, затем гранитная основа - твердь земная (литое) - и появилась жидкостная составляющая; молодую планету покрывает подобие тумана - будущий воздух. Активная фаза формирования сменяется постепенным затуханием и охлаждением поверхности. Это был период возникновения биологической жизни. Затем - согласно тем же официально принятым в науке представлениям - в воде появились примитивные организмы, они выползли на сушу и развились в разные существа, причем сразу двух полов: что-то стало динозавром с динозаврихой, что-то развилось в мамонта с мамонтихой, что-то стало ползучим гадом с… в общем, с существом женского пола того же вида; а какой-то хитрый «брюхоногий моллюск» умудрился на суше превратиться в обезьянку. Та жила себе беззаботно миллионы лет, но вдруг захотела трудиться «в поте лица своего» - землю пахать, урожай добывать… И от нее-то и произошел человек… Каждый знает эту версию по школе, и я не буду разбирать ее подробно.

Недавно по Интернету прошла такая информация: международная группа ученых в результате многолетней работы пришла к выводу, что Земля была пригодна для жизни сразу же после своего возникновения. Они утверждают, что наша планета возникла в нынешнем виде и с тех пор практически не меняла свой первоначальный облик. По мнению исследователей, планета сразу после своего возникновения была готова приютить живые существа, и все утверждения о том, что сначала Землю сплошь покрывали океаны, а затем на ней выплавилась континентальная кора, куда затем выбрались обитатели вод, ошибочны.

В породах западноавстралийского горного массива Джек Хиллс (он считается самым древним на Земле, его возраст насчитывает 4,4 миллиарда лет) обнаружен редкоземельный металл гафний в сочетании с кристаллами циркония. По данным анализа ученые установили, что континентальная кора отличается от расположенной под океанами строением и толщиной и сформирована уже 4.4–4.5 миллиарда лет назад, то есть практически сразу после рождения планеты. До этого считалось, что она постепенно выплавилась из океанической.

«Похоже, что Земля сформировалась в один момент», - полагает один из исследователей, Стивен Мойзис из Университета Колорадо. Под его руководством проведено исследование, доказывающее, что вода сразу появилась на поверхности планеты примерно 4.3 миллиарда лет назад, а не конденсировалась из атмосферы в течение 3.8 миллиарда лет, как считалось ранее.

«Новые данные говорят о том, что кора Земли, океаны и атмосфера существовали с самого начала, и планета уже тогда была пригодна для жизни», - убежден Мойзис.

Совершенно не хочу рассматривать вопрос о происхождении человека.

На этот счет существует много догадок, вплоть до самопроизвольного возникновения белка в экзосфере (самый верхний, околокосмический слой атмосферы) и оседания его на поверхность планеты. Есть также гипотезы пришествия человека на земной шар с других планет, например с Сириуса, Марса, Фаэтона, и даже предполагают, что со спутников Юпитера. Но вопрос происхождения человека на Земле никоим образом не касается нашей темы, и поэтому я сразу перехожу к данности: когда-то человек возник.

Многочисленные древние документы свидетельствуют, что первоначально существование человека на нашей планете было воистину райским: он не ведал голода, холода, болезней… Но также совершенно очевидно, что наступил период, когда наш предок вдруг стал вынужден бороться за выживание, за свое существование и со многими усилиями выходить из состояния животных отношений с окружающим миром.

Я оставляю за рамками моего повествования тот тяжкий путь, который пришлось пройти древнему человеку. Могу только попутно заметить, что официальная картина быта древнего человека меня совершенно не удовлетворяет. Более того, она во многом алогична, бездоказательна и вредит построению правильного представления о древнем мире. Например, со школьной скамьи мы знаем, что древний человек охотился на мамонтов. И даже современный Большой энциклопедический словарь подтверждает это:

«МАМОНТ - вымершее млекопитающее семейства слонов. Жил во 2-й половине плейстоцена в Евразии и Северной Америке. Был современником человека каменного века. Высота 2.5–3.5 м. Вес 3–5 тонн. Вымер в конце плейстоцена в результате:
а) ИЗМЕНЕНИЯ КЛИМАТА и
б) ОХОТЫ НА НЕГО ЧЕЛОВЕКА.
На севере Сибири, в бассейне Колымы, на Аляске и в других местах планеты найдены мамонты с сохранившимися в слоях вечной мерзлоты мягкими тканями, кожей и шерстью».

Но давайте задумаемся. Останки мамонтов находят по всему миру: и в теплых широтах, и в холодных. Какое такое «изменение климата» заставило всех мамонтов вымереть в одночасье, в течение, как выражаются ученые-палеонтологи, «одной космической минуты»?

Ответим и на другой вопрос: «За какой надобностью древнему человеку надо было охотиться на мамонтов?» Более бессмысленного занятия представить себе трудно! Во - первых, даже шкура современного слона - до 7 см толщиной, а у мамонта имелся еще толстый слой подкожного жира. Попробуйте сами палкой с камнем пробить кожицу, что не лопается даже от бивней пятитонных самцов, когда они дерутся между собой.

Во-вторых, даже если вы сняли такую шкурку с умершего мамонта, сшейте из нее себе «костюмчик» и побегайте в нем, а я посмотрю, на сколько вас хватит.

В-третьих, мясо мамонта - грубое, жилистое, малопитательное. Зачем же древнему человеку потребовалось употреблять в пищу весьма жесткое мясо мамонта, если вокруг полно фруктов, овощей, кореньев, рыбы в реках, а также зверей и птиц с более нежным мясом?

В-четвертых, на картинах древней охоты в учебниках истории в яме понуро сидит бедолага-мамонт, а ему на темя люди кидают камни. Глупость без комментариев. Но вот яма… Ямищу-то кто копал? Даже для средней особи нужна была яма как минимум пять-семь кубометров. Попробуйте выкопать яму хотя бы для слоненка. Железной лопаты не берите, ее тогда еще не было.

В-пятых, в яму мамонта надо еще и направить, загнать. Мамонты, как и слоны, - стадные животные. Соберите ради эксперимента всех своих знакомых и попытайтесь с палками в руках приблизиться и отбить у стада диких африканских слонов (до сих пор, кстати, не прирученных!) какого-нибудь его члена.

А также в-шестых, в-седьмых и в-восьмых… Зачем же повторяетсяоткровенная нелепость из поколения в поколение?

Есть достаточно много подтверждений тому, что традиционная картина быта древнейшего человека, мягко говоря, не соответствует действительности. В журнале «Алфавит» (№ 1, 2002 г.) опубликована статья, в ней говорится, что «…европейские археологи сделали сенсационное открытие, и теперь мы знаем, как одевались женщины времен палеолита. Вопреки распространенному мнению, пращуры носили не только зловонную кожу и шкуры. Доисторические женщины имели в своем «гардеробе» шапочки и сетки для волос, пояса и юбки, трусики и бюстгальтеры, а также браслеты и ожерелья из растительных волокон.

Были самые настоящие ткани, при изготовлении которых применялись вполне ткацкие технологии. И хотя единой моды на просторах Евразии не было, лучшие образчики ткачества времен палеолита могут соперничать с изделиями неолита, бронзового и железного веков. Да что там неолит! Современный тонкий хлопок - и тот почти не превосходит выделкой палеолитический.

Доселе наше далекое прошлое представлялось нам в виде композиций в исторических музеях: обезьяноподобные мужики в шкурах с дубинами загоняют мамонтов, такие же звероподобные тетки с отвисшими грудями нянчат детей и жарят мясо на кострах. Похоже, эту картинку пора пересматривать. Новые данные убедительно доказывают, что роль женщины в доисторическом обществе была куда значительнее, чем мы думали до сих пор. Если уж древние дамы умели шить и с изяществом носить драгоценные тканые одежды, надо думать, что и положение в обществе они занимали далеко не рабское, а скорее равноправное. И их мужья должны были иметь какой-никакой художественный вкус. Иначе для кого первобытные модницы наряжались бы?»

Вот такой текст. А теперь дадим себе труд задуматься. Привожу статью из самого современного электронного энциклопедического словаря Кирилла и Мефодия:

«Палеолит - от палео … и… лит, древний каменный век, первый период каменного века, время существования ископаемого человека (палеоантропы и др.), который пользовался оббитыми каменными, деревянными, костяными орудиями, занимался охотой и собирательством. Палеолит продолжался с возникновения человека (свыше 2 млн. лет назад) примерно до 10-го тысячелетия до нашей эры».

Если неискушенный читатель захочет узнать, когда на Земле появился человек, то он обнаружит самые разные цифры: от 10 тысяч и до двух миллионов лет тому назад.

Причем в силу возраста я могу проследить, как менялась эта цифра. Во времена моего обучения в школе было известно, что человек произошел 35–40 тысяч лет назад, потом эта цифра медленно увеличивалась до 70, 100, 140, 200 тысяч. Затем на экранах кинотеатров появился американский фильм «Миллион лет до нашей эры», и там по земле уже бегали люди и, нечленораздельно мыча, отбивались от назойливых динозавров; консультанты фильма - самые уважаемые историки Америки. Теперь цифру догнали до двух миллионов. Кто больше?

Читатель должен понимать, что цифры хронологии - святая-святых для историка. Если я изменяю цифру предполагаемого появления человека на Земле, то с изменением цифры меняется и вся картина земной жизни от самого первого дня и до дня сегодняшнего. И если в самом современном определении мне предлагают узнать, что два миллиона лет назад по нашей планете бегали палеоантропы - человекообразные обезьяны (примитивные настолько, что орудиями труда у них были только каменные скребки и кости убитых животных), и при этом, оказывается, они носили трусики и бюстгальтеры, по тонкости ткацкой выделки не уступающие современному белью, то я понимаю, что в официально принятой картине доисторического мира царит полнейшая неразбериха.

Обычно ученые-археологи и палеонтологи исходят из того, что человек изначальный был плотоядным, с грубыми чертами: животными руками, массивной челюстью, нависшим над глазами лбом. Возникает ощущение, что человека как такового по сути (мыслящего) не было, был зверь; получается, эволюции изрядно пришлось потрудиться, «исправляя» ошибки Создателя.

Я живо представляю, как предок господ, утверждающих вышеизложенное, рвет зубами сырое мясо - но это ведь никак не человек! Потом его пищеварительная система становиться отчего-то вдруг деликатной (вероятно, сырое мясо способствует превращению животного в человека), и он начинает запекать мясо на огне (котлов железных для варки пищи у него, естественно, нет), и то же самое ест его малолетний ребенок… Найдите человека, желудок которого способен переваривать самую грубую пищу, покормите его подобным образом, и он максимум через год умрет от подобного питания. А нас хотят уверить, что так человек питался сотни тысяч лет и приобрел облик современных людей.

Слава Богу, ни одна современная энциклопедия уже не утверждает, что питекантроп, синантроп, неандерталец, кроманьонец и им подобные являлись промежуточным звеном между обезьяной и человеком. Более того, команда европейских ученых во главе со Свентом Паабо провела в Станфордском университете исследование, оно с высокой вероятностью доказало, что смешения раннего человека и неандертальцев не происходило. Изолировав митохондриальную ДНК от четырех неандертальцев и пяти современных им европейских людей, ученые не нашли никакого свидетельства значимого генетического перехода. Вполне допустимо, что человек мог быть сотворен в различном природном «исполнении» (в семействе псовых: и собака, и волк, и шакал, и койот, и динго, и лис, и песец), и с другой сердечно-сосудистой системой (давление и плотность воздуха были когда-то другими, магнитное поле Земли было во много раз сильнее), и с другой дыхательной системой, (не всегда атмосфера Земли состояла из знакомой нам азотно-кислородной смеси, содержание кислорода в пузырьках воздуха в древнем янтаре - 28 %), но de facto выжить и приспособиться удалось самому слабому, самому неприспособленному для жизни на этой планете виду - homo delicatus - человеку изящному. Когда начинаешь перечислять все «неприспособленности» человека для жизни в данных земных условиях, то хочется воскликнуть: «Как человек вообще мог здесь появиться и выжить!» И вдруг с поразительной ясностью начинаешь понимать, что человек по всем параметрам не создан для этой планеты… Либо следует признать, что когда он появился, условия на Земле были другими!

Но не споры с учеными мужами для меня главное, бог уж с ним: охотились, да и пусть, если так уж в это верить хочется. Бытие человека изначального - не вопрос данной книги, и в случае необходимости я ограничусь лишь замечаниями сугубо информативно-озадачивающего характера.

Есть теории, идущие еще от Ж. Кювье, согласно им жизнь человечества протекает циклами: достигает пика своего развития и затем, то ли в силу геологических причин, то ли в силу скверного характера, губит себя, нисходя до первобытного состояния, и затем заново проходит исторический путь. Насчет скверного характера - это верно, остальное - сомнительно.

В высказываниях биологов все время читается скрытая в подсознаниимысль, что генокод живых существ находится в процессе постоянного изменения (ох уж эти эволюционисты), а все виды - в постоянном смешении. Нет, господа, на Земле у каждого вида свой самостоятельный путь. Гиены не превращаются в волков, а шакалы в песцов. И ни одна обезьяна в течение известных человечеству тысячелетий даже на полшага не приблизилась к человеку ни по внешним признакам, ни на генетическом уровне.

Было бы правильнее говорить, что на земле существуют только те живые существа, которые МОГУТ существовать в данных физических условиях. Те же, кто не приспособлен для жизни на этой планете, не могут появиться вовсе или неминуемо исчезнут, ЕСЛИ ИЗМЕНИТСЯ ПРИВЫЧНАЯ ДЛЯ НИХ ЗЕМНАЯ СРЕДА, ТО ЕСТЬ УСЛОВИЯ ИХ СУЩЕСТВОВАНИЯ.

Истина очевидная: каждый вид существовал на Земле сам по себе и ни в кого не превращался. А исчезнуть в один миг многие виды живых существ заставила очень веская причина. А именно: очень сильная геокосмическая катастрофа.

СЧИТАЮ, ЧТО ДВЕ КАТАСТРОФЫ ВСЕЛЕНСКОГО МАСШТАБА ПЕРЕЛОМИЛИ ПУТЬ ЗЕМНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ.

За последние двадцать лет я прочитал, наверное, все, что написано о катастрофах, и знаю, что на земле происходило немало катаклизмов. Но вряд ли они носили губительный для человечества характер.

Я ПОДРАЗУМЕВАЮ КАТАСТРОФЫ, КОРЕННЫМ ОБРАЗОМ ИЗМЕНИВШИЕ НЕ ТОЛЬКО ФИЗИКУ, ГЕОГРАФИЮ, ИСТОРИЮ ЗЕМЛИ, НО И СУЩНОСТЬ ВСЕГО ЖИВОГО НА ЭТОЙ ПЛАНЕТЕ, И САМОГО ЧЕЛОВЕКА В ТОМ ЧИСЛЕ.

Для удобства я так и буду именовать каждую из них в дальнейшем - «катастрофа». Или иногда - «катаклизм».

Для человека из прошлого основным видом деятельности было собирательство и охота, и это обеспечивало им существование без голода. До нашего времени дошла интересная информация о том, как охотились на мамонтов, ведь именно благодаря этому удавалось получать не только мясо, но и одежду, которую создавали из шкур мертвых животных.

Такое животное, как мамонт, известно современному человеку, как прототип слона, которого сегодня можно увидеть в зоопарке или по телевизору. Это млекопитающее существо внушительных размеров, которое принадлежит к семейству слонов. Мохнатые слоны удивляли древних предков своим весом и ростом, когда самые большие достигали в высоту более шести метров и весили не меньше двенадцати тонн.

Древний представитель животного мира отличался от слона более громоздким основанием и короткими ногами, а его кожа была покрыта длинной и мохнатой шерстью. Характерной особенностью мамонта были массивные бивни, которые приобретали особенно выраженный изгиб. Доисторический представитель использовал данный элемент для того, чтобы выкапывать еду из-под снежных завалов. И, казалось бы, что маленькому человеку не под силу умертвить такое животное в корыстных целях. Несмотря на примитивное орудие и незнание законов природы, людям удалось научится вести успешную охоту на мамонтов.

Стремление добыть больше мясной пищи, которая помогала выживать в суровых условиях жизни, привело к тому, что были найдены способы отлавливания и умерщвления огромных животных, чаще всего которыми становились мамонты. Естественно, одному человеку такое приключение было не под силу, поэтому на охоту выбирались целыми группами, что и приводило к желаемому итогу.

Хотя на сегодняшний день каждый из вариантов охоты можно поставить под сомнение, исходя из мнения ученых. Именно они утверждают, что скорее всего люди, живущие в доисторические времена, только добивали животных, которые были больными и немощными, и не могли позаботиться о своей безопасности.

Автор книги "Тайны пропавшей цивилизации" уверен в том, что при качестве орудия, которым обладали древние люди, проникнуть сквозь кожу могучего животного было практически невозможно. Также Богданов говорит о том, что мясо мамонтов было жестким и жилистым, поэтому для пищи совсем не подходящее.

Не живя в древности и не будучи одним из представителей палеолита, сложно проверить информацию, которая поступает к человеку в качестве достоверной. Поэтому в большей степени приходится принимать многие вещи на веру. Далее просто будут рассмотрены версии, которые считаются официальными и правдивыми.

Если основываться на представлении многих современных художников и археологов, то охота на мамонтов происходила следующим образом. Главная идея в поимке мамонта заключалась в том, что нужно было вырыть глубокую яму, которая представляла для животного большую опасность. Вырытая в земле впадина накрывалась заранее подготовленной жердью, которая маскировалась листьями, ветками, травой и всем, что не могло вызывать у животного настороженность.

При разных обстоятельствах, весящий несколько тонн мамонт, мог случайно сам попадать в эту яму, выбраться из которой ему никак не удавалось. Тогда уже к месту поимки сходились представители племен и добивали животного своими заостренными палками, дубинками и камнями. Еще в качестве надежности ловушки на дно ямы устанавливали колья. Также мамонта в эту яму первобытные представители загоняли группой, создавая дикие крики и вопли, в результате чего перепуганное животное падало в подготовленную воронку.

Люди тщательно изучали повадки и привычки животных, поэтому очень часто была известна дорога, которая вела животных к водопою. Если доводилось сталкиваться с животным в местности, где были горы, тогда его загоняли к обрыву и заставляли мамонта оступиться и упасть. И уже разбившееся животное подвергалось разделыванию. Это наиболее известные способы, которые были использованы древними людьми для поимки мамонтов.

Чаще всего ямы, которые служили для древних слонов ловушками, после его смерти становились прекрасной кладовой для мяса, полученного с массивного животного. Такой запас позволял долгое время не беспокоиться о том, что нужно снова добывать еду.

Каждому остается только догадываться, реальные это методы охоты на мамонтов или нет. Просто сложно поверить в то, что мамонты были животными глупыми и позволяли себя загонять в ловушку, где их ждала смерть. Ведь стоит только взглянуть в глаза современного слона - там читается ум и доброта.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: